Что такое LESS и как его использовать. Переменные в переменных

В этой статье мы поговорим о возможностях препроцессора Less, которые в силу каких-то неведомых сил, практически никто не использует. Кроме того, поговорим о недостающем функционале и попытаемся его добавить.

Начать я предлагаю с небольшого напоминания о том, как делать не нужно, даже если очень хочется. Посмотрите на фреймворк Alesya , который разработал товарищ, обучающий Less других людей. Постарайтесь внимательно посмотреть на файл./core/functions.less . Хотя нет, не переходите по ссылке, просто посмотрите на скриншот небольшой части этого файла. Когда первый раз увидел - я просто выпал в осадок.

Оправдание - циклы очень медленные, как следствие, скорость трансляции Less в CSS снижается, а время трансляции увеличивается. Pentium 4? Без обид, но это расстраивает.

Приведу отрывок из книги «HTML5 для веб-дизайнеров» за авторством Джереми Кит, который не так давно стал героем пабликов в ВК:

Предположим, что живет на свете злой урод, который ненавидит веб и всех пользователей Интернета. Этому господину наверняка плевать, что встраивать на страницу аудиофайл, который начинает проигрываться автоматически, невероятно грубо и глупо. С помощью атрибута autoplay можно удовлетворить его глубоко порочные желания.

Если вы когда-нибудь будете так использовать атрибут autoplay, знайте: я вас найду.

Поэтому, если вы будете так же использовать Less, знайте, вас уже ищут и скоро найдут.

Расширение селекторов

Имеем типичный для наших дней прерыватель потока:

Clearfix { &:before, &:after { content: " "; display: table; } &:after { clear: both; } }

И какой-то селектор, который подразумевает использование clearfix. Конечно, можно использовать.clearfix как примесь и всюду плодить огромное количество лишнего, но нужного кода. Однако, можно избежать этого, используя расширение селекторов.

Например, так:

Navbar { &:extend(.clearfix all); ... } .navbar-collapse { &:extend(.clearfix all); ... } .ad { &:extend(.clearfix all); ... }

В итоге наш класс.clearfix начинает общаться с друзьями из различных частей ваших стилей, при этом ни с кем не делясь лишними строчками кода:

Clearfix:before, .clearfix:after, .navbar:before, .navbar:after, .navbar-collapse:before, .navbar-collapse:after, .ad:before, .ad:after { content: " "; display: table; } .clearfix:after, .navbar:after, .navbar-collapse:after, .ad:after { clear: both; }

Конечно, злоупотреблять этим не стоит. Честно говоря, советую использовать расширение селекторов только для clearfix и в случаях, когда действует правило: «Ну очень надо, ничего поделать не могу, иначе будет хуже». Не стоит использовать расширение селекторов тогда, когда происходят махинации со стилями элементов. Наиболее частая и глупая ошибка:

Class { color: #fff; background: #fff; } .new-class { &:extend(.class); } // .class, // .new-class { // color: #fff; // background: #fff; // }

Так делать нельзя. Это глупо. Лучше использовать.class как примесь:

Class { color: #fff; background: #fff; } .new-class { .class; } // .class { // color: #fff; // background: #fff; // } // .new-class { // color: #fff; // background: #fff; // }

Запомните это!

Параметры импорта

Пожалуйста, обратите внимание на раздел документации «параметры директивы импорта» .

Я приведу лишь краткое описание самых важных из этих параметров:

reference

Позволяет использовать.less файлы, но не выводить их содержимого без явного вызова. Очень полезный параметр, если вы пользуетесь Bootstrap как библиотекой, а не фреймворком, то есть:

@import (reference) "bower_components/bootstrap/less/bootstrap"; .my-alert { .alert; }

Использование этого параметра даёт возможность подключать файлы не.less расширения. Параметр не обязательный, так как и без него всё будет работать, но, тем не менее, если вы любите порядок - пригодится. Этот параметр можно применять при подключении файлов с расширением, отличным от.less , к примеру, .variables , .mixins .

Применять нужно так:

@import (keyword) "filename";

С подробным описанием и примерами можно ознакомиться на страницах документации. Вот так вот вежливо я посылаю тебя, мой читатель, читать документацию. Незабываемые ощущения:)

Условные конструкции

В Less есть условные конструкции. Да, они не полноценные, если сравнивать их с другими препроцессорами, но всё таки их наличие не может не радовать. Мне они кажутся даже удобнее, чем @if в Sass, хотя практической разницы никакой нет.

Mixin(@variable) { & when (@variable = 1) { content: "TRUE" } & when not (@variable = 1) { content: "FALSE" } } .class-test { .mixin(1); .mixin(2); }

В итоге мы получим следующий CSS:

Class-test { content: "TRUE"; content: "FALSE"; }

Что же только что произошло? Магия?

На самом деле - нет. Ключевое слово when тут заменяет привычный во всех языках программирования if и имеет всего два логических элемента: not - отрицание, and - просто and и всё, больше ничего нет. Особо крутого с этим сделать не получится, но я использую условный оператор для того, чтобы не генерировался лишний код. Одной из таких ситуаций, например, является свойство border-radius в генераторе стилей кнопки. Зачем лишний раз будет прописываться какое-либо свойство при генерации, если его значение не играет роли (0)? - Правильно, не нужно.

Интерполяция переменных

Есть в Less интересная конструкция, когда значение одной переменной мы получаем в зависимости от других.

