Что такое shareware. История shareware, изначального варианта организации покупок внутри приложения

Большая часть shareware программ поставляется бесплатно, но автор, как правило, просит, чтобы пользователь заплатил небольшую сумму, если ему нравится приложение и он регулярно использует его. Отправив небольшую плату, он регистрируется у производителя, чтобы в дальнейшем получать сервисную помощь и обновления.

Условно-бесплатное (shareware, SW) программное обеспечение является недорогим, потому что оно производится одним разработчиком и предлагается клиентам напрямую. Таким образом, практически нет затрат на упаковку или рекламу. Перед тем, как подробно рассмотреть, что такое это shareware, нужно сделать небольшой экскурс в историю термина.

Вам будет интересно:

В 1982 году Эндрю Флюгельман создал телекоммуникационную программу для IBM PC и назвал ее PC-Talk. Он использовал термин freeware для PC-Talk. Через несколько месяцев Боб Уоллес разработал текстовый процессор PC-Write и назвал его условно-бесплатным, что означает shareware.

Лицензия информирует пользователя о том, на каких условиях распространяется данное программное обеспечение.
Наиболее часто встречающиеся следующие виды лицензий:

FreeWare

Абсолютно бесплатное программное обеспечение без каких-либо ограничений по функциональности и времени работы.

ShareWare

Условно-бесплатное программное обеспечение. За использование такой программы Вы должны заплатить деньги. До тех пор, пока Вы этого не сделаете, у Вас могут возникнуть некоторые проблемы с её использованием, например:
  • программа будет ограничена в своих возможностях;
  • программа запустится только несколько раз;
  • программа будет обрабатывать ограниченное количество файлов.
Тем не менее, Вы сможете оценить возможности программы и определить, нужна она Вам или нет.

Trial

Один из видов условно-бесплатного програмного обеспечения. Обычно не имеет ограничений в функциональности, но имеет ограниченный срок работы - программа будет работать только несколько дней.

Demo

Демонстрационная версия программного обеспечения. Даёт представление об интерфейсе и функциональности программы. Попробовать работать с такой программой удаётся не всегда, поскольку она может представлять собой даже видеоролик.

Commercial

Коммерческое программное обеспечение. Прежде чем работать с такой программой её надо купить. Обычно это такие гиганты как MS Windows, MS Office и др..

Adware

Бесплатное программное обеспечение. За использование такой программы пользователь должен не деньги заплатить, а смотреть рекламу. Деньги автору будет платить рекламодатель.

Ad-supported

Бесплатное программное обеспечение без ограничений в использовании, которое содержит компоненты или услуги, не обязательно связанные с функциональностью программы, но предназначенние для получения дохода разработчиком или поддержки проекта в качестве компенсации за предоставление программного обеспечения бесплатно. Обычно программы с лицензией Ad-supported уведомляют пользователя о рекламных и других не обязательных компонентах в процессе установки и дают возможность запретить их установку. Но существует программное обеспечение и без предоставления такой возможности.

Программа относится к категории Ad-supported если она:

  • предлагает изменить домашнюю страницу и (или) поисковую систему по умолчанию в вашем веб-браузере;
  • предлагает создать в меню Пуск и (или) на рабочем столе ярлыки не связанные с функциональностью программы;
  • во время работы показывает рекламу;
  • предлагает загрузить и установить другое программное обеспечение, например, более функциональную платную версию программы или дополнение для веб-браузера;
  • при запуске и (или) закрытии открывает веб-страницы с рекламой или другим содержимым, позволяющим получить доход разработчику программы.

Donationware

За такое программное обеспечение нет необходимости платить. Если программа понравилась и есть желание, то можно сделать пожертвование её разработчику. Никаких ограничений в функциональности такого программного обеспечения нет.

Postcardware

За использование такого программного обеспечения надо написать письмо их авторам. Обычно авторам интересно кто, где, как и для чего использует их программу.

GPL

GNU General Public License (Универсальная общественная лицензия GNU) - разрешает пользователям свободно использовать программу, изучать, как она работает, модифицировать и улучшать её, распространять копии исходного кода и исполняемые файлы программы.

Владимир Каталов, 29.9.1998

Издательский дом «КОМПЬЮТЕРРА» | computerra.ru

Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Или, иначе говоря, "there is no such thing as a free lunch". Казалось бы, за почти пятнадцать лет, прошедших после начала перестройки, мы уже столько раз имели возможность в этом убедиться, ан нет... Не все так просто.

