Из чего состоит граммофон. История изобретения граммофона

) - прибор для воспроизведения звука с граммофонной пластинки .

Особенности

Граммофон является видоизменением фонографа , независимо изобретённого в 1877 году Шарлем Кро и Томасом Эдисоном . Эмиль Берлинер , ознакомившись с работами Кро, решил вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков использовать диски. Новое изобретение, названное граммофоном, было запатентовано Берлинером 26 сентября 1887 года . Грампластинки первоначально изготовлялись из эбонита , затем шеллака . Первая в мире грампластинка была цинковой. Резец, прикреплённый через поводок к вибрирующей, воспринимающей звуки мембране, наносит на лаковом диске (изначально - на слое сажи, затем воска) модулированный спиральный след, который при тиражировании переносится на пластинку. При вращении диска посредством пружинного механизма граммофонная игла движется по спирали диска и вызывает соответствующие колебания вибрирующей пластинки. Основное преимущество граммофона над фонографом - поперечная запись, обеспечивающая снижение искажений в десятки раз, а также более громкий звук (уже в первых моделях - в 16 раз, или на 24 дБ). Вкупе с лёгкостью тиражирования записей это обеспечило быструю победу граммофона.

В 1904-1906-х усовершенствование граммофона позволило достигнуть достаточно чистой передачи музыкального звучания пьес, как вокальных , так и инструментальных. Изготовление граммофонов сделалось мощной самостоятельной отраслью в США и Европе, включая Россию. В 1907 г. фирма «Патэ » представляет патефон , в 1925 г. Берлинер совместно с RCA создаёт первый серийный электрофон . Изготовление пластинок (дисков) разнообразного репертуара (пьесы в исполнении музыкальных виртуозов и выдающихся певцов) выделилось в особую отрасль промышленности. В 1927 году на экраны вышел первый в мире звуковой кинофильм «Певец джаза », фонограмма которого воспроизводилась по системе «Вайтафон » с граммофонной пластинки . Технология использовалась в кинематографе несколько лет до распространения оптической звукозаписи .

С середины 1950-х гг. граммофоны и патефоны уступили место электрофонам.

См. также

Напишите отзыв о статье "Граммофон"

Примечания

Литература

  • Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д. Механическая звукозапись. - Энергия, 1978. - 232 с.
  • Дегрелл Л. Проигрыватели и грампластинки. - Радио и связь, 1982. - 176 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Граммофон

Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго решителен и в особенности неприятно логичен.
– Mon cher, [Дорогой мой,] – бывало скажет входя в такую минуту княжна Марья, – Николушке нельзя нынче гулять: очень холодно.
– Ежели бы было тепло, – в такие минуты особенно сухо отвечал князь Андрей своей сестре, – то он бы пошел в одной рубашке, а так как холодно, надо надеть на него теплую одежду, которая для этого и выдумана. Вот что следует из того, что холодно, а не то чтобы оставаться дома, когда ребенку нужен воздух, – говорил он с особенной логичностью, как бы наказывая кого то за всю эту тайную, нелогичную, происходившую в нем, внутреннюю работу. Княжна Марья думала в этих случаях о том, как сушит мужчин эта умственная работа.

Князь Андрей приехал в Петербург в августе 1809 года. Это было время апогея славы молодого Сперанского и энергии совершаемых им переворотов. В этом самом августе, государь, ехав в коляске, был вывален, повредил себе ногу, и оставался в Петергофе три недели, видаясь ежедневно и исключительно со Сперанским. В это время готовились не только два столь знаменитые и встревожившие общество указа об уничтожении придворных чинов и об экзаменах на чины коллежских асессоров и статских советников, но и целая государственная конституция, долженствовавшая изменить существующий судебный, административный и финансовый порядок управления России от государственного совета до волостного правления. Теперь осуществлялись и воплощались те неясные, либеральные мечтания, с которыми вступил на престол император Александр, и которые он стремился осуществить с помощью своих помощников Чарторижского, Новосильцева, Кочубея и Строгонова, которых он сам шутя называл comite du salut publique. [комитет общественного спасения.]

