Swift. Язык программирования с открытым кодом

С каждым днем увеличивается количество людей, мечтающих научиться создавать программы. После сбора информации в сети к ним приходит мысль, что наиболее перспективной является разработка приложений для iOS - операционной системы от Apple. На самом деле мечтать - это одно, а программировать - другое. Создать собственное приложение нелегко. Но и не заоблачно сложно. Что же для этого нужно?

Язык программирования

Чтобы писать программы для определенной платформы, нужно использовать конкретный язык программирования. Разработка приложений для iOS и Android различается. Если у платформы от "Гугла" выбирать необходимо язык Java, то для iOS выбор стоит между Objective-C и Swift. Длительное время разработка под платформу iOS велась только при помощи языка программирования Objective-C. Несмотря на то что ему много лет, он все еще развивается и используется большим числом разработчиков. Но его минус - это высокий порог вхождения.

Так как самым главным источником прибыли компании Apple является ее магазин приложений, сотрудники заинтересованы в большем числе полезных и интересных утилит. По этой причине регулярно проводится конференция для разработчиков, на которой рассказывают об изменениях в операционных системах. В 2014 году разработчикам показали новейший язык программирования Swift, на котором ведется разработка приложений для iOS. Swift легок в освоении, так как имеет очень простой синтаксис и строго типизирован. Для желающих освоить самостоятельно этот язык подходит очень хорошо.

Что понадобится для начала

Кроме базовых знаний программирования, нужно иметь следующее:

  • компьютер или ноутбук с операционной системой OSX на борту;
  • среду разработки Xcode, которая является бесплатной.

Данный набор дает возможность запускать приложения в специальном симуляторе прямо на компьютере. Но нужно иметь в виду, что в будущем, возможно, нужно будет заплатить 99 долларов за то, чтобы получить годовую подписку в программе разработчиков. После оплаты появится возможность:

  • запускать разработанные программы не в симуляторе, а на настоящих устройствах;
  • размещать приложения в магазине App Store;
  • загружать новые версии среды разработки и iOS.

В новых версиях Xcode появился такой элемент, как «песочница», названный Playground. Здесь разработчик может поэкспериментировать с новым языком программирования.

Многие хотят начать писать программы, но думают, что это чрезвычайно трудно. Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно иметь много знаний и огромный опыт за плечами. Но для того чтобы создать маленькое приложение, нет необходимости быть профессионалом.

С чего начинается разработка приложений для iOS и Android? Обучение происходит на практике. Поэтому начинать надо с нее. Много теории - это не всегда хорошо. Ведь если человек прочтет от корки до корки десять он не станет. Нужно действовать.

Playground

Данная «песочница» - это замечательное окружение для изучения языка программирования. Как она выглядит? Пользователь вводит строчку программного кода и сразу же видит результат выполнения. После того как станет понятно, что написанный фрагмент работает так, как нужно, его можно просто перенести в проект. При помощи «песочницы» можно решить такие задачи, как:

  • освоение синтаксиса языка программирования;
  • улучшение навыков программирования при помощи экспериментов с новыми API;
  • осуществление простых арифметических вычислений;
  • разработка нового алгоритма и наблюдение за каждым его шагом.

Разработка приложений для iOS: с чего начать

Теория - это, конечно, хорошо, но, как говорилось ранее, нужна практика. Для того чтобы познакомиться с «песочницей», нужно запустить среду разработки Xcode. После запуска пользователь может видеть окно, в котором предлагается создать новый проект или же запустить Playground. Нужен второй пункт. Теперь необходимо придумать имя и сохранить «песочницу» в любое удобное место на компьютере. Кстати, разработка приложений для iOS на Windows тоже возможна, но тогда потребуется решить большое число проблем. Это и установка пиратской операционной системы, и правка важных файлов, и множество ошибок и вылетов.

После сохранения будет запущен тот самый Playground, который нужен.

На первый взгляд, здесь нет ничего интересного. Но стоит вписать туда свой код, как внешний вид тут же изменится.

Для начала можно попробовать написать следующее:

for var y = 0; y < 10; ++y {

println (“result: (z)”)

После этого «песочница» изменит свой вид. В столбце справа (панель результатов) показаны значения для каждой строки, которые получаются после выполнения. Также в правом столбце можно включить отображение временной панели, которая дает возможность проследить изменения во времени выбранного выражения. Здесь же отображается консольный вывод с текстом, который выводился бы программой.

Комментирование кода

Разработка приложений для iOS, как и для других платформ, не обходится без комментариев, которые нужны для того, чтобы разработчику было легче ориентироваться в коде. Комментарии - это строки, игнорируемые при выполнении программы. Они могут быть как однострочными, так и многострочными.

Переменные

Итак, приложения пишутся на языке программирования. Базу любого языка составляют переменные. Разработка приложений для iOS и Android без использования переменных невозможна. Как понятно из названия, это контейнер, в котором содержится изменяемое значение. Каждая переменная должна обладать уникальным именем и может содержать в себе как числовые, так и текстовые значения. В языке программирования Swift переменные определяются при помощи слов var и let. Во втором случае переменная не может меняться и должна быть проинициализирована при объявлении. В первом случае переменная инициализируется непосредственно перед использованием.

Каждая переменная обладает каким-то типом. Это могут быть строки, числа с плавающей точкой (дробные), булевы значения (истина и ложь).

Вывод результатов

Результат выполнения программы выводится в консоль. Что это такое? Это то, что обеспечивает взаимодействие пользователя с компьютером. Так, консолью вывода раньше называли монитор, а консолью ввода - клавиатуру. Сейчас значение терминов немного изменилось. Так называют программное окно, предназначенное для ввода и вывода команд. Разработка приложений для iOS нередко требует вывода каких-то данных. Для этого в языке Swift предусмотрены команды print и println. Первая отличается от второй тем, что автоматически начинается с новой строки.

Функции

Следующее базовое понятие в программировании - функции. Это некая последовательность действий, которые выполняют конкретную задачу. Каждая функция способна принимать какие-то значения, а также возвращать результат. Для использования этой конструкции ее необходимо сначала объявить при помощи ключевого слова func. После него указывается имя, а также круглые скобки. Если должно быть возвращено какое-либо значение, то после скобок указывается его тип. Если возвращаемого значения нет, то тип можно не указывать или же указать «пустой» тип - void. В круглых скобках находятся значения, которые функция принимает. Для вызова функции указывают ее имя и значения для аргументов.

Можно сделать так, чтобы имя параметра при вызове функции было обязательно указано. Для этого его обрамляют символом «решетка».

Так можно написать какие-либо полезные функции, которые могут, к примеру, вычислять курс валют, переводить одни единицы измерения в другие. Каждый раз, когда будет нужно их использовать, достаточно лишь вызвать эти функции, а не писать код заново.

Что теперь?

Итак, как видно из вышесказанного, разработка приложений для iOS своими руками вполне может оказаться по силам каждому. Главное - выучить основы языка программирования, познакомиться со средой разработки и очень много и часто практиковаться. Именно практика помогает добиться значительного прогресса. А ведь описанное здесь - это только начало. Дальше в мире программирования будет много интересного, сложного, увлекательного. Это поможет всегда держать мозг в тонусе, создавать что-то новое и неплохо зарабатывать. Ведь техника от Apple используется во всем мире. Поэтому ваше приложение смогут оценить миллионы людей.

Профессия программиста - одна из самых престижных и востребованных, это факт. В отрасли разработки программного обеспечения есть свои ниши. Из них самая быстроразвивающаяся, а вместе с тем наиболее высокооплачиваемая - это разработка ПО для мобильных устройств. Как тебе известно, так уж сложилось, что, оставив конкурентов далеко позади, вперед вырвались три постоянных соперника. Фишка легла таким образом, что кто-то из этих трех безоговорочный лидер, кто-то всегда догоняет.

В сегменте мобильных технологий, без сомнения, лидирует Apple со своим смартфоном iPhone. На прошедшей в сентябре презентации компания из Купертино продемонстрировала уже 7-ю версию мобильного девайса. Вместе с ней Apple представила новую версию мобильной операционной системы iOS 10. Теперь это самая значимая операционка в мире, как и ее предшественницы. Из этого следует, что изучение разработки для iOS - самое выгодное вложение времени и средств.

«Яблочная» экосистема

Сегодня мы займемся разработкой простого мобильного приложения для iOS. Конечно, лучше всего для этого подходит родной Mac. Но если ты сторонник Windows или у тебя просто нет Мака, можно установить операционную систему macOS под виртуальную машину в Windows. На просторах Сети тебе не составит большого труда найти специально заточенную под PC версию macOS, в народе называемую Хакинтош. Смело ставь ее на виртуалку VMware, VirtualBox - на твой выбор. Сразу предупрежу, что на PC-клавиатуре нет части клавиш, которые есть на Mac-клаве, и многие их сочетания нажать в Хакинтоше невозможно. Это изрядно портит настроение. В остальном все описанные ниже операции можно успешно выполнить на Хакинтоше.

Необходимые знания

Чтобы программировать вообще и для iOS в частности, надо довольно много знать. Математика и логика, может, и не понадобятся вначале, но будут востребованы потом. Современные технологии избавили программиста от необходимости досконально знать архитектуру компьютера, однако понимать базовые механизмы, такие как системы счисления, их преобразование, скорость работы подпрограмм или эффективность алгоритмов (большое O), необходимо.

На более высоком уровне iOS-разработчику надо глубоко знать операционную систему macOS и собственно саму iOS. Также тебе обязательно надо освоить «яблочный» язык программирования. Знание Delphi, C++, C# или VB.NET тебе не сильно поможет. У Apple своя экосистема со своими языками: Objective-C и Swift. Конечно, знание C++ еще никому не навредило, программы и вставки на нем встречаются везде, даже у Apple. Но самый используемый по определению Objective-C, просто потому, что появился гораздо раньше (в середине восьмидесятых годов прошлого века), тогда как Swift лишь два года назад (в 2014-м). Apple возлагает большие надежды на новый язык и много инвестирует в него. Для поддержки старого софта используется Objective-C, а новый пишется на Swift. Поэтому тебе неплохо знать оба.

Чтобы не тратить время зря, все эти языки программирования можно изучить под чутким контролем преподавателей на сайте .

Инструменты для разработки

Как ты знаешь, главный инструмент разработчика под macOS и вместе с ней iOS - среда программирования Xcode . Она включает средства для создания приложений для Mac, iPhone, iPad, Apple TV, Apple Watch. Все платформы Apple. Xcode содержит средство построения интерфейса (Interface Builder), редактор кода, поддерживающего все современные средства работы с кодом. Кроме того, не выходя из Xcode, можно протестировать приложение; если оно разрабатывается для внешнего устройства, то его можно запустить в эмуляторе.

В систему включены эмуляторы всех устройств, новые версии которых можно докачать. В дополнение Xcode содержит графические инструменты для анализа производительности приложения, включая средства диагностирования загруженности CPU, использования накопителя (HDD, SDD и другие), нагрузки на графический адаптер (со стороны OpenGL).

13 сентября вышла новая, горячо ожидаемая версия среды разработки 8.0. Стабильные версии можно бесплатно скачать в App Store. Альфы и беты распространяются по подписке разработчика. Восьмая версия вобрала в себя: новую версию языка Swift 3, средство изучения Swift Playground для iPad, новую версию Interface Builder, которая стала быстрее работать и позволяет просматривать макет приложения на разных платформах, без необходимости развертывать на симуляторе само приложение.

На Xcode 8 можно разрабатывать приложения для macOS Sierra, iOS 10, watchOS 3 и tvOS 10. Имеются все SDK. Новые версии операционок стали последовательно появляться аккурат после презентации Apple, состоявшейся в начале сентября.

Язык Objective-C

Кратко вспомним основные сведения о языке. Objective-C - компилируемый объектно ориентированный язык программирования, используемый для написания приложений под «яблочные» системы. Представляет собой надмножество или, другими словами, надстройку над C, унаследовав от последнего синтаксис, типы данных, способы контроля за ходом выполнения программы и добавив к нему возможности объектно ориентированного программирования - описание классов и методов.

Как в C++, в Objective-C центральную роль играют объекты, с которыми связаны четыре парадигмы: абстракция, инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Язык C++ является строго типизированным, тогда как Objective-C - слабо типизированный или обладает динамической системой типов данных. Подобно Smalltalk, в Objective-C объектам посылаются сообщения. Это исключительная возможность динамических языков, так как тип объектов проверяется во время исполнения программы, а не во время компиляции.

Описание языка Objective-C занимает не один объемистый томик. Поэтому, чтобы получить объективные знания, удобно пройти курс « ». Целый раздел курса посвящен этому языку.

Разработка приложения для iOS

В качестве семпла мы разработаем весьма простое приложение. Не будем отступать от священной традиции, поприветствуем мир. Однако с учетом того, что у нас графическое приложение, мы немного разнообразим его: добавим кнопку, нажимая которую будем отображать или скрывать надпись «Hello, World».

Запусти Xcode, в появившемся окне выбери Create new project или в главном меню File -> New -> Project. В следующем окне будет предложено выбрать целевую платформу и тип приложения.


В данном случае нас интересует платформа iOS. На выбор представлено семь типов приложений. Шесть из них - заготовки типичных приложений операционной системы iOS, по умолчанию содержащие разный набор компонентов. Седьмой тип - игра.

Типы приложений

  • Заготовка Single View Application предназначена для простого приложения с одним экраном. Заготовка включает компонент View Controller, который позволяет настроить вид приложения с помощью конструктора форм Interface Builder.
  • Master Detail Application создает приложение, где в табличном представлении отображается коллекция объектов. После выбора одного из них показываются подробные сведения об этом объекте. Первый вид - мастер, второй - детализация.
  • С помощью Page-Based Application создаются приложения, имеющие несколько экранов, как страницы в книге. Следовательно, из этой заготовки создаются, например, читалки.
  • Tabbed application позволяет создавать приложения, где на каждый экран можно переключиться в любой момент, то есть у каждого экрана есть своя кнопка для его активации, на которой отображается заголовок. В качестве примера можно привести iTunes.
  • Game служит для создания заготовки игры. На выбор предлагаются четыре фреймворка для создания игры: SpriteKit, SceneKit, OpenGL ES, Metal. Вкратце рассмотрим их.
    SpriteKit представляет собой систему для двумерной визуализации и анимации текстурированных прямоугольников - спрайтов. При отображении кадров используется стандартный цикл, кадр выводится после того, как обработку пройдет все содержимое сцены.
    SceneKit - высокоуровневый фреймворк для визуализации трехмерной графики без помощи OpenGL. Он поддерживает загрузку, манипуляцию трехмерными объектами. В него включены: физический движок, генератор частиц и легкий способ скриптования.
    OpenGL ES - стандарт в области компьютерной графики. Позволяет визуализировать 2D- и 3D-сцены. Позволяет описать пайплайн для видеокарты: вершины проходят преобразование, собираются в примитивы, которые растеризуются в двумерное изображение и выводятся на экран. В пайплайн можно включить программируемые шейдеры.
    Metal - представляет собой низкоуровневый API, который позволит тебе выжать все мощности из твоего видеоадаптера. Отлаженные API вместе с предкомпилированными шейдерами и многопоточностью позволяют твоей игре подняться на новый уровень производительности и качества.
  • Sticker Pack Application - новый вид приложений, появившийся в iOS 10 и Xcode 8. Представляет собой набор простых или анимированных изображений, используемых в новом iMessage. Для своего создания не требует кодирования.
  • iMessage Application - новый вид приложений, появившийся в iOS 10 и Xcode 8. Позволяет создавать дополнения для iMessage, например для покупки и загрузки твоего пакета стикеров. Также можно, воспользовавшись API iMessage, создать свой аналог данного приложения, включая проигрывание аудио, видео, использование стикеров и другое.

Создание первого проекта

В качестве заготовки для нашего приложения выберем Single View Application. Поскольку мы не будем разрабатывать большую программу, нам хватит предоставляемой этой заготовкой средств. Нажимаем Next. На следующей странице мастера надо ввести имя проекта, к примеру ShowLab. В ниспадающем списке Language оставим выбранный по умолчанию язык - Objective-C. Далее в ниспадающем списке Devices оставим выбор Universal. Здесь определяется, для какого устройства (iPhone или iPad) создается приложение. Пункт Universal означает для обоих. Снимем флажки Include Unit Tests и Include UI Tests, нам никакие тесты не нужны. Next. Выберем папку для сохранения проекта. Теперь жми кнопку Create.

В результате откроется окно со списком всех примененных к проекту параметров. В этом окне можно изменить установленные ранее в мастере параметры: ориентацию, целевой девайс и прочее.


Сначала нам надо создать интерфейс приложения. Для этого одним кликом выбери файл Main.storyboard в списке слева (если этот файл не видно, разверни содержимое папки ShowLab). Правее списка все окно займет Interface Builder. В центре отобразится макет устройства. В правом нижнем углу окна находится панель компонентов. Перетащи оттуда на макет компоненты Label и Button. Выше панели компонентов находится список свойств. Если у тебя он отсутствует, нажми кнопку Show the Attributes Inspector, находящуюся под заголовком окна в правой части интерфейса.

Выдели в макете компонент Label и настрой его свойство Text: в ниспадающем списке оставь выбор Plain, в строку ниже введи нужную надпись, в нашем случае «Hello, World». Если текст не помещается в границы надписи, измени их, перетаскивая маркеры на краях компонента. Чтобы централизовать его по горизонтали, перейди на страницу Size Inspector, нажав на кнопку Show the Size Inspector (справа от Show the Attributes Inspector). На этой странице из ниспадающего списка Arrange выбери пункт Center Horizontally in Container.

Теперь выбери компонент Button, измени его свойство Text на желаемую метку - Switch. Отцентрировать можешь так же, как описано выше.

Создаем связь между графическими элементами и кодом

В Visual Studio (или Delphi) объект в коде создается автоматически в тот момент, когда кладешь визуальный компонент на форму. В Xcode этого не происходит, но это не создает проблем.

Открой содержимое заголовочного файла ViewController.h в отдельном окне, дважды щелкнув на нем. В этом файле находится объявление расширения класса UIViewController, помечается ключевым словом @interface. Такая возможность была добавлена во вторую версию Objective-C. Теперь выполни такой трюк: перемести курсор мыши на компонент - текстовую метку, зажми клавишу Ctrl и левую кнопку мыши. Перемести курсор в окно с кодом (файл ViewController.h), за курсором потянется синяя линия. Отпусти мышь и клавишу внутри описания интерфейса ViewController.

Появится окно создания Outlet’а.


Это свойство объекта, которое ссылается на другой объект (в данном случае визуальный компонент). Тебе надо ввести имя объекта Outlet, по нему ты будешь обращаться к визуальному компоненту, пускай будет lab. Далее выбирается тип объекта, он выбран правильно: UILabel.

Еще ниже в списке Storage выбирается тип ссылки на объект: weak или strong. Если выбрать strong, то объект, на который указывает свойство, будет существовать до тех пор, пока свойство указывает на него, в таком случае он не сможет автоматически удалиться, когда перестанет использоваться. С другой стороны, когда действует слабая ссылка (weak), объект может самоуничтожиться. Итак, выбираем тип ссылки weak и жмем кнопку Connect. В итоге в код добавится такая строка:

@property (weak, nonatomic) IBOutlet UILabel *lab;

Убеждаемся, что Outlet - это свойство.

Теперь создадим Outlet для кнопки. Алгоритм остался прежним. Только для свойства Name надо ввести другое имя, например but. В код будет добавлена строка:

@property (weak, nonatomic) IBOutlet UIButton *but;

В результате имеем два указателя на визуальные компоненты: lab и but - соответственно, надпись и кнопку. Теперь, используя указатели, мы можем манипулировать компонентами в коде.

Затем надо создать обработчик события нажатия кнопки. Для этого в отдельном окне открой файл реализации ViewController.m. Точно таким же образом, как ты перетаскивал линию в заголовочный файл для создания аутлета, от кнопки перетащи линию в файл реализации и отпусти до закрывающей командной скобки - @end. Появится окно для создания события, подобное окну создания аутлета. Видишь разницу: в заголовочном файле создается ссылка на объект, в файле реализации - метод.


Заполни поле Name, его значение представляет имя свойства - метода. Пусть будет onClick. Значение поля Type оставь по умолчанию - id. В языке Objective-C данный тип является предком для всех остальных. В ниспадающем списке Event выбрано по умолчанию событие Touch Up Inside, которое происходит в момент отпускания указателя (мыши, пальца…) над кнопкой, то есть заключительная стадия нажатия кнопки. Это то, что нам нужно. В списке Arguments оставим значение по умолчанию: Sender - это объект, отправивший данный сигнал, в нашем случае им всегда будет кнопка. Жмем кнопку Connect. В итоге будет добавлен следующий код:

- (IBAction)onClick:(id)sender { }

Минус в начале означает закрытый метод (private). Ключевым словом IBAction помечаются события (методы) визуальных компонентов из Interface Builder.

Между командными скобками напишем выполняемый при нажатии кнопки код:

Lab.hidden = !_lab.hidden;

В этой строчке кода мы инвертируем значение свойства hidden. Оно имеет тип BOOL, который располагает двумя значениями: YES - истина и NO - ложь (несколько непривычно Windows-программерам, где true и false).

Обрати внимание на символ подчеркивания, стоящий перед именем объекта - надписи (_lab). Без него компиляция завершится с ошибкой. Символ подчеркивания добавляется автоматически для объектов, содержащихся в других объектах; то есть в данном случае объект lab содержится в объекте ViewController. Раньше это было условное правило, используемое для различия объектов, объявленных в качестве членов класса, и локальных объектов. А теперь это строгое правило, реализованное в компиляторе языка.

Сейчас можно скомпилировать приложение и запустить его на симуляторе. Мы выбрали симулятор для iPhone 7, входящий в Xcode 8. Кнопка компиляции и запуска представляет собой черный прямоугольник и находится на панели вверху интерфейса.

После компиляции приложения, запуска симулятора и загрузки нашего приложения на экране симулятора отобразится его интерфейс: надпись «Hello, World» и кнопка Switch. Если нажать последнюю, надпись исчезнет, при повторном нажатии она появится вновь.

Мы сделали очень простое приложение для понимания сути разработки под iOS. Более подробные сведения о создании приложений для iOS на языке Objective-C ты можешь узнать из курса наших друзей из GeekBrains « ». В курсе два месяца отдается на изучение этого языка. Во время первого месяца - вводные темы, а на втором - реальный кодинг профессиональных приложений.

Язык Swift

В 2014 году Apple представила новый язык программирования - Swift. Он быстро стал самым обсуждаемым и наиболее динамично развивающимся языком в мире. Это надежный, безопасный, интуитивно понятный язык для разработки приложений под операционные системы macOS, iOS, tvOS и watchOS для всего парка устройств от Apple. Swift - эффективный язык программирования. Его легче изучать, чем его предшественника - Objective-C, в то же время Swift позаимствовал из него самые удачные идеи. Вместе с тем разработчики сделали языки совместимыми, то есть в одной программе может быть код как на Swift, так и на Objective-C. В мире имеются миллиарды строк кода и сотни тысяч унаследованных программ, написанные на Objective-C, поэтому от его поддержки точно не будут отказываться.

При разработке Swift ставилась цель создать самый удобный язык системного программирования - быстрый, безопасный и выразительный.

Алгоритм на языке Swift работает в 2,6 раза быстрее, чем такой же алгоритм на Objective-C, и в 8,4 раза быстрее, чем на Python. Использование Swift делает процесс разработки программ более гибким и удобным.

Благодаря своему экспоненциальному развитию, 3 декабря 2015 года язык Swift был передан в сообщество открытых исходников. При этом Apple строго следит за его развитием, организовав комитет для его разработки. Теперь Swift доступен не только в системах Apple, но также в Linux. Все дополнительные инструменты для работы с языком, включая отладчик, стандартную библиотеку, менеджер пакет, тоже свободные и открытые.

За этим языком будущее. Более подробные сведения о нем ты сможешь узнать из упомянутого курса от GeekBrains « », в нем целый месяц отведен на изучение данного языка программирования.

App Store

Попросту говоря, App Store - это магазин контента для всего спектра Apple-девайсов. Здесь можно купить игры и приложения как от больших компаний, так и от независимых разработчиков. Каждый разработчик, в какой бы стране он ни жил, может продавать или распространять бесплатно свои программы на этой площадке цифровой дистрибуции. Чтобы начать это делать, надо зарегистрироваться как разработчик и купить лицензию для продажи своих приложений. Это плата за предоставляемый сервис и развитие магазина App Store.

Итоги

Мы разработали простое приложение для мобильной операционной системы iOS, используя для этого систему программирования Xcode вместе с языком Objective-C. Протестировали готовое приложение на симуляторе iPhone 7. Мы узнали, как построить пользовательский интерфейс с помощью Interface Builder, как связать графические элементы с кодом приложения, как создать обработчики событий. Познакомились с основами Objective-C. Кроме того, мы обратили внимание на перспективный язык Swift, используемый для разработки мощных и безопасных приложений для «яблочной» экосистемы.

Однако изученный материал - это только начало. Чтобы интенсивно прокачаться в направлении мобильного кодинга и разработки реально продаваемых приложений, мы рекомендуем пройти курс « » на сайте наших друзей .

Это достойный курс: пройдя его, ты точно не потратишь время зря. Он начинается с двух подробных курсов по языку Java, затем следует изучение базового программирования под мобильную операционную систему Android. Далее курс по базам данных в общем и языку SQL в частности. Затем углубленный курс по разработке профессиональных приложений для Android. После этого вектор изучения перейдет в сторону Apple-систем: два подробных курса по языку Objective-C и полезный курс по Swift.


Лекции курса ведут профессиональные преподаватели, имеющие большой опыт в разработке программного обеспечения. Если что-то непонятно, можно, не откладывая, задать вопрос. Вообще, обучение на GeekBrains - живой процесс, можно общаться, задавать вопросы, помогать с ответами. Для проверки полученных знаний преподаватели выдают домашнее задание, которое затем проверяется. После прохождения обучения тебя ждет гарантированная стажировка в IT-компании. А дальше все зависит от тебя, если ты покажешь себя как грамотный специалист, тебя пригласят на работу.

Специальный проект с компанией

Swift - это надёжный и интуитивно понятный язык программирования от Apple, при помощи которого можно создавать приложения для iOS, Mac, Apple TV и Apple Watch. Он предоставляет разработчикам небывалую свободу творчества. Благодаря этому простому и удобному языку с открытым кодом вам достаточно просто интересной идеи, чтобы создать нечто невероятное.

Разработчики уже пользуются
удивительными возможностями Swift.

Swift - это быстрый и эффективный язык программирования с откликом в реальном времени, который легко можно вставить в готовый код Objective-C. Теперь разработчики могут не только писать более надёжные и безопасные коды, но также экономить время и создавать приложения с расширенными возможностями.

Прекрасное приложение в Swift. Простота использования и отклик в реальном времени - вот почему VSCO выбрали Swift, чтобы создать новую версию своего фотоприложения для iOS.

Превосходные приложения,
разработанные на языке Swift.

Всё больше разработчиков встраивают код Swift в свои приложения. А некоторые даже создают в Swift совершенно новые приложения.

Duolingo Khan
Academy Clear Sky Guide

Procreate Kickstarter Eventbrite Hipmunk

Производительность выше. Приложения лучше.

Приложения Swift превосходят ожидания. Например, обычный алгоритм поиска выполняется в Swift гораздо быстрее.

До 2,6 раза быстрее, чем в Objective-C

До 8,4 раза быстрее, чем в Python 2.7

В графе с использованием алгоритма поиска в глубину найдено 10 000 целых чисел*

Язык Swift добавлен
в учебную программу.

Не только разработчики оценили потенциал языка Swift. Университеты и другие учебные заведения преподают Swift на занятиях по программированию и публикуют бесплатные курсы в iTunes U. А значит, даже новички смогут легко перейти от основ кодирования к программированию на профессиональном уровне.

Университеты, включившие язык Swift в учебную программу

  • Калифорнийский университет в Санта-Круз
  • Колледж Футхилл
  • Мельбурнский королевский технологический университет
  • Мюнхенский технический университет
  • Общественный колледж Лосон
  • Общественный колледж Манхэттена
  • Общественный колледж Месы
  • Общественный колледж Хьюстона
  • Общественный колледж Централ Пьемонт
  • Плимутский университет
  • Политехнический университет штата Калифорния
  • Стэнфордский университет
  • Технический колледж северо-западного Канзаса
  • Технологический институт Монтеррея
  • Университет Аберистуита
  • Университет Фулл Сейл
  • Школа Ingésup
  • Южный методистский университет

Swift повсюду.
И теперь открыт для всех.

Swift бесплатно доступен для использования разработчиками, преподавателями и студентами по лицензии на распространение ПО с открытым исходным кодом Apache 2.0. Мы предоставляем двоичные файлы для OS X и Linux, которые позволяют компилировать код для iOS, OS X, watchOS, tvOS и Linux. А чтобы ускорить развитие и превращение Swift в ещё более мощный язык, мы создали новое сообщество, где пользователи могут напрямую вносить свой вклад в исходный код Swift.

Познакомьтесь со Swift.

Главная книга

Загрузите учебник Язык программирования Swift из Apple Books Store бесплатно. Узнайте, как благодаря Swift процесс программирования становится более удобным, гибким и увлекательным.

Xcode

Xcode - это приложение для Mac, предназначенное для разработки других приложений для Mac и iOS. В Xcode есть все инструменты, необходимые для создания потрясающих приложений. Его можно загрузить бесплатно из Mac App Store.

Веб-сайт для разработчиков

Получите подробную техническую информацию и ознакомьтесь с полным обзором языка Swift. Посмотрите блог для разработчиков, чтобы быть в курсе последних новостей. У вас также есть бесплатный доступ к отличным ресурсам: руководствам, видео и примерам кода.

В 2015 году уже нельзя выйти на улицу, чтобы тут же не встретить человека, который соответствует двум критериям: 1. У него есть iPhone/iPad. 2. Он хочет быть программистом. Приведенная ниже подборка iOS-приложений составлена как раз для таких людей. С ней можно изучить один или несколько из 20 самых популярных в мире языков программирования.

Tiobe index

Tiobe Index - это рейтинг популярности языков программирования в мире. Он составляется на основе количества ссылок в результатах выдачи популярных поисковиков по запросу « + programming». Индекс строится каждый месяц, начиная с 1987 года. На данный момент для расчета рейтинга используют данные со следующих сайтов: Google, YouTube, Amazon, Baidu, Qq, Yahoo, Ebay, Hao123, Bing, Alieexpress, Alibaba и Cntv.

Значение индекса рассчитывается для языков, отвечающих двум требованиям. Во-первых, язык должен быть Тьюринг полным, а во-вторых, про него должна быть статья в англоязычной Википедии. Как определить, что язык является Тьюринг полным? Если на нем можно выполнить любую вычислимую функцию, то это Тьюринг полный язык. SQL не соответствует первому критерию, но тем не менее для него уже много лет рассчитывается значение Tiobe Index. Всего в рейтинге участвует 237 языков.

Аналитики используют Tiobe Index в своей работе, чтобы прогнозировать развитие IT-индустрии. Программисты сверяются с его значением, что не ошибиться с выбором вектора профессионального развития. 25 лет истории индекса позволяют уверенно утверждать: «хорошие специалисты по языкам, занимающим первые 10 строчек рейтинга непременно будут востребованы на рынке труда в ближайшие 3-4 года».

Приложения из этой подборки точнее будет назвать справочниками с возможностью запускать код, а не учебными приложениями. Разбивать информацию на уроки и придумывать себе примеры для практики придется самостоятельно.

1. Java

Значение Tiobe Index для этого языка - 19.56%. Java используется в 80-90% процентах корпоративных приложений. На нем пишет абсолютное большинство разработчиков под Android. Java часто применяется в высоконагруженных веб-приложениях. На этом языке можно написать практически все. Чем с успехом и занимаются сотни миллионов разработчиков во всех уголках планеты. Приложение Java Develope Reference All In One содержит самую полную информацию об этом языке.

2. C

На этом языке пишут операционные системы и другое низкоуровневое ПО. Изучить язык поможет приложение C Reference.

3. C++

С++ - это основной язык разработки коммерческого прикладного ПО. Он сложнее для освоения чем Java, поэтому менее популярен. Для его изучения есть приложение - C++ Referecnce.

4. C#

Этот язык упрощенная версия C++ предназначенная для работы со средой разработки.NET Framework. Для освоения синтаксиса языка есть приложение C# Programming Language.

5. Python

На Python пишут десктопное и серверное программное обеспечение, высоконагруженные веб-приложения. Его используют в Google и BitTorrent. Приложение Python 2 Developer Reference поможет в изучении этого языка.

6. PHP

Это самый популярный язык программирования для создания веб-страниц. На нем написаны миллиарды сайтов. Сотни миллионов разработчиков по всему миру владеют им в той или иной степени. Порог вхождения для новичков крайний низкий. Создать страницу вида «Вот я, вот мой кот. Отправьте письмо через эту форму» можно через полчаса после начала изучения PHP. В освоении технологии поможет приложение PHP Reference.

7. Java Script

Этот язык предназначен для внедрения в веб-страницы динамических сценариев, выполняемых на стороне клиента. Редкий сайт обойдется хотя бы без пары строк кода на Java Script. Теоретически можно написать на этом языке практически все: серверные (Node.js) и мобильные (PhoneGap) приложения. Начиная с OS X Yosemite Java Script стал альтернативой языка макрос для OS X Apple Script. Ходят легенды об умельце, который переписал на JS ядро Linux. Изучить основы Java Script можно с помощью приложения Java Script Programming Language .

8. Visual Basic for .NET

Для написания программы на этом языке нельзя обойтись без платформы.NET Framework. Поэтому отдельного приложения для этого языка нет. Но его синтаксис идентичен с обычным Visual Basic, о котором будет рассказано чуть ниже.

9. Perl

Изначально создавался для обработки больших объемов текстовых данных. Сфера применения частично пересекается с PHP, а частично с языком C. Глубже ознакомиться с его синтаксисом и попробовать себя в написании скриптов можно в приложении - Perl Programming Language

10. Objective-C

Этот язык уже 32 года используется для разработки приложений работающих на устройствах производства компании Apple. На нем пишутся программы для OS X и iOS. Изучить Objective-C можно с помощью приложения Objective-C Programming Language

11. Assembly

Ассемблер - позволяет обращаться к командам процессора напрямую. Это самый низкоуровневый язык программирования. Его знание бывает нужно для создания языков программирования более высокого уровня, операционных систем, драйверов. Умение читать код на ассемблере пригодиться вирусным аналитикам и людям, занятым взломом лицензионного ПО. Для iOS есть учебная программа - Assembly Programming Language.

12. Ruby

Язык Ruby - это усовершенствованная объектно-ориентированная версия языка Perl разработанная в Японии. Он применяется для создания веб-приложений с помощью фреймворка Ruby on Rails. Именно благодаря этому фреймворку, позволяющему очень быстро разворачивать веб-приложения, Ruby находиться на столь высокой позиции. Хоть язык и не входит в топ-10, классный спец по этой технологии 100% не окажется без куска хлеба в ближайшие пять лет. Для изучения есть приложение Ruby Programming Language .

13. Delphi

К сожалению, для этого языка нет iOS приложения. Оно и не удивительно. Во-первых, чтобы написать программу на Delphi не нужно знать его синтаксис. Достаточно открыть среду разработки, перетащить несколько кнопочек и полей для ввода на рабочее пространство, путем нажатия правой кнопки мыши прописать им параметры поведения и все. Умение разбираться в Delphi-исходникам пригодиться только пришедшим через десять лет молодым программистам, которых начальство попросить заставить эту программу работать под новую версию Windows. Во-вторых, на Delphi сейчас уже не пишут ничего нового, и его высокую позицию в рейтинге Tiobe обеспечивают страдальцы, которым приходиться дорабатывать софт 15-летней давности.

14. Visual Basic

Знание языка будет полезно большинству офисных работников. На нем можно написать множество полезных вещей: сбор данных из анкет в таблицу Excel, генерацию файлов по шаблону, автоматизированную рассылку в Outlook. Для изучения есть приложение - Visual Basic Programming Language .

15. Pascal

Основами этого языка владеют две трети россиян, школьные и студенческие годы которых пришлись на конец 90-ых и 2000-ые. Во многих странах мира сложилась традиция применять этот язык для обучения информатике. На рубеже тысячелетий, когда в школах по всей планете стали массово внедрять обучение компьютерной грамотности, одним из наиболее коммерчески успешных языков был Delphi. Синтаксис этого языка практически идентичен синтаксису Pascal. По этой причине составители учебных программ и выбрали его в качестве первого языка программирования для миллионов людей. В конце 2000-ых Delphi почти умер, но учебники по информатике в большинстве учебных заведений до сих пор не обновили. В детство плацкартный билет подарит приложение Pascal Programming Language .

16. Swift

Язык Swift был анонсирован весной 2014 года. Он применяется для разработки приложений для iOS и OS X. Позиционируется как более безопасная альтернатива Objective-C. Приложение Swift Programming Language - это полноценное учебное пособие по языку, составленное программистами компании Apple.

17. MATLAB

MATLAB - это язык для выполнения технических вычислений разной степени сложности в одноименном программном пакете, которым пользуются миллионы инженеров по всему миру. Приложение MATlAB Mobile - это упрощенная версия программного пакета MATLAB для iOS, включающая в себя полный справочник по языку. Незаменимая вещь для первокурсников технических вузов.

18. SQL


SQL - это процедурный язык для работы с базами данных. С его помощью можно заносить данные в базы, а потом читать, изменять и удалять их. SQL Programming Language позволяет узучить SQL и особенности его применения для самых распространенных систем управления реляционными базами данных: MySQL, SQL Server, PostgreSQL, Oracle и др.

19. R

R - это язык для статистической обработки информации. Он встроен во многие популярные в мире программы для анализа данных: SPSS, Statistica, SAS. Изучить его можно с помощью приложения R Programming Language.

20. COBOL

Язык COBOL существует с 1959 года. Это единственный среди 20 самых популярных языков мира, созданием которого руководила женщина - контр-адмирал американского флота Грейс Хоппер. Изначально проектировался под создание бизнес-приложений. Очень многие системы денежных переводов, разработка которых началась еще в 70-ых написаны на языке COBOL. В государственных и частных корпорациях США есть множество работающих систем, требующей технической поддержки и написанных на COBOL. В некоторых учебных заведениях Америки этот язык применяют для обучения студентов программированию. Ознакомиться с ним поможет приложение COBOL Programming Language .

Заключение

В App Store есть приложения для изучения и менее популярных языков. Если немного постараться, то там можно найти учебные приложения и для следующих 30 строчек в рейтинге Tiobe Index.

  1. Язык программирования. Какой нужно знать, чтобы писать приложения под iOS.
  2. Нужен ли дизайнер, разработчик интерфейсов или кто-то еще?
  3. Официальная часть: сертификат разработчика.
  4. Необходимое оборудование для комфортной разработки.
  5. Вечный вопрос: AndroidOS или iOS?
  6. Что нужно сделать сегодня?
  7. Создание нового проекта.
  8. Компиляция. Что это такое и зачем это нужно?
  9. Запуск на симуляторе.
  10. Выводим “Hello, world!”.
  11. Какие стандартные view есть в iOS.

Язык программирования. Какой нужно знать, чтобы писать приложения под iOS

Язык программирования (wikipedia.org) - формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под ее управлением.

Пожалуй, вопрос, который я задал в названии этой части, довольно сложный. Я могу ответить на него просто – Objective-C. Если бы я на этом остановился, то я бы оказался неправ. Я бы сказал, что Objective-C – это необходимый минимум. Недавно проходила конференция от Яндекса – YET, на ней один из докладов был посвящен как раз тому, какие языки программирования должен знать разработчик. Ответ был вроде следующего: “Он должен изучать новые и новые языки программирования постоянно, не останавливаясь на каком-то конкретно” . Я с этим полностью согласен. Изучая новые языки программирования, вы изучаете новые подходы, методы программирования. Поэтому, чтобы писать приложения под iOS, нужно знать Objective-C, но также желательно знать и другие языки программирования, чтобы ваш код был хорошим, эффективным, гибким.

Если вы еще не программист, то я вам советую начать с языка Си. Скачайте книгу Кернигана и Ритчи (а лучше купите ) о языке Си, прочтите ее, проделайте все, что там вам предлагается, и уже после этого я посоветовал бы вам переходить к Objective-C. Если же вы уже представляете себе, как писать программы, готовы с легкостью ответить на вопросы – “Что такое типы данных? Что такое переменная? Что такое функция или метод? Что такое ссылка и указатель? Что такое “ include ”?” , вы знаете Си или C++ или же Java или C#, то вы готовы к написанию своего первого приложения под iOS.

Также вам необходимо знать основы ООП и шаблоны проектирования. Наверное, список можно и дальше продолжать, но вряд ли я готов претендовать на качественное объяснение данных понятий. Да, к сожалению, Objective-C не тот язык, с которого можно начать свой путь программиста. Но если вам нравится и хочется творить, то вам пора бежать в магазин, закупаться книгами и начинать свой путь разработчика.

Нужен ли дизайнер, разработчик интерфейсов или кто-то еще?

Очередной, не менее простой вопрос. Если вы программист и умеете писать консольные программы и хотите начать писать приложения под iOS, то на начальном этапе вам такой человек не нужен. Если у вас есть iPhone || iPad || iPod Touch, вы знакомы с iOS, то вам не нужен разработчик интерфейсов. Вообще, у Apple есть такой документ – Human Interface Guidelines . В данном документе описано, где и какой элемент интерфейса надо использовать. Поэтому на начальном этапе можно обойтись и без третьих лиц. Вообще iOS SDK предоставляет достаточно возможностей для разрисовки интерфейса приложения, так что рисовать в PS какие-то там кнопочки или разноцветные тексты, градиентные заливки и прочее вам не придется. Позже мы с вами создадим первый проект, в котором мы познакомимся со всеми этапами создания приложения “Hello, World!”.

Однако, нужно понимать, что когда пойдут серьезные проекты, приложения, которые вы захотите опубликовать в AppStore, то вам уже будет сложнее без дизайнера и разработчика. Сложность может проявиться на разных этапах – либо при разработке приложений, когда вы будете тратить часы в поисках необходимой картинки или сидеть и творить в PS, либо же после того, как опубликуете приложение и начнете получать комментарии от наших любимых юзеров, которые будут жаловаться на ваш убогий дизайн бесплатного приложения. Я столкнулся на обоих этапах с такими проблемами. После получения отстойных комментариев в AppStore я хотел забросить свое приложение, которое между прочим бесплатное, и забыть о неблагодарных пользователях. Однако, полезность самого приложения для меня, а также для многих других пользователей, заставила меня проглотить те гневные комментарии и продолжить разработку приложения. Месяца три назад я начал разрабатывать приложение вместе с дизайнером, который говорит что и куда вставлять, какой цвет выбирать, где и какую картинку рисовать, и это, я хочу сказать, довольно-таки удобно. Поэтому я все же советую в какой-то момент начать использовать услуги дизайнеров, чтобы получать хороший фидбэк от пользователей. И помните – пользователи iOS-устройств хотят видеть хороший дизайн приложения, даже если и его функциональность страдает.

Официальная часть: сертификат разработчика

Наверное, вы уже много слышали о каком-то там сертификате разработчика. Сейчас я постараюсь вас ввести в курс дела – зачем он и нужен ли он вам прямо сейчас. Сертификат разработчика представляет собой некий файл, как и любой другой сертификат. Этот файл выдает вам компания Apple после того, как вы пройдете все этапы регистрации в системе iOS (MacOS ) Developer (Enterprise ) Program .

Что же вам даст наличие данного файла и регистрация в одной из вышеуказанных программ? Ответов на этот вопрос – тьма тьмущая. Поэтому скажу только о самом важном (все нижеописанное дается вам ровно на один год):

  • тестирование ваших приложений на своих девайсах (хотя вроде это хакается и можно и без сертификата)
  • доступ к форуму разработчиков на портале Apple (хотя есть сообщество StackOverflow.com, где гораздо оперативнее можно найти ответ на ваш вопрос)
  • возможность скачать бета-версии (ну и конечно же текущие) iOS и Xcode
  • возможность установить бета-версии iOS на свой девайс
  • возможность опубликовать приложение в AppStore
  • возможность привязать до 100 устройств к своему аккаунту, тем самым разрешив данным девайсам устанавливать бета-версии iOS, тестировать ваши приложения (еще не опубликованные в AppStore) и еще много чего нелегального
  • возможность попонтоваться перед друзьями, что вы официальный разработчик iOS-приложений

Если вы решили, что вам нужен такой сертификат, то будьте готовы расстаться с 100$ (300$ для Enterprise), отправить факс в США, ввести данные вашей банковской карты (внимание! Вашей, именно вашей), ну и дочитать эту главу.

Итак, поехали.

  1. Идем по этой ссылке http://developer.apple.com/programs/ios/
  2. Кликаем на Enroll Now
  3. Читаем внимательно флуд и идем дальше – Continue
  4. Тут у нас 4 пункта:?a. Вы хотите создать новый Apple ID для Apple Developer Program?b. Вы хотите использовать существующий Apple ID?c. Вы уже зарегистрированы, как простой разработчик, а теперь хотите стать официальным разработчиком со всеми вышеописанными плюшками?d. Вы уже являетесь участником iOS или Mac Developer Program и хотите привязать к вашему аккаунту еще одну программу
  5. Друзья, дальше вам самим надо пройти пару шагов по заполнению личных данных. Я уже точно не помню, что там. Возникнут вопросы – задавайте в этом топике, я отвечу по-возможности на всё.
  6. Вам дали ссылку на.pdf файл, который надо заполнить и отправить по факсу в Apple.
  7. Печатаем его, заполняем (очень внимательно и аккуратно).
  8. Отправляем факс в офис Apple в США. (Будьте бдительны, чтобы ваш факс не попал в чужие руки, потому что там вы указываете номер банковской карты и CVV).
  9. Ждем N-ое количество дней (недель), пока Apple обработает ваш запрос.
  10. Получаем письмо, в котором вас поздравляют с тем, что вы зарегистрировались в программе и лишились ста баксов. Ура!

После удачного прохождения квеста у вас будет доступ к http://developer.apple.com/membercenter/ . Пожалуй, обзор той страницы либо требует отдельной статьи, либо требует поиска в гугл/яндекс.

Ну вот, друзья, перейдем к оставшимся на повестке дня вопросам.

Необходимое оборудование для комфортной разработки

Если вы серьезно решили начать разрабатывать приложения под iOS, то крайне рекомендую сразу приобрести компьютер/laptop с MacOs. Наиболее дешевый вариант – Mac Mini, или что-нибудь б/у. Если вы студент и собираетесь таксать оборудование с собой – Macbook Air. Если у вас много денег и вы хотите мощный универсальный ноутбук – для игр, сложных вычислительных задач и программирования – Macbook Pro. Если вы хотите взять настольный компьютер – iMac или Mac Mini. Для разработки – вам подойдет любой компьютер в любой существующей конфигурации. Размер экрана – на ваше усмотрение. Я вот лично сейчас сижу за Macbook 13” и Mac Mini 17”. Меня устраивают оба дисплея. Если что, то можно всегда подключить внешний монитор к ноутбуку.

Не забываем о том, вам рано или поздно понадобится iPhone, iPod или iPad. Не надо доверяться только iOS-симулятору, который распространяется в одном пакете с Xcode. Всегда тестируйте релизные версии на девайсах. Или же – ищите тестеров (ответственных и добросовестных).

Если вы не готовы потратить столько денег на новое оборудование, то можно попробовать поставить хакинтош на ваш компьютер.

Вечный вопрос: Android или iOS?

Возможно, что данный вопрос надо было задать в самом начале, однако он все же расположился в конце данной статьи. Вы уверены, что хотите попробовать себя в область мобильной разработки, но не знаете какую мобильную платформу выбрать? Я не смогу ответить на этот вопрос за вас. Но я знаю одно – если вы хотите разрабатывать приложения под iOS, то вы должны любить продукцию Apple и операционную систему iOS и MacOs. Вы спросите – почему это? Ответ прост – вы должны любить свое дело, вы должны творить. Только тогда вы сможете разработать поистинне классный и полезный продукт. Только в этом случае вы будете изучать с наслаждением Objective-C и iOS. Я считаю, что это очень важно. Если вы обладаете схожими чувствами к продукции Apple, то смело идите в область iOS-разработок. Если вы думаете – я вот знаю Java, но не знаю Objective-C, однако мне больше нравится iOS, чем AndroidOs – то выбирайте iOS. Нет, ну а что вы ожидали, что я начну хвалить Android OS?

Также мне нравится iOS-сфера своим магазином приложений. Там все красиво, правильно и там очень жесткая модерация приложений. Та свалка приложений, которая сейчас в Andoroid OS – это просто ужас, как для пользователей, так и достойных разработчиков.

Что нужно сделать сегодня?

Сегодня вы должны решить: когда вы начнете разрабатывать приложения, хватит ли вам текущего опыта для изучения Objective - C , есть ли у вас необходимое оборудование, а самое главное желание?

Hello, world.

Проверка готовности

Перейдем от теории к практике. Для практического занятия вам понадобится Xcode 4.2 с iOS SDK, желательно сертификат разработчика, знание С, С++, Java или Objective-C (ну может знания и в других языках подойдут) и, наконец, желание начать писать приложения под iOS. Если вам чего-то не хватает, например, сертификата разработчика, то статья будет актуальна для вас все равно. В любом случае, мне кажется, каждому пользователю iOS-девайса должно быть интересно взглянуть на внутреннюю кухню разработки приложений.

Создание нового проекта

Поехали. Нажимаем на иконку Xcode. Откроется окошко подобного содержания:

Выбираем пункт “Create a new Xcode project”. В следующем окне выбираем тип проекта. Нам нужен: “iOS – Application – Single View Application”.

Нажимаем Next. Увидим окно следующего содержания:

Разъясню поля ввода:

  1. Product Name – Название нового проекта – можете ввести любое, но я советую использовать названия, идентичные моим, потому что я периодически буду на них ссылаться.
  2. Company Identifier – Идентификатор вашей компании – можете заполнить его как угодно.
  3. Bundle Identifier – уникальный идентификатор вашего приложения. Это поле можно будет отредактировать позднее.
  4. Class Prefix – префикс, который будет приписываться к названиям всех классов, которые вы создадите в проекте. Я оставил поле пустым (“XYZ” – это просто подсказка).
  5. Device Family – на какие типы устройств можно будет устанавливать проект. Можно выбрать один из трех вариантов: iPad / iPhone / Universal . Их назначение очевидно. Если вы сейчас не можете решить, нужно ли вам создавать универсальное приложение, то можете выбрать любой из других вариантов. Это можно будет исправить на любом этапе жизненного цикла ПО.
  6. Use Storyboard – это связано с созданием модели пользовательского интерфейса. Добавилось вместе с iOS5, так что при использовании этого ужаса ваше приложение можно будет установить только на устройства с осью iOS5 или выше.
  7. Use Automatic Reference Counting – это новая фишка компилятора Apple LLVM 3.0 – автоматически (почти) управляет памятью (следит за утечками, зомби и прочими ужасами). Я бы сказал, что для новичка – идеальный вариант. НО – 1) не все там уж такое автоматическое, 2) доверяете ли вы компилятору больше, чем себе?, 3) Рекомендую управлять памятью вручную.
  8. Include Unit Tests – подключить к проекту юнит-тестирование.

У вас появится окно выбора категории, куда будет помещен проект. Хочу только предупредить, что автоматически будет создана папка с названием вашего проекта в той папке, которую вы выбрали, то есть дополнительно папку под конкретный проект создавать нет необходимости.

Галочку “Create local git repository for this project” не ставим. Лучше потом при необходимости подключим наш проект к репозиторию кода, если вдруг понадобится.

Нажимаем “Create” и видим новое окно, окно нашего рабочего пространства:

И так, у нас создан проект, сгенерировались какие-то файлы, какие-то окошки открыты.

Ознакомимся с файлами в навигационном меню:

  • файлы с суффиксом “.h” – это хэдеры, там, где мы будем давать описание классов
  • файлы с суффиксом “.m” – это implementation файлы, там, где мы будем реализовывать ранее описанные классы
  • файлы с суффиксом “.xib” – это файлы, в которых описывается интерфейс одного окна приложения

Компляция проекта

Компиляция -

  1. трансляция программы на язык, близкий к машинному, и последующая её компоновка.
  2. трансляция программы, составленной на исходном языке, в объектный модуль (осуществляется компилятором) и последующая её компоновка в готовый к использованию программный модуль.
  3. трансляция программы, составленной на исходном языке, и последующая её компоновка в программу на некоем машинонезависимом низкоуровневом интерпретируемом коде (как например в случае языка Java).

Процесс компиляции состоит из следующих фаз:

  1. Лексический анализ. На этой фазе последовательность символов исходного файла преобразуется в последовательность лексем.
  2. Синтаксический (грамматический) анализ. Последовательность лексем преобразуется в древо разбора.
  3. Семантический анализ. Древо разбора обрабатывается с целью установления его семантики (смысла) - например, привязка идентификаторов к их определениям, типам данных, проверка совместимости типов данных, определение результирующих типов данных выражений и т. д. Результат обычно называется «промежуточным представлением/кодом», и может быть дополненным древом разбора, новым древом, абстрактным набором команд или чем-то ещё, удобным для дальнейшей обработки.
  4. Оптимизация. Удаляются избыточные команды и упрощается (где это возможно) код с сохранением его смысла, то есть реализуемого им алгоритма (в том числе предвычисляются (то есть вычисляются на фазе трансляции) выражения, результаты которых практически являются константами). Оптимизация может быть на разных уровнях и этапах - например, над промежуточным кодом или над конечным машинным кодом.
  5. Генерация кода. Из промежуточного представления порождается код на целевом языке (в том числе выполняется компоновка программы).

Более простым языком от меня. На этапе лексического анализа проверяется, что все символы в вашем исходном коде идут в нужном порядке и связанные символы на следующих этапах будут рассматриваться как единая сущность – лексема. На этапе синтаксического анализа проверяется, что все лексемы расположены в правильном порядке, на нужных местах, в верной последовательности. И, наконец, на этапе семантического анализа проверяются соответствия типов данных.

И так, когда вы нажимаете “Build project”, то сначала выполняется лексический анализ вашего кода, если он успешен, то синтаксический анализ, и затем семантический анализ. В Xcode все время работает некий легковесный процесс, который выполняет эту функцию, тем самым подсказывая разработчику “на лету” . Например, если вы не поставили “;” или вдруг приравняли int некую строчку символов, то Xcode подчеркнет строку красной волнистой линией.

Запуск на симуляторе

И так, попробуем запустить наш проект, для которого мы еще не написали ни строчки кода лично.

Для этого обратимся к меню: Схема компиляции (ей присвоен зеленый цвет на моем скриншоте). Схема – это некая конфигурация проекта. Xcode генерирует ее автоматически. Нажимаем на строку, которая стоит справа от названия проекта (имя девайса), если девайс не подключен, то будет написано “iOS Device”. У вас появится выпадающий список следующего содержания:

В этом списке мы выбираем то, куда будет установлен наш проект: это может быть либо ваш девайс, либо симулятор. Если вы выбрали тип приложения универсальный, то можно будет выбрать тип симулятора: iPhone или iPad. Также можно для симуляторов выбрать версию операционной системы (важно протестировать проект на всех версиях iOS, на которые приложение можно установить). Раз заговорили о минимальной версии iOS, то надо и упомянуть, как определить ее минимальную версию? Все просто – если вы используете методы (фичи), которые были добавлены в версии iOS, например, 4.0 , то планка минимальной требуемой операционной системы поднимается до 4.0 . Давайте опустим планку до 4.0 с 5.0 . Для этого обратимся к меню: “Deployment target” (выделено синим цветом на моем рисунке). Из выпадающего списка выбираем 4.0 . Теперь опять вернемся к меню: Схема компиляции . Наш список теперь выглядит следующим образом:

Выберем “iPhone 4.0 Simulator”. И, наконец, нажимаем на стрелочку, под которой написано “Run”. В “Информационном табло” мы увидим процесс компиляции. После того, как все удачно соберется, у нас откроется окно симулятора iPhone:

Теперь быстро пробежимся по возможностям симулятора.

  • Можно симулировать iPhone, iPhone Retina, iPad.
  • Симулировать различные версии iOS.
  • Снимать скриншоты.
  • Крутить экраны (портретный и ландшафтный режимы)
  • Трясануть
  • Симулировать нехватку памяти.
  • Симулировать сервер печати
  • Геолокационное положение
  • Мультитач жесты(максимум 2 пальца)
  • Прочее

Ко всем этому можно получить доступ из меню программы симулятора:

Пару слов о симуляторе. На симулятор можно устанавливать приложения только через Xcode, их можно удалять прямо из симулятора (как и на реальном устройстве), он поддерживает многозадачность. Но и обладает многими ограничениями, например, нельзя устанавливать сертификат в локальное хранилище сертификатов приложения. Но самый главный недостаток то, что это СИМУЛЯТОР , а не ЭМУЛЯТОР . То есть он всего лишь делает вид, что является iOS-девайсом, просто отрисовывая похожий интерфейс (программный уровень). А вот эмулятор как раз выполняет в точности то, что будет выполнять девайс (на физическом уровне). Какой надо сделать вывод? Обязательно тестируйте на реальном девайсе. У меня бывали случаи, когда на девайсе работает, а на симуляторе нет, и наоборот.

Выводим “Hello, world!”.

Надеюсь, до этого этапа все более менее ясно. Если нет, то в процессе разработки начнете понимать более глубоко.

Данная глава написана в память о Деннисе Ритчи, создателе языка программирования C и ключевой разработчик операционной системы UNIX , а также как соавтор книги «Язык программирования C » .

Цель главы – украсить наш пустой серый экран. Отлично, поехали. Возвращаемся в Xcode, выбираем в навигационном меню “ViewController_iPhone.xib”. Далее выбираем “View” в появившемся списке. Справа выбираем “Attributes Inspector”. Вот как окно выглядит у меня плюс дополнительные комментарии:

Теперь добавим метку UILabel. UILabel – это название класса в iOS SDK, который позволяет отобразить нередактируемый текст на экране. Вообще, все классы, позволяющие что-то отобразить, имеют префикс UI : UIView, UITableView, UITextView, UIButton,…. В окне “Доступные объекты для отображения” ищем строку с именем Label. Как-то только нашли, то нажимаем на нее и перетаскиваем на наш текущий вид экрана.

Синие пунктирные линии помогут вам отцентрировать/откалибровать относительное положение метки. И так, выбираем Label в списке отображаемых объектов, если еще не выбрано, и видим в свойствах пункт: Text. Давайте впишем туда “Hello, World!” и нажмем Enter . Вот у нас изменился текст метки и сжался. Давайте это исправим. В категории свойств выберем “линейку” “Size Inspector”. Там есть поля:

  • x и y – координаты верхнего левого угла метки относительно родительского вида, то есть того вида, куда мы поместили метку – это вид View в нашем случае.
  • width и height – соответственно ширина и высота редактируемого объекта.

Вы можете попробовать редактировать эти значения и проследить изменения. Также редактировать положение и размер можно непосредственное двигая метку (текст) и дергая ее каркас за различные “точки” .

Потратьте еще минут 15-25 и поиграйтесь с различными свойствами в различных категориях:

  1. Выравнивание текста
  2. Размер шрифта
  3. Цвет, тень текста
  4. и др.

Впоследствии мы будем к ним возвращаться и я буду пояснять предназначение тех или иных полей.

Какие стандартные view есть в iOS.

В предыдущем пункте я затронул названия некоторых классов, отвечающих за интерфейс. Собственно приставка UI и означает User Interface. Тут я приведу, возможно не полный, список доступных типов view. Во-первых, все описанные ниже классы наследуются от UIView, т.е. обладают теми же свойствами и методами. Во-вторых, вы всегда можете создать собственный кастомный view. Список ниже:

1) UILabel – метка – основное назначение: отображение одной или нескольких нередактируемых строк текста.

2) UIButton – кнопка – основное назначение: обычная кнопка, посылает сигналы объектам, уведомляя о том, что на нее нажали

3) UISegmentedControl – кнопка с сегментами – основное назначение: кнопка с несколькими активными частями, можно определить, на какую нажали

4) UITextField – текстовое поле ввода – основное назначение: поле для ввода текста пользователем

5) UISlider – слайдер – основное назначение: обычный слайдер, помогает более интуитивно изменять какие-либо настройки

6) UISwitch – On/Off переключатель – основное назначение: имеет два состояни – включен или выключен, назначение очевидно

7) UIActivityIndicatorView – индикатор активности – основное назначение: обычно используется, чтобы сообщить пользователю о том, что приложение либо скачивает данные, либо просто выполняет какие-то вычисления

8) UIProgressView – индикатор состояния (прогресса) – основное назначение: отображать состояние завершенности чего-либо

9) UIPageControl – переключение между страницами – основное назначение: отображение количества страниц, отображение текущей страницы

10) UIStepper (>= iOS 5)- +/- пошаговый контроллер – основное назначение: тоже очевидно

11) UITableView – таблица – основное назначение: отображение таблицы, пожалуй, самый популярный элемент

12) UITableViewCell – ячейка таблицы – основное назначение: отображение строки в таблице, обычно кастомизируется

13) UIImageView – изображение – основное назначение: отображение картинки или изображения

14) UITextView – текстовое поле (скроллируемое) – основное назначение: отображение большого объема текста, который можно прокрутить.

15) UIWebView – web – основное назначение: отображение web-страницы

16) UIMapView – карты – основное назначение: отображение карты

17) UIScrollView – скроллируемый вид – основное назначение: отображение нескольких view, которые не помещаются на одном экране

18) UIDatePicker – вид выбора даты – основное назначение: идеальный вариант для ввода даты

19) UIPickerView – вид выбора барабанный – основное назначение: альтернатива таблице при выборе какой-либо опции

20) UIView – просто вид – основное назначение: очевидно

21) UINavigationBar – навигационная панель – основное назначение: панель, в которую выводится заголовок экрана и дополнительные кнопки управления

22) UINavigationItem – элементы UINavigationBar – основное назначение: очевидно

23) UIToolbar – тулбар – основное назначение: отображение панели, на которую помещаются кнопки для управления приложением

24) UIBarButtonItem – элементы тулбара – основное назначение: очевидно

25) UIBarButtonItem (fixed and flexible space) – элементы тулбара особенные – основное назначение: изменяем расстояние между кнопками на тулбаре

26) UITabBar – таббар – основное назначение: помогает переключаться между различными несвязанными с друг другом экранами

27) UITabBarItem – элемент таббара – основное назначение: очевидно