Как будет выглядеть телевизор в будущем. Телевизоры будущего: как их представляли в прошлом и как видят сейчас

Флагманские линейки телевизоров от передовых разработчиков в области электронной аппаратуры в каждой новой серии удивляют поклонников новыми возможностями. Но вместе с отдельными локальными новшествами незаметно надвигаются и революционные изменения в сегменте. Какими будут телевизоры будущего? Фото, представленное ниже, показывает лишь один из примеров конструкционно-дизайнерского исполнения представителя грядущего поколения. Но очевидно, что внешними характеристиками инновационные решения не ограничатся.

Стремление к оптимизации

Все же наиболее заметные изменения относятся к размерным параметрам. В данном смысле тенденции не новы - дисплеи будут тоньше, шире и легче. И если сегодня многие ломают голову в выборе между 40- или 50-дюймовыми телевизорами, то в будущем этот вопрос с большей вероятностью отпадет, поскольку обеспечить экраном можно будет всю стену. Другое дело, что вопрос станет за ценой, так как будущего с широким охватом с большей вероятностью проиграют в этом параметре проекторам с той же площадью видеопотока. Другое направление развития касается в принципе исполнения дисплея. Он, скорее всего, будет не только тонким, но и гибким, что придаст устройству практичности во всех отношениях. Не стоит сбрасывать со счетов и нашумевшую концепцию изогнутого телевизора. Относительно ее плюсов и минусов пока ведутся споры, но конструкторы Samsung не оставляют и эту нишу, планируя выжать из нее максимум преимуществ для пользователя уже в ближайшее время.

Улучшение качества «картинки»

В свое время стандарт FullHD заложил основу для дальнейшей разработки цифровой техники, работающей с видеоматериалами. В наши дни актуально разрешение UHD, которое позволяет рассматривать прежде недоступные взгляду детали. Но как будут показывать телевизоры будущего с учетом того, что технологии развития дисплеев опережают качество самого контента? Сегодня производители ориентируются на улучшение цветопередачи и внедрение подсветки нового поколения, в качестве примера которой можно привести технологию «живого» изображения Peak Illuminator. Вероятно, этот ориентир будет прослеживаться и в новых генерациях телевизоров. Что же касается форматов, то принципиально важным этапом эволюции должно стать появление стандарта 8К, который придет на смену 4К и улучшит его четырехкратно по четкости изображения. Причем такие разработки уже появляются - например, первым телевизором в формате 8К стала 85-дюймовая панель от Sharp, разрешение которой составляет 7680х4320.

Технология HDR

Еще одно решение, призванное кардинально улучшить качество изображения. Система HDR означает расширение динамического диапазона, в результате которого повышается контраст между белыми и черными зонами «картинки». Иными словами, цветовая гамма становится насыщеннее и доступнее для восприятия глазом. Но и это не все. Если наличие технологии 3D в телевизорах будущего поколения пока туманно в силу неочевидности перспектив ее дальнейшего развития, HDR создает тот же эффект трехмерного объемного изображения, но при этом не требуя специальных аксессуаров наподобие очков. В концептуальных моделях с технологией HDR дизайнеры также проводят эксперименты с минимизацией нефункциональных конструкционных деталей. Остается лишь одна «рабочая» зона без рамок и креплений.

Мощные процессоры

Поддержка высокочеткой картинки с обширным функционалом в управлении невозможна без соответствующей начинки в виде графического процессора. Это еще один инновационный критерий выбора, на который придется обращать пристальное внимание в скором будущем. В новых поколениях ТВ-приемников мощное процессорное обеспечение потребуется также для обработки голосовых сигналов и работы сервисных платформ, которые откроют новые возможности в управлении оборудованием. В некотором роде прототипами телевизоров будущего такого типа можно назвать представителей линейки LG ThinQ с процессорами Alfa 9. К функциональным особенностям данного прибора можно отнести плотную интеграцию с системой «умный дом». То есть через телевизионный интерфейс пользователь сможет управлять домашней бытовой техникой, в числе которой климатическое оборудование, система освещения, аудио- и видеопроигрыватели, мобильные устройства и т. д.

Расширение коммуникационных возможностей

Продолжая тему «умного дома» невозможно не затронуть коммуникации будущего. Сегодня уже мало кого удивишь беспроводными модулями Wi-Fi и Bluetooth, которые позволяют синхронизировать телевизор с другими устройствами, однако прогресс на месте не стоит. Чем удивят в этой части производители ТВ-приемников? Уже отмечалась проблема несоответствия качества контента и возможностей современных дисплеев. С большей вероятностью будут оптимизированы стандарты потокового вещания на фоне принципиального увеличения количества самих источников. Иными словами, телевизоры будущего станут более интерактивными и эргономичными в плане подключения к устройствам в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Что касается техники управления, то изменения, скорее всего, будут косметическими. Это касается оптимизации пульта ДУ, который окончательно избавится от аппаратных кнопок и перейдет на сенсорные элементы управления.

