Кто относится к операторам персональных данных. А может не уведомлять об обработке персональных данных

По общему правилу операторы персональных данных перед обработкой этих данных обязаны направить уведомление в Роскомнадзор. При этом закон содержит ряд исключений, при которых уведомлять Роскомнадзор не нужно.

Если компания планирует собирать сведения о физических лицах, она должна уведомить об этом Роскомнадзор сразу же после регистрации. Причем уведомить ведомство о намерении обрабатывать персональные данные граждан нужно до начала обработки сведений (ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). С 1 июля 2017 года введены повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона № 152-ФЗ.

Отправить сообщение в Роскомнадзор можно по интернету на официальном сайте ведомства . В уведомлении указывают правовые основания для обработки персональных данных, цели сбора данных, дату начала обработки и меры по обеспечению сохранности полученных сведений. Сбором данных считается получение от физлиц любой информации, которая позволяет их идентифицировать.

При этом закон содержит ряд исключений, при которых уведомлять Роскомнадзор не требуется. Список таких ограничений установлен в ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Не требуется подавать уведомление в следующих случаях:

  • При сборе и обработке персональных данных без использования средств автоматизации. Если обработка осуществляется без компьютера и электронных баз данных, уведомлять Роскомнадзор не требуется. При этом оператор данных должен соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». Если компания использует компьютеры, это не значит, что обработка данных осуществляется с использованием средств автоматизации. Неавтоматизированной обработкой персданных считается использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных, которые осуществляются при непосредственном участии человека.
  • При сборе личных сведений сотрудников в рамках трудовых отношений. Это касается только тех данных, которые необходимо предоставить работодателю при оформлении трудового и коллективного договора. О сборе и обработке сведений, которые не касаются трудовых отношений нужно уведомлять Роскомнадзор. Также уведомлять нужно, если работодатель собирается обрабатывать данные уволенных сотрудников (п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При оформлении компанией договора с физическим лицом. В этом случае уведомлять Роскомнадзор не нужно, если исполнитель/продавец/поставщик не собирается передавать персональные данные третьим лицам (п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Персональные данные должны использоваться исключительно для исполнения договора, в связи с заключением которого они получены.
  • При сборе сведений общественным объединением или религиозной организацией. Обработка сведений членов таких организаций осуществляется без уведомления, если персональные данные не распространяются или не раскрываются третьим лицам без письменного согласия субъектов персональных данных (п. 3 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При сборе и обработке сведений, которые само физическое лицо сделало общедоступными (п. 4 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При сборе персональных данных, которые включают только имя, отчество и фамилию физического лица (п. 5 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При получении сведений для однократного пропуска физического лица на территорию оператора данных (п. 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При обработке данных, включенных в информационные системы персональных данных, имеющих статус государственных автоматизированных информационных систем (п. 7 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При сборе сведений транспортными компаниями для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса.

Во всех других случаях уведомлять об обработке данных нужно обязательно. Чтобы уточнить, обязана ли ваша организация подавать уведомление, можно обратиться в Роскомнадзор.

О том, как обезопасить свой бизнес от штрафов по Закону №152-ФЗ, читайте в статье

С момента принятия в 2006 году Федерального Закона «О персональных данных», некоторые его положения и понятия до сих пор остаются неясными для сотрудников операторов. Кажущаяся неясность формулировок иногда становится предметом спекуляций для отдельных активных граждан, поставивших своей целью доказывание абсурдности или несостоятельности Закона.

Манипулируя некоторыми формулировками Закона (порой, вырванными из контекста), опираясь на принципы формальной логики (не всегда справедливой, когда речь идет о праве как науке), моделируя возможные коллизии, некоторые аналитики приходят к неожиданным и неправильным выводам.

Опасность этих выводов — в дезориентации участников информационных правоотношений, а также в том, что принятие на вооружение сомнительных утверждений сдерживает работу операторов по приведению своей деятельности в соответствие с Законом и создает условия для нарушения ими требований Закона.

