Настройка си би антенны без прибора. Настройка рации и антенны для неё

Настройка антенны автомобильной радиостанции.
После установки, антенну необходимо настроить по минимальному значения КСВ в середине участка рабочих частот или если предполагается работать только на одной частоте, по минимальному значению КСВ на этой частоте.
КСВ это коэффициент стоячей волны - мера согласования антенно-фидерного тракта. Он показывает процент потерь мощности в антенне. Потери мощности при различных значениях КСВ приведены в таблице

Настройка антенны возможна двумя способами:
1. Это изменение длины штыря - наиболее простой и быстрый способ, а для неразборных антенн единственный
2. Изменением длины согласующей катушки.
Для настройки антенны необходим специальный прибор - КСВ-метр, например VEGA SX-20 или Vega SX-600
Чтобы понять как пользоваться каждым конкретным прибором, необходимо изучить его инструкцию, но как правило это делается так. Прибор включить между антенной и станцией, как показано ниже на рисунке.

Не забывайте, что прибор должен допускать работу при вашей выходной мощности!!!
То есть если прибор рассчитан на максимальную мощность 10Вт, то и на вход ему надо подать максимум 10Вт, а если подать 100Вт, то результат будет вполне очевиден в виде дыма и не очень приятного запаха.
Сразу уточним, что манипуляции с прибором во время замера КСВ зависят от конкретной модели КСВ-метра. Например, в модели VEGA SX-20 достаточно просто подключить КСВ-метр к антенне и радиостанции и снять показания нажав на передачу, а в модели Vega SX-600 выделен отдельно режим калибровки прибора и режим замера КСВ (SWR). Тут важно помнить, что калибровка прибора осуществляется каждый раз, когда мы меняем параметры антенны. А затем уже снимается КСВ.

Итак, переключатель ставим в положение FWD (замер падающей волны). Устанавливаем стрелку-указатель на конец шкалы. Таким образом происходит калибровка показаний прибора. Важный момент в том что калибровать прибор нужно каждый раз при изменении параметров антенны и рабочей частоты. Далее, переключив прибор при отключенной передаче в положение REF (замер отраженной волны), включить передачу и считать значение КСВ по шкале прибора.
Пример настройки антенны на среднюю частоту сетки (27,205МГц) изменением длины штыря. Сначала нужно измерить значение КСВ на 1 канале сетки С. Затем на последнем (40) канале сетки С. Если значение КСВ больше 3 в обоих случаях это говорит что либо антенна установлена неправильна, либо не рассчитана на такую мощность или имеет дефекты.
Если КСВ, измеренный на 1 канале, больше значения КСВ на 40 канале, значит длину штыря нужно укоротить, если наоборот - то штырь необходимо наоборот выдвинуть из держателя.

Встаем на 20 канал сетки С, измеряем КСВ и запоминаем его значение. Откручиваем винты, фиксирующие штырь, двигаем его на 7- 10 мм в нужную сторону, затягиваем винты, проверяем КСВ снова. Если штырь вставлен до предела, а КСВ все еще высокий, то придется укорачивать штырь физически. Если штырь выдвинут максимально, то придется увеличивать длину согласующей катушки. Устанавливаем штырь по середине крепления. Откусываем 5- 7 мм, измеряем КСВ, снова откусываем. При этом следим чтобы значение КСВ уменьшалось. Как только оно достигнет минимума и начнет увеличиваться тогда регулируем длину штыря только изменением положения в антенне. Так мы найдем минимальный КСВ.

Антенну надо настраивать только по месту ее установки. Если мы перенесем антенну на другое место, ее снова необходимо будет настраивать.

- Обратите внимание, что антенну надо настраивать только по месту ее ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ установки. Это значит, что, перенеся антенну на другое место, ее снова необходимо будет настраивать .

Если Вы получили КСВ порядка 1,1-1,3, это отличный результат.

Если Вы получили КСВ порядка 1,3-1,7, это тоже неплохо и Вам не о чем беспокоиться.

Если КСВ 1,8 - 2, то следует обратить внимание на потери в ВЧ разъемах (неправильная разделка кабеля, плохая пропайка центральной жилы кабеля и т.д.) Для антенны такой уровень согласования будет означать, что у нее есть проблемы с согласованием, и она нуждается в настройке.

КСВ 2,1 - 5 означает явную неисправность в антенне или неправильную ее установку. КСВ более 5 означает обрыв центральной жилы в кабеле или в антенне.

