Программирование разветвляющихся алгоритмов условный оператор. Программирование разветвляющихся алгоритмов начала программирования

Разветвляющимся называется алгоритм, в котором последовательность и количество выполняемых команд зависит от выполнения или не выполнения некоторых условий. В разветвляющихся алгоритмах используются команды ветвления и выбора из большого количества вариантов . Графическое изображение команд ветвления представлено на рис.3.1.

Рис. 3.1 Команды ветвления: а) – в полной форме; б) , в) – в сокращенной– форме

Для программирования ветвлений используется оператор if , а для программирования выбора – операторы switch и break .

3.2 Операторы управления разветвляющимся вычислительным процессом

3.2.1 Логические выражения

Логическое выражение (условие) - выражение, которое содержит знаки операций отношения и/или знаки логических операций . Значением логического выражения может быть только 1, если логическое выражение есть ИСТИНА (true), или 0, если логическое выражение ЛОЖЬ (false).

Операции отношения являются бинарными и обозначаются следующим образом (приведены в порядке уменьшения приоритета):

< (меньше);

<= (меньше или равно);

> (больше);

>= (больше или равно);

== (равно);

!= (не равно).

Примеры: a=8.1, d<>(w-c).

Логические операции – это операции:

&& - логическое И (бинарная операция);

|| - логическое ИЛИ (бинарная операция);

! - логическое НЕ (унарная операция).

Логические операции имеют более низкий приоритет, чем операции отношения. Результаты выполнения логических операций приведены в таблицах 3.1-3.3.

Таблица 3.1 Таблица3.2 Таблица 3.3

Например, логическое выражение a>3 && c<7 при a=5, c=6 будет иметь значение ИСТИНА, а при a=3, c=8 – ЛОЖЬ; логическое выражение a>3 || c<7 при a=5, c=6 будет иметь значение ИСТИНА, при a=2, c=6 – ЛОЖЬ; при a=7 логическое выражение!a>2 будет иметь значение ЛОЖЬ.

При составлении логических выражений следует учитывать приоритет выполнения операций.

Примеры записи логических выражений приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Таблица записи логических выражений

Условие

Логическое выражение

x>=a && x<=b

xb

или

x>=a && x<=b || x>=c && x<=d

Хотя бы одно из чисел x, y положительное

x>0 || y>0

Только одно из чисел x, y положительное

(x>0 && !y>0) || (y>0 && !x>0)

Ни одно из чисел x, y не является четным

x % 2 !=0 && y % 2 !=0

Точка (x,y) принадлежит заштрихованной области

x>=0 && x<=a && y>=0 && y<=b/a*x

Алгоритм называется разветвляющимся, если в зависимости от выполнения некоторого условия он реализуется по одному из нескольких, заранее предусмотренных направлений. Каждое направление называется ветвью алгоритма. За одно выполнение программы, в зависимости от условия, вычисления производятся по одной из ветвей алгоритма. В блок-схемах разветвляющиеся алгоритмы изображаются так, как показано на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Фрагмент разветвляющегося алгоритма

Если условие истинно, то выполняется оператор 1, если ложно – оператор 2.

Для проверки условий в MathCAD используются операции отношения. Для ввода знаков отношения можно использовать панель инструментов Логический, либо сочетания клавиш, которые появляются в форме всплывающих подсказок при наведении указателя мыши на кнопки панели Логический (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Панель инструментов Логический

Операция отношения принимает одно из двух значений: 1 (истина) - если заданное отношение выполняется или 0 (ложь) – в противном случае.

В MathCAD’e можно в одном выражении проверять несколько условий. Результат вычисления операций отношения:

Для задания сложных условий используются логические выражения. Логические выражения строятся из операндов логического типа, соединенных знаками логических операций.

В MathCAD используются четыре логические операции: логическое отрицание (Ø), логическое И (Ù), логическое ИЛИ (Ú) и логическое исключающее ИЛИ (Å).

Логическое выражение принимает только одно из значений: 1 (ИСТИНА) или 0 (ЛОЖЬ) и вычисляется с учетом приоритета операций, входящих в выражение. Самый высокий приоритет из логических операций имеет операция логическое отрицание, затем по убыванию: И, ИЛИ и исключающее ИЛИ (имеют одинаковый приоритет).

