Почему за дронами будущее. Из жизни ударных дронов

Ждет великое будущее. Практика последних лет убедительно показала — этот класс машин пришел к нам надолго, если не навсегда. Они универсальны, они быстры, они маневренны. Они уже многое могут сами, абсолютно не нуждаясь в человеке. У них пока только одна ахиллесова пята, одно сильно уязвимое место — источник энергии, а попросту аккумулятор. Сегодня пока он тяжел и слаб, но и с таким артефактом уже творят чудеса. Давайте же обозрим перспективы будущего наших друзей дронов.

По данным Федерального управления гражданской авиацией США (Federal Aviation Administration), в течение следующих трех лет продажи летательных аппаратов утроятся. Продажи увеличатся благодаря развитию технологий дронов, новым возможностям и внедрению этих летающих роботов в другие сферы, кроме уже привычной сферы развлечений.

Дроны становятся все более востребованным инструментом для выполнения серьезных бизнес-задач.

Новый год начался с серии анонсов в сфере разработки дронов на международной выставке Consumer Electronics Show (CES) 2017 года. В целом, эти новинки можно распределить по трем категориям: промышленные дроны, потребительские дроны для съемки селфи и потрясающие гоночные дроны. Некоторые дроны стали меньше и маневреннее, другие стали интеллектуальнее благодаря автономным системам навигации и поддержке виртуальной реальности.

Дроны, которые видят и думают

«Технологии “зрения” и предупреждения столкновений появились в 2016 году», - сказал Анил Нандури (Anil Nanduri), вице-президент подразделения New Technologies Group и генеральный директор по беспилотным летательным аппаратам в корпорации Intel. Он также добавил, что эти технологии начинают входить в стандартную комплектацию новых моделей дронов.

«В этом году системы станут более отказоустойчивыми, то есть в них будет реализовано возможность компенсации функционирования на случай отказа машинного зрения, - сказал он. - Технологии датчиков позволят дронам летать в тумане и в других сложных погодных условиях».

Например, дрон Yuneec Typhoon H с 3D-камерой Intel RealSense умеет избегать столкновений, создавая 3D-карту обозримого пространства в реальном времени и «запоминая» местоположение объектов, чтобы их облететь.

Выпущенные в 2016 году компанией DJI модели - Mavic Pro и Phantom 4 - оснащены датчиками

, которые исследуют пространство на наличие препятствий как впереди, так и снизу. А новейший дрон-оператор от DJI Inspire 2 дополнен направленными вверх инфракрасными датчиками для расширения возможностей предупреждения столкновений в закрытом пространстве.

Машинное зрение и искусственный интеллект делают дроны более простыми в управлении и обеспечивают им безопасность полета.

«Со временем будет автоматизировано все больше этапов - от запуска дрона, управления им во время полета и сбора необходимых данных до передачи этих данных и автоматического анализа полученной информации, - сказал Нандури. - Дроны становятся все более интеллектуальными. Они сами будут знать, что делать, поэтому планка требований к пилоту дрона будет опускаться».

В дополнение к запредельным возможностям во время полета и инновациям гибридных мультироторов и дронов с неподвижным крылом Нандури отмечает, что в будущем больше внимания будет уделено и вопросу безопасности, как и в отношении любого другого устройства с подключением к Интернету.

«Подобная технология обеспечения безопасности уже существует, - поделился он. - Осталось только внедрить ее».

По материалам IQ

Автоматизированная система проектирования дронов по потребностям

Исследователи из CSAIL создали первую в мире систему, позволяющую не обладающему экспертными навыками пользователю спроектировать и построить дрон с необходимой полезной нагрузкой, длительностью полёта и стоимостью. После создания виртуальной версии аппарата пользователь может запустить симуляцию, чтобы убедиться в её работоспособности. «Наша система открывает новые возможности по созданию для самых различных применений, - заявил один из членов научной группы Войцех Матусик. - Теперь людям не придётся использовать одни и те же дроны для разных целей». В настоящий момент ещё неизвестно, когда разработанная система станет доступна широкой публике - исследователи продолжают постоянно её совершенствовать и улучшать.

А почему бы и в пробирках не выращивать дроны?

Громкое заявление сделали учёные из Великобритании, утверждающие, что в скором будущем дроны будут выращиваться в пробирках. Такая новость больше напоминает аннотацию на художественное произведение из жанра фантастики, а не продукт технического процесса. Для изготовления в лабораторных условиях учёные использовали уже многим знакомые 3D-принтеры. Но, к сожалению, благодаря 3D-технологиям можно производить лишь детали для дронов. Основную часть работы в процессе «выращивания» летательных аппаратов выполняет химический компьютер. Благодаря такому компьютеру учёным представляется возможным ускорить реакции на молекулярном уровне. Заслуга авторов исследования в том, что при использовании предложенного ими метода на создание беспилотника уходит гораздо меньше времени. Так, для изготовления одного дрона надо потратить не месяцы, а всего несколько недель. Также в своём прогнозе учёные уверяют, что в ближайшем будущем процесс автономного цифрового синтеза позволит создавать сложные цифровые объекты без вмешательства человека.

Источник: DroneFlyers

Дроны станут летающими датчиками

Когда дроны вышли на массовый рынок, их воспринимали в основном как игрушки для съёмки видео, а не как полезный инструмент. С появлением датчиков нового поколения дроны перешли в фазу коммерциализации. Предприниматели и компании нашли беспилотникам множество применений в строительном бизнесе, сельском хозяйстве, нефтегазовой промышленности и в других отраслях. Фактически дроны - это летающие датчики.

Дроны станут продолжением интернета

Распределение вычислительных задач между дроном, облаком и интернетом позволяет получить мощную платформу, с помощью которой можно выполнять огромное количество задач. «Правильно подключив дрон к облаку, вы получите систему, в которой дрон фактически является продолжением интернета»,- говорит Андерсон.

Дроны дадут толчок развитию Linux

Дроны уже оснащены компьютерным зрением на базе Linux. «Дроны выглядят как игрушки, но на самом деле это летающие платформы искуственного интеллекта», - убеждён Андерсон. Прогресс микроэлектроники позволяет размещать все более сложные системы управления во все меньших объемах, а цена на такие устройства неуклонно снижается. Андерсон прогнозирует, что скоро аппараты будут оснащены мощными мультиядерными процессорами, и при этом стоить менее $1000.

Дроны объединили разработчиков стандартов открытого ПО

За последние пару лет невоенные компании сильно продвинулись в развитии беспилотных технологий, перехватив лидерство в этой области у армии. Появилась некоммерческая структура Dronecode - объединение существующих активов и проектов управления дронами с открытым исходным кодом. Проект объединяет разработчиков из разных сфер - компьютерных технологий, искуственного интеллекта, облачных технологий.

Дроны подешевели и вышли на массовый рынок

Дроны стремительно дешевеют. Десять лет назад они стоили миллионы долларов и использовались военными, а сегодня продаются в супермаркетах. Когда беспилотники появились на прилавках Walmart, они стоили $1500, теперь - около $500. Андерсон прогнозирует, что в ближайшее время их цена упадёт до $50.

5 самых захватывающих перемен, ожидающих сферу авиа дронов

  1. Дроны будут оснащаться новейшими мобильными процессорами
    Индустрия беспилотников привлекает миллиардные инвестиции в разработку новых процессоров. Скоро беспилотники будут обладать мощностью суперкомпьютеров, как последние смартфоны.
  2. Компьютерное зрение и оптический трекинг станут стандартом для потребительских дронов. Дроны до сих пор управляются человеком, но чтобы стать частью городского пространства, они должны стать автономными. Дроны обзаведутся «зрением» из ультразвуковых сенсоров и стереокамер, которые позволят им обнаруживать преграды на своем пути. Решающим моментом станет доработка технологии sense-and-avoid, с помощью которой дроны коммуницируют между собой и с окружающим пространством. «Исследования подтвердят, что автономные дроны безопаснее, чем управляемые человеком.
  3. Крупные разработчики будут использовать дроны для сбора данных в реальном времени. Оцифровать» физический мир сложно, но дронам это под силу. Поместив датчики на множество беспилотников, мы сможем увидеть любую точку на планете в любой момент времени. Таким образом Autodesk, Salesforce, SAP, Google создадут огромные базы данных, с помощью которых смогут анализировать все на свете.
  4. Дроны придут на смену спутникам. Спутники летают слишком высоко, а две трети планеты постоянно закрыты облаками от обзора из космоса, поэтому беспилотники станут основными устройствами для наблюдения за планетой. Спутники не выйдут из употребления, но их будут использовать дополнительно для охвата больших площадей с меньшим разрешением.
  5. Дроны станут как Wi-Fi. В будущем дроны станут настолько компактными, умными и безопасными, что Федеральная комиссия США по коммуникациям (FCC) не будет их контролировать, как сегодня не контролирует Wi-Fi. Федеральные управления гражданской авиации в разных странах скорее всего сделают послабление в законодательстве для развития беспилотных технологий.

