Схемы подключения микшерного пульта к компьютеру. Все о микшерных пультах

КРУТИЛКИ, РУЧКИ, КНОПКИ И ПОЛЗУНКИ НА МИКШЕРЕ

Называются фейдеры и потенциометры! Ползунки-фейдеры, крутилки - потенциометры.

Они нужны для управления усилением входного предусилителя, регулировки выравнивания сигнала на каждом канале, управления маршрутизацией входного сигнала на другие функциональные секции и настройки вклада канала. к общему произведенному соединению.

Фотография пульта очень большая - 2664 Х 2714

Рассмотрим основные функции и органы управления микшерного пульта на примере YAMAHA MG166CX.

Этот пульт имеет 8 микрофонных каналов, которые могут использоваться как инструментальные:

два универсальных канала, которые можно использовать как микрофонные, так и в качестве сдвоенных линейных, для подключения стереосигналов (например, MD проигрывателя):

и два стереоканала:

так же этот пульт имеет встроенный блок эффектов:

встроенные компрессоры в микрофонных каналах, 2 AUX шины, 2 подгруппы и параметрическую регулировку средних частот в микрофонных каналах. Весьма обширный арсенал для его цены!

Что такое микшерный пульт? Грубо - это набор входных каналов (линеек), позволяющий обработать, смешать и направить сигнал на один или несколько выходов в нужной пропорции. Рассмотрим входной канал поближе (на примере микрофонного, как самого насыщенного функциями):

Итак, входной канал это:

Балансный микрофонный вход - это 3х пиновый типовый разъем XLR-папа (в народе - канон), для подключения микрофонов.

Балансный линейный вход - это джековый симметричный (не путать со стерео) разъем, для подключения музыкальный инструментов и других источников сигнала.

Разрыв канала (INSERT) - это джековый разъем, для подключения внешних приборов обработки в разрыв между темброблоком и мастер регулятором уровня канала. Обычно используется для подключения приборов динамической обработки сигнала (компрессор, гейт и тд.). Распайка этого разъема не у всех производителей одинакова, у YAMAHA она выглядит так: кончик джека (TIP) - посыл сигнала (выход), кольцо (RING) - возврат сигнала (вход), земля (SLEEVE) - общий контакт. Джековый разъем сокращенно называют TRS, как аббревиатуру от TIP, RING, SLEEVE.

Номер канала - порядковый номер, по которому определяется, в какой именно канал подается сигнал.

Регулятор чувствительности (GAIN) - это параметр предварительного усиления входного сигнала. ВАЖНО ! Чувствительность должна быть выставлена таким образом, чтобы при нажатой кнопке PFL (PreFaderLevel) индикаторы сигнала показывали уровень 0 Дб при рабочем уровне входного сигнала. Не допускайте переусиления или недоусиления сигнала. Как правило, это видно по гребенкообразному положению мастер регуляторов каналов.

Обрезной фильтр НЧ - используется для удаления суб низких частот из входящих сигналов для повышения разборчивости.

Регулятор уровня компрессии - изменяет количество динамического эффекта "компрессор" в канале. Используется для "уплотнения" слабых сигналов, сжимая динамический диапазон, но повышая уровень сигнала.

Индикатор пикового уровня - указывает на повышенный уровень входного усиления (чувствительности).

Регулятор ВЧ - корректирует уровень высоких частот (10 кГц) входного сигнала от -15 до +15 Дб.

Регулятор СЧ - корректирует уровень средних частот. Верхняя ручка изменяет частоту от 250 до 5кГц, нижняя уровень этой частоты от -15 до +15 Дб.

Регулятор НЧ - корректирует уровень низких частот (100 Гц) входного сигнала от -15 до +15 Дб.

AUX шина 1 (Pre fader) - регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 1. Не зависит от положения регулятора общей громкости. Чаще всего используется для направления звука в мониторы.

AUX шина 2 (Pre/Post fader) - регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 2. Может не изменяться/изменяться в зависимости от уровня общей громкости канала. Используется для мониторинга (Pre) или посыла на внешнюю обработку (Post).

Переключатель AUX 2 - меняет параметр Pre/Post шины AUX 2.

Регулятор уровня эффектов - изменяет количество обработки входного сигнала встроенным блоком эффектов.

Регулятор баланса - позволяет направить сигнал в левый или правый канал звуковой системы.

Кнопка включения канала - позволяет замьютировать канал одним нажатием. Отключается как мастер выход, так и префейдер выход на AUX. В нажатом положении подсвечивается желтым светодиодом.

Кнопка включения PreFaderLevel - служит для настройки чувствительности канала.

Кнопка направления в подгруппу 1-2 - служит для группировки каналов, что дает возможность регулировать громкость нескольких каналов одним фейдером. Удобно при работе с группой вокалистов или озвучке ударной установки.