Операция логическое отрицание дает результат, противоположный значению операнда: отрицание ИСТИНЫ дает ЛОЖЬ и наоборот.

Результатом операции И будет значение ИСТИНА только в том случае, когда значение ИСТИНА имеют оба её операнда.

Операция ИЛИ имеет значение ИСТИНА, когда значение ИСТИНА имеет хотя бы один из операндов.

Операция исключающее ИЛИ имеет значение ИСТИНА, когда значение ИСТИНА имеет только один из операндов.

Для обозначения логических операций И и ИЛИ можно использовать знаки “*” (в тексте это точка) и “+” соответственно:

Определение значений логических выражений:

Для программирования разветвляющихся алгоритмов в Mathcad используется условная функция и условный оператор.

Условная функция if

Эта функция записывается в виде (символы if вводятся с клавиатуры):

if (<логич. выраж.>, <выражение1>, <выражение2>)


Функция принимает значение выражения 1, если логическое выражение равно 1 и значение выражения 2, если логическое выражение равно 0.

Например: X← if (A > B, Y, Z) или if (A > B, X Y, X Z)

Пример 4.1. Вычислить значение переменной y. .

Можно использовать и такой вариант решения примера:

Условный оператор if

Структура условного оператора: <выражение> if <условие>

Действие оператора if начинается с проверки условия. Если оно истинно (равно 1), то возвращается значение выражения слева от оператора if . Это соответствует условной структуре, называемой ЕСЛИ – ТО.

Для вставки условного оператора в программу необходимо (рис. 4.3):

Ввести имя программы-функции со списком формальных параметров и символ “:”;

Щелкнуть кнопку Add line панели Программирование ина ней кнопку условного оператора if ;

Справа от оператора if ввести условие, слева от if выражение, которое будет выполняться, если условие истинно; если в программе предусматриваются дополнительные условия, следует повторно нажать кнопку Add Line и ввести их аналогично, используя оператор if или otherwise .

Рис. 4.3. Вставка условного оператора

Для получения условной структуры ЕСЛИ–ТО–ИНАЧЕ используется оператор otherwise , который выполняется в том случае, если условие оператора if ложное.Для вставки оператора otherwise необходимо выделить поле, стоящее после оператора if , щелкнуть на кнопке otherwise панели Программирование и в поле оператора otherwise ввести соответствующее выражение.

Решим пример 4.1, используя в программе условный оператор if .

Блок-схема алгоритма:

Описание программы-функции и обращение к ней:

Пример 4.2. Вычислить значения полинома M(x) в зависимости от значения переменной y при x = 0,7 .

Описание программы-функции и обращение к ней имеет вид:

При программировании сложных разветвляющихся алгоритмов возникает необходимость выполнить несколько операторов и при выполнении и при невыполнении условия в операторе if . В этом случае для добавления дополнительных строк необходимо выделить поле 1 условного оператора и/или поле слева от оператора otherwise и щелкнуть повторно на кнопке Add line панели Программирование .

Пример 4.3. Даны числа a, b, c .Удвоить эти числа, если a≥b≥c и заменить их абсолютными значениями, если это не так.

Блок-схема алгоритма решения примера:

Описание и вызов программы-функции приведены на рис. 4.4. Входными параметрами являются переменные a, b, и с . Выходным параметром является вектор v , элементы которого содержат новые значения переменных a, b, c .


Рис. 4.4. Реализация алгоритма примера 4.5

Пример 4.4. Даны произвольные числа a, b, c . Если нельзя построить треугольник с такими длинами сторон, то вывести об этом сообщение, иначе вывести сообщение о виде треугольника.

Описание программы-функции и обращение к ней:

Для программирования разветвляющихся алгоритмов используются: условный оператор , оператор выбора иоператор безусловного перехода .

1. Условный оператор имеет полную и сокращенную форму записи. Полная форма условного оператора имеет вид:

if логическое выражение then оператор_1 else оператор_2 ;

Вычисляется значение логического выражения оператор_1 , если же - false - оператор_2.

Сокращенная форма условного оператора имеет вид:

if <логическое выражение> then <оператор> ;

Вычисляется значение логического выражения ; если оно равно true, то выполняется оператор , записанный после then, если же - false, то этот оператор не выполняется.

