Истина и ложь в информатике обозначение. Простейшие логические операции в информатике

Что такое биогеоценоз? Термин состоит из трех греческих слов: «био» (жизнь), «гео» (земля) и «ценоз» (сообщество).

Биогеоценоз представляет из себя базовую единицу биосферы, которая является обособленной системой биологических организмов, связанных с неживой окружающей средой.

Биогеоценоз состоит из двух различных компонентов: биоценоз и биотоп.

Биоценоз — совокупная общность живых компонентов, которые обитают на определенном участке среды обитания (сюда входят и животные, и растения и микроорганизмы). Все компоненты биоценоза воздействуют друг на друга таким образом, чтобы обеспечивать гармоничное существование друг друга и регулировать изменяющиеся условия среды оптимальным образом.

Биоценоз подразделяется на три компонента:

1) Зооценоз — комплекс организмов животного происхождения, которые обитают как в почве, так и вне ее. Сюда относятся как позвоночные, так и беспозвоночные организмы.

2) Фитоценоз — все растения, входящие в биоценоз.

3) Микробиоценоз — грибки, бактерии и прочие микроорганизмы, населяющие почву, воздух и водные ресурсы определенного биоценоза.

Биотоп — совокупность почвенного, водного и воздушного ресурсов на определенном природном участке, объединенных в единый однородный комплекс и являющихся средой обитания для существ, населяющих данный биоценоз.

Биотоп состоит из двух компонентов:

1) Почвенные ресурсы — сочетание земельных слоев и образований, включая грунтовые воды и надгрунтовые водные образования (водоемы).

2) Атмосферные ресурсы — воздушно-газовая среда, характеризующаяся физико-химическими показателями: температура, давление, содержание влаги, наличие осадков, уровень солнечного излучения и др.

Экология и биогеоценоз — взаимосвязанные понятия. В традиционном смысле экология — наука, изучающая окружающую среду и функционирующих внутри нее процессах.

В более современном варианте, экология — забота о сохранности или восстановлении окружающей среды, ограждение ее от вредоносного воздействия человека и различных техногенных факторов. Экология природы или экология окружающей среды с каждым годом вызывает все больше внимания у экспертов.

Проблемы экологии расширяются вместе с расширением деятельности человеческой цивилизации, поэтому охрана экологии становится одной из главных задач для сохранения не только многих видов животных и растений, но и водоемов, почв и воздушной среды. А более всего в охране экологии должен быть заинтересован сам человек.

Цель

Понять , что такое истинное высказывание и ложное высказывание.

Научиться приводить примеры истинно го высказывания и ложного высказывания.

Понять

Понятия «истина» и «ложь» имеют в информатике очень большое значение.

В результате размышления человек может высказать своё мнение, которое есть результат обработки полученной им информации. Если он выразит вслух свое мнение, это будет высказывание .

Высказывание может быть истинным или ложным .

Рассмотрим два математических высказывания, одно из которых истинное, а другое ложное:

  1. 2 + 2 = 4
  2. 2 + 2 = 5

«2 + 2 = 4» - это истинное математическое высказывание, потому что оно верно отражает действительность. Значение второго выражения «2 + 3 = 5» не соответствует истине. Это ложное высказывание.

Понятия «истина» и «ложь» - непересекающиеся. Высказывание может быть либо истинным, либо ложным. Третьего не дано.

Приведём примеры истинных высказываний:

    «Девять делится на три»; «Дети любят играть»; «Брошенный вверх камень падает на землю»; «Дети со временем становятся взрослыми».

Все эти высказывания истинные, так как их смысл соответствует действительности. Примеры ложных высказываний:

    «10 делится на 3 без остатка»; «ласточки не летают, а куры летают»; «Дети старше своих родителей», «Планета Земля больше Солнца».

Эти высказывания ложные, так как их смысл действительности не соответствует.

