Шаблоны. Функции-шаблоны

Специализация шаблонов является одной из «сложных» фичей языка с++ и использутся в основном при создании библиотек. К сожалению, некоторые особенности специализации шаблонов не очень хорошо раскрыты в популярных книгах по этому языку. Более того, даже 53 страницы официального ISO стандарта языка, посвященные шаблонам, описывают интересные детали сумбурно, оставляя многое на «догадайтесь сами - это же очевидно». Под катом я постарался ясно изложить базовые принципы специализации шаблонов и показать как эти принципы можно использовать в построении магических заклинаний.

Hello World

Как мы привыкли использовать шаблоны? Используем ключевое слово template, затем в угловых скобках имена параметров шаблона , после чего тип и имя. Для параметров также указывают что это такое: тип (typename) или значение (например, int). Тип самого шаблона может быть класс (class), структура (struct - вообщем-то тоже класс) или функция (bool foo() и так далее). Например, простейший шаблонный класс "A" можно задать вот так:

Через некоторое время мы захотим, чтобы наш класс для всех типов работал одинаково, а для какого-нибудь хитрого вроде int - по-другому. Фигня вопрос, пишем специализацию: выглядит так же как объявление но параметры шаблона в угловых скобках не указываем, вместо этого указываем конкретные аргументы шаблона после его имени:

Template<> class A< int > {}; // здесь int - это аргумент шаблона
Готово, можно писать методы и поля специальной реализации для int. Такая специализация обычно называется полной (full specialization или explicit specialization). Для большинства практических задач большего не требуется. А если требуется, то…

Специализированный шаблон - это новый шаблон

Если внимательно читать ISO стандарт С++, то можно обнаружить интересное утверждение: создав специализированный шаблонный класс мы создаем новый шаблонный класс (14.5.4.3). Что это нам дает? Специализированный шаблонный класс может содержать методы, поля или объявления типов которых нет в шаблонном классе который мы специализируем. Удобно, когда нужно чтобы метод шаблонного класса работал только для конкретной специализации - достаточно объявить метод только в этой специализации, остальное сделает компилятор:

Специализированный шаблон может иметь свои параметры шаблона

Дьявол, как известно, в деталях. То, что специализированный шаблонный класс это совсем-совсем новый и отдельный класс конечно интересно, но магии в этом мало. А магия есть в незначительном следствии - если это отдельный шаблонный класс, то он может иметь отдельные, никак не связанные с неспециализированным шаблонным классом параметры (параметры - это то, что после template в угловых скобках). Например, вот так:

Template< typename S, typename U > class A< int > {};
Правда, именно такой код компилятор не скомпилирует - новые параметры шаблона S и U мы никак не используем, что для специализированного шаблонного класса запрещено (а то что это класс специализированный компилятор понимает потому, что у него такое же имя "A" как у уже объявленного шаблонного класса). Компилятор даже специальную ошибку скажет: «explicit specialization is using partial specialization syntax, use template<> instead». Намекает, что если сказать нечего - то надо использовать template<> и не выпендриваться. Тогда для чего же в специализированном шаблонном классе можно использовать новые параметры? Ответ странный - для того, чтобы задать аргументы специализации (аргументы - это то, что после имени класса в угловых скобках). То есть специализируя шаблонный класс мы можем вместо простого и понятного int специализировать его через новые параметры :

Template< typename S, typename U > class A< std::map< S, U > > {};
Такая странная запись скомпилируется. И при использовании получившегося шаблонного класса с std::map будет использована специализация, где тип ключа std::map будет доступен как параметр нового шаблона S, а тип значения std::map как U.

