Основы Sass: @-правила и директивы. Используйте переменные Sass более эффективно

В этой записи мы поговорим про технические особенности использования SASS и разберемся с настройкой SASS компилятора через командную строку. Настроив SASS компилятор, мы поймем как он работает и будем лучше представлять, как происходит процесс конвертации SASS файла в файл CSS, что, в свою очередь, поможет нам писать более качественный SASS код.

Итак, в этой записи мы поговорим про использование SASS на сайтах и в других проектах. Посмотрим, как «прикрутить» SASS к различным библиотекам Ruby. Поговорим о том, как SASS кэширует код для ускорения работы. Для корректной работы HTML страниц важно, чтобы была указана кодировка, поэтому необходимо разобраться с тем, как SASS работает с кодировкой. И еще мы посмотрим команды компилятора SASS для его настройки.

Использование SASS в проектах и на сайтах

Является средство расширения языка CSS, добавляя в CSS массу новых возможностей. В своих проектах или на своем сайте вы можете использовать SASS четырьмя различными способами:

  • SASS можно установить и использовать, как модуль языка Ruby;
  • с SASS можно работать, как с инструментов командной строки операционной системы;
  • SASS можно использовать как плагин Rack фреймворка;
  • SASS можно использовать с помощью десктопного компилятора или онлайн компилятора, но в этом случае процесс конвертации из SASS в SCSS будет ручным.

Если вы хотите , то сперва нужно установить Ruby, мы об этом уже говорили ранее.

Давайте составим таблицу, в которой перечислим команды для компиляции SASS в CSS и дадим им краткое описание.

Обратите внимание на то, что эти команды выполняются в командной строке операционной системы.

Плагин SASS для Rack. Плагин SASS для Rails. Плагин SASS для Merb

SASS можно легко использовать с плагином Rack. Я не очень силен в языке Ruby, о чем очень сожалею, возможно, когда-нибудь я наверстаю упущенное, но сейчас скажу, что изначально Rack – это серверная стойка. В контексте языка Ruby: Rack – это библиотека или фреймворк, которая упрощает работу с и позволяет с легкостью обрабатывать веб-серверу клиента.

В общем, если вы знаете, что такое Rack и умеете с ним работать, то для подключения плагина SASS к Rack воспользуйтесь командой:

config.gem "sass"

Если вы хотите включить плагин SASS в приложение Rack, то добавьте следующие строки в файл config.ru, который присутствует в корне приложения:

require "sass/plugin/rack" use Sass::Plugin::Rack

Мы рассмотрели, как можно использовать SASS с языком Ruby и его библиотеками, давайте теперь поговорим про опции SASS при компиляции.

Механизм кэширования SASS компилятора

Механизм кэширования SASS очень похож на . SASS компилятор по умолчанию кэширует файлы и фрагменты (сохраняет скомпилированный CSS код, который часто используется), которые затем использует без компиляции при том условии, что код SASS файлов не был изменен.

Для ускорения работы SASS разработчики используют следующий прием:

  1. Создают общий SASS файл.
  2. Создают несколько небольших SASS файлов, в которых прописывают стили для различных элементов .
  3. Импортируют маленькие файлы в большой.

Такой подход значительно ускоряет компиляцию SASS в CSS. SASS компилятор создает кэш-файлы при каждой компиляции, если вы удалили файл с кэшем, то при следующей компиляции он будет создан вновь. Если вы не используете ни один из фреймворков, то кэш-файлы SASS найдете в папке sass-cache.

Если вам не нужна возможность кэширования в SASS, то ее можно отключить, задав параметру:cache значение false.

Настройка SASS компилятора

Вы можете произвести настройку SASS компилятора. Для этого есть специальные опции SASS или параметры SASS, как вам удобно, так и называйте. Чтобы настроить SASS компилятор в Rail или Rack, добавьте строку кода, как показано ниже в конфигурационный файл приложения:

Sass::Plugin.options[:style] = :compact

Давайте посмотрим, что мы можем настроить в SASS при помощи параметров или опций SASS.

