Пневмопочта жд. Пневмопочта

В современной жизни мы так привыкли к телефонам, сети интернет и скоростным способам передвижения, что даже сложно представить, как столетия назад люди справлялись с доставкой почты. В данной статье мы расскажем о принципах работы пневмопочты: что такое система пневмопочты, как работает пневмопочта, самая длинная пневмопочта, какие изменения она понесла за годы своего существования и где сегодня можно её повстречать.

Пневмопочта это система называющаяся подземной почтой, является старейшим способом доставки почты и документации. Принцип её работы заключается в создании транспортной развязки труб определённого диаметра, в которых отсутствует воздух, а соответственно, и сопротивление. По этим трубам при помощи сжатого или разжиженного воздуха движутся капсулы с документами. В наше время, система постоянно совершенствуется. К примеру, новая разработка, получившая название Evacuated TubeTransport – технология передвижения по вакуумной трубе, которая находится в стадии разработки. Она ориентирована на передвижения реальных пассажиров, что позволит сэкономить время, обеспечить максимально комфортное передвижение, будет функционировать при любых погодных условиях и не окажет негативного влияния на экологию. В её основу положена технология пневмопочты – капсулы, которые движутся по туннелю под воздействием магнитной подвески на примерной скорости от 600км/час до 6500км/час. Такой способ передвижения поможет сэкономить денежные затраты на проезд и будет максимально безопасным, если сравнивать ЕТТ с авиаперелётами.

История создания и использования пневмопочты: система в крупных городах, причины снижения востребованности

Первые принципы функционирования этого средства связи были изложены в работах инженера Герона Александрийского. Его наработки, созданные ещё в первом столетии, легли в основу создания пневмопочты. Века спустя, французский физик Д.Папен предложил использовать пневмопочту, как средство связи. Уже к середине XIX века пневмопочта активно использовалась для пересылки писем и документации, полученных телеграмм в крупных городах различных стран – сначала в Лондоне, после в Вене, Берлине, Париже. Масштабы созданной системы впечатляют – длина почтовых трубопроводов превышала 100 км, а количество доставленных бумаг – 12 миллионов (пневмопочта Берлина). Более 100 лет назад под мостовыми Нью-Йорка тоже была проложена система пневмопочты, которая стала достопримечательностью города. Эта пневмопочта строилась на протяжении 8 лет (с 1890 года), но дело стоило свеч. Почта функционировала постоянно, доставляя бумаги в любую погоду. Одним из конструкторов было высказано предположение о том, что трубы пневмопочты, когда-нибудь, будут проведении в каждую квартиру и даже между континентами. Примечательно, что не все имели привилегии пересылать почту этой системой. Да, письма первого класса доставлялись по системе труб, а письма клиентов рангом поменьше – по старинке, при помощи фургонов, запряжённых лошадями. Приблизительное количество времени на доставку письма занимало около 3 часов, а срочного – около 1 часа. Пневмопочта Нью-Йорка просуществовала до конца 1953 года. Сама система требовала серьёзных вложений средств и рабочей силы – её необходимо было регулярно смазывать, следить за состоянием труб. В 1928 году было подсчитано, что содержание пневмопочты в некоторых городах просто невыгодно. В начале ХХ века пневмопочта появилась в СССР (Москве и Санкт – Петербурге), Ливерпуле, Дублине и других странах. Конечно, по мере развития технологий, количество систем пневмопочты стало уменьшаться. Их опередили автомобили, телефонная связь и авиаперелёты. Система понемногу устаревала, открывались её недостатки – переезд отделения почты вынуждал проводить реконструкцию труб. Последними работающими системами стали лондонские и парижские. Также в 2002 году прекратила свою работу пневмопочта Праги, причиной этому стало наводнение. Местная телекомпания занимается восстановлением системы.

Другие технологии применения пневмопочты

В современной жизни пневмопочта продолжает своё существование. Она активно используется в библиотеках, банковской системе, медицинских учреждениях – там, где есть необходимость в быстрой доставке важной документации. Пневмопочте нашли применение в государственных структурах, супермаркетах. Это доставка результатов лабораторных исследований, денежных средств и просто важной информации. Особенно необходима система пневмопочты на крупных производственных предприятиях, которые имеют сложную производственную линию. В СССР пневмопочта была применена на железнодорожных соединениях, для формирования и сортировки транспортной документации. Это помогло сократить простой вагонов. В современной Росси систему пневмопочты можно увидеть в отделениях Сбербанка и магазинах «Икея». В банковских отделениях система закладывается в изначальный проект. Пневмопочта позволяет повысить продуктивность труда работников банка.

