Стационарный проигрыватель dsd файлов. Обзор плеера QLS QA360 — лучший из «кирпичей

Идея приобрести Hi-Res аудиоплеер Zishan DSD посетила мою голову уже сравнительно давно. Однако ни внешний вид, ни цена никак не располагали к покупке. Время шло, а ценник на девайс буквально замерз. Ну и казалось бы - плюнь да разотри. Но результаты замеров и топовые характеристики используемых компонентов все равно потихоньку тревожили мое сердце и, забегая наперед, скажу - не напрасно.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • ЦАП: AK4495SEQ
  • Усилители: OPA2134/OP275 + LME49720 + BUF634
  • Поддержка форматов: DSF, DFF, ISO, WAV, DTS, FLAC, APE, MP3, CUE
  • Дисплей: цветной
  • Время работы на одном заряде: 8-12 часов (экран выключен)
  • Время зарядки: 3 часа (током 5 вольт 1 ампер)
  • Аккумулятор: 3000mAh
  • Вход: MicroUSB
  • Выходы: 3,5 мм наушниковый, линейный, коаксиальный
  • Поддержка карт памяти: MicroSD (до 128 Гб.)
  • Режим USB-ЦАП: асинхронный, до 48 кГц/16 бит
  • Размеры (Д х Ш х В): Размеры: 95 х 56 х 22 мм
  • Вес: 173 г.

РАСПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Пришел плеер без какой либо упаковки, просто замотанным в «пупырку». Беглый взгляд на комплектацию вообще располагает разве что наполнить им ближайшее мусорное ведро.


MicroUSB кабель слишком твердый и чрезвычайно короткий.


Китайская зарядка на устаревшие 5 вольт 1 ампер практически бесполезна, так как подобных дома и так в избытке, причем сразу с подходящей вилкой.


Более менее можно благодарить за карту памяти на 16 гигабайт 10 класса и добротный картридер.


С другой стороны, 16 гигабайт для Hi-Res музыки - вообще ни о чем.

ДИЗАЙН/ЭРГОНОМИКА

Как кустарный девайс, Zishan DSD не сможет порадовать вас девчачьей гламурностью. Это строгий мужской плеер с металлическим корпусом и дребезжащими медными кнопками.


И хотя вес всего 170 грамм, отточенный острый угол с лихвой заменит вам орудие самозащиты в темных проулках города.


Габариты так же располагают, плеер легко помещается в любой карман и не склонен стащить с вас штаны даже в самое жаркое время года.




На спине его гордая надпись «Zishan DSD».


А с лица - большой цветной дисплей с отличной яркостью и приемлемыми углами обзора.


Под экраном расположились те самые 5 медных кнопок. К слову, по комментарию в заказе, продавец может выслать аппарат с пластиковыми кнопками, если для вас это критично.


На нижней части Zishan DSD имеется порт MicroUSB, для зарядки и коммутации с цифровым источником сигнала.


Рядом с ним находится индикаторный светодиод.


Правее можно обнаружить 3.5 мм. коаксиальный выход, для тех кто планирует коммутировать плеер с качественным внешним усилителем.


Сверху все куда прозаичнее: слот для карт памяти до 128 гигабайт, кнопка сброса, «крутилка» громкости, выход под наушники и отдельный линейный выход. Звук с линейника ручкой не регулируется и отличается от основного сигнала отсутствием в тракте выходного усилителя.




На боковых гранях все пусто.


Первое время после покупки Zishan DSD я прибывал в полном замешательстве относительно назначения кнопок. Однако, спустя сутки я уже спокойно осуществлял навигацию буквально не доставая плеер из кармана.


Все оказалось чрезвычайно просто. На основном экране воспроизведения можно выйти в быстрые настройки нажав кнопку вверх, в список файлов - зажав вниз или в основное меню - удержав палец на левой клавише.

ИНТЕРФЕЙС

Основной экран несет в себе всю необходимую информацию: состояние батареи, название и прогресс композиции, характеристики воспроизводимого потока и обложку альбома.


В быстрых настройках можно заменить отображение обложки на куда более аудиофилское отображение спектра, тут же находится выбор режима воспроизведения и включатель 10 полосного эквалайзера.






При нажатии на среднюю кнопку, плеер спрашивает что делать с текущим файлом. Тут варианта всего два: воспроизвести и удалить. Форматов плеер умеет играть невероятно много, включая реальный DSD256, то есть без конвертации в PCM, как у всяких понтовых плееров.


Недостатка тут я вижу всего два. Первый, что невозможно удалить папку целиком, а второй - на текущей прошивке плеер не умеет масштабировать обложки и порой это выглядит даже не смешно.


CUE файлы так же поддерживаются, причем достаточно корректно, в каждый CUE файл мы проваливаемся как в папку.

НАСТРОЙКИ

Основное меню имеет всего 6 пунктов, три из которых «сейчас проигрывается», «файловый менеджер» и режимы эквалайзера.




Далее идут настройки ЦАПа, где мы выбираем режим фильтрации, позволяющий придать различные оттенки итоговому аналоговому сигналу, от «чистого» до «грязного» звучания. Для использования Zishan DSD в качестве звуковой карты, в настройках предусмотрен свитчер USB DAC, а под нелогичным термином «Турбо» понимается переключение режимов усиления. В выключенном состоянии музыку вполне комфортно слушать на 50% громкости, но если режим турбо включить, то надо быть начеку, так как в этом случае приемлемая громкость начинается всего лишь с пары делений. Поэтому, если у вас не совсем тугие наушники, то случайный и резкий поворот ручки громкости может даже негативно повлиять на ваш слух, ибо мощности аппарату не занимать. Последняя настройка мне вообще показалась глупой, так как единственное что она делает - это замедляет скорость включения плеера. В состоянии OFF плеер включается и выключается практически мгновенно, но наверно для кого то это будет слишком быстро и разработчик предусмотрел эдакую педаль тормоза.


В настройках системы выделить можно только «режим в автомобиле», который управляет включением и выключением плеера в зависимости от работы двигателя. Языков в плеере всего три, причем два из них китайские, так что пользоваться в любом случае придется на английском.


Ну и на закуску полноценный тетрис! Это вам не только про музыку послушать, тут же можно и качественно погамать.

ЖЕЛЕЗО

О железе много говорить нет смысла, так как есть полная блок схема и результаты конкретных замеров.








По сути, это конечно же ничего не скажет вам о том как именно звучит плеер, поэтому мне придется уходить в аналогии и ассоциации, - тут просто без вариантов.

ЗВУК

Очень много вопросов о звуке Zishan DSD мне задавали в контексте сравнения с FiiO X5 первого поколения. Тут я хочу подчеркнуть, что из коробки звучание этих плееров весьма схоже: тот же в меру глубокий, однако быстрый и хлесткий бас, кристально прозрачная середина и яркие детальные верха.

Детализация средних частот и разделение сценических планов заставляют пожать виртуальную руку разработчикам данного чуда. Подача немного агрессивная и весьма эмоциональная.


Сравнивая Zishan DSD с FiiO X5, мне очень трудно было выявить лидера, но ситуация разрешилась неожиданно и фатально.

В одном из комментариев к распаковке устройства мне намекнули на наличие «кроватки» на плате Zishan DSD. Под «кроваткой» понимается возможность легкой замены усилителя, без использования паяльника и каких либо технических знаний. Вот тут то меня и ожидал сюрприз!


Логично было предположить, что в кроватку установлен основной усилитель плеера. Однако, присмотревшись к схеме, я увидел, что нам предлагают менять усилитель, отвечающий за фильтр низких частот (сокращенно ФНЧ). ФНЧ, вопреки банальной логике, срезает не низкие, а высокие частоты, отчего влияет в основном на средний и высокочастотный диапазон.

Покопавшись в столе, я обнаружил известный своей музыкальностью усилитель LM6172 и тут же приступил к его установке. Для того чтобы разобрать устройство надо сначала открутить винтик на ручке громкости, а затем 4 остальных винта. В общем, процесс смены усилителя хотя и требует полной разборки устройства, но на деле это занимает минут пять, если считать и обратную сборку.