Развитие технологии Smart-TV

Компанию Samsung можно назвать законодателем моды в плане поиска новых идей для телевизионного интерфейса. Концепция Smart-TV вкупе с сервисом SmartHub позволила забыть о скучных инструкциях и настройках аппаратуры, но на этом прогресс не останавливается. Каким будет телевизор будущего от корейской фирмы с точки зрения функционального взаимодействия с пользователем? В описании перспективы развития этого направления специалисты Samsung используют понятие конвергенции, подразумевая тесное сближение телевизора с различными точками взаимодействия. Причем уровень сопряжения характеризуется не столько широтой с простейшим набором управляющих функций, а именно глубиной соединения разных начал. В частности, речь идет о функциональном сращивании ТВ-приемника с компьютером и человеком. В первом случае прибор получает обширный спектр интерактивных возможностей на мощностях ПК, а во втором акцент делается на интуитивно-физическое управление без вспомогательных средств и приложений. То есть функция того же пульта ДУ может быть полностью заменена командами голоса и жестов.

Искусственный интеллект в телевизоре

Параллельно принципам конвергенции уже другая корейская фирма LG предлагает в качестве отправной точки развития телевизор с его базовыми ресурсами. Ключевым аспектом этого направления является возможность самообучения прибора, которая станет универсальным инструментом в построении интерактивной платформы. Какими будут телевизоры будущего этого типа? Как и в случае с продуктами Samsung, должна быть реализована система распознания естественной речи при уникальной технологии машинного обучения. Инновации ждут потребителя и в части поиска нужного контента. От пользователя потребуется лишь произнести ряд ключевых слов о содержании, а интеллектуальная система произведет фильтрацию в огромном массиве источников от сетевых каналов до подключенных гаджетов.

Заключение

Все же развитие телевизоров в самых разных направлениях сложно рассматривать в замкнутой нише. Многое зависит от смежных сегментов, в которых параллельно совершенствуются компьютеры, сетевые технологии, индустрия развлечений и, разумеется, телевизионные компании, которые также стремятся быть на волне прогресса. Но одно можно сказать точно - телевизоры будущего сохранят свое место одного из главных домашних приборов, вобрав в себя множество дополнительных функций. О характере многих изменений данного приемника можно судить уже сегодня, но наверняка производители хранят немало сюрпризов, с которыми еще предстоит ознакомиться. Ведь каждая новая технология открывает собой целый массив прежде неведомых возможностей.

Smart TV существует уже довольно давно, но обязательным требованием к каждому телевизору так и не стало. Да, на «умных» ТВ можно выходить в интернет (это неудобно) и открывать приложения вроде YouTube (это непрактично), но гораздо проще купить приставку вроде Chromecast или Apple TV и навсегда избавить себя от мороки с не всегда удобными интерфейсами Smart TV.

Но такая ситуация потихоньку начинает меняться. Android TV™ , попытка Google ™ привнести в телевидение лучшие черты своей мобильной операционной системы Android ™ * , уже смотрится как уверенный шаг в будущее ТВ.

И судя по X93, это будущее выглядит очень привлекательно.

Единая экосистема

В отличие от среды Smart TV , Android TV ™ знаком любому человеку, который когда-либо пользовался Android . Также, как и на мобильных устройствах, вы можете скачивать приложения, музыку и фильмы в Google Play ™* . При этом войти в Android TV и традиционный «мобильный» Android можно под одним аккаунтом — обе системы тесно взаимосвязаны.

Меню телевизоров Sony с поддержкой 4K и Android TV

Необходимо отметить, что в Google Play ™ могут свободно выкладывать свои приложения тысячи разработчиков по всему миру. Список доступных для загрузки приложений пополняется каждый день, а некоторые популярные программы и игры с мобильного Android уже были адаптированы под Android TV . Например, на том же Sony можно вполне комфортно сыграть в Asphalt 8 и другие игры, подключив к телевизору самый обычный USB-геймпад. Или использовать в качестве файлового менеджера удобный и знакомый ES Проводник.

В Sony серии X93 на базе Android TV ™ управление можно осуществлять, как с помощью традиционного пульта, так и с помощью компактного современного пульта ДУ, в верхней части которого расположен широкий тачпад: сенсорная панель, точно регистрирующая движения вашего пальца. Если вы когда-либо пользовались сенсорными смартфонами, вы освоитесь за пару минут: свайпы в стороны — листаем меню, нажимаем на тачпад — подтверждаем свой выбор и переходим в выбранное приложение, еще одной кнопкой возвращаемся на одно меню назад. Все очень просто и интуитивно понятно.

