Приглашаем на конференцию «История науки и техники. Музейное дело

Организатор Лаборатория публичной истории
При поддержке Музея современного искусства «Гараж» , Комитета гражданских инициатив , Фонда им. Фридриха Эберта , Департамента медиа НИУ ВШЭ
Место проведения Образовательный центр Музея современного искусства «Гараж», Москва, Крымский Вал, 9/4

Вторая конференция Лаборатории публичной истории посвящена музею как одному из ключевых институтов, занимающихся актуализацией прошлого в публичном пространстве. Как меняется роль музея в рассказе о прошлом? В чем специфика российских исторических музеев и музеев памяти? Какое место события российской истории XX века, от Революции 1917 года и сталинского террора до социально-экономических и политических трансформаций 1990-х годов и постельцинской эпохи, занимают в современных российских музейных экспозициях? Как музеи осваивают современные цифровые технологии и используют их при создании исторических нарративов? Какое прошлое нужно отечественным музеям, а какие музеи – прошлому?

14 ИЮНЯ

19:30 — 21:00
Лекторий Музея Москвы, Зубовский бульвар, 2
Предоткрытие конференции

Читка пьесы Михаила Калужского «Восстание»
и беседа с автором

Режиссер и модератор - Анастасия Патлай («Археология памяти», Москва)

…Это случилось летом 1931-го. Восстание подняли спецпереселенцы, которых из южных, более пригодных для жизни районов Сибири (сейчас это Алтайский край и Новосибирская область) выселили в болота и тайгу региона, позднее ставшего Томской областью. Спецпереселенцев плохо снабжали, вскоре начался голод и эпидемии. В конце июля 1931 года люди подняли восстание, которое в историографии получило название Чаинского. Оно стало самым масштабным выступлением крестьян-спецпереселенцев на территории Западной Сибири.

Спектакль «Восстание» был создан в рамках проекта Томского краеведческого музея им. М.Б. Шатилова «Чаинское крестьянское восстание (опыт документального театра в музее)», который в свою очередь логически продолжил мемориальный и исследовательский проект «Сибиряки вольные и невольные» . Премьера спектакля состоялась в сентябре 2016 года в Томском краеведческом музее.

Авторы спектакля - директор Томского краеведческого музея Святослав Перехожев, драматург Михаил Калужский, режиссер Вячеслав Гуливицкий и сценограф Алена Шафер - провели масштабную исследовательскую работу: изучили архивные документы и посвященные Чаинскому восстанию научные исследования, провели интервью с очевидцами восстания и членами семей спецпереселенцев, сохранившими семейную память о тех событиях, использовали в работе базу данных проекта «Сибиряки вольные и невольные». По их словам, получившийся в результате спектакль стал не только и не столько попыткой восстановить фактографию Чаинского восстания, но и шагом к осмыслению насильственных переселений как формы политических репрессий, а также социальной роли личных и семейных воспоминаний.

И проект «Сибиряки вольные и невольные» в целом, в 2013 году ставший лауреатом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина, и спектакль «Восстание» будут подробно рассмотрены в рамках двух секций предстоящей конференции. Читка пьесы, легшей в основу спектакля, станет прологом к обсуждению проектов и открывающим мероприятием всей конференции.

15 ИЮНЯ

11:00 — 11:30
Открытие
Лаборатория публичной истории
Йенс Хильдебрандт (Фонд им. Фридриха Эберта в России)
Александр Рубцов (Комитет гражданских инициатив, Вольное историческое общество, Институт философии РАН)

11:30 — 12:30
Пленарное выступление

Михаил Ямпольский (Нью-Йоркский университет, США)
Музей и время. Между историей и памятью

Модератор — Екатерина Суверина (Музей современного искусства «Гараж», Лаборатория публичной истории, Москва)


12:30 — 12:45
Кофе-брейк

12:45 — 14:35
Секция 1. «Войны памяти» в музейном пространстве

В исторической политике современной России главная роль отведена Второй мировой войне, которую в отечественной историографии принято называть Великой Отечественной. Память о «Великой победе» находится в сложных отношениях с памятью о Холокосте, ГУЛАГе, борьбе за независимость бывших советских республик и т.д. Такие формы взаимодействия разных исторических дискурсов получили название «войн памяти» (проект Memory at War, Cambridge, 2010). Какое отражение находят эти «войны памяти» в пространстве российских музеев? Кто их ключевые акторы? Возможна ли полифония разных памятей внутри музея, и при каких условиях ее можно достичь?

Джудит Пэллот (Оксфордский университет, Великобритания)
История ГУЛАГа в музеях системы ФСИН

Елена Рождественская (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
Музей Афганской войны в поисках смысла

Роман Абрамов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
«Народные музеи» советского прошлого: коммодификация, ностальгия, мифологизация

Дискуссант — Дарья Хлевнюк (Университет штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук, США)
Модератор — Никита Соколов (Вольное историческое общество, Москва)


14:35 — 15:35
Обед

15:35 — 18:00
Секция 2. Genius loci: краеведческие музеи и локальная идентичность

Краеведческий музей - одна из ключевых институций, призванных участвовать в формировании локальной идентичности. Как часто в современной России краеведческому музею действительно удается играть существенную роль в этом процессе? С кем и как он взаимодействует на институциональном уровне, как осуществляет актуализацию локальной памяти? Как взаимодействует с нарративами общероссийской памяти и памяти региональной? Наконец, какие факторы делают развитие краеведческого музея как центра локальной идентичности более или менее успешным?