Итак, усилитель на ФНЧ был установлен, а комплектный LME49720 был убран в стол. Тут же стоит заметить, что по своей «музыкальности» LME49720 ничем особенным не отличается и с существенным отрывом проигрывает LM6172 .


Погружаясь в кресло, включаю плеер и застываю в блаженной улыбке. Удивительно, но у меня в ушах совершенно другой звук, причем еще более взрослый: бас лишился свойственной FiiO X5 зажатости, высокие приобрели дополнительную яркость, а средним частотам как бы добавили теплоты. Ей богу, у меня сложилось впечатление, что я слушаю музыку напрямую со студийной аналоговой стойки - звук просто прекрасен! В доказательство, я впервые за долгое время начал переслушивать буквально все что находил у себя на жестком диске и картах памяти…

ВИДЕО ВЕРСИЯ ОБЗОРА

ВЫВОДЫ

Без сомнения, в отношении цена-звук Zishan DSD - это полный успех! Тут вам и поддержка огромного числа форматов (причем без какой либо конвертации), тут же возможность легкой замены усилителя и конечно же полноценный тетрис! Да, и посмотрите только на внешний вид девайса, с таким аппаратом прилизанные мальчики не ходят, тут нужна тертая мужкая рука понимающего аудиофила. Настоятельно рекомендую.

P.S. Обновления прошивки на Zishan DSD можно скачать . Схема обновления проста: скидываем содержимое архива в корень карты памяти и включаем устройство. Не забудьте потом удалить файлы bin с карты памяти.

Планирую купить +19 Добавить в избранное Обзор понравился +31 +46

Идея приобрести Hi-Res аудиоплеер Zishan DSD посетила мою голову уже сравнительно давно. Однако ни внешний вид, ни цена никак не располагали к покупке. Время шло, а ценник на девайс буквально замерз. Ну и казалось бы - плюнь да разотри. Но результаты замеров и топовые характеристики используемых компонентов все равно потихоньку тревожили мое сердце и, забегая наперед, скажу - не напрасно.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • ЦАП: AK4495SEQ
  • Усилители: OPA2134/OP275 + LME49720 + BUF634
  • Поддержка форматов: DSF, DFF, ISO, WAV, DTS, FLAC, APE, MP3, CUE
  • Дисплей: цветной
  • Время работы на одном заряде: 8-12 часов (экран выключен)
  • Время зарядки: 2 часа (током 5 вольт 1 ампер)
  • Аккумулятор: 3000mAh
  • Вход: MicroUSB
  • Выходы: 3,5 мм наушниковый, линейный, коаксиальный
  • Поддержка карт памяти: MicroSD (до 128 Гб.)
  • Режим USB-ЦАП: асинхронный, до 48 кГц/16 бит
  • Размеры (Д х Ш х В): Размеры: 95 х 56 х 22 мм
  • Вес: 173 г.

ВИДЕО ВЕРСИЯ ОБЗОРА

РАСПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Пришел плеер без какой либо упаковки, просто замотанным в «пупырку». Беглый взгляд на комплектацию вообще располагает разве что наполнить им ближайшее мусорное ведро.

MicroUSB кабель слишком твердый и чрезвычайно короткий.


Китайская зарядка на устаревшие 5 вольт 1 ампер практически бесполезна, так как подобных дома и так в избытке, причем сразу с подходящей вилкой.


Более менее можно благодарить за карту памяти на 16 гигабайт 10 класса и добротный картридер.


С другой стороны, 16 гигабайт для Hi-Res музыки - вообще ни о чем.


ДИЗАЙН/ЭРГОНОМИКА

Как кустарный девайс, Zishan DSD не сможет порадовать вас девчачьей гламурностью. Это строгий мужской плеер с металлическим корпусом и дребезжащими медными кнопками.


И хотя вес всего 170 грамм, отточенный острый угол с лихвой заменит вам орудие самозащиты в темных проулках города.


Габариты так же располагают, плеер легко помещается в любой карман и не склонен стащить с вас штаны даже в самое жаркое время года.


На спине его гордая надпись «Zishan DSD».


А с лица - большой цветной дисплей с отличной яркостью и приемлемыми углами обзора.


Под экраном расположились те самые 5 медных кнопок. К слову, по комментарию в заказе, продавец может выслать аппарат с пластиковыми кнопками, если для вас это критично.


На нижней части Zishan DSD имеется порт MicroUSB, для зарядки и коммутации с цифровым источником сигнала.


Рядом с ним находится индикаторный светодиод.


Правее можно обнаружить 3.5 мм. коаксиальный выход, для тех кто планирует коммутировать плеер с качественным внешним усилителем.


Сверху все куда прозаичнее: слот для карт памяти до 128 гигабайт, кнопка сброса, «крутилка» громкости, выход под наушники и отдельный линейный выход. Звук с линейника ручкой не регулируется и отличается от основного сигнала отсутствием в тракте выходного усилителя.


На боковых гранях все пусто.


Первое время после покупки Zishan DSD я прибывал в полном замешательстве относительно назначения кнопок. Однако, спустя сутки я уже спокойно осуществлял навигацию буквально не доставая плеер из кармана.


Все оказалось чрезвычайно просто. На основном экране воспроизведения можно выйти в быстрые настройки нажав кнопку вверх, в список файлов - зажав вниз или в основное меню - удержав палец на левой клавише.


ИНТЕРФЕЙС

Основной экран несет в себе всю необходимую информацию: состояние батареи, название и прогресс композиции, характеристики воспроизводимого потока и обложку альбома.


В быстрых настройках можно заменить отображение обложки на куда более аудиофилское отображение спектра, тут же находится выбор режима воспроизведения и включатель 10 полосного эквалайзера.



При нажатии на среднюю кнопку, плеер спрашивает что делать с текущим файлом. Тут варианта всего два: воспроизвести и удалить. Форматов плеер умеет играть невероятно много, включая реальный DSD256, то есть без конвертации в PCM, как у всяких понтовых плееров.


Недостатка тут я вижу всего два. Первый, что невозможно удалить папку целиком, а второй - на текущей прошивке плеер не умеет масштабировать обложки и порой это выглядит даже не смешно.


CUE файлы так же поддерживаются, причем достаточно корректно, в каждый CUE файл мы проваливаемся как в папку.


НАСТРОЙКИ

Основное меню имеет всего 6 пунктов, три из которых «сейчас проигрывается», «файловый менеджер» и режимы эквалайзера.


Далее идут настройки ЦАПа, где мы выбираем режим фильтрации, позволяющий придать различные оттенки итоговому аналоговому сигналу, от «чистого» до «грязного» звучания. Для использования Zishan DSD в качестве звуковой карты, в настройках предусмотрен свитчер USB DAC, а под нелогичным термином «Турбо» понимается переключение режимов усиления. В выключенном состоянии музыку вполне комфортно слушать на 50% громкости, но если режим турбо включить, то надо быть начеку, так как в этом случае приемлемая громкость начинается всего лишь с пары делений. Поэтому, если у вас не совсем тугие наушники, то случайный и резкий поворот ручки громкости может даже негативно повлиять на ваш слух, ибо мощности аппарату не занимать. Последняя настройка мне вообще показалась глупой, так как единственное что она делает - это замедляет скорость включения плеера. В состоянии OFF плеер включается и выключается практически мгновенно, но наверно для кого то это будет слишком быстро и разработчик предусмотрел эдакую педаль тормоза.



В настройках системы выделить можно только «режим в автомобиле», который управляет включением и выключением плеера в зависимости от работы двигателя. Языков в плеере всего три, причем два из них китайские, так что пользоваться в любом случае придется на английском.


Ну и на закуску полноценный тетрис! Это вам не только про музыку послушать, тут же можно и качественно погамать.


ЖЕЛЕЗО

О железе много говорить нет смысла, так как есть полная блок схема и результаты конкретных замеров.




По сути, это конечно же ничего не скажет вам о том как именно звучит плеер, поэтому мне придется уходить в аналогии и ассоциации, - тут просто без вариантов.

