Простая программа для рисования чертежей. Бесплатные программы для создания чертежей

Бесплатная программа для черчения, напоминающая ранние версии AutoCAD. Предназначена для быстрого создания несложных плоских чертежей.

IntelliCAD - международная DWG-совместимая платформа для множества AutoCAD-подобных САПР.

Ни для кого не секрет, что лидером платформ для проектирования на данный момент является "великий и ужасный" AutoCAD. Хотя в последнее время его сильно теснят более дешёвые конкурирующие САПР на основе IntelliCAD. Почти все они не бесплатны и могут стоить как пара приличных компьютеров.

Простому же инженеру могут быть и не нужны все эти 3D-навороты за сотню тысяч рублей, когда нужно всего лишь начертить простую деталь или, к примеру, книжную полку. Тогда и выходят на сцену программы, подобные A9CAD . И именно его мы сейчас рассмотрим поподробнее.

Возможности A9CAD

  • создание 2D-чертежей в популярных форматах DWG и DXF;
  • работа со слоями;
  • корректная работа в Wine из-под Linux ;
  • поддерживается только английский текст, к сожалению;
  • экспорт готового проекта в EMF.

Установка программы

Установка A9CAD не содержит никаких особых сюрпризов. Он на английском языке , но для работы с ним хватит и школьного курса. Запускаем скачанный инсталлятор и в первом окне Мастера установки нажимаем кнопку "Next".

Во втором окне ставим переключатель в положение "I accept the terms in the license agreement", подтверждая, что мы согласны с лицензией и хотим установить программу. Снова жмём "Next".

В следующих окнах всё оставляем как есть. Снова "Next", "Next" и в последнем: "Install". Начнётся непосредственная установка программы, по окончании которой появится финальное окно, в котором нажимаем "Finish".

Запускаем с Рабочего стола или из панели "Пуск".

Интерфейс A9CAD

При первом запуске окно программы для черчения будет выглядеть вот таким образом.

Как видим, в отличие от серьёзных САПР, инструментов не так уж и много, но для простых чертежей их вполне достаточно.

Давайте для начала настроим интерфейс A9CAD:

1. Чёрный фон рабочего поля можно сделать белым в меню "File" - "General Settings" - "Background Color" - "White".

Пиксель - минимальная точка на экране.

2. В том же окне можно задать в пикселях:

  • длину перекрестия курсора (Cross Size);
  • размер ручек, за которые "захватываются" фигуры (Grip Size);
  • площадь зоны "захвата" при выборе фигур в виде квадратика вокруг перекрестия (Pick Size).

3. Все панели можно перетаскивать, хватая за специальные области в самом верху (у вертикальных), или слева (у горизонтальных). Это может пригодиться, если программа установлена на нетбуке и какая-то панель не помещается по вертикали. Тогда её можно перетащить вверх или вниз. Или даже отправить в "свободное плаванье".

4. Ненужные панели можно скрыть, показать или отредактировать с помощью контекстного меню, появляющегося при нажатии правой кнопкой мыши на любую из панелей.

Навигацию по рабочему полю чертежа удобнее всего производить с помощью ролика мышки. Вращая его на себя, мы отдаляем картинку, вращая от себя - приближаем в той точке, где находится курсор мыши. Более точно можно задать нужный вид с помощью инструментов навигации на Стандартной панели инструментов.

Черчение в A9CAD

Здесь есть определённая техника черчения, немного отличающаяся от техники рисования в растровых графических редакторах. Отличие в том, что все действия выполняются одиночными кликами левой или правой кнопкой мыши. Здесь нет такого приёма, как удерживание кнопки зажатой.

Для примера, давайте нарисуем ломаную линию:

Полилиния - сложная фигура, состоящая из одного или нескольких отрезков и дуг.

Консоль - командная строка в нижней части окна программы.

  1. Решаем, нужно ли нам рисовать линии под прямым углом, а также, пригодится ли сетка и шаг рисования (для большей точности).
  2. Выбираем инструмент Draw polyline (Чертить полилинию) на панели рисования. В большинстве случаев рисовать лучше полилиниями, а не простыми отрезками. В консоли появится подсказка PolyLine start point (Стартовая точка полилинии).
  3. Однократно нажимаем левой кнопкой мыши в подходящем месте рабочего поля. За перекрестием потянется "резиновая" линия. В консоли надпись сменится на PolyLine second point (Вторая точка полилинии).
  4. Ещё раз нажимаем левую кнопку мыши, чтобы зафиксировать второй конец отрезка. У нас появится одна фиксированная линия и вторая - резиновая.
  5. Теперь можно продолжить рисовать полилинию, нажимая левую кнопку мыши или же прервать её, нажав правую кнопку.

Управлять инструментами можно не только мышью, но и с клавиатуры. Например, можно задать цифрами через запятую (X,Y) следующую точку полилинии относительно предыдущей.

