Снимки с рыбий глаз объектив. Съемка пейзажей на фиш-ай: что нужно знать? Объектив «рыбий глаз» на что обратить внимание при съёмке

Панорамные IP камеры видеонаблюдения или камеры «рыбий глаз», становятся все более популярными на рынке систем безопасности. Причиной тому в первую очередь является снижение цен на продукцию подобного рода. Еще недавно к таким «сверхширокоугольным» можно было отнести только камеры от некоторых именитых брендов, оснащенные несколькими матрицами и объективами и умеющими «склеивать» изображение с этих камер в один поток. Данное решение хорошо всем, кроме цены, которая может достигать нескольких тысяч евро.

Современные же решения основываются на обычной матрице (как правило, высокого разрешения, но всеже одной) и сверхширокоугольном объективе, охватывающим угол 180 градусов в перпендикулярной объективу плоскости. Главной же «фишкой» современных панорамных камер является мощное встроенное программное обеспечение, которое делает круглую, сильно искаженную картинку, которую выдает «рыбий глаз» более понятной и легко воспринимаемой.

Фото 1. Как видит мир объектив «рыбий глаз».

Камера установлена на потолке в помещении размером 4,5 на 5,5 метров (не удивляйтесь интерьеру - лето, жара, и работать на даче куда приятнее чем в офисе J) . Площадь и высота потолков небольшие, поэтому искажения сильнее чем могло бы быть.

А вот что можно увидеть уже после цифровой обработки: четыре картинки, имитирующие работу четырех независимых и направленных в разные стороны камер.

Все сектора гибко настраиваются (направление обзора, цифровой зум). Предусмотрены и другие режимы просмотра кроме «квадратора», но об этом позже.

Сразу отметим, что останавливая свой выбор ка намерах «рыбий глаз» нужно понимать, что назначение этих камер - общий обзор помещения, и очень высокого уровня детализации добиться от них не удасться. И пусть читателя не путает «многомегапиксельность» этих камер. Ведь поле обзора камеры «fish eye» даже в таком небольшом помещении, как в условиях теста, составляет около 15 метров (вспомним формулу о дине окружности). 2048 пикселей на 15 метров это всего лишь 136 пикселей на метр. В то время как для уверенной идентификации лиц нужно 250 пикселей на метр (подробнее о требованиях к разрешению тут: ) . Поэтому, например, для организации видеонаблюдения в магазине оптимально использовать сочетание камер «рыбий глаз» в торговом зале и обычных (купольных или корпусных) камер на кассах и в других важных зонах.

Итак, рассмотрим по порядку наших подопытных. В рамках беглого обзора мы не будем проводить каких либо тестов и ограничимся обзором функционала и возможностей.

AXIS M3007- PV
Вандалозащищенная обладает высоким разрешением в 5 мегапикселей и панорамным обзором в 360 градусов (или 180° при установке на стену). Даже при максимальном разрешении камера выдает «real-time» видео 25 кадров в секунду. Это самая дорогая камера из представленных в нашем обзоре сегодня. Рекомендованная розничная цена - более 28 тыс. рублей. Как и другие продукты AXIS, данная модель отличается качеством и продуманностью исполнения. Монтаж удобен и понятен, все необходимое для этого есть в комплекте с камерой. Также в комплекте и диск с ПО (утилита установки и ПО AXIS Camera Companion).

Зайдя в web интерфейс. Вне зависимости от браузера (IE, FF, Chrome) мы сразу видим живое видео. Пляски с плагинами и поиском «рабочего» браузера не требуются (если смотрим в mjpeg). Это также одно из отличий АКСИСа.

Камера может выдавать несколько потоков в видео с различными преднастроенными параметрами. Доступны следующие варианты отображения картинки:

Owerview - общий обзор. Собственно, это там самая «круглая картинка» что вы уже видели выше.

Panorama - как следует из названия, это круговая панорама с обзором 360 градусов.

Double Panorama - две полу-панорамы по 180 градусов. Сморится не столь эффектно, зато позволяет более эффективно использовать площадь экрана.


AXIS M3007 режим Double Panorama

Quad View - виртуальный «квадратор» в котором камера имитирует работу четырех камер невысокого разрешения (800*600). Для каждой виртуальной камеры можно настроить направление обзора и цифровой зум.

View Area 1-4. Передача видео с виртуальной камеры разрешением до 800*600 как отдельного канала. В отличие от режима Quad View позволяет более гибко настраивать систему (например, видео с виртуальных камер 1 и 2 писать постоянно, а 3 и 4 - только по движению.

Забегая вперед можно отметить, что подобные режимы реализованы во всех участвующих в обзоре камерах. Но подходы к реализации несколько разные. В камере AXIS M3007 все «выпрямление» видео и его разложение на каналы происходит непосредственно в камере и камера выдает для просмотра и записи несколько потоков с заданными настройками.

Достоинства этого подхода:

Проще интеграция со сторонним ПО в т.ч. для мобильных устройств
- возможна запись на встроенную microSD карту или на сетевой диск («расшаренную папку»)
- меньше нагрузка на сервер видеорегистрации (но больше - на камеру и, как показала практика, больше 3 потоков одновременно М3007 тянет с трудом)

Недостаток по сути один: при просмотре видеоархива мы не можем никак на него повлиять. Т.е. если мы, например, настроили направление обзора одной из виртуальных камер и при просмотре нам нужно несколько сместить и/или приблизить ракурс, мы не сможем этого сделать. Другой подход, который практикует Geovision, предусматривает обработку видео силами ПО сервера, а камера всегда передает для записи исходную картинку в том виде, как ее видит объектив «рыбий глаз». В этом случае, даже если оператор просматривал видео с одного ракурса, пи просмотре архива мы можем этот ракурс изменить.

