Принципы наилучших доступных технологий ндт. Нормативные основы и условия внедрения наилучших доступных технологий

В соответствии с подп. «п» п. 27 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176, стимулирование внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) относится к основным механизмам реализации государственной политики в сфере экологической безопасности.

Как известно, законодательную базу перехода на НДТ сформировал Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), который затрагивает основы деятельности в области экологической безопасности с поэтапным, рассчитанным на длительный период внедрением НДТ.

Структура законодательства в области НДТ

В настоящее время законодательство в области НДТ имеет сложную структуру. Рамочные требования, непосредственно касающиеся НДТ, отражены во многих федеральных законах.

Основополагающим для перехода на НДТ является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), который:

Определяет понятие НДТ;

Устанавливает нормы в отношении областей, в которых применение НДТ является обязательным;

Предусматривает разработку информационно-технических справочников (далее — ИТС) для конкретных областей применения НДТ;

Предписывает обязательность применения технологических показателей НДТ;

Формулирует меры государственной поддержки внедрения НДТ.

Указанные нормы взаимосвязаны с распределением объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на категории и применимы в обязательном порядке к объектам I категории , критерии выделения которых установлены именно по принадлежности к областям применения НДТ. Поэтому при внедрении НДТ необходимо принимать во внимание правовые нормы, установленные как непосредственно в отношении объектов, относящихся к областям применения НДТ, так и к объектам I категории, которые практически равнозначны.

Изменения законодательства в отношении НДТ ориентированы на нормы европейского права, в частности, Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/1/ EC от 15.01.2008 «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений» и 2010/75/ЕС от 24.11.2010 «О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)». В пункте 7 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ прямо указано, что при разработке ИТС могут использоваться международные ИТС по НДТ .

В статье 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ в общем виде отражена совокупность критериев для определения НДТ:

Наименьший уровень НВОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

Экономическая эффективность внедрения и эксплуатации НДТ;

Применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

Период ее внедрения;

Промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих НВОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В качестве НДТ могут быть приняты только технологии, применяемые не менее чем на двух объектах . Технологии, применяемые на одном объекте, не подлежат признанию в качестве НДТ, и следовательно, на объектах, где применение НДТ является обязательным, применение таких технологий противоречит законодательству.

Соответствие технологий критериям НДТ определяется в ИТС по НДТ, которые содержат в числе прочего следующие сведения:

Указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

Описание НДТ для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в т.ч. перечень основного технологического оборудования ;

Технологические показатели НДТ;

Методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их НВОС и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего НВОС.

Несмотря на то что состав сведений в ИТС и указания по их учету отражены в Федеральном законе № 7-ФЗ, статус и условия применения ИТС регулируются законодательством о стандартизации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 162-ФЗ) ИТС — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные.

Соответственно, ИТС (как документы стандартизации) предназначены для добровольного применения (т.е. невыполнение содержащихся в них положений само по себе не влечет правовых последствий) за исключением случаев , если на официально опубликованные ИТС есть ссылки (наименование и обозначение ИТС с указанием даты утверждения) в нормативных правовых актах.

Основным инструментом государственного регулирования в области НДТ является установление нормативными документами в области охраны окружающей среды (ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ) обязательных к применению технологических показателей НДТ , определяющих концентрации загрязняющих веществ, объем и (или) массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, образования отходов, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (выполняемой работы, оказываемой услуги), т.е. направленных в том числе на ресурсо- и энергосбережение.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) технологические показатели НДТ устанавливаются не позднее 6 месяцев после опубликования ИТС и являются основой для разработки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I категории, собственных технологических нормативов , которые не должны превышать установленные технологические показатели НДТ.

Обязательные к выполнению требования по внедрению НДТ и соблюдению технологических показателей НДТ установлены применительно ко всем стадиям жизненного цикла объектов :

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

(в редакции, действующей с 01.01.2019)

Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании

1. […]
Проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения.
[…]

Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов

[…]
2. […]
Не допускается выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в эксплуатацию в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий .

Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

[…]
2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий , обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством .
[…]

Нормы о внедрении НДТ установлены в ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно п. 2 которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны помимо прочего внедрять НДТ. В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) внедрять НДТ обязаны также юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники.

Согласно п. 4 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, включает в том числе информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии НДТ.

Как известно, в силу ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, будут обязаны в установленные сроки получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР). Кроме того, такие разрешения вправе получить лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых ИТС.

Предусмотренная ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ заявка на получение КЭР должна содержать обширную информацию, включая помимо прочего расчеты нормативов допустимых выбросов (сбросов) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности) при наличии таких веществ в выбросах (сбросах) , т.е. традиционному нормированию в рамках КЭР подлежат не все вещества , в отношении которых применяются меры государственного регулирования по ст. 4.1 Федерального закона № 7-ФЗ. Загрязняющие вещества III и IV классов опасности в рамках КЭР подлежат нормированию без учета местных условий с определением технологических нормативов, не превышающих по величине технологические показатели, которые должны быть установлены в нормативных актах по охране окружающей среды.

Заявка на получение КЭР должна содержать в том числе обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), а само разрешение — НООЛР. В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий. При этом на объектах I категории НООЛР устанавливаются на основании КЭР. Получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии КЭР санитарным правилам и гигиеническим нормативам не предусмотрено.

Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции, действующей с 01.01.2019) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, а также материалы обоснования КЭР (в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), проведенной в отношении проектной документации таких объектов) являются объектами ГЭЭ федерального уровня .

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ может осуществляться посредством:

Предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

Предоставления льгот в отношении платы за НВОС в соответствии с природоохранным законодательством;

Выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

В связи с этим п. 5 ч. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2019; далее — НК РФ) установлено, что в отношении основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, может применяться ускоренная амортизация со специальным повышающим коэффициентом . К налоговым льготам относится также возможность предоставления инвестиционного налогового кредита при внедрении НДТ. Кроме того, в силу ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ с 01.01.2020 при выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ плата за НВОС фактически будет отменена.

В Российской Федерации внедрение НДТ, изначально закрепленное в природоохранном законодательстве, рассматривается как важный инструмент промышленной политики. Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 488-ФЗ) возможно предоставление субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, в т.ч. с использованием НДТ, а в силу ст. 12 Федерального закона № 488-ФЗ — предоставление финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в т.ч. посредством использования НДТ.

С переходом на НДТ тесно связан Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения в части эффективного использования энергоресурсов. При этом для объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью установлены налоговые льготы, включая инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 НК РФ) и применение специальных повышающих коэффициентов к норме амортизации в отношении соответствующих основных средств (ст. 259.3 НК РФ), аналогичных установленным при внедрении НДТ. Однако эта взаимосвязь между внедрением НДТ и обеспечением высокой энергетической эффективности технологий в правовых нормах не отражена, и какие-либо ссылочные положения, касающиеся внедрения НДТ и повышения энергоэффективности, отсутствуют.

Б ольшинство крупных российских промышленных предприятий строились еще в середине прошлого века в эпоху советской индустриализации, и, как признают в правительстве, эти производства не соответствуют современным экологическим требованиям. На 300 самых «грязных» заводов приходится около 60% всех выбросов загрязняющих веществ. Стоит отметить, что ситуация значительно варьируется от отрасли к отрасли: компании, ориентированные на экспорт — например, цветная металлургия, производство удобрений — или заинтересованные в привлечении иностранных инвесторов, вынуждены подстраиваться под актуальные западные экологические нормативы, чтобы сохранить доступ на рынок и не потерять конкурентоспособность. Другие же производства зачастую продолжают работать по старинке. В целом отечественной промышленности необходима масштабная «зеленая» модернизация, уверен замглавы Минприроды Мурад Керимов, и основой ее должна стать реформа на основе принципов НДТ и технологического нормирования предприятий.