Подобным же образом чертятся и остальные фигуры, выбирается инструмент, затем по индивидуальному алгоритму:

  1. Точка (Draw poin) - просто указываем, куда вставить точку.
  2. Отрезок (Draw line) - указываем начало и конец отрезка.
  3. Прямоугольник (Draw rectangle) - указываются два противоположных угла.
  4. Дуга (Draw arc) - задаётся центр окружности, частью которой будет являться дуга, затем радиус, начальное и конечное направление (против часовой стрелки).
  5. Окружность (Draw circle) - задаём центр и радиус круга.
  6. Эллипс (Draw ellipse) - указываем центр, одну из двух ближайших к центру точек, затем одну из двух самых дальних от центра точек.
  7. Полилиния (Draw polyline) - указываются первая и последующие точки.
  8. Текст (Draw text) - указывается первая точка, затем второй точкой задаётся угол и далее, с клавиатуры в консоль вводится текст (к сожалению, поддерживается только латиница и только заглавные буквы), который после нажатия клавиши Enter появляется на экране.
  9. Картинка (Draw image) - в открывшемся окне выбирается картинка на компьютере, указывается положение её левого нижнего угла на рабочем поле и второй точкой задаётся её масштаб.

Как видим, здесь обнаружилась главная проблема A9CAD, не позволяющая использовать его для создания полноценных чертежей - программа "совсем вообще никак" не поддерживает кириллицу. Тем не менее, есть множество задач, где можно обойтись и без поясняющих надписей. Например, если нужно объяснить замерщику, как должна выглядеть будущая мебель, которую Вы хотите заказать.

Как раз в таких задачах пригодятся последние 6 инструментов в панели рисования, предназначенные для создания размерностей:

  1. Выровненный размер (Align dimension) - указываются две произвольные точки, между которыми будет рассчитано расстояние.
  2. Вертикальный размер (Vertical dimension) - расстояние по оси Y между двумя произвольными точками.
  3. Горизонтальный размер (Horizontal dimension) - расстояние по оси X между любыми двумя точками.
  4. Угловой размер (Angular dimension) - угол в градусах. Нужно задать центр и два направления, между которыми будет высчитан угол.
  5. Диаметр (Diameter dimension) - диаметр окружности или дуги. Достаточно указать нужную фигуру.
  6. Радиус (Radial dimension) - радиус окружности или дуги. Указать нужную фигуру.

Редактирование чертежа

Черчение с нуля и без ошибок - это конечно хорошо, но не реально. Не бывает так, чтобы всё получилось с первого раза. Поэтому существуют инструменты для редактирования созданных фигур, и сейчас мы их рассмотрим.

Панель редактирования разбита на две части, собственно, сами инструменты и кнопки включения/выключения объектных привязок.

Привязки - очень удобная вещь, поскольку они позволяют точно "прицеплять" перекрестие мыши к разным точкам существующих фигур.

К примеру, если нам нужно провести линию от пересечения круга с прямоугольником, то мы включаем привязку по пересечению (Snap to intersect), выбираем инструмент Полилиния и подводим перекрестие курсора к этому пересечению. Появляется жёлтая подсказка, означающая, что точка привязки захвачена.

Теперь, если нажать левую кнопку мыши, то начало полилинии будет точно на пересечении существующих фигур. Точно так же работают и другие привязки:

Перпендикуляр на плоскости - когда одна линия находятся под прямым углом к другой.
  • по конечной точке (Snap to Endpoint);
  • по средней точке (Snap to Midpoint);
  • по любой ближайшей точке контура (Snap to Nearest);
  • по перпендикуляру (Snap to Perpendicular);
  • по центру (Snap to Center);
  • по точке вставки (Snap to Insert);
  • по пересечению (Snap to intersect);
  • и последняя кнопка в панели (с изображением магнита) - сброс всех привязок (Clear OSnaps).

Если с привязками всё понятно, то давайте рассмотрим, какие инструменты редактирования у нас есть:

  1. Выделение (Select) - то же самое, что и просто нажать на фигуру перекрестием мыши.
  2. Сброс выделения (Deselect).
  3. Удаление (Erase).
  4. Перемещение (Move).
  5. Копирование (Copy).
  6. Масштабирование (Scale) - изменение размера.
  7. Поворот (Rotate).
  8. Взорвать (Explode) - разделение сложной фигуры на примитивы, например, квадрат разделяется на 4 отрезка.
  9. Обрезка (Trim) - удаление части фигуры, выходящей за границу другой фигуры (например, вспомогательной линии).
  10. Продление (Extend) - удлинение линии до пересечения с указанной частью другой фигуры.
  11. Скругление (Fillet).
  12. Смещение (Offset) - создание подобия фигуры на заданном расстоянии от неё.
  13. Разрыв (Break) - разделение фигуры на две части в указанной точке.
  14. Отражение (Mirror) - создание зеркальной копии фигуры.
  15. Объединение (Join) - соединение двух фигур (например, двух полилиний) в одну.