Софья Гаврилова (Оксфордский университет, Великобритания)
Наследие советских теоретических и экспозиционных методов в современных краеведческих музеях

Галина Янковская (Пермский государственный национальный исследовательский университет, Музей современного искусства PERMM, Пермь)
Прошлое как проект: образы истории в практиках музейных грантовых конкурсов Пермского края

Сергей Каменский (Музей истории Екатеринбурга, Екатеринбург)
Музей «на районе»: опыт формирования локальной идентичности

Дмитрий Мухин (Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семенково», Вологодская область)
Границы этнографии: проекты «Мы, собравшись, постановили…» и «Право на судьбу» музея «Семенково»

Михаил Тимофеев (Ивановский государственный университет, Иваново)
«Коммунизм+Коммуна=коммуналка»: новая экспозиция Музея первого Совета в Иванове

Дискуссант — Борис Степанов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва )
Модератор — Артем Кравченко (Московская высшая школа социальных и экономических наук, Лаборатория публичной истории, Москва)


18:10 — 18:25
Кофе-брейк

18:25 — 20:00
Секция 3. От первого лица: личные воспоминания в музее

Традиционно исторический музей воспроизводит культурную память. Однако появившееся в науке и обществе второй половины ХХ века внимание к индивидуальному опыту человека дает современным музеям множество инструментов для включения историй отдельных людей в свои коллекции и экспозиции. Какое влияние эти истории оказывают на сложившиеся картины исторических событий? Как они трансформируют экспозиционную практику? Можно ли сохранить баланс между фрагментарностью и неполнотой личных историй и стремящимся к непротиворечивости линейным историческим нарративом? Требует ли воспроизводство личных документов и свидетельств новых музейных технологий? С какими трудностями сталкиваются музеи, обращаясь к источникам личного характера?

Татьяна Миронова (Проект «Войти и разрешить», ЦТИ «Фабрика», Москва)
Репрезентация воспоминаний в музее: от личного опыта к произведению

Святослав Перехожев, Константин Ширко (Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова, Томск)
Голоса из Сибири: личные истории в проекте «Сибиряки вольные и невольные»

Галина Беляева (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов)
«Домашний музей» в публичном пространстве: личная мифология Вячеслава Лопатина

Модератор — Вера Дубина (Московская высшая школа социальных и экономических наук, Фонд Фридриха Эберта, Москва)

16 июня

11:00 — 12:00
Пленарное выступление

Фелисити Аллен
(Художник, писатель, куратор, глава образовательного отдела Tate Britain (2003-2010), Великобритания)
Re-visiting, Re-Situating Gallery Education


Модератор — Жоана Монбарон (Исследователь, куратор образовательных проектов, Санкт-Петербург)


12:00 — 12:20
Кофе-брейк

12:20 — 14:35
Секция 4. Эмансипированный музей: преодоление маргинализированности социальных групп

Формирование гомогенной национальной памяти являлось одной из ключевых задач исторических экспозиций современных музеев. Со временем - прежде всего во второй половине XX века - в это национально-просветительское пространство все чаще стали вторгаться голоса групп, которые стремились внести изменения в господствующие представления о прошлом. Постколониальный взгляд на мировую историю, миграционные процессы, феминистские исследования, квир-теория и Disability Studies - все это подталкивает музеи к переосмыслению исторических экспозиций, к включению прежде маргинализированных социальных групп в музейные нарративы. Какое отражение этот процесс находит в России? Меняются ли экспозиции в сторону большей инклюзивности? Реализуют ли современные российские музеи свой эмансипационный потенциал?

Александр Кондаков (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Центр независимых социологических исследований, Санкт-Петербург)
Квир-архивирование: стратегия конструирования музеев будущего

Иван Гринько (Московская высшая школа социальных и экономических наук, «Музейный аудит», Москва)
Нарративы миграции в российских музеях: нереализованный потенциал

Анна Ильченко (Фонд V-A-C / Фонд «Виктория - Искусство Быть Современным», Москва), Ярослав Алешин (Музей Вадима Сидура, МВО «Манеж», Москва)
Общее целое: можем мы ли отказаться от идеи инвалидности сегодня?

Мария Сарычева (Независимый куратор, Москва), Евгений Ляпин (Активист Queer Peace, Москва)
Инклюзия как новая норма: опыт создания проекта «Единомышленники» в Музее «Гараж»

Модератор — Александр Иванов (И сследователь, куратор образовательных проектов, Санкт-Петербург )

14:35 — 15:35
Обед

15:35 — 17:50
Секция 5. Играя в прошлое: «немузейные» форматы в музее

Все чаще современные музейные институции, в том числе исторические музеи и музеи памяти, используют способы актуализации прошлого, раньше считавшиеся «немузейными». Сегодня в музейных пространствах часто организуются спектакли, перформансы, игры; во многих музеях можно брать экспонаты в руки, использовать экраны планшетов для выбора интересующей информации, оставлять записки, которые становятся частью экспозиции. Интерактивность и партиципаторность меняют принцип рассказа о прошлом, перенося акцент с одностороннего потребления прошлого на соучастие в его воспроизведении. Какие новые способы работы с аудиторией используют российские музеи? Как они внедряют интерактивные и партиципаторные технологии в экспозиции? Как это меняет рассказ о прошлом? И чем ограничена степень соучастия посетителя музея?