ЗВУК

Очень много вопросов о звуке Zishan DSD мне задавали в контексте сравнения с FiiO X5 первого поколения. Тут я хочу подчеркнуть, что из коробки звучание этих плееров весьма схоже: тот же в меру глубокий, однако быстрый и хлесткий бас, кристально прозрачная середина и яркие детальные верха.

Детализация средних частот и разделение сценических планов заставляют пожать виртуальную руку разработчикам данного чуда. Подача немного агрессивная и весьма эмоциональная.


Сравнивая Zishan DSD с FiiO X5, мне очень трудно было выявить лидера, но ситуация разрешилась неожиданно и фатально.

В одном из комментариев к распаковке устройства мне намекнули на наличие «кроватки» на плате Zishan DSD. Под «кроваткой» понимается возможность легкой замены усилителя, без использования паяльника и каких либо технических знаний. Вот тут то меня и ожидал сюрприз!


Логично было предположить, что в кроватку установлен основной усилитель плеера. Однако, присмотревшись к схеме, я увидел, что нам предлагают менять усилитель, отвечающий за фильтр низких частот (сокращенно ФНЧ). ФНЧ, вопреки банальной логике, срезает не низкие, а высокие частоты, отчего влияет в основном на средний и высокочастотный диапазон.

Покопавшись в столе, я обнаружил известный своей музыкальностью усилитель LM6172 и тут же приступил к его установке. Для того чтобы разобрать устройство надо сначала открутить винтик на ручке громкости, а затем 4 остальных винта. В общем, процесс смены усилителя хотя и требует полной разборки устройства, но на деле это занимает минут пять, если считать и обратную сборку.

Итак, усилитель на ФНЧ был установлен, а комплектный LME49720 был убран в стол. Тут же стоит заметить, что по своей «музыкальности» LME49720 ничем особенным не отличается и с существенным отрывом проигрывает LM6172 .


Погружаясь в кресло, включаю плеер и застываю в блаженной улыбке. Удивительно, но у меня в ушах совершенно другой звук, причем еще более взрослый: бас лишился свойственной FiiO X5 зажатости, высокие приобрели дополнительную яркость, а средним частотам как бы добавили теплоты. Ей богу, у меня сложилось впечатление, что я слушаю музыку напрямую со студийной аналоговой стойки - звук просто прекрасен! В доказательство, я впервые за долгое время начал переслушивать буквально все что находил у себя на жестком диске и картах памяти...

ВЫВОДЫ

Без сомнения, в отношении цена-звук Zishan DSD - это полный успех! Тут вам и поддержка огромного числа форматов (причем без какой либо конвертации), тут же возможность легкой замены усилителя и конечно же полноценный тетрис! Да, и посмотрите только на внешний вид девайса, с таким аппаратом прилизанные мальчики не ходят, тут нужна тертая мужкая рука понимающего аудиофила. Настоятельно рекомендую.

P.S. Обновления прошивки на Zishan DSD можно скачать отсюда . Схема обновления проста: скидываем содержимое архива в корень карты памяти и включаем устройство. Не забудьте потом удалить файлы bin с карты памяти.

«Проба воды» - так можно описать данную категорию. В ней есть интересные возможности и любопытные опции.

20. MediaMonkey

Цена – $24,95 (gold) или бесплатная версия.

Платформа – Windows (через дополнение - на OS X), iOS, Android.

По сути, это удобный каталогизатор медиатеки, который в платной версии может управлять несколькими коллекциями одновременно. MediaMonkey умеет «на лету» транскодировать форматы в совместимые – раньше это было основным преимуществом приложения. Несмотря на обилие мобильных, а не аудиофильских возможностей (впрочем, последние тоже имеются: Bit perfect выход и поддержка DSD), программа отличается довольно неплохим звучанием - детальным и эмоциональным.



Плюсы – можно использовать в бесплатном варианте.

Минусы – нет многих стандартных High End-фич.

Кому подойдет – владельцам мультирум-систем.

Цена – $33.

Платформа – OS X.

Хотя Decibel и перестал обновляться в 2015 году, программа предлагает перехват полного управления над выходным аудиоустройством, умеет загружать треки в оперативную память (и воспроизводить их непосредственно оттуда) и тонко настраивать кратность апсемплига сигнала. Есть многополосный эквалайзер; DSD поддерживается. Звук не хватает звезд с неба – но он вполне уверенный, четкий.

Плюсы – все необходимое и ничего лишнего.

Минусы – интерфейс не идеален, звучание не эталонное.

Кому подойдет – экспериментаторам.

18. Tidal Hi-Fi

Цена – $19,99 в месяц (может отличаться в зависимости от страны).

Платформа – OS X, Windows, iOS, Android.

Tidal на сегодня является наиболее совершенным стриминговым сервисом, а его скачиваемый клиент – довольно серьезным плеером. При наличии в системе ЦАП’а с поддержкой MQA вы получите все преимущества детища Боба Стюарта, но, даже без такой совместимости, MQA Core (24 бита с пониженной частотой дискретизации) Tidalобеспечит. Отличное предложение для полной релаксации – не надо ничего покупать, скачивать и прочее. Оформил подписку – почти вся музыка уже доступна.

Плюсы – «нажал – играет» - и никаких проблем.

Минусы – стриминг MQA не сравнится по качеству с PCM 192/24 и, тем более с DSD, при воспроизведении с собственного хранилища.

Кому подойдет – лентяям (или, как запасной вариант, «для ознакомления»).

17. Fidelia


Цена – $29,99.

Платформа – OS X, iOS.

Fidelia поддерживает Bit perfect вывод звука и имеет опции подключения внешних плагинов; таким образом, по словам компании можно «создать свой звук, как скульптуру». Звучание может поразить своим разрешением, однако, оно не слишком натурально. К тому же, в бесконечной гонке возможностей создатели «выплеснули ребенка вместе с водой»: за все эти годы программа так и не избавилась от массы глюков и не приобрела даже толику стабильности. Оценка, близкая к двум баллам из пяти возможных в AppStore, – лучшее тому подтверждение.

Плюсы – подключаемые плагины, сверхдетальный звук.

Минусы – нестабильна.

Кому подойдет – любителям побороться с глюками.

Цена – $4,99 в месяц.

Платформа – OS X, iOS.

Хипстерский дизайн, мощный движок BASS Audio Engine, поддержка DSD и.cue, масса опций… Вполне себе кандидат на первые места в рейтинге, если бы не звучание. Вроде бы и мощная, но (на некоторых композициях) расхлябанная подача простительна для воспроизведения со смартфона, для аудиофильского компьютера же это – однозначный минус в карму.

Плюсы – образец по эргономике.

Минусы – звуковая картина не самая лучшая.

Кому подойдет – эстетам.

15. Swinsian

Цена – $19,95.

Платформа – OS X.

Мощный каталогизатор коллекции – с функциями воспроизведения DSD и серьезным движком. Он не может соперничать с лучшими аудиофильскими плеерами, но, опять же, берет удобством использования. Звучание уверенное, однако тембры плеер обедняет.

Плюсы – дешево и сердито.

Минусы – простоватое звучание.

Кому подойдет – экономным.

Вторая группа - почти High End

Здесь уже все серьезно – огрехи есть, но по звучанию эти плееры дадут сто очков вперед любым встроенным вариантам.

14. Resonic

Цена – бесплатно (как плеер).

Платформа – Windows.

Минималистичный Resonic (оптимизированный для Windows 10) играет почти все возможные форматы (включая DSD до DSD512), отпугивает своим внешним видом – но как звучит! Здесь вы не найдете россыпи излишних деталей – зато есть правильное воспроизведение с фокусом на эмоциях и замысле композитора.

Плюсы – точный и уверенный на любых композициях.

Минусы – аскетичный интерфейс.

Кому подойдет – пуристам.

13. Korg Audiogate 4

Цена – бесплатно.

Платформа – OS X, Windows.

Действительно, Audiogate 4 была разработан для семейства DSD-ЦАП"ов Korg DS-DAC – и с ними он раскрывается в полной мере. Однако, даже в Lite-режиме (с ограничением вывода сигнала до 48 кГц), программа демонстрирует бульдожью хватку и невероятную твердость звуковых образов. Стоит попробовать.