Настройка раций. Компания Альфа-Радио производит следующие виды работ:

2. Производим настройку в г. Москве и Московской области автомобильных раций СИ БИ 27 МГц на частоты дальнобойщиков, КСВ антенн на легковом и грузовом транспорте, настройку базовых антенн СИ БИ 27 МГц, УКВ, ДЦВ.
Компания Альфа-Радио оказывает услуги по настойке КСВ (коэффициента стоячей волны) антенны. Стоимость настройки антенны зависит от доступности установленной радиостанции для подключения прибора, места установки антенны, типа и длины штыря автомобильной антенны. Простая настройка антенны — настройка антенны на магнитном основании или врезной антенны (антенны врезанной в середину крыши автомобиля) в пределах штатного хода для настройки штыря на легковом автомобиле составляет от 300 руб. до 500 руб. Стоимость более сложной настройки КСВ с необходимостью укорочения штыря или его заменой на более длинный, настройки антенн на грузовых автомобилях, настройки базовых антенн составляет от 500 рублей до 1500 рублей.

Проверку КСВ антенны рекомендуем проводить планово — один раз в год или если изменилось качество работы рации. Важно помнить, что при работе на не настроенную антенну возможен перегрев транзистора выходной мощности рации и в конечном счете выход его из строя. Подробнее ознакомится с услугой можно в разделе - настройка автомобильных антенн.

3. Настройка каналов базовых раций (радиостанций) и ретрансляторов сигнала.

4. Настройка базовых антенн разных типов.

Современные технологии позволяют нам оставаться всегда на связи, не зависимо от места пребывания, погоды, наличия или отсутствия сотовых сетей. Все это возможно благодаря радиосвязи – типу связи, которая в качестве носителя информации использует радиоволны разных частот. Сегодня большую часть рынка радиоприборов представляют рации и радиостанции, которые могут эксплуатироваться как средства связи для автолюбителей и военных, охранников и охотников, рыбаков и горнолыжников. Простое решение купить рацию иногда спасает в трудных ситуациях, когда нужно позвать на помощь или передать особо важную информацию. Но не всегда, получается, добиться отменного качества сигнала приема и передачи рации.

Во многом это связанно с тем, что выбранную рацию нужно настроить под нужную волну. То есть, изначально любая рация будь то любительская или профессиональная может работать не на полную мощность или работать с помехами. Современные цифровые рации лишены потребности в настройке, так как они имеют встроенную кнопку, которая позволяет в автоматическом режиме подстроить устройство под необходимую радиоволну. Остальные рации можно условно разделить на портативные (носимые) и автомобильные (стационарные). Настройка раций этих двух типов во многом похожа, хотя имеются свои особенности.

Настройка портативных раций

Портативные рации любительского диапазона (433-434 МГц) не требуют регистрации радиочастотным центром, поэтому их настройка довольно простой процесс. Перед покупкой нужно узнать поддерживает ли рация сменные антенны, на случай если Вам захотелось увеличить мощность рации. Также, важным моментом в работе портативных раций есть их настройка друг на друга. Для этого, на каждой рации нужно выставить один и тот же номер канала и субкод. Только в этом случае, выбранные рации будут слаженно работать друг с другом. Для передачи сообщения достаточно нажать и удерживать кнопку начала разговора. Отпустив кнопку, рация ждет приема от другого устройства. Важным элементом настройки переносной рации есть выбор позывного (опознавательного индивидуального сигнала). Это может быть любой буквенный или цифровой псевдоним, который будет уникальным для выбранной системы радиосвязи.

Дальнейшая настройка портативной рации включает в себя настройку антенны рации. Более детально настройку антенны рации мы будем рассматривать ниже для автомобильных радиостанций. Сейчас же просто заметим, что для точной настройки антенны понадобится антенный анализатор. Но во многих случаях, для настройки рации в первом приближении, достаточно прибора, который называется КСВ-метр. С помощью него нужно настроить антенну на минимальный коэффициент стоящей волны. Обычно, оптимальным считается значение КСВ равно 1,5 или меньше. Важно также понимать, что чем выше значение КСВ волны, тем больший процент потерь мощности при передаче сигнала. Но на практике добиться КСВ = 1 практически нереально. Если же коэффициент стоящей волны больше трех, то работа в таких условиях может вывести из строя каскад передатчика. Таким образом, не настроенная портативная рация может легко выйти из строя.

Как настроить автомобильную рацию

Перед тем как настраивать автомобильную рацию , нужно выполнить некоторые обязательные действия. Они не только повысят эффективность последующей настройки, но и минимизируют вероятность поломки трансивера в будущем. Обычно, автомобильная рация представляет собою стационарный блок, который фиксируется в салоне автомобиля и выносную антенну. Именно антенна автомобильной рации во многом играет ключевую роль в качестве сигнала. Поэтому нужно знать основные правила при установке автомобильной антенны.