Михаил Калужский (Д раматург, редактор Open Democracy Russia, Германия )
«Восстание»: кто позвал драматурга в музей?

Павел Куприянов (Институт этнологии и антропологии РАН, Исторический музей, Москва)
Боярский быт в «оживших картинках»: музейная инсценировка как способ освоения прошлого

Екатерина Каменская (Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург)
«Искусство путешествий»: актуализация исторических коллекций через вовлечение горожан

Олег Николаев (Бюро «АртТерра», Санкт-Петербург)
Опыт интерактивной экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище» (Музей-заповедник «Куликово поле», Тула, 2015)

Модератор — Варвара Склез (Школа актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС, Лаборатория публичной истории, Москва )


17:50 — 18:10
Кофе-брейк

18:10 — 20:00
Секция 6. Как представить источник? Экспонирование и образовательные программы в музейных проектах (круглый стол)

Любая историческая выставка или музейная образовательная программа имеет дело с определенным набором источников, на основании которого могут быть построены пространство и нарратив. Но не секрет, что сам характер источников существенно отличается в зависимости от того, к какой эпохе и проблеме обращаются создатели проекта. Как специфика источников влияет на формирование экспозиционного пространства и на репрезентацию самого источника? Как именно происходит актуализация источниковедческих проблем внутри экспозиции? Насколько продуктивно задаваться источниковедческими вопросами в музее и других пространствах, становящихся объектом публичной рефлексии? Должны ли образовательные программы раскрывать и дополнять источниковедческий контекст репрезентируемой в проекте эпохи?

Участники:
Мария Сакирко (Музей Москвы, Москва)

Лия Чечик (Еврейский музей и Центр толерантности, Москва)
Галина Янковская (Музей современного искусства PERMM, Пермь)

Модератор — Юлия Лидерман (Школа актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС , Москва)

17 июня

11:00 — 12:50
Секция 7. Потребляя прошлое: феномен «успешной выставки»

Самым очевидным критерием успешности любой выставки, в том числе и связанной с рассказом о прошлом, является число посетителей и количество проданных билетов. Это неизбежно подталкивает организаторов не только к изменению маркетинговых стратегий, но и к поиску максимально адаптированных для массового посетителя форм. Упрощается и содержание: профессионалы отмечают, что порой кураторы таких блокбастерных выставок создают простые конструкты прошлого, инструментализируя их для нужд современности, а не для понимания и критического отношения к произошедшему событию. Какова общественная значимость подобного презентизма (Артог)? Где лежит грань между возможным и недопустимым упрощением? Могут ли выставки-блокбастеры чему-то научить создателей музейных экспозиций? Или же, напротив, они в большинстве случаев требуют последовательной критики?

Зинаида Бонами (Музей изобразительных искусств им. Пушкина (2001-2015), Москва)
Выставка-блокбастер как эффект постмузея

Виктория Казьмина (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
Стратегии медиатизации прошлого в мультимедийном проекте «Россия — моя история»

Софья Чуйкина (Университет Париж VIII, Франция)
Выставки о Первой мировой войне в России и во Франции (2014-2015): влияние коммеморативного контекста на концепции и их восприятие

Модератор — Егор Исаев (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Лаборатория публичной истории, Москва)


12:50 — 13:10
Кофе-брейк

13:10 — 14:10
Пленарное выступление

Драган Куюнджич (Флоридский университет, Гейнсвилл, США)
Liquid Museum: «А нету, тетя, такого музея»!
(на английском языке с синхронным переводом)

Модератор — Андрей Завадский (Свободный университет Берлина, Германия; Лаборатория публичной истории, Москва)


14:10 — 15:10
Обед

15:10 — 17:30
Секция 8. Современное искусство — сложная работа с прошлым?

Современных художников часто обвиняют в намеренной сложности, которая отталкивает публику от посещения художественных музеев. Тем не менее современное искусство все чаще рассматривает «прошлое» и существующее к нему отношение в качестве предмета своего исследования. Так, художник Кирилл Глущенко в рамках недавней выставки «Прекрасен облик наших будней» показал частную жизнь в эпоху оттепели через озвученные дневники водителя автобуса Николая Казакова. В качестве другого примера можно назвать работы Гриши Брускина, в которых деконструируются советские мифы. Как удается - и удается ли - современным художникам, работающим с прошлым в «сложных формах», осуществить коммуникацию со зрителем? Что можно считать позитивным результатом такой коммуникации: солидаризацию зрителя с точкой зрения художника или же выработку критического отношения к представляемому художником прошлому? Какие критерии позволяют говорить о том, что художник проводит исследовательскую работу, а не инструментализирует прошлое в своем произведении?