Плюсы – правильный саунд.

Минусы – требует фирменного партнера.

Кому подойдет – владельцам ЦАП’ов Korg.

12. foobar2000

Цена – бесплатно.

Платформа – Windows, iOS, Android.

Классика не стареет и постоянно обновляется. А список подключаемых модулей для foobar2000 растянулся уже на много страниц. При желании тут можно настроит все и вся, обеспечить вывод DSD и т. д. и т. п. При желании – сегодня, все же, это сродни работе с MS DOS. И ладно бы, звук был выдающимся – но, нет. На фоне современных программных движков, наш подопытный выглядит уверенно, но давно уже не является эталоном.

Плюсы – очень много всего для настройки.

Минусы – и очень мало для действительно хорошего звучания «сразу из коробки».

Кому подойдет – ретроградам.

11. JRiver

Цена – $69,98.

Платформа – OS X, Windows, Linux.

Еще одна классика с таким обилием настроек, что ряд фирм продает уже готовые hardware-решения с «инсталлированным и настроенным JRiver’ом». Программа отличается архаичной эргономикой, в этом плане, она застряла в 2010 году. Зато есть вывод DSD, Bit Perfect и мощный 64-х битный движок. Звук вроде и не кажется фантастическим (на первый взгляд), но что-то в нем цепляет. Послушав подольше, понимаешь фанатов JRiver – иногда стоит потратить год на настройку ради такой натуральности и изящества.

Плюсы – захватывающая звуковая картина.

Минусы – сложный и устаревший интерфейс.

Кому подойдет – любителям перенастраивать компьютер.

10. Channel D Pure Music

Цена – $129.

Платформа – OS X.

DSD, 64-х битное «сердце», плагины (в том числе с изменением типа кроссовера) и многое другое – это все Channel D Pure Music. Вот только работает программа как надстройка над iTunes – и выглядит при этом довольно архаично. Звучание очень приятное, в чем-то приближенное к «виниловой» подаче. Фундаментальности, увы, иногда может не хватать.

Плюсы – много опций для привыкших к iTunes.

Минусы – ужасная эргономика.

Кому подойдет – поклонникам винила.

Третья группа - высшая лига

Вот мы и добрались до самого интересного! Перед вами девять «лучших из лучших» плееров.

9. BitPerfect

Цена – $9,99.

Платформа – OS X.

Программа является лишь аскетичной надстройкой над iTunes, но позволяет воспроизводить Hi-Res, DSD и выводит аудио в чистом режиме (как и следует из названия). Несмотря на определенные эргономические моменты, очевидно связанные с «материнским» iTunes, BitPerfect предлагает выдающееся звучание. Слаженное, ритмичное, зажигательное – короче говоря, это отличный способ малыми усилиями преобразить ваш Mac.

Плюсы – хорошо звучит.

Минусы – функционал завязан на iTunes.

Кому подойдет – фанатам Apple.

8. Signalyst HQ Player

Цена – $211.

Платформа – OS X, Windows.

Очередной пример убогого интерфейса за сумасшедшие деньги. Но в данном случае никто и не призывает использовать программу отдельно – проще всего интегрировать ее, как дополнение, в Roon - или использовать внешнее приложение для смартфона HQPDcontrol (за него придется выложить еще тысячу рублей).

Фишка HQ Player в широчайших возможностях апсемплинга и дауинсемплинга, например, он умеет любой сигнал переводить в DSD (до 1,536 МГц), может накладывать FIR-фильтры для эквайлизации и рум-коррекции. Со всем этим вы будете разбираться не один месяц – в итоге, отличное развлечение. При наличии мощного компьютера звук может свести с ума – разрешение выдающееся, музыкальное полотно - абсолютно живое.

Плюсы – опций столько, что голова кругом идет.

Минусы – требует чего-то большего для полноценного управления.

Кому подойдет – педантам.

7. Volumio

Цена – бесплатно.

Платформа – OS X, Windows и специальные версии для компьютерного железа типа Raspberry, UDOO, Cubox-i, Odroid.

OEM-решение, позволяющее «воспроизводить все на всем» (включая DSD), с поддержкой UPnP и инсталляцией на флешку. Благодаря изолированной структуре Volumio обеспечивает поистине аудиофильский звук – размеренный, проникновенный и берущий, что называется, за душу.

Плюсы – масса вариантов применения.

Минусы – требует определенной квалификации в работе.

Кому подойдет – фанатам аудио-компьютерного железа.

Цена – $199.

Платформа – OS X, Windows.

Начавшаяся, как надстройка над iTunes, Amarra теперь оформилась в виде полноценного приложения. С такими функциями, как интеграция Tidal, поддержка MQA и DSD (до DSD128). Звук у плеера – настоящая «высшая лига», не даром Amarra’у часто используют на выставках в топовых системах. Мягкий, волнующий, может иногда даже слишком мягкий – но демонстрирующий филигранную работу с тембрами и сценой. В такое сложно не влюбиться.

Плюсы – высшая лига по качеству звучания, настоящий High End.

Минусы – цена.

Кому подойдет – поклонникам джаза.

5. Audirvana Plus

Цена – $74.

Платформа – OS X.

«Тяжелая артиллерия» за сравнительно небольшие деньги. Audirvanaпредлагает и каталогизацию медиатеки, и интеграцию Tidal, поддержку MQA, DSD (включая апсемплинг до DSD), а также фирменный алгоритм SoX или iZotope 64bit SRC. Последние загрузят ваш компьютер, но обеспечат звук высочайшего разрешения. Динамические характеристики любой композиции в подаче Audirvana возрастают, атака, панч – все это буквально выплескивается на слушателя. Короче говоря, явный антипод Amarra.

Плюсы – фантастические возможности и роскошный звук.

Минусы – иногда выдает уж слишком напористое звучание.

Кому подойдет – «обладателям черного пояса по каратэ».

4. XXHighEnd

Цена – 72 евро.

Платформа – Windows.

Программа была разработана для одноименных монструозных РС – работающих на процессорах Xeon и с выносом операционной системы на RAM Drive. Тем не менее, даже на обычном компьютере, XXHighEndпоказывает чудеса – последние его редакции поддерживают MQA, автоматически переключают частоты дискретизации и… И, если вы привыкнете к его страшному интерфейсу, звучание точно зачарует – вот он, настоящий High End с компьютера.

Плюсы – за 12 лет программа пережила революционный скачок в качестве воспроизведения.

Минусы – после работы с ним вы захотите собрать High End PC и начнете разбираться с RAM Drive’ом; интерфейс ужасен.

Кому подойдет – тем, кто собрал первый компьютер еще в детском саду.

3. JPlay

Цена – 99 евро.

Платформа – Windows.

Хотите превратить ваш РС в стример? Ставьте JPlay, только после инсталляции (которая деактивирует большую часть функций ОС) потребуется еще и другой компьютер для контроля. Звучит странно? Не волнуйтесь, если такой максимизаторский подход вам не кажется разумным, можно оставить JPlay на одном РС, воспользоваться встроенным минималистичным плеером JPLAYStreamer или подключить ряд других программ – и наслаждаться звуком «очищенной» системы. По части воспроизведения музыки изменения получатся поразительные.

Плюсы – ультимативное решение по превращению РС в стример.

Минусы – желателен управляющий плеер или другой компьютер для работы.

Кому подойдет – хардкорным фанатам.

2. Infinity Blade HQ (Bug Head Emperor)

Цена – бесплатно.

Платформа – Windows.

На сегодня 217 страниц обсуждения на форуме Jplay - лучшее свидетельство популярности программы. Поддержка DSD и вывод Bit Perfect тут не главное, основная идея – собственный алгоритм передачи данных в RAW-файл и наложение интерполяционных алгоритмов. Вам потребуется мощный РС, желательно с уже установленным JPlay (то есть, выделенная под аудио машина) – но в такой комбинации Infinity Blade HQ может буквально раздавить видавших виды аудиофилов. В звуке есть все, чего только можно желать – красота, детальность, сбалансированность, взрывная динамика. Особенно преображаются низкие частоты; в общем, однозначно стоит попробовать!

