Frontend или backend где больше платят. Фронтненд - открытые данные, бекенд - админка

Frontend - это разработка пользовательского интерфейса и функциональности, которые работают на клиентской стороне веб-сайта или приложения. К этому виду разработки можно отнести все, что видит пользователь, открывая web-страницу. Frontend-разработчик сотрудничает с дизайнерами, программистами и UX-аналитиками, чтобы создавать удобный и востребованный продукт.

Чтобы наглядно понять, что такое frontend-разработка, откройте страницу любого сайта - перед собой вы увидите интерфейс. Щелкнув правой кнопкой мыши, можно посмотреть код этой страницы в браузере.

Данный код - это и есть пример работы frontend-разработчика, он скачивается в браузер пользователя, и его можно увидеть своими глазами. Код страницы описывает все, что вы видите перед собой: цвета, верстку, шрифты, расположение графических элементов и так далее.

К frontend-разработке относятся:

  • HTML (HyperText Markup Language) - язык разметки документов, при помощи которого формируется структура страницы: заголовки, абзацы, списки и так далее;
  • CSS (Cascading Style Sheets) - язык для описания и стилизации внешнего вида документа. Благодаря CSS-коду ваш браузер понимает, как именно отображать элементы. CSS задает цвета и параметры шрифтов, определяет, как будут располагаться разные блоки сайта, и так далее. Еще он позволяет выводить один и тот же документ в разных стилях, например, для печати (обычной или шрифтом Брайля), вывода передачи на экран или чтения голосом;
  • JavaScript - это язык, который создавался для того, чтобы оживить веб-страницы. Его задача - реагировать на действия пользователя, обрабатывать клики мышкой, перемещения курсора, нажатия клавиш. Еще он посылает запросы на сервер и загружает данные без перезагрузки страницы, позволяет вводить сообщения и многое другое.

Что такое backend-разработка?

Backend-разработка - это набор аппаратно-программных средств, при помощи которых реализуется логика работы сайта. Попросту говоря, это то, что скрыто от глаз пользователя и происходит вне его браузера и компьютера.

Например, когда вы вводите запрос на странице поисковика и жмете клавишу Enter , frontend заканчивается и начинается backend. Ваш запрос отправляется на сервер Google или Яндекса , где расположены алгоритмы поиска. Именно там случается все «волшебство». Как только на мониторе появилась информация, которую вы искали, - вновь происходит возвращение в зону frontend .

По большому счету, сервер - это тот же компьютер, только более мощный. Он хранит данные и отвечает на запросы пользователей.

Backend - это процесс объединения сервера с пользователем.

Backend-разработчик может применять любые инструменты, доступные на его сервере. Он вправе выбрать любой из универсальных языков программирования, например, Ruby, PHP, Python, Java.

Также для backend-разработки используются разные системы управления базами данных:

  1. MySQL;
  2. PostgreSQL;
  3. SQLite;
  4. MongoDB.

В зависимости от вида продукта в обязанности backend-разработчика могут сильно меняться. Такой специалист может создавать и интегрировать базы данных, обеспечивать безопасность, создавать технологии резервного копирования и восстановления.

Как взаимодействуют frontend и backend?

Взаимодействие frontend и backend происходит по кругу: frontend отправляет пользовательскую информацию в backend, там она обрабатывается и возвращается обратно, приняв понятную форму.

Как правило, этими видами работ занимаются разные специалисты, но каждому из них желательно понимать принципы, по которым работают коллеги. К примеру, дизайнеру интерфейсов важно хотя бы в общих чертах знать, что представляет собой backend проекта, которым он занимается. Это поможет ему адекватно оценить, какие технические возможности могут быть у сайта или приложения.

Существует несколько вариантов взаимодействия frontend и backend:

  • HTTP-запрос напрямую отправляется на сервер, сервер ищет информацию, встраивает ее в шаблон и возвращает в виде HTML-страницы;
  • Вариант с использованием инструментария AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) . В этом случае запрос отправляет JavaScript , загруженный в браузер, а ответ приходит в формате XML или JSON;
  • Одностраничные приложения, которые загружают данные без обновления страницы. Это делается также при помощи AJAX или фреймворков Angular и Ember ;
  • Ember или библиотека React помогают использовать приложение и на сервере, и в клиенте. Frontend и backend взаимодействуют через AJAX и HTML-код, который обрабатывается на сервере.