Халяву, конечно же, любят все. "Бесплатно же!", как говорил герой Михаила Евдокимова в фильме "Не валяй дурака", уговаривая американца попить спирта...

Особенно это характерно для России. Всем известно, что творится на всякого рода выставках: никому не нужные (зато бесплатные) сувениры - значки, ручки, пакеты - расхватываются, как горячие пирожки. Примерно то же самое происходит и с программным обеспечением, распространяемым как freeware.

Термин "freeware" далеко не нов. Если вы не знаете, что это такое, рекомендую обратиться к статье Игоря Гордиенко "Shareware - что было, что будет...", опубликованной в "Компьютерре" #239. В двух словах: freeware - это значит бесплатно. Совсем. То есть скачиваете программу из Internet (или переписываете ее с лазерного диска: ими сейчас комплектуются почти все популярные компьютерные журналы - западные, естественно), устанавливаете на свой компьютер и пользуетесь без каких бы то ни было ограничений. Хоть всю жизнь.

Странно как-то все это выглядит, не правда ли? Человек старался, писал программу, ночами не спал - и не просит за нее никакого вознаграждения. Можно подумать, что автор просто альтруист, или не испытывает материальных затруднений, или аскет, или просто ненормальный... А может, он эту программу написал просто для развлечения, и ему совсем не жалко раздавать ее "за так"?

Иногда какое-то из вышеперечисленных предположений оказывается верным. Но гораздо чаще - нет. Дело в том, что среди freeware-программ попадаются на редкость профессиональные и мощные пакеты, на которые затрачены месяцы, а то и годы труда квалифицированных специалистов.

Взять тут же Linux: мощнейшая операционная система, по многим параметрам превосходящая Windows 95 и Windows NT. Практически все программное обеспечение, работающее под Linux, тоже распространяется бесплатно, и это не какие-нибудь малополезные (или даже полезные) утилиты, а весь спектр приложений - от графических редакторов до пакетов администрирования Web-сервера.

Одно из отличий shareware от freeware состоит в том, что последнее распространяется очень широко, причем зачастую вообще без участия автора. После того как бесплатная программа загружена на какой-нибудь публичный сервер (достаточно известный, конечно, типа cdrom.com или simtel.net), она начинает "жить своей жизнью", расползаясь по всему свету почти так же быстро, как вирус. Не все имеют возможность (и/или желание) платить деньги за условно бесплатные продукты, а вот попользоваться хорошим продуктом задаром - кто же откажется?

Freeware как метод маркетинга

Что такое shareware

Как это ни удивительно, но далеко не все знают, что такое shareware. Очень многие привыкли покупать программное обеспечение в магазинах или заказывать по почте и понятия не имеют, что программу можно загрузить на свой компьютер через Internet и уже потом решать, подходит она им или нет.

Мало того, некоторым пользователям приходится долго объяснять, что именно они покупают. Находятся даже такие, кто сначала регистрирует программу через Internet, а потом пишет письмо с просьбой прислать ему дискету с программой...

С freeware все проще - люди быстро понимают, что такое "бесплатно". Но зато потом, когда им придется столкнуться с какими-либо техническими проблемами и они получат от вас реальную поддержку, они вас сами же и спросят: неужели все это бесплатно? И не просто спросят, но и предложат вам деньги. Не удивляйтесь, это не выдумка.

Захват рынка

За примерами далеко ходить не надо. Возьмите хоть Microsoft Internet Explorer или Netscape Communicator. Эти продукты уже довольно долго распространяются свободно и без каких бы то ни было ограничений. Вы же наверняка помните, что компания Microsoft опоздала к "раздаче слонов" и на рынке браузеров (броузеров? никак не разберусь, как писать, - ну да вы меня поняли, надеюсь) почти безраздельно господствовала Netscape. И что же - стоило Microsoft начать раздавать свой IE бесплатно, как ситуация начала меняться, причем с такой бешеной скоростью, какой не мог предсказать никто. Ребята из Netscape спохватились было - сделали Communicator бесплатным, а недавно даже исходные тексты стали предлагать всем желающим, - но поезд уже ушел...

Так в чем же мораль? А в том, что каким бы большим ни казался рынок, бороться за него нужно. Не ослабляя хватки ни на секунду. И freeware - отличное подспорье в этом деле. Куй железо, не отходя от кассы! Сделай так, чтобы твоя программа стояла на каждом втором компьютере (эх, мечты, мечты...)! И пусть за это вам не будет заплачено ни копейки, но остальные-то продукты (выпущенные конкурентами) - далеко позади. Они ведь денег стоят. Главное, чтобы рынок был захвачен. А там разберемся.