Юлия Лидерман (Школа актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС , Москва)
«Реальность» исторического источника в современном искусстве

Илья Будрайтскис (Публицист, куратор, преподаватель, Институт проблем современного искусства (ИПСИ), Москва)
«Что-то пошло не так»: 2000-е между историей и опытом

Алиса Савицкая (Волго-Вятский отдел Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), Нижний Новгород)
Современное искусство и новое краеведение: нижегородские кейсы

Максим Шер (Художник, Москва)
Образ против документа: художник как историк повседневности

Модератор — Екатерина Суверина (Музей современного искусства «Гараж», Лаборатория публичной истории, Москва)


17:30 — 17:50
Кофе-брейк

17:50 — 19:40
Секция 9. Виртуальные баррикады: онлайн-музеи и доминирующие нарративы

Интернет создал множество новых возможностей для рассказа о прошлом, и онлайн-пространство играет сегодня важнейшую роль в процессе музеефикации. С одной стороны, российские музеи активно оцифровывают свои коллекции, создавая открытые для всех архивы экспонатов. С другой стороны, в интернете становится все больше виртуальных музеев и исторических проектов. Они дополняют музейные нарративы, представляют альтернативные взгляды на историю и память, музеефицируют прошлое, еще не включенное в традиционные музейные экспозиции, и создают архивы личных воспоминаний, которые по разным причинам не могут быть включены в музейные экспозиции. Какую роль играют исторические онлайн-проекты в актуализации контрпамяти и, шире, в процессах бытования памяти в России? Какие механизмы используют авторы этих проектов для противостояния доминирующим нарративам? Каков потенциал таких «виртуальных баррикад»?

Илья Венявкин («Прожито», InLiberty, Москва), Михаил Мельниченко («Прожито», Москва)
Проект «Прожито»: электронный архив как нарратив о прошлом

Андрей Борзенко («1917. Свободная история», Москва)
Дедлайн сто лет назад. Исторический нарратив на языке новых медиа

Марина Соколовская (Президентский центр Б.Н. Ельцина (Ельцин Центр), Екатеринбург)
« Свои девяностые» в Музее первого президента России Б.Н. Ельцина

Дискуссант — Полина Колозариди (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Клуб любителей интернета и общества, Москва)
Модератор — Андрей Завадский (Свободный университет Берлина, Германия; Лаборатория публичной истории, Москва)

21–24 июня 2017 года в г. Петрозаводске состоится Всероссийская научно-практическая конференция по музейной педагогике «Музей как образовательное пространство: инновационные формы работы с посетителем».

Сегодня музей берет на себя миссию образовательного учреждения, интегрированного в систему традиционных образовательных институтов, создает особую образовательную среду для формирования у учащихся ценностного отношения к историко-культурному наследию. Изменения в понимании функций музея в обществе заставляют музеи искать новые, нетрадиционные формы работы с посетителем, которые отличаются многообразием направлений, методов и приемов. На конференции будут рассмотрены вопросы развития образовательной деятельности музеев, взаимодействия музеев и образовательных учреждений, технологии музейно-образовательной деятельности, инновационные методы и формы работы с различными категориями посетителей в музее.

Основная тематика конференции:

  • Образовательная деятельность современного музея: потенциальные возможности, ресурсы и перспективные направления развития
  • Методические и тематические образовательные ресурсы музея в помощь педагогу
  • Технологии музейно-образовательной деятельности. Специфика разработки образовательных маршрутов, музейно-образовательных программ
  • Музейная студия/творческая мастерская как новая форма работы с посетителем музея
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные продукты музея: дистанционные образовательные программы, виртуальные экскурсии, выставки
  • Музейная педагогика в образовательном пространстве школы: проблемы, перспективы
  • Интеграция школьных предметов в пространстве музея: использование музейной экспозиции/выставки в учебных программах для учащихся. Урок в музее, музейный урок в школе
  • Музей и ВУЗ. Образовательные ресурсы музея для высшей школы.
  • Инклюзивное образование в музейной среде: формы и методы работы с «особым» посетителем
  • Обучение экскурсоводов в музее. Формы, методы, проблемы
  • Музейный менеджмент и маркетинг, рекламная и издательская деятельность в сфере продвижения новых форм работы с посетителем

В программе конференции:

  • доклады и сообщения участников, обмен опытом
  • круглый стол по вопросам образовательной деятельности музея
  • презентация музейно-образовательного пространства музеев Петрозаводска
  • выезд на остров Кижи по программе конференции

К участию в конференции приглашаются учёные, сотрудники музеев, преподаватели высших учебных заведений, педагоги сферы общего и дополнительного образования, работники учреждений культуры, психологи, социологи - все, кого интересует проблематика конференции.

Участники получат свидетельства участника Всероссийской научно-практической конференции по музейной педагогике «Музей как образовательное пространство: инновационные формы работы с посетителем».

Оплата участия в конференции предусматривает организационные расходы, информационные материалы, кофе-брейки, посещение выставок музея-заповедника «Кижи», выезд на о. Кижи по программе конференции (23 июня, трансфер Петрозаводск - о. Кижи и обратно) и составляет:
2 дня (21, 22 июня, г. Петрозаводск) - 500 руб.
4 дня (21, 22, 23, 24 июня, с выездом на о. Кижи) - 2800 руб.
Командировочные расходы за счёт направляющей стороны.

Предполагается издание сборника материалов конференции.

Статьи для сборника необходимо представить до 1 марта 2017 по электронному адресу zaharova@сайт в формате doc или rtf, ширина всех полей (верх, низ, лево, право) 2,0 см в формате А4, шрифт Times New Roman, кегль - 14, одинарный интервал. Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту - 1,25 см. Ссылки постраничные. Ссылки оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008. Библиографическая ссылка. Объем статьи - не более 6000 знаков (3–4 страницы текста). К статье прилагается список ключевых слов (3–7) и аннотация объемом до 400 знаков, а также список цитируемой литературы.

Название статьи выполняется обычными строчными буквами по центру, жирный шрифт, кегль 14. Далее через пробел, по правому краю, полужирным курсивом кегль 12 указываются: Фамилия, Имя, Отчество автора, ученая степень, звание, должность и место работы (учебы), город, e-mail.