Законодательное деление

Переход к реформе был закреплен 21 июля 2014 года федеральным законом № 219-ФЗ. Он предусматривает разделение предприятий на четыре категории в соответствии с уровнем оказываемого воздействия на окружающую среду и выдачу комплексных экологических разрешений (КЭР). При этом для первой категории, то есть самых «грязных» производств, выдача КЭР будет сопровождаться утверждением программы модернизации на основе НДТ. Принудительное внедрение «чистых» технологий должно привести к уменьшению объемов выбросов и сбросов, минимизировать образование отходов и привести к постепенному закрытию устаревших производств, но с учетом интересов бизнеса и максимальной экономической эффективностью.

Что же понимается под наилучшими и особенно доступными технологиями? Закон определяет их как «технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, включая системы экологического и энергетического менеджмента, а также проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и оборудования, обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства по сравнению с применяемыми, и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения». Проще говоря, речь идет о поиске баланса между снижением нагрузки на окружающую среду (свести загрязнения к минимуму) и рентабельностью производства (изготовить продукт как можно дешевле).

От нормативов — к лучшим практикам

Понятие «наилучшие доступные технологии без чрезмерных затрат» впервые было зафиксировано в 1984 году европейской директивой рабочей группы по атмосферному воздуху. Позднее оно было переосмыслено и расширено в рамках директивы по комплексному предупреждению и контролю загрязнений 1996 года, устанавливающей предельные значения негативного воздействия на окружающую среду для воздуха, воды и почвы. Тогда же начали разрабатываться и общеевропейские отраслевые справочники НДТ. При подготовке российской реформы существующие европейские разработки активно использовались, однако корректировались под отечественные условия: учитывались текущее положение дел в отраслях, доступное сырье, оборудование и технологии, климатические и социально-экономические особенности страны. «Опыт Европы показал, что за 30 лет можно построить устойчивую систему, в которой промышленное производство будет расти, а эмиссии — снижаться», — говорит Михаил Бегак, заместитель председателя технического комитета по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» (ТК 113). По его словам, переход на принципы НДТ — это не разовое действие, а процесс, результатом которого должно стать существенное уменьшение эмиссий.

Для каждой отрасли перечень практик, соответствующих принципам НДТ, закрепляется соответствующим справочником. Их разработкой занимались профильные органы власти при участии представителей бизнеса и экологов, поэтому получившиеся документы носят довольно компромиссный характер, говорит первый заместитель генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию» Вадим Куликов. К концу 2017 года 51 запланированный нормативный документ был утвержден. Помимо «вертикальных», отраслевых справочников, положения которых обязательны к исполнению, в их число вошли также «горизонтальные», или межотраслевые. Они носят рекомендательный характер и содержат список лучших практик на всех этапах производства.

Вместо традиционного перечня нормативных требований по допустимой концентрации загрязняющих веществ справочники содержат детальное описание всего производственного цикла для каждой отрасли, начиная с выбора сырья и оборудования и заканчивая утилизацией отходов. В них включены также лучшие управленческие практики и экономические показатели, сформулированы главные экологические проблемы для каждой отрасли и эффективные методы их решения. «Важно понимать, что справочники — это рамки, а не догма. Они могут сужаться с точки зрения нормативов и пересматриваться со временем», — подчеркивает Вадим Куликов.

В то же время надзорные органы больше не будут контролировать сотни разнообразных показателей загрязнений — вместо этого для каждой отрасли будут определены 10−15 ключевых индикаторов. Более того, такой контроль планируется сделать дистанционным — для этого предприятия обяжут установить датчики, автоматически передающие информацию надзорным службам. В целом эти нововведения вписываются в общий тренд реформы контрольно-надзорной сферы в РФ, предусматривающий внедрение риск-ориентированного подхода (то есть повышенного внимания к бизнесу, имеющему высокий риск нарушений при сокращении нагрузки на тех участников рынка, чрезмерный ущерб от деятельности которых маловероятен) и сокращение прямого взаимодействия инспекторов и предпринимателей в пользу дистанционного контроля и добровольной саморегуляции.

Фактически это становится также переходом к экоменеджменту, то есть включением системы управления экологическими рисками, энерго— и ресурсоэффективностью предприятия в его бизнес-модель. Речь идет не об умозрительных нормативах, а о конкретных практиках, зарекомендовавших себя у компаний — лидеров отрасли. В фокусе же внимания властей оказывается не увеличение сбора штрафов за нарушения, а «дотягивание» уровня отстающих предприятий до приемлемых показателей и вытеснение производств, не подлежащих модернизации.

Основной этап реформы

Утверждение всех справочников по НДТ знаменует собой переход ко второму этапу реформы. В течение 2018 года предполагается определить процедуру выдачи КЭР и разработать и утвердить соответствующие правовые акты. С 2019 по 2021 год их обязаны будут получить 300 предприятий первой категории — в этот список вошли угле-, газо— и нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия, компании, занимающиеся добычей и обработкой цветных и черных металлов, различные химические производства, включая производителей удобрений и фармацевтической продукции. Процедура выдачи КЭР будет занимать четыре месяца, а в состав рассматривающей заявку экспертной комиссии будут включаться не только представители органов власти, но и специалисты по охране природы и НДТ.

Предприятия, которые не смогут получить КЭР в установленный срок, не смогут продолжать работу, все новые заводы должны будут изначально соответствовать стандартам НДТ. До 2025 года КЭР обязаны будут получить уже все предприятия, чья деятельность попадает в поле применения НДТ. По оценке Михаила Бегака, сейчас требованиям справочников удовлетворяют 70−75% предприятий, остальным же придется подтягиваться. Лидерам же волноваться не о чем. «Мы провели уже с десяток деловых игр, посвященных выдаче КЭР. Результаты показывают, что для ведущих предприятий проблем с получением разрешений не будет», — отмечает эксперт.

По словам главы Минприроды Сергея Донского, полный переход на принципы НДТ может занять до 14 лет, результатом этих мер должно стать снижение воздействия на окружающую среду на 75−80%. Для стимулирования этого процесса предусмотрены налоговые льготы и санкции для нарушителей — резкое повышение платы за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных нормативов. Таким образом, исполнение требований должно стать выгоднее нарушений — тогда как сейчас штрафы за нарушение природоохранного законодательства во многих случаях остаются символическими. Впрочем, многие компании начинают внедрение новых технологий, не дожидаясь часа икс, — только в 2017 году крупные компании подписали с Росприроднадзором 50 соглашений по модернизации производства и внедрению НДТ на общую сумму 112,5 млрд руб.

Следующим этапом реформы должно стать создание справочников не по отраслям, а по конкретным технологиям, и здесь потребуется выработать механизмы, позволяющие оценивать не только отдельные этапы производства, но и соответствие проекта в целом заданным критериям. По словам Вадима Куликова, это должно быть сделано в течение 2018 года.

Впрочем, технологическое развитие не стоит на месте. Чтобы справочники не превратились из двигателя прогресса в препятствие на его пути, их необходимо регулярно пересматривать. Согласно закону это должно происходить раз в десять лет. Однако в действительности для ряда отраслей этот процесс будет идти быстрее, уверен Михаил Бегак. Бюро НДТ не стало распускать группы специалистов, разрабатывающих справочники, и они уже работают над новой версией справочника по целлюлозно-бумажной промышленности. В ближайшие три-четыре года могут быть пересмотрены справочники и по другим отраслям, полагает эксперт. По мнению же Вадима Куликова, пересмотр справочников должен проводиться, когда есть соответствующая инициатива со стороны бизнеса или государства. Кроме того, поскольку речь идет не только о наилучших, но и о доступных технологиях, со временем в них могут быть закреплены и требования по локализации.


Справочник наилучших доступных технологий имеет комплексный характер в части методов управления, технического и технологического описания обращения с различными видами отходов, включая твердые бытовые отходы (ТБО).

В процессе работы над справочником наилучших доступных технологий осуществлялся перевод и реферирование европейских технических справочников BREF, директив Совета Европы в сфере обращения с отходами и иных зарубежных источников, содержащих информацию о механизмах применения принципа наилучших доступных технологий.