Таким образом, с помощью всех этих инструментов можно строить достаточно сложные чертежи, проставлять на них размеры и отправлять на печать.

Работа со слоями

Мы не рассмотрели ещё одну важную вещь - работу со слоями. Слои позволяют отображать и редактировать созданные фигуры отдельными "пакетами".

Например, мы задумали начертить план нашей комнаты (чтобы распланировать перестановку мебели), где стены будут чёрного цвета, окна и двери - синего, а мебель - оранжевого. Тогда логичнее всего каждый тип объектов рисовать в своём слое и задавать им цвет слоя (BYLAYER). Для этого заходим в панель слоёв (кнопка Layers) и создаём ещё два слоя (например, OKNO и MEBEL), кроме уже имеющегося с именем "0".

Новым слоям сразу задаём нужный цвет и потом, либо в процессе черчения, либо после, указываем каждой фигуре её слой. Это позволяет в дальнейшем, одним махом:

  • поменять цвет, тип и толщину линий всем предметам в одном слое;
  • скрыть этот слой, чтобы он не отображался;
  • заблокировать слой, чтобы фигуры в нём нельзя было случайно "подредактировать".

Сохранение проекта

При работе с любой серьёзной программой (и A9CAD не исключение), важно не забывать периодически сохранять свой проект, поскольку при случайном сбое можно потерять часы и даже дни своей работы.

Также, можно сохранить проект как рисунок в формате EMF. Формат не очень популярный, однако легко распознается «штатными» средствами Windows. Для конвертации в него используем меню «File» - «Export to EMF» и задаём имя новому рисунку, отличное от Drawing (иначе не сохранится).

Выводы

A9CAD действительно не является полноценной САПР, да и не претендует на это звание. Черчение именно в этой программе удобно лишь в случаях, когда требуется создать несложный чертеж без кириллических символов. Это может быть какая-то мелкая бытовая задача, вроде наброска будущего шкафа.

Но зато, установить A9CAD в разы проще и быстрее, чем профессиональные САПР, хотя бы тот же бесплатный nanoCAD.

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

P.P.S. Гонять мебель по комнате в A9CAD - не самое увлекательное занятие. Для этого существует специальная программа, позволяющая посмотреть, как будущая расстановка будет выглядеть в 3D:






Обучающее видео по работе в A9CAD

подпишитесь на новые видеоуроки!


P.P.P.S. Кстати, не всегда для хорошего результата требуется качественная дорогая графика. Порой достаточно просто хорошей идеи, как вот в этой стратегической флеш-игре.

Программа для черчения на компьютере?

Вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности. Не стало исключением и инженерное дело.

Эпоха кульманов и карандашей прошла, теперь для создания качественных чертежей используют специальное ПО и принтеры .

К тому же, использование подобных программ доступно всем желающим, то есть качественные чертежи вышли за пределы конструкторских бюро.

В соответствующем сегменте ПО имеется множество достойных САПР (систем автоматизированного проектирования).

Особое внимание стоит уделить трем представителям: AutoCAD, Компас-3D и NanoCAD. Именно этим программам и посвящен этот материал.

Autodesk AutoCAD

Одна из наиболее востребованных САПР как в среде профессионального проектирования, так и в кругах любителей.

Компания Autodesk постоянно совершенствуетчерчение на компьютере в autocad, добавляя все больше возможностей. Новые версии выходят регулярно, с периодичностью в год.

Функциональные особенности

Программа для 3d черченияпозволяет создавать как двухмерные проекты, так и трехмерные чертежи. При этом возможности рендера трехмерных объектов не уступает полноценным редакторам .

Функции 2D моделирования делают из AutoCAD не просто электронный кульман, но мощный инструмент для создания качественных чертежей.

Программа поддерживает работу с чертежами в трех форматах: DWG(закрытый формат для редактирования чертежей AutoCAD), DWF (формат для публикации чертежей) и DXF (формат для работы с чертежами AutoCAD в других программах).

Достоинства и недостатки

Данная САПР имеет множество преимуществ, однако они имеют свою цену. За богатый функционал придется платить много денег.

С другой стороны, имеются более дешевые версии программы с урезанным функционалом (AutoCAD LT) и бесплатная версия для использования в образовательных целях.

Положительные свойства:

Огромный набор инструментов и функций для профессионального проектирования.

Возможность интеграции с электронными таблицами Excel .

Работа с макетами.

Недостатки:

Высокая стоимость базовой версии ПО.

Высокие системные требования.

Сфера применения

Применяется AuotCAD в сфере профессионального проектирования оборудования, дизайне, архитектуре и даже в образовательных целях.

Любая современная отрасль производства, нуждающаяся в создании чертежей, не может обойтись без достойного ПО для создания проектов. В большинстве случаев это именно AutoCAD.