Но вернемся к AXIS M3007-PV.В рамках данного экспресс-теста мы не ставим перед собой цели детального изучения настроек камеры, т.к. возможности камеры весьма широки. Нам показалось интересным заострить внимание на двух моментах:

Первый, это функция расширенного динамического диапазона (WDR), которая помогает камере видеть в условиях неравномерного освещения, контрового света и других сложных условиях. В нашем тесте в помещении только естественный свет, проникающий через небольшое окно. За окном - солнечный летний день и уровень освещенности там много больше, чем в помещении. При включении WDR за окном проступают очертания соседских грядок. В тоже время при аналогичных условиях другие наши подопытные отображали окно просто как яркое пятно (хотя в камере Geovision есть поддержка WDR).

Вторая приятная особенность камеры AXIS M3007-PV - возможность работы в «автономном режиме» - т.е. камера может вести запись на встроенную карту памяти microSD. Причем делать это долго, надежно и стабильно. Многие другие производители позиционируют запись на microSD как «аварийный» режим, на случай проблем с NVR сервером или каналами связи. А некоторые производители вообще интегрируют в камеру слот microSD скорее «для галочки», ведь в их камерах объем записываемого на флешку ролика не может быть больше 3-5мб. AXIS M3007-PV в этом свете выглядит куда лучше и может смело претендовать на звание «камера и регистратор в одном флаконе»: видео пишется стабильно, есть режим перезаписи по заполнению карты памяти, к камере можно подключиться с помощью ПО AXIS Camera Companion и просматривать видеоархив так же удобно, как если бы он хранился на ПК или NVR сервере.

Просмотр видеоархива (нее важно, с SD карты, ПК, NVR или NAS сервера) организован очень удобно. Есть удобный и привычный масштабируемый тайм-лайн, а каждый видеопоток от панорамной камеры представлен как отдельная камера со своими настройками. На фото AXIS M3007-PV отдает два видеопотока, один в режиме «квадратора» (Quad View), второй - один из одиночных видов (View Area).

Также отдельно хочется отметить возможность писать видео прямо с панорамной камеры AXIS M3007-PV на NAS хранилище или любою «расшаренную» сетевую папку любого ПК в сети. Данный подход, равно как и полноценная работа с SD картой будет очень полезен в небольших системах, где выделение отдельного ПК/сервера для видеонаблюдения не целесообразно.

GEOVISION GV- FE420

Geovision - менее известный чем AXIS производитель систем видеонаблюдения, однако их оборудование отличается не менее высоким качеством и функциональностью, но по более привлекательной цене. Программное обеспечение Geovision и вовсе славится широчайшими возможностями и возможностью работы с оборудованием множества производителей. Для «своих» камер ПО Geovision бесплатно (до 32 каналов), а вот для работы с камерами других брендов нужно приобретать лицензии.

Панорамная камера - оснащена 4-х мегапиксельной матрицей и "рыбий глаз". Камера обладает функциями день/ночь и WDR, однако, как уже писалось выше, работа WDR в данной модели не слишком эффективна.

При максимальном разрешении камера выдает 15 к/с, что меньше чем у AXIS но вполне достаточно для большинства ситуаций.

Справедливости ради стоит отметить, что камера GV-FE420 стоит почти на треть дешевле своего аналога от АКСИС (порядка 20 тысяч рублей).

Визуально качество картинки с камеры Geovision GV-FE420 сравнимо с качеством M3007-PV (хотя цветопередача и отличается), но несколько хуже, на наш взгляд, работает коррекция искривлений, вносимых fish-eye объективом.


на фото - пропорции квадратной картины на стене близки к квадрату для камеры AXIS, но заметно искажены при съемке камерой GV- FE420

Лучше всего проявляются сильные стороны Geovision GV-FE420 в паре с фирменным ПО GV-NVR. Ведь Геовижн практикует немного другой подход - камера всегда отдает на запись оригинальную картинку, которая уже выпрямляется и обрабатывается силами ПО. И тут много всего интересного.

Во-первых - больше режимов просмотра. Помимо уже знакомых нам по АКСИСу, есть, например, режим трекинга подвижных объектов. В этом случае в нижней половине экрана отображается панорама с подсвечиваемыми подвижными объектами, в одной из четвертей экрана - увеличенное изображение выбранной (кликом по панораме) пользователем области, а во второй четверти отслеживается подвижный объект. Если объектов несколько - камера следит за одним, бОльшим. Фактически камера имитирует работу PTZ камеры в режиме слежения. Но никаких подвижных деталей тут нет, что благоприятно сказывается на долговечности камеры.

Также можно задать несколько произвольных зон обзора, выведя изображения с них как отдельные потоки видео

Стоит отметить, что программное обеспечение Geovision очень функционально (причем многие модули, например, обнаружение забытых предметов, абсолютно бесплатны), но, увы, довольно сложно в освоении. Для записи, просмотра (локального и удаленного), анализа тревог и т.д. используются разные компоненты. Всего на диске, входящем в комплект поставки, более десятка программ и утилит. Таким образом, нужно потратить некоторое время, чтобы разобраться в ПО Geovision. Для сравнения, с ПО AXIS Camera Companion можно начать работать уже через пару минут - настолько оно простое и интуитивно понятное. Но и возможности у них совершенно разные.

