Amd radeon hd 6600 series технические характеристики.

Дискретные видеокарты в ноутбуках - не новинка, однако решают множество проблем. Например, пользователь желает не только работать в ноутбуке, но и играть в различные компьютерные игры. Для этих целей необходима дискретная карта, так как встроенные графические процессоры не имеют ресурсов справляться с подобными нагрузками.

AMD Radeon 6600m and 6700m series: характеристики (общие)

Приставка "М" в конце названия каждой видеокарты означает "мобильная", то есть может использоваться только в ноутбуках. Обе видеокарты обладают 40-нанометровым технологическим процессом, ядро которого носит название Turks. Интерфейс подключения PCI Ex 2.1х16. Оба графических процессора способны поддерживать до шести мониторов, причем для этого не нужны специальные программы или драйвера - все зависит от поддержки аппаратного обеспечения. 128-битная шина позволяет поддерживать высокую пропускную способность.

По типу видеопамяти обе поддерживают формат GDDR5, а оперативная память идет в формате DDR3. Частота памяти ОЗУ составляет 900 мегагаерц, а скорость около двух гигабит в секунду. У видеопамяти частота работы достигает 800 мегагерц, а 128-битная шина увеличивает пропускную способность памяти до 57,6 гигабит в секунду. AMD Radeon 6600m and 6700m series, характеристики которых демонстрируют разгон скорости видеопамяти до 3,6 гигабит в секунду, только в паре с мощной оперативной памятью могут показать качественное изображение.

Отличия в характеристиках

ATI Radeon 6600m and 6700m series: их характеристики расходятся в частоте графического ядра. У модели 6600m она составляет 500 мегагерц, а у 6700m она чуть больше - 725 мегагерц.

Математический блок

AMD Radeon 6600m and 6700m series: характеристики, касательно математического блока - обе карты выдают около 800 потоковых процессоров. Имеется текстурные блоки в количестве 40 штук, а также 16 цветовых блоков растеризации.

Графические возможности

AMD Radeon 6600m and 6700m series: характеристики, поддерживаемые DirectX 11, заключают в себе новую версию "Модель Шейдеров" пятой версии и Direct Compute 11. Также есть поддержка программирования блока аппаратной тесселяции, которая позволяет насладиться более реалистичным изображением, нежели без него. Есть возможность ускоренной многопоточности и усовершенствования обработки текстур. Также имеется прозрачность, которая независима от порядка.

Видеокарта AMD Radeon 6600m and 6700m series, характеристики которой обладают технологией OpenGL 4.1, имеет возможность повышенного качества изображения. Такая технология включает в себя 24-кратную возможность сглаживания объектов и адаптированную обработку.

Технология AMD Eyefinity у AMD Radeon 6600m and 6700m series по характеристикам поддерживает до шести мониторов, обладающих общим разрешением, частотой обновления кадров, цветовой гаммой и видеоналожением. Есть возможность выставить мониторы таким образом, чтобы они выглядели, как один экран, тогда изображение будет поделено на шесть мониторов, так группа мониторов будет выглядеть как один большой дисплей.

Видеокарта AMD Radeon 6600m and 6700m series, характеристики которой демонстрируют наличие технологии CrossFireX, позволяет использовать несколько графических процессоров, одним словом - это аналог SLI от NVidia. Также имеется поддержка OpenCL 11.

AMD Radeon 6600m and 6700m series: описание поддерживаемых технологий

Первая технология, которая стала новой для серии видеокарт данного производителя - это ускоренная кодировка, перекодирование и растяжение видеоряда.

Оба графических процессора воспроизводят видео во всех современных форматах и Adobe Flash Player девятой версии.

Технологии усовершенствованного качества изображения включают в себя улучшенную постобработку и масштабирование, также можно отметить цветокоррекцию и автоматическую настройку контрастности. Повышенная яркость белого цвета и расширенный диапазон синего. Независимая технология постепенного перехода от одного тона к другому. Постоянное автоматическое регулирование диапазона видео. Поддерживает одновременно два потока воспроизведения в 1080 точек.

Следующая технология именуется AMD 3D, в которой идет полная поддержка стереоочков и трехмерного изображения на мониторе. Также обладает поддержкой трехмерных игр, и может работать с ПО стерео других производителей с 3D-системами.

Стоит отметить технологию автоматического регулирования питания AMD PowerPlay, которая экономит электроэнергию за счет автоматического распределения питания в покое. Грамотно распределяет нагрузку при работе со множеством карт.

Последняя технология - это встроенный контроллер, который называется HD-аудио. Через канал HDMI можно наслаждаться объемным звуком с защищенного выходного канала 7.1, который не требует подключения дополнительных кабелей. Эта технология воспроизводит аудио во всех известных форматах высокого качества.

Как и десктопные видеокарты, мобильные тоже подвергаются износу и загрязнениям. По этим причинам стоит раз в несколько месяцев заменять термопасту, так как она влияет на нагрев чипа видеопамяти. Далее необходимо прочищать кулер видеокарты не реже, чем раз в полгода, потому что скопление пыли может негативно сказаться на температуре чипа. Драйвера на данную видеокарту лучше устанавливать с диска или скачивать с сайта производителя.

В фокусе данной статьи одна из лучших видеокарт, популярность которой не снижается на протяжении нескольких лет - GeForce 6600. Буквально за несколько лет технологии в области игровых приложений шагнули так далеко, что большинство пользователей уже и не помнят об устройствах такого класса. Однако есть категория людей, которые предпочитают использовать компьютеры до первой поломки, не подвергая их усовершенствованиям. Именно для этой целевой аудитории и предназначена данная статья.

Читатель узнает, чем так популярен данный видеоадаптер среди пользователей, познакомится с представителями рынка, построенными на базе GeForce 6600, и получит полную информацию тестирования производительности и данные о разгоне данной видеокарты.

Историческая справка

Всё дело в том, что видеоадаптер 6600 был произведён в момент перехода производителей компьютерных комплектующих с одной технологии на другую (шина для видео AGP сменялась на PCI разъём). Соответственно, производитель попытался сесть на два стула: сделать самое быстрое устройство для старой технологии AGP и, не зная тенденций нового рынка, внедрить все доступные на момент изготовления технологии в устройства с новой шиной PCI. Принято считать, что именно с видеоадаптера GeForce 6600 началась эпопея с разгоном графического ядра и шины памяти.

Нельзя сказать, что спустя несколько лет видеоадаптер продолжает занимать топовые позиции, скорее, наоборот, его производительность ничтожно мала для современных игр. Зато с уверенностью можно заявить, что 6600 является самым лучшим решением для владельцев старых компьютеров.

Если говорить о чипсете

Чипсет имеет кодовое название NV43 и существует в нескольких модификациях. Первое разделение идёт по платформам: PCI и AGP. А второе касается непосредственно технических характеристик. Так производитель создал недорогое решение под названием GeForce 6600 LE, наделив его слабыми характеристиками. Выпустил множество базовых модификаций, которые в маркировке не имеют никаких букв, и сделал топовую линейку GT, обеспечив её высокой мощностью. Причём эта самая мощность достигается за счёт увеличения частот памяти и графического ядра - обычный разгон, только выполненный руками производителя.

В средствах массовой информации достаточно много отзывов ИТ-специалистов, которые уверяют, что на самом деле разделение видеоадаптеров по модификациям, отвечающим за производительность, является обычной отбраковкой. Если чипсет способен стабильно работать в жёстком режиме, его маркируют как GeForce 6600 GT. Если чип нестабильно работает, он никак не маркируется, а если при разгоне происходит сильный нагрев, то быть ему недорогой LE модификацией.

Технические характеристики

Технология изготовления чипа NV43 соответствует стандарту 256 бит, имеет техпроцесс 0,11 мкм и включает в себя 143 миллиона транзисторов. Производитель на базе Nvidia GeForce 6600 представил модификации с шиной памяти GDDR и GDDR3. Естественно, такое различие отразилось на производительности видеоадаптеров (фактически разница в пропускной способности у GDRR3 выше в 1,5 раза). устройства составляет 256 Мб, хотя иногда встречаются экземпляры и с 128 мегабайтами на борту.

Реальная частота работы улучшенной модификации составляет 500 МГц, а вот для дешёвых чипов предел установлен в 350 МГц. Все устройства поддерживают DirectX 9.0c, 10 бит на один канал цвета и оборудованы встроенным ТВ-кодером, который использует мощность видеопроцессора для своей работы. Не стоит забывать, что именно шестая модификация от Nvidia начала эпопею с внедрением особых функций в свои аппаратные решения: адаптивная, настоящая трилинейная фильтрация, UltraShadow и тому подобные дополнения.

Прямой конкурент чипсета

Благодаря тому что у компании Nvidia на рынке есть конкурент - ATI, у всех пользователей появилась возможность приобретать компьютерные комплектующие по доступной цене. Относится данное заявление и к видеокарте в обзоре - GeForce 6600, характеристики которой максимально приближены к ATi Pro. Видеоадаптер конкурента имеет меньшую частоту графического ядра (425 МГц) и заниженную частоту памяти (800 МГц), однако это вовсе не мешает ему показывать высокую производительность в работе.

Всё дело в технологиях, которые поддерживают адаптеры ATI. Давно отказавшись от гонок за увеличенными частотами, производитель начал внедрять в систему собственные разработки, которые и позволяют демонстрировать отличный потенциал в работе. В средствах массовой информации владельцы отмечают слабую техническую поддержку пользователей в плане драйверов, как это развито у GeForce 6600. Windows 7, обнаруживая дискретный видеоадаптер ATI Radeon X700 Pro, назначает ему интегрированный драйвер.

