Мультиметр с прозвонкой. Как прозвонить провода мультиметром: способы проведения проверки

В сплывшем окне на мониторе компьютера появилась надпись «Сетевой кабель не подключен», светодиод на сетевой плате не светится. Вставляете, вынимаете вилку RJ-45 в надежде на плохой контакт в соединении и осознаете, кабель не исправен. Если у Вас в компьютере не установлена отдельная сетевая карта, и вилка сетевого кабеля вставляется непосредственно в материнскую плату, то светодиод не будет светить, если отключено соединение программно.

В настоящее время зачастую сетевой кабель витая пара сначала подключают к роутеру, который иногда «зависает». Поэтому в первую очередь необходимо перезагрузить роутер. Для этого достаточно отключить его от питающей сети на минуту и затем опять включить. Вполне возможно доступ к Интернету после этого восстановится.

Отключение может произойти и без Вашего непосредственного участия, например из-за нестабильного сетевого напряжения, запущенными не лицензированными программами или вируса. Для проверки в Win XP нужно зайти: Пуск / Настройки / Панель управления / Сетевые подключения и убедиться, что соединение подключено. Реже, но тоже бывает, не правильно работает драйвер сетевой карты. Проверить можно: Пуск / Настройки / Панель управления / Система / Оборудование / Диспетчер устройств / Сетевые платы. Не должно быть никаких предупреждающих знаков.

Сетевые карты очень редко отказывают, такое иногда случается после сильной грозы. Проверить работоспособность сетевой карты можно, подключив к заведомо исправной линии или установкой в другой компьютер, не забыв инсталлировать для нее драйвер. Иногда удается заставить сетевую карту работать перестановкой в соседний слот материнской платы.

Звонок в техническую службу провайдера поможет проверить работоспособность линии с их стороны. Если в компьютере и у провайдера все в порядке, следовательно, вышел из строя кабель витых пар и требуется его ремонт. Можно конечно вызвать специалистов и ждать, но при желании, возможно, провести диагностику и отремонтировать кабель витых пар своими руками.

Наиболее вероятны следующие неисправности кабеля витых пар:
- полный обрыв одного или нескольких проводов − встречается часто;
- короткое замыкание между проводниками одной витой пары или между проводами соседних пар − встречается реже.

Программа для проверки доступа к сети Интернет
Network Traffic Monitor

В поисковых системах часто ищут ответ на вопрос: «программа для проверки кабеля витых пар». В компьютере с установленной системой Windows уже есть такая программа, которая выдает сообщение «Сетевой кабель не подключен», в случае обрыва или замыкания в кабеле витых пар. Место же обрыва или замыкания придется искать самостоятельно, нет такой программы, которая указала бы точно место и причину неисправности. Для этого есть специальные тестеры, например MicroScanner Pro.

Другое дело, если связь с Интернетом есть, но она не стабильна или скорость загрузки внезапно упала. Для проведения мониторинга трафика по сети есть отличная бесплатная программа, точнее утилита, которая называется Network Traffic Monitor.

Она позволяет в режиме реального времени измерять скорость передачи данных, наблюдать изменение скорости во времени, сохранять данные на винчестере, резиновые окошки, широкие возможности настройки и много других полезных сервисов. Поддерживает множество языков, в том числе и русский.

Установить программу на компьютер просто, достаточно запустить ехе файл и нажать несколько раз кнопку подтверждения. Network автоматически добавится в автозагрузку и будет выполнять мониторинг, и сохранять все данные. Для вывода на экран монитора любого из окошек, достаточно нажать правой кнопкой мышки на иконку в трее и выбрать нужное окошко. Network Traffic Monitor лучшая утилита для анализа и диагностики качества сети из всех, с которыми я знакомился при поиске. Работоспособность программы Network Traffic Monitor проверена мной с Windows HP и Windows 7. Скачать программу Network Traffic Monitor одним нажатием кнопки мышки Вы можете с моего сайта.

Схема подключения компьютера к сети
utp кабелем витая пара

Для проверки кабеля витых пар со знанием дела желательно представлять, электрическую схему подключения кабелем витых пар сетевой карты компьютера с другими устройствами, хабом, свичем или другим компьютером. На рисунке представлена схема участка сети подключения компьютера к активному оборудованию, хабу или свичу.


Для проверки кабеля витых пар представляет интерес как раз часть схемы сетевой карты или хаба, к которой подключен разъем кабеля витых пар RJ-45. Как видите, каждая пара подключена к трансформатору по симметричной схеме (от середины обмотки трансформатора сделан отвод, который соединен с общим проводом, иногда через резистор или конденсатор). Благодаря такому подключению, все наводимые помехи в кабеле приходят на вход в противофазе, и взаимно уничтожаются, а полезный сигнал приходит в фазе и величина его не изменяется. Трансформаторная схема имеет еще одно достоинство, защищает активное оборудование от коротких замыканий и перепутывания проводов в кабеле витых пар при подключении.

Размах и форма информационного сигнала
в кабеле витая пара

У некоторых возникает вопрос, какую форму и размах имеет сигнал в витых парах? На представленной фотографии осциллограмма информационного сигнала. На витых парах сигналы как Rx, так и Tx имеют приблизительно одинаковую форму и размах около двух вольт. По одной паре сигнал передается, а по второй принимается, поэтому и для связи и нужны две пары. Если один из разъемов RJ-45 кабеля витых пар вынут из оборудования, то передача сигнала автоматически прекращается.


Теоретически сигнал в витой паре должен иметь прямоугольную форму, но так как имеется емкость и сопротивление проводников, то форма сигнала закругленная. По этой причине и ограничена удаленность между точками связи, обычно не более 100 метров. Величина сигнала 2 В не опасна для человека, не опасно для сетевого оборудования и короткое замыкание между парами, так что можно заниматься поиском неисправности кабеля витых пар без его отключения от сети. Сетевая карта, свич или хаб из строя не выйдут.