Geovision GV-FE420, как и другие наши подопытные, оснащен слотом для карт памяти microSD, а на диске с ПО есть утилита Remote Viewlog для удаленного просмотра видеоархива с карты. Однако мы уже сталкивались со следующей особенностью работы камер данного бренда с флеш-картой: если при получении метаданных (т.е. данных хранящихся в архиве роликах и событиях) связь с камерой будет неустойчивой и будет пропущен хотя бы один пакет данных (что нередко бывает при просмотре через Интернет или WiFi), утилита выдаст ошибку «невозможно расположить базу данных», после чего просмотр прерывался и требовалось перезапустить ПО.

Таким образом, режим работы с SD картой стоит расценивать как резервное решение на случай проблем с сервером видеорегистрации.

D- Link DCS-6010 L

Последнему нашему подопытному - панорамной камере не повезло. Погода за окном испортилась, и тестирование проводилось в условиях более низкой, чем в предыдущих тестах, освещенности. Данный факт, в сочетании с куда более скромными, чем у AXIS и Geovision характеристиками (и куда более низкой ценой), обусловили не самые впечатляющие результаты.

Данная камера - двухмегапиксельная, с максимальным разрешением 1600*1200 пикселей, что меньше чем у конкурентов, но, по сути, не так уж и мало. Тем не менее, дешевая матрица и оптика, которые позволяют удержать цену изделия на низком уровне (немногим более 10 тыс. руб.), не позволяют добиться хорошего качества картинки, особенно в условиях не очень яркого света. Шумы с смазывание на периферии картинки - на лицо.

Впрочем, камеры D-Link, да еще и с поддержкой сервиса myDLink, традиционно позиционируются как решения для дома или малого офиса. Нетребовательному пользователю выдаваемого камерой качества может быть достаточно для общего обзора помещения (что делают сотрудники, пришел ли ребенок из школы и т.д.). Зато в активе D-Link DCS-6010L такие удобные «фичи» как: беспроводной интерфейс 802.11n, который существенно упрощает процесс установки; поддержка работы с онлайновым сервисом myDLink, который позволяет не задумываться о наличии реального IP адреса, пробросе портов и прочих сложностях. Подключил камеру к Интернету, зарегистрировал ее на портале myDLink и можно просматривать видео из любой точки мира прямо на сайте myDLink.

D-Link DCS-6010L практикует тот же подход, что и AXIS - формат отдаваемого видеопотока (панорама, две полупанорамы или квадратор) задается на камере без возможности дальнейшего изменения. Это позволяет камере работать с сервисом myDLink и с недорогими видеорегистраторами D-Link.

Качество изображения нас не впечатлило, но есть стойкое ощущение, что дело в довольно невысокой освещенности. Ранее нам доводилось видеть работу данного девайса на выставке - при ярком освещении качество картинки было куда интереснее. Второе подозрение - все камеры «рыбий глаз» ориентированы на работу в помещениях площадью 50+ квадратных метров. При этом фокусировка объектива (ручная или автоматическая) в данных камерах не предусмотрена. И если в более дорогих камерах глубины резкости хватает и на работу в условиях небольших площадей, D-Link DCS-6010L откровенно «мылит».


Камера также поддерживает режим виртуального PTZ и цифровой зум, но с учетом относительно невысокого разрешения, толку от цифрового приближения не много

Программное обеспечение и интерфейс камеры практически не отличается от таковых у других камер D-Link. Как видно в меню настройки детектора движения, камера не делает различий между режимами отображения и даже работая в режиме квадратора просто накладывает единую маску поиска движения на все изображение.

В нашей прошлогодней статье Экспресс - тест: D-Link DCS-2103 vs Geovision GV-CB120 мы писали, что D-Link DCS-2103 хотя и оснащается слотом для карт MicroSD, но работает с ними весьма слабо. Цитирую: «сперва настраиваются «медиа» это то, что будет передаваться по событию, отдельно настраиваются события и, отдельно, как и куда будет отравляться медиа-файл.
Медиафайл это стоп-кадр или видеоролик, объемом до 3 Мб. Скорее всего, это ограничение вызвано скромными аппаратными ресурсами камеры. При максимальном разрешении и качестве картинки, 3 Мб это всего несколько секунд видео, что явно маловато в большинстве случаев»

Увы, камера D-Link DCS-6010L не далеко ушла от этих цифр. Максимальный размер файла ограничен 5-ю мегабайтами, что для 2-мегапиксекльной камеры также очень мало, ведь работать с тысячами 3-секундных файлов на флешке очень неудобно.

Сравнительная таблица характеристик


~10 500 руб *


20 500 руб*


2 7 500 руб*

Тип матрицы

Разрешение Mpx

4 (1373 TV-lines)

Макс разрешение

Вандалоустойчивое исполнение

ИК-подсветка

Расширенный динамический диапазон (WDR)

Минимальная освещенность лк.

