Ркн реестр операторов персональных данных. Реестр операторов персональных данных роскомнадзора

Буквально через пару дней, 1 июля 2017 года, вступят в силу поправки, внесенные в Кодекс об административных нарушениях и ужесточающие ответственность за несоблюдение (далее по тексту – Закон №152-ФЗ). Достаточно на эту тему было информации, писал об этом и "Клерк".

Но все еще остаются вопросы.

Такое ощущение, что вокруг этой темы просто нагоняется ажиотаж. А что, собственно, произошло-то? В целом, закон не изменился. В него внесли изменения только в части штрафов.

Сейчас по ст. 13.11 КоАП есть только одно нарушение со штрафом 10 000 рублей для юрлиц. После 1 июля их станет семь и общий штраф может составить до 295 000 рублей.

Почему за персональные данные власти взялись именно сейчас? Все штрафы, которые вступают в силу с 1 июля - это самые частые нарушения, выявляемые Роскомнадзором в течение последних пяти лет.

Один из главных вопросов: действительно ли всем сайтам нужно регистрироваться как оператор персональных данных в Роскомнадзоре?

Оказывается, нет. Есть возможность избежать такой необходимости. А как? Данные, которые поступают от пользователей, должны обрабатываться на основании пользовательского соглашения. Подпункт 2 пункта 2 статьи 22 закона №152-ФЗ предусматривает следующее.

Цитируем:

«…2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

…2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;»

Если на сайте организации или физического лица есть форма для сбора данных посетителей - например, форма обратной связи, строка для подписки на рассылку, регистрации или личный кабинет, это считается обработкой персональных данных.

В каких случаях нужно уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных? Ответ - в статье.

Вопрос: Обязаны ли мы по законодательству зарегистрироваться в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора?в п. 2 ст. 22 Закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» говорится что,2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных.мы не обязаны регистрироваться в реестре?

Ответ: Регистрироваться в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора не требуется, так как процедуры прохождения регистрации нет. Оператор до начала обработки персональных данных обязан направить уведомление в Роскомнадзор (п. 1 ст. 22 закона № 152-ФЗ). Роскомнадзор на основании уведомлений ведет реестр операторов.

При этом из указанной нормы права имеются исключения, перечисленные подробно в п. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ.

Обоснование

Хранение персональных данных в России. Какие особенности есть для сведений о работниках

Если компания обрабатывает персональные данные не только работников и контрагентов - физических лиц. То есть фактически любая компания обязана уведомить чиновников об обработке персональных данных.

По общему правилу работодатель обязан направить в Роскомнадзор уведомление о начале обработки персональных данных (ч. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ). Многие компании до сих пор этого не сделали. Они обосновывают это так: работодатель обрабатывает персональные данные только своих работников. Поэтому компания подпадает под исключение, которое установлено в п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ. Согласно этой норме работодатель вправе обрабатывать персональные данные в соответствии с трудовым законодательством без уведомления Роскомнадзора.

Но в большинстве случаев позиция о том, что уведомление не требуется, ошибочная. Ведь работодатель обрабатывает данные не только работников, но и других субъектов. Например, представителей контрагентов при получении доверенностей или работников других компаний, входящих в одну группу с работодателем. В таких случаях рекомендуется направить уведомление в Роскомнадзор.

По какой форме нужно уведомить Роскомнадзор?

Включите в уведомление сведения о персональных данных работников (п. 7 Временных рекомендаций по заполнению формы уведомления, утв. Роскомнадзором 30.12.2014). Исключения, установленные в ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ, в данном случае неприменимы.

Роскомнадзор внесет информацию из уведомления в реестр операторов в течение 30 дней с даты получения документа. Платить деньги за это не нужно (ч. 4 , ч. 5 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Работодатели, которые не уведомили Роскомнадзор, рискуют получить письмо от чиновников. В ответ на него работодатели будут обязаны направить уведомление или обосновать причины его ненаправления. В последнем случае увеличивается риск проверки Роскомнадзором соответствия действительности такого рода обоснования. Так, согласно ежегодному отчету за 2014 год Роскомнадзор направил операторам более 58 тыс. таких писем (

Закон о персональных данных № 152-ФЗ от 27.07.2006 обязует пройти регистрацию в специальном реестре всех, кто занимается обработкой персональных данных. Что это за реестр, для кого включение в него является обязательным, и как происходит процедура регистрации – об этом наша статья.

Кто является оператором персональных данных

К операторам закон № 152-ФЗ относит госорганы, организации и физлиц, которые собирают персональные данные, а также самостоятельно определяют цели сбора, состав сведений, и совершаемые с ними действия (ст. 3 закона № 152-ФЗ).

Проще говоря, оператор персональных данных, это тот, кто использует личные данные граждан для трудовых и прочих отношений. Их главной задачей является сохранение конфиденциальности полученных персональных данных, т.е. запрет передавать данные третьим лицам и распространять их без согласия самого физлица, если только эти данные не обезличены.