Аскон КОМПАС

«КОМПАС» - это целое семейство программных средств для создания электронных чертежей.

Интересно! Основная особенность САПР в том, что разрабатывается она российской компанией и имеет оригинальное вычислительное ядро. Чертежи, созданные с помощью Компас, полностью соответствуют государственным стандартам.

Программа для черчения на компьютере Компаспозволяет проектировать детали, целые механизмы и даже здания.

Функциональные особенности

Программа поддерживает работу со множеством наиболее распространенных форматов электронных чертежей, что позволяет эффективно сотрудничать с фирмами, пользующимися иными средами проектирования.

Основой для готового чертежа служит 3D модель. При этом данные в 2D чертеже динамически изменяются с редактированием объемной модели.

На основе готового чертежа происходит составление проектной документации, которая полностью соответствует государственным стандартам.

При этом стандарты постоянно обновляются благодаря специальной службе «КОМПАС Аудит».

С 2008 по 2013 существовалапрограмма для черчения на компьютере онлайнот КОМПАС.

Достоинства и недостатки

Программа наиболее распространения на территории РФ, что неудивительно, учитывая разработчиков. Есть и зарубежные локализации, но спрос на них не так велик.

Среди множества преимуществ стоит отметить такие:

Простота освоения и использования.

Большая база присоединяемых библиотек.

Активная разработка и постоянное совершенствование.

Широкий инструментарий.

Ориентированность на русского пользователя.

Недостатки:

Высока стоимость.

Требовательность к ресурсам компьютера.

Сфера применения

КОМПАС широко применяется как для профессиональной деятельности, так и в образовательных целях.

Бесплатных версий программы не существует, однако в образовательных целях используется более дешевая КОМПАС 3D LT с урезанными функциями.

Множество отечественных предприятий использует данный САПР для создания чертежей и проектной документации для типовых и оригинальных деталей и узлов.

Доброго времени суток всем читателям! На этот раз мы немного отвлечемся от непосредственно строительной тематики. Сегодня я предлагаю вашему вниманию полезнейшую программу для черчения.

Зовется она sPlan (сейчас актуальна седьмая версия). При ремонте ведь очень часто нужно что-то начертить, спроектировать, составить план помещения. Данная штука позволяет делать все это легко и быстро.

Вот для чего использую ее в работе лично я:

  • Создание планов квартиры / комнат с простановкой всех размеров и площадей
  • Проектирование конструкций из гипсокартона, особенно она полезна для расчета округлых фигур
  • Составление плана электропроводки
  • Составление наглядных схем для подсчета материала

Использовать для этих целей компьютерную программу – гораздо удобнее, чем рисовать все от руки на бумаге.

sPlan позволяет легко вносить любые корректировки в чертежи, экспортировать их в распространенные форматы изображений и выводить все на печать. Но самое главное достоинство этой программки – ее простота. В конце статьи я приведу конкретные примеры своих чертежей и того, что с помощью них было сделано.

sPlan, вообще-то, заточена под составление электрических схем, но мы с вами будем рассматривать ее только как программу для создания чертежей.

Общие сведения об этой программе для черчения

sPlan – немецкий продукт от фирмы ABACOM. Работает она на всех операционных системах от Microsoft, начиная с Windows 2000 и заканчивая Windows 8. Содержит множество встроенных библиотек объектов: всяческие конденсаторы, транзисторы и т.п., но это нам не нужно. Все компоненты, фигуры, линии привязываются к сетке листа, размер которой задает пользователь. Программа поддерживает вырезание, копирование и вставку объектов, нанесение размеров: линейных, угловых, радиальных. Вот, как выглядит рабочее окно:

Слева расположено поле выбора готовых компонентов, его ширину можно менять, но оно нам неинтересно. Справа от него находится колонка рабочих инструментов для создания и редактирования чертежа: (сверху вниз) указка, прямоугольник, окружность, особая форма, фигура, линия, кривая Безье, размеры, узел, текст, текстовый блок, рисунок, лупа, измеритель. О них поговорим чуть позже.

Самое большое поле, разумеется – это область чертежа, а в низу окна размещена строка состояния, в которой отображаются: (слева направо) координаты курсора, масштаб, размер сетки и увеличения, настройки выравнивания и стыковки объектов, углов изгиба и вращения, настройки линий и фигур, подсказки. В программе есть возможность создавать несколько листов чертежей в одном файле по аналогии с Microsoft Excel.

