Автоматизация многоквартирных домов. Программы для автоматизации управления многоквартирным домом

Обращайтесь к нам за помощью. У нас есть реальный опыт работы в этом направлении.

Размер границ земельного участка при оформлении собственности

В зависимости от года постройки дома и документов о выделении земельного участка, размеры земельного участка при оформлении в собственность могут не совпадать с фактическими (желаемыми) границами используемого участка.

Например, дом в 1998 году строился ведомством (а для примера, лучше возьмем три дома), и всем домам был выделен единый земельный участок с общей инфраструктурой. При передаче домов городу и формировании земельных участков, одному дому могло достаться земли больше, другим - меньше. А по паспорту дома и в платежных документах вообще мог стоять третий размер земельного участка.

Поэтому, прежде чем заниматься межевыми работами и подготовкой документов для оформления прав собственности, необходимо определить границы и размер земельного участка, которые по закону должны быть переданы в собственность жильцов многоквартирного дома.

Сроки оформления земли в собственность жильцов ТСЖ, ЖСК

Большую роль, и возможно, немалый срок, имеет подготовительный этап. Важно определить траницы смежных землепользователей, законность и размеры собственного земельного участка, подготовить (а в ряде случаев заказать) правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на земельный участок. Это может занять от одного до пяти месяцев.

Весь процесс оформления может быть, в среднем, от полугода до года.

Полномочия для оформления земельного участка

Лицу, которое будет заниматься оформительными действиями, передается протокол общего собрания, на котором в соответствии с законом принято решение об оформлении земельного участка в собственность жильцов ТСЖ, ЖСК. Хотя и один гражданин вправе заявить об оформлении собственности (но в этом случае есть и негативные моменты).

Если только несколько граждан видят необходимость оформления земли в собственность, и не проведено общее собрание, специалисты нашей организации могут подготовить расчет эффективности оформления и донести до всех информацию, а при необходимости, организовать и провести общее собрание.

Надо ли оформлять землю в собственность ТСЖ, ЖСК?

Об плюсах и минусах собственности для многоквартирных домов, Вы можете почитать на нашей странице "Оформление земли под многоквартирным домом ".

Мы готовы включиться в работу по оформлению земли для Вашей организации! Звоните!


ВС РФ и ВАС РФ о возникновении права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме в отсутствие каких-либо актов органов власти, приведенными в совместном Постановлении пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Так, ст. 23 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, в том числе и на земельный участок под многоквартирным домом.

Земельные новости

Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается имеющийся в материалах дела выпиской из ЕГРП. Арбитражный суд Московской области отказал в исковых требованиях Администрации Щелковского муниципального района Московской области к предпринимателю Беликовой С.П., ссылаясь на следующие законодательные акты.
Исходя из системного толкования статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1, частей 1, 2 статьи 16 Вводного закона, следует, что моментом возникновения права собственности на земельный участок для собственников помещений многоквартирного дома является дата введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть 01.03.2005 г., если на эту дату земельный участок был сформирован.

Арендная плата за землю под многоквартирным домом

Какая бы форма собственности на земельный участок ни была оформлена у застройщика, и договор аренды, и свидетельство о праве собственности на землю должны быть соответствующим образом оформлены и иметь регистрационный номер, полученный в Регистрационной палате РФ. Право собственности на земли под многоквартирным домом (МКД) Согласно законодательству РФ, земля под многоквартирным домом и прилегающий участок являются коллективной собственностью всех жильцов.


Это возможно при сформированном участке, который имеет свой кадастровый номер. Право собственности жильцов на земельный участок закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Передача земли в долевое владение жильцов проводится на бесплатной основе. Когда процесс строительства и ввода в эксплуатацию МКД завершен, владельцы квартир регистрируют свои права собственности на имущество.

Собственники офисов в жилых домах не должны платить за аренду земли

Материалами дела в судебном заседании было подтверждено, что постановлением Администрации от 30.12.1999 г. N 3268-з был предоставлен земельный участок в аренду.

Внимание

Действие договора аренды было продлено постановлением Администрации от 05.04.2002 года N 1116з сроком до 01 июня 2003 года. Жилищно – Строительному Кооперативу «Моно» был предоставлен в аренду земельный участок площадью 12 530 кв.


