Интерпретатор командной строки. Интерпретатор командной строки (shell)

В Linux нет отдельного объекта под именем «система». Система - она на то и система, чтобы состоять из многочисленных компонентов, взаимодействующих друг с другом. Главный из системных компонентов - пользователь. Это он командует машиной, а та его команды выполняет. В руководствах второго и третьего разделов описаны системные вызовы (функции ядра) и библиотечные функции. Они-то и есть непосредственные команды системе. Правда, воспользоваться ими можно только написав программу (чаще всего - на языке Си), нередко - программу довольно сложную. Дело в том, что функции ядра реализуют низкоуровневые операции, и для решения даже самой простой задачи пользователя необходимо выполнить несколько таких операций, преобразуя результат работы одной для нужд другой. Возникает необходимость выдумать для пользователя другой - более высокоуровневый и более удобный в использовании - язык управления системой. Все команды, которые использовал Мефодий в работе, были частью именно этого языка.

Из чего несложно было заключить, что обрабатывать эти команды, превращать их в последовательность системных и библиотечных вызовов должна тоже какая-нибудь специальная программа, и именно с ней непрерывно ведёт диалог пользователь сразу после входа в систему. Так оно и оказалось: программа эта называется интерпретатор командной строки или командная оболочка («shell»). «Оболочкой» она названа как раз потому, что всё управление системой идёт как бы «изнутри» неё: пользователь общается с нею на удобном ему языке (с помощью текстовой командной строки), а она общается с другими частями системы на удобном им языке (вызывая запрограммированные функции).

Таким образом, упомянутые выше правила разбора командной строки - это правила, действующие именно в командном интерпретаторе: пользователь вводит с терминала строку, shell считывает её, иногда - преобразует по определённым правилам, получившуюся строку разбивает на команду и параметры, а затем выполняет команду, передавая ей эти параметры. Команда, в свою очередь, анализирует параметры, выделяет среди них ключи, и делает что попросили, попутно выводя на терминал данные для пользователя, после чего завершается. По завершении команды возобновляется работа «отступившего на задний план» командного интерпретатора, он снова считывает командную строку, разбирает её, вызывает команду... Так продолжается до тех пор, пока пользователь не скомандует оболочке завершиться самой (с помощью logout или управляющего символа « ^D », который для shell значит то же, что и для других программ: больше с терминала ввода не будет).

Конечно, командных интерпретаторов в Linux несколько. Самый простой из них, появившийся в ранних версиях UNIX, назывался sh , или «Bourne Shell» - по имени автора, Стивена Борна (Stephen Bourne). Со временем его - везде, где только можно - заменили на более мощный, bash , «Bourne Again Shell».

Игра слов: «Bourne Again» вслух читается как «born again», т. е. «возрождённый».

bash превосходит sh во всём, особенно в возможностях редактирования командной строки. Помимо sh и bash в системе может быть установлен «The Z Shell», zsh , самый мощный на сегодняшний день командный интерпретатор (шутка ли, 22 тысячи строк документации), или tcsh , обновлённая и тоже очень мощная версия старой оболочки «C Shell», синтаксис команд которой похож на язык программирования Си.

Когда Гуревич добавлял учётную запись Мефодия в систему, он не стал спрашивать того, какой командный интерпретатор ему нужен, потому что знал: для новичка имя командного интерпретатора - пустой звук. Тем не менее имя оболочки, запускаемой для пользователя сразу после входа в систему - т. н. стартовый командный интерпретатор (login shell), - это часть пользовательской учётной записи, которую пользователь может изменить командой chsh (change shell).

Какая бы задача, связанная с управлением системой, ни встала перед пользователем Linux, она должна иметь решение в терминах командного интерпретатора. Фактически, решение пользовательской задачи - это описание её на языке shell. Язык общения пользователя и командного интерпретатора - это высокоуровневый язык программирования, дополненный, с одной стороны, средствами организации взаимодействия команд и системы, а с другой стороны - средствами взаимодействия с пользователем, облегчающими и ускоряющими работу с командной строкой.

Иллюстрация 2. Интерфейс командной строки. Издание второе, переработанное и дополненное. Взаимодействие пользователя с компьютером посредством терминала и оболочки.

Команды и утилиты

$ apropos s . . . (четыре с половиной тысячи строк!)

Пример 18 . Бессмысленная команда

Одного неудачного запуска apropos Мефодию было достаточно для того, чтобы понять: команд в Linux очень много. Ему пришло в голову, что никакая программа - пусть даже и оболочка - не может самостоятельно разбираться во всех задокументированных командах. Кроме того, Гуревич называл большинство команд утилитами , то есть полезными программами. Стало быть, командный интерпретатор не обязан уметь выполнять всё, что вводит пользователь. Ему достаточно разобрать командную строку, выделить из неё команду и параметры, а затем запустить утилиту - программу, имя которой совпадает с именем команды.

В действительности собственных команд в командном интерпретаторе немного. В основном это - операторы языка программирования и прочие средства управления самим интерпретатором. Все знакомые Мефодию команды, даже echo , существуют в Linux в виде отдельных утилит. shell занимается только тем, что подготавливает набор параметров в командной строке (например, раскрывая шаблоны ), запускает программы и обрабатывает результаты их работы.

$ type info info is /usr/bin/info $ type echo echo is a shell builtin $ type -a echo echo is a shell builtin echo is /bin/echo $ type -a -t echo builtin file $ type -a -t date file $ type -at cat file

Пример 19 . Определение типа команды

В bash тип команды можно определить с помощью команды type . Собственные команды bash называются builtin (встроенная команда), а для утилит выводится путь , содержащий название каталога, в котором лежит файл с соответствующей программой, и имя этой программы. Некоторые - самые нужные - команды встроены в bash , даже несмотря на то, что они имеются в виде утилит (например, echo). Работает встроенная команда так же, но так как времени на её выполнение уходит существенно меньше, командный интерпретатор выберет именно её, если будет такая возможность. Ключ « -a » («a ll», конечно), заставляет type вывести все возможные варианты интерпретации команды, а ключ « -t » - вывести тип команды вместо пути.

По совету Гуревича Мефодий сгруппировал ключи, написав « -at » вместо « -a -t ». Многие утилиты позволяют так делать, уменьшая длину командной строки. Если встречается параметрический ключ, он должен быть последним в группе, а его значение - следовать, как и полагается, после. Группировать можно только однобуквенные ключи.