Думаете, самое страшное оружие - это танки? Нет, "роящиеся" беспилотники, неуловимые и разрушительные.

Несмотря на миниатюрность, «карманные» беспилотники могут стать серьезным оружием. Поэтому над созданием мини-дронов работают и в России, и в Китае, и в США. Эти машины способны на многое: в разработках ученых присутствуют боевые дроны-диверсанты, дроны-разрушители и, разумеется, дроны-шпионы. Хотите узнать о них больше? Тогда это статья – для вас.

Рой техносаранчи

Научно-исследовательская лаборатория Военно-морских Сил США проводит испытания «роящихся» беспилотников LOCUST. Аббревиатура расшифровывается как Low-Cost Unmanned Aerial Vehicle Swarming Technology (технология «роящихся» экономичных беспилотных летательных аппаратов), однако слово "locust" также переводится как «саранча». И действительно, рой этих мини-дронов также может наводить ужас на человека, ведь он способен лишить людей пищи, как его реальный прототип, а также распространить бактериальное оружие, осуществить разведку на местности и т.д. За этими дронами – будущее, уверены их создатели.


dronezine.it

«Саранчей» выстреливают из специальных пусковых установок. При этом отбить атаку роя очень сложно: ведь дроны так малы, что противоракетные системы мало что могут сделать.

По официальной информации, на испытаниях LOCUST уничтожался только с более-менее близкого расстояния при помощи пулемётов и комплексов Phalanx. Однако не сомневаемся, что ученые из других стран уже думают над тем, как одолеть техносаранчу, и при случае смогут дать ей отпор.

«Таракан» Рicobug

Небольшой дрон Рicobug умеет не только летать, но и ходить по поверхности, подобно насекомому. Кроме того, в будущем ученые планируют заставить его «роиться». Ходьба делает дрона более энергосберегающим, чем его летающие собратья. Рicobug – не игрушка, он умеет не только забавно двигаться, но и при помощи манипулятора захватывать и перемещать предметы. А если за дело возьмутся несколько таких «насекомых», то они смогут унести довольно объемные грузы. Таким образом, этот дрон может стать первоклассным шпионом. Если его, конечно, кто-нибудь не прихлопнет.


http://robot-ex.ru/

Black Hornet – разведчик из Норвегии

Дрон PD-100 Black Hornet производства норвежской компании Prox Dynamics – один из самых маленьких роботов. Он уже успел поучаствовать в боевых действиях. Его вес - всего 18 грамм, а размер такой скромный, что дрон помещается на ладони. Эти дроны применяются в вооруженных силах Великобритании с 2013 года; в мае 2015-го появилась информация, что этими устройствами заинтересовались США.


blog.libero.it

Российские «стрекозы»

Разработка мини-дронов, разумеется, не прошла мимо России. Например, сейчас у нас в стране создается серия мини-беспилотников для Минобороны России, которые планируется использовать для разведки и в антитеррористических операциях.

Новые БПЛА будут разнообразными по размеру и назначению. Их можно будет выбирать в зависимости от погоды, ландшафта и боевой задачи. Один из квадрокоптеров, как отмечается, имеет размер не больше стрекозы.

«Он помещается в ладони и представляет собой фактически карманный вариант беспилотника», - такова официальная информация.

Как и положено хорошему разведчику, «стрекоза» бесшумна и не привлекает лишнего внимания. Кстати, несмотря на американские модели, о ней известно очень немного, но, наверное, оно и к лучшему. Здесь немногословность – только на руку. Российские инженеры любят удивлять противников непосредственно во время боя.

Валерия Соколова

Короче говоря, я вижу это так: в эволюционной борьбе победили два вида устройств - наиболее эффективно уменьшавшиеся в размерах и другие - неподвижные. Первые дали начало этим самым чёрным тучам. Лично я думаю, что это очень маленькие псевдонасекомые, способные соединяться в случае необходимости, ради каких-то общих интересов, в большие системы. Как раз в виде туч. Так шла эволюция подвижных механизмов.

Станислав Лем «Непобедимый»

Ещё пять лет назад ничто не предвещало беды. Никто не мог представить, что они так плотно войдут в нашу жизнь. Конечно, им ещё далеко до популярности мобильных телефонов, но сомневаться не приходится - прямо перед нашими глазами совершается настоящая революция, которую мы чуть не проморгали. Маленькие и большие, летающие и ползающие, радиоуправляемые и автономные - всё это о дронах.

На сегодняшний день дронам нашли применение во многих областях: киношники снимают видео с высоты птичьего полёта, экстренные службы исследуют опасную местность, интернет-магазины планируют заменить дронами курьеров. А недавно в Майами (Флорида, США) прошёл полуфинал спортивного состязания Drone Racing League, в котором маленькие дроны (вернее, их операторы) соревновались в скорости и правильности прохождения трассы.

Почему дроны так быстро завоевали место под солнцем? Какое применение им уже успели найти, а какое только предстоит? И что вообще такое эти самые дроны? Попробуем разобраться. Одно «но»: чтение статьи может вызвать желание приобрести себе одного из этих жужжащих красавцев. Мы предупреждали.

Что нам стоит дрон построить

На самом деле «дроны» - это обиходное прозвище. У всех этих квадро-, мульти- и прочих коптеров есть своё официальное название: беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Но в дальнейшем мы всё-таки будем называть их «дронами» или «беспилотниками» . Как следует из названия, БПЛА - это летательный аппарат, у которого на борту нет экипажа; не важно, управляется он дистанционно или же является автономым роботом. БПЛА делятся на четыре класса: «микро» (до 10 кг веса, 1 час работы и высота полёта до 1 км), «мини» (до 50 кг, несколько часов работы и полёт на высоту до 3–5 км), средние (до 1000 кг, 10–12 часов и высота до 9–10 км) и тяжёлые (весом более тонны, время работы более 24 часов и предел высоты - до 20 км).

Изначально все виды и классы дронов разрабатывались для военных целей. Преимущества очевидны: зачем отправлять на разведку живых людей и подвергать их риску, когда в опасную зону можно послать беспилотник с камерой? Однако дальше произошло удивительное: дроны получили колоссальное распространение в гражданской авиации. Речь, конечно же, идёт о микро-коптерах и мини-коптерах, которые теперь может приобрести любой желающий.

Запуск военного беспилотника с катапульты (Фото: Ministerstwo Obrony Narodowej)

Что же позволяет гражданскому беспилотнику летать и ориентироваться в пространстве? Самое главное - это, конечно же, винты. Наиболее распространены мультикоптеры с 4 винтами - «квадрокоптеры». Винты на одной диагонали вращаются по часовой стрелке, на другой - против часовой. Скорость вращения каждого винта регулирует собственный двигатель. Если ускорить вращение всех четырёх винтов, то квадрокоптер начнёт набирать высоту. Если ускорить винты с одной стороны и замедлить с другой, то он полетит в сторону. Ну а если ускорить винты, вращающиеся по часовой стрелке, и замедлить те винты, что вращаются против часовой, то дрон повернётся. А гироскопы и акселерометры позволяют ему ориентироваться в воздухе и сохранять равновесие.