Кнопка направления в подгруппу 3-4 - см выше.

Кнопка направления в Stereo Out - направляет сигнал в шину главного выхода пульта. Очень коварная кнопка, если забыть ее нажать - можно очень долго искать неисправность колонок, усилителей и тд.

Мастер-регулятор - задает уровень громкости канала в общем миксе. Для нормальной работы - должен быть установлен на уровне 0 Дб.

C входным каналами разобрались. Перейдем к блоку эффектов. У всех микшеров он выглядит по разному, но принцип работы идентичен.

Селектор выбора программ - выбирает используемый тип обработки сигнала.

Регулятор параметра эффекта - отвечает за качественную характеристику эффекта, например количество повторов дилея или длинну "хвоста" холла.

Регулятор AUX 1 - направляет эффект в универсальную шину AUX 1. Очень полезная функция, если вокалист привык слышать из мониторов свой голос в обработаном виде.

Регулятор AUX 2 - см выше.

Список программ встроенного блока эффектов - выберите подходящий вам эффект вращением селектора выбора программ.

В остальном канал блока эффектов идентичен микрофонному каналу.

  • Reverb Hall 1
  • Reverb Hall 2
  • Reverb Room 1
  • Reverb Room 2
  • Reverb Stage 1
  • Reverb Stage 2
  • Reverb Plate
  • Drum Ambience
  • Karaoke Echo
  • Vocal Echo
  • Chorus 1
  • Chorus 2
  • Flanger
  • Phaser
  • Auto WAH
  • Distortion



STEREO OUT - самый главный выход пульта. Сюда подключаются кабели, идущие в акустическую систему, кроссовер или усилитель. Кабели должны быть балансные, хорошего сечения, дабы избежать помех и потерь основного сигнала. В данном микшере выходы продублированы балансными джеками для удобства подключения акустической системы.

Monitor out - дополнительный стерео выход. Используется для подключения контрольных мониторов или записывающих устройств. Так же можно использовать для соединения нескольких микшерных пультов в цепь.

Phones - выход для подключения наушников. В большинстве пультов выполнен разъемом 6,3 jack. При использовании наушников с мини-джеком необходимо использовать переходник.

Group out - балансные выходы шины Group 1-2/3-4. Используются для подключения записывающих устройств или для оперативной регулировки уровня сгруппированных сигналов одним фейдером.

Aux send - балансные выходы шины AUX. Используются для подключения сценических мониторов или внешней обработки.

Aux return - балансные входы шины AUX. Используются для возврата обработанного сигнала с шины AUX. Может оптравляться как в Stereo out, так и в шины AUX. Так же может использоваться для подключения внешнего сигнала с проигрывателя или другого микшерного пульта.

Нижняя часть мастер-секции представляет из себя набор регуляторов входов/выходов верхней части мастер-секции. Стоит обратить внимание, что сигнал групп 1-2/3-4 можно отправить в Stereo out, что дает возможность изменить громкость сразу нескольких каналов, собранных в группу, в общем миксе!

Продвижение сайта на безграничных просторах интернета. Помните, хорошо раскрученные позиции сайта, это прежде всего ваша денежная прибыль от зазказов

Обладатели аналоговых микшеров, на первый взгляд, несколько стеснены в их использовании в рамках домашней (и не только домашней) студии. Но это лишь на первый взгляд. Как пользоваться аналоговым микшером вместе с компьютером?

Наличие аналогового микшера может «развязать» руки музыканту. Несмотря на отсутствие каких-либо входов для подключения к компьютеру, такого рода микшеры отнюдь не бесполезны в студийном пространстве.

Когда в студии появляется несколько современных синтезаторов и драм-машин, многие начинающие музыканты сталкиваются с проблемой недостаточности аналогового звучания. Прямое подключение всего изобилия имеющихся устройств в аудиоинтерфейс не дает необходимого «аналогового опыта». В конце концов, весь кайф использования аналогового оборудования заключается в том, чтобы преодолеть всевозможные рамки и ограничения.

В дополнение к вышесказанному, многие хотят иметь возможность управления студией, что называется, «на лету» при помощи аналоговых устройств. И почему-то многие музыканты считают, что аналоговые микшеры могут дать полный контроль над входящим сигналом, эквалайзерами и прочими эффектами только в рамках живого выступления.

В этой статье я бы хотел рассмотреть некоторые варианты использования небольшого аппаратного аналогового микшера вместе с персональным компьютером, рабочей станцией или MIDI-оборудованием. В общем, давайте разберемся как подключить микшер к компьютеру и что это может дать.

AUX

Для большинства музыкантов вполне достаточно простого подключения каждого отдельного вида оборудования в свободный входной канал аудиоинтерфейса. Всего-то и надо, что настроить входы в окне рабочей станции и записать параллельно несколько дорожек. Никто не станет спорить, что это удобно: каждый сигнал попадает на свою дорожку, а «человек за пультом» имеет возможность свободно редактировать записанный материал.