4 Lux (1/30 sec),
2 Lux (1/5 sec)

Поддержка PoE

Видео

Стандарт сжатия

MJPEG, MPEG-4, H.264,

MJPEG, MPEG-4, H.264,

Частота кадров при макс разрешении

до 15 кадров/сек

до 15 кадров/сек

до 30 кадров/сек

Параметры объектива

1,25 мм / F2.0

Угол обзора в вертикальной/горизонтальной плоскости (при установке на потолке)

Цифровые входы/выходы

Интрефейс Ethernet

10/100 BASE-TX Fast Ethernet, беспроводной 802.11n

10/100 10/100 Ethernet, IEEE 802.3af POE

Ethernet(10/100 Base-T), RJ-45, PoE (IEEE 802.3af) Class 3

Поддержка звука

дуплекс, встроенные микрофон и динамик

дуплекс, встроенный микрофон и динамик

Температурный диапазон

От 0 до 40 C

слот для Micro SD/SDHC

* указаны средние розничные цены по Москве на момент написания данного обзора

Выводы

Если говорить о камерах «рыбий глаз» в целом, то это, безусловно, очень интересное и перспективное оборудование. Но и не панацея. В презентации одного из производителей как-то было сказано, что такая камера заменяет до 16 аналоговых камер стандартного разрешения. Гипотетически, это может быть правдой. Но только в том случае, если у вас открытое, хорошо просматриваемое помещение большой площади. Open-space офисы, магазины с невысокими витринами и высокими потолками, спорт-залы, холлы различных заведений, «чистые» производственные площади - на таких объектах можно существенно сократить количество камер, сэкономив как на самих камерах, так и на монтажных работах.

Следует помнить, что панорамные камеры предназначены скорее для общего обзора и, несмотря на наличие функций виртуального PTZ и цифрового зума, как правило, не могут обеспечить детализации достаточной, например, для контроля кассовых операций. Поэтому для кассовых зон и других ответственных мест мы рекомендуем устанавливать «обычные» камеры (корпусные или купольные) параллельно с камерами «рыбий глаз». Также следует помнить, что панорамные камеры отличаются относительно невысокой светочувствительностью и не имеют режима «день/ночь», поэтому эффективно они могут применяться только в помещениях с хорошим освещением.

Если говорить о наших «конкурсантах», то, если честно, включать в список испытуемых камеру D-Link во многом было ошибочным. Это камера совсем другого уровня и назначение у нее тоже другое. И на фоне своих более профессиональных конкурентов она конечно меркнет. Тем не менее, камера наверняка найдет своего покупателя, хотя хитом, конечно, не станет.

Камеры серии GV-FE GeoVision присутствуют на российском рынке уже довольно давно и нами было реализовано несколько проектов на данном оборудовании. Камеры отлично себя зарекомендовали как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения надежности. Отдельного внимания заслуживает софт от данного производителя. Он как медаль, которая традиционно имеет две стороны. Очень широкие возможности и потрясающая гибкость - это актив. Пассив - более десятка разных программ и утилит для разных ситуаций и мануал на 400 страниц… Этот недостаток несколько ограничивает применение камер GeoVision в мелких проектах, где важно быстро и с минимальными трудозатратами развернуть систему и обучить пользователя работе с ней. Однако если есть возможность потратить некоторое время на изучение данного ПО, то решение от Геовижн становится крайне привлекательным по соотношению цена/качество/функциональность.

Камеры AXIS традиционно хороши и продуманны. И также традиционно дороги. На наш взгляд, AXIS M3007-PV по всем параметрам превосходит GEOVISION GV-FE420 и обеспечивает наилучшую в тесте картинку, а софт максимально удобен и прост в настройке. Однако функциональность ПО от GeoVision все же выше, более того, это ПО бесплатно для систем до 32 каналов. Также нам больше импонирует доход, реализованный в продуктах GEOVISION, когда камера передает для записи исходную «круглую» картинку без какой либо обработки. Благодаря этому становится возможным настраивать форматы отображения видео из архива в любом нужном нам виде.

Выбор за Вами!

Заказать панорамную камеру, в том числе , вы можете в нашем магазине. По любым вопросам, обращайтесь к нашим менеджерам. Все контакты - .

«Рыбий глаз» — эффект выпуклости в центральной части снимка. Достигается применением специальных объективов либо манипуляциями в фото редакторах, в нашем случае — в Фотошопе. Стоит также заметить, что некоторые современные экшен-камеры создают такой эффект безо всяких дополнительных действий.

Для начала выберем исходное изображение для урока. Сегодня будем работать со снимком одного из районов Токио.

Искажение изображения

Эффект рыбьего глаза создается буквально несколькими действиями.

После нажатия увидим вот такую, уже искаженную, рамку с единственной центральной точкой. Перемещая данную точку в вертикальной плоскости можно менять силу искажения изображения. Если эффект устраивает, то нажимаем клавишу Ввод на клавиатуре.

На этом можно было бы и остановиться, но лучшим решением будет еще немного подчеркнуть центральную часть фото и затонировать его.

Добавление виньетки

В результате получаем вот такую виньетку:

Тонирование

Тонирование хоть и не является обязательным шагом, но придаст снимку больше загадочности.

За последние три года наша команда сняла более 10 000 сферических панорам. При таких объемах работы мы постоянно стараемся развивать технику и технологию съемки. Экономия времени в одну минуту на каждой панораме позволяет нам сэкономить за съемочный день от одного часа времени. А получение качественных исходных фотографий позволяет экономить уйму времени на обработке и сборке. Мы достигли предела в производительности съемки фотографом: 40-110 точек в день (в зависимости от условий). Дальнейшие запланированные мероприятия могли добавить, скорей, качество и комфортность съемки, но не увеличить производительность труда.

