Компьютерный практикум. Описание предметной области автоматизации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р.Ф.

АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«Компьютерный практикум»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Составлен в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

Предисловие

Для решения проблемы подготовки студентов к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий предназначен предмет "Компьютерный практикум".

Новая эпоха ставит перед образованием новую проблему- подготовить специалистов к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий

Компьютерный практикум - дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами сбора, хранения, поиска и передачи, переработки, преобразования и использования информации в различных сферах человеческой деятельности.

Особое значение приобретает дисциплина "Компьютерный практикум" в подготовке специалистов. Это связано с тем, что развитие информационных технологий свидетельствует о том, что выпускнику приходиться работать как конечному пользователю на ЭВМ в условиях «электронного офиса», интегрированной информационной системы, электронной почты, в локальных и глобальных телекоммуникационных сетях.

Совершенствование технологических и управленческих процессов на своем рабочем месте с использованием новейших технических и программных средств предполагает постоянный рост производительности труда.

Данный курс лекций предназначен для самостоятельного изучения теоретических основ студентами и пользователями ЭВМ. Курс лекций охватывает основные темы курса дисциплины «Компьютерный практикум»

Компьютер и окружающий мир

Введение.

Представьте себе, что вам предлагают найти что-нибудь общее между такими профессиями как: Адвокат, Фермер, Учитель, Врач, Дизайнер, Судья, Киносценарист, Секретарь.

Конечно, в первый момент такое предложение покажется вам абсурдным, поскольку речь идёт о совершенно разных профессиях! Ну, а если вспомнить, что мы живём в век компьютера?! Тогда оказывается, что все они (адвокат, учитель, дизайнер, фермер, врач, судья, секретарь) используют в своей работе компьютер.

Естественно, не каждый фермер, киносценарист или врач имеет возможность работать на ЭВМ, а если такая возможность существует, то это вовсе не означает, что они будут использовать машину в течение всего рабочего дня, как, скажем, это делают программисты. Тем не менее, представители этих и многих других профессий отдают должное широким возможностям и быстродействию компьютеров.

Что же делает одно и то же устройство очень важным для выполнения столь большого количества разных работ? Вот как объясняют свой интерес представители разных профессий.

Руководитель отдела снабжения: “Компьютеры могут обрабатывать и хранить огромное количество информации. Они работают быстро надёжно и эффективно”.

Инженер-конструктор: “Компьютеры помогают планировать работу над любыми проектами и управлять такой работой”.

Ректор высшего учебного заведения: “Компьютеры облегчают процесс обучения студентов и экономят время”.

Бухгалтер: “компьютеры могут без устали решать однотипные задачи и не проявляют при этом своего неудовольствия”.

Компьютеры полезны для широкого круга людей, потому что могут быть использованы для различных целей. Познакомимся подробнее с возможностями компьютера.

Краткая история развития вычислительной техники.

Вся история развития человеческого общества связана с накоплением и обменом информацией (наскальная живопись, письменность, библиотеки, почта, телефон, радио, счеты и механические арифмометры и др.). Коренной перелом в области технологии обработки информации начался после второй мировой войны. В вычислительных машинах первого поколения основными элементами были электронные лампы. Эти машины занимали громадные залы, весили сотни тонн и расходовали сотни киловатт электроэнергии. Их быстродействие и надежность были низкими, а стоимость достигала 500-700 тысяч долларов.

Появление более мощных и дешевых ЭВМ второго поколения стало возможным благодаря изобретению в 1948 году полупроводниковых устройств- транзисторов. Главный недостаток машин первого и второго поколений заключался в том, что они собирались из большого числа компонентов, соединяемых между собой. Точки соединения (пайки) являются самыми ненадежными местами в электронной технике, поэтому эти ЭВМ часто выходили из строя.

В ЭВМ третьего поколения (с середины 60-х годов ХХ века) стали использоваться интегральные микросхемы (чипы)- устройства, содержащие в себе тысячи транзисторов и других элементов, но изготовляемые как единое целое, без сварных или паяных соединений этих элементов между собой. Это привело не только к резкому увеличению надежности ЭВМ, но и к снижению размеров, энергопотребления и стоимости (до 50 тысяч долларов).

История ЭВМ четвертого поколения началась в 1970 году, когда ранее никому не известная американская фирма INTEL создала большую интегральную схему (БИС), содержащую в себе практически всю основную электронику компьютера. Цена одной такой схемы (микропроцессора) составляла всего несколько десятков долларов, что в итоге и привело к снижению цен на ЭВМ до уровня доступных широкому кругу пользователей.

СОВРЕМЕННЫЕ ЭВМ - ЭТО ЭВМ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СХЕМЫ.

90-ые годы ХХ-го века ознаменовались бурным развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир. Именно к началу 90-ых количество подключенных к ним компьютеров достигло такого большого значения, что объем ресурсов доступных пользователям сетей привел к переходу ЭВМ в новое качество. Компьютеры стали инструментом для принципиально нового способа общения людей через сети, обеспечивающего практически неограниченный доступ к информации, находящейся на огромном множестве ЭВМ во всем мире - "глобальной информационной среде обитания".

Устройства и типы ЭВМ

Особое место в современной информационной технологии занимает персональный компьютер (ПК)

Каждый пользователь должен в общих чертах представлять себе особенности, принципы и технические приемы работы на ПК.

Архитектурой ПК называется совокупность всех технических устройств, которые относятся к компьютеру.

Основные блоки, входящие в компьютер

Обычно персональные компьютеры состоят из трех частей (блоков):

Системного блока;

Монитора;

Клавиатуры, позволяющей вводить информацию;

Монитора (или дисплей) предназначен для отображения текстовой и гра­фической информации.

Системный блок является в компьютере "глав­ным". В нем располагаются все основные узлы компьютера:

Электронные схемы, управляющие работой компьютера (микропроцессор, оперативная память, контроллеры уст­ройств и т. д.,);

Блок питания, преобразующий электропитание сети в по­стоянный ток низкого напряжения, подаваемый на элек­тронные схемы компьютера


накопители (или дисководы) для гибких магнитных дис­ков, используемые для чтения и записи на гибкие магнит­ные диски (дискеты):

накопитель на жестком магнитном диске, предназначен­ный для чтения и записи на несъемный жесткий магнит­ный диск (винчестер).

Рис.1 Персональный компьютер (ПК)

К системному блоку компьютера можно подключать различ­ные устройства ввода-вывода информации, расширяя тем самым его функциональные возможности. Многие устройства подсоеди­няются через специальные гнезда (разъемы), находящиеся обыч­но на задней стенке системного блока компьютера. Кроме мони­тора и клавиатуры, такими устройствами являются принтер, мышь, джойстик и т. д.

Рассмотрим сначала принципиальную схему работы компью­тера. Она поможет понять, как его устройства взаимодействуют друг с другом.

Логическое устройство компьютера

Микропроцессор. Самым главным элементом в компьютере, его "мозгом", является микропроцессор - электронное устройство в небольшом корпусе, выполняющее все вычисления и обработку информации. Процессор осуществляет выполнение программ.

