Маска насыщенности. Специальные маски

В этой статье мы расскажем, как взять красивое изображение и перенести его, сохранив сложные полупрозрачные тени, чтобы создать новый экзотический фон. Эта статья станет вашим проводником в мир захватывающих текстур, которые могут преобразить до неузнаваемости даже фото, сделанные в обычных условиях:

Пустынная камелия



Для начала вам понадобятся только один цветок, настольная лампа и немного белой бумаги.

Цветок для этой статьи был сфотографирован (с помощью Fuji Finepix ) холодным зимним утром в штате Виктория, в то время как песок (снятый на пленку Kodachrome ) из Великой индийской пустыни в Раджастане.

Скептики ухмыльнутся, как эти два предмета могут соседствовать в одном кадре? Для этого нужно захватить полупрозрачную тень (созданную при помощи 75-ваттной настольной лампы и нескольких кусков белой бумаги ) и деликатно перенести ее на новое место — в пустыню. Это как же…!

Предупреждение, связанное с биологией: Нежные лепестки цветка могут привять или даже засохнуть от жара, исходящего от вольфрамовой лампы, в течение нескольких минут. Поэтому работайте по возможности быстро или используйте в качестве альтернативы мягкий свет из окна, чтобы избежать воздействия высокой температуры:


Шаг 1: Продублируйте фоновый слой

Продублируйте фоновый слой, перетащив его иконку на значок «Новый слой » в палитре слоев. Не волнуйтесь, если в кадр попали края белой бумаги. Просто убедитесь, что вы захватили весь объект и отбрасываемую им тень.

Примечание: Используемая поверхность не должна быть идеально белой, но обязательно без текстуры. Это позволит избежать наложения поверхностей текстур, когда тень будет перенесена на новое место:


Шаг 2: Используйте инструмент «Градиент» в режиме «Быстрой маски»

Первым делом нам нужно снизить тона фона до белого, при этом, оставив тени нетронутыми. Уменьшение освещенности в направлении от источника света (белый фон постепенно переходит в серый на дальней от источника света стороне ) может быть сбалансировано с помощью корректирующего слоя. Выберите «Цвета текста и фона по умолчанию «, «Режим Быстрой маски » и «Инструмент градиент » в палитре инструментов.

Задайте опции «линейный градиент » и «передний план к прозрачному » или «передний план к фону » в панели «Настройки «. Создайте градиент с переходом от яркой стороны изображения к темной. Появится градиент с цветами маски по умолчанию. Выйдите из режима «Быстрой маски ».

Пользователи Adobe Elements могут перейти сразу к следующему шагу и создать градиент непосредственно в маске слоя:


Шаг 3: Используйте настройки уровней слоя, чтобы сбалансировать тона фона

Из палитры слоев выберите «Корректирующий слой », «Уровни ». Активное выделение создаст маску слоя для корректирующего слоя. Переместите ползунки центрального слайдера «Гамма » и / или «Подсветка » влево, чтобы подсветить фон таким образом, чтобы обе его стороны имели одинаковый тон.

Будьте осторожны, чтобы в процессе не потерять тени. Нажмите OK , когда достигнете удовлетворительного баланса цветов:



Шаг 4: Выделите объект без тени. На графическом планшете это будет сделать гораздо проще

Используйте инструменты рисования в режиме «Быстрой маски », чтобы создать выделение цветка на фоновом слое (пользователям Elements нужно использовать инструмент «Выделяющая кисть» и выбрать в панели параметров режим «Маска» ). Не забудьте растушевать выделенную область или добавьте к маске незначительное «Размытие по Гауссу ».

Нажмите на миниатюру маски слоя в палитре слоев, чтобы применить ее к копии фонового слоя (при использовании Elements выделение может быть использовано для удаления фона из этого слоя ).

Примечание: Графический планшет может быть использован, чтобы легче создавать сложные выделения, которые описывается в этой статье:


Шаг 5: Поместите слой копии фона над корректировочным слоем Уровней

Поместите слой копии фона над корректировочным слоем Уровней . Таким образом, мы обеспечим, чтобы корректирующий слой, созданный в предыдущем шаге, не влиял на объект:


Шаг 6: Используйте средство «Порог», чтобы сделать все пиксели ниже цветка черными

В меню «Изображение », «Коррекция » выберите «Порог «. Это корректирующее средство поможет в процессе удаления тонких теней и позволит нам опустить цвет оставшейся части фона до чистого белого (255). Первым делом нам нужно временно сделать все пиксели верхнего слоя ниже цветка черными, перетащив ползунок слайдера до упора вправо — уровня порога в 255. Нажмите «ОК », чтобы выйти из диалогового окна «Порог ».

Примечание: Проверьте расположение слоев у себя в палитре слоев, чтобы оно соответствовало порядку, приведенному на рисунке:


Шаг 7: Переместите ползунки полей «Гамма» и «Подсветка», чтобы сделать серые тона бумаги на фоне белыми

Переместите ползунки «Гамма » и «Подсветка », чтобы сделать серые тона бумаги фона белыми. Тени на этот момент уже четко очерчены. В отличие от фона, который освещен неравномерно, поэтому на этом шаге мы должны создать его равномерное освещение. Не бойтесь применить интенсивное отбеливание:


Шаг 8: Закрасьте оставшиеся темные области, которые не являются частью тени объекта

Выберите в палитре инструментов «Кисть » и нажмите на иконку «Переключить цвета текста и фона », чтобы белый стал цветом переднего плана. Теперь закрасьте все участки, которые не относятся к тени:


Шаг 9: Импорт нового фона

Слой «Порог » уже выполнил свое предназначение, и теперь вы можете сделать его невидимым или удалить, перетащив его иконку в палитре слоев в корзину. После этого фон будет выглядеть белым и на нем появятся аккуратные тени. Мы подготовили почву для внедрения нового фона.

Откройте новый фоновый файл и перетащите его миниатюру из палитры слоев в окно нашего рабочего документа. При этом перед тем, как вы отпустите файл по центру холста, нажмите клавишу Shift . На данный момент новый фон окажется выше измененного слоя фона:


Шаг 10: Свяжите фоновый слой и связанные с ним корректирующие слои, чтобы создать группу «отсечения»

Следующий шаг заключается в том, чтобы переместить старый фон в позицию над новым фоном. Для начала свяжите старый фоновый слой со всеми связанными с ним корректирующими слоями (нажмите на иконку ящика рядом с глазом для каждого слоя ).