Числу таких проблемных вопросов относится определение оператора персональных данных. Оператор — это государственный, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку ПДн, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных (ст. 3 ФЗ 152). Это, казалось бы, очевидное и не допускающее вольного толкования определение на практике порой вводит операторов в заблуждение. Суть этого заблуждения в следующем: «лицо, осуществляющее обработку, не всегда является оператором». Причина же заблуждения — в словосочетании «а также». В этом «а также» некоторыми и видится то самое зерно истины, которое позволит отдельным операторам избежать обязанности исполнять требования ФЗ 152. Парадоксально, но многие операторы все еще уверены в том, что они операторами не являются. Для обоснования этого утверждения приводятся следующие доводы: необходимость обработки ПДн определена федеральным законом (или «установлена вышестоящими организациями»), следовательно, цели обработки самостоятельно не определяются или не должны определяться лицом, осуществляющим обработку (в определении целей нет необходимости, либо отсутствуют полномочия).

Попробуем разобраться с этой проблемой, суть которой заключается в вопросе: определение цели обработки ПДн — признак или обязанность оператора?

Итак, существует мнение, что оператор — это только и исключительно тот, кто одновременно отвечает следующим двум критериям:
Это лицо должно само либо организовывать, либо фактически осуществлять обработку ПДн (или же — и то, и другое одновременно);
Это лицо должно само определять цели и содержание обработки ПДн.

Таки образом, требование об определении цели обработки ПДн рассматривается в качестве основного признака оператора.

В ходе подготовки настоящей статьи филологами был проведен лингвистический анализ рассматриваемого определения. Результаты анализа приведены ниже.

Определение цели не может быть основной функцией, так как эта функция названа в ряду однородных членов предложения и замыкает его. Более того, этот однородный член предложения присоединяется союзом «а также», который имеет присоединительное значение, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей" (П). — см. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.Н. Современный русский язык. Учебник.: М., Логос, 2006.

Об этом же значении пишет и Русская грамматика (М, 1980,т. II):

§ 2079. Присоединительные отношения основываются на соединительных: второй член ряда имеет добавочный характер; он часто выделяется в отдельную синтагму; порядок членов ряда строго обязателен. Присоединительные отношения (с оттенками добавления или усиления) выражаются составными союзами и сочетаниями союза с конкретизатором: а также и, да еще, и притом (притом): В коляске сидела пожилая барыня, да еще молодая девушка (Тын.); Сводки доставлены в полном порядке и притом в срок (газ.).

Примечание. Союзы а также, как... так и обладают способностью выражать градационные и присоединительные отношения, но часто используются в более широком значении — соединительном или сопоставительном: Этот Вьюн необыкновенно почтителен, и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется (Чех.); Завод достиг высоких показателей как по количеству, так и по качеству выпускаемой продукции (газ.); Воспитанники музыкального училища часто выступают с концертами в школах, дворцах культуры, а также в цехах предприятий (газ.).

А вот союзы «и (или)», указанные вместе означают, что члены однородного ряда, соединяемые ими, могут как сосуществовать вместе («организующее и осуществляющее обработку»), так и быть выбраны (один из ряда: «организующее или осуществляющее обработку»).

Приведенный лингвистический анализ показывает неосновательность утверждения о том, что определение цели обработки ПДн является непременным признаком оператора. В тоже время указанный анализ является не единственным доказательством порочности этого утверждения.

Из содержания различного рода публикаций и, исходя из складывающейся правоприменительной практики, можно сделать вывод и об отношении органа, уполномоченного по защите прав субъектов ПДн (далее — Роскомнадзор) к рассматриваемой проблеме. Роскомнадзор считает, что оператор — это тот, кто, прежде всего, совершает какие-либо операции с ПДн. Одновременно, в силу самого факта обработки у «обработчика» возникает и обязанность определения целей такой обработки. Т.е. по сути, определение цели обработки является скорее следствием обработки, или необходимости в таковой, неотъемлемой составляющей обработки, первейшей обязанностью, проистекающей из обработки ПДн, а не «основным признаком оператора».

