4.18 создание таблиц. Создание списков

Урок информатике по теме: Таблицы. Создание таблиц. Редактирование таблиц.

Цель урока:

Образовательная: формирование знаний и умений у учащихся в созданий таблиц общего вида на основе текстового описания и реализовать ее в среде текстового редактора, а так же умения их редактировать;

Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

Воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, работы в группе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

Вид урока : урок изложение нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютеры, презентация, раздаточный материал, тестовая программа Plickers.

План урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Актуализация знаний.

    Объяснение новой темы.

    Практическая часть.

    Домашнее задание.

    Рефлексия

Ход урока

    Организационный момент.

Перекличка присутствующих, внесение новой темы в журнал.

Подготовка класса к работе.

Начать сегодняшнее занятие хотелось бы с психологического настроя. Учащимся предлагается покатать на ладони любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики.

Пожелаем, друг другу хорошего настроения и начнем урок.

    Проверка домашнего задания.

С какой темой мы с вами познакомились на прошлом уроке? (вставка графических объектов и декоративных надписей).

Устный опрос. Краткое содержание тем.

    Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей темой текстового редактора. Но прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, хотелось бы повторить инструменты с которыми мы ранее работали. Скажите пожалуйста, с какими вкладками мы познакомились? «главная», «вставка», «разметка страниц».

На доске установлены эти вкладки, на учительском столе находятся инструменты. Ваша задача расположить правильно эти инструменты. Остальные ребята выполняют задание на карточках.

Переход к новой теме осуществляется по средствам карточки разрезанной на кусочки. Задача ребят, собрать кусочки правильно. (Работа в паре)







Что объединяет эти картинки? (Все это таблицы).

    Объяснение новой темы.

Откройте тетради и запишите новую тему: «Таблицы. Создание таблиц. Редактирование таблиц». Откройте учебники на стр.81. §4.12.

Таблица - прямоугольная область экрана, упорядочивающая данные в виде строк и столбцов. Каждый элемент таблицы, который называется ячейкой, не зависит от других элементов. Вы сможете построить таблицу с произвольным количеством строк и столбцов. К тому же вы всегда сможете изменить размер и форматирование каждой ячейки. Ячейка таблицы может содержать текст, рисунок и вообще все, что может содержать документ Word.

Учащимся предлагается в слух по очереди прочитать что такое таблица. И познакомиться со способами создания таблиц. Слайд №

Краткое пояснение. Какие инструменты используются для создания таблиц.

    Практическая часть.

Создание таблицы

Первый способ

    Выберите на Ленте вкладку Вставка группу Таблицы , откройте список Таблица.

    В списке Вставка таблицы выделите нужное чило строк и столбцов (макс 10×8)

Второй способ

    Выберите на Ленте вкладку Вставка группу Таблицы , откройте список Таблица.

    В списке Вставка таблицы выберите пункт Вставить таблицу.

    В окне Вставка таблицы укажите число строк и столбцов.

    Нажмите кнопку ОК.

Третий способ

    Выберите на Ленте вкладку Вставка группу Таблицы , откройте список Таблица.

    Выберите пункт Нарисовать таблицу и карандашом нарисуйте таблицу: рисуйте сначала внешний контур, затем внутренние разделители.

Редактирование таблицы

Все таблицы, создаваемые в текстовом процессоре, выглядят одинаково: набор белых ячеек с черными границами. С помощью дополнительных команд таблицу можно сделать яркой и эффектной за несколько секунд. Для этого используются вкладки Конструктор и Макет которые появляются после создания таблицы. (Слайд 9).

С новыми инструментами на вкладке Макет учащиеся знакомятся самостоятельно.

    Для вставки строки или столбца в таблицу;

    Перемещение и копирование строк и столбцов;

    Как изменить ширину столбца;

    Рамки таблицы.

Практическое задание:

Задание 1.

Создать таблицу следующего вида:

Расписание занятий

Понедельник

Методические указания.

    Создайте шаблон таблицы 112. (выберите любой из способов создания таблиц).

    Заполнить ячейки таблицы в соответствии с вышеуказанным примером.

    С помощью вкладки Конструктор измените внешний таблицы.

