Как научиться рассказывать истории

Ты заходишь на вечеринку к другу и сразу видишь красивую женщину. Ты хорош собой, твое тело - это Арни в лучшие годы. Ты отлично одет, излучаешь атмосферу полной успешности. Но женщина не обращает на тебя внимание, как и все люди вокруг - все внимательно смотрят на щуплого паренька, который кажется полным неудачником, но он будто бы гипнотизирует каждого из присутствующих. Этот «неудачник» - главное достоинство всей тусовки, ведь он умеет рассказывать истории. Ты ведь тоже хочешь научиться этому искусству? Если да, то тебе нужно знать? что именно делает хорошую историю хорошей. Это целая наука, которая начинается с личности рассказчика.

Личность рассказчика

Хороший рассказчик - это всегда интересный человек. Рассказчик не обязан быть великой личностью, обладающей безграничными талантами, но у него должен быть характер, который базируется на следующих качествах:

Уверенность;
- умение формулировать мысли;
- чувство юмора;
- страсть;
- коммуникабельность;
- эрудиция;
- способность к творчеству.

Рассказчик имеет отношения с аудиторией и должен взаимодействовать с ней как со своими клиентами. Он «продает» историю, которая должна быть интересна слушателям. Реакция возникает не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Происходит это из-за гормона окситоцина, который усиливает чувство сопереживания и повышает способность человека испытывать различные эмоции. Если упрощать, то действие окситоцина создает связь между рассказчиком и слушателем - это связь в некотором смысле химическая.

Но не всегда хорошая история работает идеально. Причина проста - каждая ситуация требует определенного подхода. Одна и та же история отлично заходит в кругу друзей, но шокирует коллег. Чтобы понимать это, тебе предстоит разобраться с типами повествования. Условно их можно поделить на три: социальный тип, профессиональный тип и эмоциональный тип.

Социальная история

Социальная история вмещает в себя огромный пласт рассказчиков. Как правило, речь идет о комиках, актерах, шоуменах, поп-звездах. Все они попадают в эту категорию. Суть социального рассказчика проста - травить анекдоты и развлекать публику. Социальная история работает лучше всего в кругу друзей либо людей, которые не могут «оскорбиться». Чтобы рассказать хорошую социальную историю, тебе нужно знать несколько простых истин:

История должна развлекать. Постарайся рассказать то, что вызовет приятные эмоции - не трави злободневные байки, люди не хотят слышать их на вечеринках.
- Будь открытым. Тебе нужно быть «своим парнем». Не отдаляйся от толпы, заставь ее думать, что ты ее самый верный друг.
- Смекалка. Тебе придется работать с аудиторией, чтобы захватить ее внимание. Старайся вытаскивать материал из слушающих, чтобы использовать его в истории.
- Коротко и по делу. Если твоя история будет слишком длинной, то ты растеряешь внимание - говори по существу.

Профессиональная история

Этот тип истории пользуется спросом у религиозных лидеров, генеральных директоров, вождей и различных тренеров, которые учат жизни. Отлично подойдет для людей, которые хотят рассказать хорошую историю с высоты своего авторитета. Правила такой истории чуть сложнее предыдущей, но ненамного.

Управляй конфликтами. Это важно, когда тебе надо показать противоборство, точку несогласия, которая может быть отличным топливом для восприятия истории.
- Обеспечь историю контекстом прошлого и прогнозом будущего - это нужно делать для того, чтобы слушатели видели историю объемно, а не фрагментарно.
- Описывай сложные ситуации простыми словами. Твоя аудитория должна понимать тебя. Хороший рассказчик не должен использовать узкоспециализированную лексику.

Эмоциональная история

Подойдет для женских ушей, которые воспринимают мир гораздо более чувственно, чем мы. Также отлично подходит для разговоров в узком кругу. Эмоциональная история - это идеальный выбор, когда ты говоришь с человеком с глазу на глаз. У такой истории есть ряд отличительных черт:

Страх. Используй это чувство, чтобы сгустить краски.
- Волнение. Сохраняй финал неясным, чтобы слушатель, затаив дыхание, ждал финала.
- Разочарование. Ты можешь рассказать о проблемах, которые тебя волнуют.
- Сострадание и любовь. Эти чувства по-прежнему сильны на этой планете - используй их для истории.
- Уязвимость. Не бойся быть уязвимым. Благодаря этому чувству слушатель встает на сторону рассказчика.

Чтобы рассказать эмоциональную историю хорошо, ты должен использовать язык тела, зрительный контакт. Ты также должен понимать важность интонации голоса, его тон. Ты не должен вызывать жалость, но должен вызывать через историю симпатию, боль, страх или любую другую сильную эмоцию. Если освоить даже один тип повествования, то у тебя получится стать душой своей компании - это мы знаем наверняка.

Структура истории

В самом упрощенном виде структура истории выглядит так:

Начало (завязка) - описывает ситуацию и задает основу истории, знакомит нас с героями, устанавливает их взаимоотношения и обозначает невыполненное желание героя, которое будет удерживать интригу.