Справедливость изложенного мнения подтверждается и системным анализом норм ФЗ № 152. Начать следует со статьи 1 Закона, в которой определена сфера его действия. Названная статья гласит, что закон регулирует отношения, связанные с обработкой ПДн, осуществляемой различными органами, юридическими и физическими лицами. Понятие обработки дано в п.3 ст.3 ФЗ 152. Это действия (операции) с ПДн, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в т.ч. передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. Из изложенного следует, что, если конкретное лицо осуществляет какие-либо из перечисленных действий, то оно априори становится участником общественных отношений, являющихся предметом регулирования ФЗ № 152 (если только не подпадает под исключения, предусмотренные ч.2 ст.1 Закона). Как же следует именовать это лицо в терминах ФЗ «О персональных данных»? Выбор невелик. Это лицо следует именовать оператором.

Итак, некое лицо осуществляет (либо намеревается осуществлять) обработку ПДн. Согласно ст.5 ФЗ 152 обработка ПДн должна осуществляться в соответствии с определенными Законом принципами. Анализ содержания принципов приводит к выводу о том, что фундаментальной основой обработки ПДн является определение целей обработки. Даже не вникая в суть каждого принципа, а просто при беглом прочтении ст.5 в каждом пункте статьи мы видим термин «цель» («законности целей», «соответствие целям», «достаточность для целей» и т.д.). Такая концентрация внимания применена законодателем не случайно. От лица, осуществляющего обработку ПДн, Законом требуется уведомление о целях обработки субъектов ПДн органа, уполномоченного по защите прав субъектов ПДн. Закон стремится сделать деятельность, связанную с обработкой ПДн, прозрачной и понятной как для человека — носителя защищаемых Законом конституционных прав и свобод, так и для государственных органов, обеспечивающих реализацию механизмов защиты прав человека как субъекта ПДн. Красной нитью проведена в Законе идея о недопустимости «бесцельной» обработки ПДн (обработки ПДн «просто так», «для своих неопределенных нужд», для «общего развития», «для себя» и т.д.).

Согласно второму принципу, продекларированному в ст.5 Закона, если лицо имеет намерение обрабатывать ПДн, цели такой обработки должны быть заранее (до начала обработки) определены и заявлены. Обратная логическая цепь рассуждений приводит к выводу о том, что осуществление каких-либо действий с ПДн в отсутствие определенной цели обработки является нарушением принципов обработки, и, следовательно, нарушением Закона, предпосылкой к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Толкование нормы, изложенной в п.2. ст.3 ФЗ 152 в том контексте, что определение цели является не обязанностью оператора, а идентифицирующим его в этом качестве неотъемлемым признаком, неизбежно влечет за собой следующий парадоксальный вывод. Из сферы действия закона выпадают такие органы, как Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба и многие другие государственные структуры, чьи обязанности напрямую определены и детализированы федеральным законодательством, в том числе и в контексте совершения операций с ПДн. Рассматриваемая предпосылка также приводит к заключению о том, что и операторы связи не являются операторами ПДн, поскольку цель сбора ПДн абонентов предусмотрена в Законе «О связи» и подзаконных нормативно-правовых актах — т.е. определена государством, а не конкретным лицом, предоставляющим услуги связи. То же относится и к кредитным учреждениям, страхов ым и другим организациям, которые осуществляют сбор и другие действия с ПДн в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, т.е. в целях прямо предусмотренных Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а не самими этими организациями. Список можно продолжать бесконечно, абсолютизируя всего лишь одну норму закона и доходя до абсурда в попытках примерить буквальное ее толкование на реальные общественные отношения.

В ст.18 ФЗ № 152 установлены обязанности оператора при сборе ПДн. К их числу относится, в первую очередь, обязанность оператора предоставить субъекту ПДн по его просьбе информацию (ст.14 ФЗ 152), в т.ч., о целях обработки его ПДн. При установлении этой обязанности Закон не делает исключения для операторов, обрабатывающих ПДн на основании каких-либо федеральных законов.

Таким образом, с учетом изложенного выше, становится понятным, что в контексте Закона определение цели обработки ПДн в действительности является скорее обязанностью лица, осуществляющего обработку ПДн, нежели одним из признаков, обладание которым делает это лицо оператором.