Понедельник


Понедельник

    В тетрадях изобразите инструменты для редактирования таблицы.(10 мин)

    Повторение и закрепление новой темы

1.Какие способы создания таблиц вы знаете?

2.Как выделить ячейку, несколько ячеек, строку?

3.Каким образом можно разбить ячейку?

4.Как изменить высоту строки, ширину столбца?

5.Как изменить вид и толщину линий таблицы, ячейки, группы ячеек?

6.Как добавить строки в таблицу?

7.Как удалить строки в таблице?

Закрепление материала можно проверить с помощью специальной тестовой программы Kahoot!

    Подведение итогов, комментирование и выставление оценок.

Выставить оценки за практическую работу + ответы на вопросы на карточках.


    Рефлексия.

Учащимся предлагается дать оценку уроку с помощью жеста:

Большой палец вверх – отлично.

Большой палец по горизонтали – хорошо.

Большой палец вниз – удовлетворительно.

Задание 4.1. Ввод символов

  1. Введите с помощью клавиатуры:

    Буквы русского алфавита: Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ьь Ыы Ъъ Ээ Юю Яя

    Буквы английского алфавита: Аа Bb Сс Dd Ее Ff Gg Hh li Jj Kk LI Mm Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu VvWwXxYy Zz

    Алфавит десятичной системы счисления: 01 23456789

    Алфавит римской системы счисления: 1(1) V(5) Х(10) L(50) С(ЮО) D(500)M(1000)

    Специальные символы (русская раскладка клавиатуры): ! " № ; %:?*()_+/-=\

    Специальные символы (английская раскладка клавиатуры): ! @ # $ % л & * () _ + | - = \

    Произвольный текст о себе (имя, возраст, класс и т. д.)

  1. Сохраните файл в личной папке под именем Символы.rtf.

Задание 4.2. Правила ввода текста

  1. Запустите текстовый процессор, установленный на вашем компьютере.
  2. Введите текст:

    При вводе текста соседние слова отделяются одним пробелом. Знаки препинания (запятая, двоеточие, точка, восклицательный и вопросительный знаки) пишутся слитно с предшествующим словом и отделяются пробелом от следующего слова.

    Кавычки и скобки пишутся слитно с соответствующими словами.

    Тире выделяется пробелами с двух сторон.

    Дефис пишется слитно с соединяемыми им словами.

  3. Введите текст, обращая внимание на соблюдение соответствующих правил:

    Тема «Правила ввода текста», гостиница «Малахит», шоколад «Алёнка», роман «Война и мир».

    Этапы создания текстового документа: ввод, редактирование, форматирование.

    Информация во Всемирной паутине организована в виде страниц (Web-страниц).

    Всё-таки, Мамин-Сибиряк, жар-птица, северо-восток, Ростов-на-Дону, Нью-Йорк. Пришлось волей-неволей остаться здесь на ночь. Горя бояться - счастья не видать. Москва - огромный город, город-страна. Конец XVII века - первая половина XIX века.

  4. Сохраните файл в личной папке под именем Правила_ввода.rtf.

Задание 4.3. Вставка символов

  1. В текстовом процессоре откройте файл Вставка.rtf:

    Прснльнй кмпьютр: сстмнй блк (мтрнск плт, цнтрльнй прцсср, пртвн пмть, жсткй дек), вншн стрств, клвтр, мшь, мнтр, прнтр, кстчск клнк).

  2. В нужные места вставьте буквы, обозначающие гласные звуки, так, чтобы получились названия устройств персонального компьютера.

Задание 4.4. Замена символов

  1. В текстовом процессоре откройте файл 3aменa.rtf:

    К*литка, к*морка, к*вычки, к*блук, б*гровый, п*гром, с*тира, ур*ган, *кв*ланг, н*в*ждение, ср*жение.

  2. Замените символы «*» на буквы «а» или «о», чтобы слова были написаны правильно.
  3. Сохраните файл в личной папке под именем Слова.rtf.

Задание 4.5. Автоматическая замена

  1. В текстовом процессоре откройте файл 100.rtf:

      У про100го ЮОрожа
      Непро100рный дом:
      Часто в нем 100ножка
      Бродит под 100лом.
      Дорожит 100ножка
      Чи100тою ног
      И 100личной ваксой
      Чистит 100 сапог.