Настройки

Все основные настройки sPlan находятся в меню Опции/Установки по умолчанию:

Вот главные:

  • Нумерация листов. На вкладке рядом с названием листа будет стоять его номер. Дело вкуса.
  • Нумерация элементов с учетом номера листа. Перед буквенным обозначением элемента будет автоматически проставлен номер листа. Нам это не надо.
  • Сглаживание текста – желательная вещь, ибо при выключении этой функции текст на чертежах выглядит не айс.
  • Показывать линейку. По аналогии с MS Word. Удобная вещь, позволяет легче ориентироваться в масштабе чертежа.
  • Линейка на белом фоне. Изменение цвета линейки на белый. Важнейшая функция (сарказм).
  • Привязка к сетке. Должна быть включена в обязательном порядке, без нее чертить совсем невозможно.
  • Прилипание линий. Функция позволяет сохранить в программе соединения между компонентами схемы при перемещении одного из них. Должно быть включено.
  • Стыковка концов. Как только мы приблизимся конечной или начальной точкой графического элемента к такому же подобному концу другого, их концы автоматически соединятся. Красный квадрат в месте соединения будет указывать на то, что общая точка соединения концов элементов захвачена. Обязательно ставить.
  • Сжимать файл рисунка при записи. Если в чертеже присутствуют растровые изображения, программа его сожмет. Оставляем галочку.
  • Поддержка Windows FileInfo. Сохранение информации о файлах, ссылающихся на документ. Не нужно.

Настройки шрифтов выглядят так:

Я использую чертежный шрифт, так все выглядит серьезнее, я даже диплом печатал им, правда все недоумевали - зачем, но зато получил 5. Настройки для текстов и текстовых блоков использую одинаковые. Шрифты для контактов, обозначений и номиналов нам не понадобятся.

Настройки сетки:

Мне почти всегда хватает размера сетки 0,5 мм, больше – уже не та точность, меньше – неудобно. Шаг изменения размера сетки в sPlan – 0,1 мм. Маркер сетки – это градация ее линий. Число 5 в данном случае означает, что каждая пятая линия будет жирнее остальных, это очень удобно.

Настройки размеров:

Размеры всегда нужны при составлении любых чертежей. У меня опять же здесь стоит чертежный шрифт, только цвет не черный, а серый (можно выбрать любой). «Конец стрелки» подразумевает угол ее расхождения, остроту. Размер стрелки – ее длина; все остальное здесь, думаю, понятно.

Остальные настройки нам не особо нужны. Поговорим теперь поподробнее о создании чертежей.

Создание чертежей

Первое, что необходимо сделать после создания пустого чертежа в программе sPlan – задать формат и размеры листа.

Это делается через пункт меню Лист/Свойства, либо по правому клику на вкладке листа и щелчку по Свойствам. Форматы листов (A0, A1, A2, A3, A4…) всем известны, можно выбрать какой-то из них в вертикальной или горизонтальной ориентации. А можно самостоятельно задавать размеры. Я всегда ставлю А0, его-то точно хватит для любого чертежа. В этом же меню есть возможность задать название листа и его описание.

Итак, считаем, что файл чертежа у нас создан, все параметры мы подогнали под себя, можно начинать чертить. Для начала предлагаю рассмотреть доступные для этого инструменты. Смотрим на вертикальную панель рабочих инструментов. После указки там идет инструмент «Прямоугольник», с него и начнем, но предварительно мы должны указать его свойства в строке состояния:

Здесь задается толщина контура прямоугольника, его вид, цвет, есть возможность рисовать с заливкой внутри контура и выбрать из нескольких вариантов этой заливки. Допустим, нам менять ничего не надо, нас и так все устраивает. Жмем ОК и видим, как у курсора появились своеобразные оси, они очень помогают ориентироваться по линейке:

Чтобы начать чертить, нужно зажать левую клавишу и потащить мышь по диагонали. Видим, что вырисовывается прямоугольник:

В строке состояния (слева) показываются две пары координат. Левая пара показывает абсолютные координаты курсора мыши на чертеже, а правая – его координаты относительно верхнего левого угла фигуры. То есть у нас получается прямоугольник со сторонами 91×52 мм. Оси курсора имеют синий цвет, а в местах их накладывания на линии фигур они окрашиваются желтым. Отпускаем левую клавишу мыши – прямоугольник готов:

Видим, что он пурпурный, а по краям окружен квадратиками черного и белого цветов. Это значит, что наш прямоугольник выделен. Если потянуть за черные квадраты, фигура будет растягиваться в размерах в соответствующих направлениях, а если за белый – будут сглаживаться углы:

Любую фигуру или линию в sPlan можно выделить и таким же образом изменять. Выделение осуществляется одиночным кликом левой клавишей мыши по фигуре. Существует еще один вид выделения – еще одним кликом по уже выделенному объекту:

При этом черные квадраты превращаются в стрелки, захватив за которые, мы можем поворачивать фигуру. Поворот осуществляется не плавно, а ступенчато, градации угла поворота можно изменять в строке состояния (зеленая стрелка):

С инструментом «Окружность» все точно так же, только поворачивать ее не имеет смысла. Вообще, используя этот инструмент, мы получаем в общем случае эллипс, а чтобы получить именно окружность, нам надо вместе с левой кнопкой мыши зажать клавишу Shift (в некоторых версиях программы, почему-то Ctrl, смотрите на подсказки в правом углу строки состояния):

С окружностями в sPlan можно делать одну интересную вещь – размыкать их, превращая в дуги. При проектировании многоуровневых гипсокартонных потолков или фигурных перегородок данная функция очень полезна. Отвечает за нее белый квадратик на крайней правой точке окружности при выделении. Тянем за нее вниз – окружность размыкается, вверх – вместо нее появляется дуга того же радиуса:

«Особая фигура» имеет четыре варианта: Многогранник, Звезда, Таблица и Синусоида.