Номер Настройки для SASS и их описание
1 : style
Данный параметр SASS позволяет задать стиль выходного файла.
2 : syntax
Данная опция SASS позволяет указать компилятору . Соответственно, для того чтобы использовать синтаксис SASS, нужно написать:sass, чтобы синтаксис был SCSS, напишите:scss. Значение по умолчанию:sass.
3 : property _ syntax
Данная настройка SASS компилятора задает правила для написания CSS правил в синтаксисе SASS и не работает в синтаксисе SCSS.
4 : cache
Этот параметр SASS позволяет настроить кэширование. Если параметр cache имеет значение true, то SASS компилятор будет кэшировать фрагменты кода, которые импортируются в исходный SASS-файл. Параметры кэширования в SASS чем-то похожи на поле .
5 : read _ cache
Эта опция SASS компилятору говорит о том, что тот не должен кэшировать код при новой компиляции, а может использовать только старый кэш при условии, что параметр:cache не указан.
6 : cache _ store
В SASS можно настроить папку с хранилищем кэша. Если опция установлена на подкласс Sass::CacheStores::Base, то хранилище кеша будет использоваться хранения и извлечения кешированных результатов компиляции.
7 : never _ update
SASS компилятор можно настроить так, чтобы он никогда не обновлял CSS файлы, если передать этому параметру значение true.
8 : always _ update
SASS компилятор можно настроить так, чтобы он всегда обновлял CSS файлы при обновлении и сохранении исходных файлов, если передать этому параметру значение true.
9 : always _ check
Эта опция SASS компилятора используется в том случае, когда необходимо перекомпилировать все SASS файлы в CSS при запуске сервера.
10 : poll
Когда значение опции true, всегда используйте опрос серверной части для Sass::Plugin::Compiler#watch, а не стандартной файловой системы.
11 : full _ exception
Данная настройка SASS компилятора позволяет задать отображение ошибок, если ей передать значение true, то ошибки будут показаны. При этом это будет показан номер строки, в которой компилятор нашел ошибку.
12 : template _ location
Данный параметр позволяет задать путь к каталогу с шаблонов SASS.
13 : css _ location
Эта опция указывает месторасположение CSS файлов
14 : unix _ newlines
Перенос строки в Windows CRLF, перенос строки в Unix CR, данный параметр позволяет изменять в файле переносы строк с Windows на Unix.
15 : filename
Компилятору можно указать файл, в котором будет вестись лог ошибок.
16 : line
Эта опция SASS определяет первую строку шаблона SASS, от которой будет вестись отсчет для указания номера строк при обнаружении ошибки.
17 : load _ paths
Этот параметр используется для подключения файла SASS при использование @ import директивы.
18 : filesystem _ importer
Этот параметр используется для импорта файлов из файловой системы usesSass :: Importers :: Base
19 : sourcemap
Этот параметр помогает браузеру найти стили SASS, данный параметр может использовать три значения:· : auto :это значение используется для указания месторасположения файла при помощи относительного URI (URI в HTTP).· : file : это значение служит для указания локального пути к файлу и не используется для работы с удаленными серверами.· : inline :это значение содержит в себе текст sourcemap.
20 : line _ numbers
Это опция нужна для отображения номера ошибок в CSS файле, ошибки будут отображаться если задать значение true.
21 : trace _ selectors
Компилятор SASS можно настроить так, чтобы он помогал отслеживать CSS селекторы импорта и примеси. Компилятор будет помогать в том случае, когда данной опции будет передан параметр true.
22 : debug _ info
Данная опция помогает настроить SASS компилятор для отладки кода.
23 : custom
Если вы хотите использовать код SASS в разных приложения, то эта опция вам поможет.
24 : quiet
Вы можете отключить предупреждения, которые выдает SASS компилятор этой опцией.

Кодировка SASS файлов. Настройка кодировки SASS компилятора

Настраивать кодировку SASS компилятора не имеет особого смысла, поскольку SASS определяет ее автоматически. Изначально для определения кодировки SASS смотрит на CSS спецификацию и возвращает полученное значение Ruby: SASS считывает порядок байтов Unicode после директивы @charset, если SASS не может понять кодировку, то он кодирует файлы в UTF-8.

Чтобы явно задать кодировку для SASS компилятора используйте директиву @charset.

Как компилятор SASS определяет синтаксис файла

Вы можете настроить SASS компилятор так, чтобы он автоматически определял синтаксис, который вы используете. По умолчанию SASS компилятор считает, что ему на обработку приходит код с синтаксисом SASS.

Если вы хотите изменить SASS на SCSS при помощи параметра -scss. Тогда компилятор будет считать, что ему нужно обрабатывать файл, как scss.

Компилятор SASS может определять синтаксис, когда считывает расширение исходного файла, но еще его особенность в том, что он может конвертировать scss в sass и наоборот, поэтому проблем и ошибок из-за неверно указанного синтаксиса SASS файла у вас быть не должно.

С помощью Sass создаются синтаксически безупречные таблицы стилей (Syntactically Awesome Style sheets ), или, по крайней мере, предполагается, что он должен это делать.

При эффективном использовании Sass помогает задать масштабируемый и краткий CSS . При неправильном использовании Sass может реально увеличить размер файла и добавить ненужный или дублированный код.

Ниже приводится ряд полезных советов, которые помогут вам извлечь из Sass максимум пользы…

1. Структурируйте Sass

Изначальное определение правильной структуры сайта является жизненно важным для любого нового проекта на Sass . Использование частичных шаблонов позволяет разделить CSS на более мелкие и более управляемые блоки кода, которые намного легче разрабатывать и развивать.

Файлы частичных шаблонов создаются с помощью символов нижнего подчеркивания и не выносятся в отдельные CSS -файлы. Каждый частичный шаблон должен импортироваться с помощью основного Sass -файла (global.scss ), расположенного в корневой папке Sass .

Вот пример структуры папок, который иллюстрирует этот принцип:

vendor/ base/ | |-- _variables.scss |-- _mixins.scss |-- _placeholders.scss framework/ modules/ global.scss

Такая структура папок обеспечивает простую работу с ней сайта, а также добавление новых файлов. Например, новые модули могут быть легко добавлены в папку модуля и затем к global.scss с помощью @import .