При желании к ТВ можно подключить мышь или клавиатуру (Android ™ это позволяет) и управлять им как компьютером. Но делать это вы будете крайне редко: зачем, когда тут такой голосовой поиск?

Раньше, чтобы посмотреть портфолио какого-нибудь актера, мы заходили в интернет. Теперь мы просто голосом отдаем команду телевизору на Android TV ™ — и на экране отобразятся все доступные в Google Play картины с любимым артистом. Каждая из них сопровождается подробным описанием, а купить или взять ее в прокат можно тут же, в одно нажатие.

Таким же образом выстроен поиск по режиссерам и жанрам. И это удобно, ведь часто, садясь перед телевизором, вы не знаете конкретно, какой фильм хотите посмотреть и имеете в голове лишь общие представления: «что-нибудь веселое», «какой-нибудь ужастик», «подростковую комедию». Android TV ™ поможет определиться с выбором.

Управление с помощью пульта ДУ

Все это также касается музыки и приложений.

Но поиск при этом работает не только внутри Google Play ™ . Android TV ™ позволяет «гуглить» информацию в сети. Можно узнать, как сыграла ваша любимая футбольная или хоккейная команда, посмотреть погоду на завтра и неделю вперед, или даже выяснить, сколько идти пешком от Москвы до Алма-Аты.

Местный поиск — это такой Google Now, «заточенный» под видеоконтент и формат ТВ. То есть здесь нельзя поставить напоминание или проложить маршрут до дачи (но зачем все это на ТВ?), зато каждый поисковый результат будет снабжаться релевантным видео.

Четыре буквы «К»

Одним из телевизоров будущего Sony серии X93 можно назвать не только благодаря интерактивным возможностям Android TV ™ — он поддерживает 4К, сверхвысокое разрешение, которое в течение ближайших лет придет на смену Full HD. Преимущества нового формата очевидны: это невероятное разрешение в 4096 × 2160 пикселей, при котором любая картинка смотрится на экране так, как смотрелась бы в реальности. Разница между Full HD и 4K видна невооруженным взглядом. Буква “K” в этой аббревиатуре вообще означает одну тысячу пикселей, но глядя в экран Sony серии X93 на ум приходит другая расшифровка: красота, качество, контрастность, колорит.

Cверхвысокое разрешение экрана

Минус у 4K один, и тот временный: по умолчанию видео с разрешением меньше, чем 4K, смотрится на таких телевизорах «размазано»: картинка «мыльная», нечеткая. А ведь найти видео с таким разрешением в сети не так уж и просто, поскольку производители контента только-только начинают внедрять в свои сервисы этот формат, хотя пользовательского видео в формате высокого разрешения уже довольно много и его можно быстро отыскать на Youtube. В Sony решили эту проблему с помощью технологии оптимизации изображения: телевизор в реальном времени искусственно «подтягивает» не-4K-картинку до приемлемого уровня. Вы не получите полноценное 4K-изображение, но и пиксели не будут настойчиво попадаться вам на глаза - изображение получается очень детальное, контрастное и сочное. Второе достоинство серии X93 — звук. По обеим сторонам экрана ТВ установлены мощные динамики, которые обеспечивают достойное звучание, одно из лучших на рынке, так как это телевизор с поддержкой формата Hi-Res Audio. Приличный запас громкости, чистый, «прозрачный» звук: каждый инструмент хорошо слышен, но не выбивается на первый план. При просмотре фильмов одинаково хорошо слышны как громкие звуки взрывов, так и озвучка. У Sony большой опыт в производстве аудиотехники, и японцы просто применили свои признанные наработки в ТВ-сегменте. Покупая такой телевизор, вы избавляете себя от необходимости выбирать отдельную акустическую систему и искать в комнате место для нее.

В отличие от других «умных» устройств, вроде смарт-часов, будущее телевидения легко можно предсказать уже сейчас, глядя на Sony серии X93 и подобные им модели. Доступ к сотням программам и приложениям, к обширным библиотекам фильмов и музыки, и, самое главное, к 4K-формату. Модели на базе Android TV ™ создают совершенно новый опыт взаимодействия с телевизором. Телевизоры новых поколений смогут угадывать ваши желания, давать вам рекомендацией и обеспечивать вас мгновенной информацией из сети.

И самое приятное, что сделать шаг в такое будущее можно уже сейчас.

* Android, Google Play являются товарными знаками Google Inc. Список доступных сервисов и приложений зависит от региона.

Теперь каждый абонент может сформировать свой собственный телеканал в соответствии со своими интересами и вкусами.

Как признаются участники рынка, сегодня большой популярностью у пользователей спутникового ТВ пользуется услуга «жанровый телегид»: когда клиент может выбрать в программе интересную передачу и затем, запрограммировав телеприемник, ее записать. Сегодня такой сервис предлагают практически все федеральные операторы. Еще одной востребованной услугой является возможность просмотра телепрограмм, которые уже прошли в эфире.

