Написать программу в app inventor 2 beta. App Inventor — среда визуальной разработки android-приложений

Увеличить встроенную функциональность App Inventor можно при помощи web-технологий и расширений. В сети можно найти платные и бесплатные расширения (порядка 200 на puravidaapps.com), но возникают вопросы, а насколько сложно создавать свои, что они могут дать и стоит ли тратить время на это или лучше заняться чем-то другим?

Все компоненты и блоки, доступные в App Inventor, относятся к встроенным (внутренним), а расширения - к внешним.

Встроенные возможности предоставляют интересную функциональность для начинающих пользователей, удовлетворительную для опытных и недостаточную для программистов. При этом большинство пользователей предпочтут загружать готовые расширения, а не разрабатывать их. Из этого следует простой вывод о том, что разработка расширений может быть интересна, в основном, опытным пользователям и энтузиастам. Начинающих вполне устроят встроенные возможности и имеющиеся расширения, а программистам заниматься расширениями не интересно по причине необходимости выполнения двойной работы. Зачем тратить время на создание и отладку расширения ограниченной функциональности, а затем при помощи него создавать приложение ограниченной функциональности, если можно сразу писать код на Java, пользуясь всеми доступными возможностями Android Studio IDE и Android API?

Создавать расширения для AI несложно, если имеется какой-то опыт программирования и понимание основ ООП, но по указанным выше причинам этим серьёзно занимаются единицы. Создавать функциональные расширения непрактично, а вот написание простых дополнений для расширения встроенной функциональности или создания новой может показаться интересным и полезным в плане практики занятием. Но здесь нужно определиться с подходом. Можно либо следовать концепции AI - визуальное программирование, либо расширить её элементами текстового программирования.

Если сказать грубо, то App Inventor похож на айсберг, верхушка которого видна пользователям в виде встроенной функциональности, а под водой находится и недоступна значительно большая часть. Это сделано специально в соответствии с назначением данной IDE, требующей от пользователей минимальных знаний программирования. Заложенная в App Inventor модель работы изначально не рассчитана на большую функциональность. Добавление новых свойств вызовет рост количества блоков в геометрической прогрессии. Например, добавление свойства прозрачности приведёт к появлению двух блоков для каждого виджета (для установки и возврата значения). Если таких виджетов 5, то число блоков увеличится на 10. Добавили 10 свойств, на выходе получили 100 блоков. Дополнительно к этому появятся новые поля свойств в дизайнере. В этих условиях подход “простая IDE + расширения” выглядит обоснованным, но не для тех, кто предпочитает хорошую функциональность “из коробки” без необходимости поиска и установки дополнений.

Индивидуальная настройка свойств объектов и задание жесткой связи блоков на этапе разработки приложения, с одной стороны, упрощает разработку и позволяет избежать большого количества ошибок, но приводит к возникновению статичных приложений. Если к одному блоку присоединён другой блок, то это навсегда. Изменить свойство или выбрать другой объект на этапе выполнения приложения можно только в том случае, если эта возможность была изначально заложена на этапе разработки. Для этого необходимо использовать косвенный доступ к объектам. Например, можно создать список пар “название объекта - объект” для всех объектов, а затем использовать его в функциях для доступа к разным объектам. В этом случае принимающий блок будет связан не с конкретным объектом, а со списком, из которого нужный можно получить по его ключу-имени.

Если к сказанному выше добавить сложности с реализацией групповых операций, отсутствием виджетов, методов и других нюансов встроенной функциональности, то станет понятна причина появления AppyBuilder, Thunkable, Makeroid и др., в которых увеличение функциональности реализовано за счёт количества компонентов. Больше компонентов - больше блоков. А вот при помощи расширения можно увеличить функциональность качественным образом, например, использовать один блок для доступа к десяткам свойств десятка объектов. Вот это уже действительно интересно, поскольку дополняет визуальное программирование элементами текстового для компенсации ряда недостатков встроенной функциональности AI.

Смогут ли создавать расширения те, кто слабо знаком с программированием? Да, простые смогут, воспользовавшись подходом “скопируй и измени”, но определённая подготовка всё же требуется. Без неё будет непонятно, почему расширение не компилируется и что при этом пишется на экране. Также следует сказать о том, что часть расширения, работающего с объектами Android, удобее создавать и отлаживать в Android Studio.

