История и породы почтовых голубей. История голубеводства

Как известно, голуби приручены человеком в Египте примерно 5000 лет назад. И неудивительно, что видимо здесь же в Египте человек впервые сумел использовать прочную привязанность голубей к своему жилью, их прекрасные летные качества и способность хорошо ориентироваться.

Египетские мореплаватели, возвращаясь к родным берегам с Кипра и из других мест, спешили сообщить о прибытии в свой город с помощью пернатых связистов-голубей. Неизвестно точно, с какого расстояния от дома выпускались голуби, (бесспорно, что оно было значительным, и выпущенные над морем голуби уверенно находили дорогу домой).

Очень давно нашли применение почтовые голуби и в Греции. Существует, например, упоминание, относящее к XVI веку до н. э., о том, что голуби использовались там для передачи сообщений с мест военных спортивных игр. О голубях как гонцах упоминают римские писатели Катон, Колумелла и другие.

Почтовые голуби в древности часто являлись единственным средством связи с внешним миром для жителей городов, осажденных врагами. К нему прибегли, например, защитники крепости Мутина (теперь Модено), осажденные войсками Марка Антония. Применяли почтовых голубей и войска Юлия Цезаря.

Наибольшее распространение и значение почтово-голубиная связь имела все же в Египте и смежных с ним странах Востока. Особенного расцвета связь через голубей достигла в XI-XIII веках. В те далекие времена за хорошего почтового голубя платили очень большие деньги - до 1000 динариев. В 1249 году французский король высадился во главе крестоносцев на египетский берег, голуби доставили об этом донесение, что оказало большую услугу в борьбе с врагом. После разрушения монголами Багдада и ряда других городов почтовые голуби на Востоке хотя и разводились, но их значение как средства связи постепенно уменьшалось.

Практическое значение почтовых голубей в то время видно из того, что их с успехом применяли для деловых связей. Говорят, что лондонский банкир Натан Ротшильд на 3 дня раньше, чем английское правительство, узнал о поражении Наполеона под Ватерлоо. Это позволило Ротшильду заблаговременно скупить по низкой цене ценные бумаги. Известие это Ротшильду доставили почтовые голуби.

В 1820 году, состоялись первые призовые состязания голубей в Париже.

Во время французской революции 1848 года издатели бельгийских газет, пользуясь почтовыми голубями, печатали сообщения из Парижа в тот же день, когда они опубликовались и в самом Париже. Для поддержания связи голуби парижских голубятен переправлялись во внутренние районы Франции на воздушных шарах и использовались там для посылки сообщений в Париж; всего таким образом было переправлено 363 голубя. И хотя в осажденный Париж из них прилетело только 73, они доставили много важных документов.

Появление телеграфа вытеснило почтовых голубей как средство связи. Однако бельгийские голубеводы не только продолжали использовать почтовых голубей, но и очень много работали над совершенствованием их летных качеств. Это привело в конечном итоге к созданию прекрасной породы бельгийских почтовых голубей.

Время появления почтовых голубей в России точно не известно. Более поздние материалы (1854 года) говорят, что князь Голицын организовал голубиную почту на расстояние 90 верст (между Москвой и деревней Симой). Надо считать, что в последующие годы голубеводство получило в России заметное распространение, что привело к созданию в 1890 году Киевского общества голубиного спорта. Несколько позже оно было преобразовано в Русское общество голубиного спорта. С 1893 по 1904 год это общество издавало специальный журнал "Вестник голубиного спорта".

Сизые голуби целуются

Уже в первый год организации Киевского общества голубиного спорта его члены имели 277 голубей, летавших на расстояние свыше 200 верст, а из них 109 голубей - на расстояние свыше 400 вёрст. У спортсмена-голубевода А. Кирилова было около двадцати голубей, летавших на такое расстояние.

В 1897 году Киевское общество организовало спортивное состязание молодых голубей с выпуском их со станции Полелюхи, отстоящей в 367 верстах от Киева. Для этого молодняк, находящийся у отдельных спортсменов-любителей, был переселен в июне на выставочную голубятню, с которой затем уже велась его тренировка. Условия соревнования были установлены, правда, неудачно. Такое расстояние для молодых голубей, из которых многие едва достигли четырехмесячного возраста, было, конечно, велико, да и время состязаний было выбрано крайне неудачно-2 октября. Это состязание было приурочено к открытию выставки голубей. Все это не могло не привести к большой потере голубей при тренировке и во время самих соревнований. Однако в этом случае интересен сам порядок тренировки голубей. После подготовки гоном первый выпуск на расстояние был произведен с 12 верст, второй- с 21 версты, затем последовательно с 34, 44, 77, 114, 167, 230 верст. Намечался также выпуск с 304 верст, но из-за плохой погоды он не состоялся, и голуби выпускались на соревнование прямо с расстояния в 367 верст. За время указанной тренировки из 54 голубей пропало 16, а из выпущенных на соревнование оставшихся 38 голубей в установленные условиями состязания сроки вернулось только 19 голубей. Первые, два голубя прошли это расстояние за 4 час. 45 мин., то есть со скоростью 77 верст в час.

В том же году в Киеве, Москве и других городах проводились состязания старых голубей. Следует отметить, что в этот период уже существовали единые для всей России правила состязания почтовых голубей, утвержденные Русским обществом голубиного спорта.

На состязании старых голубей в Киеве они выпускались из Одессы и со станции Заболотье (недалеко от Бреста). По условиям соревнования с расстояния 450 верст голуби должны были прийти не позднее чем через 36 часов, а с расстояния 800 верст - в течение 76 часов. Из Одессы выпускалось 102 голубя, но только 6 выполнили условия состязаний. Из Заболотья было выпущено 129 голубей, из них выполнили условия состязаний 66.

В Москве было проведено 3 состязания. В мае голуби выпускались из Гжатска, то есть с расстояния в 170 верст, в июне из Вязьмы с расстояния 228 верст и со станции Дорогобуж (расстояние 300 верст), в этом последнем; состязании три первых приза завоевали голуби, принадлежащие братьям Корнеевым. Первый приз был присужден голубю № 743 "Ураган", второй приз голубю № 111 "Фортуна" и третий приз - голубю № 120 "Форбан".

Спортивные соревнования почтовых голубей широко проводились в последующие годы и во многих других городах России. Однако посла 1905 года спортивная работа с голубями пришла в упадок и возобновилась уже после Октябрьской революции. В 1925 году был создан единый центр голубиного спорта в стране - подсекция почтового голубеводства при Центральном совете Осоавиахима.