Однако процесс эволюции телеуслуг не стоит на месте. Недавно в продаже появились приставки, которые фактически «отвязали» телезрителей от эфирной сетки. Теперь любители спутникового ТВ могут смотреть не то, что им показывают, пассивно переключая каналы, а то, что они хотят и когда они этого хотят. Каждый абонент может сам сформировать линейку телеканалов. «Когда пользователь покупает приставку, он регистрирует в ней свои интересы. В рубрикаторе 8 основных разделов („Экономика“, „Спорт“, „Фильмы“, „Путешествия“ и т.д.), в каждой рубрике в среднем еще по 10-15 подразделов, — рассказывает Антон Сипович, директор по стратегическому маркетингу „Актив ТВ“. — Потом телезритель выбирает источники получения контента из 60 российских и зарубежных телеканалов. Подбор жанров и интересов занимает 5-10 минут и производится один раз при первом включении. Затем дается команда на формирование персонального канала».

С этого момента приставка отслеживает все каналы. И как только в эфире идет передача, соответствующая выбранному интересу, то автоматически программа записывается на жесткий диск. Каждый вечер у пользователя накапливается 60-80 часов телеконтента. Персональный канал, словно личный видеосекретарь, может создать подборку передач для каждого члена семьи. А уж очередность просмотра устанавливают родители и дети. К сожалению, «разделить» один сигнал на несколько телеприемников не получится. К каждому телевизору нужно иметь свою приставку, это общее правило для всего спутникового ТВ.

А что делать, если любимые передачи идут одновременно на нескольких каналах? Ничего страшного. В приставке два тюнера. Это позволяет одновременно писать пять каналов и смотреть шестой в прямом эфире. Так что каждый член семьи может без помех создать обширную фильмотеку со своими любимыми актерами на основном и, если потребуется, дополнительных жестких дисках. Добавим, что такие «умные» приставки можно подключить к любым телевизорам.

Интересно, что весь телеконтент интерактивный. При просмотре передач зритель при желании может получить дополнительную справочную информацию. Для фильмов это биографические данные актеров, режиссера, их фильмография с аннотациями и возможностью последующей автоматической записи при показе в эфире. Большой подарок ждет и любителей спорта. К примеру, во время трансляции футбольного матча они могут узнать о футболистах, составах команд — участниц матча, статистике их встреч, тренерах, судьях, стадионе и состояние турнирной таблицы.

По оценке Сиповича, телевещание следующего поколения сокращает и сводит к нулю просмотр не интересного абоненту ТВ-контента, позволяя контролировать свое время и получать только ту информацию, которая нужна.


Не нужно думать, что телевидение умирает под наплывом новых средств массовой информации. Оно тоже не стоит на месте, внедряя новейшие технологии, которые не доступны другим СМИ. И сегодня мы расскажем про 5 самых необычных и интересных инноваций в современном ТВ .

Роботы-телеведущие

В Японии существует настоящий всеохватывающий культ роботов. А потому не удивительно, что первые роботы-телеведущие появились именно в Стране восходящего солнца. Их специально для этих целей разработала группа японских ученых.



Эти роботы визуально очень похожи на людей, но имеют куда больше профессиональных возможностей, чем живые телеведущие. Они умеют читать новости разными голосами с широким спектром интонаций, а также легко переходить с одного языка на другой.



Для начала ученые из Японии создали несколько роботов-телеведущих с разной внешностью. Молодая по внешнему виду механическая девушка «работает» диктором теленовостей, более взрослая и строго выглядящая дама выступает в качестве эксперта по науке и технологиям.



В будущем планируется большое расширение штата таких телеведущих под разные тематики освещаемых в новостях событий.

Телевидение с запахами

Одной из перспективных технологий, которую предвещали фантасты еще в первой половине двадцатого века, является , в том числе, и посредством телевидения. Но за минувшие десятилетия никаких существенных подвижек в реализации этой идеи не случилось. Все исследования и эксперименты в этой области закончились неудачами.

Но в последние годы наконец-то начали появляться относительно успешные попытки заставить телевизор передавать запахи. В качестве примера тому можно привести технологию Smell-o-Vision, разработанную учеными из Университета Токио. Она заключается в том, чтобы установить в четырех углах телевизора вентиляторы, нагнетающие ароматизированный воздух в сторону зрителя.



Эти вентиляторы будут соединены с ароматическими капсулами, которые будут источать запах при нагреве. А вот сигнал, когда именно они начнут нагреваться и с какой интенсивностью, будет отдаваться именно посредством телевидения.

Прямые эфиры от телезрителей

Стремительное развитие Интернета, беспроводных сетей и мобильных устройств привело к тому, что в журналиста превратился практически любой пользователь смартфона. Это раньше для организации прямой трансляции с какого-либо события нужно было пригнать туда телевизионный фургон со спутниковой антенной. Сейчас для этого достаточно отправить человека с телефоном.



