Делюсь опытом. Как я делал профилактику MacBook Air своими руками

Причиной этому является то, что из-за его тонкости и легкости были принесены в жертву практики расположения комплектующих, кроме того, батарея была надежно приклеена к корпусу в верхней ее части.

Если следовать логике, то новый 13-дюймовый лэптоп от Apple также должен оставаться неремонтопригодным. Однако, произошло все с точностью до наоборот. Более того, гаджет можно даже модернизировать.

Специалисты компании iFixit подробно рассмотрели один такой аппарат. А1425 – это номер модели. Со всех сторон в новом Pro виднеются самые часто встречающиеся в девайсах винты .

По мнению Фила Шиллера, батарея в ноутбуке ассиметричная, хотя если смотреть относительно центра, то симметрия вполне наблюдается. Но стоит заметить, что схема расположения ячеек в гаджете уникальная, такой нет ни в одном другом ноутбуке.

После вскрытия сразу бросается в глаза ярлычок, предупреждающий о том, что если его снимет кто-нибудь, кроме представителя сервиса (например, iFixit, которому Apple по-прежнему доверяет), то ноутбук снимается с гарантии.

Что касается отличий от других ноутбуков, то 13-дюймовый MacBook Pro имеет их еще больше, чем его 15-дюймовый предшественник. Одно из таких отличий представлено новым коннектором батареи, который представляет собой не то, что коннектор, а своеобразную площадку для соединения шлейфа и материнской платы.

Динамики закреплены небольшими винтами, которые покрыты кусочками микроволокна из металла, имитирующего сталь. Назначение их не совсем понятно.


Под трекпадом в рамке из пластика расположился SSD-модуль, а вокруг модуля очень много пустого места в рамке. В это свободное место (если убрать рамку с модулем) легко умещается обычный винчестер в 2,5 дюйма. Представители iFixit на момент разборки использовали винчестер в 9,5 миллиметров, но в этом случае крышка снизу не закрывается. Однако это не проблема, потому что есть в наличии и более тонкие диски. Если, допустим, какая-нибудь компания предложит специальный кабель, соединяющий разъемы обычного жесткого диска и материнской платы, то за небольшие деньги можно усовершенствовать свой ноутбук.



С идентификацией чипов возникли проблемы. Дело в том, что модуль SSD оснащен микросхемами от Samsung. Из всех этих микросхем свободно распознается исключительно флеш-память.

Чипы жёлтого цвета - K9FGY8UA7A-HCKO - 32-гигабайтные, производства Samsung. Ещё четыре на другой стороне, итого 256 Гб

Модуль беспроводной передачи с контроллерами Bluetooth и Wi-Fi — в точности такой же, как и в старшей 15-дюймовой модели MacBook Pro.


Учитывая, что из двух чипов, нуждающихся в охлаждении, остался только один, то конструкция теплоотвода была немного изменена. Все-таки 13 дюймов есть 13 дюймов.

Теперь процессор охлаждается двумя кулерами. А именно их ассиметричными лопастями.


Изменения коснулись и материнской платы.

Верхняя часть: Жёлтый - контроллер интерфейсов Intel BD82QS77; Красный - двухъядерный процессор Intel Core i5-3210M с графикой Intel HD 4000; 8 оранжевых чипов — оперативная память DDR3L, Hynix H5TC4G83MFR, каждый чип по 512 Мб; Зелёный - контроллер интерфейса Thunderbolt модели Intel DSL3510L.

Нижняя часть: Фиолетовый - аудиоконтроллер Cirrus Audio 4206BCNZ; Чёрный - чип с маркировкой TPS 51980 от Texas Instruments; Оранжевый - дополнительные планки оперативной памяти от Hynix, в общей сложности получается 8 Гб; Зелёный - чип от Cypress Semiconductor с маркировкой CY8C24794-24L может использоваться для различных целей; Синий - контроллер питания центрального и графического процессоров Maxim MAX15119; Красный - микроконтроллер от Texas Instruments Stellaris LM4FS1AH; Жёлтый - контроллер USB-интерфейса SMSC USB2512B.

