Что такое яндекс навигатор. Как пользоваться навигатором Яндекс и как это делать без интернета

Яндекс.Навигатор - приложение для навигации от крупнейшего российского поисковика.

  • Выбирайте оптимальные маршруты. Навигатор прокладывает маршруты с учётом пробок, аварий и ремонтных работ. Он предлагает до трёх вариантов проезда и для каждого подсчитывает время в пути. Если маршрут проходит по платному участку, приложение предупредит и об этом.
  • Прокладывайте маршруты офлайн. Строить маршруты можно не только онлайн, но и офлайн. Навигация без интернета будет доступна, если вы заранее скачаете карту города или региона в настройках приложения. Искать организации также можно будет офлайн.
  • Получайте важную информацию в пути. Когда вы в дороге, на экране показывается дистанция, которую нужно преодолеть, а также оставшееся время. Есть голосовое ведение по маршруту и подсказки на экране: Навигатор рассказывает о направлении движения, камерах контроля скорости и событиях на маршруте голосом, а также обозначает их на карте. Если во время движения ситуация с пробками меняется и приложение находит более быстрый маршрут, оно сообщает об этом водителю.
  • Соблюдайте скоростной режим. Навигатор знает о скоростных лимитах на разных дорожных участках. Если вы едете слишком быстро, он предупредит о превышении скорости звуковым сигналом.
  • Говорите. С Навигатором можно общаться голосом, не касаясь устройства. Достаточно сказать «Слушай, Яндекс» и после звукового сигнала отдать команду. Например: «Слушай, Яндекс, поехали на Лесную, 1» или «Слушай, Яндекс, построй маршрут до аэропорта Домодедово». Таким же способом вы можете сообщать Навигатору о дорожных событиях («Слушай, Яндекс, из-за аварии тут скоро будет пробка») - чтобы он отметил их на карте.
  • Ориентируйтесь на местности. В приложении подробная карта, которая постоянно обновляется. На ней обозначены рестораны, кафе, бары, магазины, заправки, аптеки, стадионы, юридические компании и другие организации. Если по пути вы, например, захотите поужинать, можно просто сказать «Слушай, Яндекс, где поесть рядом?» Приложение зафиксирует ваше местоположение и предложит подходящие варианты. Карта поможет сориентироваться не только в городе, но и за его пределами.
  • Сохраняйте историю. Навигатор помнит историю пунктов назначения. Можно, например, ввести адрес и прикинуть маршрут вечером, а наутро просто выбрать цель поездки из списка. История и избранное сохраняются в облаке и доступны на всех ваших устройствах, чтобы не теряться.
  • Найдите место на парковке. Приложение знает обо всех парковках Москвы, расположенных в пределах Третьего транспортного кольца. На карте сразу видно, где можно оставлять машину, а где парковка запрещена. В других районах столицы на карте также отмечены некоторые городские парковки. Информация по крупным парковкам доступна также в Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Краснодаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону и других городах.
  • Возьмите в путешествие. Яндекс.Навигатор показывает карты дорог и строит маршруты в России, Абхазии, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Таджикистане, Турции, Узбекистане и Украине.

Для ОС Android и iOS лишь в марте 2012 года, предложив жителям России и Украины бесплатный навигационный сервис с пробками. По своей сути, это было чуть переделанное приложение Яндекс.Карт, которое лишь обзавелось функцией ведения по маршруту. Сами маршруты Яндекс.Карты строили и до этого, так что, с учетом других существующих наработок внутри компании, разработчикам пришлось приложить относительно немного усилий для выпуска первой версии навигатора.

На момент нашего тестирования была доступна версия Яндекс.Навигатор 1.51, которая в плане функциональности недалеко ушла от первых версий и представляет собой простейшую навигационную программу с актуальными детализированными картами.

Ценообразование и лицензионная политика

Для некоммерческого использования приложение абсолютно бесплатно. Карты и дополнительные сервисы (голосовой поиск, пробки) также бесплатны.

Системные требования

В качестве системных требований упоминается только операционная система Android 1.5 или более поздняя. Никаких отдельных требований к разрешению экрана или необходимому месту во внутренней памяти смартфона не озвучивается.

Функциональность

Дабы сразу ответить на различные вопросы о том, что́ программа может и чего не может, мы собрали информацию о ее функциональности в одну таблицу.

