Как произвести выделение области в фотошопе с помощью инструмента перо? Приёмы использования инструмента «Перо» (Pen tool) в Illustrator.

На панели инструментов многие встречали инструмент «Перо», но не все пользуются этой функцией, незнакомы с её возможностью. Между тем она весьма полезна для тех, кто занимается рисованием и монтажом изображений. Рассмотрим в нашей статье инструмент Перо в Фотошопе, как пользоваться, в каких случаях можно применять. При использовании векторной графики , для рисования чётких линий, выделения объектов, изготовления векторных заготовок удобно использовать этот инструмент.

Предлагаем вам изучить основные принципы

Кликните на «Перо» в панели слева, вверху откроется его панель параметров, возможность настраивать его для работы. Здесь можно сделать следующее.

Режимы

Вначале вы увидите два режима:

  1. Слой-фигура - здесь строятся слоевые векторные изображения;
  2. Контуры.

В первом из названных режимов вы выбираете цвет и сразу можете рисовать залитые выбранной расцветкой фигуры. Нарисованный элемент появляется на отдельном слое. Получается векторный слой, его можно изменять-редактировать по принципам векторной графики. На слое вы увидите иконочку, наведя на которую, увидите надпись «Миниатюра векторной маски» — это означает возможность работы с векторным объектом.

Новый слой автоматически создается при построении

При работе во втором режиме ставим на листе точку, не отпуская левую кнопку мыши проводим пером в сторону, образуется направляющая прямая, с помощью которой потом можно будет видоизменять объект. Ставим следующую точку, она соединилась линией с первой точкой, опять проводим направляющую прямую. Вытягивайте направляющие в те стороны, куда вам нужно изогнуть линию. Чем длиннее направляющий отрезок, тем сильнее будет изгиб. Кликнув на первую опорную точку пером, замкните контур. Затем можно проводить разные операции для формирования изображения.

Если активировать функцию «Просмотр», то программа помогает отслеживать, куда пойдёт наша кривая при выборе следующей точки.

Режим подходит для рисования кривых

Выделение области

Перо используют для создания области выделения в Фотошопе.

  • Проставляя точки, создайте контур какого-либо изображения, кликните внутри фигуры правой кнопкой мыши.
  • В появившемся меню кликните на «Образовать выделенную область».
  • Появляется новое окошко, где сразу можно задать радиус растушёвки для выделяемого изображения, активировать функцию сглаживания неровных краёв.
  • Нажав ОК или Да, мы образуем очерченную пером область выделения.

Данная функция будет полезна при дальнейшей работе с фотографиями

Обводка кисточкой

Любой построенный объект можно обвести кисточкой. Создайте контур пером, нажмите внутри правой кнопкой, в появившемся меню выбирайте функцию «Выполнить обводку».

В новом появившемся меню даётся выбор, чем именно производить обводку: карандашом, кистью, ластиком, осветлителем или другим способом. Если, допустим, выбрать кисть, то обводка будет ею выполнена по установленным для кисти параметрам (цвет, толщина). Если вам нужно будет выполнить какую-либо обводку, заранее нажмите нужный инструмент, выставьте его параметры. Затем берёте Перо, обводите им изображение, выбираете функцию для создания контура, названную выше, и у вас фигура выделенная получит контур с заданными параметрами.

Фотошоп как всегда радует своей вариативностью

Заливка

После того как контуром обведёте изображение, можно выбрать функцию «Выполнить заливку». Объект будет залит цветом, установленным для переднего плана, если вы выберете в появившемся окошке «Основной цвет». Можно выбрать определённый узор для заливки , проставить режим наложения, уровень прозрачности, радиус растушёвки, сглаживание.

Трансформирование

Функция «Свободное трансформирование» образует квадрат для работы с фигурой. Меняя его положение, можно разворачивать фигуру, как вам требуется.

Кликнув правой кнопкой внутри рамки, откроете окно с различными способами трансформирования: повороты фигуры, наклон, искажение, масштабирование (увеличение либо уменьшение), изменить перспективу либо выполнить свободную деформацию с помощью дополнительно появившейся сетки.

Свободное перо

Этот инструмент позволяет создавать в Фотошопе различные кривые для векторного рисунка. В отличие от предыдущего режима свободное перо позволяет водить по листу им и воздавать самые разные изображения без использования якорных точек. Нарисованную фигуру в Фотошопе можно также залить цветом, создать обводку, выделить либо использовать функцию «Свободное трансформирование».

В режиме «Свободное перо» можно настроить также некоторые параметры. Параметр «Погрешность» при установленных 2-3 пикселях создаёт контур несглаженный, неплавный, при 10 пикселях тот становится плавным.

Выбрав параметр «Магнитное», вы строите контур по тому же принципу, по которому работает инструмент «Магнитное лассо». Для параметра «Магнитное» можно указать ширину в пикселях, контрастность с фоном, частоту якорных точек. Выбрав такой параметр, мы проводим пером, и автоматически создаются якорные точки.

Включаем дополнительные опции

Редактирование контура

Для работы с контуром в Фотошопе есть инструмент «Добавить новую точку». При наведении на точку включится режим «Стрелка», позволяющий изменять положение точки, изменять кривизну дуги в отдельных сегментах изображения.

Можно удалить ненужную опорную точку, мешающую созданию правильного контура, с помощью специального инструмента в окне Пера.

Угол

Есть ещё в Фотошопе инструмент «Угол» в разновидностях режима Пера. Кликнув им на опорную точку, удаляем направляющий отрезок. Кликнув второй раз, образуем снова направляющие отрезки, но теперь его половинки можно разворачивать под любыми углами, что даёт больше вариантов изменения кривизны нашей дуги.

Создание определённых фигур

Вверху на панели параметров для инструмента Перо есть набор фигур, которые можно быстро рисовать с его помощью либо создавать контуры этих фигур для области выделения. Таким образом можно построить прямоугольник обычный, прямоугольник со сглаженными углами, окружность, многоугольник с любым количеством сторон, прямую линию определённой толщины.

