Создание динамических электронных ресурсов. Программы для создания блок-схем

В наше время с построением различного рода диаграмм и блок-схем сталкивается каждый дизайнер и программист. Когда информационные технологии еще не занимали такую важную часть нашей жизни, рисование этих конструкций приходилось производить на листе бумаги. К счастью, теперь все эти действия выполняются с помощью автоматизированного программного обеспечения, устанавливаемого на компьютер пользователя.

В интернете довольно легко найти огромное количество редакторов, предоставляющих возможность создания, редактирования и экспорта алгоритмической и деловой графики. Однако не всегда легко разобраться в том, какое именно приложение необходимо в конкретном случае.

В силу своей многофункциональности, продукт от компании Microsoft может пригодится как профессионалам, не один год занимающимся построением различных конструкций, так и обычным пользователям, которым необходимо нарисовать простую схему.

Как и любая другая программа из серии Microsoft Office, Visio имеет все необходимые для комфортной работы инструменты: создание, редактирование, соединение и изменение дополнительных свойств фигур. Реализован и специальный анализ уже построенной системы.

Dia

На втором месте в данном списке вполне справедливо располагается Dia, в которой сосредоточены все необходимые современному пользователю функции для построения схем. К тому же, редактор распространяется на бесплатной основе, что упрощает его использование в образовательных целях.

Огромная стандартная библиотека форм и связей, а также уникальные возможности, не предлагаемые современными аналогами — это ждет пользователя при обращении к Диа.

Flying Logic

Если вы ищете софт, с помощью которого можно быстро и легко построить необходимую схему, то программа Flying Logic — это именно то, что вам нужно. Здесь отсутствует громоздкий сложный интерфейс и огромное количество визуальных настроек диаграмм. Один клик — добавление нового объекта, второй — создание объединения с другими блоками. Еще можно объединять элементы схемы в группы.

В отличие от своих аналогов, данный редактор не располагает большим количеством различных форм и связей. Плюс ко всему, существует возможность отображения дополнительной информации на блоках, о чем подробно рассказано в обзоре на нашем сайте.

BreezeTree Software FlowBreeze

FlowBreeze — это не отдельная программа, а подключаемый к самостоятельный модуль, в разы облегчающий разработку диаграмм, блок-схем и прочих инфографик.

Безусловно, ФлоуБриз — это ПО, по большей части предназначенное для профессиональных дизайнеров и им подобных, которые разбираются во всех тонкостях функционала и понимают, за что отдают деньги. Среднестатистическим пользователям будет крайне сложно разобраться в редакторе, особенно учитывая интерфейс на английском языке.

Edraw MAX

Как и предыдущий редактор, Edraw MAX — это продукт для продвинутых пользователей, профессионально занимающихся подобной деятельностью. Однако, в отличие от FlowBreeze, он является самостоятельным программным обеспечением с несчетным количеством возможностей.

По стилю интерфейса и работы Edraw очень напоминает . Не зря его называют главным конкурентом последнего.

AFCE Редактор Блок-Схем (Algorithm Flowcharts Editor)

Данный редактор является одним из наименее распространенных среди представленных в данной статье. Вызвано это тем, что его разработчик — обычный преподаватель из России — полностью забросил разработку. Но его продукт все-равно пользуется некоторым спросом на сегодняшний день, поскольку отлично подходит любому школьнику или студенту, который изучает основы программирования.

Вдобавок к этому программа является полностью бесплатной, а ее интерфейс выполнен исключительно на русском языке.

FCEditor

Концепция программы FCEditor кардинально отличается от других представленных в данной статье. Во-первых, работа происходит исключительно с алгоритмическими блок-схемами, которые активно используются в программировании.

Во-вторых, ФСЭдитор самостоятельно, в автоматическом режиме строит все конструкции. Все что необходимо пользователю — это импортировать готовый исходный код на одном из доступных языков программирования, после чего экспортировать конвертированный в схему код.

BlockShem

В программе BlockShem, к сожалению, представлено намного меньше функций и удобств для пользователей. Полностью отсутствует автоматизация процесса в любом виде. В БлокСхеме пользователь должен вручную рисовать фигуры, а после объединять их. Данный редактор скорее относится к графическим, нежели к объектным, предназначенным для создания схем.

Библиотека фигур, к сожалению, в этой программе крайне бедна.

Как видите, существует большой выбор софта, предназначенного для построения блок-схем. Причем различаются приложения не только количеством функций — некоторые из них предполагают фундаментально другой принцип работы, отличимый от аналогов. Поэтому сложно посоветовать, каким редактором пользоваться — каждый может подобрать именно тот продукт, который ему необходим.

Процесс разработки ЭОР состоит из двух основных этапов: подготовительного и компоновки.

На первом этапе (подготовительном) производится:

  • подбор источников и формирование основного содержания;
  • структуризация материала и разработка оглавления или сценария;
  • переработка текста и формирование основных разделов;
  • выбор, создание и обработка материала для мультимедийного воплощения (видеосюжеты, звуковое сопровождение, графические изображения).

На втором этапе производится компоновка ( сборка в единое целое) всех отобранных и разработанных частей ЭОР (информационных, обучающих, контролирующих) для предъявления обучающимся в соответствии с задуманным автором сценарием.

В общем виде процесс разработки ЭОР поясняет схема, представленная на рис. 3.1 .


Рис. 3.1.

Содержание ЭОР должно соответствовать уровню получаемого образования. В настоящее время разработка ЭОР должна быть ориентирована на получение заданных программой дисциплины компетенций. На подготовительном этапе ведется подбор или разработка исходных материалов для ЭОР (текстов, графических иллюстраций, анимационных, аудио и видеофрагментов и т.д.), включая разработку или приобретение, при необходимости, пакетов учебных прикладных программ. На этом этапе обычно используют программные средства общего назначения: текстовые и графические редакторы, аниматоры, программы оцифровки аудио/видео, инструментальные среды программирования и т.п.

В структуре ЭОР принято выделять введение и основную часть, которая состоит из разделов, глав, тем. Введение является важным элементом ЭОР, поскольку в нем обосновывается актуальность данного ЭОР и определяется уровень образования и аудитория на которые рассчитан данный ресурс . При формировании содержания рекомендуется его разделить на две части: основную часть, обязательную для изучения, и дополнительную – вариативную, для углубленного изучения материала, расширения кругозора, повышения мотивации. Обязательными разделами являются: глоссарий , список литературы и Интернет источников.

В соответствии с ИПК структурой ЭОР, определенной в разделе 1, при формировании текста ресурса в модули предполагается, что под модулем понимается любой из модулей структуры ИПК.

При разработке структуры и содержания ЭОР необходимо учитывать следующие принципы и технологические особенности:

  1. Принцип приоритетности педагогического подхода: реализуется через постановку образовательной цели и разработку содержания образовательной деятельности на основе одного или комбинации нескольких дидактических подходов: системного, синергетического, проблемного, алгоритмического, программированного, проектного, эвристического, компетентностного и т.д. Системный подход означает, что целесообразно разрабатывать комплексные пособия, включающие как лекционный материал, семинарские занятия, так и комбинированные уроки (например, практики для гуманитарных и общеспециальных дисциплин).
  2. Принцип модуля: разбивка материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
  3. Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты: теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории и примеры. Иногда полезно давать исторический комментарий или хронологическую картину развития конкретного направления.
  4. Принцип наглядности. Каждый модуль должен максимально обеспечиваться иллюстративным материалом. При отборе и подготовке иллюстраций следует выбирать такие, которые выполняют не рекламную или развлекательную роль, а обучающую функцию.
  5. Следует стремиться к максимальному использованию иллюстраций в местах, трудных для понимания учебного материала; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так электронного (гипертекста).