Реестр операторов персональных данных Роскомнадзора

Прежде, чем начать обработку персональных данных, оператор обязан уведомить об этом госорган, уполномоченный вести реестр операторов персональных данных - Роскомнадзор (ч 1 ст. 22 закона № 152-ФЗ). Эта федеральная служба осуществляет надзор за сферой связи, массовых коммуникаций и информационных технологий. Госконтроль за обработкой персональных данных операторами, в соответствии с законом, тоже осуществляет Роскомнадзор. В этих целях он проводит проверки операторов персональных данных, согласно регламенту, утвержденному приказом Минкомсвязи РФ от 14.11.2011 № 312.

Ознакомиться с реестром операторов обработки персональных данных можно на официальном сайте Роскомнадзора, его сведения являются общедоступными.

Уведомление достаточно подать единожды за весь период работы оператора. В то же время, закон содержит перечень исключений, когда работать с личными данными можно без включения в реестр операторов персональных данных (ч. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ):

  • когда операторы-работодатели обрабатывают только данные, полученные в соответствии с трудовым законодательством;
  • если оператор получил данные от контрагента в связи с заключением договора и не использует их в иных целях, кроме исполнения договора;
  • когда оператор персональных данных - религиозная или общественная организация, которая обрабатывает личные данные своих участников для целей, предусмотренных ее уставом;
  • если гражданин сам сделал общедоступными свои персональные данные;
  • если персональные данные не включают ничего, кроме Ф.И.О.;
  • когда данные получают для оформления разового пропуска;
  • при обработке персональных данных государственными автоматизированными инфосистемами;
  • если личные данные обрабатываются «на бумаге», т.е. без применения автоматизации;
  • когда данные используются для обеспечения безопасности транспортных систем.

Все, кто не указан в данном списке, уведомление для включения в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора подать обязаны. Многие ИП и организации игнорируют данное требование либо узнают о нем слишком поздно. Но подать уведомление для включения в реестр можно и позже, указав в нем реальную дату начала обработки персональных данных, при этом никаких штрафных санкций за опоздание не последует.

Как уведомить Роскомнадзор

Чтобы подать уведомление об обработке персональных данных, оператор обработки персональных данных должен заполнить электронную форму на сайте Роскомнадзора. Форма уведомления содержит:

  • сведения о самом операторе (наименование, ИНН, ОГРН, адрес места нахождения, телефон, номера лицензий и т.п.);
  • правовое основание и цели обработки данных согласно уставу;
  • описание мер и средств защиты личных данных;
  • фактическую дату начала обработки персональных данных оператором;
  • условия, при которых обработка будет прекращена (например, при отзыве лицензии на деятельность), либо конкретный срок прекращения;
  • категории персональных данных, которые подлежат обработке (имя, год рождения, семейное положение, адрес проживания, профессия, доходы, состояние здоровья и т.д.), использование биометрических данных;
  • действия с персональными данными и способы их обработки (автоматизированная или нет, с передачей через интернет или нет и т.д.);
  • данные лица, ответственного за обработку персональных данных.

После заполнения электронное уведомление оператор персональных данных отправляет в Роскомнадзор, а еще один экземпляр распечатывается на бумаге. Печатный вариант подписывается руководителем и заверяется печатью. К нему нужно приложить пакет необходимых документов (Положение о персональных данных, бланк согласия на обработку, приказ о назначении ответственных лиц и т.п.) и отправить в территориальное отделение Роскомнадзора по почте.

На регистрацию в реестре отводится 30 дней с даты получения уведомления Роскомнадзором. Отслеживать статус отправленного уведомления можно на том же сайте.

Если Роскомнадзор сочтет сведения, указанные в уведомлении, неполными, или недостоверными, он может затребовать у оператора уточнение. В случае изменения каких-либо данных, оператор должен в течение 10 дней уведомить об этом надзорный орган для внесения корректировок в реестр.

Роскомнадзор ведёт реестр операторов - компаний, выполняющих требования закона «О персональных данных». Чтобы попасть в реестр, компания подаёт уведомление об обработке персональных данных. Это может быть непросто сделать: непонятно, когда подавать уведомление, как его заполнить и как убедиться, что информация дошла до Роскомнадзора.

Можно ли не подавать уведомление?

Закон «О персональных данных» требует, чтобы каждая компания подала уведомление.

В законе есть несколько исключений, позволяющих ряду компаний избежать этого. В этом случае нужно быть готовым юридически грамотно доказать контролирующему органу, что исключения на компанию распространяются. Сделать это не так-то просто: отсутствие уведомления - одно из самых частых нарушений, выявляемых в ходе проверок Роскомнадзора.

Самый лучший вариант - подать уведомление и обезопасить компанию от вопросов контролирующего органа, почему это не было сделано.

Иногда компании опасаются, что подача уведомления привлечёт излишнее внимание Роскомнадзора, и он придёт с проверкой. На практике этого не происходит.

Когда отправить уведомление?

Уведомление подаётся до начала обработки персональных данных. Исходя из буквы закона, это нужно сделать в первые дни после государственной регистрации юридического лица или ИП.