Что же такое «определение» цели? Уяснение смысла слова «определение» имеет важное значение для уяснения содержания нормы права, без чего является невозможным правоприменение этой нормы. Поскольку в самом Законе законодатель не счел необходимым раскрыть понятие «определение цели», обратимся к одному из признанных в теории права способов толкования — лексическому (языковому) толкованию.

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией проф. Д.Н.Ушакова, определить значит
С точностью выяснить, привести в известность;
Дать научную, логическую характеристику, формулировку какого-нибудь понятия, раскрыть его содержание;
Постановить, вынести решение о чем-нибудь;
Послужить причиной для развития, образования чего-нибудь, предопределить, обусловить;
Назначить, указать.

Следовательно, под определением цели обработки ПДн можно понимать ее выяснение, выбор, вычленение из множества возможных целей, ее постановку или назначение в качестве таковой, указание на эту конкретную цель (цели) в качестве причины для обработки ПДн.

Контекстный анализ содержания ФЗ 152, выявление его смысловых связей с другими источниками права позволяет сделать вывод о том, что для отдельных операторов ПДн и(или) относительно отдельных категорий субъектов ПДн цели обработки ПДн могут быть фактически предопределены или даже прямо указаны в законах либо подзаконных актах (Трудовой кодекс, например, конкретно указывает работодателям на цели обработки ПДн работников). Цель обработки тех или иных ПДн другими операторами проистекает из их обязанностей, возникших из договорных обязательств. В отдельных случаях цели обработки ПДн могут одновременно быть обусловлены и содержанием коммерческой деятельности оператора, и предписаниями закона (операторы связи в целях осуществления собственной уставной деятельности, направленной на извлечении прибыли, обрабатывают ПДн в целях оказания услуг связи и во исполнение Закона «О связи»).

Таким образом, первичной задачей лица, осуществляющего обработку ПДн, является именно вербализация целей обработки ПДн, уяснение для себя самого чем именно обусловлена конкретно для него обработка ПДн физических лиц. Формулирование ответа на этот вопрос фактически и будет являться определением цели обработки ПДн.

В разрезе проблемы, рассматриваемой в настоящей статье, представляется интересным мнение Правительства РФ, выраженное по поводу поправок в ФЗ 152. 5 мая 2010 года был в первом чтении принят законопроект, внесенный на рассмотрении в Государственную думу ее депутатом В.М.Резником. В числе прочего, данным законопроектом предложена новая формулировка понятия «оператора», а именно:

«оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели, содержание и порядок обработки персональных данных». Как видим, из ныне действующей формулировки исключено слово «организующие». В своем официальном отзыве на данный законопроект Правительство РФ указывает, что «такое изменение не может быть поддержано, поскольку лица, осуществляющие обработку персональных данных, но не определяющие цели и содержание обработки, не смогут считаться операторами». Из приведенного замечания Правительства РФ следует, что на сегодняшний день (когда редакция закона еще не изменена) по мнению Правительства РФ оператором является любое лицо, осуществляющее обработку ПДн вне зависимости от наличия или отсутствия факта определения им целей такой обработки.

Итак, проведенный в настоящей статье анализ позволяет сделать несколько выводов.
Определение цели обработки ПДн — это обязанность оператора, а не обязательный идентифицирующий признак оператора.
Определение цели обработки ПДн — это процесс осмысления, уяснения, конкретизации и вербализации цели обработки ПДн оператором, в том числе и в случаях, когда такие цели предопределены и (или) проистекают из положений закона или полномочий, возложенных на оператора.

21 февраля 2014 в 23:45

А может не уведомлять об обработке персональных данных?

  • Информационная безопасность

Частью первой ст 22 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее в статье - Закон) предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего обработку персональных данных, уведомить орган Роскомнадзора до начала обработки. Сразу же (во второй части статьи) Закон предлагает основания, по которым оператор имеет право об обработке не уведомлять. Случаи эти довольно распространены. Но поскольку Закон не запрещает уведомлять даже если есть такие случаи, ряд операторов выбирают пойти по пути уведомления. Возможно, стоит не направлять уведомление, или даже подумать, как попасть под «исключения». На это есть, как минимум, 3 причины.