Середина (конфронтация) - разворачивает драматическое действие, возникающее из некоей конфронтации: главный герой сталкивается с какими-то препятствиями, которые не позволяют ему достичь своей цели.

Конец (развязка). Развязка не означает конец, а скорее разрешение проблемы. Добился ли главный герой успеха или провалился? В любом случае герой выходит обновленным.

Точки, в которых начало переходит в середину, а середина - в конец, называются «кульминационными точками фабулы». Такими точками могут стать любые происшествия, эпизод или событие, которые закручивают историю в совершенно ином направлении. Каждая точка подталкивает историю к переменам, к развитию.

Вот какой шаблон с примером, который поможет превратить информацию в историю, предлагает использовать Нэнси Дуарте в своей книге «Resonate».

1. Помните о пяти главных элементах истории: обстановке, персонажах, диалогах, конфликте и интриге. Обязательно опишите обстоятельства, в которых происходит развитие событий, не забудьте уделить внимание героям и тому, о чем и как они говорят. Снабдите персонажей мнением. Пассивные и покладистые персонажи никого не привлекают. Пробуйте использовать неожиданные повороты сюжета. Удивление вызывает высвобождение адреналина в мозге, что усиливает формирование памяти. Ну и, пожалуй, самое важное - не забывайте про конфликт. Если нет конфликта, нет и истории.

2. Покажите свою историю. Нет, речь не идет о картинках или слайдах. Вам просто нужно использовать слова, которые помогут вовлечь как можно больше органов чувств ваших слушателей. Например, описывая место действия, сделайте так, чтобы ваша аудитория почувствовала запахи, увидела картинку и услышала звуки, которые раздаются вокруг. Чем больше органов чувств вы сможете задействовать, тем сильнее человек сможет вжиться в вашу историю, а значит, тем большее воздействие она на него окажет. Описывайте все так, будто это происходит у вас на глазах.

Некоторые кондитеры покупают не брикеты, а шоколадную массу, но я люблю готовить смесь своими руками. Возня с необработанными тусклыми блоками шоколадной глазури беспредельно завораживает: дробишь их вручную - я никогда не пользуюсь электрическими миксерами, - ссыпаешь в большие керамические чаны, плавишь, помешиваешь, то и дело старательно измеряешь температуру специальным термометром: пока смесь не получит достаточно тепла, чтобы случилось превращение. Есть нечто магическое в процессе преобразования шоколадного сырья в лакомое «золото дураков», волнующее воображение обывателя. Возможно, даже моя мать оценила бы мой труд. Работая, я дышу полной грудью и ни о чём не думаю. Окна распахнуты настежь, гуляют сквозняки. На кухне было бы холодно, если бы не жар, поднимающийся от печей и медных чанов, если бы не горячие пары тающей шоколадной глазури. В нос бьёт одуряющая, пьянящая смесь запахов шоколада, ванили, раскалённых котлов и корицы — терпкий грубоватый дух Америки, острый смолистый аромат тропических лесов. Вот так я теперь путешествую - как ацтеки в своих священных ритуалах. Мексика, Венесуэла, Колумбия. Двор Монтесумы. Кортес и Колумб. Пища богов пузырится и пенится в ритуальных чашах. Горький эликсир жизни.

3. Влияйте на эмоции аудитории. Никакие факты не имеют значения, пока вы не установите с аудиторией эмоциональную связь. Что бы мы ни чувствовали: печаль, радость, испуг - все это помогает нам ощущать себя более живыми. Решения чаще всего принимают на основе эмоций, к которым потом подбирают аргументы, чтобы они казались более логичными. Поэтому важно, чтобы ваша история вызывала эмоции у аудитории. Думайте о том, что должны почувствовать другие люди, которые услышат или прочитают вашу историю, и затем преподносите информацию так, чтобы это сделать. Вспомните ситуации, когда вы сами испытывали такие эмоции. Это укрепит связь между вами и аудиторией, и она начнет относиться к вам с большим доверием и искренностью. Личный каталог историй, связанных с самыми различными эмоциями, - источник весьма полезный, заведите себе такой.

4. Начните историю с середины, с самого интересного момента. Жизнь проходит в хронологическом порядке - и это скучно. События должны идти по нарастающей, но в эмоциональном смысле, а не в хронологической последовательности. Полезно записать все основные события истории на отдельных листах, которые затем можно будет перемешать, чтобы получить необычный порядок. Представьте, что вы кинорежиссер. Ищите моменты истины в вашей истории, которые помогут вам захватить внимание аудитории.

5. Рассказывайте только то, что важно аудитории. Не слишком растекайтесь мыслью по древу и не злоупотребляйте описаниями.

6. Используйте юмор. Юмор - мощный инструмент. Пара уместных шуток может изменить весь настрой аудитории. Смех не только заряжает аудиторию энергией, но также делает ее более внимательной к вам и вашему рассказу. Если конец истории должен содержать серьезный урок, то перенесите шутки ближе к началу. Один из лучших способов - рассказать о том, как вы попали в неловкую ситуацию (в детстве или на новой работе).