Примеры :

if x>y

then z:=sqr(x)else z:=y;

Здесь в результате выполнения условного оператора переменная z в любом случае получает новое значение.

if (x>=2) and(x<4)then b:=sin(x);

Здесь, например, при x = 5 переменная b сохраняет то значение, которое она имела до выполнения условного оператора.

В условном операторе после служебных слов then или else записывается лишь один оператор; если необходимо выполнить несколько действий, то соответствующие операторы объединяются в составной оператор, который имеет вид: begin оператор_1 ;

оператор_2 ;

оператор_n

Пример : if x>y then begin min:=y; max:=x end

else begin min:=x; max:=y end;

2. С помощью оператора выбора можно выбрать один из любого количества вариантов. Оператор выбора имеет вид:

case < выражение> of

< константа_1 > : < оператор_1 > ;

< константа_2 > : < оператор_2 > ;

< константа_ n> : < оператор_ n> ;

else оператор

end ;

Сначала вычисляется значение выражения (имеющего порядковый тип), затем среди констант отыскивается константа, равная вычисленному значению. Выполняется оператор , записанный после найденной константы, и оператор выбора завершает работу. Если в списке выбора не будет найдена константа, соответствующая вычисленному значению выражения, то выполняется оператор , стоящий за словом else . Если же часть else оператор отсутствует, и в списке выбора нет нужной константы, то выполнение оператора выбора завершается.

Пример :case mof

12,1,2: writeln(‘зима’);

3,4,5: writeln(‘весна’);

6,7,8: writeln(‘лето‘);

9,10,11: writeln(‘осень’)

else writeln(‘ошибка в данных’)

end ;

3. Оператор безусловного перехода позволяет перейти к нужному оператору, при этом нарушается естественный порядок выполнения операторов. Оператор имеет вид: goto метка ;

В качестве метки используется идентификатор или целое число без знака (0-9999). Метка описывается в разделе label:

label метка _1,метка _2, метка_ n ;

Например: label 1,ab;

Одной меткой можно пометить только один оператор. Метка отделяется от помеченного оператора двоеточием.

метка:оператор ;

Например: ab: writeln(‘переход по метке’);

Пример : label t;

var x,y:real;

begin goto t; …..

t: y: =sqr(x); …..

Программирование циклических алгоритмов

Для программирования циклических алгоритмов используются операторы цикла. В языке Pascal различают три вида операторов цикла: for , while , repeat . Оператор цикла for имеет вид:

for параметр цикла := выражение_1 to выражение_2 do оператор ;

for параметр цикла :=выражение_1 downto выражение_2 do оператор;

параметр цикла - переменная порядкового типа;

выражение_1 - начальное значение параметра цикла;

выражение_2 – конечное значение параметра цикла.

Сначала вычисляются и запоминаются значения выражения_1 и выражения_2 . Далее проверяется: значение выражения_1 меньше или равно (для downto - больше или равно) значению выражения_2 . Если нет, то выполнение оператора цикла завершается, если же - да, то параметр цикла получает значение выражения_1 , выполняется оператор и параметр цикла получает следующее значение (для downto – предыдущее значение). Затем проверяется: параметр цикла меньше или равен (для downto - больше или равен) значению выражения_2 . Если да, то снова выполняется оператор и параметр цикла получает новое значение, если же - нет, то выполнение оператора цикла завершается.

Примеры :

for i:=1to 10do writeln(‘i=’,i);

for i:= 10downto 1do writeln(‘i=’,i);

Оператор цикла while имеет вид:

while логическое выражение do оператор ;

Пока значение логического выражения true, выполняется оператор , записанный после служебного слова do, как только значение станет false, оператор цикла завершит свою работу. Если значение выражения с самого начала false, то указанный в цикле оператор не выполнится ни разу.

Пример : i:=1;

while i<=10 do

begin writeln(‘i=’,i);

е nd;

Оператор цикла repeat имеет вид:

операторы

until логическое выражение ;

Операторы выполняются до тех пор, пока значение логического выражения не станет true. Поэтому, независимо от значения логического выражения , операторы , указанные в цикле repeat, выполнятся, по крайней мере, один раз.

Пример : i:=1;

repeat writeln(‘i=’,i);

Методическая разработка урока

Тема урока: Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

Идея урока:

Изучение информатики в школе позволяет отождествлять мир моделей и знаков и мир реальных задач, находя их решение.

