Бой тройка на гитаре. Виды перебора на гитаре. Описание переборов и видео урок

Для самостоятельного аккомпанемирования на шестиструнной гитаре большинство музыкантов используют разные гитарные бои. Однако бывают композиции, в которых громкое и жесткое звучание мелодии просто неуместно. Несмотря на разновидность гитарных боев, среди которых есть и спокойные лирические варианты, иногда все-таки лучше использовать переборы на гитаре, благодаря которым композиция звучит приятнее и мелодичнее.

На сегодняшний день существует огромное количество гитарных переборов, однако этим профессиональные музыканты не ограничиваются, создавая новые варианты. Несмотря на то, что для каждой песни используются индивидуальные переборы, в основу каждого из них взят один из первоначальных вариантов, которые были разработаны сразу с появлением классической гитары. О том, как играть на гитаре перебором на сегодняшний день существует множество руководств, однако стоит заметить, что, несмотря на огромное количество советов, все они сводятся к одному – постоянная практика и самообразование.

Некоторые музыканты на начальных этапах путают переборы для гитары с табулатурами для соло-партий. Естественно, некое сходство есть, чтобы определить это, достаточно просто взглянуть на обучающие схемы соло и переборов, однако основным отличием является то, что солирующий музыкант на протяжении всей песни ведет мелодию, которая выделяется на фоне других инструментов благодаря нотному разнообразию, что зачастую зависит от фантазии самого гитариста. А перебор представляет собой определенную последовательность струн, извлекать звук из которых необходимо в определенном порядке, после каждого окончания такта.

Схема переборов на гитаре представляет собой строчку, состоящую из цифр, большой буквы Б или В, а также разделяющих знаков, зачастую – тире. В пример возьмем популярный перебор «шестерку»:

Б-3-2-1-2-3, где:

Б – извлекается звук из басовой струны;

Цифры – извлекается звук из каждой струны, соответствующей цифре.

Стоит заметить, что для улучшение звучания перебора, басовые струны необходимо чередовать, например, если играть полный такт на аккорде Am (ля-минор), то схема выглядит так: 4-3-2-1-2-3-5-3-2-1-2-3. Обратите внимание, что для каждой струны вы должны задействовать определенный палец правой руки. Стандартные требования: большой палец – басовая струна, указательный – третья, средний – вторая, безымянный – первая. В зависимости от собственных предпочтений и возможностей, вы можете менять положение пальцев, однако для изучения и воспроизведения более сложных видов перебора лучше все-таки учитесь правильной игре уже на первых этапах.

Несмотря на разнообразие современных переборов, существует четыре основных вида, изучив которые, музыкант получает ответы на все вопросы о том, как играть на гитаре перебором.

Основные виды современных переборов:

  1. «Восьмерка»

Самый популярный и распространенный вид перебора, который задействуется практически в 80% современных композиций, которые вы слышите по радио, клипы которых видите по ТВ. Конечно, в большинстве случаев это немного видоизмененные варианты, однако основа остается той же. Итак, приступим к детальному разбору:

В зависимости от аккорда, извлекаем басовую струну (Б) большим пальцем, далее указательным третью (3), средним вторую (2), указательным третью (3), безымянным первую (1), указательным третью (3), средним втору (2), указательным третью (3). Таким образом, вы сыграли такт на одном аккорде. После чего меняем аккорд, если так предусмотрено мотивом песни и повторяем действия. Полная схема выглядит следующим образом:

Б-3-2-3-1-3-2-3

Вы можете попробовать подставлять данный перебор под любую понравившуюся вам композицию, будьте уверены, что в большинстве случаев вы не ошибетесь. Главное, правильно подобрать аккорды и количество тактов на один цикл перебора. Иногда, песни играются по полтакта, в таком случае (возьмем, к примеру, аккорды Am (ля-минор) и E (ми-мажор) играем 5-3-2-3 на Am, переставляем аккорд на Е и доигрываем перебор: 1-3-2-3.

Если в песне предусмотрено два такта на цикл, то играть ту же последовательность необходимо два раза, чередуя бас. В случае с Am чередуется пятая и шестая струна.

  1. «Шестерка»

Менее распространенный, но не менее известный вид. Обычно, многие преподаватели музыкальных школ дают своим студентам в изучение именно данный перебор в первую очередь. Изучив его самостоятельно, вы поймете, как играть перебором на гитаре, какие принципы бывают, какие методы лучше всего предпринимать.