Лидер на рынке видеокарт

Самым производительным видеоадаптером на базе Nvidia GeForce 6600 GT принято считать продукт от компании Leadtek. Огромной мощностью она обязана высоким показателям частоты графического ядра (550 МГц) и шине памяти (1120 МГц). Высокую скорость для передачи видеоданных ей обеспечивают модули памяти от компании Samsung, время отклика которой составляет 1,6 наносекунд.

Абсолютный лидер по производительности на рынке имеет и несколько недочётов. Во-первых, система охлаждения. Она обеспечивает потоком холодного воздуха только графический чип, а вот модули памяти и другие важные компоненты устройства остались без внимания. Во-вторых, отсутствует видеовход, как это реализовано у всех конкурентов. Зато видеовыход имеет поддержку HDTV. На самом деле не понятно, что это - достоинство или недостаток. Кстати, многие потенциальные покупатели в буквальном смысле гонялись именно за видеоадаптером Leadtek, ведь в его комплектацию входили три лицензионные игры: Splinter Cell, Prince Of Persia и Pandora Tomorrow.

Золотая серия

Когда речь заходит об устройствах, которые построены навечно, то многие владельцы сразу же вспоминают о видеоадаптере GeForce 6600 GT компании Gainward. Видеокарта входит в золотую серию, а значит, наряду с высокой производительностью, гарантирует отказоустойчивость в работе. Производитель сделал интересный маркетинговый ход, установив в БИОСе видеокарты базовые настройки частот видеоядра (500МГц) и шины памяти (1000МГц), он дал на устройство пожизненную гарантию. Только при условии, что пользователь не будет разгонять его. Однако при установке фирменного программного обеспечения, поставляемого в комплекте на диске, видеодрайвер самостоятельно разгоняет графическое ядро до 540 МГц, а шину до 1150 МГц.

По сравнению с конкурентами, производительность видеоадаптера Gainward очень высокая. Аппаратная поддержка видеовхода и видеовыхода с HDTV является отличным дополнением к достойной покупке. Порадует будущего владельца и система которая эффективно охлаждает все установленные на плате модули.

Без шума и пыли

Если пользователь думает, что 6600 GT с пассивным охлаждением вряд ли сможет удивить любителей динамических игр, то он точно заблуждается, ведь компания Gigabyte никогда не допустит, чтобы все вокруг считали её продукты низкосортными. Медный радиатор обхватывает видеоплату с двух сторон, закрывая все установленные на ней чипы. Для нормализации температур между двумя радиаторами имеется достаточно широкая медная трубка.

И всё-таки она греется. Но недостаточно сильно для того, чтобы сработала защита, и компьютер ушёл в перезагрузку системы. Будущим владельцам специалисты рекомендуют подумать о наличии просторного системного корпуса с достойной вентиляцией. Высокую производительность адаптеру обеспечивает увеличенная частота памяти - 1120 МГц и модули Samsung 1,6 нс. В итоге именно этот продукт рекомендуется многим пользователям, для которых в приоритете высокая производительность и бесшумность в работе и играх - конкурентов у Gigabyte для чипа NV43 нет и не предвидятся.

Бриллиантовая серия

Легендарная 6600 AGP компании MSI запомнилась всем пользователям своей рекламой, ведь именно благодаря ей все любители динамических игр узнали о прекрасном шутере «Хроники Риддика». Сам герой фильма был изображён на коробке, а игрушка поставлялась бесплатно в комплекте к видеоадаптеру. О мощности устройства заявляла маркировка Diamond. Видеокарта для шины AGP имела огромнейший потенциал - 400 МГц по ядру и 800 МГц для памяти. Очень жаль, что разработчики компании MSI не сделали ещё один шаг вперёд, предоставив пользователю хоть какой-то инструмент для увеличения частоты графического ядра и шины. В тестах этого чуть-чуть очень не хватает.

Позаботился производитель и об охлаждении: кулер обдувает графический контроллер, а чипы памяти снабжены радиаторами. Судя по отзывам, пользователей смущает отсутствие медной накладки с обратной стороны видеоплаты, ведь рассеиваемая мощность как раз раскаляет именно эту часть платы. В целом отношение к продукту положительное, видеокарта красивая, сделана с умом и как для технологии прошлого века очень хорошо справляется с поставленными задачами.

Странный экстремал

Продукция компании ASUS всегда занимала топовые позиции во всех тестах, однако с видеокартой GeForce 6600 128Mb Extreme у лидера компьютерного рынка вышел конфуз. Тактовые частоты памяти и ядра, установленные на заводе, изменениям не подвержены. Чего хотел добиться производитель ASUS на рынке, остаётся загадкой. Убрав видеовход и разместив медленные модули памяти с откликом 2,5 нс, известный тайваньский бренд не удосужился даже снизить цену на свои продукты.

В средствах массовой информации многие владельцы уверяют окружающих, что ASUS является единственной компанией в мире, которая дополнила комплектацию лицензионной игрой «Joint Operations». В таких высказываниях не наблюдается логика, ведь игру можно приобрести отдельно, а в собственном компьютере всем хочется видеть производительную видеокарту, а не ширпотреб.

Последний герой

Продукт компании Albatron под названием Trinity GeForce 6600 AGP считается эталоном для многих видеокарт, ведь именно этот бренд на заре компьютерной эры задавал направление рынку всех комплектующих. Внешний вид устройств Albatron, будь то видеокарта, материнская плата или тюнер, всегда отличался от конкурентов подчёркнутой строгостью и консерватизмом.

В гонке за высокой производительностью лидер рынка решил не участвовать, направив весь свой потенциал на комплектацию и программное обеспечение, которое поставляется с видеокартой. Очень жаль, что многие производители на данный момент времени очень мало уделяют внимания программному обеспечению, поставляемому с видеоадаптером, ведь именно в этих продуктах и кроется привязанность пользователей к бренду.

Тестирование видеоадаптеров

Заставить устройство GeForce 6600 PCI, работающее по технологии DirectX 9.0, запустить более продвинутую игрушку в тестах вряд ли удастся, поэтому для сравнения видеокарт будут использоваться соответствующие приложения (The Chronicles Of Riddick, Half-Life 2 и Doom3). Естественно, ни о каком параметре FullHD не может быть и речи, используется стандартное разрешение 1024х768 точек на дюйм с 32 битами цветности.

Как и следовало ожидать, лидирующие позиции заняли устройства с максимальными частотами графического ядра и шины памяти: Leadtek, Gainward и Gigabyte. Из этого следует сделать один единственный правильный вывод, что в играх побеждает та видеокарта, которая имеет максимальный разгон. Внешний вид, красота и комплектация - это всё только для отвлечения потенциальных покупателей от высокопроизводительных видеоадаптеров.

Подводные камни для будущих владельцев

Производители всегда скрывают недостатки своей продукции от посторонних глаз. Так произошло и с чипом NV43, который уже успел отличиться от конкурентов и показать свою сверхвысокую прочность кристалла, при неосторожном обращении приводящую к плачевным результатам. Улучшив для GeForce 6600 характеристики производительности с размещением 143 миллионов транзисторов на чипе, производитель не подумал о безопасности, которая нарушается при неосторожном обращении с видеокартой.

Дело в том, что чип неплотно прилегает к поверхности видеокарты, а установленный сверху кулер для охлаждения не имеет выемки под графический чип. Соответственно, если нажать на один из краёв радиатора, то кристалл графического ядра лопается. Тут уже лотерея: отпадёт лишь уголок чипа или весь графический процессор расколется надвое. В первом случае видеоадаптер с высокой вероятностью может работать, а во втором - придётся идти в магазин за новой покупкой.

Проблемы с монтажом видеокарт

Многие владельцы несовременных компьютеров уже успели заметить странное расположение слотов памяти на материнских платах с установленным Такое чувство, что производитель пошутил над пользователями, разместив контакт для установки видеокарты в непосредственной близости от замков для крепления модулей памяти. Все владельцы видеокарт GeForce 6600 имеют шанс сломать пару кондиционеров на плате в процессе установки. И чтобы этого не произошло, нужно производить монтаж с максимальной ответственностью и при хорошем освещении.

В средствах массовой информации ИТ-специалисты рекомендуют сначала установить модули памяти и только потом вставлять видеокарту в разъём. Аккуратно опуская её вниз до упора, нужно пальцами другой руки отводить край платы в сторону от лапок для крепления модулей оперативной памяти. Если торец печатной платы видеоадаптера по какой-либо причине упирается в конденсатор на материнской плате, то пользователь без особых усилий может самостоятельно устранить проблему, аккуратно отогнув мешающее устройство в сторону.

Об эффективном разгоне

Любопытный пользователь непременно придёт к самостоятельным выводам, что производительность видеоадаптера можно увеличить путём разгона и дальше, если под рукой имеется соответствующее программное обеспечение, а видеокарта имеет прекрасное охлаждение. В средствах массовой информации, судя по отзывам за несколько лет, разгону GeForce 6600 уделено много времени не впустую. Владельцам удалось добиться рекордных на то время показателей: частота графического ядра 615 МГц и частота шины 1340МГц.

В первую очередь задачей пользователя является обеспечение видеокарты достойным охлаждением. Вариантов тут множество. Можно заменить штатный кулер каким-то профессиональным решением от Shuttle или Zalman, однако сомнения вызывает цена систем охлаждения. Проще поменять материнскую плату с процессором, чем отдавать круглую сумму за профессиональное решение. Второй вариант - это установка над штатным кулером дополнительного 12 мм вентилятора с потоком воздуха 90-140 CFM. Для разгона рекомендуется использовать официальное программное обеспечение, которое поставляется с драйвером Nvidia.