Термин «наилучшие доступные технологии» (Best Available Techniques, BAT ) появился в странах ЕС с принятием Директивы Совета Европы 96/61/EC о комплексном контроле и предотвращении загрязнений (IPPC ). В соответствии с Директивой, НДТ – самые эффективные на сегодняшний день производственные процессы и методы, позволяющие предотвратить или уменьшить негативное влияние человека на окружающую среду до допустимого уровня. Опыт европейских и других зарубежных стран показывает, что применение НДТ позволяет перейти на более экологически и экономически эффективные методы технического регулирования и нормирования загрязнения окружающей среды.

Зарубежные специальные технические справочники по НДТ (BREF) содержат свод информации о современных установках, в том числе в сфере обращения с отходами. В справочники BREF на основе всестороннего анализа включаются опробованные в различных странах и получившие практическое подтверждение своей эффективности установки и технологии.

Настоящий справочник НДТ по обращению с отходами составлен в 3 частях. Части 1 и 2 посвящены НДТ для обращения с отходами различными методами, за исключением специальных технологий по сжиганию, в части 3 представлены НДТ для сжигания отходов. НДТ для обращения с отходами и НДТ для сжигания отходов составлены на основе отдельных европейских справочников, т.е. принята структура, аналогичная сложившейся в странах ЕС. Организационно-техническая и эколого-экономическая информация, содержащаяся в справочнике, адаптирована для применения в Российской Федерации.

Справочник имеет комплексный характер в части методов управления, технического и технологического описания обращения с различными видами отходов, включая твердые бытовые отходы (ТБО).

В процессе работы над справочником осуществлялся перевод и реферирование европейских технических справочников BREF, директив Совета Европы в сфере обращения с отходами и иных зарубежных источников, содержащих информацию о механизмах применения принципа НДТ.

При описании каждой технологии даётся комплексная оценка воздействия на окружающую среду, приводятся эксплуатационные характеристики, техническая и экономическая применимость, особенности регулирования.

Справочник НДТ по обращению с отходами производства и потребления рекомендуется для использования на предприятиях, являющихся образователями и/или переработчиками отходов.


3-х томное издание "Справочник наилучших доступных технологий по обращению с отходами"

1. Наилучшие доступные технологии для обращения с отходами. Установки и процессы 7
1.1. Обращение с отходами 7
1.1.1. Цель обращения с отходами 7
1.1.2. Установки для обращения с отходами 7
1.1.2.1. Мусороперегрузочные станции 9
1.1.2.2. Установки, включающие биологическую переработку отходов 11
1.1.2.3. Установки для физико-химической очистки сточных вод 13
1.1.2.4. Установки для переработки золы от сжигания и остатков от очистки дымовых газов 15
1.1.2.5. Установки для переработки отходов, загрязненных РСВ (полихорбифенилами) 15
1.1.2.6. Установки для переработки отработанных масел 15
1.1.2.7. Установки для переработки отработанных растворителей 21
1.1.2.8.Установки для переработки отработанных катализаторов, отходов от оборудования для снижения загрязнений и других неорганических отходов 22
1.1.2.9. Установки для переработки активированного угля и смол 23
1.1.2.10. Установки для переработки отработанных кислот и оснований 25
1.1.2.11. Установки для переработки загрязненной древесины 26
1.1.2.12. Установки для приготовления топлива из отходов 26
1.1.3. Экономические и институциональные аспекты сектора обращения с отходами 32
1.1.4. Общие проблемы окружающей среды, относящиеся к установкам, на которых перерабатываются отходы 35
1.2.1. Общие технологии, применяемые в секторе 43
1.2.1.1. Прием, приемлемость, возможность контроля и гарантия качества 43
1.2.1.2. Способы управления рисками 49
1.2.1.3. Энергетические системы 49
1.2.1.4. Хранение и манипулирование 50
1.2.1.5. Смешивание и приготовление смесей 55
1.2.1.6. Вывод из эксплуатации 58
1.2.1.7. Переработка мелких фракций 59
1.2.1.8. Уменьшение размеров 59
1.2.1.9. Другие общие способы 60
1.2.1.10. Примеры установок для обращения с отходами, применяющих только общие способы обработки 61
1.2.2. Биологическая обработка отходов 63
1.2.2.1. Анаэробное сбраживание 64
1.2.2.2. Механико-биологическая обработка 67
1.2.2.3. Биологическая обработка, применяемая для загрязненных почв 70
1.2.3. Физико-химическая переработка отходов 72
1.2.3.1. Физико-химическая обработка сточных вод 72
1.2.3.2. Типовые процессы, используемые при физико-химической обработке сточных вод 76
1.2.3.3. Физико-химическая обработка твердых отходов и избыточного ила 79
1.2.3.3.1. Экстракция и сепарация 80
1.2.3.3.2. Термическая обработка 80
1.2.3.3.3. Механическая сепарация 81
1.2.3.3.4. Кондиционирование 82
1.2.3.3.5. Иммобилизация 83
1.2.3.3.6. Обезвоживание 86
1.2.3.3.7. Высокотемпературная сушка 87
1.2.3.3.8. Сушильные установки с термической перегонкой 88
1.2.3.3.9. Термодесорбция 90
1.2.3.3.10. Паровая экстракция 91
1.2.3.3.11. Экстрагирование растворителем 91
1.2.3.3.12. Извлечение грунта и удаление загрязненной почвы 93
1.2.3.3.13. Промывка почвы 93
1.2.3.3.14. Обработка асбеста 95
1.2.3.3.15. Обработка нелетучего остатка 95
1.2.3.4. Типовые процессы, используемые при физико-химической обработке твердых отходов и осадков 97
1.2.3.5. Физико-химическая обработка других отходов 99
1.2.4. Обработка, применяемая главным образом для утилизации материалов из отходов 101
1.2.4.1. Регенерация отработанных масел 101
1.2.4.1.1. Предварительная обработка отработанных масел 103
1.2.4.1.2. Очистка отработанных масел 105
1.2.4.1.3. Фракционирование отработанных масел 105
1.2.4.1.4. Финишная обработка отработанных масел 106
1.2.4.1.5. Технологии, используемые для регенерации отработанных масел 107
1.2.4.2. Восстановление отработанных растворителей 110
1.2.4.3. Восстановление отработанных катализаторов и утилизация отходов, образующихся при очистке дымовых газов 113
1.2.4.4. Восстановление активированного угля 115
1.2.4.5. Восстановление смол 116
1.2.4.6. Восстановление отработанных кислот и оснований 116
1.2.4.6.1. Восстановление отработанной серной кислоты 116
1.2.4.6.2. Восстановление отработанной соляной кислоты 118
1.2.4.7. Переработка твердых фотографических отходов 118
1.2.4.8. Переработка жидких фотографических отходов 118
1.2.5. Виды переработки, предназначенные главным образом для производства материалов, используемых в качестве топлива 120
1.2.5.1. Приготовление твердого топлива главным образом из твердых отходов 121
1.2.5.1.1. Приготовление твердого топлива с помощью механической (и биологической) обработки из неопасных отходов 121
1.2.5.2. Приготовление эмульсий из жидких/полужидких опасных отходов 127
1.2.5.2.1. Обработка отработанных масел для использования в качестве топлива 129
1.2.5.2.2. Непосредственное сжигание отработанных масел 130
1.2.5.2.3. Умеренная переработка отработанных масел 131
1.2.5.2.4. Интенсивная переработка отработанных масел 133
1.2.5.2.5. Термический крекинг 136
1.2.5.2.6. Гидроочистка 138
1.2.5.2.7. Производство биодизельного топлива из растительных отработанных масел 138
1.2.5. Приготовление газообразного топлива из отходов 139
1.2.6. Технологии контроля и снижения негативных воздействий на окружающую среду 139