м, предназначенный для строительства 9-этажного 152-квартирного жилого дома со встроенным гаражом-стоянкой. Главой Администрации Щелковского района был утвержден акт приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию вновь построенного жилого дома со встроенно-пристроенным гаражом-стоянкой.Жилищно строительному кооперативу разрешено ввести в эксплуатацию жилой дом общей площадью 11 491,9 кв. м, в том числе, жилой — 8 049 кв. м, нежилой — 3 442,9 кв. м Предприниматель Беликова С.П.

Земля под многоквартирным домом аренда или собственность

Необходимо отметить, что правило, закрепленное в указанной статье Закона о введении в действие ЖК РФ, предусматривает специальный порядок возникновения права собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Это отграничение вызвано в первую очередь спецификой такого земельного участка, который, равно как и иное общее имущество собственников многоквартирного дома, предназначен для обеспечения возможности собственникам пользоваться принадлежащими им помещениями.


До принятия Постановления КС РФ от 28.05.2010 № 12-П в судебной практике существовали разные подходы к толкованию ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ.
Земельные участки под многоквартирными домами сегодня требуют оформления. По опросам населения, только 3% таких земельных участков сегодня оформлены в собственность жителей такого многоквартирного дома и собственника нежилых помещений в таком доме.

Важно

Спорные ситуации между администрациями районов и собственниками помещений в многоквартирном доме возникают все чаще и чаще. Как поступить, как решается ситуация? Читайте материалы практики юристов компании.

Комитет управления муниципальным имуществом одного из городов Московской области обратился в арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Беликовой С. П. о взыскании задолженности по оплате по договору аренды земельного участка N 030214, ссылаясь на то обстоятельство, что Беликова С.П.

Кто оплачивает аренду земли под многоквартирным домом

  • Недвижимость
  • Земельное право
  • Добрый день! Два года назад нами было приобретено на физическое лицо нежилое помещение в многоквартирном доме. Бывшим собственником с ДГИ были заключены договоры аренды земельных участков. Мы подали заявление о вступлении в эти договоры. Департамент городского имущества ответил, что на данных земельных участках расположен многоквартирный жилой дом и положениями п.13 ст.39.20 ЗК, п.1 ст.36 ЖК и ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ земельный участок на котором расположен МКД переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме и иных форм оформления земельно-правовых отношений на земельные участки для эксплуатации жилых зданий не предусмотрено. Поэтому оформление дополнительных соглашений к договорам аренды с множественностью лиц в части смены сторон не представляется возможным.

При этом для возникновения права собственности на указанный земельный участок не требуется каких-либо решений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления (их участие необходимо лишь в процессе формирования). Более того, для возникновения права собственности на земельный участок собственникам помещений в многоквартирном доме не нужно совершать каких-либо дополнительных действий по осуществлению госрегистрации такого права на земельный участок.

В указанном случае право собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, возникает в силу прямого указания закона в момент формирования и постановки данного участка на кадастровый учет.
А определить такие границы никто не спешит. Это или не нужно жильцам (ведь так они быстрее станут платить налог за участок, да и походить по инстанциям надо), или просто невозможно, так как нужно провести собрание жильцов и нужны деньги на старт землеустроительных работ; (или) если участок все же сформирован (согласованы его границы и план), то Росреестр отказывает в регистрации права собственников жилых и нежилых помещений на него на том основании, что нет решения местного органа власти о передачи участка в собственность владельцев дома <2. А местный орган власти в таком решении часто не заинтересован — либо не согласен с «нарезкой» границ, либо чиновники боятся брать на себя ответственность, так как процедуры передачи как таковой нет.
Поэтому местные власти считают, что право собственности так и не перешло и это по-прежнему их участок.

ВАЖНО! Если вы приобрели квартиру до 2005 года, то стоит проверить, входит ли территория под МКД в вашу собственность. Не волнуйтесь, если участок ещё не сформирован. Его владельцем пока является публично-правовое образование, то есть муниципальное образование или государство.