Большой интерес к почтовому голубиному спорту привел к организации секций почтовых голубей во многих городах страны. Уже в 1928-1930 годах такие секции были организованы и вели спортивную работу не только в Москве, Ленинграде и Киеве, но также в Ростове-на-Дону, Николаеве, Сормове, Ярославле, Тбилиси, Харькове, Смоленске, Саратове, Сталинграде и во многих других городах, где они объединяли большое количество любителей-голубеводов.

В 1929 году были утверждены правила состязаний почтовых голубей на переходящий приз - "Всесоюзный приз Центрального Совета Осоавиахима СССР", присуждавшийся за установление всесоюзного рекорда дальности полета почтовых голубей при соблюдении утвержденных этим же положением норм скорости лёта. Минимальное расстояние для установления рекорда было установлено в 300 км и максимальное время на его покрытие - 6 часов; для расстояния 500 км - 11 час. 30 мин; для 700 км - 20 часов и 1000 км-35 часов.

Первым голубем, установившим в 1929 году всесоюзный рекорд скорости и дальности полета, был рябый почтовый голубь известного московского голубевода Домашкева. Он пролетел 537 км за 6 час. 08 мин., показав на таком большом расстоянии среднюю скорость 86 км в час.

Сегодня насчитывается более которых выращивают в неволе. Они очень сильно различаются по внешнему виду, поэтому долгое время исследователи считали, что произошли они от разных видов семейства голубиных.

Но на самом деле все породы ведут свою родословную от одной разновидности - Эта птица - самый распространенный представитель семейства, она населяет все континенты, кроме Антарктиды.

Человек приручил сизого голубя в период от 5000 до 10000 лет назад, но большинство исследователей считает, что эти птицы служат человеку от 5000 до 6000 лет. По одним данным, они были одомашнены впервые на территории Египта или Ливии, по другим - в государстве шумеров. Достоверно определить, где это произошло, сегодня не представляется возможным.

Сизый голубь распространен очень широко и уже много тысяч лет соседствует с человеком в самых разных уголках Европы и Азии. Скорее всего, разные народы Древнего Мира приручили и начали использовать голубей независимо друг от друга.

Где-то их просто почитали как священных птиц, а где-то приносили в жертву во время религиозных обрядов. Также их с древности Позже появилась голубиная почта.

Внешний вид голубя и особенности поведения

Сизого голубя можно отнести к птицам среднего размера:

  • длина его тела - около 30-35 см;
  • размах крыльев - 50-55 см;
  • вес - от 265 до 380 г.

В то же время представители различных могут значительно отличаться по своим габаритам и массе от своего дикого предка. Вес мясных голубей может составлять больше килограмма.

Так, максимальная масса птиц американской породы Кинг - 1,1 кг, а средняя масса - 650 г. Чуть меньше весят голуби австрийской мясной породы Штрассер - от 900 г до 1 кг. А французские голуби Монден весят от 900 г до 1,3 кг. Таким образом, они значительно уступают по размерам но в то же время намного превосходят дикого сизого голубя, от которого произошли.

Различие окрасов

Окрасы голубей очень разнообразны. Эти птицы могут иметь как однотонное блеклое оперение, так и очень пестрое и яркое. Бывает белые и черные голуби, палевые, голубые, зеленые, оранжевые и красные.

Как выглядит птенец голубя?

Которые появляются из яиц, весят около 10 г, они полностью лишены оперения, а их глаза закрыты. Позже они покрываются желтым пухом, а затем и перьями. В возрасте двух месяцев молодые голуби становятся полноценными членами стаи. Их можно отличить от взрослых птиц по худобе и более тусклому оперению.

Особенности образа жизни и поведения

Полудомашние голуби, которых можно встретить на улицах городов, нередко не доживают до 5 лет. Средняя продолжительность их жизни - 6 лет.

В то же время которые содержатся в благоприятных условиях, могут достигать и 35-летнего возраста. Такая продолжительность жизни становится возможной благодаря оптимальному температурному режиму, постоянному доступу к и чистой питьевой воде, а также хорошей санитарии, которая сводит риск инфекций к минимуму.

Когда несется?

Сезон размножения у которые населяют города, и у домашних птиц очень растянут по времени. Размножаться они могут круглый год. Самка обычно сносит два яйца, реже - одно. Она начинает высиживать следующую кладку еще до того, как повзрослеют птенцы из предыдущего выводка.

Как вьют гнезда?

Дикий сизый голубь откладывает яйца и высиживает птенцов на скалах. Эти птицы строят примитивные гнезда из небольших веток, корешков, сухой травы. Полудикие голуби, которые живут в городской среде, могут откладывать яйца на голый бетон, доски или на землю.

Почему голуби кивают?

Одна из интересных особенностей голубей - при ходьбе они раз за разом резко выбрасывают голову вперед. Это связано с особенностями зрения птиц. Чтобы их глаза успели сфокусироваться на чем-либо, они должны в течение определенного времени оставаться неподвижными относительного объекта.

Именно это происходит после того, как голубь кивает. Он продолжает шагать вперед, и его тело перемещается в пространстве, а голова при этом находится в одной точке.

В одном из экспериментов голуби ходили по беговой дорожке. Если скорость ее движения была равна скорости шага, то есть птица шла по дорожке, оставаясь при этом неподвижной относительно окружающего пространства, покачивания головой прекращались. В другом опыте голуби переставали кивать головой, когда им завязывали глаза.

Однако птицы могут кивать головой и в том случае, когда они стоят на одном месте. В этом случае покачивания выполняют другую функцию. Благодаря им птица может оценивать расстояние до предметов, которые ее окружают, и в том числе - до кормовых объектов, лежащих на земле. За счет кивания ее зрение из монокулярного превращается в бинокулярное.

Самцы и самки голубей

Внешние различия у голубей выражены гораздо меньше, чем у Тем не менее самцов можно отличить от самок как по виду, так и по поведению. Особи мужского пола крупнее, они имеют большие по размеру головы, более толстые и тупые клювы с развитыми восковицами - объемными образованиями, которые расположены в районе ноздрей.

Также у самок крупнее глаза и тоньше шеи. Однако эти особенности характерны не для всех Так, самцы декоративных пород бывают мельче самок и могут иметь более изящные очертания тела.

