Как соединить 2 карты рх 460 crossfire. Что такое AMD CrossFireX

Статье мы рассмотрели технологию объединения несколько видеокарт для их совместной работы от Nvidia - SLI (советую ознакомиться с ней, потому что я буду на нее ссылаться), теперь же рассмотрим схожую технологию от их конкурентов - AMD CrossFireX.

История ATI CrossFire

В конце 90ых дела у ATI шли не очень хорошо - в 1999 Nvidia представила за один год аж два новых поколения - Riva TNT2 и GeForce 256. 3dfx, второй конкурент, в 1998 году представил технологию SLI, позволяющую объединять две видеокарты Voodoo2 вместе на одном ПК. А вот ATI смогла представить лишь RAGE 128 (и чуть позже разогнанную версию PRO), в которых ничего инновационного не было. Поняв, что так и вылететь с рынка видеокарт недолго, они решили скопировать технологию SLI у 3dfx и выпустили «двухголовую» видеокарту ATI RAGE FURY MAXX, которая включала в себя два GPU RAGE 128 PRO. Сама технология объединения видеочипов называлась MAXX (Multiple ASIC Technology), и была чисто программной: каждый из графических процессоров полностью готовит один кадр, и при выводе на экран они чередуются. По сути это была вылитая технология AFR (Alternate Frame Rendering), которая применяется до сих пор.

Но, однако, видеокарта FURY MAXX просто имела два GPU, объединять две видеокарты от ATI было нельзя - в те времена была шина AGP, и этот порт на материнских платах был только один. В 2004 году была представлена шина PCI Express, которая позволяла делить линии - а значит и делать несколько портов и подключать несколько видеокарт. Этим воспользовалась и Nvidia, представив новую технологию SLI, и ATI, сменившая название MAXX на CrossFire.

Отличий между ними тогда хватало: для создания CrossFire нужна была так называемая мастер-карта - она имела внутри чип наложения, позволяющий получать данные с карты-слэйва (slave) и сочетать их попиксельно с основной картой. Объединение происходило через специальный кабель DVI-DMS, а подключение монитора - через еще один коннектор DVI, отходящий от мастер-карты:

Это было жутко неудобно, и в будущем ATI пришла к тому же, что и Nvidia сразу - данные передаются через специальный мостик, и такого понятия как master или slave больше нет (а еще дальше уже компания AMD, купившая ATI, вообще отказалась от мостиков). И если это первое отличие было в минус ATI, то вот второе наоборот, в плюс: если в SLI можно объединять видеокарты только одной серии, то в случае с ATI видеокарты могут быть даже разных поколений.

В дальнейшем, в 2008 году, компания AMD представили Quad CrossFireX - технологию, позволяющую объединять до четырех видеокарт вместе, и сейчас технология объединения видеокарт называется AMD CrossFireX (или, сокращенно, CF).

Алгоритмы построения изображения с использованием CF

Первый алгоритм не является новым - его так же успешно применяет и Nvidia. Называется он Slicing (Нарезка), и заключается в том, что кадр делится на две части - одну обрабатывает одна видеокарта, другую - другая:


Причем части не обязательно могут быть одинаковыми: все зависит от сложности сцены, и области рендеринга для каждой видеокарты могут быть свои. Для игр этот алгоритм подходит слабо, потому что заранее просчитать сложность кадра невозможно.

Второй алгоритм ATI/AMD придумали сами. Он называется (от англ. tile - плитка). Суть алгоритма в том, что весь кадр делится на «плитки» по 32х32 пикселя каждая, и каждая видеокарта в шахматном порядке готовит свою половину плиток:


Плюс этого метода - на каждую из двух видеокарт будет приходиться в среднем половина нагрузки, то есть нет такого, как в Slicing, когда одной видеокарте досталось в игре небо и она подготовила кадр за 5 мс, а другой досталась куча текстур земли, зданий и так далее, и она подготовила кадр за 20 мс: тут каждой из видеокарт досталось и небо, и текстуры земли и других объектов. Но, как и следовало ожидать, есть и минусы: во-первых, требуется максимально точное соответствие характеристик видеокарт: если в Slicing кадр можно делить пропорционально производительности каждой из GPU, то в Tiling разделение нагрузки идет ровно пополам, поэтому видеокарты должны быть полностью идентичны. Во-вторых, между картами не делится геометрическая нагрузка, но в играх обычно она невысокая и проблем с этим не бывает.

Третий алгоритм, AFR , общий с Nvidia - каждая из видеокарт готовит кадры поочередно:


Плюсы те же - никаких артефактов при отрисовке кадра, можно легко распараллелить нагрузку и на 4 GPU. Минус - все кадры имеют разную сложность, что может привести к дерганой картинки при низком fps.

И последний алгоритм «честного» CrossFire - это SuperAA (супер-сглаживание). Принцип схож с таковым у SLI AA - каждая видеокарта сглаживает картинку с некоторым шагом относительно другой, и потом полученные картинки склеиваются в один кадр. Однако отличия от SLI AA все же есть - в случае с Nvidia используется MSAA сглаживание, в случае с AMD - SSAA (оно дает картинку чуть лучше, но и требует больше ресурсов). Доступны режимы сглаживания от х8 до х14 (напомню, что у Nvidia максимум это х32).

