Как создавать скрипты для программ. Как создать эффективный скрипт продаж? Учимся писать скрипты

Любой начинающий системный администратор Linux рано или поздно сталкивается с таким понятием, как “скрипт ”, будь то один из загрузочных скриптов вроде /etc/rc.d/rc или написанный разработчиком ПО скрипт конфигурирования configure . В данной статье я постараюсь показать, что написание скриптов на shell не является чем-то из ряда вон выходящим и вполне под силу даже новичку в мире Linux.

Начнем с того, что разберем, что же скрывается за английскими терминами shell и скрипт . Shell , или оболочка, как этот термин иногда переводят - это командный интерпретатор, интерфейс между пользователем и операционной системой, ее ядром. Но, кроме этого, это еще и мощный язык программирования и написания сценариев. Он содержит свои служебные слова и управляющие конструкции и позволяет писать на нем программы. Такая программа на языке сценариев, называемая скриптом , может объединять в себе системные вызовы и команды операционной системы, а также внешние утилиты, создавая мощный инструмент для системного администрирования.

Одной из задач системного администрирования является резервное копирование важной информации. Поэтому давайте рассмотрим пример скрипта, реализующего back-up информации.

Начало начал

Итак, прежде всего, нам необходимо разобраться в структуре скрипта. Она не представляет собой ничего сложного. По большому счету, простейший скрипт - просто перечисление системных команд. Например:

Echo This is just example
whoami
uname -a

Эти команды объединены в одном файле. Но shell должен знать, что он должен этот файл обработать, а не просто прочесть его содержимое. Для этого служит специальная конструкция: #!

Эта конструкция называется «sha-bang ». Вообще-то, # задает комментарий, но в данном случает sha-bang означает, что после нее пойдет путь к обработчику скрипта. Напрмер:

#!/bin/bash
#!/bin/sh
#!/usr/bin/perl

Мы остановимся на Bash, Bourne-Again shell. Это shell устанавливается по умолчанию практически во всех Linux-системах, и /bin/sh ссылается на него. Об окончании скрипта говорит служебное слово exit.

Вооружившись этими знаниями, напишем наш первый скрипт:

#!/bin/bash
echo Простой скрипт # Команда echo выводит сообщение на экран
echo Вы:
whoami # whoami показывает имя зарегистрированного пользователя
echo Ваша система стартовала
uptime # uptime показывает время включения машины
echo Сегодня
date # date показывает текущую дату и время
echo Пока все
exit

Сохраним этот файл под именем tutor1.sh. Выполним команду чтобы сделать скрипт исполняемым.

Chmod +rx tutor1.sh

Результатом выполнения скрипта будет:

Voland@superstar:~/Doc/Open Source$ ./tutor1.sh
Простой скрипт
Вы:
voland
Ваша система стартовала
14:38:46 up 1:48, 2 users, load average: 0.47, 0.43, 0.41
Сегодня
Вск Фев 26 14:38:46 MSK 2006
Пока все

Переходим к более серьезному.

Теперь, когда мы научились писать простейшие скрипты, самое время перейти к серьезным вещам: написанию скрипта для резервного копирования.

Перво-наперво, необходимо определить - резервную копию чего мы будем делать. Поэтому наш скрипт должен уметь работать с командной строкой. Аргументы командной строки задаются после имени скрипта через пробел: somescript arg1 arg2 arg3. Скрипт воспринимает аргументы по номерам их следования, поэтому мы будем использовать конструкции вида $номер_аргумента, т.е. $1, $2, $3. $ - это символ подстановки, который нам понадобится и при работе с переменными. Переменные в скрипте задаются в виде имя_переменной=значение. Мы будем использовать переменные MAXPARAMS для определения максимального количества параметров командной строки, BACKUPFILE для задания имени архива, BACKUPDIR для папки, резервную копию которой мы будем делать и ARCHIVEDIR для папки, куды мы поместим архив. Самой главной частью скрипта будут команды поиска и архивации всех найденных файлов и папок в указанной:

Find . -type f -print0 | xargs -0 tar rvf "$archive.tar" > /dev/null
gzip $archive.tar

Давайте разберемся, что же эти команды делают. find ищет в текущем каталоге (об этом говорит первый аргумент ".") все файлы и выдает полный путь к ним (print0). Эти пути перенаправляюся команде tar, которая собирает все файлы в один. Затем командой gzip мы архивируем получившийся tar-файл. Команда > /dev/null удобна, если вы архивируете большое количество файлов. В этом случае их имена и полный путь к ним не выводятся на консоль.