Затем перейдите в меню «Слой » и выберите команду «Создать обтравочную маску для связанных слоев » («Связанная группа» для Adobe Elements ). Это действие обеспечит нам, чтобы новый фон остался неизменным, когда мы на следующем шаге переместим корректирующие слои вверх в палитре:


Шаг 11: Переименуйте фоновый слой и поместите его поверх импортированного фона

Дважды кликните на фоновом слое, чтобы изменить его имя. После этого его можно перемещать, перетаскивая на новую позицию. Связанные слои должны следовать сразу за ним. Новый фон тут же заменит старый белый фон:


Шаг 12: Отрегулируйте режимы смешивания для старого фонового слоя и его корректирующих слоев

На заключительном этапе нам нужно объединить или смешать полупрозрачные тени на новом месте. Выберите старый фоновый слой и измените его режим смешивания на «Умножение » (кликните по меню режимов смешивания в палитре слоев рядом с элементом управления непрозрачностью ).

Установите для корректирующих слоев режим смешивания «Яркость », если вам нужно уменьшить какой-либо цвет. Добавьте к этой группе корректирующий слой «Цветовой тон/ насыщенность », если вам требуется дополнительно уменьшить насыщенность цветов.

08.07.15

В этой статье я расскажу о масках, которые наиболее часто применяются при обработке изображений.

Маска светов

Вот один из способов ее создания, на мой взгляд, самый гибкий. Сначала создать нужный корректирующий слой, белая маска при этом создается автоматически.

Затем кликнуть по маске, сделав ее активной и перейти в меню Изображение – Внешний канал (Image – Apply Image). В общем случае в качестве источника для маски выбирается композит RGB, но также можно выбрать любой из каналов изображения. Предварительно желательно просмотреть каналы и определить, какой из них лучше подойдет для решения поставленной задачи.

Приведу несколько примеров, чтобы вам легче было определиться с выбором канала в той или иной ситуации:

  • Кожа самая светлая в красном канале, средняя по яркости в зеленом и самая темная в синем.
  • Ясное небо самое темное в красном канале, среднее по яркости в зеленом и самое светлое в синем. Если небо в облаках, то, как правило, оно самое проработанное в красном канале.
  • Зеленая растительность самая темная в синем канале, средняя по яркости в красном канале и самая светлая в зеленом.

Созданная из композита RGB маска светов имеет следующий вид

Исходное изображение

При воздействии на изображение через данную маску наибольшая интенсивность будет наблюдаться в светах, меньшая в средних тонах, минимальная в тенях.

Маска теней

Это инвертированная маска светов. Алгоритм ее создания практически тот же, за исключением того, что в диалоговом окне команды Внешний канал нужно поставить галочку в чекбоксе Инвертировать.

Получаемая при этом маска является обратной к маске светов, то есть, негативным изображением в градациях серого.

При воздействии на изображение через маску теней наибольшая интенсивность будет приходиться на самые глубокие тени, меньшая на средние тона, минимальная на света.

Маска насыщенности Существует много способов ее создания. С появлением в последней версии Photoshop CC 2014.1фильтра HSB/HSL все стало намного проще. Данный фильтр находится в меню Фильтр – Другое – HSB/HSL (Filter – Other – HSB/HSL). Раньше этот фильтр входил в набор дополнительных инструментов для Photoshop от Adobe, а теперь его включили в число стандартных.

Для создания маски насыщенности нужно сделать копию слоя и применить к ней фильтр HSB/HSL со следующими настройками. Данный фильтр замещает красный, зеленый и синий каналы каналами цветовой модели HSL или HSB. Также можно делать и обратное преобразование.

Можно также выбрать во второй колонке параметр HSL, тогда получим несколько другую маску. Заготовка для маски находится в зеленом канале изображения.

Маска насыщенности может применяться в следующих случаях:

  • Для защиты нейтральных областей изображения при проведении поканальной коррекции с помощью кривых.
  • Для защиты насыщенных областей. Для этого используют инвертированную маску насыщенности.

В статье использовано фото

What You"ll Be Creating

Создание качественных, бесшовных выделений (selections) в Adobe Photoshop может быть мучительно медленным и сложным. Однако, программа имеет свои наборы инструментов, позволяющие решить эту задачу лучше, быстрее и проще.

В этом Быстром Совете мы рассмотрим один из простейших, и в то же время самых удобных способов делать выделения на основе значений яркости пикселей изображения. Он позволяет точно контролировать света, тени и средние тона.

Такие выделения затем позволят применить другие высокопрофессиональные техники ретуширования, которые иначе было бы применить очень сложно. Также, наш метод создает границы выделения абсолютно плавными (бесшовными). Всё это без использования каких-либо инструментов выделения!

1. Создание Выделения

Выбранная нами техника выделения применима к любому изображению, но чтобы пройти все шаги ретуширования, вам понадобится скачать эту картинку.

Шаг 1

Первое выделение - выделение светлых участков изображения. Создание этого выделения основополагающе для данной техники, так как другие выделения будут основаны на нём.

Но как бы важно оно не было, вы не найдёте ни одного пункта меню или инструмента для его создания. Оно как тайное заклинание Фотошопа. А комбинация клавиш для её вызова может свести руку - Alt+Ctrl+2 . До CS5 это было Alt+Ctrl+~ (это знак "тильда"). Но самый простой способ сделать выделение - это пойти в панель Channels (Каналы) и Ctrl+кликнуть на композитном RGB канале. Это создаст выделение вокруг ярких областей изображения.

Шаг 2

Щелкните иконку Save Selection as Channel (Сохранить выделенную область в новом канале) внизу панели Channels (Каналы) . Это создаст новый канал, автоматически названный Alpha 1 . Переименуйте его в Highlights.

Шаг 3

Затем, необходимо сделать пересечение этого выделения с самим собой. Удерживая нажатыми Ctrl+Alt+Shift , кликните по миниатюре канала Highlights . Таким образом выделятся более светлые участки предыдущего выделения. Сохраните новое выделение как канал с именем Bright Highlights .