2. Наилучшие доступные технологии для обращения с отходами. Потребление и воздействие 140
2.1. Уровни потребления ресурсов и негативного воздействия 140
2.1.1. Уровни потребления и воздействия при обычных процессах обработки отходов 144
2.1.1.1. Поступающие отходы 144
2.1.1.2. Потребление ресурсов и реагентов 145
2.1.1.3. Негативные воздействия при обычных видах переработки 146
2.1.1.4. Целевые отходы от общих видов обработки отходов 160
2.1.2. Уровни потребления и воздействия при биологической обработке отходов 160
2.1.2.1. Поступающие отходы 160
2 1.2.2. Потребление ресурсов и реагентов при биологической обработке отходов 163
2.1.2.3. Негативные воздействия при биологической обработке отходов 165
2.1.2.4. Целевые отходы после биологической переработки 180
2.1.3. Уровни потребления и воздействия при физико-химической обработке отходов 185
2.1.3.1. Поступающие отходы 185
2.1.3.2. Потребление ресурсов и реагентов при физико-химической обработке 192
2.1.3.3. Негативные воздействия при физико-химической обработке отходов 198
2.1.3.3.1. Негативные воздействия при физико-химической очистке сточных вод 198
2.1.3.3.2. Негативные воздействия при физико-химической обработке твердых отходов и осадков 206
2.1.3.3.3. Негативные воздействия при обработке специальных отходов 213
2.1.3.3.4. Целевые отходы после физико-химической обработки 215
2.1.4. Уровни потребления и воздействия от методов обработки отходов, применяемых главным образом для утилизации содержащихся в них материалов 221
2.1.4.1. Поступающие отходы, используемык для получения рециклированного материала 221
2.1.4.2. Потребление ресурсов и реагентов в процессах обработки отходов, проводимых с целью получения рециклируемых материалов 230
2.1.4.3. Негативные воздействия в процессах обработки отходов, проводимых с целью получения рециклируемых материалов 236
2.1.4.3.1. Негативные воздействия от регенерации отработанных масел 236
2.1.4.3.2. Негативные воздействия от регенерации отработанных растворителей 252
2.1.4.3.3. Негативные воздействия от регенерации отработанных катализаторов 256
2.1.4.3.4. Негативные воздействия от очистки и регенерации углерода 257
2.1.4.3.5. Негативные воздействия от регенерации ионообменных смол 260
2.1.4.3.6. Негативные воздействия от обработки отработанных кислот и оснований 261
2.1.4.3.7. Негативные воздействия от переработки фотографических отходов 261
2.1.4.4. Целевые отходы (продукты) от обработки с целью рециклинга/регенерации 262
2.1.5. Уровни потребления и воздействия для методов обработки отходов, применяемых с целью производства топлив 267
2.1.5.1. Поступающие отходы, используемые для подготовки топлив 267
2.1.5.2. Потребление ресурсов и реагентов в процессах, используемых для приготовления топлива из отходов 275
2.1.5.3. Негативные воздействия при приготовлении топлива из отходов 278
2.1.5.4. Топливо, приготовленное из отходов 291
2.1.5.4.1. Топливо, приготовленное из твердых коммунальных отходов 292
2.1.5.4.2. Технические условия на топливо из отходов, используемое в цементных печах 294
2.1.5.4.3. Отработанные масла, используемые в качестве топлива 298
2.1.5.4.4. Системы гарантии качества 301
2.1.6. Уровни потребления и воздействия от используемых в сфере обработки отходов систем очистки продуктов сгорания, сточных вод и образующихся твердых отходов 305
2.2. Экологический мониторинг 309

