Как сделать систему 5.1 своими руками. Шестиканальный усилитель звука

Схема аудиоконтроллера домашнего кинотеатра построена на базе многоканального аудиопроцессора PT2322 и многоканального аудикоммутатора PT2323 производства тайваньской компании PTC. Эти аудиомикросхемы обрабатывают 6 звуковых каналов, которые реализуют формат звука 5.1. Напоминаем для тех кто не в теме – речь идет о паре фронтальных каналов, паре тыловых каналов, центральном канале и канале сабвуфера.

Тайваньская компания Princeton Technology Corp., именуемая как PTC, является профессиональным разработчиком интегральных схем. Среди направлений разработки отдельное место занимают многоканальные аудиопроцессоры для мультимедийных устройств. Аудиопроцессоры PTC завоевывают популярность благодаря высоким характеристикам качества звука, низкой стоимости и легкого управления в конечном продукте.

Приведем примеры известных нам продуктов на указанных аудиопроцессорах: BBK DK-1004 S; HYUNDAI DR-8028 (DR-8606); Dowell SP-3001X5 (названия кликабельны). Каждый из этих кинотеатров может позиционироваться как продукт Hi-Fi класса. Описание и стоимость вы можете найти в Интернете. Замечу, что стоимость этих готовых изделий не детская.

Итак, рассмотрим нашу схему домашнего кинотеатра в части блока аудиопроцессора. В схеме нет оконечных усилителей, т.к. по этому вопросу на вкус и цвет все фломастеры разные.

Как видим, инженеры Princeton Technology старательно оптимизировали трассировку электрических соединений. Схема аудиопроцессора проста для понимания. Здесь на входе четыре канала и канал формата 5.1. На выходе, соответственно, формат 5.1. Коммутатор PT2323 выбирает соответствующий вход и при соответствующей настройке может обычный стереоканал разложить на 5.1. В свою очередь, аудиопроцессор PT2322 выполняет роль темброблока с дополнительными функциями обработки звука (сурраунд, частичное смешивание каналов и пр.).

Управление блоком аудиопроцессора осуществляется по шине I2C. Для управления был выбран микроконтроллер Microchip типа PIC16F887 как наиболее дешевый в корпусе DIP-40. Далее схема блока управления.

Блок управления состоит из индикаторных светодиодов, матричной клавиатуры, энкодера со встроенной кнопкой, ИК приемника для пульта ДУ. В схеме предусмотрено два дополнительных управляющих сигнала (вывод 21 и вывод 22 микроконтроллера). В выключенном состоянии на линии 21 лог. 1 (+5 вольт), а на линии 22 лог.0 (т.е. 0 вольт).

Для индикации используется светодиоды, впаянные в один ряд. Они работают в двух состояниях. В обычном состоянии они индицируют активность тех или иных настроек. В состоянии настройки, они включаются в виде столбика, по которому можно судить об уровне сделанной настройки. По рисункам ниже можно оценить эти состояния.

Например, нажав кнопку «1» вы выберете регулируемый параметр «громкость»; об этом свидетельствует включение 1-го светодиода. Затем вы можете энкодером увеличить или уменьшить значение параметра; уровень параметра будет отображаться в виде светящегося столбика светодиодов. После окончания настройки через 2-3 секунды вновь будут отображаться выбранные настройки.

Все настройки автоматически сохраняются и загружаются при включении. Настройка mute (приглушение) не сохраняется.
Использован энкодер со встроенной кнопкой. Этой кнопкой включается и выключается аудиоконтроллер, соответственно, на линиях 21 и 22 изменяется сигнал. При подаче питания состояние аудиоконтроллера «выключено».

Также вы можете использовать пульт дистанционного управления, работающий в формате RC5. Для этих целей был приобретен нонеймный пульт для телевизоров Philips. С пульта можно не только регулировать, но и включать/выключать аудиоконтроллер.

Для подключения источников сигнала используются типовые разъемы гнёзда RCA для монтажа на плату.

Платы сделаны из односторонне фольгированного текстолита. Платы соединяются ленточными кабелем или другими подходящими проводами. Ниже фотография устройства в сборе.

Каждый ценитель музыки желает иметь у себя дома хорошую акустику, но не всегда хватает средств на ее приобретение и сделать свою акустику буду куда качественнее той, что предлагает нам производитель. Именно в этой статье я расскажу, как автор воплотил идею сделать хорошую качественную акустику в жизнь.