Особи мужского пола более склонны к агрессии и конфликтам. Поведение самок более спокойное, но они чаще воркуют.

Как отличить?

Чтобы достоверно узнать пол голубя, необходимо использовать одновременно несколько методов его определения:

  • прощупать тазовые кости - два бугорка, которые выступают на животе возле хвоста птицы: у самцов они располагаются ближе друг к другу, чем у самок;
  • подсадить птицу, пол которой нужно определить, к особи мужского пола: два самца начнут драться, чтобы определить, кто из них сильнее, если подсадить самку - самец начнет оказывать ей знаки внимания;
  • рассмотреть голову птицы в профиль: у самцов лоб выше, клюв массивнее, восковица крупнее.

В том случае, если вы используете сразу несколько методов, вероятность ошибки в определении пола сводится к минимуму.

Зачем разводят голубей

В зависимости от предназначения все породы домашних голубей можно разделить на четыре группы:

  • почтовые;
  • летные;
  • мясные.

Голубиная почта долгое время была одним из основных видов почтовой связи. Это самый древний способ передачи корреспонденции по воздуху. Он стал возможен благодаря тому, что голуби всегда возвращаются к родному гнезду из любой точки, где бы они ни находились. Голубиную почту применяли еще древние египтяне, греки, персы, римляне и евреи. Она давно утратила свое значение, и теперь этих птиц выращивают главным образом на мясо.

Представители летных пород используются для представлений - они способны выделывать в воздухе пируэты, которые выглядят очень эффектно.

Главная особенность декоративных голубей - эффектный внешний вид. При этом летают многие из них плохо, а некоторые вовсе не поднимаются в воздух. Птиц мясных пород, как понятно из их названия, выращивают для употребления в пищу.

За несколько тысячелетий, прошедших с момента приручения голубей, человек вывел несколько сотен пород, которых разводят и выращивают с различными целями. эти с одной стороны привычны и заурядны, а с другой - очень интересны, и можно долго разбираться в особенностях их внешнего вида и поведения, раз за разом открывая для себя новые факты.

В представлении большинства современных людей голубиная почта является анахронизмом, отголоском далёкого прошлого, покрытом ореолом романтики.

А между тем, ещё сравнительно недавно такая связь была самым обыденным средством коммуникации, причём наиболее быстрым.

Когда появилась голубиная почта

Считается, что человек приручил голубя более 50 веков назад, а по некоторым данным и вовсе выходит, что эта птица живёт рядом с нами уже около 10 тысячелетий. За такое долгое время жители разных стран сумели разглядеть необычное и весьма ценное качество таких пернатых - умение безошибочно находить свой дом.
Если обратиться к мифологии, первым почтовым голубем следует считать, по-видимому, того, которого Ной отправил во время Великого потопа на поиски суши .

Важно! По скорости на дальних дистанциях с голубем-почтальоном могут поспорить только ласточка, ястреб и горная касатка. Голубь может длительное время лететь со скоростью 100 км/час и более .

Как знают, куда нужно лететь, и на какое расстояние летают

Есть несколько предположений касаемо того, каким образом птица находит дорогу домой. Возможно, в качестве навигационной системы голуби используют естественные магнитные поля планеты , а может быть, всё дело в солнце, на положение которого в пространстве они ориентируются.

Не вызывает сомнения тот факт, что голуби могут лететь только домой, то есть в то место, откуда его забрали. Нередко фиксировались случаи, когда пернатые летали на расстояния более 1000 км.

История голубиной почты

Есть основания полагать, что голубиная почта появилась и стала востребованной ещё до начала античных времён. Как только на смену небольшим племенам, рассеянным по необозримым просторам, пришли государства, возникла необходимость быстро и точно передавать сообщения между столицей и провинциями.
Большое значение коммуникация имела и в военном деле. А поскольку сигнальные костры или барабаны передавали сигнал лишь на небольшое расстояние, они не могли составить конкуренцию быстрым и выносливым птицам.

Античность и Средневековье

О способностях голубей возвращаться в своё гнездо знали в Древней Греции, Риме, в Египте и на Ближнем Востоке . В эпоху раннего средневековья галлы и племена германцев не только применяли голубей в качестве гражданских почтальонов, но и активно использовали их умение в военных целях и в торговле.

В середине XII века Египет был одним из центров развития данного вида коммуникаций.

Причиной тому послужила небывалая щедрость местной знати, которая согласна была платить огромные деньги за хорошо выдрессированных почтальонов.

Позднее, в 70-х годах XVI века, во время Восьмидесятилетней войны, голуби сыграли заметную роль при осаде мятежного нидерландского города Лейдена испанцами. Когда жители осаждённого города, отчаявшись, уже готовы были сдаться, предводитель голландской армии Вильгельм Оранский отправил им послание с помощью почтового голубя, в котором убеждал горожан продержаться ещё три месяца. В конечном итоге Лейден так и не был захвачен.

Знаете ли вы? Первым клубом любителей почтовых голубей следует считать Бельгийское общество голубиного спорта, организованное в 1818 году. Затем подобны е клубы стали открываться по всей Европе. Через 100 лет только в Париже было 8 тысяч тренированных пернатых почтальонов.

Девятнадцатый век

До появления и широкого распространения телеграфа существовало только два вида сравнительно быстрой связи: конный гонец и почтовые голуби. Причём последние по времени доставки посланий значительно опережали первых.
Фридрих фон Амерлинг (1803-1887) «Голубиная почта» Даже в век промышленной революции пернатые почтальоны нередко были просто незаменимы. В некоторой степени благодаря им строились будущие финансовые империи - предки современных транснациональных корпораций.

Пример тому - сделка, принёсшая Натану Ротшильду огромную прибыль: в 1815 году, благодаря пернатой почте, этот делец узнал о поражении Наполеона при Ватерлоо двумя днями ранее конкурентов.
Естественно, экономические последствия военного поражения моментально были просчитаны гением коммерции.

Зная, каким образом данная новость отразится через пару дней на французских ценных бумагах, он совершил на бирже необходимые операции, и в результате оказался в числе главных, если не единственным бенефициаром (получателем выгоды).

Примерно в это же время правительство Нидерландов учредило систему голубиной почты, применяемой как в гражданских целях, так и для нужд армии, на островах одной из своих колоний - современной Индонезии . В качестве средств доставки использовали породу багдадских голубей.

Важно! Не следует дрессировать непарованную птицу, она может найти себе пару в другом месте. По той же причине не стоит выпускать из голубятни разделённых пернатых.