В случае с ноутбуками на APU от AMD, включающих в себя как процессор, так и встроенную графику, AMD поступила хитрее Nvidia: если в ноутбуке есть дискретная графика от AMD, то ее можно объединить с интегрированной в режиме Dual Graphics , когда работают обе видеокарты (напомню, что у Nvidia есть технология Optimus, которая позволяет использовать или дискретную графику, или интегрированную, но никак не вместе). Однако у этого метода есть свои ограничения: во-первых, он работает только с DirectX 10 и выше (в принципе, с учетом того, что игры с DirectX 9 старые и нетребовательные по современным меркам - CF там и не нужен). Во-вторых, разница в производительности дискретной и интегрированной видеокарт не может быть больше двухкратной, то есть объединить вместе интегрированную в APU графику с какой-нибудь R9 M390 увы, не получится (опять же - тут интегрированная графика как пятое колесо в телеге и будет только мешаться, так что AMD в принципе поступили правильно).

Системные требования для CrossFireX

Здесь почти все тоже, что и для SLI от Nvidia (поэтому второй раз переписывать требования я не буду), однако есть одно важное различие - вообще не нужны мостики для связи видеокарт (забавно - в тысячной линейке Nvidia не только не отказалась от мостиков для SLI - она ввела новые, еще более быстрые), контроллер CF теперь находится на самой плате видеокарты, а данные передаются через PCI-E. Больше существенных различий нет - все так же подключаются видеокарты одной серии, все так же объем памяти ограничивается таковым у самой слабой видеокарты в DX 11 и суммируется в DX 12.

И самый главный вопрос - имеет ли смысл делать CF? Да, имеет. Тут все просто - приверженцы «зеленых» могут купить одну GTX 1080 Ti, которой за запасом хватит для всех современных игр, поэтому SLI для игр в принципе не нужен. У AMD пока что самая мощная графика это RX 580, которая вообще говоря находится на уровне обновленных GTX 1060, и которой хватает лишь для FHD (в 2К придется существенно снижать настройки, или же играть с 30-40 fps). Так что тут CF имеет смысл - две RX 580 позволят нормально играть в 2К на ультра-настройках графики.

«Жизнь торговли и смерть торговцам» - так говорил о ней Бернард Шоу. А говорил он о конкуренции, без которой невозможна рыночная экономика.

В недавнем обзоре мы рассмотрели технологию NVIDIA SLI . Как было отмечено в начале той статьи, мы рассмотрели первую на рынке современной графики технологию параллельной работы несколькими видеокартами одой игровой сцены. А раз есть первая, значит, будет и вторая, так как конкурирующие фирмы не могу позволить NVIDIA монополизировать рынок в данной сфере. Как и следовало ожидать, свой противовес SLI выдвинул основной конкурент – канадская компания ATI в виде собственной технологии CrossFire (теперь уже компания принадлежит AMD , однако брэнд CrossFire сохранен в виде ATI CrossFireX).

История развития и ключевые особенности

Технология была анонсирована на международной выставке Computex 2005 в Тайване.

Итак, технология ATI CrossFire была разработана для возможности создания очень высокопроизводительных игровых систем. Обозначим основные задачи, которые ставили перед собой инженеры ATI: в первую очередь, максимально увеличить производительность системы в 3D-приложениях, а также улучшить качество изображения. В то же время, была необходимость сохранить совместимость со всеми играми и охватить широкий спектр моделей графических карт для работы в системе CrossFire. Канадцы постарались использовать положительный опыт из своих прошлых подобных проектов.

Вспомним, например, первую разработку ATI в сфере многочиповых решений – карту ATI Rage Fury MAXX:

В 1999-м году несколько производителей выпустили в свет видеокарты нового поколения. NVIDIA сделала это даже дважды: весной Riva TNT2, а осенью - совершенно новый продукт GeForce 256. А вот компания ATI, к сожалению, кроме того, что с опозданием предложила RAGE 128 да анонсировала улучшенную версию этого чипа RAGE 128 PRO, ничего сенсационно-революционного не сделала. Однако, существуют методы улучшить свой продукт и без создания нового видеочипа. Когда-то эту дорожку проложила 3dfx, заложив в Voodoo2 возможность работы в паре с такой же видеокартой. Речь идет о известной многим технологии SLI (Scan Line Interleave). Эта технология позволяет использовать две карты на чипе Voodoo2 или просто два чипа Voodoo2 на одной плате для одновременной визуализации игры. Каждая из карт на базе Voodoo2 в этом случае рассчитывает либо четные, либо нечетные линии выводимого на экран кадра, в результате чего производительность видеоподсистемы увеличивалась более, чем в полтора раза.

Подобной идеей воспользовалась и компания ATI, не сумев составить конкуренцию новым решениям от NVIDIA. В качестве решения была предложена технология с кодовым именем Aurora, которая впоследствии получила имя MAXX (Multiple ASIC Technology). Технология MAXX - это чисто программное решение, которое позволяет задействовать два графических процессора для выполнения общей работы. Фактически, воплощается в жизнь идея параллельной обработки данных. Каждый из графических процессоров полностью формирует один кадр, а затем готовые кадры поочередно выводятся на монитор. Технология, которая позволяет двум графическим чипам, установленным на одной карте, поочередно выводить на экран готовые кадры изображения, называется Alternate Frame Rendering (AFR).

И вот, представляя в 2005-м году новую реализацию идеи параллельного просчета 3D-сцены, пришлось вспомнить все уже имеющиеся наработки, усовершенствовать их и дополнить новыми возможностями. Кроме того, были учтены недостатки конкурирующих решений американской компании NVIDIA.