Содержание 2-ого тома
3. Наилучшие доступные технологии для обращения с отходами. Способы и технологии 9
3.1. Технологии, рассматриваемые при определении НДТ 9
3.1.1. Обычные технологии, рассматриваемые при определении НДТ 11
3.1.1.1. Определение характеристик состава отходов 11
3.1.1.2. Процедура предварительной приемки для оценки того, пригодны ли отходы для хранения и (или) переработки на установке 16
3.1.1.3. Процедуры соответствия при приемке отходов на установки для обращения с ними 20
3.1.1.4. Отбор проб 24
3.1.1.5. Приемные устройства 27
3.1.2. Системы управления 31
3.1.2.1. Способы для определения типа переработки отходов, применяемых для каждого типа отходов 31
3.1.2.2. Гарантированная поставка отходов 32
3.1.2.3. Способы повышения возможности контроля движения отходов 33
3.1.2.4. Повышение эффективности переработки отходов 36
3.1.2.5. Способы управления 37
3.1.2.6. Идентификация экономики масштаба и синергии 38
3.1.2.7. Предоставление полных подробностей о проводимой деятельности 39
3.1.2.8. Инструменты управления качеством окружающей среды 41
3.1.2.9. Содействие надлежащему сотрудничеству между производителем и владельцем отходов 50
3.1.2.10. Использование квалифицированного персонала на объектах 51
3.1.3. Управление коммунальными услугами и сырьем 52
3.1.3.1. Распределение потребления и генерации энергии по источникам 52
3.1.3.2. Использование (экологически) чистых топлив 53
3.1.3.3. Использование отходов в качестве топлива 54
3.1.3.4. Меры для повышения эффективности использования энергии 55
3.1.3.5. Выбор сырья 58
3.1.3.6. Способы снижения водопотребления и предотвращения загрязнения воды 60
3.1.4. Хранение и манипулирование 63
3.1.4.1. Обычные способы, применяемые для хранения отходов 64
4.1.4.2. Способы хранения барабанов и других контейнизированных отходов 67
3.1.4.3. Способы для улучшения обслуживания при хранении 69
3.1.4.4. Обваловка для хранения жидкостей 70
3.1.4.5. Ограничение использование емкостей с открытой крышкой, сосудов или ям 71
3.1.4.6. Общие способы, применяемые для манипуляций с отходами 71
3.1.4.7. Манипуляции с твердыми отходами 74
3.1.4.8. Деятельность по манипулированию, связанная с перемещением из бочек и контейнеров 75
3.1.4.9. Автоматическая разгрузка бочек 76 3.1.4.10. Способы для улучшения управления запасами при хранении 77
3.1.4.11. Компьютерное управление в зонах многоярусного хранения опасных отходов 79
3.1.4.12. Маркировка резервуаров и технологической обвязки 80
3.1.4.13. Проведение тестов на совместимость перед перемещением 81
3.1.4.14. Раздельное хранение 84
3.1.5. Проверка на разделение и совместимость 85
3.1.6. Способы для улучшения экологической ситуации с помощью обычных методов 90
3.1.6.1. Способы для снижения выбросов от деятельности при дроблении и измельчении бочек 90
3.1.6.2. Способы снижения выбросов от процессов промывки 92
3.1.7. Способы для предотвращения аварий и их последствий 93
3.1.8. Способы для снижения шума и вибрации 98
3.1.9. Способы вывода из эксплуатации 99
3.2. Способы, рассматриваемые при биологической обработке 100
3.2.1. Выбор соответствующей биологической обработки 100
3.2.2. Специальные способы хранения и манипулирования для биологической обработки 102
3.2.3. Выбор исходного сырья для биологических систем 105
3.2.4. Обычные способы для анаэробного сбраживания 106
3.2.5. Увеличение времени пребывания в процессах анаэробного сбраживания 109
3.2.6. Способы снижения выбросов при использовании биогаза в качестве топлива 109
3.2.7. Повышение эффективности использования энергии электрических генераторов и систем анаэробного сбраживания 111
3.2.8. Способы улучшения механико-биологической обработки 112
3.2.9. Аэробное разложение суспензий 116
3.2.10. Контроль аэрации при биологическом разложении 117
3.2.11. Управление отработанными газами в МВТ 118
3.2.12. Способы уменьшения выбросов для биологической обработки 120
3.3. Способы физико-химической обработки 120
3.3.1. Способы, используемые на установках для физико-химической очистки сточных вод 121
33.1.1. Планирование работы установок для физико-химической переработки 121
33.1.2. Технологии для физико-химических реакторов 122
3.3.1.3. Нейтрализация 124
3.3.1.4. Осаждение металлов 125
3.3.1.5. Разрушение эмульсии 128
3.3.1.6. Окисление/восстановление 129
3.3.1.7. Технологии обработки отходов, содержащих цианиды 130
3.3.1.8. Технологии обработки отходов, содержащих соединения шестивалентного хлора 131
3.3.1.9. Технологии очистки сточных вод, загрязненных нитритами 131
3.3.1.10. Обработка фенольных растворов с помощью окисления 132
3.3.1.11. Технологии для отходов, содержащих аммиак 132
3.3.1.12. Фильтрация 133
3.3.1.13. Флотация 134
3.3.1.14. Ионообменные процессы 134
3.3.1.15. Ультрафильтрация через полунепроницаемую мембрану 135
3.3.1.16. Осаждение 137
3.3.1.17. Просеивание 138
3.3.1.18. Экстрагирование растворителем 139
3.3.1.19. Технологии очистки сточных вод, содержащих драгоценные металлы 140
3.3.1.20. Технология очистки морских сточных вод 141
3.3.1.21. Способы снижения выбросов, применяемые на установках для физико-химической переработки 143
3.3.2. Способы физико-химической переработки твердых отходов и осадков 145
3.3.2.1. Предварительная обработка перед иммобилизацией 145
3.3.2.2. Лабораторная деятельность 146
3.3.2.3. Иммобилизация 148
3.3.2.4. Цементирование 152
3.3.2.5. Использование других реагентов в процессе иммобилизации 155
3.3.2.6. Стабилизация фосфатами 157
3.3.2.7. Термическая переработка твердых отходов 158
3.3.2.8. Утилизация солей с помощью растворения/испарения 160
3.3.2.9. Экстрагирование кислотой 162
3.3.2.10. Извлечение грунта и удаление загрязненной почвы 164
3.3.2.11. Термодесорбция почвы 164
3.3.2.12. Экстракция паром 167
3.3.2.13. Промывка почвы 167
3.3.2.14. Экстрагирование растворителем 169
3.3.2.15. Испарение 169
3.3.2.16. Очистка и рециклинг отходов очистки дымовых газов 171
3.3.3. Физико­химическая переработка специальных отходов 173
3.3.3.1. Переработка масел, загрязненных РСВ 173
3.3.3.2. Термохимическая конверсия отходов асбеста 173
3.3.3.3. Переработка отходов, содержащих ртуть 175
3.4. Технологии, рассматриваемые при переработке, применяемой главным образом для утилизации материалов из отходов 177
3.4.1. Отработанные масла 177
3.4.1.1. Общие технологии для повышения выхода при регенерации 177
3.4.1.2. Выбор отработанных масел для регенерации 178
3.4.1.3. Процесс дистилляции/очистки глиной 179
3.4.1.4. Дистилляция и химическая переработка или экстрагирование растворителем 180
3.4.1.5. Процесс экстрагирования растворителем и дистилляции 180
3.4.1.6. Пленочный испаритель и различные финишные процессы 181
3.4.1.7. Термический процесс деасфальтизации 182
3.4.1.8. Рециклинг при очистке смазочных масел 183
3.4.1.9. Гидрообработка 183
3.4.1.10. Процесс гидрирования с непосредственным контактом 185
3.4.1.11. Экстрагирование растворителем 185
3.4.1.12. Обработка едким натрием и отбеливающей глиной 186
3.4.1.13. Обработка на нефтеперегонном заводе 186
3.4.1.14. Регулирование водного режима на установках для регенерации отработанных масел 188
3.4.1.15. Обращение с отходами на установках для регенерации отработанных масел 193
3.4.2. Отработанные растворители 193
3.4.2.1. Выбор отработанных растворителей для рециклинга 193
3.4.2.2. Усовершенствование обработки отработанных растворителей с помощью регенерации 194
3.4.2.3. Очистка сточных вод на установках с отработанными растворителями 195
3.4.2.4. Испарение остатков дистилляции 197
3.4.2.5. Полная автоматизация сжигания остатков 197
3.4.3. Отработанные катализаторы 198
3.4.3.1. Общие способы, используемые при переработке отработанных катализаторов 198
3.4.3.2. Повышение управляемости процессом 199
3.4.3.3. Способы борьбы с загрязнениями, используемые в секторе регенерации отработанных катализаторов 200
3.4.4. Активированный уголь 200
3.4.4.1. Выбор печи, используемой для регенерации отработанного активированного угля 200
3.4.4.2. Очистка дымовых газов 202
3.4.4.3. Установки для очистки сточных вод 204 3.4.4.4. Способы контроля загрязнений, применимые для регенерации активированного угля 205
3.4.5. Регенерация смол 206
3.4.5.1. Способы регенерации смол 206
3.4.5.2. Способы контроля загрязнений, применимые для активированного угля и для регенерации смол 206
3.5. Способы, рассматриваемые для подготовки отходов, используемых в качестве топлива 206
3.5.1. Повышение знаний о подготовке топлива из твердых отходов 207
3.5.2. Подготовка различных типов топлива из отходов 208
3.5.3. Способы приготовления топлива из твердых отходов 209
3.5.3.1. Выбор способов, используемых для приготовления топлива из твердых отходов 209
3.5.3.2. Сушка топлива из твердых отходов 210
3.5.3.3. Магнитная сепарация черных металлов 211
3.5.3.4. Сепарация цветных металлов 213
3.5.3.5. Сепарация всех металлов 214
3.5.3.6. Положительная и отрицательная сортировка 214
3.5.3.7. Использование пневматических систем для уменьшения размеров 215
3.5.3.8. Барабанный грохот 216
3.5.3.9. Усовершенствование пылевых фильтров в циклонах воздушных сепараторов 217
3.5.3.10. Спектроскопия в ближней инфракрасной области 217
3.5.3.11. Автоматизированный отбор 219
3.5.3.12. Гранулирование и брикетирование 219
3.5.3.13. Криогенное измельчение 220
3.5.4. Способы приготовления жидкого топлива из отходов 221
3.5.4.1. Общие способы приготовления жидкого топлива из отходов 221
3.5.4.2. Термический крекинг отработанных масел 222
3.5.4.3. Ультрафильтрация через полупроницаемую мембрану как умеренный вид переработки отработанных масел 224
3.5.5. Приготовление газообразного топлива из отходов 224
3.5.6. Способы предотвращения и подавления выбросов, применяемые при приготовлении топлива из опасных отходов 225
3.6. Очистка отходящих газов 226
3.6.1. Различные способы предотвращения 226
3.6.2. Программа детектирования и устранения утечек 229
3.6.3. Циклоны 230
3.6.4. Электростатические пылеуловители (ESP) 231
3.6.5. Рукавные фильтры 231
3.6.6. Пластинчатые сепараторы 233
3.6.7. Адсорбция 233
3.6.8. Конденсация 237
3.6.9. Временные и долговременные вспененные материалы 239
3.6.10. Биофильтры 240
3.6.11. Мокрая газоочистка 248
3.6.12. Химическая газоочистка 251
3.6.13. Окислительные процессы низкой интенсивности 251
3.6.14. Сжигание 252
3.6.15. Комбинированное сжигание 254
3.6.16. Каталитическое сжигание 255
3.6.17. Регенеративный каталитический окислитель 258
3.6.18. Регенеративный каталитический окислитель 259
3.6.19. Окислительная обработка 262
3.6.20. Нетермическая плазменная обработка 263
3.6.21. Способы подавления выбросов оксидов азота 263
3.6.22. Способы уменьшения запахов 264
3.6.23. Уменьшение запахов на установках для биологической обработки 265
3.6.24. Некоторые примеры очистки отходящих газов, применяемые для различных видов обращения с отходами 267
3.6.25. Некоторые примеры комбинированной очистки отработанного воздуха 268
3.6.26. Некоторые примеры сравнения способов подавления выбросов, применяемых при приготовлении топлива из опасных отходов 269
3.7. Удаление и очистка сточных вод 269
3.7.1. Удаление и очистка сточных вод в секторе обращения с отходами 270
3.7.2. Параметры, рассматриваемые перед смешиванием сточных вод 274
3.7.3. Первичная очистка сточных вод 275
3.7.4. Вторичная очистка сточных вод 276
3.7.5. Третичная очистка сточных вод 278
3.7.6. Окончательная очистка сточных вод 279
3.7.6.1. Испарение 281
3.7.6.2. Адсорбция 282
3.7.6.3. Ультрафильтрация через полупроницаемую мембрану 283
3.7.7. Компоненты отчетности в стоках, образующихся на установках по обращению с отходами 288
3.7.8. Примеры некоторых установок для очистки сточных вод в секторе 291
3.8. Управление остатками 291
3.8.1. План управления отходами 292
3.8.2. Способы предотвращения загрязнения почвы 294
3.8.3. Способы снижения накапливания остатков в установке 296
3.8.4. Содействие внешнему обмену остатками 297