Шаг 4

Сделайте пересечение Bright Highlights с самим собой (снова удерживая нажатыми Ctrl+Alt+Shift кликните по миниатюре канала) и сохраните полученное выделение как Brightest Highlights .

Таким образом, мы получили выделения с тремя уровнями яркости. Вы можете продолжить делать пересечение выделения с самими собой, но мне никогда не требовалось делать более трёх уровней яркости. Настало время обратить наше внимание на тени.

Шаг 5

Снова сделайте выделение Highlights, Ctrl+кликнув на одноименный канал. Затем выберите Select > Inverse (Выделение > Инвертировать) (Shift+Ctrl+I) - эта команда изменит выделение на обратное. Это означает, что теперь вместо светлых участков в выделение попали тени. Сохраните выделение как новый канал с именем Shadows .

Шаг 6

Используйте аналогичную технику самопересечения для создания двух других каналов с возрастающей темнотой выделения, назовём эти каналы Darker Shadows и Darkest Shadows , соответственно.

Шаг 7

Итак у нас есть три канала светов и три канала теней, что теперь? Средние тона, конечно же! Начните с того, что выделите всё изображение Select > All (Выделение > Все) (Ctrl+A) , затем вычтите из него светлые участки, для этого, удерживая Ctrl+Alt , щелкните по каналу Highlights . После этого, таким же образом вычтите тени (Shadows) из получившегося выделения.

На этом этапе Photoshop может выдать предупреждающее сообщение о том, что грань выделения не видна, потому что в выделении нет пикселей, выбранных более, чем на 50%. Это значит, что полученное выделение не будет иметь "марширующих муравьев" на своей границе.

Сохраните новое выделение как Midtones . Больше нет необходимости пересекать этот канал с самим собой, так как эта процедура в данном случае породит пустое выделение.

Всегда возвращайтесь к композитному RGB каналу прежде, чем продолжить работу в панели Layers (Слои) . Такая последовательность шагов применима к любому изображению. По возможности, сделайте запись Action (Действия) для генерации данных каналов по нажатию одной кнопки, особенно, если вы склонны редактировать фотографии по многу.

2. Использование Выделений

Теперь яркостные выделения надежно сохранены в панели каналов. Ну и какой от них толк? Зачем мы вообще их создавали? Потому что они позволяют делать определённые корректировки, которые были бы крайне сложны, если вообще возможны, при использовании любых других выделений.

Шаг 1

Удерживая Ctrl , кликните канал Highlights , чтобы создать выделение. Затем вернитесь в панель Layers (Слои) , добавьте новый корректировочный слой Curves (Кривые) (Layer > New Adjustment Layer > Curves; Слой > Новый корректировочный слой > Кривые) . Photoshop автоматически использует текущее выделение как маску корректировочного слоя. Поэтому, потянув среднюю точку кривой вверх, мы увеличим яркость только светлых участков, оставив тени и средние тона нетронутыми.

Шаг 2

Загрузите выделение Shadows , кликнув с зажатым Ctrl по одноимённому каналу, и добавьте новый корректировочный слой Curves (Кривые) . Теперь потяните среднюю точку кривой немного вниз, чтобы углубить тени.

Шаг 3

Выделение со средними тонами можно использовать для создания красивых и едва уловимых световых эффектов, не беспокоясь о том, что могут быть затронуты света и тени. Загрузите выделение Midtones и добавьте корректировочный слой Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) . Включите опцию Colorize (Тонирование) и установите ползунки цветового оттенка по своему выбору. Я использовал следующие значения:

  • Hue (Цветовой тон): 33
  • Saturation (Насыщенность): 46
  • Lightness (Яркость): +8

Исключительно в качестве демонстрации, попробуйте Shift+кликнуть по миниатюре маски для временного отключения маски. Посмотрите, каким сильным получается тонирующий эффект без применения маски. Ужас! Представьте себе попытку отрисовать все эти яркие и теневые области от руки. Этот пример наглядно показывает как полезна наша техника. Снова Shift+кликните миниатюру маски, чтобы снова включить её.

Шаг 4

Добавьте Новый слой (Ctrl+Shift+N ) в верхнюю часть списка слоёв и назовите его Highlights Dodge . Затем выберите пункты меню Edit > Fill (Редактирование > Выполнить заливку.. ) и установите 50% Gray (50% серого ). Установите для данного слоя Режим наложения в Overlay (Перекрытие) , чтобы весь серый стал невидимым. Используйте Dodge Tool (Инструмент Осветлитель ) с установленным Диапазоном для Средних тонов и Экспонированием равным 9%. Мягко начинаем прорисовывать светлые участки для их высветления.

Шаг 5

Создайте выделение Highlights и используйте его как Маску Слоя чтобы ограничить высветление только светлыми участками. Затем в панели Properties (Свойства ) уменьшите плотность маски до 60% чтобы смягчить ограничение.

Шаг 6

Используйте аналогичную технику для создания слоя, затемняющего тени. Только на этот раз, используйте инструмент Burn (Затемнитель) чтобы сделать более глубокими тени и выделение Shadow для маски слоя.

Шаг 7

Создайте объединённый слой в верхней части стопки слоёв, для этого, удерживая Alt , выберите Layer > Merge Visible (Слои > Объединить видимые) . Затем перейдите к Filter > Sharpen > Smart Sharpen (Фильтр > Усиление резкости > "Умная" резкость) и настройте параметры, чтобы немного повысить резкость. Ниже приведены настройки, которые я использовал для нашего изображения.

  • Amount (Эффект): 207%
  • Radius (Радиус): 0,9 пикс.
  • Reduce Noise (Уменьшить шум): 7%

Шаг 8

Загрузите выделение Bright Highlights и используйте его как маску слоя на верхнем объединенном слое, на котором мы повышали резкость. Это ограничит эффект резкости и позволит применить его только для ярких пикселей. Уменьшите степень ограничения, пододвинув ползунок Density (Плотность) до 81% .

Конец!