работающих на компьютере, и управляет работой остальных устройств компьютера. В настоящее время, как правило, исполь­зуются микропроцессоры, разработанные одной из следующих фирм: Intel, AMD или IBM.

Микропроцессоры отличаются друг от друга двумя основными характеристиками: типом (моделью) и тактовой частотой. Такто­вая частота указывает, сколько элементарных операций (тактов) микропроцессор выполняет за одну секунду, т. е. тактовая частота характеризует быстродействие компьютера - чем она выше. тем быстрее осуществляется работа компьютера. Тактовая частота измеряется в мегагерцах (МГц).

Оперативная память . Следующим очень важным элементом компьютера является оперативная память. Именно из нее процес­сор и сопроцессор берут программы и исходные данные для об­работки, в нее они записывают полученные результаты. Название "оперативная" эта память получила потому, что она работает очень быстро, и процессору не приходится ждать при чтении данных из памяти или записи в память. Однако содержащиеся в ней данные сохраняются только до тех пор, пока компьютер включен, при выключении компьютера содержимое оперативной памяти стирается.

Оперативная память компьютера состоит из двух частей: ос­новная память и расширенная память (или дополнительная па­мять). Основная память имеет размер 640 Кбайт. Так, например, если компьютер имеет 32 Мбайта оперативной памяти, то 640 Кбайт из них - основная память, а 31360 Кбайт - расширен­ная (или дополнительная).

Для достаточно быстрых компьютеров необходимо обеспечить быстрый доступ к оперативной памяти, иначе микропроцессор будет простаивать и быстродействие компьютера уменьшится. Для этого такие компьютеры могут оснащаться кэш-памятью т. е. "сверхоперативной" памятью относительно небольшого объ­ема (обычно от 256 до 512 Кбайт), в которой хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти. Кэш-память располагается ""между" микропроцессором и оперативной памя­тью, и при обращении микропроцессора к памяти сначала произ­водится поиск нужных данных в кэш-памяти. Поскольку время доступа к кэш-памяти в несколько раз меньше, чем к обычной памяти, а в большинстве случаев необходимые микропроцессору данные содержатся в кэш-памяти, среднее время доступа к памя­ти уменьшается.

Контроллеры и шина . Для работы компьютера необходимо, чтобы в оперативной памяти находились программа и данные. А попадают они туда из различных устройств компьютера - клавиа­туры, дисководов для магнитных дисков и т. д. Обычно эти уст­ройства называют внешними, хотя некоторые из них могут нахо­диться не снаружи компьютера, а встраиваться внутрь системного блока. Результаты выполнения программ также выводятся на внешние устройства - монитор, диски, принтер и т. д.

Таким образом, для работы компьютера необходим обмен ин­формацией между оперативной памятью и внешними устройст­вами. Такой обмен называется вводом-выводом . Но этот обмен не происходит непосредственно: между любым внешним устройст­вом и оперативной памятью в компьютере имеется два промежу­точных звена.

Для каждого внешнего устройства в компьютере есть электронная схема, которая им управляет. Эта схема называется контроллером, или адаптером. Некоторые контроллеры (например, контроллер дис­ков) могут управлять сразу несколькими устройствами.

Все контроллеры и адаптеры взаимодействуют с микропро­цессором и оперативной памятью через системную магистраль передачи данных, которую в просторечии называют шиной.

Электронные платы. Для упрощения подключения уст­ройств электронные схемы компьютера состоят из нескольких модулей - электронных плат. На основной плате компьютера -системной, или материнской, обычно располагаются основной микропроцессор, сопроцессор, оперативная память и шина. Схемы, управляющие внешними устройствами компьютера (контроллеры и адаптеры), находятся на отдельных платах. Через эти разъемы контроллеры устройств подключаются непосредственно к системной магистрали пере­дачи данных в компьютере - шине. Таким образом, наличие свободных разъемов шины обеспечивает возможность добав­ления к компьютеру новых устройств. Чтобы заменить одно устройство другим (например, устаревший адаптер монитора на новый), надо просто вынуть соответствующую плату из разъема и вставить вместо нее другую. Несколько сложнее осуществляется замена самой материнской платы

Контроллеры портов ввода-вывода . Одним из контроллеров, которые присутствуют почти в каждом компьютере, является контроллер портов ввода-вывода. Эти порты бывают следующих типов: параллельные (обозначаемые LPT1-LPT4) к ним обыкно­венно подключаются принтеры; асинхронные последовательные (обозначаемые СОМ1-СОМ3) через которые обычно подсоеди­няются мышь, модем и т. д.

Некоторые устройства могут подключаться и к параллельным, и к последовательным портам. Параллельные порты выполняют ввод и вывод с большей скоростью, чем последовательные, за счет использования большого числа проводов в кабеле.

Накопители на дискетах Гибкие диски (дискеты) позволяют переносить документы и программы с одного компьютера на другой, хранить информацию, не используемую постоянно на компьютере, делать архивные копии информации, содержащейся на жестком диске.

Наиболее распространены дискеты размером 3,5 дюйма (89 мм), которые в подавляющем большинстве случаев имеют емкость 1,4 Мбайт. Эти дискеты заключены в жесткий пласт­массовый конверт, что значительно повышает их надежность и долговечность.

Для защиты от записи в таких дискетах имеется специальный переключатель - защелка, разрешающая или запрещающая за­пись на дискету (это черный квадратик в нижнем левом углу дис­кеты). Запись на дискету разрешена, если отверстие, закрываемое защелкой, закрыто, и запрещена, если это отверстие открыто.

Накопители на жестком диске . Накопители на жестком диске (винчестеры) предназначены для постоянного хранения инфор­мации - программ операционной системы, часто используемых пакетов программ, редакторов документов, трансляторов с языков программирования и т. д. Наличие жесткого диска значительно повышает удобство работы с компьютером.

Для пользователя накопители на жестком диске отличаются друг от друга прежде всего своей емкостью, т. е. тем, сколько информации помещается на диске. Другим важным показателем является скорость работы диска, которая характеризуется двумя показателями: временем доступа к данным на диске, скоростью чтения и записи данных на диске.

Эти характеристики соотносятся друг с другом приблизитель­но так же, как время разгона и максимальная скорость автомоби­ля. При чтении или записи коротких блоков данных, расположен­ных в разных участках диска, скорость работы определяется вре­менем доступа к данным - подобно тому, как при движении ав­томобиля по городу в час пик с постоянными разгонами и тормо­жениями не так уж важна максимальная скорость, развиваемая автомобилем. Зато при чтении или записи длинных (в десятки и сотни килобайт) файлов гораздо важнее пропускная способность тракта обмена с диском - точно так же, как при движении авто­мобиля по скоростному шоссе важнее скорость автомобиля, чем время разгона.

Очной и заочной формы обучения ...

Офисное программное обеспечение предназначено для того, чтобы обеспечить применение вычислительной техники в различных сферах деятельности человека. Поэтому этот класс программ представляет наибольший интерес для массового пользователя компьютеров.

Из-за огромного разнообразия прикладного ПО существует множество вариантов его классификации. Рассмотрим наиболее общую классификацию прикладных программ. Разделим данное ПО на 2 больших класса: ПС общего назначения, ПС профессионального уровня.