Как мы видим, современная разработка - это сложный и многоуровневый процесс, который делится на две части: клиентскую и серверную. В арсенале frontend- и backend-программистов есть масса инструментов, выбор которых зависит от поставленных задач и сложности проекта. Оба вида разработки включают в себя технические и творческие компоненты.

Обязанности frontend- и backend-разработчиков, как правило, разделены, но бывают моменты, когда программисту приходится решать проблемы, которые возникают как на стороне сервера, так и в клиентской части. Нередко на рынке можно встретить специалистов, которые уверенно чувствуют себя как во frontend, так и в backend и могут совмещать два вида работ.

Начать свой путь во frontend- и backend-разработке можно с 12-месячного курса Skillbox . Он подходит для новичков и программистов с небольшим опытом. За год слушатели курса на практике изучат основные языки программирования и создадут собственное портфолио, которое поможет найти перспективную и хорошо оплачиваемую работу.

Веб-разработчик

Вы наверняка уже слышали эти модные в сфере программирования слова «фронтенд» и «бэкенд», но что за ними стоит? Предлагаю в этом разобраться.

Давайте начнем с определений.

Фронтенд - все, что браузер может читать, выводить на экран и / или запускать. То есть это HTML, CSS и JavaScript.

HTML (H yperT ext M arkup L anguage) говорит браузеру, каково содержание страницы, например, «заголовок», «параграф», «список», «элемент списка».

CSS (C ascading S tyle S heets) говорит браузеру, как отображать элементы, например, «после первого параграфа отступ в 20 пикселей» или «весь текст в элементе body должен быть темно-серым и написан шрифтом Verdana».

JavaScript говорит браузеру, как реагировать на некоторые взаимодействия, используя легкий язык программирования. Большинство сайтов на самом деле не используют много JavaScript, но если вы нажмете на что-то и содержимое страницы поменяется без белого мигания экрана, значит, где-то использовался JavaScript.

Бэкенд - все, что работает на сервере, то есть «не в браузере» или «на компьютере, подсоединенном к сети (обычно к Интернету), который отвечает на сообщения от других компьютеров».

Для бэкенда вы можете использовать любые инструменты, доступные на вашем сервере (который, по сути, является просто компьютером, настроенным для ответов на сообщения). Это означает, что вы можете использовать любой универсальный язык программирования: Ruby, PHP, Python, Java, JavaScript / Node, bash. Это также означает, что вы можете использовать системы управления базами данных, такие как MySQL, PostgreSQL, MongoDB, Cassandra, Redis, Memcached.

Структура взаимодействия бэкенда и фронтенда

Сегодня существует несколько основных архитектур, определяющих, как будут взаимодействовать ваши бэкенд и фронтенд.

Серверные приложения

В этом случае HTTP-запросы отправляются напрямую на сервер приложения, а сервер отвечает HTML-страницей.

Между получением запроса и ответом сервер обычно ищет по запросу информацию в базе данных и встраивает ее в шаблон (ERB, Blade, EJS, Handlebars).

Когда страница загружена в браузере, HTML определяет, что будет показано, CSS - как это будет выглядеть, а JS - всякие особые взаимодействия.

Связь с использованием AJAX

Другой тип архитектуры использует для связи AJAX (A synchronous J avaS cript and X ML). Это означает, что JavaScript, загруженный в браузере, отправляет HTTP-запрос (XHR, XML HTTP Request) изнутри страницы и (так сложилось исторически) получает XML-ответ. Сейчас для ответов также можно использовать формат JSON.

Это значит, что у вашего сервера должна быть конечная точка, которая отвечает на запросы JSON- или XML-кодом. Два примера протоколов, используемых для этого - REST и SOAP.