Есть также функция «Произвольная фигура». В раскрывающемся списке вы найдёте множество различных изображений.

Стили изображений

Для объектов, выстраиваемых в режиме «Слой-фигура», можно задавать стиль из нескольких стандартных, предлагаемых программой. Фигура сразу образуется в выбранном стиле, для которого автоматически добавляются эффекты. Это изображение можно легко перевести из вектора в растровое, кликнув по иконке правой кнопкой и выбрав «Растрировать слой».

Можно добавить эффекты

Векторная маска

Функция векторной маски позволяет ограничить работу с изображением выделенным контуром. Например, при использовании кисти для раскрашивания фигуры цвет не будет выходить за пределы контура, даже если вы проведёте кистью за его границы.

Как видите, Перо даёт много возможностей для векторной графики. Особенно часто используют его для выделения сложных фигур путём создания контура и образования области выделения. Но и при рисовании он полезен, благодаря различным опциям, позволяющим создавать изображения и редактировать их. Если раньше вы не знали, как пользоваться пером в Фотошопе, познакомьтесь с его параметрами и проверьте их на практике. Уверены, вскоре этот инструмент станет вашим постоянным помощником в работе с программой Фотошоп, и вы будете часто им пользоваться при создании коллажей, векторных рисунков, переносе фигур на другой фон.

Я решил написать подробный гид по использованию инструмента Перо в Фотошопе или Pen Tool , его англоязычное название. И причины, которые меня побудили на это, заключаются в том что Перо очень непростой инструмент. Изучение Пера осложняет также то, что в Фотошопе он идет в связке с массой непонятных настроек. Даже подробный разбор всех настроек не гарантирует успешное освоение инструмента Pen Tool и вот почему. Рисование контуров Пером — исключительно моторный навык. То есть надо понять на неком подсознательном уровне, как и по каким законам гнётся кривая Pen Tool .

Когда я начинал осваивать Перо в Фотошопе я был в полной прострации. Я с трудом понимал принципы, по которым Перо выстраивает векторные кривые. Но этот путь мною благополучно пройден. Я убежден в том, что освоить инструмент Pen Tool очень просто, если браться за него с правильного конца. Для полного освоения Pen Tool я рекомендую прочитать статьи о векторе в Фотошопе:

Немного об инструменте Pen Tool (Перо)

Pen Tool — стандартный и типовой инструмент для создания векторных кривых где бы то ни было. В различных вариациях он присутствует почти во всех программах для графического дизайна. Он есть в Фотошопе и Иллюстраторе . Честно говоря он переехал в Фотошоп как раз из Иллюстратора, вместе с другими базовыми инструментами вектора лет 15 назад. Он есть в Corel Draw , там он называется Bezier Tool . Конечно, перо было и в Macromedia Freehand , пока программа была жива. Есть перо и в бесплатных программах вектора типа InkScape . Перо есть в InDesign в Flash и даже в GIMP-e . Во всех перечисленных программах перо везде работает одинаково. То есть, если вы разобрались с пером в Фотошопе, то разобрались с ним во всех перечисленных мною графических платформах.

По моему мнению учиться рисовать Пером удобнее все же в векторных рисовалках вроде Иллюстратора. Просто потому что в векторной программе Перо отделено от всякой мишуры, оно выглядит как перо, оставляет за собой линию, как при рисовании на бумаге. Тем не менее я решил написать о Пере применительно к Фотошопу, просто потому что именно Фотошоп является самой распространенной графической программой, именно через него люди начинают изучать Pen Tool и только после этого начинают осваивать Adobe Illustrator .

Ну и в заключении немного истории. Инструмент Pen Tool или Перо Безье , как его называют во всем мире, основано на математической формуле математика Пьера Безье . На самом деле Поль де Кастельжо изобрел кривые Безье немного раньше самого Безье. Но его работы не опубликовались, так как являлись корпоративной тайной Ситроен. Впрочем исторический экскурс вы можете прочитать и сами в Википедии, в том числе и о самой Кривой Безье . Нас же больше интерисуют не графики с формулами, а ответ на простой вопрос: как же этим Пером нарисовать хотя бы что-то?

Как настроить Перо в Фотошопе

Перед тем как учиться рисовать кривые убедитесь что на панели Настроек Windows > Options у вас стоят правильные значения. Выберите Pen Tool и взгляните на панель наверху. В области режимов вектора у вас должно стоять Path . Мы будем рисовать только в этом режиме. В режимах сложных фигур у вас должно стоять Add to path area (+) . Я очень кратко расскажу об этих настройках, но если вы жаждете подробных обзоров, то я уже написал их:

Режим Path создает векторные контуры в чистом виде. Эти контуры ни к чему не прикреплены. Они существуют вне зависимости от слоев. И, мягко говоря, инструментом Pen Tool в Фотошопе особенно не порисуешь. Он не был создан для рисования в чистом виде. Он несет лишь вспомогательную функцию. Другие два режима — Layer Shape создает фигуру, в виде слоя с привязанной векторной маской. И это единственный способ создания векторных фигур в Фотошопе. Слой заливки, ограниченный векторной маской. Нам этот режим не подходит, так как он сразу будет создавать маску и заливать её каким то цветом. Режим Fill Pixels создает растровые фигуры. Слава богу, при использовании Пера этот режим вообще заблокирован.

Режимы типа Add to path area (+) — вспомогательные режимы. Они созданы для того чтобы рисовать сложные фигуры. Например режим Subtract from area (-) — вырезает дырки в контурах. Другие режимы более специфичные, используются редко. А режим Add to path area (+) — добавляет контуры друг к другу.

Настройка панели Path в Фотошопе

Я уже говорил что Pen Tool в режиме Path создает контуры, которые существуют в отрыве от слоев. Но где то же эти контуры находятся и как то ими можно управлять? Находятся они в панели Path и если вы не можете найти её в своих панелях откройте Windows > Path .