Точно, как и старший 15-дюймовый брат, 13-дюймовый Pro оснащен новым разъемом питания MagSafe 2.

Много интересного есть и в батарее. Например, две ячейки из шести закреплены винтами в металлических пазах. Это, несомненно, большой шаг вперед по сравнению с предыдущей версией.

Но дальше ждет небольшое разочарование – остальные ячейки держатся на клее, пусть даже и на хорошем. То есть, при необходимости отклеить ячейку, нужно брать несколько инструментов и работать очень аккуратно, чтобы не нанести повреждений. Это вполне реально выполнимая процедура, хотя и достаточно сложная. Специалистам из iFixit на это понадобилось около 15 минут.


Что касается характеристик батареи, то они следующие: 74 ватт/час, 11,21 вольт, 6600 миллиампер/час емкости.

А теперь значительное отличие от 15-дюймового собрата, в котором контроллер и трекпад скрывался под намертво закрепленной батареей. В нынешнем варианте он виден в отверстии корпуса.

Хочется обратить внимание на скромный чип серого цвета, расположенный справа по соседству с пластинкой из фольги и разъемом. Он не выделен никаким цветом, однако это Silicon Storage Technology – модуль флеш-памяти на 256 Мб. Непонятно, зачем нужно оснащать трекпад памятью. Оказывается, такой же модуль стоит и в 15-дюймовом Pro.

Контроллер сенсора трекпада, Broadcom BCM5976 выделен красным. Такой же установлен в iPhone 5

Теперь обращаем внимание на винты, которыми крепится трекпад. А точнее, на один из пяти.

В случае поломки трекпад легко поддается замене. Это еще одно значительное отличие 13-дюймового Pro от его собрата в 15 дюймов.

Ну и естественно, нельзя обойти вниманием дисплей Retina. Что касается конструкции, то здесь мало отличий от предыдущего варианта. Дисплей тоже нельзя ни демонтировать, ни ремонтировать.

По итогам всех проведенных работ можно сказать, что MacBook Pro в 13 дюймов отличается в лучшую сторону от своего 15-дюймового предшественника только легкостью в совершенствовании и снятии трекпада. Но это незначительное отличие.

Ну и остается ждать, что еще будет исследовать iFixit. Не забываем про iPad mini и новый iMac.

Также Вам может быть интересно:
.
.
.
.
.
.

С 13-дюймовым дисплеем, де-факто младший брат 15-дюймовика. Примечательно, что на этот раз ребята пригласили в операционную специального гостя – котёнка.

Сам пациент, в закрытом виде тяжело отличить от старшего брата, а в открытом – по отсутствующим по бокам сеткам для динамиков.

Сверху - MacBook Pro Retina 13, снизу – MacBook Pro 13

Волнующий момент – открытие «капота»

Ничего не напоминает? Да это же робот Номер 5 из фильма «Короткое замыкание»!

Достаём SSD.

В iFixit удивлены таким решением, ведь в это же место спокойно поместится полноценный 2.5-дюймовый SSD толщиной 5-7 мм.

Как и ожидалось, «голый» SSD произведен корейцами.

Жёлтым помечена флеш-память суммарной ёмкостью 256 ГБ, а предназначение остальных деталей не объяснили, ну и ладно.

Далее идёт Wi-Fi-модуль с поддержкой протокола AirPort.

Кстати, в 15-дюймовом «ретиновом» MacBook Pro точно такой же модуль.

Святая-святых – материнская плата.

Красный – двуядерный процессор Intel Core i5-3210M на 2.5 ГГц (интегрированная графика Intel HD Graphics 4000 и авторазгон до 3.1 ГГц), оранжевый – оперативная память Hynix на 8 ГБ, жёлтый – чипсет Intel QS77, бирюзовый – контроллер для интерфейса Thunderbolt.

Оранжевый – просто обратная часть оперативной памяти, фиолетовый – аудиоконтроллер Cirrus, остальные – их предназначение неясно.

Так выглядит разъём питания MagSafe 2.

С ума сойти! Шесть блоков батарей!

В отличие от 15-дюймовика, в 13-дюймовике батарею гораздо легче снять.