Во время франко-прусской войны 1870–1871 года , единственным средством связи с осаждённым германцами Парижем были пернатые почтальоны. Объёмы информации просто поражают воображение - 150 тысяч только официальных документов, и почти в семь раз больше частных сообщений.
К тому времени данный вид коммуникации не обошёл стороной технический прогресс: послания составляли, для большего количества передаваемой информации, при помощи техники фотоувеличения. Соответственно, фотоувеличителем пользовались и для расшифровки депеш .

Главным терминалом, откуда в Париж отправляли почту, был город Тур; голубей из французской столицы забирали на воздушном шаре . Немцы пытались бороться с воздушными почтальонами при помощи ястребов, однако линии коммуникации всё равно действовали.
Возможно, осада Парижа, а возможно, что-то другое стало причиной, по которой в конце XIX века многие европейские государства завели почтовые голубиные службы для военных нужд.
Но не только военные активно использовали талант пернатых - газетчики тоже не оставили его без внимания. Например, популярнейшие в то время различные регаты активно освещались в прессе. Люди хотели знать о результатах заплывов как можно раньше. Соответственно, газета, ранее других дававшая достоверную информацию о результатах гонок, продавала большие тиражи, чем конкуренты. Тогда-то газетчики и стали договариваться с владельцами и капитанами яхт, чтобы те брали на борт средства доставки срочных депеш - голубей.

В конце XIX века Гавайи ещё не являлись одним из штатов США и респектабельным курортом. Это была небольшая группа островов, затерянных в Тихом океане, куда редко заходило почтовое или пассажирское судно - да и то, чаще за пополнением запасов воды или фруктов. За 3 года до начала ХХ века на архипелаге организовали не просто почтовую службу, а прообраз современных компаний - денежных переводчиков: помимо писем эта служба пересылала наличные деньги.

Стоит упомянуть также о почтовой службе острова Грейт-Барриер .
С конца XIX и до 1908 года, когда по дну океана проложили телеграфный кабель, она связывала остров со столицей Новой Зеландии - Оклендом.
Называлось учреждение Службой голубеграмм . Данная институция отличалась очень основательным, профессиональным подходом: выпускала даже свои почтовые марки.
У Службы голубеграмм был и свой рекордсмен - голубь Velocity, преодолевавший более 100 км за 50 минут.

Знаете ли вы? Прусский принц Фридрих Карл подарил своей матери голубя, привезённого из Парижа. Спустя 4 года птица вырвалась на свободу, сумев найти «дорогу » и вернуться домой.

Первая и Вторая мировые войны

ХХ век, несмотря на все свои технологические прорывы, не забыл о голубях: они продолжали широко использоваться во время Первой и Второй мировых войн.
Эти птицы не раз спасали жизни солдат и моряков, доставляя донесения в ситуациях, когда никто кроме них сделать это был не в состоянии. Помимо спасения жизней, пернатые помогали добиться победы в, казалось бы, безнадёжных ситуациях.
Французские солдаты с голубями, 1914-1915 гг. Можно вспомнить о знаменитой истории Вити Черевичкина , которую знал каждый советский школьник. Пятнадцатилетний подросток был расстрелян нацистами за то, что, вопреки приказу немцев, не уничтожил своих голубей, используя их для связи с Красной армией в захваченном Ростове.

Используют ли их в наши дни

В послевоенное время знаменитое агентство новостей «Рейтер» пользовалось пернатыми почтальонами для доставки новостных депеш из-за пробок на дорогах, мешавшим проехать автомобилю. В Ялте местное издание «Курортная газета» также применяла данный тип связи.

В настоящее время голубиная почта используется только изредка - в рекламе, коммерческих целях, для проведения памятных юбилейных акций, филателистических мероприятий.

Существуют клубы любителей голубиного спорта, которые проводят встречи, съезды и соревнования - не только в пределах одного клуба или города, но и на международном уровне.

Важно! Большое значение имеет место, откуда голубь будет возвращаться домой. Следует выбирать открытую со всех сторон возвышенность. В долине пернатый почтальон не видит никаких узнаваемых ориентиров. Незнакомые детали ландшафта (горы, большие овраги) и густые леса могут испугать птицу.

Породы почтовых голубей

Хотя для почтовой службы использовались различные породы, наиболее широкое признание получили четыре из них:


Есть ещё несколько пород, которые близки по своим качествам к перечисленным выше, но в силу различных причин всё же пользуются меньшим признанием в качестве почтальонов - например, скалистый голубь, тюмлер голландский.

Как проводятся дрессировки

Обычно началом тренировок служат полёты вокруг голубятни . К ним приступают не ранее полуторамесячного возраста птицы. К этому времени будущий почтальон должен полностью опериться, и как минимум трое суток прожить в голубятне, вокруг которой будет совершать тренировочные полёты.

Такие полёты длятся около 1,5 месяца, после чего переходят к следующему этапу тренировок: птицу увозят на какое-то расстояние от голубятни, со временем его увеличивая.

Знаете ли вы? Первое российское общество почтово-голубиного спорта было организовано в Киеве в 1890 году.

В начальный год обучения будущих почтальонов не увозят далее 200 миль (320 км). В тренировках существует такое правило: снижать дистанции, на которые летают пернатые, не следует. Иначе поведение птицы становится беспокойным, слабеет привязанность к родному гнезду.

При тренировках на расстояниях до 100 км птицам дают день отдыха. Между длительными перелётами птица отдыхает примерно 90 часов. Все тренировки, перелёты и точки, откуда они были сделаны, фиксируются.

Наиболее плодотворно тренировки проходят с середины весны до конца сентября.

Для начала дрессировки желательны хорошие погодные условия, в дальнейшем тренировочные полёты проходят при любой погоде. Для поддержания формы дрессированных голубей, чтобы держать их в тонусе, раз в 4 недели их запускают на максимально возможное расстояние, друг за другом, через определённое время.

Будущих почтальонов, отобранных для тренировок, рассаживают раздельно, по половому признаку, до 3 десятков в одну корзину. Следует осторожно отсаживать пернатых в корзины, чтобы отвезти на конечную станцию. Грубое, навязчивое отношение, или неприятное ощущение от контакта с руками могут отбить у птицы желание возвращаться домой. Лучше ловить голубей при помощи сетки, заранее приучив их к ней. А вот ночью птица вполне спокойно позволяет взять её в руки.
На станцию голубя нужно отвозить как можно быстрее, так как долгое прибывание в корзине расслабляет птицу и делает её ленивой. Перевозить птицу должен тот, кого голуби знают и не боятся. Вообще, перед полётом нужно создать пернатым комфортные условия, чтобы у них было желание вернуться домой. Выпускать птицу в тренировочный полёт следует до полудня.