Никто, кроме жильцов дома, по закону не сможет его приватизировать. Поэтому жителей и так можно считать владельцами двора, однако до приватизации их полномочия несколько ограничены. А что сказать о новостройках, введённых в эксплуатацию после 2005 года? Земля под многоквартирным домом кому принадлежит в таком случае? В таких домах владельцы квартир автоматически являются собственниками, ведь без соблюдения вышеупомянутых условий строение не смогли бы сдать в эксплуатацию. Первоначально владельцем является застройщик, однако в момент продажи права переходят жильцам.
Июл 2010 08:37 Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П В конце мая Конституционный Суд РФ принял крайне важное решение, касающееся земельных прав миллионов граждан-квартировладельцев и тысяч организаций — собственников помещений в многоквартирных домах — офисов, магазинов, парикмахерских и прочих пристроек. Напомним, что участок согласно нормам Земельного и Жилищного кодексов РФ должен автоматически (и бесплатно!) переходить в собственность собственников помещений в многоквартирных домах, а значит, им надо платить земельный налог, но не арендную плату. Но в процессе земельной реформы выявились две проблемы: (или) под домами в старой городской застройке земельные участки как таковые не сформированы. То есть каждый дом имеет свои физические границы, но вот на планах границы участка с детскими площадками, автостоянками и т.д.

Кажется, что еще совсем недавно мы сами снимали показания с электросчетчика, писали от руки цифры в специальный бланк, высчитывали стоимость и шли платить в кассу. С тех пор прошло не так много времени, но воспоминания эти – как будто сто лет прошло. Теперь житель многоквартирного дома может в принципе забыть об этой заботе – за него все сделает автоматизированная система управления многоквартирным домом .

В России уже несколько крупных компаний, которые предлагают комплексные технические и IT-решения, обеспечивающие эффективное управление и обслуживание зданий. Уникальные системы управления домом позволяют решать задачи коммерческого учета ресурсов и автоматического управления инженерными системами в комплексе.

Однако, чтобы ресурсами дома управляла автоматика, необходимо сначала приложить некоторые усилия. В большей части жилого фонда приборы учета установлены не везде, а общедомовые счетчики зачастую отсутствуют, что приводит к тому, что на отдельных жильцов или на бюджет управляющей компании ложится бремя оплаты непроизводственных издержек поставки коммунальных ресурсов.

Также существует проблема изношенности инженерных коммуникаций и систем зданий. Во многих случаях она составляет 60 % и более. Даже в новых домах устанавливаются инженерные системы, основанные на технологиях прошлого века – без необходимых систем автоматизации и диспетчеризации. Это приводит к высоким издержкам на техническое обслуживание и ремонт, а также на оплату неэффективно используемых ресурсов.

Общедомовые приборы учета – это один из наиболее важных шагов, который позволит получить информацию о фактическом потреблении ресурсов в жилом доме. В большинстве случаев уже на этом этапе становится экономически целесообразным переход на расчет со снабжающими организациями по фактическому потреблению. При этом объем потребленных ресурсов распределяется по жильцам пропорционально.

Автоматизированные , как правило, обеспечивают дистанционный доступ к данным приборов учета, а также своевременную диагностику их неисправностей. Также системы обеспечивают постоянный мониторинг качества предоставляемых услуг, и в случае несоблюдения установленных требований производят автоматический перерасчет.

При оснащении квартир приборами учета каждый жилец оплачивает услуги по фактическому потреблению. Переход на такую "энергосберегающую " форму оплаты, как правило, позволяет людям экономить при бережном отношении к расходованию ресурсов.

В данном случае обеспечат дистанционный доступ к данным индивидуальных и общедомовых приборов учета, что позволит автоматизировать и ускорить взаиморасчеты управляющей компании с жильцами и поставщиками услуг. При этом жильцы будут избавлены от необходимости регулярного снятия показаний с приборов учета и предоставления этих данных. Также будет обеспечена достоверность показаний.

Объем потребляемых домом ресурсов напрямую зависит от эффективности их использования. В жилом фонде скрыты огромные резервы, которые раскрываются энергоэффективными инженерными системами. Автоматизация процессов тепло- и водоснабжения и общедомового освещения позволяет сократить потребление электрической и тепловой энергии более чем на 30 %. Издержки на техническое обслуживание и ремонт инженерных систем снижаются за счет автоматических систем диагностики работы оборудования и диспетчеризации. В единый диспетчерский центр сводится вся информация о работе инженерных систем, а также лифтового хозяйства, пожарной и охранной сигнализаций и других подсистем.