Каждый класс разбивается на многочисленные подклассы, которые мы сейчас и попытаемся достаточно широко охватить:

Средства обработки текстовой информации. Несмотря на широкие возможности использования компьютеров для обработки самой разной информации, самыми популярными по-прежнему остаются программы, предназначенные для работы с текстом.

Программы, предназначенные для обработки текстовой информации называют текстовыми редакторами.

Все многообразие современных текстовых редакторов условно можно разбить на три основные группы:

К первой относятся простейшие текстовые редакторы, обладающие минимумом возможностей и способные работать с документами в обычном текстовом формате TXT, который, как известно, при всей своей простоте и всеобщей поддержке совершенно не позволяет более или менее прилично форматировать текст.

Промежуточный класс текстовых редакторов включает в себя достаточно широкие возможности по части оформления документов. Они работают со всеми стандартными текстовыми файлами (TXT, RTF, DOC). К таким программам можно отнести Microsoft Works, Лексикон.

К третьей группе относятся мощные текстовые процессоры, такие, как Microsoft Word или StarOffice Writer. Они выполняют практически все операции с текстом. Большинство пользователей использует именно эти редакторы в повседневной работе, правда, подавляющее большинство их возможностей практически не используется.

Средства табличной обработки информации. Табличное представление данных имеет свои особенности. Многие виды данных намного удобнее хранить и обрабатывать в табличной форме, особенно числовые. Автоматизация табличных расчетов во много раз повышает эффективность и качество работы. Компьютерные программы, предназначенные для хранения и обработки данных, представленных в табличном виде, называют электронными таблицами или табличными процессорами.

Области применения электронных таблиц. Появление исторически совпадает с началом распространения персональных компьютеров. Первая программа для работы с ЭТ - табличный процессор, была создана в 1979 г., предназначалась для компьютеров типа Apple II и называлась VisiCalc. В 1982 г. появляется знаменитый табличный процессор Lotus 1-2-3, предназначенный для IBM PC. Lotus объединял в себе вычислительные возможности деловую графику и функции реляционной СУБД. Популярность табличных процессоров росла очень быстро. Появлялись новые программные продукты этого класса: Multiplan, Quattro Pro, SuperCalc и др. Одним из самых популярных табличных процессоров сегодня является MS Excel, входящий в состав пакета Microsoft Office. Электронные таблицы позволяют решать целый комплекс задач.



Литература: , с. 70-95; , с. 157-182

1. Основная литература:

1. Симонович, С. В. Информатика. Базовый курс. 2-е издание: учебное пособие для вузов. – Спб.: Питер, 2007. – 640 с.

2. Щипицына Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике: учебное пособие/Л.Ю. Щипицына – М.: Флинта: Наука, 2013. – 126 с.

3. Макарова, Н. В. Информатика: учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 679 с.

4. Акулов, О. А. Информатика: базовый курс. Учебник для вузов. – М.: Омега-Л, 2005. – 590 с.

5. Острейковский, В. А. Информатика: учебник для технических специальностей вуза. – М.: Высшая школа, 2005. – 653 с.

2. Дополнительная литература:

6. Фаронов В.В. Delphi .Программирование на языке высокого уровня: учеб. для вузов по напр. «Информатика и вычисл. техника». - СПб.: Питер, 2007.-639с.

7. Попов В.Б.Паскаль и Дельфи: учеб. курс. – СПб.: Питер, 2005. – 575 с.

Принимайте участие!

Среди задач с параметрами входящих в профильный ЕГЭ по математике можно выделить особый класс заданий, решить которые стандартными школьными приемами практически невозможно. Зачастую функции в левой и правой частях уравнения имеют принципиально разную природу, что не позволяет использовать аналитический подход. А сложный вид этих выражений делает проблематичным построение графиков. Выходом в данной ситуации может стать минимаксный метод решения задач с параметрами, который опирается на использование монотонности и ограниченности функций.

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Читайте новые статьи

Компьютерный практикум

О. Приходько Учебная литература Отсутствует

Учебное пособие предназначено для методической поддержки естественно-научных дисциплин регионального вузовского компонента «Компьютерная подготовка» и «Компьютерный практикум» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом».

В настоящем третьем издании добавлено 30% нового материала по темам: параметризация, динамические блоки и ассоциативность чертежа. Остальной материал существенно переработан с учетом новых возможностей пакета AutoCAD, появившихся за последние 2-3 года, и методических наработок авторов по их внедрению в учебный процесс.

Информатика и математика. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Светлана Георгиевна Чубукова Учебная литература Бакалавр. Академический курс

В учебнике авторы рассматривают наиболее существенные вопросы, связанные с изучением дисциплины «Информатика и математика » с учетом достигнутого уровня развития информационных технологий и совершенствования программного обеспечения персональных компьютеров.

Интеллектуальные системы. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Игорь Александрович Бессмертный Учебная литература Бакалавр. Академический курс

Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий достигло уровня, позволяющего внедрять интеллектуальные методы не только в мощные вычислительные системы, но даже в персональные компьютеры и мобильные устройства. Примерами реализации интеллектуальных методов могут служить поисковые системы (Google, Яндекс), системы оптического распознавания текстов, речевого ввода данных, машинного перевода, автомобильной навигации и др.

В данном учебнике собраны наиболее полезные и простые подходы к решению интеллектуальных задач, апробированные в учебном процессе на кафедре вычислительной техники Университета ИТМО (Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики).

Дидактика начальной школы 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО

Александр Егорович Дмитриев Учебная литература Профессиональное образование

Учебник представляет собой интегративный курс дидактики как целостной и нормативно-прикладной науки о процессе обучения. Издание состоит из двух частей. В первой – раскрывается широкий круг педагогических, технологических проблем современной дидактики.

Модернизация технологии обучения во многом зависит от интенсивного обеспечения обратной связи. Во второй части даны материалы для самопроверки, содействующие осуществлению контроля преподавателями и самопроверки студентами результатов выполнения заданий и уровня усвоения знаний, умений и навыков.

Информатика для экономистов. Практикум 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бака

Виктор Павлович Поляков Учебная литература Бакалавр. Академический курс

В практикуме к учебнику «Информатика для экономистов » В. П. Полякова рассмотрено большое количество примеров решения экономических задач с использованием современных компьютерных средств . Отражены вопросы, которые развивают и углубляют знания информатики и компьютерных технологий в части их применения для решения экономических задач и формируют соответствующие компетенции бакалавров экономики и менеджмента.

Издание включает необходимое теоретическое описание и постановку задач, разбор типовых примеров задач и задания для самостоятельной работы с приведенными ответами. Основные термины приведены в глоссарии.

Экономическая информатика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры

Константин Александрович Милорадов Учебная литература Бакалавр и магистр. Академический курс

Данный учебник поможет в освоении современных направлений развития информационных технологий в приложении к экономике. В учебнике приводятся основные концепции экономической информатики, дается анализ проблем информационной безопасности, описываются технологии хранения и обработки экономических данных, использования экономических данных в системах поддержки принятия решений, методы и технологии исследования экономических процессов.