  2. Для большей выразительности автор стихотворения Л. Кондратенко «вставил» внутрь слов цифры. Посмотрите, как будет выглядеть это стихотворение после замены «100» на «сто» (воспользуйтесь операцией замены).
  3. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем CTO.rtf.

Задание 4.6. Удаление фрагментов

  1. В текстовом процессоре откройте файл Удаление.rtf:

    Клавиатура, джойстик, сканер, принтер.

    Монитор, графопостроитель, принтер, мышь.

    Жёсткий диск, flash-память, компакт-диск, процессор.

    Принтер, акустические колонки, наушники, микрофон. Системный блок, центральный процессор, оперативная память, жёсткий диск, блок питания.

    Системный блок, клавиатура, мышь, монитор, акустические колонки.

    Видеокарта, карта расширения, звуковая карта, сетевая карта. Enter, End, Esc, Delete.

    Цветной принтер, лазерный принтер, матричный принтер, струйный принтер.

  2. В каждой группе найдите лишнее слово (словосочетание) и удалите его.
  3. Сохраните файл в личной папке под именем Нет_лишнего.rtf.

Задание 4.7. Перемещение фрагментов

  1. В текстовом процессоре откройте файл Перемещение.rtf:

    CPU -
    RAM-
    HDD -
    Video Card -
    Sound Card -

    оперативная память, центральный процессор, видеокарта, жёсткий диск, звуковая карта.

  2. Создайте пары, поместив рядом с каждым англоязычным термином его русский аналог.
  3. Сохраните файл в личной папке под именем Пары.rtf.

Задание 4.8. Копирование фрагментов

  1. Используя операции копирования и вставки, наберите текст стихотворения на английском языке:

    Meet me in the morning.
    Meet me at noon.
    Meet me in September,
    Or the middle of June.
    Meet me at midnight.
    Meet me in the hall.
    Meet me in the summer.
    Meet me in the fall.
    Meet me in the evening.
    Meet me at eight.
    I’ll meet you anytime you want,
    But, please, don’t be late.

  2. Сохраните файл в личной папке под именем Стих.rtf.

Задание 4.9. Склеивание и разрезание строк

  1. В текстовом процессоре откройте файл Cтроки.rtf:

    Шило в мешке не утаишь. Не всё коту масленица. Кончил дело - гуляй смело. Готовь сани летом, а телегу - зимой. Пар кости не ломит. Без труда не выловишь рыбку из пруда. Не всё золото, что блестит. Слово - серебро, молчание - золото. Раньше встанешь - раньше работу кончишь. Цыплят по осени считают. Делу - время, потехе - час. Сначала подумай, потом начинай. Семь раз примерь, один раз отрежь. Работа страшна не рукам, а глазам. Дело мастера боится.

  2. Отредактируйте содержимое файла так, чтобы каждая пословица занимала ровно одну строку.
  3. Сохраните файл в личной папке под именем Пословицы.rtf.

Задание 4.10. Изменение размера и шрифта символов

  1. В текстовом процессоре создайте новый файл и сохраните его в личной папке под именем Шрифтl.rtf.
  2. Наберите фразу «Я изучаю текстовый процессор». Создайте девять копий этой фразы, помещая каждую из них в новой строке.
  3. Задайте для первых двух строк размер шрифта 12 пунктов, тип шрифта Times New Roman.

    Для второй пары строк: размер шрифта 14 пунктов, тип шрифта Courier New.

    Для третьей пары строк: размер шрифта 16 пунктов, тип шрифта Comic Sans MS.

    Для четвертой пары строк: размер шрифта 18 пунктов, тип шрифта Tahoma.

    Для пятой пары строк: размер шрифта 20 пунктов, тип шрифта Arial.

  4. Закройте файл Шрифт1.Н^, сохранив изменения.

