Как работает malloc. Выделение памяти в Си (функция malloc)

Каждый раз при инициализации указателя использовался адрес той или иной переменной. Это было связано с тем, что компилятор языка С++ автоматически выделяет память для хранения переменных и с помощью указателя можно без последствий работать с этой выделенной областью. Вместе с тем существуют функции malloc() и free(), позволяющие выделять и освобождать память по мере необходимости. Данные функции находятся в библиотеке и имеют следующий синтаксис:

void* malloc(size_t); //функция выделения памяти
void free(void* memblock); //функция освобождения памяти

Здесь size_t – размер выделяемой области памяти в байтах; void* - обобщенный тип указателя, т.е. не привязанный к какому-либо конкретному типу. Рассмотрим работу данных функций на примере выделения памяти для 10 элементов типа double.

Листинг 4.3. Программирование динамического массива.

#include
#include
int main()
{
double* ptd;
ptd = (double *)malloc(10 * sizeof(double));
if(ptd != NULL)
{
for(int i = 0;i ptd[i] = i;
} else printf(“Не удалось выделить память.”);
free(ptd);
return 0;
}

При вызове функции malloc() выполняется расчет необходимой области памяти для хранения 10 элементов типа double. Для этого используется функция sizeof(), которая возвращает число байт, необходимых для хранения одного элемента типа double. Затем ее значение умножается на 10 и в результате получается объем для 10 элементов типа double. В случаях, когда по каким-либо причинам не удается выделить указанный объем памяти, функция malloc() возвращает значение NULL. Данная константа определена в нескольких библиотеках, в том числе в и. Если функция malloc() возвратила указатель на выделенную область памяти, т.е. не равный NULL, то выполняется цикл, где записываются значения для каждого элемента. При выходе из программы вызывается функция free(), которая освобождает ранее выделенную память. Формально, программа написанная на языке С++ при завершении сама автоматически освобождает всю ранее выделенную память и функция free(), в данном случае, может быть опущена. Однако при составлении более сложных программ часто приходится много раз выделять и освобождать память. В этом случае функция free() играет большую роль, т.к. не освобожденная память не может быть повторно использована, что в результате приведет к неоправданным затратам ресурсов ЭВМ.

Использование указателей досталось в "наследство" от языка С. Чтобы упростить процесс изменения параметров в С++ вводится такое понятие как ссылка. Ссылка представляет собой псевдоним (или второе имя), который программы могут использовать для обращения к переменной. Для объявления ссылки в программе используется знак & перед ее именем. Особенность использования ссылок заключается в необходимости их инициализации сразу же при объявлении, например:

int var;
int &var2 = var;

Здесь объявлена ссылка с именем var2, которая инициализируется переменной var. Это значит, что переменная var имеет свой псевдоним var2, через который возможно любое изменение значений переменной var. Преимущество использования ссылок перед указателями заключается в их обязательной инициализации, поэтому программист всегда уверен, что переменная var2 работает с выделенной областью памяти, а не с произвольной, что возможно при использовании указателей. В отличие от указателей ссылка инициализируется только один раз, при ее объявлении. Повторная инициализация приведет к ошибке на стадии компиляции. Благодаря этому обеспечивается надежность использования ссылок, но снижает гибкость их применения. Обычно ссылки используют в качестве аргументов функций для изменения передаваемых переменных внутри функций. Следующий пример демонстрирует применение такой функции:

Листинг 4.4. Пример использования ссылок.

void swap(int& a, int& b)
{
int temp = a;
a = b;
b = temp;
}
int main()
{
int agr1 = 10, arg2 = 5;
swap(arg1, arg2);
return 0;
}

В данном примере функция swap() использует два аргумента, представляющие собой ссылки на две переменные. Используя имена ссылок a и b, осуществляется манипулирование переменными arg1 и arg2, заданных в основной функции main() и переданных как параметры функции swap(). Преимущество функции swap() (которая использует ссылки, а не указатели на переменные) заключается гарантии того, что функция в качестве аргументов будет принимать соответствующие типы переменные, а не какую-либо другую информацию, и ссылки будут инициализированы корректно перед их использованием. Это отслеживается компилятором в момент преобразования текста программы в объектный код и выдается сообщение об ошибке, если использование ссылок неверно. В отличие от указателей со ссылками нельзя выполнять следующие операции:

Нельзя получить адрес ссылки, используя оператор адреса C++;
нельзя присвоить ссылке указатель;
нельзя сравнить значения ссылок, используя операторы сравнения C++;
нельзя выполнять арифметические операции над ссылкой, например, добавить смещение;

void free(void *pointer);

используется для освобождения памяти, на которую указывает аргумент pointer. Сначала память выделяется для приложения, после завершения работы с памятью её надо вернуть, этим возвратом и занимается функция free.

