Что такое диптих, триптих? Диптих в фотографиях.

Триптих — это произведение искусства, состоящее из трех барельефов, картин или фотографий, объединенных общей идеей или сюжетом. Этакая серийная съемка, только немного в других масштабах и формах. Диптих — то же самое, что и триптих, только из двух, а не из трех, элементов.

В фотографии диптихи и триптихи — это желанная форма для самовыражения, тем более что в отличии от живописи чисто физических и временных проблем с их созданием на порядок меньше...

Главная цель использования диптиха или триптиха в фотографии — это повествование, рассказ маленькой истории. Отдельные кадры могут затеряться, перепутаться, наблюдателя отпугнет необходимость перелистывать их. Тут же все просто и понятно — все что нужно находится рядом.

Самый простой способ создания диптриха это кадрирование и масштабирование. Первый кадр задает историю, второй является кропом и зумом первого — он акцентирует внимание на детали. В сумме они составляют цельный сюжет.

У каждого диптриха должен быть сюжет.

Кадры, снятые в скоростной съемке, отлично подходят для триптиха — чистая динамика, настоящий эффект кинопленки.

Экспериментируйте с расфокусом. Смещение фокуса с предмета на предмет создаст идею — не поленитесь этим воспользоваться.

Вот такой вот жанр триптих-фотографии. Это очень редкий и достаточно необычный жанр, незаслуженно покинутый и брошенный современными фотографами. А ведь в диптиха и триптиха огромный творческий потенциал!


photolab_photo wrote in October 11th, 2015

Идейный подход

Текст Владимир НЕСКОРОМНЫЙ

Довольно редкий прием, доступный действительно продвинутым фотографам, которые понимают его не как механическое объединение двух фотографий, но как оригинальное авторское средство для выражения задуманного. Причем замысел фотографа должен быть понятен при первом взгляде на диптих, иначе теряется весь смысл обращения к визуальному языку. Последующее вербальное объяснение лишь укажет на недостаток работы. Как объединять изображения? В чем смысл диптиха? Маленькая фотоистория, драматургический поворот, дополнительный ракурс — единая стилистика. В диптихе нет первой и второй фотографии — все они первые или все они вторые, а точнее, каждая из них является частью целого. Сюжет воспринимается именно при взгляде на оба изображения. Все ли фотографы способны мыслить настолько объемно, чтобы им требовалось не одно изображение, но два? Диптих хорош именно своей исключительностью, редкостью. И он рождается, когда у автора возникает в нем потребность, когда мысль раскладывается на две визуальные составляющие.
Главное, чтобы были идеи, — фотография вторична.

Конкурс «Диптих» журнала Фото и Видео:

1

Первое место — Виктор Макурин, Барановичи, Белоруссия

«Places II»

«Иногда я совмещаю кадры одного и того же момента с минимальным изменением градуса съемки, чтобы достичь "выпуклости" образа трехмерного объекта. Однако тут я использую фрагменты одного кадра, и диптих становится, с одной стороны, средством реконструкции композиции поврежденной фотографии, с другой — шагом назад в процессе распада изображенного места, т.е. инструментом манипуляции образом. Фотография для меня — исследование мира, но не видимой его части, а скрытых алгоритмов. Я вношу физические повреждения в файлы, что приводит к непредсказуемым визуальным эффектам».

2

Второе место — Михаил Малышев, Ростов-на-Дону

«Саша "Фэнди" . Возраст: 25. Род занятий: экс-офис-менеджер, временно безработная. Хобби: рисование, пение, английский» Из проекта «Иные»

Nikon D300, AF-S Micro-Nikkor 60/2.8G ED, студийный свет; 1/250, f/8, ISO 100; ретушь в Adobe Photoshop CS3;

«Для меня диптих — удивительный шанс рассказать историю более полно, подчеркнуть контраст, показать альфу и омегу. Наверное, диптих — это самый лучший способ продемонстрировать, что было и как стало. Идея проекта "Иные" возникла неожиданно. На одном из фестивалей я встретил очень много ярких и эпатажных фриков. И подумал: интересно, а как они выглядят на фото в паспорте? Над серией я работал больше года. Для меня эти фотографии — способ показать сложность взаимоотношений гражданина и государства. Не всегда ведь осознаешь, что готы, панки и эмо, ребята с пирсингом, тату и невообразимыми прическами остаются гражданами Российской Федерации. Столкновение фотографии из паспорта и яркого имиджа создает новое видение вопроса "отцов и детей"».