Задание 4.11. Изменение цвета символов

  1. В текстовом процессоре откройте файл Цвет.rtf.
  2. Выполните форматирование текста согласно следующему описанию:
    • для заголовка задайте размер шрифта 16 пунктов, цвет шрифта красный;
    • для названий цветов задайте соответствующий им цвет шрифта, начертание - полужирное, размер - 14 пунктов;
    • для описаний цветов задайте начертание курсив и размер шрифта 12 пунктов.
  1. В текстовом процессоре создайте новый файл и сохраните его в личной папке под именем Индексы.rtf.
  2. Выберите тип шрифта Arial, размер шрифта 14, начертание курсив.
  3. Наберите следующий текст:

    Единицы измерения количества информации:
    1 байт = 8 битов 1 Килобайт =210 байтов
    1 Мегабайт = 210 Кбайт = 220 байтов 1 Гигабайт =210 Мбайт = 220 Кбайт = 230 байтов

  4. Сохраните изменения в файле и закройте его.

Задание 4.13. Варианты форматирования символов

  1. В текстовом процессоре откройте файл Эффекты.rtf.
  2. Измените формат символов по образцу:

    Имеется много возможностей форматирования символов.

    Можно менять шрифт(Апа1) и размер^ шрифта(24), можно менять начертание шрифта, например использовать полужирное начертание, курсив или полужирный курсив. Имеются дополнительные возможности, такие как одинарное подчёркивание, подчёркивание только слов, двойное подчёркивание, пунктирное подчёркивание. Текст можно также зачеркнуть, сделать верхним или нижним индексом, сместить вверх или вниз, написать малыми прописными буквами или просто прописными буквами. Текст может быть уплотнённые (на 1,4 пт) или разреженным (на 1,8 пт). Цвет шрифта может быть различным, например красным. Текст может быть скрытым, т. е. не выводиться на печать и экран.

  3. Сохраните файл с изменениями в личной папке и закройте его.

Задание 4.14. Варианты подчёркивания

Задание 4.15. Форматирование абзацев


Задание 4.16. Форматирование абзацев


Задание 4.17. Вставка специальных символов и формул

Задание 4.18. Создание списков

  1. В текстовом процессоре создайте новый документ.
  2. Создайте многоуровневый список «Устройства современного компьютера»:

    1. Процессор
    2. Память


      2.1. Внутренняя память
      2.2. Внешняя память

        2.2.1. Жёсткий диск
        2.2.2. Дискета
        2.2.3. Флэш-память
        2.2.4. Оптические диски

          2.2.4.1. CD
          2.2.4.2. DVD
    3. Устройства ввода
      3.1. Клавиатура
      3.2. Мышь
      3.3. Сканер
      3.4. Графический планшет
      3.5. Цифровая камера
      3.6. Микрофон
      3.7. Джойстик
    4. Устройства вывода

      4.1. Монитор

        4.1.1. Жидкокристаллический монитор
        4.1.2. Монитор на электронно-лучевой трубке
      4.2. Принтер

        4.2.1. Матричный принтер
        4.2.2. Струйный принтер
        4.2.3. Лазерный принтер
      4.3. Акустические колонки
  3. Сохраните файл в личной папке под именем Устройства.rtf.
  4. Переформатируйте список, поставив вместо номеров маркеры. Возможный вариант оформления представлен ниже:
    • Процессор
    • Память
      • Внутренняя память
      • Внешняя память
        • Жёсткий диск
        • Дискета
        • Флэш-память
        • Оптические диски
  5. Сохраните файл в личной папке под именем Устройства2.rtf и закройте его.

Задание 4.19, Создание таблиц


Задание 4.20. Создание схем


Задание 4.21. Вставка рисунков


Итоговая работа: подготовка реферата «История развития компьютерной техники»


| Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Визуализация информации в текстовых документах

Урок 25
Визуализация информации в текстовых документах

4.4.1. Списки





Ключевые слова:

нумерованные списки маркированные списки многоуровневые списки таблица графические изображения

Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована - организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами).

Современные текстовые процессоры предоставляют пользователям широкие возможности визуализации информации в создаваемых документах.

Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. При этом все пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу.

По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки.

Элементы (пункты) нумерованного списка обозначаются с помощью последовательных чисел, для записи которых могут использоваться арабские и римские цифры . Элементы списка могут быть пронумерованы и буквами - русскими или латинскими (рис. 4.14).

Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов . Особенно часто такие списки используют для описания последовательности действий.

Нумерованные списки вы регулярно создаёте, заполняя в дневнике расписание уроков на каждый учебный день.

При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически.

