Нет питания на кулер. Ремонтируем кулер ноутбука своими руками
16.06.2004, 03:29
Люди, помогите, кто сталкивался с такой траблой:
Материнка Albatron KX 18D PRO (NVIDIA nForce2 Ultra400/MCP), проц Athlon XP 2500+ (Barton). Микросхема, отвечающая за вентиляторы Winbond W 83627HF.
Вдруг остановился кулер процессора. Сработала тепловая защита и комп. вырубился. Переподключил кулер в гнездо CHASISFAN и так пока работаю.
Мой опыт мне подсказывает, что очевидно полетел транзисторный ключ, который управляет оборотами кулера. Если это так,то где он находится и какими транзисторами можно его заменить?
http://smilies.sofrayt.com/%5E/_950/help.gifhttp://smilies.sofrayt.com/%5E/9/help.gif
16.06.2004, 06:15
sasvlad
Мой опыт мне подсказывает, что очевидно полетел транзисторный ключ, который управляет оборотами кулера
Ключ этот не только управляет оборотами, но в первую очередь подает питание на вентилятор. А располагается он скорее всего неподалеку от самого разъема...нужно по месту смотреть.
16.06.2004, 16:40
AMDman
Это понятно. Рядом с разъемом находятся 3 конденсатора, 1 диод, 2 транзистора с планарными выводами и одна микросхема. Прозвонил ножки разъема, подающие питание. В обе стороны звонятся накоротко. Чтобы прозвонить транзисторы, их надо выпаивать. Да я и не знаю их цоколевку, не говоря уж о том, что выпаять их трудно (маленькие очень). И чем их заменять?
17.06.2004, 06:42
2 транзистора с планарными выводами
Скорее всего один из них...
Заменять стоит на аналоги (см. справочник).
Если у самого нет достаточного опыта, то лучше неси в сервис, а то угробить запросто можно.
17.06.2004, 13:04
AMDman
Да опыт у меня есть...
А вот комплектации нет. И сервиса тут тоже нет, т.к. мамку я покупал на Украине, а теперь живу в Германии. И здесь такой ремонт может стоить дороже самой материнки. :idontnow:
17.06.2004, 13:33
Да разницы между ними имхо никакой, только в биосе по разному обзываются.
18.06.2004, 06:20
sasvlad
Я вот подумал, может, лучше не трогать, а пользоваться разъемом CHASISFUN?
18.06.2004, 13:01
Можно и так, только некоторые материнки в таком случае могут отказываться запускаться...
Моя работает.
18.06.2004, 13:29
Мы при подобной проблеме запитали кулер от шланга для жестких дисков.
Уже полгода - полет нормальный!
18.06.2004, 13:51
2 sasvlad
Если выхода больше нет, то конечно оставляй! У меня вообще некоторое время кулер был подключён к молекс разъём. Так всё нормально работало.
18.06.2004, 15:35
Оставлю пока так. Вот только вдруг и этот полетит? Лучше бы починить. А кто знает, какие там транзисторы стоят, p-n-p или n-p-n? Может можно было бы какой-нить КТ315 или КТ361 впаять?
06.08.2004, 23:31
Итак, проработала система моя в таком виде неполных два месяца. Сегодня сработала тепловая защита проца. Открываю корпус и вижу, что кулер проца опять стоит. Запитываю его от внешнего блока питания - вентилятор работает. Ну значит, готовлюсь запитать кулер от питания Харда, как советовал коллега ivahaev. На всякий случай подключаю кулер в сдохший ранее разьем CPUFAN.
И, о чудо! Теперь там все работает. Ну и напрашивается вопрос: так значит, это не физический дефект повреждения электроники, а какой-то программный глюк? Тогда подскажите, кто управляет этой микросхемой Winbond W 83627HF? И откуда берется управляющая программа? Из БИОСа?
Я его когда-то перешивал для поддержки дисков большой емкости. Может быть, здесь собака зарыта?
http://smilies.sofrayt.com/%5E/9/confangry.gif
Каждый пользователь ноутбука догадывается, что его устройство ни в коем случае не должно представлять собой сковороду для жарки яиц, другими словами - ноут не должен перегреваться. В стандартной комплектации современного ноутбука роль охлаждающей системы играет воздушный кулер, который охлаждает радиатор, охлаждающий центральный процессор, а иногда и целую материнскую плату.