// Variables @clr-grey-100: #fafafa; @clr-grey-200: #f5f5f5; @clr-red-100: #ffebee; @clr-red-200: #ffcdd2; .mixin(@color, @temperature: 500) { color: ~"@{clr-@{color}-@{temperature}}"; background: e("@{clr-@{color}-@{temperature}}"); } .class-test { .mixin(grey, 100); &-test { .mixin(red, 200); } }

В этом примере вызывается примесь, в которой параметрами выступают цвет (@color ) и его температура (@temperature ). Далее мы собираем все переменные в одну, то есть, проще говоря, конструируем новую переменную и получаем её значение. Процесс, когда строка, условно говоря, превращается в вызов переменной и есть интерполяция переменных.

Заметьте, что в этом примере мы используем фигурные скобки после собачки - это очень важно.

На выходе:

Class-test { color: #fafafa; background: #fafafa; } .class-test-test { color: #ffcdd2; background: #ffcdd2; }

Кстати, такого я найти в Sass и Stylus не смог. Может подскажет внимательный читатель? :)

Циклы

Многие приверженцы препроцессоров Sass и Stylus давят на то, что в Less нет циклов, но они есть, хотя и не такие как у всех. Вот только пользоваться ими неудобно.

Допустим, что у нас есть список цветов:

@list-red: #ffebee, #ffcdd2, #ef9a9a, #e57373, #ef5350, #f44336, #e53935, #d32f2f, #c62828, #b71c1c;

Для примера, давайте создадим для каждого цвета свой класс:

Color-generator(@index: 1, @color) when (@index .submit; }

Строковая интерполяция Строковая интерполяция это еще одно причудливое слово, означающее, что эта произвольная строка может храниться в переменной, а затем использоваться в значении свойства.

@url: "http://mycompany.com/assets/";background-image: url("@{url}/sprite.png");
Это может быть полезно при создании централизованного фреймворка.

Экранирование Иногда нужно использовать свойства или значения, которые не являются валидным CSS (правила для IE). Вы могли заметить, что в примере про градиенты я не позаботился о пользователях Internet Explorer.
Если вы хотите создать градиент в IE, вы должны сделать что-то вроде этого:

Filter: progid:DXImageTransform.Microsoft.gradient(startColorstr="#666666", endColorstr="#444444");
Этот CSS не валиден, поэтому LESS не скомпилируется. В этом случае вы можете экранировать это значение, что позволит LESS пропустить его.

Button { background: -webkit-gradient(linear, left top, left bottom, from(#666666), to(#444444)); background: -moz-linear-gradient(top, #666666, @color - #444444); filter: ~"progid:DXImageTransform.Microsoft.gradient(startColorstr="#666666", endColorstr="#444444")";}
Все что нужно сделать, это заключить секцию в кавычки и поставить тильду перед ней. Эта секция не пройдет через LESS процессор и не будет выкинута.

Импорт Как и в обычном CSS вы можете импортировать файлы. LESS позволяет импортировать CSS и LESS используя следующий синтаксис:

@import "reset.min.css"; @import "framework.less"; @import "widgets";
Первый импорт достаточно очевиден. Он импортирует CSS правила определённые в reset.min.css без обработки их LESS парсером.
Второй импорт вставит содержание framework.less и обработает его как любые другие LESS правила.
Третий импорт работает также как и второй. Если расширение не установлено, то препроцессор считает его LESS файлом.

Комметарии Естественно, многострочные комментарии доступны в LESS в таком же виде, как и в CSS. Также LESS разрешает использование однострочных комментариев как в PHP или Javascript, с помощью двойного обратного слеша.

/* This is my main LESS file. It governs how most of the site looks. /* body { padding:0px; // This resets the body padding }

Чего не хватает? Несмотря на то, что LESS восхитительный, всё же когда вы начнёте использовать его, обнаружатся некоторые недостатки, хотя они не очень беспокоят.
Одна из особенностей, которую я хотел бы видеть, это пре-пре-обработка (согласен, звучит это бессмысленно).Помните, как строки могут быть экранированы, чтобы не проходить через анализатор? Текущий способ не позволяет использовать градиенты с изменяемыми цветами.

Filter: ~"progid:DXImageTransform.Microsoft.gradient(startColorstr="#faa51a", endColorstr="#f47a20")";
Этот код прекрасно работает, но цвета должны быть жёстко определены. Если строчка экранирована, то переменные не обрабатываются. Было бы неплохо иметь опцию, в которой переменные в экранированных строках обрабатывались до отправки в CSS файл.

Заключение Как и с любой новой технологией или методом возникает злоупотребление. Помните отражающиеся логотипы и «стеклянные» кнопки на заре Web 2.0 эры?
Вы не обязаны вкладывать все ваши правила, вы не должны создавать переменные для всего или примеси просто для ширины рамки.
Если вы не знаете когда не использовать потрясающую мощь LESS, ваш LESS код станет таким же нечитаемым как обычный CSS и таким же сложным для поддержки. Фокус в том, чтобы знать, когда использовать данные функции и методы, а когда обычный старый CSS лучше.
В дополнение я советую не использовать LESS файл. В этом нет ничего плохого, но нет причины загружать LESS файл и обрабатывать его. Несомненно, скрипт очень быстрый, но я уверен что без него будет быстрее. Я обычно разрабатываю все мои сайты с LESS, беру выходной файл, сжимаю его и использую обычный CSS файл.

CSS - простой и доступный инструмент. Однако, он имеет свои ограничения, особенно когда встает вопрос о сопровождении готового кода. Когда нужно модифицировать тысячи строк со стилями, разделенных по нескольким файлам, задача становится проблемой.

Для преодоления проблемы созданы препроцессоры CSS, которые позволяют комбинировать стили динамически. Существует несколько вариантов (например, LESS и SASS), но в данном уроке мы рассмотрим LESS .