Высказывание человека, составленное им в результате обработки информации, может оказаться истинным, а может - ложным. Рассмотрим пример двух высказываний, которые могут быть получены в результате анализа графической информации:

Выполни

План действий

  1. Используя предложенные слова, сформируй в рабочей тетради и в текстовом редакторе истинные высказывания: компьютер, мобильный телефон, устройство, передача информации;
    • дождь, снег, пасмурная погода;
    • 8, 12, 444, чётные числа;
    • 435, 851, 997, трёхзначные числа.
  2. Сохрани файл под именем «Истинные высказывания» в папке «Моё портфолио».

Главное

  • В результате размышлений (обработки информации) человек может составить высказывание (выразить своё мнение).
  • Высказывание, которое соответствует действительности, - истинное.
  • Высказывание, которое действительности не соответствует, - ложное.

Знать

  1. Прочитай высказывания и определи, истинные они или ложные:
    • 16: 2 = 9
    • 721 - это шестизначное число. Компьютер может работать без процессора.
    • Отличник - это ученик, который плохо учится.
    • Учебник - источник информации для школьников.
  2. Приведи пример истинного высказывания из области математики.
  3. Оцени истинность высказывания: «Муравей больше слона». Если оно ложное, то замени одно слово, чтобы получилось истинное высказывание.
  4. Придумай два повествовательных предложения таких, чтобы одно из них было истинным высказыванием, а другое - ложным.

Уметь

Выполни задания в рабочей тетради № 1.

Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Искажение информации».

Азино 777 самое огненное онлайн казино России привлекает щедрыми бонусами, огромным ассортиментом развлечений и большим выбором платежных систем. Работая с 2010 года, сайт стал местом отдыха и источником заработка тысячи игроков. Убедиться в привлекательности казино легко, достаточно запустить игровые автоматы в демонстрационном режиме без регистрации бесплатно.

Информация о создании Азино777

Официальный сайт Azino777 с известным в народе названием Три топора выполнен в ярких цветах. На темном фоне выделяются оранжевые языки пламени и баннеры с актуальной информацией. Многочисленные бонусные предложения отображаются на всплывающих экранах, что позволяет клиентам быстро узнавать о самом интересном. Пользователи могут выбрать отображение на русском и английском языке.

Крупная компания Victory777 является владельцем казино Azino777, которое осуществляет деятельность в соответствии с лицензией Кюрасао. Азино777 официальный сайт предлагает посетителям ознакомиться с копиями документов, разрешающих игорную деятельность, по иконке Curacao eGaming, расположенной на главной странице.

Используя софты ведущих разработчиков, заведение не требует скачивания дополнительных программ, позволяя развлекаться в браузере.

Регистрация на портале происходит за несколько минут. Для оформления требуются минимальные личные данные и адрес электронной почты. Развлекаться на Azino777 можно с 18 лет.

Лучшие игры в Azino777

Такие производители игр, как EGT, Amatic, Novomatic, Aristocrat или Igrosoft не нуждаются в представлении. Вся их продукция отличается высоким качеством и надежностью. Официальный сайт Азино 777 предлагает развлекаться не только на слотах этих разработчиков, но и в видео покер, блекджек и рулетку.

Есть возможность найти нужную игрушку, настроив фильтры по названию, бренду, новизне, жанру и другим характеристикам.

Присутствуют модели с джекпотами и игры с реальными дилерами. С настоящими крупье можно сыграть в рулетку, блекджек или покер. В отличие от других забав, развлечения с живыми крупье доступны только при игре на деньги.

Для постоянных клиентов на сайте Азино777 регулярно проводятся турниры с щедрыми призами. Тематика и условия состязаний отображаются в специальном разделе сайта.

Сегодня мы поговорим о предмете под названием информатика. Таблица истинности, разновидности функций, порядок их выполнения - это наши основные вопросы, на которые мы постараемся найти ответы в статье.

Обычно данный курс преподается еще в средней школе, но большое количество учеников является причиной недопонимания некоторых особенностей. А если вы собрались посвятить этому свою жизнь, то просто не обойтись без сдачи единого государственного экзамена по информатике. Таблица истинности, преобразование сложных выражений, решение логических задач - это все может встретиться в билете. Сейчас мы рассмотрим более подробно данную тему и поможем вам набрать больше балов на ЕГЭ.