Содержание 3-его тома
4. Наилучшие доступные технологии для сжигания 7
4.1 Технологии, рассматриваемые при определении НТД 7
4.1.1. Общая практика, применяемая перед термическим обезвреживанием 9
4.1.1.1. Пригодность технологической схемы для принимаемых отходов 9
4.1.1.2. Общие принципы эксплуатации 10
4.1.1.3. Контроль качества поступающих отходов 10
4.1.1.3.1. Установление входных ограничений и идентификация ключевых рисков 10
4.1.1.3.2. Связь с поставщиками отходов для улучшения контроля качества поступающих отходов 12
4.1.1.3.3. Контроль качества загружаемых отходов на участке установки для сжигания отходов 13
4.1.1.3.4. Проверка, отбор проб и испытания поступающих отходов 14
4.1.2. Термическая переработка 17
4.1.2.1. Выбор технологии сжигания 17
4.1.2.2. Использование моделирования потоков 18
4.1.2.3. Характеристики конструкции камеры горения 23
4.1.2.4. Конструирование для повышения турбулентности в камере вторичного сгорания 24
4.1.2.5. Использование непрерывной работы вместо периодического процесса 25
4.1.2.6. Выбор и использование подходящих систем контроля и параметров горения 26
4.1.2.7. Использование инфракрасных камер для мониторинга и контроля горения 28
4.1.2.8. Оптимизация стехиометрии подаваемого воздуха 30
4.1.2.9. Оптимизация и распределение подачи первичного воздуха 31
4.1.2.10. Подогрев первичного и вторичного воздуха 32
4.1.2.11. Инжекция вторичного воздуха, оптимизация и распределение 32
4.1.2.12. Замена части вторичного воздуха рециркуляцией дымовых газов 33
4.1.2.13. Применение воздуха, обогащенного кислородом 34
4.1.2.14. Охлаждение колосниковых решеток 37
4.1.2.15. Водоохлаждаемые вращающиеся печи 38
4.1.2.16. Сжигание при повышенной температуре (с выпуском шлака) 39
4.1.2.17. Повышение перемешивания и времени пребывания отходов в печи 41
4.1.2.18. Регулирование производительности для поддержания хорошего сгорания и условий сжигания 43
4.1.2.19. Оптимизация времени, температуры, турбулентности газов в зоне сжигания и концентрации кислорода 43
4.1.2.20. Использование автоматически работающих вспомогательных горелок 48
4.1.2.21. Уменьшение количества отсева на колосниковой решетке и (или) возврат охлажденного отсева в камеру сгорания 49
4.1.2.22. Защита мембранной сетки котла­утилизатора и радиационной секции огнеупорными материалами 50
4.1.2.23. Использование низких скоростей газа в котле­утилизаторе и включение радиационной секции перед конвективной секцией котла­утилизатора 52
4.1.2.24. Определение теплоты сгорания отходов и использование ее в качестве параметра регулирования горения 53
4.1.2.25. Горелки с низкими выбросами NOx для жидких отходов 53
4.1.2.26. Газификация в кипящем слое 54
4.1.2.27. Высокотемпературное сжигание синтез¬газа после газификации с плавкой золы 57
4.1.3. Утилизация энергии 60
4.1.3.1. Оптимизация общей энергоэффективности и утилизации энергии 60
4.1.3.2. Снижение потерь энергии: потери с дымовыми газами 70
4.1.3.3. Повышение степени сжигания отходов 71
4.1.3.4 Снижение объемов избыточного воздуха 72
4.1.3.5 Меры по снижению других потерь энергии 72
4.1.3.6. Снижение общего потребления энергии в процессе 73
4.1.3.7. Выбор турбины 76
4.1.3.8. Повышенные параметры пара и применение специальных материалов для снижения коррозии в котлах-утилизаторах 78
4.1.3.9. Снижение давления в конденсаторе (т.е. повышение вакуума) 81
4.1.3.10. Выбор системы охлаждения 83
4.1.3.11. Оптимизация конструкции котла­утилизатора 84
4.1.3.12. Использование вертикально­водотрубного котла с полностью экранированной топкой и развитой конвективной испарительной поверхностью нагрева 85
4.1.3.13. Использование водяного экрана в радиационной секции 86
4.1.3.14. Использование пароперегревателя пластинчатого типа 86
4.1.3.15. Снижение температуры дымовых газов после котла­утилизатора 87
4.1.3.16. Использование скрубберов с конденсацией дымовых газов 89
4.1.3.17. Использование тепловых насосов для повышения утилизации тепла 91
4.1.3.18. Специальные конфигурации водо¬парового цикла с внешними энергоблоками 92
4.1.3.19. Эффективная очистка конвективных пучков 95
4.1.4. Очистка газов 96
4.1.4.1. Факторы, учитываемые при выборе систем очистки дымовых газов 96
4.1.4.1.1. Общие факторы 96
4.1.4.1.2. Оптимизация энергии 97
4.1.4.1.3. Общая оптимизация и подход “всей системы” 97
4.1.4.1.4. Выбор технологии для существующих или новых установок 98
4.1.4.2. Снижение выбросов пыли 98
4.1.4.2.1. Применение стадии предварительного обеспыливания перед другими видами очистки дымовых газов 98
4.1.2.2.2. Применение дополнительной системы доочистки дымовых газов 103
4.1.4.2.3. Применение двойного фильтрования 106
4.1.4.2.4. Выбор материалов рукавных фильтров 108
4.1.4.3. Снижение выбросов кислых газов 110
4.1.4.3.1. Системы мокрой очистки газов 110
4.1.4.3.2. Системы полусухой очистки 114
4.1.4.4.3. Промежуточные системы с добавкой некоторого количества воды и рециркуляцией остатков (системы быстрой очистки) 118
4.1.4.3.4. Системы сухой очистки дымовых газов 121
4.1.4.3.5. Выбор щелочного реагента 124
4.1.4.3.6. Добавка мокрой газоочистки в качестве системы доочистки дымовых газов после других процессов очистки 127
4.1.4.3.7. Рециркуляция остатков очистки дымовых газов в систему очистки 127
4.1.4.3.8. Прямая добавка щелочных реагентов к отходам (прямая десульфурация) 129
4.1.4.3.9. Использование мониторинга кислых газов для оптимизации процесса очистки дымовых газов 130
4.1.4.4. Снижение выбросов оксидов азота 132
4.1.4.4.1. Селективное каталитическое восстановление (СКВ) 132
4.1.4.4.2. Селективное некаталитическое восстановление (СНКВ) 139
4.1.4.4.3. Оптимизация выбора реагентов для восстановления NOx СНКВ 144
4.1.4.4.4. Замена вторичного воздуха рециркуляцией дымовых газов 145
4.1.4.5. Снижение выбросов PCDD/F 145
4.1.4.5.1. Первичные способы предотвращения образования PCDD/F 145
4.4.1. Принятая практика, применявшаяся до стадии термической обработки 146
4.4.2. Термическая переработка 146
4.4.3 Утилизация энергии 146
4.1.4.5.2. Предотвращение вторичного образования PCDD/F в системе газоочистки 146
4.1.4.5.3. Деструкция PCDD/F с использованием селективного каталитического восстановления (СКВ) 148
4.1.4.5.4. Деструкция PCDD/F с использованием каталитических рукавных фильтров 150
4.1.4.5.5. Деструкция PCDD/F с помощью повторного обжига абсорбентов 152
4.1.4.5.6. Адсорбция PCDD/F с помощью инжекции активированного угля или других реагентов 153
4.1.4.5.7. Адсорбция PCDD/F в неподвижном слое 154
4.1.4.5.8. Использование материалов, пропитанных углеродом, для адсорбции PCDD/F в мокрой газоочистке 156
4.1.4.5.9. Использование угольной суспензии в мокрой газоочистке 157
4.1.4.6. Снижение выбросов ртути 159
4.1.4.6.1. Мокрая газоочистка с низкой рН и добавка аддитивов 159
4.1.4.6.2. Впрыск активированного угля для адсорбции ртути 160
4.1.4.6.3. Использование скрубберов с конденсацией для доочистки дымовых газов 162
4.1.4.6.4. Отделение ртути с использованием смоляного фильтра 164
4.1.4.6.5. Инжекция хлорита для контроля элементарной ртути 164
4.1.4.6.6. Добавка перекиси водорода для мокрой газоочистки 165
4.1.4.6.7. Использование фильтров из активированного угля или кокса 165
4.1.4.7. Другие способы и вещества 166
4.1.4.7.1. Использование специальных реагентов для снижения выбросов йода и брома 166
4.1.5. Способы обработки твердых остатков 167
4.1.5.1. Улучшение дожигания шлака 168
4.1.5.2. Отделение шлака от остатков очистки дымовых газов 170
4.1.5.3. Отделение стадии отделения пыли от других стадий очистки дымовых газов 171
4.1.5.4. Сепарация металлов из шлака 172
4.1.5.5. Грохочение и дробление шлака 173
4.1.5.6. Обработка шлака с использованием старения 175
4.1.5.7. Обработка шлака с использованием систем сухого очистки 177
4.1.5.8. Обработка шлака с использованием систем мокрой очистки 179
4.1.5.9. Обработка шлака с помощью термических систем 181
4.1.5.10. Высокотемпературная вращающаяся печь (выпуск шлака) 183
4.1.5.11. Переработка остатков системы очистки дымовых газов 183
4.1.5.11.1. Цементирование остатков от очистки дымовых газов 183
4.1.5.11.2. Остекловывание и плавление остатков от очистки дымовых газов 186
4.1.5.11.3. Экстрагирование кислотой котельной и летучей золы 189
4.1.5.11.4. Обработка остатков от очистки дымовых газов, появляющихся в процессе очистки сухим бикарбонатом натрия, для использования в производстве кальцинированной соды 190
4.1.5.11.5. Обработка остатков от очистки дымовых газов, появляющихся в процессе очистки сухим бикарбонатом натрия, с использованием гидравлических вяжущих 192
4.2. Выводы по наилучшим доступным технологиям 193
4.2.1. Типичные НТД для сжигания всех отходов 198
4.2.2. Специальные НДТ для сжигания ТБО 219
4.2.3. Специальные НДТ для предварительной обработки или сжигания некоторых видов ТБО 220
4.2.4. Специальные НДТ для сжигания опасных отходов 221
4.2.5. Специальные НДТ для сжигания осадков сточных вод 223
4.2.6. Специальные НДТ для сжигания медицинских отходов 223