Чтобы продемонстрировать это, ниже приводится пример файла global.scss :

/* VENDOR - Резервные и дополнительные файлы по умолчанию. ========================================================================== */ @import "vendor/_normalize.scss"; /* BASE - Файл базовых Переменных, содержащий также начальные Примеси и Заполнители. ========================================================================== */ @import "base/_variables.scss"; @import "base/_mixins.scss"; @import "base/_placeholders.scss"; /* FRAMEWORK - Структура файлов. ========================================================================== */ @import "framework/_grid.scss"; @import "framework/_breakpoints.scss"; @import "framework/_layout.scss"; /* MODULES - Многократно используемые элементы сайта. ========================================================================== */ @import "modules/_buttons.scss"; @import "modules/_lists.scss"; @import "modules/_tabs.scss";

2. Используйте переменные Sass более эффективно

Переменные являются одним из наиболее простых элементов Sass , но некоторые разработчики все еще время от времени используют их неправильно. Разработка конвенции о присвоении имен по всему сайту имеет важное значение для работы с переменными. Без нее они менее понятны и возможно их дублированное использование.

Вот некоторые советы по эффективному применению переменных:

  • Назначайте переменным понятные имена;
  • Применяйте и придерживайтесь конвенции назначения имен (Модульной, BEM и т.д .);
  • Убедитесь, что использование переменной оправдано.

Вот несколько примеров эффективного использования:

$orange: #ffa600; $grey: #f3f3f3; $blue: #82d2e5; $link-primary: $orange; $link-secondary: $blue; $link-tertiary: $grey; $radius-button: 5px; $radius-tab: 5px; А вот это неэффективно: $link: #ffa600; $listStyle: none; $radius: 5px;

3. Используйте меньше примесей

Примесь — это отличный способ включить раздел кода несколько раз в пределах сайта. Тем не менее, включение примеси это то же самое, что копирование и вставка стилей в файл CSS . Это создает массу дубликатов кода и может привести раздуванию CSS -файла.

Поэтому примесь следует использовать только с аргументами для быстрого создания модифицированных стилей.
Вот пример:

@mixin rounded-corner($arc) { -moz-border-radius: $arc; -webkit-border-radius: $arc; border-radius: $arc; }

Примесь rounded-corner может быть использована в любой ситуации, для этого просто нужно изменить значение $arc, тогда ее стоит использовать:

Tab-button { @include rounded-corner(5px); } .cta-button { @include rounded-corner(8px); }

Пример неэффективного использования примеси может выглядеть вот так:

@mixin cta-button { padding: 10px; color: #fff; background-color: red; font-size: 14px; width: 150px; margin: 5px 0; text-align: center; display: block; }

Эта примесь не имеет аргументов и, следовательно, лучше применить заполнитель, что вплотную подводит нас к пункту 4 .

4. Включайте заполнители

В отличие от примесей, заполнители могут быть использованы несколько раз без добавления какого-либо повторяющегося кода. Это делает их гораздо более удобными для вывода чистого CSS :

%bg-image { width: 100%; background-position: center center; background-size: cover; background-repeat: no-repeat; } .image-one { @extend %bg-image; background-image:url(/img/image-one.jpg"); } .image-two { @extend %bg-image; background-image:url(/img/image-two.jpg"); }

И компилируемый CSS :

Image-one, .image-two { width: 100%; background-position: center center; background-size: cover; background-repeat: no-repeat; } .image-one { background-image:url(/img/image-one.jpg") ; } .image-two { background-image:url(/img/image-two.jpg") ; }

Повторяющийся код в заполнителях выводится только один раз и только для уникальных стилей, применяемых к отдельным селекторам. Если они не используются, стили заполнителей не выводятся вовсе.

Учитывая сказанное в пункте 3 , заполнители можно использовать наряду с примесями, что позволит уменьшить количество дублированного кода и в то же время сохранить гибкость, обеспечиваемую примесями…

/* ЗАПОЛНИТЕЛЬ ============================================= */ %btn { padding: 10px; color:#fff; curser: pointer; border: none; shadow: none; font-size: 14px; width: 150px; margin: 5px 0; text-align: center; display: block; } /* ПРИМЕСЬ КНОПКИ ============================================= */ @mixin btn-background($btn-background) { @extend %btn; background-color: $btn-background; &:hover { background-color: lighten($btn-background,10%); } } /* КНОПКИ ============================================= */ .cta-btn { @include btn-background(green); } .main-btn { @include btn-background(orange); } .info-btn { @include btn-background(blue); }

5. Используйте для вычислений функции

Функции используются для выполнения вычислений. Функция Sass не выводит CSS -код. Вместо этого, она возвращает значение, которое может использоваться в CSS . Это полезно для вычислений, результаты которых применяются по всему сайту.

Например, функции полезны для расчета ширины в процентах от конкретного элемента:

@function calculate-width ($col-span) { @return 100% / $col-span } .span-two { width: calculate-width(2); // spans 2 columns, width = 50% } .span-three { width: calculate-width(3); // spans 3 columns, width = 33.3% }

6. Поддерживайте порядок и хорошую организацию

Поместите все примеси, функции, заполнители и переменные в соответствующие им файлы частичных шаблонов. Хранение блоков кода в отдельных группах обеспечивает возможность легко редактировать их и повторно использовать в будущем.