Предмет логики

Что же это за предмет - информатика? Таблица истинности - как ее строить? Зачем нужна наука логика? На все эти вопросы мы сейчас с вами ответим.

Информатика - это довольно увлекательный предмет. Он не может вызывать затруднения у современного общества, ведь все, что нас окружает, так или иначе, относится к компьютеру.

Основы науки логики даются преподавателями средней школы на уроках информатики. Таблицы истинности, функции, упрощение выражений - все это должны объяснять учителя информатики. Эта наука просто необходима в нашей жизни. Приглядитесь, все подчиняется каким-либо законам. Вы подбросили мяч, он подлетел вверх, но после этого упал опять на землю, это произошло из-за наличия законов физики и силы земного притяжения. Мама варит суп и добавляет соль. Почему когда мы его едим, нам не попадаются крупинки? Все просто, соль растворилась в воде, подчиняясь законам химии.

Теперь обратите внимание на то, как вы разговариваете.

  • «Если я отвезу своего кота в ветеринарную клинику, то ему сделают прививку».
  • «Сегодня был очень тяжелый день, потому что приходила проверка».
  • «Я не хочу идти в университет, потому что сегодня будет коллоквиум» и так далее.

Все, что вы говорите, обязательно подчиняется законам логики. Это относится как к деловой, так и к дружеской беседе. Именно по этой причине необходимо понимать законы логики, чтобы не действовать наугад, а быть уверенным в исходе событий.

Функции

Для того чтобы составить таблицу истинности к предложенной вам задаче, необходимо знать логические функции. Что это такое? Логическая функция имеет некоторые переменные, которые являются утверждениями (истинными или ложными), и само значение функции должно дать нам ответ на вопрос: «Выражение истинно или ложно?».

Все выражения принимают следующие значения:

  • Истина или ложь.
  • И или Л.
  • 1 или 0.
  • Плюс или минус.

Здесь отдавайте предпочтение тому способу, который для вас является более удобным. Для того чтобы составить таблицу истинности, нам нужно перечислить все комбинации переменных. Их количество вычисляется по формуле: 2 в степени n. Результат вычисления - это количество возможных комбинаций, переменной n в данной формуле обозначается количество переменных в условии. Если выражение имеет много переменных, то можно воспользоваться калькулятором или сделать для себя небольшую таблицу с возведением двойки в степень.

Всего в логике выделяют семь функций или связей, соединяющих выражения:

  • Умножение (конъюнкция).
  • Сложение (дизъюнкция).
  • Следствие (импликация).
  • Эквиваленция.
  • Инверсия.
  • Штрих Шеффера.
  • Стрелка Пирса.

Первая операция, представленная в списке, имеет название «логическое умножение». Ее графически можно отметить в виде перевернутой галочки, знаками & или *. Вторая в нашем списке операция - логическое сложение, графически обозначается в виде галочки, +. Импликацию называют логическим следствием, обозначается в виде стрелки, указывающей от условия на следствие. Эквиваленция обозначается двухсторонней стрелкой, функция имеет истинное значение только в тех случаях, кода оба значения принимают либо значение «1», либо «0». Инверсию называют логическим отрицанием. Штрих Шеффера называют функцией, которая отрицает конъюнкцию, а стрелку Пирса - функцией, отрицающей дизъюнкцию.

Основные двоичные функции

Логическая таблица истинности помогает найти ответ в задаче, но для этого необходимо запомнить таблицы двоичных функций. В этом разделе они будут предоставлены.

Конъюнкция (умножение). Если два то в результате мы получаем истину, во всех остальных случаях мы получаем ложь.

Результат - ложь при логическом сложении мы имеем только в случае двух ложных входных данных.

Логическое следствие имеет ложный результат только тогда, когда условие является истиной, а следствие - ложью. Здесь можно привести пример из жизни: «Я хотел купить сахар, но магазин был закрыт», следовательно, сахар так и не куплен.

Эквиваленция является истиной только в случаях одинаковых значений входных данных. То есть при парах: «0;0» или «1;1».

