Построение схемы маршрута. Построение технологического маршрута

Итак. По мнению коллег, переношу сюда свою статью по маршрутам.

Редактор JOSM. Вернемся к остановкам. Вариант №1 «Остановка на дороге». Для ее установки, выбираем точку на линии и задаем ей параметры: Заготовки-Транспорт-Общественный транспорт-Автобусная остановка.

Появится меню (рис.2). В нем пишем название остановки и ее параметры.

Пишем. Название – Почтовая, Навес – нет, Скамейка – да, Тактильное мощение – нет. Жмем Ок. И видим что точка превратилась в остановку (рис.3).

Поставим следующую остановку при помощи второго способа. Выбираем «Рисовать точку» и два раза кликаем в месте, где будет остановка (за пределами какой-либо линии).

Получили две остановки. И для завершения маршрута, зададим конечную и начальную остановку в виде Автобусной станции с названием главная. Для этого ставим точку по второму варианту, и задаем ей параметры: Заготовки-Транспорт-Общественный транспорт-Автобусная станция. Название: Главная.

Для нашего тестового маршрута трех остановок будет вполне достаточно.

Выезжаем с автостанции, двигаемся по Чеховскому переулку, поворачиваем на улицу Народного ополчения, затем на Почтовый переулок, останавливаемся на остановке «Почтовая», далее едем до 25 лет Октября, поворачиваем, делаем остановку на Пролётной и возвращаемся на Автобусную станцию. Для того, чтобы маршрут наш поворачивал необходимо поделить дорогу на отрезки, для этого выделяем дорогу

зажимаем Shift и выделяем точку на дороге

и нажимаем на кнопочку «P» - Разделить линию и получаем уже два отрезка

.

Ну а теперь приступаем к созданию маршрута. Маршрут задается(создается) через отношения. Открываем на правой стороне JOSM кладку «Отношения»

и нажимаем кнопку «Создать новое отношение»

С открытым окошком «Отношение» выделяем все наши дороги и остановки (нажимаем Shift и мышкой тыкаем по всем нашим дорогам и остановкам).

Объекты появятся в правой табличке. Нажимаем на кнопочку «Добавить все элементы» и они перенесутся в левую табличку.

Теперь нам нужно добавить теги, чтобы наше отношение стало маршрутом автобуса. Применяем следующие теги:

Должно получиться так

Ну а теперь приступаем к самому главному. Нужно внести роли для наших дорог и остановок. Для остановок мы добавляем роль “stop”. Дороги могут иметь три роли backward, forward и отсутствие роли. Роль forward выставляется, когда направление дороги (указано стрелкой) совпадает с направлением движения по ней автобуса.

А роль backward когда направление дороги не совпадает с направление движения автобуса

на рис.22 направление дороги – «вверх», а направление автобуса – «вниз» (см. рис.7), поэтому мы и установили роль для дороги «ул. 25 лет Октября» – backward. Вот и все. Жмем Ок, загружаем данные на сервер и идем спать. Когда наши данные обновятся, мы сможем проверить наш маршрут, и посмотреть его на карте. Найти наш маршрут можно по номеру отношения. У нас это 1159133.

Проверить маршрут можно тут, подставив номер своего маршрута.

Ответ бывает такого вида (при наличии каких-либо ошибок):

Loading relation:1159133 Tags: description = Тестовый маршрут ref = 99 route = bus type = route failed to reorder ways no route from Пролётная to Почтовая

или такой, если ошибок нет:

Loading relation:1159133 Tags: description = Тестовый маршрут ref = 99 route = bus type = route Route OK. now you can: download kml, view kml on google, view kml on OSM, view kml on cloudmade, download .osm xml (unsorted), download .osm xml (sorted) way:: Чеховский пер. : as stop Главная way:: ул. Народного ополчения way:: Почтовый пер. way:: ул. 25 лет Октября bus_stop: as stop Почтовая bus_stop: as stop Пролётная

Для того, чтобы из первого варианта у нас получился второй, нужно было отсортировать дороги в том порядке, в котором по ним едет автобус. Обратите внимание на рис.20 и рис.21.

Посмотреть наш маршрут на автобусной карте.