Дрон марки Phantom III (Фото: Marco Verch)

Тот, кто хочет порулить коптером, но боится разбить его при первой же попытке, стоит обратить внимание на программу-симулятор Aerofly Professional Deluxe. Ох, сколько беспилотников ей удалось спасти от неминуемой аварии…

Дрон не роскошь, а средство доставки

Мы не зря написали в начале статьи о революции - дроны уже проникли во многие сферы, раз и навсегда изменив гражданскую авиацию. Инженеры и изобретатели придумывают всё более изощрённые способы применения беспилотников. Давайте пройдёмся по самым популярным и интересным.

Ещё в 2013 году компания Amazon рассказала об амбициозной идее использовать дронов для доставки товаров в американских городах. Программа Prime Air должна была стать новым способом отправлять товары покупателям. Однако пока технология находится на стадии тестирования, и неизвестно, какое будущее её ждёт. Вряд ли она придёт на смену курьерской доставке, но наверняка займёт свою нишу.

Amazon - первая компания, которая всерьёз взялась за разработку дронов-курьеров для собственных нужд

В марте этого года в продажу поступили беспилотники четвёртого поколения Phantom от компании DJI. Производители снабдили их несколькими режимами работы. Например, в режиме ActiveTrack беспилотник будет следовать за указанной целью; при этом аппарат способен отслеживать препятствия и аккуратно их облетать. Заряда дрона хватит на полчаса работы, а максимальная скорость полёта - до 72 километров в час! Стоимость такой «игрушки» чуть меньше полутора тысяч долларов. В рекламном видеоролике дрона показана одна из сфер применения «Фантома» - одинокий фермер следит за своим скотом.

В это видеоролике показана одна из сфер применения «Фантома» - одинокий фермер следит за своим скотом.

Швейцарский иллюзионист Марко Темпест использовал в своём номере 24 беспилотника. Сложная система позиционирования, разработанная японскими инженерами, позволила дронам координировать перемещения в воздухе. В номере можно увидеть самый настоящий танец дронов: они кружат вокруг иллюзиониста, совместно пускают «волну» и по очереди залетают в один чемодан.

Однако в Книгу рекордов Гиннесса вошло другое выступление. На открытии выставки CES 2016 в воздух поднялась сотня квадрокоптеров, снабжённых светодиодами. В то время как живой оркестр на лужайке исполнял «Тему судьбы» из Симфонии №5 Бетховена, дроны выстраивались в разные фигуры и «перемигивались» всеми цветами радуги.

Выступление дронов на открытии выставки CES 2016. Сомневаться не приходится - дроны станут неотъемлемой частью индустрии развлечений

Пожалуй, самое популярное применение дронов - фото- и видеосъёмка. Операторы телепередач о путешествиях снимают совершенно фантастические виды с высоты птичьего полёта - будь то спокойное море или заснеженная пустошь, бескрайняя степь или оживлённый мегаполис. Если раньше съёмочной группе приходилось арендовать вертолёт, то теперь беспилотники сильно упростили жизнь. А то, что они могут снимать с меньшей высоты, даёт дополнительное преимущество.

Дроны применяются и на съёмках большого кино. Зив Маром, владелец компании по производству беспилотников ZM Interactive, рассказывает: «Мы снимали с их помощью буквально все, от погони на танках до взрывающихся зданий и пролетающих мимо мотоциклов». Нил Фрайд, вице-президент Американской киноассоциации, тоже высказался в поддержку аппаратов: «Беспилотные авиационные системы предлагают теле- и киноиндустрии инновационный и совершенно безопасный способ съёмок. Они открывают новые возможности для создания уникальных и по-настоящему захватывающих воздушных сцен».

Режиссёр и оператор Рэнди Скотт Славин в 2014 году организовал первый в мире кино фестиваль, посвящённый съёмкам с дронов. Так и называется - «Нью-йоркский фестиваль фильмов, снятых с помощью дронов» (New York City Drone Film Festival, NYCDFF). Вот как комментирует применение беспилотников сам режиссёр: «Этот фестиваль - о дронах, которых мы используем в искусстве. Я уверен, что съёмки с беспилотников в будущем будут применяться в каждой сфере». Условия конкурса были очень просты: видео не должно идти более 5 минут и не меньше половины времени должны занимать съёмки с помощью дрона. Всего на фестиваль прислали более 150 видео, из которых 8 победили в разных номинациях.

Знакомый ролик? Это один из победителей фестиваля кино, снятого с помощью дронов

Но беспилотники годятся не только для развлечений. Спасательные службы применяют дронов, чтобы патрулировать местность, следить за животными и искать заблудившихся путников. С помощью беспилотника легко обнаружить очаг лесного пожара или нерадивого рыбака, которого унесло на льдине по реке. Досягаемость сигнала некоторых дронов составляет несколько километров, и зачастую этого хватает, если человека начинают искать. Проблема пропавших без вести волнует не только спасателей, но и учёных: швейцарские инженеры рассказали, как они с помощью нейронных сетей «научили» дрона ориентироваться в лесу. Беспилотник летает на высоте человеческого роста вдоль тропинок, по которым ходят люди. В перспективе эта система позволит быстро найти человека в лесу, особенно если его не видно с высоты за кронами деревьев. Для этого будет достаточно запустить в лес пять-шесть запрограммированных дронов.

В свою очередь, московские пожарные не так давно закупили два квадрокоптера. Пожарные планируют применять беспилотники, чтобы оценивать площадь возгораний и с воздуха обнаруживать их очаги. В теории это позволит не только быстрее тушить пожары, но и предотвращать их дальнейшее распространение. Да и сами пожарные смогут лишний раз не подвергать себя риску. Осталось дождаться внедрения новых технологий.

Компании-производители уже поняли, каким потенциалом обладают беспилотники. Поэтому инженеры начали выпускать дронов, ориентированных на конечного потребителя. Перевозка грузов? Сделаем побольше грузоподъёмность. Видеосъёмка? Вот камера с высоким разрешением. Мониторинг и охрана? Добавим навигацию по GPS и автономность. А если вам надоели чужие дроны, постоянно мельтешащие над головой, то вот вам сеточная пушка, с помощью которой можно сбивать чужие беспилотники.

Robotic Falconry компании The Hiro Lab: дрон, охотящийся на дронов

Почему дроны могут стать проблемой

Количество дронов растёт с каждым днём, и их распространение может вызвать немало проблем. И дело тут вовсе не в том, что все дроны могут в одночасье обернуться против человечества, хотя не стоит исключать и такой поворот. У прогресса всегда две стороны. Беспилотники открыли людям новые возможности в совершенно неожиданной сфере, но общество оказалось не готово к тому, что по улицам города будут летать десятки автоматизированных роботов, выполняющих самые разные операции. Ладно, если один такой дрон просто несёт посылку. А вдруг он за вами следит? Или в посылке бомба?

Кстати, про восстание дронов готовится настоящий фильм

Достаточно привести несколько очевидных проблем, которые появятся вместе с массовым распространением дронов. Во-первых, беспилотники ставят людей в неравные условия. Представьте себе, что вы звезда телеэкрана. Вы сидите дома, уютно пьёте на кухне чай, и вдруг в окне (допустим, первого этажа) видите человека, который вас фотографирует. Самое настоящее вторжение в частную жизнь! И если с фотографом можно худо-бедно договориться, то представьте себе, что вас снимает дрон. Кому он принадлежит? Куда попадут снимки? А если вы его разобьёте, то вам ещё и предъявят претензии за поломку имущества. Похожие случаи то и дело происходили на съёмках седьмого эпизода «Звёздных войн». Фанаты никак не могли дождаться выхода фильма и неоднократно запускали беспилотники прямо на съёмочную площадку. Джей Джей Абрамсу даже пришлось заказать защиту от дронов - систему, которая оповещала бы о приближении беспилотников. То же самое сейчас происходит и с восьмым эпизодом.