Давайте рассмотрим ключевые отличия ATI CrossFire от NVIDIA SLI. Сразу оговоримся, что данные отличия имели место в прошлом и приведены лишь для исторической справки и для отображения хода развития обоих технологий.

Самое главное отличие технологии ATI было то, что для создания связки из двух видеокарт они должны быть одной серии, но необязательно одной модели, в то время как в технологии SLI обе видеокарты должны были быть абсолютно одинаковыми, чуть ли не до версии прошивки BIOS. Это было крайне актуально, так как для карт Radeon возможны различные связки, например, X1600 PRO и X1650 XT, что давало пользователям большую свободу выбора при апгрейде.

На сегодняшний день это преимущество над SLI сохранено. Видеокарты серий Radeon HD3800 и HD4800 отлично «уживаются» в одной системе в различных сочетаниях. Причем как внутри линейки (HD3850+HD3870), так и между поколениями (HD3870+HD4850). Хотя последнее и не подтверждено официальной таблицей совместимости:

Вторым значительным превосходством CrossFire над SLI инженеры ATI называли независимость работы технологии от оптимизации драйверов. Однако, обещанное мы прождали более трех лет (с 31 мая 2005 года, когда состоялся официальный мировой анонс технологии ATI CrossFire) и так и не дождались. По идее разработчиков, их технология должна работать со всеми существующими играми, даже выпущенными до ее внедрения.

С поддержкой игр у CrossFire дела обстоят немного лучше, чем у SLI, но, как показывает практика, даже на сегодняшний день есть игры, которые никоим образом не реагируют на появление второй видеокарты в системе. Все упирается во все ту же ненавистную пользователями оптимизацию драйверов. Совместимость игр и прирост производительности мы рассмотрим далее в этой статье.

Но не обошлось и без недостатков. В своем первозданном виде технология ATI CrossFire предполагала наличие так называемой Мастер-карты. Такие карты в своем названии имели приставку CrossFire Edition. Они оснащены чипом наложения, который получает информацию от добавочной карты (slave) и сочетает её попиксельно с основной картой (master).

Сверху находится карта CrossFire Edition X850XT, а ниже - стандартная X850XT. Обратите внимание на чип наложения, находящийся под прозрачным кожухом кулера.

Две карты коммутируются с помощью внешнего кабеля, который соединяет DVI-выход обычной карты со специальным DMS-разъемом на карте CrossFire Edition. И частично обработанный кадр от первой карты поступает через DVI на DMS-вход карты CrossFire Edition. В итоге, работа двух видеочипов суммируется в микросхеме Compositing Engine.

Такой подход немного сдерживал распространение технологии, так как Мастер-карты не были так широко распространены в розничной продаже как их обычные варианты.

Как было отмечено выше, подобный способ организации связки из двух видеокарт уже устарел. На сегодняшний день объединение двух и более видеокарт в режиме CrossFire, как по технологии SLI, предусматривает использования специальных соединительных мостиков.

То, что обе конкурирующие компании выбрали именно этот аппаратный метод организации связки, лишний раз подтверждает его максимальную эффективность и практичность. Следовательно, видеокарты CrossFire Edition покинули полки магазинов навсегда.

Немаловажным аспектом в продвижении технологии CrossFire на рынок является то, что она поддерживается не только собственными чипсетам AMD, но и самыми популярными чипсетами от Intel, хотя поддержка эта реализована на программном уровне. А с появлением набора логики P45 Express технология получила большой потенциал для применения в «Performance» классе. Дело в том, что с ростом производительности видеокарт возрастает нагрузка и на шину PCI-e, которая должна обеспечить обмен данными между материнской платой и видеокартой. И, если в случае с одной видеокартой PCI-e шина имеет 16 линий, так называемый PCI-e x16, то в режиме CrossFire материнские платы среднего уровня могут обеспечить только PCI-e x8, чего явно недостаточно для современных видеокарт. Начиная с чипсета P45 Express, материнские платы среднего уровня имеют поддержку PCI-e 2.0 с пропускной способностью вдвое выше, чем у версии 1.0а. Ранее подобный стандарт был доступен только на материнских платах высшего ценового диапазона.

Алгоритмы построения изображений

Разделение экрана на несколько непересекающихся зон (Scissor, также известно как Slicing).

Этот режим нельзя назвать новым - именно его использует и NVIDIA SLI. Здесь верхняя часть кадра отображается одной картой, а нижняя - другой. Интересно, что граница зон не обязательно должна проходить посередине кадра и может выбираться динамически, исходя из сложности той или иной части изображения - грубо говоря, в верхней половине может оказаться меньше объектов (небо), чем внизу, и тогда один из ускорителей будет простаивать, что может быть скомпенсировано увеличением его зоны ответственности. Задача подобной динамической балансировки нетривиальна, и требует анализа сцены, что не всегда удобно.

Плюсы метода:

  • делит и геометрическую и пиксельную нагрузку;
  • высокая степень асинхронности работы видеочипов;
  • ускоритель полностью владеет своей подотчетной зоной изображения результата.

Минусы метода:

  • требует балансировки налету зон для равномерного распределения нагрузки;
  • могут быть проблемы со сглаживанием на стыке зон;
  • требует заметного вмешательства в драйвер и потому высока вероятность неожиданной и неверной работы некоторых приложений.

Режим SuperTiling - шахматное чередование рассчитываемых пикселей

В данном режиме кадр разбивается на блоки (также их называют "квадами"). Всего получается 256 блоков на кадр. Чётные блоки вычисляются одной картой, а нечётные - другой.