3

Третье место - Анастасия Андреева, С.-Петербург

«Тревожное ожидание»

Canon EOS 40D, Canon EF-S 17-55/2.8 IS USM; 1/8, f/2,8, ISO 800; доработка в Adobe Photoshop CS4 (подавление шума, резкость)

«Диптих — это серия из двух фотографий, не просто связанных единым замыслом: дополняя друг друга, они помогают глубже раскрыть смысл. Эти фотографии сделаны во время путешествия на вулкан Бромо (Индонезия, о. Ява). 27 января 2011 года вулкан Бромо, известный как самая красивая огненная гора Индонезии, выбросил в воздух большое облако пепла, которое распространилось на 5500 метров в юго-восточном направлении. Были отменены рейсы нескольких авиакомпаний. Центр вулканологии и снижения геологических рисков Индонезии поднял уровень тревоги со второго до четвертого, минуя третий, и запретил приближаться к кратеру на расстояние ближе трех километров. Первый кадр был сделан вечером, а второй — на рассвете, вместе они раскрывают тревожное ожидание природы и людей вблизи проснувшегося вулкана. Фотография помогает мне присоединиться к окружающему миру и ощутить себя частью целого».

4

Наталья Чобану, Кишинев, Молдова

«Цветочная»

Olympus E-420, Olympus Zuiko Digital 14—42/3.5—5.6 ED, галогеновый прожектор 500 Вт; 1/10, f/6.3, ISO 100, f=42 мм;

Canon Rebel XTi, Canon EF 50/1.8 II (слева), Lensbaby Muse (справа); 1/1600, f/2, ISO 100; доработка в Adobe Photoshop CS2 (перевод в ч/ б, контраст);

«Создание хорошего диптиха — достаточно сложная задача. Две фотографии объединяются сюжетом или идеей. Но и этого мало: они обязательно дополняют друг друга, рассказывают одну историю или же показывают два разных взгляда на нее. Однако самое главное: обе фотографии должны быть достаточно хорошими, чтобы существовать поодиночке. Только в таком случае получится действительно интересный диптих. Эта работа стала одним из первых моих диптихов. Мне важно было уловить сочетание света и тени, тем самым отразив силу и хрупкость Надежды (модель)».

5

Екатерина Сытник, С.-Петербург

«Беседа»

«Зенит-ET», Helios 44-2, Foma Fomapan 400, штатив, освещение от торшера; 1,5 мин, f/4;

«Этот диптих — о состоянии внутреннего диалога. Диалога с самим собой, диалога с другим собой; диалога, суть которого — всегда монолог. Равно как автопортрет — жанр одиночества. Для меня принципиально важно было раздвоить изображение именно одного и того же человека. Эфемерные фигуры, застывшие в итоге друг рядом с другом и друг напротив друга, невозможны, но существуют. Точнее, есть один человек и нет другого. Видимого. Но я проявляю эту невидимую сторону своего персонажа. Фотограф — проводник невидимой энергии, существующей вокруг».

6

Юлия Борисова, С.-Петербург

«Мужское и женское»

Nikon D5000, AF-S Zoom-Nikkor 18-55/3.5-5.6G DX VR, 1/40, f/7.1, ISO 400 (слева); AF-S Nikkor 35/1.8G DX, 1/80, f/2.5, ISO 400 (справа);

«Если рядом находятся две фотографии, сразу же непроизвольно начинаешь их сравнивать, думать о том, почему они рядом, есть ли между ними что-то общее. Каждое изображение само по себе имеет какое-либо значение, и, составляя диптих, можно увеличить силу воздействия одной фотографии путем сопоставления ее с другой, добиться этим сочетанием новых смысловых связей и глубинных значений. Первую из этих работ я сделала во время турнира по боям без правил. Девушки (их называют ring girls) ждали своего выхода на ринг, чтобы вынести табличку с номером следующего раунда. На правой фотографии — молодые ребята, которые ждут своей очереди у кабинета врача во время весеннего призыва. Соединить эти кадры вместе меня побудило желание задуматься о женственности и мужественности, о силе и слабости, о том, что делает нас — мужчин и женщин, такими разными и в то же время объединяет».