Исходные данные

Место съемки : крупные химические производства.
Manfrotto: штативы 190 и 055 модели, штативные головки для сферических панорам, уровневые головки, штативные чехлы.
Камеры: полнокадровые. Основные - Nikon 750, Canon 5D-II (запасная). В дальнейшем полностью перейдем на Nikon.
Объективы: Samyang 14mm f/2.8.
Съемка: в формат RAW. Большая часть снимается в один проход (6 кадров) с верхним надиром. В некоторых случаях, когда снимаемое оборудование подходит близко к точке съемки, мы снимаем в два ряда без надира. При контрастных условиях съемки снимается HDR, чтобы покрыть весь диапазон контраста от светов до теней. Заказчику изображение передается уменьшенным до 10 000 точек по длинной стороне.

Сборка: программа Kolor Autopano Giga. При съемке 14 мм объективом в 2 ряда обеспечивается хорошее перекрытие между двумя рядами, и проблем со сборкой не возникает. Но при съемке «1 ряд + надир» надир дает небольшие пропуски в местах соединения с рядом. Чтобы обеспечить минимальное перекрытие надира мы вынуждены поднимать горизонтальный ряд панорамы на 5 градусов вверх. Так, мы полностью избавляемся от «дыр», однако, несколько недостаточных по площади перекрытий между рядом и надиром остаются. Естественно, качественно «сшить» ряд и надир в этом случае (почти) невозможно. К тому же, Samyang 14мм, имеющий сложную дисторсию, только усугубляет проблему. Поэтому, почти в каждой панораме, мы имеем места неточного соединения («призраки»), которые приходится вручную «допиливать» в Photoshop. Это самые значительные трудозатраты на этапе пост-обработки.

Что хотелось

Расширить угол обзора объектива, то есть сократить его фокусное расстояние. Это позволит избавиться или, хотя бы, сократить количество двурядных панорам. Вторая причина для увеличение угла обзора - обеспечить большее перекрытие надира, и снизить затраты времени на постобработку.

Изначально линзы фишай не рассматривались вовсе из-за отсутствия опыта съемки таким объективом и предубеждений относительно качества их изображения. Поэтому, я размышлял в сторону сверхширокоугольных объективов с фокусом менее 14 мм. Кандидатов было совсем не много, если убрать оптику c плохой разрешающей способностью, типа Sigma (фото слева).

Laowa 12mm f/2.8 – пожалуй, лучший кандидат для замены наших Samyang 14 мм. Есть для Nikon и Canon. Хорошая разрешающая способность, при рекордном фокусном расстоянии (на время моего размышления). Недостатки: 1) высоковата цена в 1000 US$; б) продается только по предварительному заказу с непонятным сроком доставки, ибо это новый продукт и много желающих его купить во всем мире.

Объективы Canon в своей линейке имели зум Canon EF 11-24mm f/4L USM. Разрешающая способность, судя по тестам, превосходит наш фикс Samyang. Но цена 2500 US$ удручает. Будь этот зум долгое время в работе, я бы смирился. Но условия наших съемок бывают столь сложны, что нет никакой гарантии, что оборудование не будет фатально повреждено на первой же съемке. Так, однажды, моя камера, вместе со штативом, летела вертикально вниз на голову инженера из нашей команды. Саша поймал падающий «снаряд», сперва каской, потом руками.

Nikon не мог мне предложить ничего, кроме двух фишаев. Но фишай вначале я не рассматривал.

Сомнения

Основные сомнения были в том, что уход на 12 или даже 11 мм объектив не меняет ситуацию кардинально. Ну да, будет чуть лучше, а хотелось прорыва. Сомнения исчезли, когда я еще раз проанализировал значения углов поля зрения. У нашего 14 мм он равен 115,7 градусов по диагонали. Laowa 12 мм дает 122 градуса по диагонали, то есть обеспечит прирост 6 градусов. Это могло нас избавить от наклона камеры вверх, при сохранении малого перекрытия надира. Или увеличит перекрытие, что, возможно, упростит постобработку, но при этом сохранится наклон ряда вверх на 5 градусов.

Canon EF 11-24 имеет 126 градусов по диагонали (прирост 10 градусов). Это уже кое-что. Такой угол зрения позволит избавиться от наклона камеры вверх, в некоторых случаях сократить количество двурядных панорам и немного увеличить перекрытие надира. Однако, я хотел «соскочить» с Canon на Nikon, по определенным причинам.

Фишай

Из любопытства я посмотрел угол зрения у фишай – 175-180 градусов. Ого! То, что нужно. Возможно даже, что при таком угле обзора мы можем покрыть полный поворот всего за 4 вертикальных снимка. Но как быть со снижением качества? Придется тестировать. Сперва определил кандидатов для тестирования: Samyang 12mm F2.8 Fish-eye и Fisheye-Nikkor 16mm f/2.8 . Fisheye-Nikkor 8-15mm f/3.5-4.5 на время моего тестирования еще не был в продаже. Canon тоже имеет фишай, но я не стал его рассматривать по вышеизложенной причине.

Цель тестирования: удастся ли получить панораму, снятую фишаем, по качеству не хуже, чем снятую Samyang 14мм. Сравнивать буду как разрешающую силу объективов, так и способность держать контровый свет в условиях высокого контраста.

Далее я нашел компанию, сдающую в прокат фотооборудование. Rentaphoto могло предоставить мне оба испытуемых объектива, но, к сожалению Samyang 12мм был только для Canon, еще и в исполнении «для видео». Впрочем, в других компаниях, ситуация с этим фишаем была точно такой же. Поэтому объективы я буду сравнивать попарно. Для Nikon: Samyang 14мм и Fisheye-Nikkor 16mm. Для Canon: Samyang 14мм и Samyang 12мм Fish-eye. "Рыбьи глаза" тестировались на диафрагме 8, как оптимальной. Наводка на резкость осуществлялась по тексту на ближней стойке.