В принципе, с помощью данного режима можно выводить все приложения и игры. ATI установила этот режим по умолчанию для 3D-игр. Однако, на фоне всех улучшений, есть и отрицательные особенности. Дело в том, что, несмотря на вывод каждой картой половины картинки, геометрию приходится полностью просчитывать на обеих картах. В итоге рост производительности оказывается не такой, каким он мог бы быть. Впрочем, даже при таких недостатках современные и будущие игры, усиленно использующие пиксельные шейдеры, будут давать прекрасную производительность в этом режиме. В общем, чем больше игра использует шейдеры, тем больше будет прирост в данном режиме CrossFire.

Плюсы метода:

  • делит пиксельную нагрузку ровно поровну;
  • очень точная балансировка нагрузки между видеочипами;
  • можно использовать для новых методик полноэкранного сглаживания;
  • легок в использовании для приложений и почти не требует модификации драйверов, мала вероятность неверной работы приложений.

Минусы метода:

  • не делит геометрическую нагрузку и потому требует существенного запаса в геометрической производительности;
  • требует достаточно синхронной работы видеокарт и, соответственно, максимальную их идентичность.

Чередование рассчитываемых кадров (Alternate Frame Rendering)

Режим AFR является самым скоростным - в нём карты выводят кадры поочерёдно. Скажем, первая карта выводит все нечётные сцены, а вторая - все чётные. В отличие от режимов SuperTiling и Scissor, когда обеим картам приходится вычислять геометрию для каждой сцены, режим AFR позволяет каждой карте выполнять только половину работы, т.к. каждая карта вычисляет геометрию и затенение только для своих кадров.

Плюсы метода:

  • делит и пиксельную и геометрическую нагрузку, причем геометрия не дублируется по шине - разные видеокарты получают разные наборы данных;
  • видеокарта полностью отвечает за свой кадр, никаких следов стыковки, даже в случае сложной обработки, никаких ограничений на метод построения кадра.

Минусы метода:

  • неровное чередование кадров и распределение нагрузки;
  • КПД сильно зависит от CPU и системы, а также от характера сцены и падает с ростом кадров в секунду;
  • проблема со значительной задержкой между кадром, который нам демонстрируется, и кадром, который в данный момент строится.

Последний минус данного метода не дает ему завоевать глобальное признание пользователей и в некотором роде тормозит распространение всей технологии multi-GPU в целом (причем как SLI, так и CrossFire). Дело в том, что этот метод вывода изображения иногда дает эффект «микролагов» - маленьких рывков в играх, которые не зависят от нагрузки и скорости вашей системы.

Режим SuperAA

Очевидно, что наибольший прирост скорости от использования CrossFire получат игры, особенно нагружающие графическую подсистему компьютера. Но как быть, если с игрой прекрасно справляется и одна видеокарта? Что делать со второй?

Специально для подобных случаев CrossFire имеет возможность работать на повышение качества картинки - именно для этого разработан режим Super AA. Таким образом, геймеры могут получить преимущество от потенциальной мощи CrossFire, используя новый метод полноэкранного сглаживания. С его помощью можно получить наивысшее качество картинки, недоступное на одиночных видеокартах.

ATI DPP (PhysX)

Также, в марте 2006 года компания ATI представила поддержку аппаратного ускорения физики своими видеокартами для игр, оптимизированных под движок Havok FX.

Было заявлено, что поддерживаться акселерация физических расчётов будет графическими картами серии Radeon X1000, причём будут поддерживаться и ассиметричные конфигурации, например CrossFire для трёхмерного рендеринга и дополнительный акселератор для расчета физики.

Кроме того, заявлена возможность использования для расчёта физики двух разных видеокарт. К сожалению, возможность одновременного использования ресурсов мощного GPU для графики и физики не была анонсирована, как то предполагалось ранее.

Для обработки физики графическим процессором ATI предполагает использовать технологию, названную ею DPP (data parallel processing, параллельная обработка данных), позволяющую применять общий набор инструкций одновременно к большому массиву исходных данных.

Было заявлено, что производительность решения ATI будет во многих случаях выше, чем у специализированных плат PhysX. Ниже представлены предполагаемые области применения GPU как физического акселератора.

К сожалению, пока не было названо конкретных сроков реализации программных и аппаратных средств ускорения физики ATI, вероятно, они будут названы в ближайшее время, учитывая прорыв в этом направлении компании NVIDIA с технологией NVIDIA PhysX.

Из истории в современность

Для построения компьютера на основе CrossFire необходимо иметь:

  • материнскую плату с двумя и более разъёмами PCI Express x16 с чипсетом AMD или Intel определённых моделей;
  • мощный блок питания;
  • видеокарты с поддержкой CrossFire.

CrossFire-систему можно организовать двумя способами:

  • Внутреннее соединение - видеокарты соединены посредством гибкого мостика. Драйвером определяется, какая из них будет мастер-картой.
  • Программный метод - видеокарты не соединяются никак, обмен данными идёт по шине PCI Express x16, при этом их взаимодействие реализуется с помощью драйверов. Недостатком данного способа являются потери в производительности до 10-15% по сравнению с вышеназванным первым способом.

Как вы уже догадались, программный метод применяется крайне редко и в основном на не самых новых маломощных картах. Касательно мостового соединения – будьте внимательны. В отличие от NVIDIA SLI тут применяется 2 мостика и их необходимо правильно подключить, обычно со стороны первичной карты (к ней подключен монитор) мостик помечен меньшим индексом, а со стороны ведомой большим, например, «J1A» «J2A» или «J2» и «J3», хотя возможны и другие более или менее понятные обозначения. Иначе драйвер не распознает установленную связку видеокарт и на соответствующей странице Catalyst Control Center попросит изменить конфигурацию мостиков.