Редактор LESS

На момент написания урока существовал единственный редактор, целиком посвященный работе с файлами LESS - ChrunchApp . Данное приложение кросс платформенное, построенное на Adobe Air , его можно запускать на Windows, Mac OSX and Linux.

Для других редакторов (таких как Dreamweaver, Coda, NotePad++ и SublimeText 2) существуют плагины или дополнения, которые позволяют организовать подсветку синтаксиса LESS.

Использование LESS

Использовать LESS очень просто. Нужно просто добавить две строки в тег head вашего документа HTML. Первая строка содержит название вашего файла.less, а вторая строка - подключение библиотеки less.js (ее можно скачать с официального сайта).

В нашем уроке мы покажем другой способ. Мы будем использовать компилятор LESS: для Windows можно применять WinLess , а для Mac OSX - LESS.app .

Создаем файл.less в рабочей директории. Затем открываем компилятор (WinLESS или LESS.app) и импортируем рабочую директорию в него. компилятор найдет все файлы.less . И все. Теперь, когда бы мы не изменили файл.less , компилятор автоматически будет генерировать обычный код CSS в файл.css , который воспринимается браузером.

Остается только привязать CSS файл к документу HTML:

Синтаксис LESS

В отличие от обычного CSS, LESS больше похож на язык программирования. Он динамический, поэтому логичного ожидать использования в нем переменных , операций и области видимости .

Переменные

Сначала рассмотрим переменные .

При работе с CSS вы вероятно часто сталкивались с ситуацией, когда повторяющееся значение устанавливалось в нескольких блоках по всей таблице стилей.

Class1 { background-color: #2d5e8b; } .class2 { background-color: #fff; color: #2d5e8b; } .class3 { border: 1px solid #2d5e8b; }

Все прекрасно, пока не придется просеивать 1000 одинаковых участков кода по всей таблице стилей, чтобы поменять значение. Такая ситуация может сложиться при работе над большим проектом.

При использовании препроцессора LESS такая проблема легко решается с помощью переменных . Переменные позволяют хранить значения, которые можно многократно использовать в таблице стилей.

@color-base: #2d5e8b; .class1 { background-color: @color-base; } .class2 { background-color: #fff; color: @color-base; } .class3 { border: 1px solid @color-base; }

В выше приведенном примере в переменной @color-base сохраняется значение #2d5e8b . И когда потребуется изменить цвет, то нужно будет поменять значение только в переменной.

В переменной можно использовать и другие значения:

@font-family: Georgia @dot-border: dotted @transition: linear @opacity: 0.5

Примешивания

В LESS можно использовать примешивания для хранения набора правил и применения их в других наборах. Например:

Gradients { background: #eaeaea; background: linear-gradient(top, #eaeaea, #cccccc); background: -o-linear-gradient(top, #eaeaea, #cccccc); background: -ms-linear-gradient(top, #eaeaea, #cccccc); background: -moz-linear-gradient(top, #eaeaea, #cccccc); background: -webkit-linear-gradient(top, #eaeaea, #cccccc); }

В Выше приведенном примере мы устанавливаем цвет градиента в классе.gradients . Затем, когда нужно добавить градиент, нужно просто вставить.gradients следующим образом:

Box { .gradients; border: 1px solid #555; border-radius: 3px; }

Класс.box наследует все объявления из.gradients . Поэтому выше приведенное выражение LESS эквивалентно следующему обычному коду CSS:

Box { background: #eaeaea; background: linear-gradient(top, #eaeaea, #cccccc); background: -o-linear-gradient(top, #eaeaea, #cccccc); background: -ms-linear-gradient(top, #eaeaea, #cccccc); background: -moz-linear-gradient(top, #eaeaea, #cccccc); background: -webkit-linear-gradient(top, #eaeaea, #cccccc); border: 1px solid #555; border-radius: 3px; }

При работе с CSS3 можно использовать библиотеку LESS ELements , чтобы облегчить свою работу. LESS Elements является коллекцией общих примешиваний CSS3, которые часто используются в стилях, например, border-radius , gradients , drop-shadow и так далее.

Чтобы использовать LESS нужно просто добавить правило @import файл LESS. Нужно только загрузить библиотеку и поместить ее в рабочую директорию.

@import "elements.less";

Теперь можно использовать все классы из elements.less . Например, чтобы добавить скругление углов рамки с радиусом 3px к элементу div , нужно написать:

Div { .rounded(3px); }

Вложенные правила

При работе с обычным CSS кодом, достаточно часто встречается следующая структура кода:

Nav { height: 40px; width: 100%; background: #455868; border-bottom: 2px solid #283744; } nav li { width: 600px; height: 40px; } nav li a { color: #fff; line-height: 40px; text-shadow: 1px 1px 0px #283744; }

В обычном CSS коде мы выбираем наследников, указывая родителя в каждом наборе правил.

В LESS можно улучшить выше приведенный набор правил с помощью вложения наследников в родительский элемент:

Nav { height: 40px; width: 100%; background: #455868; border-bottom: 2px solid #283744; li { width: 600px; height: 40px; a { color: #fff; line-height: 40px; text-shadow: 1px 1px 0px #283744; } } }

Также можно использовать псевдо-классы, например:hover , с помощью символа амперсенда (&). Допустим, мы хотим добавить:hover к тегу ссылки:

A { color: #fff; line-height: 40px; text-shadow: 1px 1px 0px #283744; &:hover { background-color: #000; color: #fff; } }

Операции

Также можно использовать операции в LESS. Доступны сложение, вычитание, умножение и деление.

Допустим, что элемент B в два раза выше элемента A:

@height: 100px .element-A { height: @height; } .element-B { height: @height * 2; }

Сначала мы определяем переменную @height и назначаем ее для указания высоты элемента А.