_msize

Функция _msize возвращает размер область памяти, выделенной из кучи:

size_t _msize (void*);

аргумент - указатель на блок памяти. Функция _msize возврашает размер памяти в байтах. size_t - это unsigned integer.

malloc

Функция malloc выделяет область памяти из «кучи» (т.е. свободной области памяти):

void* malloc(size_t);

аргумент определяет количество байтов, которое надо выделить из памяти. Функция malloc возвращает void указатель на выделенную область памяти, его можно привести к нужному типу. Если свободной для выделения памяти меньше, чем затребовоно в size_t, то функция malloc вернет NULL.

Пример работы с функцией malloc:

/* Author: @author Subbotin B.P..h> #include #include int main(void) { puts(«Memory»); int *pointer; puts(«to get memory»); pointer = (int*)malloc(2 * sizeof(int)); int memorySize = _msize(pointer); printf(«memory size = %dn», memorySize); if(pointer == NULL) { puts(«Problems»); return EXIT_FAILURE; } free(pointer); puts(«to free memory»); return EXIT_SUCCESS; }

здесь выделено место в памяти для массива, состоящего из двух элементов типа int. Если выделение памяти пошло успешно, то освобождаем эту область памяти с помощью функции free.

Получаем:

calloc

Функция calloc выделяет область памяти и размещает в ней массив, инициализированный нулями:

void* calloc(size_t, size_t);

первый аргумент количество элементов, а второй - размер в байтах одного элемента. Произведение значений аргуменов и даст величину области памяти, запрошенной для выделения. Функция calloc возвращает void указатель на выделенную область памяти, его можно привести к нужному типу. Если свободной для выделения памяти меньше, чем затребовоно, то функция calloc вернет NULL.

Пример работы с функцией calloc:

/* Author: @author Subbotin B.P..h> #include #include int main(void) { puts(«Memory»); int *pointer; puts(«to get memory»); pointer = (int*)calloc(2, sizeof(int)); int memorySize = _msize(pointer); printf(«memory size = %dn», memorySize); if(pointer == NULL) { puts(«Problems»); return EXIT_FAILURE; } free(pointer); puts(«to free memory»); return EXIT_SUCCESS; }

в примере выделяется память для массива типа int, содержащего два элемента. Эти элементы инициализированны нулями. Если выделение памяти пошло успешно, то освобождаем эту область памяти с помощью функции free.

Получаем:

realloc

Функция realloc меняет размер предварительно выделенной области памяти:

void* realloc(void*, size_t);

первый аргумент - это указатель на область памяти, размер которой нужно изменить, второй аргумент определяет новый размер области памяти. Если этот размер равен нулю, а первый аргумент указывает на имеющуюся область памяти, то функция realloc вернет NULL, а исходный блок памяти, на который указывает первый аргумент, будет освобожден. Если свободной для выделения памяти меньше, чем затребовоно, то функция realloc вернет NULL, а исходный блок памяти, на который указывает первый аргумент, сохраниться и останется без изменений. Функция realloc возвращает void указатель на выделенную область памяти, его можно привести к нужному типу.

Динамическое выделение памяти

Основные проблемы применения

Нулевой указатель

Нулевой указатель − это указатель, хранящий специальное значение, используемое для того, чтобы показать, что данная переменная-указатель не ссылается (не указывает) ни на какой объект. В различных языках программирования представлен различными константами.