Сложно ответит на вопрос «Почему?» за всех принявших решение отправить уведомление в орган Роскомнадзора если можно было этого не делать. Конечно, нельзя исключить маркетинговые походы (имидж, открытость). Все же, в ряде случаев уведомляют по незнанию или исходя из позизии «Лучше перебдеть». Хотелось бы обратить внимание на известное право операторов, осуществляющих обработку персональных данных, не уведомлять органы Роскомнадзора об обработке и вот для этого несколько причин.

  1. Лицу, подавшему уведомление об обработке персональных данных, необходимо нести бремя по постоянной актуализации поданных сведений. Эта обязанность предусмотрена ч.7. ст. 22 Закона. Если оператор, осуществляющий обработку персональных данных, не подаст уведомление об изменении сведений (изменение адреса оператора, изменение категорий ПДн, которые обрабатываются, смена ответсвенного за обработку ПДн и его контактов и т.д.), то может быть привлечен к административной ответственности. Казалось бы, что сложного: поменялось что-то в организации, взял и отправил письмишко. Как показывает практика, в большинстве случаев об этом забывается. Например, те кто встал в Реестр (в Реестр включаются все, подавшие уведомление об обработке) операторов, осуществляющих обработку персональных данных до 1 июля 2011 года обязаны были до 1 января 2013 года дополнительно дослать сведения, предусмотренные пунктами 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 Закона (правовое основание обработки персональных данных, ФИО ответственного и т.д.). Как видно из реестра операторов персональных данных Роскомнадзора, больше половины операторов этого не сделали по настоящее время. Мысль о том, что у всех этих организаций никаких внутренних изменений, связанных с обработкой персональных данных, не происходило, тоже сомнительна. Предлагаю и Вам подумать, будете ли Вы своевременно отслеживать в долгосрочной перспективе актуальность записей в Реестре, если есть возможность этого не делать вообще?
  2. Органы Роскомнадзора осуществляют планирование проверок операторов, осуществляющих обработку персональных данных, с использованием ведомственной единой информационной системы – ЕИС . Все операторы, подавшие уведомления уже находятся в ней, в связи с чем, вероятность попадания в план проверок многократно возрастает. Организации, проверяемые Роскомнадзором по другим направлениям (услуги связи, РЭС, СМИ, вещание) автоматически проверяются на предмет соблюдения законодательства в сфере персональных данных, если уведомили Роскомнадзор об обработке.
  3. Если оператор персональных данных принял решение уведомить орган Роскомнадзора об обработке, хотя имел право этого не делать, то исключиться из Реестра по причине того, что мог вообще не уведомлять, не получиться. Такая возможность не предусмотрена ни Законом, ни соответствующим Административным Регламентом. Вернее, предусмотрена только по общим основаниям.
Если Вы собирались направлять уведомление, но вышеуказанное чем-то зацепило Вас, общие рекомендации просты.
  1. Внимательно прочитать (осознать) ч.2 ст. 22 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
  2. Посмотреть какие персональные данные и в связи с чем обрабатываются у Вас.
  3. В некоторых случаях, возможно потребуется скорректировать Вашу работу с носителями персональных данных. Дам пример, что бы было понятно, что я имею ввиду.
Одна из возможностей не уведомлять об обработке персональных данных предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона звучит так
полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных

Так вот, Вы заключили договор , с физическим лицом на какую-то услугу. Взяли у человека номер мобильного телефона, что бы сообщить о готовности услуги. В большинстве случаев номер мобильного телефона не нужен для целей исполнения договора. Если берется у клиента номер мобильного телефона, нужно дополнительно его согласие на обработку персональных данных. Однако, в этом случае, Вы не попадаете под исключение в Законе, которое позволяет не уведомлять об обработке персональных данных.
Если в договоре с этим физлицом прописать необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора, то уже претендуете на право попасть под исключение.
Обыграть необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора можно примерно так «Организация обязуется уведомить клиента по телефону № х… х о готовности...».

Не все компании и индивидуальные предприниматели знают, являются ли операторами персональных данных и надо ли им передавать о себе сведения в Роскомнадзор. Разберемся, за кем служба следит более внимательно и как уведомить о начале обработки личной информации граждан.