Но, как я уже говорил, этого достаточно для большинства музыкантов. Есть еще меньшинство, которому хочется иметь чуть больше возможностей при работе в студии. Одним нужно накладывать несколько разных синтезаторов слоями, другим хочется записать репетицию коллектива и сразу же «слить» ее в MP3, в то время как третьим нужна возможность пропускания нескольких драм-машин через один стереоканал.

В общем, все это решаемо при наличии аналогового микшера с AUX-ом. Конечно, AUX-каналы обычно оставляют для использования с различными эффектами, но никто не запрещает отправить на них выходной сигнал с инструментов до того, как он попадет в компьютер. Можно не переживать по поводу фидбэка и прочих задержек, исходящих от компьютера, особенно в тех случаях, когда ПК подключен к отдельному каналу микшера.

Стоит убедиться, что компьютер сам не посылает никакого сигнала на пульт, а также на его AUX и выход. Это позволит избежать любого фидбэка, который может появиться в случаях, когда компьютер дублирует поступающий на пульт сигнал.

С другой стороны, можно использовать микшер для осуществления дополнительного мониторинга. К примеру, можно отправить через AUX 1 результирующий сигнал на наушники, а через AUX 2 точно такой же сигнал на мониторы. Можно пойти дальше и отправить через тот же AUX 2 несколько иной сигнал, например, без вокала. Такое решение может помочь в случаях работы с вокалистами, когда певцам требуется слышать идеальный «минус» в своих мониторах.

Альтернативные выходы

Некоторые микшеры имеют дополнительные выходы, которые при правильной коммутации могут сделать процесс трекинга или записи крайне простым. Правильная коммутация позволит добиться результатов, максимально приближенных к ситуациям, когда в инструменты подключаются напрямую к аудиоинтерфейсу.

К примеру, многие старые модели микшеров фирмы Mackie имеют связанные выходы, помеченные как ALT 3-4. Функционал данных выходов очень полезен. Выходы микшера, подключенные к компьютеру, который соединен с микшером через разъемы ALT 3-4, несколько иначе реагируют на кнопку MUTE. Нажатие кнопки MUTE исключает любой заглушенный выход из общего микса и направляет его на выходы ALT 3-4.

Таким образом можно записывать параллельно 2 дорожки. Просто заглушите ненужные выходы на пульте и позвольте DAW записывать сигнал с выхода ALT 3-4. Также можно спанорамировать один сигнал полностью в левый канал, а другой в правый и отправить их оба на выходы ALT 3-4. Это позволит получить на выходе два разных сигнала, как если бы мы записывали или проигрывали дабл-трек. То есть, один стереосигнал будет представлять собой полноценный дабл-трек.

Выходы ALT 3-4 отлично подойдут для записи каких-то вокальных наработок. Расположив несколько микрофонов в вокальной комнате и подключив их к выходам ALT 3-4, можно в любой момент получить «больше вокала». К примеру, сначала можно писать только сигнал с одного микрофона, а в случае необходимости «разбавить» его дополнительным, более объемным, сигналом.

Tape-выходы

Можно попробовать подключить Tape Out микшера к главному входу аудиоинтерфейса, а затем вернуть сигнал аудиоинтерфейса на вход Tape In аналогового пульта.

Такая схема коммутации приводит к тому, что компьютер начинает выступать в роли многодорожечного или двухдорожечного рекордера. Направив сигнал с компьютера на микшерный вход Tape In, можно слышать записываемый сигнал сразу же, и, что более важно, сигнал с входа Tape In также будет записываться рабочей станцией. На выходе получается сдвоенный сигнал.

Нажатие кнопки MUTE на пульте позволит исключить из записи дублирующий сигнал с Tape In, что может избавить от нежелательного фидбэка во время прослушивания записанного материала.

Такое использование аналогового микшера подойдет для ситуаций, когда есть необходимость в записи каких-то простых дублей, репетиций и джемов музыкальных коллективов.

Заключение

Как видите, даже обыкновенный аналоговый микшер имеет право на жизнь в современной студии. Его достаточно легко интегрировать в студийное окружение при правильной коммутации с аудиоинтерфейсом.

Аналоговый микшер может стать дополнительным звеном в цепи звукового оборудования любой студии. Многие музыканты и звукорежиссеры используют аналоговые пульты в ситуациях, когда нужно быстро подключить «напрямую к миксу» дополнительные музыкальные инструменты и прочие аппаратные устройства.

В принципе, возможности аналоговых микшеров в рамках современных студий крайне широки, а варианты использования такого оборудования не ограничиваются примерами, описанными в статье. Именно здесь и начинается самое веселье: придумать, как связать старое и новое, а также понять, какую пользу это принесет.