В заключение

Видеокарта GeForce 6600 - это единственное звено, которое пока что ещё связывает две эпохи персональных компьютеров, способных работать с динамическими играми. Уйдут с рынка переходные модели видеокарт - закончится время старых ПК. И если потенциальный покупатель стоит перед выбором, купить GeForce 6600 или сделать апгрейд всей системы, то стоит подумать над последней мыслью, ведь ничего в нашем мире не существует вечно. Рано или поздно старые технологии будут утеряны для человечества навсегда. Но если для усовершенствования неновой системы стоит выбор между самими видеоадаптерами, тогда однозначно по критерию «цена-качество» покупатель ничего не найдёт достойнее чипа GeForce 6600.

Продажи видеокарт AMD Radeon 6000 стартовали 22 октября 2010 года с релиза моделей HD 6850 и HD 6870. Radeon HD 6000 разработаны на базе семейства видеопроцессоров Northern Islands, созданных по 40-нм техпроцессу, хотя изначально было заявлено, что может быть использован 32-нм техпроцесс. Видеоадаптеры имеют поддержку DirectX 11, кроме того в них получила дальнейшее развитие технология Eyefinity, позволяющая подключать к графической карте одновременно шесть мониторов. Новинкой серии Radeon 6000 стала возможность просмотра трехмерного изображения. Причем при использовании 3D Stereo вы вольны сами выбирать модель монитора и очков, то есть AMD отказалась от политики nVidia, которая навязывала пользователям исключительно свои 3D разработки.

Radeon 6400

Младшая линейка серии 6000 представлена одной видеокартой - AMD Radeon 6450. Для компьютерных игр данное графическое решение никак не предназначено, посему и цена является вполне доступной. Если вы не являетесь поклонником виртуальных развлечений, но вам необходимы такие функции, как подключение нескольких мониторов, трехмерное изображение, высокое качество картинки видео, то Radeon HD 6450 станет идеальным выбором, покупать более дорогую модель просто не имеет смысла. HD 6450 основана на бюджетном графическом процессоре Caicos и представлена в двух вариантах. Первый - с тактовой частотой 750 МГц, объем видеобуфера составляет 512 с частотой 3600 МГц, тактовая частота GPU второго - 625 МГц, тип оперативной памяти DDR3 или GDDR5, частота соответственно 1600 и 3200 МГц.

Radeon 6500

Модельный ряд линейки AMD Radeon 6500 также располагает всего одним представителем - HD 6570. Видеокарта относится к одной из нижних ценовых категорий, поэтому не демонстрирует особо высокой производительности, в частности, в этом плане она проигрывает . Графический процессор Radeon HD 6570 Turks имеет тактовую частоту 650 МГц. Существуют модели с типами памяти GDDR3 и GDDR5. Первый вариант обладает 512, 1024 или 2048 Мб при частоте 1800 МГц, второй - 512 либо 1024 Мб при частоте 4000 МГц.

Radeon 6600

Еще одно семейство AMD Radeon 6000, представленное единственной моделью - HD 6670. Графический адаптер основан на таком же видеопроцессоре, как и AMD Radeon 6570, однако его возможности здесь несколько расширены. Radeon 6670 вполне достойна называться игровой видеокартой. Она потянет большинство игр на разрешении 1680?1050, однако максимального уровня графики ожидать не стоит, да и тормоза наверняка дадут о себе знать. Но и этих проблем можно избежать - достаточно уменьшить разрешение. Тактовая частота GPU Radeon HD 6670 - 800 МГц, объем оперативной памяти GDDR5 составляет 512 или 1024 Мб, тактовая частота - 4000 МГц, ширина шины - 128 бит.

Radeon 6700

Линейка Radeon HD 6700 состоит из трех видеокарт - HD 6750, HD 6770, HD 6790. Примечательно, что первые две из них созданы на базе графического процессора Juniper, использовавшегося в Radeon HD 5700. Тем не менее, по характеристикам они значительно опережают аналогичные модели предыдущего поколения, так, Radeon HD 6750 в плане производительности очень схож с HD 5850, а Radeon HD 6770 опережает , которая была самой мощной видеокартой с одним чипом в пятитысячной серии. Radeon 6750 оснащен видеопроцессором на 700 МГц и 1024 Мб оперативной памяти GDDR5 с эффективной частотой 4600 МГц. Частота процессора Radeon 6770 составляет 800 МГц, объем оперативной памяти GDDR5 - 1024 Мб с рабочей частотой 4400 МГц. Radeon HD 6790, основанная на GPU нового поколения под названием Barts, показывает прекрасную производительность и оставляет позади основных конкурентов от nVidia. Radeon 6790 имеет 840-МГц ядро, видеобуфер типа GDDR5 на 1024 Мб, частота оперативной памяти составляет 4200 МГц на 256-битной шине.

Radeon 6800

Ядро обеих графических адаптеров семейства Radeon HD 6800 - видеопроцессор Barts. Экономичный и производительный, он делает видеокарты HD 6850 и HD 6870 одними из лидеров рынка и составляет опасную конкуренцию GTX 460 от nVidia. На первый взгляд Barts проигрывает GPU Cypress, применяемому в Radeon 5800, однако это только на первый взгляд. Действительно, несколько уменьшилось число транзисторов и сам размер чипа, тем не менее, уникальная архитектура дает ему неоспоримые преимущества перед предшественником. Плюс ко всему процессор Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 в отличие от Cypress’а не является флагманом серии. Тип оперативной памяти обеих видеокарт - GDDR 5, объем - 1024 либо 2048 Мб, ширина шины памяти - 256 бит. Тактовая частота GPU AMD Radeon 6870 - 900 МГц, процессор AMD Radeon 6850 менее мощный - 775 МГц.

Radeon 6900

Ну и, наконец, флагманская линейка шеститысячной серии - Radeon HD 6900. Вошли сюда три платы - HD 6950, HD 6970 и HD 6990. Причем если в первые две встроено по одному высокотехнологичному графическому процессору Cayman, то Radeon 6990 может похвастаться сразу двумя ядрами. Данные графические адаптеры самые что ни на есть игровые, мечта геймера, уже осуществимая, пусть и не самая дешевая. Характеристики Radeon 6950 следующие: 800 МГц GPU, 1024 или 2048 Мб GDDR5 с рабочей частотой 5000 МГц. У Radeon 6970 тактовая частота ядра 880 МГц, объем видеобуфера составляет 2048 Мб GDDR5 с рабочей частотой 5500 МГц. Если с выходом Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 лидером по производительности среди видеокарт оставалась двухъядерная HD 5970, то релиз Radeon HD 6990 продемонстрировал превосходство последней, новинка оказалась на 30% быстрее предшественника.

Начало осени… Как и 5 лет назад, когда прозвучал анонс первого продукта с аппаратной поддержкой T&L - GeForce256, сегодня мы встречаем новинки от NVIDIA. Конечно, это не High-End, но менее интересным анонс от этого не становится. Собственно, анонс был еще в августе, однако тогда были представлены лишь характеристики видеокарт, а теперь мы, как и многие другие СМИ, имеем возможность показать, на что способны новейшие изделия для Middle-сектора трехмерных акселераторов.

До последнего времени в этом сегменте рынка лидерство держали продукты от ATI: RADEON 9600/PRO/XT, X600PRO/XT, обходя своих соперников в лице NVIDIA GeForce FX 5700/Ultra, PCX5750/5900 по скорости в современных играх с активным использованием шейдерных технологий. И только лишь спущенный «сверху» в этой сегмент FX 5900XT смог стать популярным и потеснить гегемонию канадских изделий. И вот теперь…

«Налу уже в пути за главным призом… Руби придется держать оборону… »

Да, не случайно в качестве героинь были взяты русалка и отважная девушка из соответствующих демо-программ NVIDIA и ATI, демонстрирующих новые технологии (SM3.0 от NVIDIA и 3Dc/SM2.0b от ATI). Новинки от калифорнийской компании, которые мы будет сегодня изучать, поддерживают шейдеры версии 3.0 в полном объеме, как и свои старшие собратья.

Отдаст ли Руби свой королевский алмаз нагоняющей ее Налу? Ведь вскоре предстоит анонс и новинок от ATI в этом же секторе видеокарт. Каков будет исход битвы? - Пока не знаем. Думаю, что материал по RV410 будет не менее интересным и захватывающим. Но пока мы абстрагируемся от этого и рассмотрим NV43 (GeForce 6600GT/6600) так, как если бы эти карты уже вышли в широкую продажу. Соответственно, конкурентами им станут те акселераторы, что имеют ныне популярность в сегменте цен от 150 до 200 долларов США. И, конечно, те видеокарты, на замену которым идут новинки.

Забегая вперед, отметим, что NV43 имеет встроенную поддержку интерфейса PCI-Express (далее PCX), поэтому AGP-продукты без комплекта с мостом HSI невозможны. А следовательно, они будут дороже в производстве и выйдут позже своих PCX-аналогов (если выйдут - ведь все будет зависеть от спроса). Это является существенным минусом новинок на сегодня, поскольку PCX-сектор только-только начинает свое развитие, и спрос на такие платформы пока минимален. Поэтому, каким бы замечательным ни был новый продукт, он обречен с самого начала на относительно малый спрос в Retail рынке виду того, что апгрейд с AGP-платформы на PCX пока имеет сомнительные выгоды. С другой стороны, OEM рынок и сборщики ПК, особенно зарубежные, не преминут наладить выпуск моделей с не такими дорогими, как топовые, но по прежнему полностью соответствующими современным потребностям DirectX PCX решениями.