Как найти обрыв в utp кабеле витая пара

Найти обрыв в кабеле витых пар можно несколькими способами: внешним осмотром, прозвонкой мультиметром или стрелочным тестером и народными способами.

Проверка кабеля витая пара внешним осмотром

Начинать проверку utp кабеля следует с внешнего осмотра кабеля по всей его длине, особое внимание нужно обратить на качество обжима в вилках RJ-45. При небрежном обжатии проводники могут быт не вставлены в вилку до упора, и контакт будет плохим. Или проводники перехлестнуты между собой в месте фиксации (бывает с зеленой парой, так как ее проводники обжимаются на расстоянии двух контактов) и витые пары в этом месте могут замкнуться. Если визуальный осмотр не позволил обнаружить неисправность, тогда необходимо выполнить тестирование кабеля витых пар.

Если бы в Вашем распоряжении имелся современный кабельный тестер с ЖК-дисплеем например, MicroScanner Pro, позволяющий определить не только вид дефекта в кабеле витых пар, но и место его нахождения, или хотя бы самодельный светодиодный тестер, то вопросов бы не возникло. Однако в быту приходится обходиться подручными средствами.

Проверка кабеля витая пара тестером или мультиметром


Самый простой способ проверки, является прозвонка оранжевой и зеленой витой пары стрелочным тестером. Для этого нужно вынуть вилку RJ-45 из сетевой карты компьютера. Дале, щупами тестера, включенного в режим измерения сопротивления, прикоснуться сначала к оранжевому и бело-оранжевому проводнику витой пары. Тестер должен показать сопротивление 1-2 Ома, затем к зеленому и бело-зеленому. Сопротивление тоже должно быть 1-2 Ома. Полярность подключения тестера значения не имеет. Далее замеряется сопротивление между оранжевым и зеленым проводниками пары. Оно должно быть более 100 Ом, обычно равно бесконечности. Если результаты измерений соответствуют приведенным выше значениям, значит, витые пары в кабеле исправны.

Вот еще один способ более сложный, но надежный и незаменим, если проверяемый сетевой кабель витых пар не подключен к оборудованию. Нужно свести концы кабеля с вилками RJ-45 в одно место и прозвонить проводники. Нужно установить на приборе переключатель в положение измерения сопротивления и по схеме проверить целостность проводников и отсутствие короткого замыкания между ними.


На фотографии изображен кабель витых пар обжатый в коннекторе RJ-45 по варианту В цветовой маркировки.

Концом одного щупа прибора прикасаются к контакту одной вилки RJ-45, а другим щупом прикасаются к одноименному контакту второй вилки. Сопротивление должно быть равно нулю. По очереди прозваниваются провода каждого цвета и каждый провод проверяется на отсутствие короткого замыкания с любым другим. Проверку на отсутствие короткого замыкания проводят на одной вилке. Для этого один конец щупа подсоединяется к контакту, допустим номер 1, а второй по очереди ко всем остальным. Далее щуп подсоединяется к контакту 2 и по очереди к 3, 4, 5, 6. Так как в передаче сигнала задействованы только две пары (оранжевая и зеленая , контакты вилки 1, 2, 3, 6), то на них надо при проверке обратить особое внимание.

Но не всегда есть возможность свести разъемы utp кабеля в одну точку. В таком случае без дополнительного приспособления обойтись трудно. Конечно, можно удлинить конец щупа тестера на всю длину кабеля и вдвоем выполнить проверку, или обрезать одну из вилок RJ-45, зачистить провода и скрутить их между собой попарно. Но целесообразнее сделать простейшее приспособление из розетки для RJ-45, закоротив в ней пары отрезками проводников диаметром 0,5 мм или резисторами, как показано на фотографии. Резисторами лучше, так как это позволить проверить не только целостность проводников витой пары, а и наличие короткого замывания между ними. Если измеренная величина сопротивления равна нулю, а не установленному в розетке, значит, проводники закорочены между собой. Номиналы резисторов для перемычек витых пар лучше взять разные, например 50, 100, 150 и 200 Ом. Тогда результаты измерений будут более информативными.

Вилка RJ-45 одного конца кабеля витых пар вставляется в розетку с перемычками, прикасаясь щупами тестера к контактам второй вилки, выполняют по очереди проверку каждой витой пары и отсутствие короткого замыкания между соседними парами по выше описанной технологии.


Благодаря разным номиналам сопротивлений легко проверяется правильность обжатия витых пар, при проверке вновь изготовленного кабеля. Если какие-либо пары перепутаны местами, то по величине сопротивления - это сразу будет видно. Например, если при проверке оранжевой пары мультиметр покажет сопротивление 100 Ом вместо положенных 50, значит, вместо оранжевой пары в контакты 1 и 2 RJ-45 обжата другая пара, или кабель обжат по другому варианту.

Проверять кабель витых пар, касаясь вилки RJ-45 очень неудобно. Если в наличии имеется свободная розетка RJ-45, то можно улучшить условия измерений. Вставить второй конец кабеля в розетку и измерения проводить, касаясь щупами контактов внутри розетки.

По результатам проверки принимается решение о дальнейших действиях. Если оранжевая или зелёная пары в обрыве или замкнуты, то можно заменить их одной из не используемых, коричневой или синей, если они исправны. Для этого придется обрезать сначала одну вилку и опять прозвонить все пары, затем вторую с повторной проверкой пар, так как обрыв или короткое замыкание может быть в самих вилках. Замыкания бывают в месте зажима кабеля фиксатором в вилке при неправильной подготовке проводов. Обрыв, если проводники при подрезании внешней оболочки кабеля надсечены. В этом месте они часто и ломаются. Если после обрезания вилок все пары оказались с дефектами, надо более внимательно осмотреть кабель по всей длине, в случае если поврежденное место обнаружить не представится возможным, придется менять кабель витых пар новым.