Основные положения. Технологический маршрут, отражая рациональную последовательность обработки детали, по своему содержанию является основной частью технологического процесса. Построение такого маршрута представляет собой технологическую задачу и следовательно может иметь несколько решений, из которых только одно окажется наиболее рациональным. Поэтому порядок разработки его целесообразно свести в единую логическую схему (рис 49), состоящую из трех последовательно осуществляемых стадий: 1) изучения исходных данных; 2) подготовки к построению технологического маршрута; 3)построения технологического маршрута.

Рис 49. Схема мыслительных действий токаря при построении технологического маршрута

На 1-й стадии изучаются исходные данные, которые для конкретного рабочего места состоят из рабочего чертежа, заготовки, количества деталей в обрабатываемой партии и технических возможностей станка.

Рассматривая чертеж детали, следует в первую очередь определить точность выполнения размеров, формы и расположения поверхностей, их шероховатость. Допустимые погрешности этих четырех элементов технических требований, предъявляемых к точности обработки детали, указываются на чертежах условными обозначениями, предусмотренными ЕСКД (см. § 10). Кроме того, необходимо обратить внимание на форму, материал и вид термообработки детали, а также характер простановки размеров, которые могут существенно влиять на принятие определенного технологического решения. Например, если деталь подлежит термообработке, ее точные поверхности предварительно обрабатывают на токарном станке с припуском на шлифование. По простановке размеров можно установить измерительные базы и последовательность обработки поверхностей детали.

Сопоставляя заготовки с чертежом детали надо определить достаточность припусков на обработку, отсутствие значительного перекоса, смещения и кривизны поверхностей.

В зависимости от объема партии деталей надо принять решение о степени расчленения технологического маршрута. Если предстоит обработать только одну деталь на одном станке, то весь технологический маршрут будет состоять. из одной операции. Когда же обрабатывается партия деталей, технологический маршрут делят на ряд операций, количество которых соответственно зависит от величины партии.



Значение технических возможностей станка (наибольший диаметр обработки, пределы частот вращения и подач, мощность двигателя, наличие заднего резцедержателя и др.)позволяет наиболее полно использовать их при выборе того или иного варианта технологического процесса.

На 2-й стадии технологической подготовки выбираются способы обработки, установочные базы и способы установки заготовок на станке.

Любая поверхность может быть обработана различными способами, каждый из которых оправдывает себя в определенных условиях и при определенных требованиях к точности обработки. Из всех возможных способов обработки следует выбирать наиболее производительный (по принципу наибольшей производительности). Если этот способ не обеспечивает необходимые технические требования, то предварительную обработку выполняют наиболее производительным способом, а окончательную - тем, который позволяет достичь требуемой точности обработки. Например, при обтачивании цилиндра наиболее производительно весь припуск срезать за один проход. Когда же обрабатываемая деталь обладает недостаточной жесткостью или точность обработки высокая, обтачивание выполняют за два перехода: вначале предварительным точением срезают основную часть припуска, затем чистовым производят чистовую обработку с малой глубиной резания и подачей.

Технологические базы выбирают, руководствуясь правилами, изложенными в §21. Затем соответственно принятым базам намечают способы установки заготовок на станке в зависимости от требуемой жесткости крепления и точности центрирования.

Таблица 3

Условные обозначения, применяемые в технологических процессах

Способ установки заготовки или наименование Обозначение
Установка в патроне
Установка в патроне с упором в торец
Установка в патроне и заднем центре с упором в торец
Установка в центрах (передний упорный, задний вращающийся)
Установка в центрах (передний поводково-плавающий, задний вращающийся)
Установка в центрах (передний рифленый, задний вращающийся)
Установка в центрах и подвижном люнете (см. рис 156. 6)
Установка в центрах и неподвижном люнете (см. рис 156, а)
Установка на цилиндрической разжимной оправке (см. рис 72, б)
Установка на цилиндрической патронной оправке (см. рис 72, г)
Установка на конической патронной оправке
Установка на резьбовой Оправке с упором в торец (см. рис 72, в)
Продольный упор
Продольный упор с длиноограничителем
Продольный многопозиционный упор

Короткие заготовки с черновой или предварительно обработанной базой закрепляют в самоцентрирующем патроне с закаленными кулачками. При большом припуске на обработку такие заготовки целесообразно поджимать задним центром.

Короткие заготовки с окончательно обработанной чистовой базой (когда к точности взаимного расположения поверхностей детали предъявляют высокие требования) закрепляют в патроне с сырыми кулачками или с помощью упругой втулки, растачивая их по диаметру принятой базы.