7. Не применяйте сложные слова и жаргон, который может быть не знаком вашей аудитории. Чем проще будет ваша история, тем лучше. Рассказывайте о том, что понятно людям, которые вас слушают.

8. Используйте метафоры и аналогии. Хорошо подобранная метафора позволит усилить воздействие истории и сделает ваш рассказ более понятным, особенно если вы пытаетесь донести какую-то сложную идею (например, аудит информационной системы можно сравнить с медицинским осмотром).

9. Рассказывайте о своих неудачах. Все ошибаются. Поэтому если история вашей жизни или компании выглядит идеальной, она не вызывает доверия. Куда интереснее будет, если вы расскажете о том, как совершили какую-то ошибку и чему смогли научиться в результате. Помните, что не вы герой истории, а ваша аудитория. Большинство людей, услышав о чужих проблемах, обычно вспоминают, когда что-то подобное происходило и с ними. С этого начинается сопереживание. Зрители любят ораторов, которые умеют посмеяться над собой. Позвольте себе быть уязвимым. Так вы сможете быстрее найти контакт с любой аудиторией.

10. Если вы застряли, сделайте список того, что НЕ может произойти. После этого вы обязательно найдете подходящий материал и сможете продолжить.

Упражнения: Как стать хорошим рассказчиком


Вот несколько упражнений, которые помогут вам стать хорошим рассказчиком, если вы будете практиковать их как можно чаще.

1. Вопрос «А что, если бы…»

Этот вопрос часто используют писатели, чтобы придумать сюжет для книги. Вот, например, что об этом пишет Стивен Кинг в своем произведении «Как писать книги: Мемуары о ремесле»:

«…в основе моих книг лежит не событие, а ситуация. Одни книги порождены простыми идеями, другие - посложнее, но почти все они начинаются с простотой магазинной витрины или восковой панорамы. Я ставлю группу персонажей (или пару их, или даже одного) в трудную ситуацию и смотрю, как они будут выпутываться. Моя работа - не помогать им выпутываться или вести их на ниточках в безопасное место, а смотреть и записывать, что будет происходить.

Достаточно сильная ситуация вообще снимает весь вопрос о сюжете, что меня вполне устраивает. Самые интересные ситуации обычно формулируются в виде вопроса «что, если». Что, если на небольшую деревушку в Новой Англии нападут вампиры? («Жребий») Что, если полисмен в захолустном городке Невады взбесится и станет убивать всех, кто попадется на глаза? («Безнадега») Что, если уборщица, подозреваемая в убийстве, которое ей сошло с рук (своего мужа), попадает под подозрение в убийстве, которого она не совершала (своего нанимателя)? («Долорес Клэйборн») Что, если молодую мать с сыном не выпустит из сломанной на дороге машины бешеный пес? («Куджо»)»

Почему бы и вам не использовать этот метод, когда придумываете историю, чтобы стимулировать мозг искать ответ. «А что, если бы…» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. И чем более странные вопросы вы будете задавать, тем более интересный и оригинальный сюжет сможете придумать. А что, если бы животные были разумны и заводили людей в качестве домашних любимцев? А что, если бы на земле не было гравитации? А что, если бы ученые обнаружили еще одну обитаемую планету?

Возьмите чистый лист или откройте на компьютере текстовый документ, засеките на таймере 15 минут и в течение этого времени опишите все, что вам приходит в голову на один из вопросов «А что, если бы…» (можете взять любой из приведенных здесь примеров или придумать свой собственный).

2. Стратегия десяти случайных слов

Придумайте захватывающую историю, используя следующие слова:

  • Омуль
  • Кладбище
  • Пенек
  • Инопланетяне
  • Ведро
  • Карандаш
  • Архитектор
  • Голова

Подобным методом рекомендовал пользоваться известный сказочник Джанни Родари. Чтобы сочинить сказку, он предлагал выбрать наугад два слова и соединить их между собой. Это и считалось началом сказки. Допустим, «человек» и «джунгли». Самое банальное их соединение дает начало загадочной сказке «Маленький мальчик потерял родителей и остался один в джунглях» (получается что-то в духе Тарзана или Маугли). Дальше остается лишь раскручивать сюжет: «Кто его воспитывал?», «Как он проводил свои дни?», «Что случилось потом?» и т. д.

3. Специальные игры

Играйте с друзьями или детьми в игры, которые развивают навык рассказчика. Например, вот одна из них с красноречивым названием «Bla-bla-bla».


Сюжет игры завязан на историях, которые сочиняют сами участники. А помогают им в этом 240 игровых карт с разными темами.

4. Практика

Логично, чтобы стать хорошим рассказчиком, надо практиковаться. Как? Заведите дневник, в котором старайтесь описывать интересные события, которые произошли с вами в течение дня. Особенно эффективно это упражнение, если на первый взгляд ничего интересного и вовсе не происходило. Умение видеть необычное в обычном - полезный навык, который пригодится не только при рассказывании историй. +

5. Альтернативная история

Возьмите художественное произведение, которое вам нравится, или какой-нибудь фильм и попробуйте поиграть с сюжетом. Вы можете изменить какую-нибудь кульминационную точку и направить сюжет в другое русло, можете изменить концовку или ввести новых персонажей. Или сделать все и сразу. В любом случае получится интересно.