От freeware к shareware

Очень часто freeware-программа - это усеченный вариант более продвинутого продукта (распространяемого, например, как shareware), из которого удалена часть функций. А пользователь, желающий получить больше возможностей, может вам заплатить и получить полную версию.

Примеров немало. Возьмите популярный news-reader от компании Forte: можно пользоваться бесплатной версией Free Agent, а можно немного заплатить и получить в свое распоряжение значительно более продвинутый пакет Agent.

И знаете - работает! Примерный ход мыслей пользователя freeware таков: "если бесплатная версия оказалось настолько хорошей, то платная должна быть еще лучше". Что, собственно, и требовалось доказать. Заманить покупателя на покупку shareware-программы "с нуля" не так просто, но именно freeware может стать первой ступенькой на этом пути.

Замечательная идея. Основной модуль программы отдается бесплатно, а вот за дополнения/расширения надо платить. Например, таким образом можно распространять графический редактор: в "стандартную" поставку включить только базовые функции, а за дополнительные модули уже брать деньги.

Вообще, диапазон "бонусов", предоставляемый зарегистрированному пользователю, достаточно широк и ограничивается только вашей фантазией. Тем, кто решил заплатить за ваш труд, можно прислать (или присылать регулярно) примеры, печатную документацию, "маленькие хитрости" (tips & tricks), различные вспомогательные утилиты, ссылки на адреса полезных ресурсов в Internet и т. д. Составьте большой и красивый список, поместите его на ваш Web-сайт с пометкой типа "...и все это будет вашим всего за каких-то 10 долларов" - и вы увидите, что от желающих отбоя не будет.

Branding

Если у вас есть несколько freeware-программ, которые пользуются достаточной популярностью, то очень скоро название вашей фирмы (или просто ваше имя, если вы выступаете как индивидуальный разработчик) будет у всех на слуху. Особенно если программы относятся к разным категориям. На freeware/shareware-архивах они будут мелькать тут и там - естественно, вместе с именем разработчика.

Не надо этого недооценивать. Молодой начинающей команде (и тем более индивидуальному разработчику) достаточно трудно раскрутиться "с нуля" - многие покупатели предпочитают покупать продукты известных фирм, даже если они хуже ваших. Например, программа Nuts & Bolts, как мне кажется, значительно сильнее Norton Utilities, но последние распространены гораздо больше - фирма Symantec все-таки, а вот кто является автором Nuts & Bolts, вспомнить, к сожалению, не могу.

Хорошее впечатление

Я не раз сталкивался со следующей ситуацией: человек покупает мою программу, она ему нравится, и он начинает интересоваться, а нет ли у меня еще каких-нибудь продуктов? Это то, что называется impression. Можно перевести как "впечатление", а можно и как "доверие". Помните, как говорила жена Лени Голубкова: "Надо же, не обманули..." Не обманите и вы. Постарайтесь сделать так, чтобы клиент пришел к вам еще раз - уже за другими программами. Которые могут быть уже не бесплатными.

Я не занимался специальными исследованиями, чтобы выяснить, как пользователи узнают о моих программах (хотя, конечно, такая информация не помешала бы). Тем не менее, в бланке онлайнового заказа есть соответствующая графа, и довольно многие покупатели не ленятся ее заполнять. И что вы думаете? Процентов десять (из тех, кто заполнил) написали "услышал от друзей" или что-то в этом роде. "Word of mouth", короче говоря.

Доверием пользователей надо дорожить - это, можно сказать, самое ценное, что у вас есть. Если вы испортите впечатление одной программой, то снова завоевать доверие будет очень непросто. Зато обратное утверждение тоже верно: если понравится одна программа, то обратят внимание и на все остальные - как минимум, загрузят себе на компьютер и установят.

Обзоры

Редакторы компьютерных изданий и сетевые "обозреватели" - такие же люди, как и все остальные. Надо ли говорить, что и они любят халяву? Для "опробования" shareware-программы они обычно просят у разработчика бесплатную регистрацию, а это лишняя переписка, потраченное время и т. п. Куда как удобнее иметь дело с freeware - денег платить не надо, разрешение обычно не требуется.