Клиентские (одностраничные) приложения

AJAX позволяет вам загружать данные без обновления страницы. Больше всего это используется в таких фреймворках, как Angular и Ember. После сборки такие приложения отправляются в браузер, и любой последующий рендеринг выполняется на стороне клиента (в браузере).

Такой фронтенд общается с бэкендом через HTTP, используя JSON- или XML-ответы.

Универсальные/изоморфные приложения

Некоторые библиотеки и фреймворки, например, React и Ember, позволяют вам исполнять приложения как на сервере, так и в клиенте.

В этом случае для связи фронтенда с бэкендом приложение использует и AJAX, и обрабатываемый на сервере HTML.

Вне фронтенда и бэкенда

Автономный фронтенд

Веб-приложениям, которые вы собираетесь создавать, подключение к Сети будет требоваться всё меньше и меньше.

Прогрессивные веб-приложения загружаются лишь один раз и работают (почти) всегда. Вы можете хранить базу данных в браузере. В некоторых случаях вашим приложениям нужен бэкенд только при первой загрузке, а затем лишь для синхронизации / защиты данных. Такой уровень постоянства означает, что большая часть логики приложения находится непосредственно в клиенте.

Легкий бэкенд

Бэкенд, в свою очередь, становится легче и легче. Такие технологии, как хранилища документов и графовые базы данных, приводят к сокращению количества обращений к бэкенду для повторного агрегирования данных. Задача клиента - уточнить, какие данные ему нужны (базы данных графов), или извлечь все различные фрагменты данных, которые ему нужны (REST API).

Сейчас можно создавать бэкенд-сервисы, которые работают не постоянно, а только тогда, когда они нужны, благодаря бессерверным архитектурам, таким как AWS Lambda.

Размытые границы

Вычислительные задачи теперь можно перемещать между фронтендом и бэкендом. В зависимости от вида приложения можно сделать так, чтобы вычисления производились либо в клиенте, либо на сервере.

Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Сервер - среда более стабильная, имеет меньше неизвестных, но ему постоянно нужно подключение к Сети. Некоторые пользователи используют последние версии браузеров, и им выгоднее использовать клиентские приложения, которые и делают большую часть работы, и могут похвастаться красивым интерфейсом, но тогда вы оттолкнёте пользователей, которые не используют новейшие браузеры и высокоскоростное подключение к Интернету.

В любом случае, хорошо, что есть, из чего выбирать. Главное - выбирать именно то, что лучше всего подходит для конкретной задачи. Надеюсь, у вас появилось больше понимания о том, в каком состоянии сегодня находится веб-разработка.

Браузер отображает всё, что получает от сервера и «понимает». Это даёт основание определить процесс отображения и процесс формирования данных на две составляющие. Посетитель, просматривая страницу, предпринимает действия, что даёт основания функционалу страницы «управлять» сервером.

Сервер формирует первую страницу, когда браузер «заходит» на сайт. Затем сервер ожидает «указаний». При таком положении вещей: front end и back end разработка действительно повод дать работу двум категориям разработчиков параллельно.

Сайт - это единая система

Всегда было дело и существовало общее мнение о том, как это дело делать. Всегда была динамичной передовая и стабильным - тыл. Так было всегда, в любом направлении технического прогресса, и складывались если не теории, то всеми признанные правила. В области информационных технологий до сих пор нет ничего общепризнанного, но есть много правильных идей, которые используются по мере необходимости.

На науку инфосфера ещё не тянет. Этап «строительства» программ и сайтов уже позади. Область информационных технологий спокойно развивается, а разработчики действуют на свой страх и риск, уважая мнение коллег, не особенно критикуя варианты работы каждого, принимая происходящее как есть, во всём его многообразии.

Статические страницы уже давно в прошлом, системы управления сайтами уже стали привычными. Значительная часть разработчиков продолжает писать «ручками», а все остальные, кто использует шаблоны, CMS, фреймворки и подобные инструменты ускорения работы над сайтами, время от времени дописывают к своим изделиям коды на серверных или браузерных языках.

Что делать, совершенных инструментов в области сайтостроения ещё нет, приходится использовать всё, что доступно.