Фанаты с помощью дронов сфотографировали съёмочную площадку «Пробуждения Силы» и узнали, что в фильме появится «Тысячелетний сокол»

Во-вторых, кто и как будет контролировать воздушное пространство? Если для самолётов и вертолётов уже существуют свои правила, то в области беспилотников царит полный бардак. Кто будет виноват, если в воздухе столкнутся два дрона? Или, не дай бог, дрон и самолёт? А если дрон залетит на частную территорию? А если даже вам удалось поймать нерадивый квадрокоптер, как опознать его владельца? Именно для решения этих вопросов и была введена массовая регистрация, принятая как в США, так и в России. К регистрации дронов можно относиться по-разному, но она, без сомнения, сделает владельцев беспилотников более ответственными. Так, например, совсем недавно в парижском аэропорту произошло опасное сближение заходящего на посадку самолёта и частного беспилотника. К счастью, ничего страшного не произошло и самолёт всё-таки сел в штатном режиме. Однако полиции ещё предстоит выяснить, откуда там взялся дрон и кто им управлял.

Третья ключевая проблема беспилотников связана со злоумышленниками. Как и везде, в этой сфере есть свои мошенники, взломщики и прочие преступники, стремящиеся получить выгоду любым незаконным способом. Так, например, хакер SkyJack в своём блоге описал взлом беспилотника марки Parrot. Он собрал собственного хак-дрона, снабдив его дополнительным оборудованием и специализированным софтом. Этот аппарат способен перехватить сигнал находящихся рядом дронов, взломать их по беспроводному соединению и получить контроль над управлением и камерой чужого дрона. И всё бы ничего, но с 2010 года было продано более полумиллиона квадрокоптеров марки Parrot. Есть над чем задуматься. Впрочем, проблему можно решить модификацией программного обеспечения.

Дрон марки Parrot, которого смог взломать хакер (Фото: Nicolas Halftermeyer)

Пять самых необычных дронов

Мы написали о самых популярных вариантах использования дронов. Однако существуют ни с чем не сравнимые образцы, достойные отдельного упоминания. Они вряд ли найдут широкое применение, но нельзя не отметить заслуги их создателей. Или хотя бы их фантазию.

Дрон-ховерборд


Канадский изобретатель Каталин Александру Дуру создал ховерборд, который представляет собой мультикоптер с большим количеством винтов. Инженер пролетел на нём почти 300 метров, тем самым установив мировой рекорд. «Почти то, что нужно», - сказал бы Марти Макфлай.

Дрон-пожарник


FAROS - специализированный противопожарный дрон, который умеет ползать по стенам (чтобы проникать в узкие коридоры и проходы) и обладает повышенной огнестойкостью. Кроме того, квадрокоптер хорошо ориентируется в задымлённых помещениях и выдерживает высокие температуры.

Дрон-винтокрыл


XPlusOne - дрон в виде буквы «X», который при взлёте ведёт себя как обычный квадрокоптер. Но стоит ему набрать высоту, и он поворачивается на 90 градусов и летит дальше как самолёт-винтокрыл. В таком режиме XPlusOne способен развить скорость до 100 км/ч.

Дрон-бутылка


Sprite - великолепный дрон, который пригодится любому путешественнику. Его владелец может построить маршрут на мобильном устройстве, и дрон всюду за ним последует. А ещё Sprite не боится пыли, не тонет в воде и обладает складывающимися крыльями. Главное - случайно не налить в него кофе: настолько он похож на обычный термос.

Дрон-кроха


Миниатюрный SKEYE Nano Drone может похвастаться своими размерами - он легко умещается на ладони. Впрочем, пожалуй, это единственное его преимущество. Работает такой микрокоптер не больше 10 минут, зато заряжается от обычного USB.

Дрон номер один, приготовьтесь

Уже совершенно точно можно говорить о том, что дроны повсеместно проникли в нашу жизнь. Они стоят на службе государства, их производят в промышленных масштабах, у них уже есть свой кинофестиваль и свои артистические номера. Казалось бы, что ещё можно придумать для дронов?

Мы уже упомянули спортивные гонки Drone Racing League, но явно появятся и новые виды соревнований дронов. Многие из вас слышали о состязании роботов типа Robot Wars или BattleBots, в которых роботы выводят друг друга из строя различными способами: то опрокидывают, то бьют молотами, то ещё как-то. Если перенести соревнования по уничтожению роботов в воздух, снабдить это препятствиями и транслировать на экраны с видом «от первого лица», то получится захватывающее шоу!

В индустрии развлечений дроны могут стать подспорьем для светового шоу. Запрограммированный рой квадрокоптеров может показывать сложные фигуры, синхронно выстраиваясь в определённом порядке. Это будет похоже на огромную живую гирлянду. Что-то подобное было на выступлении Intel, но если дронов будет больше, а фигуры станут сложнее? Только представьте открытие Олимпийских игр, на котором в воздухе кружат сотни дронов!

Чтобы справиться с целым роем дронов, нужно разрабатывать и совершенствовать алгоритмы управления. Уже сейчас существуют программы, способные синхронизировать аппараты в воздухе. В будущем наверняка будет сделана ставка на разработку программного обеспечения, которое позволит оперативно управлять коптерами и выполнять масштабные задачи. Например, синхронизировать дронов друг с другом, чтобы снимать панорамное видео.

Вообще, профессия оператора и разработчика систем управления БПЛА станет гораздо актуальнее. Появятся курсы по управлению и программированию беспилотников, где любой желающий сможет освоить работу с дроном. Некоторые компании, работающие с большим количеством аппаратов (например, тот же Amazon и его служба доставки), откроют вакансии операторов, которые должны будут следить за работой беспилотников.

Не обойдётся и без учёных, которые будут специализироваться на машинном обучении дронов. Что, если в квадрокоптер с камерой загрузить программу, способную анализировать лицо человека по мгновенной фотографии и искать соответствия в полицейской базе данных? Каждый полицейский участок получит по паре десятков дронов на район, которые будут заняты патрулированием улиц и ведением съёмки. Где-то произошло преступление - и вот оно уже зафиксировано на камерах. Кстати, полиции тоже нужны будут профессиональные операторы дронов.

Надоедливые дроны из City 17 (Half-Life 2)

А если развивать несколько параноидальную тему слежки, то можно представить себе технологию, которая соединит дронов с городской сетью. Уже сейчас улицы крупных мегаполисов пронизаны сотнями камер, а что, если эти камеры будут ещё и летать? Появится целая инфраструктура, способная отслеживать местонахождение людей и их поведение. Если дронов чем-нибудь вооружить (да хотя бы шокером), они смогут предотвращать крупные беспорядки. Быстрые и манёвренные аппараты смогут первыми прибывать на место преступления. А шансы скрыться у преступника существенно понизятся, если дрон сможет оперативно получать информацию с соседних камер слежения и вычислять маршрут убегающего.

Технология беспилотников откроет настоящую гонку вооружений. Злоумышленники наверняка проявят изобретательность. Откроются «левые» фирмы, в которых можно будет получить поддельный идентификатор для регистрации дрона. Ваш беспилотник поймали? А он вовсе и не ваш, оказывается. Хакеры наверняка попытаются получить доступ к фото- и видеоматериалам с официальных патрульных дронов. Воры начнут охотиться за дорогими моделями беспилотников, а также за грузом, который те будут доставлять. Конкурирующие фирмы пойдут на всё, чтобы сбить аппарат другой компании или как-то иначе ему навредить.

Кстати, насчёт последнего - уже сейчас вовсю ведётся разработка устройств, направленных на выведение дрона из строя. Начиная от банального коптера-перехватчика, который захватывает неприятеля в сеть (такие уже использует японская полиция), и заканчивая специализированным ручным противодроновым орудием SkyWall, больше напоминающим ракетницу из видеоигры. Оно может стрелять как сеткой, так и ЭМИ-зарядом на расстояние до 100 метров и снабжено системой интеллектуального захвата цели. Наверняка в будущем появятся специализированные самонаводящиеся ракеты, которые будут сбивать дронов-нарушителей.

Пушка для отстрела дронов весит почти 10 килограммов. На перезарядку уходит 8 секунд

Самое страшное произойдёт, если дронов начнут применять при организации терактов. Беспилотник может запросто обойти металлоискатели, влетев в открытое окно помещения или зайдя на площадку с воздуха, а сам террорист будет управлять им с безопасного расстояния. А в случае готовых алгоритмов террористу даже не понадобится пульт управления - достаточно включить дрон, нажать несколько кнопок, и взрывчатка, замаскированная под груз, будет активирована в нужное время. Пугающая перспектива. Надеемся, что и у спецслужб найдётся чем перебить эту карту.

