Расстановки цифр и целых чисел, их преобразования. Пример применения диаграммы сродства

Цель метода «Диаграмма сродства» - выявление взаимосвязей между отдельными идеями и решениями, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Это достигается путем группировки идей и решений и выявления глубинных взаимосвязей между полученными группами. Этот метод также называют KJ-методом, латинские буквы К и J- это инициалы создателя предшественника данного метода японского антрополога Дзиро Кавакита (англ. Jiro Kawakita ).

Диаграмма сродства обеспечивает общее планирование. Это творческий инструмент, который помогает уяснить нерешенные проблемы, раскрывая ранее невидимые связи между отдельными частями информации или идеями, путем сбора из разных источников бессистемно изложенных устных данных и их анализа по принципу взаимного сродства (ассоциативной близости).

Алгоритм создания диаграммы сродства

  1. Участники собираются в комнате с большой доской. Тема обсуждения записывается в верхней части доски. Тема должна быть сформулирована кратко и простым языком, чтобы исключить ее двоякие трактовки. Необходимо убедиться, что все участники процесса правильно понимают заданную тему.
  2. Выдвигаемые идеи или решения определяются методом . Идеи необходимо формулировать кратко и лаконично, и записывать их на стикерах. Стикеры приклеиваются на доску в произвольном порядке.
  3. До начала любых дискуссий участники должны передвигать стикеры по доске так, чтобы получились группы взаимосвязанных идей. Обычная стикеры передвигаются по доске много раз, пока не займут нужных мест. В зависимости от числа выдвинутых идей, вся процедура может занять до часа времени. Однако, в некоторых случаях, время, отведенное для упорядочивания идей, можно установить достаточно продолжительным, например, целый рабочий день, несколько дней или неделя. В течение всего этого времени участники могут подходить к доске и перемещать стикеры в соответствии с их видением проблемы и ее решения.
  4. По окончании процедуры группировки стикеров участники обсуждают окончательную форму результата. С учетом полученных объяснений, почему те или иные стикеры оказались на конкретных местах, возможны еще дополнительные перемещения стикеров. Общее число полученных групп не должно превышать 5-10. Важно дать каждой группе стикеров название. Большие группы можно поделить на подгруппы более низких уровней.
  5. Теперь можно составить искомую диаграмму сродства. Для этого выделенные группы вместе с названиями заключаются в прямоугольники. Прямоугольники соединяют стрелками для указания связей между группами.
  6. Заключительный этап - оценка полученной диаграммы сродства с учетом ее дальнейшего использования. В группах (прямоугольниках) содержатся различные предлагаемые решения рассматриваемой проблемы. Эти решения могут влиять друг на друга. Следовательно, предлагаемые решения проблемы должны рассматриваться во взаимосвязи при разработке процессов по совершенствованию.

Пример применения диаграммы сродства

Библиотека получает большое количество негативных отзывов клиентов о качестве обслуживания. Для анализа ситуации решили использовать диаграмму сродства. В состав группы были включены библиотекари. Участники эксперимента (шесть библиотекарей различного возраста, представляющих различные отделы библиотеки) сначала определили предмет исследования. Они формулировали его название с таким расчетом, чтобы получить в результате рекомендации для проведения мероприятий по повышению удовлетворенности обслуживанием клиентов библиотеки. После мозгового штурма доска со стикерами, наклеенными в случайном порядке, выглядела так, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Идеи, расположенные в случайном порядке

После первой попытки сгруппировать идеи, длившейся примерно час, стало ясно, сразу сейчас это сделать не удастся: слишком много сил и энергии отнял мозговой штурм. Поэтому вся информация на доске сохранялась в неизменном виде в течение двух дней. Все это время библиотекари часто подходили к доске, чтобы изменить положение стикеров. Результирующая диаграмма сродства показана на рисунке 2.

Стрелки на диаграмме показывают связи между отдельными элементами, которые оказалось невозможным поместить в какую-либо группу. Это упражнение позволило разработать подходящие меры. Все имеющиеся идеи и решения были разбиты на группы (когорты), в которые включались идеи, имеющие внутренние связи.

Последующая работа была спланирована так, чтобы одновременно принималась во внимание только одна группа идей.

Рисунок 2. Результат группировки идей по сродству

Просмотры: 3 403

Изучение физики помогает лучше видеть и понимать мир.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментальной части образования.

Дидактическая цель: расширить знания учащихся о различных видах деформаций, их особенностях, характеристиках и применении в технике, обеспечить более высокий, научный уровень знаний.