Посмотрите на окончательный результат. Мы создали контролируемый контраст в светах и тенях, применили эффект тонирования, при этом не испортив фотографию, добавили стилистический dodge & burn эффект и применили эффект резкости только в тех районах, где мы хотели. Все без использования какого-либо инструмента выделения. Всё это - удивительная сила масок на основе яркости!

Хотите большего?

Недостаточно информации по творческому редактированию фото и трюках Photoshop? Хотите узнать больше о приёмах работы с фото, или методах работы с Photoshop в целом? Загляните в мой профиль курсов здесь на Tuts+ и найдите всё, что вам нужно, и ещё немного больше.

до обработки

после обработки

1. Общие сведения

Маскирование как приём обработки изображения на первый взгляд кажется достаточно простым и даже примитивным инструментом. В плёночную эпоху оно действительно было таковым по причине ограниченности технических средств и трудоёмкости всего фотопроцесса в целом. Фотограф мог вырезать из бумаги некоторую фигуру и на какое-то время прикрыть ей лист экспонируемой бумаги, например. Или использовать для тех же целей собственную ладонь. Степень воздействия маски могла определяться как раз временем, в течение которого маскирующий предмет закрывал чувствительный слой.

Однако сейчас мы находимся в несколько иной ситуации. Фотография давно укрепила свои позиции в цифровой области. Возможности обработки существенно возросли. И если суть маскирования осталась той же: ограничение воздействия чего-либо на изображение, то набор доступных художественных средств стал гораздо более объёмным.

В данной статье я буду рассматривать Adobe Photoshop в качестве графического редактора. Сейчас это самый мощный программный комплекс такого рода. Вряд ли можно найти ему аналог.

В общем случае маска — это способ ограничить область воздействия на изображение чего угодно: фильтров, корректирующих слоёв, эффектов наложения слоёв, видимости слоёв. Со стороны пользователя маска представляет собой поле размером с изображение, заполненное цветами от белого до чёрного. Чистый белый означает стопроцентную степень воздействия на картинку, чистый чёрный - «маскирует» её. С помощью градаций серого возможно управление «плотностью» эффекта: чем светлее серый, тем сильнее изменяется изображение.

В текущей версии Adobe Photoshop CS4 умеет применять к слою не более одной маски. Однако при желании можно поместить слой внутрь группы (команда Layer - New - Group from Layers) и создать для неё отдельную маску. Обращаю ваше внимание на особенность интерфейса Photoshop CS4: при повторном нажатии на кнопку «Add layer mask» редактор «нарисует» в палитре слоёв ещё одну маску, что может ввести в заблуждение. Это действие создаёт для слоя векторную маску - Vector Mask.

Заполнение маски возможно либо вручную, либо автоматически на основе информации, содержащейся в изображении. Далее мы рассмотрим оба случая более подробно.

2. Способы применения масок

Маски настолько расширяют наши возможности при обработке цифрового изображения, что не использовать их просто глупо. Очень часто необходимо оказать различное воздействие на отдельные области изображения: осветлить, затемнить, поработать с контрастом, цветами, резкостью. Например, поднять резкость только на глазах и волосах при обработке портрета. Или поднять контраст только на переднем плане пейзажа. Во всех этих случаях нам помогут маски. Также они очень удобны при фотомонтаже, изготовлении коллажей.

Adobe Photoshop позволяет применять маски к слоям (Layers), корректирующим слоям (Adjustment layers) и группам слоёв (Groups).

Вопрос организации работы со слоями больше религиозный, чем практический. Я видел людей, которые категорически отказывались использовать корректирующие слои. На каждую операцию они создавали новую копию слоя. В принципе, с точки зрения скорости работы такой способ ничем не хуже любого другого. Минусы его заключаются в другом: невозможность производить неразрушающее редактирование и большой объём файла.

Лично я рекомендую всегда, когда это возможно, использовать корректирующие слои: вы в любой момент сможете «отключить» или откорректировать каждый шаг обработки. Тем более, в версии Adobe Photoshop CS4, благодаря изменениям интерфейса, работа с ними стала более удобной, чем раньше.

Объединение корректирующих слоёв в группу даёт возможность маскирования суммарного результата их воздействия.

3. Ручное «рисование» масок

Самый простой способ маскирования изображений. Для его реализации необходимо создать маску слоя, проследить, чтобы она была активна, выбрать инструмент «Brush Tool» («Кисть») или «Pencil Tool» («Карандаш») и начать рисовать.

По умолчанию созданная маска заполняется чистым белым цветом. То есть, изображение не маскируется, степень воздействия эффекта стопроцентна. Для того, чтобы полностью отменить эффект на тех областях, где он лишний, нужно закрасить их на маске чистым чёрным. Используйте мягкую кисть. Соответственно, вы можете совершить обратное действие: залить всю маску чёрным и после этого белым прорисовать области, в которых необходим данный эффект.

Для регулирования степени воздействия эффекта можно использовать градации серого. Но не выбирайте цвет для кисти из палитр Color или Swatches. Хотя, результат будет тем же, это просто неудобно. Выбирайте чистый чёрный и плавно изменяйте параметр Opacity инструмента Brush Tool. При желании можно поэкспериментировать с режимом Airbrush в CS4 или отдельным инструментом Airbrush («Аэрограф») в более ранних версиях. Отличие от кисти заключается в более «размытых» краях области рисования и более плавном нанесением краски. Кроме инструментов рисования вы можете использовать различные заливки. К примеру, очень удобно использовать градиентную заливку при обработке пейзажей для имитации градиентного фильтра.

Суть «градиентника» заключается в выравнивании динамического диапазона сцены при ярком небе и тёмной земле. Землю мы при этом снимаем через прозрачную часть фильтра, а небо - через притемнённую. Также существуют инверсные градиентные фильтры, затемняющие картинку в центре: полезно при съёмке закатов или рассветов, когда большая часть неба ещё или уже тёмная, а на горизонте - яркий свет.

Полностью проимитировать работу такого фильтра нам вряд ли удастся, но кое-что сделать можно. Естественно, обрабатываемый кадр должен быть изначально правильно проэкспонирован.

Такая методика легко может быть использована и для достижения каких-либо художественных эффектов. Всё зависит только от вашей фантазии.