Среди замечательных технических достижений XIX века далеко не последнее место занимает изобретение звукозаписи. Впервые устройство, позволяющее записывать звук, было создано в 1857 году Леоном Скоттом. Принцип действия его фоноавтографа был очень прост: игла, которой передавались колебания звуковой диафрагмы, вычерчивала кривую на поверхности вращавшегося цилиндра, покрытого слоем сажи. Звуковые волны в этом приборе получали как бы зримый образ, но не более того - понятно, что воспроизвести записанный на саже звук было невозможно. Следующий важный шаг на этом пути был сделан знаменитым американским изобретателем Эдисоном. В 1877 году Эдисон создал первую "говорящую машину" - фонограф, позволявшую производить не только запись, но и воспроизведение звука. О своем изобретении Эдисон рассказывал так: "Однажды, когда я еще работал над улучшением телефонного аппарата, я как-то запел над диафрагмой телефона, к которой была припаяна стальная игла. Благодаря дрожанию пластинок игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, отчего бы пластинке не заговорить? Я попробовал сначала пропустить обыкновенную телеграфную ленту под острием телефонной диафрагмы и заметил, что получилась какая-то азбука, а потом, когда я заставил ленту с записью вновь пройти под иглой, мне послышалось, правда, очень слабо: "Алло, алло". Тогда я решил построить прибор, который работал бы отчетливо, и дал указание моим помощникам, рассказав, что я придумал. Они надо мной посмеялись".

Принцип фонографа был в общих чертах тот же, что у телефона. Звуковые волны с помощью говорной трубы приводились к пластинке из очень тонкого стекла или слюды и резцом, прикрепленным к ней, записывались на быстро вращающийся вал, покрытый оловянной фольгой. На фольге получались следы, форма которых соответствовала колебаниям пластины и, следовательно, падающим на нее звуковым волнам. Этой полосой листового олова можно было пользоваться для получения на том же приборе тех же звуков. При равномерном вращении полосы резец, прикрепленный к пластинке проходил вдоль сделанной им ранее борозды. Вследствие этого пластинка приводилась резцом в те же самые колебания, которые она прежде сама передавала ему под действием голоса и звукового инструмента и начинала звучать подобно мембране телефона. Таким образом фонограф воспроизводил всякий разговор, пение и свист.

Первые приборы Эдисона, созданные в 1877 г., были еще очень несовершенны. Они хрипели, гнусавили, чрезмерно усиливали некоторые звуки, совсем не воспроизводили других, и вообще, больше напоминали попугаев, чем репродукторы человеческой речи. Другой их недостаток состоял в том, что звук можно было различить, лишь приложив ухо к диафрагме. Это происходило во многом из-за того, что валик двигался недостаточно ровно по поверхности, которую не могли сделать совершенно гладкой. Игла, переходя из одного углубления в другое, испытывала собственные колебания, передававшиеся в виде сильных шумов.

Эдисон упорно работал над улучшением фонографа. Особенно много проблем встретил он с воспроизведением звука "с", который никак не хотел записываться. Он сам вспоминал позже: "В течение семи месяцев я работал почти по 18–20 часов в сутки над одним словом "специя". Сколько раз я ни повторял в фонограф: специя, специя, специя - прибор упорно твердил мне одно и то же: пеция, пеция, пеция. С ума можно было сойти! Но я не упал духом и настойчиво продолжал свою работу, пока не преодолел затруднения. Насколько трудна была моя задача, вы поймете, если я скажу, что следы, получающиеся на цилиндре в начале слова, имели в глубину не более одной миллионной доли дюйма! Легко делать удивительные открытия, но трудность состоит в усовершенствовании их настолько, чтобы они получили практическую ценность". После многих экспериментов был найден более или менее подходящий материал для валиков - сплав воска и некоторых растительных смол (этот рецепт Эдисон держал в секрете). В 1878 году он основал специальную фирму по производству фонографов. Одновременно во всех газетах была развернута широкая реклама его изобретения. Уверяли, что фонограф можно будет применять для диктовки писем, издания звуковых книг, воспроизведения музыки, изучения иностранных языков, записи телефонных сообщений и многих других целей.