Часто решение подать уведомление принимается тогда, когда компания работает уже несколько месяцев или несколько лет. Не стоит опасаться штрафа или других санкций за «опоздание» с подачей уведомления. А вот если компанией заинтересуется Роскомнадзор (придёт с проверкой или пришлёт «письмо счастья», где потребует подать уведомление), тогда штрафа будет не избежать.

Важный нюанс: даже если уведомление подаётся с «опозданием», в качестве «даты начала обработки персональных данных» лучше указать дату государственной регистрации компании.

Как заполнить уведомление?

Уведомление нужно подать через интернет (в электронном виде) и направить по почте (в печатном виде).

Электронная форма уведомления заполняется на сайте Роскомнадзора. Требуется указать достаточно много информации, и это не так-то просто сделать, несмотря на наличие подсказок. Нужно быть готовым сформулировать правовые основания и цели обработки персональных данных, описать совершаемые с ними действия и указать, каким образом обеспечивается их безопасность.

После отправки электронной формы сайт Роскомнадзора предложит скачать уже заполненную печатную форму. Её нужно будет распечатать, подписать и удостоверить печатью компании, после чего отправить по почте в территориальный орган Роскомнадзора. Это необходимо, чтобы подтвердить сведения, поданные через интернет.

Ещё можно заполнить уведомление в электронном виде на Портале государственных услуг, однако это менее удобный способ.

Как узнать, что уведомление принято?

После заполнения уведомления на сайте Роскомнадзора компания получит номер уведомления и секретный ключ. С их помощью на специальной странице можно уточнить статус уведомления и узнать, когда его сведения попадут в реестр операторов.

Вся информация в реестре операторов общедоступна, кроме сведений об обеспечении безопасности персональных данных. Можно найти уведомление любого оператора.

Сколько раз нужно подавать уведомление?

Уведомление подаётся только один раз.

Однако есть важный нюанс: закон «О персональных данных» требует оповещать Роскомнадзор об изменении сведений, указанных в уведомлении, в течение 10 дней после таких изменений. Уведомление содержит много сведений о компании, и изменения могут случаться довольно часто. Увы, следить за ними и вовремя реагировать бывает непросто.

Лучше всего подать уведомление как можно раньше и аккуратно следить за тем, чтобы сведения о компании в реестре операторов были актуальны. Это очень просто сделать с помощью нашего сервиса.

Как стать оператором персональных данных в реестре Роскомнадзора

Не все компании и индивидуальные предприниматели знают, являются ли операторами персональных данных и надо ли им передавать о себе сведения в Роскомнадзор. Разберемся, за кем служба следит более внимательно и как уведомить о начале обработки личной информации граждан.

Кто такие операторы персональных данных и чем они занимаются

Большинство знает, что к персональным данным (далее - ПД) относится информация о фамилии, имени и отчестве гражданина, сведения из его паспорта, номер мобильного телефона, адрес проживания, e-mail. Какие еще сведения можно включить в этот список? Оказывается, любые: исчерпывающий список нигде не представлен, и его в принципе быть не может. Это подтверждается и формулировкой в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ:

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Получается, что в некоторых случаях будет достаточно фамилии, имени и номера автомобиля, чтобы идентифицировать гражданина, а в других понадобится еще номер его водительского удостоверения и адрес регистрации.

Оператор персональных данных - это государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое:

  • самостоятельно или совместно с другими лицами организует и/или осуществляет обработку ПД;
  • определяет цели работы с личной информацией, ее состав, а также действия (операции) с ней.
  • То есть любой, кто запрашивает и пользуется ПД, является их оператором. И все, кто имеет доступ и обрабатывает сведения, по которым можно идентифицировать гражданина, фактически работают с ПД и несут ответственность за несоблюдение закона об их защите.

    Давайте представим, кто может относиться к операторам ПД. Банки? Да! Сайты, собирающие материал о подписчиках? Да! Юридические и бухгалтерские компании, оказывающие различные услуги? Да! Магазины и салоны красоты, предлагающие приобрести бонусную карту? Снова да! ТСЖ, вузы, детсады, турагентства, медучреждения, автоматизированные системы, в том числе государственные? Да, да, да! Операторы ПД - повсюду, в любой сфере!

    Каждый, кто имеет дело с ПД, обязан соблюдать определенные правила сбора, обеспечения безопасности, уточнения, блокирования и уничтожения такого рода сведений. Согласно закону № 152-ФЗ, операторы должны:


    Регистрация в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных

    Законом предусмотрено, что до начала работы с ПД необходимо обратиться в уполномоченный орган надзора и уведомить о начале работы с личной информацией. Это не значит, что каждая компания должна быть внесена в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора. В этот список не включаются:

  • работодатели. Они собирают и хранят информацию в соответствии с трудовым законодательством, например, при оформлении трудовых договоров, различных приказов кадрового характера;
  • компании сотовой или стационарной телефонной связи, если данные получены исключительно для оказания услуг связи по заключенному договору, не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта ПД;
  • общественные объединения или религиозные организации, которые получают доступ к данным своих членов (участников) для достижения целей, предусмотренных в учредительных документах;
  • организации и частные лица, пользующиеся общедоступными сведениями, которые субъекты ПД сами раскрыли, например, на персональных сайтах;
  • любые компании, в которых действует система пропусков. Если паспортные данные гражданина переписываются для оформления однократного пропуска на территорию организации, регистрироваться не придется;
  • системы со статусом государственных автоматизированных информсистем, а также государственные системы ПД, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка. Их очень много, а в их числе системы «Эра-Глонасс» и «Управление», АИС учета некоммерческих и религиозных организаций и многие другие на федеральном и региональном уровне;
  • граждане и организации, которые обрабатывают информацию без использования средств автоматизации (компьютера). При этом им надо руководствоваться требованиями, утвержденными Постановлением правительства от 15 сентября 2008 г. N 687 ;
  • организации, которые запрашивают данные для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса, например, при бронировании и покупке билетов, в том числе через онлайн-сервисы перевозчиков или посредников.
  • С учетом таких формулировок многие из организаций уже не попадают в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор. Но те, на кого исключения не распространяются, обязательно должны быть в списке контролирующего органа.

    Процедура регистрации заключается в подаче уведомления по определенной форме. С ней можно ознакомиться через реестр персональных данных Роскомнадзора, портал госуслуг либо с помощью Приказа Минкомсвязи России от 21.12.2011 N 346 . Бесплатно скачать нужный документ можно и в конце этой статьи.

    Роскомнадзор рекомендует подавать уведомление на бланке организации, на бумаге либо в электронном варианте. Бумажный вариант надо будет заполнить, подписать и отправить в территориальный орган Роскомнадзора (по почте или отнести лично). Электронный документ можно оформить прямо на сайте ведомства - в разделе «Электронные формы заявлений».

    Вне зависимости от способа информирования чиновников, в уведомлении придется обязательно указать:

  • полное и сокращенное наименование компании с указанием организационно-правовой формы, а также юридический и почтовый адреса, ИНН;
  • цели обработки, заявленные в учредительных документах либо фактически осуществляемые;
  • категории ПД, которые будут обрабатываться;
  • субъекты, чьи ПД планируется обрабатывать, в том числе отношения с ними, например, пассажир, заемщик, абонент, вкладчик, страхователь;
  • основание, по которому имеется право на обработку (к примеру, статьи Воздушного кодекса РФ или закона об актах гражданского состояния об актах гражданского состояния), в том числе наличие лицензии на осуществляемый вид деятельности;
  • описание используемых способов обработки ПД и их перечень: неавтоматизированная, автоматизированная или смешанная обработка;
  • сведения о лицах, ответственных за организацию обработки ПД, номера их телефонов, почтовые адреса, e-mail;
  • информация о шифровальных (криптографических) средствах;
  • дата начала, а также условия и сроки прекращения обработки ПД;
  • сведения о том, где хранятся данные в процессе их обработки, в том числе о стране, где находятся базы с информацией о ПД граждан Российской Федерации;
  • сведения об обеспечении безопасности ПД в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 .
  • Отметим, что регистрация оператора персональных данных на сайте Роскомнадзора осуществляется в 30-дневный срок. Если будет подано электронное заявление, компании придется направить в территориальный орган дополнительно и бумажный экземпляр уведомления. Если сведений будет недостаточно, чиновники направят запрос об уточнении поданных документов. Отказать в принятии уведомления и занесении сведений об организации в реестр нельзя.

    Если, по разным причинам, у организации изменились цели обработки ПД или необходимо внести иные изменения, в течение 10 дней она направляет в адрес Роскомнадзора письмо по установленной форме. С документом можно ознакомиться ниже. Кроме того, читателям PPT.ru доступна для скачивания форма документа, необходимого для исключения компании из реестра.

    Все оказываемые в этом случае услуги Роскомнадзором бесплатны.

    Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к защите ПД. Согласно Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ, который начал действовать с 1 июля 2017 года, в статье 13.11 КоАП РФ предусмотрено несколько составов правонарушений, за которые могут быть оштрафованы операторы персональных данных. В зависимости от правонарушения штрафы для юридических лиц по этой статье варьируют от 15 000 до 75 000 рублей, а для ИП - от 5000 до 20 000 рублей.

    Отказ регистрироваться в реестре может быть расценен как непредставление информации в контролирующий орган. Наказание за это предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. По ней должностным лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей, а юридическим - от 3000 до 5000 рублей.

    Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных

    Внесение сведений об операторе в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)

    Общая информация

    Результаты услуги

    Кто может получить услугу

    • Имеет статус предпринимателя
    • Физические лица
    • Юридические лица
    • Как можно подать документы

    • Почтой
    • Через законного представителя
    • Как можно получить результаты оказания услуги

    • Лично
    • Основания для отказа в оказании услуги

    • Основанием для приостановления сроков внесения сведений об Операторе в Реестр (внесения изменений и исключения сведений об Операторе из Реестра) является предоставление оператором неполных или недостоверных сведений. (Основанием для приостановления сроков внесения сведений об Операторе в Реестр (внесения изменений и исключения сведений об Операторе из Реестра) является предоставление Оператором неполных или недостоверных сведений.)
    • Срок оказания услуги

      Срок выполнения услуги: Предоставление государственной услуги осуществляется без непосредственного взаимодействия с заявителем.
      Внесение сведений об Операторе в реестр осуществляется в течение 15 дней с даты поступления уведомления по результатам проверки сведений, содержащихся в Уведомлении. Датой внесения сведений об Операторе в Реестр считается дата подписания приказа.
      Заявление о предоставлении государственной услуги регистрируется в срок, не позднее дня, следующего за днем его поступления в Роскомнадзор (территориальный орган Роскомнадзора).
      Информация о внесении сведений об Операторе в Реестр размещается на официальном сайте Роскомнадзора в срок, не позднее 3 дней с даты подписания приказа.