Проверка utp кабеля витая пара без приборов

Если под рукой нет тестера или мультиметра, то можно проверить исправность кабеля витых пар без них по ниже предлагаемой методике. Нужно отрезать от концов кабеля куски по 10-15 см. вместе с разъемами. Освободить концы кабеля от оболочки на 5 см. и снять изоляцию с каждого из проводов на длину 2 см.


В небольшую емкость из диэлектрического материала (стекло, пластик, полиэтиленовый пакет) налить немного воды с растворенной в ней поваренной солью из расчета четверть объема соли от объема воды. Чем соли больше, тем лучше. Соль добавляется в воду, чтобы уменьшить ее электрическое сопротивление. Погрузить все проводники одного конца кабеля в емкость с раствором. Можно погружать каждую витую пару и по очереди. Расстояние между проводниками витых пар должно быть минимальным, но соприкасаться они не должны.


Витые пары противоположного конца кабеля последовательно подсоединить к полюсам любой батарейки или источника питания величиной более 3 В. При очень большей концентрации соли в подогретой воде достаточно будет и 1,5 В. Такое напряжение выдает любая пальчиковая батарейка, например от пульта дистанционного управления телевизором. С успехом подойдет аккумулятор от сотового телефона, у него напряжение около 3,7 В. Батарейка от материнской платы тоже сгодится, у нее напряжение 3,2 В. При наличии резистора номиналом 50-100 Ом, лучше подключать батарейку через него, для защиты на случай короткого замыкания витых пар. Полярность подключения значения не имеет.

В качестве источника питания можно использовать телефонную сеть. Напряжение в телефонной сети около 40 вольт и ток постоянный, ограниченный на телефонной станции 40 мА. Такое подключение безопасно для человека и телефонной линии. Этим вариантом удобно воспользоваться, если нужно подать напряжение на витую пару в подъезде, где рядом находится телефонная коробка.

Для проверки подойдет любое зарядное устройство от сотового телефона, USB порт компьютера, на крайних клеммах там 5 В. К USB без токоограничивающего резистора подключаться не допустимо, можно вывести из строя компьютер. Для проверки витых пар достаточно тока 2 мА.

После подачи напряжения, на противоположных концах витой пары, которые в воде, будет наблюдаться следующая картина.


Как видно, на проводнике, который подсоединен к минусу (катоду), выделяются мелкие белые пузырьки водорода, а подключенному к плюсу (аноду) – желто-зеленые - хлора. Очевидно, что пара в порядке и нет короткого замыкания с другими проводниками. В случае замыкания, в зависимости от того, с каким проводом, шли белые или желтые пузырьки еще и с другого провода.

Если найдено повреждение, то проверку витых пар на этом можно закончить и заменить неисправную витую пару синей или коричневой. Например, при проверке витых пар выявлен обрыв в оранжевой паре. Тогда соединяете оранжевую пару, идущую от разъемов, с синей парой кабеля. Технология соединения описана на странице «Удлинение кабеля витых пар» .

Безусловно, лучше обжать кабель новыми коннекторами, а не сращивать. Или обжать старыми способом, описанном на страничке «Как обжать вилку RJ-11, RJ-45 на кабель витых пар» .

Если оранжевая и зеленая пары в порядке, и Вы не хотите возиться с обжимом коннекторов, нужно проверить отрезанные куски кабеля с коннекторами. Для этого скручиваются вместе зачищенные от изоляции все цветные провода витых пар и отдельно бело – цветные.


Коннектор погружается в соляной раствор на такую глубину, чтобы контакты оказались полностью в воде. Скрученные провода подсоединяются к батарейке.


На четырех из восьми контактов через один, должны образоваться белые пузырьки. Меняете полярность подключения батарейки, пузырьки должны образоваться на контактах, на которых не появлялись до этого и тоже строго через один. Отклонение от этого сразу свидетельствует о неисправности. Например, если белых пузырьков нет на одном из контактов, значит провод в обрыве, если нет ни на одном контакте, значит короткое замыкание между проводниками. Для уточнения, можно выполнить индивидуальное тестирование пар, раскрутив ранее сделанные скрутки.

В зависимости от полученных результатов придется заниматься обжимом или сращивать провода.

Проверка кабеля витая пара с помощью картошки

Кабель подготавливается, как описано выше, только емкость с соляным раствором заменяется половинкой картошки. Втыкается последовательно каждая пара в картошку на глубину 1-1,5 см. Расстояние между проводниками должно быть минимальным.

Как видите на фото вокруг провода, который подсоединен к плюсовому выводу батарейки позеленело, а вокруг минусового появилась белая пена. Когда провода будут вынуты из картошки, вы заметите потемнение провода, на который подавался минус. Если изменений на срезе картошки не произошло, значит, проводники витой пары в обрыве или закорочены между собой.

Ради интереса ткнул провода в срез яблока. Не так явно, но что провода в порядке очевидно.


Описанным способом проверки витой пары можно проверять провода любого типа, сечения и длины.

Без электрических компонентов современному автомобилю с бензиновым двигателем невозможно даже сдвинуться с места. Но и наличие дизельного силового агрегата не сделает эксплуатацию автомобиля безопасной и комфортной. А все потому, что благодаря проводке все узлы и агрегаты работают как единый механизм.

И действительно, все эти жгуты проводки, опоясывающие автомобиль сверху-донизу, выполняют единственную задачу – обеспечить бесперебойную передачу электрических импульсов между компонентами той или иной системы . И если один из проводов имеет плохой контакт, или еще хуже – сгорела или окислилась клемма, то работа цепи нарушится или же и вовсе откажет.

Заменить – просто, сложнее найти место обрыва или короткого замыкания своими руками, особенно если не знать, как это сделать.

В данной статье мы постараемся ответить на многие вопросы, включая и:

  • как прозвонить проводку в машине для поиска неисправности;
  • как правильно починить исполнительный механизм;
  • как восстановить плохой контакт;
  • как решить другие проблемы, связанные с электрооборудованием.