Но, увы, ни одно из этих обещаний не было исполнено даже в 1889 году, когда был сконструирован новый фонограф, не имевший многих недостатков прежнего.

Принцип его действия остался прежним. Восковой цилиндр W приводился во вращение находившимся в ящике K электродвигателем с очень спокойным и равномерным ходом. Регулятор G через включение и выключение сопротивлений управлял скоростью вращения цилиндра (125 об/мин). Рычаг A, поддерживающий говорную трубку и пластинку, покоился на салазках. Эти салазки передвигались вдоль направляющего бруска F с помощью гайки с винтовой нарезкой M, которая лежала на валике главного винта, имевшего мелкую нарезку и образовывавшего ось цилиндра C. Нарезка эта представляла образцовое произведение механики и имела сто винтовых ходов на один дюйм. Два рычажка A и B служили для насаживания гайки с главного стержня. Пластинки фонографа состояли из очень тонкого стекла; из них одна имела острый резец для записи колебаний пластинки на восковом цилиндре, другая - тупой резец для воспроизведения. Третья, несколько более крепкая пластинка, была снабжена маленьким острым резцом для того, чтобы приведенные в негодность восковые цилиндры вновь обтачивать и таким образом пользоваться ими для новых записей. Для усиления звука использовалась труба с раструбом.

Пишущая часть представляла собой вделанную в металлическое кольцо круглую диафрагму, пространство над которой было закрыто крышкой с раструбом. Если говорить в этот раструб, то звуковые волны достигали диафрагмы и приводили ее в колебательное движение. Снизу к середине диафрагмы было прикреплено тонкое пишущее острие, с помощью которого вырезалась на восковой оболочке барабана бороздка, более или менее глубокая, соответственно колебаниям диафрагмы. Диафрагма со своими принадлежностями поддерживалась на рычаге, который был прикреплен к скользящему приспособлению, и вместе с последним передвигалась при вращении барабана справа налево. Чтобы это передвижение происходило согласно с вращением барабана, на скользящем приспособлении был укреплен второй рычаг, который своим концом покоился на винтовом шпинделе, налегая на него частью гайки. Таким образом, при движении шпинделя передвигалось скользящее приспособление, а так как шпиндель был соединен бесконечным шнуром с валом барабана, то скользящее приспособление и вместе с ним штифт двигались согласно с его вращением, и штифтик вырезал на восковой массе винтовую линию. Пока диафрагма не колебалась, штифтик вырезал бороздку равномерной глубины, но как скоро диафрагма начинала колебаться под влиянием звуковых волн, глубина бороздки все время то уменьшалась, то увеличивалась. Эту волнообразную полосу потом использовали для приведения в движение другой подобной диафрагмы, к которой был прикреплен скользящий по бороздке штифтик.

Однако и новый усовершенствованный фонограф не получил широкого практического применения. Кроме высокой цены, распространению его мешало практическое несовершенство. Валик не мог вместить много информации и заполнялся через несколько минут. Более или менее значительная корреспонденция требовала большого числа валиков. После нескольких прослушиваний копия разрушалась. Сама передача аппарата была далека от совершенства. Кроме того, с воскового валика невозможно было получить копии. Всякая запись была уникальной и с порчей валика пропадала навсегда.

Все эти недостатки были благополучно преодолены Эмилем Берлинером, который в 1887 году взял патент на другой звукозаписывающий прибор - граммофон. Хотя принцип устройства граммофона и фонографа был один и тот же, граммофон имел ряд существенных отличий, которые и обеспечили ему широчайшее распространение. Прежде всего, игла в записывающем аппарате Берлинера располагалась параллельно плоскости диафрагмы и чертила извилистые линии (а не борозды, как у Эдисона). Кроме того, вместо громоздкого и неудобного валика Берлинер избрал круглую пластинку.