Например:

Образовательная деятельность музея

Иванова Галина Ивановна,
доцент, доцент кафедры истории,
ФГБОУ Петрозаводский государственный университет,
г. Петрозаводск
[email protected]

Текст статьи…
Литература

Оргкомитет оставляет за собой право отбора статей для публикации и их редактирования. При несоблюдении сроков подачи и правил представления, статья не будет включена в сборник. При этом за докладчиком остается право принять участие в конференции. Обращаем внимание на необходимость строгого соответствия содержания статьи/доклада проблематике конференции. При нарушении этого условия Оргкомитет оставляет за собой право исключить доклад из программы конференции. Все материалы представляются в электронном виде. Электронные файлы должны быть названы по фамилии автора работы (например, «Иванова Г. И. заявка», «Иванова Г. И. статья»).

Заявки на участие в конференции и статьи для сборника необходимо представить до 1 марта 2017 года по электронному адресу: zaharova@сайт. Форма заявки прилагается. Список поступивших заявок будет размещаться на музея-заповедника «Кижи». После рассмотрения полученных заявок оргкомитет сообщит авторам о включении их докладов в программу конференции. Допускается заочное участие - в форме публикации статьи в сборнике материалов конференции. Публикация бесплатная, участникам необходимо оплатить стоимость пересылки сборника при получении.

Руководитель конференции: Павлова Ирина Викторовна, руководитель службы культурно-просветительской деятельности и внешних связей музея-заповедника «Кижи»

Контактное лицо: Захарова Галина Леонидовна, ведущий методист отдела «Детский музейный центр» музея-заповедника «Кижи»

ул. Советская, 3. Тверская картинная галерея

Розыгрыш призов для участников конференции по итогам предварительного .

13:00 – 14:00 обеденный перерыв

14:00 – 16:30 Пленарное заседание: Деловая программа (представление технических возможностей и оригинальных идей, предлагаемых компаниями-партнёрами)

16:30 – 16:40 перерыв

16:40 – 19:40 Пленарное заседание: Деловая программа. Продолжение (представление технических возможностей и оригинальных идей, предлагаемых компаниями-партнёрами)

Филиппов А.А. (Институт Медиа) Программные средства для коммуникации музея

Клабукова А.М. (Лаборатория Маугри) Опыт создания интерактивных экспозиций, встроенных в пространство музея

Золина С.А. (Инфостудия Экон), Андреев А.В. (Газпром трансгаз Ухта) Комплексные решения музейного пространства при создании презентационной экспозиции «История создания и развития ООО Газпром трансгаз Ухта»

Во время заседания между выступлениями - вручение призов победителям лотереи по итогам участников конференции. Призы предоставлены Panasonic (генеральным партнером конференции)

19 сентября 2017

09:00 – 10:30 Цифровая трансформация и ее влияние на сферу культуры. Футуристический прогноз. Дебаты. Приглашенные участники отвечают на вопросы ведущего и зала
Ведущая – Ольга Валентиновна Синицына (независимый эксперт, Москва)

10:30 – 10:45 перерыв

10:45 – 12:15 В плену виртуальности. Общая дискуссия о релевантности и эффективности предлагаемых музеям решений в сфере виртуальной реальности, о том, что стоит за модными терминами
Координаторы – Александр Алексеевич Артамонов (эксперт, Творческая группа "Музейные решения, IT-консультант, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва) и Дарья Юрьевна Гук (с.н.с., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Ахтамзян А.И.(Студия Itmus.ru), Ахтамзян Н.И. (Дарвиновский музей) Сервис для показа трехмерных моделей в интернет sketchfab.com и его программы по поддержке культурных учреждений и музеев. Опыт использования сервиса в музейных целях, на примере Дарвиновского музея

Ахтамзян А.И.(Студия Itmus.ru) Интерактивные 3D-Аватары в Дарвиновском музее. Как «оживить» трехмерные сканы скульптур, масок и бюстов? Мимическая реконструкция исторических персоналий на примере обработки реконструкции

Васильков О.Г. (Помпеи Арт груп) Использование VR/AR технологий для создания виртуальных туров и исторических 3D реконструкций по методу М.М. Герасимова

Макарова О.В. (Музей-заповедник «Казанский Кремль») Возможности использования технологии дополненной реальности в музейном пространстве

Назаров О.В. (Инфостудия ЭКОН) Трёхмерные технологии в музейном пространстве

Гладких М.Ю. (Русский музей) Русский музей – 15 лет в цифре

Гук Д.Ю. (Государственный Эрмитаж) Виртуальный музей. «И это всё о нём...»

12:15 – 12:30 перерыв

12:30 – 13:30 заседания параллельно в двух залах
Аудитория 1 (3 этаж) Электронная коммерция: Ожидания и реальность
Координатор – Дмитрий Владимирович Мошков (начальник службы IT-проектов, Третьяковская галерея, Москва)

Писецкая О.С. (ГМИИ им А.С. Пушкина) Организация продаж билетов на сайте Музея

Гринкевич А.В. (ИнфоТех) Опыт использования автоматизированных билетных систем при организации и проведении выставок и культурно-массовых мероприятий в музеях: успехи и сложности в работе с посетителями

Угольников М.В. (Музей Плюс) Аутсорсинг интернет-магазина музея: опыт работы с ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГИМ и ВМДПНИ

Караваева А.В. (Музей металлургической промышленности компании «Северсталь») Современные технологии в музее: как заработать на мультимедиа?