Разработка расширений подойдёт тем, кого, в принципе, устраивает App Inventor, но хотелось бы что-то дополнить, улучшить и упростить, а заодно и попрактиковаться в Java. Если это ваш случай, то начнём с развёртывания среды разработки.

ВКонтакте есть группа Расширения для App Inventor , где на видео и в текстовом виде дано пошаговое руководство по созданию и настройке рабочей среды, а также простой пример, возвращающий слово Test. Дублировать данный материал не имеет смысла, а вот сам пример рассмотрим в качестве быстрого введения в тему.

package vlad; import com.google.appinventor.components.runtime.*; import com.google.appinventor.components.annotations.DesignerComponent; import com.google.appinventor.components.annotations.DesignerProperty; import com.google.appinventor.components.annotations.PropertyCategory; import com.google.appinventor.components.annotations.SimpleEvent; import com.google.appinventor.components.annotations.SimpleFunction; import com.google.appinventor.components.annotations.SimpleObject; import com.google.appinventor.components.annotations.SimpleProperty; import com.google.appinventor.components.common.ComponentCategory; import com.google.appinventor.components.common.PropertyTypeConstants; import com.google.appinventor.components.common.YaVersion; import com.google.appinventor.components.runtime.util.SdkLevel; @DesignerComponent(version = YaVersion.NOTIFIER_COMPONENT_VERSION, category = ComponentCategory.EXTENSION, description = "This is a test extension", nonVisible = true, iconName = "images/notifier.png") @SimpleObject(external=true) public final class TestExtension extends AndroidNonvisibleComponent implements Component { public TestExtension(ComponentContainer container) { super(container.$form()); } @SimpleFunction(description = "This function returns the \"Test\" string") public String Test() { return "Test"; } }

Код расширения включает в себя java-код класса и аннотации, начинающиеся с символа @. Аннотации используются для указания того, что блок кода под ними должен быть обработан простым компилятором. Простой компилятор просматривает аннотации и производит интеграцию расширения в среду разработки App Inventor - создаёт для указанной функции блок (функции или свойства), поле редактирования в дизайнере и выполняет другую работу.

@DesignerComponent указывает на общие параметры компонента и то, что он относится к категории расширений и является невизуальным (в настоящее время можно создавать только невизуальные компоненты расширения)

@SimpleObject указывает на компонент, а поле external=true на то, что компонент является внешним

@SimpleFunction указывает компилятору функцию, для которой нужно создать блок. Если функция возвращает значение, то выемка появится в его левой стороне. Если функция имеет параметры, то соответствующие им выемки будут в правой стороне.

Исходные коды классов можно посмотреть в директориях, соответствующих названиям пакетов:

com/google/appinventor/components/runtime - классы встроенных объектов.
com/google/appinventor/components/annotations - классы аннотации
com/google/appinventor/components/common - классы общего использования
com/google/appinventor/components/runtime/util - классы утилит

В настоящее время при помощи расширения можно создать только невизуальный компонент. Если необходимо создать визуальный компонент, перетаскиваемый на рабочее поле дизайнера, как и строенные виджеты, то для этого понадобится своя локальная копия App Inventor.

Попробуйте изменить надпись, скомпилировать, установить и выполнить блок. Если всё получилось, то рабочая среда настроена и можно идти дальше для создания более практичных и интересных вещей.

Сегодня на рынке труда мы наблюдаем настоящий бум на специалистов в области разработки приложений для мобильных устройств. Профессия разработчика мобильных приложений становится одной из самых востребованных. Но вот готова ли система образования ответить на этот вызов? Ведь чтобы диагностировать способности к программированию и вовремя заложить прочный фундамент из знаний и навыков, начинать нужно уже с раннего школьного возраста.