Я не слишком часто читаю обзоры freeware/shareware-программ (обычно просто мельком просматриваю), но должен заметить, что freeware пользуется значительно большей популярностью. Среди обозревателей и, как следствие, среди пользователей. А даже упоминание вашей программы в каком-нибудь обзоре (пусть даже всего несколько строк) в издании типа "PC Magazine" - это десятки тысяч потенциальных пользователей. Люди привыкли доверять "официальному" мнению (хотя любое мнение является субъективным).

Программа как подарок

Если уж вы решили отдавать свою программу бесплатно, то можно оформить это как подарок. Например, человек, купивший ваш shareware-продукт, получает freeware в качестве бонуса. Две программы вместо одной! Привлекательно, не правда ли?

Причем можно это делать самому, а можно предложить другим. Кстати, это относится и к shareware - не пожалейте нескольких копий для "промоушена" такого рода. Например, походите по различным shareware-сайтам; на многих из них висят "объявления" для разработчиков: отдайте, мол, для нашего конкурса одну копию своего пакета, а за это получите бесплатную программу. Немедленно соглашайтесь! Если, конечно, сервер достаточно крупный, а не какие-нибудь шарлатаны, которые хотят получить побольше программ просто так (бывает и такое). Вы только представьте: на сервере лежит несколько тысяч программ; каждый день заходят сотни тысяч, а то и миллионы посетителей; все с нетерпением ждут окончания очередного конкурса и - вот оно! Ваша программа (наряду с несколькими другими, разумеется) оказывается на одной из главных страничек сервера - в качестве приза! Естественно, о ней начнут читать, ее начнут активно скачивать. Что, собственно, и требовалось.

Есть только одно "но": сами, конечно, вы вольны раздавать что угодно, а вот на серверах типа WinFiles (winfiles.com) условия могут быть довольно жесткими. Даже не условия, а некоторые неписаные правила. Попросту говоря, ваша программа должна быть достаточно хорошей, относительно свободной от ошибок, правильно упакованной, с нормальной программой установки и файлами подсказки и т. д.

OEM - лакомый кусочек для любого разработчика. Несмотря на то что разработчикам программы причитается совсем немного с каждой продажи (обычно отчисления составляют не более 10 процентов от стоимости программы), массовость продаж делает свое дело. Опять-таки, это один из элементов маркетинга: производителям компьютеров вы можете предложить свою программу бесплатно, даже если по другим каналам вы ее распространяете (или планируете распространять) как shareware. Поверьте, это не потери, а прибыль, хоть и не прямая.

Некоторые авторы почему-то недооценивают рынок OEM. Возни, мол, много, и договориться с производителем непросто... И много, и непросто - согласен. Некоторые фирмы тратят на это годы, но зато потом живут припеваючи. Представьте, например, что фирма Creative включит вашу программу тестирования производительности привода CD-ROM в свой multimedia-комплект. Заманчиво? Так не говорите потом, что вас не предупреждали.

  • Перевод

До появления программного обеспечения (ПО) продажи работали так: вы заходили в магазин, покупали некий предмет, и он принадлежал вам до тех пор, пока не устаревал или не повреждался, и вы его не выкидывали. Но ПО, занимая гораздо меньше физического места, чем любые предметы продажи до этого, не было ограничено этими правилами. Данные хранились в битах и байтах, и их можно было распространять совершенно по-разному.

И данные с каждым днём уменьшались. Дискеты родили уменьшенные дискеты, которые родили жёсткие диски, которые родили CD-ROM… А если у вас был модем, вам даже диск был не нужен! Поэтому неудивительно, что на волне копирования дискет появилось shareware, условно-бесплатное ПО, поскольку возникла нужда в бизнес-модели, поощряющей копирование.

Поговорим о том, насколько shareware было важным для современных бизнес-моделей в компьютерном мире.


Это объяснение ценности shareware во вводном каталоге The Software Labs, распространителя shareware по почте. Довольно неплохой каталог 1992 года, которым благодаря интернет-архиву можно насладиться и сегодня (уменьшенная версия), предлагает огромное количество игр, образовательных и графических программ. С другой стороны в нём всего лишь семь приложений для бизнеса – что говорит о том, какие именно программы создавались авторами, делавшими shareware. В начале 90-х такие каталоги были распространённым явлением, когда людям без модемов приходилось покупать софт в реальном мире.

Пять shareware программ, поменявших мир вычислений

1. PKZIP . Утилита для сжатия, созданная разработчиком Филом Кацем в конце 80-х, сжимала файлы так эффективно, что стала стандартом de facto, используемым по сию пору. Кац после юридических проблем со схожим форматом.arc, сделал формат.zip открытым, и брал деньги лишь за реализацию этого формата. В результате он получил хит. Но его жизнь была очень непростой, умер он в 2000-м году.

