Использование икт в игровой деятельности дошкольников. Игровая деятельность как одно из основных условий использования икт в доо

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное поколение - поколение новых технологий.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем. Компьютеризация школьного образования в нашей стране имеет уже почти двадцатилетнюю историю, постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования, начинается использование компьютеров в детских садах.
Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение, это комплексное использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации.
Каковы же основные направления развития ИКТ в дошкольном образовании? В нашем детском саду в непосредственно образовательной деятельности мы используем презентации. Этот удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении обучающего материала.
Для приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации мы используем компьютер в различных игровых технологиях. Это компьютерные игры: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками используются в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. При использовании компьютерных игр в непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с компьютером и осваивают работу с ним. Восприятие материала происходит быстрее, так как весь материал сопровождают сказочные герои. Решая поставленную задачу, ребенок осваивает и сам компьютер. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития не только интеллекта ребенка, работая мышкой, ребенок развивает координацию движения руки, мелкую моторику рук. При этом формируются психофизические процессы - память, внимание, восприятие, воображение. В игровой форме дети знакомятся со звуками, счетом, окружающим миром.
В современном обществе достаточно высок уровень требований, предъявляемых к педагогам. Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к обучению у педагога есть задача сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, то есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к обучению, способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно прием удивления ведет за собой процесс понимания.
Применение компьютерной техники в своей работе как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным.
В нашем детском саду проводят консультации для педагогов по использованию ИКТ, обучение созданию презентаций.
Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий, может, в будущем появится возможность создания виртуального детского сада для родителей, чьи дети по каким-либо причинам не посещают дошкольные учреждения.
Сегодня значительно изменилось понимание роли компьютерных технологий в процессе преподавания. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что назначение ИКТ - быть подручным материалом, который можно изредка использовать, нынешнее же понимание роли ИКТ, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека, повысить его производительность.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Юлия ПАПАНОВА, воспитатель детского сада №2443

ИКТ в игровой деятельности детей

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек

По сравнению с традиционными формами обучения и развития дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Его помогает организовать использование интерактивной доски, которая помогает ребенку увидеть себя как бы со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Цели и задачи: ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...

Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей

Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...

Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...

Галина Виноградова
Консультация для воспитателей «Возможности использования ИКТ в игровой деятельности»

Возможности использования ИКТ в игровой деятельности

Подготовила Виноградова Г. Ю, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей , педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности , которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия , игровых знаков , приобретающих значение в смысловом поле игр. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства . В ходе игровой деятельности дошкольника , с использованием компьютерных средств у него развивается : теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения и развития дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ :

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач ;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности : восприятия , внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым , замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми

Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества , такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Однако опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Его помогает организовать использование интерактивной доски , которая помогает ребенку увидеть себя как бы со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка.

Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютеров , оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуа-тируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10-15 минут.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя , который несет ответственность за безопасность ребенка.

При взаимодействии ребенка с персональным компьютером стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.

В отличие от персонального компьютера, интерактивная доска – инструмент групповой работы. Педагог, работающий с детьми любого возраста, сталкивается с тем, что изображение на интерактивной доске воспринимается иначе , чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски . Полноценное использование интерактивной доски предполагает, что действия на ее поверхности (перемещение объектов, рисование и др.) выполняются не только педагогом, но и детьми.

Интерактивные страницы, с которыми работает только педагог, свободны от многих характерных для дошкольных учреждений ограничений. Детям, сидящим на некотором расстоянии от доски, существенно проще охватить взглядом ее поверхность, наблюдая за действиями воспитателя или выполняя задание устно.

Интерактивная доска – это достаточно большой экран, и маленький ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния.

Несмотря на то что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность . Учитывая это, картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски (нижней половине или трети, в зависимости от возраста детей) . Изображения, с которыми ребенок работает самостоятельно, следует располагать ближе друг к другу. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или перетащить на нужное место, не “роняя”.

