Самодельный джойстик. Я и мои джойстики или как превратить хобби в работу (и наоборот)

Вырубка карт. Интересна пыль: она на бумажном производстве покрывает всё очень быстро.

Меня уже много раз спрашивали, как коробка резанного картона может стоить 1500 рублей. Что в ней такого?

  1. От цепочки формирования, то есть отталкиваясь от затрат на разработку и производство - это нижний ограничитель.
  2. От экономики - сколько человек готов заплатить, и какую цену можно ставить, пока не сожрут конкуренты (это верхний ограничитель, он же показывает, в какую стоимость производства мы должны укладываться).
  3. И от стоимости аналогов-заменителей. В нашем случае кустарного производства. То есть изготовления настольной игры своими руками.
Вы будете чудовищно удивлены, когда придёте с макетами в типографию и попросите их напечатать. У нас три экземпляра игры к выставке получаются за 20 тысяч. Сейчас объясню, почему.

Начнём с коробки

Размер коробки обычно определяется размерами поля игры (и чаще всего - сложенного вдвое или вчетверо).
  • Делаем кустарно сами. Вы, конечно, можете взять коробку для обуви или Почты РФ, но она будет страшной и не про игру. Стоимость коробок почты вот . Как видите, нам подходят те, что за 90 и 120 рублей, но можно уложиться и в 70 рублей (на практике они достаются ещё дешевле - если без логотипа).
  • Делаем к выставке. В нашем же случае подготовки ещё не вышедшей игры к выставке нужна полноценная оклейка коробки. Это мы делаем вручную у себя на производстве по имеющейся вырубке, заказав печать лайнеров в цифровой типографии, то есть на основе одной из типовых коробок производства. Стоимость, включая ручную работу, уже около 1000 рублей.
  • Делаем в типографии в качестве предтиражного оригинал-макета. Это бета-коробка, по которой нужно проверить, как смотрятся надписи, нет ли проблем с изображением на углах и так далее, покрутить в руках, поставить в наш специальный шкаф в офисе с играми (как в магазине) и оценить издалека заметность в выкладке. Для этой беты в типографии распечатывается лист картона, на котором дно и лист с крышкой. Далее всё это вырезается обычными ножницами и склеивается скотчем. Сразу понятно, надо ли что-то править в верстке или отдаем в тираж. Стоимость такой работы около 700 рублей. Коробка отлично подойдет для презентации проекта издателю, но не для постоянного использования - расклеится и порвется очень быстро, да и качество у неё далеко не «глянцевое».
  • Делаем в тираже. Нормальные промышленные коробки имеют себестоимость при тиражах 5-10 тысяч штук около 40-70 рублей за штуку. И это только себестоимость для производства без учёта логистики и прочих вещей. Коробка для вашего телефона - прочная такая, красивая - в себестоимости, скорее всего, 150-250 рублей. Коробка для фена (страшненькая) - дешевле сотни. Для примера, наша стандартная коробка формата «Шакал: Остров сокровищ» с размерами 257х257х74 мм, толщиной каппы (переплетный картон) 1,25 мм, обычной мелованной бумагой для обклейки, печатью и лаком на тираж 3000 шт стоит 68 рублей (здесь и далее цены заказа внешним автором игры в рамках производства своего тиража). Но мы, конечно, печатаем куда большие тиражи, и она получается куда дешевле.
Я потырил картинки из презентации нашего производства, они очень хорошо подходят для объяснения, вот:


Единственный момент: на фото не само соединение, а нанесение клея перед соединением.

Чтобы понять, почему коробка может стоить так дорого, надо начать издалека - а именно, с вообще вопроса производства коробок. Красивые большие коробки в России по приемлемым ценам умеет делать 4 фабрики, и одна из них наша в Подольске. Остальные (не с этих фабрик) везутся из Китая или других стран. Проблема в техпроцессе, например, коробки крышка-дно (самосборки дешевле, но куда, куда хуже для крупных игр):

  1. Сначала нужно взять лист картона и нарисовать на нём вырубку.
  2. Затем вырубить будущий конструктор для коробки (точнее, два - для крышки и дна отдельно). Это делается на ура на тигельном прессе и ничего сложного не представляет.
  3. Сложить коробки. Это уже сложнее, потому что если коробки разных размеров (а, в целом, вам нужно минимум 4 разных типоразмера), то автоматизировать это довольно сложно. Поэтому делается руками.
  4. Сложенные картонки нужно оклеить бумагой (кашировать) - на этой бумаге будет напечатаны картинки и всякие надписи. На самом картоне печатать нельзя, потому что в него совершенно иначе впитывается краска (офсетная машина по каппе не работает). Хотите красиво - держите бумагу. Это тоже делается в большинстве случаев руками на специальных станках.
Оклейка, кстати, делается не только снаружи, но и нередко внутри коробки, особенно на крышках, вот примерно так:

Все ли коробки делаются вручную? Далеко нет, но полностью автоматическая линия - явление для России крайне редкое. У нас, например, есть своя, но приключения с этим долбанным творением китайского инженерного гения тянут на целый пост, куда нельзя пускать маленьких детей. На третий день пусконаладки, к примеру, выяснилось, что реле питания ровно под чаном для кипящего клея. И этот самый клей кипит, брызгается и брызгами замыкает контакты намертво. Потом станок встаёт, и весь клей застывает внутри в тонких трубочках. Первый апгрейд мы сделали детским ведёрком для песочницы - защитили реле. С тех пор апгрейдов такого же уровня, только чуть более технологических, было ещё много. Сейчас, тьфу-тьфу, нормально работает.

Печать любого листа - тоже нетривиальная история. Чтобы напечатать на лайнере коробки рисунок, надо сначала подготовить офсетную плёнку и сделать приладку. Это стоит минимум 15 тысяч рублей: сначала делается цветоделение. Для чего это надо: печатная машина представляет собой блок размером с КАМАЗ, в котором по очереди на лист наносятся четыре цвета. Первый блок - первый цвет, второй блок - второй, третий - третий, четвёртый - четвёртый. В смешивании получается нужный оттенок CMYK - из голубого, фиолетового, жёлтого и чёрного. У нас ещё есть пятый отсек - это для дополнительной обработки нашего материала, например лаком или печати фиксированным цветом пантона. Так вот, нужно подготовить и рассчитать всё так, чтобы они наносились правильно - это и есть цветоделение и приладка.

Потом делается офсетная плёнка. С плёнки изображение переносится на алюминиевую форму. Эти формы нужно загрузить в машину - тоже не пять секунд (а, на секундочку, там могли печататься в это время газеты или листовки какого-нибудь кандидата - то есть время простоя оплачивается). Потом начинается приладка. Чтобы запустить тираж, надо потратить примерно 200-300 листов на тиражи до 5000 штук. При больших тиражах могут быть несколько приладок, условно каждый час приладку подправляют, потому как она постепенно сбивается. Приладка - это точность попадания в цвет, точность совмещения лица и оборота и так далее. В момент приладки печатник бегает вокруг машины и чуть подтягивает упоры листа, или их сдвигает, чуть подбавляет краски в секции и так далее. Мы печатаем на выставки игры тиражом 50 штук и цифрой, и офсетом - да, их дешевле делать цифрой, но качества для показа не будет. Цифра не позволяет точно попасть лицом в оборот, постоянно прыгает до 2 миллиметров независимо от приладки, цифровые машины (кроме запредельно дорогих) не умеют точно позиционировать лист. В общем, сплошной рандом, разочарование и довольно некачественный цвет (не в последнюю очередь из-за этого рандома). Широкоформатная печать (тоже цифра, но другая) - там качество хуже, но напечатать могут. Цена включения машины - 300 рублей (это даже для одного листа). Стандартный лист B3, то есть влезает туда далеко не так много, как хотелось бы. Есть ещё особенности бумаги - например, на картон надо наносить мелованный слой. Так делается для каждого листа коробки, для карт, поля и других компонентов. И это ещё простой случай, когда нет пантона или лакирования.

