Среда программирования Тurbo Pascal. Системы программирования Среда программирования pascal

«Паскаль ABC» - система обучения, которая позволяет школьникам и студентам ознакомиться с одноименным языком программирования. Она разработана в 2002 году российскими учеными. Задачей разработчиков было создать среду программирования, которая отвечала бы меркам современности и могла бы с легкостью обучать учеников.

Интерпретатор рассчитан на 32-битные системы и вмещает в себя способы реализации некоторых возможностей. Притом что исходные были признаны ненужными для обучения.

Компилятор позволяет использовать упрощенные виды языковых конструкций, что облегчает переход от базовых программ к модульным и объектно ориентированным.

Программа «Паскаль ABC» с версии 3.0 стала свободным программным обеспечением.

Особенности

Программа имеет подсказки, которые предоставляются при написании кода, автоформатирование, отладчик и дизайнер форм. рассчитана на задачи легкой и средней сложности и на обучение языку.

Компилятор способен выполнять код настолько быстро, как это делает C#, и немного медленнее, чем C++, «Делфи».

Благодаря платформе.NET, программное обеспечение поддерживает все возможности Microsoft.NET и ее же библиотеки. Можно смело использовать последние в своих программах, опираясь даже на те, которые созданы на другом языке программирования.

«Паскаль ABC» имеет и онлайн-версию, которая получила широкую распространенность. Она работает без сбоев, процесс ввода-вывода происходит по сети; программы сохраняются на сервере.

Среди многих программистов есть мнение о том, что "Паскаль" - язык мертвый, и прекращение его использования - дело времени. Это утверждение основано на том, что в школах используют старую среду программирования с урезанными возможностями. Это и мешает ученикам по достоинству оценить все функции языка.

Модули для обучения

Благодаря Microsoft.NET «Паскаль ABC» получил стандартную библиотеку, которая имеет множество классов, позволяющих решать задачи различной сложности. Именно поэтому необходимость в разработке собственных модулей просто отсутствует, но возможность этим заниматься, безусловно, есть. Как правило, те, которые уже существуют благодаря программистам, направлены на лучшее освоение языка.

Для того чтобы обучить школьников, используются модули «Робот» и «Чертежник». Они имеют больше 200 примеров, которые подлежат автопроверке. Благодаря решению данных задач, человек с легкостью освоит базовые конструкции языка «Паскаль».

Модули на этом перечне не заканчиваются. Есть встроенный электронный задачник, который пригодится тем, кто учится самостоятельно или хочет повторить материал, закрепить знания.

Для того чтобы создать графические элементы в программе «Паскаль ABC», используются модули векторной и растровой графики.

Отличия

Среда программирования имеет дизайнер форм, благодаря которому можно создать оконное приложение. В отличие от других компиляторов, данный не имеет слишком объемного и мудреного интерфейса, не создает множество дополнительных файлов. Взаимодействуя с одной небольшой программой, «Паскаль ABC» формирует лишь один элемент на диске.

Среда программирования имеет специальную оболочку, которая работает при консольных задачах. Ввод и вывод информации осуществляет именно в нее, оформленную в виде окна. Среди «родных» языков, задействуемых программой, имеются русский и английский, что позволяет с удобством использовать ее.

Задачи

Задачи пишутся посредством языка программирования «Паскаль». Он прост для освоения, поэтому первая программа вполне может оказаться очень простой в использовании. Во всем мире в качестве дебютных считаются следующие строки:

  • Begin.
  • Writeln(‘Привет, Мир!’).

Первая и последняя строки - операторные скобки, в которых должна находиться сама суть задачи. Вторая - объявляет вывод текста, находящегося в кавычках. Вот такие легкие примеры. «Паскаль ABC» имеет в своем задачнике много подобных программ, на которых просто и интересно учиться.

Министерство образования Российской Федерации

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

ИНФОРМАТИКА

Тема:

Среда и структура программирования Паскаль.

ФИО, группа:

Адрес студента:

Дата выполнения:

г. Санкт-Петербург

2010 г .