Фото 1: Nikkor, планка головки в кадре.
Фото 2: Перекрытие при 4-х кадровой панораме.
Фото 3: "Призраки" при недостаточном перекрытии.
Фото 4: Небольшие "призраки"

Fisheye-Nikkor 16mm

Фишай от Nikon был небольшого размера и сперва это радовало. Я заметил, что нижняя и боковая планка головки входит в кадр (фото 1). Хм… не критично, в крайнем случае, это место можно откадрировать. В 4 вертикальных кадра панорама, формально, может быть снята. Но по центру вертикальной стороны перекрытие между снимками слишком маленькое (фото 2). На всякий случай, я снял панораму за 4 кадра, чтобы посмотреть, можно ли будет ее собрать. Панорамы сшивались с очень сильными ошибками, нерабочий вариант (фото 3). Возможно, что достаточное перекрытие было бы обеспечено при 5-ти кадровой панораме, но у делителя головки Manfrotto нет возможности такого деления: только 4 или 6. Я был вынужден выставить делитель на 6. А значит, уменьшить количество кадров не удастся даже при 180-градусном угле зрения (при вертикальном кадре). Жаль.

При ручной наводке на резкость, мы используем две дистанции: 1,5 и 0,5 метра. Кольцо фокусировки Nikon вращается слишком легко и во время съемки оно запросто уйдет с нужной дистанции. С этой проблемой мы справимся, используя бумажную малярную ленту. Картинка, при вращении кольца, «гуляла» во все стороны. Было ощущение, что я работаю хлипким «стеклом» дешевле 100$. В общем, неприятные впечатления. Однако, мне важней какого качества панорама будет собрана с этого объектива.

Фото 5: Контровый свет Nikkor держит лучше Samyang 14 мм.
Фото 6: Разрешающая способность Nikkor чуть выше Samyang 14 мм.
Фото 7: Острова падения разрешающей способности Nikkor.
Фото 8: Снижение разрешающей способности в углах кадра Nikkor.

1) Планки, входящие в изображение, при сборке отбрасываются Autopano Giga, то есть их можно не кадрировать.

2) Небольшие "призраки" остались, несмотря на то, что зоны перекрытия увеличились значительно (фото 4).

3) Контровый свет объектив держит немного лучше, чем Samyang 14 мм (фото 5).

4) Разрешающая способность Nikkor немного выше, чем Samyang 14 мм (фото 6). После уменьшения размера фотографии до 10 000 точек - разница не видна.

5) Возникают «острова» сильного падения разрешающей способности (фото 7). Подозреваю, что причиной этому является сильное падение разрешающей способности в углах кадра (фото 8). Это сыграло решающую роль, чтобы я принял решение – «не вариант».

Samyang 12мм

Samyang 12мм Fish-eye сделан добротно, как и его 14 мм брат. Сразу проверил юстировку. У 14-ти миллиметрового варианта это больное место - объективы почти всегда разюстированы после завода, и при наводке на «бесконечность» по шкале расстояний можно значительно промахнуться по резкости. Все в порядке, «бесконечность» на месте.

Фото 9: Samyang, планки головке торчат меньше.
Фото 10: Samyang в углах лучше Nikkor.
Фото 11: Samyang чуть менее резкий чем Nikkor.
Фото 12: Контровый свет Samyang держит лучше всех.

Планка головки Manfrotto тоже входит в кадр, но значительно меньше (фото 9). Задумался, почему так. Как будто угол зрения этого фишая меньше чем у Nikkor, чего быть не должно. Ха, размер имеет значение! Объектив Samyang длинней, его передняя линза выдвинута вперед относительно планки головки, поэтому она в меньшей степени попадает в кадр.

Падение разрешающей способности в углах не фатальное, как у Nikkor (фото 10). В целом, разрешающая способность этого объектива чуть ниже, чем у Nikkor (фото 11), но при уменьшении панорамы до 10 000 точек разница несущественна. Я вполне допускаю, что это можно объяснить тем, что у Canon 5D-II, на котором я тестировал этот объектив, матрица имеет на борту 21 мегапиксель, а у Nikon – 24 мегапикселя.

Контровый свет фишай держит лучше, чем Samyang 14мм и Nikkor (фото 12). Цвета передаются ярче (выяснено позже, при выполнении заказа). Полагаю что причиной тому - лучшее просветление передней линзы у фишая.

Панорама из 4-х снимков собирается, но ошибки в сшивке очень сильные, даже без надира. Чуда не произошло.

Выводы

Мы купили два Samyang 12мм и не были разочарованы. Фишай прекрасно держит контровый свет и солнце, позволяет снимать сферическую панораму (от ножек штатива) за 7 кадров. Значит 12-ти кадровые панорамы для нас остались в прошлом. Это сократит время съемки и обработки, все панорамы будут визуально однотипные, а не в 1 и 2 прохода. Стоимость объективов, покупку которых оплатил заказчик, вернется ему, за счет экономии, на паре производств, и, в дальнейшем, будет давать заказчику существенную экономию стоимости работ по съемке и обработке. Мы довольны.

PS: благодарю Андрея, сотрудника Rentaphoto, за помощь в тестировании объективов и удивительное буддийское спокойствие.

1. Что это такое - объектив типа «Рыбий Глаз»?