Слова и разделители

При разборе командной строки shell использует понятие разделитель (delimiter). Разделитель - это символ, разделяющий слова; таким образом командная строка - это последовательность слов (которые имеют значение) и разделителей (которые значения не имеют). Для shell разделителями являются символ пробела, символ табуляции и символ перевода строки (который всё-таки может попасть между словами способом, описанным в лекциях Работа с текстовыми данными и Возможности командной оболочки). Количество разделителей между двумя соседними словами значения не имеет.

Первое слово в тройке передаётся команде как первый параметр, второе - как второй и т. д. Для того, чтобы разделитель попал внутрь слова (и получившаяся строка с разделителем передалась как один параметр), всю нужную подстроку надо окружить одинарными или двойными кавычками:

$ echo One Two Three One Two Three $ echo One "Two Three" One Two Three $ echo "One > > Ой. И что дальше? > А, кавычки забыл!" One Ой. И что дальше? А, кавычки забыл! $

Пример 20 . Закавычивание в командной строке

В первом случае команде echo было передано три параметра - « One », « Two » и « Three ». Она их и вывела, разделяя пробелом. Во втором случае параметров было два: « One » и « Two Three ». В результате эти два параметра были также выведены через пробел. В третьем случае параметр был всего один - от открывающего апострофа « "One » до закрывающего « ...забыл!" ». Всё время ввода bash услужливо выдавал Мефодию подсказку « > » - в знак того, что набор командной строки продолжается, но в режиме ввода содержимого кавычек.

Чтобы обеспечить взаимодействие пользователя с операционной системой и с прикладными программами необходим интерфейс: система передачи команд пользователя операционной системе и ответов системы обратно пользователю. Такое взаимодействие представляет собой «диалог» пользователя с компьютером на специальном языке, будь то язык, использующий знаки, похожие на слова и высказывания естественного языка, или язык изображений. На сегодня известны две принципиальные возможности организации интерфейса: графический интерфейс и командная строка.

Командная строка - приглашение оболочки, обозначающее готовность системы принимать команду пользователя, - в наиболее явной форме демонстрирует идею диалога. На каждую введенную команду пользователь получает ответ от системы: либо очередное приглашение, обозначающее, что команда выполнена и можно вводить следующую, либо сообщение об ошибке, представляющее собой высказывание системы о произошедших в ней событиях, адресованное пользователю. При работе в операционной среде с графическим интерфейсом происходящий диалог пользователя с системой не столь очевиден, хотя с точки зрения системы клик мышью в определенной области на экране аналогичен команде, введенной с клавиатуры, а ответ системы пользователю может быть представлен в виде диалогового окна.

При работе с командной строкой для организации интерфейса используются специальные программы - командные интерпретаторы. Они принимают от пользователя выдаваемые им команды в виде строк текста, содержащих имена программы и параметры, с которыми эти программы следует выполнить, производят разбор полученных строк, запускают необходимые программы и передают пользователю их вывод - также строки текста. Всё взаимодействие пользователя с системой происходит через командный интерпретатор, поэтому его часто называют оболочкой (shell). Для выполнения типовых действий последовательности команд оказываются одинаковыми. Такие последовательности команд можно записать в текстовый файл и далее передать этот текстовый файл командному интерпретатору для выполнения. Такие текстовые файлы называются скриптами. Для запуска они должны иметь соответствующие права (флаг "x"). Командные интерпретаторы поддерживают условное выполнение команд (структуры if-then-else), циклы, создание и вызовы подпрограмм и т.п. Язык командного интерпретатора исключительно мощный и позволяет автоматизировать практически любую задачу в системе. Например, действия при загрузке системы осуществляются скриптами командного интерпретатора - начиная от /etc/rc.d/rc.sysinit, который, в свою очередь, вызывает большое количество других скриптов.

В системах *nix, в соответствии с их модульным построением, доступны несколько командных интерпретаторов. В-основном сейчас используется интерпретатор bash (/bin/bash).

Команды операционной системы представляют из себя небольшие программы, расположенные в каталогах /bin, /usr/bin, /sbin, /usr/sbin. В дальнейшем, говоря о командах, мы будем понимать под этим именно указанные программы.

Общий формат вызова команды выглядит следующим образом:

$ command -f --flag --key=parameter argument1 agrument2 ...

Здесь "$" - это приглашение операционной системы к вводу команды. Для обычных пользователей оно имеет вид "$", для суперпользователя (root) - "#". В дальнейшем для команд, которые требуют привилегий root, будет использоваться запись вида "# command".

command - имя команды. Для часто использующихся команд имена короткие, состоящие из 2-3 букв.

После имени команды, при необходимости, указываются ключи. Ключ - параметр команды, который влияет на результат её выполнения. Часто использующиеся ключи - короткие, односимвольные; для требующихся реже длинных ключей используются слова или сокращения. Короткие ключи начинаются с символа "-", длинные - с двух символов "-". Короткие ключи часто дублируются длинными - для повышения читабельности скриптов. После ключей может допускаться указание дополнительных параметров, для длинных ключей такие параметры принято записывать через знак "=". Несколько односимвольных ключей разрешается объединять вместе: например, вместо "$ ls -l -a" можно записать "$ ls -la".

Порядок ключей, как правило, не важен.

После всех ключей следуют аргументы команды. Аргументы чаще всего представляют из себя пути к файлам или каталогам. Возможно использовать аргументы, начинающиеся со знака "-". В этом случае от ключей они отделяются двумя символами "-":

$ touch -- -file-with-

Команды могут использовать различные ключи и параметры. Запоминать все возможные комбинации формата вызова каждой программы невозможно и бессмысленно. Поэтому в системе доступны описания и подсказки по использованию практически каждой утилиты и программы.

Обычно программы поддерживают несколько стандартных ключей. По ключу "-h" или "--help" выдаётся краткая справка о программе. По ключу "-v" или "--version" - её версия. Если краткой справки не достаточно, то можно вызвать описание программы в справочной системе. Для работы со справкой используется команда man (сокращение от "manual" - руководство). Команда man в качестве аргумента принимает имя команды или файла конфигурации, ищет и выводит на экран страницу справочного руководства. В справке, выдаваемой командой man, содержится информация о формате вызова программы, поддерживаемых ей ключах и параметрах, информация об авторах и лицензии программы, в ряде случаев - примеры использования, ссылки на сайты разработчиков с дополнительной документацией.

Для просмотра страниц руководства, не помещающихся на экране, следует использовать прокрутку клавишами перемещения курсором, "Page Up" и "Page Down". Пробел перемещает руководство на страницу вперёд. Для выхода из man и продолжения работы с системой следует нажать клавишу "q" (quit).