На втором этапе компоновку электронных материалов в ЭОР можно осуществить путем прямого программирования сценария обучения на каком-либо алгоритмическом языке: Бейсик, Паскаль , СИ , Java и т.п. В этом случае роль навигатора в процессе обучения выполняет сценарий , в то время как при использовании только HTML эту роль, как и в традиционных учебниках, выполняет оглавление. Использование программирования позволяет реализовать практически любые дидактические методики автора и разработчиков. Однако этому подходу присущи и существенные недостатки, такие как:

  • высокая трудоемкость процесса разработки ЭОР;
  • необходимость привлечения профессиональных программистов;
  • невозможность внесения изменений без привлечения программистов;
  • существенная зависимость дидактического качества сценария обучения от педагогической квалификации разработчиков.

Альтернативным путем для компоновки учебного материала ЭОР является использование инструментальных программных комплексов, которые можно разделить на две группы – программные средства общего или специального назначения. К первой группе можно отнести программы PowerPoint, Adobe Acrobat и ряд других. Однако возможности пакетов программ общего назначения ограничены с точки зрения создания функционально полноценных ЭОР. Например, в PowerPoint - это лишь представление (презентация) учебного материала с преимущественно линейной навигацией. Здесь нет возможности обеспечить произвольную навигацию по учебному материалу и возможности для подготовки интерактивных упражнений для самоконтроля и тренинга. Эти возможности обеспечиваются, как правило, в специальном программном инструментарии, называемом авторскими системами.

Программными инструментальными средствами создания ЭОР являются так называемые авторские системы (от англ. Authoring System ), которые определяются как комплекс инструментальных программ, предназначенный для создания и эксплуатации ЭОР. В России имеет хождение также термин "Инструментальная оболочка " или просто оболочка для создания ЭОР.

Современные авторские системы позволяют разрабатывать ЭОР из различных мультимедиа компонентов: гипертекстов, статических и анимированных изображений, видео и аудиоклипов, готовых программных модулей. Более того, некоторые авторские системы имеют собственные встроенные текстовые и графические редакторы, аниматоры, средства подготовки имитационных и математических моделей. Но главное отличие авторских систем от программного инструментария общего назначения - наличие типовых шаблонов, реализующих различные виды учебной работы, в частности сценарии компьютерного тренинга и контроля. Такие системы не требуют знания языков программирования для подготовки ЭОР, что позволяет работать с ними обычным преподавателям. Некоторые их них имеют свой встроенный язык, что сужает круг потенциальных пользователей, хотя и предоставляет разработчикам ЭОР больше простора для реализации различных дидактических идей.

  • Кто будет использовать ЭОР?
  • В каких дисциплинах планируется использование ЭОР?
  • Кто будет разрабатывать ЭОР?
  • Какие характеристики авторской системы необходимы?
  • Как будет поддерживаться система?
  • Сколько будет стоить приобретение и эксплуатация?

Кто будет использовать ЭОР? Каков возраст учащихся? Это очень важный фактор, который необходимо учитывать с первого этапа разработки ЭОР. Дети младшего школьного возраста обычно не имеют достаточно значимой мотивации для выполнения самостоятельной учебной работы. Для них шаблоны сценариев учебной работы авторской системы должны содержать игровые компоненты с использованием, например, типовых педагогических агентов - Учителя и Ученика, а также иметь привлекательное графическое оформление. Для старшеклассников, студентов вузов, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки более подходящим является строгий, академический стиль ЭОР.

В этой статье будут рассмотрены примеры блок-схем, которые могут встретиться вам в учебниках по информатике и другой литературе. Блок-схема представляет собой алгоритм, по которому решается какая-либо задача, поставленная перед разработчиком. Сначала нужно ответить на вопрос, что такое алгоритм, как он представляется графически, а самое главное - как его решить, зная определенные параметры. Нужно сразу отметить, что алгоритмы бывают нескольких видов.

Что такое алгоритм?

Это слово ввел в обиход математик Мухаммед аль-Хорезми, который жил в период 763-850 года. Именно он является человеком, который создал правила выполнения арифметических действий (а их всего четыре). А вот ГОСТ от 1974 года, который гласит, что:

Алгоритм - это точное предписание, которое определяет вычислительный процесс. Причем имеется несколько переменных с заданными значениями, которые приводят расчеты к искомому результату.

Алгоритм позволяет четко указать исполнителю выполнять строгую чтобы решить поставленную задачу и получить результат. Разработка алгоритма - это разбивание одной большой задачи на некую последовательность шагов. Причем разработчик алгоритма обязан знать все особенности и правила его составления.

Особенности алгоритма

Всего можно выделить восемь особенностей алгоритма (независимо от его вида):

  1. Присутствует функция ввода изначальных данных.
  2. Есть вывод некоего результата после завершения алгоритма. Нужно помнить, что алгоритм нужен для того, чтобы достичь определенной цели, а именно - получить результат, который имеет прямое отношение к исходным данным.
  3. У алгоритма должна быть структура дискретного типа. Он должен представляться последовательными шагами. Причем каждый следующий шаг может начаться только после завершения предыдущего.
  4. Алгоритм должен быть однозначным. Каждый шаг четко определяется и не допускает произвольной трактовки.
  5. Алгоритм должен быть конечным - необходимо, чтобы он выполнялся за строго определенное количество шагов.
  6. Алгоритм должен быть корректным - задавать исключительно верное решение поставленной задачи.
  7. Общность (или массовость) - он должен работать с различными исходными данными.
  8. Время, которое дается на решение алгоритма, должно быть минимальным. Это определяет эффективность решения поставленной задачи.

А теперь, зная, какие существуют блок-схемы алгоритмов, можно приступить к рассмотрению способов их записи. А их не очень много.

Словесная запись

Такая форма, как правило, применяется при описании порядка действий для человека: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».

Конечно, это шуточная форма, но суть понятна. В качестве примера можно привести еще, например, привычную запись на стеклах автобусов:«При аварии выдернуть шнур, выдавить стекло».

Здесь четко ставится условие, при котором нужно выполнить два действия в строгой последовательности. Но это самые простые алгоритмы, существуют и более сложные. Иногда используются формулы, спецобозначения, но при обязательном условии - исполнитель должен все понимать.

Допускается изменять порядок действий, если необходимо вернуться, например, к предыдущей операции либо обойти какую-то команду при определенном условии. При этом команды желательно нумеровать и обязательно указывается команда, к которой происходит переход: «Закончив все манипуляции, повторяете пункты с 3 по 5».

Запись в графической форме

В этой записи участвуют элементы блок-схем. Все элементы стандартизированы, у каждой команды имеется определенная графическая запись. А конкретная команда должна записываться внутри каждого из блоков обычным языком или математическими формулами. Все блоки должны соединяться линиями - они показывают, какой именно порядок у выполняемых команд. Собственно, этот тип алгоритма более подходит для использования в программном коде, нежели словесный.

Запись на языках программирования

В том случае, если алгоритм необходим для того, чтобы задачу решала программа, установленная на ПК, то нужно его записывать специальным кодом. Для этого существует множество языков программирования. И алгоритм в этом случае называется программой.

Блок-схемы

Блок-схема - это представление алгоритма в графической форме. Все команды и действия представлены геометрическими фигурами (блоками). Внутри каждой фигуры вписывается вся информация о тех действиях, которые нужно выполнить. Связи изображены в виде обычных линий со стрелками (при необходимости).

Для оформления блок-схем алгоритмов имеется ГОСТ 19.701-90. Он описывает порядок и правила создания их в графической форме, а также основные методы решения. В этой статье приведены основные элементы блок-схем, которые используются при решении задач, например, по информатике. А теперь давайте рассмотрим правила построения.