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Среда программирования. . . . . . . . . . . 5

3. Структурные компоненты Паскаля. . . . . . . 8

3.1 Константы, переменные, выражения. . . . 8

3.2 Ветвления и циклы. . . . . . . . . . . 9

3.3 Процедуры, функции, модули. . . . . . 11

3.3.1 Стандартные подпрограммы. . . . . 12

3.3.2 Процедуры. . . . . . . . . . . 16

3.3.3 Функции. . . . . . . . . . . . 16

3.3.4 Модули. . . . . . . . . . . . . 17

3.3.5 Пример структурированной программы 18

3.4 Используемые типы данных. . . . . . . 18

4 Объектно-ориентированное программирование. . . . 20

5 Средства визуального программирования. . . . . . 21

6 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . 22

1. Введение

Квалифицированное использование возможностей современных способов обработки информации с помощью персонального компьютера неизменно связано с использованием программ. А разработка и создание программ для решения различных практических задач – неотъемлемая часть деятельности всякого современного специалиста, работающего на уровне современных технологий. Однако, если исполняемая компьютерным процессором программа есть последовательность команд из нулей и единиц, то она понятна только профессиональным программистам. Это машинный код, который ориентирован на процессор компьютера, а никак не на человека. Проблема облегчения труда программиста решается использованием языков программирования высокого уровня – языков ориентированных не на компьютер, а на человека. Использование таких языков делает программирование доступным не только для профессиональных программистов, но и для любого грамотного с точки зрения информатики человека.

Язык программирования высокого уровня – формализованный способ записи алгоритма, достаточно близкий к естественному языку и потому доступный и понятный человеку, с одной стороны и в тоже время с другой стороны, достаточно формально ограниченный, чтобы его можно было преобразовать в машинный код с помощью программы-компилятора. Таким образом программа, написанная на языке высокого уровня является достаточно независимой от типа компьютера.

В эпоху больших ЭВМ такими языками были АЛГОЛ, ФОРТРАН, КОБОЛ на которых было написано множество серьезных научных и инженерных программ. В настоящее время число языков программирования высокого уровня во всех их версиях давно перевалило за тысячу. Каждых из них создавался для решения каких-либо конкретных целей и потому имеет свои различия и особенности. Так Бейсик – прост и удобен для компилирования. С и его продвинутый вариант С++ - мощное средство для профессионального программирования с использованием объектно-ориентированных технологий. Язык Java реализует возможности сетевого программирования. Ada – специально разработанное средство военного ведомства США, по синтаксису имеет сходство с языком Pascal.

Язык программирования Pascal разработан швейцарским ученым –математиком Никлаусом Вирдтом в конце 60-х – начале 70-х годов. Его назначение при разработке – обучение программированию. Название языка дано в честь французского математика Блеза Паскаля (1623-1662 г.г.). При всей простоте для понимания, язык достаточно мощный для решения множества задач. Язык очень быстро распространился на самых разных платформах, но особенно на IBM-совместимых компьютерах.

Первые поколения языка носили название Pascal, Turbo Pascal, после версии 5.5 появилась более мощная версия Borland Pascal. Нумерация продолжилась и наряду с Turbo Pascal 6, появилась версия Borland Pascal 6 а затем и Borland Pascal 7.0. Инструментальные средства этого программного продукта представляют собой интегрированную среду разработки программ, способную решить практически все задачи, стоящие перед программистом при разработке. Вот эти инструменты:

Редактирование – удобная подготовка и исправление текста программ;

Компиляция программы, сопровождаемая поиском ошибок программиста и квалифицированными подсказками об их возможном характере;

Средства настройки среды программирования и окружения (установка текущего каталога, установка опций для компилятора и т.д.);

Средства отладки программ, например, пошаговое исполнение программы, возможность просмотра любой переменной;

Запуск программы на исполнение непосредственно из среды программирования.

Результатом работы в среде программирования являются тексты программ – файлы с расширением.pas и исполняемые файлы типа *.exe, которые могут быть использованы уже как самостоятельный продукт вне среды программирования.

2. Среда программирования

После запуска файла BP.exe на экран монитора выводится интегрированная среда для работы с создаваемыми или открытыми файлами программ.

Рис. 1 Интегрированная среда Borland Pascal 7.0 в оконном режиме использования.

Работа в этой среде возможна как в оконном режиме (Рис. 1), так и в полноэкранном (Рис. 2). Переход между этими двумя режимам возможен применением аккорда Alt+Enter.