По устройству панель Path похожа на панель , но работает немного иначе. В ней уже присутствует базовый слой Work path . Это не обычный слой, а скорее временная область. Все отрисованные кривые в Фотошопе появляются на слое Work Path . И пока кривые остаются выделенными, слой Work Path сохраняет их для нас. Но стоит нам потерять выделенную кривую, как Work Path обнулится, а контур будет удален. Почему выделение пропадает? Например, вы можете случайно кликнуть по какой-то векторной маске. Или вы можете перейти на панель Path и кликнуть по пустой области. Тогда слой Work Path потеряет выделение, и когда вы опять переключитесь на Pen Tool и начнете рисовать, все старые контуры на Work Path будут удалены.

Чтобы не терять выделенные контуры я советую сразу сохранять их. Для сохранения нужно дважды кликнуть по слою Work Path . Тогда он предложит сохранить контур в отдельный «слой». Либо, другой вариант, нажмите на небольшую иконку на дне панели контуров Create New Path . Тогда панель создаст новый не стирающийся слой для контуров. Но я все же советую работать так. Нарисовали новый контур, кликнули по Work Path и сохранили в новый слой. Таким образом ваши контуры всегда будут на разных «слоях», что очень удобно.

Пожалуй все приготовления закончены и вы знаете достаточно, чтобы не потеряться в настройках инструмента Pen Tool, пора переходить к практике.

Как выделять Пером в Фотошопе

Чаще всего инструмент Pen Tool используют для выделения объектов, или обтравки. Конечно, сам по себе векторный контур ничего не выделяет, но из векторного контура можно легко сделать векторную маску, или преобразовать его в выделенную область, из которой можно получить и растровую маску. Кроме того вектор можно удобно изгибать, создавая мягкие окружности. Вы можете начать обтравку объекта Пером , затем переключиться на другой инструмент, а потом опять вернуться к обтравке. При работе с инструментами выделения типа пока не закончишь фигуру оторваться от работы не возможно. Я терял области выделения сотни раз, из-за случайного клика, или выскочившего окна аськи. С Pen Tool такие фокусы исключены. Поэтому многие предпочитают выделение Пером , нежели Лассо .

Рисовать и пользоваться инструментом Pen Tool я научился именно через выделение. Я выделял и выделял различные объекты и постепенно понимал принципы построения кривых. Я считаю что выделение объектов идеальный вариант изучения Пера в Фотошопе .

Самый простой способ выделить Пером

Самый простой способ начать пользоваться инструментом Pen Tool — забыть о направляющих. То есть, просто возьмите картинку и начинайте выделять предметы без использования направляющих. Как это делать? Очень просто. Сделайте клик, затем второй, затем третий. Примерно так.

Работайте с Pen Tool , как будто это . Выделяйте предметы маленькими отрезками, как ножничками. На окружностях делайте отрезки поменьше, чтобы выделенный объект был выделен гладко.

И вот так шаг за шагом выделите весь объект и соедините точку с начальной точкой, чтобы завершить векторную фигуру.

Следующий шаг

Следующий шаг предполагает более смелое использование инструмента Перо. Зачем делать столько лишних точек? Начинайте понемногу пользоваться направляющими. Не ставьте просто точку. Поступайте так только на ровных контурах. На местах изгиба применяйте направляющие точки. Вначале короткие скромные направляющие. Кликайте инструментом Pen Tool и не отпуская клавишу мышки немного протягивайте курсор. Появятся направляющие линии. Создавайте короткие направляющие без всяких премудростей. Задавайте им направления в сторону линии.

Затем более крупные смелые. Чем крупнее будут ваши направляющие тем меньше вам понадобится точек. На этом шаге мы уже по настоящему начинаем использовать инструмент Pen Tool . Точек становится мало, направляющие длиннее. Они уже не всегда идут ровно по линии контура. Я убежден что научиться правильно располагать направляющие для точек можно только на практике, в полной мере поняв логику построения кривых.

Точки и направляющие Пера

Векторная кривая состоит из точек и направляющих. Точки и направляющие в различных программах имеют десятки названий и определений, от путей, до якорей или просто точек. Тем не менее суть их во всех программах одинаковая. Точка фиксирует координату, через которую должна пройти кривая. Направляющие регулируют направление кривой, отталкиваясь от координат и других направляющих.

Направляющие путей, направляют кривую определенным образом. В любом случае путь должен пройти через векторную точку, но направляющая определяет, как именно кривая пройдет через точку. У направляющей в буквальном смысле есть путь «назад» и путь «вперед».

Чем меньше точек тем лучше. Минимальное количество точек и умелая работа с направляющими позволяют создавать максимально гладкие векторные пути. С другой стороны чем меньше точек, тем больше ваши направляющие, и тем сложнее, порой, правильно настроить векторную кривую.

Работа с инструментом Перо

При работе с кривыми вы столкнетесь с разными видами точек и направляющих. В более продвинутых векторных программах эти различия контролируются в настройках. Но в Фотошопе для работы с вектором имеются только самые базовые инструменты. Можно сказать что Фотошоп дает нам возможность работать с кривыми на самом базовом элементарном уровне. Вот некоторые из разновидностей точек и направляющих, которые вам могут повстречаться.

  • Точки с симметричными направляющими — направляющие такой точки симметричны и связаны. Изменение направляющей с одной стороны изменяет направляющую с другой стороны.
  • Точки с одной направляющей — у точки активирована лишь одна направляющая.
  • Точки с ассиметричными (угловыми) — направляющие такой точки не связаны вместе, они направлены в разные стороны, они разной длины. Такие точки используются для углов.
  • Точки без направляющих.

Я уже говорил что в Фотошопе очень скудный инструментал для работы с точками и направляющими? Но владея некоторыми секретными шорткатами, которые переехали в Фотошоп из Иллюстратора, но никак не афишируются, вы станете мастером по созданию кривых.