Вырубить коробку - тоже сюрприз. В общем случае это штамп на лайнер крышку, штамп на лайнер дно и 2 штампа на картон для этих коробок. Бывают фигурные исключения. Штамп для тигеля - фанера, в которой лазером выжигают нужный рисунок, а затем в этот рисунок вставляются ножи определенной конфигурации, затем ножи обклеиваются с двух сторон резинками определенной жесткости (под разный тип вырубки, разной жесткости). Если резинки не ставить, то после пары ударов все ножи будут согнуты - нужно смягчать удар, давая такую нагрузку на нож, которая будет позволять прорубать изделия, но не деформировать нож. Тоже приладка и производство штампа.

Думаете, с коробкой всё? А вот нет. Теперь нужен ложемент. Это такая штука, которая держит компоненты игры на местах - с углублениями для карт и так далее. Можно сделать простой и немного страшноватый из картона (он будет отходить от стенок, под него будут просыпаться мелкие фишки, но для игр из поля и карт он подходит). А можно - надуть по форме из пластика.

Делается он так:

  • Кустарно. Берём картон и просто гнём его как получится. Получается, как правило, не очень, но, в целом, не очень мешает, если учесть, что наша коробка уже вообще не от игры.
  • В тираже. Нужна форма и специальный станок. Схема производства пластикового ложемента не сильно отличается от схемы производства пластиковой бутылки (только бутылки клепают миллионами, а ложементы - тысячами). Себестоимость пластикового - рублей 80-90 рублей. В нашем кустарном случае для трёх прототипов складываются картонные. Арифметика тоже простая. Процесс: разработка чертежа, создание 3D-модели, затем подготовка изготовление вырубного штампа, рамок и пуансона для механической вытяжки (при необходимости), подбор цвета и раскрой обрабатываемого материала - процесс вакуумного термоформования ложементов. Стоимость оснастки в среднем от 50 до 100 тысяч рублей. Итого в минимальном тираже 1000 штук цена за ложемент получается порядка 80-90 рублей. Другой вопрос, что если вы делаете по 5000 ложементов (как мы), то цена может снизиться и до 30-40 рублей.
  • К выставке. Для опытного образца можно сделать оснастку не из алюминия, а из МДФ, она стоит тысяч 15 рублей. 10 штук максимум, и ложементы получатся немного разные по форме. Ещё нужна приладка. Полимера уходит около 30 рублей на каждый ложемент.
  • В типографии. В случае «бытового заказа» в типографии картонный ложемет в духе «брр», сделанный с ручным трудом вырезанием по эскизу - это 200-300 рублей за единицу. Если его делать правильно - 5000 рублей за штамп, 2 рубля за удар (1 удар = 1 ложемент).

Карты

Карт чаще всего в коробке от 50 до 100 штук.
  • Кустарно. Можно взять протекторы для карт (200 рублей), обычную колоду в их размере (70-100 рублей) и положить бумажки поверх обычных карт в протекторах - так карты можно будет перемешивать, и так нам обычно приносят прототипы. Или же купить прототипирующих карточек из картона и написать от руки на них - так мы тестируем игры в альфе.
  • К выставке нужно делать более-менее красивые карты. Для этого мы печатаем их на точном цветном принтере, отвозим в специализированное производство типа нашего или типографию с тунельным прессом как на картинке вверху поста (или, на крайний случай, с ручной скруглялкой углов). Могли бы и до своего производства, но до типографии дешевле, мы в Подольске. Затем сначала нарезаем листы с напечатанными картами на прямоугольнички, а потом выраниваем и скругляем углы на прессе. Стоит такая колода из 100 карт будет от 3 до 3,5 тысяч рублей. Выглядит неплохо, хоть и бывают смещения лица относительно оборота из-за неточности печати цифрой.
  • Для прототипа , чтобы сыграть или продемонстрировать издателю, так можно и не заморачиваться. Стоит просто напечатать карты в типографии и попросить их, либо самостоятельно ножницами нарезать листы на прямоугольники. Стоить 100 карт будет около 2 тысяч рублей.
  • В тираже - колода из 100 карт в размера 63 х 89, напечатанные на картоне 260 грамм, 4+4, вд-лак, и разный оборот будут стоить приблизительно 70 копеек за карту при тираже 3000 штук. На двух листах максимум ляжет 100 карт. 101 карта - уже не укладываетесь в лист - еще плюс приладка и все вытекающие. Плюс отдельно ещё гофра для упаковки и работа по укладке. Если вы смотрели фильм «War dogs» про 100 миллионов патронов к Калашникову, то должны понимать, как это важно.


«Stupid Casual» заказывал карты для Имаджинариума у нас - точнее, стал заказывать после серии «мохнатых» по краям на другом производстве

Пластиковые карты будут ещё сильнее дороже. На тираже всплывает ещё необходимость точно попасть в цвет рубашек (это сразу значит очень точную пантонную подгонку). Плюс часто бывают неформатные карточки, например, очень маленькие - это новые формы. Опять же, в нашем случае типография режет руками, на производстве ещё надо подгонять станок - это довольно долго.

Это всё - если штамп стандартный. У нас их несколько десятков, причём некоторые повторяются - чтобы избежать простоев, когда штампы уезжают на заточку. Штамп же на нестандарт с учетом доставки выйдет примерно в 20 000 и делается 2 недели. В стране есть всего один завод, который занимается производством туннельных штампов. Они же делают туннельные прессы, и у них же эти штампы надо точить.

Поле

Поле делается по тому же принципу, что и коробка - из нескольких слоёв материала. К счастью, гнуть его надо мало, и объёмной оклейки там нет. Поэтому всё относительно просто.
  • Кустарно. Берём большой лист картона и рисуем всё на нём, либо наклеиваем на него распечатку. Рублей 50 за лист и рублей 20 за распечатку.
  • К выставке лучше делать так: печатаем на лайнере изображение цифрой либо широкоформаткой. Идем в типографию, где умеют кашировать (склеивать) переплётный картон с лайнерами. Кашируем с лица нашим лайнером, а с оборота красивой белой или чёрной бумагой. Пусть наше складное поле имеет размер 500*250 мм, ширка+картон - тогда цена 550 рублей.
  • Для презентации издателю проще как и с коробкой распечатать поле на обычном картоне - этого будет достаточно, чтобы сложилось правильное впечатление от игры. Цена вопроса - 350 рублей.
  • При тираже 3000 штук наше поле 500х250 мм будет стоить примерно 56 рублей за единицу.


Каширование коробок, так же часто поступают с полями

Правила

  • Кустарно - пачка распечаток, скажем, 10 рублей за лист (это цена сервисов печати у метро, на собственном принтере дешевле - но не забывайте про цену принтера).
  • В типографии или к выставке : 200*200, 12 полос 4+4, скрепка = 650 р. Очень дорого из-за единичного тиража.
  • В тираже - 25 рублей за штуку на 1000 штук.