Такая специализация шаблона, при которой задается новый список параметров и через эти параметры задаются аргументы для специализации называется частичной специализацией (partial specialization). Почему «частичной»? Видимо потому, что изначально задумывалась как синтаксис для специализации шаблона не по всем аргументам. Пример, где шаблонный класс с двумя параметрами специализируется только по одному из них (специализация будет работать когда первый аргумент, T, будет указан как int. При этом второй аргумент может быть любым - для этого в частичной специализации введен новый параметр U и указан в списке аргументов для специализации):

Template< typename T, typename S > class B {}; template< typename U > class B< int, U > {};

Магические последствия частичной специализации

Из двух вышеописанных свойств специализации шаблонов есть ряд интересных следствий. Например, при использовании частичной специализации можно, вводя новые параметры шаблона и описывая через них специализированные аргументы, разбивать составные типы на простейшие. В приведенном ниже примере специализированный шаблонный класс A будет использован, если аргументов шаблона является тип указателя на функцию. При этом через новые параметры шаблона S и U можно получить тип возвращаемого значения этой функции и тип ее аргумента:

Template< typename S, typename U > class A< S(*)(U) > {};
А если в специализированном шаблоне объявить typedef или static const int (пользуясь тем, что это новый шаблон), то можно использовать его для извлечения нужной информации из типа. Например, мы используем шаблонный класс для хранения объектов и хотим получить размер переданного объекта или 0, если это указатель. В две строчки:

Template< typename T > struct Get { const static int Size = sizeof(T); }; template< typename S > struct Get< S* > { const static int Size = 0; }; Get< int >::Size // например, 4 Get< int* >::Size // 0 - нашли указатель:)
Магия этого типа используется в основном в библиотеках: stl, boost, loki и так далее. Конечно, при высокоуровневом программировании использовать такие фокусы череповато - думаю, все помнят конструкцию для получения размера массива:). Но в библиотеках частичная специализация позволяет относительно просто реализовывать делегаты, события, сложные контейнеры и прочие иногда очень нужные и полезные вещи.

Коллеги, если найдете ошибку (а я, к сожалению, не гуру - могу ошибаться) или у Вас есть критика, вопросы али дополнения к вышеизложенному - буду рад комментариям.

Update: Обещанное продолжение

Мы уже ранее рассматривали в С++ такой инструмент, как шаблоны, когда создавали . Почему стоит пользоваться шаблонами, было написано в статье, с шаблонами функций. Там мы рассмотрели основные положения шаблонов в С++. Давайте их вспомним.

Любой шаблон начинается со слова template , будь то шаблон функции или шаблон класса. После ключевого слова template идут угловые скобки — < > , в которых перечисляется список параметров шаблона. Каждому параметру должно предшествовать зарезервированное слово class или typename . Отсутствие этих ключевых слов будет расцениваться компилятором как . Некоторые примеры объявления шаблонов:

Template

Template

Template

Ключевое слово typename говорит о том, что в шаблоне будет использоваться встроенный тип данных, такой как: int , double , float , char и т. д. А ключевое слово class сообщает компилятору, что в шаблоне функции в качестве параметра будут использоваться пользовательские типы данных, то есть классы. Но не в коем случае не путайте параметр шаблона и шаблон класса. Если нам надо создать шаблон класса, с одним параметром типа int и char , шаблон класса будет выглядеть так:

Template

где T — это параметр шаблона класса, который может принимать любой из встроенных типов данных, то, что нам и нужно.

А если параметр шаблона класса должен пользовательского типа, например типа Array , где Array — это класс, описывающий массив, шаблон класса будет иметь следующий вид:

Template class Name { //тело шаблона класса };

C этим вам лучше разобраться изначально, чтобы потом не возникало никаких ошибок, даже, если шаблон класса написан правильно.

Давайте создадим шаблон класса Стек, где , в которой хранятся однотипные элементы данных. В стек можно помещать и извлекать данные. Добавляемый элемент в стек, помещается в вершину стека. Удаляются элементы стека, начиная с его вершины. В шаблоне класса Stack необходимо создать основные методы:

  • Push — добавить элемент в стек;
  • Pop — удалить элемент из стека
  • printStack — вывод стека на экран;

Итак реализуем эти три метода, в итоге получим самый простой класс, реализующий работу структуры стек. Не забываем про конструкторы и деструкторы. Смотрим код ниже.