Цель урока:

Ознакомиться с разветвляющимися алгоритмами и условным оператором, реализующим разветвляющийся алгоритм в языке программирования Паскаль

Задачи:

    Обучение самостоятельной практической деятельности.

    Выбор эффективных решений.

    Развитие навыков работы в коллективе.

    Формирование навыков самоанализа и самооценки.

Планируемые результаты:

    Предметные

Познакомиться с ветвлением, логическим оператором.

    Метапредметные

    1. Регулятивные:

    самостоятельно формулировать познавательную цель;

    планировать действия в соответствии с выбранной целью;

    прогнозировать результаты своей работы;

    уметь наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе само и взаимопроверки;

    оценивать достигнутый результат.

    1. Коммуникативные:

    Осуществлять совместную деятельность в группе;

    Уметь строить речевые высказывания;

    Задавать вопросы с целью получения необходимой информации.

2.3 Познавательные :

    составлять математические модели по реальным жизненным ситуациям;

    выделять значимую для решения задачи и избыточную информацию;

    познакомиться с разветвляющимся алгоритмом;

    изучить запись разветвляющегося алгоритма словесную и с помощью блок-схем;

    ознакомиться с условным оператором, реализующим разветвляющийся алгоритм;

    для закрепления результата учащиеся должны составить алгоритмы и условные операторы по нескольким задачам;

    для контроля и проверки усвоения материал учащиеся должны написать небольшую программку на языке Паскаль с использованием условного оператора, предварительно составив словесный алгоритм ее и блок-схему.

    Личностные :

    развивать логическое мышление, умение обобщать, конкретизировать;

    формирование устойчивой мотивации к самообразованию и применению полученных навыков на практике;

    формирование внимания, умения наблюдать и закреплять знания;

    формирование способности сопоставлять, находить отличия и сходства.

Технологии обучения :

На занятии используются элементы проектного обучения, проблемного обучения, ИКТ технологий.

Используемые на уроке средства ИКТ: экран, компьютер.

Информационные ресурсы:

    Учебник для 8 класса «Информатика». Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М..: Бином, 2014;

    Учебное пособие «Программирование и основы алгоритмизации». /А.Г. Аузяк, Ю.А. Богомолов, А.И. Маликов, Б.А. Старостин. - Казань: Изд-во КНИТУ- КАИ, 2013.

    Учебное пособие Фаронова В.В. «Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс». – М.: ОМД Групп, 2013;

Технологическая карта занятия

Действия учителя

Деятельность обучающихся

1-ый этап - Смыслообразующий

Сегодня мы познакомимся с разветвляющимися алгоритмами и условным оператором, реализующим разветвляющийся алгоритм.

Что такое алгоритм?

Какими способами записи алгоритмов пользуются чаще всего?

Алгоритм является точным предписанием, определяющим последовательность действий для получения нужного результата из исходных данных.

При разработке программ чаще всего пользуются словесно-формульным и блок-схемным способами.

Какими бывают алгоритмы по типу вычислительного процесса?

По типу используемого вычислительного процесса алгоритмы бывают линейными (прямыми), разветвляющимися и циклическими.

Разветвляющимся алгоритмом описывается вычислительный процесс, реализуемый по одному из нескольких заранее предусмотренных направлений - ветвей. Выбор конкретной ветви вычисления зависит от результатов проверки выполнения некоторого логического условия. Результатом проверки является: "истина" (да) при выполнении условия, и "ложь" (нет), если не выполняется условие.

Записывают определение разветвляющегося алгоритма

2-ой этап – Операционно-деятельностный

Пример 1. Разработать алгоритм определения функции

F(x) = 2 x при x > 0 и

F(x) = х 2 при x <= 0.

Записывают пример 1 в тетради.

Словесный алгоритм данной задачи будет таким:

Проверяется, переменная Х больше или меньше нуля;

Если переменная Х больше нуля, то значение функции F (x )=2х;

Если переменная Х меньше нуля, то значение функции F (x )=х 2 .

Записывают словесный алгоритм примера 1.

Разветвляющийся алгоритм представляется на блок-схеме блоком «Условие» в виде ромба, имеющего один вход и как минимум 2 выхода: «Да» при выполнении условия в блоке и «Нет» при не выполнении условия в блоке. Но выходов из условного блока может быть и несколько, рассмотрим этот вариант позже.