Развивающая цель: развивать умственные и творческие способности учащихся, познавательный интерес к предмету, к будущей профессии.

Воспитательная цель: способствовать формированию сознательного творческого отношения к обучению, умения работать в коллективе и понимать значение получаемых знаний для построения успешного будущего.

Методическая цель: показать методы и приёмы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся, применение на уроке физики мультимедийного оборудования.

Межпредметные связи . Спецтехнология поваров: темы технологии приготовления мясных, рыбных изделий и изделий из теста; биология: тема «Злаковые»; анатомия человека: тема «Скелет человека», оборудование предприятий общественного питания: тема «Характеристика помещений и общие требования к оборудованию пищевого блока».

МТО урока . DVD – диск с видеофильмом, слайды, модель для демонстрации видов деформаций, образец из упругого материала, линейка, перфокарты, ЛОТО, резиновый шнур, кольцо, сборник задач по физике (А.П.Рымкевич, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2004г.), блок–схемы, мозаика (три картинки).

Тип урока. Урок усвоения новых знаний на основе имеющихся.

Методы и приёмы. Лекционное изложение материала с параллельной демонстрацией видеоматериалов и простых опытов, озвучивание учащимися видеосюжетов, работа с трафаретами, ЛОТО, рассказ по цепочке, мини практическая работа, игровые моменты.

Виды самостоятельной деятельности : заполнение блок–схемы, работа со справочником, мини практическая работа, работа с перфокартами и ЛОТО, ответы на вопросы «мозаики», озвучивание видеосюжетов.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть (доклад дежурных о готовности группы к уроку, количестве присутствующих и отсутствующих учащихся).

II. Повторение. Проверка знаний

1. Установить соответствие между словами, распределив их в три группы (1 чел. у доски).

На доске в произвольном порядке с помощью магнитов прикреплены карточки со словами: поликристаллические, монокристаллические, аморфные, сахар кусковой, кристалл соли, сахарный леденец, алмаз, стекло, железо.

Дополнительные вопросы отвечающему.

– По какому признаку производилась классификация?
– Что в данном случае связывает физику с профессией повара? (Ответ. Сахарный леденец получают путём плавления на медленном огне сахарного песка. При этом происходит разрушение кристаллической структуры сахара, и получается аморфное вещество – леденец).

2. Фронтальный опрос (осуществляется в то время, пока учащийся выполняет задание на доске).

– На какие виды по характеру расположения частиц делятся твёрдые тела?
– Какие тела мы называем кристаллическими?
– В чём отличие моно- и поликристаллов?
– Что такое анизотропия?
– Какие из твёрдых тел изотропны, а какие анизотропны?
– Чем аморфные тела отличаются от кристаллических?
– К какому виду твёрдых веществ относятся инструменты, детали оборудования, интерьера мастерской, где вы проводите практические занятия?

III. Изложение нового материала

Часть I

(Рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией простых опытов и видеоматериалов).

На столах у учащихся блок – схема урока, которую они заполняют по мере изучения нового материала, записывая основные определения и формулы.(Приложение 1 )

1. Деформацией называют изменение размеров или формы тела под действием силы.
Деформация возникает в случае, когда различные части тела совершают неодинаковые перемещения.

Например. Растянем резиновый шнур. Части шнура смещаются относительно друг друга, и шнур окажется деформированным – станет длиннее и тоньше (Демонстрация №1).
Деформации, которые исчезают после прекращения действия внешних сил, называются упругими . Упругую деформацию испытывает, например, пружина после снятия подвешенного к её концу груза (демонстрация №2).

Деформации, которые не исчезают после прекращения действия внешних сил, называют пластическими. Например, пластилин, глина, воск.
Выделяют деформации сжатие, растяжение, изгиб, кручение, сдвиг.
При малых деформациях изменение формы или объёма тела визуально не всегда очевидно, но в любом случае изменяется положение молекул относительно друг друга. Посмотрим это на видео сюжете.

(Демонстрация № 3 на модели, слайд № 1 «Виды деформации»).

Рассмотрим каждую деформацию подробнее.

а) Деформация растяжения характеризуется абсолютным удлинением Δl и относительным удлинением ᶓ.