Трансляции-стримы в последние несколько лет стали очень популярны в Интернете. Случайные люди стали показывать в прямом эфире самые интересные и важные события, происходящие даже в самых отдаленных уголках земного шара. И традиционные телеканалы стало не только использовать найденные в Сети записи потоковых видео, но даже включать эти трансляции в онлайн-режиме на телевидении.

Примером тому может послужить Украина, где уже более полугода длится политический кризис с уличными противостояниями и даже полноценными военными действиями. За многими событиями в этой стране можно было следить в прямом эфире именно благодаря бесстрашным стримерам, которые бросаются в самую гущу происходящего. И даже самые рейтинговые украинские, российские и мировые телеканалы включают эти трансляции в прямой эфир.



Можно предположить, что дальнейшее развитие технологий приведет к тому, что стримеры сами получают такую же большую аудиторию и авторитет, как и телевизионные каналы.

Персонифицированное телевидение Social TV

Все время существования телевидения процесс общения телеканала со зрителем был односторонним. Сигнал со студии через транслятор шел на телеприемник пользователя, ставя его перед единственным выбором – смотреть этот канал или переключиться на другой. С появлением Интернета и телевизоров, которые умеют к нему подключаться, ситуация стала постепенно изменяться.



Благодаря набирающей популярность технологии Social TV, телевидение превращается в социальную сеть. Теперь телезритель может не только смотреть передачи и фильмы, но и общаться с другими зрителями в чатах, а также на отдельных страницах и форумах.

Social TV позволяет оставлять отзывы и советы относительно того или иного телевизионного продукта, а также получать таргетированную рекламу. Ведь сейчас получается, что взрослый мужчина вынужден смотреть по ТВ презентационные ролики женских прокладок или товаров для детей. Развитие Social TV приводит к тому, что каждый получит рекламу того товара, в котором заинтересован лично он, как ныне происходит с контекстной рекламой в Google AdWords.



Трехмерные изображения пробрались в кинематограф еще несколько десятилетий назад. Новую популярность им придал выход фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона, и с тех пор редкий блокбастер не выходит на киноэкраны в формате 3D. А в последние годы объемная картинка стала проникать и в телевидение.



Стали даже появляться телевизоры, предназначенные специально для трансляции 3D-программ. Впрочем, с этой задачей отлично справляются и обычные телеприемники, в которые идет стереоскопический сигнал. Появились также устройства, которые позволяют видеть объемные изображения и без специальных очков. Технологии не стоят на месте.



Критики отмечают, что вряд ли широкая общественность воспримет на ура 3D-телевидение, особенно, новостные и документальные программы. Но спортивные трансляции и кинофильмы с большим количеством спецэффектов вполне возможно, получат со временем серьезную популярность в стереоскопическом формате. Это подтверждает и опыт последних лет – в разных странах мира появились даже отдельные телеканалы, транслирующие в 3D кино, футбол, теннис и другие состязания.

В Москве закончила работу 20-я международная выставка-форум CSTB . Telecom & Media ’2018.

3 дня напряженной работы отрасли телевидения и телекоммуникаций – несколько десятков презентаций и громких заявлений международных и российских мейджеров, запоминающиеся стенды международных экспонентов, сотни встреч с партнерами и конкурентами, насыщенная деловая программа – этим запомнится участникам и гостям 20-я юбилейная выставка-форум CSTB. Telecom & Media 2018, которая завершила свою работу 1 февраля. Более 270 брендов, среди которых мировые и российские производители и дистрибьюторы контента, ведущие операторы многоканального цифрового телевидения и связи, кабельные и спутниковые компании, медиахолдинги и телеканалы, зарубежные и российские контент-провайдеры, производители и поставщики оборудования и услуг, и немногим более 25 000 посетителей – профессионалов ТВ и телеком индустрии.

CSTB.Telecom&Media встретила свое двадцатилетие торжественным открытием, участие в котором приняли генеральный директор "Мидэкспо" Ирина Недумова, президент АКТР Юрий Припачкин, генеральный директор "Триколор ТВ" Алексей Холодов, вице-президент Huawei Russia Чжэн Синь, генеральный продюсер "Первый канал. Всемирная сеть" Дмитрий Борисов и заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Медников. Поздравление с юбилеем в адрес организаторов направил также Герман Клименко, советник Президента РФ по развитию Интернета. Выступающие сошлись во мнении, что выставка-форум CSTB.Telecom & Media уже 20 лет является главным ежегодным событием отрасли.

CSTB.Telecom&Media’2018 еще раз доказала, что это не только выставка, но и универсальная платформа для бизнес-коммуникации телеком-сообщества. Существенная часть проекта – многопотоковый международный форум, который в этом году включил в себя беспрецедентное количество тематических мероприятий – 20 секций, дискуссий и семинаров.