Элементы маркированного списка обозначаются с помощью значков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита и даже небольшое графическое изображение (рис. 4.15). С помощью маркированного списка оформлены ключевые слова в начале каждого параграфа вашего учебника.

Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нём не важен. Например, в виде маркированного списка можно оформить перечень предметов, изучаемых вами в 7 классе.

По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки .

Списки в рассмотренных выше примерах имеют одноуровневую структуру.

Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым. Так, оглавление вашего учебника информатики является многоуровневым (трёхуровневым) списком.

Списки создаются в текстовом процессоре с помощью команды строки меню или кнопок панели форматирования (рис. 4.16).

>>Інформатика 10 клас >> Інформатика: Робота з таблицями та графічними об"єктами

Практична робота до предмету Інформатика 10 клас .

Розгляд теми: Робота з таблицями та графічними об"єктами

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


СОЗДАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ В MS WORD

Цель занятия. Изучение информационной технологии создания и форматирования таблиц в текстовом редакторе MS Word.

Инструментарий. ПЭВМ IBM PC, программа MS Word.

ЗАДАНИЯ

Задание 1 . Создание таблиц с использованием кнопки «Вставить таблицу» панели инструментов «Стандартная»

Установить поля страницы (Файл/ Параметры страницы): верхнее и нижнее 1см, левое и правое 1,5см.
1. Создать таблицу 4 х 4, используя кнопку «Вставить таблицу» панели инструментов «Стандартная».
2. Создать таблицу 10 х 10, используя кнопку «Вставить таблицу» на панели инструментов «Стандартная».
В первой строке таблицы задать нумерованный список (Формат /Список) (рис.1).
В первом столбце таблицы задать маркированный список (рис.1).
Произвести объединение и разбиение ячеек в таблице по образцу.
Вписать текст (своя фамилия и имя), изменить направление текста командой Формат /направление текста

Рис.1. Образец таблицы Задания 1.

Задание 2. Создание таблиц с использованием инструмента «карандаш» меню «Таблицы и границы»

1. Откройте панель инструментов «Таблицы и границы» (Вид/ Панели инструментов/ Таблицы и границы).
2. Нарисовать таблицу 5 х 5 используя инструмент «карандаш».
3. Произвести выравнивание таблицы по столбцам и по строкам.
4. Сделать обрамление таблицы синим цветом и толщиной линии 3 пт. (рис.2).


Рис.2. Образец таблицы Задания 2.

5. Произвести заливки в таблице по образцу, текст – копировать.
6. Изменить в таблице внутренние линии по типу и толщине.
7. Стереть «ластиком» лишние линии в средней сроке.

Задание 3. Создание таблиц с использованием команд меню программы (меню «Таблица»), команда «Вставить»).

1. Создать таблицу главное (количество столбцов 6, строк 8) командой Таблица/ Вставить/ Таблица
2. Оформить таблицу по образцу (размер шрифта - 16 пт.) (рис.4).

2. Выделить таблицу, выполнить автоформатирование таблицы (Таблица/ Автоформат таблицы), стиль - «Объемная таблица 3»
3. Введите свои данные в строке № 7 (шрифт Arial Black, 16 пт.), таблица при этом изменит ширину столбцов.
4. Выделите всю таблицу и произведите выравнивание ширины столбцов, потом выравнивание высоты строк (Таблица/ Автоподбор).

Задание 4. Создание таблицы копированием и ее редактирование.

1. Скопируйте таблицу Задания 3.
2. Добавьте новый столбец «Плата за обучение» после столбца «Дата рождения» (Таблица/ Вставить).
3. Добавьте новую строку в конце таблицы (Таблица/ Вставить) и в столбце №№ вписать «Итого».
4. Удалите 4 и 5 строки таблицы.
5. Заполните таблицу данными.

Дополнительные задания

Задание 5. Создать таблицу (столбцов 7; строк 60), в первом столбце установить нумерованный список.
Полученную таблицу разбить на три одинаковых таблицы (Таблица/ Разбить таблицу).

Задание 6. Создать таблицы по образцу.

Надіслано учителем інформатики Міжнародного ліцею "Гранд" Чебаном Л.І.

Повний перелік тем по класам, календарний план згідно шкільної програми з інформатики онлайн , відеоматеріал з інформатики для 10 класу