Что под капотом

В подкапотном пространстве встречается множество проводов, выполняющих самые разнообразные функции:

  1. передающие импульсы высокого напряжения от источника тока (генератора или АКБ) в цилиндры двигателя;
  2. передающие данные от всевозможных датчиков;
  3. обеспечивающие непрерывную работу системы подачи топлива, осветительных приборов и т.п.

Что в салоне

Внутри автомобиля, предназначенного для водителя и его пассажиров, проводов даже больше, поскольку здесь расположены:

  1. Органы управления автомобильными системами:
    • управление внешними осветительными приборами (освещением дорожного полотна, сигналами маневрирования и задними стоп-сигналами);
    • управление звуковыми устройствами;
    • управление АКПП;
    • управление электронными помощниками (круиз-контроль, автоматические стеклоочистители, навигационная система);
  2. Контрольные приборы и датчики;
  3. Системы активной безопасности:
    • электроприводы ремней безопасности;
    • механизмы подушек безопасности водителя и переднего пассажира;
  4. Функции комфорта:
    • кондиционер;
    • стеклоподъемники;
    • музыкальная аппаратура;
    • системы подогрева стекол, зеркал, кресел и т.п.

Обратите внимание!
Через салон проходят жгуты проводов к задней части авто.
Поэтому, внутри машины максимальная концентрация электропроводки.

Как обнаружить неисправность

Если что-то из электрических приборов или исполнительных механизмов перестает работать, то не стоит спешить с его заменой. Нельзя исключать, что причина отказа скрыта в нарушении работоспособности проводки, и установка нового оборудования проблему не решит.

Для этого необходимо вооружиться:

  1. мультиметром;
  2. либо сигнальной лампой на 12 Вольт с соединительными проводами.

Порядок работы с мультиметром

Справочно: Мультиметр представляет собой универсальное устройство, одновременно объединяющее омметр, амперметр и вольтметр.
За измерение напряжения бортовой цепи отвечает вольтметр, силу тока измеряет амперметр, а сопротивление соответственно определяет омметр.

Проверка напряжения

Для этого:

  • Переключаем мультиметр в режим вольтметра;
  • Подсоединяем один из щупов прибора к отрицательной клемме аккумулятора (если проверяемое устройство находится под капотом) или к массе автомобиля, стараясь выбрать место на кузове с хорошим контактом;
  • Второй щуп подключаем к подающему проводу в проверяемой цепи, предварительно сняв его с клеммы устройства или прибора.

Если на табло появится значения – напряжение в проводе присутствует и сам провод исправен. Проделываем операцию с другими проводами, и когда обнаружим точку, где напряжение в сети отсутствует, определяем, что источник неисправности расположен в этом отрезке.

Обратите внимание!
В некоторых электрических цепях автомобиля напряжение присутствует только тогда, если ключ в замке зажигания установлен в определенное положение.

Поиск короткого замыкания

Данная процедура характерна таким моментом, как полное отсутствие напряжения в цепи.

Для этого:

  1. извлекается плавкий предохранитель, отвечающий за проверяемую цепь;
  2. мультиметр переводится в режим вольтметра;
  3. один из щупов подключается к клеммам подключения предохранителя в тот момент, когда все остальные приборы и оборудование этой цепи обесточены;
  4. пошевелите провод – если на экране будут появляться значения, значит провод закорачивает.

Обратите внимание!
Чаще всего это происходит с проводкой в местах, где протерлась изоляция.
Подобный тест на поиск короткого замыкания можно осуществить с любым другим элементом цепи, в т.ч. с выключателями.

Проверка качества заземления

Поскольку подавляющее большинство автомобилей имеет однопроводную схему электропроводки, и «-» все электрическое оборудование получает через металлический корпус авто, качество заземления приборов и механизмов играет решающую роль.

Но в процессе эксплуатации, детали корпуса:

  • ржавеют;
  • окисляются;
  • разбалтываются;

и у электрооборудования, подключенного к корпусу, теряется электрический контакт, они начинают работать с перебоями. Чтобы убедиться в их исправности, следует провести проверку надежности заземления.

Алгоритм проверки надежность подключения электрооборудования и других элементов к массе автомобиля будет следующим:

  1. Отсоединяем аккумуляторную батарею и подсоединяем один из проводов мультиметра к массе автомобиля;
  2. Второй провод подсоединяем к точке заземления или к соединению, которое мы проверяем;
  3. Если на экране будут появляться значения, сверьте их с заводскими параметрами, и если они близки – значит заземление в порядке.

Проверка целостности цепи

Порядок действий следующий:

  1. Отключите напряжение от цепи, вытащив плавкий предохранитель или отключив клемму на АКБ;
  2. Проверьте электрическую цепь на целостность, присоединив к ее концам щупы мультиметра;
  3. Затем подсоедините один из щупов к массе автомобиля;
  4. Если на экране появятся значения – разрывов в цепи нет;
  5. Если экран остается статичным – где-то в электроцепи есть разрыв.

Дополнительное оборудование

В процессе эксплуатации владельцы автомобилей нередко устанавливают дополнительное электрооборудование:

  • Сигнализацию;
  • Более мощные осветительные приборы;
  • Аудио и видео аппаратуру и т.п.

Их интеграция добавляет проводки в автомобиле, а также нагружает электросистему. Более того, ряд «новых» потребителей электричества неотключаемые, например, сигнализация, а значит, вероятность быстрого разряда аккумуляторной батареи становится очень актуальной.

Если ваш автомобиль начинает плохо заводиться после длительной стоянки, то следует определить причину утечки тока. Найти утечку вам также поможет многофункциональный прибор, переведенный в режим амперметра.

Совет: Не забудьте выставить диапазон измерения до 10 Ампер, поскольку ток в бортовой сети автомобиля постоянный.