Человеческий фактор в данном случае перестает быть причиной многих аварий, система автоматизации и диспетчеризации позволяет при помощи минимальных ресурсов вести техническое обслуживание объектов, даже в том случае, если они территориально удалены.

Как итог, применение комплексной автоматизированной системы обеспечивает снижение издержек на обслуживание дома, что существенно сократит размер коммунальных платежей, а также улучшит комфорт проживания за счет оперативного контроля качества коммунальных услуг.

Управляющая компания осуществляет все функции по управлению многоквартирным домом, при этом автоматизация сбора показаний с приборов учета и обслуживание инженерных систем требует меньших человеческих ресурсов. Срок окупаемости такой системы управления многоквартирным домом составляет от года до трех лет.

Описание:

При передаче домов в самоуправление граждан нужно создавать предпосылки для организации профессионального управления жилым домом. Имеется в виду и эксплуатация многоквартирного жилого дома, и информационно-разъяснительная работа непосредственно с жильцами, и договорная работа с поставщиками услуг и ресурсов.

Диспетчеризация многоквартирного жилого дома

Подсистема учета ресурсов. Общедомовой узел учета тепла

Единый информационно-расчетный центр проводит проверку файлов на соответствие установленным форматам и загрузку в программный модуль «Автоматизированной системы управления деятельности единого информационно-расчетного центра» (АСУ ЕИРЦ).

Программный модуль «Расчет объемов» запрашивает дополнительные данные, которые необходимы для расчетов объемов потребления конечными абонентами: физическими и юридическими лицами из других программных модулей АСУ ЕИРЦ – «Программный модуль по расчетам с физическими лицами» и «Программный модуль по расчету с юридическими лицами». Ежемесячный расчет объемов потребления конечными пользователями осуществляется по алгоритмам, разработанным на основании методики распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета.

Рассчитанные объемы услуг, потребленных за расчетный период, загружаются на лицевые счета в программные модули АСУ ЕИРЦ «Расчеты с физическими лицами» и «Расчеты с юридическими лицами», где производится формирование начислений и печать платежных документов по фактически потребленным объемам.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы № 983–ПП от 06.12.2005 утверждены нормативы водопотребления в м 3 на 1 человека в месяц. В жилых домах, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами с центральным горячим водоснабжением, норматив водопотребления составляет 11,68 м 3 , т. е. 384 л/сут., в том числе холодная вода – 6,935 м 3 (230 л/сут.) и горячая вода – 4,745 м 3 (154 л/сут.).

Анализ водопотребления (рис. 7) показывает, что расход холодной воды по 18 квартирам (41 %) в сутки не превышает 100 л, в 17 квартирах (50 %) суточный расход воды колеблется от 100 до 230 л. В 3 квартирах (9 %) суточное потребление воды превышает норматив.

В результате проверки установлено, что в трех квартирах собственники не зарегистрированы, однако квартирный прибор учета показывает расход воды. При расчете по показаниям общедомового прибора учета данная ситуация могла бы стать проблемной, т. к. непроживающим владельцам начисление за воду не производится.

В незаселенной квартире счетчик показал расход воды, что позволило управляющей компании своевременно установить и ликвидировать протечку.

По факту значительного перерасхода проведена проверка, которая установила, что отдельной квартире зарегистрирован 1 человек, а проживает фактически 4 человека.

На рис. 8. представлена структура потребления горячей воды по показаниям квартирных приборов учета. Расход горячей воды в 14 квартирах (32 %) не превышает 100 л/сут., в 13 квартирах (36 %) – расход воды колеблется от 100 до 154 л/сут. В 11 квартирах (32 %) суточное потребление воды превышает норматив. При проверке установлено несоответствие нормативу температуры поставляемой жителям горячей воды.

При организации расчетов по показаниям квартирных приборов учета наиболее сложным представляется единовременное снятие показаний и передача их в единый информационно-расчетный центр для формирования единого платежного документа. С этой задачей под силу справиться только современной электронике. Так, управляющая компания подошла к третьему этапу – оснащению жилого дома системой автоматизированного учета ресурсов (САУР). Система предназначена для автоматизированного снятия показаний, контроля текущих показаний температуры, давления, объема предоставленных ресурсов.