Плюсы – супер-звук.

Минусы – не будем снова про эргономику.

Кому подойдет – перфекционистам.

Цена – $119 в год (или $499 однократно).

Платформа – OS X, Windows, iOS, Android; собственная ОС Roon Rock.

Ультимативное решение для компьютерного аудио сегодня? Да, в Roonесть все. Роскошный звук самого высокого аудиофильского стандарта. Идеальная эргономика – попробовав один раз каталогизацию медиатеки через Roon обратно возвращаться уже не хочется. Движок с возможностью апсемплинга всех сигналов до DSD, подключение рум-коррекции. Добавляем «вишенки на торте», такие, как видимость всех элементов цепи сигнала или собственная операционная система для Intel Nuc - и вывод очевиден.

Плюсы – наилучший баланс между звучанием класса High End и эргономикой.

Минусы – отсутствуют.

Кому подойдет – всем, кто считает, что можно заплатить такие деньги за плеер.

Подготовлено по материалам портала "Hi-Fi.ru", январь 2018 г. www.hi-fi.ru

Описание формата SACD/DSD, сопутствующих ему форматов файлов. Инструкция по воспроизведению SACD в режиме DSD и PCM, а также конвертации SACD в другие форматы.

2017-09-18T13:16

2017-09-18T13:16

Audiophile"s Software

В качестве продолжения цикла статей об экзотических алгоритмах кодирования и носителях аудиоданных (уже можно почитать про DVD-Audio , HDCD и DTS/DTS-CD) хочу рассказать о таком интересном стандарте, как SACD.

1. SACD диски. Формат DSD

Super Audio Compact Disc - как и Audio CD - результат сотрудничества компаний Sony и Philips. Разработка стандарта была завершена в 1999 году - через 17 лет после выхода Red Book (CDDA).

SACD представляет собой оптический диск с высокой плотностью данных, по физическим размерам и объёму данных соответствующий диску DVD. Также у DVD и SACD совпадает длина волны считывающего лазера - 650 нм против 780 у CDDA (именно увеличение частоты позволило увеличить плотность питов и, как следствие, объём носителя). Одной из отличительных особенностей SACD является использование золота в качестве отражающего слоя (вместо алюминия). Это увеличивает отражающую способность, долговечность дисков, но также обуславливает их высокую стоимость.

Особый интерес представляет собой содержимое диска - данные в формате Direct Stream Digital. DSD - это однобитный поток с очень высокой частотой дискретизации: стандартные файлы DSD64 имеют частоту семлирования 2822,4 кГц (в 64 раза больше частоты для CDDA). По сути это тот самый поток, который получается на выходе сигма-дельта АЦП .

Особенностью сигма-дельта АЦП является кодирование не абсолютного значения уровня сигнала в конкретный момент времени, а его приращения.


Схема сигма-дельта АЦП

На выходе этого АЦП мы получаем нули и единицы, следующие с очень высокой частотой. Причем уровень сигнала пропорционален сумме закодированных за единицу времени приращений (1 означает «+1», а 0 - «-1»).

Подробнее об алгоритме работы данного АЦП можно почитать . Вкратце - такой способ квантования позволяет получить широкий динамический диапазон (около 120 дБ) и очень низкий уровень шумов в слышимом диапазоне частот - за счет формовки шума (noise shaping) они вытесняются в сверхзвуковую область и могут быть легко отфильтрованы. Также, благодаря многократному превышению частоты Найквиста, такой способ помогает избежать фазовых задержек в области верхней граничной частоты (однако степень влияния этого фактора на качество звучания точно не установлено) и уменьшить влияние джиттера.

Итак, главным преимуществом SACD является отсутствие необходимости в так называемой децимации - понижении частоты дискретизации - ведь в действительности это промежуточное преобразование происходит в случае со всеми остальными форматами аудио, использующими PCM (CDDA, DVD-A). Т. е. при оцифровке студийной записи на выходе АЦП мы фактически получаем DSD поток, затем его приходится преобразовывать в PCM с повышенной разрядностью, но более низкой частотой дискретизации, что уже представляет собой алгоритм с потерями. И - что самое интересное - при воспроизведении, непосредственно перед цифро-аналоговым преобразованием (а, как известно, в аудиотехнике используется именно дельта-сигма ЦАП), частоту дискретизации всё равно придется повышать, выполняя преобразование в тот самый 1-битный DSD формат, в котором данные были сняты с АЦП.

Таким образом SACD позволяет хранить аудио в «первозданном» виде, и в таком же виде подавать их при воспроизведении на ЦАП. Отсутствие промежуточной децимации упрощает схемотехнику устройств и позволяет добиться более высоких показателей качества.

Примечание: к сожалению, ко всему вышесказанному нужно добавить большую «ложку дёгтя»: во многих случаях на студиях звукозаписи для мастеринга записей всё же используется промежуточное преобразование в PCM. Несмотря на то, что в 2000 году был разработан формат DSDIFF (расширение файлов *.dff), предназначенный для записи, редактирования и мастеринга аудио непосредственно в DSD представлении, его возможности весьма ограничены, и на многих студиях для сведения и мастеринга используется формат Digital eXtreme Definition. DXD по сути представляет собой стандартизированный PCM аудио с очень высокой частотой - 352.8 или 384 кГц и разрядностью 24 или 32 бит. Этот формат был придуман и использовался для мастеринга записей с высоким разрешением на студиях звукозаписи Pyramix (Merging Technologies), производивших SACD. Таким образом, для большинства SACD и DSD дисков исходником является именно DXD.

Существуют различные вариации стандартов SACD/DSD - с разной степенью оверсемплинга. Они обозначаются цифрой, равной отношению частоты дискретизации DSD к частоте дискретизации CDDA (44.1 kHz). SACD использует формат DSD64 (2822.4 kHz/ 44.1 kHz = 64), также разработаны и новые спецификации DSD128, DSD256 и DSD512, дополнительно увеличивающие частоту в 2, 4 и 8 раз. Таким образом мы получаем максимальную частоту 22579,2 кГц для DSD512, однако найти такие записи очень сложно, и далеко не все DSD-ЦАП их поддерживают. Кроме того, есть разрешения DSD, базирующиеся на частоте 48 кГц: например, 48kHz based DSD128 будет иметь частоту не 2822.4, а 3072 кГц, и т. д.

SACD поддерживает конфигурацию каналов 2.0 и 5.1, причем на одном SACD могут содержаться две дорожки - стерео и многоканальная. Многоканальная дорожка обязательно представляется в сжатом виде (сжатие без потерь; для стерео - опционально), так называемом DST формате (Direct Stream Transfer), который обеспечивает сжатие в 2-3 раза.

Так же, как и DVD, SACD бывают одно- и двухслойные. На однослойных SACD может содержаться CDDA слой для обратной совместимости с проигрывателями без поддержки технологии SACD (такие диски называются гибридными).

2. Защита SACD от копирования. Распространение аудио в формате DSD

Все SACD диски обладают специальной защитой (на физическом уровне), которая позволяет считывать SACD слой только лицензированным производителем устройствам, которые оснащены специальным ключом. Тем не менее, в интернете можно найти раздачи SACD рипов. Снятие рипов выполняется с помощью PlayStation 3 (или подходящего проигрывателя со специальной прошивкой) и специальной программы SACD Ripper для ПК. Рип представляет собой так называемый SACD-R образ (как правило в формате ISO). Этот образ можно записать (тем же ImgBurn, например) на DVD диск и далее слушать на стационарном SACD проигрывателе.

Таким образом мы видим, что технология SACD не включает в себя ничего принципиально нового - по сути это поток данных с АЦП, записанный на носитель вроде DVD. Весомое различие между SACD и DVD диском (кроме защиты от копирования) заключается лишь в размере сектора - 2064 вместо 2048 байт. Похоже, что этот трюк был придуман в коммерческих целях, и во многом именно поэтому ни один оптический привод для ПК не читает SACD диски.