Если расстояние до дома в пределах 100–150 км, за 50–60 минут до старта почтальонам дают воду и небольшое количество зерна. Для старта выбирают возвышенное место, корзину открывают и оставляют. Голубь поднимается, осматривается на месте, находит одному ему известный ориентир и начинает свой полёт.

Важно! Ландшафт местности оказывает влияние на полёт птицы. 200-километровую дистанцию на открытом пространстве голубь преодолеет быстрее, чем 70 км над пересечённой местностью.

Почтовым пернатым нужно предоставлять больше свободы. Только они сами знают, на что ориентироваться при выборе маршрута. Птицам нужно самостоятельно изучать прилегающую к дому местность, причём досконально знать её в разное время года. Также активный образ жизни не даёт им обрастать жиром - голубь не бройлер, набирать лишний вес ему ни к чему.

Видео: тренировка голубей

Нормальная высота полёта голубя - 100–150 м. Он отлично ориентируется на такой высоте, поскольку привык видеть предметы в соответствующих размерах. Если по какой-то причине нужно развить способность находить дом и приземляться с большей высоты, стоит поработать над этим, в противном случае при возвращении могут возникнуть проблемы. На пик формы тренированный голубь выходит примерно к 3–3,5 годам.

Голуби-герои

В Первую мировую войну из США во Францию была завезена почтовая голубка , которая совершила множество вылетов с донесениями; при Мёз-Аргонском наступлении благодаря ей были спасены жизни почти 200 солдат. Голубка была ранена, но долетела в пункт назначения без глаза, лапки и с раной на груди. Была награждена Военным крестом и Золотой медалью американского общества почтовых голубей.
Чучело Шер Ами
Два голубя, Коммандо и Солдат Джо , были награждены в 1945–46 годах медалью Марии Дикин (высшая воинская награда для животных, Великобритания) за военные заслуги, проявленные в ходе Второй мировой войны.
Голубь G.I. Joe, награжденный медалью Марии Дикин Во время Второй мировой войны датские подпольщики завладели важной информацией, передать которую можно было только при помощи почтовых голубей. С такой задачей справился пернатый почтальон , за что также получил награду Дикин.
Голубка была удостоена бронзовой статуи и медали Дикин. Она спасла экипаж лежащей на дне английской субмарины, пролетев почти 5000 морских миль за 12 суток.
Ирландский почтальон Пэдди 1 сентября 1944 года получил награду за известие о высадке союзников в Нормандии. За 4,5 часа птица пролетела почти 400 км. Это очень высокий результат.
Голуби Пэдди и Густав с медалями Марии Дикин, 1944 г. Солдат Голубчик - ещё один голубь-герой, спасший советскую подлодку, преодолев за 2 суток больше 1000 км.

Почтовый голубь «48» , со сломанной лапой и тяжёлым ранением, доставил сообщение от партизанского отряда, попавшего в окружение.

Знаете ли вы? Начальник голубиной почтовой службы армии Франции, капитан Рено, в конце XIX века экспериментальным путём установил, что голубь может пролететь свыше 3000 километров над океаном и благополучно достичь берега.

Вы можете посоветовать статью своим друзьям!

9 раз уже
помогла


Моей... А мы тебе крылышки подрежем..." - злобно бормотал галантерейщик Бонасье, строча донос на Д´Артаньяна. Однако использование голубей в роли почтальонов началось задолго до эпохи французских мушкетёров...

Голубь, конечно, не двуногий курьер - по любому адресу его не пошлёшь. Зато к своему родному летку, эта птица возвращается с маниакальным упорством, преодолевая весьма далёкие расстояния - до 300 км. А отдельные, хорошо обученные, почтовые голуби способны найти свою родину на расстоянии более тысячи километров!
Добавьте к этому отсутствие преград и солидную скорость (в среднем 60-70 км/ч), и станет понятно, что в определённых ситуациях, когда особенно затруднительна, голуби становились просто незаменимыми.

"Символ мира" на войне

Передача почтовых сообщений голубями была особенно популярна во время осад городов, когда редкому смельчаку удавалось преодолеть кольцо вражеского окружения.
Голубей посылали и римлянин Децим Брут во время осады Мутины Антонием (43 г. до н.э.), и голландцы, осаждённые испанцами, в городах Харлем и Лейден (1570-е годы).

Но первая, серьёзно организованная и регулярная, возникла в 1870-71 году во время Франко-Прусской войны, когда немцы взяли в кольцо Париж. Осаждённые горожане сначала отсылали весточки с помощью аэростатов. Однако, аэростаты были неуправляемы - за границы города их отослать было можно, а вот обратно в Париж их точно не направишь.
Тут-то и пришла идея привлечь к делу почтовых голубей . Их садили в клетки и отправляли на аэростатах через цепь вражеских войск, чтобы затем они вернулись с ответными посланиями. Хотя первый раз из 363 голубей вернулось только 57, затея того стоила.
Голубь - не лошадь, поэтому голубиные письма писали на очень тонкой папиросной бумаге, клали в мешочек, который крепили на спине, хвосте или лапке птицы. Затем придумали более экономный способ…
Люди приносили письма на специальный "голубиный" почтамт. Там тексты набирали мелким типографским шрифтом, верстали наподобие газетного листа, а потом фотографировали с большим уменьшением. В результате множество посланий умещалось на тоненькую микроплёнку, которую помещали в капсулу и прикрепляли к голубям. На месте получения плёнки проецировали на экран, а специальные чиновники переписывали тексты посланий.
Теперь один голубь за один раз мог доставить информацию ёмкостью 70 тысяч слов и принести в госказну 35 тысяч франков от благодарных клиентов почты .
Говорят, немцы даже пытались бороться с пернатыми почтальонами с помощью ястребов, но - без особого успеха.

Не обошлось без голубей и на полях двух мировых войн. Особенно активно их использовали в Первую мировую. Существовали даже целые роты голубиной почты , а для большей мобильности использовались передвижные голубятни. Соответственно, голубей, которые привыкли к одной голубятне, перевозили на другую, с которой собирались поддерживать связь. Памятуя, что война есть война, одну и ту же депешу для надёжности посылали сразу с тремя птицами.