Запись происходила следующим образом. На диск большого диаметра с бортиком устанавливали предназначенный для записи звука полированный цинковый диск. Сверху на него наливали раствор воска в бензине. Диск-ванна получал вращение от ручки через фрикционную передачу, а система шестерней и ходового винта связывала вращение диска с радиальным ходом записывающей мембраны, укрепленной на стойке. Этим достигалось движение записывающего устройства по спиралеобразной линии. Когда бензин испарялся, на диске оставался очень тонкий слой воска, и диск был готов к записи. Нанесение звуковой канавки Берлинер производил почти так же, как Эдисон, при помощи записывающей мембраны, снабженной трубкой с небольшим рупором и передававшей свои колебания иридиевому острию.

Главное достоинство записи по способу Берлинера состояло в том, что с диска можно было легко получать копии. Для этого записанный диск прежде всего погружали в водный раствор хромовой кислоты. Там, где поверхность диска была покрыта воском, кислота не оказывала на него никакого воздействия. Только в звуковых канавках, поскольку записывающее острие срезало воск до самой поверхности диска, цинк растворялся под действием кислоты. При этом звуковая канавка протравливалась до глубины около 0,1 мм. Затем диск промывали и удаляли воск. В таком виде он уже мог служить для воспроизведения звука, но фактически являлся лишь оригиналом для изготовления медных гальванических копий.

Принцип гальванопластики был открыт в 1838 году русским электротехником Якоби. Выше уже упоминались электролиты - жидкости, проводящие через себя электрический ток. Особенностью электролитов является то, что в растворах (или расплавах) их молекулы распадаются на положительные и отрицательные ионы. Благодаря этому становится возможным электролиз - химическая реакция, которая протекает под воздействием электрического тока. Для проведения электролиза в ванну помещают металлические или угольные стержни, которые соединяют с постоянным источником тока. (Электрод, подключенный к отрицательному полюсу батареи, называют катодом, а электрод, соединенный с положительным полюсом - анодом.) Электрический ток в электролите представляет процесс движения ионов к электродам. Положительно заряженные ионы движутся к катоду, а отрицательно заряженные - к аноду. На электродах происходит реакция нейтрализации ионов, которые, отдавая лишние электроны или получая недостающие, превращаются в атомы и молекулы. К примеру, каждый ион меди получает на катод два недостающих электрона и осаждается на нем в виде металлической меди. При этом осадок дает точное рельефное изображение катода. Это последнее свойство как раз и используется при гальванопластике. С копируемых предметов снимается копия (матрица), представляющая их обратное негативное изображение. Затем копия подвешивается в качестве катода (отрицательного полюса) в гальваническую ванну. В качестве анода (положительного полюса) берется тот металл, из которого изготовлялась копия. Раствор ванны должен содержать в себе ионы того же металла.

Точно так же действовал Берлинер - он погружал цинковый диск в ванну с раствором медной соли и подключал к нему отрицательный полюс батареи. В процессе электролиза на диске осаждался слой меди толщиной в 3–4 мм, в точности повторявший все детали диска, но с обратным рельефом (то есть на месте канавок получались бугорки, но в точности повторяющие все их извивы). Затем полученную медную копию отделяли от цинкового диска. Она служила матрицей, с которой можно было отпрессовывать диски-пластинки из какого-нибудь пластического материала. В начале для этой цели применяли целлулоид, эбонит, всевозможные восковые массы и тому подобные вещества. Самая первая в истории граммофонная пластинка была изготовлена Берлинером в 1888 году из целлулоида. Граммофонные пластинки, поступившие в начале 90-х годов в продажу, были выполнены из эбонита. Оба эти материала не годились для назначенной цели, так как плохо подавались прессовке и потому недостаточно точно воспроизводили рельеф матрицы. Проделав множество опытов, Берлинер в 1896 году создал специальную шеллачную массу (в состав ее входили шеллак - смола органического происхождения, тяжелый шпат, зола и некоторые другие вещества), которая оставалась потом на протяжении многих десятилетий основным материалом для изготовления пластинок.