Интерфейс
Ручное масштабирование карты во время навигации да
Индикаторы аккумулятора / спутников / GSM да - во время работы программы остается видна строка уведомлений ОС
Смена ориентации карты да
Ручное вращение карты да
Информация о пробеге нет
Экран обзора спутников нет
Режим 3D да
Наклон карты да
Панель быстрого доступа только для DPOI
«Маршрутный компьютер» нет
Ночной режим да
Поиск
Универсальный да
Адресный нет
По координатам нет
POI вокруг / у точки / у финиша да / да / да
Голосовой ввод да
Работа с маршрутами
Сохранить / загрузить нет
Имитация езды по маршруту нет
Отображение целиком да
Работа с треками нет
Режимы работы: легковой авто / грузовой / пешеходный да / нет / нет
Карты
Обновление карт бесплатное
Поставщик карт Navteq, Сканекс и др.
Установка сторонних и бесплатных карт нет
Подгрузка частей карт в процессе работы да
Онлайн-сервисы
Отображение пробок да
Динамические POI да
Друзья на карте нет
Тематические новостные ленты нет
Фото на карте нет
Погода нет
Запрет выхода в Сеть нет

Да, функциональность приложения весьма скромна и во многом не дотягивает до основной массы навигационных программ. Однако все свои основные обязанности Яндекс.Навигатор должен выполнять без проблем.

Интерфейс

Интерфейс программы прост и лаконичен. Почти все место на экране занимает карта. Вверху остается видимой строка уведомлений операционной системы, а если дотронуться до экрана, внизу появляется полупрозрачная панель с кнопками поиска, возврата к вашему текущему местоположению, избранного и настроек.

В настройках можно активировать 3D-режим. В нем карта на небольших масштабах начинает отображаться под определенным наклоном к горизонту, а при достаточно большом приближении контуры домов становятся объемными. Они немного приподнимаются над поверхностью, становясь как бы одноэтажными.

Также в настройках можно выбрать тип отображаемой карты: схема, спутник или народная (все как в остальных картах Яндекса). Режим 3D для них будет проявлять себя только в появлении наклона и линии горизонта на небольших масштабах.

Также приведем скриншот меню настроек. По сути, почти все уместилось на одном экране. Не влезли только пункты «Очистки истории» и «О программе».

Из «горячих кнопок» на экране только кнопки изменения масштаба, смены ориентации карты и установки отметок DPOI.

Краткое резюме

Понравилось: удобный и практичный интерфейс карты.

Не понравилось: невзрачная ночная расцветка, полученная путем затемнения.

Поиск и работа с картой

По сравнению со всеми другими рассмотренными нами продуктами, Яндекс.Навигатор имеет два кардинальных отличия: тут нет типичного адресного поиска, а универсальный поиск дополнен встроенной функцией распознавания речи и отдельным рубрикатором POI. По сути, перед вами поисковая строка Яндекс.Карт, где вы можете набрать все, что угодно - будь то адрес или название компании/учреждения, и получить отображение этих мест на карте.

Распознавание речи работает весьма неплохо. Собственно, за все время общения с Яндекс.Навигатором мы пользовались виртуальной клавиатурой только один раз - чтобы посмотреть как работает этот вид поиска и сделать для него скриншоты. Речевой модуль сам распознает окончание фразы и тут же показывает ее вам, одновременно запуская поиск по ней во всех категориях. Затем результат сразу отображается на карте. Во время движения в автомобиле, когда уровень шумов достаточно высок, система иногда не могла определить конец фразы, но никаких проблем это не создавало. В этом случае для ручного запуска процесса распознавания достаточно было нажать на экране кнопку «распознать».

Но, разумеется, громкая музыка в салоне делала общение с навигатором невозможным, потому ее нужно было приглушать. Также немного огорчило, что речевой модуль не знает английского языка. Компенсируется это тем, что он практически всегда правильно транслитерирует произнесенную вами фразу и пытается осуществить по ней поиск, который, в нашей практике, всегда был успешным. Кроме русского языка у речевого модуля заявлена поддержка украинского и турецкого языков.

В обычной поисковой строке очень шустрый подстрочник, который по мере набора слова или фразы выдает наиболее подходящие варианты. После выбора улицы строка не исчезнет, а курсор в конце нее интуитивно подсказывает вам, что ждет указания номера дома.