Приобретение микшерного пульта закономерно ставит следующую задачу - подключить микшер к ноутбуку или к компьютеру. Эта процедура достаточно сложная и состоит из нескольких этапов. Кроме того, для ее выполнения дополнительно потребуется кабель различных видов и, возможно, переходники. Тем не менее, решить этот вопрос самостоятельно сможет каждый пользователь, если будет соблюдать определенную последовательность действий. Алгоритмы подсоединения микшера не только к ПК, но и к другим устройствам во всех подробностях - в материале далее.

Что собой представляет микшерный пульт

Микшер – это устройство, первоначальной задачей которого является прием различных аудиосигналов (линейных и микрофонных) и их последующее смешивание . Помимо этого, микшеры могут усиливать сигналы и обрабатывать их, с возможностью прослушивания полученного результата, а также выполнять иные задачи.

Важно! Микшерные пульты являются основой любой домашней или профессиональной студии звукозаписи. Обойтись без них практически невозможно, в отличие от множества других студийных приборов, заменить которые можно с помощью специального ПО, установленного на ноутбуке или ПК.

Современные микшерные пульты бывают аналоговыми и цифровыми . В первом случае звук не преобразовывается в цифровой код, то есть - пользователь работает именно с тем сигналом, который ему слышен. Во втором случае звуковой поток конвертируется в цифру, после чего его можно изменять, обрабатывать или выполнять с ним другие действия.

Аналоговые пульты представлены в низком и среднем ценовом сегменте и пользуются высокой популярностью. Эти устройства достойно справляются с поставленными задачами как на любительском выступлении музыкантов, так и в профессиональной студии. Техника данного типа не сложна в использовании, подходит для новичков, имеет простое устройство, легко ремонтируется, а также долговечна. К ее недостаткам относится громоздкость, недоступность автоматизации, высокое энергопотребление и необходимость регулярно проводить обслуживание .

Аналоговый микшерный пульт Soundcraft EFX8

Тогда как цифровые микшеры довольно легкие и выполнены в компактном корпусе. Эти изделия отлично подойдут музыкантам для работы в различных местах и обеспечат хороший звук. Настройка процессов для таких приборов полностью автоматизирована. Помимо этого, они отличаются гибкостью в коммутации. А к недостаткам данных пультов относится высокая стоимость, сложное управление, трудный ремонт . Подробнее о - в нашем материале.

Цифровой микшерный пульт midas mr12

На заметку! Лучшие микшеры производят такие известные компании, как Behringer, Yamaha и Soundcraft. Большой популярностью в советское время пользовался микшерный пульт Карат. Но можно .

Подбор переходников и кабелей

Любой микшерный пульт работает от сети, поэтому первое, на что нужно посмотреть, – тип вилки. У современных устройств она европейского образца , поэтому пользователю может потребоваться переходник, если у него розетка старого типа.

Для подключения пульта к ноутбуку понадобится кабель, оснащенный двумя штекерами «Jack» с одной стороны и одним штекером «mini Jack» - с противоположной . При этом необходимо сразу определиться с длиной провода, учитывая возможность работы в различных условиях, чтобы в дальнейшем не пришлось дополнительно приобретать более длинный кабель.

Также пользователю потребуется кабель для подключения микрофона - XLR-mini Jack .

Совет! Если в наличии есть провод XLR-Jack, можно воспользоваться им, но потребуется дополнительно приобрести переходник Jack-mini Jack.

Подключение к ПК и ноутбуку

Для подключения микшера к ноутбуку или к компьютеру необходимо расположить оба устройства так, чтобы с ними было удобно работать, и соединить кабелем. Штекеры «Jack» следует вставить в линейные выходы на микшерном пульте (надписи Line/ Mono), mini Jack – ко входу на боковой стороне ноутбука либо на фронтальной (тыльной) панели системного блока компьютера (разъем розового цвета). Некоторые люди подключают пульт к ПК посредством кабеля mini Jack – 2 RCA с переходниками на Jack, но звук при таком соединении получается недостаточно качественным.

Микрофон к микшеру подсоединяется кабелем XLR-Jack. А настроить передачу звука с микшера на ПК можно с помощью программы обработки звуковых сигналов , например, BPM Studio или FL Studio.

Совет! Нужно знать, что встроенные аудиокарты ноутбука воспроизводят звук низкого качества. Если микшерный пульт планируется использовать в профессиональных целях, то лучше дополнительно приобрести внешнюю звуковую карту и подключить к ней пульт.

Подключение к усилителю и колонкам

Если микшер планируется подключать к колонкам и усилителю, необходимо перед соединением кабелями всех устройств обесточить технику , чтобы не повредить ее. Дальнейший алгоритм действий имеет такой вид.