В 2006 году жилой дом был оснащен следующими системами:

– диспетчеризация лифтов (функции контроля и управления);

– запись переговоров в архив в сжатом формате MP3;

– охранная сигнализация машинных помещений лифтов, чердаков, подвалов, служебных помещений;

– пожарная сигнализация технических помещений;

– видеонаблюдение за приподъездными территориями, подъездами, кабинами лифта, а также входами в технические помещения дома;

– система контроля и учета доступа обслуживающего персонала в машинные помещения лифтов;

– контроль и управление освещением в ручном и автоматическом режимах;

– контроль затопления подвалов;

– мониторинг параметров тепловодоснабжения дома;

– система коммерческого поквартирного учета водо- и электропотребления;

– система коммерческого учета домового потребления воды и тепла с формированием ежемесячных сводок на базе архивных данных тепловычислителя;

– мониторинг параметров электроснабжения дома;

– система коммерческого учета домового потребления электроэнергии с формированием ежемесячных сводок;

– система хранения паспортной информации.

Интеллектуальная система представляет собой многоуровневый аппаратно-программный комплекс, включающий общедомовое оборудование для сбора данных со всех инженерных систем дома, сети передачи данных, средства хранения и обработки полученной информации, автоматизированное рабочее место диспетчера.

– время простоя лифтов;

– оперативность работы диспетчеров;

– скорость устранения неисправностей эксплуатационными организациями;

– посуточная и помесячная динамика отказов оборудования;

– посуточная и помесячная динамика несанкционированных проникновений;

– качество тепло-, водо-, электроснабжения жилого фонда.

Дополнительное оборудование жилого дома по адресу Денисовский пер., д. 22, шестью передающими телевизионными камерами, девятью автоматическими извещателями, блоками тарифицированных счетчиков и диспетчерского контроля лифтов, устройствами экстренной связи и т. д. позволяет успешно решать следующие задачи:

– обеспечение безопасности жителей, быстрое реагирование на события криминального характера, контроль за состоянием объектов благоустройства, вывозом ТБО, соблюдением экологического режима, периодичностью и качеством уборки территории и помещений;

– защита от несанкционированного проникновения на объекты жизнеобеспечения здания, контроль выполнения плановых осмотров здания и заявок жителей, факт проведения регламентных работ, время работы бригад;

– оперативное реагирование в случае возникновения аварийных и внештатных ситуаций, в том числе обнаружения повышенной загазованности;

– дистанционный съем информации, накопление архива в базу данных до 10 лет, возможность анализа расхода, возможность многотарифных расчетов, автоматизация расчетов в ЕИРЦ;

– контроль работы узлов учета, технических и качественных параметров, бесперебойность подачи ресурсов, определение реального потребления, утечек и сверхнормативного потребления ресурсов;

– управление освещением и другим силовым оборудованием в местах общего пользования;

– оптимизация эксплуатации лифтового хозяйства, пресечение вандализма, повышение оперативности работы технической службы;

– формирование информационно-аналитической базы по строению.

Управляющая компания ГУП «ДЕЗ Басманного района» отметила положительные итоги реализации мероприятий, реализованных в жилом доме по адресу Денисовский переулок, д. 22: мониторинг состояния внутренних инженерных коммуникаций здания, оборудования, придомовой территории, оперативное информирование о превышении нормативов в работе систем жизнеобеспечения, возможность предупреждения аварийных ситуаций, текущий контроль выполнения эксплуатационных работ, контроль и регулирование расхода энергоресурсов, создание прозрачной схемы оплаты за потребленные ресурсы, оптимизация работы по заявкам жителей, установление обратной связи с жителями.

Таким образом, при реализации целевых программ по безопасности, созданию системы охранного видеонаблюдения, учета ресурсов и расчетов за коммунальные услуги, создана основа для организации эффективного управления жилым фондом и развития систем диспетчеризации.

Любой житель «умного» дома мечтает о том, чтобы он был энергоэффективным. И если требования частного заказчика об установке системы контроля потребления ресурсов могут быть реализованы интегратором, то с многоквартирными домами, составляющими основной фонд ЖКХ, дела обстоят значительно сложнее.

Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» требует быстрых мер по повышению энергоэффективности зданий. На первом этапе все дома должны быть оснащены общедомовыми счетчиками. Затем счетчики появятся в каждой квартире. По словам законодателей, установка приборов учета и оплата энергоресурсов по факту потребления будет способствовать повышению энергоэффективности дома в целом и снижению расходов на оплату ЖКУ жильцами. Кроме того система учета позволит накапливать данные, анализировать их, планировать мероприятия по повышению энергосбережения и энергоэффективности, а также оценивать их результаты. При этом, все это можно сделать как на уровне отдельной квартиры или ТСЖ, так и на уровне квартала, микрорайона, города, федерального округа и всей страны.

Как создать автоматизированную систему учета

Любое городское здание подключено к сетям инженерно-технического обеспечения и оборудовано 5 основными каналами: электричество, газоснабжение, водопровод, отопление и горячее водоснабжение (ГВС), которые имеют особое значение с точки зрения энергосбережения. Учет общедомового потребления ресурсов по этим каналам организовать достаточно просто. В соответствующем помещении здания формируется входной узел, в этот узел устанавливается счетчик. Он, в свою очередь, подсоединяется к контроллеру, данные с которого поступают на узел связи, как правило, GSM, и далее передаются на сервер, где установлена система учета. По такой схеме строятся различные автоматизированные системы коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ) и отопления.

Любое городское здание подключено к сетям инженерно-технического обеспечения

К достоинствам таких систем следует отнести их отработанность и накопленный опыт их установки и эксплуатации. Минусов же оказывается значительно больше. Как правило, подобные системы не готовы к интегрированному учету всех ресурсов, и очевидно, что создание 4-5 по сути одинаковых систем будет всегда более сложно и затратно, чем одной универсальной. Второй минус связан с дороговизной. Если стоимость узла учета ресурсов всего многоквартирного дома в 200-300 тыс. руб. еще оправдана, то для каждой квартиры она должна быть существенно ниже. Третий отрицательный фактор - короткий срок межповерочного интервала, с которым можно согласиться в отношении общедомовых, но никак не поквартирных счетчиков. В идеале счетчик должен быть прост, надежен, иметь длительный режим работы без поверки и быстро заменяться после выхода из строя.

Среди других минусов АСКУЭ отсутствие достаточной нормативной базы и, соответственно, стандартизованных решений с единым протоколом передачи или поступления данных на центральные серверы учета. К чему может привести разнородный «зоопарк» решений даже в рамках одного микрорайона, объяснять не надо. Кроме того, до настоящего времени не создано специализированное ПО, которое бы позволяло учитывать все ресурсы, анализировать эти данные и формировать прогнозы и предупреждения в масштабах дома, квартала, микрорайона, района и города.

Такое ПО должно решать различные задачи. Например, в пиковые часы потребления электроэнергии - рекомендовать меры по ее экономии, в случае аварии - помогать в решении задачи скорейшего восстановления системы и сохранения тепла в жилом фонде. Кроме того, программное обеспечение или отдельные его пакеты, имеющие общую базу данных, должны позволять пользователям, жильцам всех квартир и домов, заходить на свои личные страницы учета ресурсов, например, через обычный браузер, и анализировать собственное потребление вплоть до суточного. Заметим, что именно на основе этих данных жильцы хотели бы получать единые счета за потребленные ресурсы. Но вопрос, кто именно будет их формировать, пока также не решен.

Последним и, возможно, самым главным, но пока не столь очевидным, недостатком является то, что подобные системы не предлагают единой концепции построения поквартирных систем учета, их интеграции и последующего развития в направлении автоматизации всего здания.

Все перечисленные недостатки позволяют создать таблицу требований к автоматизированным системам учета ресурсов (АСУР) как общедомового, так и поквартирного уровня.