О возможностях front-end

Книга «Front-end. Клиентская разработка для профессионалов» - своего рода концентрат качественного и практичного описания JavaScript, HTML5 и CSS3, ориентированного на квалифицированного разработчика, стремящегося к разработке качественного «клиентского» кода.

Node.js, ES6, REST, практичные примеры и отличный стиль. Вне сомнения, "Front end: клиентская разработка для профессионалов" - это отличное и полезное издание, фундаментальные основы для разработчика - библия знаний и процессов их эффективного применения.

Трудно спорить с тем, что специалист в сфере информационных технологий не отличается от специалистов других профессий. Как везде, здесь также существует мнение: специалист подобен флюсу - полнота его знаний односторонняя. Нельзя быть специалистом по JavaScript и одновременно идеально владеть CSS3.

Сложилось мнение, что есть независимые квалификации по гипертексту (HTML), по языку XML, по таблицам каскадных стилей (CSS) и другим направлениям. Естественно, трудно не разделить работу:

  • среда браузера;
  • «философия» сервера.

Так сказать, очевидно, front end разработка - что это: принципиально важно, но это вовсе не работа на сервере.

Об особенностях back-end

Мир интернета обслуживает великое множество серверов и технологий. Здесь Apache, во всех его действующих версиях, по-прежнему законодатель мод. Семейство юниксоидов по сей день не уступило пальму первенства в серверном деле никаким другим платформам.

С точки зрения разработчика, победила простота, надёжность и стремление к созданию систем, не склонных к синему экрану и «панике», но уверенно обеспечивающих адекватный выход из любой непредвиденной ситуации.

Это уровень серверных технологий, то есть, это не front-end разработка, что это значит - вроде как ясно: здесь нет браузера, но есть PHP или другой серверный язык.

Протокол HTTP (или другой) позволяет браузеру обратиться к серверу за получением страницы, и браузер отвечает взаимностью. Серверный язык отрабатывает функционал, созданный разработчиком "back-end" и передаёт "front-end" в браузер. Это может быть первая страница, обновление страницы или переход к другой странице, включая переход по ссылке на другой сайт, то есть на другой сервер.

Совмещение back-end + front-end разработка: что это, возможно ли это?

Любой прилично настроенный сервер предлагает разработчику массу современных языков и инструментов для любого ответа браузеру. Клиент здесь ни при чём, он действует только через браузер. Хотя клиентом может выступать:

  • интернет-робот;
  • «паук» - модный бренд в сфере парсинга;
  • иное программное изделие.

Браузеров много, но его DOM-ская логика и JavaScript в 99.9% случаев - основа для отображения ответа сервера. Любой поток информации от сервера браузер пытается трансформировать в DOM и предполагает в нем найти:

  • HTML.
  • JavaScript.

Эта святая троица составляет front-end и разработку: что это такое и как это применить - вроде как предельно ясно.

DOM - это дерево, так привычно и традиционно звучит. На самом деле DOM - это, отлично продуманная система, а JavaScript - её родной язык. В этом контексте знания - Front-end: клиентская разработка для профессионалов в pdf-формате - это очень хорошо, но идеально в формате настольной книги, которая всегда на виду.

Существенно: когда браузер открывает сайт, он строит DOM и затем уточняет его, пока клиент находится в сфере компетенции открытой им страницы. Перемещение клиента между страницами, как по внутренним, так и по внешним ссылкам, меняет содержание DOM и JavaScript-функционала. Front-end разработчик имеет все основания и возможности комплексно управляться в браузере, не теряя при этом контроля над управлением.

У сервера - другая философия. Здесь много клиентов, за каждым не уследишь. Но важно не это, а то, что здесь невозможно построить постоянно действующую систему объектов для каждого открытого соединения. На самом деле квалифицированному разработчику это по силам, но этот момент не узаконен ни сервером, ни каким-либо серверным языком.

Система клиент + сервер

Если говорить о браузере, это всегда законченное изделие, у него есть собственная аура, и он обязан исполнять конкретный функционал, иначе он - не браузер. Сервер - также законченное изделие, функциональность которого гораздо шире, а ответственность гораздо выше.