·В языках C# и Java: null

·В языках Си и C++: 0 или макрос NULL. Кроме того, в стандарте C++11 для обозначения нулевого указателя предложено новое ключевое слово nullptr

·В языках Паскаль и Ruby: nil

·В языке Компонентный Паскаль:NIL

·В языке Python: None

Указателями сложно управлять. Достаточно легко записать в указатель неправильное значение, что может вызвать трудно воспроизводимую ошибку. Например, вы случайно поменяли адрес указателя в памяти, или неправильно выделили под информацию память и тут вас может ожидать сюрприз: другая очень важная переменная, которая используется только внутри программы будет перезаписана. В таком случае вам будет сложно воспроизвести баг. Нелегко будет и понять, где именно находится ошибка. И не всегда тривиально будет её устранить (иногда придётся переписать существенную часть программы).

Для решения части проблем есть методы предохранения и страховки:

Изучив указатели в языке Си, мы открыли для себя возможности динамического выделения памяти. Что это значит? Это значит то, что при динамическом выделении памяти, память резервируется не на этапе компиляции а на этапе выполнения программы. И это дает нам возможность выделять память более эффективно, в основном это касается массивов. С динамическим выделением память, нам нет необходимости заранее задавать размер массива, тем более, что не всегда известно, какой размер должен быть у массива. Далее рассмотрим каким же образом можно выделять память.

Функция malloc() определена в заголовочном файле stdlib.h, она используется для инициализации указателей необходимым объемом памяти. Память выделяется из сектора оперативной памяти доступного для любых программ, выполняемых на данной машине. Аргументом функции malloc() является количество байт памяти, которую необходимо выделить, возвращает функция - указатель на выделенный блок в памяти. Функция malloc() работает также как и любая другая функция, ничего нового.

Так как различные типы данных имеют разные требования к памяти, мы как-то должны научиться получить размер в байтах для данных разного типа. Например, нам нужен участок памяти под массив значений типа int - это один размер памяти, а если нам нужно выделить память под массив того же размера, но уже типа char - это другой размер. Поэтому нужно как-то вычислять размер памяти. Это может быть сделано с помощью операции sizeof(), которая принимает выражение и возвращает его размер. Например, sizeof(int) вернет количество байтов, необходимых для хранения значения типа int. Рассмотрим пример:


Яндекс.Директ


#include int *ptrVar = malloc(sizeof(int));

В этом примере, встроке 3 указателю ptrVar присваивается адрес на участок памяти, размер которого соответствует типу данных int. Автоматически, этот участок памяти становится недоступным для других программ. А это значит, что после того, как выделенная память станет ненужной, её нужно явно высвободить. Если же память не будет явно высвобождена, то по завершению работы программы, память так и не освободится для операционной системы, это называется утечкой памяти. Также можно определять размер выделяемой памяти, которую нужно выделить передавая пустой указатель, вот пример:



Как видите, в такой записи есть одна очень сильная сторона, мы не должны вызывать функцию malloc() с использованиемsizeof(float). Вместо этого мы передали в malloc() указатель на тип float, в таком случае, размер выделяемой памяти автоматически определится сам!

Особенно это пригодится, если выделять память потребуется далеко от определения указателя:


float *ptrVar; /* . . . сто строк кода */ . . . ptrVar = malloc(sizeof(*ptrVar));

Если бы вы использовали конструкцию выделения памяти с операцией sizeof(), то вам бы пришлось находить в коде определение указателя, смотреть его тип данных и уже потом вы бы смогли правильно выделить память.

Ваша программа должна предоставить достаточный объем памяти для запоминания используемых данных. Некоторые из этих ячеек памяти распределяются автоматически. Например, мы можем объявить

char place = "Залив Свиной печенки";

и будет выделена память, достаточная для запоминания этой строки.

Или мы можем быть более конкретны и запросить определенный объем памяти:

int plates;

Это описание выделяет 100 ячеек памяти, каждая из которых предназначена для запоминания целого значения.

Язык Си не останавливается на этом. Он позволяет вам распределять дополнительную память во время работы программы. Предположим, например, вы пишете диалоговую программу и не знаете заранее, сколько данных вам придется вводить. Можно выделить нужный вам (как вы считаете) объем памяти, а затем, если понадобится, потребовать еще. На рис. 15.5 дан пример, в котором используется функция malloc() , чтобы сделать именно это. Кроме того, обратите внимание на то, как такая программа применяет указатели.