Какие возможности предоставляет система пневмопочты?

Современные системы пневмопочты, которые практически не отличаются от своих предшественниц, предоставляют следующие возможности:

  • Транспортировка документов, почты и денежных средств. Она имеет высокую надёжность и безопасность.
  • Оптимизация рабочего процесса, которую предоставляет оперативная система пересылки.
  • Высокий уровень обслуживания клиентов.
  • Улучшение условий труда персонала.

Если Вас интересует где купить пневмопочту, то Вы по адресу. Мы занимаемся прямыми поставками оборудования с заводов. Опыт монтажа более 5 лет.

Интересные факты о пневмопочте

  • В Италии были созданы марки, которые использовались для оплаты услуг за пересылку пневмопочтой. В других странах – Австрии, Германии, Франции, Чехословакии – выпускались специальные конверты и почтовые карточки. Также были придуманы собственные штемпеля, ярлыки. Все эти вещи сегодня являются предметом интереса коллекционеров и филателистов, которые изучают почтовые знаки оплаты.
  • В самолёт «Максим Горький» (легендарном АНТ-20) была установлена пневмопочта.
  • В XIX веке серьёзно рассматривался вопрос о технической возможности доставки пневмопочтой почтовых сообщений и документов из Лондона в Париж. Планируемая скорость доставки не превышала 1,5 часа.

В системах административного управления информация передается как путем транспортировки документов курьером или с помощью пневматической почты, так и с использованием систем автоматизированной передачи информации по каналам связи.

Пневмопочта -- это простой и эффективный способ ускорить передачу оригиналов документов и одновременно освободить персонал от ненужного, а иногда и нежелательного хождения. Таким образом, пневмопочта является дополнением к электронным средствам передачи информации, а применение специальных развет-вителей -- стрелок -- позволяет создавать систему любой конфигурации и формы. Изобретенная в 1835 г. в Австрии и первоначально построенная в Англии (1853 г.) и Германии (1865 г.) пневмопочта достаточно широко применяется в офисной, архивной деятельности, в библиотеках и прочем.

Ручная и механизированная транспортировки документов являются весьма распространенными способами передачи информации в офисах. Однако скорость передачи и объем доставляемой информации не всегда могут удовлетворить пользователя. Поэтому для оперативной передачи электронных документов используют средства и системы автоматизированной передачи информации по техническим каналам связи.

Системы пневматической почты предназначены для «живой» пересылки различных предметов и ценностей (оригиналов документов, наличных денег, ценностей и прочего) как внутри здания, так и между зданиями, для чего прокладка трубопровода может вестись под землей или снаружи на специальной подвеске. Внутри здания трубопровод прокладывается над подвесными потолками. Транспортировка между передающими и приемными устройствами (станциями) происходит по трубопроводу в герметичных капсулах со скоростью 5--8 м/с.

Несмотря на широкое применение средств электронной передачи информации, оборот оригинальных документов сохраняется. Не каждая организация имеет возможность полностью перейти на электронный документооборот. Это связано с проблемами как технического, юридического, так и психологического характера.

Основные технические характеристики системы пневматической почты:

система вакуумно-нагнетательного типа (компрессор);

диаметр трубы: от 60 до 200 мм (стандартный -- 110 мм);

материал транспортирующей трубы -- поливинилхлорид (ПВХ);

длина транспортирующей капсулы (патрона) от 22 до 34 см;

вес транспортируемого груза до 10 кг;

практически бесшумная работа системы;

скорость движения капсулы до 45 м/с;

возможность дополнительного оснащения средствами безопасности («электронные ключи», регистрация и т. д.);

возможность расширения уже имеющейся системы;

возможность подключения принтера или ПК для полного контроля за передачей информации;

Простота обслуживания.

Когда капсула оказывается в трубе, необходимо, чтобы она достигла нужного пункта назначения.

Наиболее простая конфигурация пневмопроводной сети линейная -- терминалы приема и отправки соединены напрямую. Для автоматического возврата капсулы можно проложить вторую линию трубопровода, что не вполне целесообразно.