Основные правила составления блок-схемы

Можно выделить такие особенности, которые должны быть у любой блок-схемы:

  1. Обязательно должно присутствовать два блока - «Начало» и «Конец». Причем в единичном экземпляре.
  2. От начального блока до конечного должны быть проведены линии связи.
  3. Из всех блоков, кроме конечного, должны выходить линии потока.
  4. Обязательно должна присутствовать нумерация всех блоков: сверху вниз, слева направо. Порядковый номер нужно проставлять в левом верхнем углу, делая разрыв начертания.
  5. Все блоки должны быть связаны друг с другом линиями. Именно они должны определять последовательность, с которой выполняются действия. Если поток движется снизу вверх или справа налево (другими словами, в обратном порядке), то обязательно рисуются стрелки.
  6. Линии делятся на выходящие и входящие. При этом нужно отметить, что одна линия является для одного блока выходящей, а для другого входящей.
  7. От начального блока в схеме линия потока только выходит, так как он является самым первым.
  8. А вот у конечного блока имеется только вход. Это наглядно показано на примерах блок-схем, которые имеются в статье.
  9. Чтобы проще было читать блок-схемы, входящие линии изображаются сверху, а исходящие снизу.
  10. Допускается наличие разрывов в линиях потока. Обязательно они помечаются специальными соединителями.
  11. Для облегчения блок-схемы разрешается всю информацию прописывать в комментариях.

Графические элементы блок-схем для решения алгоритмов представлены в таблице:

Линейный тип алгоритмов

Это самый простой вид, который состоит из определенной последовательности действий, они не зависят от того, какие данные вписаны изначально. Есть несколько команд, которые выполняются однократно и только после того, как будет сделана предшествующая. Линейная блок-схема выглядит таким образом:

Причем связи могут идти как сверху вниз, так и слева направо. Используется такая блок-схема для записи алгоритмов вычислений по простым формулам, у которых не имеется ограничений на значения переменных, входящих в формулы для расчета. Линейный алгоритм - это составная часть сложных процессов вычисления.

Разветвляющиеся алгоритмы

Блок-схемы, построенные по таким алгоритмам, являются более сложными, нежели линейные. Но суть не меняется. Разветвляющийся алгоритм - это процесс, в котором дальнейшее действие зависит от того, как выполняется условие и какое получается решение. Каждое направление действия - это ветвь.

На схемах изображаются блоки, которые называются «Решение». У него имеется два выхода, а внутри прописывается логическое условие. Именно от того, как оно будет выполнено, зависит дальнейшее движение по схеме алгоритма. Можно разделить разветвляющиеся алгоритмы на три группы:

  1. «Обход» - при этом одна из веток не имеет операторов. Другими словами, происходит обход нескольких действий другой ветки.
  2. «Разветвление» - каждая ветка имеет определенный набор выполняемых действий.
  3. «Множественный выбор» - это разветвление, в котором есть несколько веток и каждая содержит в себе определенный набор выполняемых действий. Причем есть одна особенность - выбор направления напрямую зависит от того, какие заданы значения выражений, входящих в алгоритм.

Это простые алгоритмы, которые решаются очень просто. Теперь давайте перейдем к более сложным.

Циклический алгоритм

Здесь все предельно понятно - циклическая блок-схема представляет алгоритм, в котором многократно повторяются однотипные вычисления. По определению, цикл - это определенная последовательность каких-либо действий, выполняемая многократно (более, чем один раз). И можно выделить несколько типов циклов:

  1. У которых известно число повторений действий (их еще называют циклами со счетчиком).
  2. У которых число повторений неизвестно - с постусловием и предусловием.

Независимо от того, какой тип цикла используется для решения алгоритма, у него обязательно должна присутствовать переменная, при помощи которой происходит выход. Именно она определяет количество повторений цикла. Рабочая часть (тело) цикла - это определенная последовательность действий, которая выполняется на каждом шаге. А теперь более детально рассмотрим все типы циклов, которые могут встретиться при составлении алгоритмов и решении задач по информатике.

Циклы со счетчиками

На рисунке изображена простая блок-схема, в которой имеется цикл со счетчиком. Такой тип алгоритмов показывает, что заранее известно количество повторений данного цикла. И это число фиксировано. При этом переменная, считающая число шагов (повторений), так и называется - счетчик. Иногда в учебниках можно встретить иные определения - параметр цикла, управляющая переменная.

Блок-схема очень наглядно иллюстрирует, как работает цикл со счетчиком. Прежде чем приступить к выполнению первого шага, нужно присвоить начальное значение счетчику - это может быть любое число, оно зависит от конкретного алгоритма. В том случае, когда конечное значение меньше величины счетчика, начнет выполняться определенная группа команд, которые составляют тело цикла.

После того, как тело будет выполнено, счетчик меняется на величину шага счетчика, обозначенную буквой h. В том случае, если значение, которое получится, будет меньше конечного, цикл будет продолжаться. И закончится он лишь в тогда, когда конечное значение будет меньше, чем счетчик цикла. Только в этом случае произойдет выполнение того действия, которое следует за циклом.

Обычно в обозначениях блок-схем используется блок, который называется «Подготовка». В нем прописывается счетчик, а затем указываются такие данные: начальное и конечное значения, шаг изменения. На блок-схеме это параметры I н, Ik и h, соответственно. В том случае, когда h=1, величину шага не записывают. В остальных случаях делать это обязательно. Необходимо придерживаться простого правила - линия потока должна входить сверху. А линия потока, которая выходит снизу (или справа, в зависимости от конкретного алгоритма), должна показывать переход к последующему оператору.

Теперь вы полностью изучили описание блок-схемы, изображенной на рисунке. Можно перейти к дальнейшему изучению. Когда используется цикл со счетчиком, требуется соблюдать определенные условия:

  1. В теле не разрешается изменять (принудительно) значение счетчика.
  2. Запрещено передавать управление извне оператору тела. Другими словами, войти в цикл можно только из его начала.

Циклы с предусловием

Этот тип циклов применяется в тех случаях, когда количество повторений заранее неизвестно. Цикл с предусловием - это тип алгоритма, в котором непосредственно перед началом выполнения тела осуществляется проверка условия, при котором допускается переход к следующему действию. Обратите внимание на то, как изображаются элементы блок-схемы.

В том случае, когда условие выполняется (утверждение истинно), происходит переход к началу тела цикла. Непосредственно в нем изменяется значение хотя бы одной переменной, влияющей на значение поставленного условия. Если не придерживаться этого правила, получим «зацикливание». В том случае, если после следующей проверки условия выполнения тела цикла оказывается, что оно ложное, то происходит выход.

В блок-схемах алгоритмов допускается осуществлять проверку не истинности, а ложности начального условия. При этом из цикла произойдет выход только в том случае, если значение условия окажется истинным. Оба варианта правильные, их использование зависит от того, какой конкретно удобнее использовать для решения той или иной задачи. Такой тип цикла имеет одну особенность - тело может не выполниться в случае, когда условие ложно или истинно (в зависимости от варианта, который применяется для решения алгоритма).

Ниже приведена блок-схема, которая описывает все эти действия:

Что такое цикл с постусловием?

Если внимательно присмотреться, то этот вид циклов чем-то похож на предыдущий. Самостоятельно построить блок-схему, описывающую этот цикл, мы сейчас и попробуем. Особенность заключается в том, что неизвестно заранее число повторений. А условие задается уже после того, как произошел выход из тела. Отсюда видно, что тело, независимо от решения, будет выполняться как минимум один раз. Для наглядности взгляните на блок-схему, описывающую выполнение условия и операторов:

Ничего сложного в построении алгоритмов с циклами нет, достаточно в них только один раз разобраться. А теперь перейдем к более сложным конструкциям.

Сложные циклы

Сложные - это такие конструкции, внутри которых есть один или больше простых циклов. Иногда их называют вложенными. При этом те конструкции, которые охватывают иные циклы, называют «внешними». А те, которые входят в конструкцию внешних - внутренними. При выполнении каждого шага внешнего цикла происходит полная прокрутка внутреннего, как представлено на рисунке:

Вот и все, вы рассмотрели основные особенности построения блок-схем для решения алгоритмов, знаете принципы и правила. Теперь можно рассмотреть конкретные примеры блок-схем из жизни. Например, в психологии такие конструкции используются для того, чтобы человек решил какой-то вопрос:

Или пример из биологии для решения поставленной задачи:

Решение задач с блок-схемами

А теперь рассмотрим примеры задач с блок-схемами, которые могут попасться в учебниках информатики. Например, задана блок-схема, по которой решается какой-то алгоритм:

При этом пользователь самостоятельно вводит значения переменных. Допустим, х=16, а у=2. Процесс выполнения такой:

  1. Производится ввод значений х и у.
  2. Выполняется операция преобразования: х=√16=4.
  3. Выполняется условие: у=у 2 =4.
  4. Производится вычисление: х=(х+1)=(4+1)=5.
  5. Дальше вычисляется следующая переменная: у=(у+х)=(5+4)=9.
  6. Выводится решение: у=9.