Рассмотрены методы прикладных маркетинговых исследований, методы анализа статистических данных и прогнозирования, методы и компьютерные технологии управления проектами и бизнес-планирования, интернет-сервисы и технологии электронной коммерции, особенности использования мировых информационных ресур– сов в экономико-аналитических исследованиях.

Приведены вопросы и практические задания для самостоятельной работы.

Информатика. 10 класс. Углубленный уровень

С. М. Юнусов Учебная литература Вертикаль (Дрофа)

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08. 12. 2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов.

Учебник является частью УМК по курсу «Информатика. Углубленный уровень. 10—11 классы». В учебнике подробно изложены современные представления об основных понятиях предмета, об измерении количества информации и системах счисления, сведения о возможностях и принципах работы компьютера и периферийных устройств, о программном обеспечении, а также основы программирования на языке Паскаль.

На прилагаемом компакт-диске размещены материалы компьютерного практикума: тесты, упражнения и справочные материалы. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, одобрен РАН и РАО, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников в составе завершенной предметной линии.

Методы оптимальных решений. Практикум

Коллектив авторов Учебная литература Отсутствует

Задания практикума (каждое из которых представлено 35 вариантами исходных числовых данных) охватывают методы линейного, нелинейного, целочисленного и динамического программирования, оптимизации на графах, многокритериальной оптимизации, принятия решений в условиях конфликта и неопределенности, модели математической экономики и финансовой математики.

Задания предполагают построение математических моделей, ручные вычисления, их компьютерную проверку и содержательную экономическую интерпретацию. Все задания предваряются необходимыми теоретическими сведениями и подробно разобранными примерами (в частности, приводятся подробные сведения о компьютерной реализации изучаемых методов оптимизации в пакете Microsoft Excel).

Соответствует ФГОС ВО 3+. Для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки экономики и управления. Может быть полезно студентам физико-математических и технических направлений подготовки, преподавателям и аспирантам.

LabVIEW: практикум по основам измерительных технологий

В. В. Мошкин Программы Отсутствует

Учебное пособие содержит практикум по основам измерительных технологий, в котором представлены работы по методам обработки и оценки погрешностей результатов измерений, поверке средств измерений и методам и средствам измерения электрических и неэлектрических величин.

Все работы практикума выполняются с компьютерными моделями, реализованными в среде LabVIEW. Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов, обучающихся по направлениям: «Приборостроение», «Информационные системы», «Автоматика и управление», «Информатика и вычислительная техника», изучающих курсы «Метрология, стандартизация и сертификация», «Теоретические основы измерительных и информационных технологий», «Методы и средства измерений» и смежные дисциплины.

Практикум может использоваться как при традиционной организации учебного процесса, так и при ориентации на компьютерные обучающие системы, включая систему дистанционного образования. Второе издание, переработанное и дополненное. (Компакт-диск прилагается только к печатному изданию.

Строительная механика 2-е изд. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата

Сергей Николаевич Кривошапко Учебная литература Профессиональное образование

В учебнике приведены основные положения статически определимых и статически неопределимых систем. При изложении основных разделов курса частично использовано матричное исчисление, удобное для применения современных вычислительных средств. В результате изучения книги читатель научится составлять расчетные схемы для различных типов сооружений, определять параметры устойчивости и равновесия деформируемых систем, определять внутренние усилия, напряжения, деформации, перемещения для различных типов сооружений; познакомится с современными компьютерными средствами поддержки деятельности архитектора и конструктора, технологиями ин- формационного моделирования зданий.

Книга снабжена большим количеством примеров, рисунков.

Информационные технологии в юридической деятельности 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для а

Светлана Георгиевна Чубукова Учебная литература Бакалавр. Академический курс

В книге представлены основные сведения о роли информационных технологий в современном информационном обществе, основах государственной политики в информационной сфере, информационной безопасности. Рассмотрены возможности операционных систем, текстовых редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей и сети Интернет.

Дополнительно приведены основные положения таких разделов математики, как математический анализ, теория множеств, математическая логика, теория вероятностей и математическая статистика, и показана возможность их применения в процессе решения задач, возникающих в юридической практике.

В издание включены материалы для подготовки и проведения практических занятий по всем разделам дисциплины. Представленные в учебнике примеры решения конкретных задач, упражнения и задания для самостоятельной работы позволят сформировать и закрепить умения и навыки в использовании рассмотренных информационных технологий.

Правовая статистика. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Евгений Аркадьевич Ковалев Учебная литература Бакалавр. Академический курс

Математика. Практикум. Учебное пособие для СПО

Владимир Борисович Гисин Учебная литература Профессиональное образование

В настоящем практикуме приводятся задания по математике для подготовки студентов к курсовым экзаменам и зачетам, проводимым как в традиционной форме, так и виде компьютерного тестирования по разделам: линейная алгебра и аналитическая геометрия, математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика.

Каждый параграф содержит краткий справочный материал, примеры с решениями и задания для самостоятельной работы. В середине и в конце каждой главы даются контрольные тесты. В конце пособия приведены программа и итоговые (демонстрационные) тесты по разделу «Математика», предлагавшиеся в составе заданий комплексного вступительного испытания для обучения по программам магистратуры Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Возможности электронного обучения в развитии познавательной активности студента. Учебно-методическое

И. Н. Мещерякова Педагогика Отсутствует

В пособии раскрываются особенности организации обучения, направленного на развитие познавательной активности в условиях информатизации обучения. Кроме того, в рамках спецкурса «Возможности электронного обучения в развитии познавательной активности студентов» предполагается прохождение компьютерного практикума по созданию компьютерной программы учебного назначения с элементами контроля.

Данное учебно-методическое пособие предназначено студентам и преподавателям в помощь при освоении материала спецкурса «Возможности электронного обучения в развитии познавательной активности студентов» и последующего компьютерного практикума.

Статистика. Учебник и практикум для СПО

Ирина Николаевна Андрюшечкина Учебная литература Профессиональное образование

Учебник отличается новаторским подходом к освещению актуальных вопросов правовой статистики, рассматривая не только количественные данные о правовых явлениях, объектах правовой действительности, в том числе преступности, но и совокупность методов их исследования, основанных на анализе статистических показателей деятельности правоохранительных органов и судов общей юрисдикции.

Авторы исходили из того, что этот курс должен быть, с одной стороны, довольно широким, чтобы играть развивающую гуманитарную роль, с другой – достаточно содержательным, чтобы студенты на основе применения элементарных математических методов, обеспечивающих объективность, научились решать несложные прикладные задачи, получать наиболее значимые результаты при обработке статистических данных.

Изложение материала сопровождается примерами и упражнениями реальной практики, часть из которых предназначена для выполнения «вручную», а часть – в компьютерном классе с использованием офисного приложения MS Excel.

Гидравлика 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Эдуард Михайлович Карташов Учебная литература Бакалавр. Академический курс

В учебнике изложены основные физико-механические свойства жидкостей, вопросы гидростатики и гидродинамики, даны основы теории гидродинамического подобия и математического моделирования гидромеханических процессов, рассмотрены классификация гидравлических потерь, гидравлический расчет трубопроводов, вопросы построения компьютерных моделей гидравлических систем и другие вопросы гидравлики.