Рис.2 Полноэкранный режим работы

Полноценная работа над открытыми или создаваемыми программами возможна как в первом, так и во втором случае. Однако при использовании вывода на экран текстовой информации кириллицей возможны проблемы из-за разных кодовых таблиц DOS и Windows. В старых операционных системах (Windows 98 и ранее) эта проблема не возникает. Для WindowsXP она имеет место. Однако, если в полноэкранном режиме настроить использование кириллицы не удается, то при переходе на оконный режим (работает кодировка Windows) «абракадабра» кириллического текста восстанавливается в полноценный русский текст. Впрочем, на практике эту проблему чаще обходят, а не борются с ней, набирая русский текст латиницей, например: Zadaite chislo. Курьез, конечно, но широко используется. В более новых ОС (например Vista Starter) использование полноэкранного режима невозможно, работает только оконный.

Не воспринимают «продвинутые» ОС созданные в DOS –интегрированной среде и откомпилированные файлы Паскаля типа *.exe. Потому работа с Паскаль-программами в этом случае выполняется из среды редактора Паскаля с файлами типа *.pas.

В системе Borland Pascal 7.0 имеется и Windows-версия интегрированной среды программирования. Она запускается из файла BPW.exe. Окно этой среды на рис.3

Рис.3 Интегрированная среда программирования на Паскале для Windows.

Имеются очень незначительные отличия в Pascal для Windows от Pascal для DOS. Например, модуль для работы с монитором для DOS называется (и вызывается в программу в разделе Uses) Crt, а для Windows-версии это WinCrt. Еше …

Для получения курсовой работы в полном объеме обратитесь к автору по реквизитам:

Моб.: 8 908 220 4152, ICQ: 482030413, skype: nikosimych

…. надо ли заниматься изучением Паскаля если есть более мощный и более современный инструмент?

Ответ на этот вопрос однозначный: Паскаль по-прежнему необходим для обучения программированию. Отсутствие высокопрофессиональных тонкостей, затрудняющих понимание на этапе начала обучения программированию, делает язык программирования Паскаль высоко доступным и позволяющим освоить все необходимые навыки начинающему программисту. Пройдя первые шаги программирования на Паскале, не составляет глобального труда перейти к Delphi (если вы не профессиональный программист а инженер), языку С++ (если возникнет тяга к профессиональному программирования), Java или PHP (если вас привлекает работа в сети) и любому другому. Основы программирования значительно эффективнее прошагать на Паскале.

Список литературы:

1. Информатика. Базовый курс. С.В.Симонович и др. – СПб.: ПИТЕР, 2000г.

2. Вычислительная техника и программирование. Учебник для вузов. Под ред. А.В.Петрова – М.: Высшая школа, 1990г.

3. IBM PC для пользователей. Краткий курс. В.Э.Фигурнов – М.: ИНФРА, 1997г.

4. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0 А.Епанешников, В.Епанешников – М.: «ДИАЛОГ-МИФИ», 1995г.

5. Информатика. Учебник для вузов. Остройковский В.А., - М.: Высшая школа, 1999г.

6. Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах. А.В.Петров и др. – М.: Высшая школа, 1984 г.

7. Турбо Паскаль 7.0. В.И. Грызлов, Т.П. Грызлова, - М., ДМК, 1998г.

8. Объектно-ориентированное программирование. Г.С.Иванова, Т.Н.Ничушкина, Е.К.Пугачев, - М., МВТУ им. Баумана, 2001 год.

Язык программирования Pascal ABC


Алгоритмы

Вспомним:

  • Что называется алгоритмом?
  • В каком виде можно записать алгоритм?
  • Что такое программа?

Алгоритмы

Программированием называется составление последовательности команд для решения конкретных задач на специальном языке программирования


Язык программирования Pascal

Язык программирования Pascal был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.


Николаус Вирт

Но думать, что Паскаль- язык исключительно для обучения, было бы неверно. Вот что говорил об этом Н. Вирт (1984 г.):

«Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач».


Язык программирования Pascal

С тех пор Паскаль становился всё более и более популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.

В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Pascal ABC является мощным языком программирования.


Почему PASCAL?

Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину. Она представляла собой систему взаимодействующих зубчатых колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру. Машина Паскаля была суммирующей машиной.