До недавнего времени проблема обучения школьников средних классов программированию казалась неразрешимой - прежде всего из-за отсутствия инструмента, который, с одной стороны, был бы достаточно прост в освоении, а с другой - позволял бы создавать действительно стоящие продукты. Попытки поголовно обучать школьников Бейсику или Паскалю приводили только к тому, что предмет «информатика» оказывался по зубам лишь очень узкому кругу учащихся - тем, кому в силу интеллектуальных особенностей, семейного воспитания или чрезвычайного везения с учителем удавалось продвинуться в освоении программирования дальше, чем другим. Для большинства остальных школьников информатика так и оставалась чем-то недоступным.

Ситуация начала меняться в начале 2000-х годов, с возникновением и развитием визуальных языков программирования, флагманом которых по праву считается язык Scratch. Этот язык совершил настоящую революцию в школьном преподавании программирования под десктопные ОС. Программировать на Scratch так же легко, как складывать детскую мозаику-паззл. Операторы и процедуры языка представляют собой цветные блоки. Перетаскивая и соединяя их, мы создаём программы. Ошибку в синтаксисе этого языка сделать просто невозможно - если блоки не встанут рядом, паззл просто не сложится.

App Inventor

Естественным развитием этого подхода стал язык программирования App Inventor, разработанный профессором Массачусетского технологического института (MIT) Халом Абелсоном в 2010 году. В основе его - тот же принцип перетаскивания визуальных кирпичиков и собирания программы из блоков.

Отличие App Inventor от Scratch состоит в том, что App Inventor ориентирован не на десктопное использование, а предназначен для создания приложений под мобильное устройство - смартфон или планшет с ОС Android. Он умеет, например, «понимать» данные акселерометра мобильного гаджета, управлять встроенной камерой, видит, как ориентирован телефон в пространстве и многое другое.

App Inventor - это полностью облачное приложение. Чтобы начать программировать на нём, нужен только интернет и браузер. Переход на страницу языка осуществляется по этой ссылке . Интерфейс на английском и на русском языках.

Интерфейс языка программирования MIT App Inventor состоит из двух основных частей - дизайнера и редактора блоков .

В дизайнере мы конструируем наше приложение из элементов - экранов, кнопок, ячеек, изображений, звуков.

В редакторе блоков мы программируем поведение этих элементов.

Интерфейс App Inventor прост и интуитивно понятен. Если вы захотите попробовать преподавать программирование на App Inventor в школе, рекомендуем сайт appinvent.ru , на котором собраны обучающие материалы для учителей.

Конкурс для школьников

А школьники, которые пройдут обучение по программированию на App Inventor в школе или самотоятельно, могут принять участие в конкурсе на разработку собственных мобильных приложений на App Inventor . Победитель конкурса получит планшетный компьютер от компании Samsung. Срок подачи работ - до 15 мая 2016 года.

Помнится, в одной из статей по App Inventor я писал, что была попытка его русификации, но мне она не очень понравилась. Уже и не упомню почему. А русификация из App Inventor2, тем временем, пропала.
Но мир не стоит на месте и вот опять у нас есть Апп Инвентор на русском языке. Это случилось благодаря усилиям энтузиастов из сообщества «Учимся с Google» . Дальше я постараюсь разобраться в том, что получилось, а сейчас, для начала, аплодисменты энтузиастам! Ну, просто потому, что получилось весьма неплохо, на мой взгляд, и работа, всяко, нужная.

Но, от восторгов к делу.
Переключиться на русский язык можно в выпадающем меню выбора языков, вверху-справа.

Теперь, что понравилось:
Грамотный и приятный перевод на русский язык различных менюшек на рабочих столах «Дизайнер» и «Блоки»

Это сразу позволит не потеряться человеку далекому от программирования и английского языка. Я и сам далек от первого, и лишь чуть ближе ко второму, поэтому нравится, черт возьми! Хотя уже и привык к английскому интерфейсу.
Нажимаем вопросик рядом в меню «Палитра» и что видим?

Ба! Да это маленькая подсказка, так же переведенная на наш, великий и могучий. Тоже здорово! Если с такой штукой, как кнопка, я разобрался, не прибегая к словарю, то, например, чтобы разобраться со спрайтами, мне пришлось почесать затылок. А тут все на блюдечке.
Идем дальше и смотрим блоки. И тут полное благолепие и русификация.