Контроллер Broadcom, такой же, как в iPhone 5. Интересно…

Собственно тачпад.

Summa summarum, оценка ремонтопригодности – 2 из 10. Не самый лучший результат, однако старший брат ещё больший позорник со своим одним баллом. У iFixit есть претензии к выбору нестандартного SSD, так как к нему надо отдельный кабель. Оперативная память представлена только 8 ГБ без возможности выбора версии с 16 ГБ. Дисплей склеен со стеклом и если при разборке, не дай Аллах, что-то внутри сломается, то всю недешёвую экранную часть можно отправлять в мусорник.

Примечание: данная статья раскрывает вопрос безопасного разбора макбука, однако сайт не несет ответственности за сбой работы или поломки. Если Вы не разбираетесь в технике и электронике, разобрать гаджет можно только подробно исполняя все инструкции. Так же стоит упомянуть, что гарантия любой аппаратуры не покрывает поломки, которые Вы совершаете, разбирая MacBook.

Если гарантия от производителя закончилась, а макбук необходимо почистить от пыли или же починить, важным элементом всего этого будет грамотный подход к разбору/сбору. Подход к разным моделям незначительно меняется, поэтому рассмотрим два варианта.

Для процесса понадобится ряд инструментов, которые помогут сделать все аккуратно:

  • Отвертка крестовая PH00 из матового никеля, с защитой от перекатывания;
  • Часовая (телефонная) отвертка «звёздочкой» Torx Plus TX6;
  • Телефонная трехлопастная отвертка Y1 фирмы Tri-Wing;
  • Лопатка из пластика для работы с корпусами.

MacBook Pro 13″ Unibody выпущен в 2009 году и часто сравнивается с MacBook Unibody. В обеих моделях схожие корпуса, которые имеют минимальные отличия. На нижней части не имеется съемной панели для аккумулятора, намекая, что создатели не очень хотели, что бы любой человек мог залезть во внутренности своего гаджета. Но для нас это не принципиально. Для начала понадобится крестовая отвертка, для удаления винтиков. Сняв всю нижнюю панель, можем созерцать внутреннее содержание Мака.

Находим два внутренних угла аккумулятора и вывинчиваем 2 шурупа трехлопастной отверткой. Наклейка, в отличие от некоторых других моделей, легко снимается, так как прикреплена к самому аккумулятору непосредственно, и боковой стенке. При ремонте подобной конструкции, следующим действием нужно отсоединить питание системы при помощи нашей пластиковой лопатки.

Примечание

Фирменная замена аккумулятора компания Apple совершает за 129 долларов (на момент написания статьи). Возможно, для некоторых пользователей эта сумма не бьет по карману, однако большинству будет выгоднее сделать это самостоятельно или обратится к «бюджетному умельцу». Будьте аккуратны при выборе помощника со стороны.

Для снятия жесткого диска потребуется попотеть с выкручиванием маленьких шурупов. Разобрать будет не сложно, но кропотливое занятие потребует сосредоточения внимания. Следующим действием снимаем сабвуфер, вывинчивая еще 2 винта. Далее, выкрутив три шурупа, вытаскиваем привод оптических дисков при помощи крестового шлица, крепления которого расположены абсолютно так же, как и в предыдущей модели.

Под приводом Вы увидите модуль динамика правой стороны, который крепится клейкой лейкой и легко снимается все той же лопаточкой. Для снятия кулера отсоединяем кабель, снова берем крестовую отвертку и вывинчиваем три крепления. Теперь наша цель – кабель LVDS (прямоугольный, золотистого цвета). Теперь вывинчиваем винты вдоль материнской платы, не затрагивая крепления внешнего блока питания. После вывинчивания 7 шурупов материнки, добираемся и до блока внешнего, убирая 2 крепления.

Поочередно отключаем кабели: трекпада, «клавы» и индикаторы зарядки аккумуляторной батареи . Теперь можно снять и ячейку держателя LVDS. В той же части извлекаем микрофон, крайне аккуратно орудуя лопаткой. Все, теперь можно снять материнскую плату вместе с радиатором, со спокойной душой. Разобрать MacBook Pro 13″ Unibody весьма просто, главное соблюдать ВСЕ правила, описанные выше. То же самое касается сбора. Не стоит импровизировать.