Глобальные элементы должны храниться в базовой папке. Базовая папка должна содержать глобальные переменные, такие как шрифты и цветовые схемы:

$font-primary: "Roboto", sans-serif; $font-secondary: Arial, Helvetica, sans-serif; $color-primary: $orange; $color-secondary: $blue; $color-tertiary: $grey;

Относящиеся к конкретным модулям примеси, функции и переменные должны располагаться в файлах частичных шаблонов соответствующих модулей:

$tab-radius: 5px; $tab-color: $grey;

7. Ограничивайте количество вложений

Чрезмерное использование вложенных правил Sass может стать причиной различных проблем, от слишком большой сложности кода и до сверх специфичности и перекоса в сторону HTML -структуры страницы. Это может привести к дальнейшему увеличению количества проблем и необходимости включения !important , чего по возможности следует избегать.

Вот некоторые золотые правила для вложений:

  • Никогда не разветвляйте структуру более 3 уровней вниз;
  • Убедитесь, что CSS на выходе чист и пригоден для повторного использования;
  • Используйте вложение, когда на то есть причины, а не в качестве опции по умолчанию.

8. Старайтесь делать все проще

В завершающем пункте этой статьи я бы отметила, что вы должны стараться, чтобы все элементы были настолько простыми, насколько это возможно. Цель Sass — написать более чистый, более управляемый CSS -код.

Статья "SASS для дизайнеров и не только" за 2013-02-21 переименована в "Синтаксис SASS " и обновлена (2014-02-17)

Sass - это препроцессорный язык; препроцессоры компилируют СSS код, который мы пишем на процессорном языке (SASS) в чистый CSS код.

Документация SASS ориентирована скорее на программистов, поэтому дизайнеры не всегда охотно начинают работать с SASS. К тому же не всегда явно указываются преимущества использования SASS с точки зрения дизайнеров.

В этой статье я хочу охватить несколько простых принципов. Я не эксперт по SASS, но должен отметить, что использовать sass мудрое решение.

Так в чем эти преимущества? Вы сможете логически структурировать ваш код, тем самым вы ускорите сам процесс написания кода; существенно сократится количество повторов (в этом нам помогут переменные), код станет намного проще поддерживать. Язык SASS упрощает работу над проектом, и все равно, кто вы - программист или дизайнер. Это действительно так.

Переменные

В SASS название переменной начинается со знака доллара ($). Значения переменных идентичны значениям свойств CSS.

Начнем с основ, а именно с переменных. Рассмотрим переменные на основе следующего примера. Мы склонны использовать в документе несколько цветов. Как результат приходится писать снова и снова значения цвета в формате hex или rgb. Если мы захотим поменять какой-либо цвет, нам придется пройтись авто-заменой по всему документу. При этом мы не можем быть уверены, что не захватим ненужное значение.

A {color: #822733;} .summary {color: #822733;} .copyright {color: #822733;}

Например, вы можете иметь несколько правил, которые определяют темно-красный цвет у нужных селекторов. Язык SASS позволяет нам поступить следующим образом: в начале документа мы можем определить переменную с именем $brand-colour и затем в документе вместо самого значение ставить наименование переменной. Затем, если нам понадобится поменять цвет, достаточно всего лишь изменить значение у переменной $brand-colour и этим мы поменяем цвет у всех правил, которые используют переменную $brand-colour .

// Моя библиотека цветов SASS $brand-colour: #822733; a {color: $brand-colour;} .summary {color: $brand-colour;} .copyright {color: $brand-colour;}

Числовые значения у переменных

Переменные могут содержать не только строки, но и цифры, которыми вы можете манипулировать. Если вы используете сетки или ваш макет масштабируется в зависимости от конкретных значений, то вы, вероятно, используете эти значений повсеместно в вашем стилевом файле. Например, если вы постоянно используете значение в 10px , то вы можете определить переменную, например, $unit = 10px . Эту переменную можно неоднократно использовать в вашем коде. Вместо имени переменной, как обычно, подставится значение (10px).

Но что делать, если вам потребуется удвоить значение переменной? Например, вы хотите в два раза увеличить нижнее поле у элемента. Используя SASS, вы можете добавить простую математику (+ , - , * , / , %), например, для нашего случая:

$unit = 10px; h1, h2, h3 { margin-bottom: $unit;} p { margin-bottom: $unit;} aside { margin-bottom: $unit*2; /* 20px */} footer{ margin-top: $unit*4; /* 40px */}

Примеси

Примесь можно сравнить с повторяющимся в коде блоком объявлений. Это кусок кода, который вы можете использовать где угодно в документе. Вы не только исключите лишние повторения, но и сделаете код более чистым, так как избавитесь от необходимости использовать один и тот же класс к разным элементам.

Например, у вас на сайте есть разделитель, который вы используете довольно часто. Например, вы можете им разбивать основные блоки (например, articles и header) или четные параграфы. Разделитель имеет нижний отступ, нижнее поле, рамку и тень.

Чтобы создать разделитель вы можете к элементу добавить класс.shadow-border . Но это существенно "загрязнит" ваш html и css файл.

Shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px; margin-bottom: 40px; }

Если вы хотите корректную структуру в css файле и чистую html-разметку, вам нужно добавить вышеприведенное правило соответствующим html-элементам. Стоит отметить, если элементов с разделителем много, это существенно "испортит" стилевой файл, что затруднит поддержку стилевого файла.

Header, article, p.intro { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px; margin-bottom: 40px; }

Используя @mixin , вы можете определить имя для блока объявлений. Это имя не должно быть связано ни коим образом с вашим HTML.