Кто такие операторы персональных данных и чем они занимаются

Большинство знает, что к персональным данным (далее — ПД) относится информация о фамилии, имени и отчестве гражданина, сведения из его паспорта, номер мобильного телефона, адрес проживания, e-mail. Какие еще сведения можно включить в этот список? Оказывается, любые: исчерпывающий список нигде не представлен, и его в принципе быть не может. Это подтверждается и формулировкой в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ :

Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Получается, что в некоторых случаях будет достаточно фамилии, имени и номера автомобиля, чтобы идентифицировать гражданина, а в других понадобится еще номер его водительского удостоверения и адрес регистрации.

Оператор персональных данных — это государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое:

  • самостоятельно или совместно с другими лицами организует и/или осуществляет обработку ПД;
  • определяет цели работы с личной информацией, ее состав, а также действия (операции) с ней.

То есть любой, кто запрашивает и пользуется ПД, является их оператором. И все, кто имеет доступ и обрабатывает сведения, по которым можно идентифицировать гражданина, фактически работают с ПД и несут ответственность за несоблюдение закона об их защите.

Давайте представим, кто может относиться к операторам ПД. Банки? Да! Сайты, собирающие материал о подписчиках? Да! Юридические и бухгалтерские компании, оказывающие различные услуги? Да! Магазины и салоны красоты, предлагающие приобрести бонусную карту? Снова да! ТСЖ, вузы, детсады, турагентства, медучреждения, автоматизированные системы, в том числе государственные? Да, да, да! Операторы ПД — повсюду, в любой сфере!

Обязанности оператора при обработке персональных данных

Каждый, кто имеет дело с ПД, обязан соблюдать определенные правила сбора, обеспечения безопасности, уточнения, блокирования и уничтожения такого рода сведений. Согласно закону № 152-ФЗ, операторы должны:

Регистрация в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных

Законом предусмотрено, что до начала работы с ПД необходимо обратиться в уполномоченный орган надзора и уведомить о начале работы с личной информацией. Это не значит, что каждая компания должна быть внесена в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора. В этот список не включаются:

  • работодатели. Они собирают и хранят информацию в соответствии с трудовым законодательством, например, при оформлении трудовых договоров, различных приказов кадрового характера;
  • компании сотовой или стационарной телефонной связи, если данные получены исключительно для оказания услуг связи по заключенному договору, не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта ПД;
  • общественные объединения или религиозные организации, которые получают доступ к данным своих членов (участников) для достижения целей, предусмотренных в учредительных документах;
  • организации и частные лица, пользующиеся общедоступными сведениями, которые субъекты ПД сами раскрыли, например, на персональных сайтах;
  • любые компании, в которых действует система пропусков. Если паспортные данные гражданина переписываются для оформления однократного пропуска на территорию организации, регистрироваться не придется;
  • системы со статусом государственных автоматизированных информсистем, а также государственные системы ПД, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка. Их очень много, а в их числе системы «Эра-Глонасс» и «Управление», АИС учета некоммерческих и религиозных организаций и многие другие на федеральном и региональном уровне;
  • граждане и организации, которые обрабатывают информацию без использования средств автоматизации (компьютера). При этом им надо руководствоваться требованиями, утвержденными Постановлением правительства от 15 сентября 2008 г. N 687 ;
  • организации, которые запрашивают данные для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса, например, при бронировании и покупке билетов, в том числе через онлайн-сервисы перевозчиков или посредников.

С учетом таких формулировок многие из организаций уже не попадают в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор. Но те, на кого исключения не распространяются, обязательно должны быть в списке контролирующего органа.

Процедура регистрации заключается в подаче уведомления по определенной форме. С ней можно ознакомиться через реестр персональных данных Роскомнадзора, портал госуслуг либо с помощью Приказа Минкомсвязи России от 21.12.2011 N 346 . Бесплатно скачать нужный документ можно и в конце этой статьи.