Пусть в нерастянутом виде длина образца равна l 0 . Под действием приложенной к нему силы его длина станет равной l . Таким образом, абсолютное удлинение образца = l – l 0
(выкладываем на доске динамичные формулы).
Относительное удлинение – это отношение абсолютного удлинения к начальной длине образца: e = Δl/ l 0
Растяжение испытывают тросы, подъёмные механизмы, канаты, стяжки между вагонами.
При сжатии относительная деформация отрицательная.
Сжатие испытывают столбы, колонны, стены, фундаменты зданий.
При растяжении и сжатии изменяется площадь поперечного сечения тела.
Проделаем опыт с резиновой трубкой, на которую надето кольцо (демонстрация №4).
При достаточно сильном растяжении площадь сечения уменьшается и кольцо упадёт.
При сжатии площадь поперечного сечения увеличивается.

б) Деформация изгиба

Деформацию изгиба можно свести к деформации неравномерного растяжения и сжатия, когда одна сторона подвергается растяжению, а другая – сжатию (демонстрация № 5 на модели).
За меру деформации изгиба принимается смещение середины балки или её конца. Это смещение называется стрелой прогиба (слайд № 2).
Опыт показывает, что при упругой деформации стрела прогиба пропорциональна нагрузке. Деформацию изгиба испытывают балки и стержни, расположенные горизонтально.
При небольших деформациях слой, расположенный внутри изгибаемого тела, не испытывает ни сжатия, ни растяжения. Его называют нейтральным слоем. Малы и силы, возникающие в этом слое при деформации.
Это позволяет значительно уменьшить площадь поперечного сечения детали вблизи нейтрального слоя, удалив часть материала, которая практически не несёт деформирующие нагрузки. Это позволяет, не снижая прочности конструкции, добиться её облегчения и экономии материала.
В современной технике и строительстве уже давно вместо стержней и сплошных брусьев применяют трубы, двутавровые балки, рельсы, швеллеры (слайд № 3).
Сама природа в процессе эволюции наделила человека трубчатыми костями конечностей, сделала стебли злаков трубчатыми, сочетая экономию материала с прочностью и лёгкостью «конструкции» (слайды № 4, 5).

в) Деформация сдвига

Демонстрация №6.

Укрепим на штативе модель для демонстрации видов деформаций. Модель представляет собой параллельные пластины, соединённые между собой пружинами.
Горизонтальная сила сдвигает пластины относительно друг друга без изменения объёма тела, слои бруска смещаются, оставаясь параллельными, а вертикальные грани, оставаясь плоскими, отклоняются на некоторый угол α, который и является мерой деформации сдвига.
У реальных твёрдых тел при деформации сдвига объём также не меняется.
Деформацию сдвига испытывают балки в местах опор, заклёпки и болты, скрепляющие детали, мел, которым пишут на доске, ластик и т.д.
Сдвиг на большие углы может привести к разрушению тела – срезу.
Это происходит при работе ножниц, долота, зубила, зубьев пилы.

г) Разновидностью деформации сдвига является кручение.

(Видеоролик «Деформация кручения»)

IV. Закрепление новых знаний (часть 1)

1. Используя построенную в конспектах схему, рассказать, что такое деформация, о каких видах деформации вы узнали (рассказ по цепочке).
2. Озвучить видео иллюстрации. О каких видах деформации можно рассказать, просмотрев конкретный сюжет?

V. Изучение нового материала (часть II)

1. Мы уже говорили об упругих и пластических деформациях.

В любом сечении деформированных тел действуют силы упругости, препятствующие разрыву тела на части. Тело находится в напряжённом состоянии, которое характеризуется механическим напряжением .

Механическим напряжением σ называется физическая величина, равная отношению модуля F силы упругости к площади поперечного сечения S тела.

В СИ за единицу напряжения принимается 1 Па =1 Н/м 2 .

При малых деформациях механическое напряжение прямо пропорционально относительному удлинению, т.е. σ = Е* | l |

Это закон Гука для упругих деформаций.

Е – модуль упругости (модуль Юнга), характеризующий способность материалов оказывать сопротивление упругим деформациям.

Для данного материала модуль упругости является величиной постоянной (см. в справочнике стр.169, табл.7).

Сравним значения модуля упругости стали и алюминия.

У стали модуль упругости 200 Гпа, а у алюминия 70 Гпа. При прочих равных условиях, чем больше Е, тем меньше деформируется материал (сталь).

2. Чтобы строить надёжные дома, мосты, станки, разнообразные машины, необходимо знать механические свойства используемых материалов: бетона, стали, железобетона, пластмасс и т.д. Конструктор заранее должен знать поведение материалов при деформациях, условиях, при которых материалы начнут разрушаться. Сведения о механических свойствах материалов получают экспериментально, вычерчивая по результатам опытов график, называемый диаграммой растяжения.