И браузер, и сервер - совершенно самостоятельные и независимые системы. Кстати говоря, сайты - вовсе не единственное, н что способны и браузеры, и серверы. Это просто отличные программные системы, удовлетворяющие конкретным сферам применения.

Веб-ресурс - причина, по которой браузер и сервер начинают взаимодействие и продолжают его до тех пор, пока клиент не уйдёт на другой сайт.

Можно разделить всех строителей на каменщиков, плотников, штукатуров и маляров, но дом, который они строят - один. Это фактор абсолютно не зависим от фундамента, хотя всегда учитывает его особенности, специфику территории, климатическую зону и менталитет жителей.

Сайт могут создавать несколько разработчиков, но это должна быть команда. Команда квалифицированная и тесно связанная. Один может создавать CSS-правила, другой - компоновать только теги HTML, третий вдохновенно расписывать функционал на JavaScript по тегам, правилам и событиям. Но это должна быть взаимосвязанная команда, которая учитывает серверную часть, не отделяя ее от браузерной.

Невозможно написать код на PHP, который не владеет тем, что написал CSS-разработчик, скомпоновал специалист по HTML и обозначил JavaScript-программист. Иначе сайт не станет системой, а если сайт - не система, то это не сайт, а пустая трата сил и времени на создание страниц front-end"a, которые отражают то, что смогут разобрать в полученном от back-end"a. Последний отвечает взаимностью, понимая так, как получается, все что прилетает от браузера.

Точка всемирной сети: сайт = система

Интернет уже настолько стабилен и привычен, что стал жить по своим собственным законам, и эти законы уже давно не контролируются разработчиками, типа создателями... В интернете давно нет тех, кто его создал, но остался действующий активный потенциал всех разработчиков, которые работают во front-end, back-end, и вообще, просто работают, не разделяясь на квалификации и когорты по знаниям.

Естественно, как только интернет стал полноценной и саморазвивающейся системой, он превратился в среду существования веб-ресурсов различного назначения, но функциональность каждого ресурса тоже стала вполне конкретным спектром требований.

Если веб-ресурс удовлетворяет определённым требованиям - он есть и доступен в сети. Если нет, то не важно, как соотносится back-end и front-end - что это такое, так и останется тайной.

Верстальщик и программист, художник и инженер в одном лице. В данном посте я поведаю миру о герое меча и магии стилей и кода, делающем веб красивее и быстрее — фронтэнд-разработчике. Пост будет интересен, в первую очередь, всем тем, кто хочет понять, чем фронтэнд-разработчики отличаются от верстальщиков, бекэнд-разработчиков, UX-специалистов и веб-дизайнеров. Какими навыками он должен обладать, и почему вообще столько чести быть фронтэнд-разработчиком? Автор не претендует на объективность, но всем, кому это интересно, добро пожаловать под кат.

Для начала давайте разберёмся, что же означает термин «фронтэнд», и кто такой фронтэнд-разработчик?

Данный термин весьма специфичен и обширен, в связи с чем сложно дать ему лаконичное и однозначное определение. Фронтэндом называют всю клиентскую (в том числе невидимую для пользователя — программную) часть сайтов/веб-приложений: интерфейсы, шаблоны, стили, виджеты и т. д. Соответственно, всё, что происходит на стороне сервера — бекэнд .

Приведу краткий список наиболее часто ассоциируемых с фронтэнд-разработкой понятий и технологий:
HTML , CSS , JavaScript , jQuery , Node.js , AJAX , SPA …

Разберём по полочкам, чем занимается типичный фронтэнд-разработчик.

Конечно же, первой приходящей на ум обязанностью является вёрстка . Наш герой в идеале знает, как сверстать страницу любой сложности. Соблюдение стандартов (в пределах возможного) — обязательное условие.

Фронтэнд-разработчик следит за качеством клиентского кода в своей команде, бьет по рукам нерадивых верстальщиков и щелкает по носу витающих в своих мечтах дизайнеров.