Вот так выглядят различные варианты исполнения соединительных мостиков для CrossFire.

Включается CrossFire довольно просто – установкой галочки в меню Catalyst Control Center.

Triple CrossFire и QUAD CrossFireX

С выходом драйверов версии 8.3 компания ATI официально объявила о доступности технологии QUAD CrossFireX. Однако, она доступна только для видеокарт поколения HD 3800 и выше.

Слово QUAD не означает, что возможны связки только из четырех видеокарт. В эту же технологию входит и Triple CrossFire – объединение трех видеокарт. Что интересно, видеокарт физически может быть и две, однако используются три видеочипа. Для тех кто не догадался поясняем – в таком случае используется связка из обычной видеокарты и видеокарты с суффиксом «X2», которая имеет 2 видеочипа. Вот пример работы двух видеокарт Radeon HD 3870 и HD 3870X2 в режиме Triple CrossFire.

А вот и результат их совместной деятельности на примере игры S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl.

Как видно, игра благоприятно отзывается на добавлении третьего видеочипа. Прирост производительности двух видеочипов HD 3870 по сравнению с одним составляет 85%, что очень хорошо. А вот добавление третьего ускорителя повышает производительность еще на 33%, что также весьма неплохо.

Режим QUAD активируется двумя путями: первый – установка четырех видеокарт в специальную материнскую плату на чипсете AMD, второй – установка двух видеокарт с суффиксом «X2» в любую с поддержкой режима CrossFire. Как показывает практика, первый способ применяется крайне редко ввиду малого количества материнских плат под 4 видеокарты и большего числа проблем с их подключением. Куда более простой и целесообразный способ номер два. Понятное дело, что видеокарты «X2» принадлежат к TOP-решениям, а связка из двух таких видеокарт и подавно.

Однако, таким способом мы получим беспрецедентную производительность видеоподсистемы.

Очевидным становится тот факт, что для таких видеокарт поддержка материнской платой стандарта PCI-e 2.0 x16 не просто желательна, а обязательна.

Отметим, что в видеокартах Radeon HD 3870X2, которые фактически являются реализацией CrossFire из пары GPU на одной видеокарте, применялся коммутационный чип далекий от совершенства. Мало того, что он ограничивал видеокарту поддержкой только PCI-e 1.0а, так он еще и имел высокое время задержки. Но прогресс не стоит на месте и, начиная с линейки Rdeon HD 4870X2 применяется новый коммутационный чип, лишенный этих недостатков. Теперь внутренняя организация CrossFire в видеокарте стала значительно лучше, как впрочем, и взаимодействие видеокарты с материнской платой, теперь уже по интерфейсу PCI-e 2.0.

Таким долгим и тернистым был путь технологии CrossFire в народные массы. Что же она представляет на сегодняшний день? А на сегодняшний день это стремительно развивающаяся технология, поддержка которой широко распространяется благодаря чипсетам Intel и AMD. Уникальностью технологии является ее гибкость и возможность построения на различных материнских платах и процессорах, с применением процессоров Intel если используется материнская плата на чипсете Intel или же с применением процессоров AMD если используется материнская плата на чипсете AMD – в любом случае у пользователей остается широкий выбор комплектующих.

Компания AMD, потерпевшая фиаско во времена противостояния видеокарт поколения Radeon HD 2000 (HD 3000) и GeForse 8, в новой линейке Radeon HD 4000 взяла курс на продвижение своих продуктов не в ТОП-лиге, а в среднем (middle) и так называемом производительном (Performance) сегментах. Ввиду этого, наличие связки из двух видеокарт средней стоимости нередко оказывается выгодней покупки ТОП-продуктов конкурента.

Обратите внимание на четвертую сверху строчку – это видеокарта HD4870 в связке CrossFire. Весьма неплохой результат, учитывая рекомендованную стоимость каждой карты. Однако, это всего лишь синтетический тест, пусть и очень популярный, но он показывает потенциал технологии при ее максимальной оптимизации под игру. Если проанализировать график, то видно, что видеокарты среднего сегмента предыдущего поколения весьма неплохо конкурируют с «топовыми» современными картами, естественно не в одиночку.

ATI Hybrid CrossFireX . Эта технология аналогична GeForce Boost.

Как и у конкурирующей калифорнийской компании, она предназначена для объединения мощностей встроенного в материнскую плату видеочипа и дискретной видеоплаты.

Для активации данной технологии понадобится материнская плата с набором системной логики линейки AMD 780.

Логично, что использовать видеокарту, мощней, чем Radeon HD 3470 не целесообразно.

Куда более интересно применение этой технологии в ноутбуках, где в дополнение реализована и идея аналогичная HybridPower (жаль такая функция отсутствует в настольных системах).

Теперь в ноутбуках на чипсете AMD 780 возможно объединить графическую мощь дискретного видеочипа с продолжительной работой от батареи, так как во время отсутствия нагрузки дискретный чип попросту отключается.

Использование гибридной графики от AMD дает пользователю полный и простой контроль над выводом изображения.