Рассмотрим диаграмму зависимости механического напряжения тела от относительного удлинения. (Слайд № 6)

В области малых удлинений справедлив закон Гука, и кривая практически совпадает с прямой линией. В этой области деформация обратима, т.е. при снятии напряжения тело принимает исходную форму.

После точки А на кривой и до точки Б находится область пластичности, где наблюдается отклонение от закона Гука, а при снятии напряжения тело возвращается не в исходное, а в чуть деформированное состояние, (остаточная деформация).

Наконец, после точки Б начинается область текучести, когда деформация тела резко возрастает даже при малом увеличении напряжения, и при снятии напряжения тело не возвращается в исходное состояние.

В области за точкой В наступает полное разрушение тела.

Максимальное значение механического напряжения, после которого образец разрушается, называют пределом прочности.

VI. Закрепление материала

1. Вспомним физические величины и формулы, которые упоминались на уроке.
Задание. Заполнить в перфокартах недостающие буквы. Прочитать формулы, проговаривая названия физических величин.

2. Физическое лото.

Задание. Установить соответствие между физическими величинами и единицами измерения физических величин (с комментариями).

3. Практическое задание.

Определить абсолютное и относительное удлинение образца.
Оборудование: резиновый образец, линейка, грузы.

Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Домашнее задание.

Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Учебник « Физика 10» М.: Просвещение, 2004 г §36, §37, читать конспект.

Нейтан юн, наивен и удивительно податлив. Он позволяет трахать себя везде и всегда. И Колин охотно повторяет это раз за разом после того, первого.

Нейтан ни капли не возмущается, когда на очередной неофициальной школьной вечеринке Колин вваливается за ним в туалет и без всяких прелюдий загибает его над раковиной, входя быстро и не заботясь о подготовке. Колин дышит часто-часто, не открывает совсем пьяные веки и вколачивается жадно и эгоистично. Утыкается в шею и втягивает запах, потом шумно выдыхает с блаженной улыбкой, будто выкурил последний в мире косяк отборной шмали.

Он почти удовлетворен. Почти. Пока не открывает глаза.

Почти физически ощутимое разочарование режет его. Иллюзия рассыпается быстро и неотвратимо, вновь закрытые глаза не помогут. И Колин уходит, ничего не объясняя.

Нет, он не чувствует вины. Он достаточно эгоистичен для этого. Но когда Нейтан приходит к нему и сам предлагает продолжать, Колин удивлен. Милый омега, младший брат его школьного приятеля Джеральда, совсем не злится и не закатывает истерик, лишь мягко берет его за руки и клянется, что не был против и вообще ему Колин давно нравится. Визиты в дом Кавана теперь предназначены не только Джеральду.

За полгода отношений с Нейтаном его брат всё больше обгоняет Колина в росте. И Колин всё чаще ловит себя на разглядывании ложбинки его ключиц. То и дело следит, как тот нервно сглатывает на контрольных. Впервые он замечает, что запах Джеральда его возбуждает, еще с год назад на лакроссе. Пялится, не веря, в затылок давно знакомому альфе в очереди на подачу мяча. А потом, не дождавшись своей очереди, сбегает в туалет и блюет, пока не звенит звонок, выпуская школьников из душных классов.

Альфе иметь связь с альфой не принято. А Колин привык быть как все, только чуточку круче. Ловить на себе вожделеющие взгляды омег и завистливые других альф.

И вот Колин находит решение. Нейтан пахнет удивительно похоже, пожалуй чуть мягче, но разница не особо значительна. Внешне они разные: волосы у Джеральда совсем не кудрявые, в отличие от Нейтана, да и темнее, даже черные почти, пухлых щек тоже не наблюдается, а Нейтан не носит очки. Но в темноте этого не видно. Нейтан младше на год, но уже активно познает прелести секса. Жаль только, он слишком щуплый, приходится закрывать глаза, вдыхать поглубже и как можно меньше гладить его тело. Разница сквозит по пальцам, и Колин думает, что Джеральд бы так не извивался.

На рождественском ужине в доме Кавана Нейтан подвигает свой стул как можно ближе и сжимает его руку. А когда семья увлекается обсуждением лимонного пирога, он скользит рукой по бедру Колина и, нащупывая бугорок выпирающих штанов, довольно улыбается. Вот только причина не в нем, а в его старшем брате, сидящем по другую сторону от Колина. Колин непроизвольно выдыхает, радуясь, что никто не может прочесть его мысли.