      Основанием для рассмотрения вопроса о внесении сведений об Операторе в Реестр является направление Оператором Уведомления непосредственно в Роскомнадзор (территориальный орган Роскомнадзора) или поступление Уведомления в ЕИС с Единого портала с присвоением ему входящего номера.
      Уведомление должно содержать следующие сведения:

      1. Наименование (фамилия, имя, отчество), адрес Оператора.
      2. Цель обработки персональных данных.
      3. Категории персональных данных.
      4. Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются.
      5. Правовое основание обработки персональных данных.
      6. Перечень действий с персональными данными, общее описание используемых Оператором способов обработки персональных данных.
      7. Описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств.
      8. Фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты.
      9. Сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки.
      10. Сведения об обеспечении безопасности персонал

      www.gosuslugi71.ru

      Статьи по теме

      Оператор персональных данных – это любое лицо, собирающее сведения о сотрудниках и клиентах. Узнайте, как подать в Роскомнадзор заявку об обработке персональных данных, каковы обязанности оператора, что может привести к штрафу

      Читайте в нашей статье:

      Кто включен в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора

      Оператор персональных данных – это любое лицо, собирающее сведения о сотрудниках и клиентах (ст. 3 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных»).

      Новая ответственность за нарушения в персданных. За что и на сколько теперь будут штрафовать>>>

      Оператором (ОПД) может стать государственная или муниципальная компания, юрлицо, бизнесмен и даже обычный человек, если будет собирать сведения о других людях и самостоятельно определять, какие именно данные запрашивать, как их обрабатывать и что потом делать с собранной информацией.

      Закон определяет персональные данные как любую информацию, которая относится к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

      Конечно, в большинстве случаев запрашиваемая информация ограничивается только фамилией, именем, отчеством, паспортными данными и номером сотового телефона, но иногда для идентификации лица нужно выяснить номер его автомобиля, реквизиты водительского удостоверения или СНИЛС и другие сведения.

      Исчерпывающего перечня в законе нет, так что к персональным данным можно отнести абсолютно любую информацию, нужную для идентификации.

      Получается, что любой, кто запрашивает и использует такие сведения, и подал соответствующую заявку, включен в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора. Уже сейчас там содержится больше 400 000 позиций, и постоянно появляются новые лица. Среди них банки, страховые компании, туристические агентства, салоны красоты, магазины, ТСЖ, детские садики, поликлиники и многие другие.

      Если на каком-либо сайте предусмотрена форма обратной связи, подписка или личный кабинет, в котором посетители будут оставлять данные, то владельцам сайта тоже следует зарегистрироваться в реестре.

      Оператор не может обрабатывать полученные сведения без согласия того, кому они принадлежат.

      Но есть и исключения. Если каким-либо законом предусмотрена такая работа с информацией (с определением цели и содержания обработки), то согласие получать не обязательно.

      Например, по закону «Об образовании» для допуска к ЕГЭ предусмотрены передача, обработка и предоставление личных данных учеников без их подписи на согласии на работу со сведениями.

      Как подать заявку об обработке персональных данных

      Уведомление можно подать на сайте Роскомнадзора и отправить почтой.

      Заполняя электронную форму уведомления, надо будет указать:

    • ИНН, ОГРН и прочие данные заявителя;
    • цели и правовое обоснование для обработки данных;
    • указать, какие именно данные будут обрабатываться и как это будет происходить;
    • реквизиты лицензий (если деятельность заявителя лицензируется);
    • меры, предпринимаемые для сохранности полученных данных;
    • дату начала обработки многое другое (ст. 22 Закона № 152-ФЗ).
    • После того, как электронная форма будет заполнена, ее можно будет скачать с сайта Роскомнадзора, распечатать, подписать и отправить почтой в территориальный орган. Тем самым будут подтверждены сведения, отправленные через сайт.

      Есть вариант заполнить заявку через Портал госуслуг, но это менее удобный способ, нежели общение с Роскомнадзором через его собственный сайт.

      Если все будет сделано правильно, то компания будет вписана Роскомнадзором в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

      Законом предусмотрены исключения, когда не требуется подобная регистрация.

      Могут не подавать заявку на включение в реестр:

    • работодатели, собирающие информацию о своих сотрудниках;
    • те, кто обрабатывают только ФИО людей;
    • те, кто берет сведения, чтобы один раз пропустить человека на свою территорию и т.д.
    • Полный перечень исключений расписан в ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных ». Компании, полагающей, что она входит в этот заветный список, придется аргументированно обосновать, что это действительно так.