Я продемонстрирую работу с Pen Tool создавая векторную область для буквы «R» . Делая обтравочный путь, я постараюсь использовать все возможные приемы при работе с Пером .

Создаем обтравочный путь для буквы R

Начните с простого клика по нижней части нашей буквы. Так как линия абсолютно прямая направляющие здесь не нужны. Даже если они понадобятся в дальнейшем (например вы захотите изменить форму буквы), это можно легко проделать спец инструментами, о которых пойдет речь чуть позже. Чтобы линия получилась абсолютно вертикальной нажмите SHIFT.

Теперь создайте ещё две точки, и протяните их направляющие так, чтобы векторный путь прошелся ровно по контуру буквы.

Теперь поставьте третью изгибистую направляющую, которая должна вести прямо внутрь буквы. Не переживайте, мы это поправим, главное, что её задняя часть ложится на контур буквы.

Нажмите ALT и захватитесь за тот ползунок направляющей, который ушел внутрь буквы. Передвиньте его так, как показано на картинке. Теперь у нас угловая точка с несимметричными направляющими. Заодно сразу можно поставить и следующую точку. Нажатие ALT превращает ваше перо на время нажатия в Convert Point Tool , который создан для коррекции направляющих.

Понятно что, в прошлом шаге мы действовали на ощупь и расставили направляющие неверно. Все это легко можно подправить. При включенном Pen Tool нажмите CTRL немного уменьшите направляющую. Кстати тоже самое можно сделать и нажав ALT , но CTRL вызывает инструмент Direct Selection Tool . Этим инструментом вы можете подвинуть векторные точки. Вы также можете поменять расположение векторных направляющих. Причем, если направляющие точки уже разбиты, вы можете редактировать их порознь друг от друга. Но если они связаны, то редактируются только симметрично друг другу. Чтобы разбить их надо вызывать Convert Point Tool или нажать ALT.

Следующим шагом я довел точки до конца. И вы наверняка заметили, что я воспользовался CTRL и поменял расположение прежней точки, чтобы минимизировать их количество.

Теперь, я бы мог опять нажать ALT и поменять расположение последней направляющей, чтобы направить её направо, но в этом нет никакого смысла. Она вообще там не нужна, так как дно буквы абсолютно горизонтальное. Поэтому я сделаю вот что. Я нажму ALT , но вместо того чтобы захватиться за направляющую, кликну по точке.

Теперь я нажму SHIFT , чтобы получить идеально горизонтальную линию и поставлю новую точку. Ясно, что в этом случае точке тоже нужна только одна направляющая. Кликаем ALT и вытягиваем её.

Очевидно, что я немного не учел расположение точек и направляющих, и перед предпоследней точкой нужна ещё одна. Или, возможно, нужно перенастроить направляющие. Я выберу первый вариант и создам дополнительную точку, чтобы получить ещё больше контроля над кривой. Наведите Pen Tool на пустое место в кривой, и когда на иконке инструмента появится + кликайте. Таким же образом вы можете удалять ненужные точки, наведя на них Pen Tool .

Когда точка поставлена, я нажал CTRL и немного подкрутил расположение точек и направляющие чтобы все было как надо. Не забудьте кликнуть Пером по последней точке, чтобы продолжить рисовать именно эту кривую, а не начать создавать новую. Сделать это нужно в том случае, если вы в ходе ваших экспериментов потеряли выделение контура.

Теперь нажмите SHIFT и поставьте последние точки. На этом отрезке работы я хотел бы сохранить свой контур, чтобы случайно не потерять его. Переходим на панель Path, двойной клик по контуру, вписываем название. Контур сохранен.

Теперь я переключусь в панели настроек на вырезающий режим Subtract, чтобы Фотошоп воспринимал новую фигуру, как вырезающую дырку из первой. После этого я дорисую букву.

Группа инструментов Пера

Говоря о инструменте Pen Tool, нельзя не упомянуть инструменты находящиеся с ним в одной группе. Прежде всего это сам:

Pen Tool — перо Безье, тот самый инструмент о котором я рассказываю всю статью

Free Form Pen Tool — аналог обычного Пера, но отличается тем, что рисует как обычная кисть. То есть не дает никакой возможности настраивать направляющие, а создает кривую на лету. К сожалению, этот инструмент не имеет никаких возможностей настроить сглаживание линии, поэтому кривую создает он ровно, там, где провели мышкой. Ну, а так как рука почти у всех дрожит, о гладких линиях можно забыть. Единственной интересной настройкой инструмента является галочка Magnetic . Она находится на панели настроек выше и превращает Перо, в Magnetic Lasso Tool . Только векторный.

Add Anchour Point Tool — добавляет точку на кривую. Нет никаких причин выбирать его отдельно. Обычный Pen Tool превращается в Add Anchour при простом наведении на кривую.

Delete Anchour Point Tool — удаляет ненужные точки кривых. И опять нет никакой необходимости выбирать его отдельно. Обычное перо прекрасно удаляет точки само, превращаясь в Delete Anchour при наведении на точку.

Convert Point Tool — позволяет перенастраивать с нуля направляющие точки. Готовые направляющие может растаскивать в разные стороны. Незаменимый инструмент, но вы убьете в два раза больше времени если будете постоянно его выбирать. Значительно проще использовать ALT при выбранном Пере.

Рисование Пером в Фотошопе

При рисовании контурных линий вам очень важно создавать не замкнутые фигуры, а отдельные несвязные друг с другом векторные кривые. Как будто художник наносит мазки своей кистью.

Вот несколько способов сделать это. Нарисуйте кривую и снимите выделение. Затем кликните по пустому полю на панели Path . И опять выделите слой Work Path . Кривая будет подсвечена, но не выделена.

Так же можно кликнуть любому из инструментов управления вектором, например, Path Selection Tool , а затем кликнуть по рабочей области. После этого можно продолжить создание кривой на том же поле.

Ещё один способ, просто сохранять все кривые в отдельных слоях на панели Path .