Кроме того, кто знает, может как раз выход интересных и выгодных с точки зрения соотношения цена-скорость видеокарт может подстегнуть интерес к PCX в целом. В общем, время покажет. И не будем забывать, что у ATI ее RV410 выйдет также с родной поддержкой только PCX, а у канадской компании нет собственных двусторонних мостов AGPPCX, и поэтому ей будет практически невозможно реализовать новинки на AGP-шине. Впрочем, в этом секторе уже и так тесно, и есть много различных сходных по производительности решений из ранее выпущенного или выпускаемого ныне.

Нам было весьма интересно сравнить не только карты на одном интерфейсе, но и AGP- и PCX-варианты между собой. Это сделать, конечно же, очень сложно, поскольку платформы значительно отличаются. Однако мы помним, что находимся в секторе Middle-End, где современным процессорам вполне по плечу вызвать 100%-ную загрузку ускорителя, и производительность после определенного разрешения не так сильно зависит от платформы. Ниже вы узнаете, что вышло из наших кросплатформенных исследований.

А теперь вернемся к объектам сегодняшнего анализа: NVIDIA NV43 или GeForce 6600GT/6600 (линейка пока состоит из двух карт, отличающихся между собой лишь частями).

Официальные спецификации GeForce 6600GT/6600 (NV43)

  1. Кодовое имя чипа NV43
  2. Технология 110нм (TSMC) (!)
  3. 146 миллионов транзисторов
  4. FС корпус (перевернутый чип, без металлической крышки)
  5. 128 бит двуканальный интерфейс памяти (!)
  6. До 256 мегабайт DDR/GDDR2/GDDR3 памяти
  7. Встроенный в чип PCI Express16х шинный интерфейс
  8. Возможность трансляции интерфейса в APG 8х с помощью двустороннего PCI ExpressAGP моста HSI
  9. 8 Пиксельных процессоров, по одному текстурному блоку на каждом с произвольной фильтрацией целочисленных и плавающих текстур (анизотропия степени до 16х включительно).
  10. 3 Вершинных процессора, по одному текстурному блоку на каждом, без фильтрации выбираемых значений (дискретная выборка)
  11. Вычисление, блендинг и запись до 8 полных (цвет, глубина, буфер шаблонов) пикселей за такт (эксперимент показывает - до 4-х)
  12. Вычисление и запись до 16 значений глубины и буфера шаблонов за такт (если не производятся операции с цветом) (эксперимент показывает - до 8-х)
  13. Поддержка "двустороннего" буфера шаблонов
  14. Поддержка специальных оптимизаций прорисовки геометрии для ускорения алгоритмов теней на основе буфера шаблонов (т.н. технология Ultra Shadow II) в частности широко используемых в движке Doom III
  15. Все необходимое для поддержки пиксельных и вершинных шейдеров версии 3.0, включая динамические ветвления в пиксельных и вершинных процессорах, выбор значений текстур из вершинных процессоров и т.д.
  16. Фильтрация текстур в плавающем формате
  17. Поддерживается буфер кадра в плавающем формате (включая операции блендинга)
  18. 2 RAMDAC 400 МГц
  19. 2 DVI интерфейса (требуются интерфейсные чипы)
  20. TV-Out и TV-In интерфейс (требуются интерфейсные чипы)
  21. Программируемый потоковый видеопроцессор (для задач компрессии, декомпрессии и постобработки видео)
  22. 2D ускоритель с поддержкой всех функций GDI+
  23. Встроенный мониторинг температуры и энергопотребления

Спецификации референсной карты GeForce 6600 GT

  1. Частота ядра 500 МГц
  2. Эффективная частота памяти 1 ГГц (2*500 МГц)
  3. Шина памяти 128 бит
  4. Тип памяти GDDR3
  5. Объем памяти 128 мегабайт
  6. Пропускная способность памяти 16 гигабайт в сек.
  7. Теоретическая скорость закраски 4 гигапикселя в сек.
  8. Теоретическая скорость выборки текстур 4 гигатекселя в сек.
  9. Один VGA (D-Sub) и один DVI-I разъем
  10. TV-Out
  11. Потребляет до 70 Ватт энергии (т.е. на PCI-Express карте разъем для дополнительного питания не нужен, рекомендован источник питания суммарной мощностью 300 или более Ватт)

Список карт, ныне выпущенных на базе NV43:

  • GeForce 6600GT: 500/500 (1000) MHz, 128MB GDDR3, PCI-Express x16, 8 пиксельных и 3 вершинных конвейеров ($199) - конкурент NVIDIA GeForce PCX5900, ATI RADEON X600 XT(?), а также будущих решений ATI (RV410);
  • GeForce 6600: 300/250-300 (500-600) MHz, 128/256MB DDR, PCI-Express x16, 8 пиксельных и 3 вершинных конвейеров ($149) - конкурент NVIDIA GeForce PCX5750, ATI RADEON X600 PRO (X600 XT?).

Общая схема чипа

Особые архитектурные отличия от NV40 не заметны, что, впрочем, не удивительно – NV43 является масштабированным (путем уменьшения числа вершинных и пиксельных процессоров и каналов контроллера памяти) решением, основанным на архитектуре NV40. Отличия количественные (на схеме выделены жирным), а не качественные – с точки зрения архитектуры чип практически не изменился.

Итак, в наличии 3 (было 6) вершинных процессоров, и два (было четыре) независимых пиксельных процессора, каждый из которых работает с одним квадом (фрагментом 2х2 пикселя). Интересно, что на сей раз, PCI Express стал нативным (т.е. реализованным на чипе) шинным интерфейсом, а AGP 8х платы будут содержать дополнительный двусторонний мост PIC-E AGP (показан пунктиром) уже подробно описанный нами ранее.
Кроме того, отметим очень важный ограничивающий момент – двухканальный контроллер и 128 битную шину памяти – этот факт мы подробно обсудим и исследуем далее.

Архитектура вершинных и пиксельных процессоров, видеопроцессора осталась прежней – эти элементы были детально описаны нами в обзоре GeForce 6800 Ultra (ссылка). А теперь, поговорим о потенциальных количественных и качественных изменениях по отношению к NV40:

Теоретические соображения о том, что и как было урезано

В целом, на данный момент, мы получаем следующую линейку решений на базе архитектур NV4X и R4XX:

Pixel/
Vertex

Полоса памяти

Fillrate
Mpix.

Частота ядра

256 (4 х 64)
GDDR3 1100

256 (4 х 64)
GDDR3 1000

256 (4 х 64)
DDR 700

256 (4х64)
DDR 700

128 (2х64)
GDDR 3 1000

128 (2х64)
DDR 500-600-700

256 (4 х 64)
GDDR3 1000

256 (4 х 64)
GDDR3 1100

256 (4 х 64)
DDR 700

256 (4х64)
DDR (?)

X 700 PRO / SE *

128 (2х64)
?

На базе предыдущего поколения архитектуры

*) данные основаны на непроверенных слухах (форум beyond3d и другие неофициальные сетевые источники), вскоре эти продукты будут анонсированы официально.

Если 6800 Ultra, GT и просто 6800 выглядят достаточно сбалансированными по соотношению полосы памяти и скорости закраски решениями, то 6800LE будет чаще упираться в недостаточную скорость закраски - полоса памяти там с избытком, а обе модели 6600 будут в первую очередь страдать из-за недостатка полосы пропускания. Пиковая скорость закраски 6600 GT составляет почти 2/3 от скорости 6800 Ultra, в то время как пропускная способность памяти более чем вдвое ниже, и это, без учета потенциально уменьшенных кэшей и двуканального контроллера памяти.

Таким образом, можно предсказать, что слабым местом семейства 6600 будут большие разрешения и режимы с полноэкранным сглаживанием, особенно на простых приложениях, а сильным - программы с длинными и сложными шейдерами и анизотропная фильтрация без одновременного MSAA. Далее, мы проверим это предположение игровыми и синтетическими тестами.

Сложно сейчас судить насколько оправданным был ход с 128 битной шиной памяти - с одной стороны это удешевляет корпус чипа и уменьшает число бракованных чипов, с другой стороны, разница в цене печатной платы для 256 бит и 128 бит не велика, и с избытком компенсируется разницей в цене обычной DDR и пока дорогой высокоскоростной GDDR3 памяти. Вероятно, с точки зрения производителей карт решение с 256 бит шиной было бы более удобным, как минимум, если бы у них была возможность выбора, а с точки зрения NVIDIA производящей чипы и зачастую продающей с ними в комплекте память, более выгодно 128 бит решение в комплекте с GDDR3. Другое дело, как это скажется на скорости - ведь на лицо потенциальное ограничение отличных возможностей чипа (8 конвейеров, 500 МГц частота ядра, и это еще не предел) из-за значительно урезанной пропускной полосы памяти:

DDR 700 × 256 бит = 22,4 Гигабайт против GDDR3 1000x128 бит = 16 Гигабайт.

Особенно беспокоит этот факт на фоне слухов о старшей модели X700, которая будет снабжена 256 битной памятью.

Впрочем, заметим, что и суффикс Ultra NVIDIA пока что приберегла - учитывая большой разгонный потенциал технологии 110 нм, можно ожидать появление карты с частотой ядра порядка 600 МГц или чуть менее, памятью 1100 или даже 1200 (в будущем) и названием 6600 Ultra. Вот только какова будет ее цена? В дальней перспективе, можно прогнозировать появление обновленного, 256 битного варианта Mainstream решения, мысленно назовем его NV46 оптимизированного по производительности, с 8 или даже 12 конвейерами и 256 битной шиной.