Конечно, проводная и радиосвязь постепенно вытесняли голубей-почтальонов, но птицы продолжали использоваться и во Вторую Мировую войну. Советские исследователи подсчитали, что в период 1941-45 гг. было отправлено около 15 тысяч "голубеграмм".
Наиболее отличившихся пернатых военных почтальонов нередко награждали. Так, голубя Шер Ами в 1918 г. наградили Французским Военным крестом, а голубей Коммандо и солдат Джо в 1945-м - британской медалью Дикин. Наиболее повезло голубю под номером "888", которому и вовсе дали чин полковника Британской армии, а после смерти с почестями похоронили.


В 2005 году даже сняли мультфильм «Пернатый спецназ» про голубей – участников Второй Мировой войны.

Голуби и Ротшильды

Важными достоинствами голубиной почты были секретность и - главное- оперативность информации. Ещё древние греки рассылали голубей со списками имён победителей Олимпийских игр.

Но наиболее ярким примером является история знаменитой финансовой империи Ротшильдов . По легенде, именно благодаря почтовому голубю , Натан Ротшильд первым в Британии узнал о победе над Наполеоном при Ватерлоо. Это позволило ему провести удачную операцию с французскими ценными бумагами и заработать баснословное состояние.

Голубь оказался хорошим помощником и репортёрам. Пока не было изобретено радио, редакции получали информацию о парусных регатах с помощью голубей, которых предварительно помещали в голубятни на яхтах.
Впрочем, этот способ передачи срочной информации репортёры агентства "Рейтер" практиковали и в 1962 году, чтобы корреспонденты не теряли время, простаивая в автомобильных пробках.

Не всегда служила законным и благовидным целям. Так во времена Наполеона, когда между Англией и Францией была таможенная война, голуби нередко помогали контрабандистам переносить с острова на континент драгоценные камни. Да и сейчас в районах Афганистана и Пакистана этих птиц используют, как... наркокурьеров, доставляющих героин.

Анекдот:
«- "И лично просили передать" - сказал почтовый голубь и нагадил на голову получателя письма».

Связь без границ

Бывали случаи, когда почтовые голуби оказывались единственной возможностью доставить сообщения. Например, в дальних морских странствиях. Ещё древние египтяне брали с собой почтовых голубей во время морских походов, а потом это стало распространённой практикой среди прочих моряков.

Именно голубь принёс последнее известие от шведского арктического исследователя Соломона Андре. В 1897 году вместе с двумя спутниками Андре поднялся на воздушном шаре со Шпицбергеном, желая достичь Северного полюса. Вскоре пришло обнадёживающее голубиное послание - мол, всё хорошо - и после этого об экспедиции не было ни слуху, ни духу целых 33 года… Пока останки отважных полярников не нашли на одном из северных островов.

Кстати, об островах...
Во второй половине XIX века, когда авиапочты ещё не было, а пароходы ходили медленно, жители островов вспомнили о голубях. В частности, подобная мысль посетила человека по имени Фрикер - жителя острова Грейт-Барбьер. Недовольный тем, что почтовый пароход между островом и новозеландским портом Окленд курсировал только раз в неделю, он решил в 1898 году наладить регулярную голубиную почту .
В результате, письма стали доставляться ежедневно. Самый быстрый голубь с говорящим прозвищем Velocity мог покрыть расстояние между Грейт-Барбьером и Новой Зеландией (90 км) всего за 50 минут. Затея была столь успешной, что издали даже специальные бланки и треугольные марки - первые почтовые марки для голубеграмм .

Анекдот:
«- Знаешь, был у меня почтовый голубь, но погиб при исполнении...
- Как это? Подстрелили?
- Да нет! На почте пришибли, когда штемпель ставили...».

Так что в критических обстоятельствах до сих пор может пригодиться. Например, сегодня в удалённых и труднодоступных районах Англии голубей используют для проб крови в больницы на анализ.

Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если ее увезти на значительное расстояние в состоянии глубокого наркоза.

В научной литературе эту способность называют "хоумингом" - инстинктом возвращения домой. Пока мы только частично понимаем тот механизм, который позволяет голубям определить направление полета, из множества городов найти нужный, из тысяч похожих домов определить один и из сотен окон отыскать именно свое. Мозг голубя развит до такой степени, что его можно назвать природным компьютером.

Информации, которую приходится сортировать этому компьютеру, предостаточно. Для определения своего местоположения относительно дома голуби используют самые различные сведения.

Глаза голубя занимают большую часть объема его черепа и устроены так, что могут выбирать в поле зрения лишь ту информацию, которая требуется на данный момент, игнорируя все остальное. Поразительная острота зрения в сочетании с отличной памятью и понятливостью позволяют голубям формировать на основе зрительных впечатлений сложные понятия и умело оперировать ими. Кроме того, разницу между темнотой и светом эти птицы могут различать даже кожей!


Важную - хотя и не определяющую, как когда-то считалось, - роль играют геомагнитные ориентиры. Сразу после появления птенца на свет магнито-рецепторная система юного голубя, находящаяся в верхней части его клюва, определяет уровень магнитной напряженности в месте расположения гнезда и запоминает его как точку отсчета.

Голуби слышат инфразвук - звуковые колебания частотой менее 10 герц. Кроме ориентации при полетах на дальние расстояния, эта способность позволяет предчувствовать перемены погоды и природные катастрофы - ведь инфразвуки порождаются различными природными катаклизмами - грозами, землетрясениями, ураганами.

В последние годы проверяется гипотеза о дополнительной ориентации почтовых голубей по запаху. Наконец, новейшие исследования показали, что эти птицы могут ориентироваться на местности, просто следуя по маршрутам, когда-то проложенным самими людьми. Например, некоторые итальянские голуби выучили расположение дорог еще с древнеримских времен и до сих пор летают из Рима на север и обратно вдоль Виа Аврелиа - старого прибрежного пути, в 241 г. до н.э. соединившего Вечный город с Галлией (нынешней Францией). Они явно предпочитают этот проверенный веками маршрут шоссейным магистралям и железнодорожным путям.

То, что создала природа, затем отшлифовал человек. Современные спортивные голуби так же отличаются от обычных сизарей, как профессиональные спортсмены от рядовых болельщиков. Поколения голубеводов путем тщательного отбора и тренировок усовершенствовали их скоростные качества и выносливость, придали их телам обтекаемость и оптимальные габариты. Спортивный голубь - это клубок мышц, совершенная машина для покорения воздушного пространства.