Если кулер не крутится и ноут не перегревается, то не стоит сильно беспокоиться: скорее всего, ваш гаджет не считает необходимым запускать кулер даже на малых оборотах, потому что температура процессора находится в допустимых пределах его тепловой отдачи устройству это не повредит.
В любом другом случае крайне необходимо как можно скорее устранить проблему. Несмотря на то, что в современных ноутбуках стоит система экстренного отключения (предохранитель от перегрева), тем не менее стоит остерегаться, что какая-то внутренняя часть сможет выйти из строя. И не это главное, ведь чаще всего ноутбук используют для работы, а значит, он может в самый неподходящий момент отключиться, ведь именно так работает система экстренного отключения.
Диагностика кулера состоит из 4 шагов, первые два из которых опытный владелец компьютера может решить самостоятельно. Обязательно обратитесь за помощью в сервисный центр, чтобы полную диагностику выполнил профессиональный мастер по ремонту цифровой и мобильной техники.
Шаг 1. Шумит и временами не крутится
В данном случае высока вероятность, что кулер сильно загрязнен. В таких случаях необходимо разобрать ноутбук, достать кулер, разобрать его и хорошенько смазать, после чего собрать все обратно.
Кулер часто загрязняется, ведь ноутбуком могут пользоваться не только на идеально чистом столе, но и на складах, в пыльных помещениях и даже в работе, связанной с подземными работами. После чистки и смазки кулер должен вести себя как новый, это будет заметно сразу после включения. Звук хорошо работающего кулера тихий, слегка жужжащий на полных оборотах. Ни в коем случае не должен издавать сторонних звуков: писк, треск, скрежет и прочего.
Шаг 2. Не крутится совсем (вышел из строя)
Умер ли ваш кулер - легко проверить открыв ноутбук и подав напряжение на вентилятор сторонним источником постоянного тока. При этом стоит помнить, что красный провод подает 5 Вольт на вентилятор, а белый управляет скоростью (0 Вольт - не крутится, 3 Вольта — максимальная скорость вращения), черный провод — земля. Итак, если после подачи напряжения на белый и красный провод кулер не начал вращение, то скорее всего, проблема в том, что сервопривод вышел из строя совсем и требуется заменить либо электромотор, либо заменить кулер целиком.
Шаг 3. Не крутится совсем (проблема в bios)
Если после подачи напряжения из внешнего источника кулер начал вращение и при этом контакт на материнской плате, отвечающий за подачу напряжения на кулер также выдает 5 вольт, значит проблема может быть в bios. Чтобы перепрошить bios, необходимо выпаять элемент ios из материнской платы с помощью комбинации паяльник/фен и через программатор залить на него новую прошивку для bios-контроллера, которую можно скачать с официального сайта производителя. Не забудьте считать и сохранить предыдущий вариант дампа, чтобы избежать неприятностей, если новая прошивка не захочет работать. После процедуры заливки необходимо впаять микросхему bios"а обратно.
Шаг 4. Не крутится совсем (проблема в мультиконтроллере)
Если перепрошивка bios не помогла, то значит проблема в управляющем напряжении. Следует заметить, что из 4 пинов кулера четвертый пин отвечает за входное напряжение вращения, третий за входное напряжение управления скоростью вращения, второй пин за землю, а первый за выходное напряжение в мультиконтроллер, которое позволяет считывать скорость вращения кулера, обычно на кулере 3 пина: первый считывается не всегда, по умолчанию входное управляющее напряжение и принимается за скорость кулера.
Так как управляет подающим напряжением мультиконтроллер, значит он требует замены (неисправен). Очень аккуратно следует выпаять его с помощью строительного фена, с температурой около 400-450 градусов, после чего заменить на аналогичный и впаять обратно. Будьте аккуратны, чтобы не перегреть плату и дорожки. После удачной пайки следует обязательно просмотреть под микроскопом все ножки, они должны быть крепко припаян к своим дорожкам, так как часто после пайки пара ножек может незаметно отойти или отпаяться во время нагрева работающего компьютера (при плохой пайке).
После этих 4 шагов проблема должна быть устранена, потому что в ином случае будет выгоднее приобрести новую материнскую плату, так как предстоящий ремонт не будет стоить вложенных средств и затраченного времени.