Вне зависимости от способа информирования чиновников, в уведомлении придется обязательно указать:

  • полное и сокращенное наименование компании с указанием организационно-правовой формы, а также юридический и почтовый адреса, ИНН;
  • цели обработки, заявленные в учредительных документах либо фактически осуществляемые;
  • категории ПД, которые будут обрабатываться;
  • субъекты, чьи ПД планируется обрабатывать, в том числе отношения с ними, например, пассажир, заемщик, абонент, вкладчик, страхователь;
  • основание, по которому имеется право на обработку (к примеру, статьи Воздушного кодекса РФ или закона об актах гражданского состояния об актах гражданского состояния), в том числе наличие лицензии на осуществляемый вид деятельности;
  • описание используемых способов обработки ПД и их перечень: неавтоматизированная, автоматизированная или смешанная обработка;
  • сведения о лицах, ответственных за организацию обработки ПД, номера их телефонов, почтовые адреса, e-mail;
  • информация о шифровальных (криптографических) средствах;
  • дата начала, а также условия и сроки прекращения обработки ПД;
  • сведения о том, где хранятся данные в процессе их обработки, в том числе о стране, где находятся базы с информацией о ПД граждан Российской Федерации;
  • сведения об обеспечении безопасности ПД в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 .

Отметим, что регистрация оператора персональных данных на сайте Роскомнадзора осуществляется в 30-дневный срок. Если будет подано электронное заявление, компании придется направить в территориальный орган дополнительно и бумажный экземпляр уведомления. Если сведений будет недостаточно, чиновники направят запрос об уточнении поданных документов. Отказать в принятии уведомления и занесении сведений об организации в реестр нельзя.

Если, по разным причинам, у организации изменились цели обработки ПД или необходимо внести иные изменения, в течение 10 дней она направляет в адрес Роскомнадзора письмо по установленной форме. С документом можно ознакомиться ниже. Кроме того, читателям сайт доступна для скачивания форма документа, необходимого для исключения компании из реестра.

Все оказываемые в этом случае услуги Роскомнадзором бесплатны.

Ответственность за отказ регистрироваться в реестре

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к защите ПД. Согласно Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ , который начал действовать с 1 июля 2017 года, в статье 13.11 КоАП РФ предусмотрено несколько составов правонарушений, за которые могут быть оштрафованы операторы персональных данных. В зависимости от правонарушения штрафы для юридических лиц по этой статье варьируют от 15 000 до 75 000 рублей, а для ИП — от 5000 до 20 000 рублей.

Отказ регистрироваться в реестре может быть расценен как непредставление информации в контролирующий орган. Наказание за это предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ . По ней должностным лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей, а юридическим — от 3000 до 5000 рублей.

На сайте Консультанта

Оператор персональных данных — компании и физлица, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные. Например, собирают электронные адреса для рассылки или просят покупателей оставить имя и телефон для заказа в интернет-магазине. Дословно в законе так:

Збагойно: 152-ФЗ — в «Деле»

Персональные данные — это любые данные о человеке, по которым его можно определить. Например:

  • электронная почта;
  • телефон,
  • имя и фамилия;
  • дата рождения;
  • адрес;
  • ссылка на сайт.

Ник без других данных не считается персональными данными, по нему нельзя определить человека.

С геопозицией и куками ситуация спорная. Формально сами по себе они не считаются персональными данными. Например, только по геопозиции трудно определить, кто находится в этой точке. В реальности Роскомнадзор в 2016—2017 годах разработал рекомендации по обработке этих данных и начал проводить проверки.

Роскомнадзор считает, что компания становится оператором персональных данных в тот момент, когда начинает обрабатывать данные. Подала компания уведомление об этом или нет — роли не играет. Как только один человек заполнил форму обратной связи на сайте — компания стала оператором персональных данных. Такой же позиции придерживаются суды.

Данные из социальных сетей

Номинально информацию с открытых страниц в социальных сетях можно считать общедоступной. Казалось бы, человек зарегистрировался в соцсети, сам открыл доступ к своим имени и телефону. Значит, данные можно брать. В оферте с пользователями Вконтакте есть пункт о том, что данные могут быть доступны другим пользователям интернета:

В реальности мало кто читает оферту. Поэтому Роскомнадзор говорит, что данные из соцсетей можно обрабатывать, если человек дал на это согласие.