Следующий шаг должен предусмотреть подсказки пользователю как пользоваться скриптом, если он допустит какие-то ошибки.

Например, эта конструкция

If [ $# -lt "$MAXPARAMS" ];
then
echo

echo
exit 0
fi

подскажет, что пользователь указал недостаточное количество аргументов командной строки. If [условие]...fi задает условную конструкцию. $# -lt "$MAXPARAMS" проверяет введенное количество параметров и если это число окажется меньше MAXPARAMS, то пользователю будет выдано сообщение об ошибочном вводе. Exit 0 заставит скрипт прекратить работу без указания кода ошибки. Аналогично проверяется превышение допустимого числа параметров, только вместо ls (less then - меньше, чем), необходимо указать gt (greater then - больше, чем). Теперь, когда основные моменты скрипта разъяснены, можно переходить к полной его версии:

#!/bin/bash
# Описание:
#+ Делает резервную копию всех файлов в указанной директории
#+ в "tarball" (архив tar.gz).
#+ Использование:
#+ sh backup.sh имя_архива папка-источник папка-назначение
#+

# Максимальное количество параметров командной строки
MAXPARAMS=3

if [ $# -lt "$MAXPARAMS" ];
then
echo
echo "Использование: sh `basename $0` имя_архива папка-источник папка-назначение"
echo
exit 0
fi

if [ $# -gt "$MAXPARAMS" ];
then
echo
echo "Для этого скрипта нужно только $MAXPARAMS аргументов командной строки!"
echo
exit 0
fi

# Переменные, которые мы используем в скрипте
BACKUPFILE=$1-backup-$(date +%m-%d-%Y)
archive=$BACKUPFILE
BACKUPDIR=$2
ARCHIVEDIR=$3

# Проверяем, есть ли папка-источник и папка-назначение
if [ ! -e $BACKUPDIR ];
then
echo
echo "\"$BACKUPDIR\" не существует!"
echo
exit 0
fi

if [ ! -e $ARCHIVEDIR ];
then
echo
echo "\"$ARCHIVEDIR\" не существует, создаем..."
mkdir $ARCHIVEDIR
echo "Готово."
fi

# Проверяем, есть ли архивы в источнике и назначении.
cd $ARCHIVEDIR
if [ -e $archive.tar.gz ];
then rm $archive.tar.gz
fi

cd $BACKUPDIR
if [ -e $archive.tar.gz ];
then rm $archive.tar.gz
fi

# Главная часть скрипта...
echo "Делаем резервную копию \"$BACKUPDIR\" в файл \"$archive.tar.gz\"..."
find . -type f -print0 | xargs -0 tar rvf "$archive.tar" > /dev/null
gzip $archive.tar
echo "\"$BACKUPDIR\" была успешно заархивирована в файл \"$archive.tar.gz\"."

# Перемещаем архив в папку ARCHIVEDIR
echo "Перемещаем архив \"$archive.tar.gz\" в папку \"$ARCHIVEDIR\"."
mv $archive.tar.gz $ARCHIVEDIR/$archive.tar.gz
echo "Готово."

Надеюсь, основные моменты я прокомментировал достаточно подробно. Если у вас возникли какие-либо вопросы, то вы можете связаться со мной по адресу [email protected] Рекомендую также замечательную книгу Advanced Bash-Scripting Guide Менделя Купера (Mendel Cooper), которая очень помогла мне в свое время, когда я только знакомился со скриптами. Удачного программирования.

P.S. Большое спасибо mar за ее замечания и советы.

(они же userscript , userJS , юзерскрипты ).

В этой статье я хочу поведать о том, что такое юзерскрипты, c чем их едят и, главное, как их готовят !