2. McAfee Antivirus . До того, как упоминания о Джоне Макафи стали появляться в , он провёл инновацию на рынке антивирусов, став первым, кто предлагал такие программы в формате shareware. Результат был настолько эффективен, что его программа быстро догнала Symantec’s Norton Antivirus – особенно после создания успешной кампании в СМИ по поводу вируса Michelangelo.

3. Wolfenstein 3D . Конечно, за этой игрой последовали Doom и Quake (и Duke Nukem 3D), но стратегия продаж этой знаменитой игры – ставшей инновацией, превзошедшей все современные игрушки – доказала скептическим игрокам, что игры shareware не были программами второго класса. Doom, возможно, оказал больше влияния, но Wolf3D доказал жизнеспособность модели.

Как adware испортило доброе имя shareware

Shareware не было идеальной бизнес-моделью – очевидно, что большинство людей использовало программы бесплатно – но, несмотря на изначальные заявления Флюгельмана, оно было довольно альтруистичным. Оно позволяло выживать мелким разработчикам, и позволяло пользователям попробовать разные версии ПО, не тратя на это тысячи долларов в Best Buy .

Проблема в том, что альтруизм, встроенный в модель при её запуске, не дожил до второго поколения разработчиков.

В ранние годы существования Windows XP модель сломалась. Причиной тому стало несколько факторов, включая идентичность веб-сайтов, распространявших shareware, сайтам, распространявшим программы, содержащие adware – эта проблема .

Иногда adware превращалось в программы типа Gator, заявлявшей о наличии полезных свойств, и одновременно включавшей в себя рекламную сеть со всплывающими баннерами. Компания, сделавшая Gator, отрицала свою связь с adware и много раз меняла название, вплоть до своего неизбежного закрытия.

Но чаще всего вредоносное ПО с рекламой сопровождало программы в качестве нежелательного гостя, в любую секунду готового замусорить ваш компьютер. Будто бы отражая этот сдвиг в репутации shareware, Ассоциация профессионалов в области shareware в 2010 году поменяла своё название на Ассоциацию профессионалов в области ПО.

В блогпосте ассоциация пояснила, что «исчезла необходимость распространения софта путём распространения дискет или отправки чеков почтой. Многие потребители стали воспринимать "shareware" как "дилетантство"».

Конечно, у shareware есть ещё свои ниши – разработчики софта для Mac, например, Panic и Rogue Amoeba набрали неплохую аудиторию, распространяя ПО по схемам, по сути являющимся shareware. Но в целом скачивание софта стало слишком опасным для того, чтобы shareware процветало. Это несправедливо, но это факт. Спад shareware открыл дорогу другим типам распространения ПО, например, ПО с открытым кодом, freemium ПО, или ПО как сервис (SaaS).

Также открылись возможности для подходов, схожих с App Store, когда существует модерация, препятствующая проникновению на ваше цифровое устройство всякого мусора. Эта система неидеальна, и она не shareware. Но до реалий сегодняшнего дня мы бы точно не дошли, не организуй несколько творческих разработчиков кустарное производство в 80-х и 90-х.

В 1992 году, когда The Software Labs опубликовала свой прекрасный каталог, Ассоциация издателей ПО выпустила видео, противоположное по духу мира shareware, бесплатности для всех. Видео «Don’t Copy That Floppy» (не копируй эту дискету) использовало рэп, чтобы неуклюже продвинуть в массы подрастающего поколения идею о недопустимости распространения ПО.

Это видео быстро забылось, а в нашу эпоху люди смотрят на него весьма иронически.

Shareware, поддерживаемое такими хитами, как Wolfenstein 3D, Doom и Commander Keen, выглядело в миллион раз круче, и ему не пришлось даже скатываться до убогого рэпа, чтобы продавать себя.

Сегодня мы ещё больше приветствуем одиноких разработчиков ПО. Сайты вроде Product Hunt существуют исключительно для чествования разработчиков, рискнувших встретиться с неизведанным. Очень сложно пытаться зарабатывать таким рискованным способом, но это возможно.

Shareware открыло путь для существования сегодняшних независимых разработчиков. Сегодняшняя культура ПО существует, поскольку тогда мы решили скопировать эту дискету. И прекрасно, потому что без независимых разработчиков наше ПО было бы отвратительным.

Теги:

  • shareware
  • adware
  • условно-бесплатное по
  • программное обеспечение
Добавить метки