* * *

Описанные выше примеры - лишь капля в море. Каждый день в мире находят всё новые и новые применения дронам. Прогресс неумолим. Конечно, не стоит ждать, что завтра же «Почта России» массово перейдёт на квадрокоптеры и будет доставлять посылки из отделения с помощью жужащих почтальонов. И дело тут вовсе не в том, что в нашу страну технологии приходят с некоторым запозданием. Само общество ещё не готово к тому, что в небе то тут, то там будут мельтешить дроны - а ну как он на голову упадёт?!

Но рано или поздно будущее всё равно наступит, и к нему стоит подготовиться. Так что если вы заинтересовались беспилотными летательными аппаратами, то сейчас самое время, чтобы начать их изучать и конструировать. Или готовить разумные законы, регулирующие их использование.

Прощупывание будущего воздушного боя: истребитель Rafale сопровождает ударный беспилотник Neuron, предназначенный для прорыва хорошо защищенного воздушного пространства. В связи с превосходной боевой эффективностью ракет «земля-воздух» нового поколения только такие невидимые ударные БЛА (с низкой эффективной площадью рассеяния) будут способны сблизиться с наземной целью и уничтожить ее с высокой вероятностью поражения и вернуться домой для подготовки к следующей битве

Похожие на гигантских скатов, боевые дистанционно управляемые ударные дроны считаются одними из самых странных летательных систем, изобретенных человеком. Они представляют собой следующий эволюционный шаг в искусстве войны, поскольку определенно скоро станут авангардом любых современных военно-воздушных сил, так как в лобовом бою имеют массу неоспоримых преимуществ, особенно когда имеют дело с сильным симметричным оппонентом.

Уроки, которые вряд ли кого учат

По сути, рассматриваемые в качестве средства выведения экипажей из-под опасности в зонах с плотной ПВО, где шансы выжить не так уж велики, ударные беспилотные летательные аппараты (УБЛА), по существу, являются детищем стран с сильной оборонной промышленностью и солидными ежегодными бюджетами и зачастую с высокими моральными нормами касательно цены жизни ее солдат. В последние несколько лет США, Европа и Россия активно занимаются разработкой дозвуковых малозаметных УБЛА, за ними по пятам следует Китай, всегда готовый скопировать и адаптировать всё, что изобретают в мире. Эти новые системы вооружения очень сильно отличаются от дронов категории MALE (средневысотный, большой продолжительности полёта), которые все видят круглосуточно на своих телеэкранах и которые строят известные израильские и американские компании, например IAI и General Atomics, являющиеся на сегодняшний день превосходными экспертами в сфере, хорошо изученной компанией Ryan Aero со своим реактивным дистанционно управляемый летательным аппаратом BQM-34 Firebee... еще 60 лет назад.

УБЛА - это не просто «вооруженные» беспилотники, как это может показаться, даже если сегодня принято относить БЛА, подобные вооруженным MQ-1 Predator или MQ-9 Reaper, например, к ударным системам. Это совершенно неправильно употребляемый термин. Ведь кроме участия в наступательных действиях в безопасном или контролируемом союзными силами воздушном пространстве, БЛА совершенно неспособны пройти сквозь боевые порядки должным образом пилотируемых систем оппонента. Визит в Авиакосмический музей в Белграде действует как реальное откровение в этой сфере. В 1999 году при проведении операций НАТО в Югославии не менее 17 американских беспилотников RQ-1 Predators было сбито либо истребителями МиГ, либо ракетами ПЗРК «Стрела». Даже несмотря на свою осмотрительность, после обнаружения беспилотники MALE обречены и не проживут и часа. Стоит напомнить, что в той же кампании югославская армия уничтожила американский самолет-невидимку F-117 Nighthawk. Впервые в боевой авиации не обнаруживаемый радарами и считавшийся неуязвимым самолет был сбит. Единственный раз за всю свою боевую службу F-117 был обнаружен и сбит, причем в безлунную ночь (всего три таких ночи было в пятинедельной войне) ракетой антикварного ЗРК С-125 советского производства. Но югославы не были сбродом маргиналов с примитивными представлениями о военном искусстве подобно Исламскому государству (ИГ, запрещено в России) или Талибану, они были хорошо обученными и хитрыми профессиональными солдатами, способными адаптироваться к новым угрозам. И они доказали это.


Экспериментальный образец УБЛА Northrop Grumman X-47B сделал 17 мая 2013 года еще один исторический шаг, совершив несколько посадок с немедленным взлётом после касания на атомный авианосец «Джордж Буш», стоящий у побережья штата Вирджиния


В апреле 2015 года Х-47В продемонстрировал не только убедительную способность работать с авианосца, но он также доказал способность дозаправляться в воздухе. Вторым участником этого события над Чесапикским заливом стал топливозаправщик Boeing KC-707. Это реальная премьера для УБЛА, так как этот тест ознаменовал собой первую дозаправку беспилотного самолета в воздухе

Военной авиации всего сто лет, но она уже изобилует эффектными изобретениями, к новейшим можно отнести ударные беспилотные летательные аппараты или боевые дроны. За столетний период представление о воздушном бое в корне изменилось, особенно с момента окончания Вьетнамской войны. Воздушные бои Первой и Второй мировых войн с использованием пулеметов для уничтожения противника в настоящее время превратились в страницу истории, а появление ракет класса «воздух-воздух» второго поколения превратило и пушки в довольно устаревшее для этой задачи средство, и теперь они полезны только в качестве вспомогательного вооружения для обстрела земли с воздуха. Сегодня эта тенденция подкрепляется появлением гиперзвуковых маневренных ракет для поражения целей за пределами дальности визуальной видимости, которые при пуске в больших количествах и в тандеме с ракетами ведомого самолета, например, практически не оставляют шансов для маневра уклонения любому противнику, летящему на большой высоте. Такая же ситуация и с современным вооружением «земля-воздух», контролируемым мгновенно реагирующей сетецентрической компьютерной системой ПВО. Действительно, уровень боевой эффективности современных ракет, которые с легкостью входят в хорошо защищенное воздушное пространство, стал в наши дни как никогда высоким. Возможно единственная панацея от этого - самолеты и крылатые ракеты с уменьшенной эффективной площадью отражения (ЭПО) или низколетящие атакующие средства с режимом облёта и огибания местности на предельно малой высоте.

В начале наступившего тысячелетия американские летчики задумались, что можно было бы сделать нового с дистанционно пилотируемой авиацией, которая стала довольно модной темой после ее расширенного применения в военных операциях. Поскольку вход в хорошо защищенное воздушное пространство становился все более и более опасным и был связан с огромным риском для боевых пилотов, даже тех, кто летал на новейших реактивных истребителях-бомбардировщиках, единственным способом решения этой проблемы стало использование вооружения, применяемого вне досягаемости средств поражения противника, и/или создание малозаметных ударных дронов с большой дозвуковой скоростью, способных исчезнуть в воздухе за счет использования особых технологий избежания радаров, включая радиопоглощающие материалы и продвинутые режимы постановки помех. Дистанционно управляемые ударные дроны нового типа, использующие каналы передачи данных с усиленным шифрованием со скачкообразной перестройки частоты, должны быть способны входить в защищаемую «сферу» и задавать работы системам ПВО без риска для жизней летных экипажей. Их превосходная маневренность с повышенными перегрузками (до +/-15 g!) позволяет им оставаться в какой-то степени неуязвимыми перед пилотируемыми перехватчиками...