#include "stdafx.h" #include template << "Заталкиваем элементы в стек: "; int ct = 0; while (ct++ != 5) { int temp; cin >> << "\nУдаляем два элемента из стека:\n"; myStack.pop(); // удаляем элемент из стека myStack.pop(); // удаляем элемент из стека myStack.printStack(); // вывод стека на экран return 0; } // конструктор template Stack::Stack(int s) { size = s > Stack bool Stack bool Stack void Stack::printStack() { for (int ix = size -1; ix >= 0; ix--) cout << "|" << setw(4) << stackPtr << endl; }

// код Code::Blocks

// код Dev-C++

#include using namespace std; #include template class Stack { private: T *stackPtr; // указатель на стек int size; // размер стека T top; // вершина стека public: Stack(int = 10);// по умолчанию размер стека равен 10 элементам ~Stack(); // деструктор bool push(const T); // поместить элемент в стек bool pop(); // удалить из стека элемент void printStack(); }; int main() { Stack myStack(5); // заполняем стек cout << "Заталкиваем элементы в стек: "; int ct = 0; while (ct++ != 5) { int temp; cin >> temp; myStack.push(temp); } myStack.printStack(); // вывод стека на экран cout << "\nУдаляем два элемента из стека:\n"; myStack.pop(); // удаляем элемент из стека myStack.pop(); // удаляем элемент из стека myStack.printStack(); // вывод стека на экран return 0; } // конструктор template Stack::Stack(int s) { size = s > 0 ? s: 10; // инициализировать размер стека stackPtr = new T; // выделить память под стек top = -1; // значение -1 говорит о том, что стек пуст } // деструктор template Stack::~Stack() { delete stackPtr; // удаляем стек } // элемент функция класса Stack для помещения элемента в стек // возвращаемое значение - true, операция успешно завершена // false, элемент в стек не добавлен template bool Stack::push(const T value) { if (top == size - 1) return false; // стек полон top++; stackPtr = value; // помещаем элемент в стек return true; // успешное выполнение операции } // элемент функция класса Stack для удаления элемента из стек // возвращаемое значение - true, операция успешно завершена // false, стек пуст template bool Stack::pop() { if (top == - 1) return false; // стек пуст stackPtr = 0; // удаляем элемент из стека top--; return true; // успешное выполнение операции } // вывод стека на экран template void Stack::printStack() { for (int ix = size -1; ix >= 0; ix--) cout << "|" << setw(4) << stackPtr << endl; }

Как видите шаблон класса Stack объявлен и определен в файле с main -функцией. Конечно же такой способ утилизации шаблонов никуда не годится, но для примера сойдет. В строках 7 — 20 объявлен интерфейс шаблона класса. Объявление класса выполняется привычным для нас образом, а перед классом находится объявление шаблона, в строке 7. При объявлении шаблона класса, всегда используйте такой синтаксис.

Строки 47 — 100 содержат элемент-функции шаблона класса Stack, причем перед каждой функцией необходимо объявлять шаблон, точно такой же, как и перед классом — template . То есть получается, элемент-функции шаблона класса, объявляются точно также, как и обычные шаблоны функций. Если бы мы описали реализацию методов внутри класса, то заголовок шаблона — template для каждой функции прописывать не надо.

Чтобы привязать каждую элемент-функцию к шаблону класса, как обычно используем бинарную операцию разрешения области действия — :: с именем шаблона класса — Stack . Что мы и сделали в строках 49, 58, 68, 83, 96.

Обратите внимание на объявление объекта myStack шаблона класса Stack в функции main , строка 24. В угловых скобочка необходимо явно указывать используемый тип данных, в шаблонах функций этого делать не нужно было. Далее в main запускаются некоторые функции, которые демонстрируют работу шаблона класса Stack . Результат работы программы смотрим ниже.

Заталкиваем элементы в стек: 12 3456 768 5 4564 |4564 | 5 | 768 |3456 | 12 Удаляем два элемента из стека: | 0 | 0 | 768 |3456 | 12

При создании функций иногда возникают ситуации, когда две функции выполняют одинаковую обработку, но работают с разными типами данных (например, одна использует параметры типа int, а другая типа float). Вы уже знаете из урока 13, что с помощью механизма перегрузки функций можно использовать одно и то же имя для функций, выполняющих разные действия и имеющих разные типы параметров. Однако, если функции возвращают значения разных типов, вам следует использовать для них уникальные имена (см. примечание к уроку 13). Предположим, например, что у вас есть функция с именем тах, которая возвращает максимальное из двух целых значений. Если позже вам потребуется подобная функция, которая возвращает максимальное из двух значений с плавающей точкой, вам следует определить другую функцию, например fmax. Из этого урока вы узнаете, как использовать шаблоны C++ для быстрого создания функций, возвращающих значения разных типов. К концу данного урока вы освоите следующие основные концепции:

  • Шаблон определяет набор операторов, с помощью которых ваши программы позже могут создать несколько функций.
  • Программы часто используют шаблоны функций для быстрого определения нескольких функций, которые с помощью одинаковых операторов работают с параметрами разных типов или имеют разные типы возвращаемых значений.
  • Шаблоны функций имеют специфичные имена, которые соответствуют имени функции, используемому вами в программе.
  • После того как ваша программа определила шаблон функции, она в дальнейшем может создать конкретную функцию, используя этот шаблон для задания прототипа, который включает имя данного шаблона, возвращаемое функцией значение и типы параметров.
  • В процессе компиляции компилятор C++ будет создавать в вашей программе функции с использованием типов, указанных в прототипах функций, которые ссылаются на имя шаблона.

Шаблоны функций имеют уникальный синтаксис, который может быть на первый взгляд непонятен. Однако после создания одного или двух шаблонов вы обнаружите, что реально их очень легко использовать.

СОЗДАНИЕ ПРОСТОГО ШАБЛОНА ФУНКЦИИ

Шаблон функции определяет типонезависимую функцию. С помощью такого шаблона ваши программы в дальнейшем могут определить конкретные функции с требуемыми типами. Например, ниже определен шаблон для функции с именем тах, которая возвращает большее из двух значений:

template Т mах(Т а, Т b)

{
if (а > b) return(а);
else return(b);
}

Буква T данном случае представляет собой общий тип шаблона. После определения шаблона внутри вашей программы вы объявляете прототипы функций для каждого требуемого вам типа. В случае шаблона тах следующие прототипы создают функции типа float и int.

float max(float, float);
int max(int, int);

Когда компилятор C++ встретит эти прототипы, то при построении функции он заменит тип шаблона T указанным вами типом. В случае с типом float функция тах после замены примет следующий вид:

template Т max(Т а, Т b)

{
if (a > b) return(а) ;
else return(b);
}

float max(float a, float b)

{
if (a > b) return(a) ;
else return(b);
}

Следующая программа МАХ_ТЕМР.СРР использует шаблон тах для создания функции типа int и float.

#include

template Т mах(Т а, Т b)

{
if (a > b) return(a);
else return(b);
}

float max(float, float);

int max(int, int);

{
cout << «Максимум 100 и 200 равен » << max(100, 200) << endl;
cout << «Максимум 5.4321 и 1.2345 равен » << max(5.4321, 1.2345) << endl;
}

В процессе компиляции компилятор C++ автоматически создает операторы для построения одной функции, работающей с типом int, и второй функции, работающей с типом float. Поскольку компилятор C++ управляет операторами, соответствующими функциям, которые вы создаете с помощью шаблонов, он позволяет вам использовать одинаковые имена для функций, которые возвращают значения разных типов. Вы не смогли бы это сделать, используя только перегрузкуфункций, как обсуждалось в уроке 13.

Использование шаблонов функций

По мере того как ваши программы становятся более сложными, возможны ситуации, когда вам потребуются подобные функции, выполняющие одни и те же операции, но с разными типами данных. Шаблон функции позволяет вашим программам определять общую, или типонезависимую, функцию. Когда программе требуется использовать функцию для определенного типа, например int или float, она указывает прототип функции, который использует имя шаблона функции и типы возвращаемого значения и параметров. В процессе компиляции C++ создаст соответствующую функцию. Создавая шаблоны, вы уменьшаете количество функций, которые должны кодировать самостоятельно, а ваши программы могут использовать одно и то же имя для функций,выполняющих определенную операцию, независимо от возвращаемого функцией значения и типов параметров.

ШАБЛОНЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТ НЕСКОЛЬКО ТИПОВ

Предыдущее определение шаблона для функции max использовало единственный общий тип Т. Очень часто в шаблоне функции требуется указать несколько типов. Например, следующие операторы создают шаблон для функции show_array, которая выводит элементы массива. Шаблон использует тип Т для определения типа массива и тип Т1 для указания типа параметра count:

template

{
T1 index;
for (index =0; index < count; index++) cout << array << ‘ ‘;
cout << endl;
}

Как и ранее, программа должна указать прототипы функций для требуемых типов:

void show_array(int *, int);
void show_array(float *, unsigned);

Следующая программа SHOW_TEM.CPP использует шаблон для создания функций, которые выводят массивы типа int и типа float.

#include

template void show_array(T *array,T1 count)

{
T1 index;
for (index =0; index < count; index++) cout << array “ ‘ ‘;
cout << endl;
}

void show_array(int *, int);

void show_array(float *, unsigned);

{
int pages = { 100, 200, 300, 400, 500 };
float pricesH = { 10.05, 20.10, 30.15 };
show_array(pages, 5);
show_array(prices, 3);
}

Шаблоны и несколько типов

По мере того как шаблоны функций становятся более сложными, они могут обеспечить поддержку нескольких типов. Например, ваша программа может создать шаблон для функции с именем array_sort, которая сортирует элементы массива. В данном случае функция может использовать два параметра: первый, соответствующий массиву, и второй, соответствующий количеству элементов массива. Если программа предполагает, что массив никогда не будет содержать более 32767 значений она может использовать тип int для параметра размера массива. Однако более универсальный шаблон мог бы предоставить программе возможность указать свой собственный тип этого параметра, как показано ниже:

template void array_sort(T array, T1 elements)

{
// операторы
}

С помощью шаблона array_sort программа может создать функции которые сортируют маленькие массивы типа float (менее 128 элементов) и очень большие массивы типа int, используя следующие прототипы:

void array_sort(float, char);
void array_sort(int, long);

ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Как вы уже знаете, использование шаблонов функций уменьшает объем программирования, позволяя компилятору C++ генерировать операторы для функций, которые отличаются только типами возвращаемых значений и параметров. Из урока 30 вы узнаете, как использовать шаблоны для создания типонезависимых, или общих, классов. До изучения урока 30 убедитесь, что вы освоили следующие основные концепции:

  1. Шаблоны функций позволяют вам объявлять типонезависимые, или общие, функции.
  2. Когда вашей программе требуется использовать функцию с определенными типами данных, она должна указать прототип функции, который определяет требуемые типы.
  3. Когда компилятор C++ встретит такой прототип функции, он создаст операторы, соответствующие этой функции, подставляя требуемые типы.
  4. Ваши программы должны создавать шаблоны для общих функций, которые работают с отличающимися типами. Другими словами, если вы используете с какой-либо функцией только один тип, нет необходимости применять шаблон.
  5. Если функция требует несколько типов, шаблон просто назначает каждому типу уникальный идентификатор, например Т, T1 и Т2. Позже в процессе компиляции компилятор C++ корректно назначит типы, указанные вами в прототипе функции.

Шаблоны функций, своими словами,- это инструкции, согласно которым создаются локальные версии шаблонированной функции для определенного набора параметров и типов данных.

На самом деле, шаблоны функций -это мощный инструмент в С++, который намного упрощает труд программиста. Например, нам нужно запрограммировать функцию, которая выводила бы на экран элементы массива. Задача не сложная! Но, чтобы написать такую функцию, мы должны знать тип данных массива, который будем выводить на экран. И тут нам говорят — тип данных не один, мы хотим, чтобы функция выводила массивы типа int , double , float и char .

Как оказалось, задача усложнилась. И теперь мы понимаем, что нам нужно запрограммировать целых 4 функции, которые выполняют одни и те же действия, но для различных типов данных. Так как мы еще не знакомы с шаблонами функций, мы поступим так: воспользуемся .

// перегрузка функции printArray для вывода массива на экран void printArray(const int * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } void printArray(const double * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } void printArray(const float * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } void printArray(const char * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; }

Таким образом, мы имеем 4 перегруженные функции, для разных типов данных. Как видите, они отличаются только заголовком функции, тело у них абсолютно одинаковое. Я написал один раз тело функции для типа int и три раза его скопировал для других типов данных.

