Дополненная реальность майкрософт. Из чего состоит Microsoft HoloLens и как всё это работает

Вместе с товаром от сайт

    Бесплатная техническая поддержка и консультация Наш магазин специализируется на продаже сложных технических устройств, и мы прекрасно понимаем, как непросто запустить в работу приобретенное устройство без поддержки технического специалиста, получить удовольствие от покупки здесь и сейчас, без длительных попыток исправить какую-либо возникшую проблему. Приобретая товар в сайт, вы получаете бесплатную техническую поддержку 7 дней в неделю. Инженеры технической поддержки с удовольствием помогут вам по всем вопросам, связанным с работой приобретенного в нашем магазине оборудования*.
    График работы отдела технической поддержки: по будням с 10:00 до 19:00, в выходные с 10:00 до 22:00. Приобретая товар у нас, вы можете быть уверены, что не останетесь один на один с техническими проблемами, если таковые возникнут.

    * В область бесплатной технической поддержки входят технические консультации по телефону и электронной почте, связанные с работой оборудования, приобретенного в магазине сайт. Удаленная настройка оборудования клиента или оборудования, приобретенного в нашем магазине, производится в рамках платных услуг по настройке.

    Скидки для лояльных клиентов

    Автоматическое участие в ежегодной лотерее «Покупатель 2019» с подарками до 50 000р Мы верим в новогоднее волшебство и любим делать подарки всем, кто, так же как и мы, с трепетным чувством провожает старый год и встречает новый. Мы убеждены, что провожать старый год нужно в отличном настроении, преисполненными чувств радости и благодарности за всё хорошее, что произошло в уходящем году, чтобы новый год был ещё более щедрым на удачу и успех. Именно поэтому в последний день уходящего года мы проводим премию-лотерею новогодних подарков, обладателями которых становятся клиенты нашего магазина. Ведь новый год без подарков, словно зима без снега – странное явление для нашей столицы:)

    Правила проведения: 1. В лотерее будет разыграно 3 подарка 2. В конкурсе участвуют все заказы, которые были созданы и успешно завершены в 2019 году 3. Каждому заказу присваивается номер, и с помощью генератора случайных чисел 31.12.2019 года в 12:00 по полудню мы определим 3-х счастливчиков. 4. Главный подарок достаётся последнему выигрышному номеру заказа 5. Результаты будут опубликованы в 13:00 в наших социальных сетях, а также мы произведём личное оповещение каждого клиента, чей заказ оказался в списке победителей лотереи.

    Подарок за ваше мнение о нас Поделитесь своим мнением о нас на Я.Маркете, и в качестве благодарности мы сделаем вам кэшбек 100 рублей за покупку в нашем магазине.

Начинать обзор Microsoft Hololens нужно именно с того, что разобраться в технологии его работы, для чего конкретно оно предназначено и чем отличается от конкурентов. Во-первых, Microsoft Hololens - не устройство виртуальной реальности, а именно дополненной. Таким образом, человек, который использует очки, видит весь окружающий его мир сквозь прозрачное стекло, но помимо этого перед ним располагается разное количество голограмм, графиков, изображений и вполне трехмерных объектов. Разумеется, они не появляются в реальном мире, и, с ними не может взаимодействовать никто, кроме владельца самих очков. Тем не менее, если другой человек также оденет Hololens, то он сможет очутиться в том же виртуальном мире, где и остальные пользователи очков. Такая иллюзия создается за счет отображения на стекле необходимых объектов, которые в последствии воспринимаются мозгом пользователя как будто реальные. В каком-то роде, именно так работали и пресловутые Google Glass за одним исключением. Объекты, которые отображались на экранчике - не воспринимались как реальные, а были просто окнами программ или “висящим в воздухе” текстом.

Первая сфера применения - архитектура и строительство. Теперь при проведении презентаций, не потребуется тыкать пальцами в маленькие объекты, рассказывая об их невероятной пользе или же пытаться объяснить, что находится внутри здания. Достаточно просто вручить каждому из людей, находящихся на презентации очки, и начать рассказывать обо всех преимуществах будущего проекта. Плохо видны окна - увеличить их, непонятная конструкция - “вскрыть” здание и показать каждый элемент и т.д. Очки виртуальной реальности Hololens подойдут врачам, которые с легкостью смогут демонстрировать все аспекты человеческого тела юным практикантам; учителям, пытающимся объяснить нечто слишком тяжелое для студентов или бедным туристам, не имеющим возможность отправится в кругосветное путешествие.