Предварительную обработку длинных заготовок выполняют в патроне и заднем центре, окончательную - в центрах.

3-я стадия -завершающая. Устанавливается последовательность обработки, количество и состав операций. При этом рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. В первую операцию (уставов) наряду с другими переходами включать переходы по подготовке последующей чистовой технологической базы.

2. Черновую и чистовую обработку точением выполнять в различных операциях.

3. Переходы, нуждающиеся в особой наладке станка (некоторые способы обработки конусов, резьб, фасонных поверхностей), выделять в самостоятельные операции.

4. В операцию по окончательной обработке резцами точных поверхностей не включать переходы, нуждающиеся в поворотах резцедержателя.

5. В одной операции нецелесообразно выполнять сверление и растачивание отверстий.

Оформление технологического маршрута. Для производственного предприятия основным технологическим документом служит маршрутная карта, предусмотренная ЕСТД (единой системой технологической документации) по ГОСТ 3. 1105-74 (см. Приложение 1). Карта содержит сведения о последовательности выполнения операций, их привязке к цехам и участкам предприятия, наименовании применяемых станков, приспособлений и инструментов и некоторые другие данные. Однако исходя из особенности задач развития технологического мышления у учащихся - молодых рабочих, текстовой материал такой карты желательно для большей наглядности сопровождать графическим изображением. Поэтому для учебных целей целесообразно пользоваться несколько упрощенной маршрутной картой (см. табл. 4), расчленяя в ней операции на установы, переходы и сопроводив их схемами технологических установов. При заполнении такой карты рекомендуется руководствоваться следующими правилами.

1. Операции и переходы обозначать арабскими цифрами 1, 2, 3 и т. д. ; установы - прописными буквами русскою алфавита А, Б, В.

2. В графе «Содержание установов и проходов» указания выражать глаголом в повелительной форме: установить, закрепить, обточить, подрезать, сверлить. При этом размеры и предельные отклонения обрабатываемой поверхности в тексте не указывать. Вместо них проставлять в кружке порядковый номер размера поверхности из схемы технологического установа. Например: расточить отверстие 1, развернуть отверстие 2, обточить цилиндр 3, выточить канавку 4, нарезать резьбу 5, проточить фаску 6, отрезать заготовку в размер 7, подрезать торец в размер 8, обточить фасонную поверхность 9 предварительно (окончательно) и т. д.

3. В графе «Схемы установов» заготовки изображаются в произвольном масштабе на стадии завершения операционной обработки, обрабатываемые поверхности которых обводятся сплошными линиями увеличенной толщины (в 2-3 раза толще основной линии чертежа). Кроме того, на схемах указываются размеры, подлежащие выполнению в данной операции (установе). Нумеруются они арабскими цифрами в кружках диаметром 6-8 мм и располагаются вне контура детали в направлении движения часовой стрелки.

Способы крепления заготовок и некоторые другие сопутствующие сведения указываются на схемах условными обозначениями (табл. 3).

Контрольные вопросы:

Воспроизведите и объясните структурную схему мыслительных действий токаря при построении технологического маршрута.

Как оформляется технологический маршрут?

Воспроизведите условные обозначения, применяемые в технологических процессах.

Если вы планируете пойти в поход,его нужно спланировать,ибо экспромтом в походы не ходят,разве что в пвд(поход выходного дня), да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода,будь то пеший водный или велосипедный,маршруты составляются по одному алгоритму

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности(этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка «нитки»маршрута,мест посещения(т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути(делается для того,чтобы запланировать кол-во продуктов,снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия(если это планируется)
  7. Составление сметы,раскладки продуктов,снаряжения,аптечк и

Сначала поговорим какие бывают маршруты

маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные(т.е идем из точки А в точку Б)
  • Кольцевой маршрут(откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)

  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

Выбираем район путешествия

Выбор района путешествия наверное самое главное занятие при составлении маршрута.Место должно быть чем то примечательно:

  • Красивая природа
  • посещение по пути примечательных мест(музеи,церкви,горы,перевалы и т.д)
  • Желательно наличие воды по пути следования

Выбираем категории сложности похода

Категория сложности -является неотъемлемой частью для спортивного туриста,который зарегистрировался в МКК(Маршрутно-квалификационная комиссия ) и хочет получить звание либо значок))).Я думаю, для вас это будет лишним в настоящее время,поэтому опускаем данный пункт