В элементе В мы просто умножаем значение переменной на 2. Теперь, когда мы изменяем значение переменной @height , элемент В всегда будет в два раза выше.

Область видимости

LESS использует концепцию области видимости . Сначала используются переменные из локального контекста, а если их нет, то происходит поиск в более широкой области видимости.

Header { @color: black; background-color: @color; nav { @color: blue; background-color: @color; a { color: @color; } } }

В приведенном примере header имеет переменную для цвета со значением black , но фон элемента nav будет иметь цвет blue , так как переменная @color находится в локальном контексте.

Заключение

В следующих уроках серии мы разберем пример реального использования LESS и некоторые полезные аспекты инструментария.

CSS - это простой язык. Он позволяет нам задавать стили для HTML элементов с помощью селекторов. Это просто даже для начинающих.

Однако, со временем размер вашего веб-проекта может вырасти, и вы получите большой объем повторяющегося кода CSS. Если вы столкнулись с этой проблемой, то самое время использовать препроцессор CSS.

В этом уроке мы объясним, что такое CSS-препроцессор и рассмотрим один из самых популярных: LESS.

Что такое препроцессор CSS?

CSS препроцессоры не заменяют CSS. На самом деле, препроцессоры просто дают нам дополнительные функциональные возможности, такие как переменные, операторы и функции, с которыми мы можем упростить создание и управление файлами CSS.

Препроцессоры позволяют определить свойства один раз и затем повторно использовать их в нашем проекте, что в гораздо более функционально, чего простой CSS делать не может.

Что такое LESS?

LESS относительно новый препроцессор, ему около 4 лет. Его часто сравнивают с SASS, более старым препроцессором. Как и LESS, так и SASS, имеют свои корни в языке программирования Ruby, но в настоящее время используются гораздо шире. LESS теперь основан на Javascript.

Люди, использующие LESS, могут создать заранее определенный набор цветов для своего сайта. Они могут определить особый стиль один раз и затем многократно использовать его везде, где необходимо.

Использование LESS

Чтобы воспользоваться тем, что LESS может предложить, мы сначала должны сохранить наш CSS-код в файл с расширением .less . Использовать LESS очень просто. Он работает как на веб-сервере, так и на стороне клиента.


Этот метод работает только в современных браузерах и подходит только для использования на локальном сервере. Для рабочего сайта необходима предварительная компиляция с применением Node на веб-сервере или различные инструменты от сторонних производителей.

Некоторые из инструментов сторонних производителей:

  • и многие другие...
LESS Синтаксис: Переменные

Одни из вещей, которые часто повторяются в файле CSS - это цвета. Одни и те же цвета повторяются в файлах CSS для разных элементов, заголовков, ссылок и т.д.

#header {
background-color : #CCCCCC
}
.aside {
background-color : #CCCCCC ;
color : #000000 ;
.sidebar a {
border-bottom : 1px solid #CCCCCC ;
}

В LESS, мы можем просто объявить переменную для сохранения цвета, вот так:

@grey: #CCCCCC;

И затем повторно использовать это так:

#header {
background-color : @grey;
}
.aside {
background-color : @grey;
color : #000000 ;
}
.sidebar a {
border-bottom : 1px solid @grey;
}

Мы можем также использовать переменные, чтобы сохранить другие свойства, такие как ширина, высота, размер шрифта и многие другие значения, которые вы планируете повторно использовать в различных местах стилей.

LESS Синтаксис: Mixins

Переменные полезны для повторного использования отдельных значений, таких как цвет, размер шрифта. В LESS с mixins мы можем использовать набор свойств из одного или нескольких правил. Mixins могут быть использованы, например, для определения стиля границ, размер шрифта и т.д.

Border_top_bottom {
border-top : dotted 1px #000 ;
border-bottom : solid 2px #000 ;
}

В приведенном выше коде мы определили верхнюю и нижнюю границу внутри класса border_top_bottom. Теперь, когда мы хотим добавить эти стили к другими элементами, мы можем использовать их так:

#header {
color : #000000 ;
.border_top_bottom;
}
.content a {
color : #000000 ;
.border_top_bottom;
}

Приведенный выше код выведет следующее:

#header {
color : #000000 ;

}
.content a {
color : #000000 ;
border-top : dotted 1px #000000 ;
border-bottom : solid 2px #000000 ;
}

Чтобы добавить больше гибкости, mixins также позволят нам передавать переменные (называемые здесь параметры). Например:

Border-radius (@radius: 5px) {
border-radius: @radius;
-moz-border-radius: @radius;
-webkit-border-radius: @radius;
}

В приведенном выше примере, мы задали параметр для радиуса. Мы также дали ему значение по умолчанию равное 5px, которое не является обязательным. Теперь мы хотим добавить это для класса button:

Button {
.border-radius(6px ) ;
}

Если мы уберем 6px из приведенного выше примера, границы радиуса будут заданы по умолчанию, который указан в нашем классе border-radius и равен 5px.

Синтаксис LESS: Nesting

Одна из вещей, распространеных в CSS, это длинные селекторы, которые нам часто приходится писать для стилей дочерних элементов:

nav { }
nav li { }
nav li a { }
nav li a:hover { }
nav li a.active { }
nav li a.visited { }

И если у вас есть несколько подуровней выпадающего меню, то это становится более сложным для понимания. В LESS это может быть записано как:

nav {
li {
a {
& :hover { }
& :active { }
& :visited { }
}
}
}

Символ "&" используется перед псевдо-классами в нашей вложенной структуре. Описанную выше конструкцию гораздо легче понять и показать иерархию именно так, как она есть.