Мы уже рассматривали производительность подобного решения в одном из наших обзоров . Вспомним результаты…

…и выводы:

«В итоге, по графикам видим, что производительность «гибридной» графической системы, как и отдельного интегрированного ядра, сильно зависит от скорости обмена с памятью, который осуществляется за счет процессора, через шину HyperTransport. Поэтому процессоры Phenom имеют определенное преимущество, но особой разницы от использования трех или четырехъядерного процессора нет.

Даже в случае если бы система Hybrid CrossFire смогла догнать NVIDIA GeForce 8500GT DDR3 Sonic, то с точки зрения экономии такой вариант был бы сомнительным, так как стоимость более производительных процессоров выходит на порядок дороже видеокарт. Потому технология объединения внешней видеокарты с встроенной графикой больше заинтересует пользователей, которые обычно используют вывод изображения на три или четыре монитора, и иногда у них возникает необходимость поработать с 3D.»

Практическое применение

Нам уже доводилось тестировать видеокарты Radeon различных ценовых диапазонов в связке CrossFire. Давайте попробуем проанализировать эти результаты и сделать вывод о целесообразности применения этой технологии и ее конкурентоспособности.

Статья прочитана 36456 раз(а)

Подписаться на наши каналы

Как уже понятно из названия статьи, я купил вторую видеокарту и решил воспользоваться случаем, чтобы написать подробную статью на эту тему. Начнём с самого начала — что такое Crossfire?

AMD CrossFireX (изначально называлась AMD CrossFire) — это технологии компании AMD, которые позволяют объединить несколько видеокарт в одну систему для повышения производительности компьютера в построении 3D моделей и графики. Конечно же, эта технология в основном предназначена для геймеров, притом не самых бедных, так как видеокарты и материнские платы с поддержкой данной функции находятся минимум в средней ценовой категории. Хотя цена это не единственный нюанс, который нужно знать перед покупкой, и сейчас мы их рассмотрим.

Что нужно купить в системный блок для поддержки CrossfireX

Итак, для начала перечислю то, что нам необходимо купить, чтобы построить полноценный CrossFireX :

1) Материнская плата;
2) Блок питания;
3) Две или более видеокарты.

1) Материнская плата (можно купить в ОГО.ру). Здесь, в принципе, ничего сложно нет, но перед покупкой нужно внимательно читать спецификацию на сайте производителя, так как важную информацию очень часто скрывают в магазинах. Итак, первое — это поддержка технологии CrossFireX , но здесь есть один нюанс — на материнской плате должны быть два полноценных порта PCI-E x16 работающих парно в режиме x16+x16, но можно хотя бы x8+x8 (разница составит несколько процентов, но всё-таки имеет место быть), хотя в идеале лучше использовать первый вариант. В магазинах же очень часто не раскрывают информацию о том, что два из трех портов PCI-E x16 работают в режиме х4 и хотя возможны для использования, но, из-за слабого использования второй видеокарты, становятся не пригодны для построения CrossFireX . Покупка второй видеокарты в этом случае просто никак себя не окупит.В лучшем случае об этом напишут в разделе «Дополнительная информация», но как показывает практика этого там нет. Поэтому не поленитесь зайти на официальный сайт производителя и просмотреть спецификацию к материнской плате, которую вы собрались покупать, так как здесь производитель обязан указать настоящие данные. К примеру, вот информация на сайте Gigabyte о моей материнской плате:

Чтобы несколько облегчить поиск, уже есть список чипсетов, на которых есть поддержка технологии CrossFireX, но это только приблизительный список, окончательную поддержку уточняйте в спецификации на сайте производителя.

для матплат AMD AM3+ :
AMD 990FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
AMD 990X(x8+x8, PCI-E 2.0)
для матплат AMD AM3 :
AMD 890FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
AMD 890GX(x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790X(x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790GX (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат Intel LGA2011 :
Intel X79 (x16+x16, PCI-E 3.0)
для матплат под Intel LGA1366 :
Intel X58 (x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат Intel LGA1156 :
Intel P55 (x8+x8, PCI-E 2.0)
*здесь также важен выбор процессора, CrossFireX возможен ТОЛЬКО на процессорах Lynnfield(i5-7xx,i7-8xx). На процессорах Clarkdale(i3-5xx,i5-6xx,Pentium) — НЕВОЗМОЖЕН.
для матплат под Intel LGA1155 :
Intel P67 (x8+x8, PCI-E 2.0)
Intel Z68 (x8+x8, PCI-E 2.0)
*следует обратить внимание, что мат. платы на чипсетах Intel P55/P67/Z68:
1) при наличии дополнительного чипа nForce 200 поддерживают схему х16+х16
2) могут поддерживать только схему х16+х4
для матплат AMD AM2 :
AMD 580X (x16+x16, PCI-E 1.1)
AMD 790X (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790GX (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат Intel LGA775 :
Intel 975X (x8+x8, PCI-E 1.1)
Intel X38 (x16+x16, PCI-E 2.0)
Intel P45 (x8+x8, PCI-E 2.0)
Intel X48 (x16+x16, PCI-E 2.0)

2) Блок питания (купить в ОГО.ру). Я уже писал , поэтому подробно рассказывать, как это делается, сейчас не буду. Просто при выборе теперь нужно учесть, что видеокарты будет две, соответственно должны быть провода для подключения дополнительного питания к видеокарте, а так же соответствующая мощность для питания второй видеокарты (а это от +100 до 350Вт в зависимости от видеокарты).