@mixin shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px;margin-bottom: 40px;}

Затем, чтобы подключить примесь к элементу, вам потребуется просто подключить имя примеси: @include shadow-border;

@mixin shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px;margin-bottom: 40px;} article { @include shadow-border;} header { @include shadow-border;} p.intro { @include shadow-border;}

Выглядит неплохо.

Параметры для примесей

Параметры для примесей задаются в круглых скобках, следующих за названием примеси; контент примеси помещается в фигурные скобки.

@mixin border-radius($radius: 1px) { -webkit-border-radius: $radius; -moz-border-radius: $radius; border-radius: $radius; } /* USE */ .example-class{ background-color: #900; @include border-radius(20px); }

Вложение примесей

Иногда очень удобно иметь возможность вложить одну примесь в другую. Например, нам нужно добавить примесь к уже существующей примеси:

$border-colour: #a4a4a4; $unit: 10px; @mixin subtle-shadow { -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); } @mixin shadow-border { @include subtle-shadow; border-bottom: $unit/10 solid $border-colour; padding-bottom: $unit*2; margin-bottom: $unit*4;} article { @include shadow-border;} header { @include shadow-border;} p.intro { @include shadow-border;}

Вложения

Примеси не единственная вещь, которую вы можете вкладывать в селекторы CSS (или, что вернее, в блоки объявлений в sass-файле). В SASS вы можете вкладывать элементы друг в друга . Этим вы исключите повторяющиеся селекторы и упростите процесс чтения кода.

/* обычный CSS */ .module h3 { font-weight: bold;} .module p { padding-bottom: 10px;}

/* пишем на SASS */ .module { h3{ font-weight: bold;} p { padding-bottom: 10px;} }

Вложения и @media-запросы

Вложения становятся необычайно полезными при работе с медиа-запросами. Обычно, когда вы работаете с медиа-запросами, приходится создавать дополнительные стили под разные разрешения экрана, а иногда даже создавать отдельный стилевой файл.

/* окно просмотра - любое, включая браузеры которые не поддерживают @media */ article { font-size: 14px;line-height: 25px;} article h2 { font-size: 18px;padding-bottom: 15px;} /* для 300px окон просмотра и шире (mobile first) */ @media only screen and (min-width: 300px) { article {line-height: 20px;width: 90%;} article h2 { padding-bottom: 10px;} } /* для 600px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 600px) { article {line-height: 25px;width: 80%;} article h2 { padding-bottom: 15px;} } /* для 900px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 900px) { article {width: 60%;} } /* для 1200px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 1200px) { article { font-size: 16px;line-height: 30px;width: 50%;} article h2 { font-size: 21px; line-height: 35px; padding-bottom: 20px;} }

SASS же позволит вам расположить, при помощи вложений, все медиа-запросы прямо внутри элементов. Этим вы сможете упростить поиск и правку стилей, затрагивающих адаптивную верстку.

Article { font-size: 14px;line-height: 25px; h2 { font-size: 18px; padding-bottom: 15px; } @media only screen and (min-width: 300px) { line-height: 20px; width: 90%; h2 { padding-bottom: 10px; } } @media only screen and (min-width: 600px) { line-height: 25px; width: 80%; h2 { padding-bottom: 15px;} } @media only screen and (min-width: 900px) { width: 60%; } @media only screen and (min-width: 1200px) { font-size: 16px;line-height: 30px; width: 50%; h2 { font-size: 21px; line-height: 35px; padding-bottom: 20px; } } }

Импортирование, оператор @import в SASS

Оператор @import
позволяет подключить содержимое стороннего CSS(SCSS)-файла в текущий CSS(SCSS)-файл.
@import не разрешается вставлять после любых объявлений кроме @charset или другого @import .

Чтобы подключить содержимое, например, _style_two.scss , необходимо писать так:

@import "style_two.scss"; /* подключаем без подчеркивания */

Важно : если подключать не конкретный файл, а папку, то css файлы не будут генерироваться для файлов начинающихся с _ .
Например, наличие файла style.scss приведёт к созданию style.css , а наличие файла _some.scss - нет. Таким образом, знак подчеркивания означает, что файл не является самостоятельной таблицей стилей и его можно лишь импортировать в другую таблицу стилей.

Циклы в SASS

Синтаксис оператора цикла (each) следующий: $var in . $var – имя переменной, и список значение переменной $var .
Вместо $var подставляется значения из , затем в стилевом файле выводится содержимое цикла (по количеству значений ).
Например:

SCSS

@each $animal in puma, sea-slug, egret, salamander { .#{$animal}-icon { background-image: url("/images/#{$animal}.png"); } }

Скомпилировано в:

CSS

.puma-icon { background-image: url("/images/puma.png"); } .sea-slug-icon { background-image: url("/images/sea-slug.png"); } .egret-icon { background-image: url("/images/egret.png"); } .salamander-icon { background-image: url("/images/salamander.png"); }

Оператор @extend

Часто возникает ситуация, когда один класс должен иметь все стили другого класса, помимо своих собственных стилей. Наиболее распространенное решение это использовать два класса; первый содержит общие стили, второй – специфичные.