Эльза Зарипова

Умение захватывающе рассказывать истории и быть хорошим собеседником характеризует женщину как интересную, умную особу. Если и вы хотите стать центром внимания и душой компании, начинайте работу над собой, развивайте речь, совершенствуйте актерские навыки и сделайте свой язык богаче.

Начните с письменной речи

Сначала вам нужно поработать над эпистолярным жанром. Помочь в этом может ведение дневника, в который вы будете записывать все текущие события. Только проследите за тем, чтобы ваши заметки имели забавные подробности и интересные детали, а не представляли собой сухой перечень того, что вы делали в течение дня.

Ведение дневника поможет вам увидеть суть вещей и главное в событиях вашей жизни. Следите за логичностью повествования. Для этого вы должны четко видеть всю структуру каждой записи.

Чтение, безусловно, помогает развить речь, и письменную, и разговорную. Но не каждая книга подойдет для такого обучения. Остановите свой выбор на произведениях мировых классиков. Читайте медленно и вдумчиво.

Старайтесь отслеживать удачные формулировки и сравнения, а не только обращать внимание на развитие событий

От классической литературы вы должны взять умение чувствовать разные стили повествования и видение композиции, красоты письменного языка. После прочтения книги попробуйте написать отзыв, как сочинение в школе. Выразите свои чувства, которые вызвал у вас литературный труд, и отметьте наиболее примечательные места в произведении.

Расширяйте лексикон

Встречаясь с незнакомым словом, обязательно смотрите его значение в словаре. Мало того, возьмите за правило каждый день знакомиться с новым словом. Ведь чем богаче ваш словарный запас, тем больше возможностей стать интересным рассказчиком вы имеете.

Приобретите словарь поговорок и пословиц. Порой меткое и точное употребление афоризма, крылатой фразы или народной мудрости может добавить в ваше повествование живость и юмор.

Работайте с речью

Займитесь совершенствованием своей дикции, практикуйтесь с помощью различных скороговорок. Кроме того, вам нужно отработать комфортный для слушателей темп и тембр вашей речи.

Скорость рассказа должна быть средней. Если будете говорить слишком медленно, слушатели устанут или даже уснут. А начнете тараторить – часть истории может быть не услышанной.

Тембр, наиболее приятный для восприятия, – это не слишком громкий, низкий, грудной голос. Положите руку на грудь и почувствуйте вибрации во время разговора.

Овладейте искусством ораторов. Изучите секреты красноречия и правила завоевания внимания слушателей, а также его удержания.

Играйте

Отработайте актерские навыки. Как бы интересно вы ни рассказывали, если к истории добавить красноречивые жесты, богатую мимику, она станет еще лучше. Говорите разными голосами, если в вашем повествовании есть несколько героев с прямой речью. Наглядно показывайте, как именно и что сделал тот или иной персонаж вашего рассказа.

При этом помните, что без практики ваши знания и навыки могут пропасть зря

Не упускайте возможность рассказать интересную историю, пересказать сюжет фильма или повеселить компанию свежим анекдотом.

Вам понадобится

  • - диктофон;
  • - доступ к интернету;
  • - зеркало;
  • - канцелярские принадлежности;
  • - литература по улучшению дикции;
  • - литература по ораторскому искусству.

Инструкция

Работа над умением интересно разговаривать начинается, как это ни парадоксально, не с бесед, а с письма. Заведите дневник и записывайте в него события дня. Следите, чтобы записи были емкими и по существу. Учитесь выделять главное и структурировать речь.

Читайте больше классической литературы для развития словарного запаса. Изучайте научную литературу на понятные вам темы. Смотрите значения незнакомых терминов в словарях и пытайтесь затем применять их в своей речи.

Работайте над улучшением дикции. Даже интересный и эмоциональный рассказ будет плохо восприниматься, если рассказчик не проговаривает буквы, теряет окончания слов и т.д. Для этого выполняйте специальные упражнения, развивающие подвижность губ и мышцы языка. Учите как можно больше скороговорок и стремитесь к тому, чтобы научиться произносить их четко и на высокой скорости.

Изучите основы ораторского искусства. Вы можете использовать как классические труды Цицерона по теории красноречия, так и современные разработки. Многие из них можно найти в интернете.

После того как вы научились структурировать свои рассказы, потренируйтесь в выполнении следующего упражнения. Лучше всего делать его в компании с кем-либо, для возможности объективной оценки. Выберите любое слово и в течение определенного времени рассказывайте о нем. Например, выбрано слово «орех» и период 5 минут. Значит 5 минут подряд нужно рассказывать все об орехах, применяя свои знания об изложении речи. Затем попросите собеседника оценить ваш рассказ, насколько ему было интересно слушать, не потеряли ли вы логику повествования.