  1. К выходу для подключения внешних звуковых устройств на ПК или ноутбуке (разъем зеленого цвета, рядом с ним может быть изображение наушников) подсоединить кабель со штекером mini Jack, а второй штекер подключить к микшеру в порт с обозначением «In».
  2. Следующий кабель подключить к разъему «Out» на микшерном пульте и ко входу «In» усилителя.
  3. Если колонки пассивные, они подключаются напрямую к усилителю. Активная акустика подключается к разъемам Stereo Out L и R, где L – левая, а R – правая.

Важно! Нужно помнить, что сопротивление колонок и усилителя должно быть идентичным.

Подключение к звуковой карте

В том случае, если встроенная в ПК (ноутбук) аудиокарта слабая, а для профессиональной работы со звукозаписывающей аппаратурой была приобретена внешняя, то подключать следует звуковую карту к микшерному пульту и компьютеру. Обычно к ПК или ноутбуку внешняя аудиокарта подключается через USB. Далее нужно установить драйвера.

Подключение звуковой карты к микшеру

Совет! Найти новые драйвера можно на диске в комплекте с картой или же скачать последнюю версию с официального сайта производителя.

Микшерный пульт подключается к разъемам Line Out L и R на аудиокарте кабелем 2 RCA – 2 Jack. В случае, если есть необходимость использовать звуковую карту для записи аудиосигнала с микшера, штекеры RCA ему нужно подключить к разъемам In L и R, а 2 штекера Jack – ко входам Stereo Out . Есть второй вариант, позволяющий писать звуки с пульта, – использовать кабель 2RCA – 2 RCA. Его подключают ко входам Line In аудиокарты и к выходам Rec Out микшера. Теперь, подключив к микшерному пульту микрофон Felyby или другой марки, пользователь сможет не только записать звук с микшера (голос и фонограмму), но и обработать его или добавить какой-нибудь эффект, например, вокал эхо.

Подключение к другим устройствам

Микшерный пульт с разными целями может быть подключен и к другим устройствам, в числе которых музыкальный центр, альтернативные колонки, телефон, ресивер или телевизор. Например, подсоединить музыкальный центр к микшеру можно с целью оцифровки старых кассет посредством внешней аудиокарты, а также для вывода звука. В последнем случае пульт будет подключаться к центру как к альтернативным колонкам, чтобы таким образом воспроизводить звук. Для этого потребуется кабель Jack 3,5 мм – 2 RCA с переходниками на Jack. На музыкальном центре штекер подключается к линейному входу, на микшере – к выходам Main OUT. Тогда как в первом случае музыкальный центр подключается в качестве источника сигнала.

В некоторых ситуациях пользователям требуется подключить микшер к телефону или планшету и использовать их в качестве источника звука, например, фонограммы. Если на микшерном пульте есть разъем AUX, то потребуется кабель Jack 3,5 мм – Jack 3,5 мм. Если такого разъема нет, то необходим провод со штекерами Jack 3,5 мм и 2 RCA, а также 2 переходника на Jack. Им соединяются выход под наушники на телефоне и разъемы Line In L и R на микшерном пульте.

При необходимости пользователь может подключить микшерный пульт к ресиверу . С этой целью понадобится кабель 2 RCA – 2 Jack. После того, как устройства соединены проводом в обесточенном состоянии, нужно включить их и на ресивере выбрать в качестве источника сигнала тот разъем, к которому подключен микшерный пульт.

Иногда пользователю может потребоваться подключить микшер к телевизору, чтобы последний выступал в качестве источника звукового сигнала. Для этого на телеприемнике можно использовать разъем для наушников или выходы 2 RCA, а на микшерном пульте - разъем AUX или, при его отсутствии, входы Line In L и R.

Настройка

Бывают ситуации, когда ноутбук или ПК не определяют микрофон при подключении. В этом случае потребуется выполнить следующие действия:

  • на Windows 10: открыть «Панель управления», найти «Диспетчер Realtek HD», а для других версий ОС: «Панель управления» - «Оборудование и звук» - «Диспетчер Realtek HD»;
  • открыть вкладку «Микрофон»;
  • нажать «Задать стандартное устройство».

После этих манипуляций микрофон и микшер заработают.

Возможные проблемы и пути их решения

В некоторых случаях пользователь может столкнуться с тем, что после подключения микшерного пульта к ноутбуку или к иным устройствам звук отсутствует . В такой ситуации необходимо убедиться, что кабель, с помощью которого установлено соединение, не имеет повреждений, а переходники, если они используются, исправно работают.

Совет! Проверить на целостность и работоспособность кабель с переходниками можно, подключив провод к другой технике или заменив переходник и кабель.

Также нужно удостовериться, что техника подключена правильно. На микшере очень много разъемов, поэтому неопытный пользователь легко может перепутать входы и выходы.

Следующая проблема, которая часто проявляется при подключении к микшерному пульту различной техники, – низкое качество звука, треск, шум и другие помехи . Такое побочное явление объясняется использованием низкокачественных кабелей и переходников. Для решения вопроса необходимо заменить их на хорошую продукцию.