Что такое юзерскрипты?

Кратко: юзерскрипт - это программа, написанная на языке JavaScript, хранящаяся на компьютере пользователя и подключаемая браузером на определенных страницах. Юзерскрипт представляет собой файл с расширением .user.js (именно по расширению браузеры понимают, что файл является юзерскриптом), содержащий метаданные и непосредственно javascript-код.

При подключении к странице юзерскрипт выполняется так же, как и обычные javascript-сценарии.
У юзерскрипта есть доступ к DOM-дереву страницы, в контексте которой он выполняется.
В современных браузерах у юзерскрипта есть доступ к localStorage и прочим HTML5 API.

Юзерскрипты поддерживаются всеми основными современными браузерами (и даже кое-как поддерживаются IE7 и выше ).

Самый известный портал юзерскриптов - userscripts.org . Тут можно найти хранилище скриптов, инструменты управления своими скриптами на портале и, что не маловажно, отзывчивый форум (всё на английском).

Немного общей теории

Самыми распространенными являются скрипты под расширение GreaseMonkey для браузера Firefox .
Подробную информацию по GreaseMonkey и написанию юзерскриптов под GreaseMonkey можно узнать на http://wiki.greasespot.net .
Так сложилось исторически, что данный браузер был (и остаётся по сей день) первым, в котором поддержка юзерскриптов была выполнена на высоком уровне.

Не все скрипты, написанные для GreaseMonkey, могут запускаться в других браузерах. Причина в криворукости том, что во многих скриптах используется GM API - набор javascript-функций, специфичных для GreaseMonkey.

Однако, проще всего писать юзерскрипты под браузер Google Chrome .
На это есть ряд причин:

  1. Простым скриптам не нужна поддержка GM API (библиотека, доступная в GreaseMonkey)
  2. Google Chrome, в отличие от Firefox+GreaseMonkey, имеет отличнейший дебаггер.
  3. Сообщения об ошибках юзерскрипта в Firefox ужасны! Если вы не обладаете даром телепатии твердыми знаниями GreaseMonkey и javascript, написание юзерскрипта может превратится в муки!
  4. Google Chrome не требует расширений для поддержки юзерскриптов. Интерфейс для удаления/отключения юзерскриптов доступен «из коробки».
Очевидные минусы Google Chrome:
  1. Нет доступа к «родному» window.
  2. Не поддерживается директива @ include метаданных. Директива @ match глючит, можно сказать, что она тоже не поддерживается.

Особенности юзерскриптов

Код юзерскриптов может посмотреть любой желающий, вооруженный блокнотом.
Базовые знания javascript позволяют отсечь угрозу установки шпионских и вредоносных скриптов простым анализом кода скрипта (придётся задействовать мозг).

Все юзерскрипты запускаются после того, как загрузились все основные элементы страницы, но ещё не загрузились картинки. Можно сказать, что юзерскрипты грузятся по событию DOMContentLoaded .
В любом случае, проверки на window.onload не нужны .

Каждый браузер накладывает свои ограничения на исполнение юзерскриптов, но в целом юзерскрипты могут делать почти всё, что могут скрипты на странице.
Чаще всего юзерскрипты используются для изменения интерфейса страницы или для добавления плюшек, блекджека и шлюх (юзерскрипты для социальных сетей).
Бывают и продвинутые юзерскрипты, которые представляют собой самостоятельные программы (аукционные и игровые боты, плагины-помощники и т.д).

Анатомия юзерскриптов

Юзерскрипт - это текстовый файл с расширением user.js. В начале файла располагается блок метаданных - описание самого скрипта. После блока метаданных следует javascript-код, который и будет исполняться браузером.