Жаль, что после отображения объекта на карте нет возможности посмотреть, что́ это за здание и какие организации тут находятся. В браузерных Яндекс.Картах вся эта информация доступна, включая фотографию, не говоря уже о режимах «street view», когда вы можете виртуально оглядеться на местности.

Кроме поисковой строки пользователям предлагается список категорий POI. При нажатии на одну из них на карте отображаются все соответствующие объекты.

Есть подозрение, что эта функция также реализована через общий поиск с одним или несколькими ключевыми словами.

Краткое резюме

Понравилось: система распознавания речи, удобный поиск.

Не понравилось: отсутствует часть функциональности, которая есть у Яндекс.Карт (street view, фото, отображение списков организаций по указанным адресам).

Карты и их актуальность

У приложения есть два варианта работы с картой. В первом случае оно постоянно подгружает нужные участки карты по мере необходимости и кэширует их. Это весьма удобно и практично. Вам не нужно отводить для хранения карт много места на внутреннем накопителе. Кроме того, закэшированные карты можно удалять через меню, тем самым освободив необходимое место.

Разумеется, перед дальней поездкой, чтобы сэкономить трафик в роуминге, вы можете самостоятельно закэшировать нужную область карты, для этого достаточно просмотреть ее в приложении в необходимых масштабах. А если такой вариант вам не подходит, всегда можно загрузить во внутреннюю память смартфона полный комплект карт или ее отдельные части:

«Обзорная» версия карт от «полной» внешне как бы отличается несильно. Их можно увидеть и сравнить на трех скриншотах ниже. На первом левая часть экрана - полная карта, а справа - обзорная. На двух других - один и тот же участок карты в полной и обзорной версиях.


Номера домов в полной версии карты (что на скриншотах выше) появятся на экране, если на один шаг уменьшить масштаб. Со слов представителей компании, обзорная карта отличается от полной только количеством прорисованных масштабов и детализацией.

Есть у карты одна особенность: на ней не отображаются дворовые проезды, хотя при нахождении на дворовой территории маршруты по ним строятся исправно.

По заверению разработчиков, пакеты загружаемых карт обновляются ежемесячно, но на практике все иначе. Например, карта Москвы датируется январем 2013 года. Остальные карты еще старше. Но бояться старых карт не стоит, поскольку перед отображением каждого участка программа запрашивает на сервере более свежий вариант, и если он есть, отображает именно его.

Сами карты доступны только для России, Украины, Белоруссии и Турции. Про другие страны пока информации нет. Актуальность информации на карте вы можете проверить самостоятельно, зайдя браузером на адрес . У нас к ней особых вопросов не возникло. Единственное, что мы заметили - это лишние значки камер обзора и контроля скорости в районе открывшейся в октябре эстакады на Профсоюзной улице около метро Теплый стан. Камеры были демонтированы перед самым открытием нового участка или даже раньше. Но, пожалуй, это мелкие придирки.

Маршруты и навигация

К прокладке маршрутов у нас также претензий нет. Они вполне логичны и лишены всяких странностей, кои можно иногда видеть у конкурентов. Пробки учитываются достаточно адекватно, никаких перегибов. Также приятно, что во многих случаях Яндекс.Навигатор предлагает два варианта на выбор.


Альтернатива предлагается обычно в тех случаях, когда два наиболее оптимальных маршрута отличаются друг от друга по времени не более 10-15% или если существенно более долгий оказывается заметно короче по расстоянию. А если вам не очень нравятся проложенные маршруты, вы можете пальцем потянуть за линию любого из них (или за точки старта и финиша) и переместить ее в то место, через которое маршрут должен проходить. Яндекс.Навигатор тут же перестроит маршрут и укажет предполагаемое время движения по нему. Кстати, время всегда указывается достаточно точно. Программа знает среднюю скорость движения на всех участках маршрута, плюс, объективно увеличивает его в зависимости от количества светофоров и поворотов. В итоге, если дорожная ситуация за время движения не менялась, то автор этих строк всегда приезжал в заданную точку минута в минуту в соответствии с расчетным временем движения. Ну, разве что иногда удавалось выиграть у «компьютера» одну-две минуты за счет того, что на свободных участках вылетных магистралей была возможность двигаться с небольшим превышением скорости в рамках, условно допустимых новым законодательством.