Гриценко Е.В. (Третьяковская галерея) Электронное книгоиздательство в музее. Осуществление продаж с использованием различных сервисов (iTunes, Google Play, LitRes)

Лебедева А.М. (Музей-заповедник «Куликово поле») Маркетинговая концепция музея: реализация в соцсетях. Опыт музея-заповедника «Куликово поле»

Волкова Е.В. (Государственный музей истории религии) Информационная кампания в социальных сетях. Кейс – выставочные проекты Музея истории религии. (Скайп-трансляция)

Низовцева О.А. (Мемориальный музей космонавтики) Музейное расследование. Поиск адресатов открыток, не отправленных 53 года назад

Михайлова А.В. (Университет Лестера), Фазлуллина К.С. и Шонин М.С. (Государственный исторический музей) Онлайн трансляции в социальных сетях. (Скайп-трансляция)

Ольшанский Д., Ахтамзян А.И. (Дарвиновский музей) Видео экскурсии в формате 360°: от музейного YouTube канала до виртуальной реальности в экспозиции

Симонова И.Л. (ООМИИ им. М.А. Врубеля) Хенд-мейд и соцсети: эксперимент в рамках одного выставочного проекта. (Скайп-трансляция)

13:30 – 14:30 обеденный перерыв

14:30 – 15:30 экскурсия по музею

15:30 – 17:00 работает одна секция, для остальных участников конференции – экскурсия по залам Тверской картинной галереи

Аудитория 2 (1 этаж). Мобильные технологии в музее
Координатор – Татьяна Юрьевна Николаева (начальник отдела мультимедиа и интернет проектов, Третьяковская галерея, Москва)

Абашина В.А. (Русский музей) Мобильные приложения Русского музея

Степанов В.А. (Музеи Московского Кремля), И.С. Копылова и Ю.М. Лошак (КАМИС), А.В. Дураков (Лаборатория мультимедийных решений). Мобильный гид по Оружейной палате

Смирнов А.И. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник) Опыт создания мобильного приложения для музея-заповедника

Гриценко Е.В. (Третьяковская галерея) Два года работы с мобильными приложениями в Третьяковской галерее: от брендированного продукта к партнерству с крупными сервисами

Николаева Т.Ю., Гриценко Е.В. (Третьяковская галерея) Коллекция древнерусского искусства Третьяковской галереи в приложении Artefact

Иннер С.С. (Аудиогиды.ру) Звуковые технологии в музеях

Яковлев Е.А. (iziTRAVEL) Как с помощью листа бумаги увеличить аудиторию в 3 раза и другие простые секреты продвижения мультимедиа продуктов, в частности, мобильных аудиогидов

17:00 – 17:15 перерыв

17:15 – 18:45 параллельно в двух залах:
Аудитория 1 (3 этаж) Авторское право в вопросах и ответах

Участники: Ильин Дмитрий Юрьевич (заведующий юридическим сектором контрактной службы Государственного Русского музея) и Аврех Даниил Михайлович (ведущий юрисконсульт отдела правовой работы Государственной Третьяковской галереи)

Просьба свои вопросы юристам направить заранее координатору на адрес эл.почты [email protected] с пометкой АДИТ_авт.право

Аудитория 2 (1 этаж) Просвещение, образование и технологии
Координаторы – Владимир Викторович Определёнов (заместитель директора по ИТ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, зав.кафедрой информационных технологий в сфере культуры, НИУ Высшая школа экономики, Москва)

Гладких М.Ю. (Русский музей) Повышение квалификации сотрудников региональных музеев в сфере IT-технологий и мультимедиа в Русском музее

Бабина О.А. (Русский музей) Трансформация идеи Медиа центра от супер технологий к интеллектуальному контенту. Опыт Русского музея. (Скайп-трансляция)

Качкаева А.Г. (НИУ ВШЭ) Музейный сторителлинг в цифровой среде культурных индустрий. Экспериментальный курс «Музеи в цифровой среде и трансмедийное продюсирование» для магистрантов направления «Мультимедийная журналистика» факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Определенов В.В. (ГМИИ им. А. С. Пушкина, НИУ ВШЭ) Работа кафедры ИТ в сфере культуры НИУ ВШЭ, опыт сотрудничества с ГМИИ им. А.С. Пушкина

Яковлев Е.А. (iziTRAVEL) Гранты, партнерства, краудфандинг, спонсорство… Российский и европейский опыт

Гук Д.Ю. (Государственный Эрмитаж) Трафик проекта: требования и методики

20 сентября 2017

ул. Ивана Седых, 1. Тверской медицинский университет

09:00 – 10:30 Язык и стиль общения музея в цифровую эпоху. Дебаты. Приглашенные участники отвечают на вопросы ведущего и зала
Ведущая – Фёкла Толстая (заведующая отделом развития, Государственный музей Л.Н.Толстого, Москва)

Участники: Анна Григорьевна Качкаева (профессор, НИУ ВШЭ), Марина Эдгаровна Эльзессер (заместитель генерального директора, Третьяковская галерея), Егор Александрович Яковлев (директор по развитию, iziTRAVEL)

10:30 – 10:45 перерыв

10:45 – 12:30 Музей и аудитория: взаимные исследования и оценки
Координатор – Наталия Владимировна Толстая (директор, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва)

Ахтамзян А.И.(Студия Itmus.ru), Ахтамзян Н.И. (Дарвиновский музей) На что смотрит посетитель, приходя в музей? Об особенностях комплексного айтрекинг-исследования в музее