Основные сведения о языках программирования

Язык – система знаков.

Язык ЭВМ (машинный язык ) – двоичная знаковая система.

Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.


Интегрированная среда Pascal-

Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.

Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.


Основные средства языка

Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов.

Алфавит языка - набор таких символов.

Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает :

  • все латинские прописные и строчные буквы
  • арабские цифры (0 – 9)
  • символы + - * / = , . ; : ‘ _ () { } и др.
  • служебные (зарезервированные) слова

Основные средства языка

Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Pascal существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).

Служебные слова делятся на три группы:

  • операторы (READ, WRITELN и др.)
  • имена функций (SIN, COS и др.)
  • ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)

Структура программы

Любая программа на Паскале имеет определенную структуру:

  • Заголовок программы
  • Раздел описаний
  • Тело программы

Структура программы

PROGRAM имя ;

Const; - раздел констант;

Var; - раздел переменных;

BEGIN

оператор 1;

оператор 2;

..

END.


Среда программирования Pascal ABC

Строка меню

Панель инструментов

Название программы

Рабочая область

Запустить программу

Результат программы


ВСПОМНИМ

  • Как задается имя программы

Желательно, чтобы имя программы соответствовало ее содержанию. Оно может содержать до 255 латинских букв, цифр, знаков подчеркивания (_) и должно начинаться с буквы или знака подчеркивания.

В качестве имени программы или данных (величин) НЕЛЬЗЯ использовать имена зарезервированных в языке программирования слов (например: Begin, End, Writeln Readln и др.)


Наберем текст первой программы

Program p1;

Write (‘Привет! ");

Writeln (‘Это моя первая программа. ");

Write (‘Успешной работы!");


Оператор вывода Write Writeln

Write - после вывода информации курсор останется в этой же строке

Writeln – после вывода информации курсор переходит на следующую строку


Ответить на вопросы

  • Программа - это

Один из способов самовыражения

Один из способов записи алгоритма

Инструкция по разработке алгоритма


Ответить на вопросы

(выбери ответ и щелкни по нему)

2. Тело любой программы начинается и заканчивается зарезервированными словами…

Начало … конец


Ответить на вопросы

(выбери ответ и щелкни по нему)

3. В программе после каждого предложения нужно ставить:

точку с запятой


Ответить на вопросы

(выбери ответ и щелкни по нему)

4. В конце программы после слова ставят…

Точку с запятой

Восклицательный знак


Ответить на вопросы

(выбери ответ и щелкни по нему)

5. Какое расширение имеет имя программы PascalABC



Домашнее задание

  • Изучить §9 (стр. 64 учебника)
  • Задание 4, 7, 8, 9 в рабочей тетради (стр. 60)

Цели:

  • Обучающая : формирование представления о структуре программы на языке программирования Паскаль, изучение среды программирования Pascal ABC.
  • Развивающая : совершенствование умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать, развитие коммуникативных умений обучающихся.
  • Воспитательная : привитие студентам аккуратности при составлении алгоритмов и программ в тетради.

Задачи:

  • Повторить основные понятия темы «Алгоритмизация».
  • Разобрать пункты меню среды программирования Pascal ABC.
  • Изучить структуру программы.
  • Закрепить понятие структуры программы путем написания простейшей программы на языке программирования Паскаль.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Ведущий метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Основные средства обучения: презентация по теме урока, интерактивная доска, компьютер.

Программное обеспечение: операционная система Windows, среда программирования Pascal ABC, программное обеспечение интерактивной доски Notebook.

Структурные элементы урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Время
(мин)

1 Организационный Приветствие учащихся, объявление темы, цели урока 2
2 Актуализация знаний Проведение фронтального опроса Отвечают на вопросы 8
3 Усвоение новых знаний Объяснение нового материала с использованием презентации Усвоение новых знаний и овладение приемами работы в среде программирования Pascal ABC, делают записи в тетради. 20
4 Первичное закрепление знаний Объяснение структуры программы на примере программы, выводящей на сумму двух чисел. Написание в среде программирования Pascal АВС программы, выводящей на экран фамилию и имя ученика 13
5 Подведение итогов Выставление оценок активным обучающимся 2

Данный урок строится на использовании интерактивной доски. Приложение 1 содержит презентацию, созданную средствами программного обеспечения интерактивной доски SmartBoard Notebook.