Характеристики шлема Microsoft HoloLens

Если посмотреть на обещанные возможности устройства, то становится понятно, что для него проделана титаническая инженерная работа. Ведь помимо того, что все внутренности очков установлены в относительно маленький корпус, они еще и лишены проводов, а также обладают хорошей энергоэффективностью. Несомненно, в Hololens установлены новейшие разработки в сфере компьютерных чипов, сенсоров и сверхбыстрой памяти. Microsoft HoloLens имеет следующие характеристики:

  • вывод изображения на собственный экран;
  • возможность записи видео;
  • объем встроенной памяти — 64 Гб;
  • операционная система Windows 10;
  • вес: 579 грамм;
  • присутствующие датчики: гироскоп, магнитометр, инфракрасный датчик, акселерометр.

HoloLens позволит запускать любое приложение, созданное для Windows 10. Первое поколение гарнитуры будет оснащено беспроводными модулями Wi-Fi и Bluetooth и объёмным 3D-звуком.

Преимущества над другими моделями

Дополненная реальность

Первое мощное устройство дополненной реальности

Футуризм

Фантастический дизайн

Автономность

Нет необходимости подключать к компьютеру

Голограммы

Многофункциональные голограммы, подстраивающиеся под размеры реальных объектов

Одним из самых интересных фактов о Microsoft Hololens можно считать управление. В дополнение к тому, что очки сами по себе являют очень необычное, даже революционные устройство, использование их вызывает не менее бурные эмоции. Управление очками производится посредством нескольких “инструментов”. Базовые - это кнопки по бокам устройства. Они позволяют регулировать яркость голограмм и громкость звука. Два других способа - жестами и голосовой.

Голосовое управление основывается на виртуальном помощнике от Microsoft - Cortana. Вот только если в настольной операционной системе она способна выполнять какие-то основные функции, как установка будильника, напоминания или отправка смс, а также поиск необходимой информации в интернете, то в случае с очками - это функциональность значительно расширена. Так, пользователь может управлять объектами виртуального мира посредством голоса. Точно пока не понятно, как это будет реализовано, но можно предположить, что это будут команды:

Открыть голограмму/закрыть
Развернуть на 90/180 градусов
Увеличить на 30%
Ответить на звонок и т.д.
Такая функциональность вполне реальна, поскольку сами очки работают на Windows 10, а тесная интеграция с Cortana позволит обрабатывать все вопросы на программном уровне.

Последний - самый впечатляющий способ взаимодействия с очками - жесты. С помощью движений рук будет происходить манипуляция всеми голограммами. Их можно будет перемещать, увеличивать, уменьшать, разворачивать, взаимодействовать, нажимать на кнопки или даже использовать так, как бы человек делал это с реальными вещами. Если посмотреть видео обзор Microsoft Hololens, то на них компании удалось показать, насколько революционными функциями их продукт обладает.

Системные требования и совместимость

Шлем дополненной реальности Microsoft Hololens обладает следующими техническими характеристиками:

  • Операционная система: 32-разрядная Windows 10.0.11802.1033;
  • Процессор: Intel Atom x5-Z8100;
  • Графический ускоритель / голографический чип: комплекс HoloLens Graphics;
  • Объём видеопамяти: 114МБ;
  • Объём видеопамяти, выделенной из ОЗУ: 980 МБ;
  • Объём ОЗУ: 2ГБ;
  • Хранилище: 64ГБ (54ГБ доступно пользователю);
  • Батарея: 16500 мВч.

Интерфейс и устройство

В очках будет установлено достаточно мощное железо, а по заявлениям самой Microsoft оно должно обрабатывать террабайты информации в секунду. Разумеется, для этого, одного лишь процессора или графического ускорителя будет мало. В любом случае нужна программа, которая будет обрабатывать все и преподносить в удобном для человек виде. Такой программой, как ни странно, станет Windows 10. Само собой, это не Home и даже не Pro версия, а какая-нибудь урезанная, лишенная графической оболочки программа, главной целью которой станет именно обработка данных. Уже сейчас начинают появляться тест обзоры Microsoft Hololens, показывающие, что в программном плане очки не вызывают нареканий.

Управлять HoloLens можно тремя способами.