      В приватном разговоре с инспекторами мы узнали, где они будут «копать», когда компанию нужно оштрафовать, а явного повода нет. Готовьтесь к тому, что искать будут, – планы по штрафам планируют повысить.

      Исходя из положений права, заявку об обработке персональных данных надо подать в первые дни после создания юрлица или ИП – то есть, до начала работы с информацией.

      Но на практике оператор уже вовсю работает несколько месяцев, а то и лет, когда руководству приходит в голову мысль зарегистрироваться. Если эта идея посетит руководство до прихода Роскомнадзора, хорошо – можно будет избежать штрафа или других санкций.

      А в случае прихода проверяющих до подачи уведомления, придется заплатить за нерасторопность.

      Обязанности оператора при обработке персональных данных

      После того, как фирмой или бизнесменом пройдена регистрация в Роскомнадзоре как оператора персональных данных, придется выполнять обязанности, прописанные в главе 4 Закона № 152-ФЗ. В частности, ОПД должны:

    • объяснять субъекту, от которого получают информацию, что именно они берут и для чего;
    • пояснять, какие последствия повлечет отказ сообщить сведения;
    • обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение и прочее полученной информации;
    • предоставить сведения об обработке данных субъекту, если они были получены не от него;
    • принимать меры для защиты от неправомерного (случайного) доступа к сведениям, уничтожения, изменения, блокирования или копирования;
    • назначить ответственное лицо.
    • Операторы должны получить предварительное согласие человека на обработку личной информации. Оно запрашивается в письменной форме – субъект подписывает бумагу, где сообщается, что данные собираются в соответствии с законом № 152-ФЗ, после получения они будут надлежащим образом храниться, использоваться, а потом уничтожаться. Специальный бланк, предложенный Роскомнадзором, можно скачать на его сайте.

      Ответственность за отказ регистрироваться в реестре

      Если потенциальный оператор не подал заявку на включение в реестр персональных данных Роскомнадзора, ему грозит административная ответственность. Отказ регистрироваться в реестре расценивается как непредставление информации в контролирующий орган. Такое правонарушение карается по статье 19.7 КоАП РФ. По этому составу на человека может быть наложен штраф в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

      Если нет желания нести ответственность за отказ регистрироваться в реестре и платить штрафы (пусть и не такие большие, как по другим составам), лучше соблюдать требования закона и вовремя подать заявку.

      www.pro-personal.ru

      Реестр операторов персональных данных

    С момента принятия в 2006 году Федерального Закона «О персональных данных», некоторые его положения и понятия до сих пор остаются неясными для сотрудников операторов. Кажущаяся неясность формулировок иногда становится предметом спекуляций для отдельных активных граждан, поставивших своей целью доказывание абсурдности или несостоятельности Закона.

    Манипулируя некоторыми формулировками Закона (порой, вырванными из контекста), опираясь на принципы формальной логики (не всегда справедливой, когда речь идет о праве как науке), моделируя возможные коллизии, некоторые аналитики приходят к неожиданным и неправильным выводам.

    Опасность этих выводов — в дезориентации участников информационных правоотношений, а также в том, что принятие на вооружение сомнительных утверждений сдерживает работу операторов по приведению своей деятельности в соответствие с Законом и создает условия для нарушения ими требований Закона.

    Числу таких проблемных вопросов относится определение оператора персональных данных. Оператор — это государственный, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку ПДн, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных (ст. 3 ФЗ 152). Это, казалось бы, очевидное и не допускающее вольного толкования определение на практике порой вводит операторов в заблуждение. Суть этого заблуждения в следующем: «лицо, осуществляющее обработку, не всегда является оператором». Причина же заблуждения — в словосочетании «а также». В этом «а также» некоторыми и видится то самое зерно истины, которое позволит отдельным операторам избежать обязанности исполнять требования ФЗ 152. Парадоксально, но многие операторы все еще уверены в том, что они операторами не являются. Для обоснования этого утверждения приводятся следующие доводы: необходимость обработки ПДн определена федеральным законом (или «установлена вышестоящими организациями»), следовательно, цели обработки самостоятельно не определяются или не должны определяться лицом, осуществляющим обработку (в определении целей нет необходимости, либо отсутствуют полномочия).

    Попробуем разобраться с этой проблемой, суть которой заключается в вопросе: определение цели обработки ПДн — признак или обязанность оператора?

    Итак, существует мнение, что оператор — это только и исключительно тот, кто одновременно отвечает следующим двум критериям:
    Это лицо должно само либо организовывать, либо фактически осуществлять обработку ПДн (или же — и то, и другое одновременно);
    Это лицо должно само определять цели и содержание обработки ПДн.

    Таки образом, требование об определении цели обработки ПДн рассматривается в качестве основного признака оператора.

    В ходе подготовки настоящей статьи филологами был проведен лингвистический анализ рассматриваемого определения. Результаты анализа приведены ниже.