I. Организационный момент (Приложение 1 , слайд 1).

Здравствуйте, садитесь!
Сегодня на уроке Вы познакомитесь со средой программирования Pascal ABC. Также мы с Вами изучим структуру программы, и уже сегодня на уроке Вы самостоятельно напишите свою первую программу на компьютере и увидите результат её выполнения.
Но прежде чем приступать к новой теме, повторим материал прошлых уроков, который нам понадобиться на уроке.

II. Актуализация и проверка знаний.

Вопрос

Ответ

Содержимое слайда

1. Слайд 2 Расположите в правильном порядке этапы разработки компьютерной программы:
  1. Постановка задачи.
  2. Разработка алгоритма решаемой задачи.
  3. Запись алгоритма на языке программирования.
  4. Трансляция программы.
  5. Отладка программы.
  6. Тестирование программы.
Обучающийся, перемещая объекты, устанавливает соответствие.
2. Слайд 3 Дайте определение алгоритма. «Алгоритм - это строго определённая последовательность действий, направленная на достижение определённых целей за конечное число шагов». (Привалов Егор Николаевич) Обучающийся после ответа на вопрос, нажимает на знак вопроса. На экране появляется определение алгоритма. Используется анимация объекта.

3. Слайд 4 Установите соответствие между графическими блоками алгоритма и их названиями. Овал – начало, конец алгоритма;
прямоугольник – арифметическое действие или последовательность действий;
ромб – выбор действия в зависимости от истинности или ложности условия;
параллелограмм – ввод/вывод значений переменных и текста;
стрелки – направление выполнения шагов алгоритма
Используется инструмент Перо

4. Слайд 5 Сформулируйте определение трансляции программы. Трансляция– это процесс создания исполняемой программы из исходной, т.е. операторы языка программирования преобразуются в машинные коды. Используется анимация объекта .

5. Слайд 6 Расположите блоки в правильном порядке. Два вида трансляторов: интерпритатор и компилятор. Интерпритатор последовательно анализирует и исполняет каждую строчку программы. Компилятор проводит полный анализ написанной программы и формирует полностью готовый к исполнению машинный код. Обучающийся перемещает объекты.

6. Слайд 7 Верный ответ:
Отладка – процесс исправления ошибок в программе.

7. Слайд 8 Перетащите все неверные варианты в корзину. Верный ответ:
Тестирование программы– это процесс изучения работы программы на как можно большем количестве наборов исходных данных.
Обучающийся перемещает объекты

8. Слайд 9 Установите соответствие между названиями типов данных. Integer – тип целых чисел;
Boolean – логический тип;
Char – символьный тип;
Real – вещественный тип;
String – строковый тип
Используется инструмент Перо

9. Слайд 10 Укажите тип величины, если значение величины равно:
‘компьютер’
151
0.15
‘компьютер’ – string
151– integer
0.15– real.
Обучающийся перемещает объекты

Молодцы! Наиболее активными были:______________, и чтобы Вам поставить оценку, предлагаю ответить на дополнительные вопросы:

  • Кто является автором языка программирования Паскаль? (Никлаус Вирт)
  • В каком году Вирт разработал Паскаль? (1970)
  • Приведите примеры других языков программирования? (Basic, Java, Си, Delphi)