В сторону философию «запрета доступа/блокирования зоны»

Создав два продвинутых стелс-самолета F-117 Nighthawk и В-2 Spirit, представленных с большой помпой и пусканием пыли в глаза, - первый в 1988 году, а второй десятилетием позже - Управление перспективных оборонных исследований DARPA и ВВС США сыграли важную роль в том, чтобы эта новая технология успешно была внедрена и продемонстрировала свои преимущества в боевых условиях. Хотя малозаметный тактический ударный самолет F-117 теперь уже снят с вооружения, часть технологических наработок, полученных при разработке этого необычного самолета (периодически становившегося объектом возмущений ревностных приверженцев эстетики), были применены в новых проектах, например F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а в еще большей степени в перспективном бомбардировщике В-21 (LRS-B). Одна из самых засекреченных программ, которые реализуют Соединенные Штаты, связана с дальнейшими разработками семейства УБЛА с использованием радиопоглощающих материалов и современных технологий активного обеспечения крайне малой заметности.

Основываясь на программах демонстрации технологий УБЛА, Boeing X-45 и Northrop Grumman Х-47, чьи достижения и результаты остаются по большей части засекреченными, подразделение компании Boeing «Phantom Works» и секретное подразделение Northrop Grumman продолжают сегодня разработку ударных беспилотников. Особой тайной окутан проект по УБЛА RQ-180, по всей видимости, разрабатываемый Northrop Grumman. Предполагается, что эта платформа будет входить в закрытое воздушное пространство и вести постоянную разведку и наблюдение, одновременно выполняя задачи активного радиоэлектронного подавления вражеской пилотируемой авиации. Схожий проект реализует подразделение Skunks Works компании Lockheed Martin. В процессе разработки гиперзвукового аппарата SR-72 решаются вопросы безопасной работы разведывательного БЛА в защищаемом воздушном пространстве, как за счет использования собственной скорости, так и за счет продвинутых радиопоглощающих материалов. Перспективные БЛА, созданные для прорыва современных (российских) интегрированных систем противовоздушной обороны, также разрабатываются компанией General Atomics; ее новый дрон Avenger, также известный как Predator С, включает множество инновационных стелс-элементов. По сути, для Пентагона сегодня, как и прежде, жизненно важно опережать то, что Россия создает, с целью поддержания нынешнего военного дисбаланса в пользу Вашингтона. И для Соединенных Штатов ударный дрон становится одним из средств обеспечения этого процесса.

Беспилотник Neuron компании Dassault возвращается на авиабазу Istres с ночного вылета, 2014 год. Летные испытания Neuron во Франции, а также в Италии и Швеции в 2015 году, продемонстрировали его превосходные летные качества и характеристики заметности, но все они до сих пор остаются засекреченными. Вооруженный дрон Neuron является не единственной европейской программой по демонстрации технологии УБЛА. Компания ВАЕ Systems реализует проект Taranis, он имеет почти такую же конструкцию и оснащен таким же двигателем RR Adour, что и беспилотник Neuron


УБЛА Taranis на авиабазе в Англии, на заднем плане истребитель Typhoon, 2015 год. Имея почти такие же размеры и пропорции, как и Neuron, Taranis, впрочем, более округл и не имеет отсеков вооружения

То, что разработчики американских УБЛА называют сегодня «защищаемое воздушное пространство» является одной из составляющих концепции «запрет доступа/блокирование зоны» или единой (интегрированной) системой противовоздушной обороны, с успехом развернутой сегодня российским вооруженными силами, как в самой России, так и за ее границами с целью обеспечения прикрытия экспедиционных сил. Не менее умные и смекалистые чем американские военные разработчики, хотя и с существенно меньшими деньгами, российские исследователи из Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники (ННИИРТ) создали подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию кругового обзора метрового диапазона (от 30 МГц до 1 ГГц) П-18 (1РЛ131) «Терек». Новейшие варианты этой станции со своими специфическими диапазонами частот могут засечь бомбардировщики F-117 и В-2 с нескольких сотен километров, и это не остается загадкой для пентагоновских экспертов!

Начиная с 1975 года, ННИИРТ разработал первую трехкоординатную радиолокационную станцию, способную замерить высоту, дальность и азимут цели. В результате появилась обзорная РЛС 55Ж6 «Небо» метрового диапазона, поставки которой в вооруженные силы СССР начались в 1986 году. Позднее, после кончины Варшавского договора, ННИИРТ спроектировал радар 55Ж6 «Небо-У», который вошел в состав ЗКР большой дальности С-400 «Триумф», в настоящее время развернутый вокруг Москвы. В 2013 году ННИИРТ объявил о следующей модели 55Ж6М Небо-М, в которой в едином модуле объединены радары метрового и дециметрового диапазонов. Обладая огромным опытом разработки высококлассных систем обнаружения малозаметных целей, российская промышленность в настоящее время очень активна и предлагает новые цифровые варианты радара П-18 своим союзникам, которые зачастую могут одновременно выполнять функции радара управления воздушным движением. Также российские инженеры создали на современной элементной базе новые цифровые мобильные радиолокационные комплексы «Небо УЕ» и «Небо СВУ», все с возможностью обнаружения малозаметных целей. Подобные комплексы для формирования единых систем ПВО позднее были проданы в Китай, при этом Пекин получил в свое распоряжение хороший раздражитель для американских военных. Как ожидается, радиолокационные комплексы будут развернуты в Иране для защиты от любых израильских атак на его молодую атомную промышленность. Все новые российские радары являются полупроводниковыми активными фазированными антенными решетками, способными работать в режиме быстрого сканирования секторов/трасс или в традиционном режиме кругового сканирования с механически вращающимися антеннами. Российская идея интеграции трех радаров, каждый из которых работает в отдельном диапазоне (метровый, дециметровый, сантиметровый), является, несомненно, прорывной и направлена на получение возможности обнаружения объектов с крайне малыми признаками заметности.


Мобильная двухкоординатная радиолокационная станция кругового обзора П-18


Метровый модуль РЛС из комплекса 55Ж6МЕ "Небо-МЕ"


РЛК 55Ж6М "Небо-М"; радиолокационный модуль дециметрового диапазона волн РЛМ-Д

Сам по себе радиолокационный комплекс «Небо-М» радикально отличается от предыдущих российских систем, поскольку обладает хорошей мобильностью. Его конструкция изначально рассчитана на то, чтобы избежать неожиданного блиц-уничтожения американскими истребителями F-22A Raptor (вооруженными бомбами GBU-39/B SDB или крылатыми ракетами JASSM), наипервейшая задача которых уничтожение комплексов низкочастотного обнаружения российской системы ПВО в первые минуты конфликта. В состав мобильного радиолокационного комплекса 55Ж6М «Небо-М» входят три разных радиолокационных модуля и одна машина обработки сигналов и управления. Три радиолокационных модуля комплекса «Небо М» это: РДМ-М метрового диапазона, модификация РЛС «Небо-СВУ»; РЛМ-Д дециметрового диапазона, модификация РЛС «Противник-Г»; РЛМ-С сантиметрового диапазона, модификация РЛС «Гамма-С1». В системе используются современный цифровой индикатор движущихся целей и технологии цифрового импульсного доплеровского радара, а также метод обработки данных с пространственно-временной обработкой, что обеспечивает такие ЗРК, как С-300, С-400 и С-500, потрясающе быстрой ответной реакцией, точностью и могуществом действия по всем целям, кроме малозаметных, летящих на предельно малых высотах. Как напоминание, один комплекс С-400, развернутый российскими войсками в Сирии, смог закрыть для доступа союзной авиации круговую зону вокруг Алеппо радиусом примерно 400 км. Комплекс, имея на вооружении комбинацию не менее чем из 48 ракет (от 40Н6 большой дальности до 9М96 средней дальности), способен справляться с 80 целями одновременно... Кроме того, он держит в тонусе турецкие истребители F-16 и удерживает их от опрометчивых поступков в виде атаки на Су-24 в декабре 2015 года, поскольку зона, контролируемая ЗРК С-400, частично захватывает южную границу Турции.

