Многообразие социальных групп обществознание. Социальные группы
Социальная структура общества
- Социальная мобильность
- Социальные конфликты и пути их разрешения
Социальная структура: понятие и определение
Взаимодействие основных элементов социальной сферы
Каждая социальная группа или индивид имеет неодинаковый доступ к основным ограниченным ресурсам
Социальная стратификация – это разделение общества на страты, критериями деления выступают:
Основанием выделения страт служат такие показатели, которые позволяют построить шкалу рангов: больше-меньше, лучше-хуже, престижно-непрестижно и т. д.
Социальная мобильность
Социальная мобильность – это перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы.
Виды социальной мобильности
Социальные лифты – это механизмы, способствующие восходящей социальной мобильности.
Виды социальных лифтов
Многообразие социальных групп
Процесс взаимодействия между людьми
Признаки социальной группы
- наличие взаимодействия между некой совокупностью людей
- регулирование отношений определенными правилами, ожиданиями соответствующего поведения
- осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими
Виды социальных групп
1-ая классификация
(по численности группы и по характеру общения)
Большие (вторичные) | Малые (первичные) |
- численность несколько десятков человек, здесь человек воспринимается прежде всего как носитель определенных функций, в такой группы преобладают опосредованные связи. Здесь люди выступают не как личности, а как носители конкретных должностных обязанностей. Отношения между членами группы регулируются на основе официальных документов - профсоюз рабочих, политическая партия и т.д. | - численность 5-7 человек, состав, как правило, стабилен. В малой группе устанавливаются непосредственные личные контакты, человек воспринимается во всей полноте совей индивидуальности, своих черт. Отношения регулируются групповым мнением, сложившимися оценками. - семья, коллеги по работе, компания друзей |
2 классификация
4.Социальные конфликты и пути их разрешения
Люди и социальные группы в обществе занимают различное положение
Это приводит к тому, что их интересы могут быть различны
Социальный конфликт – это противоречие между интересами отдельных социальных групп, имеющее выражение в конкретных действиях с каждой из сторон
Формы социального взаимодействия.
Сотрудничество – форма социального взаимодействия, характеризующаяся обоюдной заинтересованностью, направленностью на достижение возникающей совместной цели, подкрепление взаимодействия такими средствами, как признательность, уважение, поддержка и др.
Соперничество – форма социального взаимодействия, для которой характерны: стремление к подчинению, отстранению соперника, отсутствие общей, совместной цели, зависть, неприязнь, озлобление.
Конфликт – форма социального взаимодействия, возникающая при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов.
Социальная структура – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами социальных взаимодействий.
Элементы социальной структуры:
Этническая структура (род, племя, народность, нация)
Демографическая структура (группы по возрасту и полу)
Поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т.д.)
Классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне, средний класс)
Профессионально-образовательная структура.
Социальная структура включает: | |||
социальные общности- реально существующие совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью. Более или менее сходными условиями жизни и образом жизни, а также, более или менее сходными интересами и могущие выступать в качестве самостоятельных субъектов социального действия. | социальные группы – устойчивая совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, установок. | социальные слои (страты) – большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества. В основе: общественное распределение результатов труда (т.е. социальных благ). | социальные институты – устойчивые формы организации взаимоотношений между людьми, которые складываются по поводу удовлетворения жизненно важных социальных потребностей. |
Признаки социальной общности: - сходство условий жизнедеятельности - общность потребностей - наличие совместной деятельности - формирование собственной культуры - социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности. | Классификации социальных групп. 1. По численности:большие (нация, демографическая общность, профессиональная), малые (семья, бригада, взвод, ученический класс). 2. По характеру взаимодействия: первичные (прямое эмоциональное взаимодействие членов группы), вторичные(функциональные связи). 3. По способу организации и регулирования взаимодействия: формальные (организованные, имеющие официальный статус – семья, студенческая группа, армейская рота), неформальные (неорганизованные, стихийно сложившиеся – влюбленная пара, коллекционеры). 4. По реально существующему признаку:реальные (по доходу, возрасту, полу), номинальные (основанные на косвенном взаимодействии – пассажиры в транспорте, радиослушатели и др.). | Различаются: - по уровню и источникам доходов - по уровню образования - по профессиям - по бытовым условиям - по включенности во властные структуры - по отношениям к собственности - по социальному престижу - по самооценке своей позиции в обществе - по качеству жизни. | Возникли из необходимости организовать, закрепить, обеспечить стабильность таких взаимоотношений, от которых зависит самодостаточное существование общества (институты семьи, брака, государства, церкви, школы, собственности, рынка и т.д.). |
Виды социальных общностей: - классы и социальные слои (страты) - социально-демографические - профессиональные - конфессиональные (религиозные) - этнические и территориальные - сложившиеся в зависимости от интереса индивидов и др. | В основании социальных институтов лежат социальные нормы, т.е. выработанные обществом правила или образцы поведения людей в различных социальных обстоятельствах. |
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности - профессиональные интересы, общая идеология, этнические признаки?