III. Объяснение нового материала

Теперь переходим к теме нашего урока. Запускаем систему программирования Pascal ABC. Рабочее окно Pascal ABC содержит уже знакомые нам элементы: это Строка заголовка окна , кнопки: Свернуть, Развернуть на весь экран, Закрыть . Ниже находится Строка меню , затем Панель инструментов .
Под панелью инструментов находится Вкладка , т.е. та программа, которая сейчас открыта и Рабочее окно программы , т.е. окно в котором непосредственно будем набирать текст программы. По обе стороны от окна находятся Полосы прокрутки , которыми пользуются, если текст программы не вмешается в рабочее окно. Внизу экрана находится Строка состояния , показывающая на какой позиции стоит курсор: Строка 3, Столбец 4 (поменять положение курсора ).
Для того чтобы лучше ориентироваться в среде программирования Pascal ABC, разберем основные пункты меню .
Первый пункт меню Файл. Как и других приложениях Windows мы видим пункт меню Новый (создаем новую программу), Открыть (открываем ранее сохраненную программу), Сохранить (можем сохранить программу с расширением pas), Сохранить все (используется, если нужно сохранить несколько открытых программ), Печать, Настройка страницы , Выход (выйти из программы).
Следующий пункт меню Правка . Здесь находятся команды для работы с текстом программы. Можно отменить действие, восстановить действие, вырезать, копировать, вставить, найти, заменить, найти далее (необходимо показать учащимся: выделить часть программы, скопировать, вставить).
Следующий пункт меню Вид. В этом пункте можно включить/выключить окна выполнения программы, окна отладки и др. Для этого нажимаем на соответствующую команду и видим, что появилось окно выполнения программы. Эти понятия для Вас являются новыми, и в процессе дальнейшего изучения Паскаля Вы познакомитесь с ними более подробно.
В пункте меню Программа можно начать выполнение программы. Обратите внимание на комбинации горячих клавиш. Запишите в тетрадях: выполнение программы: Программа – Выполнить, или F9 или на Панели инструментов нажать. Завершение выполнения программы: Программа – Завершить, или Ctrl+F2 или на Панели инструментов нажать . (Приложение 1 , слайд 11).
Выполнить программу по шагам. Если допущена ошибка в программе или необходимо проверить часть программы, вы выполняете её по шагам, т.е. нажимаете F7, и каждое нажатие этой клавиши соответствует выполнению одной конкретной команды. Следующий пункт Добавить выражение: нажимаем, вписываем выражение и оно появляется в окне отладки.
Следующий пункт Сервис . В программе Pascal ABC есть встроенные задачи, чтобы просмотреть их содержимое необходимо выбрать пункт Просмотреть задание . Выбираем тему, задание, нажимаем просмотр и по условию мы можем составить программу, а программа Pascal ABC проверит правильность выполнения задания.
В пункте меню Помощь находится встроенный электронный учебник.
На Панели инструментов находятся кнопки, которые наиболее часто используются.
Познакомимся со структурой программы на языке программирования Паскаль.
Вашему вниманию предлагается небольшой ролик: Структура программы. Ваша задача – внимательно слушать и постараться запомнить основные блоки программы. ЦОР «Структура программы» (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) Минобразования и науки России (http://fcior.edu.ru/). Длительность: 1 мин.
Итак, перед Вами структура программы (Приложение 1 , слайд 12):

Блоки, выделенные зеленым цветом, являются необязательными и включаются в программу по мере необходимости (на слайде настроена анимация зеленых блоков, после объявления названия раздела, блок исчезает с экрана).
Рассмотрим структуру программы на примере алгоритма решения квадратных неравенств (Приложение 1 , слайд 13):

Напишем простейшую программу, выводящую на экран сумму двух целых чисел. Открываем среду программирования Паскаль ABC.

Program Example_1; {заголовок программы: служебное слово Program и имя, в котором не должно быть пробелов, оно должно состоять только из букв латинского алфавита, цифр и некоторых специальных символов}

Var x, y, z: integer; {раздел описания переменных; перечисляются все переменные, которые будут использованы в программе, а так же указывается тип этих переменных. В данном случае мы находим сумму двух целых чисел (x, y). Так как нам даны целые числа, то и результат суммы будет тоже целое число}

Begin {начало раздела операторов}.

Writeln (‘Введите два целых числа’); {оператор вывода, выводит на экран текст, заключенный между апострофами}
Readln (x, y); {оператор ввода, читает данные вводимые с клавиатуры. В нашей программе необходимо ввести два целых числа, после их ввода, переменной x присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной y присваивается значение равное второму введенному числу}.
z:=x+y; {оператор присваивания работает так: сначала вычисляется сумма переменных x и y , а затем, полученное значение присваивается переменной z }
Writeln (‘сумма чисел равна’, z); {оператор вывода, выводит на экран текст, заключенный между апострофами и значение переменной z}.

End. {конец раздела операторов}.

IV. Закрепление изученного материала

Задание. Написать программу, выводящую на экран приветствие и Вашу фамилию, имя.

V. Подведение итогов

– Молодцы! Сегодня на уроке Вы написали свою первую программу на компьютере. Домашнее задание: написать программу, выводящую на экран произведение двух чисел.