Проигрывание пластинок происходило на специальном устройстве - граммофоне. Главной частью звукоснимающего прибора здесь была слюдяная пластинка, сцепленная рычагом с зажимом, в который вставлялись сменные стальные иглы. Между зажимом и корпусом мембраны помещались резиновые прокладки. Первоначально граммофон приводился в движение от руки, а затем стал устанавливаться на ящик с часовым механизмом.

Как записывающее устройство, так и первые граммофоны Берлинера были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками. Тем не менее это изобретение имело огромный коммерческий успех - за какие-нибудь десять лет граммофоны распространились по всему миру и проникли во все слои общества. К 1901 году было выпущено уже около четырех миллионов пластинок. Фонографы не могли выдержать конкуренции с творением Берлинера, и Эдисону пришлось свернуть их производство.

Во все времена человека сопровождала разного рода информация, которую он стремился запомнить и передать. Нематериально, эта информация переходила из уст в уста. Постепенно появилась возможность придать ей осязаемый облик. Знания, события, эмоции получили место для хранения. Значение письменности неоценимо. Книги, например, по сей день выполняют свой долг, эволюционируя в большей степени внешне. С появлением первых фотоаппаратов мы получили возможность увековечивать моменты и события на пленку, а в наше время - в цифровом виде. Но меня затронула история мира звуков. Звук не бесконечен и запечатлеть его до определенного момента истории считалось невозможным. Это существенно усложняло жизнь любителям музыки. Здесь пойдет речь об одном из предшественников современных проигрывателей - о граммофоне.

21 ноября 1877года Томас Алван Эдисон представил миру устройство под названием «фонограф». Фонограф - первый прибор для записи и воспроизведения звука. Но у изобретателя были смутные представления о том, для каких целей человечество могло бы использовать его творение. Запись музыки не являлась первоочередной функцией. Эдисон предполагал, что куда полезнее было бы заменить фонографом стенографисток, выпускать звуковые книги для слепых, использовать как будильник. Но среднему человеку в первую очередь нужна была музыка, которой можно было наслаждаться, не дожидаясь концертов. Эту функцию как раз и принял на себя родоначальник популярной музыки - граммофон.

Создатель граммофона - немецкий изобретатель, владелец телефонной компании Эмиль Берлинер наткнулся на десятилетней давности статью об устройстве под названием "палеофон", написанную молодым французским ученым и поэтом Шарлем Кро. Последний описал изобретенное им звукозаписывающее устройство, которое очень походило на фонограф. Но судьба распорядилась так, что Кро не нашел спонсоров. Тогда никому и в голову не пришло, что в сентябре 1887 года Берлинер запатентует новое, записывающее и воспроизводящее звук, устройство.

Основное преимущество граммофона над фонографом - уменьшение искажений в десятки раз, а также более громкий звук. Берлинер открыл способ поперечной записи: игла, находясь параллельно мембране, двигалась вдоль поверхности, тем самым прочерчивая на диске звуковые дорожки. Вместе с легкостью тиражирования записей, всё это обеспечило быструю победу граммофона над фонографом.

Годы трудоемкой работы Эмиля Берлинера подвели его к созданию граммофонной пластинки, которая стала первым тиражируемым носителем звука.

Невероятно популярным граммофон стал в 1902 году, когда знаменитый итальянский тенор Энрико Карузо записал десять песен на граммофонную пластинку. Успех был ошеломляющим как для тенора, так и для граммофона. Слушатели были в восторге, многие говорили, что при прослушивании пластинки создается впечатление, будто Карузо поет за стенкой.

Берлинер первым ввел принцип выплаты гонораров записавшимся на пластинках певцам и музыкантам, положив начало музыкальной индустрии.