"СПРАВОЧНИК НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ"
распространяется только среди подписчиков журнала.

Укрепление экологической безопасности Российской Федерации, обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, равно как сохранение уникальных природных систем России для настоящего и будущих поколений является одной из важнейших задач государства. В Российской Федерации экологическая ситуация характеризуется как высоким уровнем текущего антропогенного воздействия на окружающую среду, так и значительной величиной накопленного экологического ущерба. В этой связи потребность в более совершенном подходе к правовому регулированию вопросов охраны окружающей среды назрела уже давно.

Одним из основных механизмов государственного регулирования охраны окружающей среды является система нормирования негативного воздействия. Не секрет, что эта система долгое время являлась одним из камней преткновения эффективной реализации государственной природоохранной политики.

В этой связи Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в течение двух с лишним лет велась работа по созданию прочной законодательной основы преодоления проблем в этой области. В итоге был подготовлен и 2 июля 2014 года принят Государственной Думой в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О нормировании»).

Он направлен на совершенствование правового регулирования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий.

Устанавливаемая Федеральным законом «О нормировании» система правового регулирования эффективно усиливает меры государственного управления и надзора в отношении предприятий, оказывающих максимальное воздействие на окружающую среду, при одновременном снятии излишних административных барьеров по отношению к остальным хозяйствующим субъектам.

Принимая во внимание новизну выбранного подхода к правовому регулированию соответствующих отношений в сфере охраны окружающей среды, считаю необходимым заострить внимание на основных положениях Федерального закона «О нормировании», которые позволят вывести российские предприятия на новый уровень экологической эффективности.

Понятийный аппарат

Совершенствование системы природоохранного и смежного законодательства, накопленный опыт правоприменительной практики, равно как развитие системы отношений в сфере взаимодействия общества и природы, вызвало необходимость закрепления новых и изменение прежних правовых понятий и определений.

При подготовке Федерального закона «О нормировании» была проведена комплексная ревизия понятийного аппарата, сведен к минимуму риск вольных толкований Федерального закона «Об охране окружающей среды», иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Уточнены понятия «нормативы в области охраны окружающей среды», «нормативы допустимых выбросов», «нормативы допустимых сбросов», «временно разрешенные выбросы», «контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)», «наилучшая доступная технология».

Введены понятия «временно разрешенные сбросы», «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду», «комплексное экологическое разрешение», «технологические нормативы», «технологические показатели», «технические нормативы», «стационарный источник загрязнения окружающей среды», «передвижной источник загрязнения окружающей среды».

Основные принципы охраны окружающей среды

Основываясь на Конституции Российской Федерации, в целях правовой имплементации общепринятых принципов международного природоохранного права в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплены основополагающие начала взаимоотношений в системе «человек – окружающая среда». Положения статьи призваны сориентировать граждан, юридических лиц, а также органы государственной власти в выборе наиболее экологически эффективных стратегий принятия управленческих и иных решений.

Не секрет, что в виду относительной декларативности формулировок ряд положений рассматриваемой статьи не в полной мере реализуют заложенный в них потенциал. Это, в том числе, относится и к одному из важнейших принципов охраны окружающей «загрязнитель платит», который в редакции Федерального закона от 12.03.2014 года № 27-ФЗ был отражен лишь как «платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде».

Федеральный закон «О нормировании», в целях усиления названного принципа, закрепил обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Расширение полномочий органов государственной власти

Принятие Федерального закона «О нормировании» неизбежно влечет за собой необходимость разработки и принятия целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. В этой связи необходимыми полномочиями наделяются соответствующие федеральные и региональные органы государственной власти.

Отдельно отмечу, что полномочия по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также по установлению временно разрешенных выбросов и сбросов на объектах регионального государственного экологического надзора закрепляются за субъектами Российской Федерации.

Дифференциация подхода к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности.

Федеральным законом «О нормировании» предусматривается разделение объектов хозяйственной и иной деятельности на 4 категории:

I – оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

II – оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

III – оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

IV – оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Полномочиями по установлению критериев отнесения объектов к той или иной категории наделено Правительство Российской Федерации. При этом объекту будет присваиваться конкретная категория в момент постановки его на государственный учет.

Новая система нормирования в области охраны окружающей среды

Во-первых, Федеральным законом ограничивается перечень загрязняющих веществ, в отношении которых будут применяться меры государственного регулирования (нормирование). С момента вступления в силу соответствующих положений Федерального закона закрытый перечень таких веществ будет устанавливаться Правительством Российской Федерации:

С учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;

С учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

При наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Во-вторых, основанием установления конкретных нормативов качества окружающей среды определены не только результаты лабораторных исследований, но также данные наблюдений за состоянием окружающей среды в отношении территорий и акваторий.