Играем басовую струну (Б) большим пальцем, указательным третью (3), средним вторую (2), безымянным первую (1), средним вторую (2), указательным третью (3) и повторяем цикл. Схема перебора:

Такой перебор тоже довольно часто задействует в простых современных композициях, например, во многих детских песнях. Некоторые романсы также играются данным перебором, при очень медленном темпе.

  1. «Сокращенная восьмерка»

Данный вил называют «сокращенным» вследствие того, что за один цикл обычной «Восьмерки» можно проиграть два цикла данного перебора, при идентичном темпе. Такой перебор также принято считать шансонным, так как многие «блатные» песни идеально ложатся именно под такой перебор.

Перед тем, как начать изучать схему, необходимо запомнить, что в некоторых из них задействуется символ «+», который обозначает проигрывание (в данном случае щепок) двух струн одновременно.

Итак, большим пальцем извлекаем звук с басовой струны (Б), указательным пальцем щипаем третью (3), далее одновременно средним и безымянным пальцем извлекаем звук с помощью щепка из второй и первой струны одновременно (2+1), и снова указательным пальцем играем третью струну (3).

Вся схема выглядит следующим образом:

Данный перебор является весьма ритмичным, по сравнению с предыдущими, более мелодичными видами перебора на гитаре. Хорошо освоив данный вид, можете импровизировать, например, щипая одновременно первую и третью струну (3+1), вместо второй и первой (2+1). Данный перебор используется в песне «Батарейка» группы «Жуки».

  1. Следующий вид не имеет собственного названия, однако настолько индивидуален, что перепутать его с каким-либо другим просто невозможно. Многие рок-музыканты постсоветского пространства задействовали его для выступлений под акустический аккомпанемент на каких-либо закрытых вечеринках или в маленьких концертных залах. Звучит он достаточно хорошо, однако подойдет далеко не под каждую композицию. Самыми яркими примерами песен с таким перебором являются композиции группы Ария «Я свободен» и саундтрек к фильму «Бандитский Петербург» под названием «Город, которого нет».

Итак, извлекаем басовую струну (Б) большим пальцем одновременно с двумя первыми (2+1) средним и безымянным пальцами соответственно, далее указательным пальцем щипаем третью струну (3) и повторяем действия.

Схема достаточно проста:

Б+2+1-3, однако после изучения и практики предыдущих видов, сразу перейти на данный вид перебора может быть затруднительно. Обратите внимание, что перед началом ознакомления с таким перебором на гитаре, обязательно практикуйте на протяжении долгого времени перебор «сокращенная восьмерка», чтобы приучить пальцы одновременно извлекать звук с нескольких струн.

Изучив и освоив данные четыре вида, вы поймете, как играть перебором на гитаре, после чего сможете импровизировать, делать собственные вставки и паузы в некоторых композициях, менять очередность струн и так далее. Таким образом, вы разрабатываете собственный, независимый стиль игры на гитаре, повторить который будет достаточно трудно. Обязательно пробуйте делать собственные корректировки, если вы занимаетесь написанием песен. Ваши композиции должны быть уникальными, а не напоминать ту или иную песню более известного автора. Лично придуманный перебор отлично поможет уникализировать мелодию.

Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор

В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.


Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.

Ниже речь пойдет о том, как н ачинающим гитаристам научиться играть перебором.

Чтение и воспроизведение записанных последовательностей

В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.

Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.

Первый вариант

Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.

Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3

Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.

Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.


Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.

Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.

Второй вариант

Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.

Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).

Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.


Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.

Третий Вариант

Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.

Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.

Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.

В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).

При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.

Сидеть нужно правильно

Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.

Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.

Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:

  • сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
  • выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
  • играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
  • под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).

Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.

Постановка правой руки

Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.

Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).

Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):

  • Pulgar (большой палец)
  • Indice (указательный палец)
  • Medio (средний палец)
  • Anular безымянный палец

Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы :

  • p – шестая струна;
  • i – третья;
  • m – вторая;
  • a – первая.


Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность

Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.

Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.

Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.

Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.


Извлекать звук можно одним из двух приемов:

  1. Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
  2. Tirando (без опоры).

Извлечение звуков с помощью ногтей

Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.

Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.

Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанца нужно:

  • Захватить струну мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
  • Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.


Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.

Практика практика и еще раз практика

Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.

Освоение техники должно проходить в три этапа:

  1. Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
  2. Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
  3. Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.

Разновидности переборов

Приветствую вас, уважаемые гитаристы. Продолжаю публиковать серии уроков для начинающих гитаристов. В сегодняшнем уроке, я расскажу вам о переборе, расскажу — как его правильно исполнять, в каких песнях он нужен, а также расскажу и покажу виды переборов на гитаре. По сути не важно: новичок вы в гитарном исполнении или профессионал — в любом случае, игра перебором вам нужна, вы должны уметь играть и подбирать необходимый перебор для той или иной песни.