Физически. Управление осуществляется с помощью кнопок, расположенных по бокам гаджета. Они меняют громкость звука, яркость воспроизводимых объектов.
Голосом. Поскольку в устройство интегрирована Cortana, управлять им можно с помощью голосовых команд. Но, в отличие от голосового помощника для настольного ПК, ее функции расширены: пользователь с помощью голоса управляет голограммами на экране.
Жестами. Благодаря встроенным камерам устройство распознает жесты пользователя и выполняет определенную команду с голографическими объектами (поворот или перемещение).
При первом включении HoloLens его нужно откалибровать в соответствии со своим восприятием и активировать аккаунт Microsoft Account. Для упрощения этой процедуры используется Cortana, которая рассказывает о возможностях гаджета и учит юзера пользоваться жестами.

Существует два базовых жеста:

Bloom – раскрывание ладони для отображения стартового меню;
Air Tap – виртуальное нажатие пальцем, которое похоже на клик.
После этой процедуры перед пользователем открывается стандартное Start-меню, из которого происходит управление настройками, запуск программ, другие базовые действия.

Приложения для устройства распространяются через Windows Store, оптимизированного для HoloLens. Сейчас таких мало и большинство из них – это продукт Microsoft Studios. Они демонстрируют потенциал гаджета.
Помимо этого, юзер может запустить на экране устройства UWP приложения Windows 10. Они открываются в классическом оконном режиме. Для комфортной работы с ними понадобится стандартная периферия, но это не отражается на функциональности.

Виртуальная реальность – следующий шаг в развитии компьютерных технологий. Сегодня она популярна и востребована благодаря очкам Samsung Gear VR и Oculus Rift. Но Microsoft шагнула дальше и представила очки дополнительной реальности Microsoft HoloLens, обзор которых позволит вам понять, почему этот гаджет станет неотъемлемой составляющей современного мира.

Концепция

HoloLens – это очки дополнительной реальности. В этом их принципиальное отличие от конкурентов.

Одевая их, человек видит окружающий мир с «внедренными» в него голограммами, таблицами и другими объектами, которые кажутся трехмерными. Взаимодействовать с ними может только тот человек, который использует гаджет. Если группа из нескольких юзеров наденет очки, они погрузятся в один и то же мир дополнительной реальности.

Принцип работы HoloLens прост: голограммы, которые отображаются на стекле, воспринимаются мозгом как реальные предметы. Примерно такой же подход реализован в Google Glass, но в них объекты позиционировались как окна стандартных программ, а не настоящие предметы.

Технология

Очки Microsoft HoloLens – это компактный компьютер в виде шлема, одевающегося на голову. Он мобилен и не привязан к сторонним гаджетам: смартфону, ноутбуку, камере и проч. Отсутствует проводное подключение.

Устройство построено на основе собственного уникального процессора Holographic Processing Unit (HPU), имеет встроенную акустическую систему, камеру, видеоускоритель и сенсоры.

HoloLens оборудован двумя камерами, аналогичными тем, которые используются в Kinect: одна работает в обычном спектре, другая – в инфракрасном. Они анализируют и считывают окружающее пространство. Это – база устройства.

Голограммы выводятся на экран, представленный полупрозрачным стеклом, которое не мешает воспринимать настоящий мир. Такое взаимодействие и создает эффект дополнительной реальности.

Набор датчиков представлен гироскопом, магнитометром и акселерометром. HoloLens распознает жесты и следит за тем, куда смотрит человек. В зависимости от направления взгляда изменяется положение голограмм на экране. Помимо этого, устройство полностью совместимо с Cortana, поэтому поддерживает управление голосом.

Реалистичное взаимодействие с объектами дополнительной реальности обеспечивается двумя технологиями:

  • Spatial Mapping (аналог Surface reconstruction) – технология пространственного сканирования, которая после обработки окружающего пространства преобразует его в группу треугольников. Эта информация записывается в память гаджета и используется в логике работы приложения. За счет этого виртуальные объекты полноценно взаимодействуют с голограммами.
  • Spatial Audio – технология, отвечающая за реализацию эффекта присутствия. Если объект расположен в определенном месте помещения, звук исходит именно оттуда, где он находится. Благодаря открытому формату динамиков юзер не ущемлен в восприятии звуков из реальности: он полностью слышит все, что происходит вокруг него в настоящем мире.