Разработка «нитки»маршрута,мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута.Т.е все расстояние от начала и до конца пути является «ниткой». Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера,воспользовавшись программами sasplanet или google earth.В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути(нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута(нитку) с помощью бумажной карты,но такие есть,туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают именно работу с бумажной картой,даже при планировании маршрута путешествия

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами,составляю треки пути там же,сохраняю их и заливаю в навигатор.Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту(как обычную,так и спутниковую),это значительно облегчает планирование маршрута.На карте сразу можно поставить маршрутные точки,измерить расстояние пути,запланировать точки отхода.Короче говоря рекомендую!!!.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать интересные объекты посещения(если это требуется).

Разбить маршрут по дням

(Запланировать примерное время нахождения в пути)

Важный момент в планировании маршрута-запланированное время путешествия.Время нужно планировать всегда с небольшим «избытком».

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить(рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче)

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо.Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

В итоге:Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной день=8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге. каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней(безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку(день отдыха, например для стирки, для бани,посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Наметить места дневок,биваков

Наметить интересные для посещения объекты. Наметить удобные места стоянок (дневок,ночевок)

Выбор ночевки:

Выбор ночевки:

Для ночевок желательны зоны леса(если не таскаете с собой газ или примус)открытые участки лучше не выбирать, т.к возможен сильный ветер. Биваки должны устраиваться в близи водоемов или источников воды, желательно наличие дров, красивых пейзажей(все условия соблюсти ооочень трудно),без отклонения от маршрута, но если есть возможность вышеназванные условия весьма желательны.

Из словаря туриста:

Дневка :Однодневная остановка на отдых во время похода

Отсидка — вынужденная остановка на маршруте на один день или больше

Запасной день -элемент ресурса времени который закладывается на поход

Наметить аварийные и запасные варианты

Что такое запасной вариант?

Вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие(непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например : Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти(Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, по максимально легкопроходимой.

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Желательно чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка желательно должна быть недалеко от населенного пункта или являться им(город, деревня с медиком и т.д),в крайнем случае, просто если это будет удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута,тем больше точке схода.

Подготовка заброски и выброски с района путешествия

Заброска — это предварительная доставка продуктов,снаряжения на наиболее доступный отрезок маршрута или в его начало.

Заброска осуществляется транспортом,вертолетом(если местность сложная и других путей подхода нет). Заброска достаточно дорогое удовольствие

Составление сметы,раскладки продуктов,снаряжения,аптечки

Последнее в разработке маршрута это составление сметы,раскладки продуктов,снаряжения и аптечки туриста.Про аптечку туриста прочитать можете

Как разработать маршрут похода

Задание

Разработка схемы маршрута.

В этом разделе необходимо, пользуясь атласом, составить схему ведомость оптимального маршрута заданного направления, указать расстояния между основными транзитными пунктами, дать сведения о наличии пунктов обслуживания РПС. Основные экипировочные пункты, на которых организуется снабжение рефрижераторных секций и АРВ топливом, смазкой, хладагентом, питьевой и дистиллированной водой и др., а также производится профилактический осмотр и текущий ремонт вагонов, размещаются на территории рефрижераторных депо, ближайших к станциям отправления и назначения. Вспомогательные пункты экипировки предназначены для снабжения РПС дизельным топливом, смазкой и водой.

Таблица 4

Ведомость маршрута перевозки

Необходимо определить потребность в дозаправке РПС при следовании его по составленному маршруту. Расстояние, которое может преодолеть РПС без дозаправки топливом дизель-генераторных установок, зависит от емкости топливных баков, суточного расхода топлива и маршрутной скорости:

, стр. 7 - вместимость топливных баков единицы РПС, л; - суточный расход топлива всеми дизелями РПС при 20-часовой работе с полной нагрузкой, л/сут; - гарантированная маршрутная скорость, км/сут.

Значения

и приведены в таблице 5.

Таблица 5

, л , л/сут

5-вагонная секция БМЗ

Для 5-вагонной секции БМЗ:

км. км.

Определение условий перевозок СПГ.