Радиальная схема транспортировки. Ее, как правило, используют при пересылке отправлений из нескольких исходящих терминалов на одну приемную станцию.

Более сложный способ организации линии -- кольцевой, когда вдоль трубопровода, замкнутого в кольцо, расположено несколько приемо-передающих терминалов. Здесь необходима система Адресации.

Если станций немного, информацию об адресе может нести сам патрон. При большом числе станций для адресации на станциях отправки ставят пульты с кнопочными номеронабирателями. Каждая станция имеет свой код, и в момент отправки патрона станция приема уже готова к его приходу.

Наиболее сложно организованы системы пневмопочты с ответвлениями. Патроны движутся, как поезда, изменяя маршрут на стрелках. В современных системах пневмопочты роль диспетчеров выполняют микропроцессоры. Они следят за тем, чтобы корреспонденция попала по нужному адресу, управляют работой стрелок и выбирают оптимальный маршрут следования. Существуют как трех-, так и шестипозиционные стрелки, которые позволяют существенно упростить монтаж и обслуживание. Специальная программа следит за абсолютно мягким приходом капсулы, адаптируясь к весу пересылаемых в них предметов.

С помощью компактного специализированного контроллера и принтера можно вести контроль за пересылкой капсул с указанием времени пересылки, имен пользователей, адресов пересылки в режиме реального времени. Более сложный контроллер позволяет управлять пятью независимыми линиями пневмопочты, работающими одновременно для увеличения общей производительности системы.

Применение специальных материалов на основе тефлона позволяет обходиться без смазки, замены деталей на протяжении многих лет. Специальное программное обеспечение точно определит место в системе, в котором необходимо произвести техническое обслуживание.

Некоторые технологии прошлого напоминают, скорее, научную фантастику. Например, несмотря на последний сезон сериала «Белый воротничок», думая о системе пневматической почты большинство наверняка скорее вспомнит «5-й элемент», фильм из нью-йоркского будущего, где Корбан Даллас получил несколько важных писем подряд. А, тем не менее, сложная многоузловая сеть труб для передачи сообщений и небольших объектов использовалась в Нью-Йорке уже с конца XIX-го века.

Такая сеть функционирует за счёт компрессоров (сначала работавших на паровых двигателях, потом на электричестве), которые создают давление воздуха, выталкивающее или засасывающее содержимое подсоединённой трубы. Это делает возможным передачу объектов (обычно специальных, смазанных маслом капсул) на большие расстояния практически по воздуху, то есть пневматически. Нью-йоркская сеть не была самой большой или самой старой. В Берлине, например, систему ввели в 1865-м году и её протяжённость в последствии достигла 400 км; в Париже — 467 км и использовалась с того же времени аж по 1984 г. Запуск в Нью-Йорке состоялся через 4 года после Филадельфии, в 1897-м году, зато размер капсул здесь был очень большим: примерно 60 сантиметров на 20 в диаметре. Это позволяло переслать даже живую кошку, что было проделано минимум дважды (один раз для смеху, другой — для срочной доставки к ветеринару).

Пневматическая почта соединяла узловые почтовые станции в Манхэттене и даже в Бруклине (одна труба проходила по Бруклинскому мосту). Скорость передачи капсул достигала 50 км/час. То есть из главпочтампта на 33-й улице до Гарлема письма доходили за 15-20 минут. Протяжённость сети составляла 44 км, а поток достигал 95 тысяч писем ежедневно — примерно треть всей циркуляции по городу. В 1918 году федеральное правительство посчитало, что эксплуатация пневматической системы обходится в 17 тысяч долларов за милю (1.6 км) в год. Было принято решение использовать более дешёвый и ещё более инновационный вид доставки почты: автомобиль. В 1922-м систему в Нью-Йорке как-будто возродили, но протянула она только до 1953-го года.

Сейчас остатков былого величия почти не сохранилось. Без адекватного содержания большая часть пневмотруб прогнила или была уничтожена во время ремонта и строительства. Некоторые организации, прежде всего банки и библиотеки, продолжают использовать пневматическую службу доставки внутри своих помещений. Например, гуманитарная ветка нью-йоркской библиотеки в главном здании на 5-й Авеню использует такие мини-капсулы, которые переносят заказ читателя библиотекарю 7-ю этажами книжных полок ниже. Книги доставляются наверх при помощи вертикального конвейера. Но ничто не побьёт остров Рузвельта, что в Нью-Йорке между Манхэттеном и Квинсом: здесь почти никогда не бывает плохого запаха и шума от мусорных грузовиков т.к. все мусоросборники в домах соединены со «свалкой» посредством шведской пневматической системы! Вот уж воистину технология будущего!