Фишки

Фигурки делаются сложно. Вот примерный техпроцесс:


Финальный шаг - литьё в полимерную форму, в ней металл превращается в фигурку.

  • Кустарно: взять фишки от другой игры.
  • К выставке: можно делать фигурки на промышленном высокоточном 3D-принтере или отливать единичные изделия из металла не просто дорого, а конски дорого. Модель, форма - или модель и нормальный принтер. Можно взять и типовые деревянные для прототипа, конечно.
  • В тираже от 10 тысяч штук на модель. В металле самое сложное - мастер-экземпляр (из серебра, это нужно для изготовления формы отливки). Обычно стоимость 3D-модели и изготовления мастер-копии очень высока. Потом отливочный тираж, который не имеет смысла на тиражах до 10 тысяч штук. Есть литьё «в силикон», там фигурка в себестоимости на фабрике от 20 до 100 рублей в зависимости от сложности и размера.
  • Менее 10 тысяч штук. Здесь рационально использовать дерево. В дереве нет ничего сложнее окраски. Тут вообще волшебная история. Окрасочный станок (так, чтобы краска ложилась без капель, не текла, не меняла цвет, а фигурки потом не красили стол при нажиме) стоит 20 тысяч евро. Мы объехали несколько немецких производств, присматривая б/у. Не нашли дёшево. Потом пожаловались «Кузьмичу» - местному инженеру, лежащему по полдня под продукцией завода АЗЛК. Он подумал и сказал, что сделает, если мы привезём ему бытовой техники на разбор. В итоге из деталей холодильника и стиральной машины, кучи фанеры и трубок он сварганил монстра из Франкенштейна. Потом, через полтора года, к нам приехали австрийцы смотреть, как всё работает. Их очень удивило качество окраски, которое местами даже выше немецкого. Иностранцев чуть приступ там не хватил, второй за день. Первый случился, когда они увидели промзону с мужиками перед получкой.

Рассыпуха

Маркеры из картона, тайлы и составные поля делаются так:

Всё остальное закупается. Кубики, песочные часы, маркеры - это Китай. В нашем случае - наш складской запас. Песочные часы, например, в России делают только для медицины (страшные и большие). С остальным примерно так же. Деревянные кубики научились делать тут, раньше надо было 3 страны в процессе. Малотиражное бакеллитовое производство (это искусственный полимерный камень, из него делают ступени эскалатора и фишки типа покерных, только тяжелее) разорилось два года назад. Кубики мы сейчас собираемся делать у себя. Как-то так.

Вот почему самостоятельно изготовленная игра того же качества, что и тиражная копия, стоит тысяч 5-10 за единицу (это когда мы везём на выставку). Если же все штампы новые, то цена была бы выше ещё на 15-20 тысяч.

То же самое в типографии «руками» где-то 2000-2500 (без учёта штампов).

Или то же самое за 1200-1500 в рознице на полке.

Формирование цены по экономике

С учётом себестоимости производства этот фактор почти не влияет. Точнее, влияет на выбор материалов: чаще всего приходится заменять пластиковые карты на бумажные и придумывать что-то ещё с фигурками. Сколько люди готовы платить за настольные игры определяется не производством, а ценой других подарков. Максимальная цена нормального спроса для Москвы - 2000-2500 рублей за крупную коробку с кучей всего, для других городов - 1000-1500 рублей. Поэтому всё интересное должно укладываться до 2000 рублей железно.

Формирование цены промышленное

Есть ещё один момент кроме производства. Разработка. Нужно нарисовать иллюстрации (это 50-70 тысяч минимум), сверстать всё, сделать корректорскую правку, выполнить предпечатные работы (в т.ч. цветокоррекцию и оптимально разложить всё по листу), сделать кучу логистики, иметь промежуточный и финальный склады для компонентов и готовых вещей, цех для сушки коробок, цех для сборки компонентов внутрь коробки, провести контроль качества и ещё много чего. Плюс лицензия, если игра иностранная или роялти отечественному автору (5-10% от оптовой цены). Эта часть

В этой статье описывается как сделать простейший джойстик для вашего перснального компьютера, при очень небольших финансовых и временных затратах. Правда, необходимо, чтобы вашем персональным компьютере был игровой порт, который на данный момент времени считается уже устаревшим. Сейчас его функции берет на себя USB-порт (почему производители компьютеров так сделали - несложно догадаться, прочитав эту статью: чтобы собрать устройство с USB требуется большая квалификация, чтобы собрать устройство для игрового порта - джойстик или электронный руль, вам кроме пары резисторов ничего больше и не нужно). :-).
Вообще, существует громадное количество самых разных моделей джойстиков (речь идет именно об устройствах, предназначенных для подключения к игровому порту компьютера), но все они работают с игровым портом и подключаются с 16 штырьковому разъему, расположенному на задней стенке компьютера. При это максимальное число степеней свободы заложенное в игровом порте может достигать 4, при максимальном количестве кнопок - 4.
Схема устройства, которое просто блещет своей простотой и "непосредственностью" представлено внизу.

Как работает схема?
В устройстве имеются две кнопки SB1 и SB2 (контакты 2 и 7 игрового порта), кнопка срабатывает когда напряжения на контактах 2 и 7 становится равным нулю, т.е. кнопка нажата.
Резисторы R1,R2 - это резисторы джойстика №1, на фотографиях ниже он слева. Резисторы R3,R4 относятся к джойстику №2. Цепь R5 VD1 - индикация питания. С1 - блокировочный конденсатор на шине питания. Изменение сопротивления резисторов - означает движение ручки джойстика.
Детали и конструкция.
Основой джойстика послужили все те же китайские готовые резисторные джойстики, которые использовались при построении передатчика. Выглядят они так . Номинал 100 к, хотя пробовали и с 10 к - все работает (главное не забыть откалибровать). По техническому описанию игрового порта можно использовать резисторы от 1 к до 100 к, причем в одном джойстике можно ставить даже разные (хотя это и не рекомендуется)!!!
Провод от платы с резисторами до разъемов - обычная витая пара, конечно, тут надо бы использовать многожильные гибкие провода, но мы обошлись тем, что есть в наличии. :-). Кнопки от старой мыши. Светодиод VD1 любой (я достал из сломанного CD-ROMа). Места для установки кнопок и светодиода VD1 и резистора R5 на фольгированном текстолите прорезаны ножом для бумаги. Размер платы произвольный, мне кажется, что если будет больше - будет удобнее (а так кому-как).
Ручки джойстиков - китайский кнопки для бумаги.


(для увеличения - нажмите на картинку)

После того, как все собрано и проверено, устройство необходимо подключить к персональному компьютеру. Затем зайти в "Панель управления" (все, что описывается относится к ОС Windows XP) необходимо нажать на значок "Игровые устройства" и выбрать тип джойстика "Другой". Указать, что у него две кнопки и четыре степени свободы. Затем откалибровать (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!). Причем результат работы вашего джойстика будет виден СРАЗУ! Если вы увидели (после калибровки!!!) как крестик перемещается по экрану и синие полосы плавно "ползают" влево-вправо - можете считать ваш свежесобранный джойстик работает! Хочу отметить, что под Linux этот джойстик тоже работает, и методика его настройски аналогична описанной выше (появляются практически те же окна, что и в Windows XP). Кстати, в симуляторе полетов кнопки не нужны, но без кнопок вам не удасться откалибровать джойстик, поэтому надо поставить хотя бы одну кнопку либо SB1, либо SB2 (я поставил две - просто было интересно, что будет:-)).
Чтобы было проще собирать его ниже представлена фотография, где хорошо видны соединения между узлами устройства.