В конце каждой главы издания представлен практикум, содержащий примеры решения задач и задачи для самостоятельного решения. В приложении приведена сводка таблиц числовых значений ряда физических величин в гидравлике и список литературы.

Дискретная математика 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Елена Викторовна Овчинникова Учебная литература Университеты России

В книге излагаются основы теории множеств, алгебраических систем, компьютерной арифметики, теории графов, комбинаторики, алгебры логики, которые образуют курс дискретной математики. Учебник поможет студенту овладеть информацией о математике как об особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений, а также о дискретной математике как о важнейшем разделе математики, используемом в современном математическом моделировании.

Для углубленного изучения материала в конце книги приводится список литературы. Для удобства поиска используемых терминов дан указатель терминов, а также указатель обозначений. Кроме того, в качестве приложения приведен типовой расчет по дискретной математике для самостоятельного выполнения студентами семестрового задания на основе материала, излагаемого в книге.

Информатика для гуманитариев. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Сергей Борисович Потемкин Учебная литература Бакалавр. Академический курс

Впервые в учебник по информатике для гуманитарных специальностей включена базовая информация о средствах компьютерной обработки графических изображений. Также впервые в учебнике для бакалавров в компактной форме представлена информация о современных интернет-технологиях, дается жанровая классификация типов информационного наполнения Сети, приведены правила безопасной работы в Интернете.

Полезными для профессионального формирования специалиста-гуманитария будут главы учебника, посвященные становлению и развитию Интернета в России, национальным особенностям Рунета, а также практические рекомендации, которые позволят учащемуся приобрести новые актуальные компетенции, в частности освоить базовые технологии эффективного информационного поиска в Интернете, изучить преимущества и недостатки основных типов сетевой коммуникации (вебинары, блоги, виртуальные среды, вики-технология), ознакомиться с психологическими и социальными опасностями, которые связаны с использованием современных социальных сетей.

Компас-3D v.5.11-8.0. Практикум для начинающих

Т. М. Третьяк Учебная литература Элективный курс. Профильное обучение (Солон-Пресс)

Книга написана на основе самой современной методики обучающих дистанционных курсов по популярному графическому редактору КОМПАС-3D LT рамках проекта «Обучающие Сетевые Олимпиады» (ОСО-2006). Проект ОСО-2005 является номинантом международного конкурса «ИТ-образование в Рунете» (http://ict.

edu. ru/konkurs). Эта книга – учебное пособие для тех, кто хочет быстро освоить проектирование и моделирование с помощью компьютера. Данное пособие является руководством, которое последовательно шаг за шагом будет улучшать ваше понимание процесса создания «компьютерного чертежа» на плоскости и в пространстве.

Материал книги представлен в виде занятий с практическими заданиями, содержащими подробные алгоритмы их выполнения. Для преподавателей и методистов предоставлен подробный учебно-тематический план. Занятия построены таким образом, что читатель может шаг за шагом самостоятельно пройти все этапы проектирования и трехмерного моделирования.

Основное содержание книги составляют практические примеры, подробно описанные и снабженные множеством иллюстраций. Необходимые основные теоретические сведения приводятся в виде кратких и понятных терминов. Такой подход к изложению материала позволяет без труда найти решение многих задач по проектированию в среде КОМПАС-3D LT, изучить функционирование новых инструментов и освоить новые приемы работы с уже известными.

В книге подробно описываются все основные возможности программы необходимые для самостоятельного проектирования и моделирования геометрических объектов и деталей. Первые две главы книги предназначены для моделирования объектов в среде КОМПАС-3D LT V5, третья глава посвящена основам проектирования в версии КОМПАС-3D LT V7.

Книга предназначена читателям, желающим самостоятельно освоить и применить новые компьютерные технологии в современном проектировании. Материал, представленный в книге, будет полезен преподавателям информатики и ИТ, черчения, технологии школ, гимназий, лицеев, системы профессиональной подготовки.

(Компакт-диск прилагается только к печатному изданию.).

Архитектура ЭВМ

А. П. Жмакин Компьютерное Железо Учебное пособие (BHV)

Пособие объединяет в одном издании теоретическую часть одноименной дисциплины и лабораторный практикум. Рассмотрены базовые вопросы организации ЭВМ: функциональная организация ЭВМ, системы команд и командный цикл. Большое внимание уделено арифметическим основам ЭВМ, принципам построения различных устройств и их взаимодействию.

Обсуждаются вопросы построения микропроцессорных систем. Пособие также содержит материалы для выполнения курсового проектирования. Для студентов и преподавателей технических вузов.

Журнал «Мир ПК» №03/2011

Мир ПК Компьютерное Железо Мир ПК 2011

В номере: Объемная картинка на домашнем столе Если несколько лет назад пользователю домашнего ПК приходилось довольствоваться плоской картинкой, то теперь ситуация коренным образом изменилась и многие могут позволить себе любоваться объемным изображением.

В этом обзоре будут рассмотрены несколько мониторов, позволяющих выводить объемное изображение. Умная производительность. Новая микроархитектура Intel Sandy В январе текущего года компания Intel официально представила процессоры на основе микроархитектуры Sandy Bridge.

В этой статье будет рассказано об особенностях новой микроархитектуры и платформе, в состав которой входят новые процессоры, а также приведены результаты тестирования одного из ЦП нового семейства Core i5-2500K. Иллюзия объема. Тестирование 3D-ноутбуков 3D стало доступным сперва в кинотеатрах, а затем и для индивидуального потребителя.

Сначала появились мониторы и телевизоры, поддерживающие эту интересную технологию, а затем и ноутбуки. Хотя пока таких моделей разработано не очень много, мы все же решили протестировать четыре подобных устройства и выяснить, что предлагают производители искушенному пользователю.

Эволюция DDR3. Сравнительное тестирование комплектов модулей памяти Мы собрали для тестирования несколько двухканальных комплектов модулей памяти DDR3 объемом по 2 Гбайт. При этом мы отдавали предпочтение комплектам ценой не выше 4500 руб. , однако в обзор вошли и несколько более дорогих продуктов.

3D-практикум: как создать стереоизображение Если вы захотите самостоятельно создать анаглифное изображение, нужно учесть, что стереофотография, сделанная таким методом, имеет недостатки по сравнению с обычным плоским изображением. Продолжительное использование светофильтров порой вызывает у некоторых людей чувство дискомфорта.

А самый большой минус подобных изображений – потеря исходного качества цветопередачи, которое ухудшается из-за использования светофильтров. Объемные программы Стереографика постепенно завоевывает не только киноэкраны и мониторы компьютеров, но и небольшие гаджеты, такие как iPhone и iPad.

В этой статье будут рассмотрены несколько приложений для таких устройств. Самые опасные места в Вебе Сайты, таящие в себе наиболее серьезную угрозу, выглядят вполне безобидными и отнюдь не вызывают подозрения. Казалось бы, вы делаете все возможное, чтобы обезопасить себя, но все равно подхватываете вирус, попадаетесь на удочку «фишинга» или сталкиваетесь со вторжением в вашу личную жизнь.