Во время движения по маршруту на полупрозрачной панели появляются указатели предстоящих маневров и расстояние до них, а также время до конца маршрута. Вместо времени тут можно выводить текущую скорость, расстояние до финиша или время прибытия. Для выбора нужно коснуться пальцем в этом месте экрана.

Еще есть тонкая линия вдоль панели, где цветом отображены пробки и ваше текущее положение.

Также если коснуться значка предстоящего поворота, то на экране появится увеличенный участок карты с этой развязкой и линией маршрута на ней.

В остальном в функциональности нет ничего лишнего. Хотя сильно не хватает предупреждений о превышении скорости на текущем отрезке, что является большим минусом. А вот предупреждения о камерах и других дорожных событиях есть, но реализовано это крайне непрактично. В меню вам предлагается поставить галочки напротив тех событий, предупреждения о которых вы хотите слышать.

Как только впереди на карте появляется значок события или камеры, звучит один и тот же предупреждающий сигнал. По нему невозможно определить тип события (ДТП, дорожные работы, камера контроля скорости, сообщения других водителей и т. д.), а кроме того система предупреждает и о тех камерах, которые контролируют встречный поток.

Ну и самое главное, что нужно помнить о маршрутах, используя Яндекс.Навигатор: без подключения к Сети они строиться не будут, даже если у вас загружены все карты и вам надо проехать сто метров по улице.

Краткое резюме

Понравилось : адекватные маршруты, точный прогноз времени движения, предлагаются альтернативные варианты маршрутов.

Не понравилось : без подключения к Сети маршруты не строятся, нет предупреждений о превышении скорости, одинаковый звук предупреждений обо всех событиях или камерах.

Голосовые подсказки

Для русского языка предлагается два звуковых профиля - «Дима» и «Оксана». Оба они весьма неплохи, но «Оксана» для автора этих строк как-то милее «Димы». Оба профиля немногословны и лишь заранее предупреждают о предстоящих и текущих маневрах.

Тестирование

Мы провели несколько тестов, касающихся производительности ПО и комфорта работы с ним. В качестве тестовых платформ мы использовали те все те же планшеты и смартфон, что и ранее. Все они когда-то побывали в нашей тестовой лаборатории и имеют полноценные обзоры, ссылки на которые вы найдете в краткой таблице технических характеристик ниже.

Zopo ZP100 Prestigio Multipad 4 Ultimate 8.0 3G Pipo Max-M7 Pro 3G
Экран 4,3″, 960×540 8″, 1024×768 8,9″, 1920×1200
SoC MediaTek MT6575 @1 ГГц, 1 ядро Cortex-A9 MediaTek MT8389 @1,2 ГГц, 4 ядра Cortex-A7 Rockchip 3188 @1,6 ГГц, 4 ядра Cortex-A9
Графика PowerVR SGX531 PowerVR SGX544MP Mali-400 MP4 @600 МГц
Оперативная память 512 МБ 1 ГБ 2 ГБ
Флэш-память 4 ГБ 16 ГБ 16 ГБ
Батарея 1650 мА·ч 4850 мА·ч 6300 мА·ч
Операционная система Android 4.0.3 Android 4.2.1 Android 4.2.2
Средняя розничная цена T-9292625 T-10515622 ≈9700 руб.

Напомним, что смартфон у нас выступает в роли относительно современной бюджетной платформы. На нем мы оцениваем пригодность ПО для работы на низкопроизводительных системах. Планшет Prestigio олицетворяет средний сегмент, а Pipo тяготеет к высшему классу по части производительности и своим прочим характеристикам.

Установка

Проблемы с установкой возникли только у смартфона, поскольку он у нас чистокровный китаец и предназначался для китайского рынка, в то время как Яндекс через Яндекс.Store и через Google Play разрешает установку этого приложения только для России, Украины, Белоруссии и Турции. Тем не менее, есть легальный способ получить APK-файл на свой смартфон и установить приложение самостоятельно. Это можно сделать с . Но в этом случае, по понятным причинам, приложение не будет самостоятельно обновляться.

Размер дистрибутива Яндекс.Навигатора составляет примерно 11 МБ и зависит от устройства, для которого он загружается.