На момент выхода модель не обрела популярности, какой заслуживала. Поэтому обратим на нее особое внимание, чтобы исправить несправедливость. Выпущена была в 2012 году. Список инструментов немного увеличивается:

  • Две модели крестовой отвертки PH00 и PH0;
  • Отвертка фирмы Torx с резьбой в форме звезды T6;
  • Трехлопастная часовая отвертка Y1 фирмы Tri-Wing;
  • Лопатка для работы с корпусами из пластика.

Новая версия гаджета позволяет разобрать себя, а в частности снять нижнюю панель, только после вывинчивания 10 шурупов крестовой отверткой. Видим «внутренности» и сразу же начинаем работу с аккумулятором. Тут понадобится трехлопастной шлиц. Теперь лопаткой отсоединяем шнур питания батареи. Следующий объект – жесткий диск Toshiba, который удаляется крестовой отверткой без особых осложнений. Жесткий диск 2,5 дюйма крепится четырьмя винтами с разъемом-звездой.

AirPort/Bluetooth плату и оптический привод при помощи лопатки аккуратно отключаем. Теперь оптический привод отсоединяем крестовой отверткой. Далее извлекаем модули оперативки. Их можно заменять на более вместительные, поэтому умение вручную разбирать Мак может пригодиться любому обывателю, который хочет расширить возможности работы.

Теперь при помощи лопатки отсоединяем питание вентилятора, после чего отсоединяем 3 его крепления крестовой отверткой. После этого остается лишь открутить шурупы с разъемом-звездой и снять материнскую плату. Дисплейный модуль закреплен шарнирами к основному корпусу.

Разобрав аппарат, не забудьте соблюдать все шаги при сборе. Если не представляете, как выглядит та или иная деталь модели, просто вбейте ее название и номер модели в интернете. Откручивать что-либо наугад не самая удачная идея. Если срок гарантии гаджета не истек – воспользуйтесь этим.

Вскрытия ноутбука Apple MacBook Pro последнего поколения, проведённого специалистами сайта iFixit. Тогда под «скальпель» разборщиков попала 13-дюймовая модель в начальной конфигурации, не имеющая сенсорной OLED-панели Touch Bar над клавиатурой. За свою ремонтопригодность она набрала лишь 2 балла из 10 возможных. Теперь же инженеры iFixit добрались и до аналогичного по диагонали MacBook Pro с Touch Bar.

Как выяснилось, его внутреннее убранство было перекомпоновано с целью освободить место для сенсорной панели. Наиболее заметное изменение коснулось стереодинамиков, которые переехали с зон по бокам клавиатуры на края площадок для запястий. На приведённых выше фото красными рамками выделены места расположения колонок в MacBook Pro с физическими функциональными клавишами, оранжевым — в версии с Touch Bar. При этом решётки для динамиков остались там же, где и были, хотя, по всей видимости, никакой функциональной нагрузки они уже не несут — звук от расположенных на новом месте громкоговорителей выводится через боковые отверстия.

Другое любопытное открытие, сделанное во время разборки MacBook Pro 13” с Touch Bar, касается твердотельного накопителя. Как мы помним, в базовой конфигурации ноутбука он был выполнен в виде пусть и проприетарного, но всё же съёмного модуля. Здесь же так легко заменить его нельзя — SSD выполнен в виде распаянных непосредственно на системной плате микросхем.

Не меньше хлопот доставит в случае поломки и кнопка включения, ведь в неё интегрирован сканер отпечатка пальца Touch ID с поверхностью из сапфирового стекла. Замена этой кнопки обойдётся дороже аналогов без Touch ID.

В итоге, MacBook Pro 13” образца 2016 года с сенсорной OLED-панелью получил самую низкую оценку за ремонтопригодность — 1 балл из 10 возможных.