Вершинные и пиксельные процессоры в NV43, судя по всему, остались неизменными, а вот внутренние кэши могли быть уменьшены, пропорционально числу конвейеров. Впрочем, число транзисторов не дает особых поводов для беспокойства - учитывая не столь большие размеры кэшей было бы разумнее оставить их такими же как у NV40, скомпенсировав тем самым заметный недостаток пропускной полосы памяти. Вполне возможно, что достаточно крупный по транзисторам массив ALU, осуществляющих постобработку, проверку, генерацию Z и блендинг пикселов для записи результатов в буфер кадра также был уменьшен на каждом конвейере по сравнению с NV40 - все равно уменьшенная полоса памяти не позволит записать 4 полных гигапикселя в секунду, и потенциал закраски (8 конвейеров на 500 МГц) будет полноценно использоваться только на более-менее сложных шейдерах, с более чем двумя текстурами и сопутствующими шейдерными вычислениями.

Все эти предположения мы проверим в ходе последующих синтетических и игровых тестов.

Перед изучением самой карты приведем список статей, посвященных изучению предыдущих новинок: NV40/R420. Ведь очевидно уже, что архитектура NV43 является прямой наследницей технологий NV40 (после мощности чипа были поделены пополам).

Теоретико-аналитические материалы и обзоры видеокарт, в которых рассматриваются функциональные особенности GPU ATI RADEON X800 (R420) и NVIDIA GeForce 6800 (NV40)

  • NVIDIA GeForce 6800 Ultra (NV40). Часть 1 - особенности архитектуры и синтетические тесты в D3D RightMark (одностраничный вариант)
  • NVIDIA GeForce 6800 Ultra (NV40). Часть 1 - особенности архитектуры и синтетические тесты в D3D RightMark (вариант разбит на страницы)
  • NVIDIA GeForce 6800 Ultra (NV40). Часть 2 - исследование производительности и качества в игровых приложениях (одностраничный вариант)
  • NVIDIA GeForce 6800 Ultra (NV40). Часть 2 - исследование производительности и качества в игровых приложениях (вариант разбит на страницы)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 XT и NVIDIA GeForce 6800 Ultra - Картина Вторая: 450 МГц у второй и новые тесты у обеих карт (одностраничный вариант)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 XT и NVIDIA GeForce 6800 Ultra - Картина Вторая: 450 МГц у второй и новые тесты у обеих карт (вариант разбит на страницы)
  • Бородинская битва между RADEON X800 и GeForce 6800: Картина третья - Трилинейная фильтрация (синтетические примеры)
  • Бородинская битва между RADEON X800 и GeForce 6800: Картина четвертая: тесты фильтраций на основе RightMark (одностраничный вариант)
  • Бородинская битва между RADEON X800 и GeForce 6800: Картина четвертая: тесты фильтраций на основе RightMark (вариант разбит на страницы)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 и NVIDIA GeForce 6800 - Картина Пятая: тесты фильтраций на основе игр (одностраничный вариант)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 и NVIDIA GeForce 6800 - Картина Пятая: тесты фильтраций на основе игр (вариант разбит на страницы)
  • Обзор PowerColor RADEON X800 PRO Limited Edition, аппаратная переделка X800 PRO в X800 XT Platinum Edition (одностраничный вариант)
  • Обзор PowerColor RADEON X800 PRO Limited Edition, аппаратная переделка X800 PRO в X800 XT Platinum Edition (вариант разбит на страницы)
  • Обзор Leadtek WinFast A400 TDH, Leadtek WinFast A400 Ultra TDH на базе NVIDIA GeForce 6800/6800 Ultra (одностраничный вариант)
  • Обзор Leadtek WinFast A400 TDH, Leadtek WinFast A400 Ultra TDH на базе NVIDIA GeForce 6800/6800 Ultra (вариант разбит на страницы)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 и NVIDIA GeForce 6800 - Картина Шестая: Фильтрации в играх (продолжение) (одностраничный вариант)
  • Бородинская битва между ATI RADEON X800 и NVIDIA GeForce 6800 - Картина Шестая: Фильтрации в играх (продолжение) (вариант разбит на страницы)
  • Краткий отчет о тестировании FarCry v.1.2 и о первом воплощении Shader 3.0 в реальность
  • Краткий отчет об оперативном тестировании современных 3D-карт в DOOM III (X800PRO/XT, GF6800/GT/Ultra, 9800XT/5950U)
  • Chaintech Apogee GeForce 6800 Ultra на базе NVIDIA GeForce 6800 Ultra - Тестирование в DOOM III с «оптимизациями»

Подчеркну еще раз, что сегодня только 1-я часть, посвященная производительности новинок. Качественные составляющие мы рассмотрим позже во второй части (3D-качество и воспроизведение видео).

Теперь поговорим о карте. Почему у нас в заголовке указаны две карты, а рассматриваем мы фактически одну? Дело в том, что 6600GT и 6600 отличаются друг от друга лишь частотами работы, поэтому мы можем с большой вероятностью сделать эмуляцию GF 6600 путем уменьшения частот у 6600GT. Что мы и сделали. Разумеется, учитывая то, что на серийных GeForce 6600 будет стоять не GDDR3 память, а простая DDR (кроме частот еще и тайминги разные), а также то, что NVIDIA жестко не декларирует частоты работы памяти у таких карт, и могут встречаться клокинги от 250 до 300 МГц по памяти; мы не можем говорить о 100%-ном совпадении наших результатов с теми, что покажут финальные GeForce 6600. Но прикинуть можно. И даже полезно. И поэтому в наших результатах будет показана и GeForce 6600 300/300 (600) МГц (взят предельный случай). Всем понятно, что реальные 6600 покажут производительность НЕ ВЫШЕ той, что у нас на диаграммах, и можно примерно прикинуть, в каких пределах она будет находиться.

Итак, reference card GeForce 6600GT.

Очевидно, что дизайн GF 6600GT уникальный и не похож ни на один предшествующий. Прежде всего, это уменьшение размеров самой карты, что позволяет отсутствие 256-битной шины, влияющей все же на размеры PCB. А также сильное упрощение силового блока способствовало снижению площади PCB (ведь для PCX-карт, потребляющих менее 75Вт, уже не требуется наличия внешнего питания, а это упрощает дизайн). Наш объект при самой максимальной нагрузке потребляет менее 75Вт, поэтому никакие подключения напрямую к БП не требуются.

Несмотря на огромные частоты для 8-ми конвейерного чипа, кулер довольно примитивен.

Можно предположить, что производители таких карт будут проводить эксперименты с использованием своих собственных кулеров, или воспользуются теми наработками, что были ранее сделаны для GeForce4 Ti (GeForce FX 5600/5700).

Сам GPU имеет относительно небольшие размеры своей площадки (понятно, ведь 128-битная шина), и вообще внешне очень похож на GeForce FX 5700. И размеры кристалла почти такие же. Но если у NV36 в эти размеры помещалось всего 4 пиксельных и 3 вершинных конвейера, то в данном случае пиксельных вдвое больше. Все же 0.11 мкм…

Видеокарта обладает важной особенностью, рассчитанной на будущее, а именно поддержкой SLI (то есть, как во времена Voodoo2, существует возможность увеличения суммарной мощности 3D-графики за счет добавления аналогичного акселератора). Для этого на плате в верхней части есть соответствующий разъем для подключения специального шлейфа (или соединителя) к двум видеокартам для синхронизации их работы:

Заканчивая изучение самой карты, отметим, что она обладает поддержкой VIVO, реализованной через Philips 7115 (с таким кодером мы ещё не встречались, поэтому наш бессменный исследователь мультимедийных дополнений или особенностей видеокарт Алексей Самсонов уже в нетерпеливом ожидании протестировать новинку).

Теперь скажем о разгоне. Благодаря оперативности автора RivaTuner Алексея Николайчука, эта утилита уже умеет работать с NV43.

У карты определяется число конвейеров (и пиксельных, и вершинных). На втором скриншоте видим, что у карты работают два quad-а (четверки пиксельных конвейеров).

Так вот, плата смогла работать устойчиво на частотах 590/590 (1180) MHz! . Небывалый потенциал! Я даже могу предположить, что после выхода ATI RV410 NVIDIA выпустит GeForce 6600 Ultra (не зря у старшей модели ныне только суффикс GT).

Карта на таких частотах работала, обдуваемая внешним вентилятором. И вот какие температуры мы увидели:

Да, подчас нагрев ядра достигал 88 градусов, но, как известно, для таких чипов это явно не предел (они могут нагреваться и до 100 градусов). Интересно заметить, что внешний вентилятор практически охлаждал только память, ибо его изъятие не привело к какому-либо росту температуры на ядре.

Около полугода назад на страницах сайт была опубликована статья "Остаться в живых: ATI Radeon X550 против NVIDIA GeForce 6600 LE " в которой были рассмотрены и протестированы две видеокарты низшего ценового сегмента. С тех пор в диапазоне до 100 долларов США появились два новых "игрока" – видеокарты на чипах ATI Radeon X1300 (RV515) и NVIDIA GeForce 7300 GS (G72). Цена ATI Radeon X1300 на сегодняшний день не превышает 85 долларов США, а NVIDIA GeForce 7300 GS стоит и того меньше – около 70-75 долларов США. Примерно за такие же деньги сегодня можно приобрести видеокарты GeForce 6200 и 6600 LE, а также что-либо из Radeon X600 Pro или даже X700, в зависимости от объема установленной памяти. Актуальность последних двух видеокарт с выходом каждой новой игры, поддерживающей Shader Model 3.0, становится все ниже, а вот такие "старички" как GeForce 6600 (LE) поддерживают пиксельные шейдеры третьей версии и при этом в последнее время значительно потеряли в цене. Кроме того, было бы интересно посмотреть на разницу в скорости между "правильной" GeForce 6600 с 8 пиксельными и 3 вертексными конвейерами и GeForce 6600 LE, работающей по конвейерной схеме 4/2, но на частотах, заметно превышающих номинальные частоты GeForce 6600. Таким образом, в сегодняшних тестах будут принимать участие четыре видеокарты низшего ценового сегмента: NVIDIA GeForce 6600, 6600 LE, 7300 GS и ATI Radeon X1300.

