По атласу сделайте выборку карт с разным охватом территории

Цель: Изучение карты, как одной из видов географической информации, ее роль и использывание в жизне людей.

Учебник: под ред. Алексеева А.И., Просвещение.

Начинается урок с беседы. Так эту тему ребята проходили в 6 классе.

В работе рассказывается о том, что такое картографическая проекция, географическая карта и ее виды. Работа идет параллельно с использованием атласов.

Приходим к выводу, что карта играет главную роль в изучении географии.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по географии на тему "Географические карты"»



  • Введение. Урок № 3. «Географические карты».

УМК по курсу География «Полярная звезда»

Выполнила: Шишкина О.И.

МОУ Раменская МОШ №19





  • Проверка знаний и умений По теме: Учимся с Полярной звездой» Самостоятельная работа «Получаем информацию, изучая фотографии»
  • На партах у каждого учащегося фотографии.
  • В учебнике стр. 6-7 план характеристики.

время работы-10 минут



II. Изучение новой темы « Географические карты »

  • Отгадайте загадку.

« Страны без людей,

Города без домов,

Лес без деревьев,

Море без воды.

Что это такое?»

  • Что такое географическая карта?
  • Для чего необходима нам карта?
  • Чем отличается от плана местности?
  • Отличаются ли географические карты друг от друга?
























Деление карт на группы

  • По охвату территории

Карты государств

и их частей

Мировые и

полушарий

Карты

материков, океанов

и их частей



Пример?

Пример?

Пример?

Деление карт на группы

крупномасштабные

  • По масштабу
  • Определите, у какой группы карт (по охвату территории)

меньший масштаб, у какой крупнее и почему?

1:200 000 и крупнее

мелкомасштабные

среднемасштабные

от 1:200 000

до 1:1000 000

мельче 1:1000 000



Деление карт на группы

  • По содержанию

тематические

общегеографические



III. Закрепление. Дать характеристику данной карте по плану.

План характеристики карты:

  • Название карты.
  • Какова карта по обхвату территории?
  • Какова карта по масштабу?
  • Какова карта по содержанию?
  • Какие знания можно получить при работе с этой картой?

Климатическая карта Ю. Америки



С помощью схемы составьте характеристику карт, помещенных в учебнике или в атласе. Карты государств и их частей, а также материков, океанов и их частей объедините под общим понятием «Региональные». Пример: «Африка. Климатическая карта»: Региональная, тематическая, мелкомасштабная.

  • «Природные зоны мира:_____
  • «Климатическая карта Северной Америки»:_______
  • «Зарубежная Европа. Комплексная карта»:___
  • «Строение земной коры»:_____
  • «Физическая карта Антарктиды»:______
  • «Основные поверхностные течения в Мировом океане»:_______


Сравните физические карты в учебнике (стр. 242-243) и в атласе. Что общего у этих карт и в чем их различие?

  • Черты общности: ______________
  • Черты различия: ______________


Найдите соответствие.

1) Региональная, мелкомасштабная,

общегеографическая.

2) Мировая, мелкомасштабная, тематическая.

3) Региональная, мелкомасштабная, тематическая.

4) Региональная, крупномасштабная,

общегеографическая.

5) Мировая, мелкомасштабная,

общегеографическая.



IV. Домашнее задание

  • Д. З. параграф 3 учебника
  • «Мой тренажер» стр.5-6, № 4-12
Территория информационного охвата в некоторой степени определяет статус агентства в системе СМИ. Многие исследователи обоснованно придают данному параметру большое значение. К примеру, В.И. Сапунов считает масштаб деятельности главным критерием разграничения информационных агентств. Под масштабом деятельности он понимает «зону влияния» агентств.
Природа Интернета дает возможтгость каждому ресурсу, в том числе и

118
информационным агентствам, ориентироваться на глобальный статус. Передача данных по сети не ограничена ни технологически, ни географически. Добавим, что «вещатель может самостоятельно ограничивать географию вещания в интернете исходя из законодательных или коммерческих соображений».1,4
По охвату территории и масштабу деятельности градация информационных агентств будет следующей.
/. Международные информационные агентства. Это агентства, информационные охват которых не ограничивается территорией одной страны. РБК , «Интерфакс» , РИА «Новости» , ИТАР-ТАСС .
2. Национальные информационные агентства. Это общефедеральные агентства, информационный охват которых распространяется на всю территорию страны. Rcgions.ru , «Новый Регион» , «Национальная информационная группа» , «Корреспондент» - украинская сеть новостей , «Хартия"97» - политические новости из Белоруссии , 11овости-Грузия .
3. Региональные информационные агентства. Это агентства, освещающие события одного региона, возможно, области или федерального округа. «Приволжье» , «СевсрИнформ» , «Сибирские новости» , «Восток-Медиа» , «Башинформ» .
4. Местные информационные агентства. Такие агентства образуются как в мегаполисах, так и в крупных городах по всей территории страны. На наш взгляд, выделение в классификацию «местных» ИА необходимо.
Гарматин Л.Л. Интсрксг-всшанмс: особенности и принципы функционирования: Дисс. ... канд. филол. наук / Гарматин Алексей Алскссенич. - Воронеж, 2005 (":. 34.
119
Очевидно, что агентство, освещающее события региона (к примеру, Северного Кавказа) и города будут отличаться не только но территории охвата, но и по количественному составу редакции, организации работы, наличию корреспондентской сети и т.д. Примерами таких агентств являются «Саратовские новости» , «Двина-информ» , «IvanovoNews» .
Существует также классификация ЮН КС КО, которая выделяет три категории информационных агентств. Первая - это так называемая четверка «мировых агентств». В России - это ИТАР-ТАСС (www.itar-tass.com), Reuters (Великобритания, www.reuters.com), Assosiated Press (США, www.ap.com) и France Press (Франция, www.afp.co). К ним приближается китайское агентство Xinhua (Снньхуа) со своим проектом Chinadotcom -www.china.com (на английском - english.china.com). Следующая категория по названной классификации - национальные а!хллства международного значения. К третьей ipynne, по версии ЮНЕСКО, принадлежат все остальные национальные информационные агентства.
В.В. Орлова относит ведущие информационные агентства к наиболее крупным поставщикам международной новостной информации, наряду с глобальными и региональными телесетями новостей, радиослужбами, осуществляющими мультиязычное вещание, газетами и журналами, выпускающими специализированные издания для различных регионов мира.1,5
Орлова В.В. Глобальныетелехстн новостей на информационном рынке / В.В. Орлова. - М., 2003. - СП.
121
информационных агентств - специализированные. Они, как и аналогичные СМИ, сосредотачивают деятельность на информационном освещении относительно узких, специальных направлениях жизнедеятельности общества (политике, культуре, спорте, медицине, с/х и т.п.).
В связи с общей экономической ситуацией на универсальном рынке небольшие агентства, как и во многих других отраслях бизнеса, не выдерживают свободной конкуренции. Специализация на определенной тематике - одна из немногих возможностей сформировать постоянную аудиторию, выжить в жестких рыночных условиях.
Тематические направления информационных агентств самые разнообразные. Например, экономика - «Финмаркет» , АК&М , Прайм-ТАСС , МЗ-Медиа ; политика - «Агентство политических новостей» , Агентство политической информации «Навигатор» ; промышленность - «Интерфакс-АГИ» -агентство газовой информации, «Интерфакс- А МИ» - агентство металлургической информации, энергетика - «Аи92» , РИА «ТЭК» ; военное дело - АРМС-ТАСС, «Интерфакс-АВН», ТС-ВПК ; спорт - «Спортком» , «Стадион» .
120
Рис. 2.6. Деление информационных агентств на группы по распространению и масштабу деятельности.