Кроме SACD дисков DSD аудио также может распространяться и в виде файлов, в том числе записанных на так называемый DSD disc . Спецификация была разработана Sony и представляет собой DVD или Blue-ray носитель с файлами формата DSF (DSD Storage Facility), содержащими стерео звук. Многоканальное аудио стандартном не поддерживается, хотя формат DSF открытый и вполне может содержать многоканальное аудио, которое будут читать программные плееры (например, foobar2000). Минусом Sony DSF, как контейнера для хранения DSD, является отсутствие поддержки DST сжатия. Для поддержки DST сжатия следует использовать более сложный контейнер Philips DSDIFF, о котором было сказано ранее.

3. Как воспроизвести SACD?

Воспроизвести SACD диск на приводе ПК, как я уже сказал, невозможно, поэтому далее я буду рассматривать исключительно воспроизведение образов (SACD-R, DSD-Disc).

3.1 Воспроизведение на устройствах с поддержкой DSD

Если Вы счастливый обладатель звуковой карты / ЦАП с поддержкой DSD, поздравляю - вы сможете успешно воспользоваться преимуществами Super Audio CD. Как настроить правильный вывод DSD - я расскажу ниже.

3.1.1 Native DSD и DoP

Существует два варианта доставки DSD потока на ЦАП: native («родной») DSD и DoP (DSD over PCM). В первом варианте поток поступает на карту именно в том виде, о котором шла речь выше - с очень высокой частотой дискретизации и разрядностью 1 бит. Второй же вариант был разработан для совместимости с существующими PCM-транспортами (чтобы не сочинять новые алгоритмы передачи, а использовать уже имеющиеся для PCM) и представляет собой простое мультиплексирование высокочастотного 1-битного потока в 24-битный PCM с более низкой частотой, в котором старшие 16 бит содержат фрагмент DSD потока, а младшие 8 - специальный DoP-маркер, служебную информацию, говорящую, что данные являются не обычным PCM, а упакованным DSD потоком. Так, для передачи стандартного DSD64 с частотой 2822.4 кГц используется PCM формата 24 бит 176.4 кГц, который легко можно передать по USB, S/P-DIF и другим привычным интерфейсам. С повышением частоты DSD, соответственно, повышается и частота PCM-носителя. Так как поддержка PCM с частотой 705,6 кГц весьма скудная, то проигрывание DSD256 через DoP уже, как правило, не представляется возможным. Также нужно отметить, что процесс мультиплексирования/демультиплексирования самый что ни на есть простой и не предполагает никаких потерь информации/качества. Приведу пример в десятичной системе: представьте, что у вас есть значения 2, 5, 3, 6, 9, 0 и т. д., и вы называете их своему товарищу по-очереди - это обычная передача. Теперь представьте, что Вы условились читать имеющиеся значения «пачками», трехзначными числами - 253, 690 и т. д. - а товарищ будет по-прежнему записывать цифры по отдельности - это и есть мультиплексирование/демультиплексирование. Более чем просто, не правда ли?

3.1.2 Настройка foobar2000

Если по какой-либо причине вы не сможете сами разобраться с настройкой вывода DSD - не проблема - я могу вам в этом помочь. Свяжитесь со мной , чтобы заказать индивидуальную настройку foobar2000/звуковой карты/компьютера.

Итак, приступим к настройке воспроизведения. Наш инструментарий для воспроизведения SACD образов (имеющих формат ISO) включает в себя последние версии foobar2000 с плагинами SACD Decoder, DSD Processor и ASIO-драйвером DSD Transcoder (скачать можно там же, одним архивом с foo_input_sacd), а также ASIO-драйвер , который может нам понадобиться вместо DSD Transcoder в некоторых случаях.

Теперь нужно определиться, что мы имеем в плане оборудования. В моём распоряжении на данный момент находится USB-ЦАП iFI nano iDSD . Итак, смотрим в спецификацию и видим, что наше устройство поддерживает PCM вплоть до 384 кГц и DSD вплоть до 12.4 МГц. Таким образом, это означает поддержку всех форматов PCM (в спецификации это не указано, но карта поддерживает разрядность до 32-бит), включая DXD, поддержку DSD64 и DSD128 через DoP или native DSD, а также, дополнительно, поддержку DSD256 - только через native DSD (в последней версии прошивки добавлена поддержка вывода DSD256 также и в режиме DoP).

Вот, как выглядят настройки SACD декодера в нашем случае:


Здесь мы включили декодирование в формате DSD и включили использование DSD Processor. Кстати, если вы хотите, чтоб в плеере работали визуализации, можете установить декодирование в формате DSD+PCM, однако помните, что это негативно отразится на производительности. Остальные настройки:

Editable tags - включает возможность редактирования тегов. При этом новые теги пишутся не в файл образа, а в XML файлы в папке foobar2000/sacd_metabase.

Store tags with ISO - если включено, XML файл со значениями тегов сохраняется в той же папке, что и ISO образ.

Linked 2CH/MCH Tags - создаёт связь между тегами стерео и многоканальной версий трека, так что изменения в одном варианте влекут изменения и для второго.

Edited Master Playback - включает воспроизведение оригинальной мастер-записи, включая участки, которые не были включены при разметке SACD-диска. При этом фактическое время звучания некоторых треков может быть на несколько секунд больше, что может привести к неверному отображению текущей позиции воспроизведения.


DSD процессор нам нужен для того, чтобы сконвертировать неподдерживаемые форматы DSD в максимальный поддерживаемый. Кстати говоря, с сожалением отмечу, что по данным разработчика для преобразования DSD->DSD используется промежуточное преобразование в PCM (хотя и весьма качественное). Для nano iDSD я включил конвертацию DSD512 в DSD256 с использованием SDM Type D - максимально качественный фильтр 5-го порядка, использующий расчеты в 64-битном формате с плавающей точкой. Для интересующихся различиями между разными типами сигма-дельта модуляторов - SDM Type A/B/C/D - привожу таблицу:

Sample&Hold выключено (эта опция включает упрощение алгоритма за счет использования интерполяции нулевого порядка, что помогает снизить нагрузку на процессор, но негативно отражается на качестве).

Далее поток следует на вывод (обратите внимание : если выбран вывод DSD: ... и на него следует DSD/DoP поток, DSP и регулировка громкости отключаются; для обычных PCM данных они по-прежнему будут работать). Я могу просто использовать вывод DSD: ASIO: iFi (by AMR) HD USB Audio , при этом данные будут выводиться в DoP (именно в таком виде поступают данные с SACD декодера). Однако это меня не устраивает, т. к. тогда я потеряю возможность воспроизводить DSD256 (и вообще, я предпочитаю использовать родной DSD формат), и поэтому я предварительно настрою вывод через драйвер DSD Transcoder. Для этого нужно перейти в Playback->Output->ASIO и дважды нажать в списке на DSD Transcoder (DoP/Native).

Тут я просто установил вывод всех форматов DSD в режиме native. Параметр Transition отвечает за добавление тишины в начало треков, его можно увеличить, если вы заметите, что треки начинают звучать не сразу. Параметр Sample position override необходим, если в плеере некорректно отображается позиция воспроизведения (прошедшее/оставшееся время).


Кстати говоря, выбранная разрядность здесь роли не играет, т. к. конвертер глубины бит при DSD выводе не используется.

3.1.3 Проверка работоспособности настроек

Для теста я использовал DSD256 семпл Britten: Frank Bridge Variations - Romance, TrondheimSolistene со страницы 2L High Resolution Music .


Как видите, семпл воспроизводится, а в панели iFi (панель устройства ASIO можно открыть двойным кликом по названию в списке устройств ASIO - см. выше) отображается частота нативного DSD256.

3.1.4 Настройка для нескольких DSD устройств

Это всё хорошо, но только если вы пользуетесь для воспроизведения DSD только одним устройством. А что делать, если устройств несколько, и у них разная поддержка DSD (например, один ЦАП поддерживает DSD256, а другой - нет) - ведь в таком случае нужно будет постоянно менять настройки DSD процессора? В этом случае на помощь приходит ASIO Proxy и Custom channel mappings в foobar2000. Установите драйвер ASIO Proxy и затем добавьте новый пресет для ASIO, перейдя в настройках в Playback->Output->ASIO и нажав Add new в разделе Custom channel mappings. В открывшемся окне выберите драйвер foo_dsd_asio и введите подходящее название:


После этого нажмите Configure - появится окно настройки ASIO Proxy.