Граммофон стал массовым продуктом. Мир охватила мания. Всем хотелось иметь у себя этот волшебный прибор, пластинки путешествовали по всему свету. Аппараты производились для всех слоев населения. Роскошные граммофоны изготавливали из красного дерева, инкрустировали, а рупоры делали из чистого серебра. В России их стоимость достигала тысячи рублей.

Сегодня я, как человек, который с утра первым делом включает музыку, испытываю огромную благодарность за это великое устройство.

Катерина Алешенкова

К чему приводит медлительность

История создания граммофона довольно неординарна и сумела вобрать в себя несколько интересных фактов. Предшественником устройства принято считать фонограф, разработка которого принадлежит известному учёному Томасу Эдисону. Как позже сказал по этому поводу сам изобретатель: «Мы бы не получили бы фонограф, если б я не уколол палец». Волей случая Эдисон, работавший в то время над созданием телефона, запел во время одного из своих опытов. От звука голоса пришла в колебание тонкая диафрагма телефона, которая имела иглу. Став жертвой собственного пения, учёный задумался о возможности записи с помощью подобных колебаний и дальнейшем их воспроизведением той же иглой.

Работа в этом направлении принесла свои плоды. В 1877 году изобретатель провёл первую презентацию фонографа перед почтенным учёным сообществом. Устройство использовало для записи цилиндр обёрнутый бумагой, которая была покрыта воском. С помощью ручки цилиндр вращался и игла, приводимая в движение звуком, оставляла на воске бороздки. Передвинув иглу на начало дорожки и снова покрутив, можно было услышать шипящий звук, повторяющий произнесённое.

Гениальность Томаса Эдисона не подвергается сомнению, однако, оказывается, был человек, который опередил его и выдвинул идею воспроизведения звука на полгода раньше. Одарённый музыкант и учёный Шарль Кро создал устройство, которое назвал «палеофон» - «голос прошлого». В его основе лежала всё та же игла, чертившая след на саже покрывающей стеклянный диск. Свою работу изобретатель направил в Парижскую академию наук, надеясь получить от последней финансирование на развитие идеи. Когда же он узнал о фонографе Эдисона, Кро лично направился в академию, чтобы узнать шокирующую правду. Конверт с его разработками до сих пор лежал нераспечатанным. Французские учённые, правда, тут же изучили документы и признали правильность идей талантливого учёного. Денег, однако, они при этом выделять отказались. Дальнейшая история показала, что подобная нерасторопность лишила Францию права называться родиной изобретения звукозаписи.

Кто изобрел граммофон?

Несмотря на неудачу самого Шарля Кро, его идея не погибла в бумажных архивах академии. 19-летний немец Эмиль Берлинер, работавший в то время в Америке, горячо заинтересовался трудами Кро, прочитав в библиотеке публикацию его статей. Неуёмная энергия молодого немца позволила ему перевести идеи французского коллеги в практическое русло. Так 26 сентября 1887 года Эмиль оформил патент на устройство, которое назвал граммофоном. Первые образцы использовали для проигрывания цинковые диски, а игла, создающая звук, двигалась от центра к краю. Прошло немало времени, пока устройство граммофона стало напоминать привычный нам вид.

В России бум на граммофоны пришёлся на начало ХХ-го века. Несмотря на сумасшедшую стоимость, новинка продавалась с большим энтузиазмом. Продавцы предлагали различные виды граммофонов, предлагая устройства для пикников, салонов или балов. Самые дорогие из них имели рупоры из чистого серебра и короба, сделанные из красного дерева.

Франция берёт реванш

Запомнив предыдущий урок, французы решили больше не упускать шанс заработать на набирающем популярность устройстве. Братья Пате были первыми, кто открыл во Франции фирму, назвав её своим именем- «Pathe». Продукция новой компании быстро получила признание во всём мире, дав при этом общественности ещё один вид граммофона - «патефон». «Чем отличается патефон от граммофона?»,- спросите вы. Всё просто. Патефон имел более компактный вид за счёт того, что его рупор прятали в корпус. Чаще всего он делался в виде чемодана и мог свободно переноситься. Так же как и граммофон, патефон применял иглы, однако принцип снятия звука несколько отличался. Большинство первых патефонов имело пружинный механизм, который заводился с помощью ручки точно так же, как заводится пружина в часах. Подобного завода хватало на проигрывание одной стороны пластинки, а это на тот момент составляло 3-4 минуты.