Что такое пневмопочта?

Пневматическая почта, пневмопочта (от греч. pneumatikos — воздушный) — система перемещения различных грузов под действием сжатого или наоборот, разреженного воздуха. Закрытые пассивные капсулы (контейнеры) перемещаются по системе трубопроводов, перенося внутри себя не тяжёлые грузы, документы.

Используется в организациях с необходимостью пересылки оригиналов документов, например, в банках, складах и библиотеках, наличных денег в супермаркетах и кассах банков, анализов, историй болезней, рентгеновских снимков в лечебных учреждениях, а так же проб и образцов на промышленных предприятиях (в заводские лаборатории или отделы по контролю качества).

История возникновения систем пневматической почты (СПП) имеет свое начало в XIX веке. Уже тогда люди впервые задумались о возможности пересылки почтовых отправлений с большой скоростью и без участия курьерской службы.

Системы пневмопочты позволяют:

  • обеспечить надежность и безопасность пересылки платежных документов (и, при необходимости, денег);
  • оптимизировать работу сотрудников за счет более оперативной пересылки документов;
  • обеспечить современный уровень обслуживания клиентов;
  • создать более комфортные условия при обслуживании клиентов;
  • улучшить условия работы персонала.

Как работает пневмопочта:

Система пневматической почты (СПП ) состоит из следующих основных элементов: компрессора, центрального контроллера, стабилизированного источника питания, блока управления компрессором, магистрального трубопровода, маршрутных стрелок и рабочих станций с пультами управления.

Основное оборудование СПП устанавливается, как правило, за подвесным потолком, за исключением центрального контроллера и станций с пультами управления.

Компрессор двунаправленного действия создает, в зависимости от команд, поступающих с центрального контроллера, давление или разрежение в системе, определяя тем самым направление движения капсулы.

Установленный в системе байпас с системой клапанов осуществляет плавное торможение капсулы в зоне компрессора.

Центральный контроллер с помощью заложенной в энергонезависимой памяти программы полностью управляет работой всей СПП.

Автоматические маршрутные стрелки устанавливают соединение отдельных участков магистрального трубопровода, определяя путь, по которому движется капсула во время фаз нагнетания или разрежения.

Рабочие станции позволяют загружать или извлекать капсулы из СПП.

Любая пересылка в СПП состоит из нескольких фаз:

  • загрузка капсулы в станцию отправителя.
  • движение капсулы от станции отправителя в сторону компрессора (разрежение).
  • движение капсулы от компрессора до станции получателя (давление).
  • прием капсулы на станции получателя и извлечение ее.

Для отправки капсулы пользователь набирает на клавиатуре адрес станции-получателя, вставляет капсулу в приемное отверстие станции. Далее центральный контроллер определяет путь от станции отправителя до компрессора и устанавливает маршрутные стрелки в нужное положение.

Если стрелки не смогут по каким-либо причинам занять заданного центральным контроллером положения, на дисплее контроллера и пультах пользователей появляется сообщение об ошибке и система переходит в режим диагностики и инициализации.

Если стрелки заняли свое положение, центральный контроллер дает команду компрессору на создание разрежения в системе. Капсула начинает свое движение к компрессору. Прохождение капсулы через стрелки фиксируется оптическими датчиками. После прохождения капсулой последней на своем пути стрелки, компрессор отключается и капсула плавно тормозится в байпасе.

Далее центральный контроллер определяет путь движения капсулы от компрессора до станции назначения и устанавливает маршрутные стрелки в соответствующее положение. Компрессор получает команду на создание давления в системе и капсула начинает движение от компрессора к станции получателя. При прохождении капсулой последнего оптического датчика компрессор отключается и капсула плавно тормозится с помощью системы воздушных клапанов в рабочей станции.

После прихода капсулы на рабочую станцию система переходит в режим готовности для следующей пересылки.

Перемещение механизмов и прохождение капсулы в маршрутных стрелках контролируется с помощью специальных датчиков, что исключает "зажим" капсулы в стрелке.