Ведите монологи на различные темы: от цветоводства до политики. Лучше делать это перед зеркалом. Так вы сможете оценить свою мимику и жесты. Если покажется, что они неубедительны, постарайтесь отработать с помощью специальных пособий о языке жестов.

Изучение теории и выполнение упражнений не принесут хорошего результата без практики. Попытайтесь завязать беседу на отвлеченную тему с незнакомым человеком, например, продавцом в магазине. Больше бывайте в компаниях и заводите разговоры на интересные вам темы. Только не забывайте про чувство меры. То, что вы освоили искусство интересного разговора, вовсе не означает, что можно совсем перестать быть хорошим слушателем. Помните, что слишком «интересных» собеседников, которые в разговоре любуются только собой и красотой своей речи, постепенно начинают избегать. Однако те, кто сможет найти «золотую середину», всегда по-настоящему будут в центре внимания.

Человек – существо социальное. Помимо потребностей в пище и тепле, он испытывает потребность в общении. Ваши коммуникативные успехи зависят от вас самих. Ораторами не рождаются: только постоянная практика может сделать вас интересным собеседником.

Инструкция

Научиться выражать мысли логично и последовательно вам поможет письменная речь. Заведите дневник и излагайте в нем свои впечатления от увиденного вокруг. Подробно описывайте повседневные события. Такой дневник можно вести в электронном виде.

Чтобы стать интересным собеседником, расширяйте свой кругозор. Путешествуйте, читайте книги, посещайте театры, выставки, музеи. Знакомьтесь с разными людьми, интересуйтесь их жизнью, увлечениями.

Учите наизусть стихи. Читайте их вслух, выразительно. Это разовьет у вас чувство прекрасного, расширит кругозор и поможет улучшить память. Также полезно учить скороговорки, пословицы. Вашим друзьям могут быть интересны анекдоты и цитаты известных людей.

Репетируйте свою речь. Встаньте перед зеркалом, включите запись и ведите монолог. Можете рассказывать те же анекдоты или интересные истории из вашей жизни. Следите за жестикуляцией и мимикой. Старайтесь рассказывать о том, что будет интересно людям, слушающим вас. Готовясь ко встрече любителей рыбалки, вряд ли стоит зубрить лекции по сопромату.

Уделите внимание своему внешнему виду. Если в вашем облике будет что-то вызывающе «выпячивать» – например, дырявые джинсы, оторванные пуговицы – вряд ли вас будут слушать внимательно. Скорее всего, над вами будут подшучивать, хихикать. Поэтому вы должны выглядеть опрятно.

Успехов в общении достигают те, кто умеет хорошо слушать. Не перебивайте оппонента, задавайте наводящие и уточняющие вопросы, научитесь сопереживать. Показывайте собеседнику свою заинтересованность, периодически кивайте и поддакивайте. Но это должно выглядеть естественно, не наигранно.

Научитесь выделять главное, как в письменных текстах, так и в спонтанной речи людей. Резюмируйте сказанное собеседником: «Итак, как я понял, основная ваша проблема заключается в том, что…». Этот прием сделает вас незаменимым слушателем, покажет рассказчику, что вы внимательно слушали его речь.

Есть люди, которые в любой компании чувствуют себя прекрасно, они могут говорить о чем угодно и с кем угодно. Есть и другие, в разговоре с незнакомцами теряющиеся. Вторые нередко завидуют первым. Они думают, что умение общаться с людьми – это врожденное свойство. Кто-то действительно обладает им от природы, а кто-то смог выработать его сам.



Инструкция

Избегайте в разговоре «яканья». Например, вы прекрасно разбираетесь в компьютерах, а находитесь в обществе гуманитариев . Не стоит заводить беседу о непонятных для них новых гаджетах. Это неприлично.

Интересуйтесь собеседником. Говорите на темы, ему близкие. Старайтесь уходить от неприятных разговоров.

Будьте позитивны. Практически в любом обществе негативисты становятся персоной non grata.

Осмотритесь в новой компании. Не стоит сразу начинать разговор о присутствующих малознакомых вам людям.

Используйте чувство юмора, но знайте меру. Смешная история, рассказанная не к месту, может испортить беседу. Так же, стоит избегать «бородатых» анекдотов.

Поддерживайте беседу, но избегайте подробного анализа темы. Светские разговоры, как правило, поверхностны, в них нет места подробному разбору какого-либо предмета. Но даже в поверхностных разговорах надо чувствовать себя уверенно. Поэтому если вы не понимаете, о чем идет речь, лучше не притворяйтесь знатоком, есть вероятность попасть в нелепую ситуацию.

Выбирайте тему, интересную всем. Даже такой банальный предмет как погода, может увлечь ваших собеседников. Например, на улице идет ливень, расскажите какую-нибудь , связанную с дождем. Кроме того, есть спорт, телевидение, новости и т.д. В процессе беседы обязательно найдется вопрос, по-настоящему всем интересный.