7

Ирина Воронченко, Челябинск

«Крылья»

Canon EOS 3000, MC Pentacon 50/1.8, Konica Centuria 200, естественное освещение;

«Распечатав небольшого размера кадры с пленки, я раскидала их по полу и начала искать то, что зацепит. Можно было объяснить, почему некоторые мне нравятся, но существовали они отдельно друг от друга. Мне нужны были не они. Интересовало то, что я не могу объяснить себе, то, что я могу еще долго читать. Я искала гармонию двух. Тех, что будут создавать единое целое, при этом в меру различных и в меру похожих. Личная драма каждой по обе стороны и общая тоска от перемен внутри. Я окончила Технологический колледж сервиса по специальности "фотограф", в настоящее время пишу диплом в Академии культуры и искусств по специальности "художник"».


* * *

8

Татьяна Петрухина, Москва

Без названия

Canon EOS 50D, Canon EF 50/1.4 USM, один прибор постоянного света; 1/60, f/3.5, ISO 800; доработка в Adobe Photoshop Lightroom 2 (конвертация RAW-файла, цветокоррекция, яркость)

«Диптих — это маленькая история, состоящая всего из двух фотографий. Они должны быть сделаны в единой стилистике и обязательно связаны между собой идеей съемки. Эта работа создана в непростой период моей жизни — в тот момент я испытывала сильные душевные переживания. Для меня фотография всегда была отражением личного отношения к окружающему миру. Я всегда стараюсь передать настроение. Считаю, что фотография должна вызывать у зрителя эмоции, переживания вместе с автором множества чувств, от грусти до радости. Занимаюсь фотографией более углубленно всего пару лет, хотя начинала еще в юности с пленочной камеры и самостоятельной печати. Самое большое влияние на меня как фотографа оказал преподаватель и фотограф Андрей Рогозин».


* * *

9

Андрей Пуштаев, Москва

«Квартал 910»

Nokia N82, съемка с рук; обработка в Adobe Photoshop Elements 6 (слияние снимков, повышение резкости)

«Главное для меня в диптихе — чтобы снимки дополняли друг друга, раскрывали воображение, соединяли не связанное между собой цветом, деталями, антуражем и т.д. Данные работы объединили уличный быт, и почему-то все это воображается у меня в будущем. Съемка велась на проспекте Буденного в Москве, на автостоянке».

10

Первое, что нам нужно сделать, это открыть оба наших изображений в Photoshop. Я всегда открываю изображения в отдельных окнах.

Теперь необходимо узнать высоту каждого изображения. Это можно сделать с помощью команды "Размер изображения" (Image Size, комбинация клавиш Ctrl+Alt+I), но есть способ лучше. Внизу рабочего окна документа можно настроить отображение размера документа, как это сделать, я это показал на рисунке:

Итак, я вижу, что высота ландшафтной фотографии 2380 пикселей.

Давайте посмотрим на портретное изображение:

Его высота составляет 3200 пикселей.

Следовательно, уменьшаем высоту портретного изображения с помощью команды "Размер изображения". Нажимаем комбинацию Ctrl+Alt+I, и в окно вода "Высота" вводим значение 2380:

Теперь высота обоих изображений одинакова.

Примечание. Скриншот диалогового окна "Размер изображения" приведён от версии CC, в версии CS6 необходимо проставить галку у опции "Resample Image", а уменьшение производить в режиме "Bicubic Automatic"

Диптих первый в ряду полиптихов. Первое, что приходит в голову, когда хочется создать композицию это собрать два сюжета в единое произведение. Это касается как классических диптихов, так и модульных картин, состоящих из двух частей. Хотя число 2 не такое универсальное, как 3, оно не лишено романтики и символизма. Диптих допускает как симметрию и сбалансированность, так асимметрию. Асимметричный диптих скорее будет выражаться в оформлении и размере, нежели в содержании. Если два произведения собираются в симметричный, классический диптих, то, скорее всего, они будут равновесные по содержанию, композиции, сюжету.

Среди модульных картин диптихи не такие популярные, но они занимают достойное, а порой и незаменимое место. Ассиметричное расположение двух квадратов, иных форматов или их смещение их относительно друг-друга это наиболее распространенные варианты для модульных фотокартин – диптихов. Понятно, что это тот случай, когда в основу ложится одно произведение, которое разбивается на две части. Интересным решением может оказаться обесцвечивание одной из них.

Классические, симметричные варианты хорошо слагаются из двух квадратов, особенно если они имеют достойное оформление, каковым в случае фотографий являются багет и паспарту. И как уже было сказано, сюжеты в этом случае побираются равновесные и единые по смыслу и цветовому решению. Стоит обратить внимание не только на горизонтальное размещение диптиха, но и вертикальное.

Естественно, что целью подбора диптиха является размещение его в интерьере. Это один вариантов декора интерьера и, причем, довольно выразительных.