Мардухаев К.К. (Trafficintellect Lab) Использование искусственного интеллекта для исследования поведения посетителей в музейном пространстве

Харитонова Т.Ю. (Государственный Эрмитаж) Социально-психологические исследования музейной аудитории

Николаева Т.Ю. (Третьяковская галерея) Аналитика музейного сайта как основа для стратегии обновления сайта

Кихай А.М. (Третьяковская галерея) Статистика страниц музеев в социальных сетях: что значат все эти цифры

Трофимчик М.И. (Русский музей) Аудитория центров «Русский музей: виртуальный филиал». Опыт работы с цифровым контентом

Стрелков Е.М. (Музей Нижегородская лаборатория ННГУ) Фотопортация: фотосюжеты Максима Дмитриева в переложении для современных медиа

Анхимова А.И. (Кижи) Музей-заповедник «Кижи» - Музей трех народов. Музейные технологии презентации историко-культурного наследия карелов, веспов и русских

Васильков О.Г. , Вахтанов С.Н., Ким О. (Помпеи Арт групп и Суздальский Кремль). Создание 3D-модели комплекса Суздальский Кремль на период конца XVII в. и её использование при проведении экскурсий

Бобров А.М. (Пермская художественная галерея) Исторические вехи развития информационных технологий в Пермской художественной галерее

12:30 – 13:30 обеденный перерыв

ул. Советская, 3. Тверская областная картинная галерея

13:30 – 15:00 параллельно в двух залах:
Аудитория 1 (3 этаж) Оборудование и ПО для IT-инфраструктуры музея: системы хранения данных, ПО для корпоративных целей музея, информационная безопасность (защита данных)
Координатор – Михаил Михайлович Яковенко (заместитель директора по ИТ, Политехнический музей, Москва)

Гринкевич И.Я. (ИнфоТех) Работа музеев с ККТ в свете нового законодательства

Девятов И.В. (Инфостудия Экон) Информационная безопасность веб сайтов и защита от DDoS атак

Дуганова И.Д. (МСкан) От количества к качеству: опыт применения сканеров Metis для оцифровки музейных фондов

Тихонов А.А. (Росфото) Цифровой репозиторий как центр единого информационного пространства музея

Определёнов В.В. (ГМИИ им. А.С. Пушкина) Музейный квартал Пушкинского музея: Концепция организации интегрированных систем информационной инфраструктуры, безопасности и диспетчеризации

Пархоменко О.А., Дубровская Ю.Б. (ГМИИ им. А.С. Пушкина) Опыт проведения сверки фондов научной библиотеки ГМИИ им. А.С. Пушкина с использованием RFID

Дубровская Ю.Б. (ГМИИ им. А.С. Пушкина) Управление информацией в научной библиотеке: актуальные тенденции

Ахтамзян А.И. (Дарвиновский музей) Опыт использования трехмерного сканера Artec Eva в Государственном Дарвиновском музее. Особенности и этапы трехмерной оцифровки музейных предметов

Аудитория 2 (1 этаж) Популяризация музейной коллекции через игру
Координаторы – Екатерина Вячеславовна Гриценко (редактор, Третьяковская галерея, Москва) и Татьяна Юрьевна Николаева (начальник отдела мультимедиа и интернет-проектов, Третьяковская галерея, Москва)

Бирюкова С.В. (Русский музей) Игровое мышление и современный музейный контент. Опыт Русского музея

Гриценко Е.В. (Третьяковская галерея) Онлайн-игры в музеях: обзор и анализ текущей ситуации

Грановская П.Г. (Тверской государственный объединенный музей) Знакомство с историей и народными традициями с помощью мультимедийных технологий в Детском музейном центре ТГОМ

Рахчеева М.В (Биологический музей им. К.А. Тимирязева) Игра в науку в естественно-научном музее

Яковлев Е.А., Турская О.Л. (iziTRAVEL) Детский аудиогид-квест по Твери, созданный в рамках проекта АДИТ «Школа школ»

15:00 – 15:15 перерыв

15:15 – 16:45 параллельно в двух залах:
Аудитория 1 (3 этаж) Инструменты бизнес-аналитики для музеев. Мастер-класс и дискуссия
Ведущий – Александр Михайлович Васильев (руководитель департамента информационных и цифровых технологий, Музей современного искусства «Гараж», Москва)

Аудитория 2 (1 этаж) Музейные сайты: новые тенденции
Координатор – Татьяна Юрьевна Николаева (начальник отдела мультимедиа и интернет-проектов, Третьяковская галерея, Москва)

Митрошенкова Л. В., Львов С.В. (Музей-панорама «Бородинская битва») Новый сайт Музея-панорамы «Бородинская битва» - шаг к реализации концепции развития

Николаева Т.Ю. (Третьяковская галерея) Сайт Третьяковской галереи: снова новый!