И, если запустить программу с этими функциями, то она будет исправно работать. Компилятор сам будет определять какую функцию использовать при вызове.

Как видите, кода получилось достаточно много, как для такой простой операции. А что если, нам понадобится запрограммировать в виде функции. Получается, что для каждого типа данных придется свою функцию создавать. То есть, сами понимаете, что один и тот же код будет в нескольких экземплярах, нам это ни к чему. Поэтому в С++ придуман такой механизм - шаблоны функций.

Мы создаем один шаблон, в котором описываем все типы данных. Таким образом исходник не будет захламляться никому ненужными строками кода. Ниже рассмотрим пример программы с шаблоном функции. Итак, вспомним условие: «запрограммировать функцию, которая выводила бы на экран элементы массива».

#include < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } // конец шаблона функции printArray int main() { // размеры массивов const int iSize = 10, dSize = 7, fSize = 10, cSize = 5; // массивы разных типов данных int iArray = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10}; double dArray = {1.2345, 2.234, 3.57, 4.67876, 5.346, 6.1545, 7.7682}; float fArray = {1.34, 2.37, 3.23, 4.8, 5.879, 6.345, 73.434, 8.82, 9.33, 10.4}; char cArray = {"MARS"}; cout << "\t\t Шаблон функции вывода массива на экран\n\n"; // вызов локальной версии функции printArray для типа int через шаблон cout << "\nМассив типа int:\n"; printArray(iArray, iSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа double через шаблон cout << "\nМассив типа double:\n"; printArray(dArray, dSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа float через шаблон cout << "\nМассив типа float:\n"; printArray(fArray, fSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа char через шаблон cout << "\nМассив типа char:\n";printArray(cArray, cSize); return 0; }

// код Code::Blocks

// код Dev-C++

#include #include using namespace std; // шаблон функции printArray template void printArray(const T * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } // конец шаблона функции printArray int main() { // размеры массивов const int iSize = 10, dSize = 7, fSize = 10, cSize = 5; // массивы разных типов данных int iArray = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10}; double dArray = {1.2345, 2.234, 3.57, 4.67876, 5.346, 6.1545, 7.7682}; float fArray = {1.34, 2.37, 3.23, 4.8, 5.879, 6.345, 73.434, 8.82, 9.33, 10.4}; char cArray = {"MARS"}; cout << "\t\t Шаблон функции вывода массива на экран\n\n"; // вызов локальной версии функции printArray для типа int через шаблон cout << "\nМассив типа int:\n"; printArray(iArray, iSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа double через шаблон cout << "\nМассив типа double:\n"; printArray(dArray, dSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа float через шаблон cout << "\nМассив типа float:\n"; printArray(fArray, fSize); // вызов локальной версии функции printArray для типа char через шаблон cout << "\nМассив типа char:\n";printArray(cArray, cSize); return 0; }

Заметьте, код уменьшился в 4 раза, так как в программе объявлен всего один экземпляр функции - шаблон. В main я объявил несколько массивов - четыре, для типов данных: int , double , float , char . После чего, в строках 26, 28, 30, 32, выполняется вызов функции printArray для разных массивов. Результат работы программы показан ниже.

Шаблон функции вывода массива на экран Массив типа int: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Массив типа double: 1.2345 2.234 3.57 4.67876 5.346 6.1545 7.7682 Массив типа float: 1.34 2.37 3.23 4.8 5.879 6.345 73.434 8.82 9.33 10.4 Массив типа char: M A R S

Как видите программа корректно работает, и для этого нам понадобилось всего один раз определить функцию printArray в привычном для нас виде. Обратите внимание, что перед объявлением самой функции, в строке 5, стоит следующая запись template . Как раз эта запись и говорит о том, что функция printArray на самом деле является шаблоном функции, так как в первом параметре printArray стоит тип данных const T* , точно такой же как и в строке 5.

Все шаблоны функций начинаются со слова template , после которого идут угловые скобки, в которых перечисляется список параметров. Каждому параметру должно предшествовать зарезервированное слово class или typename .