Отстаивайте свою позицию в спорах с помощью фактов, а не оскорбительных для собеседника замечаний. Перехода на личности желательно избегать даже в беседах со старыми друзьями. С малознакомыми людьми такая манера общения вообще недопустима.

Будьте тактичны. Не перебивайте собеседника, не подсказывайте ему слова и не исправляйте его, особенно если этот человек значительно старше вас.

Обращайтесь на «вы» ко всем незнакомым людям старше 18 лет. Переход на «ты» возможно состоится в процессе беседы.

Видео по теме

Источники:

  • http://www.etiket.ru/contact/talk.html

Грамотно построенная речь может привлечь внимание аудитории. Используя приемы и методы ораторского искусства, можно повлиять на мнение окружающих и продвинуть те идеи, о которых идет речь. Искусство речи в первую очередь проявляется в построении публичных выступлений.



Инструкция

Определите основную цель своей речи . Вы должны знать, для чего вы выступаете, что в конечном итоге ожидаете получить от аудитории. Речь становится бессмысленной, если она не ведет к логическому завершению.

Поделите свое выступление на несколько смысловых блоков. Информация должна подаваться в строго установленном порядке: перескакивание с одной темы на другую лишь усложняет процесс восприятия. Внимание ваших слушателей постепенно рассеивается, а второго шанса привлечь его может и не быть. Смысловых блоков должно быть не больше семи. Идеальное количество – пять. Каждый из них должен раскрывать одну из сторон обозначенной ранее основной проблемы.

Чтобы ваша речь была интересна аудитории, не забывайте про нее, читая текст , а, наоборот, старайтесь вовлечь в процесс рассуждения. Риторические вопросы как нельзя лучше подойдут для этой цели. Если вы видите, что внимание перестало концентрироваться на предмете разговора, аккуратно возвратите его в нужное русло, пообещав затронуть рассматриваемую тему в следующий раз.

Начало и конец вашей речи должны привлекать внимание ваших слушателей. Начать можно с шутки или истории , целью которой будет обратить на себя внимание, которое в последующем перейдет и на сам предмет разговора. Конец тоже должен быть эффектным, потому что именно тогда вы подводите итог всему своему выступлению.

Приводите сильные доводы в начале и конце речи , а о слабых доказательствах говорите между ними. Во-первых, это немного отвлечет внимание от сомнительных преимуществ, а во-вторых, усилит доводы, располагающиеся «по краям ». Всегда оставляйте весомый аргумент на самый конец речи . Он может понадобиться вам, если ваша аудитория не до конца будет убеждена в правоте ваших слов. Так вы всегда будете уверены в том, что у вас есть, чем побороть сомнение слушателей.

Креативная, интересная речь, хорошо подвешенный язык, безупречное владение языком, дар красноречия и ораторское искусство - все эти качества выгодно выделяют личность из толпы. Причем природа редко награждает кого-то талантом увлекательного рассказчика. Чаще всего люди целенаправленно развивают уровень речевой коммуникации. Как же научиться любопытно и интригующе оперировать словом?



Вам понадобится

  • Книги, аудио- и видеоматериалы, посвященные ораторству.

Инструкция

Чаще дискутируйте на всевозможные темы с талантливыми и незаурядными людьми, славящимися красноречием и использованием в лексике креативных слов и выражений. Со временем вы возьмете на вооружение их манеру разговаривать, и ваша речь начнет преображаться.

В свободные минуты читайте или прослушивайте классические художественные произведения в стихах и прозе. Обязательно знакомьтесь с новыми веяниями в литературе, а также с другими модными течениями, такими как стендап-камеди и пр. Просматривайте свежие комедийные фильмы, а также смешные видеозаписи, в которых можно почерпнуть множество остроумных фраз.

Запишитесь на курсы ораторского мастерства. Такие занятия существенно повысят ваш словарный запас и научат оригинально изъяснять свои мысли. Кроме того, осваивать искусство красноречия вы можете дома посредством книг и других материалов для обучения.

Создавайте собственные стихи, этюды, миниатюры, статьи. Занятия творчеством существенно расширят горизонты, разовьют мышление и добавят вам оригинальности. Заведите персональный блог, в котором можно не только попрактиковаться в искусстве владения языком, но и завести друзей и узнать массу новых и полезных сведений. Чаще тренируйтесь в изложении своих мыслей в устной или письменной форме.

Следите за эмоциональной реакцией людей на ваши слова. Запоминайте, какой стиль повествования приводит каждого конкретного человека в восторг, а какой - оставляет совершенно равнодушным. Беседуя с кем-то, старайтесь настраиваться на волну своего визави. Своими речами старайтесь заинтересовать, позабавить, приятно удивить, растрогать или подарить какие-нибудь другие положительные эмоции слушателю.

Начните выступать перед аудиторией. Начните с рассказов или лекций перед небольшим коллективом, затем постепенно увеличивайте количество публики. Частое взаимодействие с толпой позволит вам раскрепоститься, раскрыть коммуникативные способности, найти свой стиль и приукрасить речь самобытными фразами.