Со своей стороны, мы рады оказать вам посильное содействие. Перечислим несколько ситуаций, с которыми вы можете столкнуться…

Информационные технологии в менеджменте. Учебник и практикум для СПО

Светлана Анатольевна Соколовская Учебная литература Профессиональное образование

Современный этап развития общества неразрывно связан с внедрением новых информационных технологий в различных сферах деятельности человека. Учебная дисциплина «Информационные технологии в менеджменте» изучает теоретические вопросы применения информационных технологий и процессы обработки данных.

В учебнике рассмотрена классификация информационных технологий и автоматизированных информационных систем для обеспечения эффективной управленческой деятельности, принципы функционирования компьютерных сетей и облачных сервисов. Рассмотрены актуальные программные средства современного офиса, изложены основы информационного моделирования бизнес-процессов и аналитической обработки данных.

Помимо теоретических вопросов учебник содержит практические и тестовые задания для закрепления материала.

Компьютерная графика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата

Евгений Викторович Шикин Учебная литература Бакалавр. Прикладной курс

В современной жизни мы постоянно сталкиваемся с компьютерной графикой. Средства визуализации крайне важны для инженеров и архитекторов, огромную роль играет компьютерная графика в рекламе и индустрии развлечений. Без нее было бы невозможным создание многих компьютерных игр.

Компьютерная графика развивается быстрыми темпами, постоянно появляются новые методы и алгоритмы, позволяющие показывать сложные и захватывающие эффекты, затрачивая для этого все меньше и меньше вычислительных ресурсов. В данном учебнике рассматриваются основные аспекты компьютерной графики, как чисто математические, так и алгоритмические, дается описание используемых понятий и основных алгоритмов.

Модернизация технологии обучения во многом зависит от интенсивного обеспечения обратной связи. Во второй части даны материалы для самопроверки, содействующие осуществлению контроля преподавателями и самопроверки студентами результатов выполнения заданий и уровня усвоения знаний, умений и навыков.

Созданы условия для обучения с компьютерной поддержкой.

Математика и информатика. Учебник и практикум для СПО

Светлана Георгиевна Чубукова Учебная литература Профессиональное образование

В учебнике авторы рассматривают наиболее существенные вопросы, связанные с изучением дисциплины «Математика и информатика» с учетом достигнутого уровня развития информационных технологий и совершенствования программного обеспечения персональных компьютеров.

В книге представлены основные сведения о роли информационных технологий в современном информационном обществе, основах государственной политики в информационной сфере, информационной безопасности. Рассмотрены возможности операционных систем, текстовых редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей и сети Интернет.

Примеры решения конкретных задач, упражнения и задания для самостоятельной работы позволят закрепить умения и навыки в использовании рассмотренных информационных технологий.

Учебник включает большое количество лабораторных работ, покрывающих все содержание курса. Материалы к лабораторным работам расположены в Электронной библиотечной системе «Юрайт» (biblio-online. ru).

Рисуем на компьютере. Книга для ученика. 7 класс

Александр Дуванов Учебная литература Азы информатики Нет данных

Вместе с автором и героями его четвертой книги серии «Азы информатики» читатели осваивают наиболее интересное направление компьютерных технологий – компьютерную графику. Материал представлен двумя взаимосвязанными книгами . В первой книге рассказывается о возможностях и областях применения компьютерной графики, аппаратной графической системе компьютера (монитор, сканер, принтер), принципах построения изображения на экране, форматах графических файлов, цифровой фотографии, основах графического дизайна.

Подробно рассмотрена работа в растровом и векторном редакторах : интерфейс, инструменты, создание и редактирование изображений, цветопостроение. Представлены популярные web-форматы. Материалы для проведения практических занятий в компьютерном классе содержатся во второй книге – Практикуме.

Учебное пособие содержит теоретический и практический материал по следующим темам: аппаратное и программное обеспечение компьютера, системное программное обеспечение – операционные системы , обзор ОС Linux, сервисные программы, антивирусные программы; прикладное программное обеспечение – текстовые процессоры (на примере OOo Writer, LyX), электронные таблицы (на примере OOo Calc), системы управления базами данных (на примере OOo Base), системы компьютерной математики (основы работы в Maxima), графические редакторы (основные приемы работы в Gimp).

Теоретический материал снабжен вопросами для самопроверки, практикум по программному обеспечению содержит большое количество примеров и заданий.

Практические занятия проводятся в гетерогенной LAN на компьютерах с операционными платформами Mandriva Linux и MS Windows. Поскольку в настоящее время представляется перспективным для малых предприятий и бюджетных учреждений формирование информационно-коммуникационной технологической инфраструктуры на базе ПО Open Source, решение учебных задач ориентировано преимущественно на систему Linux.

Платформа MS Windows используется лишь на отдельных занятиях с целью обозначения принципиальной возможности интеграции ресурсов в условиях гетерогенной LAN. Освоение практикума позволит студентам получить знания и практические навыки по вопросам администрирования компьютерных систем и локальных сетей на уровне квалифицированного пользователя в рамках будущей профессиональной деятельности.

Компьютерные сети и телекоммуникации. Маршрутизация в ip-сетях в 2 ч. Часть 2. Учебник и практикум д

Максим Владимирович Дибров Учебная литература Профессиональное образование

В учебнике рассматриваются различные модели архитектуры сетей передачи данных, различные протоколы маршрутизации, а также алгоритмы, используемые в этих протоколах. Подробно разбирается работа как дистанционно-векторных, так и протоколов маршрутизации по состоянию канала.

Описывается реализация, использование и оптимизация работы протоколов RIP, EIGRP, OSPF, маршрутизация в одной или нескольких зонах, совместная работа нескольких протоколов маршрутизации, создание и использование виртуальных каналов, управление трафиком маршрутных обновлений, маршрутные карты и маршрутизация по политикам.

Содержание учебника обеспечивает преемственность чертежно-графического образования и поможет ликвидировать у обучающихся пробелы в базовых знаниях по данному курсу. Многочисленные задания для самостоятельной работы и тестовые задания, будучи средством проверки уровня и качества освоения дисциплины, станут весомым подспорьем как для студента в процессе обучения, так и для преподавателя при рубежном и итоговом контроле знаний студентов.

Программирование, численные методы и математическое моделирование

И. Г. Семакин Учебная литература Отсутствует

Содержится теоретический и практический материал для организации обучения студентов физико-технических специальностей по программированию, практикуму на ЭВМ, численным методам и математическому моделированию. В разделе программирования излагаются принципы представления данных в компьютере, основы алгоритмизации и два языка программирования: Фортран-90 и СИ.

Практикум по программированию включает в себя задания для лабораторных работ в компьютерном классе по основным разделам курса. По численным методам содержится краткий справочный материал и задания для лабораторных работ, выполняемых с использованием языков программирования, электронных таблиц и пакета MathCad.

Имеются задания на математическое моделирование физических процессов, выполнение которых требует применения численных методов и программирования. Соответствует ФГОС ВО 3+. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика».