Правила установки автомобильной антенны

  1. Недопустима установка антенны на несущие элементы. Всегда старайтесь установить автомобильную антенну на несущий кузов. Таким образом, мы обезопасим себя от возможных потерь в эффективности передачи радиосигнала.
  2. Важно устанавливать антенну на самую верхнюю часть кузова, обычно – крышу. Чем выше установлена антенна, тем сильнее сигнал.
  3. Полотно антенны должно быть установлено на расстоянии не менее 0,5 метра от любых металлических поверхностей параллельных эму. Это предотвратит возможные отражения и поглощения сигнала.
  4. Положение магнитной антенны на крыше автомобиля незначительно влияет на коэффициент стоящей волны. Поэтому, всегда старайтесь фиксировать магнитку в одном и том же положении после ее снятия.

После правильной установки антенны ее нужно настроить . Только после настройки антенны можно спокойно пользоваться рацией в полную мощность.

Настройка автомобильной антенны

Лучшим вариантом настройки антенны есть настройка с помощью профессионального антенного анализатора. Но поскольку цены на такие приборы довольно высокие, многие автолюбители находят альтернативу в КСВ-метрах. С помощью этого устройства можно настроить антенну рации в первом приближении. Вот так выглядит самый простой КСВ-метр SWR-430

Итак, настройку антенны нужно выполнять на ровной и чистой поверхности лишенной любых помех: металлические, деревянные или бетонные объекты. Важно также, что бы при настройке антенны поблизости не было других антенн 27 МГц диапазона. Вооружившись КСВ-метром можно приступать к настройке антенны. Первым делом надо подключить КСВ-метр между станцией и антенной особым образом (как показано на рисунке ниже).

  1. Важно выполнить замеры на разных каналах и сетках, что бы увидеть обширную картину.
  2. Делаем калибровку КСВ-метра. Для этого устанавливаем тумблер на лицевой панели в положение FWD. Выставляем на рации 20 канал модуляции AM. После этого нажимаем и держим кнопку начала разговора, при этом надо крутить регулятор CAL по часовой стрелке, таким образом, что бы стрелка прибора стала в крайнее правое положение SET.
  3. Удерживая кнопку на тангенте, переключаем тумблер на лицевой панели КСВ-метра в положение REF. Снимаем показания прибора.
  4. Находим минимум КСВ и настраиваем антенну под нужную частоту. Если минимум находится ниже необходимой частоты, то антенну укорачивают. И наоборот, если минимум выше необходимой частоты, то антенну удлиняют.
  5. Все манипуляции производят до повторной настройки антенны.
  6. Повторяем замеры пока не будет достигнут результат (КСВ не больше 1,5)

Как уже говорилось выше, достичь КСВ=1 во многом проблематично, именно из-за особенностей конкретной пары антенна-кузов. Но даже если на нужном участке радиочастотного диапазона КСВ=2, потери в эффективности будут не более 10%. То есть, для комфортного общения и передачи сообщений без помех вполне достаточно КСВ=1,5.

Настройка автомобильной радиостанции сводится, в общем-то, к настройке КСВ раций и антенн. Поэтому речь в этой статье пойдёт не об установке в автомобиль самой рации, а об установке антенны для автомобильной рации.

Самым главным здесь является настроить КСВ рации. КСВ — это коэффициент стоячей волны. Если не вдаваться сильно в волновую физику, между частотными характеристиками рации и антенны должна быть гармония. Для настройки антенны для рации необходим особый прибор — КСВ-метр, работающий с частотой рации (если вы выполняете настройку Си-Би рации, это будет 27 МГц). Вот как он используется:

  • антенну лучше всего заранее поставить на стабильное место и больше её оттуда не перемещать, чтобы не сбивать настройки;
  • теперь настройка рации: она производится на определённой сетке (в Си-Би станциях это обычно сетка С). Теперь разберитесь, если вы не сделали этого раньше, с какими каналами вы собираетесь работать. Настройка антенны автомобильной радиостанции производится на одном из каналов, номер которого является средним арифметическим номеров каналов, с которыми вы будете работать (к примеру, если вы будете работать с 10 и 16 каналами, то настраивайте на 13-м);
  • прибор подсоединяется между рацией и антенной. Выставьте стрелку на нулевую отметку, а затем нажмите кнопку РТТ на рации. Тут вы и увидите ваш КСВ! Хорошими показателями являются 1.1-1.3, и если вы увидите более высокие показатели, посмотрите систему на предмет соединений, неисправностей устройств и т.п., поскольку связь при таком КСВ будет не лучшей и даже опасной;
  • настройте антенну под передачу рации с помощью увеличения или уменьшения длины штыря. Прибор здесь не нужен: просто сделайте несколько попыток принять или получить сигнал с разными длинами антенны, и вы поймёте, когда всё будет идеально. Это всё: теперь можете пользоваться!