Синтаксис LESS: Операции

LESS также позволяет нам выполнять такие операции как сложение, вычитание, умножение и деление числовых значений, цветов и переменных в таблице стилей. Допустим, мы объявили переменную padding , которая применяется ко всем нашим элементам H1. Но теперь мы хотим добавить дополнительный отступ для нашего заголовка на главной странице. Мы можем сделать это следующим образом:

@padding: 5px;
h1 {
padding : @padding;
}
h1.page-title {
padding : (@padding * 2);
}

Значение по умолчанию будет умножено на 2, что задаст заголовку на главной странице padding равный 10px. Операции должны выполняться в круглых скобках, однако они могут также работать без скобок.

Синтаксис LESS: Scope

Область действия в LESS похожа на область действия в других языках программирования. Переменные и mixins сначала ищутся на локальном уровне, и если они не найдены, то компилятор будет искать их в родительской области и так далее.

@var: red;

#page {
@var: white;

#header {
color : @var; // выведет white
}
}
#footer {
color : @var; // выведет red
}

Заключение

Эта статья не охватывает все что LESS может предложить. Цель состоит в том, чтобы объяснить, как используя LESS можно помочь нам сделать наш CSS более динамичным. CSS препроцессоры позволяют нам создавать и управлять CSS более эффективно. Даже имея хорошее понимание CSS, LESS позволит нам использовать его более продуктивно.


Если у Вас возникли вопросы, то для скорейшего получения ответа рекомендуем воспользоваться нашим

Я не люблю CSS. Он простой и понятный. Это движущая сила Интернета, но он слишком ограниченный и им трудно управлять. Пришло время привести этот язык в порядок и сделать его более полезным, используя динамический CSS при помощи LESS.
Объясню свою позицию на примере. Почему бы вместо использования #FF9F94 для получения темно-персикового цвета просто не хранить значение этого цвета в переменной для её последующего использования? Что бы перекрасить сайт достаточно будет изменить значение переменной всего в одном месте и всё.
Другими словами: это будет очень изящно, если мы будем использовать немного программирования и логики в CSS, что бы сделать его более мощным инструментом. Хорошо, что это всё возможно с использованием LESS .

Что такое LESS? LESS – это надстройка над CSS. Это значит, что любой CSS код – это валидный LESS, но дополнительные элементы LESS не будут работать в простом CSS. Это замечательно, потому что существующий CSS уже является работоспособным LESS кодом, что уменьшает порог вхождения в новую технологию.
LESS добавляет много нужных динамических свойств в CSS. Он вводит переменные, операции, function-like элементы и примеси. Возможность писать таблицы стилей модульно избавит вас от многих хлопот.Как использовать LESS Есть два способа использования LESS. Вы можете создать LESS файл и конвертировать его при помощи Javascript на лету или скомпилировать его заранее и использовать получившийся CSS файл. Не бойтесь слова «компилировать» (я постоянно его использую), это очень просто.Используем LESS и Javascript файл Для начала нужно скачать с сайта LESS Javascript файл и привязать его к страничке как любой другой js скрипт.


Затем создадим файл с расширением.less и привяжем его с помощью такого кода:


Удостоверьтесь, что вы прикрепили LESS файл перед JS.
Теперь LESS файл будет работать также как и обычный CSS.

Компилируем LESS файл Хотя этот способ немного утомительней, но иногда он является более предпочтительным. Чтобы не конвертировать код при каждой загрузке страницы можно использовать результирующий CSS файл. Конвертеры: для Windows – Winless и LESS.app для Мака.Укрощаем мощь LESS Наконец давайте немного развлечемся – попишем LESS код. Как вы увидите код очень легко читать и понимать, так как используется сходный с CSS синтаксис.Переменные Переменные в LESS работают так же как в PHP, JS и в большинстве других языков программирования. Вы можете использовать их для хранения значения, и затем использовать переменные вместо самого значения всякий раз, когда вам это нужно.

@header-font: Georgia; h1, h2, h3, h4 { font-family: @header-font; } .large { font-family:@header-font; }
В примере выше мы объявляем переменную @header-font и записываем туда значение «Georgia». Теперь мы можем использовать эту переменную всегда, когда мы хотим установить шрифт Georgia. Если же мы решим, что Trebuchet MS лучше подходит для наших заголовков, то нам не нужно будет просматривать весь файл, мы просто изменим значение переменной.
Я нашел отличное применение переменным в определении цветов сайта. В старые добрые времена (которые были не так давно) я использовал что-то вроде этого:

/* Colors for my Website #ff9900 - Orange - used for links and highlighted items #cccccc - Light Gray - used for borders #333333 - Dark Black - Used for dark backgrounds and heading text color #454545 - Mid Black - Used for general text color */ body { background: #333333; color: #454545; } a { color:#ff9900; } h1, h2, h3, h4, h5, h6 { color: #333333; }
Нет ничего плохого в том, чтобы документировать ваши цвета также как здесь, это хорошая практика, проблема заключается в том, что документация не имеет ничего общего с функциональностью ваших стилей. Если вы решили изменить цвета после 2000 строки кода, а затем передумали на 3567 строчке, то будет чрезвычайно сложно исправить все цвета и документацию.
С LESS мы можем модифицировать и одновременно документировать наш рабочий процесс.

/* Colors for my Website */ @color-orange: #ff9900; @color-gray_light: #cccccc; @color-black_dark: #333333; @color-black_medium: #454545; body { background: @color-black_dark; color: @color-black_medium; } a { color:@color-orange; } h1, h2, h3, h4, h5, h6 { color: @color-black_dark; }

Область видимости переменных Область видимости переменных описывает места, где они доступны. Если вы определите переменную в самом начале LESS файла, то она будет доступна для любого кода написанного после.
Также можно определять переменную внутри CSS правила. В этом случае переменные не будут доступны вне этого правила, они могут быть использованы локально.