Видео по теме

Полезный совет

Сначала оттачивайте харизму и ораторские способности дома перед зеркалом. Обязательно снимайте себя на видео, чтобы иметь возможность посмотреть на себя со стороны и корректировать замеченные недостатки.

Рассказывать анекдоты так, чтобы присутствующим было весело, чтобы они наяву и в красках представляли всю ситуацию, дано не всем. Но всегда можно научиться преподносить шутки так, чтобы прослыть остроумным собеседником, весельчаком и душой компании.

Искусство сторителлинга прочно входит в арсенал умений профессионального менеджера. История является мощным инструментом влияния. Она воскрешает память компании, дает людям образцы поведения в лице корпоративных героев, очерчивает опасную зону ("помнится, был у меня подчиненный, которого я уволил за то, что…"). История лечит душу оказавшегося в беде сотрудника, но в то же время может нагонять на него страх ("мне рассказывали, что в этой компании бьют на собеседовании"). Можно ли научиться рассказывать истории так, чтобы влиять на людей? Марк Кукушкин, генеральный директор компании "Тренинг-Бутик", считает, что это возможно. Как? Читайте отчет обозревателя HEADHUNTER::Magazine Дмитрия Лисицина о тренинге Марка Кукушкина "Сторителлинг: рассказывание историй как инструмент менеджера и тренера".

Курочка-ряба для топ-менеджеров

Готовясь к походу на тренинг генерального директора компании «Тренинг-Бутик» Марка Кукушкина , посвященный искусству рассказывания историй, я задавал себе вопрос: почему люди любят рассказывать истории, а главное, какие цели преследуют рассказчики? Пытаясь найти ответ, я перебирал возможные варианты.

Истории обладают целительной силой. Для того чтобы успокоить ребенка, не надо давать ему ни шоколада, ни мармелада, нужно просто рассказать сказку. Для того чтобы отговорить самоубийцу от крайнего шага, бесполезно приводить рациональные доводы, лучше просто напомнить ему случай, где страдания, от которых он хочет убежать, оборачивались бы благодатным созиданием.

Помимо терапевтической, истории несут еще и конъюнктивную функцию: они способны объединять рассказчика и слушателей в совершенно новую общность и поэтому используются во внутреннем брендинге, в частности при осуществлении процедуры ингейджмента. Рассказы повествуют о прошлом, но их возможно применять и при управлении будущим. Например, подготовить сотрудников к изменениям, рассказывая им о том, что в прошлом все было не так, как сейчас.

Ценность историй давно поняли во многих компаниях: там есть собственные сторителлеры, которые рассказывают разные случаи на корпоративных вечеринках. Примером такого рассказчика служит «директор по воображению» Рольф Йенсен, владелец и основатель «Компании мечты» (Dream Company ) . Однако повествования бывают разными: они способны не только помогать и лечить, но также вредить. Есть немало примеров, когда человек под воздействием нарратива совершал абсолютно не нужные ему поступки.

Получить тайную власть над людьми не так-то просто: далеко не всякая история вызывает желаемую реакцию, ведь даже хороший на первый взгляд сюжет может оказать эффект, совершенно противоположный желаниям рассказчика. И наоборот, банальность, подобная речи Стива Джобса , способна заставить аудиторию сопереживать автору. Другой пример привел сам Кукушкин уже на тренинге. Он рассказал историю о том, как некие люди зарабатывали деньги в Америке, рассказывая сказку о Курочке Рябе. Начали они с кухонь, а закончили стадионами!

Все это было мне известно так же, как и вам. На тренинг Марка Кукушкина я пошел не для того, чтобы послушать рассказ о важности и ценности историй в современном мире, а с конкретной надеждой стать эффективным рассказчиком. Тренинг как способ повышения своей квалификации был выбран мной отнюдь не случайно. Известно, что комната для тренинга – отличное место для рассказывания историй, а последние – это мощный педагогический ресурс. Некоторые тренеры строят почти все свои тренинги на рассказывании историй. Одним из них является Дэвид Шмальтц, подаривший нам образец сторителлерской мысли – книгу «Слепые и слон» .

Не могу сказать, что тренинг сделал меня новым человеком, но кое-какие доселе неведомые навыки удалось приобрести.

Итак, я на тренинге

Выясняется, что моя цель – научиться рассказывать истории – оказывается на фоне намерений других участников довольно скромной. В частности, один из коллег в своем вступительном рассказе признается в том, что ищет секрет физического бессмертия. Я в недоумении, но тренер обнадеживает меня заявлением, что история является мощным инструментом влияния, и участникам нужно научиться владеть им. Инструментальная направленность не покидает тренинг Кукушкина до самого конца, что, не скрою, вызывает у меня положительные эмоции, поскольку инструменты можно демонстрировать, оценивать и работать с ними, чего никак не сделаешь с эмпатией.