Template

Template

Template

Ключевое слово typename говорит о том, что в шаблоне будет использоваться встроенный тип данных, такой как: int , double , float , char и т. д. А ключевое слово class сообщает компилятору, что в шаблоне функции в качестве параметра будут использоваться пользовательские типы данных, то есть классы.

У нас в шаблоне функции использовались встроенные типы данных, поэтому в строке 5 мы написали template . Вместо T можно подставить любое другое имя, какое только придумаете. Давайте подробно рассмотри фрагмент кода из верхней программы, я его вынесу отдельно.

// шаблон функции printArray template void printArray(const T * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; } // конец шаблона функции printArray

В строке 2 выполняется определение шаблона с одним параметром - T , причем этот параметр будет иметь один из встроенных типов данных, так как указано ключевое слово typename .

Ниже, в строках 3 — 8 объявлена функция, которая соответствует всем критериям объявления обычной функции, есть заголовок, есть тело функции, в заголовке есть имя и параметры функции, все как обычно. Но что эту функции превращает в шаблон функции, так это параметр с типом данных T , это единственная связь с шаблоном, объявленным ранее. Если бы мы написали

Void printArray(const int * array, int count) { for (int ix = 0; ix < count; ix++) cout << array << " "; cout << endl; }

то это была бы простая функция для массива типа int .

Так вот, по сути T - это даже не тип данных, это зарезервированное место под любой встроенный тип данных. То есть когда выполняется вызов этой функции, компилятор анализирует параметр шаблонированной функции и создает экземпляр для соответственного типа данных: int , char и так далее.

Поэтому следует понимать, что даже если объем кода меньше, то это не значит, что памяти программа будет потреблять меньше. Компилятор сам создает локальные копии функции-шаблона и соответственно памяти потребляется столько, как если бы вы сами написали все экземпляры функции, как в случае с перегрузкой.
Надеюсь основную мысль по шаблонам функций до вас довел. Для закрепления материала, давайте рассмотрим еще один пример программы, с использованием шаблона функции.

#include "stdafx.h" #include #include < size; ix++) if (max < array) max = array; return max; } int main() { // тестируем шаблон функции searchMax для массива типа char char array = "aodsiafgerkeio"; int len = strlen(array); cout << "Максимальный элемент массива типа char: " << searchMax(array, len) << endl; // тестируем шаблон функции searchMax для массива типа int int iArray = {3,5,7,2,9}; cout << "Максимальный элемент массива типа int: " << searchMax(iArray, 5) << endl; return 0; }

// код Code::Blocks

// код Dev-C++

#include #include using namespace std; // шаблон функции для поиска максимального значения в массиве template T searchMax(const T* array, int size) { T max = array; // максимальное значение в массиве for (int ix = 0; ix < size; ix++) if (max < array) max = array; return max; } int main() { // тестируем шаблон функции searchMax для массива типа char char array = "aodsiafgerkeio"; int len = strlen(array); cout << "Максимальный элемент массива типа char: " << searchMax(array, len) << endl; // тестируем шаблон функции searchMax для массива типа int int iArray = {3,5,7,2,9}; cout << "Максимальный элемент массива типа int: " << searchMax(iArray, 5) << endl; return 0; }

Вот вам еще один пример использования шаблонов функций. Шаблон функции объявлен в строках 5-13. Функция должна возвращать максимальное значение массива, поэтому возвращаемое значение типа T , ведь тип данных массива заранее не известен. Кстати внутри функции объявлена переменная max типа T , в ней будет храниться максимальное значение массива. Как видите, тип данных T используется не только для спецификации параметров функции, но и для указания типа возвращаемого значения, а также может свободно использоваться для объявления любых переменных внутри шаблона функции.

Максимальный элемент массива типа char: s Максимальный элемент массива типа int: 9

Шаблоны функций также можно перегружать другими шаблонами функций, изменив количество передаваемых параметров в функцию. Еще одной особенностью перегрузки является то, что шаблонные функции могут быть перегружены обычными не шаблонными функциями. То есть указывается то же самое имя функции, с теми же параметрами, но для определенного типа данных, и все будет корректно работать.