A { @color: #ff9900; color:@color; } button { background: @color; }
В этом примере LESS не будет сконвертирован из-за ошибки, не определена для использования внутри элемента button. Если переменная объявлена вне элемента и внутри другого элемента, то она будет доступна только локально.

@color: #222222; a { @color: #ffffff; color:@color; } button { background: @color; }
Здесь ссылка будет окрашена в белый, а у кнопки будет черный фон.

Переменные в переменных Если вы кодили на PHP, то вы знаете что можно объявить имя переменной в другой переменной.

@color-chirstmas_red: #941f1f; @name-of-color: "color-chirstmas_red"; color: @@name-of-color;
Лично я почти не использую это, так как переменные в переменных почти бесполезны без замыканий, но я уверен, что найдутся умные примеры использования этого.

Константы и Переменные Важно отметить, вопреки тому, что вы только что прочитали, переменные в LESS больше похожи на константы. Это значит, что они, в отличие от переменных, могут быть определены только один раз.Операции Вы можете добиться невероятно точного контроля с использованием операций в LESS. Идея проста:

Button{ @unit: 3px; border:@unit solid #ddd; padding: @unit * 3; margin: @unit * 2; }
Код выше устанавливает переменную в 3px. Затем мы устанавливаем это значение в ширину рамки, отступы в три раза больше этой ширины, а поля – в два.
Можно использовать операции умножения, деления, сложения и вычитания. Что бы создать блок с рамкой увеличивающей ширину сторон по часовой стрелке, можно использовать следующий код:

Box{ @base_unit: 1px; border: @base_unit @base_unit + 1 @base_unit + 2 @base_unit + 3 }

Управление цветом Моя любимая особе6нность LESS – управление цветом. Можно использовать операции для смешивания цветов и несколько специальных функций для работы с цветом.Цветовые операции Если вы хотите изменить значение цвета, то можете сделать это вычитанием или добавлением другого цвета.

@color: #941f1f; button { background: #941f1f + #222222; border: #941f1f - #111111; }
Вышеприведённая операция с фоном увеличит каждое значение HEX на 2. Результатом будет “B64141″ - более светлый вариант оригинального цвета. Операция с рамкой уменьшит каждое значение HEX на 1 и выдаст более темный цвет: “830E0E”.
На практике есть немало случаев, когда мы начинаем с базового цвета и нуждаемся в слегка затемненном или осветленном его варианте.

@color-button: #d24444; input.submit { color:#fff; background:@color-button; border:1px solid @color-button - #222; padding:5px 12px; }
Этот код создает красную кнопку с немного затемненной рамкой. Это частая ситуация и определение лишь одного цвета – большая помощь.


Мощь переменных более очевидна в следующем. Если вы захотели изменить цвет кнопки, то изменение значения @color-button на зеленый цвет, поменяет не только фоновый цвет, но и заменит обводку на более темный вариант зеленого.


Другое замечательное применение этого – создание градиентов. Я обычно выбираю средний цвет и объявляю градиент исходя из него. Я делаю начало немного светлее и конец немного темнее. Результатом будет приятный переход, что-то вроде этого:

@color: #faa51a; .button { background: -webkit-gradient(linear, left top, left bottom, from(@color + #151515), to(@color - #151515)); background: -moz-linear-gradient(top, @color + #151515, @color - #151515); }

Цветовые функции Есть гораздо больше возможностей для работы с цветом; LESS позволяет манипулировать ими на канальном уровне. Вы можете осветлять, затемнять, насыщать, обесцвечивать и вращать цвета. Взгляните на следующие примеры с картинками, чтобы понять, что каждый из них делает.

@color: #3d82d1; .left_box { background:lighten(@color, 20%); } .right_box { background:darken(@color, 20%); }

@color: #3d82d1;.left_box { background: desaturate(@color, 18%); } .middle_box { background: @color; } .right_box { background: saturate(@color, 18%); }

@color: #3d82d1;.left_box { background: spin(@color, 25%); } .middle_box { background: @color; } .right_box { background: spin(@color, -25%); }

Извлечение информации о цвете Каждый цвет в LESS конвертируется в HSL (hue, saturation, lightness), чтобы обеспечить вам контроль над уровнями каналов. Благодаря этому можно манипулировать цветами более тонко, а также получить информацию о цвете напрямую.

@color = #167e8a; hue(@color); saturation(@color); lightness(@color);
Это может показаться слишком мелочным – зачем нам нужна эта информация, когда мы можем просто ввести HEX значение? Если вы нормальный человек, то вы не сможете с ходу расшифровать HEX цвет. HEX значения отображают RGB спектр: первые два символа контролируют количество красного, следующие два - количество зеленого и последние два – количество синего.
Достаточно очевидно, что #ff0000 это красный, так как это RGB(255,0,0). Тона красного, никакого зеленого и синего. Тем не менее, если вы увидите #1f6b2d, то будет трудно декодировать, что это темно-зеленый. В HSL представлении hue (тон) управляет всем, вы могли бы просто назвать цвет, остальное просто задаст тон (это не совсем верно, но всё происходит именно так).
Имея это в виду, если вы нашли хороший пурпурный цвет как #e147d4, вы очень легко можете отыскать различные цвета с точно таким же оттенком. Скажем, вы хотите создать сливочную, более пастельную версию #e147d4, вот что можно сделать:


Новый цвет будет иметь тот же тон, но другие насыщенность и яркость. Результатом будет #c480bf, к которому гораздо труднее перейти от #e147d4 используя лишь HEX.