/* добавляет память, если необходимо */

#include

#define STOP " " /* сигнал прекращения ввода */

#define BLOCK 100 /* байты памяти */

#define LIM 40 /* предельная длина вводимой строки */

#define MAX 50 /* максимальное число вводимых строк */

#define DRAMA 20000 /* большая задержка времени */

char store; /* исходный блок памяти */

char symph; /* приемник вводимых строк */

char *end; /* указывает на конец памяти */

char *starts; /* указывает на начала строк */

int index = 0; /* количество вводимых строк */

int count; /* счетчик */

char *malloc(); /* распределитель памяти */

starts = store;

end = starts + BLOCK - 1;

puts(" Назовите несколько симфонических оркестром.");

puts(" Вводите по одному: нажмите клавишу [ввод] в начале");

puts(" строки для завершения вашего списка. Хорошо, я готова.");

while(strcmp(fgets(symph, LIM, stdin), STOP) != 0 && index < MAX)

{ if(strlen(symph) > end - starts)

{ /* действия при недостатке памяти для запоминания вводимых данных*/

puts(" Подождите секунду. Я попробую найти дополнительную память.");

end = starts + BLOCK - 1;

for(count = 0; count < DRAMA; count++);

puts(" Нашла немного!"); }

strcpy (starts , symph);

starts = starts + strlen(symph) + 1;

if(++index < MAX)

printf("Этo %d. Продолжайте, если хотите.n", index); }

puts(" Хорошо, вот что я получила:");

for(count = 0; count < index; count ++)

puts(starts);

РИС. 15.5. Программа, добавляющая память по требованию.

Вот образец работы программы:

Назовите несколько симфонических оркестров оркестров.

Вводите их по одному; нажмите клавишу [ввод] в начале

строки для завершения нашего списка. Хорошо, я готова.

Сан-франциский симфонический.

Это 1. Продолжайте, если хотите.

Чикагский симфонический

Это 2. Продолжайте, если хотите.

Берлинский филармонический

Это 3. Продолжайте, если хотите.

Московский камерный

Это 4. Продолжайте, если хотите. Лондонский симфонический

Это 5. Продолжайте, если хотите. Венский филармонический

Подождите секунду. Я попробую найти дополнительную память.

Нашла немного!

Это 6. Продолжайте, если хотите.

Питтсбургский симфонический

Это 7. Продолжайте, если хотите.

Хорошо, вот что я получила:

Сан-францизкий симфонический

Чикагский симфонический

Берлинский филармонический

Московский камерный

Лондонский симфонический

Венский филармонический

Питтсбургский симфонический

Сначала давайте посмотрим, что делает функция malloc() . Она берет аргумент в виде целого без знака, которое представляет количество требуемых байтов памяти. Так, malloc(BLOCK) требует 100 байт. Функция возвращает указатель на тип char в начало нового блока памяти. Мы использовали описание

char *malloc();

чтобы предупредить компилятор, что malloc() возвращает указатель на тип char . Поэтому мы присвоили значение этого указателя элементу массива starts при помощи оператора

starts = malloc(BLOCK);

Хорошо, давайте теперь рассмотрим проект программы, заключающийся в том, чтобы запомнить все исходные строки подряд в большом массиве store . Мы хотим использовать starts для ссылки на начало первой строки, starts[l] - второй строки и т. д. На промежуточном этапе программа вводит строку в массив symph . Мы использовали fgets() вместо gets() , чтобы ограничить входную строку длиной массива symph .

РИС. 15.6. Последовательные строки symph, записанные в массив store.

Прежде чем копировать symph в store , мы должны проверить, достаточно ли для нее оставшегося места. Указатель end ссылается на конец памяти, а текущее значение starts ссылается на начало неиспользованной памяти. Таким образом, мы можем сравнить разницу между этими двумя указателями с длиной symph и определить, достаточно ли осталось памяти.

Если места недостаточно, вызываем malloc() , чтобы подготовить дополнительную память. Мы устанавливаем starts на начало нового блока памяти, a end - на конец нового блока. Заметим, что у нас нет имени этой новой памяти. Она не является, например, расширением store . У нас есть только обозначения указателей, ссылающихся на новую область памяти.

Когда программа работает, на каждую новую строку ссылается элемент массива указателей starts . Некоторые строки находятся в store , другие - в одной или нескольких новых областях памяти.

Но пока у нас есть указатели, мы можем работать со строками, как показывает нам часть программы, выполняющая вывод на печать.