3) Видеокарта (купить в ОГО.ру). С ней все просто. Первое и самое важное — нужна поддержка технологии CrossFireX (всегда ваш, Кэп), и проявляется она в простом: на видеокарте должен быть соответствующий разъём для подключения CrossFire моста. В идеале лучше использовать две одинаковые видеокарты. Можно так же объединить и разные, но хоть видеокарты и будут работать полностью синхронно, более мощная видеокарта не сможет показать свои возможности полностью, так как ей придется подстраиваться под более слабую карту. На счёт фирмы говорить нет смысла, лично я при покупке карт AMD стараюсь брать фирму Sapphire, так как они являются официальными партнерами (как Asus для Nvidia). Согласно договору с AMD, производители видеокарт обязаны положить мостик для подключения видео карт в CrossFireX в коробку с видеокартой. Выглядит он вот так:

Как подключить и настроить CrossFireX

Думаю хватит теории — перейдем к практике, а точнее к подключению и настройке.

1) Устанавливаем видеокарты в разъёмы с пропускной способностью х16 (или х8). Для этого стоит обратиться к инструкции материнской платы. На моей карте от Gigabyte производитель предусмотрительно пометил данные разъемы соответствующими надписями PCIEX16_1 и PCIEX16_2 (разъёмы, которые работают в режиме х4 помечены маркировками PCIEX4_1 и PCIEX4_2).

2)Вставляем так, чтобы сработал фиксатор на разъеме. Чтобы уменьшить нагрузку на материнскую плату, лучше прикрутить винтики слева на фиксирующей панели на задней стенке корпуса.

4) Запускаем систему и входим в Windows. У меня на данный момент установлены последние бета-драйвера (AMD Catalyst™ 14.1 Beta Driver), и после запуска контрольная панель сама обнаружила соединение CrossFireX и предложила его включить, для чего следует нажать кнопку «Перейти»:

Если у вас это не произошло, в ручную открывайте AMD Catalyst Control Center, открывайте раздел «Производительность» (в расширенном представлении меню) и выбирайте AMD CrossFireX .

Здесь помечайте точкой «Включить AMD CrossFireX » и ставьте галочку на пункте «Включить AMD CrossFireX для приложений, не имеющих связанного профиля приложения». Жмём внизу «Применить».

На этом всё. Все необходимые комплектующие вы можете купить в магазине ОГО.ру. Надеюсь эта статья оказалась вам полезной, нажмите одну из кнопок ниже, чтобы рассказать о ней друзьям. Также подпишитесь на обновления сайта, введя свой e-mail в поле справа.

Технология AMD CrossFireX, первые реализации которой увидели свет больше 10 лет назад (в 2005 году), позволила объединить мощность двух, трех или четырех видеокарт в одном компьютере для повышения производительности в играх. Теоретически, звучит такое решение привлекательно, особенно для тех, кому возможностей одного ГП становится недостаточно. Казалось бы, достаточно пойти в магазин, приобрести новую видеокарту, подключить ее к ПК и получить рост FPS в играх. Но в реальности дело обстоит немного сложнее, эта технология не лишена целой цепочки ограничений, в которых и нужно разобраться. О том, как соединить две видеокарты в CrossFire, расскажет этот материал.

Подключение двух видеокарт через CrossFire: требования

Существует ряд ограничений, которые нужно учитывать при создании CrossFire-конфигурации из двух графических процессоров. Вот главные условия для того, чтобы две (или больше) видеокарты смогли работать параллельно.



Важно помнить, что при подключении двух видеокарт через CrossFire их объем памяти не суммируется. Каждый ГП использует видео-ОЗУ только со своей платы, а суммарный практический ее объем равняется меньшему из двух. Таким образом, при соединении видеокарт на 1 и 2 Гб – в итоге выходит не связка с 3 Гб общей памяти, а конфигурация с 1 Гб полезного пространства.

Аналогично и с частотами: при соединении разогнанной и неразогнанной версий одного процессора – действует «морской принцип», когда равнение идет по самому медленному элементу. Поэтому в играх, не оптимизированных под CrossFire (а таких немало), возможности связки окажутся скромнее, чем у ПК с одной установленной видеокартой.

CrossFire-совместимость видеокарт: таблица от AMD

Компания AMD, выпускающая графические процессоры Radeon, регулярно публикует и обновляет таблицы, в которых указывает, какие видеокарты можно объединить в CrossFire. Ознакомиться с самой актуальной их версией можно на официальном сайте. Здесь приведена русифицированная версия официальных таблиц, информация в которых подана состоянием на февраль 2016 года.

Таблица совместимости видеокарт R-серии

CrossFire-совместимость видеокарт Radeon серий 5000-7000

CrossFire-совместимость видеокарт серий 3000-5000

Подключение двух видеокарт видеокарт через CrossFire

Если все условия соблюдены, можно переходить к созданию конфигурации CrossFire. Для этого нужно установить видеокарты в слоты на плате, подключить к ним кабели питания (если таковые требуются) и соединить карты мостиками. Подключение происходит от первой платы – ко второй, от второй – к третей, и т.д. Если карт две, можно использовать как один, так и два коннектора: на работе это никак не отразится. Ряд видеоадаптеров (они отмечены в таблице) не требуют для соединения мостиков. В таком случае обмен данными между ними осуществляется по шине PCI-Express.

Две бюджетные видеокарты в CrossFire без мостиков

После того, как карты соединены, можно запустить систему. Затем следует обновить драйверы видеокарт, зайти в AMD Catalyst Control Center и во вкладке «Производительность» отметить галочкой пункт «Включить AMD CrossFireX».