Совмещение функций LESS позволяет использовать функции внутри функций, так, если надо обесцветить и перевернуть (spin) цвет, можно просто сделать так:

@color: #c480bd; .class { background-color: desaturate(spin(@color, 18), 12%);}

Вложенность Во время написания CSS мы пользуемся каскадностью стилей. Чтобы изменить поля у параграфа только внутри статьи можно использовать следующий код:

Article.post p{ margin: 0 0 12px 0; }
Нет ничего плохого в таком подходе, но если нам надо также изменить стиль ссылок, цитат, заголовков и т.д. только внутри статьи, нужно будет использовать префикс “article.post” для каждого элемента. Это делает написание кода более скучным и усложняет его чтение.
В LESS мы можем вложить эти правила, что даст нам более короткую и логичную версию наших стилей. Например:

Article.post { p{ margin: 0 0 12px 0; } a { color: red; } a:hover { color: blue; } img { float:left; } }
Отступы не обязательны, но они делают код более читабельным. Уровни вложенности не ограничены.

A { color:red; } p { margin:0px; } article { a { color: green; } p { color: #555; a { color:blue; } } }

Примеси (mixins) Примеси в LESS избавят вас от набора излишнего кода. Вам когда-нибудь приходилось создавать закругленную рамку в которой только верхние углы скругленны?

Tab { -webkit-border-top-left-radius: 6px; -webkit-border-top-right-radius: 6px; -moz-border-radius-topleft: 6px; -moz-border-radius-topright: 6px; border-top-left-radius: 6px; border-top-right-radius: 6px; }
И так каждый раз… С LESS все это можно изменить, создав примесь. Примеси – элементы многоразового использования, которые можно добавить к любому элементу как правило. И даже не нужно изучать новый синтаксис.

Rounded_top { -webkit-border-top-left-radius: 6px; -webkit-border-top-right-radius: 6px; -moz-border-radius-topleft: 6px; -moz-border-radius-topright: 6px; border-top-left-radius: 6px; border-top-right-radius: 6px; } .tab { background: #333; color:#fff; .rounded_top; } .submit { .rounded_top; }
В вышеприведенном коде мы определили элемент.rounded_top для округления верхних углов. Когда мы добавляем его к любому другому элементу как примесь (смотрите.tab) мы по существу импортируем правила, которые мы создали для него. Благодаря такому синтаксису мы можем использовать любой элемент в качестве примеси.

Rounded_top { -webkit-border-top-left-radius: 6px; -webkit-border-top-right-radius: 6px; -moz-border-radius-topleft: 6px; -moz-border-radius-topright: 6px; border-top-left-radius: 6px; border-top-right-radius: 6px; } .tab { background: #333; color:#fff; .rounded_top; } .submit { .tab; background: red; }
Стили у элемента.submit - это скругленные углы наверху, белый цвет и красный фон (значение #333 переопределено).

Примеси с параметрами Примеси с параметрами, звучит сложно, они решают проблему очень простым способом. В примерах выше вы видели как мы можем определить элемент с радиусом в 6px на верхних углах. А если мы захотим создать элемент с радиусом в 3px? Мы должны объявлять разные примеси для всех пиксельных значений? Конечно же ответ нет, мы должны использовать примеси с параметрами!
Они сходны с функциями, потому что при их вызове можно менять значения. Давайте перепишем пример с border-radius, чтобы посмотреть, как это работает.

Rounded_top(@radius) { -webkit-border-top-left-radius: @radius; -webkit-border-top-right-radius: @radius; -moz-border-radius-topleft: @radius; -moz-border-radius-topright: @radius; border-top-left-radius: @radius; border-top-right-radius: @radius; } .tab { background: #333; color:#fff; .rounded_top(6px); } .submit { .rounded_top(3px); }
В вышеприведенном коде радиус у.tab равен 6px, а.submit элемент получит значение 3px.

Стандартные значения Если вы обычно используете одинаковый border-radius, но иногда необходим другой, нужно задать примеси стандартное значение.

Rounded_top(@radius:6px) { -webkit-border-top-left-radius: @radius; -webkit-border-top-right-radius: @radius; -moz-border-radius-topleft: @radius; -moz-border-radius-topright: @radius; border-top-left-radius: @radius; border-top-right-radius: @radius; } .tab { background: #333; color:#fff; .rounded_top; } .submit { .rounded_top(3px); }
В этом примере.tab получит стандартное значение в 6px, а.submit – 3px.

Множественные параметры Вы также можете использовать множественные параметры, чтобы определить более сложные примеси.

Radius(@radius:6px) { -webkit-border-radius: @radius; -moz-border-radius: @radius; border-radius: @radius; } .button(@radius:3px, @background: #e7ba64, @padding: 4px) { .radius(@radius); background:@background; border: 1px solid @background - #222; padding: @padding; } .read_more { .button(0px); }
В этом примере класс.read_more отформатирован с отступом 4px, фоновым цветом #e7ba64 и с border-radius рывным 0px.

Используем все аргументы за раз Еще одна опция при использовании аргументов это их объединение. Сокращённые свойства в CSS имеют множественные значения, записанные одно за другим.

Div { border:1px solid #bbb; }
Чтобы задать всем необходимым элементам серую границу, вы можете использовать такую функцию:

Gray_border(@width: 1px, @type: solid, @color: #bbb){ border:@arguments; } div { .gray_border(2px, dashed); }
@arguments это специальное ключевое слово, которое выводит все параметры один за другим в заданном порядке. Результатом вышеприведённого LESS кода будет:

Div { border:2px dashed #bbb; }

Параметрические примеси без параметров Также можно использовать параметрические примеси без параметров. Это используется тогда, когда вам не нужно выводить примесь в CSS, но вы хотите чтобы ее правила применялись к элементу в котором она используется.