Записывают условный блок

Нет да

Блок - схему разветвляющегося алгоритма для рассматриваемого примера 1 представляет рисунок 1.

да нет

Рисунок 1 - Разветвляющийся алгоритм

Рисуют в своих тетрадях блок-схему алгоритма примера 1.

В языке Паскаль разветвляющийся алгоритм реализует условный оператор if . Формат записи оператора if следующий:

If <условие> then <оператор>; - это неполная форма алгоритма с ветвлением.

Пример 2:

If x <5 then writeln (x );

Условие (в данном случае x<5) – это любое выражение типа boolean .

Записывают в тетради неполный условный оператор

Рисунок 2 – Блок-схема неполной формы алгоритма с ветвлением (Пример 2)

Зарисовывают Блок-схему неполной формы алгоритма с ветвлением

Программная реализация примера 1:

If x >0 then f :=2* x else f := x * x ;

Изменим немного эту задачу:

Пример 3: Если х<5, то вывести на экран х, иначе вывести текст “ x >=5”. В обоих случаях х нужно увеличить на 1.

Здесь используется расширенный условный оператор – полная форма ветвления:

If … then else …; Переводится так:

Если … то. .. иначе …;

Формат записи оператора:

If <условие> then <оператор-да> else <оператор-нет>;

Запомните: перед оператором else точка с запятой не ставится!

Записывают программную реализацию примера 1.

Записывают измененное условие задачи (пример 3) и расширенный условный оператор.

Записывают расширенный формат условного оператора.

Записывают данное условие, выделенное жирным и!

Блок-схема примера 3:

да нет

Рисунок 3 – Блок-схема примера 3

Зарисовывают блок-схему примера 3

Программная реализация примера 3 по блок-схеме на рис. 3:

If x<5 then writeln(x)
else writeln(‘x>=5’);

x := x +1;

Обратите внимание, что оператор else лучше записывать под оператором then как написано выше, так удобнее читать программы и разбираться в них.

Записывают программную реализацию примера 3

Условный оператор может иметь несколько уровней вложенности. Рассмотрим Пример 4:

y (x ) =

Записывают Пример 4 с несколькими уровнями вложенности

да нет да

Нет

Рисунок 4 – Блок-схема примера 4

Зарисовывают блок-схему примера 4

Программная реализация примера 4 на языке Паскаль будет выглядеть так:

If x=0 then y:=1 else if x>0 then y:=x else y:=x*x;

Уровней вложенности может быть и больше.

Записывают программную реализацию примера 4

3-ий этап - Оценочно -рефлексивный

Для закрепления материала нужно самостоятельно составить блок-схемы и программы, c компилировать, запустить их и получить результаты.

Напишем программу для примера 4:

Program Prim 4;

Var x,y: real;

begin

Write(‘ Введите значение х ’);

If x=0 then y:=1
else if x>0 then y:=x
else y:=x*x;

Writeln(‘x=’,x,’ y=’,y);

End .

В программе сначала объявляются переменные х, у, затем вводится значение х, затем условным вложенным оператором проверяется значение х и в зависимости от значения х присваивается значение у. Отметим, что оператор else относится к последнему оператору then .

После определения у печатаются значения х и у. оператор Writeln (‘ x =’, x ,’ y =’, y ); выполняется в любом случае.

Записывают программу Prim 4 в тетради и набирают программу Prim 4 на компьютере.

Записывают также замечания по программе.

Alt - F 9.

В случае успешной компиляции запускается на выполнение Ctrl - F 9 для х=3.

Ответ: х=3 у=3.

Проверяет, правильно ли ученики набирают программу.

Пример 5: Ввести три числа а, b , c . Если ни одно из чисел не равно нулю, то в переменную sr записать среднее арифметическое трех чисел.

Составить блок-схему алгоритма и написать программу для примера 5.

Блок-схема алгоритма:

Нет

Да

Программа на языке Паскаль:

Program Prim5;

var

a, b, c: integer;

sr: real;

begin

Writeln(‘ Введите числа a, b, c’);

Read(a, b, c);

If (a<>0)and(b<>0)and(c<>0) then sr:=(a+b+c)/3;

End .

Числа а, b , c вводятся с клавиатуры через пробел.

Учитель проверяет правильность составления блок-схем, набора программ учениками и правильность ответа.