В-третьих, перечень нормативов допустимого воздействия на окружающую среду дополнен технологическими и техническими нормативами.

Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории. При этом устанавливаться они будут на основе технологических показателей наилучших доступных технологий. Такой порядок будет введен после разработки или пересмотра справочников наилучших доступных технологий.

Технические нормативы будут устанавливаться техническими регламентами в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды.

Наилучшие доступные технологии (НДТ)

Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение или минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом «О нормировании» области применения НДТ будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. При этом к таковым могут быть отнесены и оказывающая значительное негативное воздействие на окружающую среду хозяйственная и иная деятельность, а также технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В свою очередь, технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, будут определяться в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области уполномоченным органом исполнительной власти исходя из следующих критериев:

Наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

Экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации;

Применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

Период ее внедрения;

Промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Методические рекомендации по определению технологии в качестве «наилучшей доступной», как и соответствующие справочники НДТ, также будут разрабатываться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом справочники наилучших доступных технологий должны будут пересматриваться не реже 1 раза в 10 лет.

По истечении установленного Федеральным законом «О нормировании» переходного периода к 2018 году вступит в законную силу требование о проектировании, строительстве и реконструкции отнесенных к областям НДТ объектов с учетом технологических показателей НДТ. В отдельных случаях с 2020 года будет введен запрет выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который относится к областям применения наилучших доступных технологий.

Государственный экологический надзор

В соответствии с Федеральным законом «О нормировании» федеральный государственный экологический надзор будет организовываться и осуществляться на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и включенных в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, теперь определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Субъекты Российской Федерации будут организовывать и осуществлять государственный экологический надзор на объектах, не включенных в данный перечень.

В отношении объектов IV категории плановые проверки государственного экологического надзора не предусмотрены.

Комплексные экологические разрешения

В отношении объектов I категории Федеральный закон «О нормировании» предусматривает замену трех видов разрешительной документации (разрешения на выбросы, сбросы, размещение отходов) комплексным экологическим разрешением.

В случае невозможности соблюдения технологических нормативов, равно как нормативов допустимых выбросов или сбросов, у хозяйствующего субъекта возникает обязанность подачи совместно с заявкой на получение комплексного экологического разрешения дополнительно:

Проекта программы повышения экологической эффективности;

Планируемых временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, и на период реализации программы повышения экологической эффективности, а также после ее реализации.

Выдача комплексного разрешения отнесена к полномочиям определенного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. При этом в нем отражаются:

Технологические нормативы;

Нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I , II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

Нормативы допустимых физических воздействий;

Лимиты на размещение отходов производства и потребления;

Требования к обращению с отходами производства и потребления;

Программа производственного экологического контроля;

Срок действия комплексного экологического разрешения.

Необходимо заострить внимание на том, что комплексное экологическое разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, которые повлекли за собой изменение количественных или качественных показателей негативного воздействия на окружающую среду.

Декларации о воздействии на окружающую среду

В соответствии с Федеральным законом декларацию о воздействии на окружающую среду будут подавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, отнесенных ко II категории. Одновременно с декларацией хозяйствующие субъекты обязаны будут представить расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов.

При этом декларация может быть подана как на бумажном носителе, так и в электронной форме, с соответствующим уровнем защиты информации посредством цифровой подписи.

Необходимо отметить, что при условии неизменности технологических процессов основных производств, а также качественных и количественных характеристик негативного воздействия на окружающую среду, декларация должна будет подаваться 1 раз в семь лет.

Экономическое стимулирование

Федеральный закон «О нормировании» предусматривает направленную государственную поддержку хозяйствующим субъектам в целях повышения эффективности той их деятельности, которая осуществляется в целях охраны окружающей среды. При этом будет осуществляться содействие в:

Инвестировании внедрения НДТ и иных мер по снижению негативного воздействия;

Экологическом образовании и информационной поддержке мероприятий по снижению воздействия, использование возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов;

Разработке новых методов контроля загрязнения и иных эффективных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поддержка будет осуществляться посредством предоставления налоговых льгот, льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также государственных капиталовложений.

Государственная экологическая экспертиза

Одной из важнейших целей Федерального закона «О нормировании» является восстановление института государственной экологической экспертизы. В Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-Фз «Об экологической экспертизе» внесены изменения, расширяющие перечень объектов экспертизы. Теперь государственная экологическая экспертиза будет проводиться также в отношении:

Проектной документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории;

Материалов обоснования комплексного экологического разрешения.

Кроме того, проведение государственной экологической экспертизы переносится на более раннюю стадию проектирования - до разработки проектной документации. Также сокращаются сроки организации и проведения экспертизы, а положительное заключение государственной экологической экспертизы становится бессрочным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Федеральным законом устанавливается закрытый перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, осуществление которых влечет плату. В частности, это:

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;

Размещение отходов производства и потребления.

Платежной базой в свою очередь является количество загрязняющих веществ, поступивших от стационарных источников в окружающую среду в виде выбросов, сбросов, а также количество размещенных в отчетном периоде отходов. Она определяется плательщиком самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля в отношении веществ, включенных в соответствующий перечень.

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются понижающие и повышающие коэффициенты.

Коэффициент 0:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий;

За объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 1:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 25:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Следует отметить, что внесение платы за негативное воздействие не освобождает плательщиков от обязанностей по осуществлению мер по снижению негативного воздействия, возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате деятельности, а также от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Административная ответственность

Федеральным законом «О нормировании» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во-первых, расширен состав информации, за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение которой предусмотрена административная ответственность. Теперь в ее состав входят:

Данные, полученных при осуществлении производственного экологического контроля;

Информация, содержащаяся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

Декларация о воздействии на окружающую среду;

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

Отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается увеличение в 2-4 раза размеров административных штрафов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также дополняется новыми статьями, предусматривающими административную ответственность за:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений;

Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения.

В заключение отмечу, что Федеральный закон «О нормировании» является фундаментом для устойчивого развития России, он носит комплексный характер. Его положения гармонизированы с признанными в мире подходами в сфере экологического регулирования и должны быть в максимальной степени эффективно реализованы на территории Российской Федерации.

Это позволит нашей стране к 2020 году выйти на мировой уровень экологической эффективности с модернизированным производственным сектором и высочайшим уровнем экологической ответственности во благо настоящих и будущих поколений.

Кашин Владимир Иванович,
председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

В настоящее время Правительством Российской Федерации реализуется комплекс мер, которые направлены на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий и переход на принципы наилучших доступных технологий. В 2014 году федеральным законом N219-ФЗ внесены соответствующие поправки в федеральный закон об охране окружающей среды, ориентированные на минимизацию экологического вреда.

Основная часть работы в этом направлении предусматривает разработку справочников по НДТ. Они, с одной стороны, будут применяться предприятиями для подготовки корпоративных программ внедрения наилучших доступных технологий, с другой - регулирующие органы, ориентируясь на справочники, определят, насколько производство отвечает тем или иным экологическим требованиям. От этого будет зависеть размер платы за негативное воздействие на окружающую среду или получение дополнительных мер поддержки.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие воздействие с превышением предельных технологических нормативов НДТ, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности, содержащую мероприятия по модернизации производства. В качестве ужесточающих санкций будет увеличена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Для усиления стимулирующей роли предусмотрено поэтапное повышение коэффициентов, применяющихся к ставкам платы за выброс и сброс и размещение отходов с превышением установленных нормативов.

Наилучшая доступная технология (НДТ) представляет собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сегодня в Российской Федерации стоит задача обеспечения комплексного подхода к внедрению НДТ как в рамках экологической, так и промышленной политики, а также совершенствование системы государственного регулирования на основе НДТ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 №1458 "О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям", Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) определено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 № 2674-р утверждены области применения наилучших доступных технологий (НДТ)