Во втором разделе выбор условий перевозок рекомендуется производить по наиболее тяжёлой климатической зоне. Так как направление перевозок охватывает несколько железных дорог, необходимо показать продолжительность периодов года для различных участков маршрута. Следует указать род подвижного состава (РПС, термос, крытый вагон и др.), предъявляемые к нему требования по температурному режиму перевозки, необходимости вентилирования, охлаждения или отопления для каждого конкретного груза, а также предельные (

) и уставные ( ) сроки доставки для каждого груза по периодам года. Выбор подвижного состава (ПС) производится по нескольким критериям, основными из которых являются способность обеспечить режим перевозки и стоимость перевозки. Наилучшие условия для транспортировки груза обеспечивает РПС, однако стоимость его эксплуатации очень высока. Более экономичными вариантами является использование универсальных крытых вагонов и вагонов-термосов.

Все данные сводим в таблицу:

Таблица 6

Условия перевозки СПГ по маршруту

Номер i и наименование груза

Периоды года

Переходный

Род ПС, режим

Род ПС, режим

Род ПС, режим

Мясо замороженное 5-ваг. БМЗ 17 7 5-ваг. БМЗ 17 7 5-ваг. БМЗ 17 7
Овощи свежие АРВ 15 7 АРВ 16 7 АРВ 16 7
Фрукты, ягоды АРВ 15 6 АРВ 18 6 _____ ____ __
Картофель Крыт. вагон 18 8 Крыт. вагон 18 8 5-ваг. БМЗ с отоплением БО 8
Консервы Крыт. вагон 30 6 Крыт. вагон 30 6 5-ваг. БМЗ с отоплением 30 6
Виноград. вино, пиво, мин. вода 5-ваг. БМЗ с охлаждением 30 6 5-ваг. БМЗ без охлаждения 30 6 5-ваг. БМЗ с отоплением 30 6

Предельный срок доставки СПГ нормируется, т. е. определяется соответствующими нормативными актами, а уставной срок рассчитывается по формуле:

, стр. 8

где L - протяженность маршрута перевозки груза, км;

Граф дорог – это цифровая векторная карта, состоящая из топологически связанных дуг и узлов, местоположение и свойства которых с заданной точностью и полнотой передают маршруты и организацию движения наземного транспорта.

Граф дорог создается согласно Требованиям к навигационным картам , включающим описание классификаторов, правил цифрового описания, форматов данных, редакционно-технические указания и другие документы.

Элементы графа дорог предназначены для использования в задачах по автоматизированной прокладке маршрутов между любыми заданными точками на графе.

Граф дорог создается по выделенным объектам дорожной сети и представляет собой пользовательскую карту с дугами и узлами. На этапе построения в семантические характеристики дуг и узлов записывается информация о связности сети и атрибуты для решения поисковых задач. Дуги можно создавать двух видов – с двусторонним и односторонним движением.

Средства редактирования графа дорог предназначены для уточнения графа в местах многоуровневых развязок и формирования запретов поворотов. Пользователь имеет возможность вручную удалить, добавить узлы сети, заменить дугу с двусторонним движением на дугу с односторонним движением, провести распараллеливание дорог, создать дуги и развороты, сформировать на перекрестках запреты поворотов.

Поиск минимального пути между точками (населенными пунктами) осуществляется с учетом любых характеристик записанных в дуги сети (тип дорог, скорость движения, количество проезжих частей). Кратчайший маршрут можно найти либо по минимальной длине пути либо по минимальному времени прохождения маршрута. При нахождении минимального пути имеется возможность исключения некоторых дуг, например аварийных участков, из поиска. Результаты поиска отображаются на карте в виде объекта – маршрута.

Особенности цифрового описания графа дорог

Граф дорог и дорожных сооружений создается в виде отдельной пользовательской карты (слоя) без деления на номенклатурные листы. Объекты, описывающие граф дорог, составляют отдельный слой в классификаторе цифровых навигационных планов городов. Граф дорог содержит два основных типа объектов – дуги и узлы.

Дуги разделяются на два вида – с двусторонним и односторонним движением. Дуги графа строятся, как правило, по осевым линиям улиц, дорог и дорожных сооружений, с обеспечением топологии в точках примыкания. Односторонние дуги должны иметь направление цифрования, совпадающее с направлением движения по данной дуге. Дуги с двусторонним движением могут иметь произвольное направление цифрования.