1. Технические характеристики видеокарт NVIDIA GeForce 6600(LE), 7300 GS и ATI Radeon X1300

Технические характеристики тестируемых сегодня видеокарт рассмотрим в одной сводной таблице:

Наименование характеристик NVIDIA GeForce 6600 (LE) ATI Radeon X1300 NVIDIA GeForce 7300 GS
Графический чип NV43 (NV43V) RV515 G72
Техпроцесс, мкм 0.11 0.09, TSMC 0.09
Число транзисторов, млн. ~143 ~105 н/д
Площадь ядра, мм² 150 100 н/д
Рабочие частоты, MHz (графический чип/память) 300 (350, 425) / 500 (700, 1000) 450 / 500 550 / 700
Ширина шины памяти 128 bit 128 / 64 /32 bit 64 bit
Число пиксельных конвейеров, шт. 8(4) 4 4
TMU на конвейер, шт. 1 1 1
Число вершинных процессоров, шт. 3(2) 2 3
Поддержка версии Pixel Shaders 3 3 3
Поддержка версии Vertex Shaders 3 3 3
Интерфейс PCI-Express х16
Поддержка версии DirectX 9.0c 9.0c 9.0c
Дополнительно DVI, TV-Out, VIVO (опционально) DVI, TV-Out, VIVO, HDTV DVI, TV-Out, VIVO, HDTV

2. Обзор видеокарт, участвующих в тестировании

Все видеокарты были предоставлены для тестов фирмой Ф-Центр , поэтому цены приводятся по прайс-листу компании.

Leadtek WinFast PX6600 TD 128 Mb

Первый участник сегодняшних тестов – видеокарта Leadtek WinFast PX6600 TD 128 Mb – поставляется в большой коробке из толстого картона, уже хорошо знакомой нашим читателям по стилю и оформлению:

Leadtek включил в комплект поставки со своей видеокартой следующие компоненты:

  • адаптер-разветвитель;
  • компакт-диск с драйверами WinFast 3D Graphics;
  • компакт-диск с PowerDVD 6 и прочими программами;
  • 2 DVD с играми Splinter Cell 3: Chaos Theory и Prince of Persia: Warrior Within;
  • руководство пользователя на нескольких языках (включая и русский).

Пользователю будет приятно, что даже со столь недорогой видеокартой в комплекте идут две игры, пусть и не самых новых.

Видеокарта расположена в центральном отсеке коробки, выполненном таким образом, чтобы исключить возможность повреждения устройства при транспортировке. На лицевой стороне PCB зеленого цвета Leadtek WinFast PX6600 TD 128 Mb расположены восемь микросхем памяти в корпусировке TSOP, алюминиевый кулер и элементы системы питания:

Видеокарта оснащена аналоговым, цифровым (DVI) и TV-выходом. На оборотной стороне платы уделить внимание нечему:

Без системы охлаждения Leadtek WinFast PX6600 TD 128 Mb выглядит следующим образом:

Полностью алюминиевый кулер крепится на плате с помощью двух пластиковых гвоздей-защелок, снабженных пружинами. По периметру чипа присутствует мягкая прокладка, защищающая микросхему от случайных сколов:

Графический процессор выпущен на Тайване на 45 неделе прошлого года, ревизия чипа A4:

Номинальная частота работы графического процессора соответствует спецификациям и равна 300 MHz. Число пиксельных конвейеров – 8, а вертексных – 3.

128 Mb видеопамяти стандарта DDR набраны 8 микросхемами производства компании Samsung с номинальным временем доступа 3.6 нс:

Маркировка памяти – K4D261638F-LC36. Ширина шины обмена с памятью видеокарты равна 128 Bit, а номинальная частота работы видеопамяти – 500 MHz. В целом видеокарта полностью соответствует спецификациям NVIDIA для GeForce 6600.

Прежде чем перейти к изучению оверклокерского потенциала видеокарты, необходимо добавить, что все четыре участницы сегодняшней статьи проверялись на разгон и тестировались в дальнейшем с установленным кулером Zalman VF700-Cu на максимальных оборотах вращения его вентилятора (около 2750 RPM). Я прекрасно понимаю, что пользователи, приобретающие для себя видеокарты стоимостью 75-100 долларов США, не станут менять охлаждение на них, устанавливая кулер, ценой почти в треть видеокарты. Однако замена стандартных систем охлаждения обусловлена не только стремлением выжать максимум из тестируемых видеокарт без вольтмодов, но и желанием поставить все карты в равные условия по уровню охлаждения.

После замены штатного кулера на Zalman VF700-Cu видеокарту Leadtek WinFast PX6600 TD 128 Mb с номинальных частот в 300/500 MHz удалось разогнать до 435/614 MHz:

Видеокарта продемонстрировала неплохой оверклокерский потенциал: прирост по GPU составил 45.0 %, а по видеопамяти 22.8 %. До замены системы охлаждения графический процессор смог стабильно функционировать при 390 MHz, прогреваясь при этом до 67 градусов Цельсия. На разгон памяти замена кулера не повлияла никоим образом.

В завершение обзора Leadtek WinFast PX6600 TD 128 Mb привожу ссылку на BIOS видеокарты (41.4 Kb, WinRAR архив). Стоимость видеокарты на момент публикации статьи составляет 101 доллар США.

Palit GeForce 6600Very+ 128 Mb (6600 LE)

Видеокарта Palit GeForce 6600Very+ 128 Mb (6600 LE) была предоставлена нам на тестирование в OEM-упаковке. Кроме видеокарты в антистатическом пакете обнаружены компакт-диск с драйверами, один 15 pin DVI / D-Sub переходник, S-Video кабель, а также адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO:

Перед нами небольшого размера плата, выполненная на текстолите красного цвета с бордовым отливом:

Как и рассмотренная выше видеокарта от Leadtek, Palit GeForce 6600Very+ 128 Mb (6600 LE) оснащена аналоговым, цифровым (DVI) и TV-выходом. Полностью алюминиевый радиатор системы охлаждения, охлаждаемый небольшой турбиной, контактирует только с графическим чипом через тонкий слой термопасты белого цвета и "сметанной" консистенции.

Все микросхемы памяти видеокарты расположены с лицевой стороны платы, поэтому на оборотной стороне уделить внимание можно лишь своеобразной backplate с проволочным креплением и мягкой прокладкой:

С таким способом крепления системы охлаждения мы уже знакомы по тестам Palit Radeon X1600 Pro 128 Mb . Этот простой и удобный метод крепления создает усилие прижима, достаточное для организации эффективного охлаждения.

Без системы охлаждения вокруг чипа можно отметить целых 8 отверстий в плате, которые, как мне кажется, позволят установить практически любую систему охлаждения:

Посмотрим на графический процессор: страна производства – Тайвань, дата выпуска – 7 неделя 2005 года, то есть чип был выпущен более года назад.

Обратите внимание, что в отличие от предыдущего "полноценного" GeForce 6600 у Palit GeForce 6600Very+ название чипа нанесено на подложке. Номинальная частоты работы графического процессора видеокарты составляет 350 MHz, что на 50 MHz выше, чем у видеокарты GeForce 6600 производства Leadtek.

Увы, но с графическим процессором GeForce 6600Very+ 128 Mb не повезло, оверклокерам в данном случае придется довольствоваться лишь четырьмя пиксельными и двумя вертексными конвейерами и надеяться при этом на существенный разгон чипа:

Однако расстраиваться по поводу четырехконвейерного чипа долго не приходится. Дело в том, что основная изюминка Palit GeForce 6600Very+ это оснащение её 128 Mb памяти стандарта GDDR-3 с номинальным временем доступа в 2.2 нс:

Весь объем памяти набран четырьмя микросхемами производства Infineon, маркированными HYB18T256321F-22 . Номинальная частота работы видеопамяти – 700 MHz, что на 200 (!) MHz выше, чем у обычных GeForce 6600. Максимальная теоретическая частота данной памяти составляет 900 MHz, что позволяет надеяться на хороший разгон и надежды оправдались. Как до, так и после замены стандартного кулера на Zalman VF700-Cu, память стабильно функционировала на частоте в 1000 MHz, что равно номиналу памяти GeForce 6600 GT, которая стоит чуть ли не в два раза дороже:

Графический процессор тоже в долгу не остался, увеличив свою частоту до 481 MHz или на 37.4 % (460 MHz со стандартным кулером). Таким образом, из обычной GeForce 6600 LE по частотной формуле получился почти GeForce 6600 GT, правда только с четырьмя пиксельными и двумя вертексными конвейерами.

Подобная видеокарта уже известна по статье "Смутные времена на рынке видеокарт: остерегайтесь GeForce 6600! ". Но тогда эта карта рассматривалась как "неправильная" GeForce 6600. Я же предлагаю вам посмотреть на Palit GeForce 6600Very+ 128 Mb несколько по-иному, ведь стоимость этой видеокарты на сегодня сопоставима с GeForce 6200 и находится около 85 долларов США, что на 15-20 долларов ниже чем "правильные" GeForce 6600. При этом в сравнении с GeForce 6200 у GeForce 6600Very+ не хватает только одного вершинного конвейера, что компенсируется (не побоюсь этого слова) значительно более высокими частотами. А вот помогут ли столь высокие частоты графического чипа и памяти успешно соперничать Palit GeForce 6600Very+ 128 Mb с "обычной" GeForce 6600, а также с другими участниками сегодняшней статьи, покажет тестирование.