После работы с компьютером или ИД для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т. д., игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 мин, но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с мышц глаз, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Зрительная гимнастика проводится после 5 мин работы для пятилетних и после 7-8 мин для шестилетних детей Длительность зрительной гимнастики как во время, так и после занятия составляет 1 мин.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых , но и средством обучения и развития детей. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
В старшем дошкольном возрасте очень важно вызывать и поддерживать у ребенка положительные эмоции, радостное настроение для эмоционального восприятия и положительного психологического настроя. Настроение, поведение и работоспособность маленького человечка в основном зависят от того на сколько нравится, на сколько интересно, доставляет ли это занятие удовольствие или нет. Поэтому является необходимым включение в игровую деятельность ребенка музыки. Музыка обогащает эмоциональный опыт ребенка-дошкольника, служит средством эффективного развития всех личностных качеств ребенка. Планирование и организация музыкально-воспитательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий (Далее – ИКТ) должно учитывать наличие необходимого оборудования для проведения занятий, развлечений: наличие компьютера или ноутбуку, программного обеспечения, необходимых DVD или CD дисков, музыкального центра, музыкальных колонок, интерактивной доски, оптического прибора (проектора), наличие проекционного экрана. Наличие интерактивной доски позволяет педагогу и воспитанникам сочетать компьютерные и традиционные методы организации музыкально-воспитательного процесса. Однако, на современном этапе в образовательном процессе ДОУ недостаточно используют ИКТ как информационный ресурс в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сказанное определяет актуальность темы работы.
Объект исследования – процесс применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Предмет исследования – педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Цель исследования – изучить возможности применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
2. Проанализировать возможности использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в процессе опытно-экспериментальной работы.
3. Определить педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий по результатам опытно-педагогической работы.
Гипотеза: выдвинуто предположение, что игра является наиболее естественной и природосообразной формой жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Поэтому применение ИКТ в музыкально-игровой деятельности в ДОУ представляется целесообразным и будет способствовать раскрытию их творческого потенциала, развитию музыкальных способностей, а также созданию в группе эмоционально-позитивной атмосферы.
В работе использованы методы: теоретические методы: анализ и обобщение содержания педагогической, психологической литературы, методических источников; построение гипотезы, моделирование, количественный и качественный анализ фактического материала; эмпирические методы: наблюдение, эксперименты; методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Методологическую основу исследования составили научные труды Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Е.В. Середа, Н.В. Увариной, Д.Б. Эльконина и др. Игру как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста всесторонне рассматривали такие ученые, как Л.С. Выготский, Е.В. Середа, Н.В. Уварина, Д.Б. Эльконин и другие. А.А. Люблинская, В.С. Мухина раскрыла особенность игровой деятельности в каждый из периодов дошкольного детства. Т.Д. Антонова, Ю.В. Терентьева, Д.Б. Эльконин раскрыли методические аспекты обогащения музыкой сюжетные детские игры. К.К. Соколова, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлева и др. обосновали необходимость использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности дошкольников на музыкальных занятиях. Н.Г. Яковлевой составлена картотека сюжетных детских игр с использованием музыкального сопровождения для детей старшего дошкольного возраста посредством применения ИКТ.
База исследования:
Структура исследования. Цель и задачи обусловили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем составляет 70 страниц.[...]

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

1.1. Сущность понятия «музыкальной игровой деятельности» в ДОУ

В настоящее время игровая деятельность признается важнейшим фактором формирования эстетической культуры ребёнка (Т.С. Комарова , Д.Б. Эльконин и др.). Современные исследователи исходят из той позиции, что игра является формой и способом образного отражения действительности, принятия и сохранения художественного опыта народа. Так, исследователь детской игры Д.Б. Эльконин полагал, что игра учит ориентироваться в явлениях культуры, духовности в целом и использовать их соответствующим образом . Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что создание общей философско-эстетической теории игры ещё не завершено.
Идея использования игры в деле воспитания принадлежит к давним и прочно утвердившимся теоретическим достижениям педагогической науки. Феномен игры – явление многомерное. Различные его аспекты исследуются философией, культурологией, психологией, педагогикой, эстетикой, искусствоведением и другими науками. Отсюда – многообразие акцентов в определениях понятия игры: изначальная школа поведения (С.Н. Кайдаш) , инстинктивное самообразование развивающихся задатков (И.В. Кошмина) , способ ориентирования в явлениях культуры с помощью культовых символов (Д. Эльконин) , механизм самоорганизации и самообучения (Т.С. Комарова) , способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов (А.М. Новиков) , совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, открытие и познание его и нахождение своего места в нем (Б.М. Рунин) . Но при всем многообразии подходов к феномену игры, при всем различии теорий её происхождения общим для них остается признание социализирующей, обучающей, развивающей функции игры, её огромного педагогического потенциала.
Исследователи детской игры (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в игре формируются такие способности человеческой личности, которые влияют на эстетический характер отношения к окружающему и в целом на эстетическое мировосприятие. Именно в игре происходит одушевление ребёнком неживых объектов, способность перевоплощаться в другого человека, видеть в объектах и предметах богатство отношений, а также вера в вымысел, иллюзию без утраты чувства реальности. Следовательно, игровое поведение очень тесно переплетено с искусством.
Как известно, среди всех видов музыкальной деятельности детей музыкальное восприятие является ведущим. Рассмотрение игры как системообразующего фактора педагогического процесса в музыкальном воспитании опирается на игровую природу музыкального восприятия. Теоретический анализ процесса музыкального восприятия ставит проблему его развития в контекст игровой деятельности слушателя. Сравнивая музыкальное восприятие и игровую деятельность, мы обнаруживаем целый ряд общих принципов: во-первых, преобладание эмоционального начала в игре и в восприятии музыки. Сложность и своеобразие эмоций в игре во многих исследованиях сравнивается с художественными эмоциями (Л.С. Выготский , В.Н. Дружинин и др.). Игра не ограничивается чистым действием – субъективное эмоциональное состояние её участников привносит в игру осмысленность, становится источником удовольствий, наслаждений, вызываемых игрой.[...]