Время запуска

Вне зависимости от используемой нами платформы, для запуска приложению нужно всего две секунды и еще одну-две на отображение вашего предположительного местонахождения на карте путем анализа координат вышек GSM (чем так славились Яндекс.Карты). При активном A-GPS и хорошем сигнале со спутников еще через несколько десятков секунд на экране появится маркер вашего точного положения.

Это лучший результат среди всего уже рассмотренного нами ПО.

Время прокладки маршрутов

По всей видимости, прокладка маршрутов происходит не на локальном устройстве, а на сервере, и вот пара аргументов в пользу этой версии: отсутствие активности вычислительных ядер SoC и в разы отличающееся время прокладки одного и того же маршрута в разных попытках (явно зависит от типа и скорости связи с интернетом). Время прокладки маршрутов при хорошей связи (3G, Wi-Fi) колеблется от 1-2 секунд до примерно 20 в случае «поездки» из Москвы во Владивосток. Но если связь нестабильна, ждать иногда можно долго.

Повторимся, что в отсутствие Сети прокладка маршрутов будет невозможна вовсе, даже если у вас загружена карта необходимого региона.

Утилизация ресурсов системы

Утилизация вычислительных мощностей крайне низка на всех тестовых платформах. Даже на одноядерном смартфоне она редко упирается в «потолок», да и то лишь в какие-то отдельные моменты при одновременном непрерывном масштабировании и загрузке и отображении пробок. На четырех «подзапылившихся» ядрах Cortex-A7 иногда можно увидеть загрузку SoC в 35-40% (при активном скроллинге и масштабировании с загрузкой и наложением пробок). Это значит, что код так или иначе адаптирован для работы на нескольких ядрах.

Кроме того, Яндекс.Навигатор использует меньше всего оперативной памяти среди рассмотренных нами приложений.

Время работы от аккумулятора

Начиная с этого раза, мы решили исключить проверку длительности работы систем с запущенным на них навигационным ПО. Слишком много сторонних факторов влияет на этот процесс, что приводит к трудностям с воспроизводимостью результатов. Вдобавок, уровень загрузки вычислительных ядер SoC практически не играет в этом никакой роли, а вот длительность сессий передачи данных в сетях GSM могла бы повлиять, но опять же все цифры находятся чуть ли не в пределах погрешности. Например, в этот раз Яндекс.Навигатор во время всех замеров очень активно «общался» с Сетью ввиду частых перестроений маршрута и перезагрузки пробок, нагоняя по 5-6 МБ трафика в час, лежа на подоконнике. Однако итоговое время работы на смартфоне - 2:58. Таким образом, разница между всеми протестированными нами приложениями остается в пределах 5-6%, и никакого практического смысла в дальнейших экспериментах нет.

Объем сетевого трафика за поездку

Поскольку у программы есть два режима работы (с предварительно загруженными картами и без), мы проехали дважды по одному и тому же небольшому 16-километровому маршруту в Москве, сначала с загруженными картами, а второй раз с предварительно очищенным кэшем. Обе поездки заняли примерно по 30 минут. Итак, результаты следующие: с загруженными картами Яндекс.Навигатор потребляет около 3,5 МБ/ч, а без них - 6,5 МБ/ч. Если пересчитать на километраж, то это примерно соответствует 0,1 и 0,2 МБ/км соответственно. Часовая езда вне города по трассе с изначально пустым кэшем карт дала цифру в 4 МБ на дистанции в 90 км.

Техподдержка

Обратиться в техподдержку можно только через специальную форму на сайте. Никакой базы знаний или официальной ветки форума нет. Телефона тоже. Отвечают не очень быстро (на ответ уходит примерно сутки), но вежливо и информативно, хотя и не всегда точно. Ответы приходят на почту, после чего можно вступить в обычную переписку (главное не менять заголовок письма с кодом обращения).

Выводы

Надо отметить, что первый блин у Яндекса не вышел комом, а в версии 1.51 он даже похож на отличный оладышек! В нем есть удобный голосовой поиск, который работает настолько хорошо, что к виртуальной клавиатуре за время теста мы обратились только для того, чтобы снять скриншоты к этому материалу. Интерфейс карт не только приятен глазу (кроме ночного режима), но и очень практичен. В нем нет новомодного и спорного 3D с отображением реальной высоты зданий, но у него великолепная читаемость. Актуальность карт - это синоним для Яндекса. Прокладка маршрутов тоже на высоте. Вдобавок Яндекс.Навигатор частенько предлагает альтернативный вариант, что также удобно. Да и трафика приложение потребляет весьма умеренное количество, даже если предварительно не загружать в память необходимые карты. К слову, по трафику он почти в паритете с Навител Навигатором, у которого карты находятся исключительно во внутренней памяти аппарата и ему не надо их подгружать из Сети.