Еще одна возможная проблема обычно связана с драйверами на встроенную или внешнюю звуковую карту . Если они не установлены или не обновлены до свежей версии, звук может отсутствовать. Чтобы обновить их, рекомендуется перейти на официальную страницу производителя оборудования и загрузить их оттуда.

Важно! Скачивать обновление ПО с других сайтов или непроверенных источников может быть опасно.

Итак, подключить микшерный пульт к компьютеру (переносному или стационарному), усилителю, звуковой карте либо другим устройствам достаточно просто, если знать правильный порядок действий и понимать, какие разъемы нужно использовать. В процессе настройки соединения нужно использовать только качественные переходники и кабель, иначе получить достойный звук будет затруднительно.

Самые лучшие ноутбуки по мнению покупателей

MACKIE Mix12FX 12-канальный компактный микшер с процессором эффектов на Яндекс Маркете

Soundcraft EPM8 микшерный пульт, 8 моно + 2 стерео входа, микрофонные предусилители GB-30 на Яндекс Маркете

Soundcraft Signature 10 аналоговый 10-канальный микшер на Яндекс Маркете

Soundcraft EFX8 микшерный пульт с процессором эффектов на Яндекс Маркете

Numark Mixtrack Pro 3 на Яндекс Маркете

Микшерный пульт. Что это?

Это устройство, основная задача которого - суммирование нескольких звуковых сигналов в один. Но современные микшерные пульты, кроме этой функции, выполняют ряд других:

Коррекцию сигналов (эквализация, компрессирование, спецэффекты);
маршрутизацию (пульт – это сердце любой концертной площадки или студии, от него расходятся провода к другому оборудованию);
усиление (такой микшер можно подключать сразу к акустическим системам);
запись на компьютер или на внешний носитель.

Как разобраться во всем этом многообразии?

Виды микшерных пультов

Все микшерные пульты условно делятся на диджейские, концертные, студийные, для радиовещания и прочие. У всех есть своя специфика, и этот важнейший фактор нельзя не учитывать.

У диджейских пультов обычно меньше каналов, чем у концертных, но в них реализованы специальные функции:

Фейдер между парой стереоисточников, позволяющий одним движением микшировать их;
специальный эквалайзер, в прямом смысле убивающий частоты;
процессор эффектов с лупером или специальный вход с тон-корректором для подключения проигрывателей винила (или, как их еще называют, вертушек).

На фото - диджейский микшерный пульт

Эти функции, скорее всего, будут бесполезны для концертной или студийной деятельности, но вот провести дискотеку с другим микшерным пультом не получится.

Сейчас очень популярны стали DJ-контроллеры. Это микшерные DJ-пульты, объединенные с многоканальной (обычно две стереопары) звуковой картой и управляемые специальной программой с компьютера. Если источником звука будет только компьютер, то нет смысла покупать обычный DJ-микшер. Более целесообразной покупкой станет DJ-контроллер.

На фото - DJ-контроллер

У концертных пультов повышенное внимание уделяют надежности и удобству оперативной работы при частых выездах. Такой пульт должен обладать развитой архитектурой - возможностью подключать разнообразное дополнительное оборудование и маршрутизировать сигнал на различные зоны звукоусиления. К концертным пультам относятся зонные и мониторные пульты, а также различные сплиттеры, решающие узкие задачи во время крупных концертов.

На фото - концертный микшерный пульт

У современных студийных пультов ценятся, прежде всего, уровень качества звука и возможность сохранения настроек. Сейчас повсеместно используют цифровые пульты, позволяющие одним касанием вернуться к незаконченному треку и продолжить его сведение в любое время. У студийных пультов часто обращают внимание на такие субъективные параметры, как сводимость и прослушиваемость, характеризующие баланс инструментов при производстве готовой записи.

На фото - современный студийный микшерный пульт

Радиовещательные пульты в некотором смысле похожи на DJ-пульты (не зря люди в эфирной студии чаще себя называют диджеями, чем ведущими). Однако у этих пультов есть некоторые дополнительные функции, например, возможность общаться вне эфира со студией или звонящими по телефону слушателями, запуск фонограммы от канала фейдера, специальная динамическая обработка управляемыми компрессорами. Все это абсолютно не нужно в студии или на концертной площадке.

На фото радиовещательный микшерный пульт

В зависимости от количества каналов микшерные пульты делятся на портативные, переносные и стационарные.

Портативные пульты – компактные устройства, как правило, бюджетного класса, выполняющие минимум возложенных на них задач. Обычно они используются там, где не нужно много каналов и нет необходимости подключать музыкальные инструменты. Особенностью портативных пультов является применение круговых потенциометров, благодаря которым устройства обладают малыми весом и габаритами, их легко носить с собой, и они не занимают много места в домашней студии.