Узлы могут последовательно соединять две дуги, имеющие разные характеристики, или соединять несколько дуг в местах перекрестков, развилок и т.п. Если дороги физически проходят над одним участком местности на разных уровнях (тоннель, эстакада и т.п.), то в точке пересечения дорог на карте графа узел должен отсутствовать. С помощью набора односторонних и двусторонних дуг и узлов можно однозначно описать различные виды перекрестков, одноуровневых и многоуровневых развязок. Если на перекрестке дорог необходимо показать запрет поворота, то в этом месте дороги могут быть показаны параллельными односторонними дугами, которые имеют узлы только с теми пересекающими их дугами, на которые разрешено перестроение транспорта.

Для упрощения описания запретов поворотов на перекрестках может применяться повторяемая семантика 32821. Дуга, имеющая запреты на переход в другие дуги (запреты поворотов) должна иметь список семантик с кодом 32821, содержащих номера дуг, на которые запрещен переход. Запреты разворотов описываются семантикой 32822.

При редактировании графа все разрешенные переходы на отдельном перекрестке могут быть отображены в виде таблицы переходов, где оператор отмечает разрешенные или запрещенные переходы. После чего автоматически обновляется семантика дуг.


Пример простых Т-образных перекрестков

Пример пересечения двух дорог на разных уровнях с полным набором съездов

Панель задачи "Граф дорог"

  • Построение сети
  • Создание узла сети
  • Создание дуги сети
  • Изменение направления цифрования
  • Изменение типа движения
  • Удаление узла из сети
  • Добавление узла в сеть
  • Распараллеливание дорог
  • Создание съездов и разворотов
  • Запрет левого поворота на Т-образном перекрестке
  • Запрет правого поворота на Т-образном перекрестке
  • Формирование запретов поворотов
  • Построение минимального маршрута
  • Построение графа удаленности
  • Минимальный путь между точками
  • Минимальный путь между точками (выбор точек из файла)
  • Шаг назад
  • Выход из задачи

Автоматизированное создание графа дорог

Режим Построение сети выполняет создание геометрической сети дуг и узлов с одновременным построением логической сети. Сеть строится по выделенным на карте линейным объектам. Выделенные точечные объекты при построении будут добавлены в сеть как злы сети. Выделенные векторные объекты могут быть обработаны как линейные или как точечные. Для создания сети используются классификаторы service.rsc, road10.rsc, road25.rsc которые содержат объекты: узел сети, дугу сети, а также семантики, необходимые для дальнейшей работы с сетью. Если у выделенных линейных объектов имеется семантика, которая указывает на одностороннее движение, то можно построить сеть с односторонним движением. Данный режим позволяет не создавать узлы на пересечении объектов, которые находятся на разных уровнях (при этом объекты не должны иметь общих точек метрики).

В результате построения создается пользовательская карта, содержащая следующие типы объектов: узел сети и дуга сети. Все объекты созданной карты имеют обязательную семантику “Номер сети”. Для узлов обязательной характеристикой является ссылка на объект- дуга, которой принадлежит узел, для дуг обязательные семантики – номер первого и последнего узлов для данной дуги и ссылка на объект карты. Пользователь может изменить внешний вид создаваемых объектов, указав, новый классификатор и выбрав из него вид объектов узлов и дуг. При успешном завершении задачи создается текстовый файл протокола работы. Имя файла протокола совпадает с именем пользовательской карты, но имеет расширение LOG.

Редактирование графа дорог

Создание узла сети . Для создания узла сети нужно выбрать дугу сети и указать на ней точку, где предполагается создать новый узел. Семантические характеристики для новых объектов заносятся автоматически.

Создание дуги сети . Для создания дуги нужно выбрать узел сети и создавать линию – дугу сети. Если завершить создание дуги на уже существующем узле, то в семантику дуги Номер конечного узла запишется номер данного узла. При отсутствии в пределах одного метра на карте узла сети, в последней точке дуги будет создан новый узел сети.

Изменение направления цифрования . Чтобы изменить направление цифрования у дуг сети нужно выбрать на карте объект для редактирования.

Изменение типа движения . Данный режим заменяет объект ДУГА СЕТИ на объект ДУГА СЕТИ ОДНОСТОРОННЯЯ и наоборот.

Удаление узла из сети . Данный режим предназначен для удаления узла из построенной сети. Узел для удаления должен быть расположен на пересечении четырех дугПосле выполнения данного режима узел на пересечении дорог может быть удален, либо исключен из обработки, т.е. общего узла у всех дуг не будет. Удаление узлов рекомендуется проводить на пересечении автомобильных дорог с мостами, тоннелями, путепроводами и др.