В статье я приведу несколько быстрых и не очень способов как проверить вентиляторы вашего компьютера на работоспособность. Если кулер не работает, то по какой причине, и можно ли его в случае чего восстановить?
Вентилятор охлаждения, он же кулер, самый простой и долговечный механизм в чреве компьютера. Не знаю, что послужило причиной к его остановке, но причин на то крайне мало.
Кулер не работает? Да ладно …
Тот факт, что вентилятор не крутится, не означает, что не работает. Точнее, что он в нерабочем состоянии. Качественные изделия способны исполнять свою функцию даже после долгих месяцев простоя будучи забиты пылью, но при поданном питании (под нагрузкой), и при том не перегорая. Но и на старуху, как говориться…
Давайте его проверять
В статье буду использовать подручные инструменты, пользование которыми может себе позволить самый явный гуманитарий. Если в доме содержаться измерительные приборы, типа , ничего нового ниже по тексту вы не обнаружите.
Итак, кулер не работает. Какие варианты?
Ну, чудес не бывает. Здесь либо:
- механизм застопорен, лопастям что-то мешает физически
- крутиться не должен, ибо управляющего сигнала на вращение нет (система считает, что порог температуры не достигнут)
- отсутствие электрического сигнала на сам вентилятор
Как разобрать кулер?
А зачем? Дешёвые и дорогие кулеры разбираются до определённого этапа: я говорю о снятии крыльчатки. Но скорее всего вы столкнётесь с ситуацией, когда сами радиоэлементы будут просто недоступны: конструкция впаяна или склеена для устойчивости, так что ДА – кулер часто неремонтопригодное устройство. Но это тема не нашей статьи.
Чистим и смазываем.
Что может мешать лопастям вентилятора раскручиваться? Куски пыли или обвисшие провода. Если от первой причины легко избавиться чисткой, продувкой и последующей смазкой, то второй вариант часто сопровождается характерным звуком. В любом случае на вентилятор следует взглянуть напрямую. Мусор может попасть и внутрь механизма, заклинив движитель. Диагностируем легко – пальчиком по лопастям, придавая вращение. Если сопротивление пальцам не оказано, лопасти легко вращаются, абзац пропускайте. А пока просто чистим (кисточкой или сжатым воздухом). По необходимости смазываем.
Отдираем наклейку в части входа проводов питания и вынимаем резиновую заглушку по центру, защищающую механизм:
Сразу обратите внимание на места пайки проводов к плате. Если вы обладатель 4-х проводного кулера, лучше сразу почистить это место ненужной зубной щёткой или зубочисткой – часто там контактам просто тесно:
это называется “продорожить”
Набираем на кончик отвёртки, зубочистки и т.д. масло (подойдёт любое техническое, растительное из кухни быстро высыхает, оставляя после себя грязь) и промакаем механизм по центру, вращая пальцем лопасти. Так несколько раз:
ну, у меня-то маслёнка есть давно для этих целей
Заглушку и наклейку лучше вернуть на место, чтобы пыль сюда не попадала.
Проверяем вентилятор: способ раз.
Обладателям более “совершенных” кулеров (или если сопротивления вращению не обнаружено) я сразу посоветую обратиться к проверке кулера на работоспособность. Для этого его не нужно снимать с установленной позиции. Если есть возможность, отсоедините разъём от платы. Если нет, оставляем на месте, однако, сразу примечаем цветность проводов. А для проверки на работоспособность нам нужны только два из них.
Разъём в руках или нет, осматриваем маркировку вентилятора. Ищем вольтаж:
Для дальнейшей проверки нам требуется соответствующий блок питания. Батарейка. Она, конечно, не должна превышать по вольтажу параметр, указанный на кулере. У меня оба вентилятора на 12 В. Так что подойдёт обычная 9 -вольтовая “крона”. Лучше новая, не подсевшая. Смонтируем на коленке пару проводников на её контакты:
Их лучше между собой надолго не перемыкать: ничего не взорвётся, конечно, но источник питания вам может ещё пригодиться.
Вернёмся к кулеру. На разъёме чёрный провод – “– “, обычно красный – “+ ” (жёлтый не нужен, он читает скорость; если у вас есть четвёртый, тем более оставим в покое, его предназначение – регулировка скорости кулера, что должно поддерживаться материнской платой). Подробнее об устройстве и принципе работы в статье .