Таблица параметров компонентов АСУР

Наименование Параметры для выбора
Стоимость, тыс руб. Срок службы, тыс час Период поверки, лет Окупаемость, лет Примечания
1 Квартирный электросчетчик До 1,5 90 7-10 2-4 Трехтарифный режим работы обеспечивает контроллер
2 Счетчик воды 1,5-2 60 5-7 До 3 Беспроводной, с батарейкой >3 года
3 Счетчик тепла 2-3 60 5-7 2-3 Беспроводной, с батарейкой >3 лет
4 Счетчик газа 1,5-2,5 50 5-6 2-4 С датчиком утечки
5 Контроллер -этажный вычислитель 6-7 > 100 - До 5 Стандартные протоколы KNX, LonTalk, Modbus, ZigBee
6 Источник ИБП -этажный 3-4 > 100 - - Обеспечение работы до 12 ч.
7 Контроллер - сервер домовой 7-10 > 110 - До 7 Стандартные протоколы
8 Источник ИБП -домовой 5-7 > 110 - - Обеспечение работы до 48 ч.
9 Модем 2-3 50 - 2-3 GSM, GPRS, WiMAX, 4G

В таблице представлены усредненные требования, которые предъявляются к системам, устанавливаемым в городских многоквартирных домах. Стоимость установки и подключения одного датчика-счетчика при комплексном решении должна составлять 200-300 руб., а годовое обслуживание - не превышать 50 -100 руб. в год на один счетчик.

Выработка единых подходов - государственная задача

Федеральная программа повышения энергетической эффективности и аналогичные региональные программы, учитывающие масштаб конкретных городов и локальные погодные условия, позволили бы разработать в каждом городе собственные варианты построения АСУР на основе единого подхода. К сожалению, пока подобного подхода не существует.

Видимо, сложившаяся ситуация устраивает все стороны, участвующие в процессе ресурсоснабжения. Однако для рядовых граждан, ТСЖ и других потребителей наступают сложные времена: существуют распоряжения правительства о внедрении энергосберегающих технологий, но внятные рекомендации, как это сделать комплексно и эффективно, отсутствуют. В это время на рынке преобладают разрозненные решения, оценить которые в отсутствие прозрачных критериев качества не представляется возможным.

К сожалению, сознавая необходимость модернизации производства и ЖКХ с точки зрения потребления ресурсов, государство не до конца пришло к пониманию того, что для этого нужны правила, технические регламенты, ГОСТы, по затратам на разработку которых Россия отстает от той же Германии в 100 раз.

Отсутствие единых принципов построения современных АСУР для ЖКХ - это только видимая часть айсберга проблем, которые необходимо решать всем - и политикам, которым небезразлично мнение граждан относительно роста тарифов, и инвесторам, готовым воспринимать перспективы инновационных направлений, и компаниям, участвующим в строительстве домов и их эксплуатации.

Как автоматизировать многоквартирный дом

Ниже представлен один из оптимальных вариантов построения АСУР в многоквартирном доме, который учитывает не только текущие задачи энергосбережения и энергоэффективности, но и вопросы безопасности и повышения комфорта при интеграции с автоматизированными системами управления зданием (АСУЗ).

Схема учета общедомовых ресурсов (справа) почти не отличается от существующих в настоящее время за некоторым исключением. Во-первых, данные АСУР здания могут быть переданы и в комплексную систему обеспечения безопасности (КСОБ), поэтому сервер обеспечивает их представление в стандартном формате и протоколе, например XML и SOAP . Во-вторых, для увеличения надежности системы в каждом доме может быть использовано два контроллера - сервера, которые включены в единую сеть обмена данными. Если учесть, что выход из строя контроллера-сервера в данной системе, например, на сутки, не приведет к потере данных этажными контроллерами - вычислителями, то можно установить и по одному контроллеру-серверу на дом, но при этом иметь несколько штук в подменном фонде с возможностью оперативной замены. В-третьих, для повышения отказоустойчивости и сохранения работоспособности даже при аварийных отключениях внешнего силового питания узлы серверов, передачи данных и модемов должны быть обеспечены источниками бесперебойного питания (ИБП).

Современная система учета энергоресурсов в многоквартирном доме



Источник: CNews Analytics, 2010

Более подробно рассмотрим левую часть схемы - систему поквартирного учета. Отметим, что для ее работы могут быть использованы не только беспроводные счетчики, но и более надежные проводные решения. Это не изменит представленной общей концепции системы АСУР. Но, необходимо четко понимать, что использование проводных датчиков приводит к необходимости прокладки кабелей и трасс и, соответственно, к строительным работам, а значит и удорожанию системы. Беспроводные счетчики могут быть различных типов, главное - обеспечение питания с помощью батарейки и/или с помощью небольшой солнечной батареи на срок не менее 3 лет.