На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с 279):
Социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: расовые, этнические группы, территориальные, группы на основании родства, социально-демографические группы и т.п.;
статусные (и профессиональные) группы,
возникшие в ре
зультате социального разделения труда, институализации
социальных связей, т.е. группы, образованные на основа
нии сходства социального положения, позиций в обще
стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес
кие работники, учительство, чиновничество, предприни
матели и т.д.;
целевые группы
(организации), т.е. группы, организованные
для решения тех или иных задач - хозяйственных, науч
но-исследовательских, политических, просветительских
и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива
ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма
лизованной системы взаимных прав и обязательств участ
ников группы, контроля за выполнением этих обязательств,
наличие официальной структуры, разделения функций,
статусов и ролей работников организации, наличие лиде
ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах
высокоинституализированы, что повышает надежность
получения групповых эффектов.
Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном многообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объединяться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изучении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.
В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринимателях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют участники группы - непосредственно или опосредованно.
Так, для некоторых социальных групп характерно наличие непосредственных личных солидарных взаимодействий, которые, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно, они называются малыми группами. Наличие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимодействиях - их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».
Большие группы - это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабочих, национально-культурная община и др.).
Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные.подгруппы (профсоюзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общности.
Социальная группа — фундамент человеческого общества, и само общество — тоже социальная группа, только самая большая. Численность социальных групп на Земле превышает численность индивидов, т.к. один человек способен состоять сразу в нескольких группах.
Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак.
Социальная группа
— своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек живет по законам социальной группы. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.
Человек нуждается в группе и зависит от нее: люди выживают только сообща. Уже в первобытном обществе люди жили социальными группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать по различным основаниям.
Социальные группы делят на:
- номинальные и реальные;
- большие и малые;
- формальные и неформальные;
- первичные и вторичные.
Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.
Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.
В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.
Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.
Г. Зиммель считал, что размер группы тесно коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды. По мере количественного роста группы расширяются допустимые границы идентификации ее членов как таковых, следовательно, возрастает степень индивидуальной свободы. Увеличение численности индивидов в группе, сопровождающееся дифференциацией ее элементов, порождает умственную способность к ассоциации. Так рождается интеллект, способность сознания.
По характеру внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные.
В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы. В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.
Ч. Кули (1864—1929) предложил различать первичные и вторичные социальные группы.
Первичной группой Ч. Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу. Это небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать: «Мы». Для первичных групп характерны эмоциональная близость их членов, длительность существования, непосредственные взаимодействия. Семья, компания друзей — первичные группы. В первичных группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Первичные группы «не независимы от большего общества, но в некоторой степени отражают его дух», в них существует не только гармония, но и соперничество, конкуренция, вражда. Первичные группы составляют основу того, что является в человеческой природе и человеческих идеалах универсальным, и «первичность» их состоит «прежде всего в том, что они играют решающую роль в формировании социальной природы и идеалов индивидуума».
Во вторичных группах отсутствуют непосредственно межличностные отношения, ее члены связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели. Но и внутри вторичных групп люди образуют группы первичные. Например, для школьника класс может быть первичной группой, а коллектив школы — вторичной.