Объектив типа «Рыбий Глаз» - это сверх широкоугольный объектив с углом зрения около 180°. Он характеризуется сильными геометрическими искажениями - бочкообразной дисторсией.

Название «Рыбий Глаз» было озвучено в 1906 Робертом Вудом и представляет собой оптический эффект видения рыбой объектов из-под воды.

Впервые объектив был применен в метеорологии, поскольку позволял единовременный обзор всей небесной сферы.

Этот объектив по-прежнему используется в науке, когда необходимо получить панорамные сверх-широкоформатные изображения.

Объективы типа «Рыбий Глаз» имеют очень короткие фокусные расстояния. Например, типичное фокусное расстояние объектива для 35мм пленочного формата (Дальше: Полный кадр) ~8мм для «циркулярного» объектива и ~16мм для «диагонального» объектива.

Типичный угол зрения объектива типа «Рыбий Глаз» оставляет 100° - 180°.

В настоящее время объективы типа «Рыбий Глаз» популярны и среди фотолюбителей. В основном используются для фотографирования пейзажей, архитектурной съемке и для "карикатурных" портретов.

2. Типы объективов «РыбийГлаз».

Объективы типа «Рыбий Глаз» в принципе можно поделить на две группы: Циркулярный «Рыбий Глаз» и Диагональный «Рыбий Глаз».

Циркулярный «Рыбий Глаз» даёт изображение в виде полного круга, только частично покрывающего светочувствительную матрицу / кадр (дальше - сенсор). Такой объектив даёт угол зрения 180° в любом направлении. (фотография взята из Wikipedia)

Диагональный«Рыбий Глаз» покрывает всю площадь сенсора.Такой объектив даёт угол зрения 180° по диагонали кадра, ~147° по горизонтали и ~ 94° по вертикали.

Обратите внимание - разделение на «циркулярный» или «диагональный» «Рыбий Глаз» вполне относительно и определяется степенью перекрытия сенсора создаваемым изображением. Таким образом разделение зависят от того, для какого размера сенсора предназначен тот или иной объектив, и на каком сенсоре он реально используется.

Например: (см. фотографию справа) объектив с фокусным расстоянием 8мм спроектирован как циркулярный «Рыбий Глаз» для полного кадра.

Изображение будет представлять полный круг, вписанный в кадр 24мм х 36мм (черный).

Этот же объектив может быть использован на формате Four Third (17.3הмм x 13мм красный), где он становится диагональным «Рыбьим Глазом».

На данный момент на рынке существует довольно большое разнообразие комбинаций объективов «Рыбий Глаз», спроектированных и используемых под разные форматы (спроектирован под Полный кадр - используется на APS-C формате, спроектирован под APS-C формат - используется на формате Four Third и т.д.)

В результате всякие классификации объективов не могут быть строгими. Например, Samyang 8mm f3.5 спроектированный под APS-C формат как диагональный «Рыбий Глаз» может быть использован на формате Four Third, при этом будет иметь угол зрения 165°-167°. Будьте внимательны...

3. Особенности изображений, получаемых объективом «Рыбий Глаз».

a. На изображении можно выделить две центральные линии: горизонтальная (синяя) и вертикальная (зеленая) которые НЕ ИМЕЮТ искажений (дисторсии).

b. Можно выделить центральную область (голубая) где искажения МИНИМАЛЬНЫЕ.

c. Четыре угловых области (желтые) имеют НАИБОЛЕЕ выраженные искажения.

С фокусировкой объективов «Рыбий Глаз» не должно быть никаких проблем даже в НЕ автофокусном варианте. Глубина резкости у объективов с таким фокусным расстоянием просто огромная. Поэтому при съемке при достаточно хорошем освещении можно прикрыть диафрагму до f5.6-f8.0, настроить резкость на выбранный объект (при пейзажной съемке - чуть не-до бесконечности) и спокойно снимать. Из-за гиперфокального эффекта всё будет в резкости.

На основании вышеперечисленных особенностей можно попробовать выстроить правила использования объективов «Рыбий Глаз».

4. Фотографирование пейзажей.

a. Совместите горизонт со средней горизонтальной линией объектива (синяя линия). Изображение будет выглядеть как панорама:

b. Для лучшей визуализации можно обрезать изображение снизу или сверху для получения «золотого» сечения:

c. Помните про углы - там искажения наиболее выражены. Имейте это ввиду, когда фотографируете объекты с прямыми линиями - в углах кадра это иногда выглядит забавно. Но может и испортить композицию:

5. Архитектурная и Городская съемка.

a. Постарайтесь удерживать прямые линии объектов (фундаменты, фасады, дороги, крыши, колонны) параллельно или в области средней горизонтальной или вертикальной линий объектива:

b. Используйте симметричные элементы композиции для компенсации искажений:

6. Предметная и "карикатурная" фотография.

Даже большие объекты объективом «Рыбий Глаз» можно фотографировать с небольшого расстояния. Лучше если бОльшая часть основного объекта будет находиться в центре кадра - там, где искажения меньше (голубая область):

7. Фотографии неба.

a. Поскольку объектив изначально предназначался для снимков небесной сферы, совсем не плохо получаются фотографии, где горизонта совсем невидно. Для получения такого эффекта объектив нужно нацеливать точно в зенит:

Среди широкого спектра оптики, которая может сегодня оказаться в арсенале любителя фотографии, особое место принадлежит объективам «рыбий глаз». Они достаточно сильно отличаются от других объективов, и необходимость их применения на практике у многих вызывает вопросы. В чем основные особенности такой оптики? Где и как ее лучше использовать? Поговорим об этом более подробно.