Alert { background: red; color: white; padding:5px 12px; } .error_message { .alert; margin: 0 0 12px 0; }
CSS вышеприведенного кода будет таким:

Alert { background: red; color: white; padding:5px 12px; } .error_message { background: red; color: white; padding:5px 12px; margin: 0 0 12px 0; }
Чтобы скрыть класс.alert нужно установить пустой параметр.

Alert() { background: red; color: white; padding:5px 12px; } .error_message { .alert; margin: 0 0 12px 0; }
Готовый CSS будет следующим:

Error_message { background: red; color: white; padding:5px 12px; margin: 0 0 12px 0; }
В основном это используется для уменьшения размера CSS файла.

Пространство имён Пространство имён в языках программирования обычно используется для группировки сходных по функциональности элементов. Мы можем добиться подобного в LESS, объединяя наш код с помощью примесей.

#my_framework { p { margin: 12px 0; } a { color:blue; text-decoration: none; } .submit { background: red; color: white; padding:5px 12px; } }
Начиная работу над новым сайтом, основанным на вашем фреймворке, вы можете добавить связку #my_framework и использовать ее не засоряя пространство имён.

Submit_button { #my_framework > .submit; }
Также это отличный способ сделать возможным быструю смену и доработку тем. Если вы разрабатываете несколько тем для вашей компании, то для смены шаблонов на лету, вы можете поместить их все в один LESS файл, используя связки.

#fw_1 { p { margin: 12px 0; } a { color:blue; text-decoration: none; } .submit { background: red; color: white; padding:5px 12px; } } #fw_2 { p { margin: 8px 0; } a { color:red; text-decoration: underline; } .submit { background: blue; color: white; padding:8px 20px; } } .submit_button { #fw_2 > .submit; }

Строковая интерполяция Строковая интерполяция это еще одно причудливое слово, означающее, что эта произвольная строка может храниться в переменной, а затем использоваться в значении свойства.

@url: "http://mycompany.com/assets/";background-image: url("@{url}/sprite.png");
Это может быть полезно при создании централизованного фреймворка.

Экранирование Иногда нужно использовать свойства или значения, которые не являются валидным CSS (правила для IE). Вы могли заметить, что в примере про градиенты я не позаботился о пользователях Internet Explorer.
Если вы хотите создать градиент в IE, вы должны сделать что-то вроде этого:

Filter: progid:DXImageTransform.Microsoft.gradient(startColorstr="#666666", endColorstr="#444444");
Этот CSS не валиден, поэтому LESS не скомпилируется. В этом случае вы можете экранировать это значение, что позволит LESS пропустить его.

Button { background: -webkit-gradient(linear, left top, left bottom, from(#666666), to(#444444)); background: -moz-linear-gradient(top, #666666, @color - #444444); filter: ~"progid:DXImageTransform.Microsoft.gradient(startColorstr="#666666", endColorstr="#444444")";}
Все что нужно сделать, это заключить секцию в кавычки и поставить тильду перед ней. Эта секция не пройдет через LESS процессор и не будет выкинута.

Импорт Как и в обычном CSS вы можете импортировать файлы. LESS позволяет импортировать CSS и LESS используя следующий синтаксис:

@import "reset.min.css"; @import "framework.less"; @import "widgets";
Первый импорт достаточно очевиден. Он импортирует CSS правила определённые в reset.min.css без обработки их LESS парсером.
Второй импорт вставит содержание framework.less и обработает его как любые другие LESS правила.
Третий импорт работает также как и второй. Если расширение не установлено, то препроцессор считает его LESS файлом.

Комметарии Естественно, многострочные комментарии доступны в LESS в таком же виде, как и в CSS. Также LESS разрешает использование однострочных комментариев как в PHP или Javascript, с помощью двойного обратного слеша.

/* This is my main LESS file. It governs how most of the site looks. /* body { padding:0px; // This resets the body padding }

Чего не хватает? Несмотря на то, что LESS восхитительный, всё же когда вы начнёте использовать его, обнаружатся некоторые недостатки, хотя они не очень беспокоят.
Одна из особенностей, которую я хотел бы видеть, это пре-пре-обработка (согласен, звучит это бессмысленно).Помните, как строки могут быть экранированы, чтобы не проходить через анализатор? Текущий способ не позволяет использовать градиенты с изменяемыми цветами.

Filter: ~"progid:DXImageTransform.Microsoft.gradient(startColorstr="#faa51a", endColorstr="#f47a20")";
Этот код прекрасно работает, но цвета должны быть жёстко определены. Если строчка экранирована, то переменные не обрабатываются. Было бы неплохо иметь опцию, в которой переменные в экранированных строках обрабатывались до отправки в CSS файл.

Заключение Как и с любой новой технологией или методом возникает злоупотребление. Помните отражающиеся логотипы и «стеклянные» кнопки на заре Web 2.0 эры?
Вы не обязаны вкладывать все ваши правила, вы не должны создавать переменные для всего или примеси просто для ширины рамки.
Если вы не знаете когда не использовать потрясающую мощь LESS, ваш LESS код станет таким же нечитаемым как обычный CSS и таким же сложным для поддержки. Фокус в том, чтобы знать, когда использовать данные функции и методы, а когда обычный старый CSS лучше.
В дополнение я советую не использовать LESS файл. В этом нет ничего плохого, но нет причины загружать LESS файл и обрабатывать его. Несомненно, скрипт очень быстрый, но я уверен что без него будет быстрее. Я обычно разрабатываю все мои сайты с LESS, беру выходной файл, сжимаю его и использую обычный CSS файл.