Минусовой проводок импровизированного аккумулятора сажаем на чёрный контакт джекера кулера, плюсовой – на красный:
Для наглядности я отрезал разъём от кулера и замыкаю на видео прямо на батарейку:
Красный на “плюс”, чёрный – на “минус” (чёрный провод на кулере есть всегда). Этот кулер рабочий.
Проверяем вентилятор: способ два или оч.умелые ручки.
А с помощью этого варианта вы можете как проверить работоспособность, так и использовать рабочий, но неиспользуемый кулер в качестве вентилятора от тех источников питания, которые имеют на выходе 12 В (например, в авто). И подключаться он, кулер, будет через USB кабель. Для этого потребуется:
- б\у кабель USB от любого ненужного устройства (хороший кабель не стоит, конечно, специально портить)
- рабочий кулер
Здесь всё просто. От кабеля отрезаем разъём к другому устройству, оставляя сам USB коннектор. Нам нужны провода со знакомой вам цветовой маркировкой: чёрный и красный . Соединяем с соответствующими проводами кулера. Изолируем и подключаем:
красный на красный, чёрный на чёрный
Вот так примерно и устроены самые недорогие USB-вентиляторы. Не сдует, но побаловаться или проверить самый раз. Для проверки подойдёт абсолютно любой USB разъём типа “мама”. Этот нехитрый приём позволит вам, кстати, проверить и четырёх-пиновые кулеры: сначала соедините “черные” контакты кулера и кабеля, а затем поочерёдно присоединяйте красный провод USB кабеля ко всем контактам на разъёме кулера. Не крутится? В помойку.
Предупреждаю. Надолго крутящийся вентилятор, питающийся таким способом, не оставляйте! Способ указан только для проверки работоспособности.
Прочитано: 7 321
Вентилятор в компьютерном блоке питания служит для охлаждения системы, предотвращает перегрев ее элементов и возможный отказ в работе компьютера. Каждая деталь имеет свой ресурс, т.е. свой срок службы, и со временем, при включении персонального компьютера можно услышать только тишину. Это означает, что вентилятор перестал крутиться. Такое может произойти по ряду причин.
К основным видам поломок блока питания можно отнести: загрязнение, посторонний предмет, смазку, механическую поломку, провод электропитания.
Загрязнение
Наиболее распространенной причиной остановки вентилятора служит его механическое загрязнение. В системный блок постоянно нагнетается воздух, и пыль, содержащаяся в нем, с течением времени оседает на элементах вентилятора.
Системный блок включает в себя все основные устройства приема, передачи, обработки и хранения информации.
В конце концов, ее становится так много, что она препятствует вращению лопастей. Наиболее простой способ удаления пыли – пропылесосить, приложив трубку пылесоса к отверстию воздуха. Однако такая чистка поможет ненадолго. Правильнее разобрать компьютер и почистить лопасти и другие элементы вентилятора, механически удаляя загрязнения.
Посторонний предмет
Несмотря на препятствующие фильтры, в отверстие забора воздуха может попасть мелкий предмет – скрепка, части сломанной ручки, винтики. Причину можно выяснить и устранить, только разобрав системный блок. Помимо простой остановки вентилятора посторонний предмет может привести к его поломке, что является следующей причиной отказа в работе.
Смазка
Вентилятор, как и любой механизм, нуждается в смазке. С течением времени ее необходимо обновлять. Без смазки подшипники перегреваются и не дают достаточной скорости вращения. Предотвращением служит нанесение смазки на механизмы вентилятора.
В качестве смазочного материала для подшипников скольжения вентилятора используют синтетическое машинное масло.
Механическая поломка
Механическая поломка может возникнуть вследствие попадания постороннего предмета или же если вентилятор некачественный или старый и выработал свой ресурс. Любой материал имеет свой срок службы и при динамических нагрузках изменяет форму или ломается. Поэтому в любом вентиляторе со временем может образоваться трещина или погнуться лопасти. В этом случае поможет только замена.
Провод электропитания
Часто при перемещении компьютера из-за встряски или при самостоятельной разборке системного блока может отойти от разъема провод, питающий вентилятор. Вследствие чего он перестает работать от недостатка электроэнергии. В этом случае поможет визуальная проверка проводов вентилятора.