Итоги

Подключение двух видеокарт через CrossFire способствует существенному росту производительности в совместимых (адаптированных) играх. Конечно, быстродействие увеличивается не в два раза, а процентов на 80 %, но и это эффективнее, чем замена ГП на другой, обладающий удвоенным количеством вычислительных элементов. К примеру, связка из пары Radeon HD 7770 (или R7 250X, что суть одно и то же), имеющих по 640 шейдерных ядер, окажется быстрее, чем одна HD 6930, оснащенная 1280 процессорами.

Однако в ряде случаев столь значительного роста достичь не удастся. Большинство игр, выпущенных до 2010 года, очень неохотно «дружатся» с CrossFire. Да и среди более современных существуют те, в которых рост быстродействия окажется незначительным. Важно помнить это перед тем, как соединить две видеокарты CrossFire-мостиками. Особенно это актуально для владельцев устаревших видеоплат прошлых поколений. Вторую HD5750 или 6750 в продаже найти новую очень сложно, а если таковая и встретится где-то в рознице – за эти же деньги лучше взять ГП поновее. К примеру, вместо еще одной 5750, стоившей на закате продаж около 100 $ (в рублях цену приводить бессмысленно, так как курс за 4 года существенно изменился), за эти деньги можно взять

При выборе видеокарты от AMD, пользователь может заметить в списке опций параметр CrossFire. Это специальная технология, которая была разработана инженерами AMD с целью объединения нескольких видеокарт в одну систему. Благодаря использованию технологии CrossFire, удается продлить жизнь старых видеокарт, а также повысить максимальную мощность системы в несколько раз. Но технология CrossFire имеет массу нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы она работала правильно, и видеокарты отдавали максимум своих возможностей. Рассмотрим в данной статье, какие тонкости есть при настройке CrossFire и объединении нескольких видеокарт.

Оглавление:

Что требуется для подключения двух видеокарт через CrossFire

Чтобы объединить две видеокарты в одну, потребуется не только их наличие и два слота в материнской плате. Есть ряд условий, которые должны соблюдаться, чтобы воспользоваться технологией CrossFire и раскрыть потенциал двух графических процессоров. Перед тем как объединять две AMD карты через CrossFire в один общий производительный элемент, убедитесь, что следующие компоненты соответствуют необходимым требованиям.

. Материнская плата должна иметь минимум два PCI-Express. При этом важно, чтобы слоты были с максимальной пропускной способностью. Для современных материнских плат это x16. На данный момент обращайте пристальное внимание. Только при наличии пропускной способности x16 для обеих видеокарт, подключенной к материнской плате, удастся добиться максимальной производительности. Зачастую материнские платы имеют один основной разъем x16 и несколько вспомогательных - с меньшей пропускной способностью. Это может быть x8 или x4. Некоторые видеокарты вовсе не имеют разъема PCI-Express с пропускной способностью x16, и все разъемы у него x8.


Обратите внимание: Для объединения видеокарт AMD через CrossFire можно использовать и разъемы с пропускной способностью x8 или один x16, а другой x8. Но это снизит общую производительность объединенного массива.

Пропускная способность разъемов отмечается соответствующей надписью около них. Если она x16, будет написано PCIEX16_1, PCIEX16_2 и так далее. Если x8, то PCIEX8_1.

Помимо наличия на материнской плате двух разъемов для подключения видеокарт через CrossFire, она должна поддерживать данную функциональность на уровне чипа. Здесь важно обратить внимание, что далеко не все чипы поддерживают CrossFire, и лучше уточнить факт совместимости на сайте производителя материнской платы. Еще стоит отметить, что с технологией CrossFire работаю только материнские платы на чипах AMD и Intel. Если материнская плата выполнена на чипе Nvidia (компании, которая является прямым конкурентом AMD), она точно не поддерживает запатентованную технологию CrossFire. Обратите внимание: У материнских плат, которые поддерживают CrossFire, имеется соответствующее обозначение на коробке.

. В идеале, лучше объединять через CrossFire в массив две одинаковые видеокарты - одной серии и от одного производителя. Но сделать это получается не всегда, поэтому на сайте AMD, а также на сайтах производителей видеокарт, можно найти подробные таблицы с совместимостью тех или иных графических процессоров между собой. Важно: Если карты совместимы для работы по CrossFire, но одна из них мощнее другой, стоит знать, что более мощная модель не сможет полностью раскрыться. Работать карты будут на уровне двух слабых карт из этой пары.

Стоит отметить, что в комплекте с видеокартами с поддержкой CrossFire обязательно идет мостик для их объединения. Он представляет собой небольшой проводок с соответствующим логотипом и коннектором с двух сторон.

Блок питания. Видеокарта - один из главных потребителей . Когда их две, и они работают одновременной, особенно с одинаковой пропускной способностью x16, это очень серьезная нагрузка на блок питания. Нужно правильно по мощности, а также учесть наличие у него необходимого количества разъемов для подключения всех комплектующих.

Корпус и система охлаждения. Еще один момент, про который часто забывают при желании собрать компьютерную сборку с двумя видеокартами, объединенных через CrossFire, это наличие хорошего корпуса. Видеокарты должны не просто влезть в блок вместе с другими комплектующими, но и он должен обладать хорошей системой вентиляции. Неправильно думать, что кулеров на самой видеокарте достаточно для охлаждения чипа. В корпусе должна сохраняться низкая температура, а при работе двух видеокарт она будет значительно выше, чем при работе одной. Поэтому корпус должен быть оснащен собственными качественными кулерами для вывода горячего воздуха.