Составляют блок-схему и программу на компьютере по примеру 5

Исправляют ошибки компиляции, если они есть, затем запускают на выполнение для набора чисел: 5 8 11.

Ответ: 8.

Если после выполнения условия, т.е. после оператора then , или после оператора else нужно выполнить несколько операторов, то эти несколько операторов заключаются в составной оператор, образуемый операторами begin и end .

Пример 6:

y (x ) =

Программная реализация примера 6:

If x >0 then begin y := x * x ; x := x +1; end

else y:=x;

Записывают пример 7 и его программную реализацию.

Пример 7: Ввести три числа а, b , c . Определить максимальное из них. Составить блок-схему и написать программу. Блок-схема алгоритма:

да

Нет

нет

Нет да

Программа:

Program Prim 7;

Var a, b, c, m: integer;

begin

Writeln(‘ Введите числа a, b, c’);

Read(a, b, c);

M:=a;

If b>m then m:=b;

If c>m then m:=c;

Writeln (‘Максимальное число=’, m );

End.

Составляют блок-схему и программу на компьютере по примеру 7.

После набора программы запускают компиляцию Alt - F 9, при наличии ошибок исправляют.

После успешной компиляции запускают на выполнение Ctrl - F 9 для набора чисел: 4 7 18.

Ответ: 18.

Проверяет по рядам, как кто справился с этим заданием, поправляя блок-схемы и программы, чтобы поставить оценку за усвоение материала.

Самоанализ методической разработки

Урок состоит из трех этапов.

Смыслообразующий этап . На этом этапе учитель создает условия для успешной работы в группах, побуждает учащихся к формулированию цели и задач урока, мотивирует на дальнейшую работу. Обучающиеся принимают, уточняют цели и задачи урока.

    Направленность содержания урока на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования. Возможности урока для формирования универсальных учебных действий.

Операционно-деятельностный этап урока . На данном этапе учитель создает условия для решения поставленных задач, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднения, оказывает помощь и поддержку различными способами.

Обучающиеся показывают решение поставленных задач, определяют тактику работы, составляют алгоритмы решения задач, программные реализации поставленных задач на языке Паскаль. Демонстрируют развитие способов понимания и коммуникации как способов познания.

    Направленность содержания урока на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, формирования базовых национальных ценностей

Оценочно-рефлексивный этап урока. На данном этапе организуется итоговое оценивание (элементы промежуточного оценивания и самооценивания органично проводились на протяжении всего урока) в рамках процедуры рефлексии. Обучающиеся демонстрируют умение самостоятельно составлять блок-схемы алгоритмов и программ, успешно компилировать и выполнять, оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

Были применены объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный методы.

Направленность содержания урока на формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов образования. Возможности урока для формирования универсальных учебных действий (УУД).

Обучающиеся демонстрируют умение самостоятельной работы в составлении блок-схем алгоритмов, составлении программ на языке Паскаль, компилирования программ и исправления ошибок компиляции при их наличии, самостоятельного запуска программ на выполнение и исправления ошибок выполнения, а также умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников. Применены методы обучения: проектный, проблемный, исследовательский, метод решения практико-ориентированных задач, поисковый, дискуссионный, коллективной творческой деятельности, коммуникативный.

Направленность содержания урока на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, формирования базовых национальных ценностей.

Материалы информационных уроков вообще и данного урока в частности ориентированы на становление личностных характеристик выпускника ступени основной школы согласно требованиям ФГОС, в частности умение справиться с такими сложными заданиями как программирование вызывает чувство удовлетворения своим трудом, воспитания достоинства ученика.

    Использование современных методов и технологий организации учебно-воспитательной работы с учениками в процессе урочной и внеурочной деятельности (краткое описание этих методов или ссылка на источники)

Использование современных методов и технологий организации учебно-воспитательной работы с учениками в процессе урочной и внеурочной деятельности (краткое описание этих методов или ссылка на источники).

Используются элементы проектного обучения, проблемного обучения, логического мышления, диалогового обучения, ИКТ технологий и здоровьесбережения.

    Включение в структуру и содержание урока современных методов и приемов, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся (краткое описание этих методов или ссылка на источники)

Включение в структуру и содержание урока современных методов и приемов, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся (краткое описание этих методов или ссылка на источники).