Нейтан стонет на кровати своего брата. Его собственная кровать стоит всего через два метра в той же самой комнате. Но Колин, как бы невзначай, подталкивает его именно к этой. Нейтан царапает ему спину, а Колин утыкается головой в подушку, наконец вдыхая именно тот запах. Сознание мутнеет, и он чуть не шепчет “Джеральд”, но вовремя возвращает контроль. Нейтана не жалко: он получает удовольствие, а вот палиться нельзя от слова совсем.

Колин вечерами запирается в спальне и раскладывает фото в произвольном порядке. Те, что с Джеральдом, неизменно оказываются первыми. Он блуждает по ним взглядом, пытаясь завершить цепочку перехода от Джеральда к Нейтану не только на глянцевой бумаге, но и в голове. Так будет лучше. Но пока не выходит.

Он трахает Нейтана в машине Джеральда, где его запах никогда не исчезает, теряясь в обивке и смешиваясь с освежителем, болтающимся на тонкой резинке, привязанной к зеркалу заднего вида. В машине тесно. И в Нейтане было тесно. К чему-то привыкаешь, а что-то растягивается, как эти чертовы дни, когда выкинуть ненавистные мысли из головы совсем невмоготу. Как час за часом на уроках, совсем рядом с Джеральдом, когда его брат вне досягаемости.

Колин молится богам, в которых раньше не верил, и благодарит их за то, что есть хоть какой-то способ сбрасывать напряжение.

Нейтан надевает свитер брата - красный и болтающийся на худеньком теле омеги. И Колину кажется, что он всё знает и провоцирует специально. Но глаза Нейтана светлые, спокойные, без малейшего признака ревности или злости. Колин подхватывает его подмышки, усаживая на подоконник, и опять приходит в норму, прижимаясь щекой к колючей шерсти. Всё в порядке.

На выпускной церемонии учеников вызывают в произвольном порядке, и Колин идет забирать аттестат после Джеральда, стараясь не вдохнуть воздух, проходя мимо него, но как на автомате втягивает разъедающий хладнокровие аромат. Поднимается на сцену бледный и с кислой миной. Одноклассники думают, что переживает из-за оценок или боится, что на пороге школы вся его крутость и останется. Некоторые даже злорадно надеются на второе. Нейтан машет, снимая церемонию на камеру, а Колин думает, что через пару минут зажмет его в подсобке. Да всё равно где, лишь бы вытрахать из головы эту чушь.

Теперь визиты в дом Кавана принадлежат практически одному Нейтану. Джеральд увлечен учебой в колледже, и даже когда Колин застает его дома, тот погружен в конспекты и лишь бросает быстрое приветствие.

Во втором семестре Джеральд приводит на знакомство с семьей омегу. Колин тоже приглашен и разглядывает его чуть более заинтересованно, чем хотелось. Омега в меру общительный, умный и любознательный - как раз то, что нужно Джеральду. И тот искренне радуется, что и родным его выбор пришелся по душе.

Колин не ревнует: он никогда не хотел отношений с альфой. Таких отношений. Размазать себе по лбу жирный крест, указывающий на неудачника, страдающего от однополой любви. Это не для него. Но этот запах зовет к себе, как сирены на скалах, о которые разбивались моряки. А разбиваться чертовски не хочется.

Колин ходит в качалку и упорно жмет штанги, отключая мысли, что изматывают его похуже силовых тренировок.

Это кажется тупым наваждением, которому он сам позволил окутать свою жизнь. И он кривится своему отражению, сам себя раздражает. Но опять приходит в дом Кавана.

Его уже не интересуют сплетни бывших школьных друзей, но он по-прежнему хочет оставаться таким, как все.

Вот мы оба и нашли то, что нам нужно, - улыбается Джеральд на одной из летних посиделок, когда Колин переворачивает кусок мяса на гриле. Внезапные эмоции на обычно холодном непроницаемом лице заставляют Колина непроизвольно засмотреться. Задевая раскаленную решетку, он матерится, жир капает на угли и шипит. Колин гортанно усмехается, а мышцы, выглядывающие из под майки с короткими рукавами, напрягаются от крепко сжатых кулаков. Нейтан наблюдает издалека, но опять ни о чем не спрашивает. А Колин прячет пальцы в волосах с всё так же, как и в школе, выбритыми висками, чтобы унять мелкую дрожь. Его бесит собственная реакция. Так бесит, что он напивается к вечеру в стельку, и Нейтану приходится тащить его домой.

Колин ни разу не извиняется, только продолжает трахать Нейтана на кровати его брата, которая постепенно начинает терять свою прелесть. Запах омеги Джеральда остается на постельном белье, въедается в обивку машины, в кожу на руле. Даже от освежителя на зеркале заднего вида, кажется, пахнет не альпийскими лугами, а этим вездесущим парнем. Этот запах везде, и Колин чувствует, что сам им пропитался.