    Определение цели не может быть основной функцией, так как эта функция названа в ряду однородных членов предложения и замыкает его. Более того, этот однородный член предложения присоединяется союзом «а также», который имеет присоединительное значение, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей" (П). — см. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.Н. Современный русский язык. Учебник.: М., Логос, 2006.

    Об этом же значении пишет и Русская грамматика (М, 1980,т. II):

    § 2079. Присоединительные отношения основываются на соединительных: второй член ряда имеет добавочный характер; он часто выделяется в отдельную синтагму; порядок членов ряда строго обязателен. Присоединительные отношения (с оттенками добавления или усиления) выражаются составными союзами и сочетаниями союза с конкретизатором: а также и, да еще, и притом (притом): В коляске сидела пожилая барыня, да еще молодая девушка (Тын.); Сводки доставлены в полном порядке и притом в срок (газ.).

    Примечание. Союзы а также, как... так и обладают способностью выражать градационные и присоединительные отношения, но часто используются в более широком значении — соединительном или сопоставительном: Этот Вьюн необыкновенно почтителен, и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется (Чех.); Завод достиг высоких показателей как по количеству, так и по качеству выпускаемой продукции (газ.); Воспитанники музыкального училища часто выступают с концертами в школах, дворцах культуры, а также в цехах предприятий (газ.).

    А вот союзы «и (или)», указанные вместе означают, что члены однородного ряда, соединяемые ими, могут как сосуществовать вместе («организующее и осуществляющее обработку»), так и быть выбраны (один из ряда: «организующее или осуществляющее обработку»).

    Приведенный лингвистический анализ показывает неосновательность утверждения о том, что определение цели обработки ПДн является непременным признаком оператора. В тоже время указанный анализ является не единственным доказательством порочности этого утверждения.

    Из содержания различного рода публикаций и, исходя из складывающейся правоприменительной практики, можно сделать вывод и об отношении органа, уполномоченного по защите прав субъектов ПДн (далее — Роскомнадзор) к рассматриваемой проблеме. Роскомнадзор считает, что оператор — это тот, кто, прежде всего, совершает какие-либо операции с ПДн. Одновременно, в силу самого факта обработки у «обработчика» возникает и обязанность определения целей такой обработки. Т.е. по сути, определение цели обработки является скорее следствием обработки, или необходимости в таковой, неотъемлемой составляющей обработки, первейшей обязанностью, проистекающей из обработки ПДн, а не «основным признаком оператора».

    Справедливость изложенного мнения подтверждается и системным анализом норм ФЗ № 152. Начать следует со статьи 1 Закона, в которой определена сфера его действия. Названная статья гласит, что закон регулирует отношения, связанные с обработкой ПДн, осуществляемой различными органами, юридическими и физическими лицами. Понятие обработки дано в п.3 ст.3 ФЗ 152. Это действия (операции) с ПДн, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в т.ч. передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. Из изложенного следует, что, если конкретное лицо осуществляет какие-либо из перечисленных действий, то оно априори становится участником общественных отношений, являющихся предметом регулирования ФЗ № 152 (если только не подпадает под исключения, предусмотренные ч.2 ст.1 Закона). Как же следует именовать это лицо в терминах ФЗ «О персональных данных»? Выбор невелик. Это лицо следует именовать оператором.

    Итак, некое лицо осуществляет (либо намеревается осуществлять) обработку ПДн. Согласно ст.5 ФЗ 152 обработка ПДн должна осуществляться в соответствии с определенными Законом принципами. Анализ содержания принципов приводит к выводу о том, что фундаментальной основой обработки ПДн является определение целей обработки. Даже не вникая в суть каждого принципа, а просто при беглом прочтении ст.5 в каждом пункте статьи мы видим термин «цель» («законности целей», «соответствие целям», «достаточность для целей» и т.д.). Такая концентрация внимания применена законодателем не случайно. От лица, осуществляющего обработку ПДн, Законом требуется уведомление о целях обработки субъектов ПДн органа, уполномоченного по защите прав субъектов ПДн. Закон стремится сделать деятельность, связанную с обработкой ПДн, прозрачной и понятной как для человека — носителя защищаемых Законом конституционных прав и свобод, так и для государственных органов, обеспечивающих реализацию механизмов защиты прав человека как субъекта ПДн. Красной нитью проведена в Законе идея о недопустимости «бесцельной» обработки ПДн (обработки ПДн «просто так», «для своих неопределенных нужд», для «общего развития», «для себя» и т.д.).

    Согласно второму принципу, продекларированному в ст.5 Закона, если лицо имеет намерение обрабатывать ПДн, цели такой обработки должны быть заранее (до начала обработки) определены и заявлены. Обратная логическая цепь рассуждений приводит к выводу о том, что осуществление каких-либо действий с ПДн в отсутствие определенной цели обработки является нарушением принципов обработки, и, следовательно, нарушением Закона, предпосылкой к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.