После обтравки вам, конечно же, захочется что-то сделать с векторными контурами. А ведь они для того и созданы, чтобы в дальнейшем с ними что-то сделать. Чтобы превратить их в область выделения, чтобы залить их краской, чтобы создать на их основе векторную маску, или фигуру. Или, в нашем случае, залить контур.

Если вы применяете векторные контуры для вексельного рисования в Фотошопе, вам, скорее всего, захочется превратить их в подобие линий. Вот как это делается в Фотошопе:

  • Выделите одну из линий инструментом Direct Selection Tool или Path Selection Tool .
  • , на который будет залита краска.
  • Кликните по контуру правой кнопкой мыши и из выпадающего меню выберите Stroke Subpath


В появившемся диалоговом окне надо выбрать, конечно, кисть и галочку Simulate Pressure — которая симулирует реальное нажатие пера. Но до этого, вам конечно надо настроить инструмент Кисть Brush Tool , так как заливка произойдет в соответствии с её настройками. Я поставил 7px размера, выбрал кисть с твердыми краями, и конечно не забудьте про галочку Tablet Pressure Control . Без неё с симулированием нажатия пера не очень срастается.

Можно смело нажимать ОК.

Несколько секунд повторяющихся операций и фотография чашки превращается в грубый эскиз.

Заливка векторных фигур, нарисованных Pen Tool

Вернемся к букве R, которую мы нарисовали пару шагов назад. Вместо заливки контуров можно залить содержание фигуры. Для этого вместо Fill Stroke надо выбрать Fill Path из выпадающего меню.

Но вместо этого, можно сделать кое что получше. Выделите вашу фигуру и зайдите в Layer > New Fill Layer > Solid Color . У нас получился слой с заливкой и векторной маской. Этот слой можно уменьшать и увеличивать без потери качества. На этом я пожалуй закончу, так как возможности векторных контуров в Фотошопе приближаются к бесконечности.

Надеюсь вы узнали что-то новое и удачных экспериментов!

Большинство людей не знают, как пользоваться пером в «Фотошопе», и постоянно откладывают обучение, полагая, что это слишком сложно. В конечном итоге работа в программе страдает от непонимания принципов такого важного инструмента. Поскольку перо недоступно, рисовать в «Фотошопе» контуры приходится линиями, а для выделения объектов использовать лассо. Создавать простые объекты или примитивы, а также фигуры неправильной формы гораздо легче при помощи этого инструмента. Давайте узнаем, как пользоваться пером в «Фотошопе» и быстро научиться работе с ним.

Особенности инструмента

Важно отметить, что инструмент перо не является чем-то эксклюзивным для Photoshop. Практически каждая популярная программа для обработки и редактирования фотографий, а также создания графики и мокапов использует его в той или иной форме. Поэтому, научившись применять перо в Photoshop, вы будете понимать, как использовать его во многих других программах.

Где находится инструмент перо

Прежде чем мы начнем говорить о том, как пользоваться пером в «Фотошопе CS6» и других версиях, нужно разобраться, где его найти. Если внимательно приглядеться, на палитре «Инструменты», в группе, предназначенной для начертания и работы с текстом, можно увидеть значок в виде наконечника пера. Рядом с ним будет находиться инструмент в виде стрелки, применяющийся для выделения контура. Она может находиться вверху или внизу в зависимости от версии «Фотошопа».

Инструмент Пьера Безье

Перо не похоже по своим функциям на чернильную ручку, потому у многих пользователей возникает вопрос, почему оно так называется. На самом деле инструмент для линии в «Фотошопе» называют также перо Безье или инструмент Безье, потому что он был создан человеком по имени Пьер Безье. Этот французский инженер работал на автомобильную компанию Renault. Он придумал причудливую математику, которая управляет инструментом. Перо изначально было создано, чтобы помочь проектировать автомобили и использовалось для рисования контуров.

Что такое пути

Пути — это то, что может показаться немного неуместным внутри программы, такой как Photoshop. Причина в том, что это прежде всего программа для пиксельной графики, а пути не имеют абсолютно ничего общего с пикселями и относятся к векторам. Это линия, которая идет от одной точки к другой. Она полностью независима от пикселей. Линия может быть прямой или изогнутой, но она всегда находится между двумя точками, которые называются опорными. Путь полностью отделен от самого изображения. Если попробовать напечатать картинку с видимым на экране контуром, то он не появится на бумаге. Кроме того, если сохранить изображение в виде файла JPEG и загрузить его на веб-сайт, его также не будет видно. Эти линии существуют только для Photoshop и глаз зрителя.

Теперь давайте разберемся, как пользоваться пером в «Фотошопе». Нам всегда нужно как минимум две точки, чтобы создать путь, так как мы должны знать, где он начинается и где заканчивается. Если использовать достаточно точек, чтобы привести путь обратно в начало и замкнуть контур, можно создавать разные фигуры, как при работе со стандартными инструментами в Photoshop. Например, инструмент "Прямоугольник" использует пути, связанные точками, для рисования прямоугольной формы, а инструмент "Эллипс" применяет их для рисования эллиптической формы и так далее. Все фигуры в "Фотошопе" — это контуры, созданные из путей.

Заполнение контура

Мы можем нарисовать квадратный контур, и если мы ничего не сделаем с ним, то есть не зальем цветом или не заштрихуем, то все, что получится — это основной контур квадрата. То же самое с кругом или любой другой формой. Сама линия — только контур фигуры. Можно выделить весь путь при помощи инструмента в виде черной стрелочки или лишь отдельные точки с помощью инструмента «Прямое выделение» (Direct Selection Tool).

Работа с сегментами

Сегмент линии — это любой путь между двумя точками. Например, прямоугольный контур будет состоять из четырех точек, по одной в каждом углу. Отдельные пути, соединяющие верхнюю точку с нижней, а левую с правой и создающие форму прямоугольника, являются сегментами. Фактический путь сам является комбинацией всех отдельных сегментов, которые составляют форму. Это может прозвучать сложно, поэтому лучше сразу разобраться на практике.