В течение последних двухсот лет социологи отмечают тенденцию к ослаблению роли первичных групп в обществе. Этот процесс выражен в понятиях «массовое общество» и «упадок общины». В современном мире наблюдается господство вторичных групп, но и первичные группы оказались вполне устойчивыми и стали важным связующим звеном между личностью и более формальной, организационной стороной жизни.
Социальные группы выполняют важные для каждого индивида социальные роли.
1. Инструментальная роль группы: группы образуются ради выполнения определенной работы, это рабочие группы, коллективы. В социальной группе возникает «синергетический эффект» — эффект умножения усилий.
2. Экспрессивная роль группы: группы имеют возможности удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Это компании друзей, совместно проводящих досуг. Инструментальные группы часто выполняют и экспрессивные функции, а экспрессивные группы в определенном смысле тоже можно считать инструментальными, так как они создаются с определенной целью — для получения удовольствия от человеческого общения.
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности -профессиональные интересы, общая идеология, этнические признаки?
На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с. 279):
Социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: расовые, этнические группы, территориальные, группы на основании родства, социально-демографические группы и т.п.;
статусные (и профессиональные) группы, возникшие в ре зультате социального разделения труда, институализации социальных связей, т.е. группы, образованные на основа нии сходства социального положения, позиций в обще стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес кие работники, учительство, чиновничество, предприни матели и т.д.;
целевые группы (организации), т.е. группы, организованные для решения тех или иных задач - хозяйственных, науч но-исследовательских, политических, просветительских и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма лизованной системы взаимных прав и обязательств участ ников группы, контроля за выполнением этих обязательств, наличие официальной структуры, разделения функций, статусов и ролей работников организации, наличие лиде ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах высокоинституализированы, что повышает надежность получения групповых эффектов.
Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном многообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объединяться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изучении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.
В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринимателях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют участники группы - непосредственно или опосредованно.
Так, для некоторых социальных групп характерно наличие непосредственных личных солидарных взаимодействий, которые, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно, они называются малыми группами. Наличие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимодействиях -- их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».
Большие группы - это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабочих, национально-культурная община и др.).
Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные подгруппы (профсоюзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общности.
МАЛАЯ ГРУППА
Роль малых групп в жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить.
Как и всякая социальная группа, малая группа - это постоянная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объединение.
Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на которые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С. Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др.
Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодей ствие, хорошее знакомство партнеров друг с другом.
Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участ ников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в определенной возобновляемой системе непосредственных связей) - от 2-3 до 20-25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10-15 человек, а оптимальная -- 7- 9 человек.
Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внутригрупповых взаимодействий в малой группе:
они носят персонифицированный характер;
у участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо «Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы легко соотносит себя с ней;
в малой группе эффективно может осуществляться груп- повой контроль (и самоконтроль). Человек постоянно на виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную ре- акцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет до- стоверные ожидания относительно возможной реакции каждого партнера;
структура малой группы, выработанные в ней статусно- ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нор- мы в значительной мере неповторимо индивидуализирова- ны, т.е. адекватны конкретному составу участников, их психологическим, нравственным, профессиональным осо- бенностям. Это характерно и для неформальной малой группы, и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых группах групповые нормы и стандарты поведения в зна- чительной части формируются методом проб и ошибок,
«подгоняются» под индивидуально-личностные особенности конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы имеют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе).
Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмосферы малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочтения, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых группах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту поколений.
Связь «личность - общество» осуществляется преимущественно через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Реальное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезентируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведения ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладывают себе путь через процессы, происходящие в малых группах.
Способность малой группы выступать посредником во взаимоотношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологических исследований*.
Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентификация рядовых работников с компанией зависит от степени уваже- ния и общности между доверенными лицами компании и малой группой.
Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отношению к товарищам: он не должен подводить своих парней.
Значение малой группы во взаимодействии индивида с макропроцессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание процессов интеграции больших социальных групп.
Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо-
См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.
См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы». В кн.: Кравченко А.И. Основы социологии. - М., 1997, с. 261-265.
рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумовство, интриги и т.д.?
Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям).
Первым на наличие первичных малых групп указал американский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодование, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции**.
Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны. Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выдвигая в качестве признака первичных отношений наличие непосредственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интимные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректору, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет подчеркнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заискивания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «первичная группа», этот термин фактически толкуют иначе.
Под первичной группой (точнее, группой, основанной на первичных отношениях) принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных (первичных) признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодействия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.
Вследствие этого первичная группа характеризуется:
Эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;
" См.: Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980, с. 242-243.
достаточно высоким уровнем признания каждым ее участ- ником мнения членов группы (родителей, друзей), их глу- боким переживанием;
высоким уровнем признания принятых в группе норм, правил, стиля поведения, моды, вкусов.
В результате первичная группа играет огромную роль в формировании у личности базовых ценностных ориентации, нравственных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соответствующий социальный контроль, который носит хотя и неформальный, но достаточно глубокий характер.
Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Если первичные группы в современном обществе существуют лишь в виде малой группы, сформированной на основе межличностных взаимоотношений, то вторичная группа может быть и большой, и средней (ЗИЛ, МГУ и др.), и малой (кафедра, отдел, бригада).
Трудности выявления и определения вторичной группы связаны с определением вторичных отношений. Вторичные отношения - это отнюдь не синоним формальных отношений (вспомним пример про отношения между студентом и ректором, регулируемые неписаными нормами, -- это вторичные отношения, но неформальные).
Нам представляется, что разделение групп на первичные и вторичные аналогично классификации взаимодействий людей, предложенной Ф. Теннисом: община с ее инстинктивной волей и общество с его рациональной (избирательной) волей. В первичных Труппах отношения между людьми индивидуально-адресные, партику-ляристские (к одному из друзей человек может испытывать большую симпатию, чем к другому), а вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основу вторичных групп составляет рациональный расчет, социальные контакты здесь носят безличный, односторонний и утилитарный характер*. Отношения между участниками вторичных групп являются как формальными, так и неформальными (например, заведующий отделом руководствуется в своих отношениях с подчиненными как законом, инструкциями, так и неписаными правилами, принятыми в данном сообществе).
Вторичная группа организуется в основных социальных институтах (экономических, политических, образования) на базе различных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций и т.д.
* Фролов С.С. Социология, с. 160. 322
Следует сделать два специальных пояснения.
1. Вторичные малые группы, как и все малые группы, харак- теризуются эмоциональной полнокровностью, осязаемостью, эм- пирической, практической достоверностью. Но эта эмоционал-ь ность вторична, опосредована функциональными.соображения ми, нормами. Эмоциональность чаще всего выступает фоном для реализации прагматичных, функционально целесообразных рас четов.
Во вторичных группах могут образовываться первичные отношения между партнерами, возникать параллельные первичные группы, объединяющие людей по признаку симпатии, совместного проведения свободного времени. Здесь уже иной мир, иная логика отношений.
Анализ вторичных отношений и, соответственно, вторичных групп имеет существенное значение как для социальной науки, так и для социальной практики. В реальности в малой группе тесно переплетены первичные и вторичные (служебно-функцио-нальные) межличностные отношения. Но их необходимо четко разделять: первые ориентированы на «другого», на его индивидуально-личностные качества, симпатии, а вторые --на цель, ради которой существует организация. Без подобного разделения первичные отношения могут нанести вред делу (например, дружеские отношения между руководителем и одним из работников создают особые возможности для продвижения этого работника по служебной лестнице). Традиция смешивать первичные и вторичные отношения, подчинять вторые первым является признаком аскриптивно-партикуляристской мотивации, вредит делу и в конечном счете функционированию социальных институтов, в рамках которых возникли данные учреждения, организации. Совмещение вторичных (служебно-функциональных) и первичных (эмоционально-аскриптивных) отношений, подчинение первых вторым есть признак неразвитости, незрелости достиженчески-универсалистской мотивации, незрелости социальной организации общественной жизни. В ней еще сильно проявляются «общинные» черты.