Жизнь позволяет двигаться нам в произвольном порядке, выстраивая свою партию на шахматной доске, и финал не может быть предугадан.

Колин посылает удушающую одержимость к чертям. На удивление, Нейтан не плачет, не задает вопросов и не скребется по ночам к нему в окно. Становится совершенно ясно: он все-таки знал. Не просто догадывался, а точно знал и сознательно пошел на такие отношения. Но Колину по-прежнему плевать.

Он находит себе омегу: поразительно безвкусного. Стерильный, как стекло вазы на столе в их новом доме, он не будоражит рецепторы, не выворачивает наизнанку. Становится необходимой отдушиной. Рядом с ним просто тихо. Он никакой. Но Колину это нравится.

Выборы, осознанные и не совсем, сплетают паутину с красивыми узорами, липкую, завлекающую, но которая может не всем нравиться. Главное - не запутаться в ней, если не хочешь.

День знаний 1 сентября в 5 классе. Сценарий

Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. К этому мероприятию классному руководителю 5 класса следует тщательно подготовиться. Ведь это его первая встреча с классом, которая дает возможность установить контакт с детьми, создать атмосферу доверия, непринужденности и искренности.

Важно, чтобы в этот день у детей было праздничное, приподнятое настроение. Хорошо, если дети принесут домой маленькие подарки.

Цели: познакомить с классным руководителем, с новыми предметами; определить мотивации к учебе; адаптировать пятиклассников к новой системе обучения; создать благоприятную атмосферу в классе.

Оборудование:

а) бэйджики с именами и фамилиями детей;

б) на парту каждому ученику положить листок из школьной тетради (на этом листке каждый ученик напишет поздравление своему классу);

в) на большом листе ватмана нарисовать схематического человечка (лицо будет нарисовано в процессе классного часа); слева в столбик записать пункты характеристики, которые будут заполняться в процессе урока; отдельно заготовить две рожицы из бумаги: веселую и грустную; одну из них учитель потом прикрепит к фигурке человечка;

г) написать записки с загадками о школьных предметах (из текста сценария) и положить их в коробку;

д) приготовить микрофон (можно игрушечный);

е) приготовить простые призы для участников игр (блокнотики, медали, флажки), чтобы каждый ученик получил какую-нибудь награду.

Музыкальное оформление

Детские песни: «Улыбка», «Вместе весело шагать по просторам», «Все мы делим пополам», «Настоящий друг» и т. п.

Оформление класса

На перемене перед классным часом подготовить доску:

а) нарисовать карту «Планета знаний 5-А класса»; на карте в произвольном порядке написать названия школьных дисциплин, изучаемых в 5 классе: русский язык, литература, риторика, иностранный язык, математика, информатика, история, граждано- ведение, природоведение, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, трудовое обучение;

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Пресс-конференция классного руководителя.

3. Создание автопортрета класса.

4. Игра «Путешествие по Планете знаний».

5. Игра «Микрофон».

6. Сочинение-миниатюра «Поздравление».

7. Подведение итогов (рефлексия).

8. Экскурсия по школе. Знакомство со школьными кабинетами.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День знаний. Для вас - это необычный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог средней школы. Пятый класс - это самая первая ее ступенька, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками, будете такими же красивыми и умными, как и сегодняшние наши выпускники. Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.

5 класс принесет много нового и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новые учителя, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, потому что будем решать их сообща, помогать друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы всем в нашем классе было хорошо, как в большой и дружной семье.

II. Пресс-конференция классного руководителя

Классный руководитель. А теперь разрешите представиться: я ваш классный руководитель (фамилия, имя, отчество). И я начинаю свою пресс-конференцию. В роли журналистов будете выступать вы, ребята. Вы можете задать мне свои вопросы, если хотите узнать обо мне побольше. Только, прежде чем задать мне свой вопрос, назовите, пожалуйста, свои имя и фамилию.

Примерные вопросы детей:

Сколько вам лет?

Какой предмет вы ведете?

Есть ли у вас дети?

Есть ли у вас домашние животные?

Чем вы увлекаетесь?

III. Создание автопортрета класса

Классный руководитель. На этом моя пресс-конференция закончена. Спасибо за вопросы.

Впереди у нас много трудных и интересных дел, и я надеюсь, мы с вами познакомимся поближе. Но теперь мне хотелось бы немного узнать о таинственном незнакомце по имени 5-А класс. (Показывает на лист ватмана, прикрепленный к стене.)