В простом случае необходимо создать корректирующий слой, оказывающий необходимое воздействие на картинку, создать для него маску слоя и залить её чёрно-белым градиентом. Я часто использую этот приём для проработки неба на утренних или дневных пейзажах. Правильная съёмка с учётом принципа «экспонируй вправо», как правило, не даёт сразу красивого результата, но зато мы получаем кадр, содержащий максимум возможной информации и пригодный для дальнейшей обработки.



Отдельная обработка неба на пейзаже

Снимок, в принципе, сделан в неподходящее время: это уже день, яркое солнце, короткие тени. Но, тем не менее, обработкой можно попытаться что-нибудь из него вытянуть. Погода стояла дождливая, солнце показывалось редко, небо закрывали мощные дождевые облака. На исходной фотографии этого не видно. Посмотрим на гистограмму неба.


Гистограмма неба на исходном кадре

На гистограмме видны какие-то всплески в светах, но в общем она выглядит достаточно привлекательно: максимально смещена в правую сторону и не имеет заметных пересветов. Собственно, это и есть следствие соблюдения принципа «экспонируй вправо». В цифровой фотографии он даёт на выходе картинку с максимально возможным количеством информации для обработки.

Я хотел заметно притемнить небо, чтобы выявить структуру облаков. Для этого я перевёл изображение в пространство Lab и активно поработал с кривой в канале Lightness. В итоге небо получилось таким, какое изображено на рисунке 3.1. Но остальная часть изображения, что называется, скрылась во мраке. Тогда я просто создал для корректирующего слоя Curves маску и залил её чёрно-белым градиентом снизу вверх так, чтобы полностью замаскировать землю и лесопосадку на горизонте. Учитывая, что горизонт всё-таки неровный, маску необходимо было подкорректировать кистью.

Несколько отдельно в Photoshop стоят векторные маски (Vector Mask). Принцип её действия точно такой же, но границы маскирования определяются с помощью путей (Path). Для векторных масок характерны жёсткие края областей маскирования, поэтому область их применения более узкая. Векторные маски, как уже было сказано, могут применяться параллельно с масками слоёв. Подробнее о путях можно прочесть в статье Андрея Журавлёва «Работа с путями (Path) в Photoshop».

4. Использование масок в коллажах

В июле 2008 года компания «Sony» совместно с известнейшим пользователем Живого Журнала drugoi проводила конкурс «Пять эмоций». Необходимо было изобразить эти самые эмоции на одной работе. В ходе конкурса были представлены замечательные коллажи, посмотреть на которые можно на странице голосования фотоконкурса "Пять эмоций" : drugoi.livejournal.com . Видите постановочные сцены, где роль персонажей исполняет один и тот же человек? Нравится? Хотите сделать так же? В этом вам также помогут маски.

Вы, конечно, можете пойти другим путём и добиться того же результата с помощью классического метода коллажирования: вырезать необходимые элементы и «наклеивать» их на основу. Но при использовании масок времени на обработку уйдёт существенно меньше.

В любом случае основная часть работы будет выполняться во время съёмки. Строите мизансцену, ставите фотоаппарат на штатив - и начинаете снимать. Ваш персонаж в это время перемещается, принимая необходимые позы. Каждая поза - отдельный кадр. Затем вы открываете в Photoshop первый кадр и накладываете на него в виде слоёв все последующие. Добавляя каждый новый слой, вы создаёте для него маску, полностью залитую чёрным, и мягкой белой кистью прорисовываете то место, где находится персонаж. Поскольку параметры съёмки не менялись, вам не обязательно строго отслеживать границы объекта: фон обоих кадров будет полностью совпадать. Я не советую проводить предварительную обработку кадров, вы это сделаете потом.

В конце создаёте новый слой с результатом объединения всех нижележащих (комбинация клавиш Ctrl-Alt-Shift-E) и обрабатываете его как итоговую картинку.

5. Сохранение выделений

Кроме всего прочего, маски удобно использовать в качестве «слепка» созданного вами выделения. Для этого достаточно перейти на вкладку Channels и нажать кнопку «Save selection as channel». Вы увидите, что появится новый альфа-канал с чёрно-белым изображением. Теперь выделение можно снять. Полученную маску вы можете использовать в любой момент с помощью нажатия кнопки «Load channel as selection» в палитре «Channels» или кликнуть на альфа-канале с зажатой клавишей Ctrl.

6. Режим «Quick Mask»

Несмотря на наличие слова «Mask» в названии режима, к маскированию он прямого отношения не имеет и позиционируется как инструмент для быстрого создания выделений. Переключение между обычным режимом и «быстрой маской» осуществляется с помощью нажатия клавиши Q.

Работа осуществляется так же, как при ручном создании масок: рисованием чёрной и белой кистями. По большому счёту, в режиме «Quick Mask» мы имеем дело с монохромным изображением, преобразовывать которое можно по своему усмотрению. В итоге, после выхода из режима, должно получиться выделение некоторой степени сложности.

Лично я не люблю этот режим, не вижу в нём особого смысла и почти никогда его не использую.

7. Автоматическое создание масок

Методы автоматического создания масок во время обработки фотографий я использую постоянно и нахожу это гораздо более удобным и правильным, чем рисование их вручную. Как правило, изображение содержит достаточное количество информации для того, чтобы использовать её в маскировании. Важно точно представлять себе, какой именно результат вы хотите получить и какие способы его достижения можно применить.

Некоторые часто встречающиеся ситуации:

  • . пересветы или просто слишком яркие света в отдельных областях изображения;
  • «проваленные» тени;
  • наличие лишнего цвета в тенях;
  • области перенасыщенности;
  • области недостаточной насыщенности;
  • неудовлетворительный контраст в отдельных областях изображения;
  • наличие областей с неверным или эстетически непривлекательным оттенком.

Здесь мы снова сталкиваемся с некоторыми религиозными вопросами. В частности: какой формат выбрать при съёмке.

Лично я считаю, что всегда, когда это возможно, необходимо снимать в RAW. Если вы не журналист или репортёр, для которого скорость важнее качества, если вам не нужно очень-очень быстро отснять событие и тут же передать фотографии в редакцию, пока это не сделали конкуренты, у вас нет причин не использовать RAW. Вам просто нужно научиться его обрабатывать.