Для США стало совершенным сюрпризом исследования французской компании Onera, обнародованные в 1992 году. В них говорилось о разработке 4D (четырехкоординатного) радара RIAS (Synthetic Antenna and Impulse Radar - антенна с синтетической апертурой импульсного излучения), базирующегося на использовании передающей антенной решётки (одновременное излучение набора ортогональных сигналов) и приемной антенной решетке (формирование дискретизированного сигнала в аппаратуре обработки сигналов, обеспечивающей фильтрацию доплеровских частот, включая пространственно-временной формирование диаграммы направленности и выделение цели). Принцип 4D позволяет использовать фиксированные разреженные антенные решётки, работающие в метровом диапазоне, таким образом, обеспечивая превосходное доплеровское разделение. Большое преимущество низкочастотного радара RIAS состоит в том, что он генерирует стабильную, неснижаемую эффективную площадь отражения цели, обеспечивает большую зону охвата и лучший анализ диаграммы направленности, а также повышение точности локализации и селективности целей. Достаточно для того, чтобы бороться с малозаметными целями и с другой стороны границы...


Китай, мировой чемпион по копированию западных и российских технологий, изготовил отличную копию современного УБЛА, в котором хорошо проглядываются внешние элементы европейских беспилотников Taranis и Neuron. Впервые поднявшийся в воздух в 2013 году, Li-Jian (Острый меч) был разработан совместно аэрокосмическим университетом Шеньяна и компанией Hongdu (HAIG). Очевидно, что это одна из двух моделей AVIC 601-S, которая продвинулась дальше выставочной модели. «Острый меч» с размахом крыльев 7,5 метров имеет реактивный двигатель (по всей видимости, турбовентиляторный украинского происхождения)

Создание малозаметных УБЛА

Хорошо информированный о новой эффективной системе запрета доступа, которая будет противостоять западной пилотируемой авиации в военное время, Пентагон остановился на рубеже столетий на создании нового поколения малозаметных ударных дронов типа «летающее крыло» с реактивным двигателем. Новые беспилотные аппараты с небольшой заметностью будут похожи формой на ската, бесхвостые с плавно переходящим в крылья корпусом. Они будут иметь длину примерно 10 метров, высоту один метр и размах крыльев около 15 метров (морской вариант подходит стандартным американским авианосцам). Беспилотники смогут выполнять либо задачи наблюдения продолжительностью до 12 часов, либо нести вооружение массой до двух тонн на расстояние до 650 морских миль, совершая крейсерские полеты со скоростью около 450 узлов, что идеально подходит для подавления ПВО противника или нанесения первого удара. За несколько лет до этого ВВС США блестяще проложили путь применению вооруженных дронов. Беспилотник RQ-1 Predator категории MALE с поршневым двигателем, впервые взлетевший в 1994 году, стал первой дистанционно управляемой воздушной платформой, способной с высокой точностью доставить до цели вооружение «воздух-земля». В качестве технологически продвинутого боевого дрона, вооруженного двумя противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire, принятыми на вооружение ВВС в 1984 году, он успешно развертывался на Балканах, в Ираке и Йемене, а также в Афганистане. Бесспорно неусыпный дамоклов меч над головами террористов по всему миру!


Разработанный на средства из засекреченного фонда DARPA, Boeing Х-45А стал первым «чисто» ударным беспилотником, сумевшим подняться в воздух. На фото он впервые сбрасывает бомбу с GPS-наведением, апрель 2004 года

Если компания Boeing была первым создателем УБЛА Х-45, способным сбросить бомбу, то американский флот не занимался практическими работами по УБЛА до 2000 года. Тогда он выдал контракты компаниям Boeing и Northrop Grumman на программу по изучению этой концепции. Требования к проекту по морскому УБЛА включали работу в коррозионной среде, взлет и посадку на палубу авианосца и соответствующее обслуживание, интеграцию в системы командования и управления, а также устойчивость к высоким электромагнитным помехам, свойственным условиям эксплуатации на авианосцах. Флот был также заинтересован в закупках УБЛА для разведывательных задач, в частности для проникновения в защищенное воздушное пространство с целью идентификации целей для последующего проведения атаки на них. Экспериментальный аппарат X-47А Pegasus компании Northrop Grumman, который стал основой для разработки платформы Х-47В J-UCAS, впервые взлетел в 2003 году. ВМС и ВВС США реализовывали свои собственные программы по УБЛА. Флот выбрал платформу Northrop Grumman X-47B в качестве демонстратора беспилотной боевой системы UCAS-D. С целью проведения реалистичных испытаний компания изготовила аппарат таких же размеров и массы, что и планируемая серийная платформа, с полноразмерным отсеком вооружения, способным принять существующие ракеты. Прототип Х-47В был выкачен в декабре 2008 года, а рулежка при помощи собственного двигателя впервые состоялась в январе 2010 года. Первый полет дрона Х-47В, способного к полуавтономной работе, состоялся в 2011 году. Позднее он принимал участие в реальных морских испытаниях на борту авианосцев, выполняя задачи совместно с палубными истребителями F-18F Super Hornet и дозаправляясь в воздухе от топливозаправщика КС-707. Что говорить, успешная премьера в обеих сферах.


Демонстрационный образец ударного беспилотника Х-47В выгружается из бокового подъемника авианосца George H.W. Bush (CVN77), май 2013 года. Как и все истребители американского флота Х-47В имеет складные крылья


Вид снизу на УБЛА Northrop Grumman X-47B, демонстрирующий свои весьма футуристические обводы. На беспилотнике с размахом крыльев около 19 метров установлен турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney F100. Он представляет собой первый шаг на пути к полностью работоспособному морскому ударному дрону, который по планам должен появиться в списке штатных летательных аппаратов после 2020 года

В то время как американская промышленность уже вовсю испытывала первые модели своих УБЛА, другие страны хотя и с десятилетней задержкой приступили к созданию подобных систем. Среди них можно назвать российское РСК «МиГ» с аппаратом «Скат» и китайскую CATIC с очень похожим «Dark Sword». В Европе британская компания ВАЕ Systems пошла своим собственным путем с проектом Taranis, а другие страны объединили усилия по разработке проекта с довольно удачным названием nEUROn. В декабре 2012 года во Франции nEUROn совершил свой первый полет. Летные испытания по наработке диапазонов режимов полёта и оценке характеристик невидимости успешно были завершены в марте 2015. За этими испытаниями последовали испытания бортовой аппаратуры в Италии, которые завершились в августе 2015 года. В конце прошлого лета в Швеции прошел последний этап летных испытаний, в рамках которого были проведены испытания по применению вооружения. Засекреченные результаты испытаний названы положительными.

Контракт по проекту nEUROn стоимостью 405 миллионов евро реализуют несколько европейских стран, включая Францию, Грецию, Италию, Испанию, Швецию и Швейцарию. Это позволило европейской промышленности начать трехлетний этап уточнения концепции и проектирования системы с соответствующими исследованиями в области заметности и повышения скорости передачи данных. За этим этапом последовал этап разработки и сборки, закончившийся первым полетом в 2011 году. За два года летных испытаний было совершено около 100 вылетов, включая сброс бомбы с лазерным наведением. Начальный бюджет 400 миллионов евро в 2006 году вырос на 5 миллионов потому, что был добавлен модульный бомбовый отсек, включая целеуказатель и саму бомбу с лазерным наведением. Франция при этом оплатила половину общего бюджета.