Оператор @extend позволяет избежать этих проблем, обеспечивая возможность одному селектору наследовать стили от другого селектора. Например:

SCSS

.error { border: 1px #f00; background-color: #fdd; } .error.intrusion { background-image: url("/image/hacked.png"); } .seriousError { @extend .error; border-width: 3px; }

Скомпилировано в:

CSS

.error, .seriousError { border: 1px #f00; background-color: #fdd; } .error.intrusion, .seriousError.intrusion { background-image: url("/image/hacked.png"); } .seriousError { border-width: 3px; }

Прежде, чем Вы сможете использовать Sass, Вам необходимо его настроить в вашем проекте. Если Вы хотите просто почитать, то не стесняйтесь - читайте, но мы рекомендуем сначала установить Sass. Установите Sass для того, чтобы разобраться во всех возможностях Sass.

  • Препроцессинг

    Написание CSS само по себе весело, но когда таблица стилей становится огромной, то становится и сложно её обслуживать. И вот в таком случае нам поможет препроцессор. Sass позволяет использовать функции недоступные в самом CSS, например, переменные, вложенности, миксины, наследование и другие приятные вещи, возвращающие удобство написания CSS.

    Как только Вы начинаете пользоваться Sass, препроцессор обрабатывает ваш Sass-файл и сохраняет его как простой CSS-файл, который Вы сможете использовать на любом сайте.

    Самый простой способ получить такой результат - использовать терминал. После того, как Sass установлен, вы можете компилировать ваш Sass в CSS, используя команду sass . Вам всего лишь нужно сообщить Sass, где взять файл Sass и в какой файл CSS его скомпилировать. Например, запустив команду sass input.scss output.css в терминале, вы сообщаете Sass взять один Sass файл, input.scss , и скомпилировать в файл output.css .

  • Переменные

    Думайте о переменных, как о способе хранения информации, которую вы хотите использовать на протяжении написания всех стилей проекта. Вы можете хранить в переменных цвета, стеки шрифтов или любые другие значения CSS, которые вы хотите использовать. Чтобы создать переменную в Sass нужно использовать символ $ . Рассмотрим пример:

    Синтаксис SCSS

    $font-stack : Helvetica , sans-serif ; $primary-color : #333 ; body { font : 100% $font-stack ; color : $primary-color ; }

    Синтаксис Sass

    $font-stack : Helvetica , sans-serif $primary-color : #333 body font : 100% $font-stack color : $primary-color

    Когда Sass обрабатывается, он принимает значения, заданные нами в $font-stack и $primary-color и вставляет их в обычном CSS-файле в тех местах, где мы указывали переменные как значения. Таким образом переменные становятся мощнейшей возможностью, например, при работе с фирменными цветами, используемыми на всем сайте.

    body { font : 100% Helvetica , sans-serif ; color : #333 ; }
  • Вложенности

    При написании HTML, Вы, наверное, заметили, что он имеет четкую вложенную и визуальную иерархию. С CSS это не так.

    Sass позволит вам вкладывать CSS селекторы таким же образом, как и в визуальной иерархии HTML. Но помните, что чрезмерное количество вложенностей делает ваш документ менее читабельным и воспринимаемым, что считается плохой практикой.

    Чтобы понять что мы имеем ввиду, приведем типичный пример стилей навигации на сайте:

    Синтаксис SCSS

    nav { ul { margin : 0 ; padding : 0 ; list-style : none ; } li { display : inline-block ; } a { display : block ; padding : 6px 12px ; text-decoration : none ; } }

    Синтаксис Sass

    nav ul margin : 0 padding : 0 list-style : none li display : inline-block a display : block padding : 6px 12px text-decoration : none

    Вы заметили, что селекторы ul , li , и a являются вложенными в селектор nav ? Это отличный способ сделать ваш CSS-файл более читабельным. Когда вы сгенерируете CSS-файл, то на выходе вы получите что-то вроде этого:

    nav ul { margin : 0 ; padding : 0 ; list-style : none ; } nav li { display : inline-block ; } nav a { display : block ; padding : 6px 12px ; text-decoration : none ; }
  • Фрагментирование

    Вы можете создавать фрагменты Sass-файла, которые будут содержать в себе небольшие отрывки CSS, которые можно будет использовать в других Sass-файлах. Это отличный способ сделать ваш CSS модульным, а также облегчить его обслуживание. Фрагмент - это простой Sass-файл, имя которого начинается с нижнего подчеркивания, например, _partial.scss . Нижнее подчеркивание в имени Sass-файла говорит компилятору о том, что это только фрагмент и он не должен компилироваться в CSS. Фрагменты Sass подключаются при помощи директивы @import .

  • Импорт

    CSS имеет возможность импорта, которая позволяет разделить ваш CSS-файл на более мелкие и облегчить их в обслуживании. Но у этого способа есть весомый недостаток: каждый раз когда вы в CSS используете @import , то в CSS создается еще один HTTP-запрос. Sass берет идею импорта файлов через директиву @import , но вместо создания отдельного HTTP-запроса Sass импортирует указанный в директиве файл в тот, где он вызывается, т.е. на выходе получается один CSS-файл, скомпилированный из нескольких фрагментов.

    Например, у вас есть несколько фрагментов Sass-файлов - _reset.scss и base.scss . И мы хотим импортировать _reset.scss в base.scss .