Таким образом используется mаllос() . Но предположим, что вы хотите работать с памятью типа int , а не char . Можете и здесь использовать mаllос() . Вот как это делается:

char *malloc(); /* по-прежнему описываем как указатель на char */

int *newmem;

newmem = (int *) malloc(l00); /* используем операцию приведения типа */

Снова требуется 100 байт. Операция приведения типа преобразует значение, возвращенное указателем на тип char , в указатель на тип int . Если, как в нашей системе, int занимает два байта памяти, это значит, что newmem + 1 будет увеличивать указатель на два байта, т. е. передвигать его к следующему целому. Это также означает, что 100 байт можно использовать для запоминания 50 целых чисел.

Другую возможность распределения памяти дает нам применение функции саllос() :

char *calloc();

long *newmem;

newmem = (long *) calloc(100, sizeof(long));

Подобно malloc() функция саllос() возвращает указатель на char . Нужно использовать оператор приведения типа, если вы хотите запомнить другой тип. Эта новая функция имеет два аргумента, и оба они должны быть целыми без знака. Первый аргумент содержит количество требуемых ячеек памяти. Второй аргумент - размер каждой ячейки в байтах. В нашем случае long

  • описать указатель (тип * указатель; );
  • определить размер массива;
  • выделить участок памяти для хранения массива и присвоить указателю адрес этого участка памяти.

Для выделения памяти в С++ можно воспользоваться оператором new или функциями языка С - calloc, malloc, realloc . Все функции находятся в библиотеке stdlib.h .

5.2.1 Функция malloc

Функция malloc выделяет непрерывный участок памяти размером size байт и возвращает указатель на первый байт этого участка. Обращение к функции имеет вид:

void* malloc (size_t size);

где size - целое беззнаковое значение 1size_t - базовый беззнаковый целочисленный тип языка С/С++, который выбирается таким образом, чтобы в него можно было записать максимальный размер теоретически возможного массива любого типа. В 32-битной операционной системе size_t является беззнаковым 32-битным числом (максимальное значение 2 32 - 1), в 64-битной - 64-битным беззнаковым числом (максимальное значение 2 64 - 1). , определяющее размер выделяемого участка памяти в байтах. Если резервирование памяти прошло успешно, то функция возвращает переменную типа void* , которую можно преобразовать к любому необходимому типу указателя. Если выделить память невозможно, то функция вернёт пустой указатель NULL .

Например,

double *h; //Описываем указатель на double. int k; cin>>k; //Ввод целого числа k. //Выделение участка памяти для хранения k элементов типа double. //Адрес этого участка хранится в переменной h. h=(double *) malloc (k* sizeof (double)); //h - адрес начала участка памяти, //h + 1, h + 2, h + 3 и т. д. - адреса последующих элементов типа double

5.2.2 Функция calloc

Функция calloc предназначена для выделения и обнуления памяти.

void * calloc (size_t num, size_t size);

С помощью функции будет выделен участок памяти, в котором будет храниться num элементов по size байт каждый. Все элементы выделенного участка обнуляются. Функция возвращает указатель на выделенный участок или NULL при невозможности выделить память.

Например,

float *h; //Описываем указатель на float. int k; cin>>k; //Ввод целого числа k. //Выделение участка памяти для хранения k элементов типа float. //Адрес этого участка хранится в переменной h . h=(float *) calloc (k, sizeof (float)); //h - адрес начала участка памяти, //h + 1, h + 2, h + 3 и т. д. - адреса последующих элементов типа float.

5.2.3 Функция realloc

Функция realloc изменяет размер ранее выделенного участка памяти. Обращаются к функции так:

void *realloc (void *p, size_t size);

где p - указатель на область памяти, размер которой нужно изменить на size . Если в результате работы функции меняется адрес области памяти, то новый адрес вернётся в качестве результата. Если фактическое значение первого параметра NULL , то функция realloc работает так же, как и функция malloc , то есть выделяет участок памяти размером size байт.

5.2.4 Функция free

Для освобождения выделенной памяти используется функция free . Обращаются к ней так:

void free (void *p);

где p - указатель на участок памяти, ранее выделенный функциями malloc, calloc или realloc .

5.2.5 Операторы new и delete

В языке С++ есть операторы new для выделения и delete для освобождения участка памяти.

Для выделения памяти для хранения n элементов одного типа оператор new имеет вид [