Основы компьютерного проектирования и моделирования радиоэлектронных средств. Лабораторный практикум

Михаил Павлович Трухин Учебная литература Университеты России

Издание содержит основные теоретические сведения по тематике 8 лабораторных работ и общие требования по их выполнению. Темы работ связаны с разработкой и использованием моделей типовых радиотехнических средств. Программными инструментами являются пакет схемотехнического моделирования Micro-Cap, система сквозного проектирования OrCAD и универсальная система моделирования MATLAB и ее пакет Simulink.

Пособие содержит также указания к подготовке и выполнению лабораторных работ, требования к составлению отчетов и контрольные вопросы.

Инженерная и компьютерная графика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата

Татьяна Игоревна Миролюбова Учебная литература Бакалавр. Прикладной курс

В книге рассматриваются основные принципы и правила выполнения чертежей, как традиционным способом (с помощью карандаша и линейки), так и с помощью современных систем автоматизированного проектирования (на примере САПР «КОМПАС-3D»). Изложенные теоретические положения подкреплены большим количеством примеров.

Содержание учебника обеспечивает преемственность чертежно-графического образования в системе «школа – вуз» и поможет ликвидировать у обучающихся пробелы в базовых знаниях по данному курсу. Многочисленные задания для самостоятельной работы и тестовые задания, будучи средством проверки уровня и качества освоения дисциплины, станут весомым подспорьем как для студента в процессе обучения, так и для преподавателя при рубежном и итоговом контроле знаний студентов.

Берзин Д . В .

Кандидат физико-математических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет)

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Повышение уровня математической и информационной культуры студентов является важнейшей задачей российского образования. С 2017/2018 учебного года в Финансовом университете вводится новая дисциплина “компьютерный практикум”, предназначенная для первого курса бакалавриата. Она будет проводиться параллельно изучению соответствующих разделов математики. “Компьютерный практикум” закрепит не только математические знания, но и научит студентов решать задачи с помощью MS Excel и в среде R . Автор на основании своего опыта преподавания ряда математических и информационных дисциплин дает методические рекомендации для эффективного преподавания “компьютерного практикума” студентам направления “экономика”.

Ключевые слова: инновации в образовании, ИТ культура, математика для экономистов, вычисления в MS Excel, анализ данных в R.

Berzin D.V.

PhD in Physical and Mathematical Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University)

COMPUTER PRACTICAL EXERCISE LESSON AS A MEANS OF INCREASING LEVEL OF MATHEMATICAL AND INFORMATICS KNOWLEDGE OF STUDENTS

Abstract

Raising the level of mathematical and informatics culture of students is the most important task of the Russian education. The Financial University has introduced a new discipline called “Computer Practical Exercise Lesson” for the academic year of 2017/2018 designed for the first year of study of bachelors. It will be carried out along with the study of the corresponding sections of mathematics. “Computer Practical Exercise Lesson” will not only consolidate mathematical knowledge, but also teach students to solve problems using MS Excel and in the environment of R. The author, based on his experience of teaching a number of mathematical and informatics disciplines, gives methodological recommendations for the effective teaching of “Computer Practical Exercise Lesson” of students of the Economics direction.

Keywords: innovation in education, IT culture, mathematics for economists, calculations in MS Excel, data analysis in R.

Одной из важных проблем современного российского университетского образования является повышение уровня математической и ИТ культуры студентов в условиях сокращающихся часов, которые отводятся на семинарские и лекционные занятия по соответствующим дисциплинам. Одним из методов разрешения данной проблемы является использование компьютерных систем в обучении наряду с традиционными занятиями по математике. В ряду первых работ, в которых описывались теоретические и практические основы использования подобных систем, можно выделить и .

В ведущих университетах развитых стран мира математической подготовке будущих финансистов уделяется все больше внимания. Это происходит ввиду того, что требования к математическим знаниям профессиональных финансистов весьма высоки. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет) следует лучшим мировым трендам в области образования и стремится дать более качественные и нужные знания студентам, в том числе необходимые в их будущей карьере и востребованные работодателями. С другой стороны, за последние несколько лет значительно сократились учебные часы, отводимые на математические и информационные дисциплины. Например, “линейная алгебра” и “математический анализ” были объединены в одну дисциплину “математика” практически по всем направлениям подготовки. Другими словами, количество “контактных” часов, отводимых на эти важные занятия, сократились почти вдвое. Чтобы найти компромисс, руководство университета приняло решение ввести с 2017/2018 учебного года новую дисциплину “компьютерный практикум”, которая должна дополнять курс высшей математики для студентов бакалавриата первого курса. Темы должны идти параллельно и учить студентов применять полученные на семинарах и лекциях по математике знания в табличном процессоре MS Excel и среде R, с уклоном на практическую составляющую и приложения к экономике и финансам. На математику на первом курсе бакалавриата планируется отводить 36 часов лекционных занятий и 72 часа практических занятий. На компьютерный практикум лекции не предусмотрены, но будут даваться 72 академических часа практических занятий в компьютерных классах. Исходя из этого расклада, видно, что с нового учебного года будет достаточно часов для изучения математических понятий и закрепления их на обычных семинарах и в компьютерных классах. Рабочая программа построена таким образом, что математический анализ будет преподаваться студентам вначале, а затем уже идет линейная алгебра. Это целесообразно, так как основная цель в университете – подготовка квалифицированных финансистов. Такой порядок вводится впервые, это вызвано пожеланиями преподавателей, ведущих экономические дисциплины. До сих пор изучение линейной алгебры предшествовало освоению основ математического анализа. Департамент анализа данных, принятия решений и финансовых технологий (руководитель – профессор В.И.Соловьев) организовал секцию “Компьютерный практикум” (руководитель – доцент С.А.Зададаев), на ежемесячных заседаниях которой обсуждаются содержание и методы преподавания будущей дисциплины “компьютерный практикум”.

Преподавание “экономической информатики” на первом курсе бакалавриата показало, что студенты в подавляющей своей массе слабо владеют основами MS Excel, несмотря на то, что формально они должны были это усвоить еще в средней школе. В связи с этим, участниками секции было предложено начать компьютерный практикум с изучения (повторения) основных инструментов MS Excel. Первые два семинара по высшей математике посвящены основным понятиям теории множеств и комплексным числам. Следовательно, это – хорошая возможность параллельно дать студентам следующий материал в рамках компьютерного практикума: ввод данных на рабочий лист и их редактирование; форматирование ячеек; манипуляции с диапазонами ячеек; формулы и арифметические операции в MS Excel; инструмент “подбор параметра”; категории и типы данных; адресация и имена ячеек; операции над данными; встроенные функции и их применение; условное форматирование. Далее же целесообразно проходить темы относительно синхронно с соответствующими разделами математики, чтобы у студентов не возникала путаница, а сразу же шло закрепление математических знаний практическими занятиями за компьютером.

Далее на уроках математики проходится тема “Дифференциальное исчисление функции одной переменной”, в рамках которой объясняется глава “Применение производной”. В частности, параллельно на практических занятиях по компьютерному практикуму планируется пройти тему “Численное прогнозирование значения функции с помощью первого дифференциала в малой окрестности”. Разъясним, как видится ее изложение с точки зрения эффективного обучения студентов направления “экономика”.

С самого начала практического занятия в компьютерном классе, чтобы связать название темы с экономическими и финансовыми приложениями, целесообразно познакомить студентов с примером использования инструментов прогнозирования в MS Excel.