В заключение

Провода в автомобиле выполняют очень ответственную роль. И даже будучи защищенными надежной изоляцией и закрытыми от внешнего воздействия в виде атмосферных осадков и высоких температур, провода могут потерять свои свойства, что приведет к поломкам и отказам как отдельных цепей, так и всех электросистем автомобиля.

А своевременный контроль и диагностика их технического состояния позволит предотвратить поломки, тем самым, сбережет ваше время и, самое главное, сохранит ваш автомобиль целым и невредимым.

Часто возникает необходимость использовать мультиметр или тестер для проверки целостности проводных или кабельных линий, обмоток трансформаторов, исправности электронных компонентов и защитных устройств. Рассмотрим особенности применения этих приборов при выполнении проверок.

Некоторые индикаторные отвертки снабжены батарейкой, позволяющей проверять цепи на обрыв. Для этого одного конца проверяемой цепи касаются жалом отвертки, другого – рукой. Пальцем другой руки касаются вывода на рукоятке индикатора. Если проверяемая цепь замкнута, в индикаторе загорается светодиод или лампочка.

Этот метод имеет ряд недостатков:

  • из-за наводок в цепях большой протяженности лампочка горит одинаково и при замкнутой, и при разомкнутой цепи;
  • риск получить удар электрическим током при ошибочном касании рукой проводника, находящегося под напряжением.

Поэтому индикатором для прозвонки целостности цепей пользуются в исключительных случаях , когда другие методы недоступны. Перед этим внимательно проверяют отсутствие напряжения и наводок как в проверяемых цепях, так и в соседних с ними. Ведь всегда сохраняется риск взять в руки не тот провод или случайно его коснуться.

Общие правила использования измерительных приборов при прозвонке цепей

Перед прозвонкой тестер или мультиметр переводят в режим измерения сопротивления. У мультиметров есть специальный режим, при выборе которого низкое сопротивление проверяемой цепи подтверждается звуковым сигналом.

Затем прибор обязательно проверяют на исправность , для чего щупы замыкают между собой. При этом он покажет сопротивление цепи, равное нулю. Если этого не произошло, то причина в следующем:

  • батарейка прибора разряжена;
  • нет контакта в разъемах для подключения соединительных проводов;
  • обрыв в соединительных проводах;
  • неисправность прибора.

Недорогие приборы комплектуются проводами небольшого сечения, переламывающимися в процессе эксплуатации. Обрыв происходит в местах входа проводников в щупы или разъемы для подключения к прибору. Сначала в этом месте наблюдается излом изоляции.

Гнезда дешевых приборов тоже иногда страдают в процессе эксплуатации, не обеспечивая нормальный электрический контакт.

Проверка целостности проводов и кабелей

Поскольку кабель имеет длину, большую, чем длина соединительных проводников тестера или мультиметра, для прозвонки жил на целостность применяют два способа:

  • используют одну из жил кабеля в качестве вспомогательной. Для этого на другом конце кабеля ее соединяют с проверяемой. Сопротивление измеряют между проверяемой и вспомогательной жилами. Многожильные кабели проще проверить, если закоротить между собой все жилы на одном конце.
  • Замыкают проверяемую жилу на «землю» и измеряют ее сопротивление на противоположном конце кабеля относительно соединенными с «землей» корпусами электроаппаратов. При этом корпуса должны обязательно соединяться между собой системой уравнивания потенциалов или с использованием кабелей и проводников, не подвергающихся проверке. Если имеются экранированные кабели, то в качестве дополнительного проводника при проверке можно использовать экраны.

Если жилы кабеля одинакового цвета , возникает необходимость их идентифицировать. Для этого приходится вызванивать их по очереди, попутно нанося на жилы метки с цифрами. Для удобства проверку выполняют вдвоем, используя при значительных расстояниях мобильные телефоны или рации в качестве средств связи.


Порядок действий при идентификации жил кабелей такой.

  1. В качестве дополнительного проводника выбирается цветная жила кабеля, а если ее нет – жила соседнего кабеля или корпуса щитков.
  2. Один из работающих соединяет перемычкой проверяемую жилу с дополнительной, сообщает об этом напарнику.
  3. Напарник ищет жилу в кабеле, измеряя сопротивление между дополнительной и всеми оставшимися непроверенными жилами кабеля по очереди. Как только найдется комбинация с нулевым сопротивлением, он сообщает об этом напарнику, договариваясь о том, какой меткой (цифрой, буквой или знаком) пометить жилы на обоих концах.
  4. Проверка производится до тех пор, пока в кабеле не кончатся жилы.

Таким же способом проверяют правильность фазировки кабельных линий: соответствие фаз L1, L2 и L3 на ее концах.

Проверка полупроводниковых диодов

Диоды пропускают ток только в одном направлении. Проверка их мультиметром или тестером представляется возможной из-за наличия в них батарейки – источника постоянного тока. Прибором измеряют сопротивление диода в двух направлениях: прямом и обратном. В прямом направлении его сопротивление мало – сотня Ом. В обратном направлении оно бесконечно велико, для его измерения предел на приборе устанавливается максимально возможным.

Однако этот метод проверки выявляет далеко не все неисправные диоды. Напряжение батарейки мало по сравнению с рабочим напряжением диода. К тому же ток, протекающий через электронный компонент, тоже меньше рабочего значения. А некоторые неисправности полупроводниковых приборов приводят к тому, что их пробой происходит либо при номинальном токе, либо при приложении рабочего обратного напряжения между выводами. После отключения свойства p-n-перехода восстанавливаются, и прибор показывает, что диод исправен. Вычислить неисправный электронный компонент можно только заменой его на заведомо исправный.

Аналогично проверяется исправность и светодиодов, так как принципиально он не отличается от обычного ничем. При проверке сопротивления в прямом направлении светодиод может тускло светиться.


Новый или выпаянный светодиод можно проверить, вставив его в разъем для проверки транзисторов мультиметра или тестера — hFE. Выводы детали вставляются в гнезда для подключения коллектора (С) и эмиттера (Е). В одном из положений исправный диод будет светиться.