Рассмотрим тестовый скрипт, который показывает alert с текстом на определенной странице.
// ==UserScript== // @name myUserJS // @description Мой самый первый юзерскрипт // @author Vasya Pupkin // @license MIT // @version 1.0 // @include http://userscripts.org/* // ==/UserScript== // Оборачиваем скрипт в замыкание, для кроссбраузерности (opera, ie) (function (window, undefined) { // нормализуем window var w; if (typeof unsafeWindow != undefined) { w = unsafeWindow } else { w = window; } // В юзерскрипты можно вставлять практически любые javascript-библиотеки. // Код библиотеки копируется прямо в юзерскрипт. // При подключении библиотеки нужно передать w в качестве параметра окна window // Пример: подключение jquery.min.js // (function(a,b){function ci(a) ... a.jQuery=a.$=d})(w); // не запускаем скрипт во фреймах // без этого условия скрипт будет запускаться несколько раз на странице с фреймами if (w.self != w.top) { return; } // дополнительная проверка наряду с @include if (/http:\/\/userscripts.org/.test(w.location.href)) { //Ниже идёт непосредственно код скрипта alert("Userscripts приветствует вас навязчивым окном."); } })(window);

Важно: данный скрипт представляет собой оболочку для кроссбраузерных юзерскриптов. Этот же скрипт, но с английскими комментариями, можно стянуть с pastebin.com и использовать безнаказанно.

В самом начале располагается блок метаданных (в виде комментария).
// ==UserScript== // ... // ==/UserScript==
Этот блок состоит из директив описания юзерскрипта. Ниже в таблице представлены основные директивы и их назначение.

Важно: Все директивы, как и сам блок метаданных, могут отсутствовать.

Директива Назначение
@ name Название юзерскрипта.
Это название будет отображаться в интерфейсе управления
юзерскриптами. Если директива отсутствует, то название
юзерскрипта будет таким же, как и название файла.
@ description Описание юзерскрипта.
Это описание будет отображаться в интерфейсе управления
юзерскриптами.
@ namespace Пространство имён.
Определяет уникальность набора скриптов.
Сюда можно вписать имя домена, принадлежащего вам. Или любую другую строку.
Считайте, что это второе название скрипта. Обязательная директива для Trixie!
@ author Имя автора.
@ license Название лицензии, по которой распространяется юзерскрипт.
@ version Номер версии юзерскрипта.
К сожалению, механизма автообновления нету ни в одном браузере,
поэтому номер версии - это просто цифры, которые отображаются в интерфейсе.
@ include
на которой нужно запускать юзерскрипт.
Поддерживает вайлдкард * (применимо в GreaseMoneky, Opera, IE).
Для каждого отдельного url нужно использовать отдельную директиву @ include.
@ exclude Директива описания url страницы,
на которой не нужно запускать юзерскрипт.
Поддерживает вайлдкард * (применимо в GreaseMonkey, Opera, IE).
Для каждого отдельного url нужно использовать отдельную директиву @ exclude.
@ match Аналогично @ include, но с более жесткими ограничениями
(применимо в GreaseMonkey старше 0.9.8, Google Chrome).
Подробнее об ограничениях и формате директивы можно
прочитать на этой странице .
Для каждого отдельного url нужно использовать отдельную директиву @ match.

Важно: Как показала практика, полагаться на директиву @ match в юзерскриптах не стоит.
Google Chrome периодически отказывается учитывать @ match
и запускает юзерскрипты на всех страницах.
Для предотвращения такой ситуации в юзерскрипты,
которые будут запускаться не только в Firefox,
нужно добавлять код проверки адреса страницы (см. ссылку в коде юзерскрипта) .

Важно: При отсутствии директив @ include или @ match, юзерскрипты будут запускаться на всех страницах .

В нашем юзерскрипте использован ряд хитростей:

  1. Для того, чтобы юзерскрипты имели одинаковое поведение и не загрязняли глобальную область видимости, код оборачивается в замыкание (см. в коде скрипта) .
  2. Для правильного подключения библиотек внутри юзерскрипта и для обхода некоторых хитрых особеннойстей GreaseMonkey, необходимо «нормализовать» ссылку на глобальную область видимости window (см. в коде скрипта) .
  3. Для того, чтобы юзерскрипт не запускался несколько раз на одной и той же странице, необходимо останавливать работу при запуске юзерскрипта во фреймах (см. в коде скрипта) .
  4. Для того, чтобы юзерскрипт запускался только на нужных нам страницах, необходимо явно проверять url страницы (см. в коде скрипта) .
  5. Благодаря такой структуре, юзерскрипт может быть относительно просто преобразован в букмарклет .