Хотите поставить на главную страницу своего сайта красивую галерею «как вот на том сайтике»? Спросите фронтэнд-разработчика! Он без раздумий назовёт вам дюжину готовых решений, предложит варианты кастомизации стандартных плагинов, и всё это сразу с учётом совместимости с вашей CMS и поддерживаемых устройств/браузеров.

Задумали редизайн и добавление вашему сайту модной фичи? Адаптивность, бесконечная прокрутка, параллакс-скроллинг и т. д. Наш герой уже рассчитал в уме, во сколько вам встанет реализация любой безумной идеи, и вовремя отговорит вас, если его художественный вкус и здравый смысл подсказывают, что такие фичи станут как минимум пустой тратой денег, а как максимум — причиной ухудшения пользовательского опыта.

Внимание к мелочам и чувство прекрасного — отличительные черты фронтэнд-разработчика.

На этом месте давайте обозначим грань, разделяющую верстальщика и фронтэнд-разработчика. Не будем вдаваться в подробности работы верстальщика. Основная его задача — нарезать макет. Если далее он предпочитает брать на себя часть бекэнд-разработки (PHP, Python...), то он развивается в сторону бекэнд-программиста. Если он больше уделяет внимание программированию клиентской части (JS), то, возможно, это будущий фронтэнд-разработчик. Может случиться и так, что верстальщик уйдёт в сторону дизайна, что тоже весьма неплохо — практические навыки вёрстки станут его весомым преимуществом относительно классических дизайнеров «по призванию».

Вторая важная обязанность фронтэнд-разработчика — обеспечение должного уровня юзабилити и опыта взаимодействия (UI и UX). Безусловно, об этих вещах должен в первую очередь думать дизайнер. Но в одиночку дизайнер не всегда может спроектировать такой интерфейс, который будет понятен в использовании и прост в реализации, по всё той же причине незнания технической части. Хороший фронтэнд-разработчик обладает навыками дизайнера и UX-специалиста . Другими словами, он знает как сделать красивый и удобный пользовательский интерфейс. Но ни в коем случае не отнимает хлеб у дизайнеров и UX-специалистов. А в случае отсутствия в команде любого из них — может их частично заменять.

Приведу жизненный пример.
Дизайнер больше не занимается проектом, а заказчик решил переделать внешний вид и логику работы какой-либо части своего интернет-магазина на Битриксе.
1. Менеджер проекта идет к программисту.
2. Программист говорит «нужна вёрстка, ТЗ и платное решение из Маркетплейса, потому что это нестандартный функционал для магазина» и отправляет менеджера к верстальщику.
3. Верстальщик говорит «нужен макет и нестандартный плагин для такой галереи, потому что этого нет в нашем готовом решении».
Менеджер оказывается в сложной ситуации. Клиент ждет результат, бюджет минимальный, рисовать некому. Как показывает практика, если доверить спасение подобной ситуации бекэнд-программисту, то на выходе клиент получит нечто, вроде бы работающее, но ужасное настолько, что дизайнер побелел бы, увидев такое, а пользователь ушел бы с сайта, приняв это за один большой баг. Верстальщик не справился бы с задачей однозначно. Малой кровью спасти ситуацию может только опытный фронтэнд-разработчик. Без лишней суеты он перепишет похожий компонент под поставленную задачу, переверстает стандартную галерею и добавит элементы интерактивности так, что решение задачи устроит клиента и понравится пользователям, а менеджер в очередной раз выдохнет с облегчением.

Наш герой — специалист широкого профиля. Ему интересен весь спектр веб-технологий. Не обходит вниманием он и серверную разработку . Помимо родного JS фронтэнд-разработчик знает на среднем уровне хотя бы один серверный язык программирования, может выполнять значительную часть задач, которые обычно выполняет бекэнд-программист. Знает как обращаться с таким зверем, как командная строка (консоль, терминал), и даже может настроить веб-сервер. Серверная разработка на платформе Node.js — не экзотика, а, как минимум, повод ответить всем «пэхэпэшникам» и «питонщикам» мол мы тоже не лыком шиты.