Проверка силовых трансформаторов

Мультиметром или тестером можно проверить только целостность обмотки трансформатора . Выявить витковое замыкание не получится, даже если знать величину сопротивления обмотки до поломки. Несколько замкнутых между собой витков изменяют сопротивление настолько незначительно, что точности прибора не хватит для четкой фиксации неисправности. К тому же вторичная обмотка имеет очень маленькое сопротивление – прибор покажет ноль.

Сопротивление первичной обмотки зависит от мощности трансформатора и варьируется в пределах от десятков до сотен Ом. Меньшее сопротивление соответствует большей мощности. Первичная обмотка чаще обрывается, так как для ее намотки используется провод небольшого сечения. Обрывы во вторичной обмотке чаще всего связаны с отсутствием контакта в месте подключения проводов к выводам.


Витковые замыкания в трансформаторах выявляются по косвенным признакам. Для этого от него отключают нагрузку и включают на холостой ход.

  1. Измеряют напряжение на вторичной обмотке – если оно меньше номинального при напряжении в сети не менее 220 В, то в одной из обмоток витковое замыкание.
  2. Измеряют ток холостого хода трансформатора. У исправного устройства он не превышает 10% от номинального. Однако увеличение тока холостого хода может произойти и из-за повреждения в магнитопроводе.
  3. Через несколько минут отключают трансформатор и проверяют нагрев его обмоток . При сильном или локальном нагреве обмоток в них существует витковое замыкание.
  4. При срабатывании защитных устройств (предохранителей, автоматических выключателей) на входе трансформатора при отключенной нагрузке в нем точно существует витковое замыкание.

Иногда случается так, что хотя все лампочки в помещении целы, внезапно гаснет свет в одной из комнат, или перестает работать какой-нибудь исправный с виду бытовой электроприбор, или начинает сбоить один из выключателей и т.д. Здесь то и приходится прибегать к процедуре так называемой «прозвонки», то есть необходимо как-то проверить целостность некоторых проводников.

Проводник мог повредиться во время ремонтных работ, место соединения могло перегореть от перегрузки в условиях некачественного монтажа, да мало ли по какой причине мог произойти обрыв жилы... Нередко в подобных случаях мы сталкиваемся с ситуацией, когда внутри распаячной коробки на стене обнаруживаем перепутанные не маркированные провода и скрутки, наотмашь замотанные изолентой.

Как быть, ведь необходимо проверить все жилы, выявить обрыв, устранить неисправность, а провода перепутаны? После — конечно промаркируем провода, чтобы путаницы впредь не возникло. Ответ есть: необходимо уметь определять, какой провод и куда идет. Итак, давайте заострим внимание непосредственно на прозвонке в самых обычных непрофессиональных обстоятельствах.

Некоторые электрики для выявления того, какой провод — куда идет, прибегают к хитростям, вроде батарейки и лампочки. Если проверяемых проводов всего два, и они идут к единственной розетке, то надобности в премудростях нет. А если розеток и проводов десяток? Здесь то и нужна умная прозвонка, которая поможет понять, какой провод — к какому выключателю или к какой розетке присоединен.

Процедура выполняется с предварительным отключением подачи электроэнергии на всю проводку помещения. Схема самодельного тестера целостности проводки состоит из последовательно соединенных: лампочки на 12 вольт, батареи (небольшого аккумулятора на 12 вольт) и соединительных проводов с зажимами «крокодилами» на концах.

Принцип работы импровизированного тестера показан на рисунке. Относительно номиналов батареи и лампочки возможны вариации, здесь мастера изобретают кто во что горазд. Делается все очень просто: первый крокодил присоединяют к одному концу прозваниваемого провода, другой — к другому его концу.

Цепь получается следующая: источник тока, присоединительный провод с крокодилом, проверяемый провод, присоединительный провод с крокодилом, лампочка, источник тока. Если лампочка загорелась — цепь цела, провод целый. Провода, целостность которых подтвердила прозвонка, маркируют.

Мультиметр

Менее хитрая и более технологичная . Прибор переводится в режим измерения сопротивления на наименьший из диапазонов на шкале, после чего щупами проверяют величину сопротивления у попавшего под подозрение проводника.

Предварительно щупы замыкают друг о друга, при этом прибор должен показать нулевое сопротивление — контакт есть, при разведении щупов — сопротивление бесконечное — единица без нулей слева на дисплее.

Так и при проверке проводника: если сопротивление зашкаливает в область мегаомов (единица без нулей), значит в данном проводнике имеется разрыв. Если сопротивление стремится к нулю, или по крайней мере к величине, адекватной устройству проверяемой цепи, - значит проводник цел. Удобно когда мультиметр имеет звуковую индикацию (режим проверки диодов).

Проверка многожильных проводов, кабелей и различных обмоток

Если вы имеете дело с многожильным проводом или кабелем, и вам необходимо выявить, какой же проводник поврежден, то с одной стороны провода все его жилы разом присоедините к одному из щупов мультиметра, а с другой стороны - проверяйте по очереди сопротивление на каждом. Где сопротивление устремится в бесконечность (или окажется сильно больше остальных), - там и есть обрыв (или повреждение жилы).

Если вы проверяете длинный участок проводки, то во избежание использования удлиняющих проводов, опять же достаточно замкнуть с одной стороны два провода на проверяемом участке. Так вы с другой стороны прозвоните сразу два проводника (например, если проверяете двухжильный провод).

Если сопротивление устремится в бесконечность или окажется сильно больше нормального — значит в одном из проводов имеется повреждение. Обычно в таком случае приходится заменять весь двухжильный проводник. Аналогичным образом прозванивают обмотки трансформаторов и двигателей, а также тэны и прочее - где сопротивление зашкаливает (или сильно больше, чем у подобных цепей, расположенных рядом) — там обрыв или повреждение.