На этом примере блок-схемы по информатике хорошо видно, как происходит решение алгоритма. Нужно обратить внимание на то, что значения х и у задаются на начальном этапе и они могут быть любыми.

Создание ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в Linux

Часть 1. Введение в проблему. Инструменты для создания ЭОР

Серия контента:

Введение в проблему

«Электронный образовательный ресурс» – этот термин в настоящее время слышал каждый преподаватель. Это то, что от него требует как начальство, так и современная концепция развития образования (см. Федеральную целевую программу развития образования – ФЦПРО). Но, с другой стороны, большинство преподавателей, как в школе, так и в высших учебных заведениях, не имеют об этом достаточного представления. А когда встает вопрос о переходе на свободное программное обеспечение, а тем более при переходе на Linux, даже у оставшейся части, имеющей хоть какое-то представление о том, как создавать ЭОР на платформе Windows, возникает «легкая паника».

Конечно, люди, знакомые с вопросом не понаслышке, могут возразить что осенью 2008 года был запущен проект создания ЭОР нового поколения (http://www.ibs.ru/content/rus/545/5451-article.asp), в техническом задании к которому упоминается «обеспечение соответствия ЭОР международным требованиям к образовательным ресурсам, а также требованиям совместимости и кроссплатформенности». Но работы по созданию ЭОР необходимо выполнять «здесь и сейчас», и они являются частью комплексной оценки как преподавателей, так и учебных заведений, и их отсутствие может привести к невозможности повысить свой статус (категорию, должность, звание) для преподавателей или даже к проблемам с аккредитацией и аттестацией учебных заведений (так как данный вид ресурсов влияет на итоговый результат оценки). Исходя из сказанного выше, и была написана эта статья.

Она состоит из двух частей. Сначала мы поговорим об ЭОР и существующих решениях для различных их видов. Потом расскажем о применимости программных решений на Linux, наличии свободных решений и различных методах создания ЭОР, доступных большинству преподавателей.

Что такое ЭОР. Классификация ЭОР

Начнем с самого понятия ЭОР. Обычно под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.

Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:

  • по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
  • по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
  • по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
  • по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.

Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся.

В статье мы будем исходить из следующей классификации, разбив все ЭОР на три группы: текстовые (гипертекстовые), текстографические и мультимедийные (интерактивные). Также будем считать, что в каждый ЭОР должен иметь модульную структуру и состоять из модулей вида ИПК, где И – информационный (лекционный) модуль, П – практический (лабораторный, интерактивный) модуль, К – контролирующий (тестовый) модуль.

К ЭОР текстового типа можно отнести все образовательные сайты и оффлайн-электронные учебники, которые представляют собой перенос бумажного носителя в электронный вид. Они характеризуются развитой системой поиска на основе меток – содержания, глоссария и гиперссылок. С другой стороны, они не содержат нелинейного повествования и применяют стандартный метод «последовательного» погружения.

Текстографические ЭОР, в дополнение к «голому» тексту, могут содержать иллюстративный материал – рисунки, таблицы. К этому типу можно отнести «продвинутые» энциклопедии и учебники, которые содержат дополнительные составляющие – галереи. Иногда текстографические ЭОР могут отходить от линейного принципа повествования и быть построены на викифицированных технологиях, т.е. содержать в тексте отсылки не только на стандартные составляющие – ссылки, глоссарий и список терминов, но и всплывающие пояснения, переходы на другие части ресурса, связанные в контексте с этой темой, и т.п.

Мультимедийные ЭОР содержат в себе мультимедиа-контент (видео, анимация, аудио-контент), а также могут взаимодействовать с пользователем, задействовав режим интерактивности. Спектр мультимедийных ЭОР достаточно широк – от мультимедийных энциклопедий до развивающих игр.

В России на федеральном уровне были разработаны ЭОР так называемого первого и второго поколений. К первому поколению можно отнести различные ЦОР – цифровые образовательные ресурсы, ярким примером которых может являться платформа от 1С . Ко второму поколению относятся ресурсы ФЦИОР , которые можно воспроизвести с помощью специального ОМС-плейера и которые построены с применением стандартов и технологий SCORM, Java и Flash. Третье поколение, как уже было упомянуто выше, только вышло на старт проектных работ, и до реализации еще достаточно далеко.

К большому сожалению, использование ЦОР в Linux проблематично (а скорее, даже невозможно) из-за отсутствия нативной платформы под Linux и проблемам с запуском основных компонентов под Wine. Использование ОМС хоть и сопряжено с большими трудностями установки и настройки, но есть попытки его запуска под Linux, хотя и не все ЭОР воспроизводятся без проблем. Создание же ЭОР второго поколения требует знания XML, Java и Flash-программирования, что недоступно большинству преподавателей.

В то же время большинство преподавателей пытается создавать образовательные ресурсы, используя проприетарные форматы вида Microsoft PowerPoint. Проигрывание таких ресурсов под Linux также приводит к виду частично/невозможно, особенно при использовании интерактивных взаимодействий на основе макросов и форматов MS Office 2007 (pptx). Кроме того, размещение таких ресурсов онлайн также проблематично.

Возникает закономерный вопрос – а что делать, если имеется только Linux? Отказаться от создания электронных ресурсов? Есть несколько вариантов решения этой проблемы.

1. Используем OpenOffice.org

Первый заключается в использовании стандартных средств офисного пакета OpenOffice.org (или, как его сокращенно называют, OOo). Встроенные средства создания html-страниц во Writer позволяют создавать гипертекстовые учебники, пригодные для размещения в сети. Экспорт в PDF позволяет создавать оффлайн-учебники, снабженные иллюстрациями, ссылками и переходами, а знание небольших хитростей позволяет реализовать даже всплывающие подсказки.

При экспорте в html-формат вы получаете на выходе максимум текстографический материал с гиперссылками. Этот образовательный контент уже можно использовать в виде решений для самостоятельного обучения (например, как электронные учебники в pdf), как «раздаточный» материал на занятиях с применением ЭВМ или как основу для построения дистанционных курсов (html) или электронных учебников в системах ДО.

Для создания мультмедийных ЭОР можно воспользоваться возможностями другого пакета из состава OpenOffice.org – редактором презентаций Impress. Средства редактирования и экспорта редактора презентаций Impress также позволяют создавать ЭОР всех трех уровней. Дополнительно к экспорту в pdf, html и формат PowerPoint (пока ещё самый распространенный) OpenOffice.org Impress может выполнять экспорт презентации в swf-формате, создавая галереи слайдов.

Но в данном случае речь идет только об И-содержимом. Создание виртуальных и тестовых модулей, конечно же, возможно средствами макроязыков, поддерживаемых OpenOffice.org, но они требуют знания хотя бы OfficeBasic, а желательно – родного для OOo Java. Но и здесь можно найти выход из положения.

У нас есть два пути решения проблемы. Первый заключается в использовании дополнительных тестовых модулей/программ совместно с созданным ЭОР (например, в составе ДО или отдельно на компьютерах обучаемых), второй – в использовании специальных дополнений к OpenOffice.org.