В случае, если по каким-либо причинам капсула за установленное время не попадет в станцию получателя, все станции в системе блокируются и осуществить передачу становится невозможно. Центральный контроллер переводит систему в режим диагностики и производит "продувку" системы. В режиме продувки системы компрессор последовательно производит "всасывание" с каждой рабочей станции имеющихся в системе капсул до байпаса (компрессора), а затем отправляет "найденные" капсулы на станцию «сброса». На этот случай в системе назначена специальная станция сброса.

После извлечения всех капсул из системы центральный контроллер переводит ее в режим готовности.

Современные системы пневмопочты:

Развитие электронных технологий, возникновение новых полимерных материалов дали толчок созданию систем пневматической почты нового типа. Эти системы отличаются высокой степенью надежности и широчайшими функциональными возможностями.

Применение микропроцессоров для управления пневмопочтой позволяет создавать системы, соединяющие между собой несколько сотен пользователей.

Современное программное обеспечение, работающее под управлением операционной системы MS Windows, позволяет оперативно перенастроить систему, произвести статистический анализ и полностью контролировать все текущие операции.

Применение программируемых микрочипов, устанавливаемых в капсулы, позволяют совершенно точно определять местонахождение капсулы с заданным кодом. Выдача полученных капсул может осуществляться по предъявлению оператором специальной магнитной карты.

Пневматическая почта нашла широкое применение в различных областях человеческой деятельности: банки, торговые организации, промышленные предприятия, медицинские учреждения и т.п.

Сколько стоит пневмопочта?

На стоимость системы влияет ряд количественных и качественных характеристик. В первую очередь - это разветвленность системы, типы станций, характеристики помещения. Самой «бюджетной» системой принято считать систему «точка-точка» при протяженности 100 м, двусторонняя система стоит примерно 2500-3000 Евро. Более сложные системы, как правило, требуют индивидуального расчета.

В системах административного управления информация пере­дается как путем транспортировки документов курьером или с по­мощью пневматической почты, так и с использованием систем автоматизированной передачи информации по каналам связи.

Пневмопочта - это простой и эффективный способ ускорить передачу оригиналов документов и одновременно освободить пер­сонал от ненужного, а иногда и нежелательного хождения. Таким образом, пневмопочта является дополнением к электронным сред­ствам передачи информации, а применение специальных развет-вителей - стрелок - позволяет создавать систему любой конфи­гурации и формы. Изобретенная в 1835 г. в Австрии и первоначаль­но построенная в Англии (1853 г.) и Германии (1865 г.) пневмопочта достаточно широко применяется в офисной, архивной деятельнос­ти, в библиотеках и прочем.

Ручная и механизированная транспортировки документов яв­ляются весьма распространенными способами передачи информа­ции в офисах. Однако скорость передачи и объем доставляемой ин­формации не всегда могут удовлетворить пользователя. Поэтому для оперативной передачи электронных документов используют средства и системы автоматизированной передачи информации по техническим каналам связи.

Системы пневматической почты предназначены для «живой» пересылки различных предметов и ценностей (оригиналов доку­ментов, наличных денег, ценностей и прочего) как внутри здания, так и между зданиями, для чего прокладка трубопровода может вестись под землей или снаружи на специальной подвеске. Внутри здания трубопровод прокладывается над подвесными потолками. Транспортировка между передающими и приемными устройства­ми (станциями) происходит по трубопроводу в герметичных капсу­лах со скоростью 5-8 м/с.

Несмотря на широкое применение средств электронной переда­чи информации, оборот оригинальных документов сохраняется. Не каждая организация имеет возможность полностью перейти на электронный документооборот. Это связано с проблемами как тех­нического, юридического, так и психологического характера.

Основные технические характеристики системы пневматиче­ской почты:

Система вакуумно-нагнетательного типа (компрессор);

Диаметр трубы: от 60 до 200 мм (стандартный - 110 мм);

Материал транспортирующей трубы - поливинилхлорид (ПВХ);

Длина транспортирующей капсулы (патрона) от 22 до 34 см;

Вес транспортируемого груза до 10 кг;

Практически бесшумная работа системы;

Скорость движения капсулы до 45 м/с;

Возможность дополнительного оснащения средствами безо­пасности («электронные ключи», регистрация и т. д.);

Возможность расширения уже имеющейся системы;


Возможность подключения принтера или ПК для полного контроля за передачей информации;

Простота обслуживания.