Признаюсь честно, что вроде бы разобрался с AI (ну, хорошо, только с его частью), но некоторые блоки заставляют напрягаться, так как, опять же, английский мой, увы, хромает. Так что App Inventor на русском и тут в помощь.
Еще есть в App Inventor указатель ошибок. И его ребята не обошли стороной.

В общем, повторюсь, русификация мне понравилась.
Есть, конечно, маленькие косячки: например, пропущены некоторые слова в «Свойствах» компонентов.

Но, ей богу, это такая мелочь!
Да, вот, всплывающие подсказки у блоков, по-прежнему, на английском. А ведь их правильного понимания зачастую не хватает.

Теперь о том, перейду ли я лично на русифицированную версию. Скорее, нет, и вот почему: подавляющее большинство языков программирования используют именно английский язык. Отсюда вывод – тот, кто хочет продвинутся дальше в изучении программирования, должен работать с языком оригинала. А я хочу.

И следующий довод: в процессе разбирательства с AI я поднял свой уровень английского. А это тоже весьма полезно.
Но! Я все равно буду обращаться к русскоязычному App Inventor, так как не все и не всегда понятно. И более того, не всегда есть время и желание учить иностранный язык, если надо написать себе, скажем, приложение-будильник с собственными фичами. И тут Апп Инвентор на русском поможет. А если вы хотите обучить созданию мобильных приложений детишек, которые только начали изучать английский? Да на англоязычном AI вы им только головы заморочите. Ведь вспомните, что эта штуковина и создавалась для обучения.
Так что, проделанный труд заслуживает всяческого внимания и уважения. И, вне всякого сомнения, использования.
Еще неплохо бы ребятам было создать полный русский учебни… Стоп! Стоп! А что тогда буду делать я?

Погодная станция в MIT App Inventor 2 – приложение погодной станции для android телефонов созданное с помощью онлайн сервиса .

Даная погодная станция описана в статье , где мы делали обзор работы погодной станции, создавали скетч для arduino и устройство погодной станции. Ну а сегодня мы разберемся более подробно как создать приложение для android и отобразить все получаемые данные с нашей погодной станции на телефоне.

Для создания приложения погодная станция в MIT App Inventor 2 на потребуются:

1. Фоновое изображение размером 540х960 пикселей (размер фонового изображения зависит от размера экрана вашего устройства)

2. Иконка приложения для главного экрана 128х128 пикселей (в формате PNG32)

3. Иконки кнопок в приложении в двух цветах, размером 80х80 пикселей

Когда мы подготовили все необходимые изображения для приложения, можно приступать к работе в MIT App Inventor 2. Для начала нам потребуются такие компоненты:

  • ListPicker1 – для запуска Bluetooth подключения, выбора доступных Bluetooth устройств и режима отображения состояния подключения
  • Label3 – резервная, для отображения дополнительной информации (временно не работает, можно не добавлять)
  • Label1 – для отображения полученных данных с arduino
  • Label2 – для отображения надписи (температура в комнате, температура на улице, давления и т.д.)
  • HorizontalArrangement1 – режим выравнивания элементов по горизонтали, в нашем случаи кнопок переключения режимов)
  • Button1 – кнопка включения режима “температура на улице”
  • Button2 – кнопка включения режима “температура в комнате”
  • Button3 – кнопка включения режима “давление в мм.рт.ст.”
  • Button4 – кнопка включения режима “влажность в %”
  • Button5 – кнопка отключения (невидимая)
  • Clock1 – таймер
  • BluetoothClient1 – компонент для работы с Bluetooth (получение и отправка данных)

Теперь перейдем в режим блочного программирования в MIT App Inventor 2 Для начала пропишем функционал для ListPicker

потом для таймера

для получения данных через bluetooth

для кнопок 1-4

для кнопки отключения

После всех пройденных этапов разработки тестируем приложение на телефоне, и проверяем работоспособность.

App Inventor - среда визуальной разработки android-приложений, требующая от пользователя минимальных знаний программирования. Первоначально разработана в Google Labs, после закрытия этой лаборатории была передана Массачусетскому технологическому институту. В начале марта 2011 года Массачусетский институт запустил публичную бета-версию проекта, доступную на сайте appinventor.mit.edu .