2. Расширяем возможности OpenOffice.org

Это расширение позволяет создавать ЭОР, содержащие в своем составе материалы И- и К-модулей. Основанное на HTML и Java-script, расширение на выходе дает законченный ЭОР, пригодный как для размещения в сети, так и для использования вне ее, содержащее лекционный материал, вкладки, глоссарий, галереи, а также несколько видов проверочных модулей для самопроверки обучаемых. Вы можете создавать различные виды тестов – множественный выбор, пазл, соответствие и др. Несмотря на англоязычный интерфейс, на выходе получается интернациональный продукт, а доступный для правки шаблон позволяет задать внешний вид получаемого ЭОР. Также реализован гипертекстовый поиск по учебнику и глоссарию, для которого достаточно выделить не менее четырех символов термина.

Для установки eTOK необходимо скачать само дополнение, затем через меню Справка – ...eTOK зайти в его меню. В нем необходимо задать домашнюю папку для установки (например, /home/user/eTOC), а затем нажать на кнопку install eTOK menu . После этого нужно скачать последнюю версию шаблонов с сайта (просто нажав на кнопку Load Templates ) и разархивировать их в директорию, в которую задали при установке.

Процесс создания электронных учебников и изменения шаблонов не очень сложен, но достаточно объемен в описании, поэтому в данной статье мы не будем заострять на этом внимание. Скажем только, что после перезагрузки OpenOffice.org Writer вы получите меню eTOK, через которое можно создать новый проект, добавить в него главы, страницы, иллюстрации, вкладки и тесты, а также глоссарий и содержание. В результате вы получите возможность экспортировать ваш электронный учебник.

3. Создание гипертекстовых электронных учебников с помощью систем ДО

Системы дистанционного обучения (Learning Content Management System) также прочно закрепляются в образовательном пространстве и являются средами для обитания ЭОР. Но мало кто знает, что используя свободные системы ДО, можно создавать ЭОР, которые будут функционировать вне системы ДО. Такую возможность предлагает, например, ATutor – система для построения ДО на основе стандарта SCORM.

Создаваемые в ATutor курсы могут содержать элементы всех типов, включая flash и мультимедиа-контент. Курсы благодаря стандартизации очень легко переносятся, а также могут быть выгружены оффлайн в виде архива, который впоследствии достаточно только распаковать и запустить идексный файл index.html для доступа к полной копии онлайн-курса. В результате получается полноценный ЭОР, который можно отнести к промежуточному между текстографическим и мультимедийным типами, и который содержит в себе необходимые элементы для обучения. ATutor отлично локализован, легко осваивается преподавателями; существуют учебные материалы на русском языке по работе с ним (последние, например, были опубликованы в российской версии журнала LinuxFormat).

Так как ATutor – это система, написанная на php, для его установки вам понадобится как минимум локальный сервер с настроенными на нем сервисами LAMP. Большинство дистрибутивов позволяют установить локальный Web-сервис с помощью одного метапакета (например, в Mandriva Linux достаточно установить пакет task-lamp). ATutor также может содержаться в репозитории вашего дистрибутива Linux. Если же его там нет, то всегда можно скачать нужную версию с официального сайта проекта http://atutor.ca/ .

Сразу же стоит обратить внимание, что локализация ATutor отстает от его стабильных выпускаемых версий (на момент написания статьи последняя стабильная версия была 1.6.3, а пакет локализации был только для предыдущей версии – 1.6.2).

4. Использование WiKi-систем

Как написано в Википедии (которая сама является ярким примером использования WiKi-систем), вики характеризуется такими признаками: возможностью многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта) без применения особых приспособлений на стороне редактора; особым языком разметки – так называемой вики-разметкой, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; возможностью форматировать и оформлять отдельные элементы с учётом изменений (версий) страниц; возможностью сравнения редакций и восстановления ранних вариантов; разделением содержимого на именованные страницы; гипертекстовостью: связью страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки.

Добавив к этому возможность вставки мультимедиа-контента, мы получим программное обеспечение, отвечающее основным принципам ПО для создания ЭОР, а получаемый контент – самому ЭОР. Но тут возникает проблема – знакомые с вики преподаватели могут возразить, что вики – это сетевая система и может применяться только при наличии Интернета или хотя бы локального сервера. Да, наиболее часто применяемый «движок» WiKi – Mediawiki – это серверная система, написанная на php и требующая наличия настроенного Web-сервера с apache2 и mysql. Но вики не замыкается только на нем . Существует масса других интересных проектов, исповедующих «религию WiKi», но не привязанных жестко к сети. Наиболее популярным из таких систем является WikiPad и TiddlyWiki.

WikidPad – бесплатная программа, написанная на языке Python , позволяющая хранить информацию с использованием вики-разметки.

WikidPad позволяет создавать ссылки между страницами. Это позволяет легко создавать небольшие по объему вики на определенные темы. При необходимости содержание вики может быть экспортировано в формате HTML или XML. Написанная на Python, программа может работать на нескольких платформах (Microsoft Windows, GNU/Linux, Mac OS X и др.), что позволяет создавать кроссплатформенные ЭОР.

Для работы с WikiPad вам может понадобиться WxPython (и сам язык Python) пакеты с которыми есть во всех современных дистрибутивах. Так что убедитесь, что они у вас установлены, или доустановите с помощью менеджера пакетов вашего дистрибутива.

Затем вы можете скачать стабильную или последнюю версию с сайта проекта и затем, распаковав программу в любую папку вашей домашней директории (или нового проекта), запустить из командной строки файл python WikidPad.py . WikidPad позволяет создавать ЭОР первого типа, добавляя туда элементы в виде иконок.

TiddlyWiki – вики-движок и вики-концепция, заключающаяся в том, что весь вики-сайт представляет собой одну HTML-страницу, интерактивность которой обеспечивается скриптами. Благодаря тому, что вся TiddlyWiki – один файл, её хорошо использовать для быстрой публикации информации.

Так как TiddlyWiki – это всего лишь единственная html-страничка, то для создания ЭОР вам достаточно скачать ее с официального сайта и переименовать.

Для сохранения ваших изменений в локальной версии не забудьте также скачать и поместить в ту же директорию, что и TiddlyWiki, специальный плагин TiddlySaver, который доступен с основной страницы программы.

TiddlyWiki по умолчанию не имеет русифицированного интерфейса, но его легко добавить. Подробно процесс русификации описан на странице http://glebsite.ru/tw/ .

Что умеет TiddlyWiki? Она позволяет создавать ЭОР текстографического типа, который может быть применен в совместной работе с учащимися, а также как основа для их самостоятельной работы. Вы можете использовать не только wiki-разметку, но и средства html – теги, стили css и т.п. В результате получается гибкая система, позволяющая строить быстрые кроссплатформенные ЭОР, не требующие больших знаний в технологии создания скриптовых html-страниц и динамических Web-ресурсов.

Для защиты от изменения достаточно убрать из директории со страницей плагин TiddlySaver, и наоборот, для внесения изменений его добавить. TiddlyWiki широко используется для работы с учащимися, а также как основа построения простых гипертекстовых сайтов-учебников, энциклопедий и других видов электронных ресурсов, не требующих от хостинга наличия скриптовых языков и баз данных, а от пользователя – знаний по их настройке.

Заключение

Как видно, переход на свободное программное обеспечение не означает начала «конца света» при создании ЭОР. Преподаватели, которые хотят и могут открывать для себя новые технологии, при этом переходе получат больше, чем если бы они оставались работать на проприетарных продуктах. В статье мы перечислили только часть из существующих решений, но даже они позволяют создавать конкурентные ЭОР, улучшающие и помогающие донесению изучаемого предмета до учащегося. Более консервативные преподаватели могут отметить для себя наличие знакомых инструментов, и нашей задачей будет помочь им в дальнейшем адаптироваться в работе в незнакомой среде.

Эта статья не содержит исчерпывающих руководств или иллюстраций, так как является вводной в цикл, описывающий работу над учебными проектами с помощью упомянутого программного обеспечения, а также поможет установить и адаптировать имеющиеся проприетарные программы, такие как ОМС-плейер или инструменты создания Flash-анимации.