Урок № 3/3

Карты материков и океанов.

Цели: - определять роль карт в науке и жизни людей;

- называть основные группы карт и их свойства;

- объединить особенности карт материков и океанов, основных элементов их содержания;

- показать значение картографического метода исследования;

- формирование умения сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам;

- описывать способы изображения, применяемые на картах.

Оборудование: рисунок 7, с. 18 учебника; карты атласа.

Ход урока

I . Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

Географический диктант по теме: «Как люди открывали и изучали свою Землю» 1.Создатель первого глобуса.(греческий ученый Кратес Малосский)

2.Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)

3.Имя ученого, составившего карту, где Индийский океан показан как озеро? (Птолемей) 4.Кто возглавлял экспедицию, отправившуюся из Испании в 1492 г. на запад в поисках новых земель? (Х. Колумб)

5.Древнегреческий ученый, который дал название науке географии.(Эратосфен) 6.Создатель первой карты мира.(Эратосфен)

7.Ученый, открывший широтную зональность. (Геродот)

8.Какой мореплаватель первый достиг берегов Индии, обогнув Африку? (Васко да Гама) 9.Путешествие какого мореплавателя доказало, что Земля- шар? (Ф. Магеллан) 10.Мореплаватель, открывший восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею? (Дж. Кук)

П I . Изучение нового материала.

Отгадайте загадку. «Страны без людей, Города без домов, Лес без деревьев, Море без воды. Что это такое?» (географическая карта) Беседа с учащимися, что они знают о карте, о

1. Карта (от греч. - лист) - уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, в той или иной картографической проекции и масштабе, то есть построенное по математическому закону. Значение карт исключительно велико.

http://pandia.ru/text/80/053/images/image004_9.png" width="14">

Карта

Карта - модель действительности. Она обладает большой информативностью, обзорностью, наглядностью. Многие географические исследования начинаются с карты и заканчиваются картой. Недаром говорят: «Без карты нет географии».

2. Работа с учебником. Используя первый абзац § 3, составить план ответа на вопрос: «Роль карты в жизни человека».

1)Анализ рисунка 7 на с. 18.

3. Работа с атласом.

1) Составление плана работы с любой картой.

План характеристики карты

План записывается в тетради и на доске.

1.Прочитай название карты.

2.Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?

3.При анализе условных знаков выясни, какую информацию можно получить при работе с этой картой.

2) Характеристика карт атласа.

Физическая карта мира.

Природные зоны Австралии и Новой Зеландии.

III . В копилку знаний о Земле. Задание. Укажите карандашом в карте атласа «Физическая карта мира» все природные объекты из схемы.

Самый большой материк Земли - Евразия.

Самый маленький материк - Австралия.

Самая северная точка суши расположена на материке Евразия. Это мыс Челюскин (77°43" с. ш.).

Самая южная точка - Южный полюс в Антарктиде.

Самая большая средняя высота материка над уровнем моря - в Антарктиде с шельфовыми ледниками - 2040 м.

Средняя высота суши над уровнем Мирового океана - 875 м.

Средняя глубина Мирового океана - 3800 м.

Наибольшая глубина Мирового океана - Марианский желоб - 11022 м.

Самая высока точка Земли - г. Джомолунгма (Эверест) 8848 м.

Самая низкая точка - побережье Мертвого моря, лежащего на 405 м ниже уровня моря.

Самый холодный материк - Антарктида.

Самый жаркий материк - Африка.

Деление карт на группы

1. - по охвату территории

http://pandia.ru/text/80/053/images/image006_5.png" width="196" height="43">

Карты мировых карты материков, карты государств.

Общегеографические тематические

4. по содержанию

IV Домашнее задание: § 3,пересказ, с. 20, задание 4 к § 3; уметь показывать

природные объекты.