2. Зачастую особо подчеркивается роль первичных групп в про- цессе социализации личности и недооценивается роль вторичных групп. Не принижая роли первичных групп, мы можем утверж- дать, что именно вторичные отношения, для которых характерны деиндивидуализированные, служебно-функциональные требова- ния и неукоснительный контроль за их выполнением, формиру- ют трудовую мораль, дисциплинированность, ответственность, многие другие важнейшие черты современного работника, граж- данина. Учитель в школе, командир в армии, бригадир, коллега
БОЛЬШИЕ ГРУППЫ
И СПЕЦИФИКА ИХ
ИНТЕГРАЦИИ
на работе - все они связаны с нами вторичными (хотя эмоцио нально окрашенными) отношениями, и многое определяется тем, какими деловыми и общечеловеческими качествами, какой куль турой обладает этот учитель, командир, бригадир и т.д. Говоря об основной роли социальных групп в возникновении общественных макропроцессов и изменений, мы, конечно же, имели в виду большие многотысячные социальные группы, которые во многом являются основными субъектами истории. Хотим обратить внимание на следующее.1. Большая группа является носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Содержание социально-значимых черт человеческой психики, как справедливо подчеркивает Г.Г. Дилигенский, формируется именно на макросоциаль-ном уровне. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не отдельные индивиды, не малые группы в 10-20 человек, а большие группы. Круг интересов, зависимостей, реализуемых в малой группе, настолько узок, что установление норм, стандартов поведения, уникальных для данной малой группы, бессмысленно. Каково придется человеку, вовлеченному в десятки малых групп, если в каждой из них будут приняты уникальная система норм, ценностей, особый язык? Именно в больших социальных группах (этническая, профессиональная, городская.л др.) человек оказывается в пространстве, социальные масштабы которого достаточны для существования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведения, культурного опыта. По выражению Г.Г. Дилигенского, этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения*. Именно большая группа отбирает, селекционирует, утверждает как приемлемое, передает от поколения к поколению основные обычаи, традиции, ценности и т.д.
В этом отношении показательна роль этнической общности, прежде всего нации, в формировании, сохранении, развитии и трансляции культуры. Может ли быть свой язык у каждой малой группы как общности? Что делать с традициями, обычаями, нормами, если они не носят массового характера, не признаны в других малых группах данной этнической общности?
* См.: Дилигенский Г.Г. Массовое политическое.сознание...//Вопросы психологии. - 1991. - № 9.
При этом неверно было бы вообще отрицать наличие специфических моментов культуры в той или иной малой группе. Компания молодежи придерживается определенного стиля одежды, использует определенный сленг, но это, как правило, малозначимые вариации в рамках молодежи как большой социально-демографической группы; каждая бригада рабочих может иметь свои особенности, но они не выходят за рамки единства поведения, культуры рабочего класса.
2. Достаточно сложной проблемой является интеграция больших групп.
Зачастую принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоинтегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне развода отнюдь не представляет собой образчик высокоинтегрированной общности.
С другой стороны, можно привести множество примеров высокоинтегрированных больших социальных групп, в частности, наций, представители которых готовы пожертвовать своими личными интересами во имя своего народа.
Например, рабочий класс России в 1917 г. представлял собой хорошо организованную на территории всей Российской Империи общность, способную выступать как единое целое, а не как масса разрозненных пролетариев.
Как удается объединить в одном порыве огромные массы никогда не видевших друг друга людей, разбросанных на огромной территории?
Конечно, интеграция больших общностей подчиняется общесоциологическим тенденциям интеграции групповых общностей: формирование структуры группы, появление эффективного лидера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и т.д., превращение совпадающей цели в общегрупповую цель и т.д. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая --по более сложной, многоступенчатой.
Есть два момента, которые, на наш взгляд, отличают интеграционные процессы в больших группах от аналогичных процессов в малых группах.
Первый. Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выступить как единое целое. Именно идеология, идеологическая работа во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, самоидентификацию с «Мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту, облегчающему осознание участниками малой группы своей общности, единства.