Пара предостережений:

  • не советуем выполнять настройку Си-Би антенны без прибора. Некоторые любители сделать всё по-быстрому просто ставят рацию и дёргают штырь антенны, чтобы сделать звук хорошим. Однако ненастроенная антенна может запросто сжечь рацию при передаче! Вам нужно знать, правильный ли КСВ у вас, а для этого нужен КСВ-метр. Если вы хотите правильно выполнить настройку автомобильной рации в Москве, не имея прибора или не желая его приобретать, можете обратиться к нам: мы сделаем это профессионально;
  • будьте осторожны при выдвижении штыря: при слишком большой его длине его запросто может снести ветром.

Мы можем произвести настройку вашей радиостанции в Москве, а также проконсультировать вас по подобным вопросам. Звоните!

Инструкция

Прежде всего, убедитесь, что используемые вами разрешены для применения на территории страны, где вы проживаете. В Российской Федерации это - станции стандартов LPD с выходной мощностью до 0,01 ватта и PMR с выходной мощностью до 0,5 ватта. С недавних пор (с ноября 2011 года) к ним прибавились рации стандарта Си-Би с выходной мощностью до 10 ватт. Все эти рации достаточно просто приобрести, а регистрировать их не нужно. Также в нашей стране можно радиостанциями любительских диапазонов, но лишь после достаточно сложной процедуры получения позывного и категории.

Прежде, чем настраивать станцию на ту или иную частоту и работать на этой частоте на передачу, убедитесь, что эта частота входит в тот диапазон, работать в котором разрешается. Станции с фиксированным набором обычно устроены так, что их на внедиапазонную частоту просто не получится. Но бывают и исключения. Так, у некоторых дорогих раций стандарта Си-Би часть каналов перекрывает любительский 28-мегагерцовый диапазон. Работать на этих каналах на передачу без разрешительных документов запрещается. Если же станция любительская, то перестраивается она обычно плавно либо небольшими шагами, а набор частот и мощностей, в котором вам разрешено работать, зависит от так называемой категории.

Немаловажен и такой аспект. Если ваша станция является многодиапазонной, а антенна рассчитана лишь на какой-либо диапазон, работать на ней на передачу в других диапазонах не рекомендуется категорически, даже если вы имеете на это право. У радиостанции могут быть повреждены выходные каскады передатчика.

Если радиостанция имеет плавную перестройку по диапазону при помощи верньера, настройте ее на частоту , близкую к той, на которую настроена станция. Пусть ее владелец что-нибудь передает. В это время, работая на прием, настройте свою станцию точнее по максимуму сигнала (при амплитудной модуляции), отсутствию искажений (при частотной модуляции) или естественному звучанию голоса (при однополосной модуляции). При наличии ручки точной настройки обязательно пользуйтесь и ей.

Станция с аналоговой настройкой может быть оборудована так называемой цифровой шкалой. Если она есть, установка рабочей частоты значительно упрощается: просто добейтесь показаний индикатора, соответствующих этой частоте. Столь же удобна и оптическая шкала, почти не уступающая по точности цифровой.

Станции с синтезаторами частоты обычно позволяют вводить этот параметр несколькими способами. Если частота точно известна, введите ее напрямую цифрами с . Либо настройте станцию так называемым валкодером - электронно-механическим ручки настройки. Частота отобразится на экране.

Станцию с фиксированным набором каналов настраивайте, используя кнопки со стрелками. Одна из них уменьшает канала, другая увеличивает. В инструкции указано, какой номер канала соответствует какой частоте.

Если станция имеет фиксированную настройку на один канал, между двумя такими аппаратами возможна лишь в том случае, если эти каналы одинаковые. Некоторые импортные одноканальные станции выпуска начала девяностых годов рассчитаны на использование сменных кварцевых резонаторов. Обязательно выключайте рацию перед их сменой.

Автомобильная рация - основное, незаменимое средство связи. Чтобы правильно самостоятельно подключить рацию , необходимо соблюдать все основные правила установки.

Инструкция

Сначала выберите подходящее место для трансивера. Он не должен располагаться на пути потока кондиционера или обогревателя. Используйте крепежную скобу, чтобы разметить отверстия под винты крепления. Важно предусмотреть методы защиты радиостанции от кражи (защитные , съемные салазки, врезка в панель).