Перебор на гитаре используется как в лирических песнях, так и в веселых мажорных произведениях. Очень часто перебор комбинируется с боем, что придает песне особое звучание, игра получается более насыщенной. Итак, давайте начнем наш урок.

Техника перебора

Как и у любого другого приема игры на гитаре – у перебора есть своя техника правильного исполнения. От того, насколько правильно вы исполняете перебор, зависит и то, насколько быстро вы сможете этот прием освоить. Ниже вы можете ознакомиться с основными техниками исполнения (игра) перебора :

  • Перебор играется четырьмя пальцами: указательным, средним и безымянным, также игра басовой струны ведется большим пальцем. Если вы играете перебор одним или двумя пальцами, то знайте – вы играете не правленое, лучше начать переходить на четыре пальца сейчас, потом переучиваться сложнее;
  • Держите ладонь параллельно деки вашей гитары, так вам будет гораздо удобнее исполнять (игра) тот или иной перебор;
  • Начинайте играть перебор всеми пальцами (четырьмя) по очереди, начинайте с большого, указательного пальца, далее идет средний палец, далее используйте безымянный палец.

Вот такие несложные техники исполнения перебора. Потренируйтесь на своей гитаре.


Упражнения для развития навыка

Для того, чтобы научиться хорошо играть перебор, вам нужна практика, в данном случае лучшая практика – это выполнение специального упражнения для развития навыка и техники исполнения перебора. Упражняться мы будем следующим перебором, точнее двумя: (4)(3)(2)(1) и (4)(3)(4)(1)(2)(3). Как вы могли догадаться – цифры обозначают струны. Хочу заметить, что упражняться мы будем на открытых струнах, т.е. аккорд брать вам не придется.

Начнем :

  • Возьмите гитару и начинайте играть первый (предложенный выше) перебор: большим пальцем – четвертую струну, указательным пальцем — третью струну, средним – вторую и первую играете безымянным. После того, как доведете игру до автоматизма – переходите к следующему перебору;
  • Второй перебор играть нужно так: большим пальцем играйте четвертую струну, далее, указательным третью, снова большим четвертую, безымянным – первую, средним – вторую и указательным третью.

После того, как вы доведете игру данных упражнения на гитаре до автоматизма, то сможете исполнить перебор любой сложности.

Виды перебора

Ну, и в заключении, хочу показать вам и рассказать о самых распространенных гитарных переборах (виды перебора), они подходят под семьдесят процентов всех песен, если вы разучите эти виды, научитесь ими пользоваться, играть их, то считайте, что технику игры перебором вы освоили :

  • Шестерка . Перебор шестерка исполняется следующим образом: (3)(2)(1)(2)3). Только играйте его правильно: указательным пальцем – третья струна, средним – вторая струна и безымянным пальцем – первая струна;
  • Восьмёрка . Еще один распространенный перебор на гитаре, исполнять нужно так: (любая басовая струна (6, 5, 4)) (3)(2)(3)(1)(3)(2)(3). Басовую струну играем большим пальцем, далее, третью струну – указательным пальцем, вторую струну – средним пальцем и первую струну – безымянным пальцем.

Вот такой получился сегодня урок, теперь игра перебором будет для вас не сложной, различные виды игры будет вам уже знакомы на гитаре. Надеюсь, вы подчерпнули из него для себя много нового и полезного.

Арпеджио или еще Арпеджиатура происходит от итальянского слова arpa – арфа и буквально означает «как на арфе». Этим термином называется метод исполнения аккордов на гитаре и некоторых других инструментах, когда ноты аккорда следуют одна за другой. Обычно арпеджио обозначают дугой или волнообразной линией перед аккордом. Аккорды, исполняемые приемом арпеджио, называются также «ломанными» или разбитыми.

В самых общих чертах игра на гитаре перебором выглядит так :

Левая рука – прижимает струны на грифе, образуя аккорд

Правая рука – перебирает струны, исполняя арпеджио

Аппликатура пальцев правой руки

При исполнении арпеджио необходимо следовать следующим правилам :

  • Большой палец – р – ударяет только по басовым струнам
  • Указательный палец – i – взаимодействует только с 3-ей струной
  • Средний палец – m – ударяет только 2-ю струну
  • Безымянный – a – работает лишь на 1-й струне.