Все варианты настраиваемые, но необходимость в их использовании возникает крайне редко.

«Фигура» (или «Полигон»):

Одно нажатие левой кнопки включает рисование, каждое последующее задает в данной точке вершину, прекращение рисование осуществляется нажатием правой кнопки мыши.

«Линия» - этот инструмент используется, пожалуй, чаще других. Тут тоже все просто, нажатие левой кнопки дает старт линии, второе нажатие задает излом. Если далее нажать на правую кнопку – линия так и останется, если же продолжать нажатия на левую – получается ломаная линия, которая окончится при нажатии на правую клавишу.

«Кривая Безье». О том, что это такое, предлагаю прочитать в Википедии, вещь очень занимательная, но нам в чертежах абсолютно не нужна.

«Размеры» в sPlan бывают четырех видов: линейный, радиус, диаметр, угол, все они представлены на рисунке:

«Узел» - обычная жирная точка на чертеже. «Текст» - это просто текст в любом месте чертежа, как и «Текстовый блок», только тот задает тексту некую форму, ширину, скажем так. С «Рисунком» и «Лупой» и так все ясно, а «Измеритель» выдает информацию о подопытном объекте, в данном случае о картинке:

Жаль, площадь не измеряет, было бы очень классно. Нам остается еще рассмотреть возможные действия над объектами чертежа. Нарисуем, к примеру, окружность, выделяем ее и видим, как стали активны некоторые кнопки:

При одновременном выделении более одного объекта, становится доступно их выравнивание друг относительно друга, группировка и разгруппировка.

Остается нам, пожалуй, еще поговорить о свойствах линий и текста в sPlan. О свойствах фигур уже говорилось выше. Итак, свойства линий можно редактировать, щелкнув левой кнопкой мыши по значку линии в строке состояния, либо щелчком правой кнопки по конкретной линии на чертеже и выбором меню Свойства (в этом случае меняются только свойства этой конкретной линии):

В верхней части окошка можно задавать различные стили для линий: сплошные, пунктирные, штрих-пунктирные, точечные… Кнопки по бокам отвечают за задание и выбор типов стрелок на концах линии. С толщиной и цветами, думаю, все и так понятно.

Свойства текста:

В целом окно этих настроек повторяет окно для настройки шрифтов, разве что здесь еще редактируется сам текст. Настройки нижней половины окошка нам не интересны.


Здесь так же дублируются начальные установки, но появляется возможность задавать конкретный размер, если снять галку Авто. Здесь же можно добавлять значок диаметра, префиксо-суффиксы и допуски, что иногда бывает полезно.

Теперь давайте разберемся с экспортом и печатью чертежей. Экспорт - это сохранение чертежа в виде изображения, оно доступно через меню Файл/Экспорт:

Окно параметров экспорта:

Здесь можно указать формат будущего изображения и его разрешение. После нажатия кнопки ОК останется только указать путь для сохранения. Окно печати так же вызывается через меню Файл:

Доступен выбор масштаба печати, ориентации чертежа, количества копий, а также шаблоны размещения документа на странице.

Ну, с основами нашей программы sPlan мы познакомились. Теперь предлагаю посмотреть, что же можно начертить с ее помощью, на конкретных примерах. Поехали.

Чертеж трехуровневого потолка с подсветкой:

Крупный план:

На этом чертеже можно видеть, как я использовал sPlan для построения дуг окружностей. Циркуль использовать в данном случае было невозможно – центр окружностей находился за стеной, и для разметки потолка мы использовали дискретные значения расстояний от базовой линии. Этот метод очень часто помогает в разметке арок. А вот, что из этого вышло (правда здесь панорама кривовато склеилась):

А вот проект декоративной перегородки из гипсокартона в детской комнате:

Сама перегородка:

Несложный чертежик раскладки плитки в прихожей:

Результат:

Ну, и напоследок, чертеж двухуровневого потолка - комбинации гипсокартона и натяжного потолка:

Сам потолок:

Теперь вы, наверняка, убедились, насколько полезной при ремонте может оказаться простенькая программа для черчения. Мне она вообще экономит уйму времени при подсчетах всяких там квадратных и погонных метров, а также в составлении смет. В общем, рекомендую к скачиванию! Не забывайте подписываться на обновления , и удачи!