Гафар Т.В. (Третьяковская галерея) Сайт-спутник Третьяковской галереи «Музеи по соседству»: концепция, механизмы реализации

Иваненко А.Ю. (Русский музей) Виртуальный Русский музей в сети интернет

Федоренко М.В., Шпак М.Е. (Саратовский музей им. А.Н. Радищева) Мультимедийный проект «Виртуальная экспозиция "Русское искусство ХХ века" в Энгельсской картинной галерее» как решение для нескольких направлений деятельности музея

Смирнов А.И. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник) Межмузейный информационный проект в сети Интернет (на примере создания сайта kirillbelozersky.ru)

Эльзессер М.Э. (Третьяковская галерея) Межмузейный сайт: Новое и хорошо забытое старое

16:45 – 17:00 перерыв

17:00 – 18:45 параллельно в двух залах:
Аудитория 1 (3 этаж) Облачные технологии для межмузейной коммуникации. Мастер-класс.
Ведущие – Александр Алексеевич Артамонов (эксперт, Творческая группа "Музейные решения, IT-консультант, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва) и Владимир Викторович Определёнов (заместитель директора по ИТ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва)

Аудитория 2 (1 этаж) Мультимедиа в экспозиционно-выставочной деятельности: Современные аудиовизуальные решения для музеев
Координатор - Виктория Викторовна Черненко (заведующий научно-экспозиционным отделом, Геологический музей им. В.И. Вернадского РАН, Москва)

Абашина В.А. (Русский музей) Музейный мультимедийный контент и зритель. Опыт Русского музея

Гук Д.Ю. (Государственный Эрмитаж) 50 оттенков музейной экспозиции

Золина С.А. (Инфостудия Экон) Мультимедийное сопровождение выставки «Державная заступница России». К 100-летию отречения Императора Николая II и обретения в Коломенском иконы «Богоматерь Державная»

Новикова Н.Л. (Музей-заповедник «Куликово поле») Погружение в «героическую эпоху» средствами мультимедиа: аудиовизуальное решение нового музейного комплекса «Куликово поле»

Стрелков Е.М. (Музей Нижегородская радиолаборатория ННГУ) Искусство и музей: медиа-арт в экспозиции (на примерах работ студии «Дирижабль»)

Гриценко Е.В. (Третьяковская галерея) Реконструкция звуковых ландшафтов и живопись. Опыт использования системы направленного звука в пространстве выставки «Москва сквозь века»

Сигалевич Э.С. (Аскрин) Составление задания. Как спроецировать творческие идеи в реальные условия

19:00 – 21:00 Общее собрание членов АДИТ: прием новых членов, выборы Президиума и Президента

21 сентября 2017

ул. Ивана Седых, 1. Тверской медицинский университет

09:00 – 10:30 Клуб главных хранителей. Часть 1. Музейный закон и цифровой хаос: Единство и борьба противоположностей. Новое в музейном законодательстве. Госкаталог как средство быть в тонусе или инструмент пытливого ума?
Координатор – Мария Борисовна Правдина (ученый секретарь, Тотемское музейное объединение, Вологодская область)

10:30 – 10:45 перерыв

10:45 - 12:15 Клуб главных хранителей. Часть 2. Информационная система в музее: «общее дело» или личная ответственность сотрудников отдела фондов?
Координатор – Мария Борисовна Правдина (ученый секретарь, Тотемское музейное объединение, Вологодская область)

Циркунова И.В. (Археологический музей-заповедник «Танаис») Информационная система: подходы к формированию разные, результат один

12:15 – 12:30 перерыв

12:30 – 14:00 КАМИС-клуб. Ответы на вопросы
Ведущие - Юрий Маркович Лошак (генеральный директор, КАМИС, Санкт-Петербург), Елена ЛьвовнаКощеева (директор, ЭЛМУЗ, Санкт-Петербург)

Горбачева В.В. КАМИС в Эрмитаже и Русском музее: чем интересен опыт больших музеев

Кощеева Е.Л. КАМИС 5 – новые возможности. Рассказ о новых функциях КАМИС, появившихся в системе за последний год: Усиление режима безопасности. Сохранение и считывание условий запроса. Настраиваемая выгрузка в XML. Поворот изображений. Новый механизм установки обновлений и т.п.

Макарова Е.С., Лошак Ю.М. Старые песни о главном: КАМИС и ФГИС «Госкаталог» - опыт взаимодействия и планы интеграции. Переход на новый протокол Госкаталога: основные проблемы и решения. Модуль «Госкаталог-онлайн»: прямое взаимодействие двух автоматизированных систем

Копылова И.С., Лошак Ю.М. Развитие музейной информационной системы в Интернет: Электронный Архив Большого театра и «Коллекции онлайн 2.0»

Лошак Ю.М. Новые технологии внедрения и сопровождения КАМИС

14:00 – 15:00 обеденный перерыв

15:00 – 16:30 Закрытие конференции

17:00 – 21:00 КАМИС-пикник (выезд в Домотканово: экскурсия, общение)

22 сентября 2017

Программный комитет:

Н.В. Толстая, Т.Ю. Николаева, Л.Я. Ноль, С.Д. Черкалин, В.В. Черненко, А.А. Артамонов, Н.В. Браккер, Д.Ю. Гук, В.В. Определёнов, М.Б. Правдина, Н.Л. Селиванов, О.В. Синицына, Ю.М. Лошак, Д.В. Мошков, А.М. Лебедева, Ф. Толстая, М.М. Яковенко, Е.В. Гриценко, А.М. Васильев

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

7 мая в связи с репетицией парада Победы проход к кассовому павильону Музеев Московского Кремля в Александровском саду осуществляется только из станции метро "Библиотека им. Ленина" по подземному пешеходному переходу. Парковка автомобилей невозможна.


18 мая в Международный день музеев
граждане РФ бесплатно посещают архитектурный ансамбль Московского Кремля по билетам, оформленным в кассах в Александровском саду.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.