В 2017 году ВКонтакте подал в суд на компанию «Double Data» и «Национальное бюро кредитных историй». Они брали информацию из открытых профилей пользователей, оценивали их кредитную историю и продавали информацию банкам.

Получается, данные в соцсетях не считаются общедоступными. Нельзя просто взять телефоны пользователей и начать им продавать пылесосы-роботы. В этом деле соцсеть хотела обратить внимание на проблему, поэтому иск был на рубль. Но в другом деле пользователь может подать в суд на компанию на миллион или два.

Наш совет — получать от клиентов разрешение, чтобы использовать открытые данные из социальных сетей. Например, при регистрации в интернет-магазине с данными Вконтакте можно показывать такое сообщение:

«Для регистрации мы будем использовать открытые данные с вашей страницы Вконтакте: имя, электронную почту, телефон. Если согласны с этим, нажмите на кнопку „Далее“».

Если пользователь согласится, то претензий к компании не будет.

Когда уведомление не нужно

По закону есть исключения, когда компания обрабатывает данные, но не становится оператором персональных данных:

  • обрабатывает только данные сотрудников, которые нужны по закону и не передает их кому-то еще без согласия сотрудника. Например, заполняет приказ о приеме на работу и карточку сотрудника и хранит их в сейфе.
  • Если бухгалтер хочет передать данные сотрудника в банк для зарплатного проекта, компания становится оператором персональных данных и должна получить согласие сотрудника;

  • обрабатывает персональные данные на бумаге. Чтобы выдать скидочную карту, продавец записывает имя и телефон клиента в тетрадке, но не заносит данные в компьютер;
  • использует общедоступные сведения — те, которые человек сообщил о себе сам. Например, берет данные из телефонного справочника жителей Тулы.

Получается, обрабатывают персональные данные практически все компании, поэтому им нужно подать уведомление в Роскомнадзор. Исключение — парикмахерские в поселке или продавцы мяса на рынке.

Проверка Роскомнадзора

Мы знаем компании, которые обрабатывают персональные данные и боятся подавать уведомление. Они думают, что раз раньше обрабатывали данные без уведомления, то нарушали закон и получат штраф. Они и правда нарушали закон, но это не значит, что Роскомнадзор сразу придет с проверкой.

Реестр операторов персональных данных на сайте Роскомнадзора

В реестре Роскомнадзора 380 тысяч компаний, и цифра постоянно растет:

Проверить все компании из списка Роскомнадзор не может. По нашим наблюдениям проверки чаще всего приходят к компаниям, которые пытаются затаиться и не подают уведомление. Это Роскомнадзор подтвердил летом на Дне открытых дверей.

Проверка приходит не сразу. Сначала Роскомнадзор присылает письмо с просьбой объяснить, почему компания собирает данные и не регистрируетя как оператор. Не ответить на такое письмо — повод для проверки.

Сотрудники ведомства могут заметить сайт компании в интернете, проверить всех продавцов электроники или выбрать какой-то еще способ. Был случай, когда в Астрахани оштрафовали все компании на букву А. которые обрабатывали персональные данные и не подали уведомление.

Роскомнадзор чаще всего обращает внимание на компании, которые используют персональные данные для:

  • устройства сотрудников на работу и оформления им страховых полисов или зарплатных проектов;
  • карт лояльности;
  • рекламных рассылок;
  • оказания услуг;
  • регистрации на сайтах;
  • звонков потенциальным клиентам.

Штрафы за нарушение закона о персональных данных в КоАП РФ на сайте Консультанта

Поэтому мы рекомендуем подать уведомление в Роскомнадзор всем компаниям, у которых есть сайт с формой регистрации или подпиской на рассылку. Штраф за обработку персональных данных без уведомления — 5000 рублей. Дополнительно к этому Роскомнадзор может заблокировать сайт или приостановить деятельность компании, но это редкие меры.

Если Роскомнадзор придет с проверкой, он может обнаружить, что компания неправильно обрабатывает персональные данные, штраф может быть до 75 000 рублей.