Не начинайте работу с переделывания под российский стандарты. Скорее всего, ваша рация уже имеет возможность работать в "российской сети", к тому же, параметры работы устройства могут пострадать при перенастройке.

Выберите для начала позывной, так называемый, личный опознавательный сигнал. Официально, он должен полностью соответствовать номеру вашего разрешения на право пользования . Если , то просто возьмите какой-либо или буквенный псевдоним. Выберите слово, состоящее из 6 букв, трактовка которого будет предельно ясной и однозначной, которую будет легко , если прием будет не очень уверенный. Убедитесь в том, что никто из ваших знакомых не выбрал для себя такой же позывной.

Для того чтобы настроить антенну, воспользуйтесь прибором, который называется КСВ-метр. Без него вы просто не сможете обойтись. При первом приближении настройте антенну на минимальное значение коэффициента стоячей волны (КСВ). Добейтесь того, чтобы коэффициент получился меньше, чем 1.5.

Помните, что если вы будете продолжительное время работать при КСВ >3, то легко сможете повредить каскад передатчика. Нажмите на кнопку микрофона и подстройте антенну согласно максимальному свечению светодиодных индикаторов.

Определите необходимое именно вашей автомобильной рации напряжение питания. При неверном подключении рации к источнику питания уменьшится выходная мощность устройства. Лучше всего рацию к аккумуляторной батареи , а именно, к ее клеммам (плюсу и минусу).

Выберите правильно место установки антенны после монтажа автомобильной рации в салоне автомобиля. Идеально, если вы сможете поставить антенну на крыше в центре самой кабины. Соедините кабелем антенну и рацию .

Настройку работы оборудования доверьте профессионалам.

Настройка антенны, а точнее настройка ее коэффициента стоячей волны (КСВ) - довольно простой процесс, но без него рация будет не будет работать в принципе. Для выполнения настройки необходим специальный прибор – КСВ-метр. Они различаются по частотным диапазонам и для рации на 27 МГц нужен прибор, работающий именно с такой частотой. Также практически все КСВ-метры способны показывать реальную выходную мощность рации, и обычно реальные Ватты значительно отличаются от указанных производителем.

Инструкция

Подключите КСВ-метр в разрыв между рацией и антенной. Выставите на нем стрелку на отметку «0», включите и нажмите кнопку передачи на тангенте или рации. Стрелка сразу дрогнет и покажет настоящий КСВ. Чем он будет ниже, тем лучше. Идеальный показатель 1.1, 1.2, иногда 1.3. Если показатель будет выше, пострадает ваша передача. Следовательно, надо искать причину либо в проводе, либо в самой антенне, либо в передатчике рации.

Осуществите настройку рации. Она производится на определенную сетку (обычно это сетка С). Так вот, например, если работать с 15-м и 19-м каналами, настройку лучше осуществлять на середине – на момент настройки рация должна быть на 17-м канале. Следует помнить, что после настройки канала перемещение магнитного основания даже на незначительное расстояние может сбить все КСВ, поэтому заранее выберите место, зная, что антенна будет установлена именно там.

Отрегулируйте антенну . Для этого надо просто ослабьте винтики у ее основания и опускайте или поднимайте штырь внутрь катушки или же наоборот, соответственно, из нее. Некоторые виды антенн регулируются путем «откусывания» лишней длинны штыря. Однако следует учесть тот момент, что если слишком сильно поднять штырь антенны вверх, во время движения его может вырвать встречным потоком ветра. Совет для тех, кто покупает антенну – если штырь продается отдельно от катушки, а продавец утверждает, что она настроена – ничего подобного. Антенна должна быть сонастроена с вашей рацией и непосредственно на вашем автомобиле.

При покупке обязательно требуйте настройку КСВ. Не настроенная антенна способна вывести из строя радиостанцию при передаче, а в лучшем случае вы потеряете при передаче выходную мощность сигнала. Если же штырь уже в катушке, то, скорей всего, антенна настроена на сетку С.

Источники:

  • настройка рации
  • Как настроить ксв без ксв-метра имея лишь шатаный s-метр

Портативные рации используются во многих аспектах активной жизни. Они не нуждаются в специальной регистрации, стоят относительно недорого и очень просты в эксплуатации. Их можно использовать во время туристической прогулки, на охоте и рыбалке или для игры с детьми. Для того чтобы рация работала, необходимо настроить ее антенну на частотный диапазон 433 МГц.

Инструкция

Изучите инструкцию по эксплуатации приобретенной рации. Она должна быть настроена на работу с российскими сетями. В противном случае, необходимо будет провести перенастройку устройства по стандартам России, чтобы можно было получать сигналы соответствующих радиочастот.