Применение

  1. Архитектура и строительство. Дизайн-проект нового здания можно представить в трехмерном виде, показать, что находится внутри помещения.
  2. Образование. Педагог может наглядно продемонстрировать, как выглядит, работает механизм, конструкция. Особенно эта технология полезна в медицине, когда преподаватель сможет показать студентам работу внутренних органов человека.
  3. Игровая индустрия. Это одно из главных направлений, для которого можно использовать очки дополнительной реальности.
  4. Исследования. Ученые наглядно смогут увидеть исследуемую область. Это важно для реализации космических программ.

Внешний вид

По форме HoloLens похожи на Google Glass, но меньше аналогичных разработок от Oculus и Samsung. Дизайн очков проработан грамотно, поэтому они похожи на современное устройство, а не на маску, которая закрывает половину головы.

Для уменьшения веса в очках используется надежный пластик, а в передней части расположено прозрачное стекло. Крепится HoloLens на голове не как обычные очки, а охватывая голову, чтобы создать лучшую фиксацию. При этом пользователь поначалу может ощущать небольшой дискомфорт.

Техническая составляющая

Официально Microsoft не разглашает подробности о технических характеристиках устройства. Но поскольку первые модели уже поступили на руки разработчикам, некоторые из них стали известны.

HoloLens в отличие от других цифровых устройство имеет не два чипа (центральный и графический процессоры), а три. Разработчики дополнительно установили HPU (Holographic processing unit) – голографический процессор.

Центральный процессор – Intel Atom x5-Z8100 с тактовой частотой 1,04 ГГц, бъем оперативной памяти – 2 Гб, внутренний накопитель – 64 Гб, встроенный аккумулятор емкостью 16 500 мАч. Главная гордость Microsoft – графический чип, который, по заявлению разработчиков, обрабатывает большой массив данных, поступающих из окружающей среды.

Устройство работает под управлением 32-битной Windows 10. Не исключено, что в будущем очки дополнительной реальности получат более мощную техническую «начинку» и 64-разрядную ОС.

Управление

Управлять HoloLens можно тремя способами.

  1. Физически. Управление осуществляется с помощью кнопок, расположенных по бокам гаджета. Они меняют громкость звука, яркость воспроизводимых объектов.
  2. Голосом. Поскольку в устройство интегрирована Cortana, управлять им можно с помощью голосовых команд. Но, в отличие от голосового помощника для настольного ПК, ее функции расширены: пользователь с помощью голоса управляет голограммами на экране.
  3. Жестами. Благодаря встроенным камерам устройство распознает жесты пользователя и выполняет определенную команду с голографическими объектами (поворот или перемещение).

При первом включении HoloLens его нужно откалибровать в соответствии со своим восприятием и активировать аккаунт Microsoft Account. Для упрощения этой процедуры используется Cortana, которая рассказывает о возможностях гаджета и учит юзера пользоваться жестами.

Существует два базовых жеста:


После этой процедуры перед пользователем открывается стандартное Start-меню, из которого происходит управление настройками, запуск программ, другие базовые действия.

Приложения для устройства распространяются через Windows Store, оптимизированного для HoloLens. Сейчас таких мало и большинство из них – это продукт Microsoft Studios. Они демонстрируют потенциал гаджета.

Помимо этого, юзер может запустить на экране устройства UWP приложения Windows 10. Они открываются в классическом оконном режиме. Для комфортной работы с ними понадобится стандартная периферия, но это не отражается на функциональности.

Функциональность

Учитывая функции устройства, в первую очередь HoloLens разработаны для корпоративного сегмента – партнеров Microsoft: NASA, Disney, Volvo и Universal. Им не нужно будет создавать сложные трехмерные модели, исследовать труднодоступные места, тратя большие суммы. Все это будет доступно с помощью очков дополнительной реальности.

Разработчики удачно продумали дизайн устройства, поэтому во время его использования не появляется дискомфорт. Что важно, линзы расположены на удаленном расстоянии от глаз, поэтому они не влияют на зрение человека.

Еще одно преимущество HoloLens – объекты, которые человек видит перед собой, остаются на том же месте и продолжают функционировать в фоне, если не находятся в зоне восприятия пользователя. Поэтому, когда он запустит Skype, прикрепит его к определенной части помещения и отвернется, после возвращения взгляда в исходную точку окно мессенджера останется на месте. При этом человек может просматривать браузер и параллельно общаться в Skype.