(для увеличения - нажмите на картинку)

Перспективы и использование.
Вообще, этот джойстик делался именно для работы FMS (скачать можно), но как оказалось, он прекрасно работает и в легендарных играх GTA Vice City, и в Counter Strike 1.5, единственное, что видимо будет необходимо сделать - это добавить еще кнопки, т.е. реализовать неиспользованные возможности джойстика №2. Но, поскольку, это применение меня не очень интересовало что-либо по существу вопроса сказать не могу. Если у кого-то будут мысли на этот счет пишите - разместим, чтобы все могли этим пользоваться.
А более подробно с назначением контактов игрового порта (его иногда еще называют MIDI-портом) можно познакомится вот . Могу только отметить, что в этой конструкции использована большая часть предоставляемых возможностей игрового порта, но неиспользованное все равно осталось! Если необходимо подключить дополнительные кнопки можно воспользоваться выводами 10 и 14 (они отмечены на схеме пунктиром), ну, а кого заинтересует MIDI-интерфейс, так то, вообще, отдельная песня (в прямом смысле слова). :-).
Затраты времени на построение этого джойстика составят около 3.5 часов (2.5 часа писалась эта статья), а может меньше!


Похожую самоделку мы уже делали своими силами, только в ней мы согласовывали джойстик от приставки "Денди" с аппаратной частью компьютера по средствам специальной программы. Здесь же мы будем просто напросто переделывать обычную компьютерную клавиатуру в джойстик.

Что же нам понадобится. Любая клавиатура (желательно с USB шиной для удобства), но естественно рабочая. Любой джойстик от любой приставки, любого производителя, даже нерабочий можно. Главное чтобы внутри него уместилась еще одна плата сверху.

Я взял вот такой вот "толстенький" джойстик.

Кратенько расскажу нашу задачку, думаю, Вы все поймете.

Не знаю знаете ли Вы или нет, что клавиатура и джойстик работаю похожим образом. А именно в каждом из этих устройств применен принцип шифрования команд. Это сделано для того чтобы можно было выводить как можно меньше проводов из устройства. К примеру, если на каждую кнопку из клавиатуру выводить хотя бы по одному проводу, то получится уже очень много. И поэтому было решено их шифровать и переводить в импульсы.

В клавиатуре, в отличие от джойстика применен принцип перекрестного включения кнопок, то есть к плате клавиатуры от кнопок идет где-то около десятка, а уже из платы 4 или 5 в зависимости от интерфейса устройства.

Приступим к действиям. Вытаскиваем из джойстика плату и с помощью отвертки перерубаем все контакты от родной микросхемы.

Соответственно нужно заранее узнать какие контакты на плате отвечают за какие кнопки.

Работа сложноватая, на внимательность.

А т.к этот поселок является аэропортом города Мурманск, то все вокруг было как-то связано с авиацией.
В школе отцы у всех были или диспетчерами, или летчиками, или вертолетчиками, работала прекрасная Станция Юных Техников с совершенно замечательной авиамодельной секцией, в которой, к примеру, создавал свои модели трехкратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта СССР, тренер российской сборной по ракетопланам Алексей Коряпин, около моего дома был Музей Авиации (по нынешней традиции там сейчас ресторан), а прямо через дорогу начинался старинный военный аэродром Мурмаши . Как тут было не заболеть авиацией?
А тут настала пора Спектрумов и конечно мы с друзьями начали летать в Tomahawk

F19 и ATF

(а вообще моим первым «авиасимом» была программа «бомбер» для МК-52)))
Спектрум мне купил отец в комплекте с джойстиком, это было , которое подключалось напрямую к кнопкам курсора, вот точно такой же -

Я мечтал поступить в МАИ и проектировать самолеты, но тут грянула перестройка и наша многодетная семья оказалась в Краснодарском крае, где стало уже не до самолетов, а я быстро сбежал от местной нищеты в армию.
Кто бы мог подумать, что мне там придется ремонтировать джойстик? =))
Когда я уже стал контрактником , техником военной пожарной команды, мы начали восстанавливать вот эту машину


Так там лафетная установка (большая водяная пушка наверху), управляется гидравликой при помощи дискретного джойстика, установленного на месте командира танка:


Система довольно простая - собственной гидросистемы в танке нет, есть пневмосистема, которая подведена в том числе и к двум гидроцилиндрам лафета. Внутри корпуса джойстика стоят 4 гигантские советские военные «микрокнопки», на которые нажимают выступы ручки джойстика при её отклонении. При замыкании цепи открывается соответствующий электромеханический клапан в канале пневмосистемы, воздух давит на поршень гидроцилиндра, а тот перемещает лафет.

После армии надо было как-то выживать, и было не до полетов и джойстиков, но в итоге в 2003 году я оказался в Москве менеджером по продажам в Defender
Надо ли говорить, что я попросил джойстик в подарок на свой первый в компании день рождения? =)
Это был Thrustmaster Afterburner 2 , который мне подарили со словами: «Ну ты и дурак, лучше б мы тебе микроволновку купили» =)

Ну а у кого есть джойстик, тот должен играть в Ил-2 Штурмовик ! Я плотно обосновался на официальном форуме игры и даже несколько лет был там модератором. Поэтому и не пропустил тему, где человек, который уже давно не летает, решил подарить свой джойстик HOTAS Cougar


Так я обзавелся наикрутейшим на тот момент комплектом для авиасимуляторов. Но был нюанс - хоть Thrustmaster Afterburner 2 за 2500 руб, хоть HOTAS Cougar за 12 000 рублей, а проблема одна и таже - !
Вот видео, поясняющее проблему на примере рулей, но в джойстиках то же самое.

На Thrustmaster Afterburner 2 я не мог нормально летать уже где-то через полгода, а через год на нем можно было только кое как управлять бомбардировщиком, о маневренном бое с истребителями речи уже не было, в том числе и поэтому я вступил в сквад 14ТБАП (14-й Тяжелый Бомбардировочный Полк). А HOTAS Cougar мне достался с уже убитыми резисторами и при всей внешней крутости нормального точного управления получить с его помощью было нельзя.
Надо было искать решение. Официальный форум для этого не подходил, поэтому я перебрался на форум Сухой.ру
Естественно было искать решение в бесконтактных датчиках. В тот момент у всех на слуху был Saitek X52 , первый джойстик на датчиках Холла, соответственно народ искал решений на этой базе. Вот, например, как переделывают Cougar на датчики Холла
Все это было хорошо, но не для моих кривеньких ручек. Нужно было готовое решение, а его предлагала только группа ВКБ
Они продавали готовые датчики и магниты к ним, которые устанавливались на штатные крепления Кугара. Это были уже не датчики Холла, а магнитные резисторы на базе KMZ-41.
Но жаба убедительно подсказывала, что 40$ за два датчика это перебор. И тут я подумал - у нас крупная компания, которая торгует и игровыми устройствами для PC в том числе, неужели Defender не хотел бы получить в ассортимент джойстик на современной электронной базе?
Я связался с ВКБ , договорился, что они соберут демонстрационный прототип на базе первого попавшегося джойстика, а это была вот такая модель:

Расчет был показать его нашему директору, и постараться заинтересовать его в организации производства. Было это, судя по форуму, в марте 2007 года, прототип был готов в мае. И тут так совпало, что как раз в это время к нам приезжал из Китая владелец фабрики, которая делает для Defender игровые устройства.
Я показал ему прототип, он заинтересовался, и наш директор дал «добро» на дальнейшие работы.
Компания была готова купить у ВКБ технологию датчиков и контроллер к ним для установки в джойстики Defender . Надо ли говорить, что ВКБ на радостях подарили мне комплект датчиков для Cougar -а? =)))

Я считал, что доработка уже готового джойстика - это не правильный путь, что под новую электронику надо разрабатывать новый джойстик, нового дизайна.
В тот момент я был менеджером по продажам и предлагать что-то производству я мог только через товарного менеджера, который работал с фабрикой игровых устройств. Я сформулировал свое видение нового игрового комплекта (а я предполагал, что это должен быть комплект из РУС - Ручки Управления Самолетом и РУД - Ручки Управления Двигателем ), и менеджер переслал его китайцам.
Вот что у них получилось:


Я вынес концепт на обсуждение пользователей форума Сухой.ру и естественно получил ответ, что оно конечно хорошо, но лучше б что-то менее «плагиатное» и более близкое к отечественной авиации, типа вот такого =))

Проблема состояла в том, что 3D моделлер был китайцем, и объяснить это пожелание было весьма проблематично. Но чем хороши Интернет-форумы - там кого только не встретишь!
Нужный человек появился . grOOmi работает инженером в КНААПО и прекрасно моделирует в 3D.
Так на базе эргономики ручки истребителя-бомбардировщика Су-34 начала вырисовываться РУС

Теперь джойстик обретал приличный вид ручки современного российского самолета.
Из уникальных решений хочется отметить двойной верхний курок, концепция которого придумана мной, реализована grOOmi и переделана китайцами=))
Идея состояла в том, чтобы дать пользователю нажимать указательным пальцем любой из курков раздельно или оба сразу, при этом сохранив облик, подобный реальной ручке:

И вот что получилось в итоге:

Также я предложил сделать в основании массивную металлическую плиту и выпустить ее края за пределы пластикового корпуса, чтобы можно было крепить джойстик струбцинами или шурупами через отверстия. Похожую схему применил впоследствии Logitech в джойстике G940 . Мне конечно хочется думать, что это решение они подсмотрели у нас =)

В общем, джойстик мы спроектировали и передали китайцам. Но тут я ушел из Defender.
С меня взяли подписку, что я не буду заниматься разработкой джойстиков еще в течение полутора лет, и я стал совместно с ВКБ разрабатывать игровые устройства Gametrix , но уже на позиции руководителя проекта.

В Gametrix все надо было начинать с нуля, фактически, и названия-то не было. Название бренда Gametrix придумал VicVega , человек известный на Киберфайте , за что ему огромное спасибо.

Решено было дорабатывать стандартные китайские устройства электроникой от ВКБ .
Вообще опыта работы с китайцами на тот момент у меня не было никакого, я и за границей-то никогда не был.
Съездил я на CeBit , на Hong-Kong Fair , набрал каталогов, покатался по фабрикам в Шеньжене и решено было делать под Gametrix , трекер и РУД .
Проблем было - море разливанное. Я сначала хотел подробно написать как мы работали над этими продуктами, рассказать о потрясающей разнице инженерного мышления русских разработчиков и китайских инженеров, о глупой жадности инвестора, которая приводила к огромным потерям времени и, как следствие, денег инвестора, о том, как в итоге мы сняли квартиру и год жили в Китае, но это получилось бы настолько объемно, что, думаю, мало кто осилил бы, а главное, это увело бы нас от главной темы поста - от джойстиков =)

Так вот, когда я ушел из Defender , проектом нового джойстика стали заниматься другие люди, с предсказуемым результатом.
Вся история отражена на форуме, поэтому ее легко рассказывать.
Прототип по нашей модели фабрика изготовила в августе 2008

Мне через третьи руки дали его подержать. Ощущения были непередаваемые. Когда мне дали прототип я кажется понял, что чувствуют матери к своим новорожденным детям, мне реально хотелось его пеленать и укачивать. Как говорил Док Эммет Браун: «Наконец-то я сделал что-то, что РАБОТАЕТ!!!» .
Но конечно китайцы прошлись по нашей конструкции «жесткой наждачкой». Во-первых они полностью поменяли механику джойстика, во-вторых они добавили твист (вращение ручки вокруг вертикальной оси) и ось газа в виде невнятного колеса слева от ручки. В целом прототип требовал серьезных доработок, которые делать было некому.
Сейчас умилительно читать форум: «в ближайшее время джой пойдет в серию » было сказано в том же августе 2008. В серию джойстик пошел только летом 2011 года.

Как это получилось. ВКБ продало Defender полный комплект документации на датчик и контроллер джойстика, причем был собран полноценный действующий прототип, который и отправили на фабрику вместе с документацией. Я был против того, чтобы дарить китайцам разработку, но решал не я. В итоге китайцы не смогли воспроизвести электронику даже при наличии действующего прототипа и полной документации!
Все, что они смогли - это собрать «по мотивам» нашего дизайна, дизайна Saitek и электроники от геймпада (sic!) недоджойстик Defender R4 , который и поступил в продажу.

Через два года, в 2010 году мы оказались на этой фабрике, где нас уговорили научить китайцев делать работающие джойстики на магнитных резисторах. Так как у нас с разработчиком душа болела за наше детище, мы согласились бесплатно доделать джойстик Defender .
Вы не поверите, в чем была основная загвоздка. Китайские инженеры, имея все необходимые даташиты так и не смогли понять, что датчик Холла и магнитный резистор - это разные вещи. И что для работы магнитного резистора требуется диаметрально намагниченный магнит.

Чтобы было понятно - на тот момент единственным джойстиком на бесконтактных магнитных датчиках (из известных китайцам) был РУС Saitek X52, а он работает на базе датчиков Холла , соответственно для определения отклонения нужно придвигать/отодвигать магниты от датчика, магнитный же резистор замеряет отклонения полюсов магнита, т. е. ему для работы требуется, чтобы диаметрально намагниченный магнит поворачивался вокруг оси.
Китайцы, которые по давней национальной традиции ничего не придумывают, а только копируют, два года пытались заставить наши датчики работать, отодвигая и придвигая к нему магниты осевой намагниченности, они думали, что в нашем конструктиве ошибка, а у Saitek все правильно.

Также мы сделали массу замечаний к конструктиву, заставив исправить то, что еще можно было исправить, а исправить уже мало что можно было, т. к. туллинги (пресс-формы) уже были готовы.

В итоге джойстик довели и пустили в производство. Впервые серийные образцы были показаны на выставке Компьютекс 2011 в Тайбее. Под него сделали специальный стенд с игрой Ил-2 Штурмовик , и я 4 дня обучал всех желающих сбивать японские бомбардировщики. Без преувеличения, стенд пользовался огромной популярностью .



А в октябре я был вынужден покинуть проект Gametrix и вернулся в Defender. В тот день, когда я вернулся, джойстики Defender Cobra M5 впервые пошли в продажу. Круг замкнулся.

Джойстик демонстрировался на Игромире 2011 на стенде игры «Мир самолетов» и очень понравился пользователям и разработчикам игры (Gaijin Entertainment).

UPD Теперь этот проект называется War Thunder .