Настройки ASIO Proxy для iFi nano iDSD

Как видите, ASIO Proxy совмещает в себе функционал DSD транскодера и DSD процессора, позволяя настроить все параметры индивидуально для каждого устройства. Для своего ЦАП я выбрал настройки аналогичные приведённым ранее.

Обратите внимание: в ASIO Proxy кроме стандартных режимов DSD и DoP есть еще специальные режимы DoP для ЦАП-ов dCS и exD.

После сохранения настроек осталось выбрать устройство вывода DSD: ASIO: iFi nano iDSD custom и убедиться, что воспроизведение работает. Так и есть, панель iFI по-прежнему отображает частоту 11289.6 кГц.

Теперь можно аналогично создать новые пресеты ASIO с установками для любого другого ЦАП - затем останется лишь переключать при необходимости устройства вывода.

Примечание: у ASIO Proxy есть один минус: он не читает DoP маркеры, и если на него подать PCM 176 кГц или больше, он воспримет его как DSD over PCM и будет конвертировать согласно установкам. Например, в моём случае 352.8 кГц будет конвертироваться в DSD128 (что особого смысла не имеет, ЦАП всё равно сконвертирует PCM в DSD). Поэтому если вы собрались воспроизводить PCM - лучше переключиться на обычный вывод ASIO: <ваша звуковая карта> .

3.1.5 Устранение проблем

Если вы настроили всё согласно моей инструкции и спецификации своего устройства, но DSD поток не воспроизводится или воспроизводится с искажениями/щелчками, то попробуйте следующее:


3.2 Настройка декодирования и вывода в PCM

Если пока Вы не располагаете DSD-совместимым устройством - что ж, не беда, можно просто преобразовать DSD в PCM с высоким разрешением. Также декодирование в PCM понадобится, если вам необходимо выполнять дополнительную обработку потока с помощьюб DSP (как я писал выше, при выводе DSD потока все обработчики отключаются).


Настройки SACD декодера для вывода PCM

В настройках декодера можно задать целевую частоту дискретизации и алгоритм преобразования DSD в PCM. Multistage является SSE-оптимизированным алгоритмом и использует плавающую точку с одинарной (32fp) или двойной (64fp) точностью. Direct метод является более медленным (примерно на 40% медленнее Multistage) и выполняет фильтрацию частот выше 30 кГц. Installable FIR режим позволяет загрузить одну из приложенных к плагину предустановок ФНЧ, давая таким образом возможность выбирать граничную частоту.


Также настройки позволяют установить увеличение уровня громкости. Как правило, SACD имеет пиковый уровень менее -6 dBFS (0.5 от максимума), потому его можно установить в +6 dBFS (при выводе в DSD такое повышение громкости выполняет ЦАП). Есть похожая настройка и для LFE (канала сабвуфера) - полезна для случаев, когда ваш ресивер изменяет уровень канала LFE. После настройки, чтобы убедиться в отсутствии клиппинга можно выполнить анализ результирующего пика с помощью ReplayGain сканера (в контекстном меню foobar2000). Если пик превысит 1.0, усиление следует занизить.


Воспроизведение SACD-R в foobar2000. В плейлист загружены сжатые в DST стерео и 5.1 дорожки (битрейт отображается для декодированного DSD). На ВЧ шум на спектрограмме отсутствует, т. к. использован 30 кГц ФНЧ

4. Конвертирование SACD

Конвертирование SACD и DSD ничем не отличается от преобразования того же Hi-Res рипа 24/192 или т.п., единственное что предварительно необходимо настроить декодер для вывода PCM (или DSD+PCM), причем достаточно переключить в одни из этих режимов, настроить необходимые параметры, после чего можно вернуть режим вывода DSD - во время конвертирования декодер будет работать в режиме PCM. Всё остальное уже описано в статье Преобразование аудио высокой разрядности в 16 бит/44.1 кГц стерео .

Полезные ссылки:

Информация от спонсора

APPLE-Support.kz: сервисный центр Apple в городе Алматы. Ищете, где произвести ремонт iPhone в Алматы ? В APPLE-Support вас быстро и качественно обслужат специалисты, имеющие богатый опыт работы с продукцией компании Apple.

  • Микросхема ЦАП: CS4398
  • Соотношение сигнал/шум (линейный выход): 116 дБ
  • Искажения (линейный выход): 0,0006%
  • Выходное напряжение (линейный выход): 2 В (RMS)
  • Диапазон частот: 0 Гц – 20 КГц
  • Мощность (выход на наушники): 490 мВт @ 16Ω, 245 мВт @ 32Ω, 55 мВт @ 300Ω
  • Импеданс (выход на наушники): 0,075Ω
  • Цифровые выходы: коаксиальный 3,5 мм, оптический
  • Форматы цифрового выхода: PCM, Dolby, DTS, DSD (DSD over PCM V1.0)
  • Аналоговые выходы: линейный 3,5 мм TRS, наушниковый 3,5 мм TRS
  • Поддерживаемые форматы HiRez: WAV, AIFF. До 24 бит/192 КГц
  • Поддерживаемые lossless форматы: FLAC (16/24 бит, 44,1/48 КГц), APE и ALAC 16 бит/44,1 КГц
  • Поддерживаемые lossy форматы: MP3
  • Поддерживаемые форматы DSD64: DIFF, DSF, SACD ISO
  • Поддержка CUE: ANSI/UNICODE/UTF-8
  • Карты памяти: SD до 128 ГБ
  • Батарея: Li-Pol, 3,7В, 3120 мА/ч
  • Время работы на одном заряде: 10–11 часов для PCM, 7–8 часов для DSD
  • Вес: 260 грамм
  • Размеры: 117 мм x 72 мм x 27 мм

Упаковка и комплект поставки

Этот пункт можно начать стандартно: аппарат пришел в черной коробке, выполненной из прочного картона. Для китайских аппаратов это уже опция по умолчанию. Черный плотный картон, поверх него - «суперобложка». В коробке сверху находится плеер, который для надежности запаян в пластиковую пленку (никогда раньше не видел такого), а под ним - немалый комплект поставки. QLS постарались изо всех сил, поэтому кроме самого QA360 вы получите:

  • SD карту на 16 ГБ
  • Карт-ридер
  • Блок питания для зарядки
  • Кабель для зарядки от USB
  • Силиконовый чехол (добавлен в последних поставках)
  • Защитные пленки (одна уже наклеена на экран, вторая - запасная)
  • Тряпочку из микрофибры
  • Различные бумажки с инструкцией и гарантийниками

В общем, комплект поставки просто отличный, за эти деньги большего и желать не приходится.

Дизайн и управление

Внешний вид плеера - лучший из всех, что я видел, тут QLS уже явно превзошли сами себя, чтобы вызывать у пользователей максимум положительных эмоций. Качество сборки QA360 превосходит практически все остальные китайские плееры на голову, оставляя приятное ощущение высококлассной вещи.

Размеры плеера - достаточно велики для этого класса устройств. По габаритам он сравним с самыми большими китайскими «кирпичами» в лице HiFiMan 901 и iBasso DX100, но в отличие от них сделан целиком из алюминия. Плеер производится в двух цветах: серебристом и черном, оба по-своему хороши, качество покраски - великолепное, но я выбрал серебристый вариант для большей гармонии с остальной своей техникой.


Форма корпуса - необычная, но смотрится интересно. Все управление сделано с помощью кнопок и переключателей, никаких крутилок или сенсорных панелей. Все механические элементы управления очень приятны на ощупь, нажатия и переключения сопровождаются великолепными щелчками, что создает то самое ощущение дорогой вещи.