Такие современные счетчики могут образовывать реконфигурированную динамическую сеть, которая при минимальной радиомощности каждого передатчика обеспечивает надежность системы сбора данных и управления. Причем частота передачи данных в сутки с такого счетчика может быть различной - от однократной для простых систем до передачи несколько раз в час с целью анализа в реальном времени. Все данные, собираемые счетчиками, поступают на контроллер - этажный вычислитель, который подключен ко всем квартирам на этаже и имеет возможность обработки данных с запасом не менее 10% по количеству подключенных счетчиков и мощности вычислений.

Для обеспечения надежности работы контроллеров на этажах следует использовать небольшие ИБП. После обработки информация с каждого этажа поступает на контроллер, который выполняет функции домового сервера и гарантирует нужную степень архивации данных, преобразует их в стандартный формат и обеспечивает управление модемом для приема/передачи их дальше на центральные серверы учета ресурсов. Для обеспечения дублирования в кольцевую сеть здания возможно включение 2 и более серверов. А для сокращения стоимости отдельных звеньев системы возможно использование одного сервера для нескольких подъездов.

Необходимо обратить внимание на наличие двух модемов, которые могут функционировать в единой сети дома, благодаря чему любые данные от системы АСУР, даже в случае аварии с одним модемом, могут быть переданы через другое устройство. Функционирование модемов может быть различным в зависимости от поставленных перед системой задач. Например, для снятия показаний с квартирных счетчиков достаточно раз в месяц центральному серверу учета «дозвониться» до домового контроллера - сервера и снять все показания за один раз, а для оперативного домового учета онлайн достаточно несколько раз в час передавать центральному серверу эти данные. При этом важно выбрать наиболее приемлемые условия и тарифы операторов связи для передачи этой информации. В домах, которые подключены к интернету, разумнее осуществлять передачу информации с его помощью. Эта же система может быть использована для передачи экстренной информации жителям, которые находятся вне дома, в виде электронных сообщений. Причем такая АСУР в дальнейшем может быть легко расширена и интегрирована с видеонаблюдением, охранными и пожарными системами для обеспечения более безопасного и комфортного проживания в многоквартирном доме.

В идеальном случае, хотелось бы создать систему сбора данных, подчиненную централизованной городской независимой организации, которая, с одной стороны, предоставляет данные потребителю, чтобы он мог проанализировать и снизить потребление ресурсов, а с другой стороны, отправляет их поставщику ресурсов для оперативных расчетов с потребителем. В этом случае ответ на вопрос, каким образом пользователь узнаёт количество потребленных им ресурсов для оплаты, становится очевиден: все расчеты осуществляются единой транзакцией в соответствии с данными, сформированными с помощью архивов центральных серверов.

К сожалению, пока компаний, которые были бы полностью готовы к переходу на такую систему учета потребления ресурсов, не существует, но при наличии АСУР этим могут заниматься не только ресурсоснабжающие предприятия, но и ТСЖ, и УК. В экстренном случае данные можно получать с сайта организации-расчетчика либо непосредственно с ЖК-экрана этажного вычислителя после простых манипуляций с кнопками управления.

В России около 40 млн домохозяйств и квартир. Для оснащения их минимальным набором электросчетчиков потребуется около 1,5-1,7 млрд долл., а с учетом создания системы контроля в целом, с установкой и настройкой из расчета примерно в 100 долл. на точку учета, минимальная стоимость проекта может составить 5,5-5,7 млрд долл. Ведущие компании начинают понимать перспективность этого направления и стараются заранее обеспечить свою долю на развивающемся рынке. Так, АФК «Система» и «Роснано» планируют стать участниками госпрограммы по оснащению российских квартир беспроводными «умными» счетчиками - соответствующее письмо направил в правительство РФ Фонд содействия реформированию ЖКХ. Возможно, активное участие государства во внедрении энергосберегающих технологий заставит, наконец, этот процесс стать более эффективным.