Деловая программа началась с круглого стола "Стратегии развития бизнеса эфирных и неэфирных каналов в различных средах распространения" , где лидеры отрасли обсудили фундаментальные изменения в сфере дистрибуции контента и поделились своим мнением о том, как меняется путь пользователя при просмотре линейного и нелинейного телевидения. Среди выступавших: Яна Чурикова, VIACOM, Юрий Припачкин, АКТР, Алексей Волин, Минкомсвязи РФ, Михаил Силин, АКТР, Дмитрий Медников, ВГТРК, Валентина Удалова, Первый канал, Кирилл Лыско, Цифровое телевидение, Михаил Ковальчук, Сигнал Медиа, Чжэн Синь, Huawei Russia, Алексей Холодов, Триколор ТВ, Наталья Братчикова, МТС, Романчук Виктор, Ростелеком, Михаил Демин, НТВ-ПЛЮС, Кирилл Махновский, Орион Экспресс, Николай Орлов, Eutelsat S.A., Жаркын Турсынов, ЛайфСтрим, Ксения Ачкасова, MediaScope, Александр Лигер, НСК.

Среди важных тем для обсуждения - проблема пиратского контента и способы борьбы с ним. Сегодня уже заблокированы основные пиратские ресурсы по распространению видеоконтента. Кроме этого, Минкомсвязи заблокировало и более 500 "зеркал" пиратских платформ. Спикеры пришли к выводу, что для рядового пользователя первичен контент, а не способ его потребления, а участники рынка должны вместе работать над созданием ценности контента в глазах потребителя. Кроме того, эксперты отметили, что нелинейное смотрение набирает обороты, при этом абонент в удобное для себя время смотрит продукты, созданные для линейного телепросмотра. Много говорили об ОТТ сервисах,например о том, что развитие OTT зависит от того, как телеканалы будут выстраивать свои платформы по легальному распространению контента. При этом традиционное эфирное распространение не будет свернуто, скорее в данном вопросе стоит говорить о сегментации. Участники обсудили отношения телеком-операторов с производителями контента, которые во многом до сих пор существуют в серой зоне: телеком-операторы работают в неконкурентной среде, где нет индустриальной статистики – нет данных по телесмотрению и распределению платежей абонентов.

О легальном распространении и монетизации телевизионных каналов в интернет-среде говорили на презентации , в которой представители компании НСК, Первого канала, SPB TV, МТС и Витрины ТВ вместе с Алексеем Волиным, заместителем Министра Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, обсудили, какие драйверы и барьеры существуют для вещания телевизионных каналов в интернет-среде. На данный момент не существует единого платформенного решения, однако технологии шагнули далеко вперед, что позволяет ведущим игрокам рынка максимально легализовать свое присутствие в ОТТ. Эксперты сошлись во мнении, что вещание в ОТТ сопряжено с технологическими сложностями, телеканалам стоит сотрудничать с платформами, которые предлагают современные решения, например, показывать таргетированную рекламу конкретному пользователю в зависимости от устройства.

Впервые на CSTB.Telecom&Media 2018 состоялась "Стратегическая сессия российских ассоциаций производителей", в рамках которой представители Минпромторга России, ВГТРК, АРПАТ, АИВ, AVRA, АРПЭ, РАТЭК, АТРП, GS Group, РВК и TPV CIS детально обсудили стимулы для развития отечественного производства. Среди главных – налоговое стимулирование, государственные закупки, таможенно-тарифное регулирование, государственное субсидирование и стандартизация. В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что все стандарты должны быть гармонизированы с международной практикой, в противном случае отечественное производство не сможет составить конкуренцию зарубежному.

Еще одна дискуссия "ULTRA HD – новый глобальный этап развития телевидения?" собрала за одним столом представителей ТМТ Консалтинг, Триколор ТВ, Dolby в России и СНГ, GS Group, Eutelsat S.A, Лайфстрим ("Смотрёшка"), Irdeto, "Первый ТВЧ" и компании Huawei. Эксперты обсудили изменения, произошедшие на российском и международном рынках UHD в 2017 году, перспективы развития абонентской базы UHD-телевидения в России, драйверы роста и проблемы развития технологий. Уже каждый третий продаваемый в мире телевизор поддерживает формат Ultra HD. В России эта цифра пока несколько ниже – порядка 16% устройств, но цена на технику снижается. На сегодняшний день ни технических, ни коммерческих проблем для развития 4К в России не существует. Единственный вопрос – это вопрос контента, важно отметить, что отечественного контента на рынке сейчас практически нет. Однако перспектива радует – компания "Первый ТВЧ" начинет снимать собственный контент в формате Ultra HD уже в ближайшее время.