На что могут воздействовать истории? Из многих возможных классификаций Марк выбирает триаду «эмоция – вывод – действие». Качественное повествование должно воздействовать целиком на три компонента, но сначала необходимо отработать все по отдельности. Упражнение на вызывание эмоций заставляет меня морщиться. Тренер просит рассказать историю, которая вызвала бы жалость ко мне, да еще и со стороны девушки. Давя негодование и смущаясь, я рассказываю давно стертую непроизвольным одитингом (процедура сайентологов, когда тебя заставляют пересказывать неприятные случаи из собственной жизни до полного к ним отвращения) историю о потерянном паспорте и всех злоключениях, которые выпали на долю нерадивого гражданина. Разжалобить партнера удается только со второго раза. Марк разъясняет мои ошибки: эмоция должна быть акцентирована, выделена, чего я не сделал. А главная причина моей неудачи состоит в неправильном стратегическом подходе. Надо самому себе разрешить рассказывать истории, что для меня тоже было проблемой. Свое собственное повествование я рассказывал как вор, озираясь, как бы кто не подслушал и не отобрал украденное мной чужое имущество.

Таким образом, искусство сторителлинга по Кукушкину начинается с позволения себе рассказывать истории. Разрешение на рассказ – это не просто результат внутреннего диалога, а конкретное действие. Нужно создавать банк историй – своеобразное виртуальное (или даже реальное) хранилище рассказов. Структура банка может быть совершенно разной, например, я разделил свой собственный банк по типам людей, с которыми приходится общаться.

Второе важное правило – разрешение рассказывать чужие истории как свои. Аудитория с гораздо большей охотой перенимает тот опыт, который ей кажется общезначимым. Далеко не всегда личные повести и сделанные из них выводы могут эффективно на нее повлиять.

Третье стратегическое требование – истории должны быть инвентаризированы, превращены в инструменты. Фактически это означает, что рассказ должен быть переработан под конкретную бизнес-ситуацию и доставаться из банка в нужный момент как туз из рукава. Опытные сторителлеры, по утверждению Марка, могут «показать на своем теле, где какая повесть живет». В качестве такого туза требуется стратегическая эмоциональная история о главном, которая содержала бы сильные эмоциональные метафоры. В подборе сюжета для конкретной ситуации важен не только тип опыта, лежащий в основе рассказа, но и баланс негатива и позитива. Марк настаивает на том, что позитивные повествования воспринимаются лучше, и поэтому их в арсенале сторителлера должно быть больше. Однако никогда нельзя забывать о негативе. Всегда должен быть определенный запас «страшилок», который способен создать имидж интересного рассказчика.

Закончив со стратегией, наш тренер переходит к тому, как правильно рассказывать историю. В качестве инструментария для рассказчика предлагается схема RAFT. Сначала необходимо выбрать роль, которую играет рассказчик (Role). Например, можно играть роль проповедника или эпического рассказчика. Затем необходимо определиться с аудиторией (Audience). Далее – выбрать формат ситуации (Format). Если выбрана роль проповедника, то будет как минимум странно, если рассказчик начнет «травить» анекдоты. И, наконец, важно подобрать тему истории (Topic).

В заключение Кукушкин открывает секреты владения наиболее важным компонентом сторителлинга – составлением самой истории. Хорошую от плохой отличает наличие выстроенного сюжета. Он обязательно должен подчиняться некоторой схеме. Можно использовать совершенно различные матрицы, однако в рассказе обязательно должны присутствовать два элемента: препятствие и его преодоление. Марк Кукушкин считает, что для рассказчика наиболее полезна схема Найджела Уоттса , которая, как мне кажется, заимствована у исследователя волшебных сказок В.Я. Проппа : 1) Статус-кво – знакомство с героем; 2) Поворотный момент – герой утрачивает нечто; 3) Поиск – его реакция на утрату; 4) Сюрприз – необычное обстоятельство, сопровождающее утрату; 5) Точка выбора – дилемма; 6) Кульминация – выбор героя; 7) Перемена – последствия выбора; 8) Развязка – описание нового состояния, к которому пришел герой. Согласно точке зрения Кукушкина, рассказчик должен акцентировать внимание слушателя на разрешении конфликта, сократив до минимума число параллельных линий, поскольку красочные подробности мучений и приключений героя могут затруднить понимание слушателем основной мысли. Подбор содержания для конкретной истории удобно осуществлять с помощью «ментальных карт». Нарисовать такую карту очень просто: необходимо зафиксировать в центре листа бумаги тот смысл, который вы передаете в своей повести, например «главные дела нужно делать сначала», отключиться от всех внешних раздражителей и записывать ассоциации. Особенно важно фиксировать ассоциации на ассоциации – это создает цепочки, которые вполне могут быть положены в основу рассказа.

При подведении итогов многие участники отметили простоту, новизну и практическую пользу ментальных карт. Я скромно ограничился констатацией теплой атмосферы, которая не позволила мне стать безучастным наблюдателем. Однако помимо приятного общения тренинг дал участникам несколько простых инструментов, с помощью которых они могут расширить свои возможности. Это, конечно, не секрет физического бессмертия, но тоже неплохо.

  • Обучение, Развитие, Управление талантами