Часть программ, помимо руководств в формате "man", также имеют и более пространную документацию в формате "info" - с вызовом её через одноимённую утилиту.

В отличии от встроенной системы подсказки программ в операционной системе Windows, руководства man и info содержат полную подробную техническую информацию о работе команд.

Лекция №1.

Информатика - наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования. Информатика – молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности.

Термин «информатика» был впервые введён в Германии Карлом Штейнбухом в 1957 году. В 1962 году этот термин был введён во французский язык Ф. Дрейфусом, который также предложил переводы на ряд других европейских языков. В советской научно-технической литературе термин «информатика» был введён А. И. Михайловым, А. И. Черным и Р. С. Гиляревским в 1968 году.

Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию.

Лекция №2.

В современной информатике используются в основном три системы счисления (все – позиционные): двоичная, шестнадцатеричная и десятичная.

Двоичная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала, потребителем которого является вычислительная техника. Такое положение дел сложилось исторически, поскольку двоичный сигнал проще представлять на аппаратном уровне. В этой системе счисления для представления числа применяются два знака – 0 и 1.

Шестнадцатеричная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала, потребителем которого является хорошо подготовленный пользователь – специалист в области информатики. Используемые знаки для представления числа – десятичные цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита – A, B, C, D, E, F.

Десятичная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала, потребителем которого является так называемый конечный пользователь – неспециалист в области информатики (очевидно, что и любой человек может выступать в роли такого потребителя). Используемые знаки для представления числа – цифры от 0 до 9.

Прямой код двоичного числа образуется из абсолютного значения этого числа и кода знака (нуль или единица) перед его старшим числовым разрядом.

Обратный код двоичного числа образуется по следующему правилу. Обратный код положительных чисел совпадает с их прямым кодом. Обратный код отрицательного числа содержит единицу в знаковом разряде числа, а значащие разряды числа заменяются на инверсные, т.е. нули заменяются единицами, а единицы - нулями.


Модифицированные обратные и дополнительные коды двоичных чисел отличаются соответственно от обратных и дополнительных кодов удвоением значений знаковых разрядов. Знак “+” в этих кодах кодируется двумя нулевыми знаковыми разрядами, а “-” - двумя единичными разрядами.

Лекция №3.

Алгебра логики – это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности и ложности) и логических операций над ними.

Из элементарных высказываний с помощью логических связок " и", "или", "не", "если: то" и других (логических операций) строятся сложные высказывания - формулы (или функции) алгебры логики.

В алгебре логики основными (элементарными) операциями являются:

отрицание,

логическое сложение (дизъюнкция),

логическое умножение (конъюнкция),

импликация,

эквивалентность.

Способы построения новых высказываний из заданных с помощью логических связок, их преобразования и установления истинности изучаются в логике высказываний с помощью алгебраических методов.

Логической функцией называется функция f (X1,X2,...,Xn) , которая, так же как и ее аргументы, может принимать только два значения (0 и 1).

Так же, как и в алгебре арифметики, в алгебре логики устанавливается приоритет выполнения логических операций. Они упорядочены в следующей последовательности: отрицание; конъюнкция; дизъюнкция; импликация; эквивалентность.

Лекция №4.

При проектировании цифровых логических устройств часто возникает задача по заданной таблице истинности записать выражение для логической функции и реализовать ее в виде логической схемы, состоящей из функционально полного набора логических элементов. Данную задачу называют также задачей синтеза логических схем или логических устройств.

Синтез логических схем на основе функционально полного набора логических элементов состоит из представления логических функций, описывающих данные логические схемы в нормальных формах. Нормальной формой представления считается форма, полученная посредством суперпозиций вспомогательных логических функций – минтермов и макстернов.

Минтермом называют логическую функцию, которая принимает значение логической единицы только при одном значении логических переменных и значение логического нуля при других значениях логических переменных.

Макстерном называют логическую функцию, которая принимает значение логического нуля только при одном значении логических переменных и значение логической единицы при других значениях логических переменных.

Из минтермов и макстернов методом суперпозиции можно составить логические функции, которые называются соответственно логической функцией, представленной посредством совершенных дизъюнктивных нормальных форм (СДНФ), и логической функцией, представленной посредством совершенных конъюнктивных нормальных форм (СКНФ). Полученные таким образом функции СДНФ и СКНФ будут представлять искомую логическую функцию по заданной таблице истинности.

Лекция №5

Программное обеспечение ПО - совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

Также - совокупность программ, процедур и правил, а также документации, относящихся к функционированию системы обработки данных.

Программное обеспечение компьютера постоянно пополняется, развивается, совершенствуется. Стоимость установленных программ на современном ПК зачастую превышает стоимость его технических устройств. Разработка современного ПО требует очень высокой квалификации от программистов.

Программное обеспечение является одним из видов обеспечения вычислительной системы, наряду с техническим (аппаратным), математическим, информационным, лингвистическим, организационным и методическим обеспечением.

Программное обеспечение принято по назначению подразделять на системное, прикладное и инструментальное, а по способу распространения и использования на несвободное/закрытое, открытое и свободное. Свободное программное обеспечение может распространяться, устанавливаться и использоваться на любых компьютерах дома, в офисах, школах, вузах, а также коммерческих и государственных учреждениях без ограничений.

Лекция №6

Операционная система - комплекс программ, обеспечивающий управление аппаратными средствами компьютера, организующий работу с файлами и выполнение прикладных программ, осуществляющий ввод и вывод данных.

Общими словами, операционная система - это первый и основной набор программ, загружающийся в компьютер. Помимо вышеуказанных функций ОС может осуществлять и другие, например предоставление общего пользовательского интерфейса и т.п.

Сегодня наиболее известными операционными системами являются ОС семейства Microsoft Windows и UNIX-подобные системы.

Интерфейсные функции:

Управление аппаратными средствами, устройствами ввода- вывода

Файловая система

Поддержка многозадачности (разделение использования памяти, времени выполнения)

Ограничение доступа, многопользовательский режим работы (если взять к примеру ДОС, то он не может быть многопользовательским)

Сеть (взять спектрум в пример...)

Внутренние функции:

Обработка прерываний

Виртуальная память

"Планировщик" задач

Буферы ввода- вывода

Обслуживание драйверов устройств

Лекция №7

Оболочка операционной системы (от англ. shell - оболочка) - интерпретатор команд операционной системы, обеспечивающий интерфейс для взаимодействия пользователя с функциями системы.