Демонтаж iFixit всегда хорош тем, что по нему можно наглядно отследить все изменения, о которых вещали докладчики, и шумела пресса. Набрав достаточно положительных и отрицательных о новых MacBook Pro, мы решили погрузиться в «железные» дебри, а инженеры, постоянно летающие в Австралию, чтобы урвать свежие релизы из первых рук, оперативно предоставили полный разбор MacBook Pro 13″ без Touch Bar.

На растерзание была выбрана модель без новомодной панельки. Её характеристики:

  • 13.3″ Retina-дисплей с IPS-матрицей, дающей разрешение 2560 x 1600 пикселей (227 точек/дюйм) с глубиной цвета P3
  • процессор Intel Core i5 Skylake с частотой 2.0 ГГц (Turbo Boost до 3.1 ГГц) со встроенными видеочипом Intel Iris Graphics 540
  • 8 ГБ оперативной памяти с частотой 1866 МГц LPDDR3 (можно установить 16 ГБ)
  • твердотельный накопитель объёмом 256 ГБ, 512 ГБ или 1 ТБ
  • два порта Thunderbolt 3 (USB-C) с поддержкой зарядки, DisplayPort, Thunderbolt, USB 3.1 второго поколения
  • расцветка «Серебро» или «Серый космос»

При осмотре этой модели MacBoo Pro со всех сторон не обнаружилось ничего, кроме двух портов Thunderbolt 3 слева и одного одинокого джека на 3,5 мм справа. Выходит, политика, которую купертиновцы применили к iPhone 7, не работает на Маках…пока не работает. Интересно, хорошо это или плохо? :)

Сборка А1708 не щеголяет сенсорной панелькой со смайликам, зато здесь нашлось место необычайно длинной механической кнопке Escape. Конечно же, вместе с остальным функциональным рядом.

Маньяки, сравнивающие габариты и без того тоненьких и невесомых ноутбуков (ультрабуков) от Apple, могут насладиться изображением выше, где новый MacBook Pro 13″ расположился по соседству с просто MacBook 12″. Здесь, кстати, воочию прослеживается единая дизайнерская тенденция. А как бросается в глаза двукратно разросшийся трекпад!

Так, уже хватит любоваться и пора переходить к непосредственному разбору, тем более, первый шаг не меняется на протяжении 6 лет. Да-да, пенталобовские винты на задней крышке маринуются аж шесть лет. Цифра «6» отразилась и на количестве крепёжных элементов, количество которых тоже сократилось с 8 штук в MacBook 2015 и с 10 штук большинства MacBook Pro.

Зато сама задняя крышка оказала серьёзное сопротивление, поэтому не обошлось без использования присоски, зарекомендовавшей себя при демонтаже iPhone. Нужно подцепить кусок металла, а затем поддеть его медиатором, чтобы добраться до электроники.

Что сразу попало в поле зрения, так это защищённые винты Т5, являющиеся солидной защитой для блока батареи.

За откинувшейся створкой коннектора нашлись две маленьких медных площадки, отвечающих за плюс и минус (землю).

Потом ведомые интуицией инженеры iFixit провели более лёгкую процедуру извлечения трекпада, который отныне не прячется под батареей. Позади Force Touch, кстати, был закреплён тот самый «волшебный» магнит, держащийся исключительно на винтах и пружинных коннекторах.

За трекпад отвечают следующие компоненты:

  • красный — чип ST Microelectronics STM32F103VB ARM Cortex-M3 MCU
  • оранжевый — тач-контроллер Broadcom BCM5976C1KUFBG

Лёгкость, с который специалисты добрались до трекпада, моментально уравновесилась обильным количеством клея на пути к аккумулятору. Старые друзья, нагреватель и пластиковая лопатка, снова пригодились.

Литий-полимерные блоки покинули липкую ванну и открыли первый действительно важный факт — на 27% уменьшенную ёмкость аккумулятора. Даже не вглядываясь в характеристики, где пропечатаны 4781 мАч, лишения становятся очевидными, ведь в корпус MacBook Pro 13″ установлено три панели вместо шести.

SSD в «камуфляже» моментально перевёл на себя внимание. После удаления защитной ленты плата стандарта PCI-e благополучно отстыковалась, подтвердив второй факт — собственноручно заменяемые твердотельные накопители, вот только, напоминаем, любой SSD установить не получится, всё равно придётся раскошелиться.