Коменты в интернете также очень радуют. Большинство покупателей не скупятся на благодарности , и, поверьте, это не сотрудники компании =)): «Приобрел сей девайс месяц назад. Привлекли дизайн, стилизованный под ручку Су 27, функциональность в виде системы залпового огня, нижнего курка, трехрежимный переключатель, позволяющий навешивать на одну кнопку по три функции, ну и конечно же наличие марсов в джойстике такой ценовой категории просто нигде больше не найти. Работает великолепно и ужасно мне нраитца:)
Выводы: прекрасный джойстик по соотношению цена, качество, функциональность. Высочайшая точность и плавность управления. Мое мнение - в данном девайсе Defender превзошел не только самого себя, но и многих своих более именитых собратьев

Надо ли говорить, что после выставки один из джойстиков оказался у меня дома? =) Cougar я к тому времени уже продал.
Кстати, ВКБ разработали upgrade kit , который превращает обычный джойстик в джойстик Cobra MK I / II с запредельным качеством механики и электроники , я не преувеличиваю.

Но история халявных девайсов на этом не заканчивается =)
Вот как теперь выглядит мое место для полетов:

Все смонтировано и объединено в единый удобный комплекс благодаря компании GameSTUL .

Вообще ребята специализируются на игровых креслах для гонок. На том же Игромире 2011 их автосимуляторы стояли на ВСЕХ стендах, где были гонки, включая .
Но игровые места для летчиков, и вот результат первого эксперимента они мне, сюрприз!, подарили =)

Игровое место представляет собой надежный металлокаркас с большим количеством точек крепления.
Теперь все мои девайсы обрели место. Для крепления РУС по центру предусмотрена регулируемая стойка, на которой джойстик закреплен шурупами (я знал, знал, что отверстия в основании пригодятся!). Перед ним я установил раму, на которой крепится клавиатура, над ней болтами зафиксировал монитор.

Все размеры системы регулируются перемещением несущих частей в пазах и жестко фиксируются болтами

Справа вверху я закрепил полочку для мышки.
С этой полочкой связана вот такая история. После увлечения Ил-2 я плотно играл в World War II Online: Battleground Europe , до сих пор считаю и уверен, что это лучший в мире симулятор поля боя Второй мировой, никто не смог сделать ничего подобного. Но в России игра популярностью не пользуется, по причине хардкорности и платности. Соответственно там сидит куча бургов и наших, которые живут за рубежом . И вот сосквадовец мне говорит, мол, один друг у меня в Германии делает специальные игровые места для рулей, ищет дистрибьютора в России, не хочешь заняться? Ну почему бы и нет, тем более, все так красиво :

Запросил я образец. Да, с рендером различие разительное! Собрано кустарно, панели закреплены заклепочником, система не устойчивая, при игре не столько руль крутишь, сколько удерживаешь столик. В общем, мне не понравилось. А образец-то остался! Как полочка для мышки он очень даже ничего =)

С РУДом история такая. Изначально джойстик проектировался как двухкомпонентный . Но после моего ухода РУД проектировать стало некому, поэтому китайцы пошли проторенной дорожкой, скопировав форму РУДа Saitek X52 и в меру своего разумения обвесив ее кнопками и хатками. Получилось у них вот что :

На рынке есть единственный РУД с подключением по USB, это СН Pro Throttle .

При цене в 4200 рублей особой популярностью он не пользуется - за такие деньги можно взять полный комплект РУС и РУД Saitek X52 , да еще и на датчиках Холла.
Соответственно мы решили закрыть этот пробел: собрали РУД на магнитном резисторе, изменили цвет, сделали «резиновое» напыление, один товарищ нарисовал нам классную картинку с Су-27 для нанесения на корпус, оплатили необходимые изменения пресс-форм, и недавно РУД начал продаваться по цене 1350 рублей .
Смею утверждать, что он ничем не хуже РУДа от CH .

В комплекте с игровым креслом GameSTUL идут металлические рамки, они идеально подошли по размеру к основанию РУДА, я закрепил его просто плотной лентой. Стоит как влитой. А за ним - игровую клавиатурку A4Tech G100 .

Я сейчас плотно занимаюсь авиасимулятором Ка-50 Черная акула , а в нем лишних кнопок не бывает.

Важный момент - обратная связь. На каркасе GameSTUL есть крепеж для ButtKicker , но как вы уже понимаете вибронакидка у меня тоже есть. Укладывать ее поверх такого замечательного кресла мне показалось неразумным, тем более, что на кресле есть молния, которая позволяет безболезненно снять чехол. Ну и вот, я безжалостно вскрыл накидку, вырезал внутри кресла посадочные места, и переставил моторы внутрь кресла. Теперь все кресло во время игры вибрирует, что, как говорится, доставляет =)

А еще у меня есть трекер. Трекер, если кто не знает, это устройство для управления обзором при помощи поворота головы. Я пользуюсь трекером HeadJoy. Он конечно выглядит не сильно презентабельно, но со своей задачей справляется отлично. Конечно я не одеваю излучатель на лоб при помощи резинки, я закрепил его шурупом на штанге микрофона:

Ну и традиционно - HeadJoy мне подарил командир сквада

А т.к этот поселок является аэропортом города Мурманск, то все вокруг было как-то связано с авиацией.
В школе отцы у всех были или диспетчерами, или летчиками, или вертолетчиками, работала прекрасная Станция Юных Техников с совершенно замечательной авиамодельной секцией, в которой, к примеру, создавал свои модели трехкратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта СССР, тренер российской сборной по ракетопланам Алексей Коряпин, около моего дома был Музей Авиации (по нынешней традиции там сейчас ресторан), а прямо через дорогу начинался старинный военный аэродром Мурмаши . Как тут было не заболеть авиацией?
А тут настала пора Спектрумов и конечно мы с друзьями начали летать в Tomahawk

F19 и ATF

(а вообще моим первым «авиасимом» была программа «бомбер» для МК-52)))
Спектрум мне купил отец в комплекте с джойстиком, это было примитивное дискретное устройство , которое подключалось напрямую к кнопкам курсора, вот точно такой же -

Я мечтал поступить в МАИ и проектировать самолеты, но тут грянула перестройка и наша многодетная семья оказалась в Краснодарском крае, где стало уже не до самолетов, а я быстро сбежал от местной нищеты в армию.
Кто бы мог подумать, что мне там придется ремонтировать джойстик? =))
Когда я уже стал контрактником , техником военной пожарной команды, мы начали восстанавливать вот эту машину


Так там лафетная установка (большая водяная пушка наверху), управляется гидравликой при помощи дискретного джойстика, установленного на месте командира танка:


Система довольно простая - собственной гидросистемы в танке нет, есть пневмосистема, которая подведена в том числе и к двум гидроцилиндрам лафета. Внутри корпуса джойстика стоят 4 гигантские советские военные «микрокнопки», на которые нажимают выступы ручки джойстика при её отклонении. При замыкании цепи открывается соответствующий электромеханический клапан в канале пневмосистемы, воздух давит на поршень гидроцилиндра, а тот перемещает лафет.