Современные RAW-конвертеры позволяют делать очень многое. Некоторые вообще не прибегают к помощи Photoshop, обходясь средствами конвертера: общая коррекция плюс проработка отдельных областей с помощью Adjustment Brush (так этот инструмент называется в Adobe Camera RAW) или аналогов. Определённая логика в этом, безусловно, есть: RAW содержит в себе абсолютно полную информацию об изображении, а конвертеры стали настолько «умными», что действительно позволяют на выходе получить готовую картинку. Но мне Photoshop всё-таки ближе. Поэтому для устранения перечисленных выше проблем я обычно использую корректирующие слои с масками.

7.1 Яркостная маска

Яркостную маску (Luminosity Mask) получить легче всего. Работая в пространстве RGB, достаточно перейти на палитру Channels и кликнуть на композитном канале, зажав клавишу Ctrl. В Photoshop CS4 можно также нажать комбинацию Ctrl-2.


Выделение светов

В итоге на изображении выделяются света и остаются невыделенными тени. Не спешите производить манипуляции. Сохраните полученное выделение в качестве альфа-канала, оно вам ещё пригодится. Назовите канал «Lights».

Аналогичным образом получается маска теней, которая представляет собой инвертированную маску светов: Ctrl-клик на композитном канале, Ctrl-Shift-I для инверсии выделения, «Save selection as channel». Назовите канал «Shadows».

Теперь мы имеем возможность производить раздельные операции над светами и тенями. Следует отметить, что маски, полученные таким образом, содержат в себе массу градаций серого и не имеют резких границ, что существенно облегчает дальнейшую работу.



Маски светов и теней

Палитра «Channels»/"Каналы"

Но это не самое интересное. Мы можем управлять степенью яркости светов и теней в маске. То есть, выделять самые яркие света и самые тёмные тени. Вот здесь и пригодится первое выделение, сохранённое в качестве альфа-канала.

Выделите света ещё раз, перейдите на вкладку «Channels», зажмите клавиши Ctrl-Alt-Shift и кликните на канале «Lights». Тем самым вы пересечёте выделение само с собой. Площадь его уменьшится и будет становиться всё меньше с каждым кликом - выделяются всё более и более яркие света. Полученное выделение можно сохранить как отдельный альфа-канал для дальнейшего использования.

Аналогичным образом происходит работа с маской теней. Ctrl-клик на альфа-канале «Shadows», Ctrl-Alt-Shift-клик на нём же, пока не будет достигнута требуемая площадь выделения.

Эта методика хорошо описана автором Tony Kuyper, но в своих статьях он уделяет слишком много внимания формализации масок. Так, у него фигурируют термины «Lights», «Bright Lights», «Super Lights». Я совершенно не вижу смысла в умножении сущностей. Работа с выделением светов и теней для каждого изображения индивидуальна. Одна картинка даст нам десять «градаций» светов, другая - всего две. Так же и с тенями.

Тем же способом можно получить маску полутонов. Для этого необходимо создать маски светов и теней как минимум второй градации (Ctrl-клик на канале RGB, Ctrl-Shift-I для теней, «Save selection as channel», Ctrl-Alt-Shift-клик на новом альфа-канале, «Save selection as channel», удалить первый альфа-канал) и последовательно вычесть их из общего выделения: Ctrl-A, Ctrl-Alt-клик на канале «Lights», Ctrl-Alt-клик на канале «Shadows». На основе итогового выделения создаётся маска полутонов.

Обращаю ваше внимание, что для «уточнения» маски полутонов методы светов и теней не используются, то есть, её нельзя пересекать саму с собой. Её нужно создавать на основе более «точных» масок светов и теней.

Для использования полученных масок в дальнейшем достаточно загрузить альфа-канал как выделение и создать корректирующий слой. Выделение будет снято автоматически и на его основе сформируется маска канала. Это самый удобный способ.

7.2 Маска насыщенности

Маска насыщенности (Saturation Mask) - вещь более сложная, интересная и необходимая. Я, например, вообще не пытаюсь корректировать насыщенность изображения без этой маски.

Способов её создания несколько. По сути Saturation Mask представляет собой карту распределения насыщенностей в изображении для всех цветов. Напомню, что существует три составляющих цвета: тон (Hue), насыщенность (Saturation) и светлота (Luminosity). Для светлоты мы создавали маску в предыдущем параграфе.

Один из методов создания маски насыщенности описан у Александра Войтеховича в статье «Изменение цветовой насыщенности» (она же: «Повесть о цветовой насыщенности»).Метод прост, всё делается буквально за один шаг. Но я пользуюсь другой методикой, описанной Ричардом Линчем и адаптированной мною для Adobe Photoshop:

  1. Создаём копию изображения в новом документе.
  2. Переводим его в пространство Lab.
  3. Удаляем канал Lightness.
  4. Делаем оба цветовых канала (a и b) видимыми, всё это выделяем, копируем в буфер обмена. Новый документ можно закрыть, он больше не понадобится.
  5. В документе с исходным изображением копируем оригинальный слой.
  6. Поверх него вставляем содержимое буфера (цветовой слой).
  7. Для цветового слоя ставим режим смешивания Difference.
  8. Сливаем его с копией оригинального слоя (Ctrl-E). Это нужно для того, чтобы режим смешивания стал Normal.
  9. Image - Adjustments - Hue/Saturation. Saturation = -100.
  10. Image - Adjustments - Levels. Правый ползунок (белый) ставим на уровень 128. Теперь всё, что находится после уровня 128, будет считаться белым.

Суть метода основывается на разделении цветовой и яркостной информации, для этого и выполняются манипуляции с удалением канала Lightness в пространстве Lab. После этого вычисляется «разница» между исходным изображением и его цветовой составляющей, что даёт нам более-менее точную картину распределения насыщенности на изображении. Следующий шаг: коррекция с помощью инструмента Levels. Я достаточно часто использую указанное значение 128, но вы можете проводить собственные эксперименты и подбирать подходящие вам индивидуальные настройки. Общий принцип: чем дальше влево сдвигается ползунок, тем более насыщенные области будут замаскированы. В этой реализации метод даёт маску, по которой можно повышать насыщенность.