    Синтаксис SCSS

    // _reset.scss html , body , ul , ol { margin : 0 ; padding : 0 ; } // base.scss @import "reset" ; body { font : 100% Helvetica , sans-serif ; background-color : #efefef ; }

    Синтаксис Sass

    // _reset.sass html , body , ul , ol margin : 0 padding : 0 // base.sass @import reset body font : 100% Helvetica , sans-serif background-color : #efefef

    Обратите внимание на то, что мы используем @import "reset"; в base.scss файле. Когда вы импортируете файл, то не нужно указывать расширение.scss . Sass - умный язык и он сам догадается. Когда CSS сгенерируется вы получите:

    html , body , ul , ol { margin : 0 ; padding : 0 ; } body { font : 100% Helvetica , sans-serif ; background-color : #efefef ; }
  • Миксины (примеси)

    Некоторые вещи в CSS весьма утомительно писать, особенно в CSS3, где плюс ко всему зачастую требуется использовать большое количество вендорных префиксов. Миксины позволяют создавать группы деклараций CSS, которые вам придется использовать по нескольку раз на сайте. Хорошо использовать миксины для вендорных префиксов. Пример для border-radius:

    Синтаксис SCSS

    @mixin border-radius ($radius ) { -webkit-border-radius : $radius ; -moz-border-radius : $radius ; -ms-border-radius : $radius ; border-radius : $radius ; } .box { @include border-radius (10px ); }

    Синтаксис Sass

    =border-radius ($radius ) -webkit-border-radius : $radius -moz-border-radius : $radius -ms-border-radius : $radius border-radius : $radius .box +border-radius (10px )

    Для создания миксина используйте директиву @mixin + название этого миксина. Мы назвали наш миксин border-radius . Также, в миксине мы используем переменную $radius внутри скобок, тем самым позволяя себе передавать в переменной все, что захотим. После того, как вы создали миксин, вы можете его использовать в качестве параметра CSS, начиная вызов с @include и имени миксина. Когда ваш CSS скомпилируется вы получите следующее:

    .box { -webkit-border-radius : 10px ; -moz-border-radius : 10px ; -ms-border-radius : 10px ; border-radius : 10px ; }
  • Расширение/Наследование

    Это одна из самых полезных функций Sass. Используя директиву @extend можно наследовать наборы свойств CSS от одного селектора другому. Это позволяет держать ваш Sass-файл в «чистоте». В нашем примере мы покажем вам как сделать стили оповещений об ошибках, предупреждениях и удачных исходах, используя другие возможности Sass, которые идут рука-об-руку с расширением, классами-шаблонами.

    Класс-шаблон - особый тип классов, который выводится только при использовании расширения - это позволит сохранить ваш скомпилированный CSS чистым и аккуратным.

    Синтаксис SCSS

    %equal-heights { display : flex ; flex-wrap : wrap ; } %message-shared { border : 1px solid #ccc ; padding : 10px ; color : #333 ; } .message { @extend %message-shared ; } .success { @extend %message-shared ; border-color : green ; } .error { @extend %message-shared ; border-color : red ; } .warning { @extend %message-shared ; border-color : yellow ; }

    Синтаксис Sass

    // Данный отрывок кода не попадет в CSS, так как %equal-heights никогда не расширялся. %equal-heights display : flex flex-wrap : wrap // Данный отрывок кода попадет в CSS потому, что %message-shared расширен. %message-shared border : 1px solid #ccc padding : 10px color : #333 .message @extend %message-shared .success @extend %message-shared border-color : green .error @extend %message-shared border-color : red .warning @extend %message-shared border-color : yellow

    Вышеуказанный код сообщает классам.message , .success , .error и.warning вести себя как %message-shared . Это означает, что где бы не вызывался %message-shared , то и.message , .success , .error и.warning тоже будут вызваны. Магия происходит в сгенерированном CSS, где каждый из этих классов получает css-свойства, как и %message-shared . Это позволит вам избежать написания множества классов в HTML элементах.

    Вы можете расширить большинство простых CSS селекторов прибавление к классам-шаблонам в Sass, однако, использование шаблонов - простейший способ быть уверенным, что вы не расширяете класс везде, где он используется в ваших стилях, что могло бы привести к непреднамеренным наборам стилей в вашем CSS.

    Когда вы генерируете ваш CSS, то он будет выглядеть как пример ниже. Обратите внимание, %equal-heights не попадает в CSS, так как ни разу не был использован.

    .message , .success , .error , .warning { border : 1px solid #cccccc ; padding : 10px ; color : #333 ; } .success { border-color : green ; } .error { border-color : red ; } .warning { border-color : yellow ; }
  • Математические операторы

    Использовать математику в CSS очень полезно. Sass имеет несколько стандартных математических операторов, таких как + , - , * , / и % . В нашем примере мы совершаем простые математические вычисления для расчета ширины aside и article .