Помогите мне, ребята, разузнать что-нибудь об этом загадочном 5-А. Какие у него рост, вес, физическая форма? Чем увлекается наш 5-А? Какая у него дисциплина? Как он относится к учебе? Какой у него характер? Ну и, наконец, какое у него лицо? Все это мы будем сейчас выяснять и записывать рядом с этим портретом. А поможет мне тот, у кого самый красивый и разборчивый почерк. Есть среди вас такие?

К доске выходит один из учеников, берет фломастер.

Первый вопрос, самый легкий - это рост 5-А. Средний рост пятиклассника обычно 145-150 см. Что мы запишем в эту графу? Какой рост у нашего класса? Высокий или низкий, а может быть, средний?

Дети (хором). Низкий, средний, высокий.

Ученик записывает.

Классный руководитель. Теперь вес - нормальный, недостаточный, а может быть, излишний?

Дети (хором). Нормальный.

Ученик фломастером записывает.

Классный руководитель. Физическое развитие - занимается ли наш 5-А спортом? И каким?

Дети поднимают руки, по очереди называют виды спорта, которым они занимаются.

Ну, что ж, запишем, что физическая форма - отличная! А вот что касается увлечений, опять вопрос. Какие у 5-А увлечения?

Дети по очереди рассказывают о своих увлечениях. Ученик записывает.

Ну что ж, так и запишем: увлечения разносторонние.

А как у нашего 5-А с дисциплиной - хорошо или плохо?

Дети (хором). Хорошо.

Ученик записывает напротив пункта «Дисциплина» слово «хорошая».

Классный руководитель. А вот что касается учебы, тут мы пока ничего не можем написать. Почему, ребята, как вы думаете?

Примерные ответы детей:

Потому что 5-А класс еще не показал себя в учебе.

Потому что у нас не было еще ни одного урока в 5 классе.

Потому что мы даже не знаем, какие уроки у нас будут в 5 классе.

Классный руководитель. Да, эту тайну 5-А откроет нам в конце I четверти. Надеемся, что ответом будет число...

Дети (хором). Пять! Четыре!

Классный руководитель. Осталось самое простое: записать качества характера нашего 5-А. Какой он? Добрый, веселый, дружный, послушный, активный, честный, надежный, умный, сильный, смелый, справедливый?

Дети по очереди с места отвечают. Ученик записывает.

Чтобы закончить портрет нашего класса, остается только нарисовать лицо. Как вы думаете, какое у него лицо?

Учитель показывает две рожицы, улыбающуюся и грустную. Дети выбирают одну из них. Учитель прикрепляет выбранную детьми рожицу к фигурке, нарисованной на ватмане.

Вот и получился портрет 5-А класса. Спасибо всем, кто помог составить этот портрет. Теперь мы его повесим на видное место и будем внимательно наблюдать, как наш 5-А растет, становится умнее, сильнее, лучше. А вместе с ним будем расти и мы с вами.

Но мы будем не просто расти, а путешествовать по Планете знаний. Чтобы не заблудиться на этой планете, я нарисовала вам ее карту. (Показывает на доску.)

На доске в произвольном порядке написаны названия предметов, которые будут изучаться в 5 классе.

IV. Игра «Путешествие по Планете знаний»

Классный руководитель. Перед вами - карта Планеты знаний 5 класса. На этой карте есть страны и континенты, которые вам уже знакомы, а есть и неизведанные территории, о которых вам только предстоит узнать. Сейчас мы проведем путешествие по всем континентам Планеты знаний. Но названия континентов, на которые мы отправимся, зашифрованы в загадках. Загадки лежат вот в этом сундучке (Показывает коробку, куда сложены записки с загадками.)

В путешествие отправятся 3 команды, которые я назову по именам первых советских космических ракет (по рядам): «Союз», «Буран» и «Восток».

Представители команд должны выйти к доске, достать из коробки записки с загадками, громко прочитать загадку, отгадать ее с помощью своих товарищей и зачеркнуть название того континента, на котором они побывали.

За правильные ответы все получат призы!

К доске по очереди выходят ученики, вытаскивают из коробки записки с загадками, читают, дети хором отгадывают названия школьных предметов. Классный руководитель вручает призы участникам, которые читали загадки и давали ответы.

Загадки о школьных предметах (для карточек):

1. Нужная наука, для ума гимнастика,

Нас научит думать... (математика).

2. Грамотным будет любой ученик,

Если он знает... (русский язык).

3. Хочешь ездить по разным странам,

Нужно знать язык... (иностранный).