Результат

Наш юзерскрипт готов к использованию!
Нет, серьёзно, вы можете скопировать код юзерскрипта в файл, назвать его my.user.js, и закинуть полученный файл в браузер (используйте Chrome или Firefox с установленным GreaseMonkey).

Конечно, наш юзерскрипт не обладает серьезными функциями, код выглядит страшным и малопривлекательным (для непосвященного человека). Но в итоге мы получили заготовку для кроссбраузерных юзерскриптов .
Это значит, что юзерскрипт можно запустить практически в любом современном браузере!
И это замечательно!

Остаётся вопрос: как «раздать» наш скрипт пользователям (ведь мы писали скрипт не только для себя)?
Варианты:

  • Зарегестрироваться на портале

Общение с клиентом порой бывает весьма непростым. При этом менеджеру необходимо подвести собеседника к покупке. Над вопросом, как это сделать бились и продолжают биться как начинающие продажники, так и профи. Существенно облегчить процесс, поднять уровень отдела продаж на новую высоту помогут скрипты, предусматривающие разные повороты в разговоре с клиентом.

В этой статье рассмотрим, как написать алгоритм продаж.
Существует множество сторонних организаций, которые будут предлагать вам воспользоваться их услугами по созданию такого шаблона. Действительно, процесс его разработки своими силами может занять довольно продолжительное время, потребовать изрядного количества ресурсов. Но сам же эта работа, к которой на определенном этапе имеет смысл подключить всю команду, связанную с продажами, пойдет на пользу вашим сотрудникам.

Итак, почему лучше сделать это самостоятельно?

  • Вы, как никто, знаете свою компанию и сферу бизнеса
  • Отличная возможность для развития сотрудников
  • Детальный тестинг алгоритма

“Роботы” вместо людей?

Скрипты продаж вызывают много споров в профессиональной среде. Нужны они или нет? Главным аргументом против является чрезмерная автоматизация процесса, его “роботизированность”. С одной стороны, это может почувствовать клиент, с другой — сами сотрудники привыкают к шаблонным действиям, становятся менее изобретательными и даже говорят всегда одни и те же фразы.

Сторонники такого подхода приводят довод, связанный с повышением уровня продаж, а также качеством обслуживания клиентов. Разволновавшийся новичок-продажник может упустить из вида важные моменты. В итоге сделка сорвется или клиент останется недовольным вашим сервисом. Наличие алгоритма поможет разумно ответить на все вопросы и возражения

Теперь понимаем, что правило придерживаться золотой середины как нельзя лучше подходит для этой ситуации. Скрипт — алгоритм, который будет служить опорой для продажников. Однако не стоит полагаться только на него. Поняв, чего именно хочет конкретный клиент, можно пойти ва-банк и сделать такое предложение, от которого он уже не сможет отказаться.

Скрипт — это шаблон, по которому действует продажник. Имея такое подспорье, он будет чувствовать себя гораздо увереннее как в телефонном разговоре, так и при личном общении с клиентом.

Создание алгоритма — это своего рода формирование базы знаний, которая будет постоянно пополняться. Одним из главных преимуществ их использования является ускоренное введение в работу новых сотрудников. Однако не стоит заставлять продажников использовать скрипт от и до.

И руководителями, и самими менеджерами по продажам он скорее должен восприниматься как подспорье, а не директива. Никто не ограничивает свободу общения с клиентом, это лишь помощь, которая так часто бывает необходима.

Как написать продающий скрипт

Процесс делится на три основных этапа:

  • исследование
  • написание
  • тестинг

Исследование

Вы, конечно, уже все знаете о своей сфере деятельности, клиентах и конкурентах. Но создание скрипта продаж как раз станет отличным поводом эти знания углубить или может найти что-то новое.
На этом этапе вам предстоит влезть в шкуру клиента, чтобы понять, что может его интересовать в вашем продукте/услуге, какие действия с вашей стороны его раздражают. Углубиться в психологию клиентов здорово помогла бы запись телефонных разговоров. Так что если вы планируете создание скрипта, уже сейчас можете эту запись организовать. Только одно это совместное с командой прослушивание и последующий анализ услышанного помогут здорово продвинуться в технологии продаж.