Работает эта среда разработки прямо из браузера. Скачивать и устанавливать ничего не нужно. Полученный результат можно просматривать на android-устройстве. Готовые приложения можно размещать в Play Market.

C августа 2015 года App Inventor 2 поддерживает русский язык .

В онлайн редакторе MIT App Inventor 2 приложения строятся на базе стандартных компонентов, которые являются основным элементом разработки Android-приложений.
Блоки App Inventor. Важные понятия и принципы

Блоки App Inventor представляют собой инструменты для оперирования компонентами и выглядят как пазлы.

Блоки в этом конструкторе приложений для Android разбиты на две большие группы по признаку – на что влияют и к чему относятся:

  • относящиеся непосредственно к компонентам
  • относящиеся к приложению в целом

Начнем с блоков, которые принадлежат компонентам. Их можно разделить на три типа, которые легко различить по цвету:

1. блоки, описывающие свойства компонента. Они зеленого цвета и выглядят так:

этот блок обозначает текущее свойство компонента. На данной картинке приведен блок цвета фона для текстового компонента TextBox1. Он подразумевает получение уже имеющегося значения.

а этот задает требуемое значение компоненту (присвоить TextBox1 фоновый цвет …). «set» - задать. Этот тип блока-свойства можно было бы отнести к командам (обработчикам), поскольку он действительно дает команду изменить какое-либо свойство компонента, в том числе, и значения полей. Однако разработчики App Inventor решили так – все же это и свойства тоже.

2. блоки-события, то есть, те блоки, которые отслеживают наступления какого-либо события в приложении, например, нажатие кнопки и далее запускают блок-команду. Они окрашены в бронзовый цвет и выглядят вот так:

этот блок, например, выполняет действие по нажатии кнопки (когда по Button3 кликнули сделать …)

3. блок-команда, в App Inventor этот блок еще часто называют обработчиком. Этот блок указывает, что нужно сделать с компонентом, к которому принадлежит блок:

Конкретно этот блок вызывает данные из таймера устройства.

Вторая группа блоков, относящихся ко всему приложению , организована несколько иначе.

Для начала вот их список подгрупп:

  • Logic blocks – логические блоки
  • Math blocks – математические блоки
  • Text blocks – текстовые блоки
  • Lists blocks – блоки для управления списками
  • Colors blocks – блоки для управления цветом
  • Variables blocks – блоки для управления переменными
  • Procedures blocks – блоки процедур.

Все они, за исключением Procedures blocks, встраиваются в другие блоки. То есть, они не могут служить изначальным блоком, в отличие от блоков-событий, принадлежащих компонентам – все действия производятся при каких-либо событиях с компонентами.

Вот здесь стоит рассказать еще о типах «пазлов». Итак, вы, наверное, заметили, что есть пазлы четырех видов.

Из их формы совершенно очевидно, что первым видом начинается любая цепочка в мобильном приложении. Это – событие и вполне логично, что оно инициирует все дальнейшие действия. И этот тип не отличается от принятого в этом конструкторе приложений для Android.

А вот следующие два вида блока по типологии App Inventor относятся к разным типам: свойствам и командам (обработчикам), соответственно. Но по форме пазла и по смыслу их можно было бы отнести к командам, так как они задают действие. Скажем, второй приведенный на картинке пазл даёт команду присвоить компоненту определенное значение , а третий пазл – вызвать компонент с определенным значением . Кроме того, эти пазлы являются «промежуточными», ими нельзя закончить цепочку.

А вот четвертый вид представляет собой конечное значение, существующее или рассчитываемое и им заканчиваются цепочки . Например, четвертая картинка представляет собой текущее значение компонента Clock1.

Компания Айтичер объявляет конкурс разработки мобильных приложений для ОС Андроид, созданных на языке программирования App Inventor .

Сроки проведения Конкурса
  • Прием и регистрация конкурсных работ: с 1 января по 15 мая 2017 года.
  • Рассмотрение работ конкурсным Жюри – с 15 по 30 мая 2017 года.
  • Объявление итогов конкурса 30 мая на портале конкурса.