Мастер- класс учителя истории и обществознания МБОУ «Весьегонская СОШ» Кузнецовой Александры Михайловны

Создание ЭОР с помощью бесплатных сервисов и программ для оптимизации процесса проверки знаний и совершенствования УУД учащихся.

Цель данного мастер-класса:

повышение уровня ИКТ-компетентности педагога в работе с бесплатными сервисами и программами, пригодными для создания ЭОРов.

Задача данного мастер-класса:

    представление простых в использовании Интернет сервисов и демонстрация вариантов их применения в работе учителя;

    ускорение и облегчение подготовки педагога к занятиям посредством Интернет сервисов;

    дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса;

    регулярная мотивация обучающихся посредством интересных образовательных продуктов.

В решении этих задач отличными помощниками являются Интернет сервисы, при помощи которых можно не только найти необходимую информацию, разработанный дидактический материал, но и создать свой электронный образовательный ресурс (ЭОР), и обменяться опытом с коллегами. Уроки с применением ЭОР в сочетании с традиционной методикой будут соответствовать основным современным требованиям по ФГОС и давать благоприятные результаты в работе с детьми любого возраста и уровня способностей.

Программа данного мастер-класса предполагает изучение нескольких модулей и выполнение практических заданий по ним, поэтому требует доступа работающих на мастер-классе педагогов к сети Интернет.

Модуль 1 предусматривает знакомство с возможностями сервиса puzzlecup.com/ Фабрика кроссвордов и выполнение практического задания по составлению кроссворда.

Модуль 2 - это з накомство с возможностями сервиса LearningApps.org.

Модуль 3 - регистрация на сервисе JigsawPlanet и создание пазлов.

Модуль 4 - з накомство с сервисом для создания ребусов. Создание ребусов.

Модуль 5 – выполнение зачётной работы по созданию своего ЭОР.

Содержание модуля 1.

Мне, как учителю истории и обществознания приходится проверять знание множества специфических терминов и понятий, что может превратиться в весьма скучное занятие, если пользоваться только традиционными методами проверки знаний. Я нашла для себя интересный способ разнообразить процесс усвоения терминов учащимися и возможность его контролировать – составление и разгадывание кроссвордов.

Многие преподаватели согласятся с тем, что применение кроссвордов, их составление, решение, способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Кроссворды в сущности своей являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания. А сколько удовольствия можно получить от их разгадывания! Процесс отгадывания кроссвордов и их составление является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к чёткой логике, к рассуждению. Незаменим кроссворд и тогда, когда необходима интеллектуальная пауза на уроке. Не случайно медики стали использовать кроссворд как успокаивающее средство. Таким образом, использование кроссвордов в учебном процессе решает следующие задачи:

    Стимулирует познавательную активности (дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе);

    Расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами;

    Развивает логическое мышление и память, творческие способности;

    Повышает грамотность;

    Способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить);

    Способствует здоровье сбережению учащихся.

    Однако нужно помнить, что являясь частью урока, кроссворд обязательно должен решать учебные задачи. Чаще всего дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и учебную/воспитательную задачи. Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) учитель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками. Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью и на каком этапе урока используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены обдумывания этого вопроса и нужно начинать составление кроссворда или формулировку задания по составлению кроссворда.

Итак, шаг1 – определяем, с какими целями и для решения каких задач, на каком этапе урока кроссворд может быть использован.

1.На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов: – к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом; – можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его; – кроссворд может заменить терминологический/cловарный диктант. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках, а учитель может читать вопросы.

2. На этапе изучения новой темы. В этом случае при подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда.Таким образом кроссоврд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.

3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала. Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой. Таким образом, кроссворд может быть

    Познавательным (или обучающим) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

    Обобщающим – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.

    Итоговым – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.

Первые два типа кроссвордов рекомендуется делать короткими, с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок (своего рода «тренировочная пятиминутка). На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, поэтому объем слов может увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, могут состоять из 20-30 слов, а итоговые - из 30-50 слов. Возможно использование кроссвордов как дополнение к контрольным и проверочным работам. Предлагая учащимся учебные кроссворды, учитель добязан помнить, что при его решении должны быть достигнуты определенные учебные и воспитательные цели. Поэтому необходимо учитывать следующее:

    Кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены возрастные особенности, подготовка по предмету, требования школьной программы.

    Кроссворд должен быть мотивирован , т. е. побуждать в ученике работать на конечный результат. Это могут быть: оценивание, соперничество, анализ, обсуждение ответов и т. д.

    Кроссворд призван воспитывать эстетичность, т. е. учитель должен продумывать оформление, расположение, цветовую гамму букв, рисунков и т. п.

Шаг2. Продумываем формы работы:

1. коллективная (когда все учащиеся под руководством учителя разгадывают кроссворд);

2. групповая (когда класс поделѐн на группы, каждая группа решает кроссворд сообща);

3. парная (когда предлагается задание двум учащимся, сидящим за одной партой, компьютером);

4. индивидуальная (когда разгадывает кроссворд один ученик).

Практика показала, что предъявляя ученикам учебный кроссворд, необходимо соблюдать ряд условий: 1)заранее проверена доступность кроссворда; 2)наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие учащихся работать на наилучший конечный результат; 3) создана на уроке обстановка естественной игровой ситуации; 4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учеников; 5) в ход решения внесен элемент состязания между учащимися; 6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений - проведение дискуссий.

Сама учительская (и ученическая) практика подсказывает дополнительные варианты использования кроссвордов в учебных целях. Это и "смешанное" решение кроссворда, при котором сначала учащийся (учащиеся) решают кроссвордные задания без использования дополнительной литературы, а затем привлекают все возможные источники информации. Обучающий эффект привносится и при многократном решении одного и того же кроссворда (или кроссвордного задания). Учитель может устанавливать определенные промежуточные правила: к примеру, группы учащихся должны представлять свою работу в процессе решения, после отгадывания 4 (5 или 6) слов. Если слова отгаданы (и записаны) верно, то группа "бесплатно" получает одну подсказку. Такой подход позволяет постоянно фиксировать правильность выполнения заданий и поддерживать соревновательный эффект. Ограничителем при этом может быть определенное заранее время для подобной работы.

Шаг 3. Разрабатываем критерии оценивания разгадывания кроссворда. Ниже предложен один из вариантов, который может быть дополнен/переделан.

Оценка

Количество верных ответов

до 50%

Ваш результат посредственный. Это свидетельствует об ограниченном круге интересов. Больше времени уделяйте не только проработке школьного учебника, но и чтению научно-популярной литературы. Тренируйте память.

50-69%

Круг Ваших знаний в области предмета невелик.

Чтение Вами учебника и научно-популярной литературы носит поверхностный характер. Вам необходимо больше внимания уделять изучению предмета.

70-94%

Ваш результат хороший. Это свидетельствует об интересе к предмету(теме). Вы умеете концентрировать свое внимание на отдельных вопросах. Вам следует не снижать требований к своим занятиям и тренировать ум.

95%-100%

Круг Ваших знаний отличный, говорящий не только о хорошей памяти, но и о большой любознательности. Совет один: "Так держать!"

Эффективность и результативность решения кроссвордов, предлагаемых ученикам, оценивается по двум показателям: а) времени, которое необходимо учащимся для отгадывания кроссворда; б) числу ошибок(в том числе и орфографических), допущенных ими в процессе решения (последний показатель побуждает составителя выяснить причины неверных ответов и, если нужно, уточнить формулировки вопросов). При групповой работе оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее число слов; Если кроссворд отгадывается всем классом, учитывается активность, «находчивость» и эрудиция каждого и выставляются лишь хорошие отметки наиболее «удачливым» (можно ввести «систему накопительных жетонов»).