Одна из основных задач фронтэнд-разработчика — это, конечно, разработка на JavaScript , начиная от мини-плагинов для галереи, заканчивая полноценными веб-сервисами. Здесь вновь стоит упомянуть Node.js, в последние годы играющий огромную роль как в разработке клиентской части веб-приложений, так и серверной. Сотни клиентских фреймворков и библиотек, таких как, jQuery, Angular, Backbone, Knockout, Ember и др. — бескрайний простор для развития техник построения архитектуры приложений, улучшения качества и расширения спектра решаемых приложениями задач.

С развитием платформы Node.js стало популярно понятие «full-stack developer» — в нашем случае это JS-разработчик, использующий в своих проектах JavaScript для всех возможных целей. Сервер, база данных, клиентские шаблоны — всё это работает с данными в формате JSON, что весьма выгодно смотрится на фоне того же PHP, где «матёрые программисты» пишут кашу из PHP/Smarty/JS/CSS, которую бывает не под силу расхлебать уже через месяц после сдачи проекта.

Инструменты фронтэнд-разработчика — так же отдельная тема для разговора. Для Node.js было написано множество замечательных утилит, работающих в духе «одна программа — одна задача». Автоматизация рутинных задач с помощью Grunt стала неотъемлемой частью работы. Проверка кода, запуск тестов, автоматический деплой, обфускация и минификация, препроцессинг CSS и многие другие задачи решаются «на ура» всего в несколько кликов.

Chrome Dev Tools и Firebug — вне конкуренции среди инструментов для клиентской разработки. В умелых руках нашего героя эти штуки позволяют творить чудеса. Ваш сайт глючит и медленно загружается, из-за чего подвергается пессимизации в поисковиках? Хороший фронтэнд-разработчик с помощью Firebug за пару минут найдет все тонкие места в производительности сайта. К слову, и про SEO-оптимизацию наш герой не забывает. Случалось так, что товарищи по цеху в лице верстальщика и программиста наставили в коде страницы прекрасных тегов

, а все картинки имели атрибут alt="image001.jpg" . Они, безусловно, получат втык и под чутким надзором будут исправлять это.

Вывод

Кратко перечислим по порядку изложенные выше навыки хорошего фронтэнд-разработчика:
  1. Валидная pixel-perfect вёрстка
  2. Проектирование интерфейсов
  3. Работа с серверными технологиями
  4. JavaScript во всех ипостасях
  5. Оптимизация веб-приложений
Выясняется, что фронтэнд-разработчик — отличный парень. И дизайн поправит, и вёрстку, напишет и отдебажит как надо. Этим постом я не хочу поставить фронтэнд-разработчика выше остальных, а хочу, чтобы сомневающиеся граждане поняли разницу между веб-специалистом широкого профиля и узкоспециализированными специалистами. Бывает обидно, когда человека, работавшего несколько лет над самыми разнообразными проектами, начальство называет простым верстальщиком и думает, что без него бы и так справились. Из-за такого отношения к сотрудникам компании часто теряют весьма достойных людей.

front-end разработка — это создание клиентской части сайта. Front-end разработчик занимается версткой шаблона сайта и созданием пользовательского интерфейса. Обычно front-end разработчик — это мастер на все руки. Он просто обязан обладать талантом дизайнера, быть искусным верстальщиком и хорошим программистом.

Современный front-end developer должен легко владеть html5 , css3 , JavaScript (и как минимум JQuery). У каждого front-end специалиста есть свои наработки, которые он хранит в виде framework. Многие разработчики в работе пользуются популярными framework-ами, такими как: Twitter, Bootstrap, Foundation 3, Compass.

Что необходимо знать frond-end разработчику:

В наши дни, чтобы быть успешным фронт-енд-разработчиком, нужно обладать набором необходимых базовых навыков. Те разработчики, которые не соответствуют этим требованиям, вскоре начнут отставать от динамичного прогресса, по мере того как источники информации начинают подразумевать наличие некоторых знаний как само собой разумеющееся.