Специализированная почтовая порода голубей была выведена в первой половине XIX века в Бельгии. Порода возникла в результате скрещивания двух бельгийских пород - люттихской и антверпенской. Типовые различия сглаживались постепенно в результате внутрипородного скрещивания и стерлись окончательно к 1840 году. В конечном итоге возник своего рода шедевр - мощная, легкая и быстрая птица, способная без устали пролететь несколько сотен километров со скоростью более 100 км/ч. Однако ко времени появления этого совершенного почтальона использование голубей самых различных пород для передачи информации насчитывало не одну тысячу лет.

Вам пришла голубеграмма

Еще древние греки и римляне посылали голубей с сообщениями. Римский историк и натуралист Плиний Старший описал, как комендант осажденной Мутины Деций Брут в 43 году до н.э. сумел оповестить консула Гирция, который и подоспел с войсками на выручку. Юлий Цезарь использовал голубиную почту для связи с Римом во время своих многочисленных военных кампаний.

Упоминания о почтовых голубях встречаются во многих средневековых исторических хрониках. Считается, что настоящая история почтового голубеводства начинается в эпоху крестовых походов. При этом крестоносцы, скорее всего, позаимствовали эту практику на мусульманском Востоке.

Именно там была организована первая "правительственная" голубиная почта, создание которой приписывают Нур ад-Дину Зенги, султану Алеппо (правил в 1146-1174 гг.). Распространив в сражениях с крестоносцами свою власть на большую часть Сирии и Египет, он в 1167 г. для лучшего управления обширными владениями приказал построить целую сеть почтовых станций ("голубиных башен").

Известие о внезапном захвате порта Дамиетты армией французского короля Людовика Святого в 1249 г. было передано египетскому султану Наджм ад-Дину также с помощью голубей - это позволило мусульманам быстро контратаковать и разгромить короля-крестоносца.

В Европе и ее заморских колониях голубиная почта, организованная на "государственных" началах, отсутствовала до второй половины XIX века - притом, что активно создавались и использовались частные "почтовые линии", приносившие своим владельцам немалые преимущества.

Во время наполеоновских войн голубиная связь позволила заложить капитал знаменитого банкирского дома Ротшильдов. Живший в Лондоне Натан Ротшильд (бывший, кстати, не только банкиром, но и завзятым голубятником) откомандировал на континент нескольких агентов, которые, имея при себе почтовых птиц, следовали по пятам за французской армией и немедленно сообщали в Англию обо всех важных событиях. С их помощью Ротшильд узнал о разгроме французов при Ватерлоо на три дня раньше английского правительства. Курс английских ценных бумаг до этой битвы был очень низким, а после известия о поражении Наполеона быстро поднялся, чем и воспользовался Ротшильд, умело сыграв на повышении. Эта операция принесла ему миллионные доходы.

Часто использовали этот вид коммуникации журналисты, нуждавшиеся в оперативной информации. В середине XIX века почтарей взяли на вооружение руководители известного информационного агентства Рейтер (Reuters), поскольку птицы доставляли известия быстрее и надежнее всех имевшихся тогда средств связи. Во время французской революции 1848 г. редакции бельгийских "вечерок" благодаря голубиной связи получали известия из столицы Франции иногда даже раньше, чем эти новости публиковались в парижских утренних выпусках.

Впервые голуби были утверждены в качестве официального средства доставки корреспонденции во время осады Парижа прусскими войсками в 1870 году. Почтовые птицы "высылались" за пределы блокированного города на воздушных шарах. "Баллонная почта" Парижа кроме депеш, адресованных из столицы прочим французам, переправляла в своих корзинах и клетки с парижскими почтарями. Ответные послания для Парижа подготавливались в Туре. В Париже был открыт "голубиный почтамт", где происходила расшифровка полученных сообщений. В осажденный город доставлялись как государственные сообщения, так и частные письма. 4 ноября 1870 года почтовое ведомство издало специальный декрет, первая статья которого говорила: "Всякий имеет право, живя на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово, взимаемых при отправлении, и в пределах, указанных в приказе начальника управления". Во время осады Парижа голуби доставили свыше миллиона только частных писем. Позднее благодарные парижане поставили памятник почтовому голубю.

В России первую регулярную почтово-голубиную связь организовал князь Голицын в 1854 г. Трасса длиной в 90 верст проходила между его поместьем в Москве и имением в деревне Симы. 37 лет спустя, в 1891 г., на Петербургской станции почтовых голубей при воздухоплавательной команде военного ведомства была учреждена линия голубиной связи Санкт-Петербург - Москва. Затем военное ведомство создало ряд крупных станций постоянной голубиной связи нескольких военных округов (в основном на южной и западной границах).

Однако все эти страницы были лишь временными эпизодами в истории голубиной почты. Регулярная почтово-голубиная связь была организована в конце девятнадцатого века в Новой Зеландии. Связь между Новой Зеландией и многочисленными островами Большого барьерного рифа была затруднена - ведь радиосвязи еще не существовало. В 1890 г. возникла идея организовать доставку корреспонденции с помощью голубей. К 1896 году открылась регулярная почтовая линия Окленд - остров Окупу. Вскоре голубиная почта охватила и другие острова - она стала настолько массовой, что в 1898 была выпущена специальная почтовая марка тиражом 1800 экземпляров. Выпуски марок для голубиной почты продолжались и в следующие годы. Номиналы марок были разные: синяя стоила 6 пенсов, а красная 1 шиллинг. Разница номиналов отражала различие тарифов по направлениям: дело в том, что обучить птиц лететь к островам Барьерного рифа от новозеландского побережья оказалось гораздо труднее, чем от архипелага к Новой Зеландии.

Знаки оплаты голубиной почты

Успех голубиной почты островов Большого барьерного рифа побудил синдикат Маротири, находящийся на одноименном архипелаге, организовать собственную линию. В 1899 году для нее была выпущена первая почтовая марка. В дальнейшем вышло еще несколько выпусков марок. Голубиная почта была закрыта в 1908 году, после прокладки телефонного кабеля.