    Синтаксис SCSS

    .container { width : 100% ; } article [ role = "main" ] { float : left ; width : 600px / 960px * 100% ; } aside [ role = "complementary" ] { float : right ; width : 300px / 960px * 100% ; }

    Синтаксис Sass

    .container width : 100% article [ role = "main" ] float : left width : 600px / 960px * 100% aside [ role = "complementary" ] float : right width : 300px / 960px * 100%

    Мы создали простую адаптивную модульную сетку, с шириной в 960 пикселей. Используя математические операторы, мы использовали полученные данные с пиксельными значениями и конвертировали их в процентные, причем без особых усилий. Скомпилированный CSS выглядит так:

    .container { width : 100% ; } article [ role = "main" ] { float : left ; width : 62.5% ; } aside [ role = "complementary" ] { float : right ; width : 31.25% ; }

01.08.2017

В этом уроке мы рассмотрим одни из наиболее полезных и мощных функций SASS: вложение стилей, фрагментирование и импорт.

01. Вложенные стили SASS

Вложенные стили SASS - это еще одна отличная функция, которая позволяет писать CSS правила и вкладывать их друг в друга. Вложение позволяет писать CSS в той же структуре, что и HTML, создавая визуальную иерархию в селекторах.

Например, вот обычный CSS код:

Nav a{ text-decoration:none; }

А с помощью SASS можно создавать нечто подобное:

Nav{ a{ text-decoration:none; } }

Давайте добавим немного HTML, чтобы увидеть вложенные стили в действии.

Следудующий код представляет собой навигацию, находящуюся внутри “шапки сайта”:

Обратите внимание на правила, вложенные в другие правила:

Nav{ height: 40px; a{ display: inline-block; color: #666; text-decoration: none; padding: 0 20px; } }

А вот как выглядел бы тот же код на нативном CSS:

Nav { height: 40px; } nav a { display: inline-block; color: #666; text-decoration: none; padding: 0 20px; }

Вложение - это отличный способ организации и менеджмента вашего CSS кода.

Вложенные стили могут иметь столько уровней, сколько вам необходимо. Это отличная и полезная функция, но не переусердствуйте. Вот пример плохого использования вложенных стилей:

Body{ header{ .container{ .row{ .left{ .logo{ img{ } } } } } } }

Потому что то же самое можно сделать с помощью следующего короткого правила:

Header{ .logo{ img{ } } }

02. SASS фрагментирование - Разделение таблиц стилей

SASS фрагменты позволяют отделать небольшие части кода в отдельные файлы и использовать их позже при необходимости. Их можно импортировать с помощью команды @import и поместить в файл со стилями. С помощью фрагментов проще управлять большим количеством стилей. Если у вас есть отдельные таблицы стилей для header, вы можете назвать их _header.scss . Нижнее подчеркивание в начале дает SASS понять, что файл является фрагментом и может быть импортирован в другую таблицу стилей.

SASS фрагменты - Пример

В этот раз мы отделим SASS и CSS файлы в разные папки. Давайте создадим папку sass. Внутри папки sass создайте файл style.scss, который будет нашим основным файлом со стилями. Не нужно создавать папку CSS, так как SASS автоматически создаст ее сам.

Компиляция SASS в SCSS просходит следующим образом: откройте командную строку (возможно, понадобится открыть командную строку ruby) и вбейте:

Sass --watch sass:css

Эта команда компилирует все внутри папки SASS в CSS папку. Вы возможно заметили, что папка CSS создалась автоматически. CSS папка содержит два файла: style.css и style.css.map.

Теперь создаим новые папки внутри папки SASS: папки header, main и footer .

  1. Внутри папки header создайте фрагмент _header.scss;
  2. В папке main 2 фрагмента _main.scss и _aside.scss;
  3. В папке footer один фрагмент _footer.scss.

Давайте напишем рандомные CSS правила во все фрагмент-файлы. Если вы сейчас сохранитесь, то ничего не изменится, потому что мы еще не подключили фрагменты к нашей гланой таблице стилей style.scss.

Использование SASS фрагментов

Ранее упоминалось, что для подключения SASS фрагментов используется директива @import. В нашем случае style.scss должен выглядеть примерно так:

// Header @import "header/header.scss"; // Main @import "main/main.scss"; @import "main/aside.scss"; // Footer @import "footer/footer.scss";

Если вы откроете style.css после сохранения всех CSS правил, которые вы записывали в разных файлах, то увидите, что все эти правила компилированы в один CSS код. Это и есть магия SASS фрагментирования.

03. SASS импортирование

Функция импортирования в SASS позволяет нам импортировать CSS, написанный на SASS, в другой SASS файл.

Эта функция также доступна в CSS и позволяет делить CSS код на маленькие части и использовать их при необходимости.

SASS импортирование нужно потому, что если вы используете для импорта CSS, то каждый файл создает отдельный HTTP запрос. Это означает, что страница будет грузиться медленнее. Импортирование с помощью SASS создает только один CSS файл, который грузится быстрее.

Использование SASS импорта

Мы уже использовали SASS импорт в предыдущей части урока. Мы испортировали header/_header.scss в нашу таблицу стилей style.scss:

@import "header/header.scss";

Здесь нет нижнего подчеркивания, да? Это потому что мы используем подчеркивание для того, чтобы проинформировать SASS. Нет необходимости также писать расширение в конце. SASS и так уже знает, что мы импортируем только.scss файлы. В таком случае синтаксис импорта должен выглядеть вот так:

@import "header/header";

Эта функция очень полезна для быстрого и простого кодинга. Мы можем использовать один файл в нескольких проектах. Если он вдруг понадобился, просто возьмите файл и импортируйте.