исходное изображение

Примеры повышения насыщенности

На рисунке выше изображены примеры повышения насыщенности изображения с маской и без. Я просто создал корректирующий слой Vibrance с маской насыщенности, где вывел движок Saturation в крайнее правое положение. Как видите, даже при таких экстремальных параметрах маска насыщенности позволяет получить более приятный результат.

Несколько отступая от темы, хочу заметить, что параметр Saturation в корректирующих слоях Vibrance и Hue/Saturation работает по-разному. Первый появился только в версии CS4, до этого инструмент Vibrance был доступен только в RAW-конвертерах. Подробнее о том, чем одно отличается от другого, можно прочесть в статье Павла Косенко «Vibrance vs Saturation».

7.3 Color Range

Мы рассмотрели создание масок на основе двух компонентов цвета: яркости и насыщенности. Остался тон (Hue).

Достаточно часто мы сталкиваемся с тем, что некоторый цвет на фотографии невыразителен. Это может быть, например, небо или растительность. Обычно в пейзажной съёмке фотографы стараются затемнить небо, что не всегда приводит к хорошим результатам: если выше горизонта у вас получилось нечто блеклое с голубым оттенком, то затемнение не даст ничего, кроме образования голубоватой грязи.

Естественно, не стоит рассчитывать на некую волшебную палочку, которая моментально вернёт живость вашему пейзажу. Вы можете попытаться «вставить» небо из другой фотографии, но я не сторонник подобных мер. К тому же, при таких манипуляциях результат часто получается неестественным в силу разного освещения на донорском и основном снимках, и приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы это исправить.

Кое-что можно попытаться сделать, используя маску на основе цвета. В этом нам поможет инструмент Select / Color Range.


Внешний вид интерфейса Color Range

Пипеткой мы указываем область изображения, цвет которой необходимо использовать в качестве основы для выделения. Параметр Fuzziness регулирует «разбег» между указанной областью и остальным изображением. То есть, чем он выше, чем больший диапазон цветов, начиная с указанного, будет охвачен.

Ключ «Localized Color Clusters» позволяет инструменту предположить, что не вся указанная область попадает в нужный диапазон цветов. То есть, в выделение попадают меньшие площади изображения. Включается дополнительный параметр «Range», который регулирует размер этих площадей.

Использование ключа «Localized Color Clusters»

На рисунке видно, как выделяется только часть неба. Я указал пипеткой на изображении, где должен находиться центр области, параметром Range отрегулировал его площадь: выделится центр и близкие по цвету «окрестности».

После установки параметров нажимаем «Ok» и получаем выделение, которое можно сохранить в качестве альфа-канала или использовать сразу: не снимая его, создать какой-нибудь корректирующий слой (например, Curves). В этом случае автоматически будет создана маска слоя на основе этого выделения. Дальше всё зависит только от вашего мастерства и фантазии.

Справедливости ради следует заметить, что маска, созданная с помощью инструмента Color Range, не является Hue-маской в чистом виде. Всё-таки она использует в качестве основы именно цвет, а не одну из его составляющих. Но тем не менее, это единственный из рассмотренных трёх способов автоматического создания масок, который учитывает тон.

7.4 Выделение границ

Выделение границ объектов может пригодиться, к примеру, при повышении резкости изображения. Мне больше всего нравится методика, использующая фильтр Glowing Edges (Filter / Stylize / Glowing Edges).

Обращаю ваше внимание: этот фильтр вносит разрушающее изменение в слой, поэтому обязательно создавайте копию перед использованием.

Фильтр имеет три параметра:

  • . Edge Width - толщина линий подсветки границ.

  • . Edge Brightness - их яркость.

  • . Smoothness - степень смягчения.

В зависимости от ваших целей, вы выбираете оптимальную комбинацию этих трёх параметров так, чтобы подсветить нужные границы и не захватить лишние. Поэкспериментируйте. Я не хочу указывать какие-либо конкретные значения, потому что для каждого изображения их нужно подбирать индивидуально.

После того, как фильт отработает, необходимо перейти на палитру «Channels» и кликнуть на композитном канале с зажатой клавишей Ctrl. Полученное выделение - сохранить в качестве альфа-канала. Маска границ готова.

Естественно, любая автоматически созданная маска может быть подкорректирована вручную.

8. Палитра «Masks»

Adobe Photoshop CS4 обладает интересным усовершенствованием интерфейса: палитрой Masks. Её параметры становятся доступными после создания первой маски слоя или векторной маски.

Параметры палитры:

Density - «плотность» маски, степень её воздействия. То же самое, что параметр Opacity кисти при ручном «рисовании».
Feather - степень дополнительного размытия маски.

Также на палитре находится кнопка «Mask Edge», предоставляющая доступ к палитре «Refine Mask» со своими параметрами, управляющими границами областей маски.

Contrast - регулирует контраст на границах маски.
Smooth - смягчает границы маски.
Feather - размытие на границах.
Contract/Expand - увеличивает/уменьшает границы незамаскированной области; работает так же, как аналогичная команда по отношению к выделениям.
Radius - по всей видимости, регулирует толщину области, которая считается границей области на маске.

9. Заключение

Помните, что Adobe Photoshop предоставляет массу удобных инструментов для обработки, но это только инструменты, и основная задача: научиться пользоваться ими эффективно и по назначению. Маски существенно расширяют наши художественные возможности. Пробуйте, экспериментируйте, находите новые и более удобные способы их применения.

.

Далее насыщенностью буду называть обычную фотошоповскую цветовую насыщенность, saturation . При обработке иногда хочется увеличить или уменьшить диапазон насыщенностей разных мест картинки. Например, на тусклом зимнем пейзаже каким-то цветным объектам насыщенность добавить, а окружающим снежным просторам снизить, а то ведь снег часто слишком синий. Подобные вещи нетрудно сделать, если суметь выделить наши объекты. Нынче модны и часто встречаются сюжеты, где автор успешно делает цветовую операцию с единственным чётко обособленным объектом - делает его насыщенным, а остальное десатурирует; но лассо - не наш путь. Ведь мы хотим суметь сделать что-то подобное и, например, с синеньким домиком, проглядывающим сквозь густое сплетение слабоокрашенных заснеженных веток.