Когда капсула оказывается в трубе, необходимо, чтобы она дос­тигла нужного пункта назначения.

Наиболее простая конфигурация пневмопроводной сети линей­ная - терминалы приема и отправки соединены напрямую. Для автоматического возврата капсулы можно проложить вторую ли­нию трубопровода, что не вполне целесообразно.

Радиальная схема транспортировки. Ее, как правило, использу­ют при пересылке отправлений из нескольких исходящих терми­налов на одну приемную станцию.

Более сложный способ организации линии - кольцевой, когда вдоль трубопровода, замкнутого в кольцо, расположено несколько приемо-передающих терминалов. Здесь необходима система Адре­сации.

Если станций немного, информацию об адресе может нести сам патрон. При большом числе станций для адресации на станциях отправки ставят пульты с кнопочными номеронабирателями. Каж­дая станция имеет свой код, и в момент отправки патрона станция приема уже готова к его приходу.

Наиболее сложно организованы системы пневмопочты с ответв­лениями. Патроны движутся, как поезда, изменяя маршрут на стрелках. В современных системах пневмопочты роль диспетчеров выполняют микропроцессоры. Они следят за тем, чтобы коррес­понденция попала по нужному адресу, управляют работой стрелок и выбирают оптимальный маршрут следования. Существуют как трех-, так и шестипозиционные стрелки, которые позволяют суще­ственно упростить монтаж и обслуживание. Специальная програм­ма следит за абсолютно мягким приходом капсулы, адаптируясь к весу пересылаемых в них предметов.

С помощью компактного специализированного контроллера и принтера можно вести контроль за пересылкой капсул с указанием времени пересылки, имен пользователей, адресов пересылки в ре­жиме реального времени. Более сложный контроллер позволяет управлять пятью независимыми линиями пневмопочты, работаю­щими одновременно для увеличения общей производительности си­стемы.

Применение специальных материалов на основе тефлона позво­ляет обходиться без смазки, замены деталей на протяжении многих лет. Специальное программное обеспечение точно определит место в системе, в котором необходимо произвести техническое обслужи­вание.


СРЕДСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

5.1. Общая характеристика средств вычислительной техники

Средства вычислительной техники возникли и развивались в ответ на потребности человеческого общества в счете сначала в торговле, а затем в религиозной и научной деятельности. Они прошли свой собственный путь развития от простейших счетных приспособлений (кучек однотипных предметов) до сложнейших компьютерных комплексов нашего времени. При этом основным побудительным фактором их прогресса являлись все возрастав­шие потребности выполнения вычислительных работ, обработки числовой информации. Лишь в исторически недалеком прошлом (30-40 лет назад) вычислительная техника стала использоваться для решения задач обработки текстовой информации, а впослед­ствии - информации других форм ее представления (видео и аудио). Это привело к широкому использованию средств компью­терной техники в самых разнообразных сферах человеческой дея­тельности.

Существуют различные классификации компьютерной техники:

По этапам развития (по поколениям);

Условиям эксплуатации;

Производительности;

Потребительским свойствам.

Классификация по этапам развития (по поколениям) отражает эволюцию вычислительной техники с точки зрения используемой элементной базы и архитектуры ЭВМ:

первое поколение (1950-е гг.) - ЭВМ на электронных вакуум­ных лампах;

второе поколение (1960-е гг.) - ЭВМ на дискретных полупро­водниковых приборах (транзисторах);

третье поколение (1970-е гг.) - ЭВМ на полупроводниковых ин­тегральных схемах с малой и средней степенью интеграции (от со­тен до тысяч транзисторов в одном конструктиве);

четвертое поколение (1980-е гг.) - ЭВМ на больших и сверх­больших интегральных схемах (от десятков тысяч до миллионов транзисторов в одном конструктиве);

пятое поколение (1990-е гг.) - ЭВМ со многими десятками па­раллельно работающих микропроцессоров или на сверхсложных микропроцессорах с параллельно-векторной структурой, одновре­менно выполняющих десятки последовательных команд;

шестое и последующие поколения - оптоэлектронные ЭВМ с массовым параллелизмом и нейронной структурой (распреде­ленной сетью большого числа несложных микропроцессоров, мо­делирующей архитектуру нейронных биологических систем).

По условиям эксплуатации компьютеры делятся на два типа:

Универсальные;

Специальные.