Для того, чтобы сделать данную акустическую систему, нам понадобятся:
* МДФ толщиной 16 мм.
*Синтепон размером 30 на 30 см.
* Пятидюймовый НЧ динамик фирмы Асалаб B1354.8.
* Клей ПВА.
* Фрезер.
* Струбцины.
* Для фильтров катушки индуктивности 0,82 мГн, их сопротивление 0,26Ом: 1,5мГн 2Ом и 0,39мГн 0,53Ом.
* Многожильный провод сечением >1,5мм.
* ВЧ динамик, тоже от фирмы Асалаб T252.1.8, фирма может отличаться от ваших предпочтений.

Также необходимы инструменты, такие как:
* Электролобзик.
* Шлифовальная машинка.

Вот и все необходимое готово, теперь приступаем к изготовлению.

Шаг первый.
Сначала необходимо определиться с размерами будущей акустики. Делаем составные части, выпиливая их из МДФ с помощью электролобзика по чертежу, предложенному автором. Выпиливать отверстия под динамики необходимо только индивидуально, так как размеры могут не совпадать с теми, что показаны на чертеже.

При работе с электроинструментом будьте осторожны и не забывайте о защите рук и глаз.
А вот фаску в местах посадки динамиков необходимо сделать на фрезере, иначе никак.



Порт фазоинвертора отнесен в заднюю часть, что обеспечит оптимальную работу акустики, когда расстояние до стены будет больше 5 см.


Шаг второй.
После того, как все детали готовы приступаем к их сборке в одно целое.

Клеить данные части корпуса лучше на клей ПВА, он хорошо сцепляется с МДФ и достаточно прочно держит конструкцию. Внутри корпуса размещаем синтепон размером 30*30см, а затем промазываем все стыки, которые будут соприкасаться с другой частью и притягиваем с помощью струбцин, ожидая полного высыхания клея в течении одних суток.

Шаг третий.
Готовые корпуса для акустики выглядят так, как на фото.


Но в данной конфигурации необходим и фильтр, который собирается по схеме, изображенной ниже, где как раз и понадобятся те самые катушки индуктивности 0,82мГн сопротивлением 0,26Ом, 1,5мГн 2Ом и 0,39мГн 0,53Ом и медный многожильный провод сечением больше 1,5мм.



Также прилагается несколько графиков необходимых характеристик фильтров.

Передаточные функции фильтров


ФЧХ


АЧХ


ИЧХ


Шаг четвертый.
Перед размещением внутренностей в корпус, его нужно хорошо зашлифовать при помощи шлифовальной машинки, делая края скругленными и удаляя большие задиры. Затем необходимо загрунтовать поверхность, что позволит достичь идеально ровной плоскости.

Идея создания шести канальной акустической системы существовала давно. Задавшись целью, я детально изучил характеристики звуковой карты и узнал, что она поддерживает целых 7каналов звучания. Так как неплохо разбираюсь в электрических схемах, я решил создать акустику 5.1 для компьютера. Для этого был задействован старенький китайский домашний кинотеатр, который был подключен к компьютеру в двухканальном режиме РС.

Чтобы сделать качественный звук мне понадобились: из инструментов отвертка, кусачки и паяльник, а из материала провод, акустический кабель с RCA-разъемами, и двухканальные переходники.

Очень важно! Обязательно выключайте любую электротехнику от сети перед тем, как будете ее разбирать, дабы не получить поражения электрическим током.

Отключив провода, я приступил к снятию верхней крышки, чтобы посмотреть на усилители звука. Нужно было взглянуть, можно ли вообще воплотить задуманное в жизнь. И вот что открылось моим глазам:

Буду выражаться как можно более простым языком для тех, кто в этом ничего не понимает, но мысль его заинтересовала. На фото 4 показано все устройство домашнего кинотеатра. Большая часть его составляющих мне не требовалось. Интересующей деталью является плата в верхней левой части фото 4. Это и есть блок усилителей, отвечающих за объемное звучание 5.1. Мне нужно было подвести шесть линейных сигналов звуковой карты к данному блоку. Благо на плате есть разъем с надписями всех каналов, к котором подходят сигналы с проигрывателя.

С этим разобрался, но теперь возник другой вопрос. Как сделать так, чтобы аккуратно подключать шесть RCA-кабелей с компьютера. И тут мне помогут линейные входы кинотеатра, которых как раз было много.

Из всех разъемов я выбрал наиболее подходящие, предварительно нацарапав возле них номер будущего входа. Затем они были вообще отсоединены от платы, чтобы не было замыкания в дальнейшем:

Теперь предстоял самый ответственный момент: припаять провод к каждому разъему и соединить с блоком усилителей.



Припаянные провода я соединил в разъеме, идущем от усилителей согласно цветности канала, питание для усилителей тоже пришлось подводить зеленым проводом

Вот такой оказалась вся работа. На фото 12 видно, что к проигрывателю подходят RCA-кабеля, которые белым проводом соединяются с разъемом, идущим от усилителей.