Причин для прозвонки проводов может быть масса. Кому-то нужно проверить цепь на предмет разрывов и неисправностей, кому-то – определить короткое замыкание или узнать о неисправности самой проводки. Чтобы выполнить эту задачу, существуют мультиметры. С помощью них можно проверить неисправности у многих видов устройств – от утюгов до трансформаторов.

Как пользоваться устройством

Сам по себе мультиметр кажется сложным прибором. Но при определенных навыках пользоваться им очень просто.

Лучше всего использовать его для прозвонки. Чтобы её включить, ручку следует установить в нужное положение (где с диодом или звуковой волны). Тогда во время проверки прозвучит звуковой сигнал, оповещающий о замыкании контактов.

Можно обойтись без звука. Если в цепи обнаружатся разрывы, то на экране прибора высветится единица. Так происходит, когда сопротивление выходит из пределов. По идее, оно должно стремиться к нулю (при работе в бытовых сетях). Если поломок нет, на экране будут нормальные показатели.

Есть ряд моментов, на которые необходимо обратить внимание перед началом работы.

  1. Удобнее будет использовать специальные наконечники – «крокодилы». Они надеваются на концы измерительных проводов.
  2. Проверяемую цепь надо сначала обесточить и убрать даже слаботочные батарейки.
  3. Конденсаторы требуется разрядить. Иначе прибор может сгореть.
  4. К оголённым концам проводов прикасаться не стоит. Иначе показания могут оказаться искажены.
  5. Перед использованием необходимо проверять, работает ли сам прибор. Узнать это легко — один щуп прикладывается к другому в течение пары секунд.

Алгоритм того, как прозвонить провода мультиметром, выглядит следующим образом:

  • Включить режим прозвонки. Измерительные провода нужно поставить на соответствующие им гнёзда.
  • Провод чёрного цвета — гнездо с обозначением COM (или звёздочка), красного — гнездо R или Ω. Рядом с этим символом могут быть единицы измерения.
  • Включить прибор.
  • , замкнув щупы. Сигнал обозначит, что всё в порядке.
  • У кабеля или провода, который будет проверяться, нужно оголить концы от изоляции, зачистить их до блеска, удалить окислу и т.д.
  • К очищенным участкам проводов надо прикоснуться щупами. Прибор будет показывать «0» и сигналить, когда всё в порядке. «1» и отсутствие сигнала говорят о поломке провода.

Иногда случается, что у устройства нет обозначения режима прозвонки. Это не беда, ведь можно воспользоваться режимом омметра. Принцип проверки изменится не сильно.

Способы определения поврежденных жил кабелей

Прозвонить многожильный кабель не так уж сложно. Сначала нужно зачистить все жилы. После проверяется, нет ли короткого замыкания: К каждой жиле друг за другом цепляется «крокодил», к остальным жилам в любой удобной последовательности прикасаются вторым щупом.

Прибор должен сигнализировать. Но отсутствие сигнала тоже будет сигналом, обозначающим отсутствие замыкания.

Если нужно определить, в порядке ли жилы, выполняются эти же шаги. Только перед этим все жилы, которые были зачищены, надо скрутить вместе. При поиске поломки учитывайте, что отсутствие сигнала хотя бы на одном из концов говорит о неисправности.

Как прозвонить предохранитель

Предохранители — устройства с защитной функцией. Они защищают элементы и электрическую цепь от перегревов, а также возгораний.

Он представляет собой маленькую колбочку с тонким проводом внутри. Большая сила тока, возникшая в цепи, заставит этот проводок разрушиться. Однако есть предохранители, где проводок не видно. По его целостности нельзя точно определить работоспособность всего предохранителя, потому что он мог оборваться у самого основания, где крепление.

Для этого:

  1. Включаем режим «прозвонки».
  2. Щупы прикладываются по обе стороны предохранителя.
  3. Когда сопротивление будет равно 0 Ом и прозвучит сигнал, это значит предохранитель рабочий.
  4. Если сопротивление окажется бесконечно большим, на что указывает цифра «1», а звука не будет, сомнений нет — этот предохранитель больше не рабочий.

Диод может пропускать ток только в одном направлении, и эта особенность становится главным критерием при проверке его целостности. Чтобы проверить это, мультиметр должен работать в специальном режиме, в котором проверяются диоды.

Сначала нужно разобраться в конструкции самого диода. Это легко. У него есть анод и катод. На анод попадает плюс, на катод — минус, это обеспечивает течение тока. Если сделать наоборот, то эффекта не будет.

Для проверки обычного, не светодиода, щупы надо расставить по его концам — на катод и анод. Неважно, какие щупы к чему (аноду или катоду) подключать. Просто нужно подключить их раз, а после этого переключить, поменяв места. И сравнить показатели. В одном из случаев мультиметр должен измерить напряжение и показать его, а в другом на экране будет только единичка. По идее, красный щуп должен быть у анода, а чёрный — у катода, чтобы получить значение напряжения.

Светодиод проверяется так же. Единственное, что он будет действовать, когда плюс на аноде, а минус — на катоде.

Здесь щупы также подключаются к аноду и катоду, меняются местами, а потом сверяются значения. Если напряжение сначала есть, а потом — нет, значит, устройство исправно. Правда, когда в одном из случаев светодиод засветился, а в другом — нет, из этого уже легко сделать вывод.

Как прозвонить лампу

Когда режим прозвонки включён, поломки электрического соединения также можно определить мультиметром.

Чтобы проверить электролампу, следует пройти следующие шаги:

  1. Включить режим прозвонки.
  2. К центральному контакту подсоединяется первый щуп, второй — к боковому контакту.
  3. Если неисправность есть, то сигнал оповестит об этом, а на дисплее появится цифра в диапазоне от 3 до 200 Ом.

Такой тип проверки подходит для ламп с резьбовым цоколем, но не подходит для светодиодов и компактных люминесцентных ламп, ведь внутри них есть электронная схема. Провести проверку можно будет разве что стеклянной спирали КЛЛ. Тогда спираль отделяется от цоколя, а потом прозваниваются выводы, соединённые с платой.