Универсальные предназначены для решения широкого класса задач при нормальных условиях эксплуатации.

Специальные компьютеры служат для решения более узкого класса задач или даже одной задачи, требующей многократного решения, и функционируют в особых условиях эксплуатации. Ма­шинные ресурсы специальных компьютеров часто ограничены. Однако их узкая ориентация позволяет реализовать заданный класс задач наиболее эффективно. Специальные компьютеры управляют технологическими установками, работают в операционных или ма­шинах скорой помощи, на ракетах, самолетах и вертолетах, вблизи высоковольтных линий передач или в зоне действия радаров, ра­диопередатчиков, в неотапливаемых помещениях, под водой на глубине, в условиях пыли, грязи, вибраций, взрывоопасных газов и т. п.

По производительности и характеру использования компью­теры можно условно подразделить:

На микрокомпьютеры;

Мини-компьютеры;

Мэйнфреймы (универсальные компьютеры);

Суперкомпьютеры.

В классе микрокомпьютеров выделяют микроконтроллеры и персональные компьютеры.

Микроконтроллер - это основанное на микропроцессоре спе­циализированное устройство, встраиваемое в систему управления или технологическую линию.

Персональные компьютеры представляют собой вычислитель­ные системы, все ресурсы которых полностью направлены на обес­печение деятельности одного рабочего места. Это наиболее много­численный класс средств вычислительной техники, в составе которого можно выделить персональные компьютеры IBM PC и совмес­тимые с ними, а также персональные компьютеры Macintosh фир­мы Apple. Интенсивное развитие современных информационных технологий связано именно с широким распространением с начала 1980-х гг. персональных компьютеров, сочетающих относительную дешевизну с достаточно широкими для непрофессионального поль­зователя возможностями.

Мини-компьютерами и супермини-компьютерами называют­ся машины, конструктивно выполненные в одной стойке, т. е. зани­мающие объем порядка половины кубометра. Данные ЭВМ истори­чески предшествовали микрокомпьютерам, по своим техническим и эксплуатационным характеристикам уступают современным микрокомпьютерам и в настоящее время не производятся.

Мэйнфреймы (main frame), иногда называемые корпоративны­ми компьютерами, представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих работников в рам­ках одной организации, одного проекта, одной сферы информаци­онной деятельности при использовании одних и тех же информа­ционно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок с большой вычислительной мощностью и значительными информационными ресурсами, к которому подсоединяется большое количество рабо­чих мест с минимальной оснащенностью (видеотерминал, клавиа­тура, устройство позиционирования типа «мышь» и, возможно, устройство печати).

В принципе, в качестве рабочих мест, подсоединенных к цент­ральному блоку корпоративного компьютера, могут быть исполь­зованы и персональные компьютеры. Область использования корпоративных компьютеров - реализация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности в крупных финансовых и производственных организациях, организация раз­личных информационных систем, обслуживающих большое коли­чество пользователей в рамках одной функции (биржевые и бан­ковские системы, бронирование и продажа билетов для оказания транспортных услуг населению и т. п.).

Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные систе­мы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов. Основная характеристика здесь была и есть производительность, которая всегда неограниченно требуется в особо мощных и ответственных приложениях. Это очень мощные компьютеры с производительностью свыше 100 MFLOPS (милли­онов операций над числами с плавающей точкой в секунду).

Борьба между производителями суперкомпьютеров идет за пер­вую позицию в рейтинге Тор 500 (упорядоченный список 500 наиболее производительных ЭВМ, составляемый два раза в год), т. е. за абсолютный рекорд производительности. Достигнутая производи­тельность уже давно перешагнула за миллиард операций в секун­ду - гигафлопные компьютеры. Разрабатываются и создаются компьютеры, выполняющие уже триллионы (!) операций в секун­ду, - терафлопные компьютеры.

Область применения суперкомпьютеров - задачи метеороло­гии, физики элементарных частиц, моделирования ядерных взры­вов (в условиях запрета натурных испытаний), сбора и обработки данных, поступающих с места ведения военных действий. Пред­стоящая задача - фолдинг белков. Это расчет наиболее вероятных конфигураций молекул белков. Например, молекула гемоглобина, состоящая из четырех единиц по 150 аминокислот, может иметь минимум 10 150 состояний. Понятно, что масштабы офисной дея­тельности не предполагают использование ЭВМ этого класса.