«Фишай»

«Рыбий глаз» или «фишай» (от англ. fish-eye) представляет собой сверхширокоугольный объектив, угол изображения которого приближается к 180 градусам или более этого значения. «Фишай» предоставляет фотографу возможность захватить в кадре как можно больше пространства. Это оптика с фиксированным фокусным расстоянием, ее главной отличительной чертой является наличие сильной дисторсии, что при использовании любого другого объектива воспринималось бы как недостаток. Однако в случае с «рыбьим глазом» все несколько иначе. Его главный минус при правильном использовании во время съемки превращается в основную «фишку» объектива.

Выделяют следующие виды объективов:

  • Циркулярные – картинка на итоговом кадре не занимает всю площадь, а плотно вписана в круг. Такая оптика обладает углом зрения близким к 180 градусам в любом направлении, что позволяет получать, в частности, фотографии всей видимой части неба.
  • Диагональные – тут, наоборот, кадр вписывается в круговое изображение.

Стоит отметить, что такое деление в какой-то мере условное, поскольку большой популярностью сегодня пользуются «кропнутые» зеркалки, у которых размеры сенсора меньше размеров пленочного кадра. Соответственно, циркулярный «фишай» на кропе уже будет схож с диагональным – площадь кадра будет практически полностью занята картинкой.

Особенности

Возможность захватить в кадре как можно больше пространства, конечно, открывает широкий простор для получения интересных, необычных снимков. Фотографу не нужно отходить назад для того, чтобы сделать хороший кадр, да и кадрировать можно без всяких проблем. Но это очевидное преимущество «рыбьего глаза» имеет, к сожалению, и обратную сторону.


ФР 8 мм F3.5, ISO 1600, 1/13c (Nikon D7100)

Характерная черта таких объективов – сильная отрицательная дисторсия, приводящая к искажениям картинки. Прямые линии загибаются к краю кадра, при этом чем дальше прямая линия располагается от центра кадра и чем она длиннее, тем более изогнутой линия получится в кадре. В частности, прямая линия горизонта на фотографии вообще может выглядеть как полуокружность. Впрочем, для опытных фотографов, подходящих к процессу съемки с творческой фантазией и смекалкой, искажение прямых линий не является большой проблемой. Наоборот, это явление используют в свою пользу таким образом, чтобы сильные искажения стали частью определенного замысла. А вот новичкам, безусловно, придется приспосабливаться к особенностям оптики.

Отрицательная дисторсия в объективах «фишай» предусмотрена намеренно. Дело в том, что объектив с широким углом обзора в 100 – 120 градусов оставляет линии прямыми, однако проявляются очень сильные искажения по границам кадра. Например, стройные люди на границах кадра выглядят тучными и массивными. Кроме того, возникают перспективные искажения – задний план выглядит на фотографии намного дальше, чем он есть на самом деле. Чтобы компенсировать вышеперечисленные недостатки в объективы «фишай» и вводится отрицательная дисторсия, усиливающая увеличение по центру кадра. Искажаются прямые линии, «выпячивается» центр, но зато пропорции фотографируемых объектов остаются ближе к реальности.

Применение

Применение «фишая» во время съемки имеет свою специфику. В частности, глубина резкости даже на открытой диафрагме будет в пределах от полуметра до бесконечности. Кроме того, при взгляде через видоискатель фотографируемые объекты будут видны немного в отдалении, чем они есть в реальности. В кадр, сделанный с использованием «фишая», в силу широкого угла обзора легко может попасть рука фотографа, ступни его ног или штатив. Так что следует быть особенно внимательным.


Понятно, что для предметной, репортажной или портретной съемки «рыбий глаз» не годится по объективным причинам, даже если проявить всю свою фантазию. Зато такой объектив часто используется для фотографирования экстремальных видов спорта на открытом воздухе, например, скейтбординга или BMX-трюков на велосипеде. Можно спокойно снять с близкого расстояния и самого уличного спортсмена, и архитектуру, и людей, собравшихся на мероприятие.

Другая область применения «фишая» — архитектурная и интерьерная съемка. В частности, «рыбий глаз» может пригодиться при съемке небольших, узких помещений вроде ванной комнаты или прихожей. Достаточно сделать два – три кадра, а потом склеить их программными средствами. Тогда на итоговой фотографии уже не будут заметны искажения, а все пространство помещения будет запечатлено в кадре. Очень актуален «рыбий глаз» и для архитектурной съемки. Здесь можно дать волю своей фантазии и снять привычные городские здания самым необычным образом, используя для этого присущие данному объективу искажения.

Кстати, различные программные средства сегодня существенно расширяют возможности подобных объективов. Недаром «рыбий глаз» очень востребован при создании сферических и виртуальных 3D-панорам. Задача фотографа тут заключается только в том, чтобы детально снять все вокруг себя, после чего соединить отдельные кадры в программе. С «рыбьим глазом» эта задача решается действительно намного проще, ведь если взять 8 мм «фишай», то для полного охвата вам нужно будет сделать всего 4 – 5 кадров. Так легко можно получить великолепную 360-градусную панораму.

Если вы пополнили свой арсенал объективом «рыбий глаз», то не бойтесь экспериментировать. Старайтесь анализировать полученные результаты, чтобы освоить применение объектива на практике и научиться извлекать свою пользу из недостатков «фишая».