Недостатки

Поскольку технология HoloLens молодая и только развивается, она не лишена недостатков. Часть из них – технологические: пока что не созданы технологии, которые могли бы улучшить работу устройства.

  1. Угол обзора. Одно из главных ограничений HoloLens – «скромный» угол обзора, который находится в пределах 120 на 120 градусов. На практике этот недостаток нивелируется через определенное время, когда человеческий глаз и мозг адаптируются к новым условиям.
  2. Еще одно ограничение – способность каждого человека воспринимать информацию с помощью органов зрения. Это происходит со своей спецификой, в зависимости от организма, что тоже влияет на работу HoloLens.
  3. Мощность «железа». Размеры HoloLens ограничены, поэтому установка внутрь компактного корпуса мощного «железа» невозможна по ряду причин, одна из которых – охлаждение. Система охлаждения в очках виртуальной реальности пассивная. Отведение тепла от компонент выполняется воздухом, который проходит через дужки очков, равномерно распределяясь по корпусу. Установка более мощного процессора повлечет увеличение тепловыделения и снижение комфортности использования гаджета.
  4. Качество воспроизводимого изображения. Для полноценного восприятия дополнительной реальности необходимо, чтобы дисплей имел высокое качество, как и сами голограммы. Первое зависит от инженеров Microsoft и технологий, а второе – от разработчиков контента для HoloLens.

В то же время при использовании очков дополнительной реальности от Microsoft нет никаких побочных эффектов в отличие от Samsung Gear VR2 S6, когда поначалу человека подташнивает. С HoloLens такого не происходит даже на первых минутах использования устройства.

Microsoft HoloLens – уникальная разработка, которая имеет место быть. Но ее функциональность «упирается» в современные технологии с развитием которых разработчикам удастся сделать очки более производительными и массовыми.

Стоимость гаджета составляет 3 тысячи долларов и он выходит ограниченным тиражом, поэтому о глобальном использовании говорить пока рано.

Андрей Ивашенцев подготовил для рубрики «Рынок игр» описание функций шлема Microsoft HoloLens, рассказал об опыте его использования и разнице между виртуальной и смешанной реальностью.

Microsoft HoloLens - первый шлем смешанной реальности (Mixed Reality) и первый продукт Microsoft, работающий в операционной системе Windows 10 и подсистеме Windows Holographic.

Сейчас устройство доступно по цене в $3000 за Development Edition исключительно для разработчиков в США и Канаде в рамках программы предзаказов, отгрузка по которым началась только в апреле и которые уже распроданы на полгода-год вперед. Нам в Game Insight удалось достать устройство и даже привезти его в Россию одними из первых. Ну а так как HoloLens - самый что ни на есть инновационный продукт, разбираться с ним выпало мне.

Разработка HoloLens предположительно была начата в Microsoft Research и потом была продолжена в ANALOG - команде, изначально сформированной внутри группы Xbox и состоящей преимущественно из инженеров, работавших над Kinect. Разработка ведется уже более семи лет, и ее удалось сохранить в секрете до момента релиза, что в современном мире большая редкость.

В отличие от большинства девайсов на рынке, это автономное устройство на Windows, которое работает от батареи около пяти часов (в зависимости от нагрузки). HoloLens не требует подключения к компьютеру через кабель, а все вычисления производятся на самом устройстве с помощью CPU и GPU.

Работа со всеми сенсорами осуществляется при помощи встроенного чипа HPU (Holographic Processing Unit), который был разработан специально для HoloLens и служит для обработки информации на аппаратном уровне. Это уникальный в своем роде чип, позволяющий обрабатывать гигабайты пространственных данных, по сути, на мобильном устройстве.

К примеру, Kinect 2.0 с помощью двух своих камер и сенсора создает такое количество RAW-данных, что шина USB 3.0 с трудом успевает передавать их на ПК в реальном времени, а их потом еще нужно обработать. А теперь представьте, что HoloLens содержит в три раза больше сенсоров, часть из которых отвечает за позиционирование в пространстве, часть - за контроль положения головы, а часть - за позиционирование голограмм.

Смешанная реальность и голограммы в концепции Microsoft позволяют дополнить пространство вокруг нас трехмерными объектами, которые могут не просто «болтаться в воздухе», как в обычном варианте дополненной реальности, а органично вписываться в интерьер и взаимодействовать с ним. HoloLens имеет очень высокую точность позиционирования и учитывает особенности человеческого восприятия комбинации из реальных объектов и изображения на дисплеях. Именно благодаря этому голограммы выглядят такими стабильными.