Добавление узла в сеть . Данный режим предназначен для добавления узла в сеть. Для выполнения режима необходимо открыть пользовательскую карту с построенной сетью и указать два объекта – дуги, на пересечении которых будет вставлен узел. Режим добавления узла является обратной задачей к режиму удаления узла, а также осуществляет дотягивание одной дуги к другой, если расстояние между ними менее 100 метров на местности.

Распараллеливание дорог . Данный режим предназначен для добавления в сеть параллельных участков на перекрестках дорог. Добавление параллельных участков осуществляется на перекрестках четырех дуг. При успешном выполнении режима создаются дополнительные узлы сети и дуги сети односторонние. Результаты построения можно применить для установки запретов поворотов. Удаляя узлы в центре перекрестка, можно запретить на поворот в ту или другую сторону.

Создание съездов и разворотов . Данный режим предназначен для добавления в сеть съездов и разворотов на перекрестках дорог. Съезды и развороты рекомендуется выполнять на перекрестках, для которых проводилось распараллеливание. При успешном выполнении режима создаются объекты дуги односторонние, и удаляется общий узел. Применяются результаты построения при определении минимальных маршрутов.

Формирование запретов поворотов . При активизации режима необходимо в карте указать узел графа сети, соответствующий перекрестку (пересечению дорог), имеющему запрещенные направления проезда. Формирование запретов поворотов с одной дороги на другую обеспечивается заполнением семантики Номер запрещенной дуги в дуге графа сети. Каждая дуга сети соответствует участку дороги между узлами сети (перекрестками). После выбора узла сети открывается диалог, в верхней части которого изображена схема перекрестка, содержащая участок сети дорог – выбранный узел, прилегающие дуги сети, соответствующие участкам пересекающихся дорог и номера дуг графа сети. В нижней части диалога расположена таблица запрета поворотов. В правом столбце таблицы содержатся номера дорог, с которых будет запрещен поворот. В верхней строке таблицы содержатся номера дорог, на которые будет запрещен поворот. Остальные ячейки таблицы содержат указатели запрета поворота. Серым цветом отмечены ячейки, в которых можно указать запрет разворота на выбранном перекрестке.

Контроль и расчеты по графу

Качество создаваемых цифровых навигационных карт и планов городов обеспечивается качеством создания графа дорог, и сбора данных об объектах сервиса и дорожных знаках, которые дополняют описание графа дорог справочной информацией.

Качество графа дорог определяется связностью всех его составляющих дуг и узлов (отсутствием отдельных графов, не имеющих связи с другими графами), точностью прохождения дуг графа по дорожной сети, полнотой графа (соответствием элементов графа современному состоянию дорог с твердым покрытием), информативностью элементов графа (содержанием в характеристиках графа информации об организации движения и имеющихся особенностях и ограничениях на каждом участке).

Связность графа обеспечивается контролем топологии исходных данных, применяемых для построения графа, и полнотой учета имеющихся дорог на заданной территории.

При создании цифровых навигационных карт рекомендуется выполнять создание графа на весь район работ без деления на номенклатурные листы. Для создания цифровых навигационных карт более мелких масштабов имеющийся граф может применяться без изменений.

В качестве исходных данных могут использоваться цифровые топографические карты. Для обеспечения точности графа дорог предварительно должно быть выполнено обновление объектов дорожной сети и дорожных сооружений. При обновлении объектов дорожной сети и дорожных сооружений должен быть выполнен контроль топологии объектов в точках примыкания.

Если граф создается с использованием треков, записанных на GPS-приемниках, то после сбора всех данных на навигационной карте (плане) выполняется контроль топологии элементов графа (треков) в точках примыкания.

Если процедура построения графа дорог создает несколько графов на район работ, то рекомендуется ввести дополнительные участки графа с использованием элементов дорожной и уличной сети (включая дороги с грунтовым покрытием) для обеспечения связности элементов графа, если это не противоречит реальному состоянию местности (территория, разделенная рекой, болотами, железными дорогами без переездов и т.п.).