В общем случае, различают оболочки с двумя типами интерфейса для взаимодействия с пользователем: текстовый пользовательский интерфейс (TUI) и графический пользовательский интерфейс (GUI).

Командный интерпретатор.

Для обеспечения интерфейса командной строки в операционных системах часто используются командные интерпретаторы, которые могут представлять собой самостоятельные языки программирования, с собственным синтаксисом и отличительными функциональными возможностями.

В операционные системы MS-DOS и Windows 9x включён командный интерпретатор command.com, в Windows NT включён cmd.exe. В большом семействе командных оболочек UNIX наиболее популярны bash, csh, ksh, zsh, в UNIX-подобных системах у пользователя есть возможность менять командный интерпретатор, используемый по умолчанию.

Функции.

Командный интерпретатор исполняет команды своего языка, заданные в командной строке или поступающие из стандартного ввода или указанного файла.

В качестве команд интерпретируются вызовы системных или прикладных утилит, а также управляющие конструкции. Кроме того, оболочка отвечает за раскрытие шаблонов имен файлов и за перенаправление и связывание ввода-вывода утилит.

В совокупности с набором утилит, оболочка представляет собой операционную среду, язык программирования и средство решения как системных, так и некоторых прикладных задач, в особенности, автоматизации часто выполняемых последовательностей команд.

Лекция №8

Текстовый редактор - компьютерная программа, предназначенная для обработки текстовых файлов, такой как создание и внесение изменений.

Условно выделяют два типа редакторов: потоковые текстовые редакторы и интерактивные.

Потоковые текстовые редакторы представляют собой компьютерные программы, которые предназначены для автоматизированной обработки входных текстовых данных, полученных из текстового файла, в соответствии с заранее заданными пользователями правилами. Чаще всего правила представляют собой регулярные выражения, на специфичном для данного конкретного текстового редактора диалекте. Примером такого текстового редактора может служить редактор Sed.

Интерактивные текстовые редакторы - это семейство компьютерных программ предназначенных для внесения изменений в текстовый файл в интерактивном режиме. Такие программы позволяют отображать текущее состояние текстовых данных в файле и производить над ними различные действия.

Строго говоря, текстовый процессор может быть причислен к интерактивным текстовым редакторам, однако для данного класса компьютерных программ их возможность применения в качестве интерактивного текстового редактора не является целевой.

Лекция №9

Табличный процессор - категория программного обеспечения, предназначенного для работы с электронными таблицами. Изначально табличные редакторы позволяли обрабатывать исключительно двухмерные таблицы, прежде всего с числовыми данными, но затем появились продукты, обладавшие помимо этого возможностью включать текстовые, графические и другие мультимедийные элементы. Инструментарий электронных таблиц включает мощные математические функции, позволяющие вести сложные статистические, финансовые и прочие расчеты.

Электронные таблицы (или табличные процессоры) - это прикладные программы, предназначенные для проведения табличных расчетов. Появление электронных таблиц исторически совпадает с началом распространения персональных компьютеров. Первая программа для работы с электронными таблицами - табличный процессор, была создана в 1979 году, предназначалась для компьютеров типа Apple II и называлась VisiCalc. Одним из самых популярных табличных процессоров сегодня является MS Excel, входящий в состав пакета Microsoft Office.

Лекция №10

Компьютерная графика (также машинная графика) - область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для синтеза (создания) изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.

История

Первые вычислительные машины не имели отдельных средств для работы с графикой, однако уже использовались для получения и обработки изображений. Программируя память первых электронных машин, построенную на основе матрицы ламп, можно было получать узоры.

В 1961 году программист С. Рассел возглавил проект по созданию первой компьютерной игры с графикой. Создание игры («Космические войны») заняло около 200 человеко-часов. Игра была создана на машине PDP-1.

В 1963 году американский учёный Айвен Сазерленд создал программно-аппаратный комплекс Sketchpad, который позволял рисовать точки, линии и окружности на трубке цифровым пером. Поддерживались базовые действия с примитивами: перемещение, копирование и др. По сути, это был первый векторный редактор, реализованный на компьютере. Также программу можно назвать первым графическим интерфейсом, причём она являлась таковой ещё до появления самого термина.

В середине 1960-х гг. появились разработки в промышленных приложениях компьютерной графики. Так, под руководством Т. Мофетта и Н. Тейлора фирма Itek разработала цифровую электронную чертёжную машину. В 1964 году General Motors представила систему автоматизированного проектирования DAC-1, разработанную совместно с IBM.

В 1968 году группой под руководством Н. Н. Константинова была создана компьютерная математическая модель движения кошки. Машина БЭСМ-4, выполняя написанную программу решения дифференциальных уравнений, рисовала мультфильм «Кошечка», который для своего времени являлся прорывом. Для визуализации использовался алфавитно-цифровой принтер.

Существенный прогресс компьютерная графика испытала с появлением возможности запоминать изображения и выводить их на компьютерном дисплее, электронно-лучевой трубке.

По умолчанию команды пакетного файла перед исполнением выводятся на экран, что выглядит не очень эстетично. С помощью команды ECHO OFF можно отключить дублирование команд, идущих после нее (сама команда ECHO OFF при этом все же дублируется). Например,

REM Следующие две команды будут дублироваться на экране … DIR C:\ ECHO OFF REM А остальные уже не будут DIR D:\

Для восстановления режима дублирования используется команда ECHO ON. Кроме этого, можно отключить дублирование любой отдельной строки в командном файле, написав в начале этой строки символ @, например:

ECHO ON REM Команда DIR C:\ дублируется на экране DIR C:\ REM А команда DIR D:\ - нет @DIR D:\

Таким образом, если поставить в самое начало файла команду

@ECHO OFF

то это решит все проблемы с дублированием команд.

В пакетном файле можно выводить на экран строки с сообщениями. Делается это с помощью команды

ECHO сообщение

Например,

@ECHO OFF ​ECHO Привет!

Команда ECHO. (точка должна следовать непосредственно за словом "ECHO") выводит на экран пустую строку.

Часто бывает удобно для просмотра сообщений, выводимых из пакетного файла, предварительно полностью очистить экран командой CLS.

Используя механизм перенаправления ввода/вывода (символы > и >>), можно направить сообщения, выводимые командой ECHO, в определенный текстовый файл. Например:

@ECHO OFF ECHO Привет! > hi.txt ECHO Пока! >> hi.txt

С помощью такого метода можно, скажем, заполнять файлы-протоколы с отчетом о произведенных действиях. Например:

@ECHO OFF REM Попытка копирования XCOPY C:\PROGRAMS D:\PROGRAMS /s REM Добавление сообщения в файл report.txt в случае REM удачного завершения копирования IF NOT ERRORLEVEL 1 ECHO Успешное копирование >> report.txt

Использование параметров командной строки

При запуске пакетных файлов в командной строке можно указывать произвольное число параметров, значения которых можно использовать внутри файла. Это позволяет, например, применять один и тот же командный файл для выполнения команд с различными параметрами.

Для доступа из командного файла к параметрам командной строки применяются символы %0, %1, …, %9 или %*. При этом вместо %0 подставляется имя выполняемого пакетного файла, вместо %1, %2, …, %9 - значения первых девяти параметров командной строки соответственно, а вместо %* - все аргументы. Если в командной строке при вызове пакетного файла задано меньше девяти параметров, то "лишние" переменные из %1 – %9 замещаются пустыми строками. Рассмотрим следующий пример. Пусть имеется командный файл copier.bat следующего содержания:

@ECHO OFF CLS ECHO Файл %0 копирует каталог %1 в %2 XCOPY %1 %2 /S

Если запустить его из командной строки с двумя параметрами, например

Copier.bat C:\Programs D:\Backup

то на экран выведется сообщение

Файл copier.bat копирует каталог C:\Programs в D:\Backup

и произойдет копирование каталога C:\Programs со всеми его подкаталогами в D:\Backup.

При необходимости можно использовать более девяти параметров командной строки. Это достигается с помощью команды SHIFT, которая изменяет значения замещаемых параметров с %0 по %9, копируя каждый параметр в предыдущий, то есть значение %1 копируется в %0, значение %2 – в %1 и т.д. Замещаемому параметру %9 присваивается значение параметра, следующего в командной строке за старым значением %9. Если же такой параметр не задан, то новое значение %9 - пустая строка.

Рассмотрим пример. Пусть командный файл my.bat вызван из командной строки следующим образом:

My.bat p1 p2 p3

Тогда %0=my.bat, %1=p1, %2=p2, %3=p3, параметры %4 – %9 являются пустыми строками. После выполнения команды SHIFT значения замещаемых параметров изменятся следующим образом: %0=p1, %1=p2, %2=p3, параметры %3 – %9 – пустые строки.

При включении расширенной обработки команд SHIFT поддерживает ключ /n, задающий начало сдвига параметров с номера n, где n может быть числом от 0 до 9.
Например, в следующей команде:

SHIFT /2

параметр %2 заменяется на %3, %3 на %4 и т.д., а параметры %0 и %1 остаются без изменений.

Команда, обратная SHIFT (обратный сдвиг), отсутствует. После выполнения SHIFT уже нельзя восстановить параметр (%0), который был первым перед сдвигом. Если в командной строке задано больше десяти параметров, то команду SHIFT можно использовать несколько раз.
В командных файлах имеются некоторые возможности синтаксического анализа заменяемых параметров. Для параметра с номером n (%n) допустимы синтаксические конструкции (операторы), представленные в следующей таблице:

Таблица 2.1. Операторы для заменяемых параметров

Операторы

Описание

Переменная %n расширяется до полного имени файла

Из переменной %n выделяется только имя диска

Из переменной %n выделяется только путь к файлу

Из переменной %n выделяется только имя файла

Из переменной %n выделяется расширение имени файла

Значение операторов N и X для переменной %n изменяется так, что они работают с кратким именем файла

Проводится поиск по каталогам, заданным в переменной среды PATH, и переменная %n заменяется на полное имя первого найденного файла. Если переменная PATH не определена или в результате поиска не найден ни один файл, эта конструкция заменяется на пустую строку. Естественно, здесь переменную PATH можно заменить на любое другое допустимое значение

Данные синтаксические конструкции можно объединять друг с другом, например:

%~DPn - из переменной %n выделяется имя диска и путь,
%~NXn - из переменной %n выделяется имя файла и расширение.

Рассмотрим следующий пример. Пусть мы находимся в каталоге C:\TEXT и запускаем пакетный файл с параметром Рассказ.doc (%1=Рассказ.doc). Тогда применение операторов, описанных в таблице выше, к параметру %1 даст следующие результаты:

%~F1=C:\TEXT\Рассказ.doc %~D1=C: %~P1=\TEXT\ %~N1=Рассказ %~X1=.doc %DP1=C:\TEXT\ %NX1=Рассказ.doc

"1. Окружение - это
механизм передачи данных от родительского процесса дочернему +"

"2. Фильтром в UNIX-системах называется
программа, которая без перенаправления ввода-вывода читает с клавиатуры, а пишет на терминал+

"3. Термин ""стандартный вывод ошибок программы"" обозначает
поток данных, куда по умолчанию выводятся диагностические сообщения+
"
"6. Достраивание - это
подстановка полного имени объекта по части этого имени+
"
"5. Что не характерно для командного интерпретатора?
преобразование регулярного выражения в соответствующую ему подстроку+

"7. Сколько X-серверов может быть зарегистрировано на одном компьютере?
любое количество+

"8. В графической среде X11:
каждый X-клиент нуждается в X-сервере, идентификатор которого обязательно задавать с помощью параметра или переменной окружения+

"9. XFree86 - это
собственное имя графической подсистемы, ориентированной на архитектуру IBM PC +"

". Что такое инструментальная область человеческой деятельности?
область создания универсального подхода к решению класса задач +"

"14. В чём причина разделения прикладной и инструментальной областей при решении задачи?
устройство инструмента, решающего задачу может не иметь отношения ни к самой задаче, ни к её решению+
для того, чтобы пользоваться инструментом решения задачи, необязательно знать как он устроен+
одна и та же технология может быть использована для создания решений задач в самых разных областях, зачастую непересекающихся +"

"15. Знание каких областей необходимо опытному пользователю процедурной системы?
прикладной+
"

"17. Что не поддерживается в редакторе vim?
звуковое сопровождение команд +"

"20. Каталог /var в типичной UNIX-системе применяется для хранения
файлов, размер и количество которых заранее неизвестны+

"21. Что находится в каталоге /etc/rc3.d в Linux-системе?
символьные ссылки на стартовые сценарии системных служб +"

"23. Документация в виде info-страниц
гипертекст строгой структуры, который можно получить из других форматов представления документации+

"25. Принцип гарантированных навыков требует, чтобы
имея самые общие навыки работы с машиной, пользователь уже мог решать свои задачи+

"26. Предписание в процедурной системе - это
описание применения системы на языке прикладной области+

"27. Выберите пункт, содержащий только принципы организации процедурных систем
персональной ответственности и гарантированных навыков +"

"28. Номинальный субъект - это
то, на основании чего система принимает решение о предоставлении доступа к объекту+

"29. Вертикальные информационные потоки имеют дело с
объектами разной степени значимости+

30. Субъект-субъектная модель прав доступа используется для
ограничения прав доступа одного конкретного субъекта к одному конкретному объекту+

"31. Этапы процедуры трёхуровневой загрузки:
загрузки, выбор программы загрузки, выбор ядра системы+
"
"32. Чего нельзя сделать в схеме загрузки FreeBSD?
загрузчик с раздела, объявленного не в MBR, а в extended partition+
"

"34. (выберите неправильный ответ) Базовое регулярное выражение включает в себя понятие
номер группы+

"35. Расширенное регулярное выражение включает в себя понятие
операция выбора+

"36. Какая из строк ""abcdf"" ""abcdbcdf"" ""abcdef"" ""af"" ""adbdf"" ""acf"" соответствуют РВ "af"
acf+

"37. В чём заключается ""проблема управляющего ввода"" в текстовых редакторах?
команды управления многочисленнее и разнообразнее, чем управляющие клавиши, но для вызова команды управления желательно выполнять минимум действий+

"38. Утилита ex - это
построчный текстовый редактор, аналогичный редактору vi, постоянно работающему в режиме командной строки +"

"40. Активный процесс отличается от фонового тем, что
только активный процесс имеет возможность вводить данные с терминала +"

"41. PID (идентификатор процесса) - это
уникальное число, присваиваемое каждому процессу+

"42. Как остановить ""зависшую"" программу?
узнать её PID и послать сигнал ""KILL"" с помощью программы kill+
"
"43. Разделение ресурсов - это
ограничение способа доступа к ресурсам (политика доступа) и самой возможности использовать ресурс (права доступа)+
"

"45. В функции операционной среды входит
унификация, разделение и учёт системных ресурсов+

"46. Сколько _способов_ доступа в файловой системе UNIX?
три: запись, чтение и использование+

"48. Номинальный субъект в UNIX однозначно определяется
UID+

"49. Создатели UNIX-систем рассчитывали
на образованного и заинтересованного в развитии системы пользователя+
"
"0. Демоны в типичной UNIX-системе
соответствуют понятию системного наполнения операционной среды+
"
"51. Интерфейс UNIX-системы
основан на передаче текстовых данных+

"2. Подстановка в shell - это
временный или постоянный запуск другой программы вместо командного интерпретатора+

"4. Основные команды работы с файлами:
ls, rm, mv, cp+

"6. Если в текущем каталоге есть по крайней мере файл с именем ""a"", то по команде ls a* утилита ls получит

список всех файлов текущего каталога, чьё имя начинается на "a"+ "

"7. Число 11 в имени X11 - это
номер версии протокола передачи графических данных+
"
"8. Какому из подходов к разработке ОС отвечает метафора ""рабочего стола""?
процедурному, так как содержит легенду+
"
"9. В графической среде X11:
X-клиент подаёт запросы графического ввода-вывода, а X-сервер выполняет их, а также взаимодействует с пользователем, опрашивая устройства ввода+
"
"10. Проект в проективной системе - это
набор данных, полностью задающих свойства созданной на их основе системы+

"11. Укажите область применения, не характерную для проективных систем
расчёт в супермаркете+

"12. Проект в проективной системе - это набор данных, однозначно описывающий
все необходимые пользователю свойства будущей системы+

"13. В качестве кого выступает пользователь процедурной системы?
Клиента+

"14. Что такое человеко-машинная система?
система, в которой решение задачи происходит в результате взаимодействия человека и машины+

"15. Назовите инструментальную и прикладную область при решении следующей задачи: создание железнодорожного расписания
транспортировка и безопасность – инструментальная область; математическая статистика и математическая логика - прикладная+
"
"16. Метки текста
используются в командах перемещения на заранее определённое пользователем место текста+

18. Можно ли реализовать функцию перемещения по гипертекстовым ссылкам в формате HTML?
да, но это, скорее всего, потребует применения внешних программ для анализа редактируемых данных и создания дополнительных рабочих файлов+

"19. Стандартные каталоги UNIX подразделяются
по способу использования хранимых файлов системой и пользователем +"

"20. В каталогах rc1.d, rc2.d и т. п. находятся
символьные ссылки на стартовые сценарии, двух различных видов+

"21. Каталог /etc в типичной UNIX-системе применяется для хранения
настроечных файлов и стартовых сценариев системы+

"22. Назначение поля NAME:
краткое описание объекта, служащее индексом в базе данных whatis+


NAME и DESCRIPTION+

"24. Выберите пункт, в котором упомянуты только основные источники информации о системе
руководства и /usr/share/doc+

"25. (выберите неправильный ответ) Соблюдение принципов организации процедурных систем помогает
самостоятельной постановке и решению задач+

"6. Диалог человека и машины в процедурной системе чаще всего строится на основе
активности машины, предлагающей варианты решений+

"28. Отсроченная передача данных возможна
только в системе с сеансами доступа+

"32. Дополнительный раздел диска (extended partition) - это
любая, кроме первой, используемая часть диска, начинающаяся таблицей разбиения диска+

"36. Какая из строк ""abcdf"" ""abcdbcdf"" ""abcdef"" ""af"" ""adbdf"" ""acf"" соответствуют РВ "a(bcd)*f"
abcdf abcdbcdf af+

"37. Аббревиативность команд в vi приводит к тому, что
последовательность команд редактирования можно читать их полными именами +"

"38. В редакторе vi три режима работы с текстом:
командной строки, командный и режим вставки+
"
"39. При нажатии клавиши ""c"" в командном режиме vi произойдёт
ожидание команды перемещения, после которой соответствующая часть строки будет удалена и произойдёт переход в режим вставки+

"40. Терминальная линия - это
устройство последовательной передачи байтов в /dev, способное преобразовывать входной и выходной потоки и передавать сигналы+

"42. Сигнал - это
не зависящий от файловой системы способ взаимодействия процессов +"

"43. В чём разница между операционной системой и операционной средой?
операционная система - это рассмотрение человеко-машинной системы с точки зрения её разработчика, а операционная среда - с точки зрения пользователя+

"44. Чем отличаются счётные и обменные задачи?
пока обменная задача ожидает конца операции ввода-вывода, счётная может выполняться, даже если стоит в очереди на выполнение позже +"

"45. В чём смысл различения системного и пользовательского наполнения ОС?
системное наполнение связано с инструментальными, а +"

"46. Что полностью реализовано в UNIX?
доверенный субъект +"

"47. Для чего нужен ""t-бит"" каталога?
чтобы пользователь не имел права удалять чужие файлы из этого каталога+

"49. Сложнее всего в UNIX-системе соблюсти

принцип умопостижимости контекста, так как возможности системы постоянно расширяются+
"
"50. Большинство функций пользовательского интерфейса в Unix-системах берёт на себя
командный интерпретатор и файловая система+

"51. Понятия ""системная утилита"" и ""пользовательская утилита"" в UNIX

пересекаются по причине смешения инструментальной и прикладной областей+
"
"3. Термин ""стандартный ввод программы"" обозначает

поток данных, откуда происходит чтение по умолчанию+

4. Интерфейс командной строки появился вследствие

необходимости совмещать разработку проекта, запуск решения и анализ результатов в едином интерфейсе+
"
"5. При редактировании командной строки и истории главное - это

минимизация действий по основным функциям - поиску, удалению, достраиванию и т. п.+

"9. X11R6 - это

имя и номер версии протокола передачи графических данных+
"
"10. Без соблюдения какого принципа невозможна полноценная проективная система?

принципы взаимосвязаны, поэтому нарушение любого вредит остальным, а следовательно, и системе +"
"11. При освоении проективной системы пользователю придётся


"
"11. Принцип информационной открытости требует, чтобы

в системе было достаточно информации для полного её освоения+

"15. Назовите инструментальную и прикладную область при решении следующей задачи: проектирование корпуса инвалидной коляски

автопромышленность и медицина - прикладная область; сопромат и химия металлов – инструментальная+
"
"16. По возможностям редактор vim
намного превосходит редактор vi+

"19. Что делает команда mount?
делает доступной указанную файловую систему в виде подкаталога в дереве каталогов+

"24. Выберите пункт, в котором упомянуты только важнейшие поля руководства

DESCRIPTION и SEE ALSO+"

"26. Процедура в процедурной системе - это

действие пользователя, приводящее к изменению свойств объекта +"
"27. Выберите пункт, содержащий только принципы организации процедурных систем

перекрытия процедур и гарантированных навыков+
"
"28. Информационный поток в модели секретности - это

изменение уровня значимости объекта+
,
"30. Доверенный субъект

может нарушать политику безопасности системы+
"
"31. Трёхуровневая схема позволяет

защитить процесс загрузки от взлома со стороны злоумышленника, получившего доступ к системной консоли "

BootROM, BootBlock, BootProg+
"
"33. Как много стандартных разделов помещается в одной таблице разбиения диска (HDPT) IBM-совместимого компьютера?

34. Причина частого применения регулярных выражений в UNIX

большинство проектов UNIX представляют собой структурированный текст, хорошо поддающийся разбору при помощи регулярного выражения+

"36. Контекстный адрес задаёт

диапазон строк, к которым применяется соответствующая команда+

оконечное оборудование, завершающее поток ввода или вывода данных+

"46. Можно ли удалить чужой файл из своего каталога?

да. Удаление - это операция над каталогом, а не над файлом+

"49. UNIX - это
название класса проективных человеко-машинных компьютерных систем+

"
"50. Пакеты в типичной UNIX-системе

"1. Операция ""|"" в shell

разделяет две команды: вывод первой перенаправляется на вход второй+

"8. В чём разница между терминами ""X-терминал"" и ""xterm""
X-терминал - это компьютер, а xterm - программа+
"

"10. В основе проективной системы лежит требование
понимания процессов, в ней происходящих+
"

"12. Обратная задача проективной системы - это

модификация проекта системы на основе анализа недостатков продукта+
"
"13. Что такое прикладная область человеческой деятельности

область постановки и решения задачи+
"

"15. Назовите инструментальную и прикладную область при решении следующей задачи: создание интернет-казино

математическая статистика и финансовая деятельность – прикладная область; web-дизайн и психология – инструментальная+
"
"16. Настройки редактора vi можно изменить

двумя способами без ограничений +"
"7. Что не поддерживается в редакторе vim?
перемещение по гипертекстовым ссылкам в формате HTML (без использования внешних ссылок)+
"
"18. Можно ли реализовать функцию редактирования электронных таблиц?

да, но это, скорее всего, потребует применения внешних программ для преобразования редактируемых данных+"
"19. Уровни выполнения - это

профили работы систем семейства USG, различающиеся списком выполняемых функций+
"
"20. Главный недостаток ""линейной"" схемы начальной загрузки (т. н. старая BSD-схема, FreeBSD4)

для изменения порядка загрузки служб необходимо редактировать стартовый сценарий, внесение синтаксических ошибок в который чревато неработоспособностью системы+ "
"21. Каталог /usr в типичной UNIX-системе применяется для хранения

большинства файлов, необходимых для штатной работы системы+"
"22. Назначение поля SYNOPSIS:
краткая справка по использованию объекта+

"
"23. Все страницы руководства

разбиты на семь-девять разделов+
"
"24. Выберите пункт, в котором упомянуты только основные источники информации о системе
руководства и info-страницы+"

"26. Легенда в процедурной системе - это
описание устройства системы на языке прикладной области+
"
"26. Предписание в процедурной системе - это

описание применения системы на языке прикладной области+
"
"28. Субъект-объектная модель на основе ACL

ставит в соответствие каждому объекту произвольный список субъектов и их прав доступа+
"

"32. Выберите пункт, подпункты которого соответствуют трём последовательным уровням досистемной загрузки

выбор устройства, выбор и настройка загрузчика, выбор и настройка ядра +"
"33. Как много стандартных основных разделов можно завести на диске IBM-совместимого компьютера?

четыре, если дополнительных разделов не предусмотрено, иначе - три +"

"35. Одно и то же регулярное выражение можно использовать во всех утилитах, работающих с РВ

только базовое, предварительно адаптированное согласно стилю+
"

"37. Экранный редактор vi

существует в любой UNIX-системе, однако при неудачно настроенном терминале воспользоваться им можно только в построчном режиме+
"
"38. Гнездовая команда в vi может состоять из

множителя, действия и перемещения по тексту+

объект файловой системы, содержащий строку, которая интерпретируется как путь к файлу+
"
"42. (выберите неправильный ответ) Как остановить запущенную без параметров программу ""cat""?

послать ей символ конца файла (обычно -- ""^Z"")+

унификация, разделение и учет системных ресурсов+
"
"45. Что такое ""контекст задачи""?

информация, необходимая для манипулирования задачей при организации псевдопараллельности+
"
"45. Что такое ""виртуальная память""?
способ разделения адресного пространства между задачами+

"49. Гнёзда UNIX

следствие постоянного развития системы различными организациями+
"

"51. Задачи в очереди UNIX-процессов

выполняются в порядке, учитывающем место в очереди, но с таким расчётом, чтобы уменьшить время простоя системы +"
"3. Термин ""стандартный вывод программы"" обозначает

поток данных, куда происходит запись по умолчанию+
"
"4. В строке, набираемой в ответ на ""подсказку"" shell первое слово - это чаще всего
утилита +"

"8. В графической среде X11:

X-сервер - программа, для работы которой нужны устройства графического ввода-вывода +"

"11. Принцип умопостижимости контекста требует, чтобы

для решения поставленной перед системой задачи не требовалось бы изучать работу большинства частей системы+

"19. В UNIX-системах

используется несколько типов файловых систем+
"
"20. Какой процесс связан с каждым терминалом немедленно по окончании загрузки?

программа getty+"

"25. В основе процедурной системы лежит требование

сокращения или исключения из диалога человека и машины понятий, не входящих в прикладную область +"
"26. Принцип перекрытия процедур требует, чтобы

любую задачу можно было решить с помощью одной имеющейся процедуры или последовательного применения нескольких+

"29. Модель надёжности вводит запрет

на операции, приводящие к перемещению объекта на более высокий уровень +"

"37. Главная область применения текстового редактора в UNIX
создание информационных и обучающих текстов
разработка и изменение программ и настроечных файлов+
разработка и преобразование системных служб
разработка и отображение внешнего вида печатной документации "
"38. Больше всего в vi

команд перемещения по тексту+
"

"42. Понятие ""терминал"" может обозначать

файл-дырку, особым образом интерпретирующую передаваемые через неё текстовые данные+++
"
"43. Для традиционного механизма виртуальной памяти справедливо утверждение:

любая задача имеет непрерывное адресное пространство, недоступное другой задаче+

"46. Кто чаще всего запускает команду ""chown""?
Суперпользователь+
"

"49. Интерфейс UNIX-системы

основан на передаче текстовых данных, поэтому вообще не требует устройств графического ввода-вывода+

"
"50. Функцию менеджера ресурсов в UNIX выполняет

ядро - для ресурсов, необходимых самой системе, демоны и системные программы - для пользовательских ресурсов+
"
"1. В каком случае оператор if в shell посчитает условие выполненным?

если после выполнения списка команд, помещённых в поле ""условие"", код возврата не равен 0 +"
"1. Профиль (profile) командного интерпретатора - это

сценарий, выполняющийся при входе в систему+

"5. При типичном использовании шаблона
командный интерпретатор подставляет в команду список соответствующих шаблону файлов+

"
"7. Перемещением, изменением размера и внешнего вида окон в X занимается

X-сервер отвечает за размер и положение окна, выполняя команды окновода, который вдобавок дориcовывает рамки и декораторы+"
"7. Особенность графических ресурсов в том, что они

могут понадобиться только пользователям, имеющим доступ к устройствам графического ввода-вывода+

"11. При освоении проективной системы пользователю придётся

реализовать несколько решений уже решённых простых задач+
"
"12. Выберите пункт, содержащий только принципы организации проективных систем

информационной открытости и персональной ответственности +"
"13. Знание каких областей необходимо опытному пользователю проективной системы?
прикладной и инструментальной+

"
"14. Пользователь какого вида систем чаще выступает в роли посредника между машиной и заказчиком?

Проективного+
"
"15. Какой тип человеко-машинных систем требует от пользователя знания инструментальной области?

Проективный+
"
"16. Сколько карманов у редактора vi?

один неименованный и несколько именованных+
"
"17. Имеет ли смысл хранить сложные команды vi в виде комментариев к тексту?

да, в vi есть команда выполнения содержимого кармана как списка команд +"

"23. Выберите пункт, в котором упомянуты только важнейшие поля руководства
NAME и SEE ALSO+

"25. Принцип ограниченной осведомлённости требует, чтобы
решение пользовательской задачи не требовало изучения самой системы+

различна для разных архитектур компьютеров+
"
"32. Выберите пункт, подпункты которого соответствуют трём последовательным уровням досистемной загрузки
универсальный программный уровень, многофункциональный программный уровень; уровень, ориентированный на определённый формат ядра и модулей
аппаратный уровень; универсальный программный уровень; многофункциональный программный уровень, ориентированный на определённый формат ядра и модулей+
уровень BIOS, уровень ядра, уровень самонастройки ядра
аппаратный уровень, уровень BIOS, универсальный программный уровень "

"34. Правило ""левый-длинный"" говорит о том, что
из всех соответствующих РВ подстрок выбирается та, что начинается раньше, а если таких несколько - самая длинная среди них+
"
"36. Какая из строк соответствуют РВ "m(1.3|)+"
m123x m1x3x1x3 m1-3yy1+3 m113113113 myxxz+
"
"37. (выберите неправильный ответ) Утилита ed - это

интерактивный редактор текстов с небольшим количеством мощных команд редактирования+

"
"39. Утилита ed - это
построчный текстовый редактор, работающий с любым типом терминалов+

"44. В функции операционной среды входит
унификация, разделение и учёт задач+

"45. Что такое ""псевдопараллелизм""?
технология одновременного выполнения нескольких задач независимо от количества процессоров компьютера+

"46. Почему ""login"" может запустить shell ""от лица"" любого пользователя?
программа ""login"" запускается с правами суперпользователя+
"
"23. Документацию по UNIX-системе
следует оформлять сообразно специфике: общие сведения и контекст - в виде man, сложные руководства - в виде info или html, книги и учебники - в специальных форматах+

"32. Стартовый виртуальный диск (initrd) - это
механизм размещения файловой системы в памяти для загрузки и компоновки модулей ядра во время досистемной загрузки+"

"42. (выберите неправильный ответ) Как на время приостановить слишком объёмистый вывод программы (например, ""ls -r /"")?
перенаправить оставшийся вывод в файл (обычно ""> file"")+