Выбор инструмента

Откройте новый документ в Photoshop. Не имеет значения, какого он размера. Затем выберите инструмент "Перо" на панели «Инструменты». Вы можете также выбрать его, нажав английскую букву P на клавиатуре. У инструмента есть два режима работы: Shape Layer ("Форма") и Paths ("Путь"). Перед тем как пользоваться пером в «Фотошопе», нужно убедиться, что мы работаем с путями, так как и по умолчанию инструмент использует другой режим.

Режимы работы с пером

При выборе пера, если мы посмотрим на панель параметров в верхней части экрана, то увидим группу из трех иконок или меню с тремя пунктами. Значок слева — это тот, что выбран по умолчанию. Если бы мы работали с инструментом "Перо" в этом режиме, то рисовали бы фигуры так же, как при использовании любого из различных инструментов формы. Единственное отличие, что вместо рисования предопределенной формы, такой как прямоугольник или эллипс, мы могли бы нарисовать любую, какую захотим.

Как создать путь

Кликните один раз в любом месте документа. Не перетаскивайте, просто нажмите на кнопку мыши. Когда вы это сделаете, то добавите небольшую квадратную точку. Эта первая точка, которую мы только что добавили, является отправной точкой пути. Кликните еще один раз внутри документа с помощью инструмента "Перо", чтобы добавить новую точку. Технически она называется якорной или опорной, так как является остановкой на пути по контуру. Для того чтобы передвинуть точку, возьмите инструмент Direct Selection Tool, иконка которого выглядит как белая стрелка. Выбранная точка будет темной, а остальные — с черной обводкой. Другой инструмент — Path Selection Tool - выбирает весь контур целиком. Можно добавлять и удалять точки специальными инструментами, которые находятся в том же меню, что и основной инструмент "Перо".

Добавление сегментов

Первая точка привязывает начало пути к определенному месту внутри документа. Когда мы добавим новые, каждая из них закрепит контур в этом месте. Должно быть как минимум две точки, чтобы создать путь, так как нужно указать, где он начинается и заканчивается. Теперь, когда у нас есть как начальная, так и конечная точка, Photoshop смог соединить их вместе, создав путь. Это первый сегмент контура. Добавим еще один, кликнув в другом месте внутри документа. Для того чтобы замкнуть путь, достаточно вновь нажать на отправную точку. Когда вы наведете курсор мыши на нее, в правом нижнем углу значка пера появится маленький кружок. Этот говорит о том, что мы собираемся пройти «полный круг», заканчивая путь там, где он начался. Чтобы замкнуть контур, нажмите непосредственно на начальную точку.

Выделение контура

Готовый контур можно превратить в выделение при помощи палитры путей, которая находится рядом со слоями и каналами. Photoshop называет путь по умолчанию рабочим, и он может быть только один. Поэтому, если вы хотите сохранить контур, нужно дважды кликнуть по имени в палитре Paths и назвать его как-то по-другому. После этого можно создать новый путь. Все такие контуры будут сохраняться вместе с документом Photoshop.

Работа с палитрой Paths

Посмотрим на нижнюю часть палитры, там можно увидеть несколько иконок. Первый значок слева позволяет заполнить путь цветом с переднего плана. Второй значок слева — применить обводку к контуру, используя кисть. Третий значок слева преобразует путь в выделение. Сделать это можно и при помощи горячих клавиш Ctrl+Enter (Win) или Command+Return (Mac).

Работа с направляющими

На есть специальные «усы», позволяющие менять направление линии и искривлять ее. Они называются направляющими и контролируют длину, а также угол наклона кривой. Вытянуть их из точки просто — достаточно удерживать нажатой левую клавишу мыши. Работа с направляющими — это основной навык, который нужно освоить перед тем, как пользоваться инструментом "Перо" в «Фотошопе» профессионально. Чем длиннее направляющая, тем длиннее кривая. При вращении одной из них другая вращается в противоположном направлении. Для того чтобы управлять двумя направляющими по отдельности, нужно удерживать клавишу Alt.

Для изменения размера направляющей удерживайте нажатой клавишу Ctrl, чтобы переключиться на Direct Selection Tool. После этого кликните по окончанию направляющей и потяните за него. При помощи трех точек можно создать полукруг. Для этого у центральной нужно вытянуть направляющую горизонтально. Проще всего попробовать самим разобраться с работой направляющей — потренироваться самостоятельно вытягивать кривые и менять их направление. Практика в работе с «Фотошопом» — помощь самому себе на пути к профессионализму.

Инструмент Перо (Pen Tool) присутствует практически во всем диапазоне продукции Adobe. Его функции и применение варьируются в зависимости от используемого приложения, и, освоив Перо (Pen tool), вы будете работать значительно быстрее, качественнее и с лучшими результатами. В этом уроке вы узнаете, как использовать Перо в программе Photoshop.

Прежде чем начать изучение инструмента, скачайте файл PSD с упражнением (http://d2f8dzk2mhcqts.cloudfront.net/221_Pen_Tool/Pen_Tool_Exercise.psd.zip) и, следуя рекомендациям в уроке, попробуйте сами создать подобный контур.



Функции

Перо (Pen Tool) : кликните по холсту, создавая контур из нескольких прямых сегментов. Кликните и перетащите манипуляторы из опорной точки для создания контуров с изогнутыми линиями, так называемыми «кривыми Безье». (http://en.wikipedia.org/wiki/Bézier_curve) . Используя манипуляторы, можно округлять сегменты, выстраивая плавные очертания контура.



Инструмент «Свободное перо» (Freehand Pen tool) : щелкните по холсту и свободно рисуйте, как если бы вы рисовали кистью.



Инструмент «Добавить опорную точку» (Add Anchor Point) : щелкнув по любому сегменту контура, вы можете добавить дополнительную опорную точку.



Инструмент «Удалить опорную точку» (Delete Anchor Point) : щелкнув по любой опорной точке контура, вы можете удалить ее с него.