Используя мультиметр, при необходимости можно определить сопротивление лампы. Это может быть полезным, если маркировка на колбе затёрлась и мощность лампочки не видно.

До проведения тестов электродвигателя следует его подготовить.

  • Обесточить.
  • Откалибровать мультиметр (щупы нужно замкнуть).
  • Осмотреть двигатель на предмет явных поломок, признаками которого может быть наличие горелого запаха, затопленности, отломанных деталей.

Все виды двигателей прозваниваются по тому же принципу. Однако есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. Рассмотрим их на принципе проверки трёхфазного и коллекторного двигателей.

Трёхфазный двигатель — это устройство, у которого есть катушки, соединённые между собой по схемам «звезда» или «треугольник». Качество обмотки, изоляции и контактов оказывают влияние работоспособность. Катушек в нём три.

  1. Проверить замыкание на корпус.
  2. Установить на мультиметре самое большое значение для замеров.
  3. Проверить его на готовность к работе.
  4. К корпусу подсоединяется один щуп, потом — второй.
  5. Щупами касаются всех фаз друг за другом (если сбои не обнаружились).

Если сопротивление окажется большим, то изоляция хорошая. Так же стоит помнить, что показания в этот момент будут выше нормы.

Проверка витков — это следующий этап работ, который производится, если обрывов не обнаружено. Значения поломок при обмотке треугольником будут в больших значениях на концах А1 и А3. Если соединение по типу «звезда», то внимание обращается на цепь А3.

Для более серьёзной диагностики понадобятся иные приборы и услуги специалиста, а мелкие неисправности можно определить мультиметром.

Что касается коллекторных двигателей, то алгоритм их проверки выглядит так:

  • Требуется включить режим измерения сопротивления.
  • На ламелях коллектора оно измеряется при подключении попарно.
  • Между корпусом якоря и коллектором оно также замеряется.
  • Исследуются обмотки у статора.
  • Между выводами статора и корпусом тоже необходимо замерить сопротивление.

Замыкание определяется другим устройством.

Прозвонка трансформатора

Проверить трансформатор тоже не так уж сложно. Сначала нужно будет найти выводы обмоток. Чаще всего это понятно по обозначениям — маркерам. Они указывают номера выводов, а также тип. Иногда есть графические символы. Если трансформатор находится внутри устройства, то информация есть в спецификации и принципиальной схеме.

Мультиметр при проверке трансформатора может определить две проблемы. Это разрывы в обмотке и замыкания в ней же. Определяя разрыв, прозванивают все обмотки друг за другом. При этом нужен режим омметра. Тогда отсутствие сигналов, а также бесконечное сопротивление обозначит обрыв.

Стоит быть внимательным, если анализируется целостность той обмотки, у которой очень много витков. Тогда на экране прибора могут быть немного искажённые показатели из-за индуктивности.

Чтобы узнать, не произошло ли замыкание на корпусе, нужен немного иной алгоритм. Один щуп нужно подсоединить к выводу проводки, а второй касается всех остальных по очереди, а потом корпуса — важно очистить перед этим зону соприкосновения от лака, краски и т.д.

Прозваниваем проводку в квартире мультиметром

Поломки проводки в доме тоже легко распознать мультиметром. Однако процесс этот не самый быстрый. Допустим, одна из лампочек перестала гореть. Сначала нужно проверить её саму, предварительно отключив подачу тока, потом проверить щиток. Если с ним всё в порядке, а свет всё равно не горит, значит, неисправность всё-таки в проводке. Тогда надо начинать проверку абсолютно всех деталей цепи — патрона лампы, механизма выключателя, соединительной коробки. Такой подробный анализ не бесполезен и чаще всего целесообразен.

Прозвон проводки мультиметром происходит по такому алгоритму:

  1. Устройство переводится на прозвонку.
  2. Находится распределительная коробка. Там обычно расположен целый пучок проводов без маркировок.
  3. Используя индикаторную отвёртку, нужно протестировать провода. Автомат должен быть включён.
  4. Изоляционной лентой отметить необходимый провод. Это фаза.
  5. Нужно найти нуль. Мультиметр включается в другой режим, который измерит напряжение (ставится больше, чем надо найти).
  6. Первый щуп должен присоединиться к фазе, а другим проводится тестирование проводов один за другим.
  7. Мультиметр покажет значение 220 Вольт, когда провод обнаружится. Он тоже маркируется.
  8. Другие пары продолжают обозначаться изоляционными лентами и тестироваться по указанному алгоритму.

Используя мультиметр можно узнать о разрывах кабеля питания.

Выполняется это так:

Проводник первым делом нужно отключить от источника тока. Все провода отсоединяются, если проводник представляет собой многожильный кабель. Мультиметр переводится на прозвонку. К проводнику подлючаются щупы. Сопротивление будет равно нулю, если прибор в порядке.

Альтернативные способы прозвонки

Конечно, использование мультиметра – это не единственный вариант, который можно использовать для тестирования. Обойтись можно без помощи мультиметра, а создать устройство самостоятельно. А как прозванивать провода, уже известно из начала статьи.

Для этого потребуется:

  • Электрическая лампочка. С её помощью участок и будет проверяться. Лампочка нужна на 3,5 Вольт.
  • Соединительные провода.
  • «Крокодил» (коннектор).
  • Батарейка (в идеале 4,5 Вольта, квадратная).

Если правильно собрать устройство, то лампочка будет загораться, если проверяемый участок исправен и не реагировать, если есть какая-то поломка. Важно понять, что при использовании такого прибора нужно следовать технике безопасности, как при использовании мультиметра.

Подытоживая сказанное выше, легко сделать вывод, что мультиметр — необходимое и очень полезное устройство, которому стоит быть среди домашнего инструментария. С ним можно устранить маленькие и большие неисправности без помощи специалистов.