Проще говоря, когда перед вами голограмма земного шара, она не просто висит в воздухе, а привязана к какой-либо поверхности, и вы можете спокойно обойти ее, рассмотреть со всех сторон, а также повертеть в разных плоскостях - на то она и голограмма.


Две ключевые технологии, которые позволяют обеспечить максимальную реалистичность взаимодействия с голограммами, - Spatial Audio и Spatial Mapping.

Spatial Audio - интеллектуальное позиционирование источников звука в пространстве для создания эффекта присутствия. Если в одном углу вашей комнаты находится виртуальная собака, то ее лай будет доноситься именно из этого угла, а не просто звучать вокруг пользователя. Открытый формат реализации динамиков позволяет создать этот эффект без ущерба для окружающей реальности: помимо собаки вы спокойно будете слышать человека, который говорит вам что-то из другого угла той же комнаты.

Spatial Mapping - технология пространственного сканирования, аналогичная Surface reconstruction. HoloLens сканирует окружение и преобразует реальные поверхности вокруг себя в совокупность треугольников (мэши), обеспечивая возможность виртуальным объектам взаимодействовать с ними. Происходит своеобразное 3D-сканирование пространства, а виртуальная модель помещения сохраняется в памяти устройства и впоследствии используется в логике работы приложений.

Анпакинг

Комплект доставляется в большой коробке, в которую упакованы две коробки поменьше: в одной находится HoloLens в футляре, а в другой - кликер. В переносном защитном футляре, повторяющем форму девайса, находится зарядное устройство, салфетка для протирки стекол, а также несколько сменных элементов.


Само устройство состоит из двух основных деталей - рамки и визора. Рамка имеет механизм регулировки и настраивается под каждого пользователя с помощью специального колесика. У визора есть запас хода относительно рамки, он настраивается на уровне глаз человека.


На боковых частях визора размещены стереодинамики, передающие звук в режиме 3D, обеспечивая достоверную передачу звуков от голограмм, находящихся в пространстве вокруг пользователя. Это называется Spatial Sound, и об этом я рассказал раньше.

В передней части визора находятся оптические и инфракрасные камеры, различные оптические сенсоры и датчики освещенности.

В задней части - кнопка питания и индикатор заряда батареи, порт для подключения зарядного устройства (microUSB), а также разъем для наушников.


Проекционные экраны визора выполнены на базе технологии волноводной оптики - она считается одним из самых современных способов визуализации изображения с сохранением прозрачности поверхности.

Использование

Для начала работы с устройством его нужно правильно закрепить на голове, а потом включить кнопкой на торце визора. При первом включении необходимо авторизоваться с помощью Microsoft Account и провести калибровку визора в соответствии с персональными характеристиками.


В течение всего процесса настройки вам помогает виртуальный помощник Cortana, который учит пользоваться жестами и рассказывает о возможностях устройства. Стандартных жеста два: это Air Tap - виртуальное касание пальцем, имитирующее клик, и Bloom - раскрытие ладони, вызывающее Start-меню.

После инициализации перед нами появляется стандартное Start-меню с тайлами, почти такое же, как в обычной Windows. Из меню можно запускать приложения, управлять настройками и выполнять все стандартные базовые действия.

Приложения для устройства скачиваются и ставятся из Microsoft Store, специально адаптированного под HoloLens. Пока приложений под Holo не очень много, большинство из них разработано в Microsoft Studios для демонстрации возможностей устройства.

Несмотря на ограниченный набор нативных приложений, большинство универсальных (UWP) приложений и игр от Windows 10 тоже спокойно запускаются и работает в оконном режиме. Для удобной работы, разумеется, потребуются мышка и клавиатура (или геймпад), но это совершенно не влияет на опыт использования.

На сегодняшний день HoloLens позиционируется в основном как устройство для корпоративной разработки с участием глобальных партнеров типа NASA, Volvo, Disney и Universal. Соответственно, корпоративные клиенты - первая целевая аудитория HoloLens, за которой потенциально последует запуск устройства в розничные каналы.