После армии надо было как-то выживать, и было не до полетов и джойстиков, но в итоге в 2003 году я оказался в Москве менеджером по продажам в Defender
Надо ли говорить, что я попросил джойстик в подарок на свой первый в компании день рождения? =)
Это был Thrustmaster Afterburner 2 , который мне подарили со словами: «Ну ты и дурак, лучше б мы тебе микроволновку купили» =)

Ну а у кого есть джойстик, тот должен играть в Ил-2 Штурмовик ! Я плотно обосновался на официальном форуме игры и даже несколько лет был там модератором. Поэтому и не пропустил тему, где человек, который уже давно не летает, решил подарить свой джойстик HOTAS Cougar


Так я обзавелся наикрутейшим на тот момент комплектом для авиасимуляторов. Но был нюанс - хоть Thrustmaster Afterburner 2 за 2500 руб, хоть HOTAS Cougar за 12 000 рублей, а проблема одна и таже - шум проклятых резисторов !
Вот видео, поясняющее проблему на примере рулей, но в джойстиках то же самое.

На Thrustmaster Afterburner 2 я не мог нормально летать уже где-то через полгода, а через год на нем можно было только кое как управлять бомбардировщиком, о маневренном бое с истребителями речи уже не было, в том числе и поэтому я вступил в сквад 14ТБАП (14-й Тяжелый Бомбардировочный Полк). А HOTAS Cougar мне достался с уже убитыми резисторами и при всей внешней крутости нормального точного управления получить с его помощью было нельзя.
Надо было искать решение. Официальный форум для этого не подходил, поэтому я перебрался на форум Сухой.ру
Естественно было искать решение в бесконтактных датчиках. В тот момент у всех на слуху был Saitek X52 , первый джойстик на датчиках Холла, соответственно народ искал решений на этой базе. Вот, например, как переделывают Cougar на датчики Холла
Все это было хорошо, но не для моих кривеньких ручек. Нужно было готовое решение, а его предлагала только группа ВКБ
Они продавали готовые датчики и магниты к ним, которые устанавливались на штатные крепления Кугара. Это были уже не датчики Холла, а магнитные резисторы на базе KMZ-41.
Но жаба убедительно подсказывала, что 40$ за два датчика это перебор. И тут я подумал - у нас крупная компания, которая торгует и игровыми устройствами для PC в том числе, неужели Defender не хотел бы получить в ассортимент джойстик на современной электронной базе?
Я связался с ВКБ , договорился, что они соберут демонстрационный прототип на базе первого попавшегося джойстика, а это была вот такая модель:

Расчет был показать его нашему директору, и постараться заинтересовать его в организации производства. Было это, судя по форуму, в марте 2007 года, прототип был готов в мае. И тут так совпало, что как раз в это время к нам приезжал из Китая владелец фабрики, которая делает для Defender игровые устройства.
Я показал ему прототип, он заинтересовался, и наш директор дал «добро» на дальнейшие работы.
Компания была готова купить у ВКБ технологию датчиков и контроллер к ним для установки в джойстики Defender . Надо ли говорить, что ВКБ на радостях подарили мне комплект датчиков для Cougar -а? =)))

Я считал, что доработка уже готового джойстика - это не правильный путь, что под новую электронику надо разрабатывать новый джойстик, нового дизайна.
В тот момент я был менеджером по продажам и предлагать что-то производству я мог только через товарного менеджера, который работал с фабрикой игровых устройств. Я сформулировал свое видение нового игрового комплекта (а я предполагал, что это должен быть комплект из РУС - Ручки Управления Самолетом и РУД - Ручки Управления Двигателем ), и менеджер переслал его китайцам.
Вот что у них получилось:


Я вынес концепт на обсуждение пользователей форума Сухой.ру и естественно получил ответ, что оно конечно хорошо, но лучше б что-то менее «плагиатное» и более близкое к отечественной авиации, типа вот такого =))

Проблема состояла в том, что 3D моделлер был китайцем, и объяснить это пожелание было весьма проблематично. Но чем хороши Интернет-форумы - там кого только не встретишь!
Нужный человек появился . grOOmi работает инженером в КНААПО и прекрасно моделирует в 3D.
Так на базе эргономики ручки истребителя-бомбардировщика Су-34 начала вырисовываться РУС

Теперь джойстик обретал приличный вид ручки современного российского самолета.
Из уникальных решений хочется отметить двойной верхний курок, концепция которого придумана мной, реализована grOOmi и переделана китайцами=))
Идея состояла в том, чтобы дать пользователю нажимать указательным пальцем любой из курков раздельно или оба сразу, при этом сохранив облик, подобный реальной ручке:

И вот что получилось в итоге:

Также я предложил сделать в основании массивную металлическую плиту и выпустить ее края за пределы пластикового корпуса, чтобы можно было крепить джойстик струбцинами или шурупами через отверстия. Похожую схему применил впоследствии Logitech в джойстике G940 . Мне конечно хочется думать, что это решение они подсмотрели у нас =)

В общем, джойстик мы спроектировали и передали китайцам. Но тут я ушел из Defender.
С меня взяли подписку, что я не буду заниматься разработкой джойстиков еще в течение полутора лет, и я стал совместно с ВКБ разрабатывать игровые устройства Gametrix , но уже на позиции руководителя проекта.

В Gametrix все надо было начинать с нуля, фактически, и названия-то не было. Название бренда Gametrix придумал VicVega , человек известный на Киберфайте , за что ему огромное спасибо.

Решено было дорабатывать стандартные китайские устройства электроникой от ВКБ .
Вообще опыта работы с китайцами на тот момент у меня не было никакого, я и за границей-то никогда не был.
Съездил я на CeBit , на Hong-Kong Fair , набрал каталогов, покатался по фабрикам в Шеньжене и решено было делать под Gametrix рули , вибронакидки , трекер и РУД .
Проблем было - море разливанное. Я сначала хотел подробно написать как мы работали над этими продуктами, рассказать о потрясающей разнице инженерного мышления русских разработчиков и китайских инженеров, о глупой жадности инвестора, которая приводила к огромным потерям времени и, как следствие, денег инвестора, о том, как в итоге мы сняли квартиру и год жили в Китае, но это получилось бы настолько объемно, что, думаю, мало кто осилил бы, а главное, это увело бы нас от главной темы поста - от джойстиков =)

Так вот, когда я ушел из Defender , проектом нового джойстика стали заниматься другие люди, с предсказуемым результатом.
Вся история отражена на форуме, поэтому ее легко рассказывать.
Прототип по нашей модели фабрика изготовила в августе 2008

Мне через третьи руки дали его подержать. Ощущения были непередаваемые. Когда мне дали прототип я кажется понял, что чувствуют матери к своим новорожденным детям, мне реально хотелось его пеленать и укачивать. Как говорил Док Эммет Браун: «Наконец-то я сделал что-то, что РАБОТАЕТ!!!» .
Но конечно китайцы прошлись по нашей конструкции «жесткой наждачкой». Во-первых они полностью поменяли механику джойстика, во-вторых они добавили твист (вращение ручки вокруг вертикальной оси) и ось газа в виде невнятного колеса слева от ручки. В целом прототип требовал серьезных доработок, которые делать было некому.
Сейчас умилительно читать форум: «в ближайшее время джой пойдет в серию » было сказано в том же августе 2008. В серию джойстик пошел только летом 2011 года.

Как это получилось. ВКБ продало Defender полный комплект документации на датчик и контроллер джойстика, причем был собран полноценный действующий прототип, который и отправили на фабрику вместе с документацией. Я был против того, чтобы дарить китайцам разработку, но решал не я. В итоге китайцы не смогли воспроизвести электронику даже при наличии действующего прототипа и полной документации!
Все, что они смогли - это собрать «по мотивам» нашего дизайна, дизайна Saitek и электроники от геймпада (sic!) недоджойстик Defender R4 , который и поступил в продажу.