В структуру урока включены следующие методы и приемы, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся: создание проблемной ситуации, групповая форма работы, решение практико-значимых для учащихся заданий, проблемно-поисковый метод.

(Современные образовательные технологии: учебное пособие/Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011).

    Включение в структуру и содержание урока современных методических приемов активного целеполагания, групповой/совместной работы, элементов проектной деятельности (описание этих методов или ссылка на источники)

Включение в структуру и содержание урока современных методических приемов активного целеполагания, групповой/совместной работы, элементов проектной деятельности (описание этих методов или ссылка на источники).

На первом этапе урока – смыслообразующем – учащимися на основе включения в активную деятельность сформулирована тема и цель урока. На втором этапе урока – операционно-деятельностном – учащиеся вовлечены в проектную работу, работу в группах.

    Включение в структуру и содержание урока современных методов оценки, позволяющих измерять метапредметные результаты, формировать самооценку у учащихся (описание этих методов или ссылка на источники)

Включение в структуру и содержание урока современных методов оценки, позволяющих измерять метапредметные результаты, формировать самооценку у учащихся (описание этих методов или ссылка на источники).

В течение всего урока учитель наблюдает за учениками, проверяет правильность заданий, указывая на наличие ошибок ученикам, ученики оценивают результаты выполнения заданий (самооценка), результаты выполнения заданий другими учениками (взаимооценка).

На заключительном этапе урока – оценочно-рефлексивном – учащиеся закрепляют полученные знания на практике, самостоятельно составляя блок-схемы алгоритмов и программы, самостоятельно выполняя их и проверяя правильность выполнения заданий, оценивают в целом свою работу на уроке, достигнутые результаты.

(Современная оценка образовательных достижений учащихся/Под ред. И.В. Муштавинской. – СПб.: КАРО, 2015).

Разветвляющимся называется алгоритм, в котором последовательность и количество выполняемых команд зависит от выполнения или не выполнения некоторых условий. В разветвляющихся алгоритмах используются команды ветвления и выбора из большого количества вариантов . Графическое изображение команд ветвления представлено на рис.3.1.

Рис. 3.1 Команды ветвления: а) – в полной форме; б) , в) – в сокращенной– форме

Для программирования ветвлений используется оператор if , а для программирования выбора – операторы switch и break .

3.2 Операторы управления разветвляющимся вычислительным процессом

3.2.1 Логические выражения

Логическое выражение (условие) - выражение, которое содержит знаки операций отношения и/или знаки логических операций . Значением логического выражения может быть только 1, если логическое выражение есть ИСТИНА (true), или 0, если логическое выражение ЛОЖЬ (false).

Операции отношения являются бинарными и обозначаются следующим образом (приведены в порядке уменьшения приоритета):

< (меньше);

<= (меньше или равно);

> (больше);

>= (больше или равно);

== (равно);

!= (не равно).

Примеры: a=8.1, d<>(w-c).

Логические операции – это операции:

&& - логическое И (бинарная операция);

|| - логическое ИЛИ (бинарная операция);

! - логическое НЕ (унарная операция).

Логические операции имеют более низкий приоритет, чем операции отношения. Результаты выполнения логических операций приведены в таблицах 3.1-3.3.

Таблица 3.1 Таблица3.2 Таблица 3.3

Например, логическое выражение a>3 && c<7 при a=5, c=6 будет иметь значение ИСТИНА, а при a=3, c=8 – ЛОЖЬ; логическое выражение a>3 || c<7 при a=5, c=6 будет иметь значение ИСТИНА, при a=2, c=6 – ЛОЖЬ; при a=7 логическое выражение!a>2 будет иметь значение ЛОЖЬ.

При составлении логических выражений следует учитывать приоритет выполнения операций.

Примеры записи логических выражений приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Таблица записи логических выражений

Условие

Логическое выражение

x>=a && x<=b

xb

или

x>=a && x<=b || x>=c && x<=d

Хотя бы одно из чисел x, y положительное

x>0 || y>0

Только одно из чисел x, y положительное

(x>0 && !y>0) || (y>0 && !x>0)

Ни одно из чисел x, y не является четным

x % 2 !=0 && y % 2 !=0

Точка (x,y) принадлежит заштрихованной области

x>=0 && x<=a && y>=0 && y<=b/a*x