Здесь же остается посмотреть на температурный режим видеокарты, который при использовании Zalman VF700-Cu оказался очень скромен:

Добавлю, что оригинальный кулер видеокарты работает негромко, хотя его и немного слышно на фоне тихого системного блока.

Вы можете скачать BIOS Palit GeForce 6600Very+ 128 Mb (41.4 Kb, WinRAR архив).

Sapphire Radeon X1300 256 Mb

Видеокарта от Sapphire также оказалась в OEM поставке, где кроме неё в пакете присутствовали:

  • кабель S-Video;
  • переходник с S-Video на коаксиальный кабель;
  • два 15 pin DVI / D-Sub переходника;
  • компакт-диск с драйверами.

Видеокарта удивила большим игольчатым пассивным радиатором, закрывающим практически всю лицевую сторону платы:

Радиатор контактирует с графическим процессором через тонкий слой очень густой по консистенции термопасты серого цвета. В свою очередь, с чипами памяти, расположенными с лицевой стороны платы, контакт радиатора обеспечен с помощью толстых термопрокладок:

Без радиатора Sapphire Radeon X1300 256 Mb выглядит следующим образом:

Непосредственно у выходов платы - аналогового, цифрового (DVI) и TV - пустует место под нераспаянный чип ATI Rage Theatre. Восемь чипов памяти в TSOP-упаковке расположены с двух сторон платы, однако радиаторы на чипах памяти с оборотной стороны отсутствуют.

Страной производства графического процессора RV515 является Тайвань:

Чип датирован 47 неделей прошлого года, имеет 4 пиксельных, 2 вертексных конвейера и работает на номинальной частоте в 450 MHz. А вот видеопамять на сегодняшний день уже практически можно назвать антиквариатом:

Её номинальное время доступа равно 5.0 нс, что соответствует частоте в 400 MHz, на которой память и функционирует. К сожалению, это на 100 MHz ниже спецификаций ATI Radeon X1300. Чипы произведены компанией Samsung и маркированы K4D551638F-TC50.

Если же говорить о разгоне видеокарты, то даже на номинальных частотах пассивный радиатор видеокарты прогревался до такой степени, что палец на нём не выдерживал и 2-3 секунд, так что замена радиатора на Zalman VF700-Cu пришлась как нельзя кстати. После этого графический процессор удалось разогнать до 600 MHz или +34 % к номиналу:

Видеопамять разогналась всего лишь до 440 MHz, впрочем, её высокое номинальное время доступа никаких надежд на разгон и не подавало...

Увы, но видеокарта не имеет встроенных средств мониторинга, поэтому о её температурном режиме после замены системы охлаждения и разгона судить сложно. Если кому-то понадобится BIOS Sapphire Radeon X1300 256 Mb, то качать для этого большой объем не придётся (34.1 Kb, WinRAR архив). На момент публикации статьи данную видеокарту можно приобрести за 86 долларов США.

Palit GeForce 7300 GS 256 Mb

Ещё одна видеокарта производителем которой является компания Palit – GeForce 7300 GS 256 Mb – поступила к нам на тестирование в маленькой картонной коробке:

И пусть вас не смущает наклейка с объемом видеопамяти в 512 Mb, так как речь идет лишь о поддержке GeForce 7300 GS данного объема памяти. На самом деле у тестируемой видеокарты 256 Mb видеопамяти.

Кроме видеокарты в коробке были обнаружены следующие компоненты:

Наполнение коробки, прямо сказать, "спартанское":

  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • один 15 pin DVI / D-Sub переходник;
  • компакт-диск с PowerDVD 5;
  • компакт-диск с драйверами видеокарты.

Видеокарта Palit GeForce 7300 GS 256 Mb несколько удивляет своими маленькими габаритами:

По высоте видеокарта вполне стандартная, а вот её длина такова, что от края PCI-Express разъема она будет выступать лишь на 1.5 см. На лицевой стороне имеется небольшой кулер с алюминиевым радиатором и голографической наклейкой в центре, а также 4 чипа видеопамяти, расположенные вертикально в ряд. На оборотной стороне платы микросхемы памяти отсутствуют:

Palit GeForce 7300 GS 256 Mb оснащена аналоговым, цифровым (DVI) и TV-выходом, а графический процессор в сравнении с вышерассмотренными видеокартами выглядит просто миниатюрно:

Ревизия чипа – А3, а дата выпуска – 52 неделя прошлого года:

Четыре силиконовых подушки, края которых видны по четырем углам подложки чипа (а также на предыдущем фото), предотвращают ядро от сколов и повреждений, однако, как вы можете видеть, без них не обошлось. Номинальная частота работы графического процессора равна 550 MHz, что на 250 MHz выше, чем у GeForce 6600.

Микросхемы памяти стандарта GDDR-2 произведены компанией Elixir на 30 неделе 2005 года:

Маркировка чипов – N2TU51216AG-XP, а их номинальная частота работы равна 700 MHz. При общем объеме памяти в 256 Mb её шина обмена с графическим чипом составляет лишь 64 bit и это, как мне кажется, главный недостаток линейки GeForce 7300 GS.

Говоря об оверклокерском потенциале Palit GeForce 7300 GS 256 Mb, нельзя не признать, что он оказался довольно средним: графический процессор стабильно заработал на 640 MHz (+16.4 %), а видеопамять на 876 MHz (+25.1 %):

Последняя из доступных на момент подготовки статьи версий Everest отказалась правильно воспринимать частоту видеопамяти GeForce 7300 GS. К сожалению, разработчики данной информационно-диагностической утилиты частенько опаздывают с внесением в неё информации о новых устройствах, например, GeForce 7600 GT данная программа до сих пор не понимает.

Какие-либо средства мониторинга температурного режима у Palit GeForce 7300 GS 256 Mb отсутствуют, поэтому остается добавить, что маленький вентилятор стандартной системы охлаждения работает довольно тихо.

В завершение обзора видеокарты выкладываю ссылку на BIOS Palit GeForce 7300 GS 256 Mb (46.6 Kb, WinRAR архив). Стоимость данной видеокарты на сегодняшний день составляет 69 долларов США.

3. Конфигурация тестового стенда, операционная система, драйверы, бенчмарки и игры

Тестирование видеокарт было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ABIT AN8 SLI (nForce 4 SLI), Socket 939, BIOS v.2.0;
  • Процессор: AMD Athlon 64 3200+ (2000 MHz), 1.40 V, 512 Kb, Cool&Quiet - Disable, (Venice, E6).
  • Система охлаждения процессора: Thermaltake Big Typhoon "Hands Edition", ~1100-2000 RPM, ~16-21 dBA;
  • Термоинтерфейс: Coollaboratory Liquid Pro;
  • Оперативная память: 2 х 512 Mb PC3200 Corsair TWINXP1024-3200C2 (SPD: 400 MHz, 2-2-2-5_1T), @467 MHz 2-3-4-8_1T;
  • Дисковая подсистема: SATA-II 160 Gb Seagate Barracuda 7200.9 (ST3160812AS 2AAA) 7200 RPM, 8 Mb;
  • Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver + на вдув Coolink SWiF 120 mm (~1200 RPM, ~24 dBA) + на выдув 120-мм Sharkoon Luminous Blue LED (~1000 RPM, ~21 dBA);
  • Блок питания: MGE Magnum 500 (500 W) + 80-мм вентилятор GlacialTech SilentBlade (~1700 RPM, 19 dBA);
  • Монитор: LCD DELL 1800/1FP UltraSharp (1280x1024, DVI, 60 Hz).

В качестве операционной системы использовалась Windows XP Professional Edition Service Pack 2, установленная на первый раздел жесткого диска размером в 8 Gb. Все тестовые бенчмарки и игры были установлены на третий раздел винчестера размером в 65 Gb. Все лишние сервисы, за исключением минимально необходимых, были отключены. Тестирование проводилось с использованием системных драйверов NVIDIA nForce версии 6.82 и библиотек DirectX 9.0с (дата релиза – декабрь 2005 года). В качестве драйвера видеокарт на чипах NVIDIA был использован ForceWare 83.40, а для Radeon X1300 последний доступный на момент подготовки статьи – ATI Catalyst 6.3.

Производительность видеокарт была проверена в двух разрешениях: 800х600 и 1024 х 768 при настройках драйверов только в режиме "Quality". Активация анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания не производилась. Так как производительность тестируемых сегодня видеокарт находится на низком уровне, то все включаемые оптимизации в драйверах Catalyst и ForceWare были активированы. Catalyst A.I. установлен в режим "High". Кроме того, настройки тестирования в играх были выставлены таким образом, чтобы обеспечить комфортное число кадров в секунду (хотя бы по минимуму). Таким образом, для тестирования был использован следующий набор синтетических, полусинтетических бенчмарков, игр и их настроек:

  • 3DMark 2005 – build 1.2.0, default settings;
  • 3DMark 2006 – build 1.0.2, только разрешение 1280 x 1024, default settings;
  • Half-life 2: Lost Coast (Direct3D) – демо-запись "d2" (647.2 Kb), установлены максимальные настройки графики в самой игре;
  • The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay (OpenGL) – версия игры 1.0.0.1, максимальное качество графики, Shader 2.0 , demo "ducche";
  • Call Of Duty 2 (Direct3D) – версия игры 1.01, настройки текстур выставлены на уровень "Medium", демо-запись "d1" (614.8 Kb);
  • Serious Sam 2 (Direct3D) – версия игры 2.066, стандартная демо-запись "GREENDALE", средние ("Medium") настройки графики в игре, HDR Off;
  • Quake 4 (OpenGL) – версия игры 1.0.4.0 build 2147, демо в самом начале уровня "Hangar Perimeter", детализация графики в игре – "Medium Quality", тройной прогон демо-записи для минимизации зависимости результатов от скорости жесткого диска и кэширования;
  • F.E.A.R. (Direct3D) – версия игры 1.02, встроенный бенчмарк, все настройки графики во время тестирования выставлены на "Medium", Soft Shadows = Off .