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

В 21 веке люди практически перестали делать чертежи руками. В них можно ошибиться, допустить серьёзную погрешность из-за невнимательности, а масштабировать такие чертежи невозможно. Именно поэтому всё чаще для работы и обучения используют именно цифровые CAD решения. Они гарантируют качество графических изображений, их масштабируемость и сохранность.

Бесплатные программы для черчения

КОМПАС-3D - отличный продукт, который подходит для любых видов черчения. В нём можно создавать детали для разных сфер человеческой деятельности. Это достаточно простая программа, которая, тем не менее, подходит для решения самых сложных задач.

Российские пользователи ценят её за удобный и локализованный интерфейс, поддержку ЕСКД и ГОСТов. Это очень важно, ведь соответствие техническим требованиям - основное условие, ставящееся перед любой программой для черчения. Также, в этой программе очень приятная система подсказок, которая может рассказать о технических возможностях и способах работы с КОМПАС-3D.

Конечно, такой продукт не может быть полностью бесплатным, и эта программа распространяется по закрытой, платной лицензии. Однако есть специальная версия для домашнего использования. В ней есть ряд ограничений в выборе форматов, но в остальном это полностью работоспособное ПО.

Платные программы (демо версии)

Весьма дорогой, но очень мощный продукт, который используют профессионалы по всему миру. На AutoCAD равняются остальные программы для черчения на компьютере, и делают это не зря! Компания Autodesk всегда создаёт по-настоящему качественные приложения, которые быстро становятся лидерами в отрасли.

В нём можно выполнить совершенно любой чертёж, от простейшей детали, до сложного механизма. Благодаря уникальным инструментам, которые есть в этой программе, черчение становится лёгким и быстрым. Это позволяет инженерам не тратить время на банальный формализм и выведение каждой линии.

Конечно, есть у AutoCAD и весьма существенный недостаток - он не работает с российской системой ЕСКД. Вместо этого пользователям предлагается лишь международная. В некоторых предприятиях это является основным сдерживающим фактором для приобретения этой программы.

У AutoCAD есть пробная версия, которую можно скачать бесплатно.

Астра Конструктор Мебели - программа, суть которой легко понять из названия. Она часто используется на мебельных производствах, позволяет оценить внешний вид будущей модели до создания её из физических материалов. Применение этого ПО, которое, кстати, распространяется на русском языке, помогает предприятиям экономить. Ведь благодаря Астре можно проанализировать все слабые места конструкции до запуска производства.

Интерфейс программы очень прост, и с ним справятся даже те инженеры и архитекторы, которые до этого не работали с CAD системами. Также, стоит отметить набор типичных для черчения инструментов. Они полностью соответствуют реальным аналогам.

Интересно то, что в программу добавлены крепления, используемые при сборке мебели. Уголки, распорки и другие простые конструкции можно выбирать из специальной библиотеки. Также, туда можно добавлять новые детали.

разработана специально для ателье и частных портных. В ней можно создать раскройки любого уровня, от простейших юбок, до объёмных платьев. Благодаря этой программе можно сэкономить много ткани, ниток и времени, ведь внешний вид будущей одежды можно будет оценить до начала производства. Это очень важно в мелких предприятиях, где дополнительные траты недопустимы.

Существуют бесплатные программы с аналогичным функционалом, но они сильно уступают Астра Раскрой. Например, в них нет уникальных инструментов для виртуальной работы с тканью, нет панорамного просмотра, который позволяет ускорить процесс создания раскроек.

Несмотря на то, что эта программа платная, вы сможете оценить её характеристики в бесплатной демо-версии. Она не ограничена по возможностям, но действует лишь на протяжении короткого срока.

Если возникли вопросы, задавайте в комментариях, мы обязательно поможем.

Умение создавать чертежи может пригодиться любому. Но если черчение – это хлеб инженера, то представители других профессий часто относятся к этому занятию, как к чему-то бессмысленному.

Даже если вы собираетесь создать что-то примитивное, мангал, скамейку или улей для пчел, то без чертежа не обойтись. С его помощью легче понять последовательность действий, рассчитать габариты, избежать многих ошибок.

В этой статье мы расскажем, как научиться делать чертежи, какие они бывают и что для этого нужно.

Виды чертежей

Знакомство с миром изображений предметов стоит начать с ответа на вопрос, какие бывают виды чертежей. Профессиональная чертежная документация выполняется строго по требования государственных стандартов. Самодеятельность и творчество не уместно, иначе чертеж не сможет прочитать никто, кроме его создателя.