На фото - портативный микшерный пульт

Кстати, вы можете посмотреть наше видео про 5 самых интересных представителей этих микшерных пультов на канале:


Переносные микшерные пульты – это полупрофессиональные и профессиональные модели, которые используются при проведении различных мероприятий: концертов, студийных звукозаписей и др. Такие устройства имеют больше каналов, чем портативные модели. В концертной деятельности часто используются активные микшеры со встроенным усилителем мощности. В них есть все, что характерно для качественных микширования и записи.

На фото - переносной микшерный пульт

Стационарные микшерные пульты – это профессиональные устройства с большим количеством каналов. Используют их при проведении больших концертов и в студиях звукозаписи профессионального уровня. Все чаще встречаются цифровые микшерные пульты, которые позволяют вести многоканальную запись звука на компьютер, обладают широчайшими возможностями обработки звука, умеют запоминать все настройки конкретного студийного проекта и в значительной степени облегчают труд звукорежиссеров.

На фото - стационарный микшерный пульт

Основные характеристики микшерных пультов

Количество каналов: что об этом нужно знать?

Если пульт называется 10-канальным, это не означает, что он имеет 10 микрофонных входов. Стереовход (например, для подключения стереоплеера) – это два канала. Также существует дополнительный, нерегулируемый вход TAPE (CD) IN, подающий линейный стереосигнал сразу на мастер шину: ему тоже нужны два канала. Таким образом, у 10-канального микшерного пульта могут быть 4 микрофонных моновхода, 2 стереовхода для подключения стереоисточников и дополнительный вход для подключения проигрывателя на мастер-секцию.

Виды каналов

Как мы заметили выше, у микшерных пультов есть микрофонные и линейные входы. Они могут быть балансными и небалансными. Большинство пультов имеет балансные входы, что способствует большей помехозащищенности и, как следствие, уменьшению шумов. Поэтому следует применять балансные (их еще называют симметричными), преимущественно XLR-разъемы.

Интерфейс микшерного пульта

Все управление сигналом в микшерном пульте можно разделить на поканальное и общее.

Каждый канал микшерного пульта обычно содержит:

Микрофонный XLR-вход.

Линейный вход 1/4" TRS (толстый джек).

Очень часто микрофонный и линейный входы выполняются на бюджетных пультах для экономии места на так называемом COMBO разъеме. В него можно подключить и XLR, и Jack.

Разрыв (Insert), который обеспечивает направление сигнала на внешнее устройство обработки (чаще всего компрессор) и его прием обратно от этого устройства.

Регулятор чувствительности GAIN, позволяющий настраивать входной канал микшера для работы с любыми источниками.

Эквалайзеры.Бюджетные модели имеют двух- или трехполосный эквалайзер. Более дорогие и профессиональные модели обычно подразумевают параметрическую регулировку, меняющую не только уровень каждой регулируемой частоты, но и саму частоту. Этот вариант удобен при концертной и студийной работах, поскольку позволяет сделать более точную и глубокую коррекцию сигнала в диапазоне средних частот.

Посыл (Send), который делает возможным подмешивание в сигнал канала обработанного сигнала от внешнего устройства обработки.

Регулятор панорамы, отвечающий за управление уровнем сигнала, который будет направляться в общие левый и правый каналы.

Коммутацию, при которой с помощью кнопок определяются активность и маршрут сигнала.

Регулятор уровня громкости. На бюджетных моделях он выполнен на круговых потенциометрах, на профессиональных пультах на вертикальных фейдерах: чем он длиннее, тем более точно можно выставлять уровень сигнала.

К общему управлению относятся подгруппы, позволяющие объединить выбранные каналы для дальнейшего управления. Общая секция содержит выход на наушники, коммутацию (посылы и возвраты AUX, выходы на мониторы), встроенные DSP-процессоры. Обязателен также индикатор уровней. На профессиональных пультах есть встроенный микрофон для переговоров со звукорежиссером, специальный выход для подключения подсветки и многое другое.

Нужен ли микшер в домашней студии?

Теперь, когда мы знаем почти все о микшерных пультах, ответим на главный вопрос, который нам задают: «У меня домашняя студия. Имеет ли смысл купить в нее микшер?».

В минимальный состав домашней студии обычно входят:

Микрофон;
- звуковая карта;
- наушники;
- студийные мониторы;
- MIDI-клавиатура;
- коммутация и стойки.

Нужен ли в этом случае пульт? Наш ответ? НЕТ. Микшерный пульт для записи не нужен: он не только не улучшит запись, но и, скорее всего, ухудшит ее. Конечно, если вы не используете свою студию для того, чтобы делать «четкие» фотки на его фоне:) :)

Почему мы так считаем?