4. Книжки полюбим, повысим культуру

Мы на уроках... (литературы).

5. Укрепит мускулатуру всем детишкам... (физкультура).

6. Чтоб найти таланты у детей вокальные,

Им нужны уроки... (музыкальные).

7. Картины, краски, высокие чувства -

Этому учит... (изобразительное искусство).

8. Мастерить, работать с увлечением -

Для этого нужно... (трудовое обучение).

9. Далекое прошлое, древние территории -

Это изучает наука... (история).

10. Знать и любить природу научит... (природоведение),

Быть гражданином России научит... (граждановедение).

11. В мир компьютерной грамматики

Нас ведут уроки... (информатики).

12. Красиво говорить умеют политики и историки,

А этому учит наука... (риторика).

Классный руководитель. Ну вот и закончилось наше путешествие. Среди команд нет проигравших, а значит, на Планете знаний совсем не осталось белых пятен. А чтобы глубоко исследовать каждый континент, у нас впереди целый учебный год!

V. Игра «Микрофон»

Классный руководитель (смотрит на доску). Ой, как много разных сложных предметов и наук! А зачем их нужно учить? Я предлагаю вам сейчас подумать и в одном предложении ответить на этот вопрос: «Зачем нужно изучать школьные предметы?»

Я приглашаю к микрофону по три представителя от каждой команды. Как они у нас называются? Запомнили? Как первые советские космические корабли.

Дети (хором). «Восток», «Союз», Буран». Классный руководитель. Правильно. Пожалуйста, вы можете выходить к микрофону и отвечать на вопрос: «Зачем нужно изучать школьные предметы?»

Дети по очереди берут микрофон, произносят по 1 предложению.

Примерные ответы детей:

Чтобы получить знания и принести пользу своей стране.

Чтобы развивать свои способности и таланты, о которых мы пока даже не знаем.

Чтобы знать, как вести себя в трудных ситуациях.

Чтобы знать, как жили люди в древние времена, и не повторять их ошибок сегодня.

Чтобы раскрыть тайны природы и использовать их с пользой для всего человечества.

Чтобы сделать умные машины, которые облегчат людям их труд.

Чтобы сделать научные открытия, стать Нобелевскими лауреатами и прославить свою страну.

Чтобы быть разумным, научиться рассуждать и не совершать глупых поступков.

Чтобы собрать все знания и передать их нашим потомкам. Классный руководитель. Мне кажется, что все команды

ответили кратко и убедительно. А значит, все их представители заслуживают поощрения.

Классный руководитель вручает подарки участникам.

VI. Сочинение-миниатюра «Поздравление»

Классный руководитель. Что-то наш 5-А заскучал на сцене. А ведь у него сегодня день рождения. А его никто до сих пор не поздравил. Что же мы будем делать?

Дети высказывают свои предложения.

Давайте сочиним нашему 5-А поздравление с началом учебного года и пожелания на весь год. У вас на партах лежат листочки. Всего за 5 минут, пока будет звучать музыка, попробуйте придумать несколько теплых и красивых слов в адрес 5-А. Потом вы можете подойти и прикрепить листки с поздравлениями к портрету нашего класса. А авторы лучших поздравлений тоже получат призы!

Включается веселая музыка. Дети сочиняют поздравления. Потом скотчем прикрепляют их к «портрету» 5-А.

Учитель вручает награды детям.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Итак, ребята, наш праздничный классный час, посвященный Дню знаний, закончен. Что вы узнали во время этого классного часа?

Примерные ответы детей:

Мы познакомились с классным руководителем.

Мы узнали, какие предметы будем изучать в 5 классе.

Мы узнали названия советских ракет.

Мы узнали, зачем нужно учить школьные науки.

Классный руководитель. А что вам запомнилось?

Примерные ответы детей:

Как мы составляли портрет нашего класса.

Как мы отгадывали названия школьных предметов.

Как мы писали поздравления нашему классу.

VIII. Экскурсия по школе. Знакомство со школьными кабинетами

Классный руководитель. Ребята, на доске вы видите расписание уроков на сегодня. Это значит, что наше путешествие по Планете знаний продолжается. Только уже по-настоящему. Каждый урок у вас будет проходить в специальном кабинете. Сейчас мы познакомимся с расположением этих кабинетов. Для этого мы выйдем из класса и пройдем по школе. Вы не забыли, что наш 5-А - послушный, культурный, вежливый. Поэтому он будет вести себя хорошо, не шуметь - ведь в школе идут уроки!

Учитель выводит детей из класса и проводит по школе, показывая, где находятся учебные кабинеты.