Основные виды переборов на гитаре

Самым простым способом перебора струн на гитаре считается прямое арпеджио . Схему его исполнения можно изобразить так: 6 – 3 – 2 – 1. То есть, сначала пальцем правой руки следует ударить по 6-й струне, затем – по третьей, затем – по 2-й, и в конце – по1-й.

Теперь подробно разберем каждое действие.

Итак, первым делом правая рука устанавливается в исходную позицию. Левая рука свободна, струны «открыты». Начинается прямое арпеджио с удара большим пальцем правой ладони по басовой струне, например, по шестой. Остальные пальцы в этот момент стоят на своих струнах, не двигаясь. Затем они вступают по очереди. Указательный палец бьет по третьей струне. Средний палец – по второй. Ну и последним задействуется безымянный палец, который извлекает звук из первой струны. Так заканчивается полный цикл данного вида арпеджио. Положение кисти правой руки сохраняется без изменения. После окончания первого цикла его можно повторить несколько раз подряд.

По этой же схеме исполняются также иные виды арпеджио.

Схема обратного арпеджио выглядит следующим образом 6 – 1 – 2 – 3. Его техника исполнения такая же, как и у его прямого аналога, вот только после 6-й струны играется первая, после нее – вторая и заканчивает цикл 3-я струна.

Волнообразное арпеджио. Схема:6 – 3 – 2 – 1 – 2 – 3.

Ломаное арпеджио . Схема: 6 – 3 – 2 – 3 – 1 – 3 – 2 – 3.

Какие существуют красивые и одновременно простые гитарные переборы

В качестве относительно несложных и одновременно довольно приятно звучащих пьес, использующих эти приемы, рекомендуются:

  • М. Джулиани «Аллегро» - произведение, которое просто обязан выучить «на зубок» каждый начинающий гитарист. Играется в первой позиции. Отрабатывает техники ломаного и обратного арпеджио, причем первому уделяется значительно большее внимание. Здесь можно скачать ноты «Аллегро» в виде изображения , а по данной ссылке табулатуры произведения в формате Guitar Pro 6 .
  • М. Джулиани «Ручеек» - полностью построено на технике волнообразного арпеджио. Несколько сложнее за счет того, что играется в разных позициях и один раз требует использования баррэ. Здесь вы сможете скачать ноты и табы замечательного произведения М. Джулиани «Ручеек» .
  • В. Гомес «Романс» - полностью построено на технике прямого арпеджио. Состоит из двух частей, исполняется в различных позициях. В первой части баррэ используются около 2-х раз. Во второй части баррэ используется довольно часто. Вообще, вторая часть на порядок сложнее первой и предложенных выше произведений. Здесь вы сможете скачать табулатуры Романса Гомеса в.gpx формате .

Знакомство с этими работами поможет освоить все виды гитарных переборов. Кроме того, вышеперечисленные пьесы входят в «золотую классику» гитариста, и должны быть разучены каждым новичком.

Аннотация: Статья описывает основные виды переборов для гитары. Если Вам надоело играть стандартными переборами, тогда Вам будет чему поучиться. Прилагаются видео уроки.

Не так давно, нас просили сделать описание видов перебора для гитары. Ну что же, пришло время! Сегодня мы опишем несколько самых популярных видов переборов, которые надеемся, Вам пригодятся. Если Вы не знаете что такое перебор, либо Вас интересуют какие либо подробности о переборах, прочитайте одну из наших статей написанную ранее ().

Список переборов

Переборов очень много, но мы опишем самые популярные:

1. Шестерка . Перебор шестерка имеет следующий вид: басс-3-2-1-2-3. Этим перебором играется очень, очень много песен - он самый простой.

2. Восьмерка . Схож с шестеркой, но чуть сложнее и красивее. Обозначается он так: басс-3-2-3-1-3-2-3. Один из самых распространенных (как и шестерка). Зачастую таким перебором играются и песни.

3. Перебор наоборот . Рисунок: басс-1-2-3. Довольно простой и красивый перебор.

4. Нет названия, просто красивый перебор. 3-4-5. Попробуйте сыграть данный перебор на следующих аккордах Em, C, C(на 3-ем ладу). Получается довольно красивая мелодия. Отличный вид перебора для квинтов и басовых аккордов для гитары.

5. Вальсовый перебор : 5-(3+2+1)(2 раза)-4-(3+2+1)(2 раза). То есть, дергаете басс (5) и одновременно 3,2 и 1 струны. После еще раз басс, только уже 4 страну и одновременно 3,2 и 1 струны.