На диаграммах для отображения результатов видеокарт, работающих в номинальных режимах, использовалась "холодная" сине-голубая гамма, а для разогнанных – "теплая" оранжево-красная. Если в полученных результатах присутствовал минимальный показатель FPS, то он указывался на диаграммах.

4. Результаты тестирования видеокарт и их анализ

Для начала посмотрим, как проявят себя видеокарты в популярных синтетических бенчмарках: 3DMark 2005, а также новом 3DMark 2006.

3DMark 2005

3DMark 2006

Если в 3DMark 2005 у нас аутсайдер только один – GeForce 6600 LE, то в 3DMark 2006 к нему добавился и GeForce 7300 GS, который в 3DMark 2005 в номинальном режиме работы видеокарт числился в лидерах. Между тем, скромный по частотам (в том числе и после разгона), но полноценный по числу конвейеров GeForce 6600 уверенно обходит следующего за ним Radeon X1300. Впрочем, расстановка сил по обоим синтетическим бенчмаркам 3DMark зачастую далека от результатов тестирования в реальных играх, изучением которых мы с вами и займемся далее.

Half-life 2: Lost Coast

В Half-life 2: Lost Coast тестируемые сегодня видеокарты позволяют играть при максимальных настройках качества графики, правда лишь в выбранных для тестов разрешениях и без использования технологии HDR. Как вы можете видеть, даже высокие частоты GeForce 6600 LE после разгона не помогают этой видеокарте выбиться из аутсайдеров в разрешении 1024х768. Лидирует вновь GeForce 6600, за ним следует Radeon X1300, а новинка NVIDIA GeForce 7300 GS с минимальным отрывом от Radeon X1300 на третьем месте.

The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay

Практически ушедшая с игровой сцены The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay, способна загрузить не только видеокарты низшего и среднего ценового сегмента, но и некоторые топовые графические ускорители. Справедливости ради нужно сказать, что при этом приходится использовать Shader Model 2.0++ и высокие разрешения. Между тем, гибкость настроек данной игры позволяет при максимальном качестве и Shader Model 2.0 в разрешениях 800х600 и 1024х768 получить приемлемый FPS даже на столь слабых, как тестируемые сегодня, видеокартах. Лидируют GeForce 6600 и 6600 LE, причем второй в разрешении 800х600 удается обойти восьмиконвейерную GeForce 6600, но с увеличением разрешения высокие частоты у GeForce 6600 LE уже не компенсируют нехватку конвейеров. GeForce 7300 GS в данной игре немного опережает Radeon X1300.

Call Of Duty 2

В одной из самых "тяжелых" в графическом плане игр - Call of Duty 2 - даже при средних настройках тестируемые сегодня видеокарты позволяют играть только в 800х600 (сказано с большой натяжкой). Использовать DirectX 8 профиль или еще более скромные настройки графики, на мой взгляд, неприемлемо. Лучше вообще не играть, чем пытаться "играть" таким образом. Складывается совершенно неадекватное представление об игре и игровом процессе, порождающее потом резко отрицательные отзывы, примеров предостаточно в нашей конференции. Если же говорить о результатах тестирования в данной игре, то довольно неожиданно в лидерах оказался Radeon X1300. Несущественно от него отстают GeForce 6600 и 7300 GS. В конце "грустно плетется" высокочастотный обрезок GeForce 6600 LE.

Serious Sam 2

А вот Serious Sam 2, также на средних настройках качества графики, демонстрирует более комфортное число кадров в секунду, чем Call Of Duty 2. Но и здесь мы не видим ничего нового в расстановке сил, по отношению к результатам тестирования в предыдущих играх.

Quake 4

Лидерство видеокарт на чипах NVIDIA в Quake 4 для нас с вами уже далеко не в новинку. Даже 64-битный GeForce 7300 GS обходит Radeon X1300. Преимущество GeForce 6600 неоспоримо в обоих разрешениях, как в номинальном режиме работы видеокарт, так и при разгоне.

F.E.A.R.

Из всех протестированных сегодня видеокарт приемлемую скорость в разрешении 1024х768 и при использовании средних настроек качества графики демонстрирует только разогнанный GeForce 6600 (минимальный FPS не опускается ниже 20). Все остальные видеокарты вряд ли позволят комфортно играть в F.E.A.R. В противном случае придется жертвовать разрешением, либо еще больше снижать настройки качества графики в игре.

Заключение

В первую очередь хотелось бы сказать, что владельцы GeForce 6600 с 8 пиксельными и 3 вертексными конвейерами могут не беспокоиться: конкурента данной видеокарте в ценовом диапазоне до 100 долларов США найти сложно. Учитывая, что GeForce 6600 все же несколько дороже, чем остальные участники тестирования (а переплачивать 15-20 долларов США, на мой взгляд, критично для видеокарт такой стоимости), то корректнее делать выбор из равных по цене Palit GeForce 6600Very+ 128 Mb ($85) и Sapphire Radeon X1300 256 Mb ($86). Их скорость примерно одинакова: в половине игр (Half-life 2, Call Of Duty 2 и Serious Sam 2) впереди Radeon X1300, во второй половине (The Chronicles Of Riddick, Quake 4 и F.E.A.R.) преимущество на стороне GeForce 6600 LE. Впрочем, если вы "играете" в бенчмарки, то в 3DMark 05 и 06 побеждает Radeon X1300.

Если же сравнивать новинки в лице GeForce 7300 GS и Radeon X1300, то на стороне последней победа лишь в 3DMark 2006, Call Of Duty 2 и F.E.A.R. Правда, нужно учесть тот факт, что тестировалась видеокарта с заниженной на 100 MHz относительно спецификаций частотой видеопамяти и результаты Radeon X1300 должны ещё несколько возрасти. Однако Palit GeForce 7300 GS 256 Mb при меньшей цене ($69) обеспечивает примерный паритет во всех остальных играх и выигрыш в Quake 4. Здесь необходимо отметить, что в продаже вам могут встретиться дешёвые варианты Radeon X1300 с 64-битной и даже 32-битной шиной! Думаю, нет смысла объяснять, что играть на подобной "видимокарте" у вас вряд ли получится.

Таким образом, если брать целиком диапазон до $100, то лучше всех выглядит GeForce 6600, только убедитесь, что характеристики карты соответствует спецификациям. Если же каждые $15 имеют значение, то лидеров два – полноценная GeForce 6600, как самая быстрая, но относительно дорогая и GeForce 7300 GS, как самая дешёвая, но не очень медленная. Между этими двумя вариантами есть множество других, учитывая огромное разнообразие нестандартных карт, отличающихся от рекомендаций ATI и NVIDIA, которые выпускают производители готовых графических решений.

Знакомство с ассортиментом видеокарт в ценовом диапазоне до 100 долларов США и просмотр соответствующих веток обсуждения в конференции открыли один довольно интересный факт. В low-end сегменте производители проявляют порой излишнюю самостоятельность, совершенно не следуя при этом спецификациям ATI и NVIDIA. Не спорю, просто здо рово, когда кто-то оснастил GeForce 6600 быстрой памятью стандарта GDDR-3 и продает её по цене, не превышающей аналоги с обычной DDR памятью. Но как быть, если при этом вместо положенных по спецификациям GeForce 6600 восьми пиксельных конвейеров и трех вертексных, пользователь получает схему 4/2 , что даже хуже, чем у GeForce 6200, которая работает по схеме 4/3? Результаты тестов показывают, что гонка за высокими тактовыми частотами в ущерб числу конвейеров и уж, тем более, ширине шины обмена с памятью, нисколько себя не оправдывает. Ранее это было подтверждено тестами Radeon X1300 Pro и Radeon X1600 XT (Pro). Сегодня же доказательство тому – уверенная победа полноценной GeForce 6600 в подавляющем большинстве тестов и полное поражение карты GeForce 6600 LE, пусть и столь высокочастотной.

Другой характерный пример – оснащение Radeon X1300 видеопамятью объемом в 512 (!) Mb с заниженной относительно спецификаций частотой. Не берусь судить, каким именно образом контролируют этот процесс ATI и NVIDIA (и контролируют ли вообще), но в очередной раз хотелось бы вас предостеречь и напомнить, что нужно быть технически грамотным в отношении основных характеристик и очень внимательным при приобретении видеокарт данного ценового диапазона. Надеюсь, что сегодняшняя статья помогла вам определиться с выбором и внесла ясность в расстановку сил.

Говоря об общем уровне производительности видеокарт данного ценового сегмента, нельзя не отметить, что владельцам приходится поступаться не только качеством изображения, но и разрешением. Об использовании анизотропной фильтрации и, уж тем более, полноэкранного сглаживания можно не вспоминать. Добиться комфортного FPS всё же возможно, но лишь жертвуя качеством картинки. Поэтому принятие решения о целесообразности приобретения подобных видеокарт остается за вами.