В таких (и наверное в каких-нибудь ещё) случаях хотелось бы уметь создать маску для выделения насыщенных областей, полученную не ручным инструментом выделения, а автоматически из самого исходного изображения. Разумеется, потом эту маску можно как угодно подчищать и, например, регулировать кривыми. Вот собственно и вся постановка вопроса. Далее предлагается конкретный вариант такой автоматизации. Мне ни разу не встречались в книжках или интернете ни этот вариант, ни другие; но вероятно они существуют. Было бы интересно увидеть ссылки, сравнить.

Буду говорить только для RGB . Итак, мы хотим выделить цветонасыщенные области на картинке. Будем исходить из такой трактовки: насыщенные области - это места, где велики разности цветовых каналов. Эту трактовку предлагаю без доказательства, просто потому, что в ненасыщенных серых точках все три канала равны. Поэтому заслуживает проверки такой алгоритм: составить все попарные разности каналов и сложить их модули. Отмечу, что попарных разностей всего три; знаки в ФШ неразличимы, т.е. в качестве разностей каналов сразу и получаются модули. Сами разности легко реализуются режимом "разница" для слоёв, после копирования содержимого цветовых каналов RGB в отдельные слои. Последующее их суммирование нужно делать на чёрный нижележащий слой в режиме screen, в переводе его именуют иногда "экран", иногда "осветление".

Можно сказать и так: мы попытаемся создать картину, которую выдал бы нам ФШ в канале S , если бы смог перевести наше изображение в цветовую модель HSB .

Приведенные соображения не являются научным изысканием, имеют чисто практическую направленность и конечно же требуют проверки реальностью - будет ли возникать слой, содержащий более или менее яркие области в зависимости от насыщенности исходного изображения в этих областях. Проверка была сделана, и результат показался мне весьма успешным. Составив в ФШ указанные разности и соответственно их сложив, лично и многократно убедился, что уверенно получаю карту насыщенности для любой картинки; её-то и следует далее использовать в качестве желаемой маски выделения. Для использования её можно поместить в альфа-канал или слой-маску. Подгонка этой карты уровнями или кривыми - большое удовольствие, можно акцентировать нужные области весьма гибко. Ну а потом раздельно регулировать насыщенные и ненасыщенные области действительно очень удобно.

Разумеется, для удобного систематического употребления предлагаемой операции нужно сделать соответствующую макрокоманду . Буду называть макрокомандой то, что в конкретных версиях ФШ называется либо action , либо действие , либо операция . Через меню Oкно в палитре (специальном окне) макрокоманд получаем доступ к разнообразным манипуляциям с ними. В том числе, имеется возможность самому создать (записать) макрокоманду; в результате этого она будет присутствовать в палитре с возможностью её выполнить. Всегда можно и сохранить макрокоманду в отдельном файле с расширением ATN . И также всегда можно загрузить макрокоманду из подобного файла; это и предлагается сделать читателю данной статьи, скачав предварительно к себе файл satur_nabor.atn . В этом файле сохранена в двух вариантах (для ФШ_CS2rus и для ФШ_7rus) макрокоманда создания маски насыщенности по намеченному ранее алгоритму. Для желающих вникнуть подробнее привожу комментарии к отдельным шагам макрокоманды, для варианта CS2.

При практическом опробовании обоих вариантов нашей макрокоманды они давали, естественно, одинаковый результат. При этом вариант, подготовленный для ФШ_7rus, успешно работал и в среде ФШ_CS2rus; а вот вариант для CS2 был работоспособен только в среде CS2. При успешном прохождении процесса возникает один новый слой black в оттенках серого; на нём более светлые области соответствуют более цветонасыщенным областям исходного изображения, независимо от самих цветовых оттенков.

Итак, скачайте файл satur_nabor.atn и примените к нему команду Загрузить в Палитре макрокоманд . Станут доступными наши макрокоманды, и для любой картинки можете выполнить тот или другой вариант; они названы satur_CS2 и satur_PS7.

Теперь на упрощённом примере рассмотрим возможный вариант применения маски, полученной с помощью нашей макрокоманды. На рисунке видим исходное (слева) и обработанное (справа) изображение. Более цветонасыщенные области исходного изображения мы сделали действительно насыщенными. А при желании могли бы наложить на них какую-нибудь текстуру или, например, перекрасить в другой цвет.

Уточним цепочку выполненных действий.

На Рис.1 отображена ситуация, когда мы только что дали команду Выполнить для операции satur_CS2 . В результате в палитре слоёв наблюдаем появление слоя black , где более светлые области соответствуют более окрашенным частям исходной картинки.

Мы хотим использовать содержимое слоя black в качестве маски для выделения этих самых областей. Один из вариантов - поместить содержимое слоя black в отдельный канал и затем загрузить выделенную область именно из этого канала. Так мы и поступим; но предварительно сделаем нашу маску более контрастной. Рис.2 иллюстрирует наш следующий шаг, где с помощью настройки кривых мы заставили нужные области ярко светиться на тёмном фоне. Это уже реальная заготовка для маски, причём возможна и подчистка её кистью, да и вообще любыми инструментами.

После этого забираем содержимое слоя black в буфер обмена, а сам слой black удаляем.

Теперь наша задача - поместить изображение из буфера в отдельный канал. На Рис.3 видим ситуацию после того, как в палитре каналов выполнена команда создания нового канала и сделана вставка из буфера обмена. Наша маска разместилась в канале с шаблонным названием по умолчанию Альфа1 . Нам важно то, что теперь в меню Выделение будет доступна команда загрузки выделенной области из этого канала.

Итак, слой black удалён, в документе снова только исходная картинка. Рис.4 показывает наш следующий шаг - загрузка выделенной области из нашего канала Альфа1 . Светлым областям маски будут соответствовать выделенные области картинки.

После этого они в нашей власти. Рис.5 отображает акцию повышения насыщенности. А если мы пожелаем уменьшить насыщенность остальной части картинки, то легко перейдём к её выделению, применив к нашей выделенной области команду инверсии. На этом наша обработка успешно завершена.

Разумеется, это был всего лишь схематический пример.