Разрозненные представители той или иной массы, имея совпадающие социально-статусные позиции, воспроизводят некоторые стандарты поведения, этого достаточно, чтобы организовать контактную общность. Но при этом еще отсутствуют единые ясные и точные представления о том, как достичь индивидуальных целей, что главное и второстепенное в жизни, кто является союзником, а кто соперником и т.д. Люди, не имеющие единых ценностей, норм, единых представлений о путях решения проблем, не могут сплотиться в единую боеспособную силу.
Поэтому, чтобы объединить разрозненные многотысячные массы, наделить их способностью выступать как единое целое на огромной территории, необходимо внедрить единые представления о целях, путях развития и т.д. Эту функцию и выполняет идеологическая работа. Без объединяющей идеологии деятельность лидера, партии не может быть эффективной. Более того, в больших группах лидер во многом сам является идеологом, т.е. человеком, способным выработать единую программу действий и сплотить на ее основе многотысячные массы.
Причем идеология должна объяснять не только сложившуюся ситуацию, пути и методы ее преодоления и т.д., но и важность и необходимость объединения, солидарности. Именно эту функцию во многом выполняли лозунги типа «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Солидаристский импульс идеологии, способствующий выделению данной группы из общества, может быть связан и с признанием особой роли данной группы, что делает притягательным «Мы» для «Я» (такую роль играли идеи о всемирно-исторической роли пролетариата как гегемона социалистической революции).
Все идеологии, сыгравшие роль эффективного катализатора объединения масс в боеспособную социальную группу, сочетают в себе объяснительно-оценочную, программно-ориентирующую и солидаристски-сплачивающую компоненту. Благодаря единой идеологии, осуществлению разнообразной по форме идеологической работы разрозненные, разбросанные на огромной территории индивиды со схожими статусно-ролевыми позициями оказываются готовыми к солидарным групповым действиям.
Примерами идеологий больших групп, которые стали символическими, идейными интеграторами разрозненных на огромной территории масс, являются идеология французской буржуазии в виде учения французских материалистов XVIII в., пролетарская идеология (марксизм-ленинизм) в России, сионизм, палестинская национальная идеология и др.
Второй. Существует мнение, что большая группа не может обеспечить хорошего эффективного группового контроля за выпол-
нением всеми ее участниками общегрупповых целей, принятых в группе норм, стандартов поведения, следовательно, и конформного поведение и т.д.
Но опыт успешных, эффективных больших групп свидетельствует: такой контроль может быть в той или иной степени достигнут в больших группах в многоступенчатой форме. На общегрупповом уровне в виде идеологии закладываются основные критерии, требования к поведению отдельных участников группы. Контроль же может достаточно эффективно осуществляться через малые группы (бригаду, церковную общину, семью и др.). В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором общенациональных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа, класса. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит и от того, насколько внутри нее обеспечивается общегрупповая (общеклассовая, общенациональная и т.д.) направленность малой группы.
Так, жизнеспособность той или иной этнической группы в решающей степени определяется тем, насколько в семье чтут национальный язык и национальные обычаи, контролируют соблюдение национальных традиций, участвуют в работе общины и т.д.
Тем самым малая группа поддерживает и сохраняет жизнеспособность большой группы, ее способность выступать как единое целое.
Советско-партийная система функционировала благодаря четкой вертикали, в основании которой находилась жестко контролируемая сверху первичная партийная организация. Все процессы, затрагивавшие интересы большой группы (КПСС), успешно, своевременно и, как правило, на надлежащем уровне решались благодаря тому, что первичные партийные организации активно проводили решения руководящих органов, его идеологов и лидеров, контролировали деятельность руководителей на местах, рядовых членов партии, выполнение ими основных идеологических установок.
Приведенные примеры свидетельствуют: организованность, боеспособность большой группы зависит помимо того, о чем говорилось в предыдущих разделах (институализация, лидерство, авторитетность группы, личностная эффективность и т.д.), и от организованности малых групп вокруг целей, идеалов, ценностей и норм больших групп.
Трудно логически строго анализировать солидарные отношения, объединяющие людей в самые разные общности (веселая компания друзей, многотысячная демонстрация, семья и др.). Мы лишь стремились определить общую логику анализа общностей, в которые вовлечен человек с первых лет своей жизни.