В случае инверсии все элементарно, если на входе есть истинное выражение, то оно преобразуется в ложное, и наоборот. На картинке видно, как она обозначается графически.

Штрих Шиффера будет на выходе иметь ложный результат только при наличии двух истинных выражений.

В случае стрелки Пирса, функция будет истинной только в том случае, если на входе мы имеем только ложные выражения.

В каком порядке выполнять логические операции

Обратите внимание на то, что построение таблиц истинности и упрощение выражений возможно только при правильной очередности выполнения операций. Запомните, в какой последовательности их необходимо проводить, это очень важно для получения верного результата.

  • логическое отрицание;
  • умножение;
  • сложение;
  • следствие;
  • эквиваленция;
  • отрицание умножения (штрих Шеффера);
  • отрицание сложения (стрелка Пирса).

Пример №1

Сейчас мы предлагаем рассмотреть пример построения таблицы истинности для 4 переменных. Необходимо узнать в каких случаях F=0 у уравнения: неА+В+С*D

Ответом на это задание будет являться перечисление следующих комбинаций: «1;0;0;0», «1;0;0;1» и «1;0;1;0». Как видите, составлять таблицу истинности довольно просто. Еще раз хочется обратить ваше внимание на порядок выполнения действий. В конкретном случае он был следующий:

  1. Инверсия первого простого выражения.
  2. Конъюнкция третьего и четвертого выражения.
  3. Дизъюнкция второго выражения с результатами предыдущих вычислений.

Пример №2

Сейчас мы рассмотрим еще одно задание, которое требует построения таблицы истинности. Информатика (примеры были взяты из школьного курса) может иметь и в качестве задания. Коротко рассмотрим одну из них. Виновен ли Ваня в краже мяча, если известно следующее:

  • Если Ваня не крал или Петя крал, то Сережа принял участие в краже.
  • Если Ваня не виновен, то и Сережа мяч не крал.

Введем обозначения: И - Ваня украл мяч; П - Петя украл; С - Сережа украл.

По данному условию мы можем составить уравнение: F=((неИ+П) импликация С)*(неИ импликация неС). Нам нужны те варианты, где функция принимает истинное значение. Далее необходимо составить таблицу, так как данная функция имеет целых 7 действий, то мы их опустим. Будем вносить только входные данные и результат.

Обратите внимание на то, что в данной задаче мы вместо знаков «0» и «1» использовали плюс и минус. Это также приемлемо. Нас интересуют комбинации, где F=+. Проанализировав их, мы можем сделать следующий вывод: Ваня участвовал в краже мяча, так как во всех случаях, где F принимает значение +, И имеет положительное значение.

Пример №3

Сейчас предлагаем вам найти количество комбинаций, когда F=1. Уравнение имеет следующий вид: F=неА+В*А+неВ. Составляем таблицу истинности:

Ответ: 4 комбинации.

Урок информатики 9 классе

Тема: Понятие, суждение, умозаключение. Понятия «истина» и «ложь».

Тема: Понятия «истина» и «ложь»

Цели:

    познакомить учащихся с понятиями «истинное и ложное высказывание»;

    учить определять, является ли высказывание истинным с точки зрения объективной действительности;

Педагогические задачи урока:

    развивать логическое мышление, наблюдательность, речь;

    воспитывать умение работать в коллективе, с уважением относиться к мнению одноклассников.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

    знать, как люди добывают «истину»;

    уметь оценивать истинность и исправлять его, если оно ложно;

    уметь приводить примеры, как истинное высказывание со временем может «стать» ложным.

Ключевые понятия: понятия «истина», «ложь».

Характеристика урока:

    форма организации : эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа;

    тип урока : комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);

    стратегия : анализ имеющихся знаний с выходом на новый уровень осмысления истинных и ложных высказываний.

Материальное обеспечение урока : учебник, демонстрационный ПК.

Примерный план урока:

    Организационный момент (1-2 мин).

    Изучение новой темы (10-12)

    Первичное закрепление (9-12мин).

    Физкультминутка (2-3 мин).

    Компьютерный практикум (10-12 мин).