Более дотошный осмотр хранилища выявил производителя и другие компоненты. Накопитель произведён SanDisk, ныне собственность Western Digital; об остальных деталях — ниже:

  • красный — флеш-память SanDisk SDRQKBDC4 064G 64 ГБ (4 шт.)
  • оранжевый — контроллер Apple 338S00227
  • жёлтый — Texas Instruments 58879D MOSFET
  • зелёный — F4432ACPE-GD-F типа Micron 512 MB DDR2 RAM
  • голубой — запаянный SSD-контроллер Apple 338S00199

Извлечение динамика традиционно не получилось осуществить одной левой, потому что его защищали прикрученные прокладки, чтобы погасить вибрации, которые непременно произведут новые динамики с улучшенным «бум-эффектом».

Теперь ничего не мешало освобождению материнской платы, где выяснилось, что «улучшенной архитектурой» на самом деле являлось изменение положений винтов радиатора на задней стенке.


  • красный — SKhynix H9CCNNNBJTML
  • оранжевый — Texas Instruments TPS51980 Buck Converter для управления питанием памяти
  • жёлтый — Universal Scientific Industrial 339S025 Wi-Fi модуль
  • зелёный — Intel DSL6510 Thunderbolt 3 контроллер
  • голубой — Texas Instruments 58873D Synchronous Buck NexFET Power Block MOSFET Pair
  • синий — Broadcom BCM15700A2 процессор камеры
  • фиолетовый — Micron 512 MB DDR3L SDRAM

На другой стороне:

  • SKhynix H9CCNNNBJTML LPDDR3 high-speed synchronous DRAM
  • Texas Instruments SN650839 66AL7XWGI (as seen in the 2016 Retina MacBook)
  • 2x Texas Instruments CD3215B03 66AQ8YW G1
  • Winbond SpiFlash 64 Mb serial flash memory
  • Texas Instruments TM4EA231 H6ZXRI system management controller
  • Cirrus Logic CS42L63A Audio Codec
  • Intersil 95828 HRTZ X630MRR

Теперь о полноценном выжившем — джеке 3,5 мм для наушников, но в качестве одного модуля, к которому прикреплены 2 микрофона, тянущиеся вниз к вентилятору.

К всеобщему удивлению, Apple перенесла вентиляторы из модели 2012-го года. Местные «карлсоны» очень и очень тихие благодаря ассиметричной посадке лопастей.

Чуть ниже экрана, было обнаружено «железо», отвечающее за жизнь огромного числа Retina-пикселей:

  • B1332BDPA 090BX 1605
  • National Semiconductor 67A800U 49B1-04
  • Texas Instruments 65CLKEI TPS65157
  • NXP LPC812 ARM Cortex M0+ 32-bit MCU
  • Texas Instruments TPS65158 High Resolution LCD Bias IC for TV

С особой любовью закрепила Apple защиту для петель, чтобы Макбук не рассыпался пополам. Эта же защита играет роль антенны. Насчёт работы петли: пружинный механизм закручивает кабель, когда дисплей закрыт, и раскручивает при открытии. Именно поэтому крышка стала закрываться легче.

Петли представляют собой демонстрацию технологию литья под давлением: они тоненькие, лёгкие и прочные.

А вот и второе поколение клавиатурной «бабочки» во всей красе. Из отличий можно выделить более высокие колпачки, делающие поиск клавиш комфортнее, и купольный механизм, отвечающий за улучшенную стабильность, по сравнению с обычными MacBook.

iFixit заслуженно присудили новому MacBook Pro 13″ без Touch Bar 2 из 10 баллов по шкале ремонтопригодности, порадовавшись только легко отсоединяющемуся трекпаду. Больше всего трудностей вызвало количество клея вокруг батареи, пенталобовские винты, припаянная к материнской плате оперативная память и нестандартный тип твердотельных накопителей PCIe. В общем, тюнинговать новые «прошки» проблематично, дорого и отнюдь не безопасно.