На передней панели размещены экран (очень неплохой по меркам плееров и, что особо приятно, позволяющий видеть изображение даже на солнце) и семь основных кнопок управления. Пять из них отвечают за навигацию и подтверждение выбора, одна вызывает системное меню с настройками, еще одна служит для возвратов обратно и перехода к выбору треков. Управление понятно на интуитивном уровне и ни малейших трудностей с освоением не вызывает, хотя пара неочевидных хитростей все-таки имеется. Зажав кнопку возврата, можно удалить текущий трек (после подтверждения), а подержав центральную кнопку управления - добавить проигрываемую композицию в избранные.


Программисты QLS разрабатывали прошивку так, что весь код работает, не используя никакой многопоточности. Это позволяет полностью избежать возможных проблем с неправильным распределением ресурсов процессора, которые, в свою очередь, могут повлиять на звук. Из-за этого ограничения интерфейс получился весьма простым. Никакого отображения обложек, никаких графических меню, все построено на чистом тексте. В целом подобный аскетизм идет плееру на пользу: на экране отображается все необходимая информация, меню очень простое, а включение - практически молниеносное, реально от щелчка выключателем до начала воспроизведения проходит всего лишь пара секунд. Любителям же что-то настроить «под себя» разработчики прошивки оставили возможность покрутить параметры типа цвета интерфейса, темпа прокрутки текстов и скорости повторов нажатых кнопок. Быстрота отклика плеера на действия пользователя воскрешает в памяти опыт использования устройств типа первых CD-плееров: нет лагов, нет задержек, все происходит мгновенно.

Плеер при запуске сканирует содержимое карты памяти, и собирает список всех доступных артистов и альбомов. Поддерживается только два уровня вложенности папок, большая глубина будет проигнорирована. В моей коллекции нашлась пара альбомов в формате FLAC, добавление которых на карту приводило к зависанию плеера при запуске, но, судя по отзывам в Интернете, эта проблема не характерна для большинства пользователей. Поэкспериментировав со своими записями, я махнул рукой и конвертировал все, что хотел залить в плеер в формат WAV, чтобы уже «наверняка» читались. Кстати, разработчики предлагают прошивку, поддерживающую только этот формат, по их словам, удаление из кода поддержки остальных форматов позволило еще лучше оптимизировать часть, отвечающую за воспроизведение и добиться лучшего звука.


Все альбомы, которые находятся на карте памяти, плеер отображает в виде двухуровневого списка, на первом уровне которого расположены папки, на втором - отдельные треки, поэтому лучше сразу упорядочить содержимое карты по исполнителям и альбомам, тогда пункты этого списка будут корректно отсортированы.

На левой стороне находится слот для полноразмерных SD-карт. Поскольку своей памяти у плеера нет, QLS добавили в комплект поставки карту на 16 ГБ. На правой - расположились две кнопки регулировки громкости, переключатель блокировки и выключатель питания. В меню можно настроить, будет ли блокировка переключателем hold полной, или же останется возможность управлять громкостью.

На верхней панели расположилось гнездо для подключения инфракрасного приемника дистанционного управления. На нижней - все остальные разъемы выходов: наушниковый, линейный и цифровой, а также разъем для зарядки. Места для USB-разъема в конструкции плеера не нашлось, так что ни в роли ЦАП, ни в роли внешнего накопителя плеер использовать невозможно. Поэтому кабель для зарядки плеера от USB является уникальным, и относиться к нему стоит бережно. Для упрощения заливки треков на карту памяти в комплект поставки добавили небольшой USB-картридер.

Звук

Для прослушивания плеера использовались следующие наушники:

Если бы мне понадобилось охарактеризовать звучание QA360 одним словом, это было бы слово «объем». Плеер рисует (если можно так выразиться) монументальные по размерам звуковые полотна, создавая полный эффект погружения в композицию, если, конечно, качество записи и наушники это позволяют. Чаще всего такой эффект достигается за счет высокой детализации и акцента на ВЧ, но не в случае QA360. Этот плеер умудряется оставаться очень музыкальным и радовать цельной, не утомляющей подачей, не превращая музыку в набор отдельных звуков.


Низкие частоты - детальные и хорошо настроенные. Пользователям более энергичных в области баса плееров сначала может показаться, что баса у QA360 мало, но это однозначно не так, плеер честно отыгрывает НЧ ровно столько, сколько их есть в треке, не добавляя ни грамма от себя. Хорошая схема усиления обеспечила нужный удар и мощь подачи, а великолепный контроль НЧ делает прослушивание многих треков приятным опытом. В качестве примера можно взять трек Imperfect Lock с саундтрека Interstellar, ближе к его концу музыка сопровождается раскатистыми ударами, и QLS360 в паре с Rhapsodio RTi1 отыгрывает этот фрагмент так, что просто захватывает дух. Также благодаря контролю НЧ реалистично звучат записи с различными громкими ударами: гром, выстрелы и другие спецэффекты передаются очень жизненно. Еще одно приятное впечатление от плеера - звучание низкочастотных смычковых (и не только) инструментов. Те же живые записи Apocalyptica - выше всяческих похвал. Естественно, это просто несколько примеров, плеер одинаково хорошо подходит для большинства записей.


Среднечастотный диапазон отличает невероятная музыкальность. Плеер просто насильно вовлекает в прослушиваемый материал, раскрывая все эмоции, заложенные в трек при записи. Виртуальная сцена, которую строит QA360 - не самая огромная, но все же очень большая, кроме того, она очень достоверна по расположению источников звука. Это хорошо слышно на масштабных и динамичных записях типа метала с симфоническим оркестром, больших хоров и т. п. Также интересны высококачественный записи небольших коллективов типа эмоциональных unplugged-концертов.

ВЧ, естественно, также заслуживают всяческих похвал, их достаточно по количеству, они хороши по качеству. С учетом цены, возможно, хотелось бы чуть большего их разделения, иногда самые высокочастотные звуки совсем чуть-чуть смешиваются, но это слышно далеко не на всех треках. Кроме того, я думаю, что большее разделение ВЧ могло бы негативно сказаться на общей подаче плеера.


QLS QA360 на моей памяти - первый плеер, в котором переключение цифрового фильтра реально влияет на звук и при этом можно без отвращения слушать оба варианта. В варианте Fast звук плеера становится чуть ярче, а ВЧ более колкими и очерченными, в режиме Slow звук более темный и акцентированный на НЧ. Разумеется, изменения не велики, больше на уровне тонких нюансов, но они есть и в зависимости от жанров и музыкального материала можно выбирать один из них.

Очень хороша усилительная часть плеера. Он на удивление прилично справляется даже со сложной нагрузкой типа изодинамических наушников. Без шуток, даже с ТДС-7, модифицированными Snorry и HiFiMan HE-560, побывавшими недавно в моих руках, 360-й справляется пусть и не идеально, но достаточно неплохо. Нагрузка попроще вообще не составляет для него проблем. Очень чувствительные наушники с низким импедансом с плеером могут звучать слегка резковато, но к счастью, среди хороших наушников таких практически нет.

Радует и жанровая универсальность плеера. В силу нейтральной подачи ему одинаково хорошо удаются любые музыкальные жанры, от классики до брутального металла. Чувствительность к качеству музыкального материала QA360 высока, за счет высокой достоверности воспроизведения вы четко услышите все огрехи сведения и мастеринга, так что возможно медиатеку придется пересмотреть, но это, пожалуй, те самые хлопоты, которые можно считать приятными. Данный плеер - один из немногих, на которых четко слышна разница между разными ремастерами одного альбома. Кстати, рекомендую ремастеры (а точнее даже ремиксы) классического рока от Стивена Вильсона, то, что он сделал с Jethro Tull, King Crimson и Yes - заслуживает продолжительных аплодисментов.

Выводы

Стоит признать, что плеер QLS удался. Несмотря на весьма крупные размеры, наличие некоторых проблем с ПО и ощутимый ценник, его положительные стороны влюбляют в себя сразу. Очень музыкальный звук, невероятная скорость работы и запредельный уровень исполнения дают ощущение пользования HiEnd-вещью, поэтому плеер будет долго радовать ценителя качественного звука, решившегося на покупку.