А главная беда одна: без доступа к интернету даже с загруженными картами Яндекс.Навигатор превращается в «тыкву», т. е. он может только отображать карту, ваше местоположение - и ничего более. Ни маршрутов, ни поиска. Вдобавок очень хотелось бы получить в Яндекс.Навигаторе функциональность браузерных Яндекс.Карт, где есть фотографии, описания объектов, панорамы и прочее. Кроме того, никакой расширенной функциональности типа «друзей на карте», работы с треками и прочего тут также нет. Однако надо помнить, что приложение бесплатно! И если наши пожелания и замечания будут учтены в версии 2.0, которая останется бесплатной, то она попросту подорвет рынок навигации в России и в двух союзных государствах. И можно было бы подумать, что Яндекс не решится на такое, однако совсем скоро из режима бета-версии выйдет навигация в Картах Google… А есть еще Мегафон-Навигация. Так что делайте ставки и запасайтесь попкорном!

Достоинства

  • практичный интерфейс
  • качественный голосовой поиск
  • адекватное построение маршрутов
  • актуальные карты
  • бесплатно

Недостатки

  • без доступа к Сети не строит маршруты и не работает поиск
  • урезанная функциональность по сравнению с браузерными Яндекс.Картами
  • на карте не отображаются дворовые проезды
  • нет предупреждений о превышении скоростного режима
  • отсутствуют многие полезные функции, свойственные навигационному ПО

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

Михаил Высоковский

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой - это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту - большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство - по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, - остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение - тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию - так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог - это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться - мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения , что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. - Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом - была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок - и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, - все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое - это цветовой показатель в приложении, второе - пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик - это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый - ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй - обстановка на дорогах на данную минуту.

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков - получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом - только координаты находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной - не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал - и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым - получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами - отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки - это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое - начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка - может, они номера бумажками закрыли. Следующее - когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье - при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию - мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку - мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам - строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, - навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы - через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» - в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, - мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».

Компания Yandex успешно зарекомендовала себя на рынке России. Она занимается постоянным улучшением своих продуктов в пользу обычных людей. Яндекс.Навигатор – одна из последних разработок организации, которая уже нашла своих благодарных потребителей. С помощью приложения, которое устанавливается на мобильный телефон, проложить маршрут, чтобы не запутаться во множестве улиц, стало совсем просто. В статье будет рассказано о том, как установить Яндекс. Навигатор бесплатно на смартфон, как настроить программу, и её особенности.

Основные особенности приложения

В интернете можно найти большое количество предложений различных навигаторов на мобильное устройство. Чем же удобнее и практичнее продукт компании Яндекс?

  1. Приложение требует минимальных ресурсов от телефона.

Скачать и установить последнюю версию Яндекс. Навигатор можно на операционную систему Андроид (версия 4.1 и выше), и IOS (версия 8 и выше). Для тех, у кого мобильный версии ниже предложенной, также имеется возможность использовать программу, но без новых дополнений и обновлений. Что, на практике, не так и заметно.

  1. Программа предоставляется абсолютно бесплатно.

После установки, пользователь не столкнётся со скрытыми комиссиями, о которых не говорилось ранее. Единственная плата, которую придётся всё-таки вносить, это оплата мобильного интернета по тарифу оператора. При этом, компания Яндекс делает всё возможное, чтобы сократить и эти расходы.

  1. Навигатор может работать без интернета в режиме оффлайн.

Если у человека не работает на телефоне интернет или он не хочет тратить мобильный трафик, он может загрузить Яндекс.Карты с местностью, которая будет использоваться при поездке, заранее. После чего, продукт компании Яндекс сможет работать без соединения с сетью.

  1. Не требует авторизации.

Пользоваться продуктом можно без регистрации. Но следует помнить, что в таком случае не будет возможности сохранять маршруты, синхронизировать поездки с другими устройствами, просматривать посещенные места.