В Форуме региональных операторов, соорганизатором которого выступила Ассоциация Ростелесеть, приняли участие представители операторов со всей России, среди них Уфанет, Ордерком, Видикон, Ланта, КЭТИС, Ореол, Sevencom, а также Контур-М и Первый ТВЧ. Речь шла, в частности, о "законе Яровой" и возможных путях его реализации в контексте хранения операторами данных. Участники форума были едины во мнении, что закон не удовлетворяет ожиданиям операторов и мешает их деятельности, а вот в оценке постановления Правительства об изменении срока необходимого хранения данных до 1 месяца участники разошлись. Кроме того, были затронуты вопросы оптимизации контентного наполнения каналов, необходимость определения единых параметров для оценки просмотра канала и развития мобильных приложений для спутниковых операторов, а также продвижение мобильного телевидения для "поколения планшетов".

Еще одна новинка выставки – конференция CONTENT SUMMIT RUSSIA. "Российский контент: тенденции и перспективы" , организованная компанией "Мидэкспо" при поддержке Reed MIDEM в сотрудничестве с Expocontent. Ведущие продюсеры, дистрибьюторы, селлеры и байеры контента в ходе дискуссий обсудили маркетинговые исследования национального рынка контента в РФ, перспективы его выхода на международный рынок и развитие отечественных телеканалов за пределами РФ, а также новые технологии и тренды будущего медиаотрасли (360° и VR). Кроме того, эксперты обсудили проблемы выхода на зарубежные ТВ-рынки российских телеканалов и теледистрибьюторов, диагностировав стагнацию и даже уменьшение аудитории российских каналов за границей. В мероприятии приняли участие Александр Цекало, кинокомпания "Среда", Влад Ряшин, Star Media, Василий Соловьев, российский ТВ и кинопродюсер, Алексей Троцюк, Yellow Black and White, Гевонд Андреасян, Большое кино, Александра Модестова, "Экспоконтент", Вера Оболонкина, Первый канал. Всемирная сеть, Нина Ромодановская, Proficinema, Яна Бельская, Кабельщик, Евгений Борисов, Vortex.Pictures, Кирилл Танаев, Mordern Media Research Institute, Юлия Юзбашева, ValidataKIDS, Екатерина Филатова, AVRA и многие другие.

О событийном маркетинге как эффективном способе промотирования телеканалов и операторов говорили на кейс-марафоне "Маркетинговая активность операторов и вещателей". Эта сессия собрала вместе представителей вещателей и операторов из разных регионов России, которые в формате ярких 10-минутных выступлений делились своим опытом по проведению различных мероприятий для привлечения внимания и повышения лояльности целевой аудитории. Соорганизатором и модератором сессии выступила Яна Бельская, главный редактор интернет-портала "Кабельщик". Были представлены масштабные и креативные маркетинговые кейсы операторов и телеканалов, ориентированные на зрителей и подписчиков, реализованные как в Москве при участии крупных операторов, так и в регионах и других странах. Среди них: опыт региональных операторов - "Телеплюс" из города Дубны, "Телемир" из Липецка ("Неделя российского кино"), РИКТ из Междуреченска, Уфанет из Уфы и Кэтис из Владимира; Большой квест по "Игре престолов" от Дом.ру. Живой интерес вызвали кейсы вещателей: "Живые мертвецы" от телеканала Fox, первая телевизионная премия фокусников от телеканала Trick, рыболовный фестиваль от "Первый ТВЧ", родительские вебинары от Lagardere, федеральная кампания "Смотрёшка", розыгрыш поездки операторов на Каннский кинофестиваль от ПКВС, запуск сериала Медичи от Viacom, работа с блогерами и вирусное видео от телеканала Discovery.

Большой успех среди посетителей имела секция "OTT.Future", которая объединила представителей сервисов и операторов. Генеральный директор Ассоциации Интернет-видео Алексей Бырдин отметил эффективность принятого в прошлом году закона о "зеркалах", нацеленного на борьбу с пиратством. Статистика показывает, что благодаря закону, количество пользователей нелегальных сайтов удалось снизить до 37 млн. При этом число пользователей легальных ресурсов возросло до 2 млн. Кроме того, в 2017 году в силу вступили законы о контрольно-кассовых терминалах, об анонимайзерах и об онлайн-кинотеатрах. В рамках секции участники подвели итоги по мировому рынку VOD/OTT, анализ которого выявил увеличение доли SVOD до 50%, уменьшение доли AVOD и транснациональную экспансию, и выход нового игрока рынка профессионального видео – соцсетей. Представители независимых OTT-сервисов положительно оценили перспективы интеграции OTT-сервисов и операторов. Для повышения качества работы платформ была предложена формула, базирующаяся на "трех китах": маркетинг, контент, техническая доработка. Главными трендами будущего года, по мнению экспертов, станут цифровая трансформация ТВ, умное производство контента, власть цифровых платформ, а также процессы слияний и поглощений. В секции приняли участие представители ТМТ Консалтинг, J’son&Partners Consulting, TelecomDaily, РАЭК, IKS-Consulting, ivi, Megogo, OKKO, PeersTV, Мегалабс, Орион Экспресс, Триколор ТВ, Ростелеком, МГТС и другие.