Вот основные базовые навыки:

  • JavaScript
  • Простого знания библиотеки на JavaScript больше не достаточно. Необходимо понимать в каких случаях применение библиотеки действительно уместно, и уметь работать со старым добрым JavaScript, если это потребуется. Необходимо так же понимать принцип работы структур данных вроде объектов и массивов; функции, в том числе как и почему их нужно вызывать и применять; уметь работать с наследованием через прототипы; и справляться с асинхронностью.

  • Система управления версиями файлов GIT
  • Без GitHub, в общем и целом фронт-енд разработчик не может участвовать в жизни крупного сообщества с открытым исходным кодом, которое выросло вокруг технологий фронт-енд разработки. Клонирование репозитория с целью испробовать его возможности должно стать привычным делом важно понимать как использовать ветки в совместных проектах.

  • Модульный принцип организации, управление зависимостями и тестовые сборки
  • RequireJS инструменты делают возможной разработку с использованием небольших модульных файлов JS и CSS , а затем конкатенируют и минифицируют их с помощью своего инструмента оптимизации для дальнейшего использования.

    Если вышеописанный вариант не подходит по каким-либо причинам, можно использовать инструменты вроде UglifyJS или Closure Compiler, которые грамотно сжимают необходимый код, а затем конкатенируют эти сжатые файлы перед выдачей результата.

    Если же код пишется на чистом CSS — то есть не используется препроцессор вроде Sass или Stylus — RequireJS также поможет организовать необходимые CSS файлы по модульному принципу. Просто необходимо использовать @import в основном файле, чтобы загрузить зависимости для разработки и затем запустить средство оптимизации RequireJS для основного файла чтобы создать готовый для использования файл.

  • Инструменты разработчика, встроенные в браузер
  • За последние несколько лет инструменты для разработчиков, встроенные в браузеры, ощутимо усовершенствовались. Если научиться ими правильно пользоваться, то они могут существенно улучшить опыт разработки. Стоит выбрать один браузер, чьи инструменты разработчика будут использоваться на постоянной основе, но не надо отказываться полностью от инструментов в других браузерах, так как в них время от времени на основе откликов разработчиков добавляются новые полезные возможности. В Dragonfly от Opera, в частности, были добавлены некоторые возможности, выделяющие её инструменты разработчика на фоне других, например: (экспериментальный) CSS- профилировщик, настраиваемые горячие клавиши, удалённая отладка без необходимости USB-подключения, а также возможность сохранять и использовать пользовательские цветовые палитры.

  • Командная строка
  • Есть несколько задач, которые необходимо выполнять через командную строку не задумываясь:

  1. ssh для подключения к другой машине или серверу
  2. scp для копирования файлов на другую машину или сервер
  3. ack или grep для поиска файлов в проекте по строке или шаблону
  4. find для обнаружения файлов, чьи названия совпадают с данным шаблоном
  5. git для выполнения хотя бы базовых действий вроде add, commit, status и pull
  6. brew для использования Homebrew для установки пакетов
  7. npm для установки пакетов Node
  8. gem для установки пакетов Ruby
  • Тестирование
  • Написания модульного, свободно сопряжённого кода состоит в том, что такой код намного легче тестировать, а с инструментами вроде Grunt , подготовка проекта со встроенными тестами вообще стала проще простого. В Grunt интегрирован QUnit, однако существует много фреймворков для тестирования, из которых можно выбрать те, что по душе.

    В то время, как тестирование модульного, свободно сопряжённого кода является приятным, тестирование плохо организованного кода может быть чем-то средним между сложным и невозможным. С другой стороны, если принудить себя написать тесты, возможно, даже до того, как написан код — это поможет систематизировать свой подход и код. Это также даст возможность перестроить код с большей уверенностью в будущем.

  • Автоматизация процесса
  • Возможность с помощью Grunt настроить проект со встроенной поддержкой модульного тестирования — это один из примеров автоматизации процессов. Реальность фронт-енд-разработки такова, что разработчику приходится выполнять множество повторяющихся действий, но, как говорится: хороший разработчик — ленивый разработчик. Если какое-либо действие выполняется больше трёх раз, пора его автоматизировать.