Через два года, в 2010 году мы оказались на этой фабрике, где нас уговорили научить китайцев делать работающие джойстики на магнитных резисторах. Так как у нас с разработчиком душа болела за наше детище, мы согласились бесплатно доделать джойстик Defender .
Вы не поверите, в чем была основная загвоздка. Китайские инженеры, имея все необходимые даташиты так и не смогли понять, что датчик Холла и магнитный резистор - это разные вещи. И что для работы магнитного резистора требуется диаметрально намагниченный магнит.

Чтобы было понятно - на тот момент единственным джойстиком на бесконтактных магнитных датчиках (из известных китайцам) был РУС Saitek X52, а он работает на базе датчиков Холла , соответственно для определения отклонения нужно придвигать/отодвигать магниты от датчика, магнитный же резистор замеряет отклонения полюсов магнита, т. е. ему для работы требуется, чтобы диаметрально намагниченный магнит поворачивался вокруг оси.
Китайцы, которые по давней национальной традиции ничего не придумывают, а только копируют, два года пытались заставить наши датчики работать, отодвигая и придвигая к нему магниты осевой намагниченности, они думали, что в нашем конструктиве ошибка, а у Saitek все правильно.

Также мы сделали массу замечаний к конструктиву, заставив исправить то, что еще можно было исправить, а исправить уже мало что можно было, т. к. туллинги (пресс-формы) уже были готовы.

В итоге джойстик довели и пустили в производство. Впервые серийные образцы были показаны на выставке Компьютекс 2011 в Тайбее. Под него сделали специальный стенд с игрой Ил-2 Штурмовик , и я 4 дня обучал всех желающих сбивать японские бомбардировщики. Без преувеличения, стенд пользовался огромной популярностью .



А в октябре я был вынужден покинуть проект Gametrix и вернулся в Defender. В тот день, когда я вернулся, джойстики Defender Cobra M5 впервые пошли в продажу. Круг замкнулся.

Джойстик демонстрировался на Игромире 2011 на стенде игры «Мир самолетов» и очень понравился пользователям и разработчикам игры (Gaijin Entertainment).

UPD Теперь этот проект называется War Thunder .

Коменты в интернете также очень радуют. Большинство покупателей не скупятся на благодарности , и, поверьте, это не сотрудники компании =)): «Приобрел сей девайс месяц назад. Привлекли дизайн, стилизованный под ручку Су 27, функциональность в виде системы залпового огня, нижнего курка, трехрежимный переключатель, позволяющий навешивать на одну кнопку по три функции, ну и конечно же наличие марсов в джойстике такой ценовой категории просто нигде больше не найти. Работает великолепно и ужасно мне нраитца:)
Выводы: прекрасный джойстик по соотношению цена, качество, функциональность. Высочайшая точность и плавность управления. Мое мнение - в данном девайсе Defender превзошел не только самого себя, но и многих своих более именитых собратьев

Надо ли говорить, что после выставки один из джойстиков оказался у меня дома? =) Cougar я к тому времени уже продал.
Кстати, ВКБ разработали upgrade kit , который превращает обычный джойстик в джойстик Cobra MK I / II с запредельным качеством механики и электроники , я не преувеличиваю.

Но история халявных девайсов на этом не заканчивается =)
Вот как теперь выглядит мое место для полетов:

Все смонтировано и объединено в единый удобный комплекс благодаря компании GameSTUL .

Вообще ребята специализируются на игровых креслах для гонок. На том же Игромире 2011 их автосимуляторы стояли на ВСЕХ стендах, где были гонки, включая стенд компании Sony .
Но игровые места для летчиков, и вот результат первого эксперимента они мне, сюрприз!, подарили =)

Игровое место представляет собой надежный металлокаркас с большим количеством точек крепления.
Теперь все мои девайсы обрели место. Для крепления РУС по центру предусмотрена регулируемая стойка, на которой джойстик закреплен шурупами (я знал, знал, что отверстия в основании пригодятся!). Перед ним я установил раму, на которой крепится клавиатура, над ней болтами зафиксировал монитор.

Все размеры системы регулируются перемещением несущих частей в пазах и жестко фиксируются болтами

Справа вверху я закрепил полочку для мышки.
С этой полочкой связана вот такая история. После увлечения Ил-2 я плотно играл в World War II Online: Battleground Europe , до сих пор считаю и уверен, что это лучший в мире симулятор поля боя Второй мировой, никто не смог сделать ничего подобного. Но в России игра популярностью не пользуется, по причине хардкорности и платности. Соответственно там сидит куча бургов и наших, которые живут за рубежом . И вот сосквадовец мне говорит, мол, один друг у меня в Германии делает специальные игровые места для рулей, ищет дистрибьютора в России, не хочешь заняться? Ну почему бы и нет, тем более, все так красиво :

Запросил я образец. Да, с рендером различие разительное! Собрано кустарно, панели закреплены заклепочником, система не устойчивая, при игре не столько руль крутишь, сколько удерживаешь столик. В общем, мне не понравилось. А образец-то остался! Как полочка для мышки он очень даже ничего =)

С РУДом история такая. Изначально джойстик проектировался как двухкомпонентный . Но после моего ухода РУД проектировать стало некому, поэтому китайцы пошли проторенной дорожкой, скопировав форму РУДа Saitek X52 и в меру своего разумения обвесив ее кнопками и хатками. Получилось у них вот что :

На рынке есть единственный РУД с подключением по USB, это СН Pro Throttle .

При цене в 4200 рублей особой популярностью он не пользуется - за такие деньги можно взять полный комплект РУС и РУД Saitek X52 , да еще и на датчиках Холла.
Соответственно мы решили закрыть этот пробел: собрали РУД на магнитном резисторе, изменили цвет, сделали «резиновое» напыление, один товарищ нарисовал нам классную картинку с Су-27 для нанесения на корпус, оплатили необходимые изменения пресс-форм, и недавно РУД начал продаваться по цене 1350 рублей .
Смею утверждать, что он ничем не хуже РУДа от CH .

В комплекте с игровым креслом GameSTUL идут металлические рамки, они идеально подошли по размеру к основанию РУДА, я закрепил его просто плотной лентой. Стоит как влитой. А за ним - игровую клавиатурку A4Tech G100 .

Я сейчас плотно занимаюсь авиасимулятором Ка-50 Черная акула , а в нем лишних кнопок не бывает.

Важный момент - обратная связь. На каркасе GameSTUL есть крепеж для ButtKicker , но как вы уже понимаете вибронакидка у меня тоже есть. Укладывать ее поверх такого замечательного кресла мне показалось неразумным, тем более, что на кресле есть молния, которая позволяет безболезненно снять чехол. Ну и вот, я безжалостно вскрыл накидку, вырезал внутри кресла посадочные места, и переставил моторы внутрь кресла. Теперь все кресло во время игры вибрирует, что, как говорится, доставляет =)

А еще у меня есть трекер. Трекер, если кто не знает, это устройство для управления обзором при помощи поворота головы. Я пользуюсь трекером HeadJoy. Он конечно выглядит не сильно презентабельно, но со своей задачей справляется отлично. Конечно я не одеваю излучатель на лоб при помощи резинки, я закрепил его шурупом на штанге микрофона:

Ну и традиционно - HeadJoy мне подарил командир сквада