    Толкование нормы, изложенной в п.2. ст.3 ФЗ 152 в том контексте, что определение цели является не обязанностью оператора, а идентифицирующим его в этом качестве неотъемлемым признаком, неизбежно влечет за собой следующий парадоксальный вывод. Из сферы действия закона выпадают такие органы, как Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба и многие другие государственные структуры, чьи обязанности напрямую определены и детализированы федеральным законодательством, в том числе и в контексте совершения операций с ПДн. Рассматриваемая предпосылка также приводит к заключению о том, что и операторы связи не являются операторами ПДн, поскольку цель сбора ПДн абонентов предусмотрена в Законе «О связи» и подзаконных нормативно-правовых актах — т.е. определена государством, а не конкретным лицом, предоставляющим услуги связи. То же относится и к кредитным учреждениям, страхов ым и другим организациям, которые осуществляют сбор и другие действия с ПДн в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, т.е. в целях прямо предусмотренных Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а не самими этими организациями. Список можно продолжать бесконечно, абсолютизируя всего лишь одну норму закона и доходя до абсурда в попытках примерить буквальное ее толкование на реальные общественные отношения.

    В ст.18 ФЗ № 152 установлены обязанности оператора при сборе ПДн. К их числу относится, в первую очередь, обязанность оператора предоставить субъекту ПДн по его просьбе информацию (ст.14 ФЗ 152), в т.ч., о целях обработки его ПДн. При установлении этой обязанности Закон не делает исключения для операторов, обрабатывающих ПДн на основании каких-либо федеральных законов.

    Таким образом, с учетом изложенного выше, становится понятным, что в контексте Закона определение цели обработки ПДн в действительности является скорее обязанностью лица, осуществляющего обработку ПДн, нежели одним из признаков, обладание которым делает это лицо оператором.

    Что же такое «определение» цели? Уяснение смысла слова «определение» имеет важное значение для уяснения содержания нормы права, без чего является невозможным правоприменение этой нормы. Поскольку в самом Законе законодатель не счел необходимым раскрыть понятие «определение цели», обратимся к одному из признанных в теории права способов толкования — лексическому (языковому) толкованию.

    Согласно толковому словарю русского языка под редакцией проф. Д.Н.Ушакова, определить значит
    С точностью выяснить, привести в известность;
    Дать научную, логическую характеристику, формулировку какого-нибудь понятия, раскрыть его содержание;
    Постановить, вынести решение о чем-нибудь;
    Послужить причиной для развития, образования чего-нибудь, предопределить, обусловить;
    Назначить, указать.

    Следовательно, под определением цели обработки ПДн можно понимать ее выяснение, выбор, вычленение из множества возможных целей, ее постановку или назначение в качестве таковой, указание на эту конкретную цель (цели) в качестве причины для обработки ПДн.

    Контекстный анализ содержания ФЗ 152, выявление его смысловых связей с другими источниками права позволяет сделать вывод о том, что для отдельных операторов ПДн и(или) относительно отдельных категорий субъектов ПДн цели обработки ПДн могут быть фактически предопределены или даже прямо указаны в законах либо подзаконных актах (Трудовой кодекс, например, конкретно указывает работодателям на цели обработки ПДн работников). Цель обработки тех или иных ПДн другими операторами проистекает из их обязанностей, возникших из договорных обязательств. В отдельных случаях цели обработки ПДн могут одновременно быть обусловлены и содержанием коммерческой деятельности оператора, и предписаниями закона (операторы связи в целях осуществления собственной уставной деятельности, направленной на извлечении прибыли, обрабатывают ПДн в целях оказания услуг связи и во исполнение Закона «О связи»).

    Таким образом, первичной задачей лица, осуществляющего обработку ПДн, является именно вербализация целей обработки ПДн, уяснение для себя самого чем именно обусловлена конкретно для него обработка ПДн физических лиц. Формулирование ответа на этот вопрос фактически и будет являться определением цели обработки ПДн.

    В разрезе проблемы, рассматриваемой в настоящей статье, представляется интересным мнение Правительства РФ, выраженное по поводу поправок в ФЗ 152. 5 мая 2010 года был в первом чтении принят законопроект, внесенный на рассмотрении в Государственную думу ее депутатом В.М.Резником. В числе прочего, данным законопроектом предложена новая формулировка понятия «оператора», а именно:

    «оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели, содержание и порядок обработки персональных данных». Как видим, из ныне действующей формулировки исключено слово «организующие». В своем официальном отзыве на данный законопроект Правительство РФ указывает, что «такое изменение не может быть поддержано, поскольку лица, осуществляющие обработку персональных данных, но не определяющие цели и содержание обработки, не смогут считаться операторами». Из приведенного замечания Правительства РФ следует, что на сегодняшний день (когда редакция закона еще не изменена) по мнению Правительства РФ оператором является любое лицо, осуществляющее обработку ПДн вне зависимости от наличия или отсутствия факта определения им целей такой обработки.

    Итак, проведенный в настоящей статье анализ позволяет сделать несколько выводов.
    Определение цели обработки ПДн — это обязанность оператора, а не обязательный идентифицирующий признак оператора.
    Определение цели обработки ПДн — это процесс осмысления, уяснения, конкретизации и вербализации цели обработки ПДн оператором, в том числе и в случаях, когда такие цели предопределены и (или) проистекают из положений закона или полномочий, возложенных на оператора.