Составление кроссвордов учащимися. Сначала на уроке практикуется использование преимущественно готовых кроссвордов (составленных учителем). Как только дети почувствуют прелесть такой деятельности, можно предложить им самим составлять кроссворды. Этим можно заниматься как дома, так и на уроках. Это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий. Требования к учащимся при работе по составлению кроссворда на уроке или дома разные. На уроке кроссворд составляется по заданной теме. При этом ставятся четкие критерии: количество слов и время (например, 10-15 слов на 20 минут). Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос, что развивает их творческие способности. При проверке можно учесть оригинальность вопросов, художественное оформление. Можно предложить такие задания на составление тематических кроссвордов :

Сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется сформулировать вопросы (как правило, это задание группе).

Называется только тема, все остальное учащиеся делают сами (задание выполняется группами или индивидуально в качестве домашнего). Первостепенное внимание уделяется при этом формулировке вопросов. Проблема постановки вопроса - это проблема развития высококачественного мышления. Ее решение мы видим в точности любых вопросов, задаваемых учителем, и в его умении вызвать у учащихся в процессе обучения потребность четко формулировать то, что они хотели бы узнать. Прежде всего вспоминаем те вопросы, которые задавались при изучении материала темы и его обобщении. Ведь хороший вопрос помогает совершенно по-новому видеть суть изученного и искать ответ путями, о которых раньше никто и не думал. А главное - он свидетельствует о понимании учебного материала.Поэтому анализ составленных учащимися кроссвордов мы проводим по таким критериям: а) количество вопросов; б) их качество.

Количество вопросов оценивается не по абсолютному их числу, а по числу смысловых элементов, с которыми они связаны. Качество вопросов определяется

характером мыслительных операций, которые необходимы для конструирования ответа. С учетом последнего можно выделить такие типы вопросов: 1. Указывающие на сущность понятия, на характерные признаки явления(Что такое….?). Такие вопросы активизируют работу памяти, стимулируют к повторению того, что усвоено при изучении конкретной темы. 2. Содержащие указания на причины явления, на установление причинных связей(Почему/из-за чего…?). Подобного рода вопросы предполагают установление связей между физическими явлениями, величинами, выделение в изучаемой теме узловых моментов, определенной систематизации знаний, т.е. переосмысления полученной информации. 3. Акцентирующие внимание на причинно-следственных связях между явлениями, изучаемыми в разных темах (разделах) курса. Подобные вопросы требуют обобщения, проведения аналогий, выдвижения гипотез и т.п.; они побуждают к установлению многогранных связей всего изученного материала, анализ усвоенных знаний под новым углом зрения. 4. Выражающие межпредметные связи.

Работа на составление кроссвордов очень развивает ребят: нужно многое вспомнить, "пообщаться" со справочником, учебником, проявить фантазию, сообразительность. Работу можно организовать индивидуально, по парам, группам. Если внести в нее дух соревнования, то это тем более никого не оставит равнодушным. Кроссворды хорошо использовать как вариант тестовых заданий, для отработки научных терминологий. Очень нравятся учащимся кроссворды "наоборот". Такой метод позволяет получить больше информации, так как учитель сам ее дополняет: или устно, или привлекая кадры видеофильма, репродукции художественных произведений, выдержки из газет. К заранее заполненному кроссворду, учащиеся придумывают вопросы, во время защиты своих вопросов учатся анализу, сравнению, сопоставлению. В своей практике я часто использую задания по составлению кроссвордов как необязательное дополнительное задание с бонусом при оценивании основного задания. То, что ребята с удовольствием выполняли не основное задание, видно по сообщению:

Вариант критериев составления кроссворда и его и оценивания.

    Объѐм, количество слов (зависит от уровня класса, для которого составляется кроссворд; минимум/максимум предлагается учителем)- 2 балла

    Сложность (но с учетом посильности для других) 2 балла

    Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны)- 2балла

    Информативная точность и достоверность фактов- 1балл

    Орфографическая правильность- 2 балла

    Точность перевода (если это кроссворд на перевод)- 2 балла

    Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.)- 2 балла

    Ключи к кроссворду- 2 балла

В заключение заметим, что составленные учениками кроссворды должны «работать». Их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса, а также, в зависимости от содержания и числа слов, младшим школьникам или старшим для повторения, включать в программу олимпиад и т.п. Их авторов надо извещать об общественной пользе их труда (это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом); кроме того, учитывая сложность работы (особенно составления «правильных» - симметричных - кроссвордов), следует высоко оценивать успехи ребят и обязательно поощрять.

Одним из онлайн-сервисов, позволяющих достаточно быстро составлять многословные, сложные кроссворды является «Фабрика кроссвордов».

Достоинства данного сервиса: русскоязычный интерфейс, бесплатный, не требуется регистрация, можно распечатать готовый кроссворд. Готовый кроссворд можно сохранить, : после сохранения кроссворд может быть изменён (ссылка для редактирования),отправить ученикам в виде ссылки для разгадывания, при разгадывании проверка осуществляется автоматически (т.е. можно узнать результат) Недостатки: нет возможности для встраивания на страницу сайта или блога, нельзя изменить цвет поля кроссворда, нет возможности персонифицировать результаты решения кроссворда.

Как же работать с ресурсом?

Будем регистрироваться? Для пользования сайтом регистрироваться не обязательно. Однако зарегистрированный пользователи получают дополнительные возможности: – список ваших кроссвордов будет храниться на сервере, и вы всегда сможете получить его с любого компьютера, войдя в систему; – вы сможете опубликовывать свои кроссворды, чтобы все посетители сайта получали их для разгадывания.

Посетители сайта, разгадавшие хотя бы одно слово кроссворда, смогут его оценить, выставив рейтинг от 1 до 10 баллов (таким образом, учащиеся могут оценивать работы друг друга)

Нас встречает инструкция по составлению кроссворда.

Приступим! Сначала составляем кроссворд. Есть несколько способов составить кроссворд. Мы разберём самый простой- сгенерировать из приготовленных заранее слов. Для этого кликаем на кнопку « сгенерировать »

Справа появляется чистое поле для внесения слов и инструкция: Введите слова (не более 100), которые необходимо включить в кроссворд: разделитель – пробел, ввод или запятая

После внесения слов выбираем настройки «Красиво-компактно». При выборе «Компактно» получится «соприкосновение» слов, при выборе «красиво» программа постарается этого избежать. Затем нажимаем на кнопку «Готово» и в поле появляется составленный кроссворд.

Если кроссворд не нравится, можно нажать на кнопку « Повторить ».

Затем вводим определения . Кликнув на любое слово, получим поле для ввода вопроса или определения и записываем его.

Чтобы удалить слово из кроссворда, выберите его при помощи мышки. Справа появится меню с кнопкой « Удалить».

Увеличиваем = уменьшаем количество клеточек стрелочками справа и снизу от основного поля

Максимальный размер сетки: 40 x 40 ячеек.

Чтобы переместить связный блок слов кроссворда в другое место кроссвордной сетки, удерживая клавишу Ctrl , перетяните его мышкой.

Если Вы решили вставить ещё слова, при помощи мышки выберите регион для нового слова: левой кнопкой нажмите на ячейку для начала слова и, не отпуская кнопку, ведите до ячейки конца слова. Появится поле (строка) для вашего слова,которое вы можете ввести в ячейки правее вверху. Можно также воспользоваться словами из предлагаемого словаря, но для нашей работы это вряд ли пригодится.

Таким же образом заполняем все продуманные заранее строки и столбцы, когда составляем кроссворд самостоятельно(вертикаль-горизонталь чередуем)

Готовый кроссворд сохраняем:

Для сохранения кроссворда используйте кнопку « Сохранить кроссворд» – ваш кроссворд будет сохранён на сервере. Если вы зарегистрированы на сайте, то новый кроссворд будет добавлен в список ваших кроссвордов, доступный с любого компьютера после входа в систему. Для незарегистрированных пользователей новый кроссворд добавляется в cookies вашего браузера (т.е. будет храниться только на вашем компьютере). При сохранении кроссворда вы получите постоянную ссылку, по которой можно вернуться к редактированию этого кроссворда и с другого компьютера. Созданный кроссворд легко распечатать, выбрав кнопку « Версия для печати»

Для предварительного просмотра выбираем « Показать». Распечатать можно как выбрав в строке браузера функцию ПЕЧАТЬ, так и скопировав содержимое странички в ворд и оформив страничку картинкой. Ненужный кроссворд из секции " Ваши кроссворды " (слева) можно удалить, выбрав его и нажав на [ x ] слева от названия.