1. Современные звуковые карты содержат в себе микрофонные предусилители качества, обычно превышающие аналогичные предусилители у пультов. Предусилитель стоит не дешевле 100 долларов, в 10-канальном пульте используется как минимум 4 микрофонных предусилителя, еще имеются стереовходы. Тем не менее цена на пульт от этого не вырастает выше 400 долларов. Вполне нормальный 10-канальный пульт можно купить за 120–150 долларов (он будет даже с процессором эффектов, который тоже отдельно стоит от 100 долларов). Логично, что при таких обстоятельствах выбор? в пользу аудиоинтерфейсов и отдельных предусилителей.

Карты, кстати, могут иметь до 16 (и даже до 32) входных каналов и позволяют записать любой источник сигнала.

3. Сведение в 99 % случаев будет происходить в секвенсоре (специальной программе). Оставшийся 1 % приходится на дорогие аналоговые микшерные консоли. Стоимость таких пультов начинается сейчас от 500 000 рублей, они требуют большого количества дорогостоящей дополнительной обработки, и это совсем не домашняя звукозапись. Сводить на 8-канальном пультике за 10 000 рублей и получать великолепный результат, увы, невозможно.

4. Многие рассматривают микшерные пульты с USB на борту. К сожалению, для студийной записи эти пульты абсолютно бесполезны. Они оцифровывают только мастер-секцию, а писать поканально с ними нельзя. Другими словами, вы не сможете слушать через такой пульт минусовую фонограмму и писать вокал на отдельную дорожку: записываться будет уже готовый микс. Но для небольших выступлений это находка: не нужна звуковая карта, вы подключаетесь напрямую к ноутбуку и имеете звук в разы лучше, чем через встроенную звуковую карту. Чем больше мощность, тем заметней будет разница.
Но все вышеперечисленное не ставит крест на использовании микшерных пультов в домашней студии для мониторинга.

Пульт может быть полезен, потому что:

У вас появится дополнительный выход на наушники (еще один есть в обязательном порядке на звуковой карте).

Заметим, что если вам нужно подключить более двух пар наушников, есть специальные предусилители для наушников. Их использование более практично.

Вы сможете подключить через пульт не одну, а две пары мониторов.

Для серьезных студий существуют специальные мониторные микшеры. Они позволяют с большой гибкостью маршрутизировать сигнал.

На фото - специальный мониторный микшерный пульт

Появится возможность в режиме мониторинга пользоваться эквализацией и оценивать необходимость частотной коррекции в реальном времени.

Наконец, вы спокойно сможете перед записью порепетировать с товарищами, не думая, как это все воткнуть в вашу звуковую карту.

Надеемся, наша статья была вам полезна. Если у вас есть вопросы, напишите на почту , и мы дадим самую лучшую бесплатную консультацию по любым вопросам, связанным с концертным и студийным оборудованием.

Как подключить к ноутбуку микшер?

Ответ мастера:

Подключение микшера к ноутбуку – не самое лёгкое дело. Просто соединить два разъёма проводом, но сложнее подобрать подходящую звуковую карту. А это обязательно нужно сделать, если вы и дальше намерены заниматься музыкой.

Необходимо: комплект проводов для подключения микшера к ноутбуку, с одной стороны оканчивающийся штекером «джек».

Проверьте ноутбук на наличие необходимых драйверов для звуковой карты. При необходимости, обновите для их корректной работы. Иначе, в процессе подключения микшера могут возникнуть проблемы. Найдите на лэптопе разъемы аудиовыхода, которые обычно они отмечены пиктограммой с изображением наушников.

Подсоедините один конец провода подключения со штекером «джек» к аудиовыходу звуковой карты ноутбука, а другой - к микшеру. Лучше использовать такой вариант кабеля, где подключение происходит при помощи двух проводов, соединенных в один «джек» с другого конца.

Если есть провод, имеющий с одной стороны штекер «джек», а с другой – «тюльпаны», то подсоедините первый к разъему на видеокарте, а вторые к соответствующим портам аудиовхода на микшере. Обязательно соблюдайте цветовую схему при подключения проводов. Ещё возможно использовать специальные переходники. Их вы найдёте в магазинах радиотехники.

Приобретите внешнюю звуковую карту для ноутбука, если желаете добиться наилучшего звука при использовании микшерного пульта. Изучите их ассортиментом на специализированных сайтах и форумах, поинтересуйтесь мнением пользователей, уже использующих какую-либо модель.

Не забывайте: нельзя добиться хорошего звучания от стандартных звуковых карт, особенно встроенных в материнскую плату(большинство ноутбуков имеют именно такие звуковые адаптеры). Ознакомиться с информацией о профессиональных звуковых картах можно по следующим адресам: http://www.stereohead.ru/index.php?name=Pages&op=cat&id=10 http://www.computerra.ru/terralab/multimedia/357747/ http://www.n-audio.com/news/new7.php