Для обеспечения полноты графа метрика дуг должна соответствовать состоянию дорог на год создания навигационной карты. Граф дорог должен учитывать все дороги с асфальтовым покрытием (шоссе и лучше) вне населенных пунктов и все улицы в населенных пунктах, которые выходят на указанные виды дорог. Граф дорог должен обеспечивать прокладку маршрута между всеми населенными пунктами и другими промышленными и социально-культурными объектами, которые реально на местности соединены дорожной сетью. Для этого в дорожный граф могут включаться любые имеющиеся грунтовые и полевые дороги.

Для обеспечения информативности графа необходимо в характеристиках графа заполнить сведения о запретах маневров (поворотов и разворотов), сведения о скоростном режиме, ограничениях движения транспорта и другие данные, предусмотренные классификатором.

Качество данных об объектах сервиса определяется точностью указания местоположения реальных объектов на местности (а не дорожных знаков, указывающих объекты сервиса) и полнотой сведений о назначении и режиме работы.

Дорожные знаки с информацией об особенностях движения обеспечивают визуальное восприятие навигационной карты и дополнительный визуальный контроль корректности графа. Поэтому качество их нанесения определяется по традиционным картографическим критериям – наглядность и достоверность данных. Дорожные знаки не должны перегружать карту второстепенной информацией. Основные особенности движения на отдельных участках, которые могут показываться на картах открытого пользования, должны быть занесены в характеристики элементов графа (дуги).

Режим Построение минимального маршрута предназначен для определения кратчайшего расстояния между двумя узлами сети. Для выполнения режима необходимо открыть пользовательскую карту с построенной сетью, т.е. на карте должны быть объекты узлы сети с обязательными семантиками: номер сети и ссылка на дугу сети, и дуги с семантиками: номер первого и последнего узлов для данной дуги, ссылка на объект карты и номер сети. Минимальный маршрут может быть построен по расстоянию и по времени, в последнем случае дуга должна иметь семантику “Скорость”. Процесс построения осуществляется путем указания начальной и конечной точек маршрута, а также параметра построения (длина или время). Чтобы установить критерии построения минимального маршрута по семантическим характеристикам необходимо заполнить таблицу "Фильтр по семантике дуг". Для того чтобы исключить из обработки некоторые участки (например, аварийные), нужно выделить на карте дуги сети и установить опцию Исключать выделенные объекты из построения .
В результате работы режима на карте отображается объект - минимальный маршрут, вычисляется длина пути. В таблицу диалога статистики записываются реальные объекты карты и протяженность маршрута по каждому объекту. Можно выбрать условный знак и записать построенный путь как объект карты.

Построение графа удаленности . Граф удаленности представляет собой набор объектов, находящихся в определенных пределах от указанного узла сети. Для построения графа необходимо указать узел сети и ввести числовое значение (длину в метрах).
В результате работы режима на карте будут выделены дуги, расположенные на расстоянии, менее заданного от указанного узла.

Режим Построение минимального пути между указанными точками предназначен для определения минимального пути между опорными точками, при условии, что каждую точку нужно пройти один раз (точка старта и финиша могут совпадать). Для выполнения режима нужно открыть пользовательскую карту с построенной сетью, т.е. на карте должны быть объекты узлы сети с обязательными семантиками: номер сети и ссылка на дугу сети, и дуги с семантиками: номер первого и последнего узлов для данной дуги, ссылка на объект карты и номер сети. Опорные точки выбираются из карты либо из текстового файла. Выбор из карты осуществляются нажатием левой клавиши мыши, завершается выбор точек двойным нажатием левой клавиши мыши. Для выбора опорных точек из тестового файла необходимо указать имя файла. Файл должен содержать список значений семантической характеристики «Собственное название» (например, список может состоять из названий населенных пунктов). При выборе опорных точек из текстового файла объекты узлы сети должны иметь семантическую характеристику «Собственное название» (записывается на этапе создания сети). Минимальный маршрут может быть построен по расстоянию и по времени, в последнем случае дуга должна иметь семантику “Скорость”, а также с учетом семантических характеристик. Чтобы установить критерии построения минимального маршрута по семантическим характеристикам необходимо заполнить таблицу «Фильтр по семантике дуг. Для того чтобы исключить из обработки некоторые участки (например, аварийные), нужно выделить на карте дуги сети и установить опцию Исключать выделенные объекты из построения.
Результатом работы является таблица, в которой указан порядок обхода точек, длина кратчайшего пути между текущей точкой и следующей, протяженность всего маршрута.