Модуль2 Работа

Гораздо больше возможностей для работы предоставляет сервис для создания мультимедийных интерактивных упражнений , который является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания посредством разработки электронных обучающих ресурсов. Сервис ориентирован на учебные заведения разных типов и видов, а также, на различный возраст обучающихся. На сайте десятки шаблонов, которые позволяют в оперативном режиме создавать и изменять (если необходимо) разнообразные тестовые задания любой структуры, включая в них не только текст, но и картинки, аудио- и видеоматериалы. Доступ к готовым ресурсам имеют и незарегистрированные пользователи, которые могут скопировать ссылку или код и вставить к себе на сайт или блог.

Для работы с упражнениями необходимо наличие Интернета в учебном кабинете.

Познакомившись с сервисом и начав применять его в своей педагогической практике, учитель получает уникальную возможность:

    разрабатывать модули для изучения новой темы, интерактивные плакаты;

    разрабатывать модули для закрепления теоретических и практических знаний, их проверки (занимательные тесты и викторины, кроссворды, задания на соответствие, упражнения для фронтальной и индивидуальной работы);

    создавать развивающие мини-упражнения и минутки для отдыха и для активизации познавательной деятельности обучающихся;

    разрабатывать упражнения на развитие высших психических функций (памяти, концентрации зрительного внимания, логического мышления др.).

Например, упражнение на развитие зрительного внимания и памяти «найди пару»; на концентрацию зрительного внимания «найди пословицу в зашифрованном тексте и выдели»; на развитие речи - «собери предложение», «собери слово», «составь рассказ»; упражнения на развитие логического мышления – «шестиклеточный логикон» и многое другое.

Несколько разработанных заданий, подобранных аудио- и видеоматериалов можно объединить в одну сетку приложений, которая даёт превосходную возможность сгруппировать разработанный или собранный материал по теме или разделу дисциплины и систематизировать его.

Чтобы создать собственное задание необходимо зарегистрироваться. После завершения работы над заданием Вы можете опубликовать его или сохранить для личного пользования.

Если Вы зарегистрированы на данном сайте как учитель, то у Вас появляется дополнительная вкладка – МОИ КЛАССЫ. В этом разделе Вы можете создать АККАУНТ ДЛЯ УЧЕНИКОВ. Каждому из Ваших учеников будет автоматически присвоен логин и пароль, под которыми они будут заходить на сайт и выполнять / создавать упражнения. Ориентируясь на контингент детей, Вы можете разрабатывать и задавать детям как более сложные, так и более простые упражнения. Такие упражнения, как «разработай кроссворд по теме», «деформированное предложение» и «анаграмма» дети с удовольствием разрабатывают самостоятельно.

Следует отметить, что любое правильно выполненное учащимися интерактивное упражнение может сопровождаться последующим вопросом или заданием, которое станет плавным логическим переходом с одного вида деятельности на другой. Например, на основе шаблона классической игры «Парочки» можно создать упражнение на развитие внимания и зрительной памяти для минуты отдыха на уроке, которая будет проведена с пользой и дальнейшим плавным переходом к последующим видам деятельности посредством вопроса, который высветится на экране после завершения игры вместе с поощрительными словами. Допустим, в шаблоне игры заложены символы христианства и одна пара с изображением мусульманских символов, ребёнка можно попросить отыскать лишнее изображение и объяснить свой ответ.

С чего же начать работу?

Приступим к регистрации на сервисе для создания мультимедийных интерактивных упражнений LearningApps.org

1.Введём в адресную строку, предложенную выше ссылку, выберем язык, нажав на флажок (см. красную стрелку на рис.1).

2.Зарегистрируемся на сервисе, нажав на кнопку ВХОД и СОЗДАТЬ НОВЫЙ АККАУНТ (рис.1)

рис.1

3.Ввести реальное имя пользователя, адрес электронной почты, пароль, код безопасности и нажать на кнопку СОЗДАТЬ КОНТО (рис.2)

После успешной регистрации появится страница с профилем, где вы сможете отредактировать данные: отредактировать профиль, сменить пароль, сменить электронный адрес. После этого вы можете работать на сайте. Для начала можно познакомиться с упражнениями, созданным другими. Для этого можно нажать на кнопку ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ. Чтобы узнать, какие шаблоны упражнений есть на сайте, нажмите кнопку НОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Перечень шаблонов


Дальше действуем в соответствии с инструкциями. Например, выбираем шаблон «Расставь по порядку». С помощью этого шаблона Вы можете расположить в правильном порядке тексты, видео, картинки и аудио.

В примере учащимся необходимо восстановить последовательность действий при приготовлении сложного бутерброда с колбасой (восстановить технологическую карту). С помощью метода «перетаскивания мышью» учащиеся восстанавливают порядок действий (рис.4,5,6)

рис.4

рис.5

рис.6

На основе шаблона «Найди пару»можно создавать различные упражнения на соотнесение.. С помощью этого шаблона нужно найти пару к тексту или картинке, к видео или к аудио. В данном упражнении текст с указанием века перетаскиваем на соответствующее значение года и отпускаем – автоматически объекты склеиваются (рис.7) Чтобы расклеить пару, в случае неверного подбора, необходимо нажать на ленту склейки (рис. 8)

рис.7

рис.8

На основе шаблона «Классификация» можно создать упражнения, содержащие от 2 до 4 групп, которые затем должны быть соотнесены с элементами. Элементы сразу «рассыпаны» на рабочем столе в виде табличек, их надо перетаскивать мышью в соответствующие поля. Этот пример упражнения очень прост и удобен для выполнения, как учащимися старших классов, так и учащимися младших классов с разным уровнем развития интеллекта, общей и мелкой моторики. Использование изображений в упражнениях намного облегчает выполнение заданий обучающимися (рис.9)

рис.9

Возможно создание упражнений с использованием карты, например, такое (рис.10)

рис.10

Проще всего создавать новые упражнения по уже созданному шаблону. Чтобы создать упражнение по выбранному шаблону, нажмем на кнопку СОЗДАТЬ ПОДОБНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ (рисунок10.)

Открывается страница редактирования содержания в шаблоне. Здесь мы вводим своё содержимое упражнения, внимательно читая и заполняя поля шаблона (рис.11)

рис.11

Меняем в соответствующих полях названия приложения и постановку задачи и удаляем предыдущую картинку, нажимаем ОК. (рис.12)

рис.12

Нажимаем на кнопку КАРТИНКА и переносим в соответствующее окно фоновое изображение либо загружаем URL ссылку изображения, как это делаем обычно. (рис.13)

рис.13

Заполняем остальные поля своим содержанием, Прокручиваем ниже страницу и устанавливаем словестное поощрение, которое появится, когда ребенок выполнит всё упражнение. Нажимаем на кнопку УСТАНОВИТЬ И ПОКАЗАТЬ В ПРЕДВОРИТЕЛЬНОМ ПРОСМОТРЕ (рис.14,15):

рис.14

рис.15

Готовое упражнение необходимо сохранить. Скопировав ссылку, его можно перенести в свой блог, можно также опубликовать в каталоге. Чтобы опубликовать свое приложение в каталоге, надо нажать кнопку ОПУБЛИКОВАННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ. Откроется страница, где надо заполнить информацией соответствующие поля. Внизу страницы нажать кнопку ОТПРАВИТЬ ФОРМУЛЯР (рис.16)

рис.16

После отправки формы высветиться окно, а после публикации под приложением отобразится ваше имя.

Вы можете выбрать и другие шаблоны, следуя пошаговым инструкциям, вы без особых сложностей сможете создавать интерактивные упражнения по любому предмету и для любого возраста. Желаю удачи!