Пример 1. Допустим, что выручка некоторой компании в 2015 году составляла 450 млн. руб., в 2016 − 380 млн. руб., в 2017 − 600 млн. руб. Требуется по имеющимся данным спрогнозировать выручку в 2018 году.

Решение.

Введем данные в таблицу MS Excel (см. рис.1). В пустую ячейку напротив 2018 года (на рисунке это ячейка C7) введем встроенную функцию MS Excel “ТЕНДЕНЦИЯ”. В этой функции применяется метод наименьших квадратов, с которым студенты ознакомятся на математических дисциплинах. Функция “ТЕНДЕНЦИЯ” возвращает значения в соответствии с линейным трендом. Аппроксимирует прямой линией (по методу наименьших квадратов) массивы “известные_значения_y” и “известные_значения_x”. Возвращает значения y, соответствующие этой прямой для заданного массива “новые_значения_x”.

Рис. 1 – Пример применения функции “ТЕНДЕНЦИЯ”

Нажав ENTER, получаем результат: в 2018 году выручка предположительно составит 626,67 млн. рублей. Рекомендуется в общем случае округлять результаты вычисления в Excel до двух знаков после запятой, так как наряду с рублями существуют копейки, с долларами − центы, и т.д. В специальных случаях, в зависимости от задачи и требований, может потребоваться другое округление. Заметим, что тот же результат можно было получить проще, выделив массив C4:C6 и потянув на одну ячейку вниз за характерный крестик (один из фундаментальных принципов в Excel - “drag и drop” - “потяни и отпусти”). Получите то же значение обоими способами.

После этого примера будет разумно вернуться к классическим задачам математического анализа с выполнением их посредством MS Excel.

Пример 2. Вычислить квадратный корень из 1,03 приближенно, заменяя приращения функции ее дифференциалом.

Для начала зададим функцию таблично. Для этого выберем отрезок и шаг Δ=0,1. Введем в ячейки листа Excel соответствующие значения, по указанным выше формулам вычислим точки на графиках самой функции, вызовем точечную диаграмму с гладкими кривыми и, указав необходимые ссылки на столбцы данных, получим искомый вид (см. рис. 2).

Рис. 2 – Пример вычисления приближенного значения в Excel

Таким образом, на практическом занятии в компьютерном классе мы добьемся нескольких целей. Во-первых, студенты будут заинтересованы тем, что изучаемые в курсе математики темы имеют практическое приложение к экономике и финансам. Хотя примеры совсем несложные и служат лишь для иллюстрации, но все же это лучше, чем общие слова о том, что когда-то данные разделы математики где-то могут пригодиться в профессиональной деятельности. Во-вторых, учащиеся повторяют и закрепляют теоретические знания, полученные на семинарах и лекциях по математике. В-третьих, студенты учатся применять эти знания на практике, вычисляя не вручную, а используя компьютер. В-четвертых, студенты осваивают современные информационные среды MS Excel и R, умение работать в которых будет очень полезно в их дальнейшей профессиональной карьере.

Уже начиная с темы “Интегральное исчисление функции одной переменной” на семинарах по компьютерному практикуму планируем обучать студентов работать в качественной бесплатной математической среде R. Это также оправдано тем, что для дальнейшего прохождения разделов возможностей MS Excel недостаточно, особенно в плане визуализации и быстрой обработки большого объема данных , . Кроме того, ознакомление с работой в среде R полезно для дальнейшей работы с финансовыми информационными продуктами . При этом не должна ставиться цель научить первокурсников экономического направления программировать, так как это нелегкая задача даже для студентов профиля “прикладная информатика в экономике”. Следует показать на конкретных (пусть несложных) примерах, какие возможности дает R для финансовых и статистических расчетов и их визуализации. При этом на каждом занятии “компьютерного практикума” целесообразно кратко повторять и закреплять основные понятия и методы, полученные на занятиях по математике. Как мы рассмотрели выше, аудиторного времени для этого достаточно.

Студенты четвертого курса бакалавриата в большинстве своем отмечают, что на собеседовании при устройстве на работу от них требовали владение основными навыками работы в MS Excel. А умение работать в среде R не менее ценится потенциальными работодателями.

Обобщая вышесказанное, кратко подведем итоги нашего исследования и сделаем выводы. Темы “компьютерного практикума” должны проходиться синхронно с соответствующими разделами дисциплины “математика”. Для эффективного обучения необходимо начать с изучения основных возможностей MS Excel; на это нужно отвести не менее 2-3 семинаров. Все разбираемые примеры должны быть несложными, но демонстрировать применение компьютерных технологий для решения практических экономических задач. Нецелесообразно учить первокурсников программированию в R, следует ограничиться разбором практических примеров и научить студентов решать задачи по “шаблонам”, демонстрируемым преподавателем. Новая дисциплина “компьютерный практикум” поможет заметно поднять уровень математической и информационной подготовки студентов, а также возможности их последующего трудоустройства.

Список литературы / References

  1. Воротницкий Ю.И. Некоторые аспекты методики преподавания аналитической геометрии на основе компьютерной алгебры / Ю.И. Воротницкий, С.В. Земсков, А.А. Кулешов, Ю.В. Позняк // – Информатизация образования. – 1997. – №9. – С.5
  2. Монахов В.М. Перспективы разработки и внедрения новой информационной технологии на уроках математики / В.М. Монахов // – Математика в школе. – 1991. – №3. – С.4
  3. Синицын В.Ю. Вычислительная среда R как платформа для моделирования и обучения школьников и студентов / В.Ю. Синицын // Инфо-Стратегия 2013: Общество. Государство. Образование: материалы V Международной конференции, Самара – 2013. – C. 355-358
  4. Берзин Д.В. Обработка финансовых данных Bloomberg посредством среды программирования R / Д. В. Берзин // – Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №11 (42). – С.7-9

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Vorotnickij Ju.I. Nekotorye aspekty metodiki prepodavanija analiticheskoj geometrii na osnove komp’juternoj algebry / Ju.I. Vorotnickij, S.V. Zemskov, A.A. Kuleshov, Ju.V. Poznjak // – Informatizacija obrazovanija. – 1997. – №9. – P.5
  2. Monahov V.M. Perspektivy razrabotki i vnedrenija novoj informacionnoj tehnologii na urokah matematiki / V.M. Monahov // – Matematika v shkole . – 1991. – №3. – P.4
  3. Sinicyn V.Ju. Vychislitel’naja sreda R kak platforma dlja modelirovanija i obuchenija shkol’nikov i studentov / V.Ju. Sinicyn // Info-Strategija 2013: Obshhestvo. Gosudarstvo. Obrazovanie: mater. V Mezhdunar. konfer., Samara – 2013. – P. 355-358
  4. Maindonald J. Data Analysis and Graphics Using R / J. Maindonald, J. Braun. – 3rd edition. – Cambridge: Cambridge University Press, 2010 – 565 p.
  5. Berzin D.V. Obrabotka finansovyh dannyh Bloomberg posredstvom sredy programmirovanija R / D. V. Berzin // – Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal. – 2015. – №11 (42). – P.7-9