На родине голубиной почты, в Новой Зеландии, в память об этом учреждении ежегодно проводится популярное у филателистов мероприятие "Stamp week", сопровождаемое "одноразовой доставкой" голубиной почты. Письма, доставленные почтовыми голубями, зачастую франкируются марками, выпущенными специально для этого случая. Готовятся для них и специальные почтовые штемпели. О работе этой службы напоминают сейчас также периодические олимпиады почтовых голубей, которые организуются Международным союзом голубиной почты.

Даже сейчас пернатых вестников как средство связи рано сдавать в архив. Голуби продолжают нести почтовую службу, хотя и эпизодически. Они оказались наиболее быстрым и удобным средством для передачи коротких сообщений через районы больших городов. В конце прошлого века в Прибалтике провели эксперимент: кто быстрее доставит письмо адресату - самолет, почта или голубь? К удивлению исследователей, первым с поставленной задачей справился голубь. Ему удалось избежать бюрократии при оформлении и доставке письма и опередить современные средства связи. В настоящее время голубиная связь сохранилась в Швейцарии и на Кубе, используют голубей в практических целях и в некоторых других странах.

В Голландии, например, голуби доставляют по назначению донорскую кровь в пробирках. Это выгоднее и быстрее, чем доставка автомобилем - из-за перегруженности магистралей. В Бельгии голуби служат для доставки на небольшие расстояния почты, особенно секретной - переносят ЧИПы, которые вмещают информацию, равную по объему Библии. В Великобритании голубей используют торговые биржи.

Птицы мира на войне

Точная и быстро доставленная информация - один из залогов успешных военных действий. Поэтому полководцы и их штабы издавна проявляли интерес к крылатым вестовым. С XVIII в. голубиная почта широко использовалась в армиях многих стран для оперативной связи. Учитывая, что крейсерская скорость почтового голубя составляет 80-100 километров, а обычная дальность голубиной связи - 200-300 километров, до появления современных средств связи лучшего желать не приходилось.

В Первую мировую войну почтовые голуби широко применялись обеими воюющими сторонами. Наиболее профессионально использовали этот вид коммуникаций бельгийцы и немцы. В войне было задействовано более трех тысяч почтовых голубей. Небольшая записочка-голубеграмма вставлялась в маленькую капсулу, которая крепилась к ноге птицы. С 1919 голубей на вооружение своей армии взяли также и японцы.

Важность "военной службы" некоторых птиц была оценена очень высоко: так, английскому почтовому голубю № 888 за выдающиеся заслуги во время Первой мировой войны было вполне официально присвоено звание полковника британской армии. Он доставил несколько сотен сообщений и погиб при выполнении особо важного боевого задания - поэтому звание получил посмертно. Однако похороны отважной птицы были проведены со всеми подобающими церемониями.

Уделялось пернатым связным большое внимание и после Первой мировой - в том числе и в первом государстве рабочих и крестьян. В целях подготовки почтовых голубей для использования в интересах обороны и народного хозяйства в 1925 г. был создан единый центр голубиного спорта при Центральном совете Осоавиахима СССР. А в 1928-29 годах замнаркомвоенмора Уншлихт предлагал ввести в Советской Республике "военно-голубиную повинность". Тем самым голубеводство передавалось бы под непосредственный контроль руководства РККА - если бы проект был утвержден.

Во время Великой Отечественной войны в стране была проведена "голубиная мобилизация" - часть птиц изымалась у местного населения для нужд армии. Они интенсивно использовались для доставки депеш - так, во время боев в Прибалтике в 1944 году почтовыми голубями за одни сутки доставлялось в среднем 85 донесений. Помня о способности "птиц небесных" без труда преодолевать линию фронта, и советское, и немецкое командование стремились всеми средствами изъять их у гражданского населения. 19 декабря 1941 года, когда немцы подходили к Москве, комендант города издал распоряжение: "В целях недопущения использования враждебными элементами голубей, находящихся у частных лиц, приказываю в трехдневный срок сдать голубей в Управление милиции (ул. Петровка, 38). Лица, не сдавшие голубей, будут привлечены к ответственности по законам военного времени". Естественно, на Петровке интересовались только почтовыми голубями.

Примерно в то же время была создана "стационарная система голубиной связи при обороне Москвы", а затем специальные подразделения подвижных голубиных станций, использовавшихся как средство общевойсковой связи с разведгруппами в тылу противника, использовалась такая связь и в некоторых партизанских отрядах. Обеспечивали эти подразделения голубиным молодняком питомник, созданный в 1941 году при МГУ и Центральная школа связи РККА. Надо думать, угодили в число "военнослужащих" и вполне гражданские голуби, попавшие на Петровку 19-22 декабря.

На оккупированных же территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения. Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных "пернатых партизан" их хозяину было только одно наказание - смерть.

Казалось бы, в то время уже широко применялись новейшие средства связи - телеграф, телефон, радио. Тем не менее, интенсивности действий голубей-связных во время Второй мировой можно только подивиться. Голуби успешно действовали в самых, казалось бы, невероятных ситуациях. Вот лишь один пример. В 1942 г. поврежденная немецкими глубинными бомбами английская подводная лодка не смогла оторваться от грунта. Экипаж постигла бы верная гибель, если бы в него не входила пара почтовых птиц - голубь и голубка. Их выпустили на поверхность в маленькой капсуле через торпедный аппарат. Голубя, возможно, захлестнула штормовая волна, а голубка все-таки сумела добраться до базы. Благодаря голубеграмме экипаж был спасен, а пернатому почтальону впоследствии поставили памятник.

В 1943 году Марией Дикин, основательницей приюта для животных-военнослужащих, был учрежден орден "Дикин" - высшая воинская награда для животных, служивших в войсках Великобритании, своего рода аналог Креста Виктории. По сей день этим орденом награждены 60 животных - и более половины среди них, 32 награжденных - это почтовые голуби!

Самым знаменитым из них стал голубь по кличке Коммандо. Английская Национальная голубиная служба доставляла на оккупированную нацистами территорию птиц-агентов для срыва работы голубиной почты Германии.

Эти голуби-шпионы, снабженные поддельными опознавательными кольцами, внедрялись в голубятни противника и затем доставляли немецкие донесения англичанам. На протяжении 1942 Коммандо трижды вывозился на территорию оккупированной нацистами Франции, откуда доставлял в Великобританию металлические капсулы с важнейшей разведывательной информацией. Коммандо был одним из двухсот тысяч голубей, "служивших" в Национальной голубиной службе (National Pigeon Service) Соединенного Королевства.

К. Рец, Е. Таратута