Инструмент «Угол» (Convert Point tool) : нажмите на любую точку контура и вытяните из нее манипуляторы для изменения формы сегмента. Чтобы удалить манипуляторы с опорной точки, снова щелкните по ней.


Сочетание клавиш

Клавиша P: Выбор инструмента Перо (Pen Tool) или Свободное Перо (Freeform Pen tool) в зависимости от того, который был последним установлен в панели инструментов.

Курсоры

Инструмент Перо (Pen tool) принимает различные формы в зависимости от того, что именно вы делаете, когда его используете.


Клавиша Caps Lock выполняет переключение между указателем (иконка) и перекрестием инструмента.


– подготовка к началу создания контура;


– в процессе создания или редактирования контура;


– при нажатии мышью;


– добавить опорную точку контура;


– удаление опорной точки с контура;


– возврат в начальную точку контура при его закрытии;


– остановка на конечной точке во время создания контура для ее редактирования;


–подготовка для преобразования опорной точки;


–свободное перо;


– магнитное свободное перо;


– инструмент Direct Selection Tool (Стрелка) . Активируется также инструментом Перо (Pen Tool) с нажатой клавишей Ctrl (Сommand) .


– инструмент Path Selection Tool (Выделение контура) . Активируется с инструментом Перо (Pen tool) c нажатыми клавишами Alt+Ctrl (Alt+Command) .


–время остановки над холстом с нажатой клавишей Ctrl, подготовка для опций меню.


Вторичное управление мышью (во время создания контура автоматическое добавление (Add) /удаление (Delete) ) опорных точек).


Инструмент Перо при подведении мыши к любой опорной точке контура изменяется на инструмент «Удалить опорную точку» (Delete anchor point tool) .


Инструмент Перо при подведении мыши к любому сегменту контура изменяется на инструмент «Добавить опорную точку» (Add anchor point tool) .

Управление клавиатурой

Нажатие Ctrl и клик по холсту открывает меню опций;


Нажатие Shift на опорной точке контура выполняет управление кривой под углами 45, 90, 135 или 180° при ее создании или редактировании;


Выбираем опорную точку контура инструментом «Стрелка» (Direct selection tool) и нажимаем клавишу Delete (Удалить) . Удаляется данная опорная точка и два прилегающих к ней сегмента;


Сочетание Перо (Pen Tool) +Alt активирует инструмент «Угол» (Convert anchor point tool) ;


Сочетание Перо (Pen Tool) +Alt позволяет редактировать контур, используя на узловой точке кривую Безье. Разбивает кривую на две рукоятки.


Сочетание Перо (Pen tool) +Ctrl во время создания контура активирует инструмент «Стрелка» (Direct Selection Tool) , позволяющий переместить созданные ранее опорные точки.

Параметры

Панель параметров (Windows-Options) , как правило, расположена в верхней части экрана, и содержит наиболее важные настройки для выбранного вами инструмента.


Это также относится и к инструментам группы Перо (Pen Tools) .


1. Наборы (Presets) : данная опция позволяет сохранять созданные наборы выбранного вами инструмента. Определяет опции, показанные ниже, и сохраняет созданный набор для быстрого возврата к нему в случае необходимости. Сохранение набора выполняется нажатием на иконку нового набора справа (выглядит, как иконка нового слоя) .



2. Слой-фигура (Shape Layers) : вторая иконка в панели параметров. При ее активации контур будет создаваться в виде векторной фигуры с заданным цветом. Отражается в палитре «Контуры» (Paths) и в панели «Слои» (Layers) в виде векторной маски.



3. Контуры (Paths) : третья иконка в панели параметров. Выглядит, как перо в рамке. При ее активации контур создается обычным способом. Отражается в панели «Контуры» (Paths) .



4. Заливка пикселей (Fill Pixels) : четвертая иконка в панели параметров. Активируется при выборе любого инструмента векторных фигур. При создании фигуры заполняется выбранным цветом заливки.



Перо (Pen Tool) : эта иконка активирует инструмент Перо.



Свободное перо (Freehand Pen Tool) : активирует инструмент Свободное перо (Freehand Pen Tool) .



Резиновая лента (Rubber Band) или просмотр контура: эта опция доступна при активации инструмента Перо (Pen Tool) . Помогает представить визуально контур, который вы хотите создать, без необходимости нажатия мышью на холсте.



Кривые (Curve fit) (Freehand Pen Tool) . Позволяет установить свои настройки для создания контура. Введенное значение погрешности определяет точность, с которой манипуляторы Безье будут добавлены к вашему свободному контуру. Чем выше значение, тем точнее будет ваш результат. Требуемое значение от 0,5 до 10 рх.



Магнитное перо (Magnetic) : опция доступна при активации инструмента «Свободное перо» (Freehand Pen) . Позволяет создавать контур по краю изображения, как бы «примагничиваясь» к пограничным пикселям. В параметрах настройки инструмента можно задать ширину области контура, контрастность пикселей и частоту (кол-во) опорных точек контура.



Опция «Нажим пера» (Pen Pressure) : доступна при активации инструмента «Свободное Перо» (Freehand Pen Tool) . позволяет при использовании планшета выполнять имитацию нажима на ручку, влияет на толщину пера.



Автоматическое добавление/удаление (Add/Delete) : опция доступна при активации инструмента Перо (Pen tool) . Позволяет добавлять или удалять опорные точки при создании контура (см. главу «Вторичное управление мышью») .



Варианты выделения контуров (Pathfinders) : эти параметры позволяют выполнить добавление контуров, вычитание, их исключение и пересечение.



Стиль слоя (Layer Style) : опция доступна при активации параметра слоя-фигуры (иконка рамки в верхней панели настроек) . При выбранном вами в верхнем выпадающем меню стиле слоя создается векторная фигура с заданными параметрами как отдельный слой (если активна иконка скрепки) или на текущем слое (если иконка скрепки не активна) .