  1. Язык интерфейса меняется непосредственно в самой программе всего за несколько мгновений.

По умолчанию, для тех, кто устанавливает Яндекс. Навигатор в России, меню разработано на русском языке. Но его всегда можно изменить. Из доступных имеются: турецкий, французский, украинский и английский. При этом, ещё можно выбрать и голос диктора. В разных странах и регионах они незначительно отличаются. Это может быть мужчина, женщина или какая-то знаменитая личность, например, Фёдор Бондарчук.

Как бесплатно установить приложение Яндекс Навигатор

Установить Яндекс.Навигатор можно из магазина приложений, соответствующего установленной операционной системе смартфона – GooglePlay для телефона Андроид, и App.Store для IOS, или скачать apk файл на сервисе Яндекс.Приложения. Рассмотрим каждый способ поэтапно.

GooglePlay

Чтобы установить программу на Андроид неободимо:

  • Зайти с телефона в .
  • В строке поиска ввести название Яндекс.Навигатор.

  • Нажать кнопку «Установить» и дождаться окончания загрузки.

  • Запустить скачанный файл.
  • Включить необходимые разрешения.


На этом установка завершена. Можно переходить к использованию навигатора.

App.Store

Установка Яндекс.Навигатора на смартфон IOS аналогична описанному выше способу

  • Зайти в магазин App.Store с мобильного устройства.


  • Найти нужную программу через систему поиска.


  • Скачать и установить навигатор на Айфон.

Яндекс.Приложения

На сервисе можно скачать бесплатно установочный файл для любого устройства – мобильный телефон, планшет или ПК. Чтобы попасть на ресурс, необходимо перейти по ссылке https://mobile.yandex.ru/apps/androidtab/navigator/#main . Установка Яндекс.Навигатора осуществляется двумя способами:

  1. Переход по ссылке, где можно скачать приложение.
  2. Запрос ссылки на скачивание на электронную почту.


Как настроить программу

Для тех, кто впервые установил программу и не знает, как ей пользоваться, разработчики создали специальный раздел «Обучение и подсказки», перейти в которое можно из основного меню.

Основные настройки Яндекс.Навигатора, вход в которые осуществляется кнопкой «Меню»:

  1. Вид карты.

Вид карты можно изменять схематичным изображением или картинками со спутниками.

Данный параметр позволяет загрузить карты для использования оффлайн.

  1. Курсор.

Изменяет вид используемого курсора.

  1. Звук и язык.

Остальные пункты: сообщать о превышение, голосовое сопровождение, голосовая активация — лучше всего всегда оставлять включенными, чтобы по максимуму использовать возможности приложения. Голосовое сопровождение всегда сообщит о неожиданных поворотах, пробках на дороге, скажет о превышении скоростного режима. А раздел голосовой активации позволяет запускать навигатор двумя словами «Слушай, Яндекс».

Подсказки по работе приложения, используемым значкам, как установить, настроить и обновить Яндекс.Навигатор можно посмотреть по ссылке https://yandex.ru/support/navigator/index.html .


Иногда в интернете можно увидеть вопрос: «Почему не работает Яндекс.Навигатор?». Определённого ответа здесь нет. Компания Яндекс рекомендует в таких случаях:

  1. Удалить и заново установить программу.
  2. Проверить загруженную версию и сменить её на более раннюю.
  3. Написать в службу поддержки клиентов по ссылке https://yandex.ru/support/navigator/troubleshooting/faq.html#faq_feedback .


Яндекс. Навигатор - это удобное приложение для тех, кто привык часто перемещаться пешком либо на автомобиле. У программы простой и понятный функционал – всё ясно даже на интуитивном уровне. У Яндекса есть несколько основных преимуществ, отличающих его от других навигаторов. Например, он показывает геолокацию пользователя даже там, где нет мобильной связи. Карта загружается быстро, так как все данные сохранены на устройстве.

Что такое Яндекс. Навигатор

Яндекс. Навигатор представляет собой программу с огромным набором полезных функций. Чаще её используют автомобилисты, но и пешеходам приложение будет полезно, особенно если те привыкли много и часто перемещаться по городу.

Навигатор поможет пользователю:

  • Составить короткий и удобный маршрут, сэкономить топливо и время;
  • Объехать пробки на дорогах, аварии, ограждённые или закрытые участки дорог;
  • Сохранить геологические отметки на картах, чтобы потом получать быстрый доступ к ним;
  • Найти парковки вблизи тех мест, куда планирует добраться водитель;
  • Отыскать заведение или организацию без адреса, воспользовавшись поиском по разделам.