ГОСТ устанавливает следующие графические документы:

  • чертеж детали;
  • сборочный чертеж, показывающий состав и способ сборки конструкции;
  • чертеж общего вида, помогающий определить назначение отдельных узлов и работы всей конструкции;
  • теоретический чертеж;
  • габаритный чертеж;
  • монтажный чертеж, содержащий информацию по установке изделия на место монтажа;
  • электромонтажный чертеж;
  • упаковочный чертеж;
  • схема.

Чертежные тонкости

При вдумчивом просмотре фото чертежей можно обнаружить интересные нюансы. Так, сборочный чертеж может быть документом, включающим в себя монтажный вид.

В этом случае помимо самой сборочной единицы, прочерчивают чертеж фундаментов, места установки фундаментных или анкерных болтов и т.д.

Во многих случаях полноценный чертеж детали составлять необязательно, можно ограничиться эскизом. Он представляет собой изображение без определенного масштаба, но с соблюдением пропорций и норм ГОСТов.

С чего начинается чертеж

Подобно театру, начинающемуся с вешалки, чертеж начинается с умения строить основные виды и проекции чертежей.

Представьте себе любой предмет, который помещен внутрь куба. Каждая сторона этого предмета будет давать отображение (проекцию) на параллельные ей грани куба. В черчении под видом принято понимать ту часть предмета, которую видит наблюдающий человек.

Всего существует 6 видов: главный или спереди, справа, слева, сверху, снизу и сзади. Количество видов выбирают с учетом однозначного понимания геометрии и формы детали.

Каждому виду отводится свое место на чертеже. Под главным видом должен находиться вид сверху, а вид слева размещают справа от вида спереди. Нельзя нарушать это правило, располагая виды в произвольном порядке.

При необходимости изобразить что-либо в масштабе можно взять миллиметровую бумагу. А если речь идет об эскизе, то требований к бумаге нет. Подойдет обычный листок в клеточку 5х5 мм.

Карандаши классифицируют исходя из твердости их грифелей на твердые (маркировка Т или Н) и мягкие (М или В). Перед буквенным обозначением стоит цифра, указывающая степень твердости или мягкости. Чем она больше — тем тверже или мягче стержень.

Несколько простых советов, как правильно сделать чертеж на бумаге простым карандашом:

  • Для выполнения контуров предмета выбирайте карандаши марки ТМ.
  • Для проставления размеров или выносных линий используйте карандаши типа Т.
  • Для прорисовки рамки, ограничивающей поле чертежа подойдет карандаш серии М или 2М.

Чертим в специальных программах

Способы и инструкции, как сделать чертеж на компьютере основаны на применении специального программного обеспечения (ПО).


Преимущества компьютерного черчения:

  • можно создавать чертежи любой сложности;
  • работа как в 2-Д, так и в 3-Д режиме с созданием наглядных моделей;
  • помимо черчения, можно проводить расчеты (на прочность, на срез);
  • ПО избавляет человека от рутинной, трудоемкой работы.

Наибольшей популярностью среди любителей и профессионалов пользуются 3 программных среды — AutoCAD, Компас и SolidWorks. Алгоритм работы у них всех примерно одинаковый. Для создания документа следует кнопкой мыши выбрать «Чертеж».

На экране появится окно со стандартной рамкой и основной надписью. Дальнейшее построении осуществляется с помощью выбора команд на панели пользователя.

Пример создания чертежа вручную

Предположим, перед нами стоит задача начертить чертеж прямоугольного ящика 100х50х20 мм (длина, ширина и высота соответственно), на верхней грани которого в центре расположено сквозное отверстие диаметром 40 мм. Ничего сложного в этом нет, если выполнять рекомендации, изложенные ниже.

Пошаговый мастер-класс, как сделать чертеж предмета в трех видах:

На первой стадии необходимо определиться, какой вид будет главным. Согласно рекомендациям, главный вид несет максимально полное представление о детали.

В нашем случае, это будет самая большая грань ящика. Поэтому строим прямоугольник размером 100х20 мм, по центру которого проводим вертикальную штрих-пунктирную линию длиной 30 мм. Это будет ось симметрии, которая делит фигуру на 2 равные части.


Переходим к виду сверху, мысленно представляя, как выглядит наш ящик с высоты. Строго под главным видом, с небольшим от него отступом, изображаем прямоугольник 100х50 мм. В центре его с помощью штангенциркуля чертим окружность диаметром 40мм. Не забываем про оси симметрии.

С правой стороны от главного вида на том же уровне помещаем вид слева – прямоугольник 50х20 мм.

Чертеж в трех видах был бы готов, если бы не один момент: как понять по нашим изображениям, что отверстие сквозное?

Представьте себе, что оно глухое, т.е. доходит до середины детали. Тогда вид сверху выглядел бы аналогично. В этих случаях поступают так: на главном и виде слева показывают расположение отверстий штриховыми линиями. Или прибегают к разрезу или сечению деталей.

Осталось только проставить габаритные размеры. Рекомендуется равномерно распределять все размеры между видами.

Фото чертежей на бумаге и ПК