Особое внимание обратите на сомнения и возражения, обход которых нужно обязательно включить в будущий материал. Продумайте, что, исходя из особенностей своего продукта/ услуги, скажет менеджер на “Дорого”, “Я пока только присматриваюсь”, “Еще подумаю” и т.д.

Отдельно распишите все преимущества продукта/услуги, разработайте новые формы для их позиционирования.

Написание

Структура скрипта диктуется привычным ходом разговора с клиентом.

  • Представление
  • Выяснение потребности
  • Презентация товара/услуги
  • Работа с возражениями
  • Сделка

Если речь идет о телефонном разговоре, то перед представлением и приветствием добавляется блок обхода секретаря. От его качества напрямую зависит, сможете ли вы подступиться к клиенту или он будет вечно “занят”.

Каким бы странным поначалу это не казалось, пропишите все фразы вплоть до приветствия и прощания. Некоторые фразы даже могут стать вашей фишкой, по которой будут узнавать компанию.

Набрасывая текст, помните, что это не диалог из какой-нибудь повести или романа. Здесь не место литературе, это пространство для живого языка.

Теперь возникает вопрос, как это все оформить, чтобы не запутаться, например, в ходе телефонного разговора.

Многие менеджеры составляют для себя план разговора. Делается это в ежедневнике или записной книжке. После обсуждения с командой у вас появится много бумажек со схемами. Оставлять все в таком виде, конечно, нельзя. Он только тогда и превратится в алгоритм, когда будет четко структурирован, понятен и удобен.

Часто для написания скрипта используются таблицы в Word или Excel. Это оправданно в том случае, если вы оперируете не слишком объемными фразами. Если же вы видите, что алгоритм получится объемным, лучше всего воспользоваться специализированным сервисом для его создания. Минус таких ресурсов в том, что для их применения потребуется заплатить.

Кроме того, существуют специализированные конструкторы, где заложено множество шаблонов вопросов и ответов. Вот здесь действительно за вас все делает робот. Сеть пестрит объявлениями типа “Создай продающий скрипт за столько-то минут”. Такие скриптогенераторы могут стать выходом, если вам немедленно потребовался алгоритм.

Но если вы действительно хотите прокачать команду, лучше пойти классическим путем и делать все самостоятельно, основываясь на имеющемся опыте.

Тестинг

Вы все написали и рветесь в бой. Не спешите. Предстоит еще процесс шлифовки. Сначала проверьте свое творение на менеджерах, других сотрудниках компании, затем пообщайтесь в прописанном формате с небольшими клиентами.

Момент отработки скрипта в игре очень важен не только для того, чтобы с ним освоились менеджеры, но и для того, чтобы выявить слабые звенья в вашей логической цепочке. Попросите других сотрудников сыграть вредных клиентов. Изучите, в какую сторону может уходить разговор. Дополните скрипт “антикризисными” ответами.

Правки и уточнения после тестирования однозначно появятся. И вот тут вспоминаем о сервисах, где можно все удобно записать Если вы ими воспользуетесь, то процесс редактирования алгоритма станет гораздо более удобным, а результаты сразу доступными всем менеджерам.

То, что скрипт будет постоянно развиваться, меняться, говорит не о вашей несостоятельности, а о том, что команда активно работает, пробует новые подходы.

По каким критериям оценивать написанное?

  • Насколько менеджерам комфортно разговаривать, используя написанные фразы
  • Удается ли удержать внимание клиента
  • Характер разговора, нет ли движения по кругу
  • Что вызвало негативную реакцию у клиента

Выводы

В заключение предлагаем вам еще несколько премудростей работы со скриптами продаж.

  • Внимательно следите за языком. Общение должно получиться живым.
  • Не пишите слишком большие текстовые блоки. Клиент не воспримет монолог.
  • Если вы говорите по телефону и читаете написанное, собеседник ни в коем случае не должен это почувствовать.
  • Индивидуализируйте скрипт под каждого менеджера. Это значительно упростит работу и привыкание к новому методу.