Эволюция пластинок

Эмиль Берлинер работая над улучшением граммофона, не забывал совершенствовать пластинки, на которые записывался звук. Он искал замену цинковому диску, пробуя различные варианты. За время развития проигрывателя было опробовано немало материалов, среди которых была сталь, целлулоид, каучук и даже шоколад. Одним из эффективных материалов был признан эбонит, пластинки из которого печатались с помощью стальной матрицы. Эра эбонитовых пластинок была недолгой из-за дороговизны материала, и производители продолжили искать альтернативы.

Помощь разработчикам пришла из Индии. Подходящий материал был назван шеллак, от английского слова «shell», которое переводится как скорлупа. Оказывается, в Индии водится жучёк - лаковый червец, выделяющий особое вещество при производстве яиц. Похожее на смолу, оно проходит обработку и, после смешивания с другими компонентами, позволяет делать из него эластичные пластинки. Для производства одной пластинки требовалась скорлупа 4000 жуков. Несмотря на трудоёмкий процесс изготовления шеллака, он использовался как материал для пластинок ещё долгое время.

1948 год стал знаменательным для производства грампластинок. Крупный производитель «Колумбия» разработал материал, который некоторые и сейчас считают эталоном для звукозаписи. Речь идёт о виниле. Новые пластинки позволяли делать записи продолжительностью 30 минут на сторону и являлись прорывом на тот момент. Дальнейшая история многим известна. Технический прогресс вытеснил виниловые пластинки магнитными лентами, компакт-дисками и mp3, остаив винил фанатам и коллекционерам.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекция пластинок. Это раритетные вещи являются гордостью нашего музея. К тому же патефон находится в рабочем состоянии и может воспроизводить пластинки. Изготовлен он был на Ленинградском граммофонном заводе. Год изготовления неизвестен. Но по внешним характеристикам, скорее всего - середина 20 века.

Из истории создания патефона

В 1877 году выдающийся американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон сконструировал прибор для механической записи и воспроизводства звука - фонограф. Фонографами пользовались наши деды вплоть до 30-х годов. А в 1888 году немец – Э. Берлинер изобрел чудо века – граммофон, и началась эпоха массовой культуры. Именно граммофон стал прародителем патефона.

Служащий французской фирмы «Патэ» - Гильон Кеммлер, в 1901 году усовершенствовал граммофон. Сделав рупор (большая внешняя труба аппарата) граммофона маленьким, он встроил его внутрь корпуса патефона, сконструировав новый аппарат компактным, малогабаритным и переносным. Слово патефон объединило в себе два слова. «Пате» - это известная французская фирма по производству патефонов, и слово «фон», что в переводе на русский язык – означает «звук». Считается, что патефон – это неправильное название граммофона, которое прижилось только в СССР и даже не известно по каким причинам. Патефон является для нас частью советской культуры.


Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.

Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона , который был стационарным.

Звук с пластинки снимался посредством сапфировой иглы. Такая игла была рассчитана на многократное использование в отличие от граммофонной стальной иголки, которую меняли после 3-4 минут, что соответствовало прослушиванию только одной стороны грампластинки. Есть и еще один нюанс – все патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные от края к центру, и на патефоне невозможно прослушать граммофонную пластинку, как и наоборот. В чемоданчике патефона предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл, которые можно было покупать на вес. Они были дешевыми.

https://pandia.ru/text/78/636/images/image004_22.jpg" alt="D:\Фотографии\_DSC0570.JPG" align="left" width="697" height="462 src=">Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись" ). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.


Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере . А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.

Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.

Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой".

Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса . Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.