С парой бомб массой по 250 кг, уложенными в модульном бомбовом отсеке, беспилотник Neuron взлетает с аэродрома в шведской Лапландии, лето 2016 года. Тогда была успешно проведена оценка возможностей этого УБЛА как бомбардировщика. Видно редко замечаемое регистрационное обозначение F-ZWLO (LO означает малую ЭПО), нанесенное на створку отсека переднего шасси


250-кг бомба, сброшенная беспилотником Neuron над испытательным полигоном в Швеции летом 2015 года. Было сброшено пять бомб, подтвердивших возможности Neuron как малозаметного ударного дрона. Часть этих испытаний в реальных условиях была проведена под контролем компании Saab, реализующая наряду с Dassault, Aiema, Airbus DS, Ruag и НАI эту программу по продвинутому УБЛА, которая, скорее всего, завершится созданием перспективной ударной воздушной системы FCAS (Future Combat Air System) примерно к 2030 году

Потенциал британо-французского УБЛА

В ноябре 2014 года правительствами Франции и Великобритании было объявлено о двухлетнем исследовании возможности реализации проекта по усовершенствованному ударному дрону стоимостью 146 миллионов евро. Это может привести к реализации программы по малозаметному УБЛА, в которой будет объединен опыт проектов Taranis и nEUROn с целью создания единого перспективного ударного беспилотника. Действительно, в январе 2014 года на британской авиабазе Brize Norton Париж и Лондон подписали заявление о намерениях по перспективной ударной воздушной системе FCAS (Future Combat Air System). С 2010 года компания Dassault Aviation совместно со своими партнерами Alenia, Saab и Airbus Defence & Space работала над проектом nEUROn, а компания BAE Systems над своим собственным проектом Taranis. Оба аппарата типа «летающее крыло» имеют одинаковый турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Turbomeca Adour. Принятое же в 2014 году решение дает новый импульс совместным исследованиям уже реализуемым в этом направлении. Оно является также важным шагом на пути к британо-французскому сотрудничеству в сфере военного самолетостроения. Не исключено, что оно может стать основой еще одного первоклассного достижения наподобие проекта самолета Concorde. Это решение, несомненно, поспособствует развитию этой стратегической сферы, так как проекты по УБЛА позволят сохранить технологический опыт в авиационной промышленности на уровне мировых стандартов.


Рисунок того, что может превратиться в перспективную ударную воздушную систему FCAS (Future Combat Air System). Проект разрабатывается совместно Великобританией и Францией на основе опыта реализации проектов Taranis и Neuron. Новый, не обнаруживаемый радарами ударный дрон может появиться на свет не ранее 2030 года

Между тем, европейская программа FCAS и аналогичные американские программы по УБЛА стоят перед определенными трудностями, поскольку оборонные бюджеты по обоим берегам Атлантики довольно напряженные. Понадобится более 10 лет, прежде чем малозаметные УБЛА начнут принимать эстафету от пилотируемой боевой авиации, выполняя связанные с высоким риском задачи. Эксперты в области военных беспилотных систем уверены, что военно-воздушные силы начнут развертывать малозаметные ударные беспилотники не ранее 2030 года.

По материалам сайтов:
www.nationaldefensemagazine.org
www.ga.com
www.northropgrumman.com
www.dassault-aviation.com
www.nniirt.ru
www.hongdu.com.cn
www.boeing.com
www.baesystems.com
www.wikipedia.org

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Всем привет! Многие думают, что высокие технологии, роботы и летающее такси существуют лишь на экране кинотеатра. На самом деле фантастическое будущее уже на пороге. А в доказательство, я расскажу о том, что уже вовсю используется в нашей повседневной жизни. Итак, что такое дрон, для чего он нужен и как он вписался в нашу жизнь.

Летающий дрон, он же мульти- , квадро- , гекса- , окто- или просто коптер, он же беспилотник, он же БПЛА (беспилотный летательный аппарат) — это робот с камерой, управляемый человеком дистанционно при помощи пульта, или через бортовой компьютер.

Что могут дроны

Как я уже говорил, удобство беспилотников оценили деятели разных областей. Например, такие компании, как Amazon, DHL, Zookal и Domino взяли коммерческие дроны «в штат»– коптер-курьер развозит книги, посылки и даже пиво и пиццу! И если в вышеперечисленных случаях устройства применяются в маркетинговых целях и воспринимаются, как экзотическое ноу-хау, то некоторые организации решили использовать БПЛА с еще большей пользой.


Например, компания Matternet намерена отправлять с квадрокоптерами медикаменты и предметы первой необходимости в глубинку, где запросто приобрести такие вещи невозможно. Только представьте, насколько это полезное устройство!

Идея создания боевых дронов, не так гуманна. Они тоже могут использоваться в качестве транспортирующего средства. Правда, переносят с их помощью менее приятные штуки, вроде бомб. Само собой, оснащенные камерой, они выполняют и роль разведчиков и наблюдателей.

Фермеры тоже нашли применение дронам. Сельскохозяйственные беспилотники распыляют удобрения и помогают в борьбе с вредными насекомыми. Кроме того, есть квадрокоптеры, оснащенные тепловизором, такие аппараты вовремя помогают выявить больное животное в стаде.

А несколько месяцев назад распространилась новость про украинский дрон. На сегодняшний день – это один из мощнейших сельскохозяйственных беспилотников, которые за час могут осмотреть 100 га поля, подсчитать количество высаженных зерен, просканировать почву и контролируют урожайность в течение всего сезона.

Еще немного о возможностях квадрокоптеров

Вам, наверняка, попадались фотографии, например, со свадебных торжеств, снятые сверху. Такие кадры – заслуга гражданских квадрокоптеров. Счастливыми обладателями таких аппаратов, чаще всего являются продвинутые фотографы и журналисты: не смогли сами попасть на место съемки – пустили летающую видеокамеру-дрон, вот им и материал на голубом блюдечке с золотой каемочкой.

Кстати, некоторым программам, которые существенно облегчают нам жизнь, например, приложению, определяющее загруженность автодорог, информацию на хвосте приносят именно дроны.

– это находка для любителей плавания и дайвинга. Вот одно из преимуществ таких устройств: их собираются использовать для отслеживания акул у берегов Австралии, что, в среднем, на 60% уменьшит случаи нападения хищников на людей.

А китайцы пошли еще дальше – в 2016 году они изобрели дрон, на котором можно летать! Представляете: решили вы с окраины мегаполиса съездить за покупками в центр, на улицах километровые пробки, а на пятки наступает дедлайн проекта? Вызвал себе аэротакси, указал на карте нужное место, и продолжай себе потеть над презентацией в ноуте... Правда, использование обойдется в копеечку, да и проблему парковки никто не отменял.

Ну, а если серьезно, за дронами будущее. Метеорологи, например, вообще считают, что скоро БПЛА займут места синоптиков, да и многие другие профессии канут в лету благодаря такому изобретению.

На какое расстояние летают дроны зависит от типа устройства. Максимум любительских беспилотников – в среднем 100-300 метров. Более серьезные могут спокойно преодолеть около 5 километров. Самые долго летающие дроны дотягивают до 7 километров.

Возможности дронов не безграничны. Одна из ключевых проблем – источник энергии. Над увеличением продолжительности жизни батареи работают многие разработчики, но пока о существенных результатах говорить не приходится.


Ну, и, как любая компьютерная техника, квадрокоптеры могут «заболеть». К примеру, недавно стало известно, что некоторые боевые дроны США оказались зараженными. Правда, пока неизвестно, с какой целью и кто активировал вирусы.

Безопасность дронов и людей

Ну, а теперь о грустном. Печально, что работа умелого хакера может нарушить безопасность дрона. Его могут не только заразить, но и попросту угнать.

Но, как известно, своя рубашка ближе к телу, и лично я, руководствуясь этим принципом, задаюсь вопросом своей собственной безопасности.

Коптеры не всегда попадают в руки людей разумных и уважающих право частной собственности. Когда дроны стали вполне доступной игрушкой, в сети стали появляться видео, демонстрирующие, кто во что горазд.


Вспомним, хотя бы знаменитый ролик, с беспилотником, к которому была прикреплена бензопила. Это, конечно, очень изобретательно, но идею стали совершенствовать подростки, которые вряд ли смогут дать гарантию, что дрон не выйдет из строя именно над вашим участком.

Кроме того, БПЛА – расширяет возможности шпионажа, и у объекта, представляющего для кого-то интерес, вряд ли попросят на это разрешение в письменной форме. Например, есть у вас любопытный сосед, которого интересует ваша личная жизнь. Сделав запрос, вроде «дрон в Иркутске», он через пару часов получит игрушку, с помощью которой может стать свидетелем сцен или разговоров, не предназначенных для его ушей.

В начале 2017 года в Сан-Франциско прошла конференция, посвященная этой теме, участники которой сошлись во мнении, что регулирование в отрасли дроноиндустрии пока еще далеко от совершенства. И даже если опустить моральную сторону вопроса, это тревожит, потому что количество инцидентов с участием коптеров растет с каждым годом. Тот факт, что не все из них кончаются трагически для людей, можно смело назвать чистым везением.