Как и все новое, это решение может не сразу прижиться среди менеджеров. Ломка неизбежна и в том случае, если это ваш первый алгоритм, и в том, ели вы просто его меняете. На этапе внедрения, если вы не хотите, чтобы все так и заглохло, а ресурсы оказались потраченными зря, следите, чтобы все использовали новый сценарий.

Будьте готовы к тому, что скрипт будет постоянно меняться. Чем больше новых клиентов будет у вас появляться, тем чаще будут вноситься изменения и дополнения в алгоритм работы.

Процесс разработки крайне трудоемкий и может занять длительное время, но результат не заставит себя ждать. В ваших руках окажется инструмент для работы не с гипотетической, а с реальной аудиторией.

Как писать скрипты для операционной системы, сайтов или же просто игр? Ответ на этот, поверьте, легкий вопрос и будет рассмотрен в рамках данной статьи.

Общая информация

Очень желательно, чтобы были хотя бы минимальные знания о программировании. Но если что-то покажется непонятным, то статья-другая поможет заполнить пробел. Первоначально давайте определим, что же собой представляет скрипт. Так называют алгоритм, написанный определёнными языками программирования, что хранится на компьютере человека и может взаимодействовать с определёнными файлами, программами вроде браузеров и системными настройками. Это всё позволяет значительно дополнять стандартные возможности, создавать автоматизированных помощников, что будут брать на себя часть работы.

Начинаем работать с браузеров

Это, пожалуй, одно из самых лёгких занятий. Если мы пишем скрипты на JavaScript, то для этого достаточно обычного блокнота и знания этого языка программирования. Правда, есть тут и недостатки. Так, каждый человек, у которого есть всё тот же "Блокнот", сможет посмотреть, что же собой представляет скрипт. И если у него будут плохие намерения, а в коде уязвимость - то могут возникнуть проблемы. Отвечая на вопрос о том, как научиться писать скрипты на JavaScript, следует отметить, что для этого достаточно изучить данный язык программирования. Для того чтобы создавать лучшие и более сложные программы, можно воспользоваться различными библиотеками. Но для них требуются соответствующие расширения веб-обозревателей. И при смене компьютерной техники придётся проводить дополнительные настройки. А при использовании сторонних разработок необходимо удостовериться, что скрипт не будет отсылать пользовательские данные на сторонние сервисы. Следует отметить, что каждый браузер имеет свои определённые ограничения. Но в целом с их помощью можно делать практически всё что угодно. Зачем же их пишут в таких случаях? Они нужны тогда, когда следует автоматизировать деятельность человека.

Работаем с операционной системой Windows

Допустим, нам необходимо поменять конфигурацию компьютера. Для этого существует широчайший набор графических средств, но всё они, увы, не охватывают. Поэтому часто приходится создавать системные скрипты. Они имеют расширение.bat. Каждый человек, который более-менее длительное время работает за компьютером, уже встречался с такими файлами. Но вот как писать скрипты для Windows? Для этого нам пригодится всё тот же "Блокнот". Сначала создаём новый текстовый файл. В нём необходимо записать системные команды. После этого необходимо изменить расширение файла на.bat. И остаётся только запустить эту разработку. Если всё правильно, то команды успешно будут выполнены, что и можно лицезреть. Но в случае ошибок или неграмотного написания кода в лучшем случае ничего не произойдёт. Поэтому лучше разбираться в том, что записываешь. Просто брать где-то код и бездумно его вставлять категорически не рекомендуется! Это может привести к значительным проблемам в работе операционной системы. И ещё повезёт, если такие опасные действия были сделаны с гостевого аккаунта. Ведь команда от администратора может превратить компьютер в "кирпич".

А что с "Линуксом"?