На ежегодной секции "Мультисервисные спутниковые сети и VSAT. Перспективные спутниковые технологии связи и вещания в приложении к российскому рынку" (соорганизатор: журнал "Теле-спутник") уделили внимание потенциалу использования спутниковой связи в непривычных для России средах и поделились инновационными проектами в этой отрасли. В ходе секции с докладами выступили представители Триколор ТВ, ГК "Орион", Спутниковое ТВ МТС, STV, Лайфстрим, Евтелсат Нетворкс, ФГУП "Организация "Агат", ТМТ Консалтинг, ГК AltegroSky, Государственной Думы РФ, Northern Sky Research, J"son & Partners Consulting, Хьюз Нетворк Системс, ЗАО "Рэйс Телеком", НЕБО ГК, ФГУП "Космическая связь", НИИАС, Иридиум Коммьюникешенс, ФГУП Морсвязьспутник, Информационный Космический Центр "Северная Корона", Д.К.Орбитал.

Обсудили новые проекты, направленные на создание "диджитал лайфстайл" платформ, выполняющих мультифункциональный сервис для абонентов. Например, проект компании "Триколор ТВ", позволяющий организовать трансляцию пакетов телеканалов на пользовательские гаджеты в публичных местах, или новую гибридную интерактивную приставку от ГК "Орион", сочетающую в себе технологии спутникового и IP-вещания, способную поддерживать большинство известных стандартов воспроизведения медиаконтента. Современные технологии привели рынок к тому, что уже не оператор решает, что будет смотреть абонент, а потребитель сам выбирает интересующий его контент и интерактивные возможности телесмотрения.

Отдельного внимания заслужила тема развития спутникового интернета и К- диапазона. По мнению большинства, спутниковый интернет не является конкурентом операторов, но во многом становится решением для покрытия "белых пятен", которых много даже в Московской области. Что касается потенциала развития спутниковой связи для подвижных объектов (автомобилей, поездов, самолетов), успешные кейсы реализации данной идеи уже существуют и были представлены на секции, хотя технология нуждается в субсидировании и развитии.

Секция "HIGH-TECH DATACASTING: инновационные технологии в телепроизводстве и вещании", контент-партнером которой выступило издательство "Телеспутник", разделилась на две сессии. Большой интерес вызвала дискуссия, в которой приняли участие представили телеканала RT и Первого канала. Эксперты рассказали о важности внедрения инновационных технологий для продакшна телеканалов. В частности, они отметили опыт производства контента в форматах VR и Video 360°. Несмотря на первые успехи, такой контент может стать массовым не в ближайшем будущем, а лишь с появлением более удобных и доступных абонентских устройств для его просмотра. Вторая часть секции состояла из докладов разработчиков технологических решений для нужд телевещательной отрасли, которые рассказали про инновационные решения и технологии в телепроизводстве и вещании. В секции приняли участие представители медиа-группы "Звезда", ТПО Ред Медиа, ФГУП "ТТЦ "Останкино", VIDAU Systems, ООО "Бродвью Рашша", EVS Broadcast Equipment, НСК, ФКОО "Хармоник Делавэр ЛЛК", ООО "ДжойМех", Виртуальные Студии ЦТПО РГГУ, HP Inc.

На секции "Мастерство создания и развития тематического канала" совместили теоретическую часть с рассмотрением реальных примеров из ТВ практики. Модераторами секции стали Яна Бельская, Кабельщик, и Регина Юркина, МедиаБренд. Мероприятие с участием экспертов в области рекламы, продюсирования и диджитал-маркетинга состояло из пяти тематических блоков, посвященных производству новостей, телевизионному промо и дизайну, интернет-продвижению, конструированию реалити-шоу. На секции обсудили тренды эфирного промо, дали рекомендации по созданию эффективного ролика, уделили внимание факторам успеха вирусной рекламы, рассказали о том, как делать рейтинговое реалити. Завершилась секция подробным разбором разножанровых программ, ставших номинантами 9-ой национальной премии "Большая цифра". Свои презентации и доклады представили Регина Юркина, "Медиабренд", Анастасия Бацуева, телеканал "Супер", Мария Винарская, независимый продюсер, Илья Золотаревский, независимый эксперт, Александр Железняков, Panasonic.

Следующая выставка-форума, 21-я по счету, пройдет через год, с 29 по 31 января 2019 года, в Крокус Экспо.