    Обобщение и подведение итогов (3 мин).

    Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход урока

    Организация учащихся на работу.

Девиз урока: «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию».

Ребята, у нас с вами интересная тема, но я должна быть уверена, что вы готовы её изучать.

II . Изучение новой темы.

    Подготовительная работа.

Игра «Истина – ложь»

Подберите синоним к слову «правда», а теперь к слову «неправда».

Новые знания будет трудно добывать и осваивать без умения быстро и верно отвечать на поставленные вопросы, поэтому начнём урок с игры «Истина – ложь»

Я буду высказывать некоторые мысли, если вы верите мне, то поднимите карточку «И», если нет, то карточку «Л».

Все крокодилы летают.

Компьютер – помощник человека при счёте.

10 делится на 3 без остатка.

Телефон служит средством связи.

Наша школа находится в 29 микрорайоне.

Сейчас у нас не урок информатики.

Город Темрюе – столица Краснодарского края.

В городе все школы четырёхэтажные.

Вы учащиеся 4-ой школы и четвероклассники.

    Введение понятий «ложное, истинное высказывание»

Назовите высказывания, которым вы поверили. Почему? (Потому что это соответствует действительности, это правда)

Такие высказывания называются истинными , то есть правдивыми, соответствующими действительности.

Как можно назвать высказывания, которые вы посчитали неверными?

Такие высказывания являются ложными .

Запомни! Истина – это то, что соответствует действительности.

Ложь – то, что действительности не соответствует.

    Закрепление материала.

    Игра «Кто больше?»

Чтобы проверить насколько вы поняли новы материал, я предлагаю вам игру-соревнование «Кто больше?»

Правила игры следующие: класс делится на две команды «Истина» и «Ложь». Соответственно ребята из команды «Истина» приводят примеры истинных высказываний, а ребята из команды «Ложь» ложных высказываний.

Молодцы! Вы великолепно справились с заданием. Как вы думаете, почему в нашем соревновании нет победителей и побеждённых?

Нас окружает такое огромное количество объектов, а вы очень наблюдательны, внимательны и любопытны, что и помогло вам успешно справиться с заданием.

2) Работа по учебнику.

Чтение учебника стр. 82-85

Фронтальный опрос.

Всегда ли легко определить, когда то или иное высказывание истинное? (нет, иногда не хватает знаний и опыта)

Какие действия должен произвести человек, чтобы добыть истину? (наблюдать, сравнивать, размышлять, вычислять, измерять, производить исследования)

Что является результатом размышления? (устное высказывание или высказывание в виде текста, рисунка, числа, схемы, формулы)

Приведите примеры из жизни, когда ложное высказывание становится истинным, когда люди узнают что-то новое или наоборот.

Физминутка.

Игра «Делай наоборот»

Урок мы начали с подбора синонимов, а сейчас я предлагаю вам подобрать антонимы, причём устно.

Я буду произносить высказывания-действия, а вы будете делать всё наоборот.

Сидите.

Не прыгайте.

Не стойте.

Не поднимайте руки.

Плачьте.

Не топайте.

Молчите.

Не приседайте.

Не садитесь.

Не слушайте.

    Работа в тетрадях.

1. Вставь пропущенные слова:

Понятия «истина» и « ложь » - это несовместимые понятия.

Истина не всегда «лежит» на поверхности.

Люди добывают истину , когда наблюдают, исследуют предметы и явления, думают , вычисляют, измеряют и так далее.

Высказывание может быть истинным или ложным .

Истина – это то, что соответствует действительности.

Ложь – то, что действительности не соответствует.

5. Обработай графическую и текстовую информацию и укажи истинные это суждения или ложные, выделив нужную букву.

На рисунке древний человек

Человек читает книгу

Информация хранится на бумажном носителе

На камне изображена сцена охоты

Все фигуры имеют углы

Все фигуры являются прямоугольниками

Две фигуры – прямоугольники

В верхнем левом углу изображен круг

6. А) Рассмотри схему.

«дерево»

«клён»

«ель»

«сосна»

«дуб»

Придумай обозначения слов и заполни диаграмму