Следует помнить, что "Виндовс" - это не единственная операционная система. Есть ещё и "Линукс", причем довольно популярный. Как писать скрипты в этой операционной системе? Они создаются с помощью оболочки - специального командного интерпретатора, который является интерфейсом между человеком и ядром операционной системы. В "Линуксе" скрипты, по сути, это просто файл, в котором перечисляются системные команды. Это просто и одновременно удобно. Но оболочке нужно знать, как же такой файл следует обрабатывать. По умолчанию она просто читает. А если нужно выполнить, то используется конструкция «#!», которую необходимо поставить перед командой. Все скрипты имеют расширение.sh. Следует отметить, что с их помощью можно делать довольно много сложных вещей. Например, резервное копирование файлов. В целом вариантов использования чрезвычайно много.

Учимся писать скрипты

Итак, первоначально необходимо определиться со средой, где мы будем набирать код. Почти всегда для этого достаточно одного "Блокнота". Но в нём не очень удобно отображать строение конструкций, к тому же не подсвечиваются операторы и другие элементы. Поэтому в качестве достойной альтернативы можно предложить программу Notepad++. Для тех, кто знает английский язык, не так сложно перевести, что это тоже "Блокнот". Но с расширенными возможностями. Эта небольшая, но очень приятная разработка ориентирована в первую очередь на программистов. В ней можно включить настройку отображения почти всего, что только есть. Присутствует удобный инструмент отображения кода и множество других хоть и мелких, но приятных вещиц, которые сделают процесс написания более комфортным. В целом же на вопрос "где писать скрипты" дано множество различных ответов, каждый из которых предлагает свою изюминку. Есть и очень навороченные среды, с эмуляторами и множеством инструментов отладки. Выбирай, что душе пожелается. После этого необходимо позаботиться о наличии знаний. В качестве базиса подойдёт справка по языку программирования или же команд операционной системы. Для более продвинутого изучения можно прочитать несколько книг, в которых объясняются особенности машинной логики и обработки кода.

Сервисы обучения в реальном времени

Если интересует, как научиться писать скрипты, то не следует сбрасывать со счетов и возможность обучения с помощью информационных образовательных технологий. Как приблизительно выглядит такая «кузница программистов»? По программе, составленной согласно мнению опытных разработчиков, новичка ведут от самого лёгкого к сложным моментам. Так, первоначально может изучаться динамическое обновление данных, чтобы в последующем перейти к созданию сокет-серверов. И человек проходит обучение не спеша, поэтапно, усваивая максимальное количество данных. Поэтому, если возникнут сложности, можно обратиться за помощью к ним. Не факт, что первый попавшийся удовлетворит все потребности, но тогда необходимо будет просто попробовать что-то иное.

Зачем же изучать?

Многих интересует, как писать скрипты для игр. Что ж, это не очень сложно, но и не единственное применение подобной возможности. Но давайте же рассмотрим на примере игры. Допустим, человеку нравится играть на определённом сайте в какое-то развлечение. Но оно, увы, предусматривает, что необходимо или вкладывать свои деньги, или же долго и монотонно выполнять определённые действия. И если был выбран второй путь, то скрипты - это именно то, что здесь нужно. Подобное может быть использовано и в стационарных играх на компьютере. Там есть персонажи под управлением искусственного интеллекта, и чтобы сразиться с ним, можно создать свою версию ИИ, устроив таким образом битву компьютера с самим собой (и для более лёгкого прохождения). Но скрипты могут быть успешно использованы не только в играх. Допустим, что есть сайт серьёзной компании. Важным аспектом является максимальная поддержка коммуникации с клиентами. И для этого в виде скрипта добавляется небольшая форма, с помощью которой можно получить консультацию специалиста в онлайн-режиме. Возможностей применения много!

Заключение

Увы, но в рамках статьи очень сложно передать, как правильно писать скрипты. Можно, конечно, использовать общие фразы о том, что код должен занимать меньше места, быть оптимальным и много чего другого, но действительно понять это можно будет только на практике. Ведь только опыт и поиск оптимальных решений могут помочь в реализации программ таким образом, чтобы они с минимальными трудозатратами выполняли свои «обязанности». В программировании вообще, а не только в написании скриптов, очень много зависит от практики! Поэтому нужно постоянно учиться, совершенствоваться и думать, как же реализовать поставленную задачу наилучшим образом.