В приложении есть функция голосового поиска, то есть автомобилист или пешеход может найти нужную информацию, не дотрагиваясь пальцами до экрана. Это очень удобно, так как в холодное время года или на неровных дорогах вводить текст бывает проблематично.

В Яндекс. Навигаторе имеется встроенный «помощник», озвучивающий указанный маршрут голосом. Пользователь не собьётся с маршрута, так как при повороте не туда или потере ориентации в пространстве приложение напомнит о том, как вернуться на исходный путь и продолжить дорогу в нужном направлении.

Как пользоваться приложением

Пользоваться приложением очень просто. Как уже упоминалось выше, практически все функции понятны на интуитивном уровне, разбираться в них не придётся. Привыкнуть к навигатору тоже удастся быстро.

Установка и использование навигатора

Для того чтобы установить Яндекс. Навигатор на Android-смартфон, следует осуществить ряд действий, описанных ниже:

  1. Зайти в Google Play.
  2. Ввести название программы ― «Яндекс. Навигатор».
  3. Нажать кнопку «Установить».
  4. Дождаться загрузки приложения и зайти в него, нажав на ярлык приложения.
  5. Ввести в строке необходимый адрес либо сориентироваться по карте, отталкиваясь от своего местоположения.

Программа показывает где находиться пользователь. На карте появляется красный значок с буквой «Я».

Работа в офлайн-режиме

Огромным преимуществом данного приложения от компании Яндекс является то, что оно поможет составить маршрут, даже если нет интернета или мобильной связи. Посмотреть карты можно и в лесу, и на тех территориях города, где невозможно сориентироваться (пустыри, промышленные зоны и т. д).

Важно загрузить карты интересующего региона заранее, если пользователь планирует путешествие или поездку. Без интернета в приложении можно будет посмотреть на карты уже знакомых мест, то есть прогруженных и сохранённых навигатором ранее.

Пользоваться приложением можно и за пределами Российской Федерации. Оно работает во всех странах СНГ.

Загрузить необходимые карты можно следующим образом:

  1. Надо ввести в поисковике название населённого пункта.
  2. Нажать кнопку «Скачать».
  3. Дождаться загрузки.
  4. Проверить сохранение в приложении.

Скачанная информация появится в списке загрузок. Следует убедиться в том, что всё прогрузилось, чтобы потом не было проблем с ориентировкой на местности.


Работа с инструментами

В настройках можно отрегулировать работу приложения, изменив там некоторые установки:

  • Язык (можно выбрать практически любой).
  • Звук (включение и выключение звуковых оповещений, уведомление о превышении и тому подобное).
  • Диктор (поменять голос робота-помощника).

Кроме того, в приложение Яндекса можно выбрать тип карт, по которым пользователю легче ориентироваться. Есть две вариации:

  • Спутник. Показывает то, как местность выглядит сверху.
  • Схема. Предполагает стандартную схему улиц и зданий.

Распространённые проблемы

Некоторые пользователи сталкиваются с рядом проблем в работе Яндекс. Навигатора. Разберём самые популярные из них:

  • Приложение не открывается. Такое случается, когда мобильное устройство не соответствует требованиям GPS-навигатора. Если же требования соблюдены, то нужно сообщить о проблеме технической поддержке. Специалисты оперативно реагируют на любые вопросы пользователей.
  • Яндекс не определяет геолокацию. Периодически такое случается со всеми навигаторами. Рекомендуется подождать, проверив интернет-соединение. Скорее всего, причина либо в отсутствии связи либо в сбое работы программы. Также следует попробовать переместиться на несколько метров в другом направлении, если есть такая возможность.
  • Приложение часто работает некорректно. Большую часть таких проблем пользователей решает обновление программы.

В заключение стоит сказать о том, что Яндекс. Навигатор – одно из лучших приложений, помогающих и автомобилистам, и пешеходам. У него простой, но многообразный функционал. В приложении нет ничего лишнего, только то, что реально может пригодиться потенциальному пользователю. Огромный плюс Яндекса в том, что скачать на смартфон его можно бесплатно, а совместим он практически со всеми устройствами.