Из заметных ограничений - достаточно скромный угол обзора: порядка 30−37 градусов. Об этом пункте уже много написано, и он обсуждается как ключевой в списке необходимых доработок HoloLens. Но если провести в шлеме некоторое время, угол обзора перестает создавать дискомфорт: это сравнимо с адаптацией к горнолыжной маске или плавательным очкам.

Во многом это зависит не только от технологических ограничений волноводной оптики, но и от особенностей человеческого глаза, его фокусировки, периферийного зрения и того, как наш мозг воспринимает визуальную информацию. К счастью, прогресс не стоит на месте, поэтому хочется верить, что в следующих версиях устройства угол обзора станет больше.

Влияние на игровую и смежные с ней индустрии

Многим в игровой индустрии интересно, что же случится с рынком, когда на нем появится HoloLens. Запуск устройства на массовый сегмент рынка запланирован только через несколько лет, поэтому делать прогнозы с текущей динамикой - дело неблагодарное.

Если посмотреть на рынок сегодня, то мы увидим, как VR шагает по планете и как многомиллионные бюджеты тратятся на битву за умы игроков (как на ПК, так и на мобильных платформах). Мы в Game Insight постоянно изучаем новые технологии, пробуем разные девайсы и стараемся оценить перспективность тех или иных подходов.

Мобильная VR старается приблизиться по возможностям и производительности к стационарной VR, что видно, к примеру, из анонса платформы Google DayDream. Стационарная VR, наоборот, пытается добавить себе мобильности и уместить полноценный мощный игровой ПК в форм-фактор рюкзака.

При работе с голограммами, в отличие от работы с VR, требуется держать в голове тот факт, что игрок должен взаимодействовать с окружающим миром и динамически подстраивать игру под среду. Немного легче будет тем, у кого есть опыт процедурной генерации ландшафтов и игровых сценариев. Все это существенно сложнее, чем просто нарисовать сцену в Unity, повесить туда VR-камеру и начать играть.

Несмотря на эти сложности, платформа дает безграничные возможности для полета фантазии. Можно строить огромные миры прямо на своем журнальном столике, прорубать окна в новые неизведанные миры прямо в собственной гостиной, объединять несколько устройств по сети и играть в голографические игры в режиме мультиплеера, да и мало ли что еще.

VR или голограммы

В поисках ответа на этот вопрос стоит обозначить разницу между VR (Virtual Reality), AR (Augmented Reality) и MX\Holograms (Mixed Reality).

Виртуальная реальность (VR) называется виртуальной именно потому, что она синтезирована и полностью подменяет нашу реальность той сценой, в которую нас хотел поместить автор игры или приложения. Мы надеваем шлем и отключаемся от реальности.

Дополненная реальность (AR) - проекция двухмерных или трехмерных объектов перед глазами пользователя, в большинстве случаев без привязки к окружающему миру или с привязкой через специальные маркеры. Простейшие варианты дополненной реальности мы можем видеть даже при съемке на смартфон, когда умная программа камеры автоматически определяет и обводит квадратиками лица людей. Самым понятный пример очков в данном случае - Google Glass, который не очень «выстрелил» на рынке.

Смешанная реальность, или голограммы (MR), комбинирует два этих подхода и привязывает виртуальные объекты к реальному пространству. Кто-то называет это дополненной виртуальностью, кто-то - смешанной реальностью, а Microsoft использует термин Holograms. Google идет похожим путем с проектом Google Tango, однако с немного другим списком целевых сценариев и форм-фактором устройств.

Билл Гейтс в рамках своего спецпроекта на Reddit написал на эту тему: VR is the extreme case of AR when nothing from the real world gets mixed in. Это достаточно логично, если представить, что мы подменяем вашу гостиную любой другой виртуальной комнатой, оставляя все виртуальные объекты (голограммы) на тех же самых местах, но запускаем ее на шлеме типа Oculus Rift или Vive.

Следуя этому принципу, буквально неделю или две назад Microsoft анонсировала доступность платформы Microsoft Holographic для всех типов VR-, AR- и MR-устройств, предоставив пользователям самых разных шлемов возможность взаимодействовать друг с другом в виртуальной среде.

Однозначного выбора сделать не получится: правда всегда будет где-то посередине. Через 7−10 лет нас всех ждет безумно интересное и технологичное будущее, которое мы раньше видели в фантастических фильмах. Забавно, насколько это избитая фраза и насколько иначе я стал ее воспринимать, впервые примерив HoloLens.