В состоянии выделения контура клавиша Пробел (Spacebar) активирует инструмент «Рука» (Hand Tool) , позволяющий выполнять прокрутку изображения на экране монитора без снятия выделения контура или смены инструментов.


Переходим в меню Просмотр - Показать – Сетку (View > Snap To > Grid) для более точного создания контура.


Перетаскиваем манипуляторы из первой опорной точки, когда начинаем создавать кривую контура;


Перетаскиваем манипуляторы вокруг одной трети кривой для округления вашего контура.



Располагайте опорные точки на кривой там, где контур начинает изменять направление, но не в середине контура.



Используйте опорные точки дозировано: чем их меньше, тем аккуратнее контур.

Упражнения

Теперь, чтобы лучше закрепить теоретический материал, выполните наше практическое упражнение. Скачайте его из ресурсов урока и попробуйте самостоятельно создать контур букв, следуя рекомендациям статьи.


Некоторые хитрости помогут вам освоить перо в Фотошопе.


Для тренировки создайте документ 600 х 600 px, разрешение 150 , фон белый:


Для работы с «контурами » используют эти инструменты:


Для начала нужно запомнить следующее:


Если просто щелкать этим инструментом по холсту, то образуется ломанная линия, состоящая из прямых отрезков и угловых точек (узлов).


А если нажать Левой Кнопкой Мыши (ЛКМ) и протянуть - получите кривую Безье , с возможностью настройки ее кривизны. В данном случае, узлы будут гладкими.


Кривые Безье - задаются с помощью положения узлов и касательных (рычагов), которые соединяют направляющие и узловые точки.


Процесс создания кривой Безье: Сначала устанавливают начальную точку, а затем, двигая мышь, создают направляющие точки и рычаги, с помощью перемещения которых можно задавать кривизну и направление изгиба линии.


Давайте попробуем:

Включите инструмент «перо », включите режим «контур » и выполните 1 -й пример (вверху).

Затем нажмите клавишу Esc (чтобы закончить вычерчивание первого контура) и выполните ниже 2 -й пример:


При вычерчивании контура инструментом «перо », вы можете добавлять узлы привязки или удалять их.


Для этого в процессе создания контура подведите инструмент к ранее созданному узлу, и вы увидите значок «минус » – щелкнув им на узле – можно удалить ненужную точку (Перо с минусом не разрывает контур. Для разрыва контура нужно выделить узел и нажать Delete ).


Чтобы добавить узел привязки – щелкните «пером » в нужном месте сегмента (возле значка перо появляется «плюс »).


В нарисованных контурах различают узлы: гладкий , угловой и узел стыка .


Гладкий узел – обеспечивает плавный переход от одного сегмента к другому в виде единой дуги.


Угловой узел – представляет угол между двумя прямыми сегментами и не имеет настроечных балансировочных точек (их еще называют маркеры Безье ). Такой узел может только перемещаться. Балансировочные точки позволяют изменять степень кривизны сегментов, соединяющихся в узловой точке, сглаживать углы контуров, точно обводить криволинейные поверхности.


Узел СТЫКА (ОСТРЫЙ узел) – используется в тех местах, когда нужно сделать резкую смену направления кривой или соединить прямолинейный сегмент и криволинейный с резким переходом.


Чтобы работать с узлами вам понадобятся инструменты редактирования и перемещения контуров:

Черная стрелка используется для перемещения всего контура. Для этого: щелкнуть черной стрелкой на линии контура – все узлы выделятся, взять любой узел или за саму кривую и переместить контур в нужное место (см. рисунок а) ниже) .

При перемещении с клавишей Alt контур будет дублироваться.


Чтобы передвинуть только один или несколько узлов – включите белую стрелку, щелкните сначала на контур – появятся узлы. Затем кликните на нужный узел или обведите стрелкой несколько узлов – таким образом, узлы выделяются (Выделенные узлы помечаются инверсным цветом по отношению к фону, не выделенные выглядят как не заполненные квадратики) После этого, ухватите выделенный узел и перетащите его в нужное место.

При перемещении вид стрелки изменится (см. рисунок ниже – б) ) .


Белой стрелкой можно изменять и сами сегменты.

Если сегмент криволинейный – при его перемещении он будет изменяться (вытягиваться и/или гнуться) - см. рисунок ниже – в) .

Если контур прямолинейный – он будет просто перенесен (см. рисунок ниже – г) ) .


Преобразователь узлов применяется для изменения свойств узловых точек, принимает форму острого угла.


Например, если нужно изменить гладкий узел в узел стыка.

При щелчке на гладком узле образуется угловой узел, а при протягивании углового узла – образуется гладкий узел.

Для работы с цифрами этих знаний достаточно, а рисовать будем вот что:


Начнем с самых простых чисел1 и 4 .

Еще раз напомню, что если пером просто щелкать – будут образовываться прямые отрезки, которые складываются в ломанную линию. А если нажать и протягивать указатель мыши – будут рисоваться дуги .


Сначала разберемся с одиночными дугами. Дуга имеет одно свойство – она настраивается.

Самое главное – не спешите, протягивая отпустить кнопку мыши, повертите, покрутите, пока не добьетесь нужного результата.


Ниже показан пример. Старайтесь располагать узлы там, где они расставлены.

Строго горизонтальные, вертикальные или под 45° прямолинейные сегменты вам поможет сделать клавиша Shift , не забывайте ее держать, когда это требуется. А чтобы не запутаться начинайте с первого узла.


После создания контура, не забывайте нажимать Esc .


Рисуются эти цифры одинаково, только одна сверху вниз, а другая снизу вверх.

Чтобы поправить нарисованный контур, используйте белую стрелку (двигайте узлы и поправляйте балансировочные точки).Ну и оставшиеся цифры 8 и 0 . Они обе замкнутые и гладкие и состоят из трех узлов.

Во всех узлах выполняется протягивание. 1 и 3 точки накладываются друг на друга